Изменение по падежам имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по падежам

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Окончания и прилагательных удобнее всего проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, так как окончания вопроса и прилагательного совпадают, например: Ему было тяжело идти после трудного (какого ?) дня . Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода (и сходный с ним винительный падеж), где под ударением пишется окончание -ой (отрывно́й календарь, делово́й человек ), а без ударения —ый или -ий (насто́льный календарь, и́скренний человек ).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (волчий , волчья , волчье ) во всех падежах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа мужского рода единственного числа, пишется буква ь , например: волчь я (стая), волчь е (логово), волчь и (следы); волчь его, волчь ей, волчь их, волчь им и т. д. (но: волчий вой ).

Окончания именительного падежа

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется окончание -ая или -яя , а в среднем роде — -ое или -ее (какая? заочная средняя школа ; какое? интересное всестороннее исследование ).

Во множественном числе всех трех родов пишется окончание -ые или -ие (какие? морозные зимние дни, ночи, утра ).

Окончания винительного падежа

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), например: окончить (какую?) заочную среднюю школу .

Окончания творительного падежа

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), например: наслаждаться (каким?) теплым осенним днем, утром .

В женском роде единственного числа пишется окончание -ой (-ою ) или -ей (-ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ), например: шефствовать над (какой? какою?) сменной средней школой .

Окончания предложного падежа

В мужском и среднем роде в предложном падеже единственного числа пишется окончание -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ), например: писать о (каком?) теплом осеннем дне, утре .

Склонения причастий, порядковых числительных

Так же, как качественные и относительные прилагательные, изменяются (склоняются) причастия, некоторые местоимения (каждый, всякий, самый, этот и др.), порядковые числительные (первый, второй, четвертый и т. д., кроме третий, склоняющегося, как притяжательное прилагательное волчий). Правописание окончаний всех этих слов можно проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, например: Он стремился почитать (какую?) каждую появляющуюся научную статью по (какому?) интересующему его вопросу.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе

16. Прочитайте таблицу «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе» (см. выше). Какие имена прилагательные склоняются одинаково?

17. Прочитайте. Просклоняйте, пользуясь таблицей, любое из данных имён прилагательных вместе с именем существительным.

Овощной суп, ночное небо, земная кора.

18. Прочитайте. Определите падеж имён существительных.

Сшили из... ткани, остановились около... здания, плыли по... небу, подъехали к... сторожке, смотрели... спектакль, влетел в... окно, украсились... инеем, вырос под... берёзкой, купались в... море, прочитали о... медведе.

    Слова для справок: высокого, шёлковой, голубому, лесной, открытое, интересный, молодой, тёплом, серебристым, буром.

  • Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное из слов для справок. Запишите словосочетания.
  • Укажите падеж имён существительных и имён прилагательных, выделите их окончания.

19. Прочитайте памятку, как определить падеж имени прилагательного, и образец рассуждения.

Рассуждайте по образцу: имя прилагательное большим относится к слову селом. Селом - имя существительное среднего рода (село ), стоит в творительном падеже (всходит (над чем?) над селом ), в единственном числе. Значит, и имя прилагательное большим также стоит в среднем роде, в творительном падеже, в единственном числе (над селом (каким?) большим ).

20. Прочитайте.

      На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна
      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.
      (М. Лермонтов)

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж выделенных имён прилагательных.
  • Спишите стихотворение. Укажите, к какой части речи относится каждое слово из первых двух строк.

21. Прочитайте.

Валентин Александрович Серов - прекрасный мастер портретной живописи. Его картина «Мика Морозов» - один из лучших детских портретов в мировом искусстве. Всмотритесь в картину.

Малыш чуть привстал в кресле. Что-то увидел и замер. Курчавый, вихрастый. Черноглазый. Поднял тонкие брови. Приоткрыл пухлые розовые губки. Что поразило мальчонку рано утром? Ещё не прибранный, в белой ночной рубашке, готов он хоть сейчас вскочить и разобраться в происходящем. Ручонки уцепились за поручни кресла. Миг удивления.

Художнику удалось этот миг подсмотреть и отразить в картине.

(. Долгополов)

  • Определите тему и главную мысль текста. Объясните значение выражений мастер портретной живописи, мировое искусство .
  • Найдите в тексте имена прилагательные. Скажите, с какой целью они употреблены в 1-й и во 2-й частях текста.
  • Прочитайте описание мальчика. Каким вам представляется мальчик по этому описанию?

22. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Валентина Александровича Серова «Мика Морозов».

  • Не правда ли, художник поведал нам целую историю о мальчике? Совпадает ли описание мальчика из упр. 21 с вашим впечатлением о картине? Каковы ваши впечатления о портрете? А что могло удивить мальчика? Выскажите свои предположения.
  • Составьте и напишите сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова "Мика Морозов"». Начните сочинение первыми двумя предложениями из текста упр. 21.

Трудно вообразить живой разговор без ярких эпитетов, отражающих чувства человека – восхищение, ликование, радость, досаду, негодование. В основном эти необычные слова, делающие нашу речь насыщеннее – прилагательные, которые обозначают качество предмета и отвечают на вопросы: какая? какой? какое? какие? Определения просты в произношении, но не только школьники, но и взрослые, путаются в их написании. Чтобы избежать ошибок при письме, нужно правильно определять падеж этих колоритных слов.

Как определить падеж прилагательного по существительному

Обычно прилагательное согласуется в падеже с соподчиненным существительным. Рассмотрим простенькое предложение: “Узкая тропинка бежала через ельник, петляя и извиваясь, пока, наконец, не исчезла в непроходимой чащобе”.

  • Ищите прилагательные, поставив вопросы – какая? какой? Выходит, что 2 слова – узкая и непроходимой – прилагательные.
  • Найдите существительное связанное с первым эпитетом, спросив – что? Ответ – тропинка, которая стоит в именительном падеже, выходит, и узкая – такого же падежа.

Запомните: если существительное является подлежащим – это И.п., если второстепенным членом – В.п.

  • Второе существительное – в чащобе, оно отвечает на вопрос – в чем? где? и имеет предложный падеж, поэтому и прилагательное – в непроходимой, стоит в П.п.

Как определить падеж прилагательного женского рода

Для каждого рода прилагательных свои правила определения падежей. Разберем склонение женского рода.

Именительный падеж обладает окончанием – ая, -яя, родительный, дательный, творительный и предложный – ой, -ей. Винительный – ую, -юю. Подробнее – в примере.

Как видите, окончания в разных падежных формах одинаковые, поэтому в случае затруднения, перепроверьте правописание по зависимому существительному, воспользовавшись подсказкой из 1-го пункта.


Как определить падеж прилагательного мужского рода

Чтобы определить падеж прилагательные мужского рода задайте к нему вопрос и ориентируйтесь по окончаниям:

И.п. – окончания – ой, -ый, -ий;

Р.п. – ого, -его;

Д.п. – ому,-ему;

В.п. – если предмет неодушевленный окончания будут – ой, -ый, -ий, живой объект – ого, -его;

Т.п. – ым, -им;

П.п – ом, -ем.


Как определить падеж прилагательного среднего рода

В именительном и винительном падеже прилагательные среднего рода единственного числа оканчиваются на – ое, -ее. Далее идет без повторов – родительный падеж – ого, -его, дательный – ому, -ему, творительный – ым, -им, предложный – ом, -ем.


Как определить падеж прилагательного множественного числа

Эти словоформы отвечают на вопрос – какие?, совпадают в числе с зависимым существительным и имеют такие падежные окончания:

И.п. – ые, -ие;

Р.п. и П.п. – ых, -их;

Д.п. – ым, -им;

В.п. – одушевленные предметы по Р.п., неодушевленные – по И.п.;

Т.п. – ыми, -ими.


Итак, вы узнали, как определять падеж имени прилагательного, пора закрепить результат. Распечатайте схемы-подсказки и пользуйтесь ими по мере надобности, чтобы писать правильно любое сложное прилагательное.

Данные об авторе

Сазонова Галина Васильевна

Место работы, должность:

Краснодарский край,г. Новокубанск, МОБУГ № 2, учитель

Краснодарский край

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Начальное общее образование

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс(ы):

Предмет(ы):

Русский язык

Цель урока:

*

*

*

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

Используемые учебники и учебные пособия:

Т.Г.Рамзаева "Русский язык",4 класс

Толковый словарик школьника, О.Д.Ушакова

Используемое оборудование:

Таблица "Склонение имен прилагательных"

Краткое описание:

Урок русского языка в 4 классе

Тема : Изменение имён прилагательных по падежам

Цель:

* познакомить учащихся с приемом распознавания падежа имени прилагательного;

* познакомить со склонением имён прилагательных в единственном числе;

* развивать внимание, память, речь учащихся.

Оборудование: таблица «Склонение имен прилагательных», ММП, ноутбук, экран

Ход урока

1.Организационный момент и сообщение цели урока

Хороший день, о хорошем рассказе, хорошему поступку.

Почему прилагательные хороший, хорошем, хорошему имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые? (У них разные падежи.)

Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением имен прилагательных в единственном числе.

2.Словарно-орфографическая работа

Новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если разгадаете кроссворд (см. прикрепленный файл):(слайд)

1. Длинная палка. (Шест.)

2. Как называется крупный населенный пункт? (Город.)

3. Предмет для сидения. (Стул.)

4. Большая, высокая копна сена. (Стог.)

5. Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (Аллея.)

Какое слово получилось? (Это слово шоссе .)

Что такое шоссе?

Сначала дети высказывают свои предположения, затем

находят объяснение в толковом словаре. (Это дорога с твердым покрытием.)

Напишите это слово два раза, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения.

Подберите к слову шоссе подходящие имена прилагательные. (Гладкое шоссе, широкое шоссе.)

Для чего употребляются в речи имена прилагательные? (Имена прилагательные употребляются для того, чтобы речь была более точной и красивой.)

Назовите грамматические признаки прилагательного. (Прилагательные изменяются по родам и по числам.)

Как определить род имени прилагательного? (Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного.)

Сегодня мы узнаем еще один грамматический признак прилагательного.

3. Работа по теме урока

Коллективная работа

Определите род и число имен прилагательных в словосочетаниях:

. (В словосочетании глубокий пруд прилагательное глубокий мужского рода, так как существительное пруд, к которому оно относится, мужского рода. В словосочетании глубокое озеро прилагательное глубокое среднего рода, так как существительное озеро, к которому оно относится, среднего рода. В словосочетании глубокая нора прилагательное глубокая женского рода, так как существительное нора, к которому оно относится, женского рода. В словосочетаниях глубокий пруд, глубокое озеро, глубокая нора имена прилагательные стоят в единственном числе. Так как относятся к существительным пруд, озеро, нора , которые находятся в единственном числе.)

В каком роде и числе всегда стоит имя прилагательное? (Имя прилагательное всегда находится в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится.)

Просклоняйте данные словосочетания.

какой ? какое ? какая ?

Им.п. глубокий пруд глубокое озеро глубокая нора

какого ? какого ? какой ?

Р.п. глубокого пруда глубокого озера глубокой норы

какому ? какому ? какой ?

Д.п. глубокому пруду глубокому озеру глубокой норе

какой ? какое ? какую ?

В.п. глубокий пруд глубокое озеро глубокую нору

каким ? каким ? какой ?

Т.п . глубоким прудом глубоким озером глубокой норой

о каком ? о каком ? о какой ?

П.п . о глубоком пруде о глубоком озере о глубокой норе

Какой вывод вы можете сделать? (Имена прилагательные изменяются по падежам или склоняются.)

Как определить падеж имени прилагательного? Можно по окончанию? (Нет, у прилагательного глубокая окончание -ой в родительном падеже, дательном, творительном, предложном. Падеж прилагательного можно определить по падежу

имени существительного.)

4. Физкультминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в единственном числе, вы приседаете. Если в словосочетании имеется прилагательное во множественном числе, вы шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.

5. Закрепление изученного

а) Упражнение «Определите род, число и падеж прилагательного»

На доске записаны словосочетания.

По широкому полю, о верном друге, в дальнюю дорогу, под низким кустом, за высоким забором, интересную книгу, на высоком дереве, с любимым котенком, на книжной полке, в зеленой роще, синей волной.

б) Работа по учебнику.

Чтение вывода на стр.124.

Чтение памятки на стр.124.

Упражнение 283 стр.125.

Напиши по памяти, определи падеж прилагательного. (Прозрачное - в В.п .)

в) Самостоятельная работа (взаимопроверка).

Подобрать и вставить прилагательные, связывая их по смыслу с существительными. Определить падеж прилагательных. Выделить окончания.

В _________ стужу в лесу стоит тишина. От __________ холода попрятались все звери. Вдруг с шумом пронеслись клесты над _________ поляной. Птицы облепили вершину _________ ели. На самой верхушке висели гроздья ___________ шишек. Когтями птицы стали таскать ___________ семена.

6.Итог урока

Продолжи фразу:

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

  1. Найти ……, к которому относится………
  2. Определить падеж ……
  3. По падежу …… определить падеж ……

7. Домашнее задание

Упражнение 281, стр.124

Безударные падежные окончания имен прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже.

Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж. Затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. Далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.

Дятел угощался вкусными шишками ели . → угощался (чем?) шишками ТП, шишками (какими ?) вкусными .

Прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ый , -ий .

Мужской род : как ой ? -ой , -ый , -ий : лихой , смелый , великий

Средний род : какое ? -ое , -ее : белое , синее

Пример: В цирке был веселый клоун . → был (кто?) клоун ИП , клоун (какой ?) смелый . м.р. ИП

Родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого , -его : ближнего , веселого .

Сережа позвал своего любимого щенка позвал (кого?) щенка РП , щенка (какого ?) любимого . м.р. РП

Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому , -ему : красивому , ближнему .

Мы подъехали к красивому зданию . → подъехали (к чему?) к зданию ДП , зданию (какому ?) красивому . с.р. ДП

Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым , -им : хорошим , веселым .

Самолет летел над огромным городом . → летел над (чем?) городом ТП , городом (каким?) огромным . м.р. ТП

Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом , -ем : о веселом , о ближнем .

Я рассказал о любимом писателе . → рассказал (о ком?) о писателе ПП , писателе (каком ?) любимом . м.р. ПП

Прилагательные женского рода в родительном , дательном , творительном и предложном падежах , отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой , -ей . красивой , старшей .

Она была веселой девочкой . → была (кем?) девочкой ТП , девочкой (какой ?) веселой . ж.р. ТП

В творительном падеже могут быть еще окончания -ою , -ею .

Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую , -юю .

Они пошли на вечернюю дискотеку . → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП , дискотеку (какую?) вечернюю . ж.р. ВП