Чем дышат грибы кислородом или углекислым газом. Морфологические особенности грибов. Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»

Автотрофные бактерии делятся на две группы.

1. Фототрофные бактерии, использующие световую энергию для синтеза веществ, к ним относятся зеленые, пурпурные и серые бактерии.

2. Хемотрофные бактерии - получающие энергию от окисления, минерализации соединений, - это железобактерии и нитрифицирующие бактерии.

Дыхание бактерий бывает: а) аэробное и б) анаэробное. Аэробные бактерии живут и развиваются с доступом свободного кислорода. Анаэробные бактерии развиваются без доступа свободного кислорода: сюда относятся бактерии молочнокислого брожения, маслянокислого брожения, уксуснокислого брожения.

Размножение бактерий. Бактерии размножаются путем дробления. Дробление удлиненных форм обычно осуществляется перпендикулярно к их продольной оси. При этом важно отметить два обстоятельства: деление происходит очень быстро, обычно в течение 20-30 минут (у высших деление клетки протекает в течение 90-120 мин). К интенсивному делению способна практически каждая клетка. Все это создает высокие темпы размножения в геометрической прогрессии. Дробление клеток - основная форма размножения бактерий, однако известны немногие группы, размножающиеся путем почкования. Некоторые палочковидные бактерии переживают неблагоприятные условия путем образования одноклеточных эндогенных спор.

Жизнедеятельность может протекать в разных температурных условиях. Некоторые способны развиваться при t от -2 0 до +75 0 С, но благоприятной считается от +4 о до +40 о С. При более высоких температурах гибнут. Губителен и прямой солнечный свет. В силу простоты организации и неприхотливости бактерии широко распространены в природе. Меньше всего в воздухе (особенно в природных условиях), но в местах скопления людей – городах присутствует в больших количествах. В водах рек, особенно вблизи больших городов, бактерий может быть до 400000 в 1 см 2 , ещё больше в почве – около 1 млрд. клеток в 1 г почвы.

Распространение бактерий. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. В природе и жизни человека бактерии играют важную роль: иногда положительную, а иногда резко отрицательную. Положительное значение бактерий определяется их участием в следующих процессах.


§ Минерализация органических соединений, гниение остатков и трупов животных. Гниение - это процесс разложения азотсодержащих соединений. Сапрофитные бактерии играют важную роль в создании плодородной почвы. Разлагая растительные и животные остатки, бактерии обеспечивают возвращение необходимых для жизни химических элементов от мертвых организмов к живым. Сами бактерии используют лишь часть образующихся низкомолекулярных веществ, остальные становятся доступными для растений.

§ Связывание свободного атмосферного азота. Этот процесс достигает в природе значительных масштабов и осуществляется азотфиксирующими бактериями. В сельском хозяйстве большое значение имеют бактерии, обогащающие почву солями аммония, азотной и азотистой кислот, доступными для высших растений. Это аммонифицирующие, нитрифицирующие и азотфиксирующие бактерии. Например, азот фиксируют клубеньковые бактерии, вступающие в симбиоз с бобовыми растениями.

§ Брожение: молочнокислое, маслянокислое, уксуснокислое. Используется в производстве молочнокислых продуктов, масле, сыров. Большое значение имеют также пектиновые бактерии, вызывающие пектиновое брожение. Пектиновое брожение широко используют для выделения из стеблей прядильных растений (лен, конопля) растительных волокон.

Велико значение бактерий и в биотехнологии; разработаны промышленные методы получения с помощью бактерий белков, аминокислот, используемых в качестве дешевых пищевых добавок.

Особую группу составляет хемосинтезирующие бактерии. В последние годы бактерии приобретают большое значение как продуценты многих антибиотиков, все более широко используемые в медицине.

Отрицательное значение многих бактерий настолько велико, что давно возникла необходимость в государственных, а иногда в международных мероприятиях по защите здоровья людей, растений и животных.

Многие бактерии - сапрофиты приводят к огромным потерям пищевых продуктов. А некоторые бактерии отличаются очень высокой токсичностью.

Бактерии встречаются повсеместно в самых разнообразных условиях среды: в воздухе, почве, воде, в глубинах земной коры, организмах растений и животных. Живые бактерии способные к размножению, были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700 м, на дне океана (глубже 10 км). В воздухе 1 м 3 лугов и полей содержание бактерий около 100 клеток, а в городском воздухе их число колеблется от 10 до 25 тысяч на 1 м 3 летом, до 4,5 тыс. зимой. Бактерии одни из наиболее стойких обитателей Земли.

При высушивании многие бактерии погибают, жизнедеятельность остальных сильно замедляется. Для сохранения грибов, мяса, плодов, зерна и др. применяют сушку. Высокие температуры вызывают свертывание цитоплазмы и гибель бактерий. На этом основаны пастеризация и стерилизация . При пастеризации жидкость нагревают до 60-70 0 С в течение 10-20 минут. Пастеризацию применяют для сохранения молока, соков и др. Стерилизация (освобождение среды от всех возможных живых существ и их зачатков) производится пламенем, кипячением в стерилизаторе, сухим жаром и др.

Для предупреждения порчи продуктов – мяса, рыбы - применяют охлаждение и замораживание , при этом бактерии не погибают, но приостанавливается их деятельность. На большинство бактерий оказывают парализующее действие высокие концентрации солей, кислая реакция, что используется при консервировании пищевых продуктов в крепких растворах соли или сахара, квашении овощей.

Многие химические элементы действуют на бактерии губительно: это соли тяжелых металлов, хлор, йод, перекись водорода, перманганат калия. Из органических веществ наиболее токсичны фенолы, формалин, спирт. Растворы этих соединений используют для дезинфекции , т.е. уничтожения патогенных бактерий. Дезинфицирующие средства применяют в медицине, пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Прямой солнечный свет убивает большинство бактерий (действие ультрафиолетовых лучей, обладающих бактерифицидным действием). Их используют для стерилизации воды, посуды, воздуха в операционных и др.

ГРИБЫ

Отдел грибов - огромная группа организмов: их насчитывается свыше
100 000. Наука, изучающая грибы, называется микологией.

Грибы – особая группа ядерных гетеротрофных организмов, имеющих черты сходства как с растениями, так и с животными.

Сходства с животными – отсутствие пластид и способности к фотосинтезу, наличие хитина. Сходства с растениями: постоянный рост, неподвижность, наличие клеточной стенки, питание растворёнными веществами.

Размножение грибов. Грибы размножаются вегетативным, бесполым и половым путем.

Вегетативное размножение грибов может происходить частями мицелия, почкованием, распадением гиф на отдельные клетки - оидии или хламидоспоры. Части мицелия, попав в благоприятные условия, разрастаются в новые особи. Этот способ распространен почти у всех грибов. Почкование наблюдается у дрожжевых грибов. На клетке образуется сначала небольшой бугорок, затем в него переходит одно из образовавшихся в результате митоза ядер, и бугорок превращается в самостоятельную клетку. После кратковременного периода покоя она, в свою очередь, начинает почковаться. Гифы могут распадаться на оидии - тонкостенные клетки, каждая из которых прорастает затем в новую особь (например, у мукоровых), хламидоспоры - толстостенные клетки, одетые прочными оболочками, благодаря которым они могут пережить неблагоприятные условия (головневые грибы).

Бесполое размножение у грибов происходит тремя способами: зооспорами, спорангиоспорами, конидиями.

Зооспоры - подвижные споры с одним или двумя жгутиками. Они образуются в одноклеточных зооспорангиях у грибов, ведущих водный образ жизни. Поплавав некоторое время, они покрываются оболочкой и прорастают в новую особь (сапролегния).

Спорангиоспоры образуются внутри одноклеточных спорангиев. Это неподвижные споры, они разносятся ветром. В одном спорангии может быть примерно до 10 тыс. спор. Спора, попав в благоприятные условия, прорастает (мукор).

Конидии образуются на особых разветвленных вертикальных гифах, конечные клетки которых, округляясь, образуют цепочки спор - конидий. Созревая, конидии отчленяются и опадают. Каждая конидия прорастает в гифу (пеницилл).

Половое размножение грибов очень разнообразно. Половой процесс осуществляется разными способами, но всегда завершается половым спороношением.

У низших грибов половой процесс происходит при слиянии гамет: одинаковых по размеру и подвижных (изогамия), разных по размерам и подвижных (гетерогамия), неподвижной женской гаметы - яйцеклетки с подвижной мужской гаметой - сперматозоидом (оогамия). Половой процесс завершается образованием зиготы - ооспоры, которая после мейоза прорастает в спорангий со многими спорами в нем.

Для низших грибов характерна и зигогамия - слияние содержимого участков физиологически различных (гетероталличных) мицелиев. Половой процесс завершается образованием многоядерной зиготы. После периода покоя и мейоза она прорастает в спорангий с гетероталличными гаплоидными спорами (мукор).

У высших грибов половой процесс завершается половым спороношением в форме сумки, внутри которой после мейоза образуются гаплоидные споры или базидии с экзогенными спорами.

Грибы размножаются очень интенсивно. Одна особь способна образовать десятки тысяч и даже миллионы, а иногда и сотни миллионов спор. Многие грибы в течение вегетационного периода могут дать несколько поколений, размножающихся в геометрической прогрессии. Общее число зачатков, учитывая все способы размножения грибов, исчисляется астрономическими цифрами. В 1 г огородной почвы можно найти до 100 тыс. и более спор и других зачатков грибов.

Цикл развития у низших и высших грибов имеет существенное различие, связанное с ходом полового процесса. У низших грибов половой процесс заключается в одновременном слиянии цитоплазмы и ядер. Образовавшаяся зигота мейотически делится и прорастает в спорангий с гаплоидными спорами. У низших грибов есть только гаплоидный мицелий, диплоидна лишь зигота.

У высших грибов половой процесс двустадийный: слияние цитоплазмы (плазмогамия) предшествует слиянию ядер (кариогамии). В результате плазмогамии образуются двуядерные (дикарионные) клетки, содержащие сближенные, но не слившиеся гаплоидные физиологически различные («+» и «-») ядра. Ядра дикариона делятся синхронно, развивается дикарионный мицелий. Слияние ядер дикариона завершает половой процесс - образуется зигота. Она делится мейотически, формируя гаплоидные споры полового размножения. В цикле развития высших грибов представлены гаплоидный и дикарионный мицелий, диплоидна лишь зигота.

Шляпочные грибы хорошо известны. Они относятся к грибам сапрофитам и представлены подосиновиками, подберезовиками, опятами, шампиньонами, мухоморами и др. Они обитают на влажных кислых почвах. То, что принято называть грибом, - это плодовое тело, которое образуется на грибнице, скрытой в почве. Плодовое тело служит для образования спор и состоит из ножки или пенька и шляпки. Ножка образована параллельно расположенными одинаковыми гифами. Шляпка сверху покрыта кожицей, которая обычно легко снимается. Мякоть шляпки состоит из двух слоев. Под кожицей слой плотный, белый или окрашенный, иногда темнеющий на разрезе. Нижний слой шляпки у одних грибов состоит из многочисленных параллельно расположенных трубочек - это трубчатые грибы. Сюда относятся боровик, подберезовик, моховик. У других шляпочных грибов нижний слой шляпки представлен радиально расположенными пластинками. Такие грибы называются пластинчатыми. Это рыжик, сыроежка, шампиньон. В трубочках и на пластинках образуется громадное количество спор, необходимых для размножения. Распространению спор способствуют животные. Они переносят споры на поверхности своего тела. При благоприятных условиях спора прорастает и образуется новая молодая грибница, а после достаточного накопления питательных веществ начинают развиваться плодовые тела. Шляпочные грибы поселяются на богатых перегноем почвах. Из нее они получают воду, минеральные соли и часть готовых питательных веществ. Другая часть питательных веществ, а именно углеводы, грибница получает из корней деревьев. Гифы грибницы оплетают корни растений и даже проникают внутрь, располагаясь между клетками. Между грибницей и корнями растений устанавливается полезное для обоих растений сожительство (симбиоз) . В процессе симбиоза могут возникнуть новые образования, например микориза (грибокорень). Гриб снабжает растение водой и минеральными солями, заменяя на этих корнях корневые волоски. Грибы, разлагая недоступные для растений органические соединения почвы, обеспечивают растения фосфором, соединениями азота, вырабатывают витаминоподобные вещества и активаторы роста. В свою очередь, деревья уступают часть своих углеводов грибам. Без микоризы плохо растут многие лесные деревья.

Съедобные и ядовитые грибы. Среди шляпочных грибов есть как съедобные, так и ядовитые. Съедобные грибы: шампиньоны, сыроежки, рыжики, волнушки, грузди, маслята, подосиновики, подберезовики, белые грибы и др.; их используют в качестве пищевого продукта. В грибах содержится до 50% переваримого протеина, 25-40% экстрактивных веществ, ферменты, витамины. От других богатых белками продуктов грибы отличает низкая калорийность. Грибы имеют высокие вкусовые качества, но организмом плохо усваиваются и очень медленно перевариваются. К ядовитым грибам относят поганки, красный мухомор, сатанинский гриб, ложный опенок и др., вызывающие тяжелые отравления. Смертельно ядовитые два вида мухомора: бледная поганка и мухомор вонючий. Смертельная доза для человека около 30 г.

Правила сборов грибов и их охрана. В России большую часть съедобных грибов собирают в естественных условиях. Однако растущее загрязнение природной среды приводит к резкому ухудшению их пищевых свойств. Грибы – концентраторы, они поглощают из почвы соли тяжелых металлов и многие другие вредные соединения, которые накапливаются в мицелии и, естественно, в плодовых телах. Для получения экологически чистой продукции все чаще съедобные грибы выращивают в культуре.

Один из наиболее питательных грибов – шампиньон, который можно успешно и выгодно культивировать в неосвещенных теплицах на сильно унавоженных почвах. Размножают его частями мицелия. Шампиньоны выращивают в промышленных масштабах более чем в 70 странах мира. Все шире культивируются и другие грибы-ксилотрофы: вешенки, опята.

Распространено выращивание мицелия съедобных грибов в ферментерах. По вкусу мицелий почти не отличается от плодовых тел. Полученные таким образом концентраты – хороший пищевой продукт.

Грибы играют важную роль в жизни леса. Совместно с бактериями и другими микроорганизмами разлагают и минерализуют отмершие растительные остатки, превращая их в вещества для питания растений. Не будь грибов, ежегодно опадающие листья, хвоя, ветки накопились бы в большом количестве и препятствовали возобновлению леса.

Грибы-симбионты сожительствуют с деревьями, способствуют их лучшему росту, а также защищают корни деревьев от поражений болезнетворными грибами.

Ученые установили, что некоторые породы деревьев (например, сосна) при отсутствии микоризообразователей не могут нормально расти и развиваться.

Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушались взаимосвязи в жизни леса, надо разумно относиться к грибам, даже к тем, которые человек в пищу не употребляет.

Важнейшей частью грибного организма является мицелий. Повреждение и уничтожение его способствует снижению численности грибов, а иногда приводит к их полному уничтожению. Большой вред грибам наносит выпас в лесу скота, особенно свиней. Крупный рогатый скот сильно вытаптывает подстилку, а свиньи в поисках желудей, сочных корешков трав раскапывают ее и повреждают.

Нетрудно заметить, что в тех местах, где паслись коровы и свиньи, исчезают грузди, белые и другие грибы. Некоторые неразумные грибники в погоне за грибочками на большой площади палкой-рогулькой разгребают и раскидывают лесную подстилку, высушивают и губят грибницу. Как правило, на таких местах долгое время не появляются грибы.

Как же собирать грибы, не повреждая грибницы? Трубчатые грибы, у которых кроме шляпок в пищу употребляются и ножки, следует осторожно выкручивать, поворачивая ножку сначала в одну, а потом в другую сторону. Место, где рос гриб, надо присыпать землей, прикрыть листьями и прижать. Пластинчатые же грибы лучше срезать ножом.

Карл Линней «Порядок грибов хаос есть…» Причислил грибы к растениям,Выделил 12 родов 95 видов.

18 век. Систематика:

Христиан Генрих Персон.

Элиас Магнус Фрис

Андрео Саккардо.

Онтогенетические методы микологии:

Антон Де Бари

Луи Рене Тюклян

Артур Артурович Ячевский

Михаил Степанович Воронин.

Практическое направление в биологии:

Наумов Николай Александрович

Бондарцев Апполинарий Семенович

Хохряков Михаил Кузьмич

Курсанов Лев Иванович

Происхождение.

Считают что основные трофические группы грибов сформировались в раннем докембрии. Грибы как третий ствол эукариотов сформировались независимо от растений и животных,в палеозойскую эру во время эволюционного скачка,становления сосудистых растений.Грибы вышли на сушу вместе с растениями,они основали ассоциации с прибрежными водорослями,а так как в селуре условия для наземного существования были довольно жесткие, то выход на сушу отдельно растений и животных сомнителен.

Вышли из воды оомицеты,зигомицеты,аскомицеты, плюс гетеромицеты. А базедия мицеты своим происхождением обязаны суше,только под покровом растительных тканей. Отдельным царством грибы стали рассматривать сравнительно недавно,работами Картоджяна, Уиттекер, Моргулис.

Современная классификация грибов строится на наличие или отсутсивии жгутиков в цикле.А так же в составе клеточной оболочки. Поэтому традиционное представление претерпело изменения и выделяют три царства:

1.Простейшие

А)Слизевики

Б)Плазмодиофоровые

2.Хромисты

А)Омицеты

А)Хитридиомицеты

Б)Зигомицеты

В)Аскомицеты

Г)Базидиомицеты

Д)Несовершенные грибы

Е)Лишайники

Клеточная стенка:Протозоа(целлюлоза), Хромисты, Микота(Хитин,глюканы,хитозан)

Подвижные стадии:Протозоа(Двужгутиковые), Хромисты(Гетероморфные двужгутиковые), Микота(нет жгутиковых стадий)

Грибы: гетеротрофные, прикрепленные организмы с неограниченным ростом, размножающиеся и распространяющиеся мицелием и спорами, питающиеся осмотрофно в оболочке клетки содержащие хитин, с запасным продуктом гликогеном и конечным продуктом метаболизма азота- мочевиной.

Грибы группа симеющая черты сходства с животными и растениями.

Как у растений: Клеточная стенка, Апикальный рост, образование центральной вакуоли при старении клетки, прикрепленный образ жизни. Как у животных,отстутствуют хлоропласты,запасной продукт гликоген,в клеточной стенке хитин,конечны продукт метаболизма азота- мочевина. Синтез меланина в живых клетках. Гетеротрофный способ получения энергии. Апикальеый рост клетки,осомтрофное питание.

Тело гриба-мицелий,это система ветвящихся трубок с апикальным ростом и боковым мицелием. Типы мицелия:

1.Ризомицелий(слизевики)

2.Неклеточный мицелий(оомицеты)

3.Клеточный мицелий(Сыроежки)

4.Псевдомицелий.

Типы мицелия:

1.Воздушный

2.Субстратный.

Видоизменения мицелия:

Апрессории - нашлепки

Гаустории - присоски

Склероции-плотное переплетение мицелия,для перенесения неблагоприятных условий среды.(Спорынья)

Строма – головка на ножке,в которые погружены плодовые тела.

Шнуры – параллельные гифы.(проводниковая функция)

Ризоморфы – тяжи с наружными утолщенными гифами.

Плектенхима – ложная ткань,сплетение нитей. Настоящая паренхима у грибов большая редкость.

Строение клетки у высших грибов:

Клеточная оболочка состоит из глюканов и фибрилл.Плазмалемма, цитоплазма,рибосомы,аппарат гольджи не у всех,митохондрии за редким исключением, вакуоли окружены тонопластом и содержат клеточный сок,липиды в цитоплазме. Ядро или ядра окружены 2умя или больше мембранными,нет клеточного центра, не образуется центральная пластина.

Питание грибов.

А)Гумусовые(Шампиньоны)

Б)Подстилочные(копротрофы-Гриб навозник)

А)Биотрофы

Б)Некротрофы

3.Симбионты

4.Хищники

5.Факультативные сапротрофы(фитофтора)

Типы микориз:Эктомикориза,Эндомикориза.

Дыхание грибов-грибы аэробы,за исключением сычужных грибов.

Размножение грибов:

1.Вегетативное

А)Частями мицелия

Б)Хламидоспорами

В)Оидиями

Г)Бластоспорами

2.Бесполое

А)Экзоспоры(конидии,открытое спороношение)

Б)Эндоспоры(Зооспорами, Спорангиолами)

3.Половое

А)Гаметогамия

Б)Гаметангиогамия

В)Соматогамия

Плодовые тела образуются только у аско и базидиомицетов.

Типы плодовых тел у аскомицетов.

1.Апотеций

2.Перитеций

3.Клейстотеций.

Типы плодовых тел у базидиомицетов:

1.Шляпочные

2.Шаровидные

3.Кораловидные

4.Консолевидные

5.Копытовидные

В плодовых телах образуются споры полового размножения:Аско(внутри сумки) и Базидиоспоры(На базидиях). Гимений-слой содержащий базидий или аск.

Гименофор-поверхность на котороц располагается гимений.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево

имени Сергея Бондарева

Урок на тему: «Дыхание растений, грибов, бактерий»

6 класс

Учитель географии и биологии:

Роговая Юлия Александровна

пгт Серышево

Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»

Цель: продолжить формирование знаний о дыхании орга­низмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыха­нии растений и его сущности; о роли устьиц, чече­вичек и межклетников в газообмене у растений

Регулятивные УУД:

Учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;

Учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;

Учить работать по образцу, по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

Развивать внимание учащихся;

Обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

Учить постановке вопроса.

Познавательные УУД:

    Работать над формированием логических умений:

Анализ синтеза;

Сравнение;

Обобщения и классификации;

Доказательства;

Выдвижение гипотез и их обоснование;

Построение цепочек рассуждения.

2. Чтение и работа с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.

Структура урока:

– 3 мин.

Актуализация опорных знаний – 6 мин.

Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.

Построение проекта – 6 мин.

Реализация проекта – 8 мин.

Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.

Рефлексия- 3 мин.

Ход урока

I . Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.

Приветствие учителя.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем .

II . Актуализация опорных знаний СЛАЙД 1,2

Проверка домашнего задания:

1.К автотрофным бактериям относят:

А. цианобактерии Б. клубеньковых бактерий В. фитофтору Г. дрожжи

2. В природе большинство бактерий выполняют роль:

А. разрушителей Б. производителей В. поглотителей Г. потребителей

3. Бактерии важны, т.к. участвуют в:

А. круговороте веществ в природе Б. в круговороте воды в природе В. процессе питания грибов Г. процессе питания хищных животных

4. Клубеньковые бактерии-это пример:

5.Грибы в процессе питания:

А. создают сложные органические вещества, которые потом расщепляются до более простых Б. поглощают сложные органические вещества, которые потом с помощью ферментов расщепляются до более простых В. выделяют наружу ферменты, расщепляющие сложные органические вещества на более простые, которые потом поступают в грибную клетку

Г. получают простые органические вещества в готовом виде от организма-хозяина

МОЯ ОТМЕТКА

III Выявление места и причины затруднения

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе.

У нас возникла проблема : Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

Узнать, что такое дыхание

Что нужно для дыхания

Что образуется в процессе дыхания

Что вызвало гибель мышонка.

Итак, какая тема нашего урока? Дыхание растений, грибов и бактерий СЛАЙД 3

Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?

А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?

Достижение цели

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

Собрать нужный материал

(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)

Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы)

Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы)

Третью графу заполнить в конце урока.

СЛАЙД 4

Знаю

Хочу знать

Узнал

Дыхание – это свойство всех живых организмов

Как дышат растения

При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Зачем нужен кислород

IV Построение проекта

Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?

А давайте, наметим план действий.

План урока

    Что такое дыхание

    Дыхание растений

    Дыхание бактерий

    Дыхание грибов

V Реализация проекта

Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом)

Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист

Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит разложение органических веществ с выделением энергии.

Как схематично можно записать процесс дыхание?

Органические вещества + кислород => вода +СО 2 + энергия

Итак, подведем итоги.

Что такое дыхание?

Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)

2.Дыхание растений

Как же дышат растения?

А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель)

Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41 СЛАЙД 5


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

СЛАЙД 6

Переходим к третьему вопросу нашего плана. Дыхание бактерий

Как же происходит дыхание у бактерий?

На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?

Аэробные - это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.

Анаэробные - это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.

Запись в рабочий лист.

Переходим к третьему вопросу. Дыхание грибов.

Как дышат грибы?

Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде.

(запись в рабочих листах)

СЛАЙД 7

VI . Включение в систему знаний и повторение

    Зачем нужен кислород живым организмам?

    В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза?

    Какой процесс называют брожением?

    Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?

П

В процессе дыхания растений кислорода поглощается:

А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;

Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза;

В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером

2. Процесс расщепления органических веществ до углекислого газа и воды, называется…

А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением

3. С помощью каких органов растений происходит дыхание?

А) устьиц Б) листьев В) всех органов

роверка усвоения первичных знаний.

СЛАЙД 8

VII . Рефлексия

Подводим итог нашего урока

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    урок дал мне для жизни

СЛАЙД 10

VIII . Домашнее задание параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7

Выставление отметок за урок.

Попова Лариса Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 9 им. С.Г.Горшкова"
Населённый пункт: г.о. Балашиха
Наименование материала: конспект
Тема: "Дыхание бактерий, растений, грибов".
Дата публикации: 04.02.2017
Раздел: среднее образование

Урок на тему: «Дыхание растений, грибов,

бактерий»

6 класс

Тема урока «Дыхание растений, грибов и бактерий»

Цель:
продолжить формирование знаний о дыхании организмов как составной части обмена веществ; о дыхании грибов и бактерий; о дыхании растений и его сущности; о роли устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений Регулятивные УУД: -учить планировать, строить алгоритм деятельно сти, д е л ат ь прогнозирование; - учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы; -учить работать по образцу, по алгоритму. Коммуникативные УУД: -развивать внимание учащихся; - обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика; - учить постановке вопроса. Познавательные УУД: 1. Работать над формированием логических умений: - анализ синтеза; - сравнение; - обобщения и классификации; - доказательства; - выдвижение гипотез и их обоснование; - построение цепочек рассуждения. 2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока:
урок открытия нового знания.

Проверка домашнего задания:

I. Мотивация к учебной деятельности
– 3 мин.
Приветствие учителя.
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем.
II.

А к т у а л и з а ц и я

опорных

знаний СЛАЙД

1,2
1. А 2. А 3. А 4. В 5. В

III Выявление места и причины затруднения
Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе. У нас возникла проблема: Почему погиб мышонок в опытах Пристли? -Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? - узнать, что такое дыхание - что нужно для дыхания - что образуется в процессе дыхания - что вызвало гибель мышонка. -Итак, какая тема нашего урока?
Дыхание растений, грибов и бактерий

СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке? - А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать?
Достижение цели

Эксперимент

Спросить у взрослого

Подумать самому

Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
- Вспомните, что Вам известно о дыхании. (заполняем 1 столбик таблицы) - Чему сегодня на уроке можно научиться, что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик таблицы) - Третью графу заполнить в конце урока.
СЛАЙД 4
Знаю Хочу знать Узнал Дыхание – это свойство всех живых организмов Как дышат растения При дыхании поглощается кислород и выделяется углекислый газ Зачем нужен кислород
IV Построение проекта
-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме? - А давайте, наметим план действий.
План урока
1. Что такое дыхание 2. Дыхание растений 3. Дыхание бактерий 4. Дыхание грибов
V Реализация проекта
Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом) Найдите в учебнике на стр. 106, что такое дыхание? И запишите ответ в рабочий лист
Дыхание –это процесс, при котором под действием кислорода происходит

разложение органических веществ с выделением энергии.
-Как схематично можно записать процесс дыхание? Органические вещества + кислород => вода +СО 2 + энергия
Итак, подведем итоги.
- Что такое дыхание?


В каких клетках происходит В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений Какой газ поглощается СО 2 О 2 Какой газ выделяется О 2 СО 2 Для протекания процесса световая энергиянужнаНе обязательна Энергия накапливаетсявыделяется
Задание: пользуясь параграфом 41, заполните таблицу

Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Характеристика процессаФотосинтезДыхание
В каких клетках происходит В клетках содержащих хлоропластыВо всех клетках растений Какой газ поглощается СО 2 О 2 Какой газ выделяется О 2 СО 2 Для протекания процесса световая энергиянужнаНе обязательна Энергия накапливаетсявыделяется - Куда расходуется энергия, образовавшиеся в процессе дыхания? (на рост, развитие, размножение организма)
2.Дыхание растений
-Как же дышат растения? - А все ли органы растения дышат? (анализ стр.106 учебника) Ответы учащихся. (У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель) - Выполните задание в рабочем листе, пользуясь параграфом 41
СЛАЙД 5

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем И работать продолжаем

В процессе дыхания растений

кислорода поглощается:
А) больше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза; Б) меньше, чем ими выделяется в процессе фотосинтеза; В) такой же объем, что и выделяется в процессе фотосинтеза; Г) утром больше, чем вечером
2. Процесс расщепления органических

веществ до углекислого газа и воды,

называется…
А) фотосинтезом Б) дыханием В) брожением
3. С помощью каких органов растений

происходит дыхание?
А) устьиц Б) листьев В) всех органов
СЛАЙД 6
-Переходим к третьему вопросу нашего плана.
Дыхание бактерий
- Как же происходит дыхание у бактерий? - На какие две группы подразделяются бактерии по способу питания?
Аэробные
- это бактерии, которые потребляют кислород для разложения органических веществ до углекислого газ и воды.
Анаэробные
- это бактерии не нуждающиеся в кислороде. Они добывают энергию в результате брожения.
Запись в рабочий лист.
-Переходим к третьему вопросу.
Дыхание грибов.
- Как дышат грибы? Используют кислород для расщепления веществ и освобождение энергии. А дрожжи, могут жить в безкислородной среде. (запись в рабочих листах)
СЛАЙД 7

VI. Включение в систему знаний и повторение
1. Зачем нужен кислород живым организмам? 2. В чем состоит различие процессов дыхания и фотосинтеза? 3. Какой процесс называют брожением? 4. Каким образом бактерии и грибы получают энергию, необходимую для жизни?
Проверка усвоения первичных знаний.

СЛАЙД 8

VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока 
сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни

СЛАЙД 10

VIII. Домашнее задание
параграф 41, тетрадь-тренажер с.25 №13, 14; с.26 №15, 16; с.29 №7
Выставление отметок за урок.

Слайд 1

Тема урока
Дыхание растений, бактерий и грибов

Слайд 2

«фотосинтез», «питание»

Слайд 3

Зачем нужен кислород?

Слайд 4

Проблема. Почему погиб мышонок в опытах Пристли?
Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? узнать, что такое дыхание что нужно для дыхания что образуется в процессе дыхания что вызвало гибель мышонка.

Слайд 5

Процесс дыхания
1.Этап - газообмен 2.Этап - клеточное дыхание (расщепление органических веществ под действием кислорода на воду, углекислый газ и выделение энергии)

Слайд 6

Слайд 7

Опыт Дж. Пристли

Слайд 8

Ум хорошо, а два лучше. работа в группах
1 группа - Что же произошло? Какой можно сделать вывод? 2 группа - Кто же в этом случае прав? Почему у богатой дамы разболелась голова? 3 группа - Почему?

Слайд 9

Биологические исследования
Докажите, что в темноте растения выделяют только кислород?

Слайд 10

Необходимо решение
-А все ли органы растения дышат? -Отчего зависит интенсивность процесса дыхания?

Слайд 11

Слайд 12

Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.(таблица)


1. В каких клетках происходит?
2. Какой газ поглощается?
3. Какой газ выделяется?
4. В какое время суток происходит?
5. Что происходит с органическими веществами?
6. Энергия?

Слайд 13

Взаимопроверка
Черты процесса Фотосинтез Дыхание
1. В каких клетках происходит? В клетках, содержащих хлоропласты Во всех клетках растения
2. Какой газ поглощается? Углекислый газ Кислород
3. Какой газ выделяется? Кислород Углекислый газ
4. В какое время суток происходит? Днём Круглосуточно
5. Что происходит с органическими веществами? Образуются Окисляются (распадаются)
6. Энергия? Накапливается Выделяется

Слайд 14

Они были первыми на планете Земля

Слайд 15

Способы дыхания бактерий
Аэробное – потребление кислорода для разложения органических веществ. Анаэробное – дыхание в бескислородной среде. Брожение – разложение сложных органических веществ без потребления кислорода. Виды брожения: Спиртовое Молочное Маслянокислое.

Слайд 16

Дыхание грибов
Аэробное Анаэробное

Слайд 17

Дыхание. Сложные органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + Е Брожение. Сложные органические вещества = спирт, молочная кислота + Е

Слайд 18

Биология:
История: дыхание древности – глядя на памятники прошлого. Литература: дыхание эпохи – когда описывается какое либо время. Обществознание: дыхание современности – при социальном опросе узнают результаты. География: дыхание ветра – тихо подул ветер; дыхание вулкана - вулкан начал «оживать» ; Ледяное дыхание зимы. Математика: амплитуда дыхания –графическое изображение.

Слайд 19

Дыхание – ………
дыхание и фотосинтез это два противоположных процесса, поступление кислорода, выделение углекислого газа, процесс идет во всех клетках непрерывно – и днем и ночью, процесс выделения энергии, она выделяется небольшими порциями и клетка не перегревается

Слайд 20

Реши утверждения. (поставь плюс или минус)
1.Дыхание происходит только на свету. 2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. 3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. 4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде. 5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде. 6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта. 7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты. 8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ. 9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким. 10.Мухомор, гриб анаэроб.

Слайд 21

Проверь утверждения
1.Дыхание происходит только на свету. (-) 2.В процессе дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ. (+) 3.При дыхании кислорода потребляется значительно меньше, чем его образуется при фотосинтезе. (+) 4.Анаэробы – организмы нуждающиеся в кислороде.(-) 5.Аэробы – организмы не нуждающиеся в кислороде. (-) 6.При спиртовом брожении сахар распадается до спирта (+) 7.Молочнокислые бактерии превращают молоко в простоквашу, кефир и другие молочные продукты. (+) 8.Дрожжи бродят, разлагая на спирт и углекислый газ. (+) 9.Углекислый газ, делает хлеб пористым и легким. (+) 10.Мухомор, гриб анаэроб. (-)

Слайд 22