Совокупность всех функционирующих в обществе общностей. Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей. I. этническая структура общества

Общность - совокупность людей, объединяемая общими признаками и отношениями.

Социальная стратификация

Элементы социальной структуры общества

Понятие и основные признаки социальной сферы жизни общества

План

Социальная сфера жизни общества

Каждый человек вплетен в сложную систему со своим окружением. Он является представителем и конкретного государства и определенной этнической общности и соответствующей религиозной конфессии и т.д. Человечество состоит из многообразных социальных групп. При этом класс, нация, народ, община, трудовой коллектив и т.д. - это социальные общности, которые являются главным признаком социальной сферы.

Социальные общности отличаются друг от друга рядом черт: спецификой потребностей и интересов, ценностей и норм, местом в общественном разделении труда; степенью социальной однородности и устойчивости. Различия между социальными общностями имеются также в их количественном составе. Самыми крупными (или большими) оказываются расы, нации, классы, к малым относятся социальные группы – трудовые коллективы в цехах заводского предприятия, больницах, а также такой важнейший институт общества как семья.

Виды социальных общностей, по Ю.В. Бромлею (1921-1990):

· временные и устойчивые общности, охватывающие многие по­коления людей;

· общности, ограниченные малыми территориями и экстерриториальные;

· общности с синхронным и диахронным харак­тером взаимодействия;

· общности, складывающиеся объективно, по­мимо воли и сознания включенных в них индивидов, и общности, возникшие на базе сознательного целеполагания;

· общности макро- и микро-уровней.

Она включает два компонента:

· Социальные связи между элементами;

· Социальный состав – набор элементов, входящих в социальную структуру.

Социальная структура общества представляет собой сложное и многоплановое образование. В ней выделяются различные по характе­ру, масштабу, общественной роли социальные общности, которые имеют двоякое происхождение. Этническая, расовая, половая и возрастная – по своему происхождению связаны с биологической природой человека. Они, хотя и под эгидой социального, представляют биологическое в общественной жизни. В то время как поселенческая, классовая, профессионально-образовательная – социальны в полном смысле слова и сложились в результате великих общественных разделений труда, перехода к частной собственности и классообразования.

Между тем, все вышеперечисленные структуры взаимосвязаны друг с другом, что проявляется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. При этом они вступают в определенные социальные отношения (экономические, социальные, политические и духовные), которые складываются между субъектами по поводу удовлетворения их социальных потребностей в соответствующих условиях труда, потреблении материальных благ, улучшении их быта и отдыха, получении образования, доступе к предметам духовной культуры. В настоящее время вполне определенно заявляют о своих потребностях и интересах не только значительная часть рабочих, крестьян, интеллигенции и предпринимателей, но и представители таких социально-демографических групп, как молодежь, женщины, старшее поколение людей. То же можно сказать и о национальных общностях. В условиях обновления общества каждая нация, народность, этническая группа стремится полнее реализовать свои экономические, политические и духовные интересы.


Важной стороной функционирования социальной структуры общества является социальная мобильность. Речь идет о переходе людей из одних социальных групп и слоев в другие.Так, например, когда крестьянин переезжает в город и становится рабочим завода, он переходит не только из сельского слоя общества в городской, но становится представителем другого класса и профессиональной группы. Социальное положение меняется также тогда, когда дети рабочих и крестьян становятся интеллигентами, а дети интеллигентов – предпринимателями. Изучение социальной мобильности имеет государственное значение. Необходимо иметь полные представления о происходящих в обществе социальных перемещениях, знать их причины, чтобы контролировать и воздействовать на них в интересах сохранения не только целесообразной социальной динамики, но и стабильности общества.

Можно отметить две основные тенденции в развитии социальной структуры современного общества. Первая из них заключается в активном процессе дифференциации общества, появлении новых социальных групп. Например, резкое расслоение общества на бедных и богатых, пошатнувшееся социально-экономическое положение многих людей и социальных групп порождают острые социальные противоречия. Появляется объективная необходимость повышения уровня социальной защищенности многих людей. Имеется в виду не только оказание им соответствующей материальной помощи, но и поддержка в адаптации в новых условиях – приобретение новых профессий, освоение новых для них видов профессиональной деятельности.

Вторая тенденция обусловлена идущими в мире интеграционными процессами в экономике, которые воздействуют на развитие социальной структуры общества. Сближаются условия труда, его характер и содержание у представителей различных социальных групп. Это ведет к сближению других условий их жизни, а также структуры их потребностей и интересов.

В своей социальной политике государство должно учитывать обе эти тенденции, что направлено на регулирование отношений между всеми социальными группами, на согласование их интересов. Главное здесь создание условий для их нормальной жизнедеятельности и повышения их благосостояния, соблюдая при этом принципы социальной справедливости.

1. Наличие в обществе различных этнических общностей иллюстрирует проявление социального(ой)
1) неравенства 2) мобильности 3) конфликта 4) стратификации
2. Понятие, используемое в социологии для определения тех, кто оказался на социальном дне
1) страта 2) маргинал 3) люмпен 4) плебей
3. Социальная стратификация представляет собой
1) социальное различие, неравенство в положении людей
2) результат взаимодействия внутри общественной группы
3) любые изменения в статусе личности
4) освоение индивидом социальных норм
3. Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное положение, неустойчивое положение в социальной структуре?
1) пролетарии 2) интеллигенты 3) маргиналы 4) люмпены
5. Основатели некоторых королевских династий Европы происходили из бедных незнатных фамилий. Данный факт иллюстрирует явление социальной(ого)
1) стратификации 2) мобильности 3) неравенства 4) эволюции
6. Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным(ой)
1) институтом 2) структурой 3) средой 4) группой
7. Средний класс
1) выполняет функцию стабилизатора общества
2) выполняет деструктивную социальную функцию
3) есть социальная прослойка между классом рабочих и классом крестьян
4) возникает в результате уничтожения частной собственности
8. Верны ли суждения?
В процессе социальной мобильности
А происходит перемещение людей относительно социальных страт
Б происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
9. Малая социальная мобильность характерна для общества
1) информационного 2) индустриального 3) доиндустриального 4) капиталистического
10. Заполнить пропуски в тексте.
Социальные институты общества выступают его важнейшими _____(1). Их можно рассматривать как устойчивую совокупность людей, ____(2) которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных идеальных _____(3). К основным институтам общества относятся семья, _____(4) и школа.
А) государство Б) деятельность В) нормы Д) парламент Е) признак Ж) элементы
11. Установить соответствие между левым и правым столбиком.
Понятия Определения
1) Социальная страта А Процесс перемещения человека из одной социальной группы в другую
2) Социальный институт Б Существенный разрыв в уровне доходов и потребления разных социальных групп
3) Социальная мобильность В Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде
4) Социальная поляризация Г Социальный слой, выделяемый по признакам дохода, профессии, образования и др.
Д Устойчивая совокупность людей, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций
12. Установить соответствие между левым и правым столбиком.
Особенности общественных отношений Типы стратификации
1) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами А кастовая
2) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества Б сословная
3) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую В классовая
4) в основе деления на группы – различия в характере труда и формах его оплаты

Под социальной структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоёв общества, а также совокупность институтов и отношений между ними.
Страты - большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.
Причиной социальной стратификации является естественное и социальное неравенство.
Неравенство - это неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования, престижа между различными стратами.

Исторические типы стратификационных систем

Наименование Сущность Характер общества
Рабство форма максимально жёсткого закрепления людей в низших стратах.
Раб - говорящее орудие труда, собственность другого человека, лишён всех прав и свобод
«Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо существенно ограничены
Кастовая пожизненное закрепление человека за определённой стратой по этническому или религиозному признаку
Членство в касте человека определяется только рождением, передаётся по наследству, жёсткая регламентация. Социальная мобильность отсутствует.
Например, в Древней Индии существовали четыре основные касты:
а) брахманы — священнослужители;
б) кшатрии — воины;
в) вайшьи — купцы;
г) шудры — крестьяне, ремесленники, рабочие.
Особое положение занимали чандалы - неприкасаемые, которые не входили ни в одну касту и занимали низшую позицию
Сословная Деление людей на группы - сословия, которые обладают закреплёнными в законе или обычае правами и обязанностями и привилегиями, передаваемыми по наследству (дворянство, духовенство, казачество, крестьянство). Принадлежность к определённому сословию могла быть приобретена за деньги, дарована властью за службу
Классовая Деление людей на большие группы, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
В зависимости от исторического периода в обществе выделяют в качестве основных следующие классы:
а) рабов и рабовладельцев;
б) феодалов и зависимых крестьян;
в) буржуазии и пролетариата;
г) средний класс
«Открытое общество»: социальные перемещения из одной страты в другую свободны

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:


Социальная мобильность - изменение места, занимаемого индивидом или группой людей в обществе.

Социальные лифты (каналы социальной мобильности) - социальные институты, способствующие социальной мобильности: брак, профессиональная деятельность, образование, армия, СМИ, партийная деятельность.
Виды социальной мобильности:
- индивидуальная и групповая;
- межпоколенная и внутрипоколенная;
- организованная и стихийная;
- структурная - вызвана изменениями в структуре экономики;

Значение социальной мобильности

Позитивное значение Отрицательные последствия
для человека
- реализация личностных качеств человека;
- выработка реалистической самооценки;
- выбор более реалистических целей;
- появляются возможности создания новых групп, новых идей, нового опыта
- индивид утрачивает свою групповую принадлежность, становится маргиналом, ему теперь необходимо приспосабливаться к новой группе;
- проявление напряжённости в отношениях с другими людьми
для общества в целом
- предотвращается застой в социальной структуре общества, происходит обновление элиты;
- способствует интеллектуальному и научному прогрессу, формирует новые ценности и социальные движения;
- общество освобождается от устаревших элементов
- повышает социальную напряжённость, вызывает конфликты;
- дестабилизирует общество;
- происходит разрыв социальных связей

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.

В соц-ой структуре разл-т след-е соц-е сферы – этническая, демографическая, поселенческая, классовая, профессионально-образовательная. Индивид “вписан” в каждую из этих общностей, он одновременно осущ-т свою деят-ть и как член семьи, и как представитель класса, и профессии, и как горожанин, и как индивид, отн-я к опр-ой этнической общности. Все соц-е сферы имеют двоякую природу. Две из них –этническая и демографическая – по своим корням связаны с биологической природой человека. Три другие – социальны в полном смысле слова. Этническая сфера. Род – представлял собой объединение кровных родственников, обл-х обшностью происхождения, общим местом поселения, языком, обычаями и верованиями. Племя – объединение вышедших из одного корня, но затем отделивш-я друг от друга родов. Народность – это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей. Еще более высокая общность людей – нация –ее появление связ-я с развитием капитализма. Признаки – общность территории, общность языка, общность экономической жизни, общие черты психического склада, закрепленные в менталитете данного народа (песни, танцы, фольклор, живопись, литература и т..д.).

Демографическая сфера. В качестве генеральная общности ДС об-ва выступает народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя группа людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д. Народонаселении наряду с географической средой явл-я первейшим условием жизни и развития об-ва, предпосылкой и субъектом исторического процесса. Ускоренные или замедленные темпы общ-го разв-я, прозябание или расцвет об-ва в знач-ой степени зав-т от таких демографических показателей, как общая численность населения, ᴇᴦο плотность, темпы роста, половозрастная структура, состояние психофизического здоровья, миграционная подвижность. Народонаселение неразрывно связано с экономикой, моралью, политикой и правом.

Поселенческая сфера – есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутригородские, внутрисельские и межпоселенченские отношения). Город, деревня и их взаимоотношения. Классовая сфера . Самая глубокая причина возн-я классов обусловлена, прежде всего, определенным уровнем развития произв-х сил и хар-ом соотвт-х им произв-х отн-ий. В корне образования классов лежит общественное разделение труда, закрепление определенных видов деятельности за большими социальными группами. К процессу классообразования подключается и институт частной собственности, те кто владеет средствами произ-ва и имеет реальные возможности эксплуатировать тех, кто лишен их. Классы это большие группы людей, разл-я по их месту в исторически опр-ой системе обществ-го производства (место либо эксплуататора, либо эксплуатируемого), по их отношению к средствам произв-ва (классы монопольно владеющие средствами производства, и классы лишенные таковых), по их роли в общ-ой орг-ии труда (одни классы выполняли роль организаторов и руководителей производств (рабовладельцы, феодалы, буржуа), другие – рядовых исполнителей (рабы, крепостные, пролетарии), а, следовательно, по способам получения (трудовые и нетрудовые) и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Профессионально-образовательная сфера . Образование выступает как необходимый компонент воспроизводства человека, ᴇᴦο социализации. Процесс воспроизводства общественного человека носит комплексный и системный характер (человек как собственник, производитель, потребитель, семьянин, гражданин), следовательно образование тоже должно носит комплексный характер.
Размещено на реф.рф
Интеллигенция – многослойная общность людей, профессионально занимающихся умственным, по преим-у сложным, творческим трудом.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии." 2015, 2017-2018.

Итак, в порядке рабочего определения можно сказать, что социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии.

I. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Все структуры составляющие в своей совокупности и взаимодействии социальную структуру общества, имеют двоякое происхождение. Две из них - этническая и демографическая - по своим корням связаны с биологической природой человека и в самой значительной степени, хотя и под эгидой социального, представляют это биологическое в общественной жизни. Три другие - поселенческая, классовая, профессионально-образовательная - социальны в полном смысле слова, то есть цивилизационны, и сложились в результате трех великих общественных разделений труда, перехода к частной собственности и классообразования.

Коль скоро избран исторический подход к последовательности рассмотрения каждой из пяти структур, то вполне естественно, что начаться он должен со структур биосоциальных, а еще конкретней - с анализа этнической структуры общества, поскольку имен-

но этнические образования (род, племя) представляли собой первоначальные социальные общности, а демографическая структура, в силу этого, была ничем иным, как демографической структурой этноса.

Доклассовое общество выработало свои, обусловленные в конечном счете технологическими и экономическими причинами, формы общности людей - род и племя.

Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, общими обычаями и верованиями. Род был основной ячейкой первой в истории общественно-экономической формации, причем ячейкой многофункциональной: не только этнической, но и производственной и социальной. Экономической основой рода являлась общинная собственность на землю, охотничьи и рыболовные угодья. Такие производственные отношения (включая уравнительное распределение продуктов) соответствовали крайне низкому уровню производительных сил.

Более высокой исторической формой общности людей в пределах той же первобытно-общинной формации явилось племя - объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов. Как и род, племя продолжает оставаться этнической категорией, поскольку в основе ее продолжают оставаться кровно-родственные связи. И в то же время образование племени уже положило начало расчленению единой многофункциональной общности. Поскольку племя несло лишь часть общественных функций (хозяйственной ячейкой оставалась родовая община), то тем самым было положено начало обособлению этнической общности от непосредственно хозяйственных функций. Когда возникает парная семья, появляется тенденция к обособлению семейно-брачных отношений, кровно-родственных связей от этнических общностей.

В основу следующей, более высокой формы общности - народности, легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми. В. И. Ленин критиковал в свое время Н. К. Михайловского, не понявшего этого принципиального отличия народности от племени. По Михайловскому, народность есть просто разросшееся племя. Таким образом, он не видел распада, предшествовавшего возникновению народностей родоплеменных связей и формированию на этой основе принципиально новой исторической формы общности людей - уже не сугубо этнической, а социально-этнической. Мы знаем немало таких народностей, которые образовались не только из различных этнических групп (болгарская, венгерская), но и различных рас (например, итальянцы). Процесс этот был

очень длительным: "сосуществование" племен и народностей характерно для всего периода рабовладельческого общества, а своего развитого состояния народности достигают лишь при феодализме. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

К анализу этой общности в ее взаимосвязях с нациями, крупномасштабным членением исторического процесса и т.д. мы будем еще возвращаться. Сейчас же отметим только следующее: необходимость соблюдения принципа историзма при исследовании природы и сущностных черт народностей.

Во-первых, народности претерпевают в ходе своего развития самую настоящую метаморфозу, в связи с чем было бы ошибочно отождествлять народности эпохи рабовладения с народностями эпохи феодализма. Встречающееся в литературе предложение различать первичную народность, возникшую непосредственно из разложения родоплеменных общностей, и вторичную, представляющую собой дальнейшее развитие первичной, позволяет подойти к анализу народностей конкретно-исторически.

Во-вторых, народности принадлежит определенное историческое место между родоплеменными общностями и нациями под углом зрения такого критерия, как степень развития внутриобщностных экономических связей. В первобытных общностях господствовало натуральное хозяйство, для наций, как мы вскоре увидим, характерна экономическая целостность на базе развитой специализации и разделения труда между отдельными районами страны. Народность еще не может "похвастаться" такой целостностью экономической жизни, но она уже выгодно отличается от исторически предшествующих ей этносов серьезными подвижками в этом отношении. Эволюция сугубо натурального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше выражает эти подвижки.

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. При этом отнюдь не игнорируется то обстоятельство, что все предшествовавшее капитализму экономическое, политическое и духовное развитие общества явилось подготовкой материальных и духовных предпосылок для образования наций. И все же в докапиталистическом обществе нации вызреть не могли. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации, как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности, можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма, сломавшего всякого