Прочитать изменение по временам. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение модальных глаголов по временам

Тема урока: «Изменение глаголов по временам».

Цель урока: формировать у учащихся понятие о глаголе как части речи, о морфологических признаках глагола.

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам. Формировать умение определять время глагола.

2.Совершенствовать умение писать словарные слова.

3.Дать представление об учебно-научном тексте. Формировать умение работать с ним.

Структура урока.

I.Организационный момент (~1 мин.).

II. Сообщение задач урока (~1 мин.).

III. Словарная работа (~5 мин.).

IV. Повторение изученного (~3 мин.).

V. Постановка проблемы (~1 мин.).

VI. Поиск решения (~8 мин.).

VII. Физкультминутка (~3 мин.).

VIII. Работа с учебно-научным текстом определения (~6 мин.).

IX. Первичное закрепление (~3 мин.).

X. Самостоятельная работа (~4 мин.).

XI. Закрепление (~3 мин.).

XII. Итог урока (~2 мин.).

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Проверьте свою посадку. Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы он принёс вам радость открытия новых знаний. У вас всё получится! Откройте тетради, проверьте наклон. Запишите число.

На доске записано:

Пятнадцатое марта.

Классная работа.

II. Сообщение задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами вспомним, что уже знаем глаголе, узнаем о нём новое, вспомним словарные слова, познакомимся с новым видом текста, будем учиться с ним работать.

III. Словарная работа.

Записываем в тетради под диктовку слова.

Сирень, свободный, сочинять, ягодный, мечта, длина, календарный, длинный, коричневый, стакан, помечтать.

Проверьте сами.

Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Возьмите простой карандаш. Проверьте работу товарища. Если найдёте ошибки – исправьте их.

Поднимите руку, кто не нашёл ошибок.

Кто нашёл 1 – 2 ошибки?

3 – 4 ошибки?

А 5 и больше ошибок?

Сегодня я соберу ваши тетради и проверю, смогли ли вы найти все ошибки.

IV. Повторение изученного.

Расскажите, что вы уже знаете о глаголе.

Глагол – это самостоятельная часть речи.

Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать?, что сделать?

Частица не с глаголами пишется раздельно.

Посмотрите на доску. Я вывесила ваши рисунки с портретом глагола. Расскажите, пожалуйста, почему именно так вы его нарисовали. (Выслушиваются ответы 3 детей.)

Молодцы! Я вижу, что вы все очень старались, и у вас получились замечательные работы.

V. Постановка проблемы.

А сейчас давайте вспомним, как изменяется имена существительные?

Имена существительные изменяются по числам.

Как изменяются имена прилагательные?

Имена прилагательные изменяются по родам и числам.

Как изменяются глаголы?

Мы ещё не знаем.

Сегодня мы с вами на уроке частично ответим на этот вопрос.

VI. Поиск решения.

Послушайте необычный рассказ глагола о себе. Когда услышите вопрос, запишите его в тетрадь. У доски работает…

Однажды у Глагола спросили: «Что Вы делаете?» Вот что ответил Глагол: «Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя».

Прочитайте вопросы, которые вы выписали.

- Что делаете? Что делал? Что буду делать?

Попробуйте сами ответить на эти вопросы.

Сидим, пишем, читаем.

Играли, гуляли.

Буду учить, буду есть.

Сравните, как отвечали на разные вопросы. Что заметили?

Действие происходит в разное время.

Кто догадался, как изменяются глаголы?

Наверное, по временам.

Совершенно верно. Откройте учебники на странице 94. Найдите упражнение 348. Прочитайте текст сами.

Найдите и прочитайте предложения, в которых действие происходит сейчас.

Лена учится в третьем классе.

Сейчас она пишет диктант.

В каких предложениях действие происходило в прошлом? Прочитайте.

Вчера она писала сочинение и написала его хорошо.

В каких предложениях действие только будет происходить?

Завтра Лена будет писать изложение.

Дома она прочитает рассказ и подготовится к изложению.

Какая часть вам сейчас подсказывала правильный ответ?

Глагол.

Давайте запишем глаголы (они выделены) и поставим к ним вопросы. Идёт работать на доске… (По очереди работают два ученика.)

Учится (что делает?)

Писала (что делала?)

Написала (что сделала?)

Пишет (что делает?)

Будет писать (что будет делать?)

Прочитает (что сделает?)

Подготовится (что сделает?)

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа с учебно-научным текстом определения.

Прочитайте текст в голубой рамке про себя.

О чём этот текст?

О временах глагола.

Мы с этим текстом будем работать. Но сначала давайте узнаем, как это сделать правильно. Прочитайте информацию в серой рамке около знака вопроса.

Как можно назвать текст о временах глагола.

Учебно-научный текст.

Что надо сделать сначала, чтобы лучше понять и запомнить его?

Определить, сколько в тексте частей (абзацев).

В тексте 4 абзаца.

Определить, на какой вопрос отвечает каждая часть.

Прочитайте ещё раз каждую часть и задайте к ней вопрос. (Учитель постепенно открывает на доске.)

1.Как изменяются глаголы?

2.Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

3.Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

4.Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

Что у нас получилось на доске?

План текста.

Сейчас вы поработаете в парах. Я закрываю план. Ваша задача: один вспоминает пункт плана и задаёт вопрос, другой отвечает. Потом меняетесь. Кому будет трудно, поднимите руку.

Достаточно. Поднимите руку те, кому было сложно вспомнить вопрос.

А кто испытывал затруднения с ответом?

Спасибо за честность. С каким текстом мы сейчас работали?

Мы работали с учебно-научным текстом.

В каком времени могут стоять глаголы?

В настоящем, прошедшем или будущем времени.

Посмотрите, как мы будем сокращать. (Учитель записывает на доске.)

прош. вр. наст. вр. буд. вр.

IX. Первичное закрепление.

Давайте вернёмся к упражнению 348 и, пользуясь правилом, определим время каждого глагола. Комментируем по цепочке. (На доске по очереди работают двое учащихся.)

Учится (что делает?) – наст. вр.

Писала (что делала?) – прош. вр.

Написала (что сделала?) – прош. вр.

Пишет (что делает?) – наст. вр.

Будет писать (что будет делать?) – буд. вр.

Прочитает (что сделает?) – буд. вр.

Подготовится (что сделает?) – буд. вр.

X. Самостоятельная работа.

Запишите слова в столбик.

Сказал

Пойдёт

Кричит

Будет играть

Смотрел

Слова какой части речи записали?

Глаголы.

Самостоятельно к каждому глаголу задайте вопрос и определите время. Пользуйтесь правилом. (Учитель оказывает индивидуальную помощь тем учащимся, которые испытывают затруднения.)

А сейчас давайте проверим. Расскажите, как вы определяли время глагола.

Сказал (что сделал?) – прош. вр.

Пойдёт (что сделает?) – буд. вр.

Кричит (что делает?) – наст. вр.

Будет играть (что будет делать?) – буд. вр.

Смотрел (что делал?) – прош. вр.

XI. Закрепление.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Глагольный футбол». Не заметил глагол – значит пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Я называю слова. Услышали глагол – хлопаете. После этого я одному бросаю мячик – он определяет время глагола.

Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредил, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.

XII. Итог урока.

Как изменяются глаголы?

Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают?

Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какой вопрос отвечают?

Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают?

Если вы довольны своей работой на сегодняшнем уроке, считаете, что не потратили время впустую, узнали новое или научились чему-то – похлопайте. А если у вас многое не получалось, время прошло зря – потопайте. (Дети топают или хлопают.)

Спасибо всем за урок.

Домашнее задание: выучить определение на странице 94, страница 95 упражнение 349.


Начальная неопределенная форма глагола Будущее время

что делать? Простое: что сделает?

строить построит решит

решат сложное:

что сделать? что будет делать?

построить решить будет строить, будет решать

Настоящее время

что делает?

Прошедшее время

что делал?

построил решил

Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глагол по временам. При этом предлагаются и однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида: получать - получить, объединять - объединить, отправлять - отправить, доставлять - доставить, писать - написать, покупать - купить и т. п.

В целях развития у учащихся осознанного употребления глагола в определенном времени в соответствии с целями высказывания необходимо использовать тексты. В заданиях упражнений предлагается учащимся определить время глагола и обосновать употребление той или иной глагольной формы, а также изменить время (например, заменить настоящее время прошедшим или наоборот), составить рассказ, употребив глаголы в определенном времени и т. п.

Работа над глаголом в III классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.

Задачи изучения глагола в III классе:

1. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении).

2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжить наблюдения над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами, чаще практиковать стилистический анализ текста, который записывают учащиеся на уроке.



3. Познакомить со спряжением глаголов. Научить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

4. Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, учить распознавать спряжение по неопределенной форме.

Предметом постоянного внимания учителя остается по-прежнему изменение глагола по временам. Усовершенствуются знания учащихся о том, что глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (несовершенного вида), имеют настоящее время, прошедшее, будущее сложное; глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? (совершенного вида), имеют только прошедшее время и будущее простое. В III классе учащиеся овладевают неопределенной формой как начальной формой глагола. Это важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.

Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной к начальной, например: начальная форма что сделать? встретить - 2-е лицо единственного числа будущего времени - встретишь; 2-е лицо единственного числа настоящего времени встречаешь, начальная форма этого глагола - встречать. Если учащиеся не в состоянии правильно назвать начальную форму глагола и по ней распознать спряжение глагола, то, естественно, они не могут сознательно написать безударное личное окончание глагола в настоящем или в будущем времени.

Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в III классе особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи. При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.

2. Узнай время, лицо и число глагола.

3. Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его.

Необходимо заметить, что осознание последовательности действий не означает правильного написания окончаний. Есть еще ряд условий, определяющих правильность написания. В частности, одним из них является знание суффикса глагола, но которому определяется спряжение, например: сочинять, строить, таять, сеять, лаять, чистить, гладить, красить, ставить и т. п. Поскольку неопределенную форму подобных глаголов нужно запомнить, такие глаголы должны быть заранее (начиная со II класса) включены в упражнения в начальной форме. Не менее важным условием успешного формирования навыка является система упражнений.

Последовательность изучения материала в III классе.

Условно весь процесс работы можно представить в виде следующих ступеней:

1. Повторение изученного о глаголе в I и II классах. Наблюдение над лексическим значением глаголов и их ролью в речи. Упражнение в изменении глаголов по числам и временам.

2. Неопределенная форма глаголов без суффикса -ся и с суффиксом -ся..

3. Понятие о спряжении глагола как изменении окончаний по лицам и числам. Распознавание лица глагола по местоимению и окончанию. Упражнение в спряжении глаголов настоящего времени с ударными окончаниями.

4. Знакомство с I и II спряжением. Сопоставление окончаний I и II спряжения глаголов.

5. Спряжение глаголов в будущем времени.

6. Распознавание спряжения глагола по неопределенной форме. Глаголы-исключения.

7. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

8. Прошедшее время глагола.

9. Правописание глаголов с суффиксом -ся.

Указанный порядок работы обусловлен лингвистическими особенностями глагола как части речи и некоторыми дидактическими положениями.

Работа по теме начинается с повторения о глаголе как части речи. Упражнения в изменении глаголов по временам являются связующим звеном между изученным во II классе и материалом III класса, включающим спряжение глагола в настоящем и в будущем времени. Логика самого материала требует, чтобы прежде всего учащиеся узнали о сущности спряжения как изменении окончаний глаголов по лицам и числам, научились различать лицо глаголов по местоимениям и окончаниям, научились спрягать глаголы с ударными окончаниями. Затем учащиеся знакомятся с I и II спряжением глаголов, т. е. происходит дифференциация только что приобретенных знаний о спряжении глаголов. Учащиеся узнают и запоминают окончания глаголов I и II спряжения; подводятся к пониманию особенностей глаголов каждого из спряжений: глаголы II спряжения имеют в "окончаниях букву е (-ешь, -ет, -ем -ете) и в 3-м лице множественного числа окончание ~ут (-ют), глаголы II спряжения имеют в окончаниях букву и (-ишъ, -ит, -им, -ите) и в 3-м лице множественного числа окончание -ат(-ят). После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, научились различать спряжение таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. Спряжение глаголов с безударными окончаниями, как известно, распознается по неопределенной форме: глаголы на -итъ II спряжения (кроме глагола брить), все остальные глаголы относятся к I спряжению. Исключения составляют одиннадцать глаголов (в начальных классах, согласно программе, учащиеся знакомятся с шестью из них).

Так создается основа знаний и умений, опираясь на которые учащиеся могут осознанно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени.

Следующий этап работы включает упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов.

В качестве отдельного этапа выделяется работа над глаголами прошедшего времени. Новым для учащихся III класса является сопоставление суффикса в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени (услышать - услышал, строить - строил, таять - таял и т. п.).

И наконец, последние уроки по теме отводятся для работы над глаголами с суффиксом -ся. Обобщаются такие знания, как: а) глаголы с суффиксом -ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончания в настоящем и в будущем времени; б) в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь. У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с -ся. Поскольку уже в начале изучения темы «Глагол» учащиеся познакомились с глаголами, имеющими суффикс -ся, и в течение всех последующих уроков постепенно углублялись их представления о возвратных глаголах (в частности, они учились спрягать такие глаголы), то на последнем этапе знания лишь обобщаются и уточняются.

Необходимо подчеркнуть, что задача развития речи решается на всех этапах работы по теме «Глагол» в связи с изучением грамматического материала и формированием навыка правописания личных окончаний глагола.

Вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте содержание каждого этапа изучения глагола в I-III классах. Дайте обоснование последовательности работы.

2. Как в процессе изучения глагола осуществляется взаимосвязь между усвоением его грамматических признаков и развитием речи учащихся? Как это проявляется при изучении нового материала, при его закреплении? Приведите примеры лексико-грамматических упражнений.

3. Проанализируйте материал учебника по теме «Слова, отвечающие на вопрос что делает?» («Русский язык» для I класса) с точки зрения пропедевтики изучения основных категорий глагола (подготовка к изучению времени и числа глагола).

4. Как познакомить учащихся II класса с изменением глаголов по временам? Какие виды упражнений целесообразно использовать в целях формирования умения изменять глагол по временам и правильно употреблять в речи. Составьте 3-4 упражнения и охарактеризуйте их назначение.

5. Какие знания и умения составляют основу формирования навыка правописания личных окончаний глаголов?

6. Как вы познакомите учащихся с сущностью спряжения глагола? Составьте конспект урока на тему «Спряжение глагола». Какую часть речи на данном уроке целесообразно повторить? Почему?

7. Как учить школьников распознавать глаголы I и II спряжения?

8. Проанализируйте последовательность изучения глагола в III классе по учебнику «Русский язык». Какие ступени вы можете выделить? Какая между ними взаимосвязь?

9. Какие методические условия способствуют формированию у третьеклассников навыка правописания личных окончаний глаголов? С какими трудностями встречаются учащиеся?

Цель: Закрепление умения определять время глаголов.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о глаголе;
  2. Проверить умение определять время глаголов;

Ход урока

I. Организационный момент

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол )

– Что вы знаете о глаголе?

Д.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать? Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?

Глаголы изменяются

  • по лицам в форме настоящего и будущего времени,
  • по числам,
  • по родам только в форме прошедшего времени.

Глагол изменяется по временам. Может стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.

II. Словарная работа.

Чтобы узнать какое слово мы будем разбирать, надо разгадать ребус.

Рисовать.

III. Актуализация знаний.

На слайде слова

Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует

Задайте вопрос к каждому слову.

– Что вы можете сказать об этих глаголах.

Слова можно распределить на три группы:

– Что ещё можно сказать?

Слова можно распределить на две группы:

Над какой темой мы сегодня будем работать?

Тема: Изменение глаголов по временам.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания о глаголе;
  2. Закрепить умение определять время глаголов;
  3. Развивать умение анализировать свою деятельность.

IV. Работа над темой урока.

Учебник стр. 9, упражнение 1.

Запись в тетрадях.

Слышать – слышу, слышал, буду слышать.

Крикнуть – крикнул, крикну.

Вывод: глаголы совершенного вида отвечают на вопросы Что сделал? Что сделает? – прошедшее и будущее время, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос Что делает? Что делал? Что будет делать? – настоящее, прошедшее и будущее время.

V. Физминутка.

По классу развешаны слова: бегал, читаю, нарисую, думаю, рисовал, прочитал.

Ученики должны найти слова, признаки которых называет учитель.

Например:

  1. прочитать слова прошедшего времени.
  2. прочитать слова будущего времени.
  3. прочитать слова настоящего времени.

VI. Работа в группах.

Три группы получают задание на карточках. Приложение 1

Проверка

Первая группа:

Согреется – что сделает? Будущее время, совершенный вид.
Не застудишь – что сделаешь? Будущее время, совершенный вид.

Вторая группа:

Не три – что делай? настоящее время,несовершенный вид.
Не почувствуешь – что сделаешь? будущее время, совершенный вид.

Третья группа:

Замёрз – что сделал? Прошедшее время, совершенный вид.
Согреть – что сделать? будущее время, совершенный вид.

– Что обозначают глаголы настоящего времени? (глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи и отвечают на вопрос что делает(ют)?

– Что обозначают глаголы прошедшего времени?(глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи и отвечают на вопросы что делал? Что сделал?)

Что обозначают глаголы будущего времени? (глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи, отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать?)

VII. Анализ индивидуальной деятельности на уроке.

У.: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. А теперь я прошу вас взять лист с самоанализом вашей деятельности. Поставьте знак «+» в тех графах каждого столбца, где, по вашему мнению, вы задание выполнили верно, без затруднений.

Знак «?», если испытывали затруднение.

Дети анализируют свою деятельность.

Тема: Изменение глаголов по временам. Слайд 1

Цели урока: формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные; работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы; воспитывать интерес к предмету. Формирование у учащихся умений распознавать временные формы глагола и правильно их употреблять. Развивать умение распознавать временныеформы глаголов и правильно их употреблять.

Задачи урока:

1. Формировать умение учащихся обосновывать свои ответы, выражать свои мысли в устной и письменной
форме
2. Способствовать расширению кругозора, развитию орфографической
зоркости.
3.Способствовать формированию дружеских отношений.
4.Воспитание самостоятельности, внимательности.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, диск с презентацией.

Ход урока:

1Организационный момент. Слайд 2

Учитель . Ребята, у нас на уроке сегодня гости, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

Прозвенел уже звонок,
В школе начался урок.
Тихо стало в коридоре,
Ведь со звонком никто не спорит. Мы начнём сейчас урок
И закончим его в срок.
Тихо сядем все за парты
И запишем быстро дату

Слайд 3

Учитель .
- Какое время года?
- Какой праздник приближается?
Ученик. Новый год
Учитель. В это время каждый из нас вспоминает, что хорошего было в уходящем, прошедшем году и загадываем желание на будущий год.И сегодня на уроке мы будем говорить о настоящем прошедшем и будущем времени, а как это связано с уроком русского языка вы узнаете дальше. Помогут нам ваши любимые сказочные герои, которые обязательно с нами встречаются накануне празднования Нового года.

2. Минутка чистописания. (Слайд 4)

Прописываем букву В в заглавную и строчную. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» Декабрь.)

Учитель . Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю?

Ученик . О времени Слайд 5 время

Учитель. Как вы понимаете, что такое время? (Часы, дни, времена года)

Ребята, давайте обратимся к нашим словарям и уточним значение этого слова. Вот как объясняет это слово в своем словаре Владимир Иванович Даль: «Время - это, когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.»

Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова: «Время - длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».

Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).

Делу время, а потехе - час.

Учитель . Прочитайте предложение, записанное на доске. (Дело время, а потехе - час.) Что это за предложение? Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик Чтобы что-то сделать хорошо, нужно много времени, а в свободное время можно и отдохнуть.

Учитель Ребята, а какие еще пословицы о времени вы знаете?

Ученики.

Время летит. (Мы учились в 1 кл., а теперь в 4 кл.)

Всякой вещи время. (Мы все узнаем тогда, когда это будет нужно.)

Время разум дает. (Человек занимается: и чем больше он чему-то уделяет времени, тем лучше это получается. Малыш мало знает, а взрослый много.)

Время - не птица, за хвост не поймаешь.

Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

Учитель . Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов . Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на сегоднешнем уроке? (вспомнить всё, что мы знаем о глаголе и узнать новое, то что мы еще не знаем об этой части речи)

3.Словарная работа (Слайд 6, 7)

Учитель. Повторим словарные слова. Вот наш первый гость дед Мороз. Он приготовил для вас интересное задание. Прочитайте слова и запишите. Какое слово лишнее? Почему? Образуйте от слов существительных глаголы в начальной форме. Что вы знаете о глаголе?

Ученик. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать? Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?

Спряжение - это изменение глагола по числам и лицам и система его окончаний.

Глаголы -исключения.

Учитель. Дед Мороз благодарит вас за правильное выполнение этого задания. Чтобы узнать с каким новым словом мы сегодня познакомимся, надо разгадать ребус. Слайд 8,9,10,11, 12

Рисовать.

Ударение падает на третий слог.

Орфограмма «непроверяемая безударная гласная о »

Ри-со-вать

Однокоренные слова - рисунок, рисованный, рисовальщица.

Синонимы - зарисовывать, набрасывать, чертить

Составьте предложение. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Найти грамматическую основу предложения. Мороз рисует.

4. Актуализация знаний . Слайд 13,14

На слайде слова

Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует

Задайте вопрос к каждому слову.

Что вы можете сказать об этих глаголах.

Слова можно распределить на три группы:

настоящее время прошедшее время будущее время

рисует рисовал будет рисовать

нарисовал нарисует

Что ещё можно сказать?

Слова можно распределить на две группы:

настоящее вр. прошедшее вр. будущее вр .

Несов. вид рисует рисовал будет рисовать

Соверш. вид нарисовал нарисует

Учитель .. Догадались, какая тема урока?

Ученик. Изменение глаголов по временам.

Слайд 15

Учитель. Тема: Изменение глаголов по временам.

Задачи урока: 1) Закрепить знания о глаголе;

2) Закрепить умение определять время глаголов;

3) Развивать умение анализировать свою деятельность.

5.Физминутка

Солнце землю греет слабо По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, Снег кружится, Заметает все кругом Белоснежным серебром.

6. Объяснение нового материала
Слайд 16

Учитель. Вот еще один гость это кошечка. Она принесла к нам на урок веселое стихотворение. Прочитайте. Что в этом стихотворении не так? Исправьте его, чтобы оно звучало красиво. У вас на столах лежат листочки. Работайте в парах.

Учител ь. Молодцы ребята и кошечка говорит вам спасибо.

Слайд 17 физминутка для глаз


Учитель.
А вот задания от снеговика. Нужно слова, которые Вы изменили в стихотворении записать в 3 столбика. В первый столбик слова, отвечающие на вопросы: что делал? что сделал? Во второй слова, отвечающие на вопрос: что делает? В третий слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что будет делать? Слайд 18.

Прочитайте слова первого столбика. Когда происходило действие? Это глаголы прошедшего времени. 2 столбик. Когда происходило действие? Значит это глаголы настоящего времени.3 столбик. Когда происходило действие? Значит это глаголы будущего времени. Запишите в тетради.

Работа над правилом. Слайд 19, 20, 21

Прочитайте правило на странице 133

Учитель. На что указывают глаголы настоящего времени? На какой вопрос отвечают?

Ученик . Глагол в настоящем времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нем говорят (в момент речи)

Учитель . На что указывают глаголы прошедшего времени и на какие вопросы отвечают?

Ученик. Что действие совершалось до момента речи.

Учитель . На что указывают глаголы будущего времени и на какие вопрос отвечают?

Ученик. Действие совершится после момента речи.

Учитель . Задание от Дракончика. Слайд 22, 23

Учитель . Что вы любите больше всего в зимнее время года?

Ученик . Гулять на улице.

Слайд 24

Учитель. Ребята, давайте, изменим глагол гулять по лицам сначала в настоящем, потом в прошедшем, потом в будущем времени. Посмотрите, что получилось. В каком времени глагол не изменился? Какой вывод можно сделать?

Ученик . В формах наст. и буд. времени глаголы изменяются по лицам. В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются.

Учитель . Прочитаем правило на стр. 134.

Работа по учебнику. А теперь задание, которое приготовила Снегурочка.

Слайд 25

Откройте учебники на странице 135, упражнение 4 . Прочитайте задание. Работаем у доски.

Физминутка для глаз Слайд 26

Работа в группах.

Слайд 27, 28

Задание от госпожи Метелицы

Три группы получают задание на карточках.

Определить время и вид выделенных глаголов.

  1. 1. Первый совет.

Старайся дышать через нос. Воздух согреется в носовых раковинах, и ты не застудишь горло.

Тема урока: «Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам».

В речи нам часто приходится изменять глаголы по временам. Мы задаём друг другу вопросы: «Что ты делаешь в настоящий момент? Что ты делала вчера? Что будешь делать завтра? Или что сделаешь»

На картинке изображены дети во время их разговора по телефону. (см. Рис. 1)

Рис. 1. Значение времён

Когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора (в момент речи), то ставим глаголы в настоящее время. Что делает? Слушает, говорит.

Когда говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы пользуемся глаголами прошедшего времени. Что делал? Слушал, говорил.

А когда говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы ставят в будущее время. Что будет делать? Будет слушать, будет говорить. Что сделает? Послушает, поговорит.

Объясним названия времён. Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент, форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом, форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем.

Изменим глаголы по временам.

что делает сейчас? поёт

что делал раньше? пел

что будет делать? будет петь

художник

что делает сейчас? рисует

что делал раньше? рисовал

что будет делать? будет рисовать

что делают сейчас? читают

что делали раньше? читали

Апрель.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня - прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Будет выстилать луга

Бархатом зелёным. (Л.Аким)

Действие происходило до момента речи: (что делала?) шла (прош.вр.)

Действие происходит в момент речи: (что делает?) шлёпает, гонит (наст.вр.)

Действие будет происходить после момента речи: (будет что делать?) будет выстилать (будущ.вр.)

Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Поищем приметы времён.

В прошедшем времени:

По какому суффиксу в вопросе можно отличить глаголы прошедшего времени?

Если есть в вопросе суффикс -Л, глагол в прошедшем времени.

В настоящем времени:

(я) что делаю ?

(ты) что делаешь ?

(он) что делает ?

(мы) что делаем ?

(вы) что делаете ?

(они) что делают ?

В будущем времени:

(я) что сделаю ?

(ты) что сделаешь ?

(он) что сделает ?

(мы) что сделаем ?

(вы) что сделаете ?

(они) что сделают ?

(я) что буду делать?

(ты) что будешь делать?

(он) что будет делать?

(мы) что будем делать?

(вы) что будете делать?

(они) что будут делать?

Какие окончания делают похожими вопросы настоящего и будущего времени?

У, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Если есть в вопросе приставка С- или слова буду, будешь, будут…, то это глагол будущего времени.

В вопросах настоящего времени нет приставки С-.

Дождливый летний день. В лесу земля жадно впитывает влагу. Деревья покрылись дождевыми каплями. Они сыплются на землю при каждом движении. После такого дождя скоро выглянет солнце. Лес будет ярко зеленеть и будет гореть алмазными искрами. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Впитывает - что делает?, настоящее время,

покрылись - что сделали?, есть суффикс -Л, примета глагола прошедшего времени,

сыплются - что делают?, настоящее время,

выглянет - что сделает?, будущее время,

будет зеленеть - что будет делать?, будущее время,

будет гореть - что будет делать?, будущее время.

В русском языке у глаголов может быть две формы будущего времени. Одна - для глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, а другая - для глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Первую форму называют сложной , так как она состоит из двух слов: буду (будем…) и неопределённой формы глагола.

И в вопросе тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет делать? - будет зеленеть, будет гореть.

Вторую форму называют простой , так как она состоит из одного слова: что сделаю? (сделаем?...) - что сделает? выглянет.

Будем , ребята, беречь доброту.

Будем , ребята, беречь красоту.

Будем дерзать , будем творить ,

Будем дружбой своей дорожить . (В. Викторов)

Будем беречь, будем дерзать (т.е. смело стремиться к чему-нибудь новому), будем творить, будем дорожить - сложная форма будущего времени.

Ёж осенью ложится спать. Найдёт колючий кучку опавших листьев, принесёт травы, веточек. Залезет внутрь и будет там ёрзать . Потом свернётся в колючий клубок и будет спать . (По А. Лавровой)

ложится - что делает?, наст.в.,

спать - что делать?, неопр.ф.,

найдёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

принесёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

залезет - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет ёрзать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола ёрзать,

свернётся - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет спать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола спать.

Обратите внимание на глаголы, которые отвечают на вопросы (ты) что делаешь? (ты) что сделаешь?

Деревья.

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Листья лопочут зелёными язычками. Прислонишь плечо к стволу. Ствол гладкий, скользкий. Это молодая берёзка. А то - всё в пупырышках. Это осина. Или всё в морщинах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу. И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. (По Н. Сладкову)

Что делаешь? - входишь, гладишь, хлопаешь, живёшь, хочешь - настоящее время.

Что сделаешь? - прислонишь - будущее время.

В окончаниях глаголов -ешь, -ёшь, -ишь всегда пишется Ь.

В 4 классе вы узнаете, что это глаголы 2-ого лица, единственного числа. У одних глаголов окончание -ешь, а у других -ишь, это зависит от спряжения глаголов. Об этом вы тоже узнаете в 4 классе.

Найдите глаголы в тексте и определите время.

Скрипач - кузнечик.

А он с рассвета до рассвета

Играл на скрипке песню лета.

И пела скрипка вместе с ветром

О солнышке, большом и светлом;

О том, что дни бегут за днями;

О том, что мы взрослеем с вами. (Дж. Чиарди)

Играл - что делал? - прошедшее время.

Пела - что делала? -прошедшее время.

Бегут - что делают? - настоящее время.

Взрослеем - что делаем? - настоящее время.

На уроке вы узнали, что глаголы изменяются по временам.

Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент (что делает? спит),

форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом (что делал? спал),

форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем (что будет делать? будет спать). Эту форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола. Вторую форму будущего времени называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделает? поспит.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Oldskola1.narod.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Восстанови отрывок из сказки А. Пушкина. Для этого употреби глаголы в скобках в форме настоящего времени и впиши их на строки. У двух глаголов подсказаны буквы в безударных окончаниях.

Решай орфографические задачи.

(Ж.ть) …………….. Балда в п.повом доме,

(Спать) ……………. себе на с.ломе,

(Есть) …………….. (за) ч.тверых,

(Р.ботать) ……….- ет (за) с.мерых;

(Пл.сать) Дό светла всё (у) него ………-ет.

  • Прочитай строки из сказок К. Чуковского. Выпиши сначала глаголы в простой форме будущего времени, затем в сложной. Выдели окончания.

Помни: глаголы в сложной форме будущего времени могут быть отделены друг от друга словами.

Напеку я для детей

Пирогов и кренделей!

По базарам буду я гулять,

Буду даром пироги я раздавать,

Калачами ребятишек угощать

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышки сиять…

  • Прочитай отрывок из стихотворения. Определи время глаголов.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал.

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…