Как репетировать речь. Репетиция публичного выступления. В-третьих, знание текста при­водит к тому, что у спи­кера появ­ля­ется сво­бода

Репетиция как прелюдия произнесения речи в аудитории

Репетиция лат . повторение ) – пробное произнесение речи мысленно или вслух позволяет, прежде всего, запомнить речь, освоиться в ней, отшлифовать не только текст в единстве содержания и формы, но и вокальную (голосовую) грань оратории, а также поставить дыхание, отладить мимику и жесты выступающего. Репетиция позволяет оратору вжиться в свой оптимальный образ, закрепить наилучший вариант своей речевой и социальной роли, довести до автоматизма, все необходимые элементы речевого действия. Что называется «быть во всеоружии» .

В частности, репетиция дает возможность выверить время звучания речи, сократить или увеличить его за счет либо изменения темпа речи , либо размера текста . Оратор должен хорошо представлять себе относительную ценность различных фрагментов своей речи, чтобы знать, чем можно пожертвовать, попав в цейтнот, и, напротив, иметь запас для вставки, если появляется излишек времени (резервный текст). Обычно длину речи меняют за счет разного рода примеров и описаний, часто уже по ходу выступления, но лучше это сделать в ходе репетиции.

Репетировать речь следует не по отдельным смысловым квантам и блокам, а как целое, не смущаясь допущенными ошибками и стараясь исправить их по ходу речи, а не пересказывать все сначала, что лишь усугубит неблагоприятное впечатление. Мелкие ошибки (например, стилевые) лучше вообще проигнорировать в данном чтении, взяв их на заметку на будущее. В ряде случаев незначительные ошибки, исправляемые по ходу изложения, создают атмосферу непринужденности и используются как специальный проксемический прием. Здесь все зависит от конкретной речевой ситуации.

Не следует стараться дословно запомнить весь текст речи или даже ее центральную идею. Здесь хорошую помощь окажет внутренний конспект с опорными словами или «пасьянс» карточек с отдельными фактами. Всякая заученность сковывает общение оратора с аудиторией, разрушая психологический контакт.

Имеет смысл запоминать не форму идей, а их суть, предоставляя поиск формы своей речевой культуре . Разумеется, ключевые фрагменты выступления – выводы, лозунги – следует запоминать близко к письменному тексту, а на остальную информационную набивку речи ресурсы памяти (в смысле формы) лучше не расходовать.

Не противоречит ли сказанное всему изложенному в разделе о «цветах красноречия» - стоит ли подбирать их, чтобы потом забыть? Ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Ибо усвоение средств речевой выразительности во время репетиции происходит автоматически, без мучительного «заколачивания» в память.

Особо же ценные, с точки зрения оратора, слова и выражения можно возвести в ранг опорных или «зазубрить», но это, безусловно, исключение, а не правило. Если в процессе репетиции вы почувствовали, что ваша память перегружена, прибегните к методу аэронавтов, сбрасывающих с воздушного шара балласт. Но что окажется таким балластом? Здесь уместно прибегнуть к совету компетентных (на взгляд оратора) пробных слушателей , перед которыми следует прочитать речь в различных вариантах.

Следует ли при репетиции пользоваться зеркалом? Многие ораторы применяют этот метод, он способствует развитию артистизма, но у него есть и известные издержки, так как у отдельных ораторов, преимущественно новичков, он формирует некоторую манерность в поведении. Поэтому «быть или не быть» зеркалу – это проблема личного психологического склада репетирующего.

Некоторые ораторы готовят свою речь на ходу, во время прогулки или бродя по комнате, поскольку ходьба успокаивает нервную систему и задает оптимальный ритм творческой деятельности. Многие мудрецы Запада, Востока и России были странниками. Аристотель основал в Афинах научно-философскую школу перипатетиков (любителей прогулок) , изучавших дисциплины на лоне природы. Этим методом ораторской подготовки не следует пренебрегать.

Главный инструмент оратора, бесспорно, голос . Чтобы успешно пользоваться им, надо иметь представление об его основных качествах, их влиянии на выполнение речевой цели выступления и способах их тренировки.

Энергетической базой нашей речи служит дыхание . Если в обычном дыхании выдох лишь в 1,5–2 раза длиннее вдоха, то в дыхании речевом, фонационном , эта разница достигает 10–15 раз. Вся речь осуществляется на выдохах, вдохи происходят во время так называемых доборных пауз . Вдох должен быть глубоким, коротким, энергичным, бесшумным и незаметным для слушателей. Выдох – долгим, равномерным, не затухающим к концу, чтобы не садился голос. Дыхание – ритмичным, плавным и устойчивым.

В некоторых учебниках риторики приводится комплексы дыхательных и фонетических упражнений. Автор этих строк предпочитает утреннюю гимнастику и пение - это самое естественное упражнение для тренировок дыхания и голоса; весьма результативны также бег и плавание. Полезно слушать запись своего голоса на магнитофон. При этом почти все люди, особенно услышавшие такую запись впервые, с трудом узнают собственный голос – настолько его звучание, воспринятое со стороны, отличается от слышанного нами из наших уст, что связано с различными условиями прохождения звуковых колебаний в воздухе и в костях черепа. Особенно меняется соотношение высоких и низких частот, определяющие звуковую окраску тембр голоса , а это – его главный индивидуальный признак. С магнитофона вы слышите себя так, как слышат вас другие. Тут вы можете объективно оценить себя как оратора. Истина – в магнитофоне.

Дикция , или артикуляция – это четкость, членораздельность произношения, правильность выговаривания каждого звука. Она зависит от установки речевого аппарата, и, прежде всего – губ и языка, в позицию, позволяющую образовать нужный звук и, разумеется, от природных особенностей устройства этих органов у различных людей. Недостатки дикции - картавость, шепелявость, гнусавость, гортанность, чоканье, цоканье и пр. Когда, как в рассказе В.Драгунского, вместо шишки говорят – сыски, фыфки, хыхки. Заикание – не дикционный, а фонационный недостаток, вызываемый не неправильным расположением губ и языка, а судорогами в гортани.

Если явных дикционных недостатков у оратора нет, то уместно упомянуть о достоинствах. Весьма благоприятное впечатление на слушателей производит четкое, твердое «р». А также отчетливо произносимые «л», «м», «н», «б», «п», «в», «ф» и «ж». Именно на этих, особенно придирчиво улавливаемых ухом звуках следует в первую очередь сосредоточиться оратору при проработке фонетических упражнений.

Дикцию тренируют специальными фонетическими упражнениями. Лучшие из них – скороговорки. Типа «Шел Саша по шоссе и сосал сушку». «Щетинка у чушки, чешуйка у щучки». «У быка бела губа была тупа». «Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь». «Сколпакован колпак не по-колпаковски, сколоколован колокол не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать и поперевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и поперевыколоколовать».

Интонация – совокупность фонетических качеств речи, придающих ей определенный смысловой и эмоциональный оттенок. В ней различают:

а) Тон – это высота звука, частота его колебаний в герцах. Мужчины говорят на частоте 85–200 герц, женщины – 160–340 герц. Расширить свой природный частотный диапазон весьма нелегко – этого добиваются певцы изнурительными упражнениями. Гораздо легче научиться свободно (пластично) варьировать тон в пределах своего природного диапазона. Пластичный голос кажется шире по диапазону, чем непластичный, и при пении производит впечатление большей задушевности. Камерному певцу важнее иметь голос пластичный, нежели широкий. Есть хорошие мелодии для тренировки голоса. Это, прежде всего, лирико-эпические песни – баллады, романсы, в которых характер частотных переходов близок к ораторскому.

б) Интенсивность звучания – это его мощность (количество энергии, выделяемой за единицу времени). Зависит от амплитуды колебания голосовых связок. Где говорить громко, а где тихо – определяется по речевой ситуации. При этом необходимо иметь в виду, что дальность распространения звука зависит не только от его исходной громкости, но и от его частного диапазона, от наличия обертонов – высших колебательных гармоник. Голос, богатый обертонами, воспринимается как глубокий и сочный (это уже качество тембра ) и медленно затухает с расстоянием. Способность голоса распространяться на большие расстояния за счет широты частотного диапазона называется полетностью . И второй важный момент - весьма часто больший психологический эффект достигается не повышением, а снижением интенсивности голоса. Тихая, неторопливая и плавная речь звучит внушительнее, солиднее громкой, взвинченной и крикливой речи.

в) Темп речи – это скорость ее произнесения, определяемая количеством речевых элементов – слов или слогов – в минуту. В русском языке средний темп – 100 – 120 слов в минуту. Темп – важное средство передачи эмоций. Активные, мобилизующие эмоции (радость, гнев) ускоряют темп речи, пассивные, угнетающие (страх, уныние) – замедляют его. Многое сообщает он и о личных качествах говорящего: один трещит, как пулемет (дятел, сорока, мельница) , другой еле цедит, тянет резину, жует мочалку.

г) Тембр – это окраска, колорит голоса, определяемый набором обертонов (высших частотных гармоник) к основному звуку. Тембр – едва ли не главное для оратора качество голоса. По тембру голос бывает звонкий - глухой, чистый - сиплый, дребезжащий - рокочущий, холодный - теплый, жесткий - мягкий, грубый - ласковый, плаксивый - веселый, игривый - сердитый, злобный - ироничный, высокомерный - почтительный, заискивающий - искренний, открытый - недоверчивый, дружелюбный - подозрительный и т.п.

Таким образом, интонация – это мощное средство метасообщения – внесения в слова и выражения дополнительного смысла, расширяющего возможности полноценной передачи информации. Как отмечал И.Андроников «Не будет ошибкой сказать , что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесен» . Если нам говорят оптимистичные фразы убитым голосом, мы мгновенно заподозрим неладное.

Наряду с интонацией, большую роль в арсенале голосовых средств оратора играют паузы (от лат . пауза – остановка ). По замечанию К.С.Станиславский, «пауза - важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей». Различают:

- паузы размышления. Возникают в любом месте высказывания и отражают колебания в выборе а) что сказать (из нескольких известных оратору вариантов) и б) как сказать

- логические паузы делят речь на смысловые блоки – речевые такты .

Нет, нет, не должен я, не смею, не могу

Волнениям любви безумно предаваться…

- психологические, или эмоциональные паузы выражают чувства вне всяких грамматических правил. «Первое место поделили Петров… и ты!»

- синтаксические паузы отмечаются знаками препинания. Самая малая пауза обозначается запятой, большая – точкой с запятой, наибольшая – точкой

- ситуационные паузы либо дают слушателю время на обдумывание или действие, либо вызываются перерывом в синхронно комментируемом процессе. Используются при диктовке, в воинских командах, комментировании спортивных игр, ожидании ответа собеседника

- физиологические паузы – добор воздуха. Умелый оратор растворяет их в паузах всех предыдущих видов

- пустые, или беспомощные паузы – это когда нечего сказать по сути или неизвестно, как сказать по форме.

Язык мимики и жеста

Наряду с вокальными (голосовыми) качествами оратора важную роль в его воздействии на публику играет язык мимики и жеста . Поскольку «глаза - зеркало души», оратор должен умело пользоваться своим взглядом. Избегая как «блуждания» его по всей аудитории, что создает впечатление рассеянности или растерянности, так и «сверления» им одного человека. Золотая середина – обзор 5-6 человек, которые сами охотно смотрят оратору в глаза. Тем самым, завязывается зрительный контакт с аудиторией , который распространяется на всех слушателей (за исключением самых пассивных). Люди не любят безразличного, тусклого, отсутствующего взгляда. Но имитировать заинтересованность, придавая себе нарочито оживленный вид – это еще хуже. Фальшь немедленно будет замечена.

Следует ли как-либо регулировать свою мимику в процессе произнесения речи? Лучший вариант - регулировать свое настроение и отношение к выступлению, а нужная мимика и жесты придут сами собой.

Но, подобно тому, как, употребленные к месту и в меру, эти выражения играют полезную роль вводных слов , точно так же к месту можно и дернуть плечом и почесать в затылке. Вспомним поговорку: «грязь – это любое химическое вещество в неположенном месте».

Избавляясь от крайностей в мимике и жестах, надо стремиться, чтобы в поведение оратора было выражением его собственной духовной деятельности. Не следует никого копировать. Не переигрывать. Оратор – лишь отчасти актер, точно так же, как и актер – лишь отчасти оратор.

Особенности теле – и радио-риторики

Огромную роль в современной информационной среде играют радио и телевидение. Большинство людей охотнее смотрит и слушает электронные СМИ, нежели читает газеты и журналы. Юристу, бизнесмену, политику, литератору, педагогу, любому общественному деятелю может представиться шанс выступить в эфире. Что следует иметь в виду, выступая перед микрофоном в радио- или телестудии? (См.: ниже следующую схему 19).

Универсальность адресата . Ваши слушатели в своей массе – это среднестатистические граждане, многие из которых просто случайно попали на передачу. И если ваша речевая цель предполагает массовый охват публики, то следует в первую очередь удержать тех, кто вольно или невольно начал вас слушать, усилив в выступлении моменты, общие для наиболее широкого круга адресатов. Данный принцип можно условно назвать принципом «ромашки», когда выделяется тематическая сердцевина – 5-6 важнейших групповых интересов («лепестков»). Причем это следует делать четче и ярче, чем в обычной речи, поскольку здесь никто не попросит уточнить высказанные положения, а повторяться в эфирной речи – значит не только транжирить драгоценное время, но и производить на слушателей крайне дурное впечатление.

- Любая ошибка в эфирном выступлении воспринимается слушателями в 4-5 раз критичнее, чем со сцены зала . Если вы наделали массу мелких лексических или даже концептуальных ошибок в беседе с публикой в аудитории, их могут и не заметить, особенно если тема весьма актуальна, а слушатель не слишком квалифицирован, но малейшая ваша оплошность в эфире пойдет гулять по народным устам с насмешливыми комментариями, заслоняя подчас самую суть сказанного. Все дело в оценочном стереотипе публики: на сцене оратор – обычный собеседник, мало чем отличающийся от сидящих в зале, и спрос с него соответствующий. В эфире его сравнивают уже не с простыми смертными, а с дикторами – профессионалами слова. Поэтому готовить эфирную речь надо гораздо тщательнее, чем обычную.

Схема 19

- Следует избегать малейшего разбавления речи любыми малосодержательными вставками и лирическими отступлениями: Утеряв внимание слушателя, вы уже не вернете его. Введение должно быть не более одной фразы, в коей следует моментально «брать быка за рога». Материал излагается плотно, лаконично; каждые 30-40 секунд вбрасывается освежитель внимания – яркий троп, эпитет или риторическая фигура, поговорка, пословица афоризм или короткий анекдот (особенно из свежих), которые не только оживляют интерес публики к теме, но и позволяют быстро перейти од одного вопроса к другому. К тому же все эти «цветы красноречия» заметно снижают изначально высокий критицизм эфирного слушателя. Фразы должны быть существенно короче, чем в обычной, зальной речи. Концовка должна быть бодрой, энергичной, непременно оптимистичной, состоящей из одной-двух подчеркнуто завершающих фраз. Или лозунгов, как, например, в предвыборной речи кандидата: «Я буду добиваться: трудоспособным – работы, работающим – зарплаты, пенсионерам и инвалидам – социальной помощи и всем – бесплатного медицинского обслуживания».

- Эмоциональные всплески следует передавать не увеличением громкости голоса и не повышением его тона, что подчас уместно в речах со сцены, а усилением выразительности, т.е. углублением интонационных перепадов и изменением тембра (звуковой окраски). Голос может делаться более проникновенным, взволнованным, доверительным, задушевным, решительным, чем обычно. Эту тембровую палитру надо использовать сполна, но нельзя ни кричать, ни шептать в микрофон. Не следует также «мычать», причмокивать, кряхтеть, злоупотреблять вводными словами. Весьма часто подобные ошибки происходят от элементарного волнения, но могут производить впечатление речевого бескультурья. Их надо преодолеть в процессе репетиции и психологической самонастройки.

- Ни на радио, ни на телевидении не следует стесняться читать речь по бумажке, если только вы не обладатель идеальной памяти или виртуоз слова. В конспекте следует выделить опорные слова и фразы подчеркиванием или значками на полях. Один взгляд на такое слово моментально оживит в вашей памяти весь смысловой блок. Подобная запись называется внутренним конспектом .

- Ранжируйте смысловые кванты и блоки эфирного речевого материала по важности и отметьте в конспекте, чем вы можете пожертвовать, если попадете в цейтнот, и что можете добавить при избытке времени. И то, и другое в любом случае – второстепенный материал (резервный текст ); главное должно прозвучать при любых обстоятельствах.

- Сидя перед телекамерой, не следует прилипать взглядом к конспекту и не сверлить глазами объектив – обе крайности производят на зрителей весьма негативное впечатление. Примерно треть всего времени следует глядеть в конспект, еще треть – в объектив и еще столько же уместно «побегать глазами по сторонам», градусов на 10-15 вправо – влево от объектива. Это неплохая имитация естественного поведения, вполне приемлемая для новичка, но, очевидно, излишняя для завсегдатая телестудий.

- Эфирные выступления следует репетировать в 3-4 раза дольше, чем обычные , и делать это надо с использованием магнитофона в присутствии сведущих в риторике лиц. 7-8-минутную речь надо прочесть не менее 30 раз, учитывая абсолютно все, в том числе самые пристрастные замечания. Не возражайте и не оправдывайтесь, даже если в корне не согласны с критиками: вам предстоит выступать перед предельно широкой аудиторией, а теле-радио-публика, как и любой клиент, всегда права, и подобает не подлаживать ее под себя, а самому подлаживаться к ней. Это, естественно, касается лишь формы выступления, содержание же, как и всегда, определяется наложением речевых целей оратора и аудитории.

- Многие ораторы, особенно новички, замечают при репетиции удивительный эффект: 10-минутная речь при повторном чтении превращается в 8-минутную, при третьем – в 7-минутную и далее не меняется. Причиной этого является сокращение пауз размышления, затрачиваемых на осмысление и эмоциональное усвоение малознакомого текста. Если, тщательно отрепетировав речь, отложить ее на несколько дней, то обнаружится, что она вновь удлинится почти до исходной величины. Поэтому необходимо проводить последние репетиции непосредственно перед визитом в студию. В самой же студии, ожидая очереди в эфир, ничего репетировать уже не надо, - следует сосредоточиться и успокоиться.

- Подготовив текст выступления, полезно разметить его интонационными знаками , отмечающими паузы, повышения и понижения тона, и пользоваться им как на репетиции, таки в студии. Подобный эскиз выглядит следующим образом:

Интонационный эскиз не следует отягощать опорными словами и выражениями во избежание путаницы. Выберите тот тип записи, который больше подходит. Главные критерии выбора – уверенность и легкость чтения. А вот резервный текст, следует непременно выделить в любом типе конспекта.

- На теле-диспуте в прямом эфире не старайтесь обострять полемику, и так неизбежно возникающую между принципиальными соперниками. В глазах теле-радио-аудитории солиднее смотрится не тот, кто разносит в пух и в прах всех и вся, хотя бы было за что, а тот, кто сможет порадовать публику чем-то позитивным, будь то новый автомобиль, новый вид услуг или какая-нибудь идея. Как правило, чем менее сведущ слушатель в предлагаемой теме, тем больше значения имеет в оценке выступления чисто личностный аспект – имидж оратора .

Если вы выступаете в эфире как представитель какого-либо сообщества – фирмы, спортивного клуба, института, академии, политической партии и т.п., то имейте в виду, что в большинстве случаев вы будете «тащить» ваш коллектив, а не он вас. Именно по вашей речи будут судить обо всем сообществе, раз уж вы удостоились всенародно представлять его по воле его руководства. Случайных людей к микрофону не подпускают – таков, в общем, справедливый оценочный стереотип теле-радио-аудитории. В эфире вы работаете на команду, за исключением тех случаев, когда команда выдвигает вас кандидатом на выборный пост. «Кто паровоз, а кто вагон «– это надо весьма четко, но корректно дать понять слушателям. Следует помнить, что хорошо режиссированное эфирное слово обладает большей внушающей силой, чем печатное.

В целом о подготовке устных выступлений любого жанра следует сказать, что это – необходимый этап работы для оратора любой квалификации; если оратор очень сильный, то от него многого и ждут. И если вы очень занятой человек и речи вам пишет кто-то другой, то психологическую самонастройку и репетицию за вас не выполнит никто.

________________________________________

Вопросы для повторения:

    Для чего необходим, и какими способами устанавливается психологический контакт оратора с аудиторией?

    Психологическая самооценка и самонастройка перед выступлением – эти действия важны только для начинающего или также и для опытного оратора? Что такое «правило тетерева»?

    Какие функции выполняет репетиция устного выступления, и какие методы при этом используются?

    В какой зависимости находятся качества ораторского голоса и успех выступления?

    Какую роль в устном выступлении играют мимика, жесты и артистизм оратора?

    Чем различаются эфирная и зальная речевые среды и речевые ситуации?

Есть множество примеров, когда человек очень качественно делает свою работу, но абсолютно не может её презентовать. К презентации нужно готовиться. И существуют тысячи советов о том, как подготовиться к великой речи перед большой аудиторией. Но гораздо чаще приходится выступать перед маленькими группами с речью на 2–5 минут. И обычно произносить такие речи приходится абсолютно неожиданно. О том, что же делать в таких случаях, читайте в статье.

1. Уберите всё лишнее

Даже не пытайтесь втиснуть всё, что вы хотите сказать, в сжатые временные рамки. Вместо того чтобы увеличивать длительность речи, измените вашу речь. Если у вас пять минут времени, значит, у вас не должно быть больше трёх основных пунктов.

Подсказка: если ваше выступление больше, чем эта статья, то это слишком долго.

2. Планируйте и репетируйте

Планируйте и репетируйте. Неважно, есть у вас пять дней или 30 секунд. Вас могут застать врасплох. И тогда ваше планирование должно состоять из представления трёх основных пунктов. Прекрасный момент для этого - это когда кто-то пытается привлечь внимание аудитории и представляет вас. В идеале, конечно же, лучше спланировать всё, что хотите сказать. И переписывать это раз за разом. Пока не получите лучший результат. И не забудьте отрепетировать при людях.

Подсказка: не попадитесь в ловушку, думая, что короткие выступления не требуют подготовки. На самом деле короткая речь может оказаться гораздо сложнее, чем длительное выступление.

3. Краткость - сестра таланта

Я думаю, что за всю мировую историю никто ни разу не сказал: «Мне бы хотелось, чтобы это выступление длилось дольше». Так что следите за временем и ни в коем случае не отвлекайтесь от темы. Вам может не хватить времени, чтобы донести всю суть основных моментов. Для этого вам представится возможность, когда вы будете отвечать на вопросы слушателей. Или вы можете отправить участникам рабочие заметки по теме выступления.

Подсказка: возьмите время, отведённое вам для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.

4. Подчёркивайте важные моменты

Пятиминутное выступление вы можете разделить на интервалы по одной минуте. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Последнюю минуту вы можете использовать для подведения итогов вашего выступления. Таким образом, у вас останется по 60 секунд для каждого из трёх основных пунктов вашего выступления.

Подсказка: используйте словесные сигналы, чтобы направить аудиторию в нужное русло. Фразы, которые кажутся очевидными при написании текста, могут быть гораздо полезнее при устной речи: «Это был первый пункт, а сейчас мы поговорим о втором».

5. Не просто говори. Показывай!

Выступая перед аудиторией, я люблю, чтобы у меня под рукой был наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории. Например, пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд. Подумайте о разнице между тем, чтобы просто сказать: «Вчера мы подписали важный контракт», - и тем, чтобы взять в руки ручку и сказать: «Вчера мы вошли в историю, когда с помощью вот этой ручки подписали контракт на пять лет». Или же просто поднять чашку кофе и предложить тост, вместо того чтобы просто сделать объявление. Хоть это и может показаться немного банальным, но зато уж точно будет запоминающимся.

Подсказка: если вы используете в своём выступлении реквизит, то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления. Это не отвлечёт внимание зрителя мыслями о том, почему у вас в руках плюшевый мишка или пылесос.

6. Вложите свою душу

Подсказка: нескольких коротких слов будет достаточно для эмоционального соединения с публикой. Просто скажите искренне что-то вроде: «Что касается меня лично, то я невероятно горжусь этой группой…» или «Я пока не могу вам сказать, как мы преодолеем это, но скажу с уверенностью, что мы точно найдём выход». В зависимости от обстоятельств, таких коротких фраз может быть вполне достаточно.

7. Говорите!

Все ваши приготовления, доработки, сокращения текста и все усилия, приложенные к улучшению вашего выступления, пойдут насмарку, если зритель не сможет вас услышать. Если у вас есть хорошее аудиооборудование, используйте его. Если же нет, то начните ваше выступление с вопроса о том, хорошо ли слышен ваш голос публике. Небольшая хитрость: попросите людей поднять руки, если они слышат вас хорошо. Если же вы увидите, что многие из них не подняли рук, то вы сразу поймёте о наличии проблемы, которую необходимо решить.

К сожалению, сегодня, далеко не каждый человек умеет красиво говорить. Кто-то умеет сказать так, что можно заслушаться. Кто-то же выражает свои мысли скомкано и сумбурно, держится на публике неуверенно. Все это зависит не от простого стечения обстоятельств, а от того, что один человек тщательно готовился к выступлению, несколько лет занимался постановкой голоса, умением правильно себя держать перед аудиторией, правильно, красиво говорить, держать зал своим вниманием, а другому все это показалось совершенно ненужным.


Умение правильно, грамотно говорить - это целое искусство. Познавать его можно годами, но так и не познать до конца. А можно просто притронуться к этому бездонному миру. Все зависит от того, для чего вам нужно красиво говорить.

Публичное выступление. Во время публичного выступления, все взоры публики направлены исключительно на вас. Поэтому вам необходимо заранее решить, как вы будете выглядеть, какую манеру поведения выберете, как будете обращаться к слушателям.

Не читайте по бумажке . Даже если вы оформите свою речь в красивую папку, мы все равно не советовали вы ее читать по бумажке. Когда вы смотрите в текст, вы напряжены, вы постоянно боитесь забыть или неправильно прочитать какую-то информацию, сбиться. В итоге, ваше напряжение чувствуется. Зритель не воспринимает вашей речи, спустя некоторое время начинает отвлекаться. Когда же вы говорите непосредственно в зал, к вам абсолютно другое отношение. Даже если у кого-то и была мысль посмотреть в свой сотовый телефон, узнать который час, все тут же забудут о своей задумке. Когда вы обращаетесь к людям, люди идут навстречу вам. Они могут простить волнение, какую-то ошибку, то, что вы запнетесь, скажете что-то не то или не так.

Одевайтесь по поводу . Во многом отношение зрителей к вам определяет стиль в одежде. Вам просто необходимо быть модной , надевать всегда чистую и опрятную одежду. Во время выступления вы должны думать исключительно о своей речи. А не о том, как вы выглядите, что где-то порвались колготки, в боках вы пополнели. Этих мыслей быть, в принципе не должно. Если вы думаете об этом, то сходите к психологу, посетите тренинги по личностному росту. На сцене, перед большой аудиторией, вы всегда само совершенство. Если кто-то думает иначе, то он ошибается.

Не репетируйте речь перед зеркалом. Множество людей делают огромную ошибку, когда репетирую речь перед зеркалом. Вы заранее обрекаете себя на провал. Так, когда мы смотрим на себя в зеркало, мы концентрируемся не на тех словах, которые произносим, а на позе, которую принимаем, на внешности. Мы подсознательно ищем более выгодные ракурсы. Например, если вы невзначай взмахнете правой рукой так, чтобы задеть волосы, то вы станете более сексуальной. Если вы повернетесь к залу полубоком, то так будет меньше виден ваш второй подбородок. Да, вы все это замечаете, заметят это и остальные, но только в другом контексте. Теперь представьте само выступление. Вы выходите, встаете перед залом, а потом начинаете корчить рожи. Вы сейчас не концентрируете внимание на словах, не выделяете главное и второстепенное. Вы пытаетесь вспомнить, как выглядели перед зеркалом еще сутки назад. А так как перед вами зеркала нет, вам все время кажется, что стоите вы не так эффектно, как вчера вечером. В итоге, вы постоянно меняете позу, жестикулируете, не попадая под смысловую часть текста, стараетесь показать себя в более выгодном свете. Зрители вашего выступления видят перед собой лишь обезьяну, которая вышла, чтобы показать себя публике со всех сторон. Ничего кроме сарказма и смеха это не вызовет. Поэтому репетируйте саму речь, а не те позы, которые вы примете перед своими слушателями.

Не учите текст наизусть. Нет, зазубривать слова вам никто не запрещает. Особенно это помогает на первых стадиях, когда публичные выступления являются для вас скорее исключением из правил. Однако если вы запомните какое-то слово, то вы уже не сможете заменить его на другое. Вы просто встанете в ступор, потому что вся ступень речи будет потеряна. В итоге, ваше заключение будет скомканным и неинтересным. Мало кто может на ходу заменить забытое слово аналогичным.

Психологический аспект. Перестаньте бояться аудитории. Почему вы думаете, что все эти люди критично настроены, что они будут искать в вашей речи ошибки, будут обсуждать каждое ваше движение? Вспомните себя в зрительном зале. Неужели вы сидите и обсуждаете людей, которые перед вами выступают? В самом худшем случае вам до них нет абсолютно никакого дела. Вы думаете о том, как бы быстрее закончилось выступление, когда он перестанет говорить свою монотонную демагогию? Что нас интересует в выступающем? Во-первых, его внешний вид, а также сама внешность. Если перед аудиторией появляется красивый парень или обаятельная девушка, то нам хочется посмотреть на этих людей. Мы рассматриваем стиль в одежде, прическу, макияж и т.д. Во-вторых, обращаем внимание на манеру разговора. Если человек говорит уверенно, то его будут слушать, и уже, в-третьих, мы смотрим на сам текст. Обычно людей привлекают притчи, интересные истории. Общие фразы никому не нужны. Они нудные и абсолютно неинтересные.

Если вы желаете научиться красиво говорить, то примите к сведению все наши советы, сочетайте их с практикой. С первого раза ни у кого ничего не получается. Только в процессе учебы, постоянного общения и разговора, вы заметите, что шаг за шагом приближаетесь к желаемому результату.

ПО ИСТОРИИ, ЛИТЕРАТУРЕ, АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволяет "вжиться" в тему, так что вам не придётся специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (, многие профессора Московского университета) репетировали лекции перед зеркалом по нескольку раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придётся ограничиться хотя бы двумя-тремя репетициями. Репетировать речь нельзя "по кускам", а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять, сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика помогает воспроизвести ситуацию реального выступления. Если запутались – не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадёт, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: Чуть было не забыл,…, Вы ещё спросите,… – и добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчивость, даже используется в качестве специального ораторского приёма, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии аудитории к говорящему. Кроме того, готовясь к речи, вы можете составить "шпаргалку" – несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать фактический материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Необязательно всё запоминать – смотрите в "шпаргалку"! Перед тем, как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного – развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и "шпаргалку". Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи – аудиторию, помещение. Репетируя, не старайтесь запоминать отдельные фразы, обороты. Здесь есть опасность: высокая заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; неблагоприятно это и для запоминания: ваша цель – запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли. И последний совет: на листке плана оставьте широкие поля – на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листа напишите фактическую часть ("шпаргалку") к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой приготовленные карточки. Произнесите речь на ходу.