Осенние игры в детском саду старшая группа. Осенние игры. Лучшая осенняя пара

Участники соревнуются по двое. На полу, вокруг каждого из них разбрасывают осенние листья, настоящие или вырезанные из бумаги. За одну минуту необходимо с помощью предоставленных ведущим обычных булавок прикрепить себе на одежду как можно больше листочков. Побеждает самый «облиственный» клен.

Лучшая осенняя пара

Ребята получают задание: в течение получаса, например, найти себе пару, придумать интересное название, например, Мистер Колосок и Мисс Пшеничка или Мистер Ветерок и Мисс Паутинка. Каждая пара должна коротко себя представить, показать. Затем по аплодисментам гостей выбираем лучшую - креативную, артистичную, весёлую, яркую осеннюю пару.

Ветер-ветер, ты могуч

Перед участниками кладут скомканные в шары листки цветной бумаги, изображающие опавшие листья. По команде ведущего каждый игрок дует на свой «листок», стараясь переместить его к финишной линии. Тот, кто сделает это первым, становится победителем и получает звание «Ветер могучий», остальные участники являются «Ветерками» и до конца мероприятия подчиняются главному «Ветру».

Листья жёлтые над городом кружатся

Ребята делятся на несколько команд, примерно по 3-4 человека. Для каждой команды на столе лежит одинаковая «строка» листьев (дуб, ясень, клён, орех, яблоня, тополь, рябина и так далее). Команда пишет на листике в последовательности названия деревьев, которым принадлежат листья. Кто из ребят быстрее справится, тот и победил.

Преодолей лужу

Гости делятся на пары: мальчик-девочка. Посередине комнаты расположена большая лужа (нарисованная мелками, вырезанная из бумаги, сделанная из куска ткани). Каждая пара разгоняется и пытается преодолеть лужу, то есть перепрыгнуть её. Но так как лужа сильно большая: и длинная, и широкая, преодолеть её будет непросто, и пара, которой удастся вместе, держась за руки, перепрыгнуть лужу, получит приз.

Ежики

В одной части зала ставят корзину с яблоками, а в другой - две пустых корзины. Участники («ежики») соревнуются по двое. Каждому из них необходимо принести в свою корзину за один раз большее количество яблок. Можно использовать для этого свою одежду, но снимать ее с себя нельзя. Выпавшие из рук или из одежды яблоки при подсчете не учитываются. Побеждает самый проворный «ежик».

Осенний кекс

Каждый участник получает простой кекс, на общем столе лежит набор разноцветной мастики (которую можно приобрести в любом кондитерском магазине). Если такой возможности нет, можно в качестве кексов сделать простые заготовки из пластилина и в роли мастики также выбрать пластилин различных цветов. По команде «старт» каждый участник приступает украшать свой кекс на осеннюю тематику. Всем участникам даётся 5 минут на работу. По результатам голосования выбирают самый красивый осенний кекс и его автору вручают приз.

Птичьи стаи

Участники делятся на команды, изображая птичьи стаи. По команде ведущего стаи мигрируют по залу под музыку. Одна «стая» пролетает сквозь другую, цепляя при этом других «птиц» и увлекая их за собой. Побеждает та команда, которая создала самую большую стаю, захватив большее количество «птиц» из других команд.

Грибы

Двум игрокам вручают по длинной палке. Каждый из них должен легонько коснуться этой палкой участника (гриба), после чего тот присоединяется к его связке, то есть берется за край его одежды и везде следует за ним. Каждый следующий «гриб» держится за край одежды предыдущего. Побеждает грибник, собравший более длинную связку грибов-участников.

Зайцы серые и белые

Все зайцы-участники изначально считаются серыми и бегают по поляне (по залу) в произвольном порядке. Два соревнующихся игрока получают по рулону бинта, кусочком которого должны обмотать любую часть тела зайца хотя бы один раз. Заяц с бинтом считается белым, то есть сменившим свою шубку. Побеждает участник, сменивший шубы большему количеству зайцев. За конкурсом наблюдают двое ведущих.

Игра «Красивые листочки»

Падают с деревьев

Жёлтые листочки -

(Машем ладошками.)

И летят на землю,

И летят на кочки.

(Приседаем.)

Ветер дует, задувает,

(Машем руками перед собой.)

Листья выше поднимает.

(Поднимаем руки.)

Ветер тише, тише, тише.

(Машем руками перед собой.)

Листья ниже, ниже, ниже.

(Приседаем и встаём.)

Скоро мы гулять пойдём

(Идём на месте.)

И листочков наберём.

(Делаем наклоны.)

Игра «Собираем листья»

Звучит музыка. Дети собирают листья, вырезанные из цветной бумаги Когда музыка заканчивается, воспитатель определяет, кто из детей со брал листьев больше всех, и объявляет победителя.

Игра «Осенний лес»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Вот мы по лесу идём.

(Идём на месте.)

Мы грибочков соберём.

(Наклоняемся и разгибаемся.)

Раз грибок и два грибок -

Их положим в кузовок.

(Показываем, как кладём грибы.)

Впереди мы видим что-то.

(Вытягиваем руки перед собой.)

Ох, большое там болото!

(Разводим руки в стороны.)

Как бы нам не утонуть.

Нужно в сторону свернуть.

(Поворачиваемся вправо и идём на месте.)

Чтоб пройти нам по лесочку,

С кочки прыгаем на кочку.

(Прыгаем на месте.)

Прыг да скок, прыг да скок!

Снова тут сухой лесок.

(Разводим руки в стороны.)

Игра «Дерево, кустики, травка»

Когда воспитатель произносит слово «дерево», дети должны поднять руки вверх, когда слово «кустики» - должны стоять, опустив руки, а когда слово «травка» - присесть. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры.

Пальчиковая игра «Речка»

Слушаем стихи и загибаем пальчики.

Мы по речке поплывём,

Что увидим - назовём.

Катер мчится и ревёт,

На волнах качнулся плот.

Лодка медленно плывёт,

Проплывает пароход.

Кот и пёс на корабле

Приближаются к земле.

Лебедь, гусь и утка тут -

Все вдоль берега плывут.

А ещё плывёт лягушка,

Пучеглазая подружка.

Игра «Перепрыгни через речку»

На полу - две верёвочки (на небольшом расстоянии одна от другой). Это речка. Дети должны прыгать через неё. Если им это удаётся, воспитатель раздвигает верёвочки (речка становится шире). Победит тот, кто сможет перепрыгнуть через самое широкое место.

Вот речка. В том месте, где она берёт своё начало, её можно назвать ручьём. Почему? Потому что речка ещё очень узкая. Она течёт, течёт и становится всё шире и шире. Давайте попробуем перепрыгнуть через речку - там, где она не очень широкая.

Игра «Листик»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Листик рос на ветке клёна,

Был большим он и зелёным.

(Поднимаем руки вверх, растопыриваем пальцы.)

Ветку ветерок качал.

(Машем руками перед собой.)

Листик солнышко встречал.

(Поднимаем руки вверх, машем кистями.)

А потом он пожелтел,

Покружиться захотел.

(Кружимся на месте.)

Покружился, покружился

И на землю опустился.

(Кружимся и приседаем.)

Скоро мы гулять пойдём.

(Идём на месте.)

Жёлтый листик мы найдём.

(Наклоняемся.)

Игра «Не наступи на листья»

Воспитатель раскладывает на полу листья, вырезанные из цветной бумаги. Дети должны пройти по этому месту так, чтобы не наступить ни на один листик. Тот, кто наступил, выходит из игры. Игру можно повторить.

Деревенские загадки

Слушаем загадки и стараемся отгадать, кто это говорит, рассказывает.

Вот в траве мои детишки,

Жёлтенькие шалунишки.

Всех детишек я найду,

Поведу потом к пруду.

Их я плавать научу.

Часто им «кря-кря» кричу. (Утка.)

За деревней течёт речка,

Есть хорошее местечко.

Я хожу туда купаться,

Понырять и поплескаться.

Там кричу я: «Га-га-га!

Как красивы берега!» (Гусь.)

Непослушный мой ребёнок

Убегает на лужок.

Там пасётся жеребёнок,

Маленький его дружок.

Говорю сыночку: «Му!

Знаю, скучно одному». (Корова.)

Игра «Волшебная палочка»

Воспитатель дотрагивается волшебной палочкой до детей и превращает их в разных домашних животных. Дети должны изобразить, как двигается животное, какие звуки издаёт. Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем.

Игра «Урожай»

Слушаем стихи и показываем то, о чём говорится.

Мы копали, мы копали -

Вот так, вот так.

Вместе овощи сажали -

Вот так, вот так.

Поливали, поливали -

Вот так, вот так.

Сорняки мы вырывали -

Вот так, вот так.

Помидоры собирали -

Вот так, вот так.

Их потом в корзинку клали

Вот так, вот так.

Игра «Съедобное - несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия разных овощей и фруктов, а также несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ или фрукт), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Игра «Яблонька»

Слушаем рассказ и выполняем различные движения.

Мы посадили в землю семечко.

(Приседаем.)

Потом мы полили его.

(Трясём ручками.)

Из земли показался росточек.

(Встаём и стоим прямо.)

Выросли ветки.

(Поднимаем руки вверх.)

На ветках появились листики.

(Трясём кистями рук.)

Потом созрели тяжёлые яблоки,

И ветки согнулись.

(Опускаем руки вниз.)

Подул ветер, яблонька закачалась.

(Качаемся из стороны в сторону.)

Яблоки упали на землю,

И ветки распрямились.

(Поднимаем руки вверх.)

Игра «Найди яблоко»

Воспитатель показывает детям несколько перевёрнутых ведёрок. Дети должны угадать, под каким из них лежит яблоко (мячик). Они по очереди предлагают варианты. Выиграет тот, кто правильно укажет ведёрко. Затем дети отворачиваются. Воспитатель перепрятывает мячик, и игра продолжается.

Игра «Едем по дороге»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сели мы в машину,

Налили бензину.

(Делаем такие движения, как будто крутим руль.)

Би-би-би, би-би-би!

Налили бензину.

Едем, едем мы вперёд.

Вправо, влево поворот.

(Поворачиваемся в стороны.)

Би-би-би, би-би-би!

Вправо, влево поворот.

По дороге чистой

Едем, едем быстро.

(Идём на месте, ускоряем шаг.)

Би-би-би, би-би-би!

Едем, едем быстро.

Вот последний поворот.

Остановка - у ворот.

(Замедляем шаг и останавливаемся.)

Би-би-би, би-би-би!

Всё, приехали мы. Стоп!

Игра «Светофор»

Воспитатель рассказывает детям, что такое светофор и для чего он нужен на дороге, а затем объясняет правила игры. Когда будет зелёный свет (показан кружок из зелёного картона), машинки едут (дети ходят по комнате). Когда жёлтый - останавливаются, а когда красный - стоят.

Игра «Подсолнухи»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

В огород мы все пришли.

(Идём на месте.)

Посадили семечки.

(Показываем, как сажаем.)

Чтоб скорее проросли,

Их польём из леечки.

(Показываем, как поливаем.)

Вскоре появились

Зелёные росточки.

(Приседаем и встаём.)

Быстро стали подрастать,

Выросли листочки.

(Вытягиваем руки вперёд, растопыриваем пальчики.)

Стебли разогнулись

И стоят на солнышке.

(Наклоняемся и разгибаемся.)

К небу потянулись

Жёлтые подсолнушки.

(Поднимаем руки и тянемся вверх.)

Очень-очень много в них

Уж созрело семечек.

(Разводим руки в стороны.)

Будет угощение

Для мальчиков и девочек!

(Сдвигаем прямые руки, вытягиваем перед собой.)

Пальчиковая игра «Орешки»

Слушаем стихи и загибаем пальчики - считаем орешки.

Посмотрите! Наши белки

Не хотят играть в горелки.

Раз - орешек за пеньком,

Два - орешек под кустом.

Три - орешек рядом с кочкой,

А четыре - под цветочком.

Пять - орех растёт на ветке.

Шесть - у белки, у соседки.

Семь - под ёлкой, ну а восемь

У сороки мы попросим.

Девять - мы найдём в дупле,

Десять - рядом на стволе!

Игра «Попади в дупло»

Для игры нужны небольшой мяч и корзина (тазик). Дети - белочки. Воспитатель предлагает детям забросить орех в дупло, то есть мяч в корзину. Те, у кого это не получается, могут подойти ближе. Победит тот, кто забросит мяч с самого дальнего расстояния, или тот, кто попадёт в корзину наибольшее число раз.

Игра «Грибок»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Дождик плакал, плакал -

Целый день он капал.

(Трясём кистями рук.)

Дождик всё в лесу полил

И листочки все помыл.

(Трём ладошкой о ладошку.)

На полянке жил грибок -

Не велик и не высок.

(Приседаем.)

Его дождик поливал,

И он быстро подрастал.

(Встаём.)

Рос грибок, тянулся -

Ёлочки коснулся.

(Поднимаем руки вверх.)

Погулять мы в лес пойдём

(Идём на месте.)

И грибочек тот найдём.

(Наклоняемся.)

Игра «Собираем грибы»

Воспитатель прячет в комнате грибы, вырезанные из картона. Дети должны их отыскать. Тот, кто найдёт грибов больше других, станет победителем

Пальчиковая игра «Заячья семья»

Слушаем сказку и выполняем движения руками.

Жил-был маленький зайчик.

(Сгибаем пальцы в кулачок, затем указательный и средний разгибаем.)

У него была мама-зайчиха.

(Руку поднимаем повыше.)

А ещё был большой папа-заяц.

(Поднимаем руку вверх.)

Пошли зайцы гулять

И вдруг увидели волка.

А волк зарычал: р-р-р!

(Показываем «когти».)

Зайцы быстро побежали домой.

(Стучим ладошками по коленочкам.)

Прыгали по кочкам, по камушкам.

(Стучим кулачком о кулачок.)

Бежали потраве, по песочку.

(Трём ладошкой о ладошку.)

Добежали до дома и спрятались.

(Прячем ручки под мышки.)

Игра «Лесные жители»

Воспитатель спрашивает детей: «Кто живёт в лесу?» Дети поочерёдно называют животных. Когда какое-то животное названо, воспитатель предлагает всем детям изобразить его. Дети изображают - по желанию и по очереди (как двигается животное, какие звуки издаёт). Тот, у кого это получится лучше, чем у других, станет победителем. Затем игра продолжается: дети называют и изображают ещё какое-то животное.

Игра «Тучка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Тучка по небу плывёт.

(Руки вверх, качаем ими из стороны в сторону.)

Тучка дождик нам несёт.

(Держим руки вверху, машем кистями.)

Тучка солнце спрячет,

А потом заплачет.

(Держим руки перед собой, трясём кистями рук.)

Мы поднимем ручку

И прогоним тучку.

(Прогоняем: машем рукой.)

Тучка, скройся за горой!

Тучка, солнце нам открой!

(Выставляем обе руки вперёд и разводим их в стороны.)

Игра «Зонтик»

Воспитатель берёт большой зонт, раскрывает его и объясняет детям: «Пока дождика нет, можно бегать, прыгать, веселиться. Но когда начнётся дождик, нужно быстро спрятаться под зонтик». Дети играют. Воспитатель говорит: «Дождик начался!» Все обступают воспитателя - прячутся под зонтик. После слов «Кончился дождик!» дети продолжают резвиться.

Игра «Дождик»

Слушаем стихи и делаем весёлый массаж: касаемся пальчиками разных частей тела.

Дождик капает немножко

И на ручки, и на ножки.

На головку - кап-кап!

И на ушки - кап-кап!

Нам на щёчки - кап-кап!

И на носик - кап-кап!

Нам на плечи - кап-кап!

И на грудь нам - кап-кап!

На животик - кап-кап!

На коленки - кап-кап!

Намочил он нас водой.

Что за дождик озорной!

Игра «Собираемся гулять»

Воспитатель предлагает детям показать, как они выполняют разные действия: когда собираются гулять - надеть сапожки, надеть плащ, застегнуть пуговицы, завязать пояс, надеть шапочку, надеть капюшон; когда пришли с прогулки - снять капюшон, снять шапочку развязать пояс, расстегнуть пуговицы, снять плащ, снять сапожки. Игру можно повторить, предложив детям выполнять действия быстрее.

Осенью на улице холодно и дождливо. Нужно надевать тёплую одежду. А когда идёт дождь, нужна непромокаемая одежда. Тогда мы и не замёрзнем, и не промокнем.

Игра «Птицы»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Птицы к югу полетели -

(Разводим руки в стороны, машем ими.)

Выше дуба, выше ели.

(Поднимаем руки вверх.)

Крылья вверх, крылья вниз -

Ещё выше поднялись.

(Тянем руки вверх.)

Птицы крыльями махали

(Машем руками.)

День и ночь, потом устали.

(Опускаем руки вниз.)

Птицы низко покружились

И на землю опустились.

(Приседаем.)

Нужно птицам отдохнуть.

Завтра снова в дальний путь!

(Кладём руки на коленочки, опускаем голову.)

Игра «День - ночь»

Воспитатель объясняет детям, что птицы летят на юг только днём, а ночью они отдыхают на земле. Когда воспитатель произносит слово «день», дети, изображая птиц, бегают по комнате и машут руками, словно крыльями. После слова «ночь» они должны присесть.

Шевелиться нельзя. Кто пошевелился, выходит из игры. Затем воспитатель снова говорит: «День». Игра продолжается.

Осенние игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Добрые животные»

Что дают нам домашние животные? Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

«Бе-бе», «му-му» и «ко-ко-ко»!

А кто даёт нам молоко?

Кто даёт нам пух и шерсть?

У кого всё это есть?

Мы животных называем.

Чем они полезны, знаем.

1. Кто даёт нам яйца? (Куры.)

2. Кто даёт нам молоко? (Коровы, козы.)

3. Кто даёт нам шерсть? (Бараны, овцы, козы, кролики.)

4. Кто даёт нам пух и перья? (Гуси, утки, куры.)

5. Кто даёт нам мёд? (Пчёлы.)

Игра «Танец пчёл»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.) Дети - пчёлы. Они исполняют пчелиный танец.

Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают пчёлы и как они танцуют в воздухе, над цветами.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Грабли, мотыга, лопата, молоток. (Молоток. Этот инструмент - не для работы в огороде.)

2. Комбайн, троллейбус, трактор, косилка. (Троллейбус. Он нужен не для работы в поле.)

3. Кастрюля, чашка, лейка, стакан. (Лейка. Она нужна для работы в огороде, это не посуда.)

4. Яблоко, морковь, капуста, кабачок. (Яблоко. Это фрукт, а остальное - овощи.)

5. Груша, яблоко, огурец, апельсин. (Огурец. Это овощ, а остальное - фрукты.)

6. Клубника, земляника, баклажан, ежевика. (Баклажан. Это овощ, а остальное - ягоды.)

7. Гречка, перловка, горох, пшено. (Горох. Это бобы, а остальное - крупы.)

8. Свёкла, репа, морковь, помидор. (Помидор. Это плод, а остальное - корнеплоды.)

Игра «Съедобное - несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ, фрукт, крупа или каша из крупы, а также то, что делают из муки), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Сладкие загадки

Синий мундир,

Зелёная подкладка,

В середине - сладко. (Слива.)

На деревьях меж листами

Висят птицы вверх ногами. (Груши.)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Сам он красный, сахарный,

А кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Игра «Чьи семена?»

Воспитатель показывает детям семена. Дети должны определить, какому растению принадлежат эти семена, и назвать растение. Для игры можно взять семена арбуза, дыни, абрикоса, яблони, сливы, фасоли, подсолнечника, тыквы, орешника, риса, гречихи и т. д.

Игра «Репка»

Воспитатель предлагает детям провести игру по русской народной сказке. (Взять полный текст сказки.) Перед игрой распределить роли (в том числе роль репки). Дети - в шеренге. Сначала они выполняют движения все вместе. Выходит репка и садится на стульчик (может держать в руках верёвочку за которую её будут тянуть). В нужный момент выходят дед, бабка и другие персонажи. Происходит инсценировка сказки. Остальные дети помогают героям, показывая, как надо тянуть репку. Игру можно провести несколько раз, чтобы всем детям досталась какая-либо роль.

Посадил дед репку.

(Наклоняемся и показываем, как сажать репку.)

Выросла репка большая-пребольшая.

(Поднимаем руки вверх.)

Стал дед репку из земли тянуть.

Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Огородные загадки

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки огородных растений, и стараемся их отгадать.

Красный, круглый - это что? (Помидор.)

Зелёный, овальный - это что? (Огурец.)

Жёлтая, внутри белая, сладкая - это что? (Дыня.)

Длинный, белый, большой - это что? (Кабачок.)

Жёлтая, круглая, сладкая, сидит в земле - это что? (Репа.)

Игра «Придумай загадки»

Воспитатель предлагает детям придумать свои загадки про овощи. Нужно загадать какой-то овощ и назвать его признаки. Можно составить загадки про картошку, тыкву, свёклу морковь, горох и др.

Что растёт у нас на грядке?

Мы придумаем загадки.

Про горох и про картошку,

Помидоры и моркошку,

А ещё про огурцы.

Отгадали? Молодцы!

Игра «Овощи, фрукты, ягоды»

Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий овощей, фруктов, ягод на эту букву. Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам. Примеры: а - абрикос, апельсин, арбуз, айва; б - банан, баклажан, брусника, бузина; в - вишня, виноград; и т. д.

Игра «Что мы едим?»

Воспитатель бросает игроку мяч и называет огородное растение (можно называть овощи и травы). Игрок ловит мяч и говорит, какую часть этого растения употребляют в пищу, а затем бросает мяч воспитателю. Например:

Салат. (Листья.)

Капуста. (Листья.)

Огурец. (Плод.)

Помидор. (Плод.)

Редис. (Корнеплод.)

Свёкла. (Корнеплод.)

Морковь. (Корнеплод.)

Много в нашем огороде

Есть и трав, и овощей.

Мы побудем на природе,

А потом наварим щей.

Что нам есть, мы это знаем.

Что съедобно - называем.

Игра «Отгадай овощи»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:

Ре... (Редис.)

Ка... (Капуста.)

Свё... (Свёкла.)

По... (Помидор.)

Мор... (Морковь.)

Игра «Соберём урожай»

Дети выстраиваются в шеренгу. У первого игрока в руках мяч. Он поворачивается ко второму игроку, громко сообщает: «Я собрал в огороде...» - и передаёт мяч. Так мяч по цепочке передаётся до конца шеренги. Называть нужно какое-либо огородное растение. Названия растений могут повторяться.

Огород у нас хорош!

Где ещё такой найдёшь?!

Что растёт, покажем.

И про всё расскажем.

Вот укроп, а вот петрушка,

Это свёкла и картошка,

Это тыква и горох.

Урожай совсем не плох!

Игра «Поварята»

Воспитатель называет какое-нибудь блюдо или напиток. Дети должны по очереди говорить, что нужно взять для приготовления этого блюда или этого напитка (овощи, фрукты, ягоды). Например: борщ (капуста, свёкла, морковь, помидор, петрушка, укроп); компот (яблоки, груши, сливы, вишни, смородина, крыжовник).

Игра «Приметы осени»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит

Игра «Деревья, кустарники, травы»

Когда воспитатель произносит название дерева, дети должны поднять руки вверх, когда название кустарника - должны стоять, опустив руки, а когда название травы (травянистого растения, цветочков) - приседают. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры. Примеры:

Дуб. (Поднимаем руки вверх.)

Подорожник. (Приседаем.)

Ель. (Поднимаем руки вверх.)

Шиповник. (Стоим, опустив руки.)

Берёза. (Поднимаем руки вверх.)

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре растения (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Тополь, дуб, смородина, яблоня. (Смородина. Это кустарник, а остальное - деревья.)

2. Осина, пальма, липа, клён. (Пальма. Она растёт в тёплых краях.)

3. Сирень, берёза, акация, шиповник. (Берёза. Это дерево, а остальное - кустарники.)

4. Смородина, вишня, яблоня, тополь. (Тополь. Это не плодовое и не ягодное растение.)

5. Липа, клён, сосна, берёза. (Сосна. Это хвойное дерево, а остальные - лиственные.)

Игра «Знаем, знаем!»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!»

Мышонок вспомнил интересный случай, который произошёл с ним весной. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока же не поёт, а стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Мышонок увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины - красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы. А соловьи улетели зимовать в Африку. Там тепло.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна.)

Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а не человек. (Берёза.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

Золотой коробочек,

А внутри - дубочек. (Жёлудь.)

Игра «Назови дерево»

Дети по очереди произносят названия деревьев. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.

Игра «Листочки»

Разделить детей на три команды. В первой команде водящий играет роль берёзы, во второй - роль липы, в третьей - роль клёна. Команды собирают листочки, вырезанные из цветной бумаги (каждая - свои), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Игра «С какого дерева листочек?»

Воспитатель показывает детям листья разных деревьев. Дети должны определить и сказать, с какого дерева листочек. Победителем станет тот, кто даст больше правильных ответов.

Гербарий. До игры или после неё воспитатель объясняет детям, что такое гербарий, и предлагает им набрать во время прогулки красивых листочков, упавших с разных деревьев, а потом засушить их. Это можно сделать, положив листочки между страницами книги. Когда они высохнут, нужно приклеить их в альбом и подписать (указать деревья). Гербарий поможет лучше запомнить названия деревьев и их листья.

Ветер дует, задувает,

Ветер листики срывает.

Листья на ветру кружатся.

Листья на траву ложатся.

Листья падают, летят.

Настоящий листопад!

Скоро мы гулять пойдём

И листочков наберём.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Не мышь, не птица -

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка.)

Зимой беленький,

А летом серенький. (Заяц.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали. (Ёж.)

Игра «Назови детёныша»

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, как называется детёныш этого животного. Например:

У медведя кто детёныш? - Медвежонок.

У лисы кто детёныш? - Лисёнок.

У волка кто детёныш? - Волчонок.

У ежа кто детёныш? - Ежонок.

У белки кто детёныш? - Бельчонок.

У рыси кто детёныш? - Рысёнок.

У тигра кто детёныш? - Тигрёнок.

У курицы кто детёныш? - Цыплёнок.

У утки кто детёныш? - Утёнок.

У коровы кто детёныш? - Телёнок.

У лошади кто детёныш? - Жеребёнок.

Игра «Отгадай животное»

Дети поочерёдно загадывают животное и рассказывают о нём от первого лица. Например: «Я косолапый, неуклюжий, большой. У меня тёплая шуба, она коричневая. Я люблю есть ягоды и мёд. Зимой я сплю. Просыпаюсь весной». Остальные дети должны догадаться, какое животное представлено, и назвать его. В случае затруднения можно задавать вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».

Загадки про насекомых

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Он с друзьями под кустом

Смастерил огромный дом.

Тащит ветку он из леса

Больше собственного веса. (Муравей.)

Красная спинка,

Чёрные горошки.

Ты меня найдёшь

На любой дорожке. (Божья коровка.)

Полосатый вредный жук

Сильно портит всё вокруг.

Он картошку любит,

Растения губит. (Колорадский жук.)

Игра «Кто где живёт?»

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, где живёт это животное, какое жилище себе строит, где проводит зиму. Например:

Где зимой спит медведь? - В берлоге.

Где живёт лиса? - В норе.

Где живёт сова? - В дупле.

Где выводит птенцов сорока? - В гнезде.

Где зимой спит барсук? - В норе.

Где живёт муравей? - В муравейнике

Игра «Сойка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сойка по лесу летела,

Во все стороны глядела.

(Машем руками, будто крыльями, поворачиваем голову вправо-влево.)

На траву под дубом села,

(Приседаем.)

Спелых желудей поела.

(Качаем головой, будто клюём.)

Сойка по траве пошла,

(Шагаем на месте.)

Много желудей нашла.

(Разводим руки перед собой.)

Хочется напрятать их -

И больших, и небольших.

(Пальцы правой руки складываем в щепоть и стучим по левой ладони.)

Сойка по траве поскачет,

Ловко жёлуди запрячет.

(Прыгаем на месте.)

Их засунет меж корней,

Под листву и между пней.

(Наклоняемся и опускаем руки к правой ноге, затем клевой ноге.)

И потом из каждой кочки

Быстро вырастут дубочки.

(Приседаем и встаём, поднимаем руки вверх.)

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Вёрст не считает,

По дорогам не ездит,

А за морями бывает. (Птица.)

Хоть и маленький на вид,

Но он пеньем знаменит. (Соловей.)

На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

Шило впереди,

Клубок посреди,

Ножницы сзади. (Ласточка.)

По поднебесью серому

Верёвка протянулась. (Журавли.)

Игра «Танец журавлей»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Времена года. Ноябрь» П. И. Чайковского.) Дети - журавли. Они исполняют журавлиный танец.

Журавли хотят лететь на юг, они прощаются с родными местами. Им грустно. Значит, каким будет их прощальный танец? (Плавным, печальным.) Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают журавли и как они танцуют в воздухе, на земле.

МБОУ"Новорождественская СОШ"

подготовила

учитель начальных классов

Литвина Г.А.

игры для праздника осени

ИГРА «УЗНАЙ ПО ВКУСУ»

Ведущий выносит на тарелочке разрезанные на маленькие кусочки овощи.

Дети с завязанными глазами пробуют овощи и отгадывают их по вкусу.

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?»

На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше? (4 человека)

Конкурсы на праздник осени.

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

СОБЕРИ ГРИБЫ!
Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты грибов. Дети берут по очереди силуэт гриба, называют любой гриб, который знают, и кладут в корзинку. Выигрывает тот, кто больше «собрал» грибов.

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстре вытянула «репку».

СОБЕРИ ШИШКИ!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют две команды. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!
В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

ПАРОВОЗИК
В ней участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по "извилистой тропинке" (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:
- не уронила ни один гриб;
- не потеряла ни одного участника;
- быстрее оказалась у финиша.

ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

РАЗГРУЗИ МАШИНУ!
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

ГРИБНИК
У водящего ("грибника") завязаны глаза. Дети-грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».
КОТ В МЕШКЕ
Надо определить на ощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК
В игре участвуют два ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
УГАДАЙКА
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.


СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ!
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6-8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше картошки за определенное время.
ПЕРЕЙДИ ЛУЖУ В КАЛОШАХ!
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.
ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.
ПАРОВОЗИК
В ней участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по "извилистой тропинке" (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:
- не уронила ни один гриб;
- не потеряла ни одного участника;
- быстрее оказалась у финиша.
ФРУКТЫ НА ВЕРЕВОЧКЕ
У противоположной стены зала ставят две стойки с натянутой между ними веревкой. На веревку за палочки привязаны яблоки и груши. Ребенку завязывают глаза. Он должен дойти до стоек, срезать ножницами любой плод и угадать его на ощупь.

СОБЕРИ ШИШКИ!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

НАКОРМИ ДРУГА!
В игре можно использовать яблоки или морковку. Двое играющих садятся на стульчики друг проив друга. Им завязывают глаза и дают по яблоку. Они начинают кормить друг друга. Выигрывает тот, кто быстрее съел яблоко.

СОБЕРИ СОРНЯКИ!
В игре участвуют 3 человека. По залу рассыпают бумажные вьюны, васильки и листья одуванчика. Детям дают по ведерку. По сигналу они должны собрать сорняки в ведра: один - вьюны, другой листья, третий - васильки. Побеждает ребенок, выполнивший задание быстрее других.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!
В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?
На планшете нарисованы фрукты в несколько рядов (например: яблоко, груша, апельсин). В каждом ряду фрукты расположены в разном порядке. Ведущая закрывает в любом ряду любой фрукт и спрашивает: «Чего не хватает?» Дети должны назвать фрукт, который закрыт. Варианты: вместо фруктов - овощи, ягоды, грибы, листья деревьев.

СОБЕРИ ГРИБЫ!
Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты грибов. Дети берут по очереди силуэт гриба, называют любой гриб, который знают, и кладут в корзинку. Выигрывает тот, кто больше «собрал» грибов.

СЪЕШЬ ЯБЛОКО!
Два добровольца из родителей держат веревку, на которой висят привязанные яблоки. В игре участвуют по 2 ребенка. Им предлагают съесть по яблоку, висящему на веревке, не касаясь его руками. Кто быстрее?

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенноки в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстре вытянула «репку».

КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

ЧТО ЭТО ЗА ОВОЩИ?
С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи, которые им предлагают.

ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

НАРИСУЙ ГОРОХ!
Играющий должен с завязанными глазами нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.

РАЗГРУЗИ МАШИНУ!
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

ПУГАЛО
Звучит музыкальное сопровождение. Дети, каждый из которых "пугало", выходят на середину зала и разводят руки в стороны. Если ведущий говорит: «Воробей!», то надо махать руками. Если ведущий говорит: «Ворона!» - надо хлопать в ладоши.

ГРИБНИК
У водящего ("грибника") завязаны глаза. Дети-грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».

КОТ В МЕШКЕ
Надо определить наощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК
В игре участвуют два ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

УГАДАЙКА
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.