Урок-викторина "роль и значение насекомых в природе и жизни человека". Тема урока "многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение" Роль насекомых в природе урок

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Велижская средняя общеобразовательная школа № 1

Конспект урока

Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека

Выполнила:

Береснева Татьяна Михайловна,

учитель биологии

Велиж

2013

Урок: Многообразие насекомых, их роль

в природе и жизни человека.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности насекомых, показать их роль в природе и практическое значение для человека;
  2. проверить уровень сформированности общеучебных умений и навыков: умение сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, использовать различные источники информации, анализировать, классифицировать, обосновывать особенности строения организма в связи со средой обитания.

Оборудование:

  1. таблицы с изображением отрядов насекомых;
  2. коллекции насекомых;
  3. компьютер;
  4. мультимедийный проектор;
  5. презентация о многообразии и значении насекомых.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока:

  1. Введение в тему урока, определение цели и задач.

Ребята! Мы с вами изучили животных, относящихся к типу Членистоногих. Давайте вспомним, какие классы включает этот тип (Ракообразных, Паукообразных и Насекомых).

А какой из этих класов самый разнообразный? (насекомые)

Как показала практика

Обширнее класса нету:

От полюса и до полюса

Они заселили планету.

Именно про эту огромную группу животных идет речь в этом четверостишьи, ведь численность насекомых по разным данным насчитывается от 1,5 до 2,5 млн. видов.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним все, что знаем про насекомых, поговорим об их многообразии и той огромной роли, которую они играют в поддержании экологического равновесия в природе. А также узнаем о практическом значении насекомых в жизни человека.

  1. Повторение ранее изученного материала (индивидуальная письменная работа учащихся с заданием: «Какие утверждения верны?»).
  1. Насекомые – исключительно водные животные.
  2. Все насекомые способны к полету.
  3. Насекомые – раздельнополые животные.
  4. Класс Насекомые насчитывает более 1,5 млн. видов.
  5. Кровеносная система насекомых замкнутая.
  6. Все насекомые растительноядные животные.
  7. Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза.
  8. Нервная система насекомых построена по типу брюшной нервной цепочки.
  9. Все насекомые имеют две пары хорошо развитых крыльев.
  10. Грудной отдел несет три пары конечностей.

Ответ: 4, 5, 7, 8, 10.

  1. Изучение нового материала (беседа с рассматриванием коллекций насекомых разных отрядов).

Что вы знаете о насекомых? Какой принцип лежит в основе классификации насекомых? Каковы общие черты строения всех насекомых? Какие классы животных сходны по строению с насекомыми? В чем преимущество насекомых перед другими беспозвоночными? Почему именно этот класс занял господствующее положение на Земле?

Вспомните, на какие отряды делится класс Насекомых. Кратко охарактеризуйте эти отряды по плану:

  1. Название отряда;
  2. Число видов;
  3. Особенности внешнего строения;
  4. Местообитание;
  5. Типичные представители.

Для выполнения этого задания класс делится на группы по 3 - 4 ученика, каждая группа получает коллекции или картинки насекомых без названия. Затем группы представляют свои отряды, а другие учащиеся исправляют и дополняют.

  1. Самостоятельная работа с учебником (анализ рисунков и текста по § 16 - 19 с заполнением таблицы в тетради «Значение насекомых»).

Значение в природе

Практическое значение для человека

положительное

отрицательное

положительное

отрицательное

Ребята! В каких столбцах таблицы получилось больше всего строк с записями? Какой столбец оказался не заполнен? Почему? Представьте себе, что этот класс исчезнет. Отразится ли это на жизни природы или окажется незаметным? Почему вы так думаете? Что должен сделать человек, чтобы эти удивительные создания природы как можно дольше радовали нас своим соседством? На основании анализа данных в таблице и ответов на вопросы, сформулируйте вывод о значении насекомых на Земле и запишите его в тетрадь.

  1. Разгадывание загадок о насекомых с показом презентации (фронтальная работа с классом). Необходимо не только отгадать насекомое, но и определить его принадлежность к отряду.

От простуды лечит мед,

Он здоровье нам дает.

Мед цветочный принесла

Медоносная..................(пчела).

Слайд

Всегда готов к прыжку

Зеленый чудный конь!

Поймать его попробуй

В открытую ладонь!............(кузнечик).

Слайд

В куче мусора живет

Многочисленный народ.

Посмотрите, как хлопочет

Рыжий маленький рабочий!

Вот хвоинку тащит в дом,

Чтоб теплее было в нем.

Очень дружная семья у

У лесного...................(муравья).

Слайд

Две белых, две желтых – четыре салфетки

Сорвались с цветка и уселись на ветке.

Салфеточки белые в черный горошек –

Чудесные крылья порхающих мошек........... (бабочка).

Слайд

Лапками-лопатками работая как крот,

Злое насекомое в земле прорыло ход.

Погибла картошка, нарцисс пожелтел.

Кто у растений корни объел?.............(медведка).

Слайд

Из болота прилетел,

Позвонил и на нос сел.

Надоедливый вампир

На носу устроил пир.............. (комар).

Слайд

Этот жук в воде живет,

Лихо лапками гребет

Замечательный пловец,

Он зовется................. (плавунец).

Плоский, зеленый, похожий на щит

Жук на тоненьком стебле сидит.

Пусть его в руки взять не опасно,

Я не возьму: он ведь пахнет ужасно............. (клоп).

Слайд

Быстрокрылый вертолетик

К нам уселся на цветочек............(стрекоза).

Слайд

Ребята, давайте еще раз вспомним отряды насекомых, которые мы изучили.

Слайд

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Повторите § 16 - 19, ответьте на вопросы к этим параграфам. Найдите интересные факты из жизни насекомых. Подготовьте сообщение или презентацию о значении насекомых (по желанию).

Береснева Т.М., учитель биологии


План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка знаний
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Домашние задание

Конспект урока

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

  1. Бережное отношение к природе;

Методы:

  1. Словесно – наглядный
  2. Наглядно – демонстрационный

Оборудование:

  • таблицы с изображением насекомых разных отрядов,
  • мультимедиа.

Тип урока:

  • комбинированный

Вид урока:

  • обобщающий

Ход урока

Этапы урока Содержание Методы и средства
Орг. момент Здравствуйте!

Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Словесные, доска
Проверка знаний Фронтальный опрос:

1. Из скольких отделов состоит тело насекомых? (Ответ:: голова, грудь, брюшка)

2. Какие крылья бывают у насекомых? (Ответ: крылья (тонкая пластина, двухслойное), надкрылья (характерно для жуков))

3. Как устроена нервная система насекомых? (Ответ: нервной цепочкой и головной мозга)

4. Как питаются насекомые? (Ответ: пища разнообразна, она включает все вещества растительной и животного происхождения)

5. Как дышат насекомые? (Ответ: трахеями, до 10 пар отверстий – дыхалец)

Беседа, Таблицы “Тип Членистоногие, Класс Насекомых”, “Чешуекрылые”, развитие насекомых с полным и неполным превращением.
Изучение нового материала Многообразие насекомых.

Класс насекомых подразделяют на две крупные группы – первичнобескрылые и крылатые.

А сейчас ребята обратите внимание на экран, познакомимся с первичнобескрылым и Крылатые насекомые

К первичнобескрылым относятся наиболее просто организованные насекомые, такие как камподея, ногохвостка, сахарная чешуйница и др., обитающие в почве, под камнями, во мху, в подвалах и погребах. Размеры их невелики, превышают 1 мм.

Роль насекомых в природе необычайно разнообразна. Они участвуют в круговороте веществ, так как используют самые разнообразные источники пищи (от живого растения и тела др. животных до разлагающихся остатков растительного и животного происхождения), выполняют санитарную функцию, активно участвуют в почвообразовательном процессе. Велика их роль в опылении цветковых растений. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию (медоносные пчёлы, шелкопряды, лаковые червецы и др.). Некоторые насекомые полезны истреблением вредителей и сорняков, многие виды служат пищей для ряда промысловых животных – млекопитающих, птиц и рыб Среди насекомых много опасных вредителей растений и животных. Большой вред насекомым наносят как переносчики возбудителей ряда заболеваний, кровососы и другие. Численность многих насекомых в популяции непостоянна, у некоторых видов может повышаться во много раз.

Словесные, наглядные.

Коллекция насекомых, таблицы, книга для чтения по Зоологии. Мультимедиа (Презентация)

Закрепление знаний Сообщение о насекомых.(Коновалова Света, Разоренова Алена)

Учащиеся должны написать в тетради полезного и вредителя насекомого и их роль в природе. Разобрать каждое насекомое по систематике (царство, подцарство и т.д.).

Практический, учебник и таблицы “Класса Насекомых”
Домашнее задание Изучить текст на стр. 164 – 165, подготовить ответы на вопросы рубрики “Подумайте!” Словесный, учебник

Самоанализ урока Биологии в 7 классе

Цель: Изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

Образовательная

  1. Расширить знания учащихся о многообразии насекомых;
  2. Ознакомить с первичнобескрылыми и крылатыми класса насекомых;
  3. Показать их значение в разнообразных природных сообществах.

Развивающая

  1. Совершенствовать умение узнавать насекомых на рисунках, таблицах;
  2. Объяснять особенности строения и жизнедеятельности

Воспитательная

  1. Бережное отношение к природе;
  2. Экологическое значение для человека

Тип урока: Комбинированный

Данный урок комбинированный тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как в ходе урока повторили систематику, внешнее строение насекомых, системы органов и функции, природные значения, работали с учебником, таблицами, также изучили новый материал.

Урок, обобщающий с экологическим содержанием.

Повторение учебного материала предыдущего урока проведено в виде фронтального опроса.

При изучении нового материала были использованы: мультимедиа-проектор, таблицы, плакаты, работа с учебником. Для пробуждения интереса к изучению темы использовались различные приемы и методы: практический, словесно – наглядный, демонстрационный. Особых трудностей не возникала, материал был изложен в полном объеме.

Закрепление нового материала была дона самостоятельной работы (написать насекомых полезных и вредителей для природы и человека).

Разоренова Алена (Тема: Мухи) и Коновалова Света (Тема: Тараканы) приготовили сообщение. Учебно–познавательная деятельность учащихся на уроке была организована в форме индивидуальной работы. За урок все учащиеся получили положительные оценки. Цель урока была достигнута.

Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач и изучения заявленной темы, формулировка которой создала ситуацию занимательности, вызвана познавательный интерес к уроку.

Доброжелательная атмосфера, высокая работоспособность учащихся в течение урока поддерживались за счет того, что осуществлялся личностно-ориентированный подход. Учащиеся проявили большой интерес к уроку.

    Видеофрагмент.

    Запись в тетради. Инстинкт-

    Задание . План ответа:

    1. Название отряда.

    2. Название насекомого.

    3. Признаки отряда.

    4. Значение.

    Дополнительно. Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

    V. Закрепление материала. (4 мин)

    VI . Рефлексия.

    VII . Д\З

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Значение насекомых в природе и жизни человека"»

Тема урока : Значение насекомых в природе и жизни человека.

Цели урока: раскрыть особенности строения медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни; рассказать о их роли в природе и жизни человека; раскрыть разнообразие насекомых – вредителей, их отрицательную роль в практической деятельности человека; обозначить значение насекомых в природе и жизни человека.

Оборудование: коллекция насекомых, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал: таблицы, листы бумаги, фломастеры.

Ход урока:

I . орг. Момент (1 мин) II. Актуализация опорных знаний (10 мин) Тестовая работа со взаимопроверкой.

Запишите номера тестов, против каждого – правильные варианты ответа

Вариант 1. Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Стрекозы Б. Прямокрылые В. Клопы

    Две пары крыльев.

    Личинка имеет маску.

Вариант 2.

Какие особенности характерны для насекомых из отряда

А. Бабочки Б. Двукрылые В. Перепончатокрылые

    Развитие с полным превращением.

    Развитие с неполным превращением.

    Две пары крыльев.

    Одна пара крыльев, вторая редуцирована (жужжальца) и служит для стабилизации полета.

    Первая пара крыльев превращены в жесткие надкрылья, вторая пара – кожистые крылья.

    Передние крылья более плотные, чем задние.

    Надкрылья спереди плотные, а сзади мягкие, вторая пара крыльев служит для полета.

    На крыльях находятся мелкие хитиновые чешуйки.

    Ротовой аппарат у взрослых насекомых сосущего типа.

    Ротовой аппарат лижущего типа.

    Ротовой аппарат у взрослых насекомых колюще-сосущего типа.

    У личинок ротовой аппарат грызущего типа.

    Задние ноги у многих представителей прыгательного типа.

    Личинка имеет маску.

Ответы: 1. 1 – ; 2 – а, б, в; 3 – а, б, в; 4 – –; 5 – –; 6 – в; 7 – б; 8 – –; 9 – –; 10 – –; 11 – в; 12 – б; 13 – б; 14 – а. 2. 1 – а, б, в; 2 – –; 3 – а, в; 4 – б; 5 – –; 6 – –; 7 – –; 8 – а; 9 – а; 10 – б; 11 – б; 12 – а; 13 – –; 14 – –.

Вариант 1. А: 2,3,14; Б : 2, 3,7,12,13; В : 2,6,11

Вариант 2. А: 1,3,8,9,12 Б: 1,4,10,11 В: 1,3

III . Активизация познавательной деятельности . (2 мин)

Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни, но есть насекомые, которые живут большими группами. Какие это насекомые? (пчелы, муравьи, термиты) Называют таких насекомых общественные и живут они семьями.

IV . изучение нового материала (25мин)

Рассказ учителя.

Как вы думаете какие из этих насекомых уже давно сделались домашними животными человека? (пчелы)

Где живут пчелы? (улей)

Мед и воск вместе с мехами у наших предков- славян считались главными предметами торговли. Мед использовался вместо сахара, воск использовался в свечах. В те времена еще не было пасек и для пчел человек предоставлял дупла лесных деревьев- «бортни»-бортничество. При этом ульи зачастую разорялись.

В начале XIXвека украинский помещик Петр Иванович Прокопович впервые применил изобретенный им разборный рамочный улей, который используется до сих пор.

Давайте рассмотрим, что же из себя представляет пчелиное семейство.

Сообщение учащегося. Состав пчелиной семьи.(презентация)

По мере рассказа учащиеся заполняют таблицу.

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по разделу муравьиная семья, пользуясь учебником стр.135-136.

Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:

Пчелиная семья

Муравьиная семья

Член семьи

Особенности, роль

Член семьи

Особенности, роль

Главная пчела по размерам крупнее остальных пчел, производит кладку яиц.

Матка (царица)

Бескрылая самка, крылья обламывает после брачного полета. Роль заключается в кладке яиц.

Самец. Роль заключается в оплодотворении самок. После оплодотворения самцы изгоняются из улья и погибают.

Крылатые особи. Роль заключается в оплодотворении самок. После спаривания самцы погибают.

Рабочие пчелы

Бесплодные самки, яйцеклад видоизменен в жало.

Роль: чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов.

Рабочий муравей

Бесплодные самки, которые не имеют крыльев.

Роль заключается в чистке муравейника, собирании корма, уходе за царицей и личинками, в охране муравейника от врагов.

Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки.

После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:

    Все справились с заданием?

    Какие трудности возникли при выполнении задания, что было не понятно?

Пчелы и муравьи общаются друг с другом при помощи прикосновений и выделяемых веществ. Но только у пчел имеется «язык танца». Видеофрагмент.

Как вы думаете такое сложное поведение можно назвать разумным? (нет)

Их поведение является инстинктивным, бессознательным.

Запись в тетради. Инстинкт- совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных.

Помимо полезных насекомых есть также и вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Изучение материала происходит в процессе беседы. Учащиеся работают с раздаточным материалом: таблицы, насекомые.

Задание : определить к какому отряду относится ваше насекомое и какой вред оно наносит культурным растениям. План ответа:

1. Название отряда.

2. Название насекомого.

3. Признаки отряда.

4. Значение.

Отрицательное значение насекомых для человека

Представители

Значение, примеры

Прямокрылые

Азиатская саранча уничтожает урожай на больших территориях

Угнетают развитие растений, могут переносить вирусные заболевания растений

Вредная черепашка высасывает содержимое несозревших зерен. Постельный клоп является переносчиком заболеваний, причиняет беспокойство

Личинки свекловичного долгоносика питаются корнями свеклы, колорадский жук и его личинки снижают урожай картофеля. Личинки жука-долгоносика – яблоневого цветоеда – уничтожают завязи яблонь. Личинки жуков-короедов и жуков-усачей – вредители деревьев

Гусеницы капустной белянки повреждают листья капусты; яблонной плодожорки – портят плоды яблонь; непарного шелкопряда – наносят вред растениям сада и леса.Гусеницы соснового шелкопряда вредят сосне; платяной моли – портят изделия из шерсти

Перепончатокрылые

Личинки пилильщиков объедают хвою деревьев; рогохвостов – питаются древесиной, повреждая деревья

Двукрылые

Тараканы

Черные тараканы и прусаки загрязняют экскрементами продукты питания, могут переносить болезнетворные микроорганизмы и яйца глистов. Иногда их выделения вызывают аллергию

Переносчики сыпного и возвратного тифа

Переносчики чумы, туляремии, сыпного тифа

Учащиеся записывают ответы в тетрадь. Опрашиваются несколько учащихся. Выставляются оценки.

Дополнительно . Какие методы можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

В процессе беседы выясняется, что предложенные варианты можно разделить на четыре группы:

Методы борьбы человека с вредящими ему насекомыми

Методы

Примеры

Физические

Сбор гусениц или яиц насекомых: ловля малярийного комара различными ловушками, уничтожение его личинок керосином, который разливают по поверхности водоема

Химические

Обработка растений ядохимикатами, мест размножения личинок – хлорной известью, тараканов – различными ядами

Агротехнические

Смена культур – севооборот; своевременный посев и посадка растений; тщательная уборка полей, уничтожение сорных растений, служащих местом размножения насекомых

Биологические

V. Закрепление материала. (4 мин)

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

Какие особенности встречаются в семьях?

Какие насекомые вредят сельскохозяйственным растениям? Охарактеризуйте жизнедеятельность некоторых из них.

VI . Рефлексия. (1мин) Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.

VII . Д\З Повторить темы по разделу членистоногие. Подготовка к контрольной работе.

Приложение. Матка по размерам самая крупная пчела в улье 18-20 мм. Имеет длинное брюшко с яйцекладом предназначенное для постоянного откладывания яиц. Самостоятельно не может питаться. Ее кормят рабочие пчелы зобным молочком. В семье всегда только одна. Развивается матка из оплодотворенных яиц. Живет до 5 лет. При появлении другой матки, старая улетает с частью пчёл. Такой процесс называется роение.

Трутни – самцы, с длинными крыльями и крупными глазами. Развиваются из неоплодотворенных яиц. Их задача оплодотворять матку. Живут один сезон. Осенью они погибают, их зажаливают рабочие пчёлы или просто выгоняют из улья.

Рабочие пчелы это бесплодные самки. Рабочие – обеспечивают жизнедеятельность всей семьи (собирают пищу, ухаживают за личинками, кормят их, убирают улей, строят соты, заготавливают мёд). Для выполнения этих функций имеют целый ряд приспособлений:

    Ротовой аппарат;

    Тело, покрытое ворсинками;

    Медовый зобик;

    Жало- видоизмененный яйцеклад;

    Задние конечности с корзинками и щёточками.

Тема урока: «Роль насекомых в природе и жизни человека»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по теме: “Насекомые”

Задачи:

    Обучающие : обобщить, систематизировать и расширить знания о насекомых, их многообразии, значении в природе.

    Коррекционно-развивающая : коррекция и развитие интеллектуальных умений и мыслительных операций – анализ и синтез, сравнение, обобщение.

    Воспитательная : расширять кругозор и воспитывать любовь к природе.

Оборудование: ребусы, кроссворды, презентация по теме: “Насекомые”, ИКТ.

План урока:

    Организационный момент.
    а. Постановка целей и задач урока.
    б. Сообщение темы и цели урока.

    Основная часть урока.
    а) Введение в тему.
    б) Словарная работа.
    в) Класс насекомые
    г) Повторение

д) Изучение нового материала (выступление учащихся)

    Работа по учебнику.
    6. Физминутка

    10. Самостоятельная работа.
    11. Итоги. Оценки за урок
    12. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Девиз нашего урока: “Объект поклонения. Источник вдохновения. Предмет изучения.”(Приложение 1 , слайд 1 )

А) постановка целей и задач урока

– Тему сегодняшнего урока нам поможет определить кроссворд (Приложение 1 , слайд 2 )

Отгадайте следующие загадки:

Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)

На болоте обитает
И лягушек поедает. (Цапля)

На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза)

Над цветками я жужжу,
Целый день в заботах –
Я пыльцу в карман беру,
Наполняю соты. (Пчела)

Не зверь, не птица,
Носок, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар)

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Ростом мал, но работящий
И охотник настоящий.
Дом из хвои собирает,
Лес от гусениц спасает. (Муравей)

Он шнырял, шуршал в шалфее,
Он ужасный шум затеял
Сколько дел он натворил
Даже муху разбудил. (Шмель)

Проверка выполнения. (Приложение 1 , слайд 3 ): 1. Кузнечик 2. Цапля 3. Стрекоза 4. Пчела 5. Комар 6. Бабочка 7. Муравей 8. Шмель.

– Прочитайте по вертикали тему урока (Насекомые). Сегодня на уроке мы будем закреплять, вспоминать, расширять свои знания и умения по данной теме, а точнее о роли наших насекомых в природе.

Б). Сообщение темы и цели урока

– Сегодня совершим путешествие в удивительный мир – мир насекомых (Приложение 1 , слайд 4)
Тема урока: Многообразие насекомых и их роль в природе.(запись в тетради – даты, темы урока)

2. Основная часть урока

А) Введение в тему

– Посмотрите ещё раз внимательно на кроссворд. Назовите одним словом всех его представителей (Животные) . Какое из них лишнее? Почему? (Цапля – птица) . Какие существенные отличительные признаки вам помогают выделять насекомых? (Шесть ног, голова, грудь, брюшко и т.д .(слайд 5)

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это примерно 80 % от всех существ, населяющих сушу. Зоологам известно более 1 млн. видов насекомых и каждый год открываются тысячи новых.

Б) Словарная работа:

– Изучением насекомых занимается наука, которая называется – энтомологией (запись слова в тетради). (слайд 6)

В) Класс насекомые

– Класс Насекомые делятся на различные отряды: Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Жесткокрылые, Чешуекрылые (Приложение 1 , слайд 7 ).

Скажите ребята какой отряд из всех здесь лишний?

Г) Повторение

Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бабочка» слайд 8

Ты прав. Одним воздушным очертаньем.
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
… Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…

1. Какая биологическая ошибка допущена в этом отрывке? (2 пары крыльев, дыхальца)

– На какой схеме правильно показано развитие бабочки? (Приложение 1 , слайд 9)

Д) Изучение нового материала.
Ребята ваш класс разделён на 2 команды, которые имеют своё название. 1 группа – «Бабочки», 2 группа - «Пчёлы». Та команда, которая наберёт максимальное количество баллов, получит максимальную оценку. В каждой команде есть главный энтомолог, которому было поручено изучить отрицательную и положительную роль насекомых в природе. Давайте заслушаем их. Но прежде чем их заслушать, давайте начертим таблицу. (слайд 10)

В зависимости от того кто готовил положительные и отрицательные роли насекомых, командам дают противоположное заполнение таблицы, которые они заполнят на уроке, за каждый ответ по баллу).

(представление энтомологов __________Бабочкина, и ___________ Трутень.)

Е). Физминутка

Ж) Командные игры

1. Конкурс “Найди ошибку” Слайды 11-12

учитель читает, а учащиеся должны найти ошибку. (За этот конкурс высший бал - 5 очков.)

Текст. “Приближается август. На лесных опушках и полянах пестреют цветущие растения. На одном из них мы увидим бабочку павлиний глаз, на красноватом фоне крыльев у нее ярко выступают темно-синие круглые пятна. Вдруг подлетела синица и схватила бабочку. Мы прошли дальше и чуть не разорвали паутину, которую сплел паук-тарантул. В его сети оказалось два жука: доломедес и серебрянка. В траве слышалась песня самки кузнечика. Прекрасный день выдался, сколько всего увидели”.

(бабочка павлиний глаз имеет предостерегающую окраску и не склевывается птицами, паук-тарантул не плетет сеть, доломедес и серебрянка – водные пауки и не относятся к насекомым, стрекочут самцы-кузнечики)

2. Конкурс художников (зоошутка)

От каждой команды приглашают по 1 человеку. Задание состоит в том, чтобы нарисовать с закрытыми глазами бабочку. (у кого лучше, тот зарабатывает 5 баллов, хуже 3 балла.)

3. Конкурс «Убей комара».

11. Итоги. Рефлексия

–Что интересного узнали на уроке?
– Что для себя нового узнали на уроке?

Рефлексия: Порхай как бабочка - очень понравилось

Жаль как пчела - не понравилось.

Я тля – я ничего не понял(а) на уроке

Оценки за урок.

12. Домашнее задание .

– Спасибо всем за урок! (Приложение 1 ,)

Урок 45 (18)

Тема: Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение.

Цель: сформировать знания обучающихся о многообразии насекомых.

Задачи:

1)Образовательная: познакомиться с многообразием насекомых; установить роль насекомых в природных сообществах и значение их для человека; актуализировать знания учащихся о строении и размножении насекомых.

2)Развивающая: продолжить работу над формированием общеучебных умений работать с рисунками; анализировать, обобщать; работать с тетрадью; учить культуре речи.

3)Воспитательная: уделить большую роль экологическому и эстетическому воспитанию; воспитывать товарищеские отношения, чувства взаимопомощи при работе.

Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: иллюстрации, аудиозаписи, учебник, рабочая тетрадь, цитаты о насекомых, раздаточный материал.

Основные понятия: первичнобескрылые, крылатые насекомые, общественные насекомые, круговорот веществ в природе.

Ход урока

I .Орг.момент.

II .Мотивация.

Недавно я прочитала в журнале «Мир животных» статью с названием «1 млн разных видов – 1 млн разных жизней». Как вы думайте, про кого это написано в статье?

А почему эта фраза именно про насекомых?

Действительно, рядом с нами живёт мир существ, так мало похожих на нас (людей) своим строением и образом жизни, что их можно принять за жителей другой планеты. Но эти существа оказывают огромное влияние на человека. Без насекомых мы не можем прожить. Следовательно, что же сегодня на уроке мы должны с вами выяснить?

Работаем по плану:

    Классификация насекомых.

    Роль насекомых в природе: опылители цветковых растений, почвообразование, звено в цепях питания и круговороте веществ в природе.

    Значение насекомых для человека.

    Многообразие и красота насекомых – источник вдохновения человека.

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, вспомним, а кто же такие насекомые и как они устроены.

III .Повторение.

Игра «Продолжи ответ»

    Насекомые относятся к типу…

    Живут насекомые …

    Тело покрыто…

    Ходильных ног у насекомых…

    Назовите части тела.

    Назовите количество крыльев.

    Глаза насекомых… (сложные)

    Нервная система состоит из…

    Кровеносная система состоит из…

    Дыхательная система представлена…

    Выделительная система представлена…

    Оплодотворение у насекомых…

    Между личинкой и взрослой особью…

Молодцы ребята!

Но а сейчас « Третий лишний»

Сердце, сосуды, мальпигиевы сосуды.

Трахеи, жабры, зеленые железы.

Циклоп, дафния, краб.

Паук, скорпион, муравей.

Муха, двухвостка, ламинария.

Молодцы ребята, справились с заданиями.

Минутка отдыха.

А сейчас сядьте поудобнее, закройте глаза, подумайте о прекрасном, о хорошем.

Раздать зеленые квадраты!

И так, открывайте глаза, Что вам напоминает зеленый цвет?

(Лето, много насекомых, они чем-то заняты, они все разные.)

IV .Новая тема.

Итак, ребята, начинаем знакомиться с группами насекомых. Работа с текстом, делаем схему.

Все они делятся на две группы: первично-бескрылые и крылатые.

1.К первично-бескрылым относятся просто организованные насекомые, например, чешуйницы, ногохвостки (учебник стр.164), двухвостки – каждый ее видел. Киреев Данил нам сейчас расскажет, что ему известно о двухвостках.

2.Крылатые насекомые – более высокоорганизованные животные. Их поделили на две группы: насекомые с полным превращением и насекомые с неполным превращением.

Насекомые

С неполным превращением С полным превращением

Отряд прямокрылые Отряд ручейники

Отряд термиты Отряд бабочки

Отряд тараканы Отряд жуки

Отряд стрекозы Отряд блохи

Отряд равнокрылые Отряд перепончатокрылые

Отряд поденки Отряд двукрылые

Отряд клопы

Отряд вши

Признаки, на основе которых проводится разделение на отряды, являются строение ротовых частей.

Выступление групп.

Молодцы ребята, выяснили.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат твой с его живым миганьем –

Четыре лишь крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

И вот – дышу.

Надолго ли без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья,

И улечу.

А. Фет.

Ребята, про кого эти замечательные строки? Правильно, о бабочке.

А какую роль играют бабочки в природе? Они опылители. А зачем нужно опылять растения?

А это что же звук? (включить полет шмеля)

А что делает в природе шмель? Какова его роль?

Он не только опыляет растения, но еще и больно кусается, или правильно сказать жалит. А каких еще жалящих насекомых вы знаете?

Подумайте, как нужно поступить, если вас ужалила пчела или оса.

Запомни эти правила.

    Вынуть жало.

    Смазать место укуса спиртом.

Меры предосторожности.

Но несмотря на отрицательную роль пчел, они делают и доброе дело, производят мед, который очень полезен.

Велико значение насекомых, особенно муравьев и термитов в почвообразовательных процессах. Эти насекомые разрыхляют почву, вентилируют ее, увлажняют, обогащают перегноем, разрушают растительные и животные остатки.

Насекомые – одно из важнейших звеньев в круговороте веществ в природе, входят в цепи питания.

Растения – тли – муравьи – синица – хищные птицы.

Составьте свою цепь питания.

Насекомые – вредители животноводства.

Слепни – кровососущие двукрылые.

Оводы – откладывают яйца на теле, тем самым вызывают истощение, понижение удойности, ценности кожи.

Насекомые – вредители растений. Земляная блошка, огородная белянка, капустницы, тля.

Итак, ребята, много сегодня мы с вами узнали о насекомых?

Теперь мы с вами понимаем, почему так говорят о насекомых? «1 млн разных видов – 1 млн разных жизней».

Сегодня на уроке мы это и доказали.

V .Закрепление.

Ответим на вопросы:

    К каким последствиям привело бы полное исчезновение насекомых?

    Какую положительную роль играют насекомые в природе, нужно ли их охранять?

    Отрицательная роль насекомых в жизни человека.

Очень много вы сегодня работали. Давайте выставим оценки.

VI .Домашнее задание.

Страницы учебника164 – 167. Составить цепь питания.

Урок закончен. Всем спасибо.

Приложение

Запомни эти правила.

    Вынуть жало.

    Смазать место укуса спиртом.

    Если поднимется температура, появиться отек – надо обратиться к врачу.

Меры предосторожности.

    Не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения.

    Осы и пчелы не очень любят красный и синий цвет, пугаются, когда машут руками.

    Варенье в походе нужно есть очень осторожно, чтобы оса, пчела не ужалила слизистую оболочку рта.

    Есть люди, у которых от одного укуса может наступить аллергический шок, а затем и смерть, если им не оказать необходимую врачебную помощь.