Куда уплыли сомалийские пираты? Рассвет и закат сомалийских пиратов

1 февраля 2008 года на выходе из Аденского залива был захвачен буксир «Свитцер Корсаков», принадлежащий датской компании. В составе интернационального экипажа судна оказались и четверо граждан России — все они попали в плен к бандитам. После этого похищения представители российского ВМФ заявили о готовности начать вооруженную борьбу с пиратами. Однако владельцы буксира предпочли уладить дело без лишнего шума и спустя полтора месяца выплатили за освобождение судна выкуп в 700 тыс. долларов. Тем не менее, после этой истории в район Аденского пролива был отправлен российский сторожевой корабль «Неустрашимый».

В конце нулевых сомалийские пираты держали в страхе всю восточную часть Индийского океана. С ними не могли справиться сильнейшие военные державы, о них снимали документальные и художественные фильмы, даже создатели комедийного мультсериала «Южный парк» посвятили им одну из серий. И было что обсуждать — только за 2008 год простые сомалийские парни на рыбацких лодках захватили 42 корабля, заработав на выкупах около $80 миллионов. Однако сегодня о морских разбойниках ничего не слышно. Куда же они делись?

Рождённые революцией

История морских разбойников XXI века уходит корнями в 90-е. В Сомали в 1991 году была свергнута диктатура просоветского лидера Мохаммеда Сиада Барре . Он превратил страну в полицейское государство с коммунистическим уклоном. Улицы сомалийских городов украшали портреты Барре и Ленина , с недовольными разбирались быстро и без лишних сантиментов. Экономика страны держалась на сети кооперативов. Особое внимание Барре уделял рыбному промыслу. Рыбные места у берегов страны охраняли сомалийские ВМФ — с иностранцами в этом вопросе диктатор не церемонился.

Однако в 1990 году против диктатора началось восстание. Барре бежал из страны, а между восставшими началась борьба за власть. В считанные недели государство распалось на множество мелких частей, контроль над которыми установили разные полевые командиры, племена и преступные группировки, которые зачастую терроризировали население. Одновременно в стране на фоне гражданской войны и небывалой засухи вспыхнул голод, от которого погибло более 300 тыс. человек. А в традиционные места промыслов сомалийских рыбаков начали вторгаться их коллеги из других стран. Чтобы выжить, жители прибрежных рыболовецких деревушек начали объединяться в отряды самообороны. В этот момент их внимание и привлекли снующие туда-сюда по Аденскому проливу нефтяные танкеры, которые доставляли нефть с Ближнего Востока в Европу.

«Очень быстро нищие сомалийские рыбаки выяснили, что для захвата громадин-танкеров, которые перевозят грузы на миллионы долларов, не требуется каких-то особых усилий», — говорит военный аналитик Центра военно-политической журналистики Борис Рожин . Техническое оснащение сомалийских пиратов было минимальным. «Это несколько автоматов Калашникова, которые нетрудно достать в раздираемой гражданской войной стране, рыбацкая моторная лодка, которая может разгоняться до 25 узлов (46 км/ч) и рации. Позже появились GPS-навигаторы. Отследить цель можно было и дав взятку чиновнику в кенийском порту. Чтобы заставить судно сбросить ход, пираты открывали предупредительный огонь, далее искали борт пониже, закидывали лестницу и поднимались на палубу. Захватывали капитанский мостик и уводили корабль в свою гавань».

Нефть, танки и другая добыча

Впрочем, кровопролитием атаки пиратов заканчивались редко. С 2008 по 2012 год, когда было захвачено 170 судов, из-за нападений погибло 25 человек. Еще 37 умерли в плену.

Один из самых известных трофеев пиратов — захваченный в 2011 году греческий танкер Irene SL, который вез 2 млн баррелей сырой нефти ($200 млн по тогдашним ценам). В 2008 году пираты захватили украинский транспорт «Фаина», который вез танки Т-72 для кенийской армии. Капитан судна Владимир Коробков умер в плену от инфаркта. За остальных членов команды и за сам груз владелец судна заплатил $3,2 млн выкупа. Деньги сбросили на палубу захваченного судна с вертолета.

Нажмите для увеличения. Инфографика: РИА Новости / Станислав Сырецких

Далеко не все попытки захватить корабль заканчивались успешно. Так, в 2003 году от преследования успешно оторвался российский танкер «Monneron», по которому даже палили из гранатомета. В 2006 году пираты обстреляли корабль ВМФ США. Зачем они это сделали, непонятно — возможно, просто куражились под действием местного наркотика — листьев ката. Ответным огнем американцы потопили катера пиратов. А в 2008 году недалеко от Сейшельских островов пираты захватили французскую океанскую яхту класса «люкс» с 32 пассажирами на борту. Для их спасения из Парижа был срочно вызван отряд спецназа, который вызволил всех заложников из плена. Кем именно были эти влиятельные пленники, так и осталось неясно.

На берегу Сомали тем временем на фоне пиратских рейдов началось процветание. Прибрежные города, где пираты тратили награбленное, разрастались, ширилась индустрия развлечений. В прибрежные порты съезжались повара, юристы и сутенеры, открывались бары и рестораны. Отошедшие от дел пираты организовывали консалтинговые фирмы, предлагая услуги переговорщиков. Многочисленные финансовые конторы помогли выводить средства за рубеж, в ОАЭ, Кению и Джибути. Одновременно росла наркоторговля.

Пиком сомалийского пиратства можно считать 2010 год. Согласно расследованию Reuters, в том году они заработали $240 млн, нанеся ущерб около $7 млрд. Весь мир говорил о пиратах. Консалтинговая компания Geopolicity Inc прогнозировала, что к 2015 году пираты нанесут ущерб уже порядка $15 млрд.

  • © Бартоломео Португальский (дата рождения неизвестна, умер в 1669 году). Гравюра 1678 года
  • © Генри Морган (1635–1688) по прозвищу «Жестокий». Старинная гравюра
  • © Томас Тью беседует с губернатором Нью-Йорка Флетчером. Картина Говарда Пайла 1894 года
  • © Уильям Кидд (1645–1701), картина Говарда Пайла 1911 года
  • © Генри Эвери (1659–1699) на фоне корабля «Воображение». Гравюра XVIII века
  • © Сэмюэль Беллами (1689–1717), известный также как «Чёрный Сэм Беллами». Гравюра XVIII века

  • © Стид Боннет (1688–1718). Картина Артура Игнатиуса Келлера, 1902 год

  • © Эдвард Тич (1680–1718) по прозвищу «Чёрная Борода» (настоящее имя - Эдвард Драммонд). Картина Жана Леона Жерома Ферриса 1920 года, на которой изображена схватка между Эдвардом Тичем и лейтенантом Королевского флота Великобритании Робертом Мэйнардом
  • © Барт Робертс (1682–1722), старинная гравюра

  • © Мэри Рид, Джек Рэкхем и Энн Бонни. Старинные гравюры

Тяжелые пулеметы против охотников за легкими деньгами

Активно решать проблему мировое сообщество взялось в 2008 году. К этому времени ООН приняла пять резолюций, посвященных сомалийским пиратам. Для борьбы с ними в Аденском заливе сосредоточились корабли ВМФ всех стран Совбеза ООН. Только НАТО провело у берегов Сомали три военные операции — наносило ракетные удары по базам, патрулировало залив. Но о легкой победе речь не шла.

«Перехватывать все мелкие пиратские катера было невозможно. Чтобы уничтожить пиратов, надо было уничтожить их базы. А самые крупные пиратские логова располагались в крупных сомалийских портах под контролем сомалийских военных группировок. Нападение на порты означало бы объявление войны этим группировкам. К такому сценарию в США, после провала в 1993 году военной операции в Сомали и затяжных кампаний в Ираке и Афганистане, были не готовы», — говорит Рожин.

Тем не менее, с мая 2012 года по март 2017 года сомалийские пираты не захватили ни одного корабля. Этому поспособствовало сразу несколько факторов.

Во-первых, компании, которые занимались грузоперевозками в Аденском проливе, начали нанимать охранные фирмы для защиты грузов. Наемники устанавливали на суда в проливе тяжелые пулеметы и давали отпор пиратам. «Стоимость услуг команды из 3-4 охранников — около $35 тысяч, что на порядок меньше возможной суммы выкупа», — отмечает Рожин. Пираты так ни разу и не смогли захватить судно с охраной.

Во-вторых, борьбой с пиратством занялся эмират Абу-Даби, который разбогател на поставках нефти в Европу. Правительство эмирата наняло для решения проблемы основателя частной военной компании Blackwater Эрика Принса . Он в 2010 году создал специальный отряд для борьбы с пиратами на выделенные ему $50 млн. В отряд вошли почти 1000 человек, у которых были вертолеты, легкие самолеты и патрульные катера. За два года отряд Принса уничтожил около 300 пиратов и многие их логова на берегу Сомали.

Одновременно ООН удалось убедить правительство Пунтленда, одного из квазигосударств на территории Сомали, где располагалось множество пиратских баз, в необходимости начать борьбу с ними. Чтобы компенсировать потерю доходов от пиратского бизнеса, Пунтленду выделили средства на развитие экономики.

Оставшиеся пираты перебрались в соседнее с Пунтлендом квазигосударство Галмудуг. Однако и там с ними вскоре было покончено. Часть территории Галмудуга взяла под свой контроль исламистская террористическая группировка «Аш-Шабаб», которая начала энергичную борьбу с пиратством. В глазах исламистов морские разбойники были богохульниками и пьяницами. В 2011 году в Галмудуг для борьбы с «Аш-Шараб» вошла кенийская армия, которая заодно занялась уничтожением пиратских гнезд. При таком давлении со всех сторон, у пиратов фактически не осталось шансов на выживание.

Сейчас район Аденского залива предельно милитаризирован. В Сомали и Джибути располагаются базы семи стран, в том числе США, Китая и Франции, которые пристально наблюдают за регионом. За нахождение военных баз на своей территории Джибути и сомалийские квазигосударства получают хорошие деньги (от 30 до 100 млн долларов с каждой). А местное население имеет возможность зарабатывать на военных, которые там расквартированы. Это позволяет местной экономике потихоньку развиваться. Постепенно возрождается и сомалийское рыболовство. Тем не менее, отдельные нападения в районе залива по-прежнему случаются. В марте 2017 года пираты захватили коморский танкер Aris 13. «Гражданская война в Сомали до сих пор не окончена, угроза дестабилизации региона сохраняется. Поэтому пираты могут поднять голову в любой момент», — считает Рожин.

Говорят, поражение обычно бывает сиротой, зато у победы всегда очень много отцов. Не стадо в этом плане исключением и решение сомалийско-пиратской проблемы XXI века.

Кто победил сомалийских пиратов?

Не от хорошей жизни

Напомним читателю, что восточноафриканские флибустьеры занялись своим промыслом не от хорошей жизни. После того как Сомали развалилось на несколько квазигосударств, которые были не в состоянии контролировать свою прибрежную экономическую зону, там стали хозяйничать браконьеры из соседних стран, вылавливая тунца. Поначалу вооружённые сомалийские рыбаки выходили в море и просто отнимали у них улов. Затем подумали и стали отбирать суда и задерживать экипажи - а возвращали хозяевам за вознаграждение.
Аппетит приходит во время еды. Со временем экс-рыбаки переквалифицировались в профессиональных морских разбойников и своими целями уже выбирали суда покрупнее и побогаче - танкеры, сухогрузы, лайнеры, яхты. Благо через Аденский залив, соединяющий Красное море и Индийский океан, в год проходило до 20 тысяч судов.

Корабли не помогли

Одним из первых судов, удостоившихся внимания сомалийских джентльменов удачи, стал российский танкер «Монерон» в марте 2003 года. Пираты обстреляли его из автоматов и гранатомётов, но догнать на своих лодках не смогли.
Затем последовали другие нападения, и вскоре к району, опасному для судоходства, стали стягиваться военные корабли разных стран. Первыми в 2005 году приняли бой американцы. Когда их крейсер и эсминец решили проверить подозрительную рыбацкую лодку у берегов Сомали, с неё опрометчиво открыли огонь. Моряки США ответили из пулемётов, уничтожив одного из пиратов и ранив пятерых. Сняв с загоревшейся посудины двенадцать участников шайки, американцы по сути спасли им жизнь.
Количество нападений и, соответственно, заработки корсаров возрастали, достигнув в 2008 году суммы 150 миллионов долларов. Теперь уже даже ООН «благословила» все страны мира на борьбу с пиратами с помощью их флотов и ВВС. Была сформирована специальная корабельная группа, проведено несколько военных операций. Помимо кораблей НАТО в борьбе с пиратами приняли участие военные суда России, Индии, Пакистана, Японии и ряда других стран.
Несмотря на это, пираты не унимались, доведя свою добычу к 2010 году до 238 миллионов долларов. А общий ущерб от их действий составил 7 миллиардов. В эту сумму входили и необходимость для некоторых судов обходить опасный район, и затраты на страховку и т.д.
Кстати о страховке. Если кто-то думает, что на пиратстве наживались только джентльмены удачи, то это не совсем так. Нападения сомалийцев совсем неожиданно оказались выгодными для некоторых судовладельцев. Они страховали свои корабли и получали страховые выплаты за захват их имущества.
Известен случай, когда одно судно почти две недели дрейфовало у берегов Сомали, словно напрашиваясь на пиратский абордаж. И это, в конце концов, произошло. Флибустьеры привычно затребовали с владельца полтора миллиона долларов за судно, а тот взял и отказался, поскольку полученная страховка превышала эту сумму. Судьба же экипажа его мало волновала, хотя она в подобной ситуации была незавидной…
Эффективность от действий межнациональных ВМС снизила корсарскую активность где-то на 40 процентов. Стало ясно, что ответ на вопрос: «Как победить сомалийских пиратов?» надо искать не только в море.

«Мягкой» или «твёрдой» силой?

Тогда было решено действовать иначе. Во-первых, американцы подкупили наиболее крупных пиратских главарей, чтобы они прекратили заниматься разбоем и расформировали свои банды. И деньги платили немалые. Так, главарю одной из группировок, Мухаммеду Абди Харе, заплатили 20 миллионов евро.
Одних подкупили, зато появились другие…

Знаете ли вы что…

В 1999 году в Малаккском проливе был захвачен французский танкер «Шомон». Пираты связали членов команды, опустошили сейф и скрылись. 35 минут неуправляемый танкер шёл по узкому каналу, но избежал катастрофы.

Для рядовых пиратов США с помощью ООН создали ряд комфортабельных тюрем для перевоспитания. В тюрьмах мусульман-сомалийцев стали ещё и активно склонять к переходу в христианство, считая, что это удержит их от возвращения в преступный бизнес.
Были, однако, и сторонники более решительных мер. Так, официальное правительство Сомали в 2008 году наняло частную французскую военную компанию Secopex для обеспечения судоходства в Аденском заливе. Со слов руководства этой структуры, их сотрудники очистили прибрежную часть на северо-востоке Сомали, уничтожив при этом 300 пиратов. Что, впрочем, не помешало тем действовать здесь ещё несколько лет.
Сами официальные власти страны в 2009 году попросили денег на береговую охрану и пообещали справиться с проблемой двумя-тремя своими патрульными кораблями, при условии, что международные ВМС уйдут из территориальных вод Сомали. Судя по продолжавшейся пиратской эпопее, из этой затеи тоже ничего не вышло.
Несколько улучшило ситуацию сопровождение кораблей охраной из частных военных компаний. Ни одно судно, шедшее под охраной «частников», пиратами не было захвачено. Ещё бы! Наёмники не останавливались перед использованием тяжёлых пулемётов. Если бы не довольно высокая стоимость - порядка 35 тысяч долларов за группу из трёх-четырёх охранников, - это решение было бы оптимальным. Но его могли позволить себе не многие.
Вопрос с пиратами опять завис в воздухе…

Частное определение

И тогда, по одной из ныне широко распространённых версий, борьбу с пиратами взяли на себя… шейхи из эмирата Абу-Даби (ОАЭ). Почему-то спустя лишь три года после начала пиратского террора арабам надоела угроза их нефтяным танкерам, и они решили действовать. На выделенные ими 50 миллионов долларов частники из компании Blackwater сформировали так называемый отряд Пунтлендской морской полиции. Пунтлендом называлась одна из автономных провинций Сомали, где пиратство расцвело особенно пышным цветом. В состав отряда вошли колумбийские наёмники и инструкторы из ЮАР. Всего здесь было около тысячи человек, имеющих на вооружение стрелковое оружие, катера, лёгкие самолёты и вертолёты.
Учитывая, что, по западным данным, общее число пиратов в разное время не превышало тысячи, сил у Пунтлендской морской полиции должно было хватить. И эти силы пошли в бой…
Именно работе частников и приписывается главная роль в решении буквально за два года проблемы с сомалийскими пиратами в Пунтленде. Начиная с мая 2012 года, в прибрежной зоне квазигосударства больше не было захвачено ни одного судна.

Есть и другие претенденты

Впрочем, отдавать наёмникам славу победителей флибустьеров не спешат вооружённые силы стран Евросоюза, участвовавшие в антипиратских операциях в Аденском заливе, и понять европейских военных можно. Как объяснить своим налогоплательщикам, почему дорогостоящие акции с участием самых современных боевых кораблей не дали должного эффекта, а проблему решили обыкновенные частники, пусть и неплохо вооружённые?
И тогда 15 мая 2012 года корабельная авиация, взлетев с военных судов, патрулировавших Аденский залив, нанесла ракетный удар по пиратским базам на суше. По словам командующего объединёнными европейскими силами в регионе контр-адмирала Данкана Поттса, в результате точечных ударов мирные люди не пострадали, зато были уничтожены все пираты сразу. Этим и объясняют военные ЕС то, что с мая 2012 года прекратились нападения сомалийцев на торговые суда. Странное дело - что же мешало им нанести такой удар ещё в 2008 году?
Ещё одна сила, которая хотя и не претендует на громкую славу победителей флибустьеров, но, тем не менее, могла внести довольно существенный вклад в процесс уничтожения пиратства, - кенийская армия. В октябре 2011 года она вошла на территорию Сомали, две трети которой контролировала десятитысячная исламистская группировка Аш-Шабаб, являющаяся филиалом Аль-Каиды. У кенийцев с сомалийскими экстремистами были свои счёты за ряд террористических атак, которые те провели в Найроби, Момбасе и ряде других городов. Пришло время платить по счетам.
Кенийские войска при поддержке американских беспилотных летательных аппаратов выбили боевиков практически из всех городов и портов страны, выдавив их в сельские районы на севере страны.
«А при чём же тут пираты?» - спросит читатель. Оказывается, боевики Аш-Шабаб контролировали ряд пиратских баз и получали до 20 процентов от их доходов в качестве отступного. За эти деньги религиозные фанатики закрывали глаза на отступления своих «подопечных» от строгих канонов религии, прощая им пьянство, разврат и нападения на суда мусульманских стран.
Кенийцы же, по-видимому, особенно не отделяли одних от других при зачистке портов. Вот потому после их операции на побережье Сомали в Аденском заливе на целых пять лет наступило затишье. Впрочем, это тоже лишь одна из версий…

Не так давно сомалийские пираты захватили очередное судно: у берегов Нигерии взят на абордаж танкер "Каламос". Пираты убили помощника капитана, а остальных членов экипажа взяли в заложники. 42.TUT.BY узнал, почему пираты продолжают угрожать судам даже в современном мире.Почему в Сомали появились пираты?
Восточноафриканское государство Сомали существует только на бумаге. Считается, что на самом деле официальное правительство контролирует только центральные кварталы в паре городов, а остальная территория находится под контролем различных вооруженных группировок. Всего на территории государства насчитывается порядка 11 автономных образований.


Население этих автономий не горит особым желанием работать, да и трудиться особо негде, зато осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая, и куда податься молодежи?

Над тем, где раздобыть деньги, местное население размышляло недолго - мимо проходило много беззащитных судов, для захвата которых хватало утлой лодчонки и пары ржавых АК-47. Сначала пираты просто взимали плату "за проезд", а потом смекнули, что угнать судно и потребовать за него выкуп гораздо выгоднее.

Чем вооружены современные пираты?


В основном у пиратов можно обнаружить старые АК-47, АКМС, пулеметы РПК и М60, пользуются популярностью винтовки М16, а также Beretta и CIS SAR-80. Также на некоторых лодках можно встретить 12,7-мм пулемет Тип 54 (китайская копия ДШК).

Весьма популярны также гранатометы РПГ-7, один вид которых снижает волю к сопротивлению у гражданских моряков. Впрочем, спектр вооружения довольно широк - от оружия времен англо-бурской войны до самого современного, приобретенного на деньги, полученные за выкуп судов и заложников.

Сколько моряков стали жертвами пиратов?

Согласно данным из открытых источников, с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов, 97 из них погибли (в плену и когда отбивали штурм). Дело в том, что хранить оружие на борту гражданского судна согласно международным законам запрещено, поэтому отбиваться от вооруженных до зубов пиратов приходится буквально голыми руками.

В основном моряки пытаются отбиться от сомалийских флибустьеров с помощью брандспойтов или швыряя в них различные тяжелые предметы, при этом пираты поливают моряков свинцовым ливнем из автоматов и обстреливают из РПГ. Но когда суда нанимают частную военную охрану, пыл пиратов заметно остывает.

Кого боятся пираты?

Врагов у пиратов немного: в основном это русские, американские и индийские военные корабли, встречу с которыми переживают далеко не все пираты.
С российскими судами у пиратов как-то не складывается: например, моряки танкера "Московский университет" 22 часа без оружия держались против вооруженных до зубов пиратов. Когда судно было все-таки захвачено, через некоторое время на помощь подоспел спецназ с БПК "Маршал Шапошников", который взял танкер штурмом и освободил моряков.

Военные США тоже с пиратами не церемонятся. Так, после атаки на американский контейнеровоз Maersk Alabama пиратам удалось захватить только капитана - морякам удалось отбиться. За капитана пираты потребовали 2 миллиона долларов, однако вместо выкупа пиратов навестили "морские котики". Итог операции - капитан спасен, трое пиратов убиты, один взят в плен.

Индийские моряки вообще не церемонятся с пиратами, стреляя по любым похожим на пиратские лодкам с вооруженными людьми.

Французские власти - другое дело, они еще и выплачивают компенсацию за моральный ущерб пиратам, напавшим на их суда. Так, Европейский суд по правам человека обязал выплатить каждому из задержанных французскими военными пирату от двух до пяти тысяч евро за "моральный ущерб", а также возместить судебные издержки в размере от трех до девяти тысяч евро. Всего 70 тысяч евро.

В постановлении суда говорится, что французские военные, задержавшие пиратов более чем на 48 часов, допустили "нарушение их (пиратов) прав на свободу и безопасность". А то, что пленные были причастны к нападению на девять французских кораблей, суд не учел.

Сколько получают пираты?

Пиратство в Сомали - дело прибыльное. По данным журнала Forbes, доход работающего местного жителя вряд ли превышает 500 долларов в год. В то же время после получения выкупа за судно доля каждого пирата составляет 30-75 тысяч долларов, бонус в несколько тысяч долларов идет первому взобравшемуся на борт пирату.

По данным ряда источников, львиная доля от прибыли (80-90%) идет на политическое прикрытие: взятки чиновникам, политикам, религиозным лидерам и представителям местных преступных группировок, чтобы те способствовали и не мешали преступному бизнесу.

У пиратов даже есть собственная биржа, расположенная в городе Харадхере - ее создателем стал бывший пират Мохаммед. На бирже присутствует несколько десятков пиратских компаний. Участвовать в торгах на бирже может каждый желающий, в качестве вложений принимаются не только деньги, но и оружие, наркотики, снаряжение и другие полезные вещи.


Хорошо известен пример сомалийской женщины, вложившей все свое имущество - гранаты от РПГ - в акции одной из "надежных" пиратских компаний. Вскоре пираты захватили испанский тунцелов, и после получения за него выкупа женщине спустя 38 дней после вложения заплатили 75 тыс. долларов.

Почему сомалийские пираты существуют до сих пор?

Казалось бы, общеизвестно, куда пираты угоняют суда, где находятся их базы, но мировое сообщество не принимает практически никаких радикальных шагов, чтобы покончить с пиратством. Почему?

Версий довольно много, например, ходят слухи о заговоре страховых компаний - страхуют суда все судоходные фирмы, а захватывают пираты только единицы. К тому же с каждым новым захватом суммы страховых рисков только растут.

Впрочем, и бороться с пиратством непросто: побережье Сомали — это три тысячи километров, патрулировать которые довольно проблематично.


С пиратства кормится большая часть населения этой страны, в преступной схеме задействованы представители власти и религиозные лидеры. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно прежде всего навести порядок в самом Сомали. А это уже огромные затраты, которые ни одна страна брать на себя не хочет.

Но все же ведущие мировые державы посылают периодически военные корабли для патрулирования неспокойных вод, и это приносит свои плоды — во время присутствия военных судов в акватории число нападений снижается.
Читать полностью:













Пиратство. По поводу этого бича современного судоходства уже написано немало и данная проблема касается каждого моряка. Кто еще не знает, кто такие сомалийские пираты или сомалийские гопники, как я их называю, то я попытаюсь объяснить. К тому же на блоге существовал опрос на тему пиратства и можно проанализировать некоторые результаты.
Значит так. Сомалийские пираты – это вооружённые группировки, захватывающие с целью выкупа морские суда в Аденском заливе и Индийском океане. В качестве транспортных средств используют малотоннажные корабли (катера, моторные лодки, рыболовецкие суда). Из вооружений используют автоматическое оружие и гранатомёты. Также эти нехорошие люди имеют в своем арсенале качественное снаряжение, включая спутниковые телефоны и .

В год через Аденский залив проходят около 20 тысяч судов. Из Суэцкого канал суда везут грузы на Персидский залив, Сингапур и далее на Восток. И в обратном направлении. Захватывают пираты около 250 судов в год. Скажите мало? Но за каждым захватом стоит людская трагедия.

Мой первый вояж в район африканского рога был в 2006 году. На небольшом судне-универсале «BBC Portugal» мы шли из Китая в Алжир с грузом оборудования для нефтяных вышек. Проходили Аденский залив более-менее спокойно. Без приключений. Хотя усиленную вахту по указанию капитана несли как на палубе так и в машине. Тогда еще были единичные случаи захватов судов, не было военных конвоев и коридора безопасности.

В следующем году и уже на другом судне мы заходили в на выгрузку железнодорожных рельс. Государство в ста милях к западу от побережья Сомали. Опять же все было почти спокойно. Хотя с нашей крейсерской скоростью в 13 узлов (1 узел = 1.852 км в час) и низким надводным бортом мы были в зоне риска. После Джибути заходили и в Йемен и в Оман, в общем колесили по Аденскому заливу. Тогда обошлось.

Самое «интересное» началось в 2008 году. Настоящий пиратский сенокос. С начала года начали захватывать суда чуть ли не десятками. В том году я тоже проходил этот злополучный район. Из Суэцкого канал мы везли кое-какое оборудование в Индию. До захода в Аденский залив экипаж уже получил инструкции от судовладельца и военных как вести себя в случае атаки, держать курс строго по так называемому коридору безопасности и не геройствовать. Какие тут герои, спрашивается. Да никто не будет рвать тельняшку и бороться с пиратами. Судно и груз застрахован. Судовладелец получит свои деньги в любом случае, а устраивать реалити-шоу на судне – это только на свой страх и риск. На современных торговых судах оружия нет. Но даже с оружием в руках, я уверен, мало найдется смельчаков жаждущих боевых действий.

По поводу коридора безопасности. Тогда в 2008 году, коридор был, по сути, настоящим полем чудес для пиратов. Вот внизу фото навигационной карты данного района. Где отмечен коридор безопасности и позиции захваченных судов. Осень 2008 года. Впечатляет?




Это карта с того самого судна, где я работал. Мы на вахте днем и ночью получали сводки военных об атакованных и захваченных судах и наносили на эту карту под чутким руководством . Полный ход нашего двадцатипятилетнего «крейсера» был 12 узлов. Вот тогда было действительно не по себе от возможных перспектив пиратского плена. Особенно начали истерить некоторые члены экипажа после того, как впереди нашего судна, в коридоре безопасности, пираты захватили балкер «African Sanderling». С которым мы шли рядом в Суэцком канале, в Красном море и общались по УКВ.

Тех членов экипажа, которые никак не могли прийти в чувство от истерики, а это были кадеты, закрывали в своих каютах до особого распоряжения капитана, чтобы не нарушали дисциплину и не сеяли панику на судне. Паника – плохой помощник в стрессовой ситуации.

Чисто технически процесс захвата судов выглядит так. Быстроходное — катер или лодка, с мощными моторами, подходит вплотную к мирному торговому или рыболовному судну, и берет на абордаж. Пираты взбираются на борт различными путями в зависимости от размеров атакуемого судна. Если судно небольшое или с низким надводным бортом (например, танкер-химовоз), на его борт можно просто перепрыгнуть, в противном случае в ход идут веревки с крючьями или специальными «кошками». Чтобы экипаж судна не попытался сбить пиратов водой из пожарных шлангов или швырянием чего под руку попадется, а также для устрашения, при нападении и непосредственно при абордаже пираты обстреливают судно из автоматов и гранатометов. К слову, пожарные шланги – одно из немногих средств, наряду с маневрами судна, препятствующее пиратам забраться на борт. Ведь скорость пиратской лодки 20-22 узла. А большинство судов имеет скорость полным ходом 15-17 узлов. Кто победит в данной гонке? Ответ очевиден.


В среднем атака пиратов продолжается 10-20 минут. За это время либо захват судна удается, либо пираты прекращают атаку. Как только пираты вскарабкиваются на судно, оно можно сказать, уже в их руках – гражданский моряк не пойдет с голой грудью на автоматы, если только ситуация не смертельно опасна. Лучший способ почти гарантировано уцелеть при захвате судна сомалийскими пиратами – это не оказывать пиратам сопротивления.

А что военные? Денно и нощно патрулируют коридор безопасности. Но что толку, суда захватывают уже и в Индийском океане. На коридор не хватает военно-морских сил, а тут еще и океан охватить необходимо. Нереально. Есть возможность садить на суда, проходящие транзитом через Аденский залив военных ребят с оружием. Дело дорогое и хлопотное для судовладельца. Поэтому многие и отправляют свои суда на «авось пронесет», на страх и риск . Без охраны, а только с рекомендациями, что делать, если вдруг не повезло. Живой пример – то же судно «ВВС Portugal» о котором я упоминал в начале поста был атакован пиратами в сентябре 2009 года. Но на судне находилась военная охрана из Йемена, которая открыла огонь по нападавшим пиратам. Вывод напрашивается сам собой – военные на борту судна, по сути, единственное средство хоть как-то обезопасить груз, судно и экипаж от сомалийских пиратов.


Ну а если судовладелец не чешется, то на выручку морякам приходит смекалка. Помимо пожарных рукавов, круглосуточных вахт на палубе, многие суда перед транзитом вблизи сомалийских берегов ставят на борта судна по всему периметру колючую проволоку – серьезное препятствие на пути желающего забраться на борт пирата. А если проволока еще и под напряжением – то это дополнительная гарантия безопасности. Есть примеры, когда именно такое «колючее электричество» предотвратило захват судна.

Другой способ виден на фото. Делают манекены имитирующих военных с оружием, патрулирующих судно. И рассаживают вдоль борта судна.




Вариант военной операции в Сомали, по-моему, не реален. Очень хочется, это да. Ковровое бомбометание на побережье и сжечь все к чертовой сомалийской бабушке, потом построить на месте выжженной пустыни Диснейленд с аттракционами типа «Убей пирата – получи надувного кролика». Но мировое сообщество, ООНы там всякие, организации по правам чернокожих маргиналов никогда не дадут на это согласие. Существующее международное морское право не даёт никому права вмешиваться в дела суверенной страны в пределах её территориального моря. Есть пиратство – значит это кому-то выгодно. Кто-то на этом делает хороший гешефт. И не рядовые сомалийские гопники, а люди посеръезней.

А с другой стороны, даже если исчезнет пиратство в Аденском заливе, то непременно этот бич появится в другой местности. Так, как действуют пираты Сомали, на самом деле зарабатывают во многих местах Африки. В Нигерии, например, есть район, богатый нефтью, — дельта Нигера. Там пиратство — захваты иностранных заложников, барж, нефтяных платформ — не прекращается уже много лет.


В заключении хочу сказать, что после 2008 года мне больше не приходилось проходить злополучный Аденский залив. Но я все равно слежу за сводками о атакованных и захваченных судах. Много знакомых ребят работают на судах курсирующих мимо берегов Сомали. Надеюсь не их, не других моряков не постигнет участь быть разменной монетой в играх судовладельца с пиратами.

Однозначно, бороться с пиратством надо. Эта болячка сама по себе не пройдет. Вот только как это сделать эффективно и надежно пока еще, к сожалению, не придумали.

Сомалийские пираты

Сомали – одно из беднейших государств Африканского рога – расположено на берегу Индийского океана. Вернее, уже не столько государство, сколько территория разнообразных воюющих между собой племен, вынужденных жить рядом и не понимающих, зачем Господь Бог поселил их на одной земле. Начался этот кошмарный хаос в 1991 году, когда после тридцатилетнего правления был свергнут диктатор Сиад Баре.

Диктатор Сиад Баре, правивший на Сомали

Именно с тех пор чуть ли не в каждой деревне объявился свой «предводитель» народа и со своими соплеменниками пытался захватить власть. Некоторое затишье образовалось в 1993 году, но через несколько месяцев опять начался дележ страны. Как всегда, страдают от этих бесконечных воен простые жители, они доведены до крайней нищеты и поставлены на грань голодной смерти.

Голодные дети в Сомали страдают различными заболеваниями

В настоящее время в Сомали нет международных миротворческих и гуманитарных представителей, мир не знает, с кем там вести разговор, с кем договариваться о безопасности миссий. Население Сомали брошено выживать в одиночестве и вынуждено само спасаться от голодной смерти всеми доступными способами и средствами. Вот в этой ситуации жителями прибрежных зон и был найден, можно сказать, единственный выход – заняться пиратством.

Сомалийские пираты

В самом начале сомалийские пираты не представляли собой какой-нибудь серьезной угрозы мореплаванию. Это были голодные, плохо вооруженные, на утлых суденышках молодые люди, которые изредка нападали на небольшие торговые суда и круизные яхты в надежде ограбить экипаж на пару тысяч долларов, чтобы прокормить на берегу своих родных и близких. Такой путь заработка был для них единственной возможностью избежать голодной смерти. Пираты были малочисленны, никак не организованы, действовали поодиночке.

Сомалийские пираты

Еще не так давно никаких плановых нападений на суда не было, о сомалийских пиратах мало кто слышал, в мире были намного опаснее районы судоходства. Сомалийцы выходили в море «на охоту», как на рыбалку – недалеко от дома и только тогда, когда кончались деньги. В этот период мировая общественность могла легко с ними справиться, если бы немного думала вперед, если бы мировое сообщество умело оперативно реагировать на изменяющуюся обстановку и принимать соответствующие меры.

Сомалийские пираты

Достаточно было разрешить на торговых судах иметь одного-двух солдат с пулеметом – и пираты даже близко бы не подходили к ним. Так было до конца 2004 года – пиратов никто особо не боялся, на их одиночные нападения все закрывали глаза и считали это неизбежной данью морских перевозок, тем более что вопросов с пленниками не стояло: те небольшие суммы, которые хотели получить голодные сомалийцы, моментально находились, и все делали вид, что так и должно быть.

Первые Сомалийские пираты

Пресса тихонько молчала, мировые лидеры не возмущались, только между собой полушутя иногда упоминали о Сомали, а простые граждане в подавляющем большинстве своем даже не слышали о такой стране.

Пираты только из Сомали – бизнес для всего мира

Но после 2004 года ситуация поменялась. На такой лакомый кусок денег не могли не позариться более организованные банды. Они быстро нашли платных идеологов, которые начали со страниц купленных ими газет подводить под пиратство «идейную основу» – мол, нечего богатым капиталистам задарма вывозить африканскую нефть мимо их берегов, надо на всех наложить свой «народный» налог, пусть платят, с них не убудет.

Современные Сомалийские пираты

Такими правильными лозунгами им удалось завербовать в свои ряды тысячи молодых людей, которые еще совсем недавно даже не планировали становиться пиратами. С другой стороны, были куплены известные мировые адвокаты, которым поручили за определенный процент прибыли вести переговоры с владельцами захваченных судов.

Сомалийские пираты

Теперь уже пираты брали в заложники не простые торговые корабли, а огромные океанские танкеры с нефтью! Возглавили эти банды бывшие военные, имеющие достаточные знания в современной технике слежения, знающие, как пользоваться спутниковыми навигаторами, умеющими навести дисциплину среди пиратов.

Один из кораблей, захваченный Сомалийскими пиратами

С этого времени сомалийские пираты стали больше напоминать хорошо организованный преступный международный бизнес, прибыли от которого вскружили голову не одному мафиози. Этот бизнес моментально получил своих «почитателей», из многих стран мира появились желающие участвовать в нем. По непроверенным данным, сейчас пираты имеют своих информаторов во всех крупных корабельных компаниях мира. Они отлично знают, когда, какой груз и какое судно будет везти. А им не надо долго ждать – ежегодно около их берегов проходит до 20 тысяч судов!

У сомалийских пиратов самые современные и быстроходные суда, они имеют свои порты для удержания захваченных судов, у них самая современная спутниковая аппаратура, их обслуживают только известные во всем мире «адвокаты-переговорщики». И вот итог – только в 2008 году пиратами было захвачено более 100 судов, а общая сумма полученного выкупа превысила 158 миллионов долларов. Надо учесть, что это только официальная цифра, многие владельцы предпочитают скрывать действительно уплаченные суммы. С этого времени мировое сообщество начало по-настоящему бороться с этим явлением, в Персидский залив стали отправлять военные корабли из разных стран для сопровождения караванов гражданских судов, некоторые суда удалось отбить от нападения, нескольких пиратов взяли в плен и судили, нескольких убили во время штурма.

Но, как и следовало ожидать, все эти действия оказались многозатратными, но малоэффективными по одной простой причине – они запоздали, теперь такими силовыми методами уже пиратов не победить.

Теперь мир должен идти совершенно другим путем – искоренять саму причину, дающую возможность бандитам вербовать для себя пополнение. Это значит, что необходимо искоренять бедность населения, обеспечить молодым людям возможность зарабатывать себе на жизнь другим способом, дать возможность жить в мире и спокойствии, научить их зарабатывать деньги не автоматом, а простым трудом.

Но мировое сообщество пока не готово идти на такие финансовые вливания в эту страну, оно опять надеется решить свои проблемы дешевле. Что из этого выйдет – посмотрим, но что-то подсказывает, что пословица «жадный платит дважды» опять сработает…