Конспект логопедического занятия звук и буква н. Конспект логопедического подгруппового занятия по развитию фонетико-фонематических процессов Тема урока: Звуки «Н», «НЬ» и буква Н. название посуды

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 6 VIII вида»

«Звуки [н], [н’], буква: Н»

Учитель-логопед

Тема: Звуки [н], [н’], буква: Н. Чтение и составление слоговых таблиц.

Цели: Закрепить знания о звуках [н], [н’] и их графическом изображении. Развивать артикуляционную и мелкую моторику. Актуализировать знания о слогоразделе, развивать навыки слогового и звукового анализа и синтеза, корригировать фонема тический слух. Упражнять в чтении слогов, двусложных, трёхсложных слов. Закреплять умение работать с предложением. Корригировать мышление, внимание, память. Развивать пространственное и временное восприятия. Обогащать и активизировать словарь. Воспитывать культуру поведения, умение работать в парах, повышать мотивацию к занятиям.

Оборудование: Слоговая таблица, слоговые карточки, звуковые линейки, звуковики, предметные картинки, карточки со словами, конверты с предложением, зеркала, карточки с заданием, ножницы.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

2. Повторение.

Ребята, догадайтесь, о чём я говорю: Их мы не видим, а только слышим и говорим. (звуки) А их мы видим и пишем. (буквы)

DIV_ADBLOCK256">


2) Артикуляционная гимнастика. - Мы печём, печём блиночки и для сына и для дочки. (немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая губами, произносить звукосочетания» «пя», «пя», « пя»… - Помешаем ложкой кашу и накормим дочь Наташу. (круговые движения языком). - Ах, какое наслажденье, есть вишнёвое варенье! (слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу сверху вниз).

3. Сообщение темы урока.

Послушайте внимательно загадку. Первый звук в этой отгадке укажет нам звук и букву с которой мы будем сегодня работать. Инструмент бывалый - Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет, и стрижет. (Ножницы)

4. Характеристика звука.

Обратите внимание, как мы произносим звук [н]. Произнесите сами. – При произнесении звука [н] губы растянуты в стороны. Между верхними и нижними рядами зубов небольшое расстояние. Язычок упирается в краешек нёба и верхние зубы, воздух идёт через нос. - Что мы можем сказать о звуке [н]? Встречает ли звук [н] при произнесении преграду? Значит он какой? (согласный) - Закройте ушки и послушайте: звонкий он или глухой.(звонкий: выставляется звоночек) - При произнесении звука [нь] – кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжён. - Звук [н] может быть твёрдым и мягким. (выставляются синий и зелёный звуковик)

5.Закрепление буквы Н.

На что похожа буква Н? (висящий гамак между деревьями, сетку для игры в волейбол, на лавочку, на мост) - Как же получить печатную букву Н?

Вот буква Н - её запомнить просто
Две палки равные по росту.
И перекладина одна
Посередине всем видна.

Покажите с помощью рук букву Н.

6. Звуковой анализ.

У детей индивидуальные картинки. Дети называют картинку, определяют место звука в слове, (или обозначают на схеме-индив. работа).

7. Упражнение для глаз. - « стрельба глазами», « рисование», «бабочка».

8.Чтение и составление слоговой таблицы.

https://pandia.ru/text/78/542/images/image003_35.jpg" alt="D:\Новая папка\фото\граф\Новая папка\IMG00025.jpg" width="266" height="357">

10. Физминутка К нам весна шагает Дети идут,
Быстрыми шагами. высоко поднимая колени.
И сугробы тают под её ногами. Приседают и садятся на корточки.
Чёрные проталины Наклоны к правой и левой
На полях видны. ногам, руки на поясе.
Видно очень тёплые Бег на носочках по кругу.
ноги у весны.

14. Итог. – С каким звуком и буквой мы сегодня работали?

Дайте им характеристику.

Дом. задание. Кроссворд. Отгадать загадки, отгадки начинаются со звука Н.

– Я думаю, наш урок получился интересным и познавательным. Спасибо!

Мария Борисова
Конспект логопедического занятия «Звуки [н]-[н’]»

Конспект логопедического занятия по теме : «Звуки Н-НЬ »

Цель :

1. Произношения и различение звуков Н-НЬ .

2. Знакомство с буквой Н.

3. Звуко0буквенный анализ слогов и слов .

4. Составление слогов , слов с буквой Н, чтение.

5. Закрепление употребления предлога НА.

План занятия

1. Оргмомент (назвать, повторить изученные звуки )

2. Знакомство с темой – выделение звуков Н-НЬ из слов : нож, стакан, поднос, нитка, чайник.

3. Произношение, характеристика звуков : Н-согласный, твёрдый, звонкий. НЬ- согласный, мягкий, звонкий. Сравнение звуков : Н-НЬ.

4. Знакомство с буквой Н. Выделение из ряда букв (работа с разрезной азбукой, выкладывание буквы из различных материалов) .

5. Различение звуков Н-НЬ :

Игра «Сделай звук мягким »

на-ня ан-ань

Воспроизведение слоговых рядов с изменением ударения :

на-на-ня ня-ня-на

на-ня-на ня-на-на

на-ня-на ня-на-ня

6. Анализ и составление из букв : АН, НА, НУ, НО, НИ.

7. Выдели их составленных слогов мягкий звук .

8. Выкладывание и чтение слогов , слов : ан, на, нам, Ната.

9. Закрепление употребления предлога на. Составление предложений по картинкам по теме «Посуда» .

Чайник кипит на … плите. Котлеты жарятся на… сковороде. Кастрюля стоит на … плите. Тарелки стоят на… столе. Мальчик кладёт ложки на … стол. Мама ставит супницу на … стол. Посуда стоит в шкафу на … полках.

10. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Звуки [С], [Ш]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Звуки «С-Ш» Цели: Закрепить навыки правильного звукопроизношения и дифференциации звуков.

Конспект логопедического подгруппового занятия «Звуки [С], [С’]» Конспект подгруппового занятия в старшей группе детского сада для детей с ОНР Тема: звуки С, СЬ. Лексическая тема «Семья» Цель: формирование.

Конспект логопедического занятия «Звуки [c], -[ш]. Буквы Ш, С» Тема: Звуки [c], - [ш]. Буквы Ш, С Цель: совершенствовать навык дифференцировки [c], - [ш] на слух, в собственной речи и на письме.

Конспект логопедического занятия для детей с заиканием 5–6 лет «Звуки [С], [С’]» Конспект группового логопедического занятия для детей старшей группы Тема «Звук [С], [СЬ]. Цель: Учить детей различать звуки [с] и [сь];.

Конспект логопедического занятия по формированию звукопроизношения в подготовительной группе «Звуки [ Х] и [Х’]» Тема: Звуки Х и Хь. Цель: Учить детей правильному, четкому произношению и различению звуков Х и Хь Образовательные задачи: Познакомить.

Конспект логопедического занятия «Звуки [Л]-[Л’]» Конспект логопедического занятия

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкина Белгородской области.
Хочу предложить учителям-логопедам конспект НОД для детей старшей группы с общим недоразвитием речи по формированию правильного произношения на темуЦель:
Ознакомление детей с новым согласным звуком Н.
Задачи:
1. Учить выделять звук Н в ряду других звуков, слогах, словах. Выполнение звукового анализа слогов АН, НО.
2. Совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа. Закрепить знания по теме «Осень», умение составлять рассказ по опорным картинкам об осени.
3. Развивать слуховое внимание, память.
4. Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении результата.
Материал:
звук Н, звуковые кубики, предметные картинки, кукла, цветные карандаши
Ход:
1. – Отгадайте загадку:
Он живет в долине жаркой,
Толстокожий и большой.
Носит он огромный рог,
Кто же это? (носорог).
- Какой первый звук в слове носорог? (В слове носорог первый звук Н).
- Сегодня к нам на занятие придет звук Н. Он хочет, чтобы вы сами попробовали определить гласный звук Н, или согласный.
- Произнесите звук Н. Его можно петь? (Нет).
- Что мешает его петь? (Язык и зубы).
- Язык упирается в верхние зубы и не дает его пропеть.
- Звонкий звук Н, или глухой? (Звук Н – звонкий).
- Как вы узнали, что звук Н – звонкий? (При его произношении в горле звенит колокольчик).
- В какой рубашке придет звук Н? (В синей, потому что звук Н – твердый).
- Звук Н очень рад, что вы правильно о нем рассказали (показывает мальчика – звук Н).
- Расскажите еще раз все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
2. Звук Н хочет поиграть с вами в игры.
«Топни ногой»:
Услышав в слове звук Н, топни ногой: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант»
«Повтори цепочку слогов»
НА – НУ – НЫ
НО – НО – НА
УН – НУ - УН
АН – ОН –НО
НЫ – НУ – НЫ
НЭ – НА - НЭ
3. Выполнение звукового анализа слога АН:
- Звук Н предлагает вам выложить из кубиков слог АН.
- Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
- Поставьте кубик на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
- Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н рядом с А.

- Прочитаем слог (АН).
- Где стоит звук Н в слоге АН? (В слоге АН звук Н стоит в конце слога).
Выполнение звукового анализа слога НО.
- Звук Н просит выложить из кубиков слог НО.
- Какой первый звук в слоге НО? (В слоге НО первый звук Н).
- Поставьте кубик со звуком Н на дорожке. Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Назовите второй звук в слоге НО (Второй звук О).
- Поставьте кубик рядом со звуком Н. Расскажите о звуке О (звук О – гласный).
- Соедините звуки указательным пальцем правой руки и голосом (НО).
- Где стоит звук Н в слоге НО (В слоге НО звук Н стоит в начале слога).
4. Игра «Какой картинки не стало»:
- Я покажу картинки, в названии которых есть звук Н: ножницы, ноты, носки, батон, бант (Логопед убирает одну из картинок).
- Чего не стало? (Не стало носков).
- Нос, ножи, наперсток, нарцисс, носорог
- Не стало? (Носорога).
- Кто такой носорог? (Носорог – дикое животное жарких стран).
5. Выразительное чтение стихотворения Маршака
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
6.Физкультминутка
На ногах у нас сапожки – выставить поочередно ноги вперед на носок
Не промочим, значит, ножки – прыжки на месте
Мы по лужам пробежим – бег на месте
Осень встретить поспешим – поднять прямые руки вверх
7. Составление рассказа по опорным картинкам об осени.
Логопед показывает детям куклу.
- Надя ноги промочила, почему? (Потому что не надела сапоги).
- Зачем нужно надевать сапоги? (Потому что наступила осень. Потому что на улице идет холодный дождь).
- Расскажите Наде об осени (Рассказы детей об осени по опорным картинкам).
- Наступила осень. Часто идут холодные дожди. Пожелтели на деревьях листья. Начался листопад. Перелетные птицы улетают на юг. Насекомые спрятались в свои домики. Люди собирают урожай овощей и фруктов.
8. Надя принесла картинки об осени. Их нужно дорисовать и раскрасить (Дети дорисовывают тучи, птиц. Раскрашивают деревья,листья, лужи).
9. Итог занятия.
- Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Подарим Наде слова со звуком Н.

Тема: Звуки Н – Нь Буква Н.

Коммуникация: Учить давать сравнительную характеристику звуков Н- Нь. Учить дифференцировать звуки. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу. Работать над предложением. Познакомить с буквой. Развивать навык звукового анализа слогов и слов. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах. Развивать фонематический слух, память, мышление и внимание.

Социализация: Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре, доводить начатое дело до конца .

Здоровье: Развивать фиксацию взора, зрительное внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

Методы и приемы : указания, поощрения, объяснения, показ.

Оборудование: карточки с буквами, знаки – символы звуков, карточки синего и красных цветов, буква Н, проектор.

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются)

2. Эмоциональный настрой.

Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям). Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим

3.Сообщение темы и цели занятия:

Ребята отгадайте загадки:

Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь)

Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н.

4. Работа над новой темой.

а) Акустико – артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:

Звук Н – согласный, звонкий, твердый

Звук Нь – согласный, звонкий, мягкий

б) Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня

в) Произношение чистоговорок.

На-на-на Но-но-но

На холме сосна. На дворе темно.

Ны-ны-ны Онь-онь-онь

На небе нет луны. Зажигай огонь.

У Наты и Нины сегодня именины.

Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.

г) Связь звуков и букв

Буква Н, сказать всем можно,

Очень на кровать похожа.

Отыскивание буквы в разрезных азбуках.

5. Пальчиковая игра «Норка»

Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

6. Закрепление:

а) Обведение по контуру и печатание буквы

Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее. (Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке).

б) Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение:

НА НО НИ НЫ НУ

в) Звуковой – анализ слова Нина.

Выкладывание звуковой схемы слова. Составление слова из ранее составленных слогов.

7. Гимнастика для глаз

Предьставтье,

мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)

8. Работа над предложением

Составьте из слов предложения по опорным словам:

Надя – песни Нина - сон Наташа - коньки

Никита – санки Марина – зонт Алена - сок

9. Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

10. Закрепление

а) Игра «Найди лишнюю букву» (по индивидуальным карточкам)

Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?

Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.

б) Игра «Найди слова со звуком «Н»

Ребята придумайте слова со звуком «Н» или вспомните слова со звуками Н - Нь.

11. Итог занятия

С каким звуком и буквой мы знакомились? Звук «Н» какой? (согласный, он может быть твердым, мягким, звонким.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).

Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.


Маргарита Семенова
Конспект занятия «Звуки [н]-[н’]. Буква н»

Конспект занятия Звуки Н , Нь. Буква Н

Цель : Закрепить навык чёткого произношения звуков "Н" "Нь". Развивать слуховое и зрительное внимание, память. Развивать фонематический слух, речь, мелкую моторику. Развивать навыки звукового анализа и синтеза . Чтение прямых и обратных слогов. Пополнение словарного запаса. Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога и друг друга.

Оборудование : Предметные картинки с заданными звуками Н и Нь . Наборы для звукового анализа . Таблицы слогов. Палочки, спички, мозаика, карандаши. Рабочие тетради О. С. Гомзяк альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи :

Каждый день всегда, везде на занятиях , в игре

Верно, чётко говорим никуда мы не спешим.

Логопед : Предлагаю поиграть в игру "Немое кино" мы повторим звуки , которые уже учили. А какие это звуки - догадайтесь сами (логопед беззвучно артикулирует пройденные гласные звуки ) - дети их озвучивают : а, у, о, и, ы.

Логопед : Ребята, какие это звуки ?

Вспомните, какой согласный звук мы изучили на прошлом занятии ? (м, мь)

Чем отличаются гласные звуки от согласных ?

2. Знакомство со звуками "Н", "Нь". Характеристика звука .

Ребята отгадайте загадки (с опорой на картинки) :

Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом.

У него огромный нос, Будто нос тыщу рос (слон)

Ребята отгадайте 2-ю загадку :

Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу.

Грива вьется на ветру. Кто это? (конь)

Логопед : А какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но- но -но)

Логопед : Можно пропеть звук Н ? Что участвует в произнесении звука Н ? (язык, зубы, губы (работа с зеркалами)

В слове слон, последний звук Н согласный , твёрдый. А в слове конь - какой последний звук ? (Нь) . Значит, звук Н бывает твёрдым и мягким Нь.

3. Игра "Какой звук ?". Определить твердость и мягкость звуков "Н", "Нь" в словах : нора, норка, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин, кабан, олень, коньки (Поднимите фишки синего цвета, когда услышите твердый звук в слове , зеленый-мягкий)

4. Звуковой анализ слова кони . Составление схемы слова.

Дети составляют схему на столах, логопед на доске.

5. Знакомство с буквой Н . Показ и рассматривание буквы .

Логопед : На что похожа буква Н ? Выкладывание буквы из палочек , спичек, мазаики (на выбор)

5. Чтение слогов.

НА, НО, НУ, НИ, НЫ

АН, ОН, УН, ИН, ЫН

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА «Запретное движение»

6. Работа в тетрадях С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» стр. 24

Задание №4 «Заполни клетки по образцу» .

Пальчиковая игра «Карандаш»

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

№5 «Прочитай и напечатай слово до конца строки по образцу» .

7. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа "Нос".

Логопед : Послушайте интересную информацию о разных носах.

У Буратино, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А у животных нос это важный орган, он спасает им жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу. Дятлы, например своим носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц и у рыбы-меч есть страшное оружие - свой нос, им она протыкает свою добычу. Свинья своим носом-пятачком выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы - трюфели.

Логопед : Ребята, подскажите, какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (это слон) .

Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.

А в наших лесах живёт птичка – клёст. Эта птичка своим носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них семена.

В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв - это измеритель температуры песка, в песок они закапывают яйца, чтобы вылупились птенцы. Песок должен быть определенной температуры.

У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды, какой как вы думаете? (муравьев) .

8. Итог занятия .

Ребята, с какими звуками и буквой мы знакомились ? Какое задание вам понравилось? Что интересного вы узнали? (ответы детей)

Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, все справились с заданиями (Поощрение наклейками в блокноты) .

Подготовила учитель-логопед Семенова Маргарита Васильевна

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Звуки Б, Бь. Буква Б". Составила: учитель – логопед Катина.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [ф, ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [ф, ф"]. Буква Ф» для детей группы общеразвивающей направленности от 6-х до 8-ти лет Цель:.

Конспект занятия «Звуки [Р]-[Р’], буква Р» Цель: сформировать у детей навыки чёткого различения звуков Р, РЬ и применение правильного использования в устной и письменной речи. Задачи:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В - Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Т]-[Т’] Буква Т» Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные: -продолжить учить детей выделять звуки /т-ть/ в словах, определять место звука в слове;.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Д]-[Д’] и буква Д» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе Составила: воспитатель высшей квалификационной категории.