Что такое лавка в избе. Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (2). Вопросы и задания

Избушка-избушка

Изба является одним из главных символов России. Археологи считают, что первые избы появились еще во втором тысячелетии до нашей эры. В течение многих столетий архитектура избы практически не менялась, так как она изначально объединяла в себе все необходимые русскому крестьянину функции - давала крышу над головой, тепло и место для сна. Избу воспевали поэты и увековечивали художники, и было за что. Со временем изба трансформировалась в рубленый дом-терем для зажиточных семей. Вместе с окружающими постройками терем составлял русскую усадьбу. Традиции строительства домов из сруба складывались столетиями, а разрушились всего за несколько десятков лет.

Коллективизация, урбанизация, появление новейших материалов… Все это привело к тому, что русская деревня обмельчала, а местами практически умерла. Новые же «деревни», так называемые «коттеджные поселки», стали застраивать домами из камня, стекла, металла и пластика. Практично, эффектно, стильно, но русский дух там не живет, и Русью там не пахнет . Не говоря уже о недостаточной экологичности таких построек.

Однако не так давно деревянное строительство в русском стиле пережило первый этап возрождения. Это отразилось и на интерьерах. Стиль кантри сегодня вообще на пике популярности. Кто-то отдает предпочтение немецкому кантри, кто-то - скандинавскому или американскому деревенскому стилю, кому-то по вкусу , но если речь идет о деревянном загородном доме или даче, выбор все чаще делается в пользу интерьеров в стиле русской деревни.

Приезжая из мегаполиса на дачу или в загородный дом в стиле русской избы, человек ощущает единение с природой и связь со своими корнями. Это способствует максимальной релаксации и состоянию покоя. В домах из дерева, интерьер которых отличается простотой и незатейливостью, легко дышится и крепко спится. А после отдыха возникает желание заняться такими делами, как рыбалка, разбивка новой клумбы в мае или работа в саду в сентябре - одним словом, дает знать о себе прилив сил.

Русский стиль интерьера: где он уместен?

Можно воссоздать в полной мере только в деревянном рубленом доме. Интерьер в стиле русского терема, русской усадьбы уместен в любом деревянном доме. В остальных случаях, когда речь идет, например, о кирпичном доме или квартире, можно говорить лишь о стилизации , то есть о привнесении в интерьер некоторых черт, присущих русской избе или терему.

Интерьер русской избы: каким он был?

Русская изба. Фото взято с русской Википедии

Центром избы была печь, которую называли царицей дома . Она занимала четверть или даже треть площади всего жилища. По углам печи ставили печные столбы, защищающие «царицу» от разрушения. На эти столбы и на стены опирались балки под потолком. Балки, говоря современным языком, зонировали пространство, деля избу на женскую половину, мужской и красный углы. На одной из балок устраивали полати - дощатый лежак, который облюбовывали дети.

В печном углу управляла женщина. В этом месте располагались многочисленные полки с посудой и другой утварью. Здесь женщины не только готовили, но и пряли, шили и занимались другими делами. Хозяин проводил больше времени в мужском углу - под полатями.

Самое большое и красивое место в избе, где принимали пищу и встречали гостей. Проще говоря, это и гостиная, и столовая, а часто и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол. Это часть дома, где устанавливались иконы.

Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. , кстати, тоже был стационарным, глинобитным.

В целом обстановка была скудной, но не без украшательств. Над окном монтировали широкие полки. На них ставили праздничную посуду, шкатулки и др. Кровати дополнялись резными спинками. Ложа покрывали яркими лоскутными покрывалами и украшали множеством подушек, уложенных пирамидкой. В интерьере почти всегда присутствовали сундуки с ручками.

Русский сундук. 19 век

Во времена Петра Первого появились новые предметы мебели, которые заняли свое место и в русских избах, и уж тем более в теремах. Это стулья, шкафы, частично вытеснившие сундуки, горки для посуды и даже кресла.

В теремах обстановка была более разнообразной, но в целом сохранялся тот же принцип: большой очаг, красный угол, те же сундуки, кровати со множеством подушек, горки с посудой, полки для демонстрации различных декоративных предметов. Конечно, в теремах было много дерева: это и стены, и полы, и мебель. Русский стиль кантри и стиль русской избы в частности - это дерево, много дерева и почти ничего, кроме дерева!

Как создать стиль русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома?

1. Выбор направления

В интерьерах русских изб и теремов постепенно происходили некоторые перемены, поэтому для начала нужно определиться, стиль какой эпохи вы хотели бы воссоздать. Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины прошлого столетия, в которой появилось немало новшеств? А может быть, вам по вкусу более нарядная обстановка старых русских теремов или деревянных помещичьих домов 18-19 веков, когда в деревенский стиль оказались привнесены черты других стилей - классицизма, барокко, модерна? Выбор направления позволит подобрать подходящие предметы мебели, текстиль и декор.

Горница старорусского дома 16-18 веков. А. М. Васнецов

А это уже конец 19 века. Мир русской усадьбы в живописи С. Жуковского

2. Создание стиля русской избы

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска - матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком – темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может играть камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторы.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.

Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки - сложенные стопками от большей к меньшей.

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки - естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из общей картины.

Стилизация под интерьер 18 века в избе гостиницы Покровской в Суздале

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки, бордюры для полочек. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь - женщины на Руси всегда любили заниматься этим видом рукоделия. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, расшитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, - все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы: белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте в форме свечей и лампад. Кстати будут и светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол-тумба с выдвижными ящиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью или пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.

Дизайнер: Олег Дробнов

Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла. Пластик здесь - как бельмо на глазу. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами или реалистично имитирующими грубоватое дерево. Фасады из массива могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.

В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.

3. Создание стиля старинной деревянной усадьбы

У простой крестьянской избы и богатой старинной усадьбы много общего: это и преобладание дерева в интерьере, и наличие огромной печи (в усадьбе она всегда облицована изразцами), и красный угол с иконами и свечами, и текстиль изо льна и кружева.

Дом в русском стиле. Дизайнер: Деревлева Ольга

Однако были и многочисленные отличия. Богатые активно заимствовали что-то новое из иностранных стилей. Это, например, яркая обивка мягкой мебели, фарфоровые тарелки и часы на стенах, изящная деревянная мебель в английском или французском стиле, абажуры и бра, картины на стенах. В интерьере в стиле русского терема будут весьма кстати витражи в качестве межкомнатных окон, перегородок или верандного остекления. Одним словом, здесь все достаточно просто, как в избе, но присутствует легкий налет роскоши.

В стиле русской усадьбы

4. Двор в русском стиле

И сам интерьер, и окна в нем, и «заоконное» пространство должны быть в гармонии. Для ограждения территории лучше заказать забор высотой примерно 180 см, собранный из заостренных бревен.

Как сейчас создают двор в русском стиле? Ответить однозначно невозможно, так как на Руси двор организовывался по-разному, в зависимости от местности. Однако дизайнеры нашли общие черты, которые и воссоздаются в ландшафтном дизайне. От калитки прокладывается дорожка (часто петляющая) ко входу в дом. Нередко ее настилают доской. По краям дорожки располагается цветочный бордюр. В старину крестьяне любой свободный участок земли отводили под грядки, но передний двор все же старались украсить цветочными клумбами.

Сейчас для заднего двора избы используют травы для газона . Этот участок затеняют высаженными по периметру соснами. Однако кусты смородины или малины тоже будут весьма в духе русского двора. Элементами ландшафтного дизайна в русском стиле являются различные предметы из дерева: деревянная детская горка, стационарный стол со скамьями, русские качели. Ну и, конечно, все постройки во дворе должны быть выполнены из дерева.

Интерьер в стиле русской избы или усадьбы: идеи от дизайнеров

1. О зеркале. Зеркала - чуждый предмет для старинного русского дома. Однако сложно представить себе современный дом без единого отражающего полотна. Выбирайте зеркала с эффектом состаренности, заключенные в громоздкие деревянные рамы. Зеркало можно замаскировать под фальшокно благодаря деревянным ставням. Резную раму с такими же деревянными ставнями-створками можно использовать и для маскировки плоского телевизора.

2. Идея стилизации для спальни. Интересное решение для спален или детских комнат: стилизация под уютный деревенский дворик. Стены на 1-1.5 метра от пола обшиваются некрашеной доской, имитирующей забор. Также используется роспись растительным орнаментом: на стене над забором порхают бабочки и летают птички. Другая стена комнаты может быть имитацией внешней стены деревянного дома с окном, украшенным кружевными наличниками и деревянными ставнями. Потолок при этом можно декорировать росписью, представляющей собой изображение неба. Скамья, гамак, бочонки вместо прикроватных тумб - и вы почувствуете себя ночующим в деревенском дворике.

3. Бытовая техника в интерьере русской избы. В кухне, как уже было сказано, желательно встроить всю бытовую технику. Но некоторые предметы можно не прятать, а, наоборот, сделать интерьерной изюминкой. Техника «аэрография » используется не только для росписи автомобилей, но и для украшения корпуса бытовой техники. Например, можно заказать роспись холодильника в русском стиле - в этом случае современный предмет не только не выбьется из стиля русской избы, но еще и подчеркнет его.

Еще фото:

Вот так интерпретировала стиль избы дизайнер Решетова Татьяна

В стиле русской усадьбы

Современная горница. Фото взято

Русское национальное жилище - в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX - начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева - избу, построенную по срубной или каркасной технологии.
Основа русского национального жилища – клеть, прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек (сруб) или хибара. Размеры клетей были небольшими 3 на 2 метра, оконных проемов не было. Высота клети была в 10-12 бревен. Крылась клеть соломой. Клеть с печкой - уже изба.

Как выбирали наши предки места проживания и строительный материал для дома?
Поселения часто возникали в лесистых местах, по берегам рек, озёр, так как водные пути были тогда естественными дорогами, которые связывали многочисленные города Руси. В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы, «Возле леса жить – голодному не быть» говорили на Руси. Жизненное пространство раньше славяне отвоёвывали себе у леса, подсекая и обрабатывая ниву. Строительство начиналось с валки леса и на расчищенной земле появлялось поселение - «деревня». Слово «деревня» образовано от слова «дервь» (от действия «дърати») – то, что выдирается с корнем (лес и заросли). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла «заимка» (от слова «занимать»), а первые постройки назывались «починками» (от слова «почин», т.е. начало). Селились рядом родственники и просто соседи (те кто рядом «сели»). Для строительства дома наши предки рубили деревья хвойных пород (наиболее стойкие к загниванию) и брали только те, которые падали верхушками на восток. Молодые и старые деревья, а также сухостой были непригодны для этого. Священными считались одиночные деревья и рощи, выросшие на месте разрушенной церкви, поэтому их тоже не брали для постройки дома. Рубили в морозы, потому, что дерево считалось в это время мертвым (древесина в это время суше). Именно рубили, а не пилили: считалось, что так дерево лучше сохранится. Брёвна складывали в штабеля, весной с них снимали кору, выравнивали, собирали в небольшие срубы и оставляли сушиться до осени, а иногда и до следующей весны. Только после этого приступали к выбору места и строительству дома. Таков был опыт многовекового деревянного строительства.

«Не для лета изба рубится, а для зимы» - как назывался крестьянский срубный дом и как выбирали место для него?
Самый древний и простой тип русских построек состоит из «клетей» – небольших четырёхгранных срубов. Одна из клетей обогревалась «очагом» и поэтому называлась «истьба», от слова «истобка», отсюда и появилось название русского дома – «изба». ИЗБА – деревянный (бревенчатый) срубный жилой дом. Дома строились большие, все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки – «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Избу рубили обычно из толстых брёвен, складывая их в сруб. Сруб складывался из «венцов». Венец – это четыре бревна, уложенные горизонтально в квадрат или прямоугольник и по углам связанные врубками (углубления, чтобы брёвна плотно «садились» одно на другое). От земли до крыши таких «венцов» надо было собрать около 20. Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло» (от слова «облый» – круглый), при котором круглые бревенчатые концы брёвен врубали друг в друга и они немного выходили за пределы стены, углы такого дома не промерзали. Брёвна сруба связывались так плотно, что даже лезвие ножа не проходило между ними. Место для дома выбирали очень тщательно. Никогда не строили избу на месте старой, если прежнее жильё сгорело, разрушилось от бед. Ни в коем случае не ставили избу «на крови» или «на костях» - там, где на землю упала хотя бы капля человеческой крови или нашли кости, бывало и такое! Нехорошим считалось место, где однажды опрокинулся воз (в доме не будет богатства), или когда-то проходила дорога (по ней в дом могли прийти несчастья), или росло кривое дерево. Люди старались приметить, где любит отдыхать скот: это место сулило удачу владельцам построенного там дома.

Как называются основные элементы декоративного убранства избы?
1. «Конёк - охлупень» – оберег дома от злых сил. Конек вытёсывали из очень толстого дерева, которое выкапывали с корнем, корень обрабатывали, придавая ему вид конской головы. Коньки смотрят в небо и защищают дом не только от непогоды. Конь в древности был символом солнца, по старинным поверьям, солнце по небу везут крылатые невидимые кони, вот и громоздили на крышу конька, чтобы поддержать солнышко. 2. Из – под конька спускалась искусно вырезанная доска – «Полотенце», названная так за сходство с вышитым концом настоящего полотенца и символизирующая солнце в зените, слева от неё такая же доска символизировала восход солнца, а справа - символизировала закат. 3. Фасад дома –это стена выходящая на улицу, - уподоблялась лицу человека. На фасаде располагались окна. Слово «окно» произошло от древнего названия глаза – «око», и окна считались глазами на лице дома, поэтому деревянные резные украшения окон называются «Наличниками». Часто окна дополнялись «ставнями». В южных избах до окон можно было дотянуться руками, а вот на севере дома ставились на высоком «подклете» (то, что под клетью). Поэтому для закрывания ставней устраивались специальные обходные галереи – «гульбища», которые опоясывали дом на уровне окон. Окна раньше закрывались слюдой или бычьими пузырями, стёкла появились в XIV веке. Свету такое окно пропускало мало, зато зимой в избе лучше сохранялось тепло. 4. Крыша дома с передней и задней стенками в виде бревенчатых треугольников символизировала «лоб» на лице дома, древнерусское название лба звучит как «чело», а выступающие из-под крыши резные доски – «Причелины».

Что символизировали и как были устроены верхняя и нижняя границы в жилом пространстве избы?
Потолок в избе делался из тёса (то есть из досок, вытесанных из брёвен). Верхней границей избы служил потолок. Доски поддерживались «Матицей» – особенно толстым брусом, который врубали в верхний венец, когда был поставлен сруб. Матица проходила поперёк всей избы, скрепляя и удерживая собой стены, потолок и основание кровли. Для дома матица была тем же, чем для дерева корень, а для человека мать: началом, опорой, основой. К матице подвешивались различные предметы. Сюда прибивался крюк для подвешивания очепа с колыбелью (гибкая жердь, даже при легком толчке, такая колыбель качалась). Только тот дом считался полноценным, где скрипит очеп под потолком, где детишки подрастая нянчат младших. С матицей связывались представления об отчем доме, счастье, удаче. Не случайно, отправляясь в дорогу, нужно было подержаться за матицу. Потолочины на матицу всегда укладывались параллельно половицам. Пол – это граница, отделяющая людей от «нелюдей»: домовых и др. Пол в доме настилали из половинок брёвен (отсюда и слово «половицы», и он опирался на толстые балки, врубленные в нижние венцы сруба. Сами половицы связывались с идеей пути. Постель (а в летнее время часто спали прямо на полу) полагалось стелить поперёк половиц, иначе человек уйдёт из дома. А сваты при сватовстве старались сесть так, чтобы смотреть им вдоль половиц, тогда сговорятся и уведут невесту из дома.

Каким был внутренний мир русской избы?
В крестьянской избе каждый угол имел своё значение. Основное пространство избы занимала печь. Печь делали из глины с добавлением в толщу камней. Русскую печь использовали для отопления, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции и освещения помещения. Разогретая печь служила постелью для стариков и малышей, здесь же сушили одежду. В теплом устье печи мыли младенцев, а если не было бани, то тут «банились» и взрослые члены семьи. На печи хранили вещи, сушили зерно, она лечила - в ней парились при недугах. На лавке, что рядом с печью хозяйка готовила пищу, сюда же складывались вынутые из печи хлеба. Это место в избе называлось «Печной угол» или «Бабий угол» - от устья печи до передней стены дома - царство женщины, здесь стояла вся нехитрая посуда, которая была в хозяйстве, здесь она работала, отдыхала, растила детей. Рядом с печью на гибкой жерди, закреплённой на матице, висела колыбель. Здесь у самого окна всегда ставили ручные жернова – мелющее устройство (два больших плоских камня), поэтому угол ещё назывался «Жерновым».Парадной частью избы был «Красный угол». Как бы не располагалась в избе печь (справа или слева от входа), красный угол всегда находился по диагонали от неё. В самом углу всегда располагали «Божницу» с иконами и лампадой, отчего угол получил ещё название «Святого». «Задний угол» исстари был мужским. Здесь помещали «конник» («кутник») - короткую широкую лавку в форме ящика с откидной плоской крышкой, в нём хранили инструменты. От двери он отделялся плоской доской, которой часто придавали форму конской головы. Это было место хозяина. Здесь он отдыхал и работал. Здесь плели лапти, ремонтировали и изготавливали утварь, упряжь, вязали сети и т.д.

В чём предназначение и местоположение стола в русской избе?
Самое почетное место в «красном углу» у сходящихся лавок (долгой и короткой) занимал стол. Стол обязательно покрывался скатертью. В XI – XII веках стол делали глинобитным и неподвижным. Тогда –то и определилось его постоянное место в доме. Подвижные деревянные столы появляются лишь к XVII – XVIII векам. Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Любое выдвижение его оттуда могло быть связано только с обрядовой или кризисной ситуацией. Стол никогда не выносили из избы, а при продаже дома стол продавался вместе с домом. Особую роль играл стол в свадебных обрядах. Каждый этап сватовства и подготовки к свадьбе обязательно завершался застольем. А перед отправлением к венцу, в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословление их. Новорождённого обносили вокруг стола. В обычные дни обход стола запрещался, все должны были выходить с той стороны с какой заходили. Вообще, стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Плоскую столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. Таким образом, стол был местом единения семьи. У каждого домочадца было своё место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почетное место за столом – во главе стола – занимал хозяин дома.

При помощи чего и как освещали внутреннее пространство избы?
Слюда, и пузыри, и даже стёкла того времени только немного пропускали свет и избу приходилось дополнительно освещать. Самым древним устройством для освещения избы считается «камелёк» - небольшое углубление, ниша в самом углу печи. В камелёк клали горящую лучину, хорошо просушенная лучина давала яркий и ровный свет. Лучиной называли тонкую щепку из берёзы, сосны, осины, дуба, ясеня, клёна. Чуть позже камелька появилось освещение лучиной, вставленной в «Светец». Для получения тонкой (менее 1 см) длиной (до 70 см) щепы полено распаривали в печи над чугунком с кипящей водой и надкалывали с одного конца топором, затем раздирали на лучины руками. Вставляли лучины в светцы. Простейшим светцом был стержень из кованого железа с развилкой на одном конце и остриём на другом. Этим остриём светец вставляли в щель между брёвнами избы. В развилку вставляли лучину. А для падающих угольков под светец подставляли корыто с водой. Позже появились кованые светцы, в которых горело несколько лучин. По большим праздникам для полноты света в избе зажигали дорогие и редкие свечи. Со свечами в темноте ходили в сени, спускались в подпол. Зимой со свечами молотили на «гумне» (крытая площадка для молотьбы). Свечи были сальными и восковыми. Сальные свечи чаще были «маканцами». Для их изготовления брали говяжье, баранье, козье сало, растапливали его и макали в него фитиль перекинутый через лучину, замораживали и так несколько раз, получали «маканцы», которые часто выходили тощими и неровными. Восковые свечи выделывали катанием. Воск разогревали в горячей воде, раскатывали в валик, плющили его в длинную лепёшку и, положив на край лепёшки фитиль из льна или пеньки, вновь закатывали в валик.

Как использовались в доме кочерга, ухват, помело и хлебная лопата?
В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. «Ухватом» вносили в русскую печь чугунки (от полутора до десяти литров). Прежде чем отправить чугунок в печь, его ставили на шесток около устья и подводили под его тулово рога ухвата. Рядом с чугунком под рукоятку ухвата подкладывали подходящего размера каток (круглое поленце). Нажав на конец рукоятки, чугунок слегка приподнимали и, опираясь ухватом на каток, вкатывали в печь и ставили в намеченном месте пода. Без сноровки это сделать было непросто. Ухваты, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печи, их берегли и они долго служили людям. «Помело» неизменно находится при духовой русской печи и предназначено для очистки шестка и пода. Чаще всего под в печи подметали перед тем, как печь пироги. Помело предназначалось исключительно для печи. Употреблять его для каких-то других целей строго запрещалось. В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную «лопату» на длинном черенке. Лопатой, сделанной из доски, сажали в печь хлеб. Хлебная лопата тоже требовала почтительного к себе отношения. Её ставили только ручкой вниз.

Где хранилась одежда, ткани и ценные предметы домашнего быта?
«Сундук» – этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с крышкой на петлях, закрывающийся на замок. В нём русские люди хранили одежду и ценные вещи. Различные сундучные изделия на протяжении веков составляли важную часть интерьера крестьянских изб, его выставляли на видное место свидетельствуя о богатстве семьи. Сундуки в которых хранили приданное невесты зачастую были очень больших размеров и вносились в дом только единожды - при его строительстве. На Руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое – это называлось «нагнетать сундуки». Приданое было залогом успешного брака. После замужества девушка оставляла родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: подушки, перины, одеяла, полотенца (изготовленные самой невестой), одежду, домашнюю утварь, украшения. Во многих домах сундуки разного размера выставляли в виде горки, т.е. ставили один на другой, иногда их численность достигала потолка. В крестьянском доме сундуки использовались не только для хранения добра, но и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки - богато декорировались. Обычно их оковывали для прочности полосами железа, лужёного или воронёного. Заказчики предъявляли сундучным мастерам определённые художественные требования: сундуки должны быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. Для этого сундуки расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке. На сундучных изделиях часто встречались изображения льва или грифона, они считались зверями сильными, мужественными, хорошими защитниками нажитого человеком добра.

Какое значение имело вышитое полотенце в крестьянском быту?
На Руси полотенца развешивали в избе для праздничного убранства. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в красном углу, вешали на окна, зеркала, стены. В старом крестьянском быту полотенцем называли - полотнище белой ткани домашнего производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом и т.д. Длина полотенец была от 2 до 4 м, ширина 3638 см. Оно украшалось, как правило, на концах, полотнище орнаментовалось редко. Особенно богато украшалось большое «рукобитное» полотенце, так называемое «стеновое» (длиной в стену). Во время рукобитья его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана, и жених кидал полотенце своей родне. Им украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки. «Дарные» полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, меньше украшались, чем рукобитные. Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. Полотенцем связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни. Значительную роль полотенце играло в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронной и поминальной обрядности. По обычаю, богато орнаментированные полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. На второй день свадьбы молодуха развешивала свои рукотворные полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все гости могли полюбоваться на ее работу. Полотенце присутствовало во многих обычаях и обрядах русской семьи. Такое предназначение полотенца исключало использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались «рукотерником или утиркой».

Какие растительные и животные масла изготавливали на Руси?
Так что же такое «масло» на самом деле? Что ни говори, любишь – не любишь, а без жира, составляющего основу масла, жизнь человека была бы невозможна, так как каждая клеточка нашего организма окружена защитной жировой пленкой. Наиболее часто употребляемыми на Руси растительными маслами всегда были льняное и конопляное. А привычное нам подсолнечное масло вошло в употребление значительно позже, в начале 19-го века. Употребление растительных масел было разрешено даже во время самых строгих многодневных постов, поэтому его второе «народное» имя - масло постное. Конопляное масло жирное растительное масло, получаемое из плодов растения конопли, обычно путём выжимки, оно обладает великолепными питательными, защитными и регенерирующими свойствами. К сожалению, в наше время конопля воспринимается, как наркотическое растение и запрещена к выращиванию. Льняное масло не уступало конопляному и всегда было одним из наиболее ценных и важных продуктов питания. Масло льна - это и пища, и лекарство, и косметика. Но, если льняное масло обладает специфическим запахом, то тыквенное и кедровое относятся к самым вкусным. В медицинских целях часто применяли масло шиповника и ореха. Масло животного происхождения на Руси сбивали из сливок, сметаны и цельного молока. Наиболее распространенным способом приготовления масла было перетапливание сметаны или сливок в русской печи. Отделявшуюся маслянистую массу остужали и сбивали деревянными мутовками, лопатками, ложками, а зачастую и руками. Готовое масло промывали в холодной воде. Поскольку свежее масло не могло долго храниться, крестьяне перетапливали его в печи, получая топлёное масло.

Почему на Руси говорили - «Без соли, без хлеба - половина обеда»?
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка, соль была своеобразным оберегом, ведь наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. В старину, когда господствовало натуральное хозяйство, соль была у восточных славян едва ли не единственным покупным продуктом. Соль была очень дорога, и ее берегли. Этим объясняется и широко распространенная примета, что просыпать соль не к добру - последует наказание. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол, его дарили на новоселье, с ним приходили к новорожденному ребёнку, как с благословлением, а отправляющемуся в дорогу путнику и дорогому гостю при встрече подносили хлеб – соль, с пожеланием богатства и благополучия, тем самым выражали своё расположение к ним. Давным - давно слово «каравай» произносили и писали, как «коровай». Очень давно люди, чтобы задобрить Богов, приносили в жертву домашних животных (коров), но жизнь не позволяла расстаться с коровой кормилицей. Вот тогда и стали лепить коров из теста, а позже – хлеб с рожками, который называли «коровай». Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, ржаной хлеб. На Руси издревле ржаной хлеб был основным продуктом питания, замешивался он на натуральной закваске и был трех сортов: 1) пушной, или мякинный, из плохо провеянной ржи и непросеянной муки; 2) решотный из ржаной муки, просеянной через очень редкое сито (решето); 3) ситный из ржаной муки, просеянной через обычное частое сито. Но там где сеяли пшеницу, выпекали и белый хлеб. Самым лучшим считался «кирпичатый» – хлеб, выпеченный из хорошо просеянной пшеничной муки. Помол муки, тщательность её просеивания определяли вкус хлеба.

«Хороша кашка, да мала чашка» - любили каши на Руси, а из каких круп их готовили?
Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, гречиха. Сегодня в нашей стране из этих злаков вырабатывают следующие виды круп: из гречихи – ядрицу и продел; из проса – пшено шлифованное; из овса – крупы: недробленую, плющеную, хлопья и толокно; из ячменя – крупу перловую и ячневую; из твердой пшеницы при помолах вырабатывают манную крупу. Давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели «тайнами» выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники - на свадьбах, пироги, блины - на масленицу, «жаворонки» из теста - в весенние праздники и т. д. Не менее типичны для русской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, овсяные кисели, запеканки. В более северных краях нашей страны особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена. Просо служило сырьем для получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления супов и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее время. Каша была повседневной едой и трёх основных видов – рассыпчатая, вязкая и жидкая; в неё добавляли молоко, жир, масло, яйца, грибы и т.д. На Руси их более двадцати: гречневая простая, гречневая с горохом, пшённая, овсяная, пшеничная, морковная, репная, гороховая и т.д. Особым блюдом на Руси была «кутья», её готовили из зёрен пшеницы с добавлением мёда.

Какие овощные культуры возделывали на Руси?
Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры, кaк, кaпуcтa, свёкла, репа, брюква, тыква, морковь, горох. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служила незаменимой закуской, приправой к разным блюдам. Щи из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд «перекочевали» из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Репа в России до конца XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё готовили квас. Репка содержит в своем составе очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Позднее репа стала выходить из употребления, но появился картофель и пословица - «Картофель – хлебу подмога», стали культивировать помидоры, огурцы. Тыква на Руси появилась в XYI веке и сразу стала популярной у крестьян благодаря своей урожайности, неприхотливости, полезности и способности к длительному хранению. Свекла считалась исключительно целебным продуктом, с ранней весны до поздней осени употребляли в пищу и корнеплоды, и ботву растения.

«Когда в печи жарко – тогда и варко» - как устроена русская печь?
У русских уже в давние времена появилась и прочно вошла в быт так называемая «русская печь». Хорошая печь – гордость хозяина., святая святых дома. Огонь горевший в печи, давал свет и тепло, на нём готовили пищу. Это уникальное сооружение играло роль своего рода жизненного центра семьи. Русские печи всегда ставили на «опечке». Это небольшой сруб в три – четыре венца из круглых брёвен. Поверх него устраивали горизонтальный «накат», который засыпали песком и мазали толстым слоем глины. Эта глина служила «подом» для печи. В «подпечье» хранили ухват, кочергу, совок, считалось, что там же живёт домовой. Печь складывали из камня (кирпича), а сверху обмазывали глиной, она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. С конструкцией печи связана и форма глиняной посуды, в которой готовили пищу (так называемые «славянские горшки». Дело в том, что в этой печи посуда нагревается с боков и потому должна иметь большую боковую поверхность. Кроме того, форма горшков наилучшим образом приспособлена для ухватов. По размерам печь была почти кубической: длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м. Верхняя часть печи делалась широкой и плоской, удобной для лежания. Внутреннее пространство печи – «топка», «горнило» – делали большим: высотой 1,2-1,4 м, шириной до 1,5 м, со сводчатым потолком и плоским дном – «подом». Прямоугольное отверстие в передней части горнила - «чело», «устье» - плотно закрывали большой «заслонкой», во избежание потери тепла. Перед устьем устраивали площадку - широкую доску - «шесток», на неё ставилась утварь, чтобы ухватом задвинуть её в печь. Справа и слева от шестка располагались «зольники», где год хранились горячие угли.

«Один день - год кормит» - почему для земледельца сроки обработки земли имели важное значение?
Крестьяне жили в окружении прекрасной, но суровой природы. Их жизнь зависела от засухи и дождей, количества работников в семье, сохранности урожая. Главным их занятием постепенно становится «земледелие». Сначала зимой вырубали участок леса. Весной его выжигали, зола служила удобрением. После этого рыхлили мотыгой, смешивая золу с землёй, а затем поле засевали. На большей части России основным пахотным орудием была «соха» или «плуг», наряду с сохой была известна «косуля», применявшаяся для поднятия нови (необработанной почвы). Для разрыхления земли после вспашки, перемешивания пластов и удаления сорных трав использовали «бороны - суковатки» (так называли большую ветвь дерева с не до конца обрубленными сучьями). Для сеяния зерна, семян льна и конопли по всей России применялись корзины - «севалки», для жатвы – «серпы», они были самым распространённым орудием уборки хлебов, для обмолота зерновых культур – «цепы», для обмолота льна и конопли – «вальки», для веяния – «лопаты», для переработки зерна в муку в домашних условиях – «жернова». Крестьяне сеяли просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, гречиху, коноплю, лен, реже бобы и горох. Хлеб славяне называли «житом» (от слова «жить»), потому что прожить без него не могли: это был главный продукт питания. В каждой деревне были свои знатоки, которые определяли сроки сельскохозяйственных работ. Нужный момент «спелости» земли для пахоты крестьянин определял по вековому опыту своих предков: взяв в горсть землю и крепко сжав её в кулаке, выпускал. Если ком рассыпался при падении – значит земля готова для сева, если падал комом – ещё не поспела (т.е. не просохла). В июне начинался сенокос, в июле и августе – тяжёлая пора уборки хлебов.

Откуда возникла пословица: «Посеешь лён, а пожнёшь золото»?
Исстари на Руси возделывали лён который и кормил и одевал людей, наши предки с уважением говорили о нём: «Посеешь лён, а пожнёшь золото». Для переработки стеблей льна в волокно, из волокна в нить использовали «мялки», «трепала», «гребни», «валёк», «прялки», «самопрялки», «веретёна». Прялка была необходимым предметом крестьянского обихода: это и орудие труда, и украшение избы, и свадебный подарок. Веками технология выращивания и обработки льна оставалась неизменной. Созревший лён теребят, то есть выдёргивают из земли, причём вместе с корнями. Затем его высушивают, освобождают от семенных головок (очёсывают), молотят, вымачивают, что позволяет отделить волокно от древесной части стебля, мнут и треплют. Трёпанный лён расчесывают и получают закрученную тонкую ленту – ровницу. Из неё долгими зимними вечерами женщины пряли льняную пряжу – скручивали в нить волокна льна на веретенах или прялках. Во время прядения пальцы левой руки приходилось смачивать, чтобы придать нити «крепость». Прядение – довольно сложная и однообразная работа, чтобы веселее было работать, девушки собирались в какой-либо избе, там пели и вели беседы, но и о работе не забывали. Все старались работать как можно лучше, ведь по тому, какая нить получиться, будут судить о мастерстве девушки. Получив достаточное количество ниток, из них делали ткань на ручном ткацком станке. Лён на Руси выращивали не только для того, чтобы из него получать очень ценную по своим свойствам льняную ткань. Известно о том, что в древней Руси из льняной муки, получаемой из размолотых семян льна, пекли вкусный хлеб и лепёшки, льняное масло в постные дни добавляли в пищу.

Какой материал использовали для изготовления посуды на Руси?
Всё необходимое для домашнего хозяйства крестьяне делали сами. Посуду изготавливали из коры деревьев (кузовки, чаши, ведра, бочки), вырезали из дерева (ложки, чашки, тазы), лепили из глины, обжигая затем на огне в печи. По разному называлась посуда одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд из глины – «горшок», из чугуна – «чугунок», из меди – «медник». Для приготовления пищи очень долго служили людям глиняные горшки, кувшины. Горшки изготавливались самых разных размеров. Главным достоинством горшка была его прочность. В хозяйстве дорожили горшками и берегли их. Если треснул горшок, его оплетали берестяными лентами и хранили в нём крупы. Позже на смену горшку пришли чугуны – луженые металлические сосуды, они сохранили форму горшка. На протяжении веков было создано огромное множество изделий из дерева, глины, металла. Среди них было немало истинно художественных творений, когда бытовой предмет, не теряя своих утилитарных качеств, вместе с тем становился произведением высокого эстетического уровня. Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями. «Утварь» – это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи её на стол – горшки, латки, лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши, корчики (из них пили мёд, квас, пиво) и т.д.; всевозможные ёмкости для сбора ягод и грибов – корзинки, кузова, туеса и др.; различные сундуки, ларцы, шкатулки для хранения предметов домашнего обихода, одежды и косметических принадлежностей; предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома – огнива, светцы, подсвечники и многое другое.

«Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички – розни» - во что и как одевались на Руси?
Труд русских мастеров – ремесленников обслуживал самые разные стороны крестьянского быта, в том числе изготовление одежды и обуви. Для крестьян главной одеждой была «рубаха», как для мужчин, так и для женщин. Считалось, что все уязвимые места человеческого тела должны были быть укрыты. У каждого были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные только обшивали по шву и краям красной нитью, чтобы преградить дорогу злу. Праздничные рубахи богато украшались вышивкой. Считалось, что языком узора человек передаёт Богу свои просьбы. В разных районах Руси на рубаху одевали «понёву» или «сарафан», «передник» или «душегрею», их всячески украшали. Головной убор у русских всегда являлся важной частью костюма. Девушки носили «ленты», а замужние женщины покрывали голову платком или прятали их под кокошник, который в разных местах назывался по-разному: кика, ряска, каблучок. Мужчины носили широкие штаны – «порты» и «рубашки-косоворотки». Всю одежду подпоясывали «кушаком». На голове носили «картуз». Зимой и летом крестьяне обували на ноги «лапти». Их плели из внутренней части липовой или берёзовой коры – лыка. Лапти обычно надевали на холщовые (летом), шерстяные или суконные (зимой) подмотки («онучи»). Онучи закрепляли на ноге «оборами» - кожаными или конопляными верёвками, их прикрепляли к лаптю, обвивали ими ногу и завязывали под коленом. Плелись лапти без различия правой и левой ноги. Будничные лапти без дополнительных приспособлений имели срок годности от трёх до десяти дней. Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.

Литвинова Елена Евгеньевна

    Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

    Стол украшают гости, а дом - дети.

    Тот не умирает, кто детей не покидает.

    Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

    Дайте детству созреть в детях.

    Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

    Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

    Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

Внутреннее обустройство русской избы


Изба была самым главным хранителем семейных традиций для русского человека, здесь проживала большая семья, и воспитывались дети. Изба являлась символом уюта и спокойствия. Слово «изба» произошло от слова «истопить». Истопка - это отапливаемая часть дома, отсюда и слово «истьба».

Внутреннее убранство традиционной русской избы было простым и удобным: стол, лавки, скамьи, стольцы (табуретки), сундуки, - всё делалось в избе своими руками, тщательно и с любовью, и было не только полезным, красивым, радующим глаз, но несло свои обережные свойства. У хороших хозяев в избе всё сверкало чистотой. На стенках - расшитые белые полотенца; пол, стол, скамьи выскреблены.

Комнат в доме не было, поэтому всё пространство разделялось по зонам, согласно функциям и назначению. Разделение производилось с помощью своеобразной тканевой занавески. Таким способом отделялась хозяйственная часть от жилой.

Центральное место в доме отводилось под печь. Печь порой занимала почти четверть избы, и чем массивнее она была, тем больше тепла накапливала. От её расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Печь являлась неотъемлемой частью не только русской избы, но и русской традиции. Она служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна; использовалась при лечении от самых различных заболеваний. В некоторых районах в печи мылись и парились. Печь, порою, олицетворяла всё жилище, её наличие или отсутствие определяло характер постройки (дом без печи - нежилой). Приготовление пищи в русской печи являлось сакральным действом: сырое, неосвоенное превращалось в варёное, освоенное. Печь - душа дома. Добрая, честная Матушка-печь в присутствии которой не смели сказать бранного слова, под которой, согласно поверьям предков, обитал хранитель избы - Домовой. В печке сжигали сор, так как его нельзя было выносить из избы.

Место печи в русском доме видно по тому, с каким уважением относился народ к своему очагу. К печи пускали не каждого гостя, а если разрешали кому-то посидеть на своей печи, то такой человек становился особенно близким, желанным в доме.

Печь устанавливали по диагонали от красного угла. Так называли самую нарядную часть дома. Само слово "красный" означает: "красивый", "хороший", "светлый". Красный угол располагали напротив входной двери, чтобы каждый входивший мог по достоинству оценить красоту. Красный угол был хорошо освещён, поскольку обе составляющие его стены имели окна. К убранству красного угла относились особенно трепетно и старались содержать его в чистоте. Он являлся самым почётным местом в доме. Здесь располагали особо важные семейные ценности, обереги, кумиры. Всё размещалось на полке или столике, выстланном расшитым рушником, в особом порядке. Согласно традиции, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. В ряде мест его ставили в простенке между окнами - против угла печи. Стол всегда был местом, где происходило единение членов семьи.

В красном углу, подле стола, стыкаются две лавки, а сверху - две полки полавочника. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь, за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья; происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп её у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома её увозили; привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол.

Напротив красного угла располагался печной или «бабий» угол (кут). Там женщины готовили пищу, пряли, ткали, шили, вышивали и т. д. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют ещё жерновым. На стенах располагались наблюдники - полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда, и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности. Закрытый дощатой перегородкой печной угол, образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или "прилуб". Он являлся своеобразным женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.

Сравнительно небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нём с наибольшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве. Мужчины работали, отдыхали днём на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол и лавку около входа. Женщины и дети находились днём на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Спальные места располагались на лавках и даже на полу. Под самым потолком избы, между двумя смежными стенами и печью на особую балку настилали широкий дощатый помост - «полати». Особенно любили сидеть на полатях дети — и тепло и всё видно. На полатях спали дети, а иногда и взрослые, сюда же складывали одежду, здесь сушили лук, чеснок и горох. Под потолком, закрепляли детскую колыбель.

Весь домашний скарб хранился в сундуках. Они были массивными, тяжёлыми, и порой достигали таких размеров, что на них вполне можно было спать взрослому человеку. Сундуки делались на века, поэтому укреплялись с углов кованым металлом, такая мебель жила в семьях десятилетиями, передаваясь по наследству.

В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. В старинных избах лавки украшались "опушкой" - доской, прибитой к краю лавки, свисавшей с неё подобно оборке. Такие лавки назывались "опушенными" или "с навесом", "с подзором. Под лавками хранили различные предметы, которые, в случае необходимости, легко было достать: топоры, инструменты, обувь и прочее. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так, входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов - они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.

В русской избе было много ребятишек, и колыбель - люлька была столь же необходимым атрибутом русской избы, как стол или печь. Распространёнными материалами для изготовления колыбелей был луб, камыш, сосновая дранка, кора липы. Чаще люльку вешали в задней части избы, рядом с подтопком. В толстое потолочное бревно вбивали кольцо, на него вешался «качок», на который и крепилась на веревках люлька. Качать такую люльку можно было при помощи специального ремешка рукой, а в случае занятости рук, ногой. В некоторых регионах колыбелька подвешивалась на очеп - деревянную, довольно длинную жердину. Чаще всего для очепа использовалась хорошо гнущаяся и пружинящая берёза. Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый тёплый воздух, что обеспечивало обогрев ребёнку. Существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом дитё, так он лучше растёт и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребёнка, под люльку обязательно клали обереги. А на изголовье люльки вырезали солнце, в ножках - месяц и звёзды, крепились разноцветные тряпицы, деревянные расписные ложки. Саму люльку украшали резьбой или росписью. Обязательным атрибутом был полог. Для полога выбиралась самая красивая ткань, его украшали кружевами и лентами. Если же семья была бедная, в дело пускали старый сарафан, который, несмотря на лета, выглядел нарядно.

Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Лучина являлась единственным источником освещения в русской избе на протяжении многих веков. Обычно в качестве лучины использовали берёзу, которая горела ярко и не дымила. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями.

Занавески на окнах были однотонные или с рисунком. Ткались они из натуральных тканей, украшались обережной вышивкой. Белыми кружевами ручной работы были украшены все предметы текстиля: и скатерти, и занавески и подзор простыни.

В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.

В качестве основной цветовой гаммы для избы использовалась золотисто-охристая, с добавлением красного и белого цветов. Мебель, стены, посуду, окрашенные в золотисто-охристые тона, успешно дополняли белые полотенца, красные цветы, а также красивая роспись.

Потолок также мог быть расписан в виде растительных орнаментов.

Благодаря использованию исключительно натуральных материалов при строительстве и внутреннем убранстве, в избах всегда летом было прохладно, а зимой тепло.

В обстановке избы не было ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имела своё строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является отличительной чертой характера русского жилища.

Русская изба - это бревенчатый дом, в котором издревле жили славяне. Наши предки были в большинстве своем людьми домашними. И вся их жизнь проходила в стенах этих уникальных сооружений. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба", что означает дом или баня. В "Повести временных лет" славянское жилище упоминается как "истобка".

История русской избы

До 10 века избы представляли собой полуземлянки. Так как бревенчатые сооружения частично уходили в землю. А от земли, как правило, достраивалось несколько рядов бревен. Этого вполне хватало. Двери и окна в таких избах отсутствовали. Вместо двери было небольшое отверстия до 1 метра. В помещении располагался очаг, который складывался из камней. Дымохода не было, поэтому весь дым уходил через входное отверстие. Полы в помещении были земляные. И со временем стали укладываться досками. Постепенно избы совершенствовались и в итоге появился тот образ избы, который знаком многим: с окнами, дверью и русской печкой.

Виды изб

Можно выдели 2 основных принципа, по которым делятся избы. По принципу топления и по количеству стен. В зависимости от топления можно выделить следующие избы:

  • Курная изба
  • Белая изба


Курная изба
- это изба, которая существовала на Руси издревле. Главной их особенностью было отсутствие печной трубы . В народе существовало выражение "топить по-черному". Печи в таких домах называли "курными". Дым от них выходил через дверь. Как следствие, на потолках оседала копоть. Позже в стенах стали появляться отверстия с задвижками (волоками).

Русская изба 15-16 веков - видоизмененный дом, принявшая облик "Белой избы" . Это избы с печной трубой, которая позволяла избегать попадание дымы в помещение. Такие дома в первую очередь начали появляться в городах у обеспеченных людей. Со временем они стали основных местом жительства. Император Петр 1 в 18 веке он запретил строить курные избы в Санкт-Петербурге. Тем не менее черные избы в России продолжали строиться до 19 века .

По количеству стен можно выделить следующие виды изб:

  • Четырехстенная изба - самое простое строение из четырех стен. Такое жилище могли строиться как с сенями, так и без них.
  • Изба пятистенка - в таких жилищах всё строение делилось дополнительной поперечной стеной. Одна часть была горницей, а вторая сенями. Если сени пристраивались дополнительно, то в таких случая вторая часть могла быть жилой комнатой.
  • Изба шестистенка - в данном случае всё аналогично пятистенчатой избе, только вместо одной поперечной стены используется две.
  • Изба крестовик - жильё, в котором основной каркас четырех стенки делился дополнительно двумя пересекающимися стенами. В таком строении получалось 4 отдельных комнаты, что позволяло жить в одном доме большой семье.

Перед строительством избы большое внимание уделялось месту, где будет воздвигаться новое жилище . Так, например, хорошо освещенное место на возвышенности считалось самым благоприятным. А неудачными местами являются места бывших захоронений людей, дороги и территории, где раньше располагалась баня.

Немаловажную роль в строительстве играл и выбор материала для строительства . Считалось, что лучшими породами для строительства являются сосна, ель или лиственница. Но мало уметь выбрать породу. Возраст деревьев также важен. С одной стороны идет отсылка на поверья, а с другой понимание свойств и особенностей каждой породы и возраста деревьев:

"Лес надо рубить бережно и со смыслом."

Так, например, нельзя использовать в строительстве сухие деревья . Так как они являются мертвыми. Также не использовались в строительстве деревья, росшие на перекрестках дорог . Их называли "буйными". Считалось, что они могут разрушить сруб.

Подобрав необходимый материал, начиналось строительство дома. Сегодня основой любого сооружения является фундамент. Но изба может устанавливаться и без фундамента. Например, приехав в какую-то деревню и увидев два рядом стоящих дома, незнающий человек может подумать что стоят совершенно одинаковые избы. Но на самом деле окажется, что один установлен на фундаменте, а второй на дубовых колоннах. При строительстве избы в качестве основы можно использовать временные подкладки (1), что в дальнейшем позволит установить фундамент. Далее устанавливается сруб. Сруб - это основная конструкция здания, состоящая из уложенных бревен . Один ряд прямоугольно уложенных бревен называется венец .

"Венец делу начало."

Бревна между собой соединялись замковым соединением. На Руси использовали 2 основных способа соединения бревен :

  • в обло - в виде чаши с выступающими краями
  • в лапу - чистый угол без выступов

Для утепления в замковые соединения укладывается льняная пакля или мох . Их же можно уложить между бревен для обеспечения большего удержания тепла в избе.

Чем больше венцов у здания, тем выше будет изба. Первым венец сруба называется окладной (2). Для него берутся самые большие бревна. Далее идет основной венец (нижняя обвязка) (3), в который врезаются лаги (4). Лаги используются для укладки пола . Венцы от нижней обвязки до начала оконного проема принято называть подоконными (5). Далее идут оконные венцы (6). Когда же окна заканчиваются, начинают укладываться надоконные венцы, первым из которых называется замыкающий венец (7).

Следующий этап строительства - установка крыши . В первую очередь устанавливается основа крыши - верхняя обвязка. Она состоит из верхних прогонов (8) и подстропилин (9). На которые устанавливаются стропила (10), являющиеся каркасом для установки кровли. Если планом предусматривается установка веранды, то перед установкой верхних прогонов ставятся верандные столбы (11).

После установки стропил остается установить кровлю. Для этого на стропила устанавливаются слеги, к которым в дальнейшим будет крепиться кровля. Основным преимуществом подобных крыш является то, что замена отдельных элементов кровли не требует полного разбора. Кровля позволяет быстро заменить одну испорченную доску .

На вершине избы устанавливался охлупень. Также его называли конёк или князёк. Он соединял 2 стороны кровли. Его установка позволяла избежать перекоса избы , поэтому он считался одним из важнейших элементов в строительстве. Охлупень, установленный на крыше, означал скорое завершение строительства :

"Охлупень - делу венец."

Когда кровля была готова, приступали к установке причелин. Причелины - это боковые доски, удерживающие кровлю по бокам . Кроме этот они защищали пространство под кровлей от попадания снега. Более современные избы используют причелены для сокрытия торцов бревен.

Последним этапом строительства является установка резных элементов. Одним из таких является наличник на окнах. Их установка означает то, что изба ждет своего хозяина. Резное крыльцо и причелины - также являются символом завершения работы.

Традиционная русская изба сегодня

Давно минули те дни, когда наши предки жили в курных избах. Со временем русская изба претерпела значительные изменения. Бесспорно есть уникальные работы мастеров, которые не имеют аналогов. Но приехав сегодня в какую-либо деревню, вы заметите, что огромное число домов очень сильно похожи друг на друга. Именно эти дома являются конечным результатом развития традиционно русской избы . Несмотря на их общую схожесть, каждый дом остается уникальным из-за своего индивидуального оформления.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или приобрести на Shutterstock .
2014-2016 Андрей Дачник

Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.

Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.

Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли "открытой" для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же "запечатывал" дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.

С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи , которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.

Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и "современная" реконструкция и ремонт русских изб . Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.