Библиотечные мероприятия по творчеству родари. Сценарий литературно-музыкальной композиции по произведению Джанни Родари «Сказки по телефону. II. Вступительное слово ведущего

Светлана Крюкова

Дорогие гости!

Наш осенний праздник будет необычным.

Мы попадем с вами в сказочное королевство овощей и фруктов.

01. «Итальянская песенка». Чайковского

Фасолька$

В королевстве этом правили жестокий принц Лимон и его помощник синьор Помидор. Однажды во владениях принца построила себе домик маленькая Тыковка.

Слушайте и смотрите, что из этого вышло.

Звучит музыка,Кума Тыковка строит домик из кирпичей и поет.

Тыковка Если взять кирпич, мало толку в нем.

Потому что из него не построишь дом.

Если пару кирпичей рядом положить,

Будет только две стены – неудобно жить.

Мы построим дом для своих друзей.

Будет нам уютно в нем – вместе веселей!

Наша дружба на века, скажет вам любой,

Будет праздник хоть куда - все друзья со мной!

Тыковка Ну, вот! Наконец-то! Теперь и у меня есть свой дом!

Тыковка Спасибо, друзья! Без вас бы я не справилась! Я никогда не собрала бы столько кирпичей!

Звучит музыка, дети танцуют.

Хачатурян «Базарная площадь»

Хачатурян «Выход помидора»

Хоть и смотрят с высока две графини Вишни

На меня на толстяка, я у них не лишний.

Я Сеньор Помидор, красен я и пышен,

А служу я с давних пор у помещиц Вишен.

Я холеный помидор с кожею атласной

И вступать со мною в спор Овощам опасно!

Хачатурян шествие лимона

Я – принц Лимон!

Здесь в королевстве мой закон:

Нельзя ни петь, ни веселиться,

Нельзя где хочешь поселиться.

Что за дом здесь на пути?

Не могу никак пройти!

Тыковка Я кирпичи всю жизнь копила. И домик для себя сложила.

Лимон Как ты посмела? Ты в темницу захотела? Охрана, выбросить вон Тыкву, а домик снести!

Чиполлино, подбегает и наступает Принцу Лимону на ногу.

Лимон Ай-ай-ай! Поймать разбойника!

Схватить преступника! Арестовать немедленно!

Чиполлоне

(Жалобно) Ваше величество, прошу вас, не преследуйте моего сына! Это я наступил вам на ногу!

Лимон Ах, вот как! Арестовать и его тоже!

Ах, ты, разбойница! Бунтовщица! Ты построила дом на земле графинь Вишен! Вон отсюда!

Но, ваша милость! Сам граф Вишенка разрешил мне.

Помидор Молчать! Я конфискую этот дом! В нем будет жить, злая собака!

Чиполлино

Всем привет! Я Чиполлино!

Я знаю средство от печалей,

и от болезней и от разных скук.

Всем привет! Я Чиполлино!

Я озорной мальчишка, я веселый - лук.

Отца спасти конечно я сумею,

не испугаюсья, никуда не убегу!

К нему подходят Редиска, Груша, Фасолька.

Чиполлино! Сеньор Помидор хочет уничтожить домик Тыковки!

Чиполлино Бежим на помощь

Тыковка вздыхает и вытирает глаза платочком.

Появляютсяь Редисочка, Груша, Фасолька и Чиполлино.

Фасолька Сеньор Помидор уже один раз остался в дураках, я думаю он непременно захочет отомстить!

Я тоже думаю, что Помидор так просто не сдастся! Надо,что- то предпринимать.

Редиска Домик срочно надо спрятать. Давайте спрячем его в лесу

Тыковка Точно! В лесу живет моя кума Черника. Она обязательно нам поможет. Подскажет, как лучше спрятать и последит за моим домиком.

Чиполлино Тогда решено! Идем в лес!

Идут к тетушки Черники

Фасолька

Здравствуйте, тетушка Черника. Это домик Кумы Тыковки. Этот ужасный Сеньор Помидор хочет его отнять! Вы бы не могли помочь нам его спрятать и последить за ним.

Груша Пожалуйста, вы же всегда хорошо относились к Куме Тыковке.

Хорошо. Только смотрите, никому не рассказывайте, где вы его спрятали!

Тыковка Спасибо Кума Черника! (Все уходят).

Конец 1 действия

2 действие.

Королевство Графинь Вишен.

Выходят Графини Вишни и Сеньор Помидор.

Танец Сеньора помидора и Графинь Вишен

Помидор Ваши сиятельства!

Да! Сеньор Помидор!

Помидор В районе замка орудует шайка разбойников! Похищено ценное имущество.

Вишни АААА! Это ужасно!

Помидор Сударыни, держите себя в руках! Я уже арестовал злостных бунтовщиков. Осталось арестовать самого главного бунтовщика – Чиполлино!

Вишни Нужно немедленно запереть ворота! Граф Вишенка! Граф Вишенка!

Выходит граф Вишенка.

Ну, где ты пропадаешь! (поправляет ему одежду)

Надеюсь, вы не трогали цветы на клумбах. Тот, кто трогает и рвет цветы, будет оставлен без сладкого!

Я не трогал цветы.

Вишня 1И вы, разумеется, не мяли траву на лужайке. Тот, кто помнет траву, должен будет написать две тысячи раз: «Я - неблаговоспитанный мальчик!

Вишенка Я не мял траву. Я смотрел на золотых рыбок в бассейне.

Вишня 2 Учи уроки!

Вишенка Я уже все выучил.

Вишня 1 Учи новые! Читай!

Вишня 2 Положи книгу на место!

Вишни Что за несносный мальчишка!

Графини Вишни уходят. Вишенка читает книгу.

Вишенка (Ходит вперед, назад)Кратчайшее расстояние от одной точки до другой есть прямая.

Появляются Чиполлино, Редисочка и Фасолька

Редисочка А мы вас знаем. Вы Граф Вишенка.

Вишенка Да. А я не имею чести знать вас, но знакомство с вами будет мне очень приятно.

Чиполлино Мы дети из городка. Это - Редисочка, а это -Фасолька

Вишенка Тогда я вас тоже знаю!

Чиполлино Откуда же?

Вишенка От Сеньора Помидора. Он вас так бранил, что я сразу понял, что вы очень хороший мальчик!

Редиска Ну, что я говорила! Граф вишенка очень хороший мальчик!

Чиполлино

Вишенка, я знаю, ты можешь нам помочь. Надо достать ключ от подвала. Там заперт мой отец и мои друзья!

Вишенка Да! Трудная задача! Ключ всегда носит с собой Сеньор Помидор. Он даже ночью не расстается с ним. Но я попробую. Если Сеньор Помидор арестовал этих людей, значит это очень хорошие люди! Он таких терпеть не может!

Выходит Сеньор Помидор. 17. Хачатурян Выход Помидора

Помидор Граф Вишенка! Что я вижу! Вы общаетесь с преступником и бунтовщиком!

Вишенка Друзья мои, бегите! Мне-то он ничего не сделает, а вам не сдобровать!

Чиполлино Не злитесь, не злитесь, Сеньор Помидор! От злости, говорят, витамины пропадают!

Все убегают, кроме Помидора.

Помидор Лягу отдохну, устал за весь день с преступниками бороться.

Сеньор Помидор садится на стульчик. Появляется Вишенка засовывает руку в карман Сеньору Помидору и достает ключ и потихоньку отходит. К нему на цыпочка подходят, Чиполлино и Редисочка.

Чиполлино

Я знал, Вишенка, что на тебя можно положиться! Теперь у нас есть ключ и мы можем освободить наших друзей.

Берутся за руки и идут «гуськом» на цыпочках выходят.

Просыпается Сеньор Помидор бегает по сцене хватаясь за голову.

Помидор Все преступники сбежали. Поймать! Арестовать самого главного бунтовщика Чиполлино!

Выходит принц Лимон

Лимон Сейчас же собрать всех жителей на площади! Я сделаю заявление!

На сцену выходят все герои

За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введен налог на воздух, вы стали меньше дышать! Это возмутительно! Кроме того, среди вас появились злостные бунтовщики! Сеньор Помидор, огласите список, пожалуйста!

За обыкновенный дождь – сто лир, за проливной дождь – двести лир, с громом и молнией – триста лир! Кроме того, за самоуправство и смуту, и во избежание дальнейших беспорядков, домик Тыквы должен быть уничтожен!

Чиполлино

А с чего это мы должны вас слушаться?

Лимон Потому что я здесь главный!

Чиполлино

А я говорю, что никакой ты не главный! И ты, и Помидор – плохие, злые люди! Вы мучаете всех жителей нашего города! А поэтому мы вас выгоняем из нашего города!

Помидор Наступают на Помидора и Лимона, те пугаются и с криком убегают. Все кричат «УРА!». На сцену выкатывают домик Тыковки.

Звучит музыка. Все артисты выходят на сцену становятся в полукруг. Выход героев на сцену

Редиска Рады все, что в этой сказке

Радостный конец

Нет! Постойте!

А графини,

Принц и Помидор

С ними как нам быть от ныне?

Честь или позор?

Лимон Уж простите нас друзья

Ведь без нас, ни как нельзя

Помидор Мы все роли вам сыграли

Но секрет в том,

Что плохими мы не стали

Знаем, что по чем.

Тыква Сказка ложь, да в ней намек

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

УРОКИ ФАНТАЗИИ С ДЖАННИ РОДАРИ

Литературный утренник

Подготовила

учитель начальных классов

Иванова И. Н.

г. Шумерля. 2010 г.

Ведущий: Джанни (Джованни) Рода­ри родился 23 октября 1920 года в небольшом городе Оменья на севере Италии. Го­родок этот расположен в го­рах, возле озера д"Орта, в центре которого на ост­ровке высится старинный замок. Узкие улицы, невысокие дома, утопающие в зелени и цветах.

Отца Джанни звали Джузеппе, он был булоч­ником - держал небольшую пекарню и магазин при ней. В небогатой семье царила счастливая се­мейная атмосфера, пронизанная любовью и забо­той. Когда мальчику исполнилось девять лет, умер отец.

Чтобы прокормить семью, мать устроилась ра­ботать служанкой в богатый дом. Джанни Рода­ри и два его брата Чезаре и Марио росли в род­ной деревне их матери Варесотто. Учился Джанни в духовной семинарии - там не толь­ко учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. После трехлетнего обучения Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах сельской школы. Джанни Родари любил работать с детьми, ему нравилось придумывать для них веселые и поучительные истории: «...Смею ут­верждать, скучным учителем не был. Я рас­сказывал в классе - и потому что любил детей, и потому что сам был не прочь позабавиться - истории, не имевшие ни малейшего отношения к реальной действительности и к здравому смыслу, - истории, которые я придумывал».

Примером такой смешной истории является стихотворение «История одной запятой»:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЗАПЯТОЙ

На свете, заботы не зная,

Спокойно жила Запятая.

Но школьник беспечный

Без тени сомненья

Её водрузил на конце предложенья.

Бедняжке пришлось в одиночку

Удерживать целую строчку.

Она, покраснев,

Выбивалась из сил,

Стонала, пыхтела с натуги.

На помощь к ней Знак Восклицанья спешил

И все Запятые-подруги.

Но поздно! Не выдержав муки

(О, жалость!),

Бедняжка в мученьях скончалась.

Учитель, орудуя карандашом,

Её схоронил под огромным крестом.

А рядышком,

Строгий и красный, как мак,

Возник монумент -

Восклицательный Знак!

Пер. Ю. Ильина

Конкурсы по книге «Приключения Чиполлино»

1. «Назови профессию героя»

    Виноградинка - ... (Сапожник.)

    Зелёный горошек - ... (Адвокат.)

    Груша - ... (Профессор, учитель музыки.)

    Лук-Порей - ... (Огородник.)

    Мастино - ... (Сторожевой пёс.)

    Фасоль - ... (Тряпичник.)

    Земляничка - ... (Служанка.)

    Петрушка - ... (Учитель.)

    Марксу - ... (Сыщик.)

    Каштан - ... (Доктор.)

    Мухомор, Черёмуха, Артишок, Салато-
    Шпинато - ... (Доктора.)

2. «Какое имя здесь лишнее?»

(Нужно назвать имя персонажа, кото­рый не принадлежит этой сказке.)

    Помидор, Цветик, Лимон, Черника. (Лишнее - Цветик.)

    Виноградинка, Тыква, Арбузик, Зем­ляничка. (Лишнее - Арбузик.)

    Вишенка, Чиполлино, Груша, Медуни­ца. (Лишнее - Медуница.)

Мастино, Торопыжка, Лук Порей, Мар-коу. (Лишнее - Торопыжка.)

Из какой сказки попали сюда лишние имена? (Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».)

3. «Все - по домам!»

Рассели правильно персонажей сказки:

    кто живёт во дворце?

    кто - в деревне?

    кто - обитатель леса и луга?

Обитатели дворцов

Обитатели деревни

Обитатели леса и луга

Принц Лимон Графини Вишни Барон Апельсин Герцог Мандарин Синьор Помидор Вишенка Синьор Петрушка

Чиполлино Кум Тыква Лук Порей Виноградинка Фасоль Редиска Груша и др.

Кум Черника Доктор Каштан Медведь Волки Крот

4.Викторина по сказке Джанни Ро дари «Приключения Чиполлино»

    Как звали братьев Чиполлино? (Чиполетто, Чиполучча, Чиполотто и Чиполочча.)

    Какому ремеслу учился Чиполлино? (Ре­меслу сапожника у кума Виноградинки.)

    Сколько кирпичей удалось собрать куму Тыкве для постройки домика? (118 кир­пичей.)

    На сколько ног прихрамывал папа-Тыся­ченожка? (Тоже на 118.)

    Для чего использовала усы Лука Порея его жена? (Она использовала их как ве­рёвки для просушки белья.)

    Кто сторожил домик кума Тыквы в лесу? (Черничка.)

    Кого пригласил принц Лимон для розыс­ков домика кума Тыквы? (Сыщика мис­тера Марксу и собачку Держи-Хватайку.)

    Почему синьор Помидор всегда ложился спать в чулках? (Он прятал ключ от подземелья в особом кармашке, подши­том к изнанке чулка.)

    Кто гостил в замке у графинь Вишен? (Барон Апельсин и герцог Мандарин.)

    Что любил барон Апельсин, а что - герцог Мандарин? (Барон Апельсин любил по­есть, а герцог Мандарин любил подарки.)

    Что было написано на воротах парка гра­финь вишен? (На одной стороне было на­
    писано «Вход воспрещён», а на другой -«Выход воспрещён»,)

    Кому были адресованы такие объявле­ния: «Запрещается разговаривать с ры­бами!», «Запрещается трогать цветы! Нарушитель будет оставлен без сладко­
    го»? (Племяннику графинь Вишен - Вишенке.)

    Назовите имена друзей Чиполлино. (Редис­ка, Фасолинка, Земляничка, Вишенка.)

    Кто пел эту песенку: «Как у Тыквы-ста­рика / В кухне правая рука. / В спальне
    левая рука. / Если ноги на пороге, / Нос - в окошке чердака!» (Мальчишка.)

О ком доктор Каштан сказал стихами: «Ничего не болит у больного: / Пульс в порядке, и сердце здорово, / Не больна у него селезёнка... / Одиночество губит ре­бёнка!» (О Вишенке.)

5. Конкурсы - домашние задания

    «Портретная галерея» - конкурс ри­сунков или конкурс костюмов по сказке «Приключения Чиполлино».

    «Огородники» - прорастить луковицу: у кого луко­вые былинки будут самые большие - тот победитель (можно сделать из такой лу­ковицы головку Чиполлино, использо­вав цветную бумагу, клей или пласти­лин);

    выставка «Наши достижения» - выставка лучших образцов чудо-овощей и чудо-фруктов со своего огорода, из сво­его сада (по возможности).

«Песенки» - конкурс исполнителей песенок из радиопостановки про Чиполли­но на стихи С. Маршака.

Ведущий : Сказки Джанни Родари путешествуют по всему миру уже очень давно, «Приключения Чиполлино» появи­лись в 1951 году, а в следующем 1952 году появилась сказочная повесть «Путешествие Голубой Стрелы». В Италии, как и в Рос­сии, все дети любят получать подарки. Под Рождество они тоже пишут письма, только не Деду Морозу, а фее Бефане:

Правда ли, феи порою ночной

Сыплют гостинцы в чулок шерстяной?

Правда ли, феи на праздник игрушки

Детям хорошим кладут под подушки?

Я не шалил, хорошо себя вел,

Но ничего я в чулке не нашел.

Милая фея, в канун новогодний

Должен твой поезд промчаться сегодня.

Только боюсь я, что в поезде скором

Ты пронесешься по нашим просторам

Мимо убогих домишек и хат,

Мимо хороших, но бедных ребят.

Фея, мы будем тебе благодарны,

Если ты выберешь поезд товарный.

Пусть он стоит у любого двора,

Где ожидает тебя детвора!

Дж. Родари. Письмо фее (пер. С. Маршака)

Действие сказки «Путешествие Голу­ бой Стрелы» начинается в магазине игру­шек. Его хозяйка – Фея, под Рождество она разносит детям подарки, летая на метле. Вот только не все родители могут заказать Фее подарок, ведь за него нужно заплатить настоящие, не сказочные день­ги, и нередко дети бедняков подарков не получают. Один из таких детей - маль­чик Франческо. Франческо было 10 лет, он учился в 4 классе, а после уроков рабо­тал: продавал газеты, продавал конфеты зрителям в кинотеатре. Мальчик мечтает об игрушечном поезде «Голубая Стрела», но у его матери нет денег на такой дорогой подарок. И вот игрушки, пожалев маль­чика, убегают из магазина и отправляют­ся в путешествие, чтобы порадовать Франческо и других детей бедняков. Тот из вас, кто читал эту сказку, помнит, как рождественской ночью сквозь мглу и вью­гу мчался поезд «Голубая Стрела», чтобы все дети получили подарки на Рождество. Давайте вспомним, какие же это были иг­рушки.

6. Кроссворд по сказке «Путешествие Голубой Стрелы»

По вертикали - дополни слово:

    Пёс... (Кнопка.)

    Сидящий... (Пилот.)

    Капитан (Полубородый.)

    Перо (Серебряное.)

    Жёлтая... (Канарейка.)

    Синьора... (Фея.)

    Три... (Марионетки.)

    Монти... (Франческа.)

    Жёлтый... (Медвежонок.)

10.Оловянные... (Солдатики.)

11.Кукла... (Роза.)

т


7. Подведение итогов.

МБОУ « Саргатская ОШ»

Сценариймероприятия,

посвященного 95- летиюсоднярожденияитальянскогописателя

ДжанниРодари

для учащихся параллели 2-х классов

Подготовила: учитель начальных классов,

Кобылина Оксана Владимировна

Саргатское-2015

Цели : познакомить с произведениями Д. Родари; приобщить детей к творчеству Д. Родари;

Учитель.

(Слайд 1.) Добрый день, великолепные читатели. Именно так называл детей человек, которому сегодня исполняется 95 лет со дня рождения. Имя, этого великого сказочника из Рима - Джанни Родари.

(Слайд 2.) 23 октября 1920 года, в маленьком итальянском городке Оменья , там «где зреют апельсины, и лимоны, и маслины, и так далее», - родился мальчик, которого назвали Джованни. Сегодня его имя известно, наверное, всем. Им написаны замечательные книги-сказки, стихи, повести.

Григорьева А. «Как рождаются сказки»

Хотите узнать,

Как рождаются сказки,

Как придумывать их

Безо всякой подсказки?

Сказки повсюду

Живут притаясь,

В предмете любом

Окружающем нас.

Даже в простой табуретке.

Только нередко

Скрываются крепко

И таятся от нашего взора.

Как принцесса Аврора.

Пока сказочный принц

Не разбудит красавицу спящую…

А великий поэт

Не проникнет в секрет

И раскроет нам жизнь настоящую.

И тогда появляются сказки –

Просто так,

Безо всякой подсказки…

Дудник Е.

( Слайд 3.) « Сipollino era figlio di Cipollone e aveva sette fratelli:Cipolletto, Cipollotto, Cipolluccio e cosi di seguito, tutti nomi adatti ad una famiglia di cipolle…»

Учитель.

Сказка на итальянском языке, хорошо звучит. Но начнем сначала, теперь уже по-русски. Тоже, знаете ли, звучит неплохо.

Родина Н.

«Чиполлино был сыном Чиполлоне. И было у него семь братьев: Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и так далее – самые подходящие имена для честно луковой семьи.

Учитель.

Повесть-сказка «Приключения Чиполлино» сделала имя Джанни Родари известным всему миру.

Выходят 5 учеников 2 «Б» класс в «луковых костюмах», читают стихи .

1.Все мы выросли на грядках.

Очень мы бедны.

Оттого у нас в заплатках

Куртки и штаны.

2.Господа в блестящих шляпах

Наш обходят двор.

Видно, луковый наш запах

Чересчур остер.

3.А у бедных мы в почете.

Нет на всей земле

Уголка, где не найдете

Лука на столе!

4.По всему известна свету

Луковиц семья:

(называют по очереди свои имена)

Чиполлучча, Чиполлетто,

Чиполлоччьо, Чиполлотто,

И, конечно,я.(Чиполлино)

Учитель.

(Слайд 4.) Чиполлино приглашает нас в удивительную страну, в ней все обитатели были сродни каким-нибудь овощам или фруктам. Сказка прочитана, Вспомним ее героев, отгадав загадки.

Шихова Д., Ивочкина А., Марголина А., Беляева В., Алексеев В.

Учитель.

Если бы вы оказались в этой стране, на какой овощ или фрукт вы были бы похожи?

Выходят ученики 2 «А» класс , рассказывают .

1.Чиполлино - мальчик – луковка – веселый, неунывающий, изобретательный. Он пришел к нам, в Россию, или, вернее, тогда – в Советский Союз в начале 50-х годов. И уже от нас пустился в путешествие по всему свету, захватив с собой имя человека, которому, собственно, и был обязан своим рождением – имя итальянского писателя Джанни Родари.

2.Писателя? Тогда, в 50-е годы, Родари и сам еще не называл себя так. Мировая известность, миллионные тиражи книг, высокие литературные звания и награды (среди которых – премия Ханса Кристиана Андерсена)- все это ожидало его впереди.

3.А к моменту рождения «Чиполлино» он был всего лишь журналистом «Унита». Так называлась газета итальянских коммунистов. Он тоже был коммунистом. Он стал им во время Второй мировой войны в рядах итальянского Сопротивления.

4.Родари был человеком последовательным и убежденным. Убежденным в том, что свобода, равенство и братство не пустые звуки, что рабочий человек – это самое высокое звание на свете.

5.Он, сын булочника и служанки, рано осиротевший и рано ставший зарабатывать себе на хлеб, был уверен в этом, писал в своих произведениях.

Учитель.

(Слайд 5.) Отец умер, когда мальчику исполнилось 9 лет. Отец - Джузеппе Родари - очень любил животных. Однажды, спасая котенка, промокшего под дождем, он простудился и через неделю умер от воспаления легких.

В семье настали трудные дни. Чтобы прокормить семью, мать переехала с детьми в свой родную деревню и устроилась работать служанкой в богатый дом.

Как знать, может быть, именно в отцовской пекарне впервые узнал будущий писатель, «какого цвета ремесла», и позже, спустя многие годы, сочинил об этом замечательное стихотворение:

Вот перед вами булочник белый
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встает он раньше, чем птицы…

У писателя есть еще одно похожее стихотворение.

2 «В» класс «Чем пахнут ремесла ».

1ученик.

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

2ученик.

Мимо столярной

Идешь мастерской,-

Стружкою пахнет

И свежей доской.

3ученик.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

4ученик.

Куртка шофера

Пахнет бензином.

5ученик.

Блуза рабочего-

Маслом машинным.

6ученик.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

7ученик.

Доктор в халате-

Лекарством приятным.

8ученик.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

9ученик.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Все хором

Только безделье

Не пахнет никак.

1ученик.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Учитель. Родари и его два брата, Чезаре и Марио, росли в родной деревне матери, Варесотто.

Маленький Джанни сочинял стихи, любил рисовать и мечтал быть художником. А еще Джанни Родари хотел стать музыкантом и даже учился играть на старенькой скрипке. Он мечтал стать мастером игрушек и хотел придумывать необычные забавные игрушки.

Учитель.

(Слайд 6.) Учиться Джанни Родари пришлось не в обычной школе, а в духовной семинарии - там не только учили детей бедняков, но еще и бесплатно кормили и одевали. Обучение в семинарии было необычайно скучным. "В школе нас заставляли делать такие нудные вещи, что они могли вывести из терпения даже корову", - вспоминал Джанни Родари много лет спустя. Зато в семинарии была библиотека, и маленький Джанни смог прочесть немало замечательных книг, будивших фантазию и даривших мечты.

В семнадцать лет стал дипломированным учителем, выпускником семинарии.

Окончив семинарию, Джанни Родари был вынужден идти работать, чтобы помогать семье. Он стал учителем начальных классов в местных сельских школах. Ему нравилось работать с детьми, нравилось придумывать для своих учеников веселые и поучительные истории, привлекал учеников к самостоятельному творчеству.

Учитель.

(Слайд 7.) В 1939 году посещал лекции по филологии в Миланском университете. В годы Второй Мировой Войны (1939-1945) Дж. Родари пошел на фронт, где он потерял двух своих друзей, а родной брат Чезаро попал в концентрационный лагерь. По состоянию плохого здоровья, Джанни освободили от службы. И он становится участником Движения Сопротивления против нацистов.

Учитель.

(Слайд 8.) В 1948 г. Родари стал журналистом в газете «Унита» (L’Unita) и начал писать стихи о детях современной Италии, нередко близкие по форме детскому фольклору.

2 «Б» класс. Стихи об Италии

Площадь Джованни Мастаи Феррети.

В брызгах фонтана купаются дети.

В воду ныряют на площади Рима.

А рядом троллейбус проносится мимо.

Кажется, лопнет троллейбус набитый.

Люди в троллейбусе очень сердиты.

Смотрят в окошки, как будто грозя:

«Эй, шалопаи! Купаться нельзя!»

Но под одеждой, взмокшей от зноя,

В душах людей я читаю иное.

Что-то живое бьется тайком

В сердце у каждого под пиджаком.

Думают взрослые:»Эх, чертенята!

Лето- раздолье для вашего брата.

Мы же строчить в министерствах должны,

Вместо того, чтобы сбросить штаны

И полоскаться в бассейне, как дети,

На площади старой Мастаи Феррети.

Учитель.

(Слайд 9.) В 1951 г. Родари опубликовал первый сборник стихов, «Книжка весёлых стихов», и своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино». Однако на своей родине Великий Сказочник долгое время оставался непризнанным и малоизвестным писателем. В 1953 году выходит русский перевод "Чиполлино", после чего это бессмертное произведение получает очень широкую популярность на территории бывшего СССР, где ежегодно переиздается миллионными тиражами. Сам создатель удивительной поучительной истории для самых маленьких, начиная с 1952 года много раз бывал в Советском Союзе, где его встречали с теплотой и любовью. Скромный и застенчивый, Джанни Родари был безумно рад встречи с Советскими детьми и творческими личностями, которые относились к автору с большим уважением и почтением. Однако в его жизнерадостном, улыбающемся взоре читалась горечь и обида за то, что на своей родине – в Италии он оставался непризнанным писателем.

Джанни Родари, веселый, неунывающий, неистощимый на выдумки и очень добрый сказочник, подарил детворе множество необыкновенных историй, с которыми можно играть, как с разноцветными мячиками.

Дудник Е. Кравченко Е.

КАК ПРИДУМЫВАЮТ ЧИСЛА

Давайте придумывать числа?!

Давайте! Чур, я первый! Почти-один, почти-два, почти-три,

почти-четыре, почти-пять, почти-шесть...

Это слишком маленькие числа. Послушай мои. Один сверхмиллион биллионов! Одна восьмища миллионищ! Один удиви-удивятище и один изумилище!

Подумаешь! А я могу целую таблицу умножения придумать! Вот смотри!

Трижды один - Паолина и Мартин!

Трижды два - вкусная халва!

Трижды три - нос скорей утри!

Трижды четыре - шоколад, вкуснейший в мире!

Трижды пять - ошибся опять!

Трижды шесть - я хочу есть!

Трижды семь - никогда суп не ем!

Трижды восемь - милости просим!

Трижды девять - мир слезам не верит!

Трижды десять - ничего не весят!

Скажи-ка быстро, сколько стоит эта коврижка?

Дважды "надеру-уши"!

А сколько отсюда до Милана?

Тысяча километров новых, один километр совсем уже старый и семь шоколадок!

Сколько весит слеза?

А это по-разному. Слеза капризного мальчика весит меньше ветра. Слеза голодного мальчика - тяжелее всей Земли!

Очень длинная получилась сказка?

Слишком!

Давай напоследок придумаем еще несколько чисел. Знаешь, как считают в Модене? Раз-и-раз, двас-и-двас, трижды-трижки, четыре коврижки и пяток кочерыжек.

А я посчитаю, как в Риме. Разик, двазик, третий тазик, а дальше считай как знаешь...

Игра. Танец вишенок.

Учитель.

(Слайд 10.) В 1952 году Джанни Родари пишет и издает сборник стихов «Поезд стихов» и новую, не менее примечательную сказочную историю «Приключения Голубой стрелы».

1959 – выходит «Джельсомино в Стране лжецов».

1960 – сборник «Стихи в небе и на земле».

1962 – сборник «Сказки по телефону».

1966 – сборник «Торт в небе».

Игра. Собери дом для дядюшки Тыквы.

Учитель.

(Слайд 11.) Все произведения Родари были переведены на русский язык Самуилом Маршаком. На фотографии Джанни Родари и Самуил Маршак.

Учитель.

(Слайд 12.) В 1970 году Джанни Родари удостоен почетной международной награды – медали Ганса Кристиана Андерсена.

В конце 1970-ых годов Дж. Родари тяжело болел, и все-таки смерть Великого Сказочника 14 апреля 1980 года для многих близких ему людей, была неожиданным и страшным ударом. Бесценное наследие в чудесных стихах, полных несуразицы, понятной лишь детскому воображению и в забавных сказках досталось потомкам от Великого Итальянского Сказочника Джанни Родари.

Именно он, Джанни Родари, привел в наши дома храброго и доброго Чиполлино, он дал нам возможность услышать чудесный голос Джельсомино, разрушающий стены тюрем, это в его сказочной повести преданный игрушечный щенок Кнопка превращается в живую собаку, а в другой сказке мальчик Марко, путешествуя в космосе на деревянной лошадке, попал на планету новогодних елок, где нет ни страха, ни обид. Впрочем, если рассказывать обо всех героях книг итальянского сказочника, то не хватит никаких страниц в журнале. Так что лучше прочитайте книги Родари, и их герои станут вашими верными друзьями на всю жизнь!

Награждение учащихся за объявленный за ранее конкурс рисунков «Фантазии сеньора Радари»

Используемые источники

Биография Джанни Родари –

Дьякова Людмила. Сказочник, который построил дворец из мороженого. –

Мяэотс Ольга. Джанни Родари –

Джанни Родари –

Ирина Толстыгина
Сценарий театрализованного представления по сказке Джанни Родари «Приключения Чиполлино» для детей с ОВЗ

Сценарий (адаптированный) по сказке Джанни Родари "Приключения Чиполлино ",

С частичным использованием проектора.

В спектакле использован оригинальный музыкальный материал композитора Арама Хачатуряна из одноименного мультфильма «Приключения Чиполлино » и Карена Хачатуряна из балета «Чиполлино »

Действующие лица :

Сеньор Помидор - взрослый

Дети :

Чиполлино

2 Лимончика-стража

Дядюшка Тыква

Граф Вишенка

Редисочка

Виноградинка

Виноградинка

Горошинка

Дядюшка Кактус

Зал разделен на 2 зоны.

Первая - игровая зона (декорации для персонажей-овощей, где проходит основное действие спектакля). Домики Тыквы, Кактуса и Горошинки. Виноградинок. И двойная декорация (2Д) : Замок Вишен (дальняя, высокая) и домик Редисочки.

Вторая - задняя часть зала с картинкой на задней стене (экран с проектором) . Это королевство Лимона и Помидора, откуда будет выходить сеньор Помидор.

Занавес закрыт. 3 звонка, как в театре .

Выходят 2 сказочных персонажа (Кукла Коломбина и Петрушка) .

Коломбина. Мы скажем по секрету : так бывает,

Что сказка , вдруг, в свой мир нас приглашает.

Петрушка : Наверное, чтобы чем-то удивить,

Чтоб позабавить… и чему-то научить!

Кукла Коломбина и Петрушка занавес открывают. Звучит музыка («минус» лейтмотива Тыквы). К своему домику с последним кирпичиком идет Тыква. Кладет его в «кладку» , как бы заканчивая строительство. Обходит дом, «вытирает пот» со лба.

Дядюшка Тыква :

Я построил себе дом, Хорошо живется в нем,

Там уютно, там тепло, И просторно, и светло,

Не страшны мне холода, Дождь осенний и ветра.

Дядюшка Тыква заходит в домик. Звучит музыкальная тема Сеньора Помидора из балета «Чиполлино » К. Хачатуряна. Появляется Сеньор Помидор и Лимончики (стража) . Лимончики останавливаются по бокам в середине зала, а Помидор идет дальше один «мультяшной» походкой. Останавливается напротив зрителя :

Сеньор Помидор :

Я – великий Помидор!

Очень важный я сеньор :

На полях и грядках

Навожу порядки.

А кто не подчинится, -

Видит домик дядюшки Тыквы, подходит. «Надувается» , руки в «боки» ! Тыква выглядывает из домика, затем испуганно прячется назад. Помидор грозно обращается к нему.

Сеньор Помидор :

Это как же ты посмел?

Иль в темницу захотел?

Уходи из дома вон!

Принц Лимон издал закон :

Для плодов простых запреты.

Нельзя строить (Рука вверх, загибает 1 палец)

Петь куплеты (загибает второй палец,

Веселиться, (загибает третий палец,_

Танцевать (загибает четвертый палец,_

Тыква : (выглядывая из домика, просительно)

Сеньор Помидор :

Не перебивать! (топает ногами)

Сеньор Помидор, показывая на Тыкву и, обращаясь к Лимончикам :

Стража! Взять!

Лимончики на слово «Взять!» топают ногой в знак «Слушаюсь!» . Тыква выходит из домика, опустив голову. За этим наблюдает Редисочка, притаившись в укрытии.

Сеньор Помидор, осматривая домик :

А дом не стану я ломать.

Здесь пес, Мастино, будет спать.

Под музыку сначала уходит Тыква, опустив руки и голову. За ним Стража и Помидор. В конце музыки выбегает Редисочка.

(к зрителям)

Что нам делать, как нам быть? Как сеньора победить?

Тыкву нам бросать нельзя.

(сокрушается)

(вдруг легкая музыка, Редисочка оживляется)

Я придумала. Ура!

Кто у нас смелее всех? (именно на этот вопрос каждый «плод» выбегает из своего домика)

1 Виноградинка. Чиполлино

Кто у нас честнее всех?

2 Виноградинка. Чиполлино !

Кто у нас быстрее всех?

Кактус. Чиполлино

Кто у нас хитрее всех?

Горошинка. Чиполлино !

Знает обо всём вокруг?

Чиполлино - верный друг ! - выбрасывают в сторону Чиполлино руку .

Звучит музыкальная тема Чиполлино из мультфильма А . Хачатуряна.

Подскоками вбегает Чиполлино .

Чиполлино замечает , что его друзья грустят.

Чиполлино :

Почему веселья нет?

Кто мне может дать ответ?

Овощи : (грустно, но эмоционально рассказывают )

1 Виноградинка. Тыква кирпичи копил,

Домик для себя сложил.

Горошинка. Выгнал Тыкву Помидор

Ненасытный злой сеньор!

2 Виноградинка. В темницу Тыкву посадил,

На большой замок закрыл.

Чиполлино сначала возмущается жестами, мимикой. Затем задумчиво ходит, думает

Дядюшка Кактус. Идти нам надо в замок вишен - Оттуда лай Мастино слышен.

Редиска :

Злой Помидор там Тыкву прячет,

А Тыква горько-горько плачет!

Чиполлино :

Всё понял я! Вперед, друзья! - под музыку проходят круг, останавливаются

Декорация меняется (Домик Редисочки (с одной стороны) падает на пол, открывается замок и фонтан (с другой стороны) . Около замка сидит граф Вишенка (чуть-чуть спиной к овощам) с карандашом в руке и блокнотом. Чиполлино останавливается и показывает «Тихо!»

Вишенка (не видя пришедших) : (читает, выделяя каждое слово)

Кратчайшее расстояние от одной точки до другой есть прямая.

Чиполлино :

Правильно!

Вишенка : Ой! Кто здесь? - вскакивает

Чиполлино . Это я. А со мной (показывает) мои друзья! (Овощи на слова «Мои друзья» делают шаг вперед, чуть кланяются в знак приветствия)

Редиска : Помощь нам нужна твоя!

Вишенка :

Ура! Сбылась моя мечта!

Но чем могу помочь вам я?

Чиполлино . Ты, дружочек, помоги - Тыкву надо нам спасти!

Редиска. У сеньора Помидора срочно ключик забери!

Вишенка. Ждите здесь, я побегу. И ключ от темницы принесу! - убегает.

Редиск (машет вслед рукой) . Беги, Вишенка, беги…

Все : …и ключ заветный принеси!

Звучит настороженная тревожная музыка. «Овощи и фрукты» собираются в полукруг, обращаясь друг к другу):

1Виноградинка. А если там Мастино? Вдруг укусит?

2 Виноградинка. Он смелый мальчик! Он не струсит!

Кактус. Я верю - выход он найдет!

Горошинка. Ключ от темницы принесет!

Чиполлино .

Тише. Слышите? (руку к уху и прислушивается)

Овощи и фрукты : (обрадованно) Шаги!

Вместе. Вишенка, сюда беги!

Выбегает Вишенка с ключом, показывает, пробегая круг!

Вишенка. Вот он, ключ! Но страшно мне.

Чиполлино . Спасибо, Вишенка, тебе!

Вместе Тыкву мы спасем!

Ну, что, друзья, идем?

Все (решительно) . Идем!

Под марш из м/ф Чиполлино и Вишенка , держа вместе ключ, идут впереди, а все друзья, радуясь, следуют за ними (уходят за кулисы, где находится «королевства Лимона» ).

Звучит тревожная музыка (кульминация по нарастанию) . На самый высокий кульминационный аккорд выбегают Чиполлино , Горошинка, Кактус, Виноградинки, Вишенка, Редисочка, Помидор, Лимончики.

«Погоня» - муз. А. Хачатуряна

Вдруг музыка прерывается. Дети-«Овощи и фрукты» разбегаются по обе стороны зала в свои домики. На сцене - Чиполлино и «преследователи» . Чиполлино резко останавливает их.

Чиполлино :

Стойте! Погодите!

Вы зачем Овощам угрожаете

Из своих домов выгоняете?

Редисочка (решительно сделав шаг из домика) :

Нам вас надоело бояться!

Как Тыкве без дома остаться?

1 Виноградинка :

Мы хотим, чтоб на маленьких грядках

2 Виноградинка :

Было больше добра и порядка!

Сеньор Помидор :

Что? Да если будете спорить со мною ,

То расплатитесь вмиг головою! - топает ногой и овощи опять прячутся испуганно в свои домики

Чиполлино :

Ах, так? Ну, что же! Получайте!

Что делать Вам – сами решайте.

Я стану понемногу раздеваться,

А вы будете… слезами обливаться !

Под музыку (музыкальная тема Чиполлино композитора А . Хачатуряна) Чиполлино обегает их , сбрасывает сначала свою жилеточку, шарфик. Помидор и Лимончики трут руками глаза, плачут.

Помидор :

О, пощадите нас!

Теперь я понимаю тех, кто плачет.

Кого настигла горькая беда.

Лимончики :

1 Лимончик. Прощенья просим мы

2 Лимончик. И обещаем…

Вместе :

Не обижать несчастных никогда!

Овощи выбегают и образуют общий полукруг.

Чиполлино :

Простить их надо - так считаю я!

Овощи :

1 ВИНОГРАДИНКА. Ну, конечно! Мы, плоды, – друзья!

Дядюшка Кактус. Ругаться нам никак нельзя!

Горошинка. Наше дело – мирно созревать,

2 Виноградинка. Больше витаминов запасать.

Чиполлино . Всем нам нужно очень дружно жить,

И людям пользу приносить!

Герои пьесы, взявшись за руки, под музыку идут за Помидором на поклон.

Затем каждый артист называет «свой» персонаж и свое имя.

В конце, под музыку, уходят, махая рукой на прощанье.

(фото из спектакля предоставлено в альбоме ) в разделе "фотографии"


Архангельская городская выставка-ярмарка «Программы. Технологии. Методики»

Направление деятельности –

организационно-массовая работа.

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

по произведению Джанни Родари

«Сказки по телефону»

превратился в огромную пустыню.

Но Клавдио не испугался и стал всматриваться в безлюдную даль

КЛАВДИО изображает то, что говорят, под музыку. Затем слезает с палки, смотрит на нее, почесывая затылок.

Это, конечно, волшебная палка! А что, если оседлать ее еще раз?

Он снова садится верхом на палку.

Щелчок. Раздается звук гоночного автомобиля. КЛАВДИО «едет» по сцене.

Теперь он мчался в красном спортивном автомобиле по гоночному

И Клавдио первым пришел к финишу!

БОЛЕЛЬЩИКИ ликуют, а КЛАВДИО снова садится верхом на палку. Щелчок. Раздается звук моторной лодки.

Затем палка стала моторным катером, а двор – спокойным зеленым

КЛАВДИО едет на лодке. Дети изображают волны.

Щелчок. Раздаются звуки космоса. КЛАВДИО летит на космическом корабле, дети изображают невесомость.

Потом Клавдио оказался на космическом корабле, оставлявшем за

собой звездный шлейф.

КЛАВДИО слез с палки и с удивлением смотрит на нее.

В играх быстро пролетел весь день.

А вечером Клавдио снова увидел старика в золотых очках.

СТАРИК, не хромая, выходит на сцену. КЛАВДИО подает ему палку.

Оставь ее себе, на что мне теперь эта палка! Ты с ее помощью можешь

даже летать, а я ведь только опираюсь на нее. Я могу прислониться и к стене – все равно. (Уходит.)

По щелчку открывается новый кадр. Звучит мелодия. ПАПА подходит к КЛАВДИО, кладет ему руку на плечо

И старик ушел, улыбаясь, потому что нет на свете человека, счастливее

того, кто может подарить что-нибудь детям.

Сцена седьмая. Завершающая.

Щелчок. Звучит музыка. Все участники берут в руки игрушки и выходят на край сцены, слушают слова ДЖАННИ РОДАРИ.

ДЖАННИ РОДАРИ:

Я хотел бы, чтобы игрушки служили и взрослым, и детям, чтобы в них

можно было играть всей семьей, всем классом, вместе с учителем. Я хотел бы, чтобы и мои книги были такими же. И эта – тоже. Она должна помочь родителям сблизиться со своими детьми, чтобы с нею вместе можно было бы посмеяться, поспорить.

ДЕВОЧКА (выходит немного вперед):

И тогда появляются сказки.

Просто так,

Без особой подсказки.

Щелчок. Звучит музыка финала. ЧТЕЦЫ кланяются и уходят.