Зачем на крестах полумесяц. Полумесяц в основании православного креста

О кресте с полумесяцем отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Главными частями Креста (в реальном и символическом значении) были два бруса: один вертикальный (самый большой), другой – горизонтальный, соединенный с первым под прямым углом. К ним был пригвожден Спаситель мира. Римляне называли его - crux immissa (крест вбитый). В верхней части голгофского Креста была небольшая дощечка – titulus (титло). О ней говорится в св. Евангелии: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» (Ин.19:19-20). Третью поперечную перекладину составляло подножие. Без нее прикрепленное к древу тело, висевшее многие часы на одних только гвоздях, могло сорваться.

Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19). Некоторые исследователи видят здесь символическое выражение апокалипсического образа, относящегося к Божией Матери: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1). Солнцем Правды Церковь называет Иисуса Христа.

Есть еще толкование: полумесяц - Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя - символ таинства Евхаристии. На верхнем конце Креста иногда изображается голубь – символ Святого Духа. Во время Крещения Господня «увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16-17).

И еще о кресте с полумесяцем с сайта http://www.pravmir.ru

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ?

Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.

Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.

Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте ― символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.

Кроме того, из глубокой древности ― от Христа и первых веков христианства ― к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл ― избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.

На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» ― в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.

Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму ― например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.

Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие ― например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.

главный символ в христианстве, который сопровождает нас на протяжении всей жизни. На нашей груди всегда висит крест, крестом мы осеняем себя во время молитвы, изображения крестов есть на церковной утвари, облачениях священнослужителей, иконах… И, конечно, мы не можем представить себе храм без креста на его куполе.

Повсеместный обычай носить крест у христиан появился после того, как святая царица Елена в IV веке вместе со своим сыном императором Константином (он-то и прекратил гонения на христиан) организовали экспедицию по поискам Креста, на котором был распят Господь Иисус Христос . Приблизительно с этого же времени появилась традиция украшать крышу храма крестом как символом христианской веры, устремленным в небо.


Ранее мы писали о том, что значат и на нательном православном кресте. Сегодня же расскажем какие бывают кресты на куполах храма.

Стоит сразу сказать, что крест ставится на верх храма по особым правилам.

Помните, на какую сторону света ориентирован алтарь в храме? На восток. Так вот, крест на куполе всегда возводится так, что если встать лицом к кресту, за ним окажется восток , слева - север , справа - юг , а сзади - запад .

На куполах чаще всего ставятся четырехконечные, шестиконечные или восьмиконечные кресты. Крест может быть как «чистым», без каких-либо изображений, так и с дополнительными элементами-символами.

Полумесяц (цата). Под крестом мы можем увидеть полумесяц. Некоторые ошибочно трактуют этот символ как «победа над мусульманским миром». Также можно услышать, что подобные кресты с полумесяцем ставятся в тех городах, где, кроме православного храма, есть мечеть. Это, конечно, заблуждение. На самом деле, этот символ встречается еще со времен постройки древних храмов. Такой крест своим изображением напоминает якорь – символ надежды христиан на Спасение. Также полумесяц внизу креста похож на евхаристическую чашу.


Лилия. На концах перекладин креста встречаются трехлепестковые цветки лилии. Такое изображение называется крин и считается символом Святой Троицы . Три лепестка - триединство Бога.


Виноград. Часто на крестах также можно увидеть виноградные лозы. Лоза с ягодами – евангельский символ Христа , единого источника жизни для человека, которую Господь дарит нам через Причастие . «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь» (Ин. 15:1).


Процветшие побеги. Крест, из основания которого растут побеги, называют «процветшим» . Такой растительный орнамент является символом древа жизни, возрождения, Райского Сада.


Капли крови. На купольных крестах бывают цепи с бусинами, которые в народе называют «слезками» . Такие бусины символизируют капли крови, пролитой Господом Иисусом Христом на Кресте.


Голубь на купольных крестах – символ Святого Духа .


Корона. На некоторых наглавных крестах на вершине можно увидеть корону. Такой символ, с одной стороны, указывает на Небесного Царя , а, с другой, говорит о том, что храм был построен по указу и на пожертвования правящего российского императора.


Звезды на кресте напоминают нам о Вифлеемской Звезде , которая привела волхвов к рожденному Спасителю . А солнце в центре креста символизирует Свет Жизни.


Ангелы и херувимы . Любопытно, но у храмов, как и у людей, есть свои Ангелы-Хранители . Их изображения можно встретить на крестах, а также в виде статуй и барельефов.



Ангел на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

История христианской религии перешагнула рубеж в два тысячелетия. За это время символика церкви стала неочевидной без дополнительных знаний для ее прихожан. Люди часто задаются вопросом о том, что символизирует полумесяц на православном кресте. Поскольку в религиозном символизме сложно достичь абсолютной конкретики, попытаемся рассмотреть все версии, чтобы составить правильное мнение по этому вопросу.

Крест в других культурах

Крест как особенный символ существовал в разных культурах еще до появления христианства. К примеру, у язычников этот солнце. В современной христианской трактовке остались отголоски этого значения. Для христиан крест является солнцем истины, что дополняет олицетворение спасения после того, как был распят Иисус Христос.

В этом контексте значение полумесяца на православном кресте можно понимать как победу солнца над луной. Это аллегория победы света над тьмой или дня над ночью.

Полумесяц или лодка: версии происхождения знака

Существует несколько версий, что именно символизирует полумесяц на православном кресте. Среди них выделим следующие:

  1. Этот знак − вовсе не полумесяц. Существует еще один который визуально похож на него. Крест как был утвержден не сразу. Константин Великий утвердил христианство как главную а для этого потребовался новый узнаваемый символ. А первые три века могилы христиан украшали другие знаки − рыба (по-гречески "ихтис" − монограмма "Иисус Христос Божий Сын Спаситель"), оливковая ветвь или якорь.
  2. Якорь в христианской религии также имеет особое значение. Под этим знаком понимают надежду и незыблемость веры.
  3. Также Вифлеемские ясли напоминают собой полумесяц. Именно в них нашли Христа младенцем. Крест при этом опирается на рождение Христа и произрастает из его колыбели.
  4. Евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христа, может подразумеваться под этим знаком.
  5. Это и символ корабля, ведомого Христом Спасителем. Крест в этом смысле − парус. Церковь под этим парусом плывет к спасению в Царстве Божьем.

Все эти версии в какой-то мере соответствуют истине. Каждое поколение вкладывало собственный смысл в этот знак, столь важный для верующих христиан.

Что означает полумесяц на православном кресте

Полумесяц − символ сложный и неоднозначный. Многовековая история христианства наложила на него множество отпечатков и легенд. Так что означает полумесяц на православном кресте в современном понимании? Традиционная трактовка заключается в том, что это не полумесяц, а якорь − знак твердой веры.

Свидетельство этому утверждению можно найти в библейском Послании к Евреям (Евр 6:19). Здесь христианская надежда названа безопасным и крепким якорем в этом бушующем мире.

Но во времена Византии полумесяц, так называемая цата, стал символом царской власти. С тех пор храмовые купола стали украшать крестами с цатой у основания, чтобы напомнить людям о том, что Царь Царей владеет этим домом. Иногда этим знаком украшали и иконы святых − Пресвятой Богородицы, Троицы, Николая и других.

Ложные трактовки

В поисках ответа на вопрос о том, почему на православном кресте полумесяц находится внизу, люди нередко связывают этот знак с мусульманством. Якобы христианская религия таким образом демонстрирует свое возвышение над мусульманским миром, попрание полумесяца крестом. Это в корне неверное убеждение. Полумесяц стал символизировать исламское вероисповедание только в XV веке, а первое зафиксированное изображение христианского креста с полумесяцем относится к памятникам VI века. Этот знак был найден на стене знаменитого синайского монастыря имени Святой Екатерины. Гордыня, угнетение другой веры противоречит главным принципам христианства.

Полумесяц и звезда

С тем, что мусульмане заимствовали из Византии знак полумесяца, не спорят и они сами. Полумесяц и звезда старше мусульманства на несколько тысяч лет. Многие источники сходятся во мнении, что это древние астрономические символы, которые использовали среднеазиатские и сибирские племена для поклонения солнцу, луне и языческим богам. Ранний ислам также не имел основного символа, они были приняты несколько позднее, как и у христиан. Полумесяц на православном кресте появился не ранее IV-V веков, и это нововведение имело политический подтекст.

Полумесяц и звезда стали ассоциироваться с мусульманским миром только со времен Османской империи. По легенде, Осман - ее основатель, увидел сон, в котором полумесяц поднялся над землей от края до края. Тогда в 1453 году после завоевания турками Константинополя Осман сделал полумесяц и звезду гербом своей династии.

Различия крестов в христианских конфессиях

Вариаций крестов в христианстве существует великое множество. Сие неудивительно, поскольку это одна из самых многочисленных конфессий − к ней себя относят около 2,5 миллиарда людей во всем мире. Мы уже выяснили, что означает полумесяц на кресте православного храма, но это не единственная его форма.

Принято считать, что в протестантизме и католицизме крест всегда имеет 4 конца. А у православного или ортодоксального крестов их больше. Это не всегда точное утверждение, поскольку даже Крест папского служения выглядит иначе, нежели 4-конечный.

На наших монастырях и церквях устанавливают крест святого Лазаря, а он 8-конечный. Также подчеркивает твердую веру полумесяц на православном кресте. Что значит косая перекладина под горизонтальной? На эту тему есть отдельное библейское предание. Как мы видим, христианские символы не всегда можно понимать буквально, для этого стоит более глубоко вникнуть в историю мировой религии.

Строго геометричен и имеет четыре луча, крест – , включающий в себя две параллельные горизонтальные перекладины и третью нижнюю косую, которая вероятно подставку для ног. Этот крест считается наиболее приближенным к тому, на котором был распят Иисус. Другая распространенная форма креста, которую часто можно встретить на куполах христианских храмов, это крест .

Самые древние православные кресты имели купол, который напоминал крышу дома. Их до сих пор можно увидеть на старых кладбищах, где сохранилась традиция «покрывать» памятный крест.

Единство веры

Существуют версии, что полумесяц показывает связь между христианством и исламом, либо между христианством и язычеством, так как этот символ существовал как в той, так и в другой религии. Также имеет место быть версия о том, что крест с полумесяцем показывают, что существовала эпоха, когда ислам были единой религией. И форма креста с полумесяцем символизирует эту эпоху. При современном разобщении двух религий – христианской и мусульманской, этот символ заставляет сожалеть о том, что единоверие было потеряно.

Торжество христианства

Впрочем, многие теологи считают, что полумесяц (цата) не имеет отношения к мусульманскому символу. И на самом деле это руки, сложенные вместе, чтобы поддержать символ веры.

В некоторых текстах Средневековья говорится о том, что цата – это ясли Вифлеемские, принявшие в свои объятия младенца Иисуса, а также, что это чаша евхаристическая, которая приняла тело Иисуса.

Есть версия, что это символ космоса, что подчеркивает присутствие христианства во всем мире и не имеет отношения к мусульманству.

Приверженцы семиотики считают, что полумесяц – это на самом деле не полумесяц, а кораблик, а крест – это парус. И этот корабль с парусом символизируют Церковь, которая плывет к спасению. Примерно такого же содержания объяснение в Откровении Иоанна Богослова.

Философия Востока в символе христианства

Очень интересна версия, которая рассказывает, что изображение полумесяца указывает на то, что Иисус был на Востоке. Оказывается, есть косвенные признаки того, что Иисус действительно был на Востоке в промежутке жизни между 12 и 30 годами (это период его жизни, который неизвестен ученым, т.е. где в это время Иисус жил, чем занимался). В частности бывал он на Тибете, что доказывает схожесть его слов с древневосточной философией того времени.

Историки иначе к кресту с цатой, утверждая, что полумесяц был официальным государственным знаком Византии, завоеванной в 1453 году турками, которые и заимствовали цату, сделав его знаком Великой Османской империи. Известно, что насаждения ислама в Византии не было, но к православному кресту над куполами храмов в 15 веке был добавлен этот уже османский знак власти. Своего рода знак примирения и единения двух культур, религий.

По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику. Особенно часто вопросы и недоумения возникают по поводу полумесяца (цаты), расположенного в нижней части креста. Какое значение несет в себе этот символ? Прежде всего, нужно иметь в виду, что полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Ни о какой победе над мусульманами тогда не могло быть и речи.
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте - символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Кроме того, из глубокой древности - от Христа и первых веков христианства - к нам пришло и другое значение креста с полумесяцем. В одном из своих посланий апостол Павел учит, что христиане имеют возможность «взяться за предлежащую надежду, то есть Крест, который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6, 18-19). Этот «якорь», одновременно и символически прикрывающий крест от поругания язычников, и открывающий верным христианам свой подлинный смысл - избавление от последствий греха, есть наша крепкая надежда. Только церковный корабль в силах доставить всех желающих по волнам бурной временной жизни в тихую пристань жизни вечной.
На куполах храма Софии Вологодской (1570 год), Свято-Троицкого собора Верхотурья (1703 год), храма блаженного Косьмы в городе Костылево установлены кресты с причудливым орнаментом: двенадцатью звездами на исходящих из центра лучах и с полумесяцем снизу. Символика такого креста ярко передает образ из откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце, под ногами ее луна и на главе ее венец из 12 звезд» - в знак того, что, первоначально собранная из 12 колен Израилевых, она впоследствии возглавлялась 12 апостолами, составляющими ее светоносную славу.
Иногда крест на храме (с полумесяцем или без него) бывает не восьмиконечный, а четырехконечный. Многие кресты на древних и известнейших православных соборах имеют именно такую форму - например, собор Святой Софии в Константинополе (VIII век), собор Святой Софии в Киеве (1152 год), Успенский собор во Владимире (1158 год), церковь Спаса в Переяславле (1152 год) и многие другие храмы. Начиная с III века, когда впервые появились четырехконечные кресты в римских катакомбах, и до сегодняшнего дня весь православный Восток считает эту форму креста равночестной другим.
Кроме вышеприведенных значений полумесяца, в святоотеческой традиции встречаются и другие - например, что это люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа, евхаристическая чаша, в которой находится Тело Христово, корабль церковный и купель крещальная.
Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в кресте, что сияет над куполом храма.