Темы профилактических бесед с женщинами. Беседы о правонарушениях с подростками профилактические. Программа родительских встреч «Семья и школа»

Добрый день, дорогие родители. Воспитание детей базируется на передачи жизненного опыта и ценной информации родителем к ребенку. Если в раннем возрасте родители могут ограничиться системой стимулов и наказаний для того, чтобы направить ребенка в полезное для него русло, то с взрослением ситуация немного изменяется. Темы бесед с в нашем материале.

Дети растут, изменяются и способы влияния на их поведение. Подростки – это еще не взрослые люди, но при этом с ними не работают уже те педагогические методы, которые использовались до наступления пубертатного периода.

Основной способ донести до подростка нужную ему информацию – это разговор. Ведь если не научить чему-то жизненно важному старшеклассника, то он позже возможно это и усвоит, но только пройдя путь трудных, а иногда и непоправимых ошибок.

На какие темы обязательно стоит побеседовать, и о чем нужно говорить с подростками читайте ниже. Итак, темы для бесед с подростками. Как вести – почитайте по ссылке.

Здоровый образ жизни

Обязательно важно еще с самого раннего детства учить ребенка заботиться о здоровье своего организма. Дети в этот период только начинают формировать привычки, и лучше сделать так, чтобы они были полезными.

Важно рассказать школьнику о преимуществах правильного питания, здорового отдыха и физических нагрузок.

Подросткам для убедительности необходимы примеры, а для этого можно использовать хорошие странички биографии популярных среди молодежи звездных кумиров.

Вред курения, алкоголя и наркотиков

Опять же, именно в подростковом возрасте большинство курильщиков начинает формировать свою пагубную привычку. В силу того, что подростковый возраст – это идеальное время для создания привычки, именно те пороки, которые имели место на этом жизненном этапе и преследуют позже молодых людей.

Многие старшеклассники не имеют и малейшего представления о том, к чему может привести систематическое или наркотиков. Темы бесед с подростками важны об этом, а для наглядности опять же – использовать примеры или доступные в интернете документальные фильмы.

Большинство фильмов и видео роликов, которые показывают правду о наркотиках и алкоголе просто шокирующие, но не стоит из-за этого бояться показывать их детям. Наоборот – именно в этом и заключается влияние.

Взаимоотношения с противоположным полом

Если не провести с подростками в определенном возрасте бесед на тему взаимоотношений с противоположным полом, то они из-за отсутствия опыта могут не только наделать много ошибок, позволяя по отношению к себе непростительные вещи.

Также из-за недостатка знаний они могут перенимать доступные им из фильмов и жизни манеры поведения в отношениях, а это сделает их несчастными.

Если планируется проведение групповой беседы с юношами и девушками о взаимоотношениях с противоположным полом, то желательно разделить группы по половому признаку. Это важно потому что девочкам, будущим женщинам нужно знать одну информацию, а мальчикам другую.

Дело вовсе не в физиологических отличиях, об это нужна отдельная беседа, которую следует проводить в раннем подростковом возрасте, когда ребенок еще не начал пытаться постичь эту тему самостоятельно, на своем опыте.

Подростковая самооценка

Многие отроки сталкиваются с проблемой оценки самого себя. Самооценка подростка или сильно занижена, или же наоборот завышена, но и то и другое не соответствует действительности.

Также страдают дети в подростковом возрасте от оценочного суждения окружающих людей, и зачастую именно на чужой оценке строится их личная самооценка. Все это может привести к проблемам в будущем, а также к тяжким разочарованиям и депрессии, в случае завышенной самооценки.

Поэтому, важно своевременно провести беседу с подростками на тему того, как правильно оценивать себя и окружающих.

Также важно помочь старшеклассникам сформировать психологическую защиту от оценочного суждения окружающих, чтобы он не влияло на восприятие подростком самого себя.

Выбор профессии

Это очень важные темы бесед с подростками постарше. Выбор будущей профессии – это один из наиболее ответственных шагов в жизни, поэтому цель беседы значительная. Именно от выбора профессии зависит то, как сложится дальнейшая жизнь ребенка.

Важно дать исчерпывающую информацию о существующих направлениях деятельности, а также можно дополнить беседу конкретными примерами. Желательно говорить не только о преимуществах профессий, но также и о негативных моментах.

Также важно разъяснить, что люба профессия помимо подготовки в учебном заведении требует также определенных врожденных способностей и расположенности человека.

Учеба и важность образования

Некоторые молодые люди в подростковом возрасте теряют интерес к обучению, а в результате имеют плохие оценки и пробелы в знаниях, что в свою очередь негативно повлияет на результаты вступительных экзаменов при поступлении в учебное заведение для получения профессии.

Ученику недостаточно знать, что учиться просто нужно, и не может быть никаких возражений. Это можно сказать еще семилетнему малышу, отвечая на вопрос: «а зачем ходить в школу». А старшекласснику необходимо обоснование.

Именно это и важно донести до старшеклассника, ведь он уже имеет кучу аргументов, которые может привести не в пользу учебы.

Умение контролировать свои эмоции

Особенность подросткового периода состоит в постоянно изменяющемся гормональном фоне, что и становится причиной такой повышенной эмоциональности. На пороге взрослой жизни очень важно научиться сдерживать себя и контролировать проявление собственных эмоций.

Важно научить старшеклассника самообладанию и показать на конкретных примерах, как управлять такими эмоциями, как гнев, раздражение, ярость, обида. Основная цель этой темы бесед с подростками – дать ему понять, что не эмоции властвуют над ним и управляют его жизнью, но он над ними.

Подростковая депрессия

Каким бы веселым, смелым и решительным ни был человек, у всех случаются ситуации, с которыми они не в состоянии справиться в одиночку. Подростковый период – это время, когда ребенок сталкивается каждый день с новыми и неизвестными ему вещами, проблемами, понятиями.

Все это представляет собой набор трудностей, которые день от дня все больше утомляют впечатлительного подростка, и это может привести к депрессии.

Важно не допускать до этого, поговорить состаршеклассником о депрессии, способах ее предотвращения, лечения, а также предложить в беседе свою помощь в случае соприкосновения с трудностями и проблемами.

Как справляться с проблемами

Некоторые родители сетуют на несамостоятельность и инфантильность своих выросших отпрысков. В это же самое время подросшие чада сетуют на гиперопеку со стороны родителей, которая не дала им подготовиться, как следует к вступлению в самостоятельную жизнь, которая так и кишит непрекращающимися проблемами.

Важно дать подростку ценные советы и научить его не скрываться от своих проблем, а решать их как можно скорее, при необходимости прибегая к помощи близких людей.

Мы в ответе за тех, кого мы приручили

Старшеклассник, как и дети младшего возраста, частично познает сферу взаимоотношении начиная из семьи, домашних питомцев, близких друзей. Важно говорить с подростком об ответственности за жизнь питомцев, об ответственности за людей, которые находятся рядом.

Особенно актуальна данная тема для современных отроков, которые привыкли жить в свое удовольствие, и не задумываются о чувствах окружающих людей.

Эгоизм, эгоцентризм, самолюбование и самовозвышение – это отличительные черты нынешнего поколения юношей и девушек. Это поколение необходимо научить тому, что наивысшая ценность – это человеческая жизнь, и тому, что мы за нее ответственны.

В чем цель бесед с подростком

  • Научить взаимоотношения с окружающими людьми.
  • Ознакомить с основными принципами устройства окружающего мира.
  • Познакомить с особенностями нашего внутреннего, душевно-эмоционального устройства.
  • Сориентировать в выборе рода деятельности.
  • Научить заботиться о себе и окружающих.
  • Научиться правильно воспринимать себя и окружающих людей.

Темы бесед с подростками мы осветили. Беседы, проведенные со старшеклассниками – это не напрасно потраченное время.

Пройдет еще какой-то период, и все те добрые семена, которые были посеяны в результате бесед прорастут и принесут хорошие плоды.

А , мы уже вам говорили, почитайте.

Тематика бесед по правовому воспитанию

Раздел

Тема

Класс

Правила общения

Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»

Главные ценности нашей жизни

Беседа «Правила личной безопасности»

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»

Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

Правила поведения

Беседа «Человек в мире правил»

Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»

Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»

Беседа «Правила поведения в школе»

Беседа «За что ставят на учет в милицию?»

Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»

Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»

Я-гражданин

Беседа «Я – гражданин России»

Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»

Беседа «Гражданин и обыватель»

Беседа «Твоя воинская обязанность»

Права ребенка

Беседа «Твои права и обязанности»

Беседа «Равенство прав людей от рождения»

Деловая игра «Главные вопросы»

Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

Беседа «Права детей – забота государства»

Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка

Беседа «Подростку о трудовом праве»

Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»

Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека»

Административная и уголовная ответственность

Беседа «Шалости на железной дорог

Беседа «Преступления и правонарушения»

Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»

Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»

Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»

Викторина «Уроки Фемиды»

«Административная ответственность подростка перед законом»

Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»

Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

Асоциальное поведение

Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»

Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

Круглый стол «Суицид среди подростков»

Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»

Беседа «Алкоголь и правопорядок»

Ответственный по правовому воспитанию:

Уполномоченный участников образовательного процесса:

Аксенова Н.И.


Программа

Между собой, соответствуют установленной тематике смены. Принцип равенства и... проходит общелагерное мероприятие, соответствующее тематике дня и спортивно – оздоровительное... 12 20.06 Море Имён Беседы по правовому воспитанию «Я имею право!». Праздник...

  • Программа правового воспитания «Гражданин XXI века» на 2012 2016 год

    Программа

    4 Основная школа Формы работы по реализации программы: беседа с элементами игры, диалоги, ... педагогических работников в ТОИПКРО по данной тематике 2012-2016гг администрация 3. Мероприятия по правовому воспитанию и формированию законопослушного...

  • Воспитательной работы мбоу сош №20 Г. Владимира по направлениям на 2013-14 учебный год

    Документ

    ... по противопожарной тематике сентябрь декабрь Военкова Г.Н. Кл.руководители 22. Беседы по ... руководители 11. Реализация программы по правовому воспитанию «Право и закон» ... 14. Организация книжных выставок по правовой тематике В течение года Комнова Т.И. ...

  • Тематика классных часов, бесед с учащимися, родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.


    Класс

    Профилактика правонарушений

    Профилактика безнадзорности

    1-2 класс

    - Беседа « Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме»

    Классный час «Обязанности и режим дня школьника»

    - «Телефон Доверия»


    - Занятие «Учимся быть терпимыми»

    3 класс

    - Игра – тренинг «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    Занятие «Мои права»

    - «Телефон Доверия»


    - Мероприятие «Класс, родители и я - вместе дружная семья»

    4 класс

    - Информационный час «Знай и соблюдай закон»

    Занятие «Мои обязанности»

    - «Телефон Доверия»

    Разговор « За что ставят на внутришкольный учет?»


    - Классный час «Мой дом - моя крепость»

    5 класс

    - Занятие «По ступеням во взрослую жизнь»

    Разговор «Уважай старших, защищай младших»

    Беседа « Проблемы агрессивных детей»

    - «Телефон Доверия»


    - Библиотечный час «Чтобы не случилось беды»

    6 класс

    - Беседа «Что такое закон?»

    Классный час «Ответственность несовершеннолетних перед законом»

    Занятие «Культура поведения и общения несовершеннолетних»

    - «Телефон Доверия»


    - Беседа «Конфликтные ситуации в семье»

    7 класс

    - Классный час «Совесть как гражданская ответственность»

    Занятие «Культура общения»

    Беседа «Подросток и конфликты»

    Разговор «За что ставят на внутришкольный учет?»


    - Беседа «Как жить в мире с родителями?»

    8 класс

    - Классный час «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности»

    Викторина «Знай и соблюдай закон»

    - «Телефон Доверия»


    - Конкурс сочинений «Наша пристань – родительский дом»

    9 класс

    - Классный час «Я и закон»

    Беседа «Как не стать жертвой преступления?»

    - «Телефон Доверия»


    - Рассказы учащихся на тему: «Семья и семейные ценности»

    Родители

    (родительские собрания)


    - «Мой ребёнок становится трудным»

    - «Права, обязанности и ответственность родителей»

    - «Свободное время и развлечения учащихся»

    - «Семья и школа - партнёры в воспитании»

    - «Игромания – опасная болезнь»

    - «Телефон Доверия»


    - «Подростковый суицид»

    - «Гармония семейных отношений – залог счастливой семьи»

    - «Образ жизни родителей – пример для подражания детям»

    - «Законы родительской истины»

    - «Телефон Доверия»


    Педагоги

    (выступления на педагогических советах)


    - «Органы системы профилактики, их функции»

    - «Режим дня ученика»


    - «Причина детских суицидов»

    - «Формы наказаний детей без применения жестоких методов воспитания»


    Приложение 3.

    Анкета по профилактике ПАВ для учащихся


    1) Знают ли твои родители, что ты куришь?

    Да, знают - догадываются - не знают


    2) Сильно ли тебя тянет курить?

    Очень - почти не тянет - не совсем


    3) Что тебе дает курение?

    Ничего - затрудняюсь ответить - легче общаюсь с ребятами


    4) Кто дает тебе деньги на сигареты?

    Прошу в долг - сам зарабатываю


    5) Приходилось ли тебе совершать неблаговидные поступки в поисках сигарет?

    Случалось - да, и не редко - никогда


    6) Употребляешь ли ты спиртные напитки?

    Довольно часто - только по праздникам


    7) Кто тебе предложил попробовать?

    Сами по своему желанию - родственники - друзья по школе


    8) Что ты чувствуешь после принятия спиртного?

    Хочется спать - хочется веселиться - подташнивает - чувствую себя смелым


    9) Где чаще всего ты употребляешь спиртное?

    На улице -где угодно -на дискотеке


    Приложение 4.

    Анкета по профилактике суицидального поведения для учащихся

    Экспресс-диагностика суицидального риска

    Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы да или нет.
    ФИО ________________________________________________________________
    1. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторых ситуациях?

    2. Жизнь иногда хуже смерти?

    3. В прошлом у меня попытка уйти из жизни.

    4. Меня многие любят, понимают и ценят.
    5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

    6. Я не думаю, что смогу оказаться в безнадежном положении.

    7. Смысл жизни не всегда, бывает, ясен, его можно иногда потерять или найти.

    8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы можете жить дальше?

    9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

    10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.
    Всего баллов по ключ:
    Ключ: 1 балл присваивается за ответ «да» на вопросы 1;2;3;5;7;9 и ответы «нет» на вопросы 4;6;8;10. Уровень суицидального риска Кср = СР/10.

    Если коэффициент суицидального риска 0
    0,2
    0,4
    0,6
    0,8
    Приложение 5.

    Мероприятие для родителей подростков по профилактике зависимости от ПАВ.

    Цель: определить пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для

    профилактики наркозависимого поведения.

    1. Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье.

    2. Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании.

    3. Дать родителям адреса помощи.

    Ход занятия.

    Вступительное слово ведущего:

    Здравствуйте уважаемые родители! Сегодняшнее наше занятие посвящено профилактике зависимости от ПАВ. Мы поговорим о роли семьи в профилактике наркозависимого поведения. Что вы, родители, сможете конкретно сделать для своего ребенка, чтобы у него не появилось желание употреблять ПАВ.

    Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей

    Условия (факторы), способствующие развитию личности

    Как родители могут создать эти условия?

    Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются.

    Родителям предлагается обыграть ролевую ситуацию.

    Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у нее ребенка

    появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много

    времени и замечена в пропусках школьных занятий.

    Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью? Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей

    Обсуждение:

    Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития

    личности?

    Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?

    Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому?

    Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных

    отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия

    злоупотреблению ПАВ.

    2. Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой

    наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально.

    После заполнения анкеты – знакомство с памяткой. Что вы можете сделать если

    появились подозрения, что ребенок употребляет наркотики (подозрительный запах,

    необычные предметы)

    3. Дать адреса помощи. Комитет Социальной Безопасности Вологодской Области.

    Адрес учреждения с почтовым индексом 160035 г. Вологда, ул. Зосимовская, д.65

    Руководитель - Коробкина Ирина Юрьевна. Телефон/факс 56-48-88, 56-30-33

    Спасибо за сотрудничество! До свидания!

    Приложение 6.

    Опрос родителей по профилактике ПАВ
    1. Общаясь с ребенком, касаетесь ли в разговоре темы курения, алкоголя, наркотиков?

    2. Как реагирует ваш ребенок на ваши вопросы?

    3. Доверяете ли вы вашему ребенку в вопросах, касающихся курения, алкоголя, наркотиков?

    4. Читаете ли вы литературу по этой проблеме?

    5. Если бы вам предложили послушать лекцию по данной проблеме, приняли бы вы это предложение?

    6. На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ на родительском собрании?

    Приложение 7.

    Памятка для родителей по профилактике ПАВ

    Уважаемые папы и мамы!

    Для того чтобы избежать проблем, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков вашими детьми, помните:

    1. Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.

    2. Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.

    3. Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы оттого, что он может начать принимать наркотики.

    4. Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в кампании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.

    5. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.

    6. Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.

    7. Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.

    8. Помните! Если ребенок курит, употребляет алкоголь, принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!

    Приложение 8.

    Занятие для 3 классов

    «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

    Цель: формирование у учащихся ценностной ориентации, способность формулировать нравственные суждения.

    Задачи:


    1. Дать характеристику понятию «хорошо».

    2. Дать характеристику понятию «плохо».

    3. Выделить основные моменты хорошего и плохого поведения.

    4. Создать условия для закрепления полученной информации.
    План занятия:

    1. Приветствие. Освещение основных вопросов занятия.

    2. Основная часть.

    3. Упражнение «Что бы сделал Я?..»

    4. Рефлексия.
    Ход занятия:

    1. Приветствие. Разминка «Карлики – великаны».
    Инструкция «Я буду говорить и показывать вам действия, ваша задача внимательно смотреть и делать все наоборот, то есть, например, я сажусь, а вы… правильно, должны остаться стоять. Итак, смотрим…»

    1. Основная часть.
    1) С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Посмотрите внимательно на экран, тут написаны пословицы. Прочитайте их (можно предложить чтобы их прочитали учащиеся вслух).

    Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (высказывания детей)

    Молодцы, ребята! Вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком.

    Послушайте вот такие высказывания ребят.

    1: Если с другом разделил
    Ты свои конфеты-
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.

    2: Ты узнал чужой секрет
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже!

    3: Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты – культурный человек,
    Мировой мальчишка!

    4: Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Недостоин ты, поверь,
    Человеком зваться!

    5: Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это - просто красота,
    Только так и нужно!

    6: Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты собаки хуже.

    7: Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже,
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.

    А теперь скажите, все ли правильно? (дети отвечают). Правильно!

    2) А сейчас я зачитаю вам еще олно стихотворениеавтор которого Самуил Яковлевич Маршак и называется оно «Хорошие приятели», а вы, послушав его, скажете, какое качество- хорошее или плохое, показал автор в этом стихотворении.

    Мальчик Миша мается
    Миша заикается.
    Как другие- чисто, ясно, -
    Он не может говорить.
    И просить его напрасно
    То, что скажет, повторить.
    Нелегко ему даются
    Все слова на букву «ка»
    Но ребята не смеются-
    Дружба классная крепка!
    - Ты Мишутка, не теряйся!
    Ты с других пример бери!
    Просто с духом собирайся
    И смелее говори!
    Миша выговорил слово,
    А другого не видать…
    Но приятели готовы,
    Если нужно подождать!

    А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей»

    Знай мой друг, вражде и дружбе цену,
    Ты судом поспешным не греши.
    Гнев на друга, может быть, мгновенный,
    Изливать покуда не спеши,
    Люди, я прошу вас, ради Бога,
    Не стесняйтесь доброты своей.
    На земле друзей не так уж много
    Опасайтесь потерять друзей!

    Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать - соединить труднее.

    (высказывания детей)

    Молодцы. А сейчас мы с вами посмотрим один небольшой сюжет.

    Эти темы Вы можете использовать для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний, а также вести электронные блоги по данным темам, обсуждать с родителями.

    1-4 классы.

    1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.

    2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).

    3. Младший школьный возраст и его особенности.

    4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений).

    5. Как выявлять и развивать способности детей.

    6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

    7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

    8. Воспитание характера ребенка в семье.

    9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.

    10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).

    11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).

    12. Новое в системе национального воспитания.

    13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.

    14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.

    15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

    5 – 6 классы.

    1. Новое в системе национального воспитания.

    2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.

    4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.

    5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.

    6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

    7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.

    8. Вред алкоголя и курения.

    7 – 9 классы.

    1. Пример родителей в воспитании детей.

    2. Особенности воспитания подростков в семье.

    3. Половое развитие и методы полового воспитания.

    4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.

    5. Активные формы отдыха в вашей семье.

    6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.

    7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.

    8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.

    9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.

    10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.

    11. Изучения корней семейного рода.

    12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

    10 – 11 классы.

    1. Основные направления воспитания в семье.

    2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

    «Профилактика

    различных видов химической зависимости».

    Методические рекомендации . Для первого раза выберите несколько тезисов. Не перегружайте подростков. Не переходите на личности, даже если в классе есть дети, употребляющие алкоголь, в том числе и пиво. Беседу проводите спокойно, не проявляйте излишнюю эмоциональность. Не уговаривайте подростков не прикасаться к сильнодействующим веществам, а влияние на мозг могут оказывать и вещества, поступающие извне. Всем влияние проинформируйте о последствиях этих контактов. Вовлекайте ребят в дискуссию.

    Материал для беседы. Мозг человека – блистательно спроектированный и созданный природой самопрограммирующий компьютер. Нет ничего совершеннее человеческого мозга. Возможности его не изучены даже на миллионную часть, хотя на анатомо-физиологическом уровне изучение его продолжается более ста лет, а мышление людей как продукт деятельности мозга психология исследует уже три тысячелетия.

    Работа мозга тончайшим образом регулируется химическими веществами, присутствующими в организме в естественном состоянии. Это кислород и углекислый газ, глюкоза и витамины, гормоны и микродозы алкоголя, который, как и некоторые другие продукты, образуется в организме в процессе обмена веществ.

    Однако большое влияние на мозг могут оказывать и вещества, поступающие извне. Всем хорошо известно, что у голодного человека нарушается внимание, ухудшается реакция. Если нет возможности полноценно пообедать, иногда достаточно съесть конфету, и почти моментально улучшится общее состояние и мышление. Придает бодрости и чашка крепкого кофе, чая.

    Если в первом случае за счет глюкозы, продукта расщепления более сложных сахаров, улучшается питание мозга, то в случае употребления чая и кофе мы искусственно стимулируем весь организм, в том числе мозг, с помощью неестественного для организма продукта – кофеина, к которому может развиться привыкание. Не получая кофеиновую подпитку, человек будет чувствовать вялость, у него снизится работоспособность. Однако при желании от кофеина можно отвыкнуть. Иногда врачи рекомендуют отказаться от крепких чая и кофе по причине раздражения слизистой желудка или в связи со спазмами сосудов.

    Куда более тяжелая зависимость развивается от психоактивных веществ (ПАВ). К ним относятся: никотин, алкоголь, наркотики – опий, кокаин, морфин и его производные, в том числе и героин, синтетические наркотические вещества, например, экстази.

    Вопрос к подросткам . Кто знает, что такое «экстази»?

    Обсуждение. Не спрашивайте у ребят, откуда они знают об этом веществе, а отметьте для себя, кто именно осведомлен.

    Экстази очень популярно у некоторых молодых людей, чрезмерно увлеченных посещением дискотек. Экстази дает возможность продержаться в тонусе 1-12 ч, проводя время в постоянных танцах. Однако потом наступает смертельная усталость, апатия, потеря интереса к окружающему миру. Употребление экстази ведет к инвалидности.

    О наркомании современные молодые люди знают не понаслышке. Нет практически ни одного школьного коллектива, где бы не было девушки или юноши, употребляющих наркотики. Наркомания стала бедой, кошмаром конца ХХ века.

    Вопрос к подросткам . Наркомания – это вредная привычка или болезнь?

    Обсуждение. Выслушайте мнение и дайте правильное определение понятиям «вредная привычка», «наркомания».

    Механизм развития болезни, а наркомания не вредная привычка, а тяжелая болезнь, к сожалению, удивительно прост, поэтому недуг захватывает все больше жертв в молодежной среде. Суть заключается в том, что наркотики действуют на центр удовольствия, и человек уподобляется крысе, нажимающей на рычаг, соединенный с электродом, вживленным в мозг, в этот самый центр удовольствия. Вещества, выделяющиеся при раздражении центра, на некоторое время погружают несчастную крысу и по аналогии с ней наркомана в блаженный покой. На языке подростков это называется «кайф». Бедное животное очень быстро погибает от «счастья».

    Погибают и наркоманы, не только от наркотического истощения, но и от СПИДа, которым можно заразиться через общий шприц, от гепатита В – вирусного заболевания, предающегося через кровь. Рядом с наркоманией бок о бок шагают криминогенное поведение и проституция.

    Необходимость добывать деньги, а наркотики стоят дорого, толкает подростков в асоциальную среду. Практически они теряют свободу, так как становятся полностью зависимы от торговцев наркотиками. «Ломка» - тяжелейшее соматическое (телесное) состояние, связанное с отсутствием в организме необходимого количества наркотического вещества. Наркоман испытывает адские боли и глубокие моральные страдания.

    Вопрос к подросткам . Пьянство и алкоголизм – это одно и то же?

    Обсуждение. Нет, пьянство – вредная привычка, ведущая к болезни, а алкоголизм – болезнь и следствие пьянства.

    Итак, несколько медленнее, чем наркомания, и с более разнообразной картиной нарушений из вредной привычки, именуемой пьянство, развивается алкоголизм.

    Алкоголизм – это болезнь, основой которой становится зависимость организма от повышенной концентрации этилового алкоголя. В организме каждого человека содержится небольшое количество этилового алкоголя. Естественно вырабатывающийся алкоголь участвует в обмене веществ, является биологическим «горючим», благодаря ему человек энергичен и бодр. Однако если все время «подбрасывать» это горючее извне, то нарушается обмен веществ и организм ленится работать без дополнительной подпитки. Так из пьянства развивается алкоголизм – зависимость человека от этилового спирта.

    Алкоголизм имеет несколько стадий: на первой – заболевание излечимо и большая часть изменений обратима, вторая стадия довольно быстро переходит в третью, и человек становится инвалидом. Развиваются цирроз печени (замена печеночных клеток клетками соединительной ткани), поражение почек, нарушение сердечной деятельности, алкогольное слабоумие – вот неполный перечень заболеваний алкоголика.

    Потомство пьющих людей – зачастую умственно отсталые дети, дети с физическими уродствами, глухие, слепые. В нетрезвом состоянии человек может совершить самые страшные преступления – убийства, кражи, изнасилования, поджоги и пр. Самоубийства тоже нередко совершаются пьяными людьми.

    Вот и задумайтесь: не слишком ли велика цена за вполне осознанное нездоровое поведение? Именно осознанное, так как выпивает первую рюмку и делает первую инъекцию наркотического вещества человек, находящийся в здравом уме и твердой памяти.

    «Предупреждение заболеваний, передающихся половым путем».

    Тема для младших подростков трудная, но необходимая. Беседа не должна быть слишком длинной. Лучше, если она будет носить просто информационный характер. Если подростки захотят углубить проблему – приветствуйте это и употребите при разговоре материалы из приложения.

    С начала 80-х гг ХХ в. подростки попали в группу риска по заболеваниям, предающимся половым путем. Все вы слышали о таких заболеваниях, как гонорея, сифилис, СПИД. В большинстве случаев ими страдают люди нечистоплотные в интимных отношениях, ведущие беспорядочную, бездуховную интимную жизнь. Гонорея и сифилис известны человечеству давно, и если больной вовремя обращается к врачу, то его полностью излечивают.

    Запомните две очень важные юридические истины: чем бы человек ни был болен, он ни за одно заболевание не подвергается уголовному преследованию; врачи сохраняют врачебную тайну, за ее разглашение они несут ответственность перед законом. И еще. В быту иногда говорят о приличных и неприличных болезнях. Вроде бы воспаление легких – заболевание приличное, а расстройство кишечника – неприличное. Не кажется ли вам, что это глупо и несправедливо по отношению к самому себе? Прежде всего, прилично быть здоровым. А если ты заболел, не важно чем, иди и лечись. Это же относится и к венерическим болезням. Да, человек сам виноват, что получил сифилис или гонорею, но никто его за это не будет подвергать уголовной ответственности или общественному порицанию. Единственное, за что больной венерическими заболеваниями отвечает в соответствии с уголовным законодательством – это за преднамеренное заражение других людей сифилисом, гонореей, СПИДом.

    Что же касается самого СПИДа, то эта болезнь пока неизлечима. Суть заболевания заключается в том, что с кровью или сперматической жидкостью больного в организм здорового человека поступает вирус иммунодефицита человека – ВИЧ. Он поражает клетки крови, которые называются Т-лимфоциты. Вирус проникает внутрь клетки, разрушает ее и размножается. Новые вирусы поражают новые Т-лимфоциты.

    Иммунитет человека можно представить себе в виде замкнутой цепи, как бы загораживающей нас от болезней. Представьте себе, что из цепочки, которую вы носите на шее для украшения, выбито одно звено. Что будет? Цепь развалится и упадет. Ну а организм в этой ситуации остается без защиты. Ведь у каждого звена иммунной цепи своя собственная функция, заменить Т-лимфоциты нечем. Первое время после внедрения ВИЧ в кровь организм отчаянно защищается, продуцируя свежие Т-лимфоциты. Вот почему различают ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. ВИЧ-инфицированный человек может себя чувствовать весьма неплохо на протяжении 305 лет, но за это время он может заразить других людей, людей с более низкой сопротивляемостью, и они могут погибнуть раньше, чем носитель ВИЧ. Пораженный ВИЧ человек погибает от воспаления легких, от насморка, от расстройства желудка, так как организм не в состоянии сопротивляться.

    СПИД часто называют чумой ХХ в. Это не совсем точное определение. От чумы, свирепствовавшей в Европе в Средние века, защититься было практически невозможно. От СПИДа людей защищает интимная чистоплотность. Если человек не ведет разбросанную интимную жизнь, если любовь не подменяется понятием «секс ради секса», то и заболевания, передающиеся половым путем, ему не грозят, так как все другие случаи заражения венерическими болезнями чрезвычайно редки.

    Конечно, необходимо отметить, что вести чистоплотную, духовную интимную жизнь нужно не только из страха заболеть. Несерьезное, неуважительное отношение к самому себе как к сексуальной личности, т.е. личности, имеющей определенные половые признаки, не только физические, но и психологические приводит к душевной опустошенности. Не называя имен, сосредоточьтесь и подумайте, счастливы ли известные вам люди, которые безответственно относятся к своей интимной жизни. Бездуховные личные отношения ведут в том числе и к депрессии, о которой мы уже упоминали.

    Итак, вернемся к СПИДу. В большинстве случаев эта болезнь – следствие распущенности в интимных отношениях или наркомании, когда потерявшие над собой контроль люди пользуются одним общим шприцем. Да, существуют люди, заразившиеся СПИДом в результате нарушения медицинскими работниками правил пользования инструментами, нарушения стерильности процедур. Но это бывает крайне редко.

    Наркоманы передают друг другу не только СПИД, но и сифилис, гепатит, вызываемый вирусами В и С.

    Гепатит – это заболевание, поражающее в первую очередь печень. Однако погибает от него человек в результате общего системного поражения всего организма. К сожалению, подростки в последнее время занесены в группу риска и по гепатиту.

    «Профилактика изнасилования».

    (беседа с девушками)

    Методические рекомендации . Эту беседу нужно проводить в отсутствии мужской части класса или группы. Тема чрезвычайно болезненная, поэтому необходимо создать как можно более доверительную обстановку. Не переходите на личности, не пугайте. Информируйте. Ответьте на вопросы, которые будут.

    Материал для беседы. Полностью обезопасить себя от сексуальных посягательств почти невозможно. Но свести риск к минимуму вполне реально и не очень трудно. Во многом поможет этому знание того, как это происходит.

    По статистике, до 70% таких преступлений совершается вечером – от 18 до 23 ч и лишь от 7 до 14%-ночью. Местом совершения преступления чаще всего (примерно половина случаев) бывает место жительства (квартира, дача). На улицах, во дворах и парках совершается 18% сексуальных преступлений. Почти столько же в подвалах, на чердаках и в подъездах.

    Если говорить о преступниках, то подавляющее их большинство психически здоровы! Даже среди лиц, совершивших так называемые серийные убийства на сексуальной почве (а таких очень немного) и подвергнутых судебно-психиатрической экспертизе, лишь 17,7% были признаны невменяемыми! Больше того, чаще всего это самые нормальные в бытовом понимании люди в возрасте до 30 лет, а каждый третий из них – школьник или учащийся ПТУ.

    Интересно то, что 2/3 потерпевших были знакомы с преступниками до совершения сексуального насилия. При этом 22% случаев знакомств состоялись в день совершения преступления.

    Как это ни странно, иногда потерпевшие сами виноваты в том, что с ними произошло. Разумеется, никто из них не хотел стать жертвой насилия, но своим поведением, манерой одеваться и пользоваться косметикой они провоцируют потенциального преступника на совершение преступления. Чтобы этого не произошло, достаточно следовать совету: вести себя скромно, с чувством собственного достоинства.

    Однако вы живете не в вакууме, вам необходимо общаться с огромным количеством людей. Причем чем старше вы будете становиться, тем шире будет круг ваших знакомых. В том числе среди них будут и мужчины. И конечно, подавляющее большинство этих людей – порядочные представители общества. Однако предусмотреть все жизненные ситуации невозможно, а потому нужно обезопасить себя на случай встречи с личностью, склонной к сексуальной агрессии.

    Всегда демонстрируйте уверенность в себе, внешним видом, походкой, взглядом, ответами на вопросы;

    Придя в незнакомое место, осмотритесь, постарайтесь определить местонахождение телефона, людей, которые могли бы вам помочь в случае опасности;

    Если пришлось одной поздно вечером выйти из дома, заранее прикиньте маршрут так, чтобы избежать плохо освещенных улиц, мест сборов мужских компаний;

    Одевайтесь таким образом, чтобы одежда не стесняла движений, но чтобы ее трудно было сорвать;

    Не входите в подъезд, лифт с незнакомым мужчиной;

    Будьте осмотрительны при случайных знакомствах, избегайте называть свой адрес, а если можно, то и телефон, назначайте свидания на нейтральной территории;

    Никогда не останавливайте попутных машин;

    Приобретайте разрешенные законом средства самозащиты и носите их при себе;

    Носите при себе в качестве средства самозащиты любую аэрозольную упаковку – лак для волос, дезодорант.

    Вам показалось, что вас преследуют, перейдите на другую сторону улицы, остановитесь (завязать шнурок, посмотреться в зеркальце), наконец поверните назад и смело идите навстречу преследователю. Если опасения подтвердились, не отчаивайтесь. Вы вовсе не бессильны, кем бы ни был преступник. Но чтобы успешно противостоять насильнику, надо знать, как себя вести.