Конспект занятия в старшей группе «Вода- источник жизни. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Огонек» с.Кызл-Озек»

Конспект НОД по образовательной области «Познание»

для детей старшего дошкольного возраста
«Вода в жизни человека»

Подготовила:
воспитатель старшей группы

Волкова Н.А.

2015 год

с. Кызыл - Озёк

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.

Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного; обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Развивающая: развивать навыки проведения лабораторных опытов; развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления; развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами – экспериментирование; воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия.

Оборудование: картинки по теме «Вода»,пластиковые стаканчики, полоски цветной бумаги, кусочки льда, снег, чайник электрический, музыка «Звуки воды», краски, штампы в форме капельки, мяч, кисточки, ложечки, сахар, чеснок.

Предварительная работа: чтение произведений о воде, наблюдение на прогулке, беседы о воде.

Ход НОД:

Ребята я приглашаю вас волшебный центр, где мы будем проводить волшебные эксперименты. Но, чтобы попасть в центр и узнать чем мы будем заниматься, я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Ребята как вы думаете о чем было это стихотворение (ответ детей), правильно о воде.

Ребята, когда вы были малышами мы учили с вами потешку «Водичка, водичка…» !(Выполняем движения)

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!!!

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды. Нашу беседу я предлагаю провести в интересной форме, я вам буду кидать мяч и при этом задавать вопрос, а вы мне отдавать его обратно, но уже с ответом. Всем понятно?

Ребята как вы думаете какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Для чего вода нужна человеку?(пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Вода сопровождает человека всю жизнь: люди умываются водой, пьют воду, купаются в воде.

Ребята как вы думаете, могут ли без воды прожить растения, животные, мы с вами? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную центр, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она, вода?

(Дети садятся за столы)

Опыт 1 « Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?(ответы детей)

Вывод: вода не имеет вкуса.

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в него положить!

Хорошо, со вкусом разобрались, а теперь скажите,чем пахнет вода?

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет запаха

Хорошо. Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).

Вывод: вода пахнет теми веществами, которые в неё положить!!!

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Приготовьте полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, синей, зелёной, белой. Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же всё – таки цвета вода?

Хорошо. Теперь возьмите кисточки, обмакните в краске и опустите в воду. Что теперь произошло с водой? (вода изменила цвет, окрасилась, приобрела цвет краски.

Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.

Опыт 4: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 - с водой, 2 - пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?".

Вывод: вода жидкая, льется.

Ребята, мы с вами вспомнили свойства воды: вода без цвета, без запаха и не имеет вкуса, вода дает жизнь всему живому!

А теперь давайте вспомним,в каком состояние можно встретить воду в природе? (ДЕТИ) В ЖИДКОМ (лужи,дождь,реки, море) В ТВЕРДОМ (лёд,снег,град)

А где мы можем встретить воду в жидком и твердом состояние? (дома вода течет из крана, на улице идет дождь, зимой на улице сосульки)

А сосулька, это что? (лет, твердое состояние воды) Ребята специальноддля нашего занятия я замораживали воду, и в начале нашей образовательной деятельности занесла ее в группу, давайте с вами посмотрим что стала с замороженной водой. Лед начал таять, превращаться в воду.

Ребята, что помогло сосульке растаять? (ТЕПЛО)

Ребята в природе вода под действием тепла испаряется, превращается в пар. И вот такое состояние воды называют газообразным! ПАР-ЭТО ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ!

Пар,в свою очередь, собирается в тучи. Тучи,соприкасаясь с холодным воздухом выпадают на землю в виде дождя,а при низкой температуре в виде снега и града.

Опыт 5 «Газообразное состояние – пар»

А сейчас я вам покажу,где мы дома можем увидеть воду в ГАЗООБРАЗНОМ состояние!

Вода в чайнике превращается в пар при кипении, а если над паром подержать зеркало,то на нём появятся капельки воды!!!

Повторите,пожалуйста, о каком новом состояние воды вы узнали?

(о газообразном - это пар)

Итак, нам теперь известно три состояния воды: жидкое,газообразное(пар) и твёрдое(лёд).

Ребята, посмотрите на картинки скажите, где же спряталась вода? (ответ детей).

Мы еще раз убедились: вода бывает очень-очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!

Музыкальная физминутка «Тучка»

В конце нашего путешествия в центре воды я предлагаю вам нарисовать маленькую частичку воды – КАПЕЛЬКУ! Вот посмотрите, какая у меня капелька! Я ее первая нарисую, и она будет ждать своих сестрёнок!!! И когда капельки соберутся вместе, как вы думаете, что у нас получиться? (Дождь)! Возьмите всё ,что вам нужно и преступаем к работе.

Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:

(воспитатель читает стихотворение)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратиться, то в лед,

Растает - и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется,

Вокруг оглянитесь В природу вглядитесь Вас окружает везде и всегда Эта волшебница - все дети хором ВОДА!

Описание : Предлагаю вам конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Свойства воды». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект познавательного занятия, на котором дети знакомятся со свойствами воды, проводят опыты с водой, учатся делать логические выводы.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Свойства воды»

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

Закрепить знания о круговороте воды в природе

Познакомить со свойствами воды через опытно - экспериментальную деятельность

2. Воспитательные:

Воспитывать умение действовать в коллективе.

Воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

Учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

Развивать логическое мышления;

Стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

Картинка «Круговорот воды в природе»

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые.

Ход НОД:

Организационный момент:

Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

В морях и реках обитает

Но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Основная часть.

Как вы думаете, для чего всему живому на земле нужна вода?

Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды?

Чтобы это узнать, посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация).

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Вода в природе бывает солёная и пресная. Как вы думаете, что значит пресная?

Опытно-исследовательская деятельность.

Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)

Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

А теперь возьмите картинки и посмотрите на них сквозь стаканчики с водой. Видно что нарисовано на картинке?

Значит вода какая? (прозрачная).

А теперь давайте перельём воду из стакана в эти «розетки». Что произошло? (вода приняла форму, в которую её перелили)

Имеет ли вода определённую фору? (нет)

Как вы думаете, почему вода в морях и океанах солёная, ведь реки несут в неё пресную воду?

Когда идёт дождь, он растворяет частицы солей, которые находятся в почве. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца нагревается и выпадает на землю в виде осадков, но вся соль остаётся в море.

Давайте представим себе, что мы очутились на море и немножко поплаваем.

Физминутка.

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз-это брасс,

Одной, другой-это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности?

Опытно-исследовательская деятельность.

Перед вами на столах стоят банки с пресной водой (т.е с водой из-под крана), лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды.

А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«ШКОЛА №953»

Дошкольное отделение № 5

КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ «О ВОЛШЕБНИЦЕ - ВОДЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Подготовила воспитатель

Журавлева Галина Александровна

МОСКВА 2015

"О волшебнице - воде"

Цель : Рассказать о значении воды в нашей жизни, показать где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Развивающая среда: Широкие и длинные полоски голубой ткани, стаканчики с водой, молоком, соком, шапочки «капельки».

Содержание

Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает.

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В-ль: Где и какую, дети сегодня вы видели воду? (1- В помещении, 2- на улице.) Для чего нужна вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы). Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране - вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.

А как же «рождается речка»? Хотите узнать? (Приглашает к себе, кладет самую широкую и длинную голубую полоску ткани.) На земле много разных рек, больших и маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длянная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать ленты)- в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо беречь ее, даже краны оставлять открытыми.

В-ль предлагает детям подойти к столику, на котором стоит 2 стаканчика:

Один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком стаканчике ложка видна, а в каком нет? Почему? Сделать вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

В-ль предлагает детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать молоко или сок. Доказать, что у воды нет вкуса.

Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках, озерах и морях тоже бывает вода теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие - в холодной. Если бы вы были рыбаками, какую бы воду вы выбрали? А в горячем «доме» сможет ли кто жить? (Очень мало жильцов).

Ирина Олеговна
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»

Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

Уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.

Развивающие:

Развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспериментированию;

Закреплять умение работать с посудой;

Закреплять умение работать с жидкостью.

Развивать способность анализировать и делать выводы;

Активизировать и обогащать словарь новыми словами;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

Воспитывать умение работать в коллективе;

Оборудование: карточки со стихами-загадками в виде капелек воды, ведёрко, фотографии, иллюстрации на тему «Вода», прозрачные пластиковые стаканы, трубочки для коктейля, стакан с молоком, карточки с условными обозначениями опытов, листы белой бумаги формата А4, кисти, акварельные краски голубого цвета, фартуки, салфетки.

Ход занятия:

1. Воспитатель рассказывает детям, что увидел утром на пороге группы серебряное ведёрко. Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? Воспитатель достает из ведёрки по очереди карточки-капельки с загадками:

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан И летаю, и бегу, и стекляной быть могу. (Вода)

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками-ответами.

Как вы думаете, что общего во всех этих загадках? Это и будет темой нашего сегодняшнего занятия.

Дети. О воде! Значит тема-вода.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. В морях и океанах – вода солёная. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

2. Практическое экспериментирование

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, сегодня мы познакомимся с её свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты в нашей научной лаборатории.

Старший лаборант (ребенок) читает детям инструктаж о правилах работы с водой:

Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная.

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Чистая вода совсем не пахнет, т. е. не имеет запаха.

Свойство 2: чистая вода прозрачна и не имеет собственной формы

Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.

– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Ответы детей.

Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Свойство 3: вода может менять цвет

Воспитатель: Возьмите кисточки и подкрасьте воду. Опустите в нее камушек. Какая стала вода? Видите ли вы камушек?

Дети делают выводы: вода меняет цвет. Камушек в стакане не видно.

После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы на магнитной доске с помощью карточек с условными обозначениями.

3. Физкультурная минутка «Синяя вода».

Синяя вода,

Поле без следа,

Без конца и края.

(Кружимся на месте)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

К морю синему,

Там, где волны сильные,

(Встали, руки вытянули вверх)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня,

(Кружимся на месте)

Поскорей неси меня,

Синяя вода.

(Присели, обхватили плечи руками)

4. Воспитатель: Ребята, у нас на столах лежат бумага, кисти, краска, давайте нарисуем море. Дети рисуют море (волны). По ходу занятия воспитатель читает детям отрывок из стихотворения В. Орлова «Я рисую море»:

Я рисую море,

Голубые дали.

Вы такого моря

Просто не видали!

У меня такая

Краска голубая,

Что волна любая

Просто как живая…

Воспитатель: Ребята, какие красивые получились у вас рисунки. Давайте подойдем к нашей доске с подсказками и повторим, о чём сегодня мы говорили на занятии, с какими свойства воды познакомились.

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия-экспериментирования в старшей группе «Знакомая незнакомка» (свойства воды) Конспект занятия для детей 5-6 лет на тему «Знакомая незнакомка» Цель: Знакомство со свойствами воды. Задачи: Продолжать знакомить детей.

Конспект занятия «Свойства воды» во II младшей группе Конспект занятия на тему: «Свойства воды». II младшая группа Технологии: 1Развивающие 2. Здоровьесберегающие 3. Информационные 4. Коммуникативные.

Конспект занятия по экспериментированию для старшей группы «Три состояния вещества и воды» Конспект занятия № 1 Из чего все сделано? Три состояния вещества и воды Цель. Развитие наблюдательности детей, их умений сравнивать, анализировать,.

Программные задачи :

  1. Уточнить представления детей о значении воды для всех живых существ.
  2. Познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
  3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде
  5. Развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Материалы и оборудование:

  1. Иллюстрации «Кому необходима вода?»
  2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, сахар, соль, зеленка, марганцовка, ложечки.
  3. Символы, обозначающие свойства воды.
  4. Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».

Предварительная работа :

  1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  2. Опыты (превращение снега в воду, воды в лед).
  3. Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», «Кому необходима вода?».
  4. Рассматривание иллюстраций о воде.

Методы и приемы :

  1. Игровые.
  2. Наглядные: иллюстрации, символы.
  3. Практические (опыты).
  4. Словесные (беседы, рассказы, вопросы поискового характера).

Ход занятия

Воспитатель начинает разговор с детьми с загадки:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, не стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без … (воды).

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы правильно отгадали загадку.

В чем и где живет вода?

(ответы детей)

Кому необходима вода?

(ответы детей)

Дети вывешивают картинки «Кому необходима вода?»

Воспитатель помогает сформулировать ответы детей, уточняет значение воды для всего живого.

Физкультурная минутка «Дождик».

Воспитатель : Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, ведро, вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (Ответы детей). Проходите к столам, удобно устраивайтесь.

Опыт №1 «Вода-это жидкость».

Вывод: Вода-это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята лучше запомнить это свойство воды, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт №2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (Белого). Какого цвета лист бумаги? (Белого). Можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Вывод : Вода не имеет цвета, она бесцветна (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

Воспитатель : Ребята, а я знаю, что вода может менять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (Ответы детей).

На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка и марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? А теперь я добавлю волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод : Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: А как вы думаете, изменит свой цвет вода, если в нее добавить варенье? Попробуйте этот опыт сделать дома. А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода).

Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Вывод : Вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы это не забыли, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт №3 «Вода безвкусная».

Детям раздаются пиалы с сахаром и ложечки.

Воспитатель : Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (ответы детей).

Вывод: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха».

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод : Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. Вывешивается символ этого свойства.

Воспитатель : Мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменит свой запах? Как вы думаете? Попробуйте этот опыт проделать дома, и что произойдет, вы расскажите всем детям.

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали, давайте об этом расскажем (с опорой на символы).

Вода имеет свои свойства:

  1. Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.
  2. Вода – бесцветная.
  3. Вода – безвкусная.
  4. Вода не имеет запаха.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что воду надо беречь? (ответы). Когда моешь руки, нужно закрывать кран.

Воспитатель : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому, воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Ручей засох, родник ослаб,

А мы из крана кап-кап-кап,

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря,

А то пройдет немного лет-

И нет водицы – нет, нет, нет…

Воду необходимо беречь. А чтобы вы, ребята, об этом не забыли, вот вам напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран».

Анализ занятия.