Идеализм - это философское направление. Основатель и представители идеализма. Значение слова идеализм

ИДЕАЛИЗМ - противоположное материализму философское направление, которое признает первичность духа, сознания и рассматривает материю , природу как нечто вторичное, производное.

Это неправильное, извращенное представление о мире имеет свои гносеологические (теоретико-познавательные) и классовые (социальные) корни. Гносеологические корни идеализма заключаются в абсолютизации, преувеличении отдельных моментов познания. Возможность такого преувеличения обусловлена сложностью, противоречивостью познавательного процесса. Для того чтобы проникнуть в глубь вещей, человек создает абстракции, понятия, с помощью которых свойства предметов мыслятся в общем виде, в отрыве от самих предметов. Поэтому нетрудно превратить эти общие понятия в нечто абсолютно самостоятельное, сделать их основой природных явлений. Другим гносеологическим корнем идеализма является ложное истолкование того факта, что предметы и явления объективного мира отражаются в сознании в субъективной, идеальной форме. Отражаясь в голове человека, они становятся частью его внутреннего мира. Преувеличивая момент субъективности нашего знания и игнорируя то, что оно есть отражение действительности, И. отождествляет внешний мир с внутренним миром человека, а материальные предметы и явления - с его ощущениями, переживаниями.

Социальными корнями идеализма являются отделение духовного (умственного) труда от материального (физического) (Умственный и физический труд), классовое расслоение общества. Умственный труд превратился в привилегию господствующих классов, в связи с чем возникло представление о его определяющей роли в обществе. Классовые основы идеализма изменялись в ходе истории, он являлся опорой самых различных политических программ, но, как правило, идеализм - это мировоззрение консервативных классов. Духовное первоначало в И. трактуется по-разному: это может быть безличный дух (Гегель), «мировая воля» (Шопенгауэр), личностное сознание (персонализм), субъективный опыт (эмпириокритицизм) и др. В зависимости от того, как понимает идеализм духовное первоначало, он делится на две основные формы - субъективный и объективный идеализм. Объективный идеализм видит основу всего существующего в мышлении, оторванном от человека и превращенном в самостоятельную сущность. В античной философии система объективного идеализма была разработана Платоном, считавшим, что все видимые нами конечные вещи порождаются миром вечных, неизменных идей.

В средневековой философии господствовали объективно-идеалистические системы: томизм, реализм и др. Вершины своего развития объективный И. достиг в немецкой классической философии, в системе Шеллинга и в особенности Гегеля, провозгласивших абсолютное тождество бытия и мышления. В 20 в. линия объективного И. была продолжена в неогегельянстве и неотомизме (Томизм и неотомизм).

Объективный идеализм преувеличивает общезначимость научных истин, независимость культурных ценностей от индивидуального опыта, отрывая этические, эстетические и познавательные ценности от реальной жизни людей.

Субъективный идеализм берет в качестве основополагающего начала ощущающее, чувствующее сознание отдельного человека, оторванного от общества. Наибольшего своего расцвета субъективный идеализм достиг в буржуазной философии. Его основоположник - английский философ 18 в. Беркли, выдвинувший положение о том, что вещи существуют лишь постольку, поскольку они воспринимаются. В немецкой классической философии на позициях субъективного И. стояли Кант, у которого были и материалистические моменты («Вещь в себе»), и Фихте, растворивший объективный мир (не-Я) в сознании (Я). В современной буржуазной философии субъективный идеализм - господствующее направление. Он представлен прагматизмом, неопозитивизмом, экзистенциализмом и т. д.

Если последовательно проводить принципы субъективного идеализма, то можно прийти к отрицанию существования не только внешнего мира, но и других людей, т. е. к солипсизму. Поэтому субъективный идеализм эклектичен, он соединяется с элементами или объективного И. (Беркли, Фихте), или материализма (Кант и др.). В соответствии с тем, понимается ли духовное первоначало как нечто единое или как множество, И. принимает форму монистического И. (Шеллинг, Гегель) или плюралистического И. (Лейбниц). В зависимости от того, каким методом пользуются философы, создавая свою картину мира, И. делится на метафизический и диалектический. Диалектический И. представлен в системах Канта, Фихте, Шеллинга; особенно глубоко, в той мере, в какой позволяла ложная идеалистическая основа, разработана диалектика у Гегеля. Метафизический И. присущ неотомизму, прагматизму, позитивизму и др. направлениям. В зависимости от того, какие моменты в процессе познания абсолютизируются, можно выделить эмпирико-сенсуалистический, рационалистический и иррационалистический идеализм.

Эмпирико-сенсуалистический идеализм (Беркли, Мах и др.) отводит главную роль чувственным элементам познания, эмпирическому знанию, рационалистический И. (Декарт, Кант, Гегель и др.)-логическим элементам познания, мышлению. Современным формам И. (Хайдеггер, Яспёрс и др.) присущ главным образом иррационализм, они отрицают безграничные возможности человеческого разума и противопоставляют ему интуицию. Они выдвигают на первый план не отдельные моменты человеческого познания (ощущение, восприятие), а такие глубинные слои человеческого сознания, духовной жизни человека, как эмоции, переживания (страх, забота и т. д.). Для идеализма характерна тесная связь с религией, борьба против материализма.

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea - понятие, представление) - философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии - вопроса об отношении сознания (мышления) к бытию (материи). Идеализм, вопреки науке, признает первичным сознание, дух и считает материю, природу вторичными, производными. В этом отношении идеализм совпадает с религиозным мировоззрением, с точки зрения которого природа, материя порождены неким сверхъестественным, духовным началом (богом).

Абсолютный идеализм (СЗФ.ЭС, 2009)

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - течение англо-американской философии конца 19 - начала 20 веков. Понятие абсолютной реальности, или абсолюта, сформировалось в классической нем. философии. Согласно Ф.В.Й. Шеллингу и Г.В.Ф. Гегелю , атрибут абсолюта - гармоничное примирение противоположностей. Однако в их системах понятие абсолюта содержало неявное противоречие, которое не замедлило обнаружиться при дальнейшей эволюции философских идей. Это противоречие между принципом историзма, согласно которому «дух» становится абсолютным в процессе исторического развития, и самим понятием абсолюта как вневременной полноты бытия и совершенства. Приверженцы абсолютного идеализма отказались от историзма во имя последовательной концепции абсолюта. Вместе с тем в понимании абсолютной реальности у них не было единодушия. Разногласия между ними можно свести к трем позициям. Первая представлена британскими неогегельянцами ( ) Ф.Г. Брэдли и Б.Бозанкетом, вторая - сторонником персонализма Дж. Э. Мак-Таггартом, третья - Дж. Ройсом...

Трансцендентальный идеализм

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Опираясь на разъяснения Канта относительно понятия «трансцендентальное», Гуссерль придал ему более широкий и радикальный смысл. В книге «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» он писал: «Слово «трансцендентальная философия» со времен Канта получило распространение как всеобщее обозначение для универсального философствования, которое ориентируется на кантовский его тип.

Трансцендентальный идеализм

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ (transzendentaler Idealismus) - философское учение И. Канта, гносеологически обосновывающее его систему метафизики, которую он противопоставлял всем иным метафизическим системам (см. Трансцендентальное). По Канту, «трансцендентальная философия должна сначала решить вопрос о возможности метафизики и, следовательно, должна ей предшествовать» (Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Соч. в 6 т., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 54).

Материализм и идеализм

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ (фр. materialisme; idealisme) - с точки зрения материализма два главных философских направления. борьба между которыми воздействует на развитие психологической мысли на протяжении всей ее истории. Материализм исходит из принципа первичности материального бытия, вторичности духовного, психического, которое рассматривается как произвольное от внешнего мира, независимого от субъекта и его сознания.

Абсолютный идеализм (НФЭ, 2010)

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - направление в британской философии, возникшее во второй половине 19 в., иногда также называемое, хотя и не совсем точно, британским неогегельянством. Абсолютный идеализм имел сторонников и в американской философии. Непосредственными предшественниками абсолютного идеализма явились английские романтики (в первую очередь С.Т. Кольридж), а также Т. Карлейль, которые стимулировали среди профессиональных философов интерес к спекулятивной объективно-идеалистической метафизике. Немецкий идеализм (причем не только в гегелевском варианте) прежде всего становится популярным в Шотландии, где в середине 19 в. Позитивизм и утилитаризм не были столь влиятельны, как в Англии. В Северной Америке распространение немецкого идеализма вначале связано с деятельностью группы трансценденталистов, а затем было продолжено Сент-Луиским философским обществом во главе с У. Харрисом...

Идеализм (Грицанов)

ИДЕАЛИЗМ (фр. idealisme от rp. idea - идея) - термин, введенный в 18 в. для интегрального обозначения философских концепций, ориентированных в интерпретации мироустройства и миропознания на семантическое и аксиологическое доминирование духовного. Первое употребление термина И. - в 1702 Лейбницем при оценке философии Платона (в сравнении с философией Эпикура как материализмом). Распространение получает в конце 18 в. после эксплицитной постановки в рамках французского материализма так называемого "основного вопроса философии" как вопроса о соотношении бытия и сознания.

Идеализм (Кириленко, Шевцов)

ИДЕАЛИЗМ (от греч. idea - идея) - одно из основных направлений в философии, сторонники которого признают исходным, первичным, субстанцией дух, идею, сознание. Термин И. был введен немецким философом Лейбницем в начале XIX в. Образцом и родоначальником идеалистического направления в философии был для Лейбница Платон. Предшественником платоновского И. считается пифагореизм. Идеальное первоначало именовалось по-разному: его называли идеей, сознанием, Богом, Абсолютом, мировой волей, абсолютной идеей, Единым, Благом.

Проблема происхождения и сущности жизни является одной из важнейших философских проблем биологии. Необходимо различать философский и биологический подход к решению этой проблемы. С одной стороны, познание живого – это специфический предмет биологии. Биология раскрывает существенные признаки живого и конкретные механизмы зарождения жизни. С другой стороны, данная проблема имеет важное мировоззренческое значение, т.к. с нею связаны другие вопросы мировоззрения. Человек издавна пытался познать тайну жизни, чтобы понять своё место в мире. Философия связывает проблему происхождения и сущности жизни с решением основного вопроса философии и ряда других вопросов мировоззрения. Что первично: материя или сознание? И, следовательно, является ли жизнь в основе своей материальным или духовным явлением? Стала ли она продуктом саморазвития материи или сотворена высшими нематериальными силами? Познаваем ли мир, а, следовательно, и тайна жизни? Случайно или закономерно появилась во Вселенной жизнь? В чём единство и различие живой и неживой природы?

Т.о. философский поход к решению проблемы происхождения и сущности жизни отличается от биологического большей степенью обобщения и связью с мировоззренческими вопросами. В тоже время, философский подход тесно связан с биологическим, что проявляется в следующем: 1) В основе конкретных биологических теорий происхождения жизни лежит то или иное философское мировоззрение. Философские взгляды учёных влияли на создаваемые ими теории. За дискуссией биологов скрывалось столкновение материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой. 2) Открытия в области биологии вели к уточнению философских теорий, доказывали или опровергали их.

По мере развития философии и биологии менялись представления о сущности и происхождении жизни. Сторонники идеалистического подхода считают жизнь творением или проявлением какихлибо нематериальных сил (Пифагор, Сократ, Платон, Шопенгауэр). Наибольшее распространение получил религиозный вариант идеалистического подхода, в основе которого лежат принципы креационизма и телеологии. Креационизм – это религиозный принцип, согласно которому жизнь является творением бога. Телеология – это религиозное учение о целесообразности в природе. В частности, телеологи утверждают, что сложность и целесообразность живой природы доказывают наличие творца.

Сторонники материалистического подхода считают жизнь результатом саморазвития неживой материи. Но до начала ХХ века не удавалось достоверно объяснить механизм зарождения жизни. Уже в античной философии возникла материалистическая гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. Её сторонники утверждали, что живые существа могут постоянно возникать из неживой материи. Эта гипотеза противостояла идеализму, доказывала связь живой и неживой природы, но соответствовала крайне примитивному уровню науки и была опровергнута в 60-х гг. XIX века.

Во второй половине XIX века кризис материалистического подхода привёл к распространению витализма – разновидности идеалистического учения в биологии. Сторонники витализма считали жизнь проявлением особых, нематериальных жизненных сил. Виталисты отрывали живую природу от неживой и противопоставляли их.

В 60-х гг. XIX века возникает новая материалистическая гипотеза, согласно которой жизнь могла быть занесена на Землю из космоса («панспермия»). Эта гипотеза сохраняется и в настоящее время, но имеет мало сторонников, т.к. не объясняет происхождение жизни во Вселенной.

Во второй половине XIX века формируется диалектико-материалистическая философия, которая, с одной стороны, доказывала генетическую связь живой и неживой природы, физико-химическую основу биологических процессов, а с другой стороны, подчёркивала специфику биологической формы движения, качественно несводимой к физико-химическим процессам в неживой природе. Принципы диалектико-материалистической философии легли в основу теории биохимической эволюции, возникшей в биологии в 20-х гг. ХХ века (А.И. Опарин). В настоящее время данная теория продолжает развиваться, корректируясь и пополняясь новыми данными.

2. Определение сущности жизни. Свойства и уровни организации живого.

1) Определение сущности жизни

Многочисленные определения сущности жизни можно свести к двум основным:

жизнь определяется субстратом, носителем ее свойств (например, белком).

жизнь рассматривается как совокупность специфических физико-химических процессов.

Классическое определение Ф. Энгельса:

«Жизнь - есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой... с прекращением обмена веществ прекращается и жизнь...»

2) Свойства живого

Самовоспроизведение (репродукция). Положение «все живое происходит только от живого» означает, что жизнь возникла лишь однажды и что с тех пор начало живому дает только живое. На молекулярном уровне самовоспроизведение происходит на основе матричного синтеза ДНК, которая программирует синтез белков, определяющих специфику организмов. На других уровнях оно характеризуется чрезвычайным разнообразием форм и механизмов, вплоть до образования специализированных половых клеток (мужских и женских). Важнейшее значение самовоспроизведения заключается в том, что оно поддерживает существование видов, определяет специфику биологической формы движения материи.

Специфичность организации . Она характерна для любых организмов, в результате чего они имеют определенную форму и размеры. Единицей организации (структуры и функции) является клетка. В свою очередь, клетки специфически организованы в ткани, последние - в органы, а органы - в системы органов. Организмы не «разбросаны» случайно в пространстве. Они специфически организованы в популяции, а популяции специфически организованы в биоценозы. Последние вместе с абиотическими факторами формируют биогеоценозы (экологические системы), являющиеся элементарными единицами биосферы.

Упорядоченность структуры . Для живого характерна не только сложность химических соединений, из которых оно построено, но и упорядоченность их на молекулярном уровне, приводящая к образованию молекулярных и надмолекулярных структур. Создание порядка из беспорядочного движения молекул - это важнейшее свойство живого, проявляющееся на молекулярном уровне. Упорядоченность в пространстве сопровождается упорядоченностью во времени.

Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна как в плане структуры, так и функции. Например, субстрат жизни целостен, так как представлен нуклеопротеидами, но в то же время дискретен, так как состоит из нуклеиновой кислоты и белка. Нуклеиновые кислоты и белки являются целостными соединениями, однако тоже дискретны, состоя из нуклеотидов и аминокислот (соответственно). Репликация молекул ДНК является непрерывным процессом, однако она дискретна в пространстве и во времени, так как в ней принимают участие различные генетические структуры и ферменты. Процесс передачи наследственной информации тоже является непрерывным, но и он дискретен, так как состоит из транскрипции и трансляции, которые из-за ряда различий между собой определяют прерывность реализации наследственной информации в пространстве и во времени. Митоз клеток также непрерывен и одновременно прерывен. Любой организм представляет собой целостную систему, но состоит из дискретных единиц - клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир также целостен, поскольку существование одних организмов зависит от других, но в то же время он дискретен, состоя из отдельных организмов.

Рост и развитие . Рост организмов происходит путем прироста массы организма за счет увеличения размеров и числа клеток. Он сопровождается развитием, проявляющимся в дифференцировке клеток, усложнении структуры и функций. В процессе онтогенеза формируются признаки в результате взаимодействия генотипа и среды. Филогенез сопровождается появлением гигантского разнообразия организмов, органической целесообразностью. Процессы роста и развития подвержены генетическому контролю и нейрогуморальной регуляции.

Обмен веществ и энергии . Благодаря этому свойству обеспечиваются постоянство внутренней среды организмов и связь организмов с окружающей средой, что является условием для поддержания

жизни организмов. Между ассимиляцией и диссимиляцией существует диалектическое единство, проявляющееся в их непрерывности и взаимности. Например, непрерывно проходящие в клетке превращения углеводов, жиров и белков являются взаимными. Потенциальная энергия поглощаемых клетками углеводов, жиров и белков превращается в кинетическую энергию и тепло по мере превращения этих соединений. Обмен веществ и энергии в клетках ведет к восстановлению (замене) разрушенных структур, к росту и развитию организмов.

Наследственность и изменчивость . Наследственность обеспечивает материальную преемственность между родителями и потомством, между поколениями организмов, что, в свою очередь, обеспечивает непрерывность и устойчивость жизни. Основу материальной преемственности в поколениях и непрерывности жизни составляет передача от родителей к потомству генов, в которых зашифрована наследственная информация о свойствах организмов. Изменчивость связана с появлением у организмов признаков, отличных от исходных, и определяется изменениями в генетических структурах. Наследственность и изменчивость являются одним из факторов эволюции.Раздражимость . Реакция живого на внешние раздражения служит проявлением отражения, характерного для живой материи. Факторы, вызывающие реакцию организма или его органа, называются раздражителями. Ими являются свет, температура среды, звук, электрический ток, механические воздействия, пищевые вещества, газы, яды и др. У организмов, лишенных нервной системы (простейшие и растения), раздражимость проявляется в виде тропизмов, таксисов и настий. У организмов, имеющих нервную систему, раздражимость проявляется в виде рефлекторной деятельности. У животных восприятие внешнего мира осуществляется через первую сигнальную систему, тогда как у человека в процессе исторического развития сформировалась еще и вторая сигнальная система. Благодаря раздражимости организмы уравновешиваются со средой. Избирательно реагируя на факторы среды, организмы «уточняют» свои отношения со средой, в результате чего возникает единство среды и организма.

Движение . Многие одноклеточные организмы двигаются с помощью особых органоидов. К движению способны и клетки многоклеточных организмов (лейкоциты, блуждающие соединительнотканные клетки и др.). Совершенство двигательной реакции достигается в мышечном движении многоклеточных животных организмов, которое заключается в сокращении мышц.Внутренняя регуляция . Процессы, протекающие в клетках, подвержены регуляции. На молекулярном уровне регуляторные механизмы существуют в виде обратных химических реакций, основу которых составляют реакции с участием ферментов, обеспечивающих замкнутость процессов регуляции по схеме синтез - распад - ресинтез. Синтез белков, включая ферменты, регулируется с помощью механизмов репрессии, индукции и позитивного контроля. Напротив, регуляция активности самих ферментов происходит по принципу обратной связи, заключающейся в ингибировании конечным продуктом. Известно также регулирование путем химической модификации ферментов. В регуляции активности клеток принимают участие гормоны, обеспечивающие химическую регуляцию.

3) Уровни организации живого

Различают молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционный, видовой, биоценотический и глобальный (биосферный) уровни организации живого. На всех этих уровнях проявляются все свойства, характерные для живого. Каждый из этих уровней характеризуется особенностями, присущими другим уровням, но каждому уровню присущи собственные специфические особенности.

Молекулярный уровень . Этот уровень является глубинным в организации живого и представлен молекулами нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов и стероидов, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул. На этом уровне зачинаются и осуществляются важнейшие процессы жизнедеятельности (кодирование и передача наследственной информации, дыхание, обмен веществ и энергии, изменчивость и др.). Физико-химическая специфика этого уровня заключается в том, что в состав живого входит большое количество химических элементов, но основная масса живого представлена углеродом, кислородом, водородом и азотом. Из группы атомов образуются молекулы, а из последних формируются сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям. Большинство этих соединений в клетках представлены нуклеиновыми кислотами и белками, макромолекулы которых являются полимерами, синтезированными в результате образования мономеров и соединения последних в определенном порядке. Кроме того, мономеры макромолекул в пределах одного и того же соединения имеют

одинаковые химические группировки и соединены с помощью химических связей между атомами, их неспецифических частей (участков). Все макромолекулы универсальны, так как построены по одному плану независимо от их видовой принадлежности. Являясь универсальными, они одновременно и уникальны, ибо их структура неповторима. Например, в состав нуклеотидов ДНК входит по одному азотистому основанию из четырех известных (аденин, гуанин, цитозин или тимин), вследствие чего любой нуклеотид неповторим по своему составу. Неповторима также и вторичная структура молекул ДНК.

На молекулярном уровне осуществляется превращение энергии - лучистой энергии в химическую, запасаемую в углеводах и других химических соединениях, а химической энергии углеводов и других молекул - в биологически доступную энергию, запасаемую в форме макроэргических связей АТФ. Наконец, здесь происходит превращение энергии макроэргических фосфатных связей в работу - механическую, электрическую, химическую, осмотическую.

Клеточный уровень . Этот уровень организации живого представлен клетками, действующими в качестве самостоятельных организмов (бактерии, простейшие и др.), а также клетками многоклеточных организмов. Главнейшая специфическая черта этого уровня заключается в том, что с него начинается жизнь. Будучи способными к жизни, росту и размножению, клетки являются основной формой организации живой материи, элементарными единицами, из которых построены все живые существа (прокариоты и эукариоты). Между клетками растений и животных нет принципиальных различий по структуре и функциям. Некоторые различия касаются лишь строения их мембран и отдельных органелл. Заметные различия в строении есть между клеткамипрокариотами и клетками-эукариотами, но в функциональном плане эти различия нивелируются, ибо везде действует правило «клетка от клетки».

Тканевой уровень . Данный уровень представлен тканями, объединяющими клетки определенного строения, размеров, расположения и сходных функций. Ткани возникли в ходе исторического развития вместе с многоклеточностью. У многоклеточных организмов они образуются в процессе онтогенеза как следствие дифференциации клеток. У животных различают несколько типов тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная, кровь, нервная и репродуктивная).

Органный уровень . Представлен органами организмов. У растений и животных органы формируются за счет разного количества тканей. У простейших пищеварение, дыхание, циркуляция веществ, выделение, передвижение и размножение осуществляются за счет различных органелл. У более совершенных организмов имеются системы органов.

Организменный уровень . Данный уровень представлен самими организмами - одноклеточными и многоклеточными организмами растительной и животной природы. Специфическая особенность организменного уровня заключается в том, что на этом уровне происходят декодирование и реализация генетической информации, создание структурных и функциональных особенностей, присущих организмам данного вида.

Видовой уровень . Данный уровень определяется видами растений и животных. В настоящее время насчитывают около 500 тыс. видов растений и около 1,5 млн видов животных, представители которых характеризуются самым различным местообитанием и занимают разные экологические ниши. Вид является также единицей классификации живых существ.

Популяционный уровень . Растения и животные не существуют изолированно; они объединены в популяции, которые характеризуются определенным генофондом. В пределах одного и того же вида может насчитываться от одной до многих тысяч популяций. В популяциях осуществляются элементарные эволюционные преобразования, происходит выработка новой адаптивной формы.Биоценотический уровень . Представлен биоценозами - сообществами организмов разной видовой принадлежности. В таких сообществах организмы разных видов в той или иной мере зависят один от другого. В ходе исторического развития сложились биогеоценозы (экосистемы), которые представляют собой системы, состоящие из взаимозависящих сообществ организмов и абиотических факторов среды. Экосистемам присуще подвижное равновесие между организмами и абиотическими факторами. На том уровне осуществляются вещественно-энергетические круговороты, связанные с жизнедеятельностью организмов.

Глобальный (биосферный) уровень . Данный уровень является высшей формой организации живого (живых систем). Он представлен биосферой. На этом уровне осуществляется объединение всех вещественно-энергетических круговоротов в единый гигантский биосферный круговорот веществ и энергии.


Идеализм - антинаучное направление в философии, которое при разрешении основного вопроса философии:- вопроса об отношении мышления к бытию - в противоположность материализму за первичное берёт сознание, дух и отрицает, что сознание есть продукт материи. Идеализм считает мир воплощением. «сознания», «абсолютной идеи», «мирового духа». Согласно идеализму реально существует лишь наше сознание, а материальный мир, бытие, природа есть лишь продукт сознания, ощущений, представлений, понятий.

Идеалистическое направление в философии распадается на две основные разновидности: субъективный идеализм и «объективный» идеализм. Идеализм, субъективный берёт за основу существующего ощущение, представление, сознание отдельного индивидуума, субъекта. Этот вид идеализма связан прежде всего с именем английского епископа (см.). Субъективный идеализм отрицает, что за ощущениями находятся реальные, независимые от человека предметы, которые действуют на наши органы чувств и вызывают в нас определённые ощущения. Эта точка зрения с неизбежностью ведёт к солипсизму. Общественная практика, которая на каждом шагу убеждает нас в том, что человеческие ощущения, восприятия, представления отражают реально существующие предметы, убедительное всего показывает антинаучный характер субъективного идеализма как одной из форм идеалистической философии.

В отличие от субъективного идеализма идеализм «объективный» берёт за основу существующего не личное, не субъективное сознание, а некое мистическое, «объективное» сознание, сознание вообще: «мировой разум», «универсальную волю» и т. д., существующие, по мнению «объективных» идеалистов, самостоятельно, независимо от человека. На самом деле никакого объективного, т. е. существующего независимо от людей, сознания нет и не может быть. Идеализм тесным образом связан с религией и приводит так или иначе к идее бога.

Идеализм - верный союзник и помощник религии. Указывая, что идеализм есть поповщина, Ленин подчёркивает вместе с тем, что «идеализм философский есть дорога к поповщине через один из оттенков бесконечно сложного познания (диалектического) человека». Идеализм имеет свои корни в общественной жизни, а также в самом процессе познания. В самом процессе познания, в процессе обобщения явлений есть возможность отрыва сознания от действительности, возможность превращения общих понятий в абсолют, оторванный от материи и обожествлённый.

Так, например, говоря о соотношении реально существующих яблок, груш, земляники, миндаля и их общего понятия «плод», «объективный» идеалист считает это абстрагированное от реальной действительности понятие («плод») основой самого существования: этих яблок, груш, земляники, миндаля. Точно так же субъективный идеализм на том основании, что без ощущений невозможно познать предметы, превращает ощущение в единственную реальность, отрицая существование внешнего мира.
Социальными условиями возникновения философского идеализма являются отделение умственного труда от физического, появление классов и эксплуатации. Идеалистическое объяснение явлений природы развивалось преимущественно идеологами реакционных классов. Поэтому, как правило, философский идеализм играл в истории общества реакционную роль: он боролся против прогрессивных сил, против демократии и науки.

Идеализм зародился в глубокой древности. Представителем древнегреческого «объективного» идеализма был (см.), выражавший интересы рабовладельческой аристократии, ярый противник античной демократии. Платон объявил, что настоящий мир - это особый, сверхчувственный мир идей, а мир реальных вещей - мир теней, мир бледных отблесков идей. В феодальном обществе господствовала идеалистическая религиозная схоластика, которая превратила философию в служанку богословия. В период разложения феодализма и развития буржуазных отношений революционная буржуазия стран, более развитых в экономическом отношении (Англия, Голландия), выдвигает целый ряд философов-материалистов ( - см., - см., - см. и др.). Формами борьбы идеализма против материализма английских философов явились в эпоху утверждения капиталистических" отношений в Англии субъективный идеализм Беркли и скептицизм (см.).

Как аристократическая реакция на французскую революцию и французский материализмXVIIIв. в Германии складывается в XVIII в. и в первой трети XIX в. идеалистическая философия: (см.), (см.), (см.), (см.). Гегель довёл философский идеализм до крайнего его выражения: но Гегелю, всё есть идея или инобытие идеи. Гегель был последним представителем той идеалистической философии, в которой попреки идеализм имелись не которые прогрессивные элементы («рациональное зерно» гегелевской диалектики).

Большую роль в борьбе против философского идеализма сыграли русские материалисты XVIII и XIX вв. - (см.), (см.), (см.), (см.), (см.), (см.), (см.), (см.) и др.

В своём дальнейшем развитии идеалистическая философия вырождается, заимствуя из философских систем прошлого самые реакционные и мистические теории. Особенно реакционный характер принимает идеалистическая философия в эпоху империализма. В конце XIX и начале XX в. получил распространение эмпириокритицизм Маха, и Авенариуса, возродивший беркле-анство.

Подвергая махизм сокрушительной критике, Ленин писал, что «за гносеологической схоластикой эмпириокритицизма нельзя не видеть борьбы партий в философии, борьбы, которая в последнем счете выражает тенденции и идеологию враждебных классов современного общества». Но никогда ещё идеалистическая философия не находилась в состоянии такого маразма и гниения, как современная буржуазная философия. Гитлеризм, основывавшийся на идеалистической философии, показал, в какой ту-шик способны привести и привели целые народы антинаучные, реакционные взгляды на развитие общества. Об этом же свидетельствует идеалистическая философия идеологов современных империалистов США и других стран, идущих по стопам гитлеризма.

Ренегаты и предатели рабочего класса всегда использовали и используют буржуазную философию как идейное оружие для обоснования ревизионизма и оппортунизма. Защищая идею сотрудничества классов, борясь против идеи пролетарской революции, ревизионизм отбрасывал материалистическую диалектику, пытаясь эклектически соединить учение Маркса с той или иной идеалистической философией. Современные оппортунисты из лагеря правых социалистов открыто проповедуют философский идеализм и из кожи лезут вон, чтобы опорочить ненавистный им всепобеждающий марксизм-ленинизм. Но тщетны все попытки идеалистов отстоять своё реакционное дело. Прогресс науки и победа сил демократии и социализма приводят к тому, что философский идеализм теряет одну позицию за другой. Гибель капитализма будет означать крушение социальных основ идеализма.

В объяснении общественных явлений все философы до Маркса и Энгельса, в том числе и домарксовские материалисты, стояли на идеалистических позициях, утверждая, что основными двигателями истории являются образованные люди, «герои», творящие историю без народа, что народ есть пассивная, инертная сила, неспособная подняться до исторической деятельности. На этих идеалистических позициях стояли русские народники -см., всякого рода мелкобуржуазные социалисты, анархисты и т. п.

Современные буржуазные философы с целью продлить существование умирающего капитализма используют самые реакционные идеалистические теории-расизм, католицизм и т. п. Маркс и Энгельс изгнали идеализм из последнего его убежища - из области науки об обществе. Марксизм указал истинные движущие силы общественного развития, открыв, что способ производства материальных благ является главной силой общественного развития, что творцом истории является народ, трудящиеся массы. Основоположники марксизма впервые создали последовательно-материалистическое мировоззрение, до конца враждебное идеализму. Возникновение марксистского философского материализма означало целую революцию в многовековой истории развития материалистической философии.

Идеализм - это категория философии, которая утверждает, что реальность зависит от ума, а не от материи. Иначе говоря, все идеи и мысли составляют суть и фундаментальную природу нашего мира. В этой статье мы познакомимся с понятием идеализма, рассмотрим, кто был его основателем.

Преамбула

Экстремальные версии идеализма отрицают, что любой “мир” существует вне нашего разума. Более узкие версии этого философского течения, наоборот, утверждают, что понимание реальности отражает в первую очередь работу нашего разума, что свойства объектов не имеют стояния, независимого от воспринимающих их умов.

Если существует внешний мир, мы не можем по-настоящему знать его или что-либо знать о нем; все, что нам доступно - ментальные конструкции, созданные разумом, которые мы ложно приписываем окружающим вещам. Например, теистические формы идеализма ограничивают реальность только одним сознанием - божественным.

Определение простыми словами

Идеализм - это философское кредо тех людей, которые верят в высокие идеалы и стремятся сделать их реальными, хотя знают, что порой это невозможно. Это понятие часто контрастирует с прагматизмом и реализмом, где люди имеют цели менее амбициозные, но более достижимые.

Это чувство “идеализма” сильно отличается от того, как слово используется в философии. С научной точки зрения, идеализм - это основная структура реальности: приверженцы этого течения считают, что одна ее “единица” - мысль, а не материя.

Важные книги и философы-основатели

Если вы хотите познакомиться поближе с понятием идеализма, то рекомендуется прочитать несколько увлекательных работ некоторых авторов. Например, Джосайи Ройса - “Мир и индивид”, Беркли Джорджа - “Трактат о принципах человеческого знания”, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля 0 “Феноменология Духа”, И. Канта - “Критика чистого разума”.

Также следует обратить внимание на основателей идеализма, таких как Платон и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Все авторы книг, указанных выше, внесли огромный вклад в развитие этого философского течения.

Шотландский философ Дэвид Юм показал, что человек не может доказать существование устойчивой самоидентификации с течением времени. Нет никакого научного способа подтвердить представление людей о собственном “я”. Мы уверены в том, что это правда, благодаря интуиции. Она нам подсказывает: “Конечно, это я! И по-другому быть не может!”

Есть много способов ответа, в том числе основанных на современной генетике, которую Юм не мог себе представить. Вместо того чтобы быть физическим объектом, человеческая самость - идея, и, в соответствии с онтологическим философским идеализмом, это именно то, что делает ее реальной!

Джеймс Джинс был британским ученым и математиком. В своей цитате о том, что каждое индивидуальное сознание должно быть сравнено с мозговой клеткой в универсальном уме, исследователь показывает сравнение между божественным и онтологическим идеализмом. Джеймс Джинс был ярым сторонником последней теории в философии. Ученый утверждал, что идеи не могут просто плавать в абстрактном мире разума, а содержатся в большом всеобщем уме. При этом он не использует само слово “Бог”, однако многие относят его теорию к теизму. Сам же Джинс был агностиком, то есть он считал, что невозможно было узнать, является ли Всевышний настоящим или нет.

Что такое “ум” в идеализме

Природа и идентичность “ума”, от которого зависит реальность, - одна из проблем, которая разделила идеалистов на несколько сторон. Одни утверждают, что существует какое-то объективное сознание вне природы, другие же, наоборот, думают, что это просто общая сила разума или рациональности, третьи считают, что это - коллективные умственные способности общества, а остальные сосредотачиваются просто на мыслительных процессах отдельных людей.

Объективный идеализм Платона

Древнегреческий философ считал, что существует совершенная область формы и идей, а наш мир просто содержит ее тени. Это мнение зачастую называют объективным идеализмом Платона или “Платоническим реализмом”, потому что ученый, похоже, приписал этим формам существование, независимое от любого разума. Однако некоторые утверждали, что древнегреческий философ придерживался положения, аналогичного Трансцендентному идеализму Канта.

Гносеологическое течение

Согласно Рене Декарту, единственное, что может быть реальным, происходит в нашем сознании: ничто из внешнего мира не способно осуществляться непосредственно без разума. Таким образом, единственное истинное знание, доступное человечеству, - наше собственное существование, позиция, подытоженная в знаменитом заявлении математика и философа: “Я думаю, поэтому существую” (на латинском - Cogito ergo sum).

Субъективное мнение

Согласно данному направлению в идеализме, только идеи могут быть известны и иметь любую реальность. В некоторых трактатах его еще называют солипсизмом или догматическим идеализмом. Таким образом, никакие утверждения о чем-либо вне своего разума не имеют никакого оправдания.

Епископ Джордж Беркли был главным сторонником этой позиции, и он утверждал, что так называемые “объекты” существовали только в той мере, в какой мы их воспринимали: они не были построены из независимо существующей материи. Реальность, казалось, только сохранялась либо из-за того, что люди продолжали воспринимать предметы, либо из-за сохраняющейся воли и ума Бога.

Объективный идеализм

Согласно этой теории, вся реальность основана на восприятии одного разума, обычно, но не всегда, отождествленного с Богом, который затем передает свое восприятие умам всех остальных.

Нет времени, пространства или другой реальности вне восприятия одного разума. На самом деле даже мы, люди, не отделены от него. Мы больше похожи на клетки, которые являются частью более крупного организма, а не независимых существ. Объективный идеализм начался с Фридриха Шеллинга, но нашел своих сторонников в лице Г. В. Ф. Гегеля, Джосайи Ройса, С. Пирса.

Трансцендентальный идеализм

Согласно этой теории, разработанной Кантом, все знания берут свое начало в воспринимаемых явлениях, которые были организованы по категориям. Данные мысли иногда называют критическим идеализмом, который вовсе не отрицает, что внешние объекты или внешняя реальность существует. Однако он в то же время отрицает, что мы не имеем доступа к истинной, существенной природе реальности или объектов. Все, что у нас есть, это простое восприятие их.

Абсолютный идеализм

Данная теория утверждает, что все объекты идентичны какой-то определенной идее, а идеальное знание - сама система идей. Это также известно как объективный идеализм, который напоминает движение, созданное Гегелем. В отличие от других форм течения, эта считает, что существует лишь один ум, в котором вся реальность и создается.

Божественный идеализм

Кроме того, мир может рассматриваться как одно из проявлений некоторых других разумов, таких как Бог. Однако следует помнить, что вся физическая реальность будет содержаться в уме Всевышнего, а это значит, что сам он будет находиться вне самой Мультивселенной (мультиверса).

Онтологический идеализм

Другие люди, приверженцы этой теории, утверждают, что материальный мир существует, но на базовом уровне он был воссоздан из идей. Например, некоторые физики считают, что Вселенная в самом основании состоит из чисел. Поэтому научные формулы не просто описывают физическую реальность - они являются ею. Е=МС 2 - формула, которая рассматривается как фундаментальный аспект реальности, который Эйнштейн обнаружил, а вовсе не описание, которое он впоследствии сделал.

Идеализм против материализма

Материализм утверждает, что реальность имеет физическую основу, а не концептуальную. Для приверженцев этой теории такой мир является единственной истиной. Наши мысли и восприятие - часть материального мира, как и другие объекты. Например, сознание - физический процесс, в котором одна часть (ваш мозг) взаимодействует с другой (книга, экран или небо, на которое вы смотрите).

Идеализм - это постоянно оспоримая система, поэтому ее невозможно доказать или опровергнуть, впрочем, как и материализм. Не существует каких-либо конкретных тестов, которые бы могли найти факты и взвесить их друг против друга. Тут же все истины могут быть сфальсифицированы и ложны, потому как доказать их пока что не удалось никому.

Все, на что опираются приверженцы этих теорий, - интуиция или инстинктивная реакция. Многие люди считают, что материализм имеет больше смысла, чем идеализм. Это и большой опыт взаимодействия первой теории с внешним миром, и вера в то, что все окружающее действительно существует. Но, с другой стороны, появляется опровержение этой системы, ведь человек не может выйти за пределы собственного разума, поэтому как можно быть уверенным, что действительность существует вокруг нас?