Проповедь в неделю о блудном сыне. Притча о блудном сыне: толкование, проповеди. Неделя (седмица) о блудном сыне

12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!
16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

От Луки, гл. 15, ст. 11-32

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Неделя о блудном сыне.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Из притчи о блудном сыне, которую мы слышали сегодня за литургией, очевидно, что Бог ждёт каждого из нас в Доме, где «обителей много» (Ин.14.2). Нам прямо и недвусмысленно объявлено, что всякий вернувшийся в этот Дом будет облачён в «лучшую одежду» (Лк.15.22) и отмечен знаком достоинства наследника, ибо в Евангелии сказано: «дайте перстень на руку его». Великое утешение подаёт сегодня Господь любому сыну Своему, грехом отпавшему от Церкви. Одно только нужно: осознать себя – сыном, а Бога – Отцом! Одно только нужно: захотеть вернуться домой!

Мы привыкли думать, что шансы на возвращение есть всегда. Чаще всего грешник именно так и уговаривает себя: ещё есть время, ещё не поздно, я ещё сумею повернуть назад, к отчему дому. А уж там счастливый Отец всё равно сжалится, подбежит, падёт на шею, поцелует и простит сына-предателя (Лк.15.20). Однако печальный пример старшего брата вернувшегося блудника отрезвляет любого энтузиаста. Если уж даже сидя дома, оставаясь, казалось бы, верным Отцу, можно потерпеть сокрушительное поражение в борьбе с самим собой, то насколько же проще пропасть и погибнуть в «дальней стороне» греха, «живя распутно» (Лк.15.13) и расточая всё, что имел! Видно, для каждого из нас, где бы мы ни пропадали – «на стране далече» или в своём собственном доме, есть некая «точка возврата», миновав которую невозможно не разделить угрюмую и безнадежную судьбу старшего сына, который «осердился и не хотел войти» (Лк.15.28) или, иными словами, отказался наследовать Божие.

Вообще говоря, для каждого из нас такой «точкой возврата», после которой к Отцу и Богу нашему уже не вернёшься, может стать момент смерти тела, потому что за гробом покаяние невозможно, ибо там, где кончилось время, – уже нет шансов измениться, покаяться. Однако Церковь верит в возможность смягчения посмертной участи своего грешного чада, потому и молится за умерших, потому и служит заупокойные литургии и панихиды, надеясь на перемену Суда Божия на милость, ожидая, что непостижимая реальность Вечности очистит и упокоит в себе самые закосневшие в грехе души.

Но вот сегодня Милосердый Господь указывает нам, что душа может умереть ещё до смерти тела, причём – в тот самый момент, когда, казалось бы, ничто не предвещало столь трагичного исхода. В самом деле, старший сын послушно исполняет волю отца, не покидает родного дома ради сомнительных удовольствий и вообще кажется прямой противоположностью своего развратного брата: в отличие от последнего, расточившего «имение свое, живя распутно» (Лк.15.13), он возвращается с поля, где праведно трудился. Но именно в этот момент его настигает смерть души, после которой нет возврата в отчий дом, нет покаяния, нет радостной возможности припасть к коленам милосердного и всё готового простить Отца. Он сам отвергает такую возможность, сам отказывается войти в дом Того, Кому столько лет служил и Чьего приказания «никогда не преступал» (Лк.15.29)! Для него пришёл решительный час выбора, и он, праведник, «не хотел войти» (Лк.15.28) и потому – погиб!

«Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12.21), – говорит нам Господь. Потому-то и оказывается у разбитого корыта в конце своей жизни безумный богач, потому-то и уходит более оправданным неключимый грешник мытарь, потому-то и успокаивается в «объятиях Отчих» сын, расточивший с блудницами наследие свое, а «праведный» брат его, тот, кому по праву наследования принадлежало всё в доме Отца, презрительно и высокомерно отказывается «войти в радость Господа своего» (Мф.25.21). Вот она – смерть души ещё до смерти тела, вот оно – фарисейское бахвальство собственной «праведностью», о печальных результатах которого предупреждал нас Христос: «…истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21.31)!

Так незаметно бывает пройдена «точка возврата», пройдя которую душа костенеет настолько, что и слёзы Отца уже не в состоянии смягчить её. Вот почему надо помнить, что любые усилия наши пойдут прахом, труды на поле отчем окажутся напрасными, да и сам призыв Отца нашего едва ли будет услышан, если душа наша по-прежнему способна только на самолюбование и ожидание похвалы и награды! При таком её устроении, как бы часто ни посещали мы в церковь, сколько бы ни молились, сколько бы ни ставили свечей, мы никогда не поймем, чего же на самом деле хочет от нас Отец наш Небесный.

А хочет Он, конечно, чтобы, «работая Господеви со страхом и радуяся Ему с трепетом» (Пс.2.11), добрый и послушный сын не надмевался своей добротой и послушанием, но возрастал в любви, милосердии и жалости даже к падшему брату своему. Хочет наш Господь, чтобы и тот, кто «отиде на страну далече, и ту расточи имение свое, живый блудно» (Лк.15.13), «пришёл бы, наконец, в себя» (Лк.15.17), опомнился бы среди свиней, которых послал его пасти враг рода человеческого, вспомнил бы, что Милостивый и Человеколюбивый Отец не только ждёт его в Доме, где «обителей много», но и готов издалека бежать каждому из нас навстречу, как мы слышали это в сегодняшнем Евангельском повествовании. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

М ир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Поздравляем Вас с праздником Воскресного дня!

Н еделя о блудном сыне является второй предуготовительной (подготовительной) неделей перед Великим постом. Святая Церковь предлагает нам одну из самых поучительных Евангельских притч, в которой отображено великое падение распутного сына в грех блуда и нечистоты, и раскрыто великое его покаяние.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лк.15:11-32.)

Н иже мы прилагаем проповедь (текст + видео) Святейшего Патриарха Кирилла, посвященную этой удивительной и крайне актуальной притче.

Православный сайт «Семья и Вера»

В аши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры!

Всех вас поздравляю с воскресным днем - днем, который открывает еще одну седмицу, подготовительную к великому поприщу святой Четыредесятницы. Эту неделю Церковь называет неделей о блудном сыне, потому что, как вы знаете, именно сегодня читается притча из Евангелия от Луки о возвращении блудного сына в дом отца (Лк. 15:11-32).

Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает «заблуждение»; отсюда и «блудить», т.е. плутать, заблуждаться. «Блуд» и «заблуждение» - это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу и, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу мистический вред.

В сегодняшнем отстраненном от веры в Бога общественном сознании утвердилось мнение, что никакого вреда для человеческого тела этот грех не приносит - за некоторыми исключениями, о которых все хорошо знают. Это неверно. Вред человеческому телу приносит не только физическая болезнь ― вред человеческому телу приносит прикосновение к нему темной силы. А через блуд именно темная и злая сила прикасается к человеку, потому что человеческое тело призвано быть храмом, вместилищем Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19). И как удивительно точно и сильно сказано обо всем этом в послании апостола Павла к Коринфянам, которое мы сегодня слышали! Человек повреждает себя блудной страстью и, в конце концов, становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: «блудники … Царствия Божиего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

Что же тогда означает в свете этих грозных слов удивительная притча о блудном сыне, который, получив наследство от отца, пошел на страну далече и там расточил с блудницами все, что ему досталось? И почему же отец не прогнал его, когда он, уже умирая от голода, решил вернуться в дом отчий? Ведь это так естественно, так по-человечески понятно: предал отца, предал семью, предал родных и близких, забрал деньги, ушел, расточил все в блуде ― так, может быть, надо сурово наказать или вообще изгнать такого человека из общения? А отец принимает блудного сына, облачает его в лучшие одежды и на палец его возлагает перстень, и разбитые в кровь босые ноги омываются водой и облачаются в обувь, и закалывается телец упитанный, чтобы радость о возвращении блудного сына разделили другие… Совершенно очевидно, что отец, принявший блудного сына, ― это Сам Бог.

Сегодня в роде нашем «прелюбодейном и грешном» грех блуда распространен настолько, что поражает почти каждого человека, и у многих может возникнуть отчаяние, ведь «блудники… Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Но сегодняшняя притча помогает нам понять эти слова апостола Павла. Нет такого греха, кроме хулы на Духа Святаго, который бы Бог не простил (см. Мф. 12:31), если человек искренне в этом грехе раскаивается. А что значит раскаяние? Раскаяние означает осознание своей неправды, своего заблуждения. И если человек понимает, что совершает грех, что это действительно разрушает его душу, что это закрывает перед ним двери Царствия Небесного, если он приходит к Богу и, подобно блудному сыну, со слезами просит открыть для него двери родительского дома, ― тогда Господь прощает согрешившего.

Но, к сожалению, абсолютное большинство людей сегодня всячески пытаются оправдать этот грех, представить его как и не грех вовсе, а как одну из моделей поведения современного человека; а обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот страшный миф и распространяет его, отравляя сознание, в первую очередь молодых людей. Мы знаем, что многие сегодня воздвигают хулу и на Церковь ― только потому, что она не перестает называть грех грехом, подвергаясь поношениям и в наше, казалось бы, свободное и благополучное время.

Очень важно, чтобы человек, прошедший тропою греха, оказался способным принести покаяние. Первым шагом на этом пути является отказ от всякого оправдания самого себя. Хотя, может быть, внешние обстоятельства и внутренние чувства и предрасполагают человека к совершению греха, он не должен оправдывать грех ни при каких обстоятельствах. Даже если он не может порвать с этим грехом, если он не может круто изменить свою жизнь, он должен помнить, что грех есть грех. Грех разрушает, мистически разрушает, душу и тело человека.

Мы вспоминаем притчу о блудном сыне в преддверии Великого поста ― особого времени в жизни каждого человека. Пост дается нам для того, чтобы мы обо всем подумали, помолились, оценили свою жизнь, свои поступки, свои мысли, подвергли их беспристрастному суду ― внутреннему суду голоса своей совести, и помолились Господу о прощении своих грехов и об избавлении от греховного плена. И пусть для каждого из нас притча о блудном сыне станет великим источником надежды на то, что Бог простит нас, исцелит от грехов ― и настоящих, и прошлых, поможет обрести мир и радость жизни в общении с Ним в доме Отчем. Аминь.


В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...

_____________________


ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА

В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.

Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится

______


ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения

_________

В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ

Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона

и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.

__________

Первое воскресение Великого Поста


Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.

Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...

_________


По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных даров

(младенцев за такой Литургией не причащают)

Каюсь, Господи! Прости, прими!

Следующий воскресный день называется Неделей о блудном сыне. Чтобы человек не впал в отчаяние, сознавая бездну своих грехов, понимая, как он ими оскорбил Господа, Святая Церковь напоминает нам Евангельскую притчу о блудном сыне, которая и читается в этот день на Литургии. Притча эта говорит нам о великом милосердии Отца Небесного, о Его Отеческой Любви к нам и готовности принять, простить, возвратить нам утраченное сыновнее достоинство, если только мы с покаянием и смирением припадем ко Христу.


Притча недели:

(Лк., 15 гл.: 11-32)


У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отце: отче! Дай мне следующую мне часть имения.

И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи…

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим… Встрал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его…

А отец сказал рабам свои: принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги … ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся .

И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Этот воскресный день открывает еще одну подготовительную неделю к Великому посту. В Евангельской притче, читаемой за Божественной литургией, повествуется о возвращении промотавшего свою часть наследства сына в дом отца, который с радостью принимает его.

Хуже всего то, что блудный сын внутри нас не замечает самого себя. Нашу стесненность видят все, кроме нас самих. Давайте и мы найдем свое место в этой трагической и красивой притче.

Конечно, притча эта неисчерпаема. Она содержит такое множество тем, что их трудно перечислить. Каждый человек, который с благоговением вчитывается в неё, находит для себя ответ на вопросы о собственном духовном состоянии.

Юноша вырос; из ребенка он стал молодым человеком; простая, чистая, светлая, трудолюбивая, строгая жизнь отчего дома ему стала тягостью. И он обратился к отцу с самым, может быть, жестоким словом, которое можно сказать человеку: Отец! Дай мне сейчас то, чем я воспользуюсь, когда ты умрешь, когда тебя больше не будет на моем пути…

И отец ни словом не упрекнул своего сына , ни слова ему не напомнил о ласке, которой было окружено его детство, о любви, о тепле отчего дома. Если вся предыдущая жизнь, совместные труды и молитвы не смогли предопределить благого выбора, то что смогут сделать еще несколько слов? Он склонил голову и принял как бы преждевременную смерть; он принял смерть из уст своего сына: пусть буду я для него трупом, мертвым, раз он хочет только того, чем он может воспользоваться из моей жизни…

И сын, сбросив одежду отчего дома, грубую, простую, ношенную, нарядился в городскую одежду и ушел.

Разве мы не поступаем так все, в той или другой мере? Но не будем прятаться за слова «в той или другой мере», думая: ну да, может быть, кто-то и поступает так же бессердечно, жестоко, но я только в какой-то мере подобен блудному сыну, похож на него… Нет, мы все поступаем до страшности подобно ему.

Господь нам дает бытие. Он нам дает жизнь, Он дает нам всё, чем эта жизнь полна: живое тело, живой ум, живое сердце, свободу определять свою жизнь, даёт любовь, дружбу, родство, красоту окружающего мира, закон правды в наших сердцах, - сколько еще другого Он нам дает!

Далее - закономерный путь падения. Юноша все промотал, погрузился в нужду, почувствовал необходимость за кого-то уцепиться в чужой земле. И ничего более достойного не придумал, как "пасти свиней". И вот, пределом мечты стало - "наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи".

Что впереди? Судя по обычному ходу вещей, - только бороться за свое "законное право" есть из свиного корыта и изощрять ум для достижения этой цели.

А что мы? Что мы сделали из своей жизни, из жизни каждого человека вокруг нас? Беспечностью, бессердечием, себялюбием, жестокостью мы превратили и превращаем этот мир в ужас. И не только в широком смысле слова, но в самом простом: рушатся дружбы, крушатся семьи, человек в нужде не находит отклика, ум наш не устремлен к высокому, сердце не открыто только ко всему прекрасному, воля наша не направлена к тому, чтобы этот мир стал Божиим миром.

Мы, подобно блудному сыну, всё берем у Отца, у Бога, и отвернувшись от Него, повернувшись к Нему спиной, идем творить свою волю и строить уродливый мир и уродливое общество, и в Церкви, и вне ее.

Потому что и среди нас качествует безразличие, себялюбие, а не любовь; не та крестная любовь, о которой говорит Христос, о которой Павел сказал: Принимайте друг друга, как принял вас Христос…

Неужели нам надо ждать того момента, когда истощатся все эти дары, когда ничего не останется у нас, кроме нищенства, когда старость, болезнь, обездоленность, хищничество других у нас отнимут всё, и останется только сознание: как мы были богаты, как мы были счастливы под кровом Божиим!. - и теперь, когда нам нечего другим давать и с нас ближний ничего не может обманом или насилием сорвать, мы оставлены всеми…

Но тут случилось чудо. Блуждавший до сих пор по чужой стороне вдруг пришел... Не куда-то, а "в себя"! В себя самого.

Пришел к исходной точке своих странствий, в то место, откуда вышло его желание пойти путем греха. И тут - словно ожило и заработало все, что было получено в родительском доме. "Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих".

Решил и пошел. А отец уже с полпути выбежал навстречу, не дал даже договорить, а приказал одеть в лучшую одежду и устроить пир.

Неужели нам ждать момента, когда вдруг мы увидим себя на краю пропасти , когда пропадет в нас и сила, и надежда, когда останется только горькое, упрекающее нас воспоминание о той любви, которая нас взрастила, создав нас, и от которой мы отвернулись, которую мы отвергли, которой мы стали чужие?..

Но и это еще не все . Тут выходит на сцену старший сын , который никуда не уходил, отчей воли не нарушал, ни в чем дурном замечен не был.

Этот сын, возвращаясь с трудов, услышал о причине праздничного шума и до глубины души возмутился такой несправедливостью. Он отказался войти и принять участия в общей радости , что брат его "был мертв и ожил, пропадал и нашелся". Поведение этого сына тоже довольно неожиданно.

Оказывается, и он в доме отца не научился главному, не научился любить. Поистине, нет на земле Царствия Божия, и даже в идеальных условиях не вырастают идеальные люди. Время этой жизни отпущено для познания и для изживания своих грехов.

Но - что теперь старший сын? Войдет ли он все-таки в общую радость, или тоже уйдет странствовать "на страну далече", расточать все приобретенное былым трудом? Но если уйдет он, то уже - не в телесные, а в духовные, богоборческие блудилища, где хулят Бога, говорят: "нет правды на земле, но правды нет и выше"! Ведь отец этих двух братьев - еще и наш общий Небесный Отец.

И мы также стоим сегодня перед образом старшего сына . Задумаемся о себе: рядом с каждым из нас есть кто-то, к кому мы относимся с той же холодностью, с которой мы думаем о старшем брате, но также рядом с каждым из нас есть кто-то, с кем мы обращаемся так же надменно и сурово, как старший брат отнесся к своему младшему брату, когда тот вернулся домой. Он его сбросил со счетов, тот больше не был ему братом. Младший изменил их отцу - он не заслуживал прощения. И однако отец, жертва сыновнего отвержения, легкомыслия, жестокости, прощает всем сердцем, со всей нежностью.


Эта притча - для всех. И - чтобы удержать от плотских падений: смотри, непременно дойдешь до свиного корыта. И - чтобы сказать тем, кто все же пал: главное - не отчаивайся! Небесный Отец всегда ждет, и всегда на небесах радость "и о едином грешнике кающемся".

И - чтобы тот, кто не пал, не возгордился бы и не проникся презрением к тому, кто смиренно просит прощения, и к тому, кто от всего сердца прощает.
Рассказана эта притча и для тех отцов и матерей, чьи дети все же пошли "на чужую сторону". Надо верить и в силу всего доброго, вложенного в детей, и в любовь Небесного Отца, Который всегда рядом с заблудшим, и все делает, чтобы обратить и спасти его.

Будь только сам готов принять своего заблудшего сына в любой момент и в любом виде, в котором он к тебе возвратится.

Вот о чем говорит нам на пути к Великому Посту это Евангелие. И не станем утешаться, что ждет нас Отец с надеждой, с любовью: Он ждет тех, которые покаются. Он ждет тех, которые опомнятся, встанут, и в сокрушении сердца, покаянно, пойдут к Отцу, признавая, что мы, все мы, но каждый из нас за себя - недостоин быть назван сыном нашего Отца небесного, братом нашего Спасителя Христа…и не станем тешиться надеждой, иллюзией о том, что прощение дается даром. Да, даром, как подарок любви, но в ответ на искренний крик души: каюсь, Господи, прости, прими!


На Всенощной в Неделю о блудном сыне к пению полиелейных псалмов добавляется пение псалма "На реках Вавилонских" . Этот псалом говорит о тяжести состояния души, находящейся в Вавилонском плену страстей, говорит и о покаянии, сокрушении и о решимости вести борьбу с грехом. В этом псалме изображаются все подвиги поста , с каким расположением должны мы вступать на это поприще покаяния. Не могли израильтяне в плену воспевать радостных песен. Так каждый христианин должен обратиться к покаянию, познав свою плененность страстями, греховность души, немощь плоти. "Дщи Вавилоня окаянная...", -говорит нам псалом о том, что нужно возненавидеть грех и страсть. И должны пресекать страсти в самом их начале, отсекать греховные помыслы молитвой и упованием на Господа, "разбивая младенцы", - греховные помыслы, - "о камень" веры и молитвы.

Вне Храма иудеи не могли совершать богослужение и пользоваться богослужебными музыкальными инструментами. Для чего же они их взяли с собой в далёкий и трудный путь, идя в вавилонский плен? Чтобы священные лиры напоминали им о храмовом богослужении. Уходя в плен, евреи имели и тайную надежду

В эту субботу Церковь особенно молится о тех православных христианах , которые по каким-то причинам не получили христианского погребения. Это люди, которые скончались внезапно (на море, в горах, на войне, при пожарах, несчастных случаях) или нищие и бедные. Также, поскольку в следующий за этой субботой воскресный день воспоминается Страшный Суд, то мы молимся об усопших, чтобы и они сподобились милости Божией на Страшном Суде.

Утреня этого дня заупокойная, на ней вместо "Бог Господь" поется "Аллилуия" с заупокойными стихами. Также поются "Непорочны" (17-я кафизма) на две статии, а после них заупокойные тропари. В этот день также положено служить великую панихиду. Особо примечателен по своему содержанию и составу канон утрени . В отличие от большинства канонов, он содержит Вторую песнь. Хочется обратить внимание и на четвертую из стихир, которые поются на хвалитех. Она начинается словами "Христос воскресе" ("Христос воскресе, разрешив узы Адама первозданнаго, и адову разрушив крепость. Дерзайте вси мертвии: умертвися смерть, пленен бысть и ад с нею..."). "Ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, - пишет святитель Афанасий (Сахаров), - Святая Церковь хочет как бы несколько ослабить страх этого грозного дня, хочет как бы приободрить усопших, а вместе и живых..."

Затем следует Неделя Мясопусная. И поэтому в это воскресение - последний раз перед Великим Постом вкушается мясо.

Оказывается, Бог не всегда помогает нам. Он всегда нас ждет, но не бегает за нами. Отец из притчи не бегает за сыночком по барам, наркопритонам, милициям и больницам. Уходишь? Уходи. Не любишь? Не люби. Насильно мил не будешь. Насильно никого не спасешь. Молиться о грешнике можно. Но спасти того, кто не хочет спастись, не берется даже Бог.

И наконец, внезапно мы видим, как поведение Бога кардинально меняется. Стоило человеку хоть немного захотеть поднять голову от свиного корыта, как в голове блудного сына сработал тот капитал, который ему позволил унести Бог – память о Боге и Его благости. Это самовоспроизводящееся сокровище оказы


Каждое слово в притче о Блудном Сыне важно, и Церковь веками и тысячелетиями вникала в ее смысл. Однако то, как мы видим ее, зависит от нашей собственной эпохи и культуры. Непосредственные слушатели Господа Иисуса принадлежали к сурово патриархальной культуре, где авторитет отца был непререкаем, и сын-отступник в глазах своей семьи считался мертвым, хуже чем мертвым, как будто и не бывшим


У меня лично блудный сын из притчи восхищение вызывает - не жалость, не удивление, а именно восхищение. Чего стоит это решение - вернуться к Отцу, когда, казалось бы, связь с Ним расторгнута, отношения разорваны уходом от Него дерзким и безрассудным. Это какую же надежду на Него надо иметь, как глубоко понимать, какой Он, чтобы решиться вновь обратить к Нему стопы свои! И какое смирение должно было таиться в этой неразу

У всех людей, приносящих покаяние и чающих жизни будущего века, должен быть тождественный внутренний опыт, а именно - ощущение того, что ты не дома. Ты на чужбине, ты далеко, и не важно, кто увёл тебя из родного края: внешняя сила, как в истории с евреями, уведёнными в плен, или твоя злая воля, как в случае с блудным сыном, ушедшим «на страну далече» проматывать отцовское наследство. Ты не дома! Домой ещё предстоит вернуться, а покаяние - это и есть внутреннее движение в сторону Отчих объятий. Оно, покаяние, - это «трепет души перед воротами рая», как сказал один из святых...

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

По учению слова Божия, человек является достославным творением Божиим, потому что Сам Творец наградил человека Своим образом, потому что Бог даровал ему разум и свободную волю, потому что Господь предназначил быть человеку властителем всего того, что окружает его в этом видимом мире. И это достоинство и величие человека, слава и честь его зависит от того, насколько человек живет с Богом, в единении с Богом. Если человек отделяется от Бога, то он влачит жалкое существование, несмотря на то, что он может блистательно роскошествовать, подобно евангельскому богачу, роскошно одеваться. Но этот внешний блеск ничего не говорит, потому что за ним скрывается пустоцвет. Если человек пребывает с Богом, то его достоинство первоначальное, которое Господь даровал своему творению, сохраняется в нем и возрастает, когда человек нравственно совершенствуется. Но если человек отпадает от Бога, то он лишается первозданного достоинства. Именно в таком состоянии находился блудный сын, о котором повествует нам ныне евангельское чтение. Евангелист Лука поведал нам притчу, которая ежегодно повторяется в эту неделю, в «Неделю о блудном сыне». Эта притча очень проста, но глубока по своему содержанию и весьма назидательна. Евангелист Лука передает притчу Господа и говорит о том, что Господь, произнеся эту притчу, сказал, что у одного человека было два сына. И вот младший, а не старший из них, попросил у отца разделить имение и отдать ему принадлежащую ему часть. Отец внял просьбе своего младшего сына, разделил имение. Младший сын, через некоторое время, всё свое имение собрал и удалился в далёкую страну, где жил распутно и очень скоро расточил свое достояние. А в той стране наступил голод, и этот человек стал нуждаться и попросился к одному хозяину, чтобы пасти у него свиней для того, чтобы можно было прожить каким-то образом. Пищи ему не хватало, он желал даже напитаться той пищей, которую давали свиньям, но ему это не разрешалось. И вот, в этих прискорбных обстоятельствах своей жизни, блудный сын вспомнил о родительском доме и о своем отце. И подумал, что последние слуги отца имеют и кров, и пропитание, чего он лишился, а вернее, сам лишил себя того, что имел. И он подумал: встану и пойду к отцу своему и скажу ему: «Отче, я согрешил против Неба и против тебя, я недостоин больше называться сыном твоим, прими меня как одного из наемников твоих». Не только подумал, но и решился это сделать, встал и предпринял далёкий путь к своему отцу. Отец издалека увидел своего блудного сына, возрадовался, обнял его, приказал слугам принести лучшие одежды, дать ему перстень на руку. А перстень в те времена означал правовладение имуществом, т. е. отец восстанавливал в имущественных правах того сына, который расточил всё своё имение. Более того, повелел отец своим слугам, чтобы они акололи теленка и устроили пиршество. И, действительно, это совершилось моментально. А в это время старший сын был на поле. Когда он возвращался, увидел и услышал ликование в доме отца и спросил одного из слуг, что же это означает. А ему сказали, что вот, твой брат младший, который удалился в далёкую страну, возвратился домой, и отец принял его с такой радостью и по этому поводу совершается такое торжество. Разгневался старший брат и не захотел даже войти в дом. Отец, когда узнал, что старший сын пришёл с поля, вышел сам из дома и стал его приглашать, чтобы он разделил радость возвращения своего младшего брата. Однако, старший сын негодовал и стал досаждать отцу т говорить: «Вот, я много лет, пока отсутствовал вот этот твой блудный сын, трудился не покладая рук, а ты не дал мне, даже, козленка для того, чтобы я вместе со своими друзьями устроил пиршество». Отец на это ответил: «Ты всегда со мною. Моё - это твоё». А вот нужно было возрадоваться тому, что брат твой возвратился. И этому нужно было радоваться.

В притче не указывается, вразумился ли старший сын или нет. Но, во всяком случае, притча свидетельствует нам о том, что отец, несмотря на то, что блудный сын расточил имение, что он оказался вдали и там только, под гнётом тех неблагоприятных обстоятельств, которые случились с ним, возвратился в родительский дом, принял его с великой радостью, простил его и вознагродил, несмотря на то, что блудный сын недостоин был той милости и любви, которые проявил к нему отец.

Вот, дорогие братья и сестры, вкратце содержание притчи. И, естественно, эта притча должна иметь отношение и к нам самим. Мы, прежде всего, должны размышлять о том состоянии, в котором находился блудный сын. Очень часто в нашей жизни тоже случается так, что мы отходим от дома Отца Небесного, не в физическом плане, а в духовном отношении. А отходим мы от дома Отца Небесного тогда, когда совершаем грехи, вместо воли Божией, стремимся исполнять свою волю, когда своеволие управляет нашими делами, нашими поступками, всем нашим поведением и,идаже, всей нашей жизнью. Вот тогда мы удаляемся от Бога. Поэтому пример блудного сына должен вразумлять и наставлять нас. Если мы посмотрим на деяния этого сына, и на то, что он сделал. Отец, как благосклонно отнесся к его просьбе, наградил его всем тем, что полагалось при разделении имущества. А что же сделал блудный сын? Вместо того, чтобы пользоваться ко благу теми дарами, которыми наградил его отец, он ушёл в далёкую страну, там жил распутно и очень быстро расточил свое имение. Но под влиянием неблагоприятных обстоятельств, всё-таки, пришёл в себя. И это очень важно, что человек, который согрешил тяжко, несмотря на своё плачевное состояние, стремится к исправлению. Он подумал, что нужно всё-таки возвратиться в дом отца. Подумал, встал и пошёл. При чем, с покаянной мыслью и настроением, говоря о том, что он недостоин больше называться сыном. Это очень смиренное, покаянное настроение, которое, конечно, ощутил и отец, почему и издалека увидев его, принял его приветливо. Это указывает нам на то, что и Господь, несмотря на наши согрешения, если мы искренне раскаемся, проявляет неизреченное милосердие к раскаивающимся грешникам. И это нужно тоже всегда помнить, потому что, иногда, человек, согрешая, находясь в юдоли греховной, думает, что нет уже прощения, что он является человеком падшим и невозможно уже надеяться на Божие милосердие, на прощение и, поэтому, продолжает погрязать в своих грехах. А это очень пагубное настроение. Поэтому нужно памятовать о том, что сказано в притче, что, как отец принял радостно своего блудного сына, так и Отец Небесный радуется о кающемся грешнике и принимает его в Свои Небесные объятия. В притче предстает пред нами и образ старшего сына. Как он поступал? Он позавидовал, что отец устроил пиршество тому, кто расточил свое имение, дарованное ему, и вознегодовал, разгневался по этому поводу. Мы тоже иногда употобляемся вот этому старшему сыну, когда, например, видим, что человек на наших глазах совершал какие-то грехи и даже тяжкие проступки, мы, когда видим, что этот человек принимается с любовью, получает прощение и к нему проявляется милосердие, любовь, мы тоже можем гневаться и завидвать такому человеку, негодовать по этому поводу, почему к нам не проявляется такое отеческое милосердие как к этому «последнему грешнику», как мы считаем. И поэтому настроение старшего сына - это весьма пагубное состояние, от которого нужно отвращаться.

Таким образом, притча о блудном сыне многому нас научает. И мы, конечно, должны размышлять над тем, что говорит эта притча нашей душе, нашему сердцу, нашему сознанию для того, чтобы, прилагая эту притчу к своему духовному состоянию, к своей жизни, к своему поведению, извлекать надлежащие уроки, а, главным образом, это уроки того, что не нужно впадать в согрешения, не нужно отдаляться от Небесного Бога Отца, и, если согрешаем, не нужно погрязать в тине греховной, а стремиться к тому, чтобы идти с покаянием к Отцу Небесному, надеясь на прощение и на Божие милосердие.

Аминь.

Протоиерей Василий Стойков

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа. Мы все ближе и ближе к Великому Посту. В прошлое воскресенье мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Сегодня неделя о блудном сыне. Эта притча имеет особый смысл. Она так велика по своему значению, что святые отцы назвали ее евангелием в Евангелии. Эта притча о великой небесной любви к нам Бога-Отца, о достоинстве человека, о его уходе от Бога, о падении и возвращении к Нему. Притча о Новом Завете, в котором совершается наше спасение.

У одного человека было два сына. И сказал младший сын отцу: отче, дай мне часть наследства, ту, которая принадлежит мне по праву. И отец разделил им имение .

Бог создал человека свободным и самовластным. Как небесный отец Бог бесконечно любит нас, но, будучи всемогущим, Он не стесняет нашей свободной воли. Любви нельзя требовать. Ожидая ее от человека, Господь не может требовать от нас ни нашей ответной любви, ни верности, ни благодарности. Имея полную власть над Своим творением, Господь не принуждает нас, приводя к полной зависимости от Него. Это было бы насилием. Как Отец, Бог бесконечно уважает нашу свободу, свободу сынов, детей, носителей образа Божия. Но в этой свободе есть риск. И каждый человек может своей сыновней любовью ответить Богу, а может и отвергнуть Его любовь. Любовь Бога отверг Адам, соблазненный дьяволом. И с тех пор для каждого из нас существует соблазн искать свободы самоутверждения во исполнение своей воли, своих чувственных желаний вопреки закону совести, этому Божьему закону, вписанного у нас Творцом.

На первый взгляд кажется, что в притче говорится о праведном сыне старшем, который остался в доме отца, и о блудном сыне грешнике. Но это не так. Они оба грешники, но у них разные грехи. Младший сын полон жизненных сил. В нем кипит желание самому насладиться жизнью. Это состояние самовожделения, в которое впал Адам после грехопадения, юная влюбленность, самонадеянность. Младший сын одержим желанием все испытать, всем насладиться без запретов и ограничений. «Я хочу, я считаю, я сам». В таком состоянии человек не способен никого любить, он любит только себя. Сын даже не осознает своей неблагодарности отцу и своей жестокости. Его тяготит жизнь в доме отца, его тяготит само присутствие отца, связывающего его желания. Младший сын просит дать ему наследство, которое полагается ему после смерти отца, чтобы жить так, как будто отца нет или отец уже умер.

Наш небесный Отец бессмертен. Уходя от Бога-Отца, источника жизни, духовно умирает сам человек. Господь проявляет величайшее смирение и терпение. Он скорбит об уходе Его сына из дома, но силой Он не удерживает его. Для спасения всего блудного человечества, отпавшего от Него, Отец заклал в превечном совете своего Сына, Агнца Божия. В этом тайна Божьей любви и милосердия.

И вот собравши свое имение, младший сын уходит в страну далече и там, живя в блуде, расточает все имение. И это неизбежно. Младший сын назван блудным. Блуд это крайняя наиболее грубое проявление самолюбия и сластолюбия, но в широком смысле слово «блуд» — это измена Богу. Блуд присутствует в каждом грехе. Жизнь без Бога — это блудная жизнь, жизнь бессмысленная и унизительная. Грех своей сластью влечет страстное сердце человека, но после вкушения греха неизбежно наступает тоска, уныние и опустошенность. Снова рождается вожделение сласти греха, желание насытиться еще и еще. Но после этого уныние, тоска становятся все более и более мучительны. Эта жизнь в грехе неизбежно опустошает человека. Он лишается не только богатства благодати, но и внутреннего мира, радости, теряет свои душевные дарования. Это неизбежно. Человек, уйдя от Бога, обретает не свободу, а рабство. Он уже раб греха, раб страстей и не может уже не испытывать голода, духовного голода. Но как бы далеко не уходил человек от Бога, он всегда остается в памяти о Боге-Отце и об отеческом доме. Этого голода души ничто не может удалить.

В притче говорится, что блудный сын пристал к одному из жителей одной страны. Страна эта далекая от отеческого дома, это там, где нет места Богу. Это мир страстей, это царство дьявола. И дьявол посылает его на свои поля пасти свиней. Свинья это символ греховной нечистоты. Свинья любит грязь, любит валяться во всякой нечистоте. Свинья не может видеть небо. Ее глаза всегда обращены вниз, к земле, к своему корыту. Она всеядна и способна есть все, чтобы утучнять свое тело. Под свиньями в притче разумеются страсти и вожделения, которые приобрел человек, отпав от Бога. Вместо веры, любви, послушания, смирения, целомудрия, воздержания в нем растут гордость, тщеславие, зависть, всякое плотоугодие, похотливость, осуждение, злоба, злопамятность и все множество страстей душевных и плотских.

Блудный сын пасет этих свиней, насыщает их, а сам не может насытиться. Он желал бы насытиться пищей свиней, но и ее не дает ему хозяин дьявол. Таков закон духовной жизни. Страсти, которые пасет человек в своем сердце, никогда не могут его насытить. Невозможно напитаться грехом, этой пищей свиней. И голод становится все более мучительным. И здесь происходит чудо. Как сказано в притче: сын пришел в себя. Это очень важный момент. Живя в грехе, в угаре страстей, человек выходит из себя. И пока не пройдет это помрачение, это опьянение грехом, человек живет так, как будто Бога нет, потому что сам умер, духовно умер, отпав от Бога. Отец отпустил своего сына, но он любит его, не переставал любить его и ждет его, взывая возвратиться в свой дом.

Так Господь стучит в дверь сердца каждого грешного человека, призывая возвратиться к нему. И вот благодать коснулась сердца младшего сына. Он прозрел, он вдруг вспомнил, что он сын отца, о своем достоинстве, вспомнил, что даже наемники в доме отца имеют в избытке хлеб, а он гибнет от голода. Здесь происходит решительный поворот его жизни. Это то, что называется покаянием. Покаяние это коренной перелом образа мыслей и жизни человека, это осознание своей вины и решимость совершенно изменить и исправить свою жизнь. И сын говорит: встав, пойду к отцу моему и скажу ему: отче, я согрешил на небо и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим, но прими меня как одного из наемников твоих. И он пошел к отцу.

И что самое важное здесь? Это глубокая искренность покаяния, сознание, что я уже сыном не имею права называться. Я был жесток и неблагодарен, я расточил свое имение, не свое, а твое богатство, живя скверно. Во всем виноват я сам. Но я прошу тебя, прими меня в число твоих тружеников, наемников и я буду честно работать тебе. Здесь происходит встреча отца и сына. Отец ждал его возвращения, и когда сын был еще далеко, он сам вышел ему навстречу, увидел его, и «мил ему бысть», как сказано в притче, и пал ему на шею и целовал его. И здесь сын снова уже самому отцу говорит: я согрешил на небо и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим. Отец сказал рабам своим: принесите первую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его. И приведите тельца упитанного и заколите его. Будем пировать и веселиться .

Так завершается таинство покаяния, так совершается возвращение блудного сына к небесному Отцу. Оно завершается пиром в доме Отца, пиром веры, таинством тела и крови Христовых в Новом Завете между Богом и блудным, отпавшим от Него родом человеческим. Милосердие Божие безмерно. Бог наш — Бог милости и щедрот. Небесный Отец ждал и ждет от нас плодов покаяния. Покаяние — это первое проявление веры и любви, это плач о том, как и кого мы оскорбили своими грехами. Блудный сын во всем обвинил себя самого и смирился перед отцом. Этого и ждет от нас Господь. И если совершается это в нашем сердце, то Он сам благодатью Своею встретит нас, когда мы еще на пути к Нему. Через покаяние Он снова облекает нас в одежду благодати, которую мы разорвали грехом и осквернили. Он подает нам перстень на руку — печать нашего достоинства сынов и детей Божиих, и завершается все радостным пиром в доме Отца.

В притче сказано, что когда старший сын вернулся с поля, он услышал в доме пение и ликование. Спросив о том, что случилось, он узнал, что пир устроил отец, радуясь, что вернулся его младший сын. И тогда сын старший разгневался и не захотел войти в дом разделить радость отца. Этот сын никогда не оставлял дом отца и всегда честно работал на поле, но он не хочет и не может разделить с отцом его радость о возвращении младшего брата. И здесь для нас очень важный урок. Можно жить в доме отца и внешне исполнять все, что требует закон, но быть по духу совершенно чуждым отцу, не имея ни смирения, ни любви, ни милосердия. Такой была праведность фарисеев, гнушавшихся мытарей, кающихся грешников и блудниц, осуждавших Самого Христа, как друга мытарей и грешников.

Старший сын укорил отца за то, что он с такой любовью и радостью принял сына, расточившего его имение с блудницами, а его, честного, работающего уже столько лет, не порадовал даже малым утешением. Отец звал его, говоря, что все, что он имеет, все его. А о том надо было радоваться и веселиться, что младший брат его был мертв и ожил, погибал и нашелся. Мы не знаем, как ответил старший сын на призыв отца. Пришел ли он на пир, или сам решил уйти из отеческого дома. Притча об этом не говорит. Но вот что очень важно, что мы должны помнить. Никакие внешние дела сами по себе не приближают нас к Богу, не соединяют нас с Ним в духе, если они делаются не ради Христа. Но и это еще не все. Если к нашим трудам молитвы и поста, делам любви и милосердия явно или тайно примешивается тщеславие и самоцен и приходит сознание, что мы «несмь якоже прочие человецы» , тщетны все наши дела. Тщеславие обесценивает все. Мы всегда должны помнить заповедь, данную апостолам: когда сотворите все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, только сделали то, что должны были исполнить .

Но кто из нас может сказать, что я исполнил все, что заповедал Господь в Евангелии. Приближаются великопостные дни. Будем молиться, чтобы все мы, каждый из нас, пришли в себя. Чтобы весь народ наш, все, кто ушли на страну далече возвратились в дом Отца Небесного, Который уготовал нам пир в Царстве Своем, в Царстве Небесном, где большая радость бывает об одном грешнике и кающемся, чем о праведных, не имеющих такой нужды в покаянии. Аминь.

Архимандрит Ипатий (Хвостенко)