Как проводится граница между европой и азией. Обелиски и памятные знаки на границе Европы и Азии. Граница между Азией и Европой и критерии ее выделения

Это не праздный вопрос. Я 34 года учила детей в школе географии, моя сестра и её муж тоже географы, и дочь моя вот уже 8 лет как ведет этот предмет. И мы все знаем и учим, что граница проходит следующим образом: Уральские горы (60° в.д.) - р. Эмба - Каспийское море - Кумо-Манычская впадина - Азовское море - Керченский пролив - Черное море - пролив Босфор - пролив Дарданеллы - Средиземное море.
В школьных учебниках ничего не изменилось, а вот в СМИ, на некоторых картах и в запросто издающихся сейчас книгах, которые их издатели называют географическими, всё не так.
Примерно с 2001 г. слышу, что Эльбрус - высочайшая вершина Европы, что Кабардино-Балкария - европейская республика, что Грузия, Азербайджан, Армения и Турция целиком лежат в Европе (?!).
Недавно купила «Иллюстрированный атлас мира» изд-ва «Ридерз Дайджест» (2008 г.). Думала, правда атлас. А в нем на картах Россия вообще не находится в Европе, что не мешает Эльбрусу именоваться высочайшей вершиной Европы!
Читаешь выходные данные, оказывается - в каждом подобном издании есть географы-консультанты. О чем же они думают? Или я отстала от жизни? Тогда как же быть с учебниками и что говорить детям?
А с географией в школе и без того - беда. Видимо, кто-то надеется, что «извозчик довезёт» А ведь без географии мы нигде.
Природоведение во многих школах сейчас отдано биологам, а раньше оно подготавливало детей к физике, астрономии, биологии и к географии, разумеется. Что можно дать за 1 час в неделю в 6-м классе? Разве можно немаленький наш мир вместить в 2 часа в 7-м классе?
И астрономию перестали преподавать. Немудрено, что выпускники средних школ думают, что солнце обращается вокруг Земли. Вы еще не встречали таких?

Г.А. ПАВЛЕНКО , учитель географии,
пос. Зюкайка, Верещагинский район, Пермский край

Уважаемая Галина Анфиногеновна!
Вы подняли очень важный во­прос. Он стои"т почти столько же веков, сколько существует география. Наша газета не раз обращалась к этой теме, в 90-е годы были опубликованы специальные историко-географические исследования (см. например: В.П. Чичагов. Граница Европы и Азии//География, № 12/1997). В них рассматривалась историческая изменчивость человеческих представлений о границах таких культурных макрорегионов, как Европа, и вывод был для нас с вами неутешительный: однозначного решения нет.
Вместе с тем очевидно, что в учебных целях хорошо было бы упорядочить номенклатуру. Как это можно сделать? Например, согласованным решением ряда авторитетных географов. «География» направила копии вашего письма ряду крупных географов современности. Возможно, их ответы дадут импульс к выработке всероссийского решения (или подтверждению решений, ранее принятых). Первым на наше с вами обращение откликнулся Александр Павлович Горкин, заведовавший в 70-90-е годы редакцией географии научного издательства «Советская энциклопедия», а в 1994-2001 гг. возглавлявший всё издательство «Большая Российская энциклопедия» и знающий проблему в разных ее аспектах.

Коллега, ответить на ваш вопрос: где проходит на суше граница между двумя частями света, Европой и Азией, совсем не просто - по целому ряду причин.
Во-первых, «часть света», в отличие от «материка» (или «континента»), - понятие не физико-географическое, а историко-географическое, может быть, даже культурно-географическое, «цивилизационное». Отождествлять их нельзя*. Правда, большинству частей света (Африка, Австралия и Океания, Америка) «повезло» - их природные и историко-географические границы практически совпадают. Они достаточно четко обозначены водными рубежами (не речными, а Мирового океана!), хотя лимитация и этих частей света в каждом случае имеет свои особенности. Часть света «Америка» состоит из двух континентов, острова Гренландия, архипелагов Вест-Индии; Суэцкий канал искусственно замкнул водные рубежи части света «Африка», отделив ее от «Азии»; континент «Австралия» стал только частью части света «Австралия и Океания» (простите за тавтологию), «слившись» с островами и архипелагами Тихого океана. Континент (материк) «Евразия» занимает в этом отношении особое положение, «приютив» на своей огромной территории два историко-географических макрорегиона, две части света - Европу и Азию, между которыми на востоке и юго-востоке нет никаких жестких «цивилизационных» границ,
Само содержание историко-географического понятия «Европа» именялось с течением времени. Введенное в употребление в VI-V вв. до н.э. древнегреческими учеными Гекатеем и Геродотом, оно первоначально относилось лишь к той части ойкумены, которая располагалась к северу от Средиземного моря. В Средние века «Европа» в общественном сознании расширялась на север и восток, сохраняя в себе как основную черту католическо-протестантскую культуру. Никаких физико-географических обоснований этого «расширения» не было. Интересно, что до Петра I Русское государство не относило себя к Европе. Однако более высокий на западе континента уровень экономического и культурного развития вызвал «встречное» движение к «европеизации» - с востока на запад. Когда повторяют, что Петр I «прорубил окно в Европу», то забывают географическую коннотацию этого процесса. «Куда» прорубил, понятно, а «откуда» - фигура умолчания. Так он, видимо, из Азии это прорубал, а не из Австралии! «Европеизация» Российской империи, хотя и не быстрыми темпами, продолжалась в XVIII-XIX вв. Более энергично шло развитие страны в восточном, «азиатском» направлении. И общественное сознание по-прежнему не отождествляло подданных Российской империи с европейцами. Вспомним хотя бы слова А.С. Пушкина, что «единственный европеец в нашей стране - это правительство».
Во-вторых, существуют различные подходы физико-географов (включая геоморфологов, биогеографов, гидрологов и др.) к определению восточной границы Европы, т.е. в пределах Российской Федерации. Критерии берутся из самых разных отраслей знания: тектоника, орография, гидрологический режим, ландшафты, биогеоценозы и пр. Представляется, что никакого прямого отношения к определению границ историко-культурных пространственных образований они не имеют. Это примерно то же самое, что определять границу между Палестинской автономией и Израилем по тектоническому разлому или между католической и протестантской Европой - по среднегодовым температурам воздуха и числу солнечных дней в году. Кстати, интересно, что проблема границы между Европой и Азией почему-то больше волнует природоведов, чем историков или экономико-географов.
В-третьих, проблема идентификации населения, его «историко-культурного» самоощущения. Спросите, например, грузина или армянина - он живет в Европе или Азии? Большинство ответит, что в Европе. Их не интересует тектоника Закавказья и Кумо-Манычская впадина, но они прекрасно знают, что их страны - старейшие христианские государства не только Евразии, но и мира, следовательно, они европейцы**. Спросите об этом же азербайджанцев: многие (но не футбольные болельщики на чемпионатах Европы!) скажут, что живут в Азии. Любопытно, что в советские времена в ежегодных справочниках «Народное хозяйство СССР» Центральное статистическое управле-ние относило все три закавказские республики к Европе.
В-четвертых, очень многие специалисты-географы не придают принципиального значения какому-то точному установлению восточной границы между Европой и Азией и признают мирное сосуществование разных точек зрения, справедливо полагая, что в природе нет особых «европейских» или «азиатских» процессов и явлений.
В-пятых, встречаются и случаи «патриотической шизофрении» - в одном и том же издании авторы утверждают, что юго-восточная граница Европы проходит по Кумо-Манычской впадине и что высшей точкой Европы является наш российский Эльбрус (!?).
Однако в связи с установлением (лимитацией) точных границ между Европой и Азией могут возникнуть и довольно серьезные геополитические проблемы. Расскажу об одном случае, к которому имел личное отношение. В то время я работал заведующим редакцией географии издательства «Советская энциклопедия». Звонок из МИД (80-е годы): «У нас переговоры со странами НАТО о зоне, где нельзя размещать ракеты определенного типа - как СССР, так и странами НАТО. Они предлагают этой зоной считать всю Европу. Можете ли дать точную справку, где кончается (или начинается) Европа на востоке?» Ю.К. Ефремов (известный советский географ, автор множества статей в энциклопедиях, в т.ч. статьи «Азия» в Британской энциклопедии) и я дали справку, что общепризнанной (или установленной законом) восточной границы Европы нет. Есть несколько вариантов, предлагаемых учеными (не только советскими, но и западными), а также административными органами: по главному водоразделу Урала (или по восточным склонам Урала), по Кумо-Манычской впадине (или по водоразделу Большого Кавказа), по реке Урал (или по реке Эмба). Кроме того, советские административные органы (Госплан, ЦСУ) к Европе относят Грузию, Азербайджан, Армению. Мы также отметили, что в течение веков географы мира «сдвигали» т. наз. «границы» Европы к востоку. Так что «Европа» - это историко-географическое, культурно-цивилизационное понятие, не имеющее на карте четких сухопутных границ . Такова была суть нашей справки (кстати, абсолютно объективной). Я бы и сейчас подписался под этой справкой 25-летней давности. В ходе дальнейших переговоров идея натовцев заглохла, а замысел их был - провести границу Европы в СССР по восточным склонам Урала, реке Эмба, водоразделу Б. Кавказа, т.е. максимально расширить «советскую часть» Европы (где нам нельзя было бы держать предусмотренные договором ракеты) с соответствующими последствиями для обороны нашей страны.
И последний вопрос - как отвечать на ЕГЭ о восточных и юго-восточных границах Европы? Я принципиальный противник бухгалтерской оценки знаний, но мне жалко абитуриентов и их учителей, и я ответил бы так: пишите так, как велят, хотя к настоящей науке это часто не имеет никакого отношения. И еще у меня забавная мысль возникла - как бы ответили авторы вопросов ЕГЭ на запрос МИД России о ракетах в Европе? К счастью, таких вопросов им не зададут.

А.П. ГОРКИН,
доктор геогр. наук, профессор географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

* В последнее время не только в СМИ, но и в официальных публикациях все чаще встречается выражение «континент Европы», что с научной точки зрения абсолютно безграмотно.
** Логика, впрочем, не совсем безупречная, если принять во внимание азиатский генезис этой религии.

И мне предстоит побывать в двух городах (Оренбург и Екатеринбург), которые, в частности, позиционируют себя как города находящиеся на границе Европы и Азии. Так ли это на самом деле?

Постановка вопроса. Границу между Европой и Азией начали проводить еще древние греки, которые, как известно, сами и изобрели эти псевдо-географические понятия. Вот уже 2,5 тысячелетия народы, относящие себя к цивилизации, где ценятся индивидуальные свободы человека (Европа) экстраполируют на реки, моря и горы свое ментальное размежевание с цивилизацией, где таковые свободы ценятся в гораздо меньшей степени или же совсем игнорируются (Азия). Что интересно, граница между Европой и Азией на всем ее извилистом протяжении обосновывается сугубо географическими доводами. Вообще, подвергать сомнению идею древних греков о том, что сама природа разделила людей на два разных мира, в науке не принято, - ведь с кого же, как не с этих самых эллинов и началась наука? Поэтому Европа и Азия всегда будут разделены не только в культурном сознании людей, но и на географической карте. Вопрос в том, чтобы точно обозначить границы. Вот тут начинается самое интересное.

Античность и Средние века. "Отец истории" Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), опираясь на авторитетные мнения своих современников, говорит о том, что граница между Европой и Азией после Понта Эвксинского (Черного моря) проходит по водам Меотиды (Азовское море) и далее по реке Танаис (Дон). Такой же точки зрения будут потом придерживаться такие светила античной географии как Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.) и Клавдий Птолемей (ок. 100 г. - ок. 170 г.). Тема будет развита уже в эпоху раннего Средневековья - в книге византийского историка VI в. Иордана "О происхождении и деяниях гетов". Цитирую источник: "Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это - Рифейские горы, которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду" . Итак, границей Европы и Азии по-прежнему признаются Меотида (Азовское море) и Танаис (Дон), однако "демаркационная линия" проводится дальше на восток и север - вдоль Рифейских гор, которые есть ничто иное, как Урал. Откуда было знать Иордану, что Дон течет не со склонов Уральских гор, а со склонов Среднерусской возвышенности? Фактом однако остается то, что впервые в сознании ученого мира границы Европы и Азии были отодвинуты до Урала.

Точка зрения М.В. Ломоносова. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем трактате "О слоях земных" (1757-1759), помимо прочего, попытался по-своему примирить вопиющую неосведомленность византийца Иордана о верховьях реки Дон и данные современной картографии. О разделении между Европой и Азией он пишет так: "Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного Океана, и почти везде водами дает сообщение. Ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги, и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры" . Здесь, кстати, интересно, что М.В. Ломоносов говорит, как о чем-то реальном, о "канале" между Волгой и Доном, хотя его тогда просто не было. Суть однако в другом: границу Европы и Азии ученый проводил по Волге, верховьям Камы и далее по реке Печоре, впадающей в Северно-Ледовитый океан. Уральские горы как естественная разделительная линия вообще игнорируются - они как бы остаются на территории Азии.

В.Н. Татищев и Ф.Н. Страленберг . Так уж случилось, что точка зрения М.В. Ломоносова оказалась в истории географии маргинальной, а восторжествовала концепция, которая была обоснована двумя его старшими современниками, - причем независимо друг от друга, - российским историком Василием Никитичем Татищевым и шведским географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом. Отдадим должное шведу - тот публично высказался по этому вопросу раньше, чем Василий Никитич. Если кто не знает, Страленберг жил в России (в Сибири) как военнопленный и вернулся в Швецию только после окончания Северной войны. В 1730 г. он издает в Стокгольме свой научный труд под названием "Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии", в котором, в частности, обосновывает свою версию границы между Европой и Азией. Она у него проходит так: Уральские горы на всем их протяжении с севера на юг вплоть до соприкосновения с возвышенностью Общий сырт, далее по реке Самаре до места ее впадения в Волгу, по которой до г. Камышин, откуда по рекам Камышинке и Иловле до изгиба Дона, впадающего в Азовское море. Когда В.Н. Татищев познакомился с работой Ф.Н. Страленберга, это подвигло его на написание собственного трактата под названием "Общее географическое описание всея Сибири" (1736). Выяснилось, что он дважды имел встречу со Страленбергом (в Тобольске в 1720 г. и в Стокгольме в 1725 г.) и дважды советовал ему обозначать Урал как евро-азиатскую границу. И теперь, на правах инициатора идеи он более детально и, с его точки зрения, более обоснованно еще раз проработал картографическое разделение Европы и Азии. Вот она, "линия Татищева": пролив Югорский шар - Уральские горы - изгиб реки Урал (в районе г. Орск) - река Урал до Каспийского моря - устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос пресловутой границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Что же получается? А получается, что (примем все условности этой 2,5-тысячелетней игры!) Екатеринбург, а также Нижний Тагил и Челябинск действительно находятся на границе Европы и Азии. Целиком внутри Европы находятся Оренбург и Орск, которые, согласно В.Н. Татищеву, были "пограничными". Более того, европейскими (в географическом смысле слова) городами следует признать казахстанский город Актобе (бывший Актюбинск), а также Атырау (бывший Гурьев). Интересно, что Элиста (столица Калмыкии) - это однозначно европейский (в географическом смысле слова) город, а вот Ставрополь, Краснодар и Сочи - это Азия, как ни крути...

Трудно: очарование востока и шумные мегаполисы запада кажутся нереально разными и даже далекими. Впрочем, в современном мире в эпоху глобализации точные очертания материков становятся все более размытыми, а границы Азии – не такими точными. История разделения стран на восточные и западные включает несколько этапов:

  • Появление названий относят к эпохе Древней Греции. Считается, что Европа произошла от словосочетания, обозначавшего в переводе «страна закатов». Азия олицетворяла океаниду Асию – дочь божества Океана и Тефии;
  • В те далекие времена граница проходила по центру Средиземного моря, позже произошло значительное смещение на восток;
  • Около 3 000 лет назад произошли перемены – официально рубеж был установлен по Керченскому проливу и реке Дон. Такое утверждение приводится в трудах Птолемея, оно признавалось до 18 века;
  • В 1730 году произошли очередные перемены – Татищев и Страленберг в научных трудах установили границу по хребту Уральских гор, через Кавказ, Азовское, Черное море и пролив Босфор.

Границы Европы и Азии

Позднее были предприняты новые попытки поменять существующее разделение мира, однако они не увенчались успехом – уже 300 лет европейская и азиатская часть планеты поделена.

Где проходит граница Европы и Азии – интересное

Хотя давно известно, где проходит граница между Европой и Азией, все же некоторые расхождения у географов и историков существуют. Обусловлено это тем, что каждый критерий выделения этого рубежа является уникальным. Одни специалисты учитывают административные факторы, другие – ландшафтные, демографические или исторические. Однако общепринятой в мире является такая позиция разделения мира на две части:

  • Уральские горы (восточная часть) и хребет Мугоджар – разделяют и территорию России;
  • Река Эмба, Дон, Кума;
  • Северная часть Каспийского моря;
  • Южное побережье Азовского моря;
  • Керченский пролив;
  • Эгейское море.

Такое выделение границы позволяет точно ответить на вопросы, волнующие исследователей, простых обывателей и туристов. Азербайджан и Грузию принято относить к азиатским странам, Керченский полуостров – это Европа, а Таманский – . Каспийское море находится в азиатской части планеты, а Азовское – в европейской.

Азия и Европа – важные отличия

Бесспорно, Европа и Азия – это два совершенно разных мира, отличающихся особой атмосферой, политическими и религиозными взглядами, национальными традициями. Какие же отличия первым делом становятся заметны туристу?

Достопримечательности Европы

  • Природа – на востоке больше красивых мест, нетронутых рукой человека, больше возможностей, чтобы уединиться и насладиться тишиной;
  • Уровень безопасности – по этому критерию Европа одерживает уверенную победу. Здесь выше уровень социальной ответственности, лучше работают правоохранительные органы;
  • Питание – как известно, становятся все более популярными в развитых странах. И если раньше европейцы предпочитали есть фаст-фуд, теперь они выбирают суши;
  • Сервис – конечно, уровень обслуживания в отелях и ресторанах Европы намного выше, чем в Азии. Но зато турецкий «All inclusive» не идет ни в какое сравнение с итальянским или испанским сервисом;
  • Стоимость отдыха – провести отпуск и Вьетнаме можно на порядок дешевле, чем в европейских странах. Сказывается уровень дохода населения и цены;
  • Достопримечательности – Европа богата архитектурными изысками эпохи Ренессанса и Средневековья. Храмы и дворцы в Азии имеют более продолжительную историю – дата их постройки относится к прошлой эре;
  • Развлечения – по этому критерию обе части света могут составить друг другу достойную конкуренцию. Оценить, где отдых пройдет насыщенней и веселее, трудно;
  • Отношения к детям – радушные азиаты обожают возиться с чужими детьми, за европейцами такой привычки замечено не было.

Конечно, нельзя однозначно сказать, где лучше отдыхать – в Азии или Европе. Но именно восток в последние годы завоевал небывалую популярность. Он притягивает путешественников своей красотой, роскошью, пряными ароматами и драгоценными шелками.

Достопримечательности на границе двух цивилизаций

Учитывая актуальность вопроса, где проходит граница Европы и Азии, на этом рубеже установлено немало памятников и стел, демонстрирующих единство народов. Большинство из них расположены в России:

  • Обелиск на Березовой горе – находится рядом с Екатеринбургом, установлен в 19 веке. На огромном столбе восседает величественный двуглавый орел;
  • Памятник возле Первоуральска – не столь массивное изваяние пользуется популярностью у жителей близлежащих городов. Рядом – родник с чистой водой;
  • Обелиск на Ново-Московском тракте – установлен недавно – в начале этого столетия. Расположен в 17 км от Екатеринбурга;
  • Оренбургский обелиск – внушительная по величине колонна увенчана стальным шаром. Памятник установлен в 1980-х годах около автомобильного моста на трассе Р-335;
  • Стела на Белом мосту – также расположена вблизи Оренбурга, является относительно новым сооружением.

Кроме того, внимание путешественников привлекает обелиск в Магнитогорске, Верхнеуральске, около Уржумки, Златоуста и деревни Кедровка. Архитектурной ценности эти памятники не представляют, зато становятся объектом фотоснимков.

Чем привлекает туристов отдых в Азии?

Еще совсем недавно туристы мечтали поехать в европейские страны, но уже сегодня тенденции кардинально изменились. Популярность Таиланда, Вьетнама, Индии и других объясняется несколькими преимуществами:

  • Разумное соотношение цены и качества;
  • Невероятно красивая и разнообразная природа;
  • Менталитет местного населения направлен на то, чтобы сделать отдых приятным;
  • Чистый воздух и хорошая экология – впрочем, есть и такие пляжи, где грязно;
  • Ехать в ЮВА можно круглый год, море всегда остается теплым;
  • Разнообразная и вкусная еда – экзотические фрукты, морепродукты и национальные блюда покоряют гурманов;
  • Шопинг тоже привлекает туристов, так как в Азии можно купить одежду, аксессуары, косметику и многое другое.

Плюсы и минусы отдыха в Азии и Европе

Искушенный народ отказывается от отдыха в Европе, предпочитая восточные страны. Здесь можно и понежиться на песчаных пляжах, и провести ночь в клубах с барами, и . Богатая культурная жизнь, невероятное количество рекреационных возможностей, радушное гостеприимство и прекрасные условия для детей – переоценить Азию просто невозможно.

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. И на всем их протяжении стоят пограничные столбы, установленные людьми с целью подчеркнуть исключительность этих мест. Каждый из них сооружался в честь какого-либо события, и каждый имеет свою историю.

Начнем, пожалуй, с тех, которые установлены вблизи Екатеринбурга. Все они наверняка знакомы горожанам.

№1 Обелиск на горе Березовой


Первый на Урале столб «Европа-Азия» был установлен весной 1837 года на бывшем Сибирском тракте возле города Первоуральск, на горе Берёзовой. Знак установили горные власти после причисления горы Берёзовой к единой уральской водораздельной линии. Он представлял собой острую четырёхгранную деревянную пирамиду с надписями: Европа и Азия. Неспроста старались чиновники горного ведомства: в тот год ожидали проезда наследника престола, будущего императора Александра II, который путешествовал в сопровождении поэта В.А.Жуковского по России, Уралу и Сибири.

В 1873 году деревянный столб заменили на обелиск из мрамора, установленный на каменный постамент. На вершине пирамиды был укреплен золоченый двуглавый орел.

Реконструкцию обелиска приурочили к проезду через перевал представителя императорской фамилии, возвращавшегося из кругосветного путешествия Великого Князя Алексея Александровича. После Октябрьской революции обелиск, как символ царской власти, был разрушен. В 1926 г. на его месте возведен новый, но уже без орла, и не мраморный, а облицованный гранитом.
В 2008 году на месте старого памятника открыт новый обелиск (на фото вверху).

Сейчас в окрестностях самого первого обелиска стоит целых два столба. Тот, что открыт в 2008 году, находится на горе Берёзовой, его координаты 56°52′13″ с. ш. 60°02′52″ в. д. / 56.870278° с. ш. 60.047778° в. д. (Google maps). Территория вокруг него облагорожена, есть беседки и клумбы, и даже особая скамейка влюбленных и металлическое дерево для замочков, которыми скрепляют узы любви.
Как доехать:
Едем по трассе Р242 Екатеринбург-Пермь (Ново-Московский тракт). Приблизительно через 25 км после выезда из Екатеринбурга повернуть направо в село Новоалексеевское. Ехать по главной дороге, далее на Т-образном перекрестке повернуть налево в направлении Первоуральска. Ехать прямо, через 8 км с правой стороны будет граница Европа-Азия


№2 Обелиск возле Первоуральска

Вблизи Первоуральска, немного ниже первого обелиска, есть еще один пограничный столб "Европа-Азия". Рядом с ним есть источник с родниковой водой, куда часто ездят жители и Первоуральска, и Екатеринбурга. Его координаты 56°52′04″ с. ш.60°02′41.7″ в. д. / 56.867778° с. ш.60.044917° в. д. (Google maps).
Как доехать:
Едем по той же трассе, что и в первом случае, только в сторону Новоалексеевского не сворачиваем, а сворачиваем направо непосредственно на дорогу в Первоуральск. Обелиск вскоре появится по правую руку.

№3 Обелиск на Ново-Московском тракте

Этот обелиск был установлен в 2004 году, он находится к Екатеринбургу ближе всех - на 17 км Ново-Московского тракта (соответственно, доехать туда можно по этой дороге). Именно сюда по традиции приезжают свадебные процессии. Каждая пара привязывает возле памятника ленточку на память. Его координаты 56°49′55.7″ с. ш.60°21′02.6″ в. д. / 56.832139° с. ш. 60.350722° в. д. (Google maps).

Знак №14 тоже находится недалеко от Екатеринбурга, только в другой стороне от первых трех. Ниже описано, как его найти.

№4 Оренбургский обелиск

Грандиозная квадратная колонна высотой около 15 метров, увенчанная шаром из нержавеющего сплава. Был установлен в 1981 году по проекту архитектора Г.И. Наумкина.

Начиная с 17 века, большинство исследователей считали реку Урал границей, разделяющей Европу и Азию. С основанием Оренбурга и Оренбургской губернии Урал стал пограничной рекой. Эта граница была установлена В.Н. Татищевым, и его мнение долгое время считалось истиной. На гербе Оренбургской области расположены греко-российский крест и полумесяц, свидетельствующие о том, что Оренбуржье расположено на границе Европы и Азии и что здесь рядом проживают православные русские и исповедующие мусульманство башкиры, татары, казахи.

Обелик расположен возле автомобильного моста через реку Урал, на трассе Р-335, его координаты 51°44"59.4N 55°05"29.9 ″ .

№5 Стела на Белом мосту

Белый мост через реку Урал тоже расположен возле Оренбурга. Эта стела сравнительно новая. Координаты: 51°45"11.8″N 55°06"26.8″E .

№6 Старые обелиски на реке Урал

В Учалинском районе Башкирии, на автодороге Учалы-Белорецк у деревни Новобайрамгулово установлены два обелиска «Европа и «Азия» по обе стороны автомобильного моста через реку Урал.

Эти обелиски расположены метров на 300 южнее новых знаков там, где раньше проходила дорога.
Они были построены в 1968 году по эскизу художника Д. М. Адигамова и архитектора У. Ф. Зайникеева. Обелиски представляют из себя плоские стелы, увенчанные изображениями серпа и молота, а в нижней части обелисков находится изображение земного шара.

Стелы были установлены с обеих сторон моста через Урал, которого сейчас нет. Координаты:54°05"33.9″ N 59°04"11.9″ E

№7 Новые обелиски на реке Урал

В 90-е годы по краям нового моста возле Новобайрамгулово установили две новые стелы. Координаты: 54°05"42.5″ N 59°04"04.8″ E .

№8 Обелиск в Магнитогорске
В Магнитогорске знак «Европа-Азия» был установлен в июне 1979 года на правом берегу реки Урал в честь 50-летия города по проекту архитектора В.Н.Богуна. Знак представляет собой два массивных блока с буквами «Е» и «А». Координаты: 53°25"19.7″ N 59°00"11.3″ E .

№9 Обелиск в Верхнеуральске
В 2006 году на реке Урал, на том самом месте, где располагалась Верхнеяицкая крепость, был установлен новый географический знак, отмечающий границу Европа-Азия. Координаты: 53°52"27.7″N 59°12"16.8″ E .

№10 Обелиск около станции Уржумка

Между Златоустом и Миассом на Уральском хребте установлены два обелиска «Европа-Азия». Один из них установлен близ железнодорожной станции Уржумка. Представляет собой обелиск, состоящий из четырех частей квадратного сечения. Нижняя часть основание, на котором установлен прямоугольный столб, верхнюю часть его опоясывает выступающий на полметра пояс, где установлены металлические плиты с рельефными надписями: «Европа» со стороны Златоуста, «Азия» со стороны Челябинска. Верхняя часть обелиска представляет собой пирамидальный шпиль. Обелиск сделан из местного уральского гранита по проекту Н. Г. Гарина-Михайловского в память о завершении строительства этого участка Транссиба в 1892 году.

Обелиск расположен на полкилометра к востоку от станции Уржумка, его координаты 55°06"53.8″ N 59°46"58.0″ E.

№11 Обелиск на перевале через хребет Урал-Тау близ Златоуста

На федеральной трассе М5 «Урал» на перевале через хребет Урал-Тау в 1987 году установлена стела из нержавеющей стали на высоком каменном основании. Автор макета — архитектор С. Побегуц.
Интересно, что надписи с названиями частей света расположены "наоборот" (не так, как на абсолютном большинстве обелисков) — на европейской стороне стелы надпись "Азия", а на азиатской — "Европа". Видимо, автор исходил из того, что знак будет работать как дорожный указатель, то есть водитель увидит название той части света, в которую он въезжает. Координаты: 55°01"05.3″N 59°44"05.7″E

№12 Обелиск в районе г.Кыштым

К югу от Кыштыма протягивается хребет Собачьи горы, на перевале через который установлена 5-метровая гранитная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Координаты: 55°37"22.6″N 60°15"17.3″E

№13 Обелиск у села Мраморское

В 2004 году у железнодорожной станции Мраморская взамен разрушенного старого обелиска был установлен столб высотой около 3-х метров с черно-белыми полосами и прикрепленными в верхней части табличками с указателями частей света. Между указателями написано «Урал» и прикреплена фигурка Хозяйки Медной горы. Координаты: 56°32"13.9″N 60°23"41.8″E .

№14 Обелиск у деревни Курганово

Это самый восточный обелиск Европа-Азия и самая восточная граница Европы. Он расположен возле Екатеринбурга на Полевском шоссе, в 2-х км от деревни Курганово. Доехать до него очень просто: едем от Екатеринбурга на Полевской (трасса Р-355), знак будет по правую руку перед Курганово. Координаты: 56°38"33.5″N 60°23"59.9″E .

Знак был установлен в июне 1986 года в год 250-летия со дня научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место для обелиска было выбрано совместно с членами Екатеринбургского отделения Российского Географического общества.

№15 Обелиск Европа-Азия на дороге Ревда-Дегтярск

Установлен в 1984 году-к 250-летию г. Ревды. Изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л. Г. Меншатова и архитектора 3. А. Пуляевской. Координаты: 56°46"14.8″N 60°01"35.7″E . До этого обелиска тоже можно быстро доехать от Екатеринбурга.

№16 Обелиск на горе Каменной

«Филин» был установлен учащимися школы №21 г.Ревды на горе Каменной, на перевале Ревдинско - Уфалейского хребта. Координаты: 56°45"05.4″N 60°00"20.2″E .

№17 Обелиск у станции Вершина

Установлен во время подготовки к VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в 1957 г., чтобы проезжавшая из Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока молодёжь могла узнать, где кончается Азия и начинается Европа.

Станция Вершина принадлежит Свердловской железной дороге, расположена возле Первоуральска, туда можно доехать от Екатеринбурга. Координаты обелиска: 56°52"53.6″N 60°03"59.3″E .

№18 Обелиск в районе г. Новоуральск

В марте 1985 г. активисты туристского клуба «Кедр» установили знак границы Европа-Азия на горе Перевальной по старой дороге из Верх-Нейвинска в дер. Пальники, в истоках рек Тагил, Шишим и речки Бунарки, текущей в город. Обелиск изготовлен Дегтярским рудоуправлением по проекту художника Л.Г. Меншатова и архитектора З.А. Пуляевской и представляет собой семиметровую конструкцию с солнечными часами высотой 4 метра. Координаты: 57°13"19.6″N 59°59"20.7″E .

№19 Обелиск Европа-Азия на горе Медвежка у станции Мурзинка

Обелиск представляет собой металлическую решетчатую конструкцию в форме острой трехгранной пирамиды. Венчает пирамиду острый шпиль с многолучевой звездой. Высота конструкции около 4 м. Передняя грань обелиска обращена на юг, на ней надпись "Медвежка 499м", на левой грани — "сварщик Долгиров Евгений 2006 энергетик Шулятев Г.А.", на правой — "Зеленый 2006 мыс"
Знак был установлен в ноябре 2006 года энтузиастами из санатория «Зеленый мыс». Координаты: 57°11"11.3″N 60°04"10.0″E

№20 Столб у деревни Починок

Cтолб установлен в 1966 году на автодороге, идущей через Билимбай в Мурзинку. Он находится между деревнями Починок и Тарасково на хорошо заметном перевале через Бунарский хребет (в этом месте дорога пересекает широкую просеку и ЛЭП).
Место установки не совпадает с главным Уральским водоразделом, дорога пересекает водораздел ближе к д. Тарасково.
Обелиск изготовлен из стального листа на одном из предприятий Новоуральска. Первоначально он был украшен гербами Советского Союза на каждой грани и литыми надписями «Европа» и «Азия».
Координаты: 57°05"01.0″N 59°58"17.2″E.

№21 Обелиск у поселка Уралец

Обелиск расположен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец, недалеко от горы Белой. Посвящен первым успехам советской космонавтики, установлен в 1961г. после полета Юрия Гагарина в космос. Столб изготовили рабочие механического завода поселка Уралец по проекту В. П. Красавченко. Квадратную колонну 6 м высотой венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль "Восток". Координаты: 57°40"38.0″N 59°41"58.5″E .

№22 Обелиск на перевале Большой Урал

Столб находится на перевале Большой Урал по Серебрянскому тракту, к западу от Нижнего Тагила. Знак поставлен в 1967 году в честь 50-летия Великого Октября рабочими леспромхоза Синегорский (автор проекта А.А. Шмидт). Основу сооружения составляет стела из листовой стали. Высота ее 9 метров. На верхней грани стелы металлические серп и молот. Координаты: 57°53"43.1″N 59°33"53.6″E .

№23 Обелиск у станции Хребет Уральский

Знак установлен на перроне о. п. Хребет Уральский Горнозаводской ж. д. в 2003 г. в честь 125-летия Свердловской железной дороги. Координаты: 58°24"44.1″N 59°23"47.4″E .

№24 276-й км Горнозаводской железной дороги.

Одинаковые металлические фермы в виде трехгранных пирамид установлены по обе стороны железнодорожного полотна в 1878 году при строительстве железной дороги. Ребра пирамид изготовлены из рельсов, применявшиеся при строительстве дороги. До революции в камеры в верхней части обелисков устанавливали керосиновые фонари и зажигали их по ночам. Координаты: 58°24"06.0″N 59°19"37.4″E .

№25 Обелиск у деревни Кедровка

Памятный знак установлен на перевале у горы Кедровка на небольшой поляне на 27-м километре дороги. Выполен он в виде часовни из чугунного литья. Когда-то купола были позолочены, а на шпиле был установлен царский герб.
В гражданскую войну обелиск был разрушен, часть деталей утеряна. В 1970-х годах силами туристов Нижне-Салдинского завода обелиск был восстановлен. Координаты: 58°11"21.2″N 59°26"04.5″E .

№26 Обелиск на главном Уральском хребте

В 1973 году около поселка Теплая гора проводился областной слет туристов, тогда же на старой дороге Теплая гора-Качканар был установлен обелиск «Европа-Азия» в виде ракеты из металлолома, увенчанной рельефным металлическим гербом СССР. В 2000-х годах знак еще существовал, дальнейшая его судьба неизвестна.

№27 Обелиск на трассе Качканар-Чусовой близ поселка Промысла

Обелиск расположен у дороги Качканар-Чусовой в 9 км от поселка Промысла в сторону Свердловской области.
Обелиск по проекту Алексея Залазаева был установлен в 2003 году. Это один из самых больших обелисков, его высота — 16 м. Через дорогу от обелиска устроена смотровая площадка с начерченой на асфальте линией, обозначающей границу частей света. Координаты: 58°33"42.3″N 59°13"56.5″E .

№ 28 Знак «Европа-Азия» у села Елизавет

На старом демидовском тракте, у села Елизаветинского стоит знак «Европа-Азия». Он представляет собой деревянный столб с указателями частей света. Подробности возникновения знака точно неизвестны. По одним данным знак устновлен в 1957 году супругами М.Е. и В.Ф. Ляпуновыми, по другим — в 1977 году лесником Черноисточинского охотохозяйства . Координаты: 57°47"20.9″N 59°37"54.7″E .

№29 Обелиск у поселка Кытлым

В 8 км от пос. Кытлым на дороге, ведущей в Верхнюю Косьву, находится еще один обелиск «Европа-Азия», установленный в 1981 году работниками Южно-Заозерского прииска. Нижняя часть обелиска — стальная труба диаметром 30 см. Верхняя часть — плоская металлическая фигура, напоминающая стрелку-указатель. Координаты: 59°29"27.9″N 58°59"23.5″E .

№30 Обелиск у подножья Казанского Камня

По дороге из Североуральска к водопадам на реке Жиголан, у подножья Казанского камня. Координаты: 60°03"56.1″N 59°03"41.3″E .

№31 Знак на горе Неройка

Знак расположен на Приполярном Урале неподалеку от поселка Саранпауль на перевале Щекурьинский проход по водоразделу рек Большой Паток и Щекурья в районе горы Неройка (1646м). Установлен рабочими Неройского рудника. Координаты: 64°39"21.1″N 59°41"09.4″E .

№32 Газопровод "Сияние севера" на Приполярном Урале
Установлен газовиками, находится на дороге, идущей из поселка Вуктыл вдоль газопровода «Сияние Севера» на центральную базу природного парка Югыд-ва. 63°17"21.8″N 59°20"43.5″E .

№33 Обелиск у станции Полярный Урал

Обелиск в форме столба шестигранного сечения у станции Полярный Урал (железнодорожная ветка между Воркутой и Лабытнанги) был установлен в 1955 году. Обелиск венчал шар с серпом и молотом. Весь столб был раскрашен полосами черного и желтого цвета, идущими спирально сверху вниз, напоминая старинные верстовые столбы. В 1981 году обелиск реконструировали. Обелиск находится на водоразделе Полярного Урала: на запад начинает свой путь река Елец, на восток — река Собь. В древние времена это был самый известный путь через Камень (Уральский хребет) в Сибирь. Координаты: 67°00"50.2″N 65°06"48.4″E .

№ 34 Обелиск на берегу пролива Югорский Шар

Самый северный знак находится на берегу пролива Югорский шар в месте наибольшего сближения острова Вайгач с материком примерно в двух километрах от полярной станции "Югорский Шар". Знак был установлен 25 июля 1975 г сотрудниками Северного филиала Географического общества и участниками экспедиции на катере «Замора», повторявшей путь поморов от Архангельска до Диксона. Знак представляет собой деревянный столб с укрелленным на вершине металлическим листом с надписью "Европа-Азия", к столбу прибита цепь с якорем. Координаты: 69°48"20.5″N 60°43"27.7″E .

Спустя 37 лет создатели знака восстановили его.

Фото - пользователь e1.ru LenM

№35 Крайняя Восточная точка Европы

Местоположение точки еще в 2003 году определила группа туристов при поддержке "Российской газеты", тогда же установили памятный знак (на фото). Впоследствии и знак, и географическое расположение пункта были утрачены. В 2015 году участники специально организованной экспедиции восстановили координаты, в 2016 году обещают поставить новый обелиск.

Точка находится в водораздельной зоне района между озерами Малое Щучье и Большое Хадата-Юган-Лор, на границе Ямало-Ненецкого АО и Республики Коми. Координаты: 67°45"13.2″N 66°13"38.3″E .

№36 Знак у истока реки Печоры

Плоский чугунный круг в виде земного шара. Координаты: 62°11"56.2″N 59°26"37.1″E .

№37 Знак на высоте 708,9 к северу от горы Яныгхачечахль

Самодельный деревянный знак, расположен к северу от Ивделя, на приполярном Урале. Координаты: 2°01"47.6″N 59°26"07.9″E .

№38 Знак на границе Свердловской области, Пермского края и республики Коми, на горе Саклаимсори-Чахль

Место, где встречаются Европа, Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трех великих рек - Оби, Печоры и Вогли. Знак установлен 25 июля 1997 года по инициативе Геннадия Игумнова, занимавшего в то время должность губернатора Пермской области. Координаты: 61°39"47.3″N 59°20"56.2″E

№39 Знак на перевале через Поповский увал

Установлен на высоте 774 м на дороге из Ивделя на Сибиревский приииск. Столб двуликий - с одной стороны европейское лицо, с другой азиатское. Координаты: 60°57"39.9″N 59°23"05.5″E


№40 Знак у поселка Павда

Черно-белый столб стоит на развилке трех лесных дорог - на Павду, Кытлым и Растёс. Координаты: 59°20"00.0″N 59°08"55.3″E

№41 Знак у горы Колпаки

Обелиск разрушен в 2000-х годах, остался только постамент. Находится на дороге от пос.Промысла на север, на развилке Медведка-Косья. Координаты: 58°38"25.0″N 59°10"41.0″E .


Фото - Lyudmila K, mail.ru


Фото - UralskiSlon, wikimapia.org

№42 Обелиск у поселка Баранчинский

Установлен на лесовозной дороге к западу от поселка Баранчинский, к югу от горы Кедровка. Отлит из чугуна на Баранчинском электромеханическом заводе по проекту А.Никитина в 1996г. Координаты: 58°08"39.0″N 59°26"51.7″E .


Фото - veter423, wikimapia.org

№43 Знак у горы Билимбай

Деревянный знак с названием хребта Веселые горы установлен в 2012 г. на восточном склоне горы Билимбай у обочины лесовозной дороги Черноисточинск-Большие Галашки. Координаты: 57°32"44.9″N 59°41"35.0″E .

№44 Знак на дороге из Карпушихи к скале Старик-камень

Самый скромный и неприметный знак "Европа-Азия" из всех - просто деревянная табличка с вырезанными буквами. Координаты: 57°28"55.0″N 59°45"53.3″E .


Фото - wi-fi.ru

№45 Знак "Голуби" на горе Котел

Установлен ко Дню Пограничника в мае 2011 года туристами из Екатеринбурга и Новоуральска, проект П.Ушакова и А.Лебедкиной. Голуби символизируют любовь и дружбу между двумя континентами. Координаты: 56°58"18.0″N 60°06"02.0″E .


Фото - dexrok.blogspot.ru.

№46 Обелиск у села Мраморское

Самодельный обелиск из мрамора установлен в 2005 году В.Г.Чесноковым и В.П.Вилисовым, впоследствии разрушен. Координаты: 56°31"36.3″N 60°23"35.3″E .

№47 Знак на дороге Косой брод-Асбест

Полосатый столб установили в 2007 году участники клуба "Вояджер". Он находится сравнительно недалеко от Екатеринбурга , к востоку от Полевского, только добираться до него лучше на внедорожнике. Координаты: 56°28"40.6″N 60°24"06.1″E .


Фото - Dvcom, wikimapia.org

№48 Беседка близ Полевского

На столбах вырезаны надписи "Европа" и "Азия". Беседка установлена в 2001 году Полевским лесхозом. Как и предыдущий знак, находится недалеко от Екатеринбурга , на дороге между городом Полевской и послеком Станционный-Полевской, у развилки возле коллективных садов. Беседка стоит далеко от официальной географической границы Европы и Азии. Граница проходит по водоразделу бассейнов Оби и Волги, который расположен гораздо восточнее. Координаты: №49 Знак в истоке реки Урал

Табличка "Здесь начинается река Урал" установлена в 1973 году самодеятельной группой. Чугунный знак "Европа-Азия" и мостик через исток появились гораздо позже. Координаты: 54°41"39.9″N 59°24"44.7″E .

№50 Знак в Орске на мосту через Урал

По обеим сторонам автомобильного моста через реку Урал размещены простые таблички с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 51°12"38.0″N 58°32"52.0″E .


№51,52,53 Дорожные знаки в Магнитогорске

Жители Магнитогорска ежедневно ездят на работу в Азию, а вечером возвращаются домой в Европу, потому что жилые районы и Магнитогорский металлургический комбинат находятся на разных берегах Урала. Всего в Магнитогорске четыре моста через Урал, которые здесь называют "переходами", ведь они соединяют между собой целые части света. Обелиск №8 расположен у Центрального перехода, еще есть Северный переход, Южный переход и Магнитный переход (он же Казачья переправа). На каждом мосту, кроме короткого Северного, установлены дорожные знаки, отмечающие границу Европы и Азии. Координаты: Центральный переход 53°25"20.0″N 59°00"35.5″E ; Магнитный переход 53°22"40.4″N 59°00"18.3″E ; Южный переход 53°23"53.4″N 59°00"05.5″E .

Знак на Южном переходе:

№54 Дорожный знак в селе Кизильское

Кизильское находится в 90 км от Магнитогорска. Знаки установлены с обеих сторон моста через реку Урал. Координаты: 52°43"18.4″N 58°54"24.4″E .


Фото - ant-ufa.com.

№55 Знак на старой билимбаевской дороге

Мраморный обелиск с надписью "Здесь будет установлен знак Европа-Азия в честь строителей города" установлен на западном склоне горы Медвежка близ Новоуральска. Координаты: 57°11"27.1″N 60°02"37.5″E .

№56 Обелиск в Нефтекумске "45 параллель"

Город Нефтекумск находится в Ставропольском крае. Современный европейский город посреди дикой азиатской степи. По одному из вариантов, граница Европы и Азии проходит по Кумо-Манычской впадине между Каспийским и Черным морями. Знак установлен в 1976 году и размещен на гербе города. Координаты: 44°45"14.3″N 44°58"40.0″E .

№57 Знак в Ростове-на-Дону

По одной из версий граница Европы и Азии проходит по фарватеру Дона. В 2009 году власти Ростова-на-Дону объявили конкурс на разработку знака "Европа-Азия", но идея так и не получила воплощения. Неофициальный знак находится возле гостиницы "Якорь". Примерные координаты: 47°12"47.8″N 39°42"38.5″E .


Фото - М А Р И Н А, fotki.yandex.ru.

№58 Обелиск в Уральске, Казахстан

Обелиск расположен у моста через реку Урал, на географинчской границе Европы и Азии. Установлен в 1984 году по проекту архитектора А.Голубева. Представляет собой вертикальную стелу, облицованную белым и серым мрамором, сверху на которой покоится голубой земной шар с золотистой короной в виде надписи "Европа-Азия". Координаты: 51°13"18.0″N 51°25"59.0″E .

№59 Беседки в Атырау, Казахстан

По обеим сторонам моста через реку Урал установлены беседки с надписями "Европа" и "Азия". Координаты: 47°06"18.0″N 51°54"53.1″E .

№60 Босфорский мост в Стамбуле, Турция

Стамбул разделен на европейскую и азиатскую части Босфорским проливом. Босфорский мост - первый висячий мост через пролив, установлен в 1973 году по проекту российского инженера Олега Александровича Керенского. С обеих сторон перед мостом установлены таблички "Welcome to Europe/Asia". Координаты: 41°02"51.0″N 29°01"56.0″E .


Фото - Erdağ Göknar.

На сегодня это все известные знаки, отмечающие границу Европы и Азии.


Читайте нас в

Путешествие от столба к столбу (Билимбай — родина ракетного самолета, святые источники в Тарасково, Дедова гора и озеро Таватуй).

Несмотря на то, что внешних государственных границ через Екатеринбург не проходит, мы все по нескольку раз в день имеем возможность сновать из одной части света в другую. Вероятно, это «хронически пограничное» состояние особым образом влияет на уральский менталитет. Граница Европы-Азии – это наш Гринвич (который точка отсчета), это наш экватор (отсекающий неудачную половину) и вечный источник движения. Ведь постоянно хочется узнать: а что там, с другой стороны? Лучшая жизнь – или новое приключение?

Географический энциклопедический словарь приводит несколько вариантов проведения границы: по восточным подножиям или по гребням Урала. Однако эти понятия не являются достаточно строгими. Наиболее корректным с научной точки зрения является подход, сформулированный Татищевым. Он предложил провести границу двух частей света по водоразделу Уральских гор. При этом водораздельная линия имеет сложный характер и может смещаться.

Сейчас на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия . Первый (№1) – новодел (2004 г.) на 17 км Московского тракта, который все знают, мы проехали без остановки. О правильности установки этого знака много споров. Ему приходится принимать максимальное количество официальных делегаций – безусловно, для мероприятий место удобное. Из интересного — в постамент заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).

На подъезде к Первоуральску с московского тракта (справа, не доезжая метров 300 до стелы с названием города) – следующий знак (№2).


Первоначально этот монумент располагался у горы Берёзовой на старом московском (Сибирском) тракте, примерно в 300 м на северо-восток от нынешнего места, но был перенесен. Рядом со знаком — родничок и табличка «начало маршрута».


Очень похоже, что эта тропинка ведет через лес к следующему знаку (№3) – самому величественному, установленному у горы Березовой в 2008 г. вместо этой четырехгранной пирамиды. Он примечателен тем, что считается первой (самой ранней) «пограничной» меткой разделения Европы с Азией, установленной на Урале. Мы едем к нему на машине: доезжаем до Первоуральска и по старому московскому тракту примерно 1 км возвращаемся назад.

Вероятнее всего это произошло в 1837 г., как указано на чугунной плите у подножия монумента. Здесь, на высшей точке Сибирского тракта, останавливались сосланные в Сибирь, прощались с Россией и брали с собой горсть родной земли.


Сначала был установлен деревянный памятник в виде острой четырехгранной пирамиды с надписями «Европа» и «Азия». Затем (в 1846 г.) он был заменён на мраморную пирамиду с царским гербом. После революции его разрушили, а в 1926 году воздвигли новый из гранита — тот, который сейчас перенесен на новый московский тракт, на въезде к Первоуральску. В 2008 г. на этом месте построили новую стелу.

В двух км от этого столба, на северном склоне горы Берёзовой, на железнодорожной станции (остановочном пункте) «Вершина» стоит еще один (№4), самый аутентичный обелиск. Автомобильной дороги к нему почти нет – но в летнее время пешком можно прогуляться. Стоя у этого (и только этого) монумента, можно наблюдать, как по стальной магистрали тяжеловесные поезда с грузом из Сибири преодолевают уральский хребет.



Он возник вместе с чугуноплавильным заводом, построенным графом Георгием Строгановым. В своё время это был единственный завод на Среднем Урале, принадлежавший клану Строгановых.

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» — знание, «бай» — богатый, т.е. «богатый знаниями»). Постепенно название трансформировалось в Билимбай. Строгановы начали строительство в 1730 году. А 17 июля 1734 года завод выдал первый чугун.

В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Чугун и железные доски, изготовленные под молотом, весной сплавлялись по рекам Чусовой и Каме в вотчины Строгановых. В устье Билимбаевки была устроена пристань. По объёму выплавляемого чугуна и рациональному ведению хозяйства завод с первых лет существования работал ровно и стал одним из самых организованных и высокоразвитых на Урале.

Билимбаевский пруд — одно из главных украшений поселка. Во время сплава барок по Чусовой Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда, его роль была куда скромнее, чем роль Ревдинского пруда. Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский — лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды давали и того меньше.


Википедия называет Билимбай колыбелью советской реактивной авиации . В 1942 году в Билимбае проводились испытания первого советского истребителя-перехватчика БИ-1 . А вот о конкретном месте проведения работ источники приводят противоречивую информацию: то ли это был полуразрушенный цех бывшего чугунолитейного завода, остатки которого на берегу пруда сохранились и по сей день, то ли Свято-Троицкий храм (в советское время — клуб труболитейного завода). Начну с наиболее правдоподобной версии (на основе документальных книг, изданных по воспоминаниям участников событий).

Во время войны в Советском Союзе часть авиазаводов и конструкторских бюро эвакуировали на Урал. КБ Болховитинова, создавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем БИ-1, оказалось в Билимбае.

По данным Википедии, БИ-1 (Березняк - Исаев, или Ближний Истребитель) — первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Разработка была начата в 1941 в КБ завода № 293 в г. Химки. Время полёта самолёта могло быть всего от 1 до 4 минут. Однако, при этом, самолёт имел необычайно большую для того времени приемистость, скорость и скороподъемность. Именно исходя из этих особенностей стало ясно будущее назначение самолёта - перехватчик. Концепция «быстрого» ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт - одна быстрая атака - посадка на планировании» выглядела привлекательно.

В ходе испытаний в режиме планера в сентябре-октябре 1941 было проведено 15 полетов. В октябре 41-го принято решение об эвакуации завода на Урал. К декабрю 1941 доводка самолёта была продолжена на новом месте.

До прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. А рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную в 1840-х годах только что созданной в то время сеялкой Шульца.

Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Недалеко от Билимбая (примерно в трех километра вверх по Чусовой) находится камень Дюжонок — главная природная достопримечательность поселка. Но в наш авто-маршрут эта точка не вписывалась — мы направляемся в сторону Тарасково. И на пути встречаем пятую за сегодня пограничную метку «Европа-Азия» .

Самую хулиганскую из всех встреченных когда-либо (что тут делает одиноко стоящий автомобиль нам неизвестно). Обелиск находится в паре км от деревни Починок (едем до пересечения с ЛЭП), на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Сколько раз мы в этот день нарушили границу – считать не стали. По дороге домой это случилось еще не единожды, но уже вне охранной зоны пограничных столбов☺.

Далее прямо по курсу у нас – село Тарасково . С давних пор оно славится источниками с чудодейственной водой. Желая исцелиться, ежегодно сюда приезжает большое количество паломников не только с Урала, но и со всей России и даже из-за границы.

Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Тарасково хранит на своей земле множество святынь и чудотворных источников. На сайте http://www.selo-taraskovo.ru/ можно изучить список и ознакомиться с историями чудесных исцелений, рассказанных паломниками.

Святых источников на территории монастыря и в окрестностях несколько.

Главный почитаемый — источник Всецарицы, расположен на территории монастыря (к нему всегда выстраивается очередь). Воду разливает один из послушников. Здесь же есть оборудованное помещение, где можно раздеться и вылить на себя пару ведер святой воды.

Рядом со стенами монастыря в небольшой часовенке — источник в честь Николая Чудотворца (там обливаться нельзя – можно только набирать воду). Говорят, что расположенному в часовне колодцу уже более 120 лет… Купаться можно только за пределами монастыря — в источнике в честь св. преподобной Марии Египетской.

Он находится в примерно в километре езды, от монастыря надо повернуть направо по лесной дороге. Здесь построена хорошая купальня с оборудованным спуском в воду.

Пишут, что «вода в источнике холодна, как лед. Стоит задержаться на пару секунд при спуске в воду, как ноги начинает неимоверно ломить от холода. Неудивительно, что после такого купания активизируются защитные ресурсы организма и можно избавиться от болезней».

Здесь просто любовались красотами… и удивлялись, как в столь благолепных местах сохранились столь неухоженные, дикие постройки…

Самозахватом попахивает, но вид…

Впереди – самая живописная часть нашего маршрута. Из Тарсково через Мурзинку, Калиново едем к озеру Таватуй .

Это одно из самых красивых и чистых озер нашего края.

Его по праву часто называют жемчужиной Среднего Урала. Со всех сторон озеро окружено горами.

Солнце светит, море плещет – красота. Ничего, что в 20 км отсюда рыбаки сидят на льду? Вот такой он, Урал, загадочный.

На западном берегу между Калиново и Приозерным находится Невьянский Рыбзавод. В Таватуе удачно разводят различные сорта рыб (сиг, рипус и др.). В советское время на озере велась промысловая добыча рыбы, за день добывали до нескольких десятков центнеров рыбы. Сейчас столько рыбы здесь нет, но на уху наловить можно.

и доезжаем до юго-восточного мыса (скорее это смотровая площадка, обозначенная в навигаторе как «кемпинг»), близ г. Высокая на восточном берегу.

Здесь на озере видно целую группу островов. Чудесные виды.

Подъехав с запада, мы обогнули южную часть озера и доехали до поселка Таватуй на востоке. Это первое русское поселение на озере, основанное переселенцами-старообрядцами (вторая половина XVII века). Возглавил старообрядческую общину Панкратий Клементьевич Федоров (Панкратий Таватуйский).

В селе Таватуй в XIX веке бывал и известный уральский писатель Мамин-Сибиряк. Вот как он описал знакомство с этими местами в очерке «Отрезанный ломоть»: «По верхотурскому тракту нам пришлось ехать сравнительно недолго, и после двух кормежек мы свернули с него влево, чтобы проехать «прямой дорогой» озерами… Эта глухая лесная дорога, существующая только зимой, необыкновенно красива… В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина, как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками, через которые брезжит синеющая даль. И хорошо, и жутко, и хочется ехать по этой лесной пустыне без конца, отдаваясь специально дорожным думам.…»

, 60.181046

гора Дедова: 57.123848 , 60.082684

Обелиск /"Европа-Азия/" Первоуральск: 56.870814 , 60.047514