Как начать работать репетитором? Личный опыт. И зарабатывает как технарь. Необходимо ли получать лицензию

Репетиторство – отличный вид заработка или подзаработка, которым можно заниматься как в дополнение к основному месту работы, так и будучи на пенсии. Но еще выгоднее организовать собственный бизнес на основе репетиторского центра. Если разобраться, как это сделать, задание окажется не таким уже и сложным.

Преимущества направления

Для организации подобного центра достаточно регистрации индивидуального предпринимателя, для которого необязательно иметь большой стартовый капитал. Это позволяет обойтись без рискованных шагов по обращению в кредитные учреждения. Небольшие вложения позволяют быстро вернуть средства и выйти на окупаемость. Открыть центр можно буквально в считаные месяцы, так как это не требует решения сложных организационных вопросов.

Сегодня огромные возможности для репетиторского центра открывает Интернет. Обучение можно проводить не только очно, но и дистанционно, не теряя при этом индивидуального подхода к клиенту, сохраняя качество предоставляемых услуг. Также всемирная сеть позволяет использовать множество передовых методик и программ обучения.

Фактически начать бизнес можно вообще без вложений, имея авторитет среди определенного круга учеников, достаточный уровень знаний и некоторый преподавательский опыт. Переходить к открытию собственно репетиторского центра можно после того, как будет наработана определенная клиентская база. Это также увеличит шансы на успех вашего проекта.

Востребованные направления бизнеса

Прежде чес составлять бизнес-план организации центра, надо определиться с его специализацией. Наиболее востребованными направлениями считаются:

  • подготовка учеников школ по определенным предметам;
  • подготовка абитуриентов к поступлению в ВУЗ;
  • подготовка студентов по выбранным направлениям;
  • подготовка выпускников ВУЗов по определенным предметам перед устройством на работу.

Чаще всего клиенты интересуются возможностью подучить иностранные языки, хотя начитка других предметов тоже остается актуальной.

Обратите внимание, прежде чем начать обучение, желательно с каждым клиентом подписать соответствующий договор, в котором прописать права и обязанности каждой стороны.

Описание услуг

В бизнес-план желательно вписать перечень основных услуг, которые будут предоставляться вашим центром. К ним должны относиться такие:

  • бесплатная предварительная консультация, которая дает возможность выяснить уровень знаний клиента по выбранному направлению и определить объем программы для изучения;
  • предоставление информации о требованиях на вступительные экзамены по предметам в различные ВУЗы и прочие учебные заведения страны;
  • предоставление необходимых знаний, навыков, информации по выбранным предметам.

В свою очередь, обучение должно включать в себя такие основные направления работы преподавателей центра:

  • создание индивидуальных программ для обучения на основе тестирования клиентов, поставленных ними задач для обучения, особенностей восприятия ними информации;
  • разработка, использование специальных методик обучения;
  • использование различных форм занятий (консультации, семинары, лекции);
  • предоставление в безоплатное пользование специальной методической литературы на весь период обучения, помещения, специального оборудования;
  • использование специальных компьютерных программ, которые позволяют освоить и закрепить знания, навыки;
  • постоянные консультации во время обучения (во время занятий – бесплатно, в качестве дополнительных консультаций – за отдельную плату по установленному тарифу).

Клиентура и рынок

Чтобы понимать, где и как занять свое место на рынке, надо примерно понимать себе его структуру. Основными участниками, а соответственно, конкурентами вашего центра будут:

  • государственные учреждения;
  • другие частные учреждения;
  • частные репетиторы.

Постоянные изменения в сфере предоставления обучения государственными структурами влияют на особенности предоставления образовательных услуг частными репетиторами и репетиторскими центрами.

Их клиентами, как правило, являются такие категории граждан:

  • не успевающие за школьной программой ученики;
  • абитуриенты перед поступлением в ВУЗы и другие учебные заведения;
  • отслужившие положенное в рядах срочной армии молодые люди, которые желают продолжить образование;
  • люди различных возрастов, желающие переквалифицироваться;
  • предприниматели, которые хотят получить высшее образование.

Как правило, репетиторские центры представляют собой промежуточное звено между частным репетиторством и государственными образовательными учреждениями. Здесь предлагают образования по выбранным направлениям как индивидуально, так и в группах, но по заранее определенной программе.

Место для центра

Для центра необходимо выбрать подходящее помещение. Желательно искать его недалеко от расположения основной массы клиентов. Так, если вы ориентированы на школьников и абитуриентов, можно открываться возле школ, на студентов – соответственно недалеко от ВУЗов.

Под центр подойдет помещение обычной квартиры на три-четыре комнаты. Ее можно оборудовать так, чтобы на входе размещался ресепшн, а также были отдельно оформлены несколько классов для обучения. Как вариант, можно почасово арендовать помещения в тех же ВУЗах и прочих учебных заведениях. Это облегчит вам поиск клиентуры, упростит организацию и оснащение помещений всем необходимым.

В классах необходимо предусмотреть:

  • мебель;
  • учебную доску или флип-чарт;
  • телевизор;
  • компьютеры (по необходимости);
  • необходимое количество литературы и канцтоваров.

Обязательно бизнес-план должен предусмотреть покупку офисной техники на ресепшн.

Персонал и график работы

Из персонала вам понадобится один секретарь на ресепшн, который будет встречать приходящих клиентов, отвечать на их вопросы и заниматься организационными делами. В зависимости от графика работы центра потребуется один или два секретаря для посменной работы. Затем, план штатного расписания должен предусмотреть наем преподавателей. Их количество и специализация зависят от направления работы, которое будет выбрано для вашего центра. Кстати, открывая центр при учебном заведении, можно быстро решить вопрос с персоналом, предлагая дополнительную работу местным преподавателям в вашем центре.

Что касается графика работы, то, как правило, на утренние часы ставят индивидуальные занятия, а на вечерние – групповые. Так проще всего набрать необходимое количество учащихся. При этом желательно, чтобы центр работал без выходных. Сразу определите длительность занятий. Обратите внимание, что для дошкольников и школьников она не должна превышать 40 минут, а для взрослых можно устанавливать час и больше с перерывами.

Организационные вопросы

На начальном этапе достаточно зарегистрировать индивидуального предпринимателя и работать с несколькими преподавателями. При такой форме организации штатном составе вполне можно обслуживать около 12 клиентов в день. Если со временем расширять штатный состав и количество филиалов заведения, необходимо будет перерегистрироваться на ООО или другую форму юридического лица. В последнем случае вам потребуется получение лицензии. Работая без помощников, лицензию оформлять необязательно.

При регистрации надо указать следующие коды ОКВЭД:

Финансовые расчеты

Как утверждают специалисты, для открытия подобного центра бизнес-план потребует инвестиций в среднем в 100 тыс. руб. Эту цифру можно существенно уменьшить, если приобретать недорогую или подержанную мебель, технику. Также на ее размер влияет масштабность проекта. Небольшой центр с 3-4 преподавателями обойдется намного дешевле, чем заведение с штатом в 10 преподавателей.

Основными расходами, которые должен учитывать бизнес-план, являются такие статьи:

  • арендная плата;
  • регистрация предприятия;
  • оборудование помещения;
  • закупка техники;
  • оплата коммунальных и коммуникационных услуг;
  • расходы на рекламу;
  • закупка методических пособий;
  • заработная плата персоналу;
  • закупка канцелярских изделий.

Соответственно кроме единовременных затрат каждый месяц бизнес-план должен предусматривать не менее 75 тыс. руб. постоянных трат.

Доходы организации будут идти исключительно от платы за обучение клиентами. Средняя стоимость часа занятий по рынку составляет 300 руб. Треть этой суммы уходит на оплату труда репетитора. Если один преподаватель занимается с группой в пять человек, доход с группы в месяц составит примерно 12600 руб.

При указанных суммах затрат, чтобы выйти на окупаемость, необходимо в месяц обслуживать не менее 250 клиентов. Если работать 26 дней в месяц, за день надо принимать не менее 10 учеников.

Рекламная кампания

Цифры по предполагаемым доходам вполне реальные, поэтому можно смело утверждать, что репетиторский центр имеет шанс не только окупиться, но и приносить доход уже в первые месяцы работы. Конечно, если будет организована надлежащая рекламная кампания.

Как правило, бизнес-план включает применение таких рекламных инструментов:

  • распространение информации по школам и другим учебным заведениям;
  • размещение объявлений на улице;
  • реклама среди друзей, знакомых;
  • размещение объявлений в Интернете на специальных бесплатных досках объявлений, а также через социальные сети.

Отличным рекламным инструментом станет собственный сайт. На нем можно размещать информацию о деятельности вашего центра, его специализации и основных направлениях. Также там необходимо разместить данные о преподавателях, что увеличит доверие клиентов к центру.

Перспективы роста и развития

Если вначале бизнес-план предусматривал работу с тремя преподавателями, то через год-полтора вполне можно рассчитывать на расширение штата. Расширяться следует по востребованным и перспективным направлениям, которые демонстрирует ваш рынок. Но надо учитывать, что индивидуальный предприниматель предполагает ограниченные возможности найма персонала. Поэтому бизнес-план заранее должен предусмотреть возможность изменения формы организации центра.

Как правило, штат расширяют не только преподавателями. Рост центра требует найма дополнительного обслуживающего персонала: профессионального бухгалтера, программиста, который будет разрабатывать учебные программы, IT-администратора, который будет следить за бесперебойной работой компьютеров и прочее. Дополнительный заработок можно организовать с продажи собственных обучающих программ и обучающей литературы, методичек.

Существует два варианта увеличения своих доходов для частного репетитора.

Вариант №1 . Увеличить количество учеников.

Вариант №2 . Увеличить стоимость услуг.

Сразу скажу, что первый вариант – это в итоге тупиковый путь. У человека только две руки и две ноги и 24 часа в сутках (не нужно об этом забывать). При чем, это касается не только репетиторов, но и частных специалистов в других сферах бизнеса. Делая ставку на первый вариант, вы рано или поздно упретесь в потолок по доходам, начнете сильно уставать и т.д.

Однако давайте рассмотрим 7 способов как начать зарабатывать больше репетитору для вышеприведенных двух вариантов увеличения доходов.

Для варианта №1.

  1. Увеличить охват аудитории, путем использования дополнительных каналов привлечения клиентов для репетиторского бизнеса. Грубо говоря, если до сегодняшнего дня вы искали учеников через знакомых и “сарафанное радио”, необходимо начать использовать современные инструменты интернет-маркетинга (создать свой сайт, страницу в соц.сетях, открыть свой канал на YouTube и т.п.).
  2. Назначить дополнительные занятия для ваших нынешних учеников. Т.е. если с каждым отдельным учеником вы занимаетесь два раза в неделю, нужно перейти на более плотный график занятий (например, три раза в неделю).
  3. Создать мини-группу. Чтобы максимально эффективно использовать свое время и зарабатывать больше, можно преподавать в мини-группе (ни один человек, а одновременно 2-3 ученика). Таким образом, за один и тот же промежуток времени, практически при одинаковых усилиях, вы заработаете больше денег.

Для варианта №2.

  1. Сменить нишу. Если вы преподаете школьникам младших классов по школьной программе, смените нишу и начните обучать взрослых. Ставки возрастут естественным образом. Да, в зависимости от вашей специфики, вам, возможно, придется повысить свою собственную квалификацию. А кто сказал, что будет легко 😉
  2. Стать №1 в своей нише. Чтобы начать зарабатывать по настоящему хорошие деньги в репетиторском бизнесе, необходимо всегда стремиться стать лучшим в своей нише. Для этого вам придется создать , а так же использовать все доступные инструменты маркетинга. Создание профессиональной репутации и личного бренда – это непростая работа. Но не забывайте, что сначала вы работает на репутацию, а потом она начинает работать на вас.
  3. Правильно выбрать ЦА (целевую аудиторию). Есть богатые ученики, а есть бедные. Нужно стремиться работать с первой категорией. У богатых и бедных разный уровень жизни, а, следовательно, они территориально могут находиться в разных местах, иметь разные увлечения и хобби, посещать разные заведения и даже сайты. Учитывайте это еще на стадии .
  4. Открыть свою школу. Этот способ является логическим завершением успешной деятельности любого частного репетитора и позволяет резко увеличить планку доходов. На вас начнут работать люди, а в ваши обязанности будет входить менеджмент, разработка стратегий развития бизнеса, построение отношений с клиентами и т.д.

Примечание. Почему одни репетиторы зарабатывают много, а другие мало?

Существует стереотип (особенно у индивидуальных преподавателей старой формации), что для того чтобы хорошо зарабатывать, необходимо постоянно повышать свою квалификацию и нарабатывать авторитет среди своих учеников. Это, безусловно, так, однако они забывают один очень важный момент, который категорически нельзя упускать в наше время. Сегодня продает не квалификация, а узнаваемость, медийность, личный бренд! В то же время квалификация репетитора – является фактором по умолчанию.

Другими словами постоянно повышать свою квалификацию как преподавателя и компетентного специалиста вы обязаны в любом случае. Но для того, чтобы выйти на хороший доход (условно от 100.000 руб./мес.) нельзя забывать про личный маркетинг! А для молодых и начинающих репетиторов – это огромное преимущество перед их более опытными коллегами 😉 Опыт со временем придет, а заниматься продвижением своих услуг нужно уже сейчас!

Для кого-то репетиторство - лишь способ подработки в ожидании постоянного дела. Но оно может стать и полноценной работой, приносящей не только доход, но и удовлетворение. Репетитор и преподаватель русского как иностранного в Институте русского языка и культуры МГУ им. М.В. Ломоносова Наталия Демидова рассказала ЧТД, как начать преподавать частно.

С чего начать

1. Кто вы?

Для начала нужно подумать, что вы умеете делать лучше всего, что выделяет вас из множества других специалистов. Возможно, вы хорошо работаете в Excel или владеете авторской методикой постановки голоса - запросы на услуги таких репетиторов тоже встречаются. Если у вас нет соответствующего профессионального образования, найти учеников, конечно, будет сложнее, но это возможно, если вы хорошо владеете предметом.

На сегодняшний день диплом уже не является главным достоинством преподавателя.

На него смотрят, но не в первую очередь. Гораздо важнее, что вы умеете делать, а также положительные отзывы ваших клиентов.

2. Кому преподавать?

Следующий шаг - подумать, кому именно вы собираетесь преподавать. Вы хотите заниматься иностранным языком со взрослыми, которые учат его для себя, готовить старшеклассников к ЕГЭ или работать с маленькими детьми? Я начинала с учеников младшей и средней школы, они были еще не взрослые, но уже и не совсем маленькие - это дало возможность заложить крепкий языковой фундамент, легче научить чему-то с нуля, чем исправлять чужие ошибки.

Я преподаю уже 8 лет и сейчас предпочитаю заниматься со взрослыми учениками, потому что уровень сознательности у них выше. Не нужно тратить силы на то, чтобы замотивировать их учиться. Дело в том, что от родителей поступает запрос заинтересовать ребенка предметом. Это очень большая проблема, потому что ты видишь его один час два раза в неделю, а все остальное время он общается с другими людьми: школьными учителями, друзьями, родственниками. И если родители не создали условий, при которых ребенку в принципе нравиться учиться и развиваться, ты можешь хоть в лепешку разбиться - кардинально изменить что-то будет сложно. При этом от репетитора в любом случае ждут высокого результата.

Так что подумайте, с какими учениками вы чувствуете себя комфортнее. Нет легкого возраста, но, возможно, есть та возрастная категория, которая подходит вам больше других.

3. Как учить?

Приняв решение о том, с какой аудиторией вы предпочитаете работать, можно приступить к составлению учебного плана, выбрать учебники и решить, какие методики вы будете использовать.

Что касается учебного плана, то он не обязательно должен быть подробным, но нужно хотя бы примерно представлять себе структуру. Самое простое, конечно, - использовать готовую программу и идти поурочно по учебнику, но я предпочитаю комбинировать разные пособия и методики - готовлюсь к каждому уроку с нуля исходя из потребностей ученика.

4. Как найти силы?

Самое страшное - первый урок. Тренируйтесь на родственниках! Или друзьях. Для начинающего преподавателя нет ничего важнее практики.

У меня тоже был такой опыт: я провела несколько занятий по русскому и английскому языку с двоюродной сестрой, разбирая с ней правила из учебника.

Все, кто хотя бы раз брал в руки учебник, написанный в советское время, знаком с «рамочками» в начале параграфа, содержание которых нужно выучить. Школьник, вынужденный зубрить дни и ночи напролет, в один прекрасный день просто впадает в анабиоз. Но после того как мы с сестрой стали вместе прорываться через все эти дебри деепричастных оборотов и составных глагольных сказуемых, тучи начали рассеиваться.

Осознание, что я могу помочь конкретному человеку, дало уверенность в своих силах.

Первое полноценное занятие я провела спустя несколько месяцев, с дочкой знакомых, которая училась в пятом классе и хотела подтянуть английский язык. К слову, тот первый урок прошел хорошо, я помню его в деталях до сих пор.

Где искать учеников

1. Разместить анкету на интернет-ресурсах

Именно так я и решила действовать с самого начала, разместив свою анкету на сайте profi.ru, который тогда назывался «Ваш репетитор». Раньше подобных ресурсов было совсем немного и начинающему преподавателю без рейтинга было легче найти учеников - тогда у меня на это ушло около двух недель. Сейчас выбор ресурсов большой, конкуренция среди преподавателей выше. Стоит зарегистрироваться сразу на нескольких платформах и смотреть, какая окажется эффективнее для вас.

2. Дать объявление и запустить сарафанное радио

Cоветую не пренебрегать размещением объявлений, причем не только в соцсетях. Это не очень работает на улице, но на информационном стенде, который постоянно смотрят студенты, - почему нет? В МГУ на факультете иностранных языков я видела старые добрые бумажные объявления.

Запускайте также сарафанное радио, опрашивая всех, кто приходит в голову. Многие по-прежнему предпочитают заниматься с репетитором, которого рекомендовали друзья и знакомые.

3. Обратиться в специализированные центры

Языковые школы или многопрофильные образовательные центры часто предлагают такую опцию - они находят учеников, а репетитор занимается с ними индивидуально на базе школы. Обычно такие центры берут довольно высокий процент, но для начала это очень неплохо, потому что поиск учеников там ведут за вас. При такой системе хорошо предложить свой авторский курс, чтобы создать ценный учебный продукт на рынке образовательных услуг.

4. Пойти работать в школу или вуз

Раньше в репетиторы уходили школьные учителя и преподаватели институтов. Если у них была хорошая репутация, ученики появлялись сами собой, застенчиво подходя после уроков с застывшим в глазах вопросом: «А частным образом вы занимаетесь?» Сейчас этот механизм тоже работает, особенно в небольших городах. Но здесь могут возникнуть некоторые организационные сложности, потому что не каждый вуз или школа захочет, чтобы их сотрудники подрабатывали частно, особенно если уроки проходят на территории учреждения и руководство о них не осведомлено.

5. Завести образовательный блог

Если вам по душе современные технологии, вы можете завести свой блог на YouTube или канал в Telegram. Просто записывайте уроки или советы и заодно приглашайте на занятия или вебинары.

Репетиторство - по сути, предпринимательство, и все способы продвижения личного бренда помогают достичь цели.

График работы репетиторов

Интернет-ресурсы по подбору репетиторов удобны еще и тем, что многие вещи там автоматизированы. Можно вывесить расписание онлайн, указать удобные для выезда районы, возраст учеников и ввести массу других параметров. Это помогает сэкономить много времени на организационных моментах и больше сосредоточиться на занятиях.

Я знаю одного настолько популярного репетитора, что ученики готовы приехать к нему в час ночи, если в его плотном графике появляется окно. В том-то и прелесть работы частным преподавателем, что можно строить расписание, как хочешь. Правда, большинство учеников хотят заниматься во вторую половину дня, утренние занятия скорее исключение.

Что касается занятости, то все зависит от личных аппетитов: если ученики приходят к вам домой или вы преподаете по скайпу, можно осилить и 10 уроков в день.

Если же занятия проходят на территории ученика, то для меня комфортно проводить не более 3-4 уроков в день.

Удобно брать учеников разного возраста, потому что тогда появляется возможность заполнить весь свой рабочий день. Младшеклассники заканчивают учиться около двух дня, старшеклассники - около четырех, взрослые - после шести. Но для того, чтобы жонглировать разными уровнями учеников, потребуется опыт.

Сколько зарабатывают репетиторы

Если мы говорим об английском языке, то репетиторы зарабатывают от 20-30 тысяч рублей в месяц (при средней загрузке) до 150-200 тысяч, если вы крутой преподаватель с высоким рейтингом и хорошей работоспособностью. Такие специалисты могут брать 3 000 рублей и больше за 60 минут. Но надо делать поправку на то, что ученики могут заболеть, перенести занятие или передумать - заработок репетитора не очень стабильный.

Некоторые преподаватели организуют систему таким образом, что ученик сразу оплачивает несколько занятий и должен заранее предупредить об отмене, в противном случае деньги не возвращаются. Опять же, такие условия могут себе позволить репетиторы с высокой занятостью, к которым очередь выстраивается за несколько месяцев.

Начинающие преподаватели обычно устанавливают минимальную цену - 500 рублей за час, меньше практически никто не берет.

    Начинайте как можно раньше. Если вы планируете заниматься репетиторством, не ждите того момента, когда вы окончите институт и сможете приложить диплом в доказательство. Некоторые школьники уже в старших классах начинают зарабатывать деньги, помогая другим решить трудные задачки или разобраться в новой грамматике.

    Можно брать немного больше уроков, чем вы собираетесь провести в реальности, потому что, как правило, часть занятий ежемесячно пропадает, особенно много болеют и пропускают школьники. Если вдруг так случится, что отмен не будет, придется, конечно, тяжеловато, но подстраховка не помешает. Ведь каждый репетитор сам себе хозяин и в случае чего никто не найдет ему замены и не оплатит больничный.

    На первом занятии очень важно установить личный контакт, без него ничего не выйдет. Не нужно бояться потратить на это 5-10 минут. Особенно школьнику будет приятно, что ты видишь в нем личность, а не просто очередного лодыря, которого нужно подтянуть по предмету.

    С новым учеником-школьником я всегда начинала с вопроса: «Что вы обычно делаете на уроках, что тебе дается легче, а что труднее?»

    Можно разговаривать и на отвлеченные темы - из собранного на ученика «досье» во многом будет строиться ваша дальнейшая работа, потому что репетиторство - это всегда индивидуальный подход.

    Важно с самого начала проговорить с клиентом, что чудеса не случаются сразу, и не брать на себя невыполнимых обязательств. Некоторые хотят, чтобы за 10 занятий были восполнены все пробелы, и ты, как молодой преподаватель, послушно киваешь и говоришь: «Да-да, конечно, я все сделаю». Но если ты не сможешь выполнить обещанное, то вызовешь только недовольство клиента и заработаешь плохую репутацию. Нужно обозначить реальные перспективы и стремиться к ним. Нет целей - нет достижений!

    Также очень важно не забывать про обратную связь с учеником: постоянно спрашивать, все ли ему нравится, комфортна ли такая подача темы - не бояться задавать конкретные вопросы, напрямую влияющие на качество работы. Многие люди предпочитают молчать до последнего, не говорят, что их что-то не устраивает, а потом просто отказываются от занятий. Особенно это касается школьников: надо разговаривать и с родителями, и с детьми.

Зачем идти в репетиторы

Некоторые думают, что преподавать скучно, но чем больше ты в профессии, тем больше возможности найти нестандартные и очень интересные заказы. Например, меня однажды пригласили на две недели поработать в Грецию, пока семья отдыхала на море в летние каникулы.

Под шум прибоя я занималась литературой с двумя детьми: мальчика шести лет учила читать, а его 13-летнюю сестру - писать эссе.

На тот момент это была работа мечты. Если вы хотите найти подобные заказы, вам нужно ориентироваться на так называемый VIP-сегмент. В такой работе есть свои нюансы, но если вашими услугами останутся довольны, то хорошие рекомендации не заставят себя долго ждать, и репутация вырастет быстро.

Дважды я помогала подготовиться к вступительной речи в творческий вуз - один раз это была актриса, другой - художница. Они были талантливы в своем деле, но формулировки давались им с трудом, работать с такими запросами было очень интересно.

Частное преподавание - благодарный труд, и это огромный плюс для меня. Когда ты работаешь в группе, то все-таки не имеешь возможности установить личный контакт с каждым учеником, учесть все индивидуальные особенности, твоя задача - пройти программу, выполнить план.

А во время частных занятий ты сосредоточен на одном человеке, и если вы вместе добьетесь успеха, то благодарности не будет предела. Репетитор помогает не только научиться чему-то, но и справиться с психологическими проблемами, зажимами. А когда кто-то с твоей помощью становится эффективнее и лучше - это большая радость.

Никто не застрахован от ошибок. Начинающие специалисты - тем более. Но в некоторых профессиях: инженера, врача, учителя и других - ошибки могут дорого стоить. Данная статья - это попытка дать несколько советов, которые, возможно, позволят избежать этих ошибок.


1. Неуверенность в себе

Как говорится, «у Вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Приходя на урок впервые, любой репетитор должен произвести положительное впечатление, а начинающий - троекратно. Чрезмерное волнение начинающего репетитора (дрожащие руки и голос, навязчивые движения) может произвести странное впечатление, сгладить которое ему пока нечем, в отличие от преподавателя с опытом, на некоторые особенности которого в принципе можно закрыть глаза.

Неуверенность в себе и страх не понравиться ученику могут заставить репетитора неправильно выстроить линию поведения с ним - с «заигрыванием» и стиранием необходимой дистанции в отношениях, что, в свою очередь, ослабит его авторитет и позволит ученику работать вполсилы. Нельзя впадать и в другую крайность, надевая маску злого преподавателя, запрещающего и угрожающего. Маска рано или поздно слетит, обнажив ваше истинное лицо, а это позволит ученику вести себя с вами безо всякого уважения. Перед тем как идти на урок, сделайте небольшую зарядку, глубоко вдохните, поднимите голову и улыбнитесь своему отражению в зеркале. У вас достаточно знаний, чтобы передавать их другим, обаяния, чтобы понравиться людям, и уверенности, чтобы оставаться самим собой, когда вас пытаются сбивать с толку.

Не опаздывайте на урок, но если чувствуете, что всё-таки не успеете вовремя, обязательно позвоните: за сам факт опоздания вас никто не убьёт, а своим звонком вы оставите впечатление как минимум вежливого человека. Не беритесь за все предложения подряд: пока ваша ставка невысока, в разъездах с одного конца города до другого вы потратите на транспорт половину заработанных денег, время, в течение которого вы могли бы провести ещё один урок, и силы, которые вам, конечно, ещё понадобятся.


2. Бессистемность занятий, отсутствие выраженных требований

Ещё до начала занятий вы должны сформировать некий свод правил, общих для всех, а позже дополнить его пунктами, постоянными для конкретного ученика. Например, многим ученикам я настоятельно рекомендую на первом же занятии завести несколько тетрадей: для записи разного рода теории, для проверочных работ и для домашних заданий. Причём, если вы их заводите, вести их вы с учеником должны на каждом уроке, а не тогда, когда вы об этом случайно вспомните. Ученика тоже нужно приучать к порядку: он всегда должен знать, где лежат его тетради и книги, готовить их заранее и не терять. Потеря задания, с точки зрения нерадивого ученика, является весьма уважительной причиной его невыполнения. Поэтому, если вы занимаетесь не по учебникам, а по различным раздаточным материалам, порекомендуйте ученику завести для них специальную папку. Заведите и для себя ежедневник или какое-то подобие журнала: в нём будет удобно записывать пройденный материал, домашнее задание и ошибки каждого ученика, над которыми, по вашему мнению, следует в следующий раз поработать, поскольку держать всю эту информацию в голове, особенно когда учеников у вас станет много, не так уж просто.

Родителям учеников вы должны чётко и ясно сообщить стоимость занятий, дни и время, которые подходят вам, требования к ребёнку, вашу позицию по поводу отмены и переноса занятий, а также впоследствии оперативно информировать родителей о плохом поведении детей или невыполнении ими домашних заданий, не позволять им на себе ездить и без сожалений прощаться с ними, когда это начинает происходить.


3. Отсутствие плана урока

Ошибочно считать, что хорошее знание предмета позволяет не готовиться к уроку. Особенно если вы ещё в самом начале пути. Необходимо составить план, в котором указать, что именно вы будете делать на уроке и сколько времени у вас займёт выполнение каждого пункта. Но к плану нельзя относиться формально. Каким бы простым ни казался вам материал, его нужно очень тщательно проштудировать, отметив себе способы его объяснения (чем больше, тем лучше: одного всегда недостаточно), возможные трудности учеников и способы их преодоления, возможные ответы учеников на устные и письменные задания. Кроме того, вы всегда должны быть готовы к тому, что домашнее задание учеником может быть не сделано или сделано не полностью, поэтому вместо того, чтобы быстро его проверить и начать новую тему, вам придётся заняться чем-то другим. Таким образом, в плане должны быть предусмотрены несколько вариантов развития урока. Время на выполнение пунктов плана необходимо рассчитывать заранее и распределять равномерно, не углубляясь в какую-то одну задачу в ущерб остальным. Совершенно недопустимо прерывать ученика в разгар выполнения задания просто потому, что вы сами не рассчитали, как много времени оно у него отнимет.


4. Единый подход к разным ученикам

Если вы - начинающий преподаватель, то у вас, скорее всего, ещё не сформировалась обширная методическая библиотека, и для вас сейчас важно не бояться осваивать новое. У разных учеников разные проблемы и разные цели, поэтому и учебники вы должны использовать разные, а не один-два наиболее хорошо вам известных. Потратьте время на поиск и предварительное оценивание материалов, чтобы в дальнейшем не тратить его на то, что ученику совершенно не требуется. Впоследствии, чтобы облегчить поиск нужного материала по той или иной теме, можно будет составить каталог имеющихся ресурсов.


5. Неготовность отвечать на вопросы

Активные, заинтересованные ученики - настоящий подарок для любого репетитора, но головная боль для начинающего. Неожиданности подстерегают на каждом шагу: например, если вы преподаёте иностранный язык и, изучая тему «Профессии», спрашиваете ученика, кем работают его родители, то не ждите, пожалуйста, что все окажутся учителями, инженерами или врачами. Преподаватель иностранного языка может столкнуться с проблемой специфических интересов ученика, лежащих вне его языковой компетенции, и испытывать в связи с этим затруднения в переводе того или иного термина (детали самолётов, фигуры танцев). В этом случае вам не помешает ознакомиться с той или иной категорией лексики, но сообщить ученику, что вы не можете знать всего и подтолкнуть его к самостоятельным открытиям. В свою очередь, на уроке физики у ученика может оказаться свой альтернативный взгляд на причину каких-то явлений природы, и вы должны поставить себя на его место, чтобы понять его точку зрения и разъяснить любые вопросы.


6. Отсутствие выдержки с медлительными учениками

С другой стороны, ученики, не так быстро соображающие, требуют от репетитора большого самообладания, потому что кричать на них нельзя никогда, даже если очень и очень хочется. Крик и ругань пугают детей, блокируют их мыслительные процессы и порождают комплексы. Даже если вам придётся объяснять материал двадцатью пятью разными способами, прежде чем ученик поймёт, чего от него хотят, попробуйте отнестись к этому с позитивом. Вы суперпреподаватель, если вы знаете двадцать пять способов, чтобы объяснить одну тему, а вашему терпению позавидовали бы индийские йоги! К тому же, в конце концов, вы всё равно своего добьётесь, а благодарность такого ученика будет гораздо выше.


Начинающий преподаватель, студент или вчерашний студент может пребывать в некоторой эйфории от получения новых профессиональных знаний или нового статуса и от души желать научить ученика всему сразу. Такой своей щедростью он может принести вред, а не пользу, нарушить картину мира ученика и заставить усомниться в системе обучения, применяемой по данному предмету на данном этапе, особенно если речь идёт о начальной школе. Второклассник, как своё имя, выучивает, что на ноль делить нельзя, но если репетитор между делом сообщит ему, что это не совсем так, то недопонимание со школьной учительницей и снижение оценок ему гарантировано. Другая крайность&nbs;- вообще избегать любых сложностей и терминологии, даже той, которая ученику заведомо должна быть известна («дополнение», «наречие», «диффузия», «катализатор»), и пользоваться вместо них описательными оборотами, чтобы не перегружать его мозг. Необходимо твёрдо знать программу каждого класса и придерживаться её, делая поправку на глубину знаний и способности каждого конкретного ученика.