Конспект логопедического занятия на тему «Зима. Образовательный портал Конспект логопедического занятия тема зима старшая группа

Тема. Зимушка-зима.

Задачи:

  • закрепление полученных знаний по теме «Зима»;
  • усвоение категорий предложного падежа с предлогом НА;
  • закреплять умение подбирать существительные к прилагательным;
  • упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде;
  • развивать речевое дыхание, фонематический слух;
  • развивать координацию речи с движением, мелкую моторику;
  • воспитывать внимание.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическая культура, познание, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование: письмо от Деда Мороза, картинки с изображением разных времен года, «льдинки» в розетках, «звездная» коробочка, картинки с зимними развлечениями, 2 листа с изображением недорисованных снеговиков, карандаши в стаканчиках.

Ход НОД:

I. Орг. Момент.

Дети стоят возле доски. Стук в дверь. Логопед приносит письмо от Зимушки - зимы.

Ребята, посмотрите, нам прислала письмо Зимушка-Зима. У нее для нас всегда много праздников, веселья, подарков, развлечений, поэтому она просит в ответ порадовать ее и выполнить несколько заданий. Сможем это сделать? Вот первые вопросы:

Снег белый или красный?

Лед твердый или мягкий?

Снег капает или идет?

Зимой бывает снегопад или листопад?

Лед скользкий или шершавый?

На улице мороз или жара?

Зимой одеваемся тепло или легко?

Снеговика лепят или строят?

На конках катаются или качаются?

II. 1. – А сейчас мы поиграем в игру «Что подходит?». Вы парами, кто с кем сидит, будете искать по группе картинки о зиме, и выставлять на доску. Чья пара найдет больше картинок, та и победит.

2. – Ребята, Зимушка-зима попросила собрать разные слова и прислала вам льдинки. Я начну говорить, а вы продолжите: нужно назвать слово и положить льдинку в звездную коробочку:

Снежый (что?)… день, ком.

Снежная (что?)… баба, буря, метель.

Белый (что?)… день, снег.

Холодная (что?)… сосулька, зима, погода.

Морозный(что?)… день, ветер.

Ледяная (что?)… сосулька, снежинка.

Трескучий (что?)… мороз.

Сильный (что?)… мороз, ветер, снегопад.

III. ФИЗМИУТКА «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп, и спать легли.

Действия выполняются по тексту.

IV. 1. Упр. на дыхание «Вьюга».

Ребята. Зимой часто бывает вьюга, сильный ветер. Давайте покажем, как она воет: на вдох поднимаем руки вперед вверх, опускаем через стороны вниз и воем, как вьюга У-У-У. А сейчас вьюга воет громко, а теперь тихо.

2. Д\у «Где это бывает?»

Зимушка подготовила для вас еще вопросы, ответьте на них:

Где лежит снежинка? (НА ветке, НА крыше…)

Где висит сосулька?(На крыше, НА скамейке…)

Где замерз лед? (НА реке, НА озере…)

Где стоят санки?(НА полу, НА крыльце…)

3. Д\у «Зимой».

А сейчас расскажем и покажем, как мы играем зимой (логопед выставляет по очереди картинки с зимними развлечениями, дети выполняют движения из стихотворения):

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

Снежный ком большой катаем, мы катаем, мы катаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

Из снега бабу лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы.

3. Д\у «Дорисуй снеговика».

Ребята, у вас есть недорисованные снеговики, давайте разобьемся на 2 команды и дорисуем недостающие детали. Сделаем от нас подарок Зимушке-зиме: портреты снеговиков.

V. Итог занятия.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и формирование лексико-грамматических категорий по теме «Зима»


Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад №17, г. Каменск-Шахтинский.
Описание: Данное занятие проводилось в подготовительной логопедической группе. При составлении занятия упор делался на лексическую тему "Зима". Данное занятие будет полезно логопедам и воспитателям ДОУ.
Цель: обобщение и систематизация знаний детей по теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
совершенствовать навыки словообразования;
совершенствовать грамматический строй речи – согласование числительных с существительными в косвенных падежах;
совершенствовать фонематические представления – составление звуковой схемы слова;
совершенствовать навыки чтения и умения составлять слова из букв;
совершенствовать связную речь детей.
Коррекционно-развивающие:
развивать общие речевые навыки, просодическую сторону речи, силу голоса;
автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;
упражнять детей в образовании глаголов в форме прошедшего времени;
формировать умение слушать, развивать слуховое внимание;
развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать у детей умение внимательно вслушиваться в речь педагога и других детей.Логопед: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте со всеми поздороваемся.
Логоритмическое упражнение «Зашагали ножки».
На доске появляется слайд № 1 «Лесная школа».
Логопед: Посмотрите к нам в гости пришли лесные жители и приглашают нас с вами к ним в гости. Да не просто в гости, а куда? Прочитайте.
Дети читают «Лесная школа».
Логопед: Ну что пойдем учиться в лесную школу?
Дети: Да.

Появляется слайд № 2.

Логопед: Тетушка Сова принесла на занятие буквы. Помогите зверятам назвать их.

Дети называют буквы на слайде.

Логопед: А какое слово можно составить из этих букв?
Дети: Зима.
Логопед: Какая 1-я буква?
Дети: З (слайд № 3)
Логопед: Какая 2-я буква?
Дети: И (слайд № 4)
Логопед: Какая 3-я буква?
Дети: М (слайд № 5)
Логопед: Какая 4-я буква?
Дети: А (слайд №6)
Логопед: Прочитайте, что у нас получилось.

Дети читают «Зима»

Логопед: Отгадайте-ка, ребятки, Тетушки Совы загадку!

Слайд № 7.

Что за нелепый человек?
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла? (снеговик)

Слайд № 8.

Логопед показывает набор пособия «Снеговички-звуковички».

Логопед: Вот мои друзья Снеговички,
В разноцветных шапках и шарфах они.
Ребята эти не простые,
Они волшебные – звуковые.
Попробуйте отгадать – этот снеговик какой звук обозначает?

Дети поясняют, что снеговик в красном обозначает гласный звук, в синем – согласный твердый звук, в зеленом – согласный мягкий звук.

Логопед: Молодцы, ребята! А давайте составим из наших Снеговичков-звуковичков слово «ЗИМА».

Детьми проводится звуковой анализ слова, дается характеристика каждому звуку в слове, выставляется соответствующий снеговичок.

Логопед: Ребята, а что зима нам принесла? (холод, морозы, снега, лёд)
- Что зимою лежит на земле? (На земле лежит снег) .
- Что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? Какой он? Начните со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий) .

Слайд № 9.

Логопед: Посмотрите, у тетушки Совы есть для нас новое задание. Давайте его прочитаем.

Дети читают «Составь рассказ о зиме».

Логопед: Давайте поможем зверятам.

Слайд № 10.

Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.

Слайд № 11.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Падает пушистый снег. Много птиц улетели в теплые края. Но с нами остались зимовать синички, воробьи, вороны, снегири, клесты, голуби. Все вокруг занесло белым снегом. Поэтому птицами зимой нечего есть. И люди им в кормушки насыпают семечки, зерно и крошки хлеба.

Слайд № 12.

Дети по мнемотаблице составляют рассказ:

Наступила зима. Все вокруг засыпало белым снегом. Мороз на окнах рисует узоры. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Скоро мы будем наряжать ёлку и Дед Мороз со снегурочкой принесут нам на праздник подарки.

Логопед: Молодцы, много вы рассказали зверятам о зиме. А чтобы узнать о ней еще больше, давайте-ка с вами отправимся в гости к Зимушке-зиме.

Массаж спины «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!» (поколачивание кулачками)
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так-так-так! Так-так-так!
Так-так-так! Так-так-так!» (похлопывание ладошками)

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Слайд № 13.

Слайд № 14.

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша первая станция.
Дети: Станция «Снежная».

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте образуем семейку слов от слова «снег».

Когда идет сильный снег, как мы это называем? (снегопад) .
- Как можно назвать снег ласково? (снежок) .
- Кого мы лепим из снега? (Снеговика) .
- Каким станет парк, если его занесет снегом? (заснеженным) .
- Ком из снега какой? (снежный) .

Игра «Есть – нет»

Логопед кладет на ковер картинками вниз стопку карточек с изображением разного количества снежинок.

Логопед: Возьмите 1 карточку, рассмотрите ее и скажите, сколько снежинок на ней нарисовано. Ваш сосед говорит, что у него нет такого количества снежинок, но зато есть другое количество и так далее.
1 ребенок: У меня есть 2 снежинки.
2 ребенок: У меня нет двух снежинок, но есть пять снежинок.
3 ребенок: У меня нет пяти снежинок, но есть три снежинки.
4 ребенок: У меня нет трех снежинок, но зато есть шесть снежинок. И т. д.

Слайд № 15.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Слайд № 16.

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша вторая станция.
Дети: Станция «Вьюжная»

Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо? (вьюга)

Слайд № 17.

Логопед: Эта картина называется «Вьюга». Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети: метель, буран, сильный ветер со снегом.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук «У» то тихо. То громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.

Игра «Вьюга»

Логопед: Давайте поиграем с вами во вьюгу. Вы будете говорить как вьюга - "У" - то громко, то тихо, в зависимости от того как я буду поднимать руку. Если я поднимаю руку вверх, то вы говорите громко, а если вниз, то - тихо.

Логопед: Намела вьюга много-много снега.

Игра «А что вчера?»

Ребята, я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.
- Сегодня снег падает, а вчера падал.
- Сегодня снег сверкает, а вчера сверкал.
- Сегодня снег тает, а вчера таял.
- Сегодня снег хрустит, а вчера хрустел.
- сегодня снег идёт, а вчера шёл.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Слайд № 18.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Слайд № 19.

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша третья станция.
Дети: Станция «Зимняя»

Игра «Зимние слова»

Логопед: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зимние слова». Я буду называть слова, вы хлопайте в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой.

Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи.

Молодцы! Вы были очень внимательными.

Слайд № 20.

Игра «Исправь ошибку»

Сегодня зверята составляли с Тетушкой Совой Рассказы о зиме, только они все перепутали. Помогите Тетушке Сове исправить ошибки.

Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.

Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.

Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке.

Молодцы, вы исправили все ошибки.

Логопед: Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.

Слайд № 21.

Логоритмическое упражнение «Веселый паровозик».

Слайд № 22.

Логопед: Вот мы и приехали. Давайте прочитаем как называется наша четвертая станция.
Дети: Станция «Новогодняя»

Огадайте-ка, ребятки, вы еще одну загадку.
На дворе снежок идёт,
Значит, праздник … (Новый год)

Слайд № 23.

Игра «Подбери признак»

Логопед: Давайте поиграем с вами в игру «Подбери признак». Вам необходимо как можно больше подобрать признаков к слову «праздник».

Праздник (Какой?) – веселый, семейный, зимний, радостный и т. д.

Молодцы! Вот вам еще одна загадка.

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (елка)

Слайд № 24.

Игра «Семейка слов»

Логопед: Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом.

Как вы назовете маленькую елку? (елочка)
Как называется лес, в котором растут елки? (ельник)
Какие шишки у елки? (еловые)
Как называют большую елку? (ель)

Молодцы!

Игра «Наряди елку»

Предлагаю вам нарядить ёлку. (Выставляется искусственная ёлочка) . Чтобы нарядить елку вам нужно выиграть елочную игрушку. А выиграет тот, кто назовет мне зимнюю примету или расскажет пословицу или поговорку о зиме.

Дети говорят примету, пословицу, поговорку о зиме, берут елочное украшение и вешают его на елку.

Логопед: Вот и елка у нас наряжена. А что принято делать вокруг елки?
Дети: Водить хоровод, играть в разные игры.
Логопед: Давайте и мы с вами поиграем в игру «Елочки-пенечки».

Слайд № 25.

Музыкальная игра вокруг елки «Елочки-пенечки».

Слайд № 26.

Логопед: Ребята, пока мы с вами играли, нам кто-то прислал письмо. Прочитайте от кого оно.
Дети: Письмо от Деда Мороза.
Логопед: Давайте я помогу вам его прочитать.

Ну, ребята, удивили,
Не напрасно вас учили!
Проявили вы усидчивость,
Терпение, старание,
А так же прилежание
И хорошее воспитание.
Приготовил вам подарки,
Отыщите их под елкой вашей яркой!
Дети вместе с логопедом ищут под елкой подарки.

Людмила Вейнбергер
Конспект логопедического занятия «Зима»

Тема : Зима .

Коррекционно – образовательные задачи : формировать умение подбирать однокоренные слова; образовывать глаголы прошедшего времени; преобразовывать имена существительные единственного числа во множественное число.

Коррекционно – развивающие задачи : активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, внимание; развивать умение подбирать имена существительные к глаголам.

Коррекционно – воспитательные задачи : воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе зимой.

Оборудование : предметные и сюжетные картинки по теме, «снежный ком» .

Ход занятия

I.Организационный момент.

Логопед : Ребята, отгадайте загадку.

Укрыла землю пуховым одеялом,

Сковала реки крепким льдом,

Узоры на окне нарисовала

Искристым белым серебром. (Зима )

II.Развитие лексико – грамматических категорий.

Логопед : Сегодня мы будем играть в игры и все они будут о зиме.

А помогать нам будет снежный комочек.

Покатился снежный ком,

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра с мячом «Назови признаки зимы» .

Логопед : Мяч скорее ты лови,

Полным предложением говори.

(Дети ловят мяч и называют признаки зимы) .

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Слова - родственники» .

Логопед : Ребята, чем покрыты земля зимой?

Дети : Снегом.

Логопед : У слова снег есть слова – родственники. А какие это слова сейчас

мы узнаем. Они похожи по своему звучанию.

(Логопед выставляет предметные картинки и проводит игру. Снег –

снежинка, снегири, снеговик, снегопад, снегоход, Снегурочка)

Логопед : Снежный комочек катится дальше и снова игра.

Игра «А что вчера» .

Логопед : Я много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить. Я

Буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне

должны ответить так, как будто это происходило вчера.

Сегодня снег блестит, а вчера …

Сегодня снег падает, а вчера…

Сегодня снег сверкает, а вчера…

Сегодня снег тает, а вчера…

Сегодня снег хрустит, а вчера…

Сегодня снег идет, а вчера…

Для себя нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Подбери признак»

Логопед : Ребята, подберите нужные слова. Снег какой?

Дети : Белый, легкий, блестящий…

Логопед : Снежинка какая?

Дети : Легкая, красивая, воздушная.

Логопед : Зима какая ?

Дети : Морозная, холодная, снежная…

И опять нашел он дом.

В доме том игра – загадка.

Подберите к ней отгадку.

Игра «Подарки снеговикам»

Логопед : Дети, отгадайте загадку.

Мы его слепили сами :

Разукрасили углями,

Сделали ему животик,

Улыбающийся ротик,

Нос – морковка, глазки- льдинки…

На протоптанной тропинке

Из снежинок он возник

Симпатичный. (Снеговик!

(На доске снеговик и снеговичок)

Логопед : Ребята, что мы подарим снеговику, а что снеговичку?

Дети : Снеговику подарим снежинку, а снеговичку – снежиночку.

Снеговику подарим сосульку, а снеговичку – сосулечку.

Снеговику подарим санки, а снеговичку – саночки.

Снеговику подарим шарф, а снеговичку – шарфик.

Снеговику подарим елку, а снеговичку – елочку.

Физминутка «Снеговик»

Давай, дружок, Дети идут по кругу друг за другом, изображая,

Смелей, дружок, что катят перед собой снежок.

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком, Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.

И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех кругов разного раз-

Его улыбка так светла! Показывают руками на лице улыбку.

Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладош-

кой, показывают нос, встают прямо, держат

воображаемую метлу.

Логопед : Ребята, катится снежный ком и снова игра.

Игра «Сосчитай»

Логопед : Какое время года изображено на картине?

Дети : Зима .

Логопед : Сколько снежинок на картине?

Дети : Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять

Снежинок

Логопед : Сколько снеговиков на картине?

Дети : Один снеговик, два снеговика, три снеговика, четыре снеговика, пять

снеговиков.

Логопед : Сколько на картине елочек?

Дети : Одна елочка, две елочки, три елочки, четыре елочки, пять елочек.

Логопед : Сколько на картине синичек?

Дети : Одна синичка, две синички, три синички, четыре синички, пять

Логопед : Молодцы, ребята!

Какая же игра ждет нас сейчас?

Покатился снежный ком

И нашел последний дом.

В доме том живет загадка.

И какая к ней отгадка?

Игра «Четвертый лишний»

Логопед : Дети, у вас на столах картинки. Одна из них лишняя. Найдите ее.

Дети : Лишняя ласточка, потому что ласточка – это перелетная птица, а

синица, снегирь, клест – зимующие птицы.

(Шуба, плащ, дубленка, пальто

Санки, клюшка, велосипед, коньки)

Итог занятия

Логопед : О каком времени года мы говорили на занятии ?

В какие игры играли?

Публикации по теме:

Логопедическое занятие на тему "Времена года" проводится в подготовительной группе. В ходе занятия используется авторское наглядное пособие.

Цель: продолжение знакомства со звуком и буквой Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильно произносить звук Ч, совершенствовать.

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ» Цель: автоматизация звука Л в слогах,.

Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: развитие фонематических процессов; формирование навыков анализа.

Конспект логопедического занятия на тему: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (подготовительная группа) Автор: учитель-логопед КОЗИНОВА Л. В. (г. Санкт-Петербург).

Конспект

подгруппового логопедического занятия

для учащихся с ЗПР 1-го класса

Лексическая тема «Зима»

Составитель : Степанова Александра Владимировна,

учитель-логопед МБОУ

г. В.Волочек

2016.

Лексическая тема: «Зима»

Тип урока: комбинированный урок «открытия новых знаний (ОНЗ) и формирования нового умения»

Цель: создание условий для расширения представлений об окружающей действительности по теме Зима; обогащение словарного запаса; развитие познавательной сферы мышления, памяти, внимания.

Образовательные задачи урока:

Закреплять и расширять представления о зиме.

Коррекционно - развивающие задачи:

способствовать развитию речи учащихся;

обогащение словарного запаса (слова: маскировка, спячка, метель, снегопад, кормушка, варежки, рукавички)

развивать у обучающихся зрительное и слуховое восприятие;

развивать мелкую моторику рук;

развивать артикуляционную моторику;

способствовать развитию мыслительных операций: анализа-синтеза, сравнения, обобщения;

способствовать развитию произвольной саморегуляции.

Воспитательные задачи:

воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

воспитывать аккуратность;

формировать навыки учебного взаимодействия: работы в парах ( отвечать по заданию учителя, слушать ответы товарища);

повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки;

способствовать формированию разносторонне развитой личности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

проявлять интерес к освоению новых знаний и умений;

интерес к способу решения и общему способу действия;

оценивать свою активность в деятельности;

применять правила делового сотрудничества, желание оказать поддержку и помощь одноклассникам;

формирование временных представлений;

развитие умения взаимодействовать с другими людьми, делиться впечатлениями;

МетапредметныеУУД:

Познавательные УУД:

добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза.

Регулятивные УУД:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

формирование умения принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

формирование умения организовать учебное пространство, быть организованным в учебной деятельности.

выполнение последовательности необходимых операций;

сравнение способа действия и результата с заданным эталоном;

умение анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные УУД:

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости

формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества

формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Применяемые ресурсы:

Зеркало

Карточки-символы настроения

Карточки символы «Дерево успеха»

Компьютер с презентацией

Монитор, колонки

Элементы для аппликации

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Формируемые УУД

I.Организационно-мотивационный момент

Цель: создание положительного настроя на обучение, доброжелательного отношения друг к другу

Мотивирование на позитивный настрой

Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас необычный урок, посмотрите, к нам пришли гости.

Поздоровайтесь с ними.

Давайте улыбнемся друг другу и подарим частичку хорошего настроения окружающим

Самоорганизация учащихся

Приветствие гостей.

Л2.1.; Л4.5; К2.2

II .Актуализация знаний по теме.

Вводная часть

Ребята, на прошлых уроках мы с вами говорили об осени, о том, как животные готовятся к зиме.

Ребята, а какой сейчас месяц?

Какое время года скоро наступит?

Назовите зимние месяцы

Приближается долгожданная зима.

Рассматривание календаря времен года.

Ноябрь

Зима

Декабрь, январь, февраль

Л4.2; Л2.2; Л2.1;

Л4.4; К2.1; Р1.5

III . Практическая деятельность.

Коррекционно-развивающий блок

Артикуляционная гимнастика

Наш язычок, как и все дети любит играть. Давайте поиграем.

«Наш Язычок увидел, как веселятся дети зимой на улице и играют в интересные игры. Язычку тоже захотелось поиграть

1.Язычок боится мороза - острый напряженный язык резко высовывается изо рта, как можно дальше, и быстро прячется обратно (6 раз).
2. Язычок показывает, как ветер кружит снежинки: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам (по 3 раза в обе стороны).
3. Язычок прыгает по губам, как заяц по сугробам: рот открыт, челюсть неподвижна, прижимаем широкий язык то к верхней, то к нижней губе.
4. Похлопай язычком - лопатой как по снегу: рот приоткрыт, широкий язык совершает хлопательные движения по верхней губе (6 раз).
5. Ручки заморозим и ручки погреем: поднести ладони ко рту, поднять широкий язык к бугоркам за верхними резцами и произнести: тс-с-с, тс-с-с! Далее потереть ладошку о ладошку, словно согреваем их.

Дети садятся перед зеркалом

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики

Р1.1; Р1.5

Учебно-познавательная деятельность .

Физкультминутка (самомассаж)

Ребята, скажите, а какие признаки зимы мы можем с вами назвать?

Просмотр презентации

Ребята, а давайте сейчас покажем, как мы греемся зимой от мороза:

Ой, мороз, мороз, мороз-

Щиплет щечки,

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки

Чтоб согреться—посмотри,

Все, как следует, потри:

Щеки, носик, уши, губы

Пар пошел даже от шубы.

(ответы по слайдам презентации)

Все вокруг покрылось снегом. Метут метели. Частые снегопады.

Солнышко светит мало, не греет. День стал короче.

Животные в лесу надели зимние шубки.

Для тепла и маскировки. Некоторые животные впали в спячку.

Животным трудно добыть пропитание.

Зимующим птицам стало холодно и голодно. Они прилетают поближе к жилью человека. Люди делают для птиц кормушки.

Люди тоже надели теплую одежду: теплые куртки и штанишки, шапки, варежки, шарфы, потому что на улице стало холодно

Пощипывают щечки, нос, ушки, губки

Трут щечки, нос, ушки, губки.

Л2.1; Л4.3; Л2.2; П3.4

IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)

А вы знаете, почему зимой идет снег?

Зимой холодно, капельки воды замерзают в облаках и превращаются в снежинки.

Давайте рассмотрим снежинки, найдите две одинаковые снежинки?

(слайд презентации)

Смотрите ребята, к нам тоже прилетели снежинки. Давайте подуем на них, и они станцуют. (звучит музыка)

Что за нелепый человек

Пробрался в 21 век?

Морковка - нос, в руке - метла,

Боится солнца и тепла.

(снеговик)

Найдите отличия (слайд)

Давайте и мы с вами сделаем снеговика.

Демонстрация образца:

Посмотрите, из каких частей состоит снеговик?

Что у него на носу?

Из чего у него руки?

Что на голове?

Давайте и мы с вами сделаем снеговика

Находят одинаковые снежинки

Дуют на снежинки на ниточке

Снеговик

Находят отличия на картинке

- из комков;

Морковка;

Руки - ветки;

Ведро

Выполняют совместную аппликацию

Л4.3; Л2.2; Л4.4; П3.4; П3.5; Р1.1; Р1.5; К2.1; К2.4

V этап. Рефлексивная деятельность.

12. Итог занятия

Ну как, вам понравилось делать снеговика?

- Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали на занятии?

- Что понравилось?

Выберите картинку (солнышко, облачко или тучку)

выберите самую большую снежинку, если вы все сделали правильно. Среднюю снежинку, если встретились с трудностями. Самую маленькую снежинку, если сделали много ошибок.

Отвечают на вопросы, выбирают карточку символ своего настроения (солнышко, облачко или тучку) ,

успеха своей учебной деятельности (снежинку)

Л1.1; Л4.5; Р1.1; Р1.3; К2.2

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы»

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

Сначала садятся мальчики, потом девочки.

II. Основная часть:

1. Сообщение темы занятия:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, а кто по снегу.

С горки - ух, на горку - ух!

Бух! Захватывает Дух!

О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой).

Во что вы любите играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о зиме и зимних забавах.

2. Беседа по картинке:

Рассмотрите картинку. Какое время года на ней изображено? (На картинке изображена зима)

Как вы поняли, что на картинке изображена зима? (Лежит снег, дети тепло одеты, речка замерзла и покрылась льдом).

Какой стоит день? (День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети)

Расскажите, что делают дети? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

Как вы думаете, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

А как это изобразил художник? (Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе).

3. Образование качественных прилагательных. Игра «Какой? Какая?»

Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете назвать признаки этих предметов или явлений.

Зима (какая) (Холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная)

Снег (какой) (Белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий)

Мороз (какой) (Сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий)

«Отчалил осени корабль,

И реки льдом сковал декабрь.

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль»

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Упражнение «Снеговики».

Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.

Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под 5 счетов.

Снеговик любит кататься на санках-ледянках (делаем упражнение «Чашечка»).

Покатился снеговик на санках-ледянках с горки (упражнение «Горка»).

Зимние забавы(пальчиковая гимнастика)

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать (поочередно соединяют большой палец

с остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться

Бабу снежную лепить

Весело зимой! (согнуть-разогнуть ладони)

Нам не хочется домой! (хлопки в ладоши)

Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

Отгадай загадку.

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

«Почему так назван?» Образование сложных слов.

Конькобежец - бегает на коньках; саночник - катается на санках; лыжник - катается на лыжах; хоккеист - играет в хоккей; фигурист - занимается фигурным катанием.

«Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Лыжник - лыжники - лыжников и т.д.

«Счет». Согласование ИС с числительными.

Один конькобежец - два конькобежца - пять конькобежцев.

Один саночник - два саночника - пять саночников.

Один лыжник - два лыжника - пять лыжников.

Один хоккеист - два хоккеиста - пять хоккеистов.

Один фигурист - два фигуриста - пять фигуристов.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …

«Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

«Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.

Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику). Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

Итог: Какие вы молодцы ребята! Справились с заданиями. Какие игры вам больше всего понравились.