Секреты красоты греческих гетер. Женщины в истории: гетеры Мадам де Помпадур "делает" свое лицо

© Getty Images О них придумывали много легенд. Их называли то содержанками, то самыми прогрессивными женщинами своего времени. Так чем же на самом деле занимались гетеры и почему их нельзя считать дамами легкого поведения?

Свободные женщины

В переводе с греческого hetaira означает «подруга», «компаньон». Эти женщины появились в VII-IV веках до нашей эры в Греции. Знаменитый оратор Демосфен называл их спутницами радости и служительницами муз. Гетерой могла стать любая обладающая достаточной красотой и талантом афинянка, если один из ее родителей не являлся гражданином Афин. Происхождение и социальный статус не имели значения, гетерами становились девушки не только из бедных семей, но из богатых. Потому что по закону при заключении брака у афинянки согласия не спрашивали, а положение жены было очень ограниченным. Не желавшие договорного брачного союза, который навязывали им семьи, девушки выбирали другой образ жизни – с правом выбора любовника по душе.

Но гетеры не считались падшими женщинами, наоборот, они были очень уважаемы обществом и имели высокий социальный статус. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили. А для плотских утех мужчин в Древней Греции существовали рабыни, которые не занимали высокого положения в обществе.

Гетеры же не всегда торговали телом, они скорее щедро обогащали мужчин знаниями. Они становились для них настоящими музами и могли выходить замуж за своих поклонников. Афинский полководец Перикл был настолько очарован гетерой Аспасией, что даже женился на ней. Аспасия не только помогала мужу готовить речи для выступлений, но и давала советы по решению государственных проблем. Одна из самых знаменитых гетер – Таис Афинская была подругой Александра Македонского, а после смерти возлюбленного она стала женой египетского царя Птолемея І.

Богини любви

В афинских садах Керамика сохранились плиты, на которых поклонники гетер высекали предложения о свидании и сумму. Если женщине нравился поклонник, то она подписывала внизу время свидания. За благосклонность знаменитых гетер воздыхатели готовы были платить огромные деньги. Но «спутницы радости» выбирали только тех, кто им действительно нравился.

Однако были у гетер и противники. Кратет считал, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, и высмеивал любовь девушки к золоту. Известен даже случай, когда Фрину обвинили в кощунстве, за то, что она стала натурщицей для Праксителя, ваявшего статую Афродиты. Девушка обнажилась перед вынесением приговора.

Ее тело было настолько прекрасным, что судьям ничего не оставалось, кроме как оправдать гетеру. Так что поклонников у красавицы прибавилось

Например, царь Лидии так сильно желал Фрину, что ему пришлось согласиться на ее условия и выплатить ей баснословный «гонорар». Из-за этого ему даже пришлось поднять налоги в стране, чтобы восполнить бюджет государства. А вот Диогену близость с прекрасной гетерой ничего не стоила. Фрина восхищалась его умом.

© Getty Images

Сходства гетер и куртизанок

В переводе с французского слово courtisane означает «придворная». Так называли знатных дам, которые проживали во дворцах вельмож и королевских особ. Куртизанки должны были следить за этикетом и нарядно выглядеть, а во время приемов в честь иностранных послов – развлекать гостей приятными беседами.

Многие из них жили в роскоши, благодаря богатым покровителям, которые оплачивали их расходы. Нередко такие дамы были хозяйками салонов, в которых представители богемы, дипломаты, политики и военные могли отдохнуть, хорошо провести время, послушать музыку, побеседовать с умными и образованными женщинами. В отличии от гетер они не считались приличными женщинами.

Примечательно, что существовало две категории куртизанок: oneste – честные дамы и di lume – оказывающие сексуальные услуги своим покровителям.

Представительницы первой категории были умными, талантливыми и образованными женщинами. Мужчины часто советовались с ними при принятии важных решений. Сочетание интеллекта, интереса к искусству и общественной жизни делало их настоящими музами и вдохновительницами в глазах кавалеров. В этом они очень схожи с гетерами.

Честные куртизанки нередко состояли на государственном жалованье за то, что передавали секретную информацию, полученную в задушевных беседах с иностранными послами, дипломатами, политиками и военачальниками.

Например, француженка Марион Делорм была возлюбленной поэтов, министров, принцев, а в ее парижском салоне собирались представители оппозиции, так называемой Фронды, инициировавшие несколько антиправительственных восстаний. Во время одной из таких смут дом куртизанки превратился в своеобразный штаб лидеров этого политического движения, противостоявшего кардиналу Мазарини.

Отличия

Что же касается второй категории куртизанок, то к ней относились красавицы и модницы. Они тоже были хорошо образованны, но не блистали особым шармом. Эти дамы ценились обществом гораздо меньше, чем честные куртизанки, хотя и стоили своим поклонникам больших денег. Иногда, опасаясь сплетен и пересудов со стороны поборников христианской морали, представительницы этой категории выходили замуж за мужчин, которые были ниже по социальному статусу, чем их покровители. Часто такие браки были фиктивными. Гетерам же не приходилось выходить замуж, для того чтобы маскировать свое положение в обществе.

Нередко куртизанками становились образованные девушки из обедневших аристократических семей, которые быстро находили себе покровителей, а искусству обольщения их могли обучать родные матери. А вот «служительницы муз» получали необходимое для их профессии образование при храмах. Самая знаменитая школа находилась в Коринфе при храме Афродиты, который был известен во всей Греции тысячами служительниц богини. Гетер не только обучали искусству любви, ораторскому мастерству, философии и музыке, но и посвящали в тайные мистерии богини.

Главное отличие гетер от куртизанок заключалось в том, что они были служительницами культа богини Афродиты и жертвовали ее храму часть заработанных денег. Куртизанки же никогда не связывали свою деятельность с религией, стараясь держаться как можно дальше от ратующих за веру фанатиков.

Microsoft может получить партнерскую комиссию, если вы совершите покупку после перехода по ссылкам.

Многие женщины из высших слоев тратили дни и ночи на составление косметических средств. К примеру византийская императрица Зоя приказала соорудить в своих апартаментах императорского дворца в Константинополе косметологическую лабораторию, оснащенную по последнему слову науки XI века. Клеопатра Мед, оливковое масло в равных долях растирают в фаянсовой емкости, подогревают на медленном огне. Тщательно размешивают, смачивают ткань и накладывают на кожу лица. Через 15-20 мин. ткань снимают, а кожу протирают льняной влажной салфеткой. Существует и другой вариант этого рецепта. Чашка меда, подогретая в водяной бане, смешивается с 1л теплого молока и 2 ложками миндального или розового масла. Рецептам Клеопатры стоит верить. Современные исследователи говорят, что царица была некрасива, поэтому, возможно, искала компенсацию в косметике. Поппея Сабина Жена Нерона , первая красавица Рима. В ее маску входили ржаная мука, мед, листья вербены. Они тщательно перетирались и размешивались с добавлением молока ослицы. Ювенал называл эту маску «лицо для мужа». Зная ядовитый язык сатирика, можно засомневаться в рецепте. Вот, напиши он «для любовника»… Так что ищите молоко ослицы и проверяйте. Читаем далее.

Мария Стюарт Крем используют для рук и кожи лица. Пропорция такова: 10 г квасцов, два белка из куриных свежих яиц, 3г борной кислоты, 40 капель бензойной настойки, 40 капель деревянного масла, 5 капель желатина, 2 ст.л. рисового крахмала, 20 капель эфирного масла, несколько капель розовой воды. Процесс составления крема проходил следующим образом: брался глиняный горшочек, в котором растворяли в яичном желтке квасцы. Массу выпаливали на медленном огне, слабо нагревая и помешивая деревянной лопаточкой. Получать густоту массы необходимо осторожно, чтобы белок не свернулся. По истечении времени (после полного загустения массы) перекладывают в емкость для охлаждения, а затем в фарфоровую ступку. Все компоненты смешивают до однородной массы. Луиза де Лавальер Любимая женщина молодого Людовика XIV Луиза Лавальер для белизны кожи использовала специальные притирания из отрубей, замешанных на молоке. Нинон де Ланкло Знаменитая куртизанка Нинон де Ланкло, подруга супруги «короля Солнце» мадам де Ментенон, сумела сохранить привлекательность до весьма преклонного возраста. Ей приписывают простой рецепт ухода за кожей: ежедневно протирать лицо кусочком замши, смоченном кипяченной водой. Маркиза де Помпадур Фаворитка Людовика XV Помпадур для блеска глаз проглатывала чайную ложку меда и запивала ее морковным соком.

Известные во всем мире, прелестные и вечно юные "жрицы любви" - они были готовы на любые жертвы, чтобы сохранить свою красоту вечно. Некоторые из средств, которыми они пользовались, сегодня несовместимы с требованиями современной косметики, но кто сказал, что современная женщина не готова на "безумства" во имя красоты?

Аспазия - величайшая гетера Афин

По утрам ее лицо выглядело странно, напоминая старую потрескавшуюся театральную маску, ведь знаменитая гетера перед сном накладывала на лицо специальную маску, приготовленную по собственному рецепту красоты. Аспазия в совершенстве владела не только риторикой и философией, но и искусством красоты. Ее "Трактат о сохранении красоты" раскрывает богатый опыт женщины, знающей все о том, что полезно для омолаживания.

Аспазия спала допоздна. А затем рабыни вели ее к огромному сосуду в форме чаши. Они мыли гетеру, тщательно вытирали и губкой наносили на кожу благовонные масла. Аспазия, сидя на мраморном стуле, внимательно рассматривала свое отражение в зеркале. На нее смотрела 40-летняя женщина, все еще красивая, несмотря на двойной подбородок и слегка выступающие жилы на шее. Бурная жизнь и ночные бдения не могли не оставить следов на лице. Затем специально обученная рабыня накручивала еще влажные волосы, придавая им форму локонов с помощью золотых игл. Косметичка тончайшей иголкой наносила на морщины рыбий клейстер, покрывала лицо слоем свинцовых белил, а на щеки накладывала румяна. Губы и грудь раскрашивались кармином...

Куртизанки обязаны были красить волосы в желтый цвет. Но Аспазия не любила использовать сок шафрана. Она предпочитала носить парик. Рабыни внимательно закрепляли на ее голове парик соломенного цвета. Аспазия величественно поднималась со стула и облачалась в тунику, украшенную по азиатской моде. Не забывала она и о свежих цветах. В такой момент она была женщиной без возраста или, точнее, в возрасте любви. Приближался час, когда приходил с поздравлениями ее любовник Перикл...

Последний туалет царицы Клеопатры

Клеопатра - утонченный продукт загнивающей династии, существовавшей благодаря Риму. Последняя представительница Птолемеев говорила мелодичным голосом, владела многими языками и искусством быть красивой, унаследовав его от своих греческих предков. Туалет был ритуалом, а Египет в изобилии предлагал продукты для омолаживания тела и лица. Бороться с морщинами помогали алебастровая пудра или соль в смеси с медом. Для укрепления волос использовали касторовое масло. Бальзам "для превращения старика в юношу" изготавливался трудно, но действительно уничтожал следы прожитых лет.

Клеопатра владела всеми этими тайнами, древнейшими тайнами мира, и открывала другие. К сожалению, написанный царицей "Трактат о красоте" утерян.

Одеваясь в последний раз, царица остановилась на комбинации синего, зеленого и золотистого цветов, что должно было придать оттенок святости ее мифической красоте. Она выкупалась в ослином молоке, смягченном медом. Верные рабыни Шармион и Ирас втерли в кожу бальзам, в состав которого входил экстракт из семян тикового дерева и акации. Внимательно разглаживали едва заметные морщины - Клеопатре исполнилось 40 лет - и покрывали их кашицей из свежих персиков. Наконец, все тело, согласно обычаю фараонов, умастили благовониями. На туалетном столике стояли флакон с духами в форме ястреба с митрой, ложечка для нанесения грима - обнаженная плывущая девушка, подталкивающая утку. Царица держала в руке серебряный диск - зеркало, чтобы наблюдать за действиями рабынь. В Египте при гримировании особое внимание уделялось глазам. Черная или зеленая черта не только удлиняла их, но и защищала от болезней, придавала особую выразительность. Цвет кожи подчеркивался бледно-розовыми румянами.

Последний туалет царицы Клеопатры был завершен. Она надела прозрачное платье, собранное в складки под левой грудью, при этом правая грудь осталась обнаженной. Легла на низкое ложе, протянув руку в том направлении, откуда приближался враг. Выбор яда не имел значения. Важным был лишь жест, "достойной" царицы.

Ослиное молоко для Поппеи

Нерон действительно был влюблен в Поппею. Чтобы жениться на ней, он убил ее мать Агриппину и свою супругу Октавию. Поппея, которая была старше мужа, по словам Тацита, обладала "всем, кроме честности". Русые волосы с медным оттенком, гладкая матовая кожа, белая, как батист. Поппея имела собственную маску для сохранения красоты, в состав которой входила рожь, сваренная в оливковом масле. Она дала ей свое имя, но злые языки предпочитали называть ее "маской для супруга".

Очень важной была для Поппеи церемония купания. Она ложилась в мраморную ванну, наполненную молоком ослиц. Стадо из 500 Ослиц сопровождало Поппею во всех ее поездках. В маленьких алебастровых вазах имелось все, необходимое для питания и отбеливания кожи. Особенно эффективной была паста из навоза вола, подсолнечного масла и растительного клея. Рабыня втирала грим слюной. Другая рабыня пинцетом осторожно наносила черные тени на веки госпожи. А на брови накладывалась сложная смесь из... мертвых муравьев. Согласно тогдашней моде, брови почти соединялись в одну линию. Парикмахерша умело причесывала волосы Поппеи. И в конце на лицо накладывались маленькие пластыри из кожи в форме полумесяца - прародители знаменитых мушек...

Мадам де Помпадур "делает" свое лицо

Болезненно бледная Помпадур употребляла очень много румян. Вечером она очищала лицо смесью сахара с белком яйца, что придавало коже белизну и особый блеск. На щеки накладывались телячьи отбивные или бальзам из пчелиного воска, огуречного сока и спермацета. По утрам на "омоложенное" таким образом лицо накладывался грим, обеспечивающий необходимый эффект на несколько часов. Мадам Помпадур раскрашивала в синий цвет вены на шее, чтобы подчеркнуть белизну и нежность кожи. Ни один туалет не обходился без мушек.

Учимся древнейшему из искусств у родоначальниц мастерства. Их опыт не утратил актуальности.

Греция
Первыми женщинами, поставившими на профессиональную основу искусство соблазнения мужчин можно считать греческих гетер(VII-IV вв. до н. э). Эти свободные образованные женщины жили за счет своего умения обольщать мужчин.(Слово« гетера» от греческого hetaira — подруга, любовница.) Эти женщины действительно были подругами знаменитых философов, поэтов, полководцев, политиков и, конечно, богачей. Успешность гетеры определялась количеством достойных мужчин, пришедших вечером провести« романтический вечер дома » — в ее салоне. И чем больше знаменитых, благородных и состоятельных любовников было у гетеры, тем более желанной она выглядела в глазах остальных. Заслуги любовников гетеры создавали ее профессиональную репутацию.

Для достижения своей цели гетеры пользовались не одной только чувственностью. В искусстве провести романтический вечер дома им не было равных, а все потому, что они придавали большое значение как утонченной роскоши окружающей их обстановки, так и гибкости своего ума, и это составляло резкий контраст с простотой и невежеством обычных греческих жен. Они изучали музыку, поэзию, философию, ораторское искусство, мистические ритуалы, поэтому легко могли поддерживать высокоинтеллектуальные беседы с самыми умными и влиятельными людьми того времени. На прогулке они обычно появлялись на роскошных колесницах, закутанные в дорогие восточные ткани и сверкая драгоценными камнями: «Женская красота удесятеряется в прекрасном окружении».

Аспазия, величайшая гетера Афин, написала« Трактат о сохранении красоты». По объему труда видно, как много усилий она прикладывала для сохранения молодости и привлекательности. На ночь она наносила на лицо смесь собственного изобретения, и утром на ее лице появлялось… что-то вроде потрескавшейся театральной маски. Рабыни вели ее к огромному сосуду в виде чаши, отмывали и наносили на ее кожу благовонные масла. Затем одна девушка подкручивала волосы гетеры с помощью золотых игл, а другая тончайшей иголкой наносила на морщинки рыбий клейстер, чтобы заполнить их, после чего совсем не юное лицо становилось абсолютно гладким. После кожу покрывали слоем свинцовых белил, на щеки накладывали румяна, губы и грудь раскрашивались кармином. Туника Аспазии и ее прическа украшались живыми цветами, после чего она становилась неотразимой. То, что мужчина в первую очередь любит глазами, знали даже древние гречанки.

Рим
Древнеримский поэт Овидий(I в. до н.э.) в книге« Наука любви» во всех подробностях описывает правила поведения для девушки, желающей покорить желанного мужчину и найти новых поклонников. Для начала поэт напоминает, что всех нас ожидает старость: не стоит тратить впустую, без любви, ни одного дня. «Ты, что нынче строга к влюбленным поклонникам, вспомни: горько старухою стыть на одиноком одре!» — пишет он, чтобы избавить своих читательниц от ложной скромности. Овидий напоминает, что начало искусству обольщения дает уход за собой, «без него красота погибает, даже если лицом схожа с Венерой самой». Следи за прической, советует он; правильно подбирай ткань для наряда: белой коже — черная ткань, темной коже — белая. «Я уж хотел продолжать, чтобы потом не пахли подмышки и чтобы грубый не рос волос на крепких ногах, — шутливо продолжает поэт, — но такие основы знает каждая девушка». Чего точно не стоит делать, так это носить на себе все свое богатство: золото, украшения, дорогие ткани. Роскошь не привлечет мужчин, а спугнет их. Мужчина не должен знать, почему так прекрасно твое лицо и тело.

Скрывай изъяны внешности. Если слишком худа — надевай одежду потолще и посвободнее, если бледна — украшай себя красными тканями, если маленькая грудь — перетяни талию, и она покажется больше. Не помогай жестами речи, если у тебя кривой ноготь или толстые пальцы, а та, у которой некрасивые зубы, не должна часто улыбаться. Искусство смеяться, кстати, — одно из важнейших искусств соблазнительницы: «Не сотрясай без конца утробу натужливым смехом — должен звучать легкомысленно смех». Совершенствуй речь. Некоторым девушкам было бы неплохо научиться красиво ходить. Не хотелось бы, чтобы о тебе кто-нибудь сказал так: «Вот другая бредет, как румяная умбрская баба, и отмеряет шаги, ноги расставив дугой»(Ничего не напоминает? — «И вот чешет на работу, как будто сваи заколачивает!»). Овидий советует иногда ловко открыть напоказ руку, если у тебя красивая кожа(«Каждый к такому плечу рад поцелуем припасть»).

Много, много средств соблазна перечисляет римский поэт: «Славная пение вещь: учитесь пению, девы! Голосом часто берет та, что лицом не берет». Надо и на лире уметь играть, и на других инструментах — это придает девушке очарования. Знать стихи разных жанров — и смешные, и ироничные, и сладострастные. Говорить и писать изящно, но без сложных и вычурных фраз. Очень важно умение танцевать — «так хороша быстрота и поворотливость тел!» Азартные игры тоже помогут умной красавице найти новых поклонников, если она и в пылу игры умеет владеть собой. Для прогулок Овидий предлагает места, где красивая девушка может показать себя. «Кто неприметен — безвестен; а разве безвестное любят?» Не забывай ничего, что могло бы сделать тебя привлекательной.

И вот азы науки любви пройдены, поклонник пишет тебе письмо. Как правильно вести себя? Сначала помедли: от промедления любовь станет острее. Помни: все, что легко дается, недолго остается милым. Первое время пусть любовник наслаждается мыслью, что он — твой единственный мужчина. Но только его любовь начнет слегка ослабевать, дай понять, что у него есть соперник. А еще не особенно доверяй подругам и красивым рабыням: каждая хочет перехватить твою добычу.
И последнее. Встречаясь с мужчиной днем, закрывай ставни: женское тело красивее на неполном свету.

Ксения Ратушная

О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?




В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.




Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.


Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.


Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.




Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.


Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со ш..хой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».


Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем , – решать вам.