Смысловые отношения частей. Конспект урока на тему "смысловые отношения между частями в сложносочиненном предложении"

Программа самореализации № 4

Предмет. Русский язык

Класс. 9

Тема. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения

Цель : путем самообразовательной деятельности получить представление о смысловых отношениях между частями сложносочинённого предложения

Дорогой друг!

Многие ребята, изучая данную тему, зададут вопрос: «Зачем ещё определять какие-то значения между частями сложного предложения. Достаточно того, что мы расставляем знаки препинания между частями». Однако, не всё так просто, ведь именно смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения помогают правильно определить тот или иной знак препинания, а иногда даже и его отсутствие. Среди знаков препинания, которые отделяют части сложносочинённого предложения, есть не только запятая, но и тире, и даже точка с запятой. При каких условиях ставить эти знаки препинания перед сочинительными союзами в сложносочинённом предложении нам помогут знания о смысловых отношениях в сложносочиненных предложениях/

Выполняя предложенные задания, ты

Узнаешь

Научишься

Поймёшь

    какие смысловые отношения устанавливаются между частями сложносочинённого предложения.

    работать с научно-популярным текстом;

    анализировать языковые явления;

    обобщать языковые закономерности;

    устанавливать и объяснять смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

важность правильного определения смысловых отношений в сложносочинённых предложениях.

Желаем удачи!

Блок контрольно-рефлексивных заданий

I . Вспомним изученное

Части сложносочинённого предложения связываются ____________________ союзами.

Сложносочинённое предложение состоит из ____________________________________.

Части сложносочинённого предложения схематически обозначаются ______________ скобками.

Сочинительные союзы не / заключаются в _____________________ скобки.

Союзы бывают

II . Углубим знания по теме

Изучи предложенный теоретический материал, используя на полях определенные обозначения:

« V » - это мне известно;

« - » - это противоречит моим первоначальным представлениям;

« + » - это для меня новое;

« ?» - информация, которая вызывает интерес или удивление.

Смысловые отношения частей сложного предложения определяются теми союзами, которыми они связаны. По союзам и по значению (смысловым отношениям) сложносочинённые предложения делятся на три группы: ССП с соединительными союзами, ССП с противительные союзами, ССП с разделительными союзами.

соединительными союзами и, да (в значении и ) выражают временные отношения:

- одновременности, последовательности:

Значение одновременности двух или нескольких действий, явлений, событий обычно передается путем совпадающих временных форм глаголов-сказуемых (чаще несовершенного вида, реже совершенного) в частях, входящих в состав сложносочиненного; иногда глагольные формы в этих случаях не совпадают. Например: И вот в туманной вышине запели птички, и восток озолотился (М.Лермонтов); Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с работы (Л. Толстой); Намедни ночью бессонница моя меня томила, и в голову пришли мне две-три мысли (А.Пушкин).

Значение одновременности подчеркивается наличием у частей сложносочиненного предложения общего второстепенного члена (чаще всего обстоятельства), например: Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи и торчали порожние бочки (Д.Григорович).

Другой вид временных отношений в сложносочиненном предложении – последовательность действий или состояний , выражаемая порядком частей и видовременными глагольными формами в сочиненных частях предложения. Например: Последние отблески вечерней зари погасли совсем, и темная ночь спустилась на землю (В.Арсеньев); По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость (М.Шолохов).

К значению временной последовательности может присоединяться оттенок значения следствия, например: ...На выезде моста замялись лошади в ротной повозке, и вся толпа должна была ждать (Лев Толстой).

- быстрая смена действий (действия и его результата), например: Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили;

Сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат (первая часть в них может представлять собой номинативное предложение) присуща особая интонация и пред союзом и ставится тире. Например: Один прыжок – и лев уже на спине буйвола (А.Куприн); Мгновение – и все опять тонуло во мраке (В.Короленко).

- причинно-следственные отношения , которые наглядно выявляются в тех случаях, когда во второй части сложносочиненного предложения за союзом и следуют наречия потому, поэтому, оттого и др. с оттенком присоединения. Например: У судьи губы находились под самым носом, и оттого нос его мог нюхать верхнюю губу сколько душе угодно было (Н.Гоголь). Несколько особенно мощно перекрытых блиндажей остались совсем целы, и иззябшие, измученные боем люди, валясь с ног от усталости и желания спать, всеми силами тянулись туда погреться.

Союз и может выражать также отношения, близкие к противительным. Например: Все ее знали, и никто не замечал (А.Пушкин).

Союз ни…ни употребляется только в отрицательных предложениях. Сложные предложения с этим союзом выражают значение перечисления. Например: Ни она никого не тронет, ни ее никто не тронет (М.Салтыков-Щедрин).

Союзы тоже, также употребляются для выражения сходства, тождества, уподобления. Например: И теперь я жил с бабушкой, она тоже перед сном рассказывала мне сказки. Союзы тоже итакже всегда стоят внутри второй части сложносочинённого предложения, а не между частями.

Примечание . Союз тоже , как правило, употребляется в разговорной речи, союз также в книжной.

Сложносочинённые предложения с разделительными союзами:

- союзы или, либо указывают на возможность одного явления из двух или нескольких , взаимоисключения. Например: Или я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять (А.Чехов); Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь (погов.).

- союз то…то указывает на чередование событий . Например: То падал как будто туман, то вдруг припускался косой крупный дождь (Л. Толстой).

- предложения с союзами не то… не…то, то ли… то ли выражают значение предположительности, неопределённости. Например: Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер А.(Фадеев).

Сложносочинённые предложения с противительными союзами:

- союзы а, но, однако, зато выражают отношения сопоставления и противопоставления. Например:Ученье - свет, а неученье - тьма (посл.); Солнце село, но в лесу еще светло (И.Тургенев).

- союзу а синонимичен союз же , который ставится после первого слова второй части сложного предложения и подчёркивает это слово. Например:Дело веди, безделье же гони. (Пословица)

- по значению союзу но близки союзы да и однако , например: Перестрелка затихла, однако ядра и бомбы продолжает летать (Сергеев-Ценский).

Союз зато со значением противопоставления имеет значение возмещения. Например: Денег ни гроша, зато слава хороша. (Пословица)

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи, встречается также в фольклорных произведениях. Например: Я проснулся, да лень одолела (И.Тургенев); Хороша каша, да мала чаша (погов.).

Некоторые сочинительные союзы употребляются в сложносочиненном предложении для выражения присоединительных отношений , при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части.

Значение присоединения выражает союз и в сочетании с указательным местоимением это в начале второй части сложносочиненного предложения. Например: Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне Павловне (Л. Толстой).

Присоединительно-соединительное значение , как указывалось выше, имеют союзы также и тоже .

III . Выделим главное

Продолжи тезис:

1. В ССП с соединительными отношениями используются союзы: __________________

2. В ССП с разделительными отношениями используются союзы: __________________

3. В ССП с противительными отношениями используются союзы: __________________

4. На чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких указывается в предложениях: _________________________________________________

5. Одно явление противопоставляется другому в ССП: ____________________________

6. Перечисляются явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим в предложениях: ______________________________________________________

7. Значение присоединения выражает союз и в сочетании с указательным местоимением ____________ в начале второй части сложносочиненного предложения.

8. Союзу а синонимичен союз _________, который ставится после первого слова второй части сложного предложения и подчёркивает это слово.

9. Предложения с союзами не то… не…то, то ли… то ли выражают значение _____________

10. ССП с соединительными союзами и, да (в значении и ) выражают временные отношения одновременности и _______________________________________________.

IV . Отделим ошибочную информацию от правильной

«Да-нетка» (выскажи свое согласие / несогласие с данными утверждениями):

Утверждение

Да

Нет

Союз и может выражать отношения, близкие к противительным.

Союз же ставится вначале второй части сложного предложения и подчёркивает значение второй части.

Противительный союз да придает высказыванию оттенок разговорной речи.

Сложносочиненным предложениям, в которых выражается быстрая смена событий или неожиданный результат, присуща особая интонация и пред союзом и ставится тире.

Союзы тоже, также употребляются для выражения перечисления.

Cоюзы а, но, однако, зато выражаютотношения сопоставления и противопоставления.

V . Установим соответствие

Между примерами сочинительных союзов и их смысловыми отношениями в сложносочинённых предложениях:

1. Сопоставление и противопоставление

2. Перечисление

Б) тоже, также

3. Возмещение

В) а, но, однако, зато

4. Одновременность, последовательность, быстрая смена событий, причинно-следственные

Г) не то… не то, то ли… то ли

5. Предположительность, неопределённость

Д) ни…ни

6. Сходство, тождество

Е) то…то

7. Чередование

Задание

Запиши номера предложений со значением одновременности и со значением последовательности в две колонки:

1. Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный. (М. Лермонтов) 2. Я стал читать, и во мне пробудилась охота к литературе. (А.Серафимович) 3. За окном брезжил рассвет и кричали петухи. (А.Толстой) 4. Белое солнце сверкало в облетавших лесах, и в его холодном свете был хорошо виден каждый лист. (К. Паустовский) 5. Тяжёлые тучи опускались всё ниже, и, предвещая возможный буран, поднялся сильный восточный ветер. (К. Паустовский) 6. Она зачерпнула воду, и мы помчались в бухту, ныряя и вскакивая на гребни волн. (К. Паустовский)

Задание

В ССП определи характер отношений между предложениями, охарактеризуй предложения, расставь знаки препинания.

Образец. По хутору зажглись огни, и в каждом курене уже гудела новость. (соединительный союз И , соединительные отношения)

    Присоветуйте им встретить меня с детской любовью и послушанием не то не избежать им лютой казни. (А.Пушкин)

    Он никогда не плакал зато по временам находило на него дикое упрямство. (И.Тургенев)

________________________________________________________________________

    Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей. (Ф.Достоевский)

________________________________________________________________________

    И воздух становился слаще и дали приветливее и люди милее и жизнь легче. (К.Федин)

________________________________________________________________________

    Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сон. (А.Серафимович)

________________________________________________________________________

    До ближайшей деревни оставалось еще верст десять а большая темно-лиловая туча взявшаяся бог весть откуда без малейшего ветра но быстро подвигалась к нам. (И.Тургенев)

_______________________________________________________________________

VI . Развиваем умения определять смысловые отношения в ССП

Задание

Перепиши предложения, подчеркни грамматические основы в предложениях. Укажи, какой союз связывает части сложносочинённого предложения (соединительный, противительный, разделительный). Определи значение сложносочинённого предложения (одновременность, последовательность, быстрая смена событий, причинно-следственные, перечисление, сходство, и т.д.)

1. Ветер не уменьшался, и пошёл снежок. (И.Тургенев) 2. На берегу, на промысле, горели два костра, а в море никого не было. (Максим Горький) 3. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка. (В.Короленко) 4. Я задержался в гимназии, и начали обедать без меня. (М.Зощенко) 5. Все приостановились, мальчик в синей футболке тоже вмиг замер (Е. Велтистов). 6. Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. (А.Герцен) 7. Ни она никого не тронет, ни её никто не тронет (М.Салтыков-Щедрин) 8. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы. (М.Шолохов)

VII . Совершенствуем умения конструировать сложносочинённые предложения и определять смысловые отношения в них

Задание

На основе данных простых предложений составь и запиши сложносочинённые предложения с союзами и, а, но . Подчеркни в них грамматические основы. Обозначь сочинительные союзы и назови смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения.

1. Соль закончилась. Суп посолить нечем. 2. Дождь прекратился. Игра возобновилась. 3. Хотел подготовить отчёт. Времени не осталось. 4. Он пишет замечательные сочинения. Задачи у него не получаются. 5. Я позвонил. Никто мне не ответил.

VIII . Развиваем орфографические и пунктуационные навыки, конструкторско-творческие способности

Задание

    спиши текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу союзы;

    определи смысловые отношения между частями сложносочинённых предложений, которые встречаются в тексте;

    дополни текст 5-6 предложениями, продолжающими описание весенней тайги; используй для описания сложносочинённые предложения или простые предложения с осложняющими конструкциями.

Стояла весна. Кое…где в глубоких оврагах вековечной тайги белел снег осыпа…ый пожелтевшими хвоями …. (союз) на скатах оврагов меж зеленевшей травы кое…где выскакивали из…под серого хвороста голубоватые подснежники. Верхушки мелких сосенок пустили новые ростки светло-зелёные с серыми шишечками на концах …. (союз) забл…стали бри…иантовые слёзки на стволах ели сосны и кедра. Молодая берёзка зазеленила концы своих коричневых почек и вся покрылась изумрудным убором рельефно отделяясь от тёмной стены старых елей и сосен и ещё черневшихся листве…иц.

По утрам …краины тайги оживали.. .

(По В. Гиляровскому)

IX . Учимся писать изложение

Напиши подробное изложение с изменением лица рассказчика

Воля

Наши чувства – это конь, который вдруг, порой в силу непо­нятных причин, выходит из-под контроля наездника, встает на дыбы и мчится во весь опор, сломя голову. Вероятно, каждый чело­век испытал в своей жизни унизительные для него моменты, когда собственные твои чувства выходят из-под контроля и заставляют совершать нелепые поступки. Как потом бывает стыдно и неловко!

Как же научиться управлять чувствами?

В детстве я был нервным, вспыльчивым и довольно визгливым ребенком. Когда я стал молодым человеком, припадки ярости и несдержанности исчезли, хотя обиды я воспринимал, может быть, с еще большей остротой. Я научился справляться с порывами не­сдержанности. От кого научился, точно ответить не могу. Видимо, из книг, от родителей, от друзей. Большую роль в самовоспита­нии играет обыкновенная тренировка, как на стадионе. Сначала надо сдержаться один раз, потом второй, третий...

Воля является главным компонентом в аппарате управления самим собой. Какие же чувства надо культивировать в себе и ка­кие подавлять? Разумеется, нельзя драться, даже если очень оби­жен. А если на тебя напали? Разве не следует обороняться? А право защищать свою любовь? Но и нельзя эту защиту доводить до уничтожения того, кто тебя любит.

Мысль о близких мне людях, о том потрясении и страданиях, которые я мог бы им принести, всегда останавливала меня от необдуманных поступков. Я должен был страдать сам, но не перекладывать свои страдания на других. Значительно позже я понял, что мои страдания также счастье жизни, ее полнота, сила, красота. Без таких страданий я многого бы не понял.

Мне кажется, нет абстрактных хороших чувств и абстрактных дурных. Все они конкретны. Каждый должен определить необхо­димость своего поступка как проявление своих чувств. Мерилом, на мой взгляд, должно быть: если от этого другому (другим) будет хорошо, значит, это хорошо; если от этого мне будет хорошо, а другим плохо, значит, это плохо. Человек развивается в бесконечной внутренней борьбе с самим собой, в борьбе натуры с созда­ваемым характером. Когда характер выработан и человек управляет своими чувствами, о нем будут говорить: он волевой, тактичный, воспитанный.

(По В. Розову. 335 слов)

X . Подведем итоги

Задание

Повтори материал «Основные группы ССП по союзам и значению», используя таблицу:

Группы ССС

Средства связи

(союзы)

Значение

ССП с соединительными союзами

И, да (= и), тоже, также, ни - ни, да и

перечисление (одновременность, следование)

ССП с противительными

а, но, же, да (=но), однако, зато

сопоставление, противопоставление

ССП с разделительными союзами

Или, либо, то – то, не то – не то, то ли – то ли

чередование, взаимоисключение

Выполнив предложенные задания, я теперь

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ (А)

Программы самореализации личности (сборник комплексных заданий для общеобразовательных школ с обучением на русском и украинском языках). Русский язык. 9 класс. Составители: Прядко А.Г., Роменская С.В. / Общая ред. Мельниковой Л.В . - Донецк, 2011.








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;
  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие:

  • Продолжить формирование компетенций учащихся: рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности; умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока. Урок закрепления знаний.

Цели использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя. Средства ИКТ применяются на каждом этапе урока.

Планируемый результат:

обучающиеся:

  • знают основные понятия темы.
  • определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
  • преобразовывают информацию: предложение – схема
  • формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация имеющихся знаний.

Целеполагание. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.

Синтаксическая разминка. Работа со слайдами.

Презентация. Слайды № 2–12. (5 предложений разных типов и ответы к ним)

Заданиедля учащихся:определите тип предложения, прокомментируйте свой ответ.

(Проверка речевого умения – монолог)

Самоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради знаками “+”, “-”.

№ слайда Предложения Ответ № слайда с ответом
3 Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.
ССП 8
4 Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
ПП 9
5 Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
ССП 10
6 Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
СПП
7 Луна сияла, июльская ночь была тиха. БСП

Расшифровка аббревиатур:

ПП - простое предложение

ССП – сложносочиненное предложение

СПП – сложноподчиненное предложение

БСП – бессоюзное сложное предложение

3. Применение знаний.

а) Прочитайте формулировку темы урока, найдите в ней ключевые слова и определите содержание терминов. (Ключевые слова темы урока – сложное предложение, сложносочиненное предложение, пунктуация). Слайд № 13

1. Дайте определение сложного предложения.

2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

б) Слайды № 14–17 . Обобщенная схема “ Разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения”.

в) Проверим ваши знания на примерах. Слайды №18–21

Учащиеся работают на схеме. (Раздаточный материал)

Задание на слайде № 18.

1. Распределите по группам предложения по разновидностям смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения. (1 балл за каждое предложение)

2. Начертите схемы предложений. (1 балл за каждое предложение)

№ слайда

Предложение

Схема.
Слайды № 23-24
19 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

2. Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет.

То [ = - ] , то [ = - ].

Ни [ - = ] , ни [ = ].

20 3. Не только дети любят компьютерные игры, но и взрослые часто увлекаются ими.

4. Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову.

Не только [ - = ] , но и [ - = ].

Либо [ - = ] , либо [ - = ].

21 5. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.

6. Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

[ = - ] , да [ = -].

[ - = ] , зато [ = ].

22 Проверка. Ответы.

Взаимоконтроль. Правильность каждого ответа фиксируется на полях тетради.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вывод. Различные группы сочинительных союзов должны вносить в предложение различное значение.

4. Практикум.

а) Ключевым словом нашего урока является также и понятие пунктуация. Дайте толкование слова: пунктуация. Как разделяются части сложносочиненного предложения? Слайд № 25.

б) Расставьте знаки препинания в предложениях. Дифференцированное задание. Слайд № 26.

  1. То светило солнце то шел дождь. (1 балл)
  2. На горе то расстилался лес малахитового оттенка то тянулись курчавые заросли то блестели на солнце травянистые поляны. (2 балла)
  3. Разговор то смолкал то возобновлялся с новой силой и будто слушая новости речная волна лениво перебирала береговую гальку. (3 балла)

Самоконтроль учащихся. Правильность ответа фиксируется на полях тетради.

Слайд № 27.

в) Проблемная ситуация. Объясните, почему в данном предложении не нужно ставить запятую. Слайд № 28

В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки.

  • образовательные : повторить основные признаки текста; смысловые отношения, средства и виды связи между предложениями текста;
  • развивающие : развивать логическое мышление обучающихся, аналитические способности; умения информационной переработки текста; сопоставлять языковые явления; делать выводы;
  • воспитательные : воспитывать внимание к слову; интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения.

ХОД УРОКА

I. Лингвистическая разминка.

1. Лексико-орфографический диктант.

Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма .

  • О какой норме надо помнить при произношении слова « языковая (норма)».

(в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)

2. Задание из части 1 (раздаточный материал)

  • Прочитайте внимательно предложения.

А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

  • Это текст? Почему? Можно ли создать текст? Выполните действия.

Вывод: текст – это...(вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ)

  • В каком из предложений наиболее четко выражена основная мысль текста?

1) Б
2) А
3) В

(ответ: А)

  • Какова тема лингвистической разминки? Сформулируйте тему урока, цели и задачи (запись темы).

II. Смысловые отношения между предложениями текста.

1. Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями. Какими, например? Как их определить?

2. Каковы смысловые отношения между предложениями А. и В.?

  1. противительные
  2. уступительные
  3. причинные
  4. пояснительные

III. Средства и виды связи между предложениями текста.

  1. Для связи предложений в тексте выделяются следующие виды связи: лексические, ...(учащиеся продолжают цепочку, далее работаю с таблицей)

Таблица «Средства связи между предложениями текста»

Лексические повтор слова, синонимическая замена, использование антонимов, многозначных слов, однокоренных слов, слов одной тематической группы, ключевые слова
Морфологические замена существительных и других частей речи местоимениями, видо-временное единство глаголов, наречий места и времени, вводных слов и предложений, союзов, частиц и др.
Синтаксические наличие вопросно-ответной формы, синтаксического параллелизма, определенного порядка слов в предложении, неполных предложений, предложений одинаковой структуры и др.
Стилистические использование слов, принадлежащих к одному стилю, тропов и стилистических фигур и др.
Интонационные длина фразы, темп речи, интонация и др.
Графические знаки препинания, красная строка, шрифты и шрифтовые выделения, запись слов в предложении лесенкой.

2. Среди предложений А, Б, В, Г найдите такое, которое соединено с предыдущим с помощью союза и повтора слова.

(ответ: Г)

3. Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ...

Пользуясь таблицей, определите вид связи между предложениями текста. Аргументируйте ответ.

(ответ: цепная)

Таблица «Виды связи между предложениями в тексте».

4.Работа в парах.

Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим

А) с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. (Ю. Трифонов)

Ответ: (2)

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

Ответ: (3)

В) с помощью соединительного союза.

(1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря... (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. (А. Чехов)

Ответ: (6)

IV. Практическая работа в парах. (Выполнение задания из части 2)

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В6.

(1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

(5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

(В. Белов)

А1. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?

1) 1,2
2) 9
3) 11,12
4) 14, 15

А2. Укажите средство связи предложений 11 и 12.

1) синоним
2) местоимение
3) лексический повтор
4) союз

А3. Какое средство выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор?

1) эпитет
2) риторический вопрос
3) олицетворение
4) ряды однородных членов

А4. В каком предложении употреблено одиночное причастие?

1) 3
2) 1
3) 10
4) 12

А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 8?

1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

В1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук ш.

В2. Из предложения (выпишите слово с нулевым окончанием.

В3. Из предложения; выпишите словосочетание со связью примыкание.

В4. Найдите в первом абзаце предложение(я), где есть деепричастие. Запишите номер(а) предложения(ий).

В5. Укажите номер(а) сложносочиненных предложений.

В6. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, состоящего из трех частей.

Таблица ответов

V . Подведение итогов работы.

VI . Домашнее задание.

  1. выполнить работу с текстом, аналогичную классной.
  2. повторить тему «Стили и типы речи».

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных сложных предложениях выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В бессоюзном сложном предложении смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни бессоюзные сложные предложения ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I. Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) , [во тьме ржали кони], [из табора плыла нежная и страстная песня-думка] .

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II. Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

[Я несчастлив]: [каждый день гости] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III. Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV. Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [Опомнилась, глядит Татьяна]: [медведя нет]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V. Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похожи друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлива по-своему] (Л. Толстой) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI. Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

1) [Любишь кататься] - [люби и саночки возить] (пословица) - - .

2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII. Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно] (И. Тургенев) - ^ТТ

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Методы обучения:

1. Репродуктивный .

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.

Использованная литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. виды сложносочинённых предложений. (&7).

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения, определять средства их выражения, составлять схемы сложносочинённых предложений; совершенствовать языковые и пунктуационные умения учащихся; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся.

Методы обучения:

1. Репродуктивный .

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник, схема, раздаточный материал для индивидуальной работы.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся различают сложносочинённые предложения в тексте; определяют их структуру; указывают и объясняют средства связи и смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; строят сложносочинённые предложения, используя разные виды союзов.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Назовите признаки сложного предложения.

Каковы средства связи между простыми предложениями, входящими в состав сложного?

На какие виды делят сложные предложения в зависимости от характера союзов?

2. Анализ языкового материала (запись на доске).

Прочитайте вслух предложения, определите, простые они или сложные. Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного? Аргументируйте свой ответ.

1. Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга. 2. Всем известно, что соловьи поют неодинаково. 3. В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы.

(По И. С. Соколову-Микитову)

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Изо всех разновидностей сложных предложений сложносочинённые (ССП) - наиболее прозрачны по своей структуре, они схожи с простыми предложениями. А разнообразие смысловых отношений между частями ССП позволяет художникам слова интересно, своеобразно, подчас неожиданно использовать эти конструкции для создания ярких, выразительных картин. ССП присущи свои смысловые и грамматические особенности, связанные со значением союза, порядком следования частей, интонацией.

Давайте поближе познакомимся со сложносочинёнными предложениями, выясним особенности его строения и средств связи в нём.

2. Работа с упражнением №42.

Цель: развитие умения анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений.

IV. Работа над темой урока.

1. Чтение теоретического материала учебника, изучение рублики "Это интересно".

2. Составление таблицы или схемы.

Цель: Совершенствование умений систематизировать материал и представлять его в виде таблицы или схемы.

Смысловые отношения между частями ССП.

V. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся.

Цель: развитие умений понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения, составлять схемы ССП.

Упр. 44 (выполняем у доски с подробным комментированием).

Упр. 48 (по вариантам)

- "Готовимся к ГИА": практическая работа. Упр. 49.

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Интерактивный приём "Микрофон"

Какие виды сложных предложений вы знаете?

Что общего в сложных предложениях разных видов?

Какое предложение называют сложносочинённым?

На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?

Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?

VII. Домашнее задание.

1. Выучить теоретический материал, уметь работать со схемой.

2. Выполнить упр. 47.