Задания на внимание сценарии занимательных игротек. «Математическая игротека» Разработка дидактического материала. Например: «Велик океан, но и капля для него прибыль»

онянова юлия

В ходе современных преобразований экономики и культуры, совершенствования социальных и политических отношений необычайно актуализируется умственное воспитание человека как высшей ценности общества. Наряду с общеобразовательной школой, которой принадлежит ведущая роль в развитии учащихся, возрастающее значение в осуществлении указанных задач приобретают дошкольные учреждения. Реализация педагогической системы стимулирования познавательной активности в обучении имеет определяющее значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания дошкольников.

Между тем стимулирование познавательной активности в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста по-прежнему остаётся еще в полной мере неопределенным :

Во-первых, потому, что она не является составной частью теории дошкольного воспитания, а, значит, и не воплощается в самой литературе;

Во-вторых, в частных методиках, так же как и в дидактике , эти средства стимулирования познавательной активности в обучении не рассматриваются как играющие особую роль в системе обучения.

Анализ существующей практики работы позволил установить, что в процессе обучения детей только эпизодически ставится педагогическая задача, направленная на стимулирование познавательной активности, на формирование самостоятельности, инициативности и целеустремленности в познавательной деятельности.

В этой связи возникает потребность в построении педагогической системы стимулирования познавательной активности детей дошкольного возраста и условий ее реализации.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Одной из форм организации познавательной деятельности дошкольников выступает «Математическая игротека » . Именно игровая , поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

По этой причине наибольшее внимание при организации «Математической игротеки » уделяется тренировке и развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Использование игротеки в педагогическом процессе позволяет расширить игровую деятельность с детьми, организованную взрослым или самостоятельно, снимает излишнюю дидактичность обучения , вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.

Цель : Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей, закрепление, конкретизация и расширение математических знаний , развитие произвольности психических процессов через дидактические игры и упражнения .

Задачи :

1. Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь, способствует проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) .

3. Расширение перспектив познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

Целенаправленное использование математической игротеки в педагогическом процессе будет способствовать :

Развитию интеллекта в дошкольном возрасте,

Более быстрому запоминанию материала ,

Развитию уверенности в собственных силах,

Легкой адаптации в новой обстановке.

В игротеке планируются разные виды деятельности детей. Здесь созданы условия для работы с познавательной литературой, для продуктивных видов деятельности, дидактических и настольных игр и подвижной деятельности.

Познавательная литература.

Этот раздел включает в себя книги, энциклопедии, тетради на печатной основе, плакаты, коллажи, числовые фризы.

Дидактические игры .

Этот раздел включает в себя дидактические и настольно-печатные игры, игровые панно (магнитные, бумажные и т. п., оборудование для экспериментальной и практической деятельности.

Подвижные игры.

Этот раздел включает в себя различный спортивный инвентарь и оборудование для подвижных игр (мячи, обручи, скакалки, игры «Городки» , «Кольцеброс» , «Дартс» ).

Имеется оборудование для продуктивных видов деятельности : карандаши, краски, пластилин, фломастеры, бросовый материал . Все материалы снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей. В пояснительных записках даются описания правил игр, лаконичная познавательная информация, задания и упражнения; вопросы. Записки крепятся рядом с экспонатами, вкладываются в игры и пр. Задания представлены в виде символов и печатным текстом с ориентировкой на разный уровень развития детей. Печатный шрифт – не менее 6 мм в высоту.

При организации игротеки продуманы разные виды активности детей. Созданы условия для развивающих дидактических игр , для работы с книгой, для практической деятельности дошкольников (материалы для изодеятельности ) ; двигательной деятельности.

Главный принцип работы игротеки заключается в том , что представленные в ней материалы находятся в полном распоряжении детей. Взрослый выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта» .

Для эффективного развития познавательной активности воспитанников весь дидактический материал соответствует следующим условиям :

дидактические игры отражают основное содержание учебного процесса, способствуют приобретению и отработке детьми теоретических знаний, практических умений и навыков;

Игры направлены на развитие мыслительной деятельности, имеют проблемную направленность, основаны на свободном творчестве и самодеятельности детей;

В играх присутствует элемент соревнования между командами или отдельными участниками, продумывается учет и контроль результатов соревнования, их открытость, ясность, объективность и справедливость.

Материал игротеки располагается в доступном для детей месте. Лучше всего каждую игру поместить в коробку. Наряду с внешней эстетикой при создании дидактических игр учитывается соблюдение принципов :

1. Учет возрастных особенностей.

2. Посильность и доступность.

3. Многофункциональность.

Дидактические пособия в игротеке подобраны в соответствии с темами :

1. В мире чисел и цифр.

2. Геометрические фигуры.

3. Путешествие во времени.

4. В мире измерений.

Организация работы с детьми в математической игротеке делится на три этапа.

I этап – знакомство с игротекой . Сюда входит знакомство детей с самой игротекой , с её экспонатами (книгами, играми, различными материалами и инструментами , с правилами посещения и работы (посещать игротеку можно одному или с 1 – 4 товарищами, обучение работе с карточками и символами (все материалы игротеки снабжены пояснительными записками, которые направляют деятельность детей).

II этап – самостоятельная деятельность в игротеке . Придя в игротеку , дети сами определяют, кто, чем займётся, воспитатель выступает в роли наблюдателя и «научного консультанта» .

Игровое содержание имеет разные уровни сложности :

а) работа по готовому образцу и чётким правилам

б) работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

в) работа по собственному замыслу (просто человека) .

III этап – посещение игротеки с родителями . Для этого необходимо выделить определённые дни и время. Такие посещения имеют особое значение в развитии ребёнка, в формировании положительных взаимоотношений между ребёнком и его близкими. Дети выступают в роли консультантов, они поясняют, комментируют, демонстрируют свои знания именно близким людям. А родители имеют возможность оценить знания своего ребёнка, увидеть его предпочтения и интересы. Работа над каждой темой идет до трёх месяцев.

Анализ результатов в начале и конце работы проводился по методике «Выбор учебных заданий» Н. В. Пророк из книги Э. А. Баранова «Диагностика познавательного интереса» .

Данные материалы могут быть использованы :

Педагогами, работающими по любой программе, так как не затрагивают учебный процесс;

В работе с неорганизованными детьми;

Родителями;

Педагогами дополнительного образования.

В дальнейшем содержание может быть расширено средствами других тем, других направлений развития детей дошкольного возраста.

Дидактический материал

ТЕМА : «В МИРЕ ЧИСЕЛ И ЦИФР» .

Задачи :

1. Закреплять, расширять и конкретизировать имеющиеся и получаемые детьми математические знания .

2. Совершенствовать навыки счёта, вычислительные навыки; умение сравнивать; закреплять знания арифметических действий : сложения и вычитания.

процессов

Материалы :

1. Познавательная литература :

«Букварёнок» Г. Юдин;

Энциклопедии : «Математика » , «Математика для малышей » , «Логика» .

2. Дидактические пособия на закрепление навыков счёта :

«Весёлые цифры» , «Математическое лото » , «Числовые домики» ,

«Сложи узор» , мозаики, магнитные цифры, числовые фризы.

3. Дидактические пособия на совершенствование вычислительных навыков :

«Вычислительные пазлы» , «Умные числа» , «Счётовозик» , «Вычислительная машина» , счёты, калькулятор.

4. Материалы для практической деятельности :

Счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом , раскраски, ручки.

РАБОТА ПО ТЕМЕ :

1. Рассматривание коллекций цифр и числовых фризов.

Пояснительная записка : «Ты уже знаешь все цифры от 1 до 9 и умеешь считать. Рассмотри все цифры, выложи их по порядку. Посчитай в прямом и обратном порядке». «Ты уже умеешь считать и знаешь все цифры от 1 до 9. Посчитай предметы на картинках, назови сколько их».

2. Дидактическая игра «Числовые домики» .

Пояснительная записка : «Ты уже умеешь сравнивать числа, знаешь, что небольшие числа могут объединяться вместе и превращаться в большие числа. При помощи этой игры ты можешь узнать состав чисел 6, 7, 8, 9 и 10, а также она поможет тебе лучше узнавать знаки : <, >, =».

3. Дидактические игры «Вычислительные пазлы» .

Пояснительная записка : «Ты уже умеешь решать примеры на сложение и вычитание. Эти игры помогут тебе научиться решать примеры ещё лучше. Помоги Илье Муромцу сосчитать яблоки, а 10 негритятам собраться вместе».

4. Дидактическое пособие «Сложи узор» .

Пояснительная записка : «Эти веселые кубики помогут тебе развить своё внимание, воображение, сообразительность и логическое мышление. Выбери себе узор на карточке и попробуй сложить его из кубиков. Ещё ты можешь с кем-нибудь посоревноваться. Ты можешь придумать свой узор и зарисовать его на карточку».

5. Дидактическое пособие «Отгадай-ка» .

Пояснительная записка : «Это занимательная игра – «Отгадай-ка» . В ней находятся разные карточки с заданиями. Рассматривай карточки по одной и выполняй то, что на них написано. Эта игра поможет тебе развить своё внимание, память и логическое мышление».

6. Познавательная литература :

«Букварёнок» Г. Юдин, энциклопедии : «Логика» , «Математика » .

Пояснительная записка : «Людям очень давно понадобилось умение считать. Как считали древние люди? Как появились первые цифры? Какими цифрами пользовались разные народы? Всё это и многое другое ты можешь найти в этих книгах. Ты даже можешь найти в них разные игры и поиграть».

7. Практическая деятельность с камешками, ракушками, верёвочками с узелками.

Пояснительная записка : «Ты уже знаешь, как считали древние люди. Представь себя древним человеком, который не знает, как писать цифры и посчитай на этих камешках, ракушках или верёвочках».

8. Практическая деятельность со счётами.

Пояснительная записка : «Это счёты. С их помощью ты можешь решать примеры на сложение и вычитание.

Реши : 2 + 1 = 3 + 1 = 4 – 1 = 5 – 1 =

2 + 2 = 3 + 3 = 4 – 2 = 5 – 3 =

2 + 3 = 3 + 4 = 6 – 3 = 7 – 2 =

9. Практическая деятельность с калькулятором.

Пояснительная записка : «Люди старались облегчить себе жизнь и придумали калькулятор. Эта небольшая вычислительная машина помогает людям выполнять вычислительные действия. Ты тоже можешь воспользоваться ею и решить с её помощью примеры :

2 + 2 = 4 + 2 = 6 + 1 = 8 + 1 =

3 + 3 = 5 + 2 = 7 + 1 = 9 + 1 =

10. Игра «Мозаика» .

Пояснительная записка : «Игра – мозаика. Воспользуйся ею, чтобы повторить цифры, математические знаки , вспомнить прямой и обратный счёт».

11. Дидактическое пособие «Счётные палочки» .

Пояснительная записка : «Это счётные палочки. Счётными их назвали потому, что они помогают нам считать. А ещё они могу научить нас думать и рассуждать. Выполни с палочками следующие задания :

12. Материалы для практической деятельности

Пояснительные записки : «Цифры можно не только писать, их можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Обведи трафарет любой цифры и раскрась, как ты хочешь».

«Цифры можно не только писать, их можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Возьми пластилин и вылепи свою любимую цифру».

«Цифры можно не только писать, их можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Обведи трафарет любой цифры, раскрась, как ты хочешь, вырежи и наклей».

13. Занимательный материал на печатной основе «Раскрась по цифрам» , «Соедини цифры по порядку» и др.

Пояснительная записка

«Если ты соединишь цифры по порядку, то увидишь, кто пришёл к тебе в гости».

14. Игра «Не скажу!»

Пояснительная записка : «Возьми несколько друзей сядьте в круг и, перебрасывая друг другу мяч, называете при этом числа по порядку, но вместо начетных чисел говорят «не скажу! Например : не скажу, 2, не скажу, 4, не скажу, 6… Кто ошибся, пропускает ход».

15. Игра «Быстро занять места!»

Пояснительная записка : «Берёшь несколько друзей, выбираете водящего, разбегаетесь по всей площадке, собирая на полу жетончики с номерами. Водящий произносит команду : «Быстро занять места!» Все спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку.

Усложнение : по возрастанию, по убыванию; слева – четные, справа – нечетные».

16. Игра «Передай кубик»

Пояснительная записка : «Берёшь несколько друзей, выбираете водящего, по сигналу водящего кубик передается каждому участнику по очереди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно к первому участнику. Затем точно так же передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число».

17. Игра «Сколько нас без одного?»

Пояснительная записка : «Посчитайтесь, сколько вас всего играет. Нас семь - говорит последний. «Один ушёл (уходит) . Сколько осталось?» Все дети должны ответить : «Шесть» . Шестой говорит : «Нас шесть. Один ушел (уходит) ».

ТЕМА : «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» .

Задачи :

1. Способствовать освоению детьми обобщений.

2. Устанавливать связи и зависимости групп фигур; связи преобразования, видоизменения; отношения равенства и неравенства, упорядоченности.

3. Оперировать знаковыми системами и схематическими изображениями.

4. Способствовать систематизации детских представлений в процессе упражнений на классификацию, сериацию при практическом изготовлении геометрических форм.

5. Развивать умение составлять творческие экспозиции, отражая по-своему гармонию мира в цвете, разнообразии форм, пространственном размещении, сочетании и пропорциях.

Материалы :

1. Познавательная литература : энциклопедии : «Математика » , «Математика для малышей » , «Логика» . «Геометрия для малышей» , «Логика» , «Математика » .

2. Дидактические пособия на закрепление знаний о геометрических фигурах : «Танграмм» , «Магнитная мозаика» , «Геометрическая мазайка» , «Сложи узор» , головоломка «Треугольник» , «Кубик» . мозаики, магнитные цифры, числовые фризы.

3. Материалы для практической деятельности занимательным материалом , раскраски, ручки.

РАБОТА ПО ТЕМЕ :

1. Практическая деятельность с геометрическими фигурами. Плоскостные геометрические фигуры и объёмные геометрические тела.

Пояснительная записка : «Возьми геометрические фигуры и геометрические тела. Рассмотри их. Вспомни их названия. На какие предметы они похожи. Чем они отличаются фигуры и тела».

2. Игра «Танграм» .

Пояснительная записка : «Это игра – головоломка. Она состоит из квадрата, разрезанного на несколько геометрических фигур : треугольники, квадраты, прямоугольники, четырёхугольники. Если их выкладывать по образцам, то можно получить изображения разных предметов или животных. Ты даже можешь сам придумать изображение и зарисовать его на листочек для других детей».

3. Практическая деятельность. «Счетные палочки» .

Пояснительная записка : «Ты уже знаком со счётными палочками. Счётными их назвали потому, что они помогают нам считать. А ещё они могу научить нас думать и рассуждать. Выполни с палочками следующие задания :

Составь 2 равных треугольника из 5 палочек

Составь 2 равных квадрата из 7 палочек

Составь 3 равных треугольника из 7 палочек

Из 5 палочек составь квадрат и 2 равных треугольника».

4. Игра «Магнитная мозаика» .

Пояснительная записка : «Все детали этой мозаики – маленькие разноцветные квадратики с магнитами. Если их выкладывать по образцам, то можно получить изображения разных предметов или животных. Ты даже можешь сам придумать изображение и зарисовать его на листочек для других детей».

5. Игра «Геометрическое лото» .

Пояснительная записка : «Чтобы поиграть в геометрическое лото, пригласи товарища. Возьмите карточки с геометрическими фигурами. Выберете ведущего. Ведущий показывает фигуру. Тот, у кого эта фигура есть на карточке называет её и кладет на свою карточку. Кто первый соберёт все фигуры на своей карточке, тот выиграл».

6. Практическая деятельность «Геометрический конструктор» .

Пояснительная записка : «Этот конструктор состоит из разноцветных кругов, треугольников и ромбов. Если соединять их между собой, то получатся разные интересные фигуры. Попробуй, а что получится у тебя?»

7. Игра «Сложи узор» .

Пояснительная записка : «Эти веселые кубики помогут тебе развить своё внимание, воображение, сообразительность и логическое мышление. Выбери себе узор на карточке и попробуй сложить его из кубиков.

Ещё ты можешь с кем-нибудь посоревноваться.

Ты можешь придумать свой узор и зарисовать его на карточку».

8. Головоломка «Треугольник» , «Кубик» .

Пояснительная записка : «Это головоломка, от слов «ломать голову» , значит думать над чем–то трудным. Нужно поворачивать части куба или пирамиды так, чтобы вся грань стала одного цвета. Это очень трудное задание, но ты с ним обязательно справишься».

9. Познавательная литература :

«Геометрия для малышей» , «Логика» , «Математика » .

Пояснительная записка : «В этих интересных и умных книжках ты найдёшь разные истории о геометрических фигурах и телах. Узнаешь, откуда взялись их названия, и даже можешь прочитать о них стихи».

10. Спортивная игра «Городки» .

Пояснительная записка : «Это очень старая и интересная игра. Состоит она в том, что из нескольких маленьких цилиндров нужно построить фигуру. Затем нужно взять биту и с расстояния сбить эту фигуру. Каждому игроку даётся две попытки ».

11. Подвижная игра «1,2,3, к названной фигуре беги» .

Пояснительная записка : «Чтобы сыграть в эту игру, пригласи товарищей. Выберете по считалке ведущего. Ведущий раскладывает на полу геометрические фигуры разного цвета. По сигналу ведущего : «1, 2, 3, к зелёному кругу беги!» , все игроки бегут к названной фигуре и т. д.».

12. Игры-задания с физкультурным инвентарём.

Пояснительная записка : «Найди предмет, похожий на шар. Подбрось его 6 раз. Найди предмет, похожий на окружность. Покрути его 10 раз. Выложи из верёвки треугольник и впрыгни и выпрыгни 5 раз».

13. Материалы для практической деятельности : пластилин, цветные карандаши, цветная бумага, картон, ножницы и др.

Пояснительные записки : «Фигуры можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Обведи трафарет любой фигуры и раскрась, как ты хочешь или составь узор из фигур и раскрась его».

«Фигуры можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги. Возьми пластилин и вылепи свою любимую фигуру».

«Фигуры можно рисовать, украшать, лепить, вырезать из бумаги.

Обведи трафарет любой фигуры, раскрась, как ты хочешь, вырежи и наклей».

14. Практическая деятельность «Маленький дизайнер»

Пояснительная записка :

«Составь орнамент паркета только из треугольников»

«Составь орнамент из кругов»

«Составь орнамент паркета только из четырёхугольников»

15. Практическая деятельность «Геометрия вокруг нас»

Пояснительная записка :

«Найди геометрические фигуры на картине»

«Составь картину из фигур»

«Нарисуй картину из фигур»

16. Практическая деятельность «Что получилось?»

Пояснительная записка : «Сложи бумажную салфетку пополам (вчетверо, отрежь угол, Что получилось?

ТЕМА : «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ» .

Задачи :

1. Развивать умение понимать отношения временных последовательностей.

2. Совершенствовать навыки установления временных последовательностей.

3. Развивать умение устанавливать взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира.

Материалы :

1. Познавательная литература : В. И. Даль «Старик-годовик» , Г. Юдин «Букварёнок» , Э. Прати «Времена года» , Кожевников А. Ю. Тихонова Т. Б. Жукова О. С. «Книга про время»

2. Дидактические пособия : календари, численник, модель времени года, часы песочные с разной длительностью времени, электронные, водные, механические, модели часов, модели последовательностей,

3. Материалы для практической деятельности : счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом , раскраски, ручки

РАБОТА ПО ТЕМЕ :

1. Практическая деятельность «Переживание времени»

Пояснительная записка : «Возьми песочные часы длительностью 1 минута, переверни их. Пока сыплется песок, попробуй сделать постройку из конструктора. Возьми песочные часы длительностью 3 минуты, переверни их. Пока сыплется песок, сделай другую постройку из конструктора. Что ты заметил?»

2. Практическая деятельность «Что ты успеешь сделать за одну минуту?»

Пояснительная записка : «Возьми песочные часы длительностью 1 минута, переверни их. Посмотри, сколько дел ты сможешь сделать за одну минуту».

3. Игра «Когда это бывает?»

Пояснительная записка : «Данные изображения разных времён года перепутались. Определи их очерёдность и назови время года».

4. Игра «Временная последовательность»

Пояснительная записка : «Последовательность определяет строгий порядок одного за другим и его нельзя нарушать. Воспроизведи рост растения с помощью символов».

«Найди ошибку в последовательности рост и взросления ребёнка»

5. Практическая деятельность «Мой день»

Пояснительная записка : «С помощью изобразительных средств и символов составь распорядок дня на завтра»

6. Продуктивная деятельность «Волшебная картинка»

Пояснительная записка : «Если ты возьмёшь цветные карандаши и раскрасишь картинки тем цветом, который стоит рядом с цифрой, то увидишь что-то интересное».

7. Познавательная литература

Г. Юдин «Букварёнок»

Пояснительная записка : «Людям очень давно понадобилось умение измерять время. Как древние люди узнавали время? Какие были первые часы? Всё это и многое другое ты можешь найти в этих книгах. Ты даже можешь найти в них разные игры и поиграть».

8. Подвижная игра «Лови-назови»

Пояснительная записка : «Перебрасывая мяч, друг другу, говорим : «Зима, а за нею?» , «Перебрасывая мяч, друг другу, говорим : «Январь, а за ним?» .

9. Подвижная игра «Эстафета»

Пояснительная записка : «Передавая палочку из рук в руки, быстро называем признаки зимы, весны, лета, осени».

10. Практическая деятельность «Фотографии по порядку»

Пояснительная записка : «Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других? Пронумеруй эти фотографии в том порядке, в котором их делали».

«Найди в семейном архиве фотографии своих родственников в младенчестве,

детстве, юности, в зрелые годы, в старости. Оформи семейный

альбом – расположи фотографии по порядку»

11. Логические задания «Ответь на вопросы»

Пояснительная записка :

«Ане 5 лет, а Тима младше её на 4 лет. Сколько лет Тиме?»

«Это Вася и Наташа. Васе 15 лет. А Наташе 4 года. Кто младше? Кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в будущем году Васе?»

«Даше 5 лет, а Надя старше её на 5 лет. Сколько лет Наде?»

ТЕМА : «В МИРЕ ИЗМЕРЕНИЙ» .

Задачи :

1. Закреплять, расширять и конкретизировать имеющиеся и получаемые детьми знания о процедурах измерения разных величин : длины, веса, объёма, температуры.

2. Совершенствовать представления о приборах и инструментах для измерения разных величин; о разных единицах измерения и величинах, которые в них измеряются; закреплять умения определять путём измерения длину, вес, объём, температуру.

3. Развивать произвольность психических процессов : внимания, памяти, восприятия и др.

4. Организовать взаимодействие педагогов, детей и родителей.

Материалы :

1. Познавательная литература : «Букварёнок» Г. Юдин; Энциклопедии : «Математика » , «Математика в картинках » , «Логика» , «Развиваем мышление» .

2. Дидактические пособия : «Противоположности» , «Моя математика » , весы, безмен, ростомер, сантиметровая лента, водный термометр, модель термометра, мерные стаканы на 1л, 250мл, линейки на 15см, 20см, 30см.

3. Материалы для практической деятельности : счётные палочки, камешки, ракушки, пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, картон, цветные карандаши, фломастеры, тетради на печатной основе, карточки с занимательным материалом , раскраски, ручки.

РАБОТА ПО ТЕМЕ :

1. Познавательная литература.

Энциклопедии : «Математика » , «Математика в картинках » , «Логика» , «Развиваем мышление» .

Пояснительная записка : «В этих интересных и умных книжках ты найдёшь разные истории о том, как можно измерять разные предметы. Как их можно сравнивать : по длине, массе, объёму. Какими специальными инструментами нужно пользоваться для измерения длины, массы, объёма».

2. Практическая деятельность «Измерение длины»

Пояснительная записка : «Измерять длину можно при помощи линейки. На линейке есть деления с цифрами – это шкала. Шкала есть у всех приборов для измерения. Основной единицей измерения длины является сантиметр. Цифры на линейке показывают сколько сантиметров. Измерь при помощи линейки

карандаш, фломастер, ручку. Сравни, у какого предмета длина больше».

3. Практическая деятельность «Измерение длины»

Пояснительная записка : «Измерять длину по кривой – например, обхват талии или головы, можно при помощи сантиметровой ленты. На этой ленте есть деления с цифрами – это шкала. Шкала есть у всех приборов для измерения. Основной единицей измерения длины является сантиметр. Цифры на ленте показывают сколько сантиметров. Измерь при помощи сантиметровой ленты обхват талии и окружность головы, сравни, что больше, где мы это можем применить».

4. Практическая деятельность «Измерение роста»

Пояснительная записка : «Измерять рост можно при помощи ростомера. На ростомере есть деления с цифрами – это шкала. Шкала есть у всех приборов для измерения. Основной единицей измерения длины является сантиметр. Цифры на ростомере показывают, сколько сантиметров рост. Измерь при помощи ростомера свой рост. Пригласи 2 товарищей, и сравните, чей рост больше».

5. Практическая деятельность «Измерение веса»

Пояснительная записка : «Для измерения веса пользуются специальным прибором, который называется весы. Единицей измерения веса является 1килограмм. Весы бывают с чашами, у которых есть стрелка со шкалой, безмен, напольные электронные весы. Рассмотри их и подумай :

на каких весах лучше измерить вес кубика;

на каких весах лучше измерить вес сумки;

на каких весах лучше измерить свой вес».

6. Практическая деятельность «Измерение объёма»

Пояснительная записка : «Жидкие и сыпучие продукты не измеришь в длину. Зато можно узнать их объём. Объём – это сколько места они занимают в пространстве. Основной единицей измерения объёма в обычной жизни является литр. Для измерения объёмов используют специальные мерные стаканы и кружки со шкалой. Налей в ведро 2л; 3л воды; сравни по объёму банки ведёрки».

7. Практическая деятельность «Измерение температуры»

Пояснительная записка : «Чтобы узнать холодно или тепло, больны мы или здоровы, мы измеряем температуру. Для измерения температуры пользуются специальным прибором, который называется термометр или градусник. Основной единицей измерения температуры является градус.

Сколько градусов сегодня на улице?

Сколько градусов в комнате? Где теплее? Холоднее?

Измерь температуру воды в аквариуме».

8. Дидактическое пособие : «Противоположности»

Пояснительная записка : «Эта игра поможет тебе запомнить противоположные значения. Возьми картинки и разложи их по парам. Например : грязный – чистый, холодный – горячий, высокий – низкий. Можешь пригласить друга

и вы поиграете вдвоём».

9. Материалы для практической деятельности : пластилин, цветные карандаши, цветная бумага, картон, ножницы и др.

Пояснительная записка :

«Нарежь полоски из цветной бумаги или картона разной длины и измерь их длину при помощи линейки. Найди самую длинную и укрась её».

«Вылепи из пластилина колбаски разной длины. Измерь их длину при помощи линейки. Узнай при помощи весов, что тяжелее колбаски из пластилина или полоски из бумаги».

«При помощи ножниц, картона и карандашей сделай свою линейку» .

«При помощи ножниц, картона и карандашей сделай свой термометр» .

10. Спортивная игра «Городки» .

Пояснительная записка : «Это очень старая и интересная игра. Состоит она в том, что из нескольких маленьких цилиндров нужно построить фигуру. Затем нужно взять сантиметровую ленту и отмерить расстояние в 100см (1метр) . Взять биту и с расстояния сбить эту фигуру. Каждому игроку даётся две попытки ».

11. Игры-задания с физкультурным инвентарём.

Пояснительная записка :

«Возьми 2 кегли. При помощи сантиметровой ленты отмерь расстояние 100см (1метр) от одной кегли до другой. Встань возле первой и попробуй допрыгнуть до второй».

«Возьми 2 кегли. При помощи сантиметровой ленты отмерь расстояние

150см. Отметь это расстояние верёвкой. Возьми мяч и попробуй сбить кегли».

«Отмерь расстояние 150см, поставь корзину и попробуй попасть в корзину мячом».

«Взвесь на весах мяч и мешочек с песком. Что тяжелее? Что легче?

Взвесь на весах мяч и кеглю. Что тяжелее? Что легче?»

«Измерь при помощи сантиметровой ленты скакалку и прыгни через неё 10 раз».





Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Надо ли тренировать внимание – звучит, как «надо ли чистить зубы по утрам?». Ответ сомнению не подлежит. Сегодня поговорим про задания на развитие внимания. Выполняя эти упражнения каждый день, вы уже спустя 2 недели будете наслаждаться результатами.

В предыдущих статьях мы подробно разобрали, как провести , а также подробно остановились на каждой возрастной категории:

;
;
;
.
В этой статье мне хотелось бы подвести итоги и познакомить вас с универсальными упражнениями для тренировки внимания, которые одинаково интересно будет выполнять и взрослым, и детям.

Внимание присутствует там, куда обращено сознание. Степень концентрации зависит от способностей и волевых усилий.
Следующие рекомендации призваны помочь вам в процессе работы над собой и своим вниманием.

  1. Чаще разгадывайте головоломки: ребусы, шарады, кроссворды, судоку. Постоянная нагрузка на мозг способствует развитию внимательности;
  2. Занимайтесь спортом, играйте в подвижные игры: теннис, бадминтон, волейбол. Ходите пешком на дальние расстояния. Двигаясь, мы заставляем свой мозг работать. Улучшаются все мыслительные процессы, в том числе и внимание;
  3. Не стремитесь делать два дела одновременно, занимайтесь чем-то одним;
  4. Читая книгу, включайте воображение, представляйте перед своим внутренним взором каждого литературного героя: как он одет, что сказал, с какой интонацией;
  5. Выделите время под занятия на развитие внимания: занимайтесь хотя бы по 10 минут, но каждый день.

Упражнения

Упражнения, приведенные ниже, располагаются в порядке возрастания сложности, хотя это разделение условно. Дошкольникам рекомендуется брать задания из первой половины списка, взрослые могут выбрать ближе к концу.

Приступаем.

  • Колокольчик Ребенок берет в руки колокольчик, подвешенный на ленточке, и по просьбе взрослого пытается выполнить движения: приседания, наклоны, прыжки. Нужно все сделать так, чтобы колокольчик не зазвенел.
  • Гляделки Взрослый и ребенок садятся друг напротив друга и смотрят в глаза. Моргать можно. Проигрывает тот, кто первый отвел взгляд.
  • Скульптор. Это задание улучшает тактильное восприятие. Завяжите ребенку глаза шарфом и попросите слепить что-нибудь из пластилина. Пусть сначала это будет совсем простой элемент – шарик, колбаска. Постепенно фигуры можно усложнять, лепить целые скульптуры.

  • Заметь все. Положить на стол 8 предметов в один ряд. Пусть ребенок посмотрит на них 5-10 секунд, затем закрыть предметы непрозрачной накидкой. Ребенок вспоминает и говорит, что лежало на столе. Теперь снова открываем накидку на 10 секунд, закрываем и просим ребенка рассказать, в каком порядке находились предметы, какого цвета был каждый из них. Меняем 2 или 3 предмета местами. Открываем накидку, ребенок смотрит 5-10 секунд. Закрываем. Ребенок должен по памяти сказать, что изменилось.
  • Корректурная проба. Берем любой текст на 8-10 строчек. Нужно в тексте зачеркнуть одну букву (допустим «а»), обвести в кружок другую («о») и поместить в квадратик третью(«к»). На все задание 1,5 минуты.
  • Повторяй за мной. Этотметод способствует повышению объема внимания и памяти.
    Выкладываем на столе композицию из 6-8 спичек, закрываем. Ребенок должен в течение 10 секунд посмотреть на спички, запомнить, как они лежат, затем выложить из своих спичек такую же конструкцию. Постепенно задание усложняется, вводится все большее количество спичек, доводя до 15.
  • Обратный отсчет. Попросите ребенка во время прогулки на улице посчитать предметы, например, машины, используя счет по убывающей: 20, 19, 18 и т.д. Если собьется, пусть начинает сначала. При совершенствовании исполнения задания можно усложнять задачу: считать от 30, 50 и даже от 100.
  • Индеец. Предложите ребенку поиграть в «индейцев». Нужно замереть на месте и прислушаться. Кто больше звуков и шумов услышит? Звуки надо не просто уловить, а сказать, от чего они возникли. Побеждает тот, кто больше услышит.

  • Читай и слушай. Задание, развивающее умение распределять внимание между разными видами деятельности.
    Включите запись интересной сказки. Во время прослушивания пусть ребенок читает какую-нибудь книгу, лучше короткий рассказ. По завершении просим пересказать содержание рассказа, а затем спрашиваем, что ребенок запомнил из сказки. В идеальном исполнении должно быть хорошо передано содержание, как сказки, так и рассказа.
  • Радуга. Закрыть глаза и попытаться представить внутренним взором все цвета радуги поочередно: красный, оранжевый, желтый и т.д. Цвета надо представлять достаточно отчетливо, можно в виде цветного кружочка или сплошного фона, удерживать каждый образ не менее 2 секунд. Если какой-то цвет увидеть не удается, повторить задание еще раз.

  • Рука. Очень хорошее задание на развитие произвольного внимания. Проводится в виде соревнования-игры.
    Участники берут лист бумаги, обводят на нем свою ладонь, каждый палец. Затем внутрь изображения вписываются числа от 1 до 100. Числа можно изображать разных размеров, побольше, поменьше, растягивать и раскидывать по разным сторонам рисунка. Чем труднее эти числа будет потом найти, тем лучше. Играющие меняются листочками. Теперь нужно найти все числа от 1 до 100 на скорость. Кто быстрее – тот и победил.
  • Плеер. Включаем музыку и регулируем громкость так, чтобы музыка звучала очень тихо, на пределе слышимости, но звуки отчетливо различались. Слушаем музыку. Упражнение выполняется не более 3 минут.
  • Последовательность чисел. Напишите последовательность из 25 цифр. Теперь найдите все пары рядом стоящих цифр, дающих в сумме число 12. Попробуйте справиться с заданием за минуту.

Тренажер Викиум

Существуют и другие способы тренировок. Вы можете развить все свойства своего внимания, используя электронный тренажер Викиум . Довольно простые и привлекательные флеш-игры этого сервиса не оставят вас равнодушными.

Методика Викиум, благодаря многолетним научным исследованиям его создателей, позволяет добиться существенных улучшений внимания в короткий срок, конечно, при условии регулярных тренировок.

Упражняйтесь и делитесь впечатлениями. Подписывайтесь на новости блога, приглашайте друзей.
Успехов! И до скорого! С уважением, Юрий Окунев.

201 3 год

Конкурсно – игровая

программа

Работа учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26»

Снятковой Натальи Валерьевны.

Цель: способствовать умственному и физическому развитию учащихся.

Задачи:

    Учить ребят находить признаки предметов – отгадывать загадки.

    Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, помощи друг другу.

    Воспитывать любовь к родному языку, устному народному творчеству.

    Развивать координацию движений через участие в спортивных конкурсах.

Оборудование:

    Карандаши, фломастеры, альбомные листы.

    Сухие рожки, длинные прочные нитки.

    Игрушечные машинки по 1 на команду, кегли.

    Кольца или обручи, кольцеброс.

    По 2 бумажных круга для каждой команды.

Игру можно провести между командами или индивидуально каждый участник накапливает определенные жетоны. При подведении результатов – призы получают те – у кого их больше. Или команда, набравшая большее количество очков.

Друзья! Надежные друзья!

Другого тут сказать нельзя.

Им рады здесь, им рады тут,

Их всюду и везде зовут

Свое тепло вам отдадут

сейчас их в этом зале ждут!

    Разминка.

Угадай, что я такое?

    На дереве под ветерком мы шелестим.

Наступит время – дружно облетим

И под ногами тихо зашуршим…(листья)

    Там, где есть берега,

Протекаю я… (река)

    Иду к подруге Ниночке

По узенькой…(тропиночке)

    День и ночь трудяга – крот

Рыл себе подземный…(ход)

    Я пред тобою стою,

Но видишь не меня.

Я лишь являюсь

Отражением тебя (зеркало).

    Вверх – вниз ходит,

Людей в себе возит (лифт).

    Он разгладит все морщинки

На пеленке и простынке (утюг).

    Я зубаста и остра,

Ложки младшая сестра (вилка).

    «Что правда, а что нет?» - на свой вопрос ваш жду ответ…

Правда ли, что:

Кузнечик слышит ногами?

Да!

Кукушки не высиживают птенцов сами?

Да!

Жить на свете человек способен целых 300 лет?

Нет!

Для здоровья вредно спать в обед?

Нет!

На деревьях растет винегрет?

Нет!

В Австралии дикая жара?

Да!

На Африку вдруг обрушились снег, метель, пурга?

Нет!

Есть на свете птицы, не умеющие летать?

Да!

Некоторые птицы любят воровать?

Да!

Хлебное дерево на свете где-то есть?

Да!

Звезды все на небе практически не счесть?

Нет!

Компьютерная игра для ребенка очень вредна?

У цапли всего одна нога?

Нет!

У вас на каждый вопрос есть готовый ответ?

Да!

Ну что ж, проститься настала пора, вы устали, дети?

Да!

    Игра «деревья, кусты, тропинки, кочки»

Развиваем внимание, сосредоточенность. Выполняем движения на слова:

«дерево» - игроки поднимают руки вверх

«кустарник» - ставят руки на пояс

«кочка» - низко кланяются

«тропинка» - кладут руки на плечи друг другу

«орешник» - хлопают в ладоши

Задача игроков: быть предельно внимательными и быстро сориентироваться в ситуации. Победители получают почетное звание самого внимательного.

    Конкурс знатоков природы .

    • Не огонь, а жгусь ретиво, как зовут меня…(крапива)

      На носу зверь носит рог и зовется…(носорог)

      На себе везет не прытко домик собственный…(улитка)

      Словно вихрь, летит, спасаясь, от врага пугливый…(заяц)

      Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним не зная страха,

Гуляет…(черепаха)

    Осенью первыми листья, как слезы.

Тихо на землю роняют…(березы)

    В поле, огороде – прямо беда!

Глушит посевы сорняк…(лебеда)

    По реке плывет бревно –

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…(крокодил)

    Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

    Сразу скажет – это…(крот)

    Может плавать целый день в ледяной воде…(тюлень)

    Вот соль тебе, вот хлеб и ложка, сварилась к ужину…(картошка)

    Загадочная игра художников.

Условие:

Педагог загадывает загадку, игроки за 1 минуту должны нарисовать отгадку. Тот, кто успел верно нарисовать первым – получает дополнительные баллы.

    Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы (гриб)

    Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу (очки)

    Круглое, румяное

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

И маленькие детки (яблоко)

    Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

    Холодок, холодок,

Дай лизнуть тебя разок (мороженое).

    Игра «Помощники».

От команды вызывается по1 человеку. Чей участник за 1 минуту больше наденет рожков сухих на нитку.

    Гадалки – соображалки .

Игра направлена на поиск неординарного, оригинального ответа на заданный вопрос.

    Может ли пингвин назвать себя птицей? (нет, он не говорит)

    Что легче 1 кг железа или 1 кг ваты? (одинаково)

    Из какой посуды нельзя пить? (из пустой)

    Какое скупое дерево ягоды жалеет, а потому от стыда краснеет? (рябина)

    Какое колесо у машины лишнее? (запасное)

    За чем турист носит рюкзак? (за плечами)

    По чему птицы летают? (по небу)

    Что идет вперед и никогда назад? (возраст)

    За чем язык во рту? (за зубами)

    Что можно услышать, но никогда не увидеть? (песню)

    Каким гребнем не расчешешься? (петушиным)

    Почему птицы улетают на юг? (пешком не могут)

    У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба)

    Когда цапля стоит на одной ноге? (когда вторая поднята)

    Игра «Военные шоферы».

Команде выдается машина игрушечная. Вдоль трассы поставлены кегли – препятствия. Задача игроков: катя за собой машину на веревочке, проехать полосу препятствий. Второй игрок повторяет маршрут первого. Чья команда не собьет кегли и придет первой считается победившей.

    Игра «Муха – Цокотуха».

Каждому игроку команды выдается по денежке (кольцо или обруч) которое они должны накинуть на кольцеброс. Чья команда быстро и верно справится, та и победила. За каждое попадание по 1 очку.

    Игра «Кочки».

Каждому участнику выдается по 2 круга – кочки. По которым он должен перебраться на другую сторону, перекладывая круги. Передает эстафету следующему участнику.

Подведение итогов игры.

Как хорошо, что есть

Среди других планет

Планета эта,

Как хорошо, что здесь

Так много добрых лиц,

Так много света.

Должен где – нибудь каждый

Чудо встретить однажды,

Детство не зря дано,

Ждет волшебства оно.

Актуальность.

Логика - это наука о законах мышления и его формах. Владея навыками логического мышления, человек сможет быстро и успешно реализовать себя в современном обществе.

Но зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что в дошкольном возрасте создается определенный "этаж, на котором формируются определенные физические функции, важные для перехода к школьной жизни. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развитие способностей в более старшем возрасте - школе.

И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений, дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

Дошкольный возраст - период, когда основная деятельность - игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игры легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому занятия носят игровой, занимательный характер.

В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь, обогащается активный, пассивный словарь, формируется звуковая культура речи. Поэтому важно, чтоб ребенок, выполняя задание, учился рассуждать, объясняя, почему он делает именно так.

Цель. Развивать у детей логико-математические представления и умения.

  • развивать способности к длительному умственному напряжению;
  • развивать умения выделять и абстрагировать свойства;
  • сравнивать, классифицировать и обобщать;
  • развивать умения производить простейшие логические действия и операции;
  • развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
  • развивать сенсорные способности, пространственные представления, смекалку, сообразительность;
  • развивать умение воплощать идею игрового замысла, умений ставить и реализовать игровую задачу.
  • воспитывать нравственно-волевые качества: настойчивость, целеустремленность, желание думать, искать путь решения и приходить к положительному результату.
Тема Кол-во часов Дата проведения
Подготовительный этап
  • вызвать интерес детей к игровым пособиям, создать условия для успешного осуществления игрового процесса;
  • выявить уровень развития умений и навыков у детей;
  • обогатить предметно-развивающую среду в группе.
1 декабрь
Практический этап

Игра "Прозрачный квадрат" - эффективное средство усвоение ребенком эталонов формы, развитие творческих способностей.

Анализ геометрических фигур.

Цель. Учить анализировать, сравнивать, развивать сенсорные и речевые способности детей.

Складывание квадрата из частей.

Цель. Учить выявлять соотношение целого и части, развивать конструктивные способности.

Складывание фигурок из альбома.

Цель. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, творческие способности.

Логические блоки Дьениша.

Выявление и абстрагирование свойств".

Игры: "Найди клад", "Угадай-ка"

Цель. Развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму размер толщину.

Игры: "Автотрасса", "Где, чей гараж"

Цель. Развивать способность к абстрагированию, анализу, декодированию.

Сравнение.

Игры: "Дорожки", "Домино", "Найди пару"

Цель. Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Классификация, обобщение.

Игры: "Засели домики", "У кого в гостях Вини-пух"

Цель. Развивать классификационные умения.

Логические действия и операции.

Игры: "Помоги фигурам выбраться из леса", "Где спрятался Джерри"

Цель. Развивать логическое мышление, умение кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.

Интеллектуальный тренажер "Математический планшет"

Рисование резиночками простейших геометрических фигур.

Цель. Познакомить с новой игрой через сказочные персонажи, развивать умение рисовать резиночками квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, способствовать максимальному развитию мелкой моторики пальцев рук, формировать умение анализировать.

Рисование узоров по образцу, придумывание узоров.

Цель. Развивать умение переносить рисунок на планшет, анализировать, сравнивать, развивать творческое воображение и пространственное мышление.

Кубики "Сложи узор":

Цель. Познакомить с игровым материалом, развивать способность детей к анализу и синтезу, комбинированию, конструктивные способности, фантазию, творчество.

выкладывание простейших узоров;

выкладывание более сложных узоров по образцу;

придумывание узоров;

выкладывание узоров на время.

5 апрель
Вечер развлечений: "Путешествие в страну чудес" май

Занятие №1

Цель. Познакомить детей с игровым пособием "Прозрачный квадрат", учить анализировать, сравнивать, выявлять соотношение целого и части, складывать квадрат из двух частей, развивать речевую деятельность конструктивные способности, наглядно-образное мышление, воображение, творческие способности.

Закреплять умение выявлять в предметах и называть цвет, форму, размер, толщину.

Материал: игровые пособия: "Прозрачный квадрат", логические блоки Дьениша, мягкая игрушка Дракоша.

Ход занятия

Появляется игрушка Дракоша, рассказывает сказку:

Я как-то шел по волшебному Фиолетовому лесу в сторону Высоких гор, и на пути встретил великолепное сказочное озеро Айс. Хранитель озера - Главный Незримка. Когда-то под оранжевый крик Красного зверя, под зеленый свист Желтой Птицы, под синий шепот Голубой Рыбы появились на озере волшебные Нетающие Льдинки. Тайну их знал только хранитель озера. Ходила молва, что при помощи волшебной силы Льдинок он превращался в кого угодно: и в дракона, и в рыбу, и даже в самолет. После трудных испытаний, льдинки достались мне, вот они (показывает).

Вы хотели бы такие же? Нужно пройти испытания.

Согласны?

Испытание 1.

  • Видишь рисунок, выложи точно такой же ряд из четырех пластинок.
  • Скажи, какая пластинка лишняя и почему.

(выполнение еще такого же подобного задания)

Испытание 2.

  • По этому рисунку составь ряд из пластинок. Объясни, что объединяет пластинки.
  • Придумай подобную задачу.

Испытание 3.

  • Какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат?
  • Какую часть от целого квадрата она составляет? Из каких частей сложен этот квадрат?
  • Придумай и сложи свой квадрат из двух равных частей.

Молодцы, ребята, справились со всеми испытаниями, я вам дарю эти волшебные льдинки. В следующую нашу встречу я покажу, как льдинки умеют превращаться.

Физминутка. "Слушай хлопки"

Цель. Переключение внимания с одного вида деятельности на другой, снятие мышечного напряжения.

  • 1 хлопок - подпрыгивают один раз,
  • 2 хлопка - два раза и т.д.

Дракоша предлагает поиграть в игру "Прятки".

Логические блоки Дьениша. (пособие знакомое детям)

Цель. Развитие умений выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер толщину.

Материал 8 разных блоков, Дракоша, нарисованный на бумаге небольшого размера.

Дети закрывают глаза, Дракоша прячет своего приятеля под любой блок. Дети открывают глаза.

Он спрятался: под большим, красным, толстым кругом.

Игра повторяется несколько раз.

Затем один из детей прячет маленького Дракошу и загадывает детям, под каким блоком он спрятался.

Итог занятия:

Дракоша спрашивает у детей:

Какая игра понравилась?

Какое задание было трудное?

Какое легкое?

Прощается с детьми.

Занятие 2

  • Развивать наглядно-образное мышление, конструктивные способности, совершенствование памяти и воображения.
  • Знакомство со знаками-символами, развивать умение расшифровать о наличии или отсутствии определенных свойств.

Материал: игровые пособия "Прозрачный квадрат", логические блоки Дьениша, знаки - символы, игрушка Дракоша.

Ход занятия

Здравствуйте дети! "здоровается Дракоша"

Вы играли с волшебными льдинками?

Сегодня будут волшебные превращения!

Слышите, гудит самолет? Это льдинки превратились в самолет (выставляется на доске схема самолета).

Из каких льдинок состоит самолет? Отберите у себя такие же.

Попробуйте сложить такой же самолет.

Получилось! Здорово! (разбираются различные варианты складывания)

Льдинки умеют превращаться и в такие фигуры (показ фигурок из альбома)

Возьмите любую фигуру и сложите (самостоятельная творческая работа).

Можете придумать свои фигурки.

(Дракоша смотрит, хвалит, спрашивает, какая фигура получилась)

Физминутка.

П/и "Передай мяч"

Цель. Снять мышечное напряжение, развивать внимание, быстроту реакции.

Стоя в кругу, играющие стараются передать мяч соседу, не уронив его. Постепенно количество мячей добавляется.

Логические блоки Дьениша.

Дракоша: сегодня я вас научу, как можно загадывать загадки без слов. Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы.

Дракоша по очереди показывает знаки, дети ищут соответствующий блок.

Потом загадывают дети, право загадывать получает тот, кто первым находит блок-отгадку.

Итог занятия.

Чему вы сегодня научились?

Во что бы вы хотели поиграть дома с родителями?

Детям даются на дом "волшебные льдинки", плоскостные блоки и карточки-символы.

Занятие 3

Цель. Учить складывать квадрат из различных составных частей, развития умения кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов и декодировать ее.

Материал: игровые пособия "Прозрачный квадрат", блоки Дьениша, знаки-символы, игрушка обезьянка Чита, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка)

Ход занятия

Вносится игрушка обезьянки:

Здравствуйте, ребята. Я Чита. Я пришла сегодня к вам по поручению Дракоши, у него срочные дела в волшебном лесу. У вас есть волшебные льдинки, и вы уже умеете собирать из них квадрат из двух частей, из каких.

Соберите квадрат из двух частей: прямоугольников, треугольников.

А теперь попробуйте собрать квадрат из трех частей.

(Чита индивидуально спрашивает у детей из каких частей у него квадрат)

Еще как можно составить квадрат?

(за каждый правильный квадрат, Чита дает ребенка фишку)

У кого больше получилось квадратов?

(Чита хвалит каждого ребенка, отмечая его успехи)

Физминутка.

П/и "Давайте поздороваемся"

Цель. Снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу начинают двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается им на пути.

Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок - здороваемся за руку;
  • 2 хлопка - здороваемся плечиками;
  • 3 хлопка - здороваемся спинками.

Логические блоки Дьениша; игра "Где спрятался Джерри"

Перед детьми выкладывается 10 - 12 блоков. Дети отворачиваются. Чита под одним из блоков прячет мышонка. Показывает карточку, на которой обозначено свойство того блока, под которым спрятался Джерри. Тому, кто находит мышонка, дается фишка.

Итог занятия.

Подчитываются фишки, Чита отмечает каждого ребенка за его личные достижения, и награждает звездочкой.

Занятие 4

  • Познакомить с новой игрой через сказочные персонажи, показать приемы рисования резиночками, способствовать самостоятельному конструированию ребенком на плоскости изображений, учить работать по схеме.
  • Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.

Материал: игровой материал "Математический планшет", схема рисования резиночками, логические блоки, таблицы с правилами построения дорог, игрушка обезьянка Чита.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята, - говорит Чита.

Сегодня я вам расскажу удивительную историю: Встретились однажды дерево, пластмасса и резина. Заспорили они: кто из них важнее? Никак не могли они решить этот вопрос. Каждый вспоминал, сколько в мире есть полезных и красивых вещей из дерева, пластмассы и резины. Отправились они за советом к Мудрецу. Выслушал Мудрец вопрос "Кто важнее" и лукаво улыбнулся. "Все вы нужны, людям плохо пришлось бы без вас. Будет лучше, если вы будете не спорить, а дружить. Оставьте мне по своей частичке и приходите завтра".

В недоумении ушли материалы от Мудреца, что можно сделать из них троих? На следующий день они увидели, что из дерева Мудрец сделал ровную дощечку, из пластмассы маленькие гвоздики, а из резины - тоненькие растягивающиеся резинки. Взмах руки мастера - и гвоздики оказались наполовину вбитые в дощечку. Мудрец что-то прошептал, хлопнул в ладоши и резиночки стали растягиваться на гвоздиках. Дерево, пластмасса и резина удивленно переглянулись. На дощечке получились рисунки! Поклонились материалы Мудрецу и, взявшись за руки, отправились создавать все новое, нужное, красивое.

И вот сегодня такие дощечки я дарю вам, ребята.

Посмотрите, как можно рисовать резиночками. Можно рисовать как одинарными резиночками, так и двойными.

Попробуйте нарисовать треугольник, квадрат, прямоугольник.

Получается, прекрасно!

(обезьянка подходит к каждому ребенку, помогает, если он испытывает трудности, хвалит за самостоятельность)

Теперь попробуйте нарисовать вот такую кружку.

А теперь придумайте свои рисунки.

(обезьянка интересуется у каждого, что он нарисовал, одобряет его решение, помогает, если необходимо).

Я дарю вам эти волшебные дощечки и вы можете в свободное время воплощать свои фантазии.

Физминутка.

"Слушай команду"

Цель. Снятие мышечного напряжения, развития внимания, произвольности поведения.

Звучит музыка, дети идут в колонне друг за другом, внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тот час же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, игра повторяется. Отмечаются самые внимательные.

Логические блоки Дьениша. Игра "Автотрасса"

Перед детьми таблицы:

Сначала дети строят трассу по правилам, требующие ориентировки на одно свойство, на строительство следующей трассы ориентируются на два свойства, затем - три.

В дальнейшем дети придумывают свои правила.

Итог занятия:

Что было самым интересным на занятии?

Что было трудно?

Что - легко?

Занятие 6

Цель. Учить детей делить множество по одному свойству на два подмножества, развивать способность к анализу и синтезу, комбинированию, логическое мышление, воспитывать у детей взаимовыручку.

Материал: "логические блоки Дьениша" (объемные и плоскостные), по два обруча разного цвета, знаки-символы, кубики "Сложи узор", схемы сложения фигур.

Ход занятия

Ребята, с Дракошей и обезьянкой Читой произошло несчастье, их похитила злая колдунья. Чтобы им освободиться, колдунья требует решить непростые задачи. Наши друзья затрудняются и просят у вас помощи.

Нужно разделить строительный материал так чтобы в одном обруче были все красные, в другом все прямоугольные.

На доске нарисованы два обруча: (плоскостные фигуры блоков)

Один ребенок выбирает все красные, другой прямоугольные блоки, предлагается подумать, куда положить красные прямоугольные блоки (в зону пересечения).

После практического решения задачи дети называют, какие блоки в красном обруче (красные не прямоугольные), в синем (прямоугольные не красные), какие оказались общими (красные прямоугольные), а какие остались вне обруча (не красные не прямоугольные).

Работа в парах (аналогичные задания)

Молодцы, ребята, с этим заданием вы справились.

Физминутка.

П/и "Запрещенное движение"

Цель. Игра дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя будет выполнять. Тот кто повторит запрещенное движение выходит из игры или ему назначается штрафное очко. Отмечаются самые внимательные дети.

Чтобы прилететь к нам, нашим друзьям нужен ковер-самолет.

(дети выкладывают по образцам из кубиков "Сложи узор")


Предлагается придумать свои варианты узоров.

На следующей нашей встрече Дракоша и Чита обязательно будут с нами.

Итог занятия:

Как ты считаешь, ты хорошо поработал?

Почему ты так решил?

За что бы ты себя похвалил?

(опрос нескольких детей).

Литература.

  1. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая "Логика и математика для дошкольников". Санкт-Петербург 2004г.
  2. С.Е. Гаврина "Логика". Москва 2000г
  3. А.Михайлова "Игровые задачи для дошкольников". Санкт-Петербург 2006г.
  4. Е.Н. Панова "Дидактические игры - занятия в ДОУ". ТЦ "Учитель" Воронеж 2006г.
  5. В.П. Новикова "Математика в детском саду". Москва 2005г.
  6. Т.Г. Харько, В.В. Воскобович "Сказочные лабиринты игры". Санкт-Петербург 2007г.

Решая логические занимательные задачи, Вы научитесь рассуждать и начнете понимать красоту и изящество рассуждений.
Каждый культурный человек должен быть знаком с логическими задачами, головоломками, играми, известными уже многие сотни лет во многих странах мира.

Задачи для 5 — 8 класса.
Занимательная математика. Задача на внимание. Учимся сравнивать и анализировать.

Задача 1. Какие карточки одинаковые?

Какие? (A) 1,2 и 3; (B) 2,3 и 5; 1, 3 и 4; (D) 2, 4 и 5; (E) 3, 4 и 5 ;
ОТВЕТ:
Из первой карточки получается только карточка №2 (поворотом на 180 градусов), а все остальные не получаются никаким поворотом.
А вот оставшиеся 3 карточки — одинаковы (3,4,5).
Действительно, четвертая карточка получается из третьей поворотом влево на 90 градусов, а пятая — из третьей поворотом вправо на 90 градусов.
Итого ответ — (Е).

Задача 2. Волшебные очки.
У Гарри Поттера есть волшебные очки, в которых он видит все зеленое — белым, а все белое — зеленым. Гарри посмотрел через эти очки на прямоугольник, изображенный слева. Что он увидел? Волшебные очки не собьют нас с толка.

Выберем у правого прямоугольника верхний левый квадрат. Он белый. Следовательно он виден в очках зеленым.
Имеем двух кандидатов: и (D). Случай отпадает, так как у него только 3 зеленых квадрата. Остается случай (D). Верен ответ (D)

Задача 3. Что я выпил в итоге — кофе с молоком или молоко с кофе?
От полного стакана кофе я отпил половину и долил столько же молока. Затем я отпил третью часть получившегося кофе с молоком и долил столько же молока. Затем я отпил шестую часть получившегося кофе с молоком, долил стакан молоком доверху и выпил все до конца.
Чего в итоге я выпил больше: молока или черного кофе? Учимся решать задачи на сообразительность.
ОТВЕТ
Количество выпитого черного кофе равно первоначальному его количеству и составляет 1 стакан.
Молока долили сперва полстакана, затем треть стакана, и, наконец шестую часть стакана, т.е. в общей сложности ½ + 1/3 + 1/6 = 1 стакан.

Следовательно, кофе и молоко выпито поровну.

Задача 4. Проверим продавца. Будем бдительны, продавец тоже ошибается.

Покупатель взял в магазине пакет молока стоимостью 3,45 шекеля, коробку творога стоимостью 3,6 шекеля, 6 пирожных и 3 килограмма сахара.
Когда кассир выбил чек на 29,6 шекеля, покупатель потребовал проверить расчет и исправить ошибку.
Как определил покупатель, что счет неверен?

ОТВЕТ:
Стоимость товаров каждого вида выражается числом, кратным 3-м
(для товаров первых двух видов кратна трем цена, для остальных — количество купленных товаров).

Если каждое слагаемое делится на 3, то и сумма должна делиться на 3.

Число 29,6 на 3 не делится; следовательно, расчет неверен.

Задача 5. Сколько стоит книга? Будем бдительны, внимательно читаем условие задачи.

За книгу заплатили 100 руб. и осталось заплатить еще столько,
сколько осталось бы заплатить, если бы за нее заплатили бы столько, сколько осталось заплатить.
Сколько стоит книга?

что заплаченные 100 рублей — это «первая половина» стоимости книги.

Значит книга стоит 200рублей.