Конспект занятия по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи знакомство со звуком и буквой. Конспект группового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи на тему «Звук и буква П

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Конспект составлен для детей средней группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. Третий период обучения.

Тема: Звук и буква П

Цель :

  • познакомить со звуком [п], буквами П, п.

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Уточнение и расширение словаря по теме «Весна. Признаки весны». Ознакомление с буквой П. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи.

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми.

Оборудование.

  • Магнитные кружки и раздаточный материал для звукового анализа и синтеза, счетные палочки, картинка поезд с прорезями для букв, буквы для поезда, изображение пройденных букв на плоскостных воздушных шариках, сюжетные картинки «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, кубики Зайцева.

Ход занятия

1. Организационный момент «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет.

Ребята, здравствуйте! Сейчас мы с вами настроимся на занятие, сосредоточимся. Я буду говорить о времени года, сядет тот, кто скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. (Логопед обращается к каждому ребенку)

На улице всё тает, и появляются ручейки…

Перелетные птицы улетают в теплые края…

Люди загорают и купаются в реке…

Дети катаются на лыжах и санках…

Молодцы, вы были очень внимательными и не сделали ошибок.

2. Объявление темы занятия.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, познакомимся с новой буквой, будем учиться читать.

3. Рассказывание логопедом стихотворения. [Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.]

Посмотрите внимательно на картинку и послушайте стихотворение.

Поля Павлу погремушку
Положила под подушку.

Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Со звуком [п].

Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?

Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.

Верно, ребята мы сегодня познакомимся со звуком [п] и буквой П.

Узнаем, что это за звук и как выглядит буква П. Готовы?

4. Анализ артикуляции звука [п].

Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Это согласный звук.

Давайте проверим, можно его петь или нельзя?

Его нельзя петь.

А почему нельзя спеть? Что мешает: губы, зубы или язык?

Мешают губы, они плотно закрыты и не дают воздуху свободно выходить

Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]? Синим кружком.

Правильно.

5. Упражнение «Внимательные ушки» . [Развитие фонематического восприятия.]

Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков. (Я буду говорить, а вы будете хлопать (ловить), если услышите звук [п]: п, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп.

Отлично. Вы были очень внимательными и без ошибки услышали и поймали все звуки [п].

6. Упражнение «Что получится?» [Формирование навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом (кружками красного и синего цвета) для звукового анализа.

А сейчас мы поиграем в игру «Что получится?» Эта игра научит вас соединять звуки и превращать их в слоги, а так же обозначать их нужными цветами.

Если я сначала произнесу звук [а], потом звук - [п]. Что получится? Ап.

Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким звук [п]?

Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] - синий.

Логопед выкладывает схему слога на магнитной доске, положив слева красный кружок, а справа - синий.

Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Уп.

Обозначьте звуки кружками, выложите схему.

Дети выполняют задание, выкладывая кружки перед собой на столе.

Молодцы! Разберите схему. Если я произнесу [п], потом - [а], что получится? Па.

Выложите схему.

Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом - [па], что получится? Папа.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Вы научились соединять звуки в слоги и составлять цветовые схемы.

7. Знакомство с буквой П. [Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.]

Со звуком [п] мы познакомились, теперь давайте посмотрим, как выглядит буква П.

Посмотрите на картинку. Вы видите букву П. Почему она синего цвета?

Она согласная.

Верно. Из скольких палочек она состоит? Из трех.

Правильно. Сложите букву П из палочек.

Дети выполняют задание.

Какую букву вы написали? Букву П.

8. Подвижная игра «Живой конструктор»

Ребята, давайте теперь поиграем в игру живой конструктор. Сейчас мы из ребят будем выкладывать букву П, чтоб запомнить как она выглядит. Выходите на ковер.

Сколько детей нужно, чтоб сложить букву П? Три ребенка.

Как мы разместим детей на ковре?

Два ребенка лягут ровно, как столбики, а один ребенок сверху, как шляпка.

Молодцы! Отличная получилась буква П. Теперь вы знаете, как она пишется и ни с чем не перепутаете.

9. Динамическая игра «Вспомни слово». [Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук).]

А теперь игра «Вспомни слово». Давайте встанем в круг и вспомним, как вы можете придумывать слова на заданный звук. Я покажу вам букву, на шарике. Мы будем передавать шарик с буквой, к кому он попадет, тот должен придумать слово на этот звук и передать шар дальше.

Звук [а]. Аист. Астра. Алла. Алик.

Звук [у]. Улей. Утка. Ушки. Улица.

Звук [о]. Ослик. Осень. Оля. Обруч.

Звук [и]. Ира. Искры. Иглы. Индюк.

Молодцы, ребята! Вы смогли вспомнить и назвать слова, на любой звук.

10. Игра «Веселый поезд». [Совершенствование навыка чтения слогов и слов.]

Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы.

К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

Верно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось? Па.

Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой А и возьму вагончик с буквой У, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой п. Что получилось? Уп.

Аналогично составляются и читаются еще 2-3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.

Но наш вагончик может возить не только буквы, но и слоги. Прочитайте, какой слог привез первый вагончик. Па.

А второй? Па.

Какое слово привез наш поезд? Папа.

Кого вы видите на картинке? Прочитайте слово под ней. Папа.

11. Работа в тетради №3. [Развитие тонкой моторики, совершенствование навыка печатания.]

Ребята, а сейчас мы с вами будем учиться печатать букву П.

На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы П, п. Каким карандашом вы обведете и раскрасите их? Синим.

Почему? Буква П - согласная.

Выполняйте задание.

Дети выполняют задание. Логопед следит за тем, чтобы они сидели правильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.

Какие предметы нарисованы у вас в тетради?

Пальма, попугай, помидор.

С какого звука начинаются эти слова?

Со звука [п].

Верно. Вы раскрасите эти картинки вечером, после того как пополдничаете. А сейчас возьмите простые карандаши. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я пишу ее на доске. (Показывает.) Сначала я пишу сверху вниз палочку, рядом с ней другую, а потом соединяю их перекладиной слева направо. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.

Дети пишут букву в тетради, логопед оказывает им помощь.

Ребята, вы научились писать букву П самостоятельно. Молодцы!

12. Работа с кубиками Зайцева.

Ребята, пойдемте на ковер, поиграем с кубиками Зайцева, на которых написаны разные буквы и слоги и найдем слоги со звуком [п].

Найдите слог ПА, теперь ПО, ПУ.

А теперь давайте составим букву П из кубиков.

Пояснительная записка

Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и начальному обучению грамоте детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

Логопедическая работа при любой патологии речи должна строиться с учетом ее патогенетических механизмов.

У детей с патологией опорно – двигательного аппарата в процессе обучения возникает целый ряд трудностей при усвоении программного материала.

Эти трудности обусловлены определенными причинами, к числу которых относятся:

— нарушения звукопроизношения

— нарушение просодической стороны речи

— искаженное развитие фонетико-фонематической системы

— нарушение лексико-грамматического строя речи

— недоразвитие пространственных представлений

— нарушение зрительного восприятия

— несформированность временных представлений и др.

Предложенный конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в овладении элементам грамоты и формированию фонетической стороны речи построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Применение различных игр и упражнений позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала, что в конечном итоге обеспечивает лучшее запоминание и усвоение.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими. Одновременно с закреплением правильного произношения звука разнообразные игры развивают фонематическое восприятие, упражняют в звуковом анализе и синтезе, закрепляют навык написания букв, обогащают словарь, совершенствуют связную речь, воспитывают умение работать самостоятельно и таким образом всесторонне готовят дошкольника к обучению грамоте.

Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.

С учетом психоэмоциональных, речевых, двигательных особенностей в содержание занятия включены упражнения направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Логопед приглашает детей в увлекательное путешествие по очень необычной стране. На занятии дети уточняют характеристику звуков (П), (Пь) по артикуляционным и акустическим признакам, поют, определяют место звука в слове, знакомятся с буквой (П), выполняют игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, развивают мелкую моторику пальцев.

Данное занятие направлено на выработку умения дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие – глухие, твердые – мягкие.

Задания выполнены на индивидуальных карточках (предварительно заготовленный раздаточный материал в виде предметных картинок), так как внимание детей концентрируется на данном объекте и позволяет лучше сосредоточиться. Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии несет положительный эффект.

Конспект занятия «Звуки (П — Пь), буква П»

Цель :

  • Продолжить знакомство со звуками П и Пь, учить давать характеристику звуку.
  • Формировать навыки фонематического восприятия.
  • Формировать умение находить место звука в слове.
  • Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
  • Познакомить с буквой П.
  • Развивать мышление, произвольное внимание.
  • Развивать графические навыки.

Оборудование:

  • Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
  • Предметные картинки на изучаемый звук.
  • Предметные картинки на звук (П) (с липучками), любые другие картинки.
  • Каточки для игры «Звуковая мозаика». Карточка разделена на 12 квадратов: 4х3.
  • Тактильная дорожка, выполненная из гороха (количество дорожек по числу детей).
  • Кубики синего и зеленого цвета
  • 2 столика, 2 скатерти синего и зеленого цвета
  • Игрушки: паучок, пингвин
  • Бархатная бумага, шерстяные нитки.
  • Cчетные палочки.
  • Карточки-сюрпризы: буква П и Пь

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Ну, конечно…..

Дети: Паучок.

Логопед. Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Как зовут его?

Дети: Пингвин.

Также интересное занятие логопеда в старшей группе:

  1. Сообщение темы

Логопед. Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК?

Дети: Звук П.

Логопед. Какой первый звук в имени ПИН?

Дети: Пь.

Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П . Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки?

Дети: Звук П – твердый, звук Пь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки П и Пь согласные, глухие.

Логопед: Докажите, что звуки П и Пь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы.

Логопед. Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед. Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

  1. Развиваем фонематический слух

Логопед. Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кубик, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

Логопед. Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь , когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

Логопед . ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

Логопед .Что у тебя?

Ребенок: У меня пуговица.

Логопед . Кому дашь?

Ребенок: Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

Логопед. Молодцы! Все картинки разложили правильно.

  1. Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звуки П и Пь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (Логопед раздает детям предметные картинки:

П п латье, лоп ата, сап оги, п оезд, п осуда, реп а

Пь – ап ельсин, п иджак, п етух, кирп ичи, п ила, п ижама

Логопед: Где ты слышишь звук П (Пь) в слове ЛОП АТА, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук П (Пь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

  1. Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

— Определи, какой в слове первый звук П или Пь ?

— Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: перчатки, поезд, пират; повар, пальма, письмо; подушка, пироги, пила; печь, посуда, полка; парусник, почтальон, пион; пижама, перчатки, помидор)

  1. Физкультминутка.

Логопед. ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Два веселых друга гуляли по двору (имитация движений)

Два веселых друга затеяли игру.

Делали головками: пик, пик, пик. (наклоны головой влево — впараво)

Хлопали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп. (имитация движений)

Топотали ножками: топ – топ – топ.

  1. Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь ) и получи новое:

точка – п очка речка — п ечка

карта – п арта лесок — п есок

тачка- п ачка леченье — п еченье

волк – п олк зеленка — п еленка

щелка – п олка лесенка — п есенка

галка – п алка лекарь – п екарь

  1. Развиваем фонематический анализ.

Логопед . Игра «Звуковая мозаика».

Приготовьте карточки для игры «Звуковая мозаика». Слушайте внимательно и определяйте звуки старательно.

(Логопед называет слова, а дети определяют звуки П – Пь в словах и в каждый квадрат ставят соответствующий символ звука.)

Слова: п одушка, п оезд, п альто, п они

п алка, п ион, п илот, п ушка

п очта п екарь, п ианино, п арашют

— Какие слова на звук Пь вы запомнили?

— Что напоминает этот узор? (Буква П)

9.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед. П – похожа на пенек Подходящие ворота

Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

— определяем левую – правую стороны бумаги, верх – низ.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

— Ниточки одинаковые или разные? (2 длинные, 1 короткая)

(Выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе; выкладываем букву из счетных палочек.)

  1. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Паучок Пак и пингвин ПИН приготовили вам подарки: буквы П вы раскрасите дома: большую — синим карандашом, а маленькую – зеленым.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»

Должность: учитель – логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ Детский сад – 108 «Снежинка»
Месторасположение: Республика Карелия г. Петрозаводск

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П, п

учитель 1 класса МБОУ СОШ с.Новоалександровка

Александрово-Гайского муниципального района

Саратовской области

Кабанова Александра Викторовна


Цели деятельности педагога: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; организовать работу по ознакомлению с буквой П, п , по соотнесению своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом звукового анализа, моделью качественной характеристики звука, понятием «твёрдые и мягкие согласные»); научить правильно употреблять термины и понятия по теме, выполнять звуковой анализ слов «печка», «пушка»; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают буквы П, п ; умеют употреблять термины и понятия по теме; выполнять звуковой анализ слов; читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя; понимают содержание прочитанного, эмоционально реагируют на события произведения В. Осеевой «Просто старушка» по вопросам учителя.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; логические – сравнение слов; составление слова по выделенным звукам.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные : различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.).

Ход урока

    Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте,
все в порядке:
Книги, ручки
и тетрадки?

Отгадайте загадку :

Он с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он весёлая игрушка, И зовут его … (Петрушка).

Сегодня Петрушка поведёт нас в страну Букварию, в которой мы познакомимся с новой буквой.

А для начала давайте поиграем в игру «Найди лишнюю букву»


Какие звуки звучали чаще в этом стихотворении? (Звуки [п], [п’].) Достаточно ли полно мы знакомы с буквой п ? Какую учебную задачу поставили перед собой? Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу? (Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.)

II. Открытие нового знания.

    Звуковой анализ слова «посуда»

- Ребята, Петрушка приготовил для вас еще одну игру «Черный ящик»

Назвать предметы, которые находились в черном ящике. К чему относятся перечисленные предметы? (Посуда)

Покажите Петрушке, как вы выполняете звукобуквенный анализ слов.

2. Знакомство с буквой П, п .

Буква П на паровозе,

По полям и по лесам,

Птичкам песенки развозит,

Напевает: “Трам-пам-пам”.

Ребята, на что похожа буква «П»?

3. Игра « Соотнеси слово и рисунок».

Рассмотрите рисунки и прочитайте слова под ними. Укажите какое слово к какому рисунку относится!

4. Работа в группах.

Прочитайте слова. Составьте предложения из слов.

Пилот пилит на самолёте.

Плотник плавает пилой.

Капитан летает на плите.

Повар варит на корабле.



Ребята, покажите нам, что у вас получилось?

Пилот летает на самолёте.

Плотник пилит пилой.

Капитан плавает на корабле.

Повар варит на плите.

Назвовите, имена известных людей, которые начинаются с буквы «П»(слайд)


Физминутка (с использованием ИКТ)

III. Первичное закрепление (усвоение нового способа действия при решении учебной задачи с их проговариванием во внешней речи).

1. Работа по учебнику (фронтальная). Чтение слогов и слов

Петрушка работать не любит, всё бы ему игры да развлечения. Вот и угодил в яму ошибок. Давайте его спасать.

Прочитайте слоги.

Прочитайте первую пару слов.

Сравните эти слова. Определите, что у них общего. Чем они различаются?

Как можно составить второе слово из первого? (Прочитать слово справа налево.)

Прочитайте пары слов и проведите сравнение в каждой паре.

Прочитайте последнее слово правого столбика так, чтобы ударение падало на первый слог, на второй слог.

Что обозначают слова «по́лки» и «полки́». (По ́лки – это предметы мебели, полки́ – это воинская часть.)

Рассмотрите слогоударные схемы и прочитайте только те слова, которые подходят к первой схеме. А ко второй схеме?

2. Работа с текстом .

Прочитайте текст «Папа».

О какой профессии этот текст? (О плотнике.)

Летят опилки белые, Летят из-под пилы! Это плотник делает Рамы и полы.

Какие ещё профессии начинаются на букву п ? (Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.)

3. Работа по учебнику в парах .

IV. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий на отработку нового способа действия по рабочей тетради «Я учусь писать и читать»; соотнесение с эталоном для самопроверки.

V. Включение в систему знаний (закрепление и обобщение).

1. Игра «Составь новые слова»

Петрушка. Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

Слово простокваша

Рот парк

сок коса

рост трава

каша вор

квас рак


VI. Итог урока. Рефлексия деятельности (фиксация нового содержания, изученного на уроке, неразрешённых затруднений как направлений будущей деятельности).

Петрушка исчез, а буква П осталась.

Для родного словаря

Постаралась П не зря!

Попугай, петух и пёс,

Персик, праздник, пылесос,

Пенка, плач, пурга и птица,

Буква П нам будет сниться!

Т. Синицына

Что нового узнали на уроке?

Дайте характеристику новым звукам.

Какие трудности довелось испытать? В какой деятельности, в выполнении каких заданий сомневаетесь, чувствуете себя неуверенными?

Доскажите словечко…

Веселятся Коля, Лена.

Это значит – … (перемена).

Светлана Агафонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква п»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук и буква П

Цель: Познакомить с буквой П

Развитие артикуляционного аппарата;

Учить подбирать слова на букву П;

Определять звук на твердость и мягкость;

Знакомство с буквой П;

Выкладывание буквы из палочек;

Чтение слогов с буквой П;

Печатание буквы по точкам в тетради в клетку.

1. Организационный момент

А)Развитие артикуляционной гимнастики

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу как самовар.

Пых-пых-пых-пых!

А теперь уж не зубами-

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па,па-па-па».

Б) Введение в тему

В:- Как пищат птенцы?

Д:- Пи-пи-пи

Как пыхтит каша?

В) Доскажите словечко

Он с бубенчиком в руке,

В красно-синем колпачке.

Он веселая игрушка,

И зовут его ….Петрушка.

Я- хозяйка разных снов

Про дельфинов,про слонов.

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь и на ушко

Вам нашепчет сны….подушка.

Г)Наоборот

(назови слова противоположные по смыслу (антонимы)

Я- антоним к слову зной,

Я в реке,в тени густой.

И в бутылке лимонада,

А зовут меня ….прохлада.

Я-антоним к слову смех,

Не от радости,утех.

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды,неудач.

Догадались?Это ….плач

В:-Ребята,какой звук вам часто встречался в словах?

Д:-Звук П.

В:-Произнесите этот звук. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?

Д:-Это согласный звук.

В:-Какой фишкой обозначают согласные звуки?

Д:-Синей фишкой

В:- Согласные звуки могут быть твердыми. Будем обозначать их синей фишкой.

В:- Согласные звуки могут быть мягкими. Будем обозначать их зеленой фишкой.

Д) Игра «Твердый -мягкий»

В:- У нас в гостях братья Тим и Том (Выставляются картинки братьев Тима и Тома)

Подберите для Тома картинки, названия которых начинаются со звука П, для Тима –картинки, названия которых начинаются со звука Пь.

(помидор,петух,паровоз,посуда,пингвин,попугай,письмо,пень)

Физминутка

Поднимись на носочки,если услышишь звук Т,

Присядь,если услышишь звук П.

Таня,Поля,Павлик,полка,торт,помидор,парк,такси,попугай.

2. Новая Тема

В:-Сегодня мы познакомимся с буквой П.

На хоккее,на футболе,

Буква П ворота в поле.

В:-Давайте рассмотрим ее. Из скольких палочек она состоит?

Д:-Из трех.

В:-Давайте и мы выложим эту букву из палочек. Почему я вам дала синие и зеленые палочки?

Д:-Ответы детей.

А)Закрепление новой буквы

Чтение слогов

АП,УП,ОП,ИП,ПА,ПУ,ПО,ПИ

В:-Рассмотри картинку и прочитай слово под ней

Печатание буквы П по точкам в тетради в клетку

3. Подведение итогов занятия

В:- Что нового узнали на занятии?

Д:- Познакомились с буквой П и узнали,что она согласная.

В:-Какие слова с буквой П вы запомнили?

Д:-Ответы детей.

Публикации по теме:

Тема: звук [ш] и буква Шш. Задачи: Образовательные: ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа.

Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» " Звук и буква "П" 1. Организационный момент: артикуляционная гимнастика звукоподражания 2. Введение в тему: Прилетел к нам, угадайте,.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К» Конспект по обучению грамоте в старшей группе «Звук К (К’, буква К». Цель: Закрепление правильного произношения звука «К», знакомство.

Звуки [П], [Пь], буква П

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].

Задачи :

    Образовательные:

    уточнить артикуляцию звуков [ П ], [ Пь];

    совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

    учить определять позицию звука в словах;

    познакомить детей с графическим образом буквы П;

    учить анализу и синтезу слогов АП, ОП, УП.

    Развивающие:

    развивать слуховую память, внимание и восприятие;

    развивать умение концентрировать внимание;

    развивать умение контролировать импульсивные действия;

    учить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившееся напряжение (гнев).

    Воспитательные:

    воспитывать навык четкого произношения звуков [ П ], | Пь|;

    воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: предметные картинки (почтальон, поросенок, петух); картинки для составления слов из первых звуков (перечисленные в ходе заня­тия); конверты с заданиями; буквы; зву­ковые домики; синие и зеленые фишки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Психогимнастика (позволяет детям снять эмоциональное напря­жение, корригирует эмоционально-волевую сферу).

Изобразите ссорящихся петухов.

Изобразите поросят, которые испугались волка.

Теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь, назовите друг друга ласково (После этого дети садятся).

    Сообщение темы занятия .

(Выставляется картина с изображением почтальона, демонст­рируются конверты.)

    Посмотрите, кто это? (Это почтальон)

    Что он нам принес? (Письма)

    Какой первый звук в слове «почтальон»? (Звук П)

- Какой первый звук вы услышали в слове «письма»? (Звук [Пь])

    Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? (О зву­ках [П], [ Пь ])

    Характеристика звуков [ П |. [Пь|.

    Произнесите звук [П]. Что вы видите? (Гу­бы сжимаются и разжимаются)

    Попробуйте прочесть звук [П].

    Получается? (Нет)

    Значит, звук [П| гласный или согласный? (Согласный).

    В какой домик мы его поселим? (В синий) (Демонстрируется синий домик)

    Положите руку на горло, произнесите звук . Голос спит или звенит? (Спит)

    Значит, звук [П] глухой или звонкий? (Глухой)

    Какой звук мы произносим твердо [П] или [ Пь ]? (Звук [П|)

    А как мы произносим звук [Пь]? (Мягко)

    Какое слово я вам называла, начинающееся с [Пь]? (Письмо)

    Звук [Пь] - братец звука [П], мы будем обозначать его зеле­ным кружочком и поселим в зеленом домике.

    А теперь скажите, какой звук [П]? (Согласный, твердый, глу­хой)

    Теперь поиграем (Развитие слухового восприятия). Я буду на­зывать звуки [П] [Пь], а вы будете поднимать синий кружочек, если услышите твердый звук, или зеленый, если услышите мягкий звук.

Пенал, петух, парта, пылесос, перчатка, пила, песня, пес, пчела, парк, поле, подарок, помидор, пятница, печка, Петя, павлин.

    Тренировочные упражнения, направленные на форми­рование четкого фонетико-фонематического образа звуков.

    Вы хотите узнать, кто прислал нам письма? (Хотим) Тогда отгадайте загадку. Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спин­ка, а сзади щетинка (Поросенок). Какой звук первый в этом слове? ([П])

Сидел на заборе, Пел да кричал, а как все собрались, Взял да замолчал (Петух) - [Пь].

    Итак, от кого письма? (От поросенка и петуха) Это не про­стые письма, а письма-задания. Но открыть мы их сможем только после того, как вы повторите за мной слоги: ПА-ПО-ПУ АП-ОП-УП ПА - ПА - ПО

А сейчас скажите мне, какой слог лишний? ПА-ПУ-ПЫ-КА (КА)

    Посмотрите, что прислал нам поросенок (Развитие слуховой памяти, внимания и восприятия).

Первое письмо.

    Развитие фонематического синтеза.

    Поросенок просит вас угадать, какие слова получатся из зву­ков, которые я произнесу по его просьбе: П ... о... л П... и... л... а П... а... у... к П... а... р

    С какого звука начинаются вес слова? ([П], [Пь])

    Какое слово начинается с [Пь]? (Пила)

    Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Поросенок предлагает вам составить слова из первых звуков названий картинок (Предъявляются картинки).

Сова, усы, пушка (слово «суп»).

Плита, улитка, хлеб (слово «пух»);

Луна, апельсин, платок, арбуз (слово «лапа»);

Панама, антенна, роза (слово «пар»).

    Какой общий звук во всех словах? ([П]).

    Назовите слова, начинающиеся со звука [П] (Пух, пар.)

    Назовите слово, где звук [П| в конце (Суп)

    Где звук [П| в середине? (Лапа)

(Это задание направлено на определение позиции звука [П] в словах)

    Игра: «Говори». Развитие умении контролировать им­пульсивные действия.

    Поросенок хочет с вами поиграть. Я буду задавать вам про­стые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда я ска­жу: «Говори!».

Какой завтра день недели? Пауза. Говори! (Пятница)

    Как называется одним словом чашка, тарелка, кастрюля? Пау­за. Говори! (Посуда)

    Какой рукой ты держишь ложку, когда ешь? Пауза. Говори! (Правой)

4. Физкультминутка.

- А сейчас отдохнем. Если это слово «на полу», то приседаем, если «на потолке», то поднимаем руки вверх: плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок.

Хлопни в ладоши, если услышишь звук П

Паучок приехал на базар.

Мухам паучок привез товар.

Он его развесил на осинке:

«Кто из вас желает паутинки?»

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Пь]

Бь, Ть, Пь, Ть, Фь, Пь, Кь, Пь, Мь, Пь. Бя, пя, си, пи, те, пе, вю. Комок, осина, пихта, терем, рябина, пена, спина, копейка, копилка. А теперь снова за работу.

    Знакомство с графическим образом буквы П.

    Теперь давайте посмотрим, что нам прислал петушок. Но что­бы выполнить его задание, нужно узнать, как пишется буква П. По­смотрите, вот буква П. На что она похожа? (На перекладину, на во­рота)

    Послушайте, я расскажу вам стихотворение о букве П.

Буква П на мост похожа, По мосту идет прохожий.

А внизу через проход Проплывает пароход.

Итак, какие же задания приготовил вам петушок?

Второе письмо.

1. Восстановление графического образа буквы П.

    Петушок просил передать вам вот эти листочки. Видите, буква П здесь поломалась. Почините ее, пожалуйста (Детям раздаются лис­точки с буквами П, у которых отсутствуют какие-то элементы).

    Закрепление зрительного образа буквы П и развитие концентрации внимания.

    Петушок просит вас найти и подчеркнуть все буквы П (на ли­стках, лежащих перед детьми, написаны известные им буквы).

А П У И П Л П

    Игра «Маленькие привидения». Выплескивание нако­пившегося напряжения (гнева).

    Петушок тоже хочет с вами поиграть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движе­ние: согнутые в локтях руки приподняты, пальцы растопырены и произносим страшным голосом звук [У]. Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить, если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим слегка только похулиганить.

Молодцы! Похулиганили и достаточно. Давайте снова станем детьми.

    Развитие слухового восприятия.

Отработка произнесения звуков [П], [Пь] в предложениях.

    Петушок хочет, чтобы вы сказали скороговорки, а я провери­ла, кто быстрее и правильнее их скажет.

Петя пилил пилой пень.

От топота копыт, пыль по полю летит.

    Итог занятия. Оценка работы детей. Молодцы! С заданием справились отлично, какие звуки мы сегодня изучали? ([П], [Пь]) Назовите по одному слову со звуком [П].