Эксплутационные характеристики автобетононасосов: понятие и применение. Подбор бетононасоса по характеристикам и запланированным объемам работ на стройплощадке Размеры автобетононасоса

Современные бетононасосы способны подавать бетон с высокой скоростью, могут нагнетать бетонную смесь как по горизонтали, так и по вертикали. И если такие бренды бетононасосов, как Liebherr, Mecbo, Putzmeister, CIFA или Waitzinger, давно и с успехом работают на стройках России, то, что же предлагают нам отечественные производители?

При любом виде строительства наиболее частый вид работ – это укладка бетона. Потребность в оборудовании для подачи бетонной смеси к месту строительства была, есть и будет. И хотя сам бетон был изобретен несколько тысячелетий назад, машины для передачи свежеприготовленной смеси на большие расстояния появились сравнительно недавно.

Традиционные стационарные бетононасосы изготавливает ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» . Линейка техники представлена двумя сериями стационарных бетононасосов с электрическим и дизельным приводом производительностью от 20 до 70 м 3 /ч. Оборудование не является транспортным средством и способно перемещаться только в пределах строительного объекта. Для средних и небольших объемов бетонных работ стоит присмотреться к мод. BN 20E или BN 20D , выдающих по 20 м 3 /ч на выходе из бетонораспределительного устройства. Отличия моделей видно в их буквенном обозначении – литера Е указывает на электрогидравлический тип привода от сети 380 В, а D обозначает гидромеханический привод от автономного двигателя Д-242.

Разнятся указанные модели и по массе: бетононасос с двигателем тяжелее на 800 кг, в остальном параметры оборудования идентичны. Объем загрузочной воронки равен 0,45 м 3 , высота загрузки составляет 1400 мм, внутренний диаметр бетоновода 125 мм. На выходе максимальное давление на бетонную смесь, развиваемое бетонотранспортным поршнем, соответствует 6 МПа. Габариты бетононасоса не превышают 5300х1900х2050 мм. Бетонная смесь может подаваться по прямолинейному бетоноводу по горизонтали на расстояние до 340 м, а по вертикали до 40 м. Гидросистема комплектуется гидроаккумуляторами и бетонотранспортными гильзами европейского производства. Бетононасосная группа оснащена S-образным шибером для подачи бетонной смеси. В стандартной комплектации звенья бетоноводов длиной 2600 мм, обеспечивающие общую длину 125 м, с 48 муфтами, пятью коленами на 90° и одним концевым гибким рукавом длиной 4 м.

Для работы с большим объемом бетонных работ, например при возведении высотных зданий или при монолитном домостроении, предлагается стационарный бетононасос высокого давления мод. BN 70D . Производительность этого оборудования за счет высокого давления на бетонную смесь в 11 МПа позволяет подавать бетон по горизонтали на расстояние до 600 м, а по вертикали до 130 м, с максимальной производительностью 70 м 3 /ч. Объем загрузочной воронки – 0,7 м 3 , она снабжена перемешивающим устройством, внутренний диаметр бетоновода – 123 мм. Система главного привода оснащается прямоточной гидросистемой по закрытой схеме. Основные системы стационарного бетононасоса BN 70D, отвечающие за надежность и стабильность рабочего цикла, оснащаются импортными комплектующими.Так, кроме базового автономного дизельного двигателя Д-260 предусмотрена установка под заказ двигателя Deutz, главный блок гидронасосов производства Bosch Rexroth, также используются немецкие гидроаккумуляторы, итальянские элементы гидравлики и электрооборудования.

Бетононасосы стационарного типа в России изготавливаются и в ООО «Альянс Технологий» . Рязанское предприятие выпускает четыре модели с заявленной производительностью от 25 до 80 м 3 /ч. Младшая модель серии БН-25Д с автономным дизельным двигателем предназначена для подачи бетонной смеси на расстояние по горизонтали до 400 м, а по вертикали до 100 м; бетононасос марки БН-25Е – собрат предыдущего, но с питанием от электродвигателя АИР 180 M 4. Мод. БН-40 обладает схожими параметрами, но комплектуется только дизельным двигателем и может похвастаться производительностью до 40 м 3 /ч. БН-80 завершает линейку производимых предприятием бетононасосов, обеспечивает производительность до 80 м 3 /ч и подает бетон на расстояние до 500 м и в высоту до 100 м. На всех моделях с дизельным приводом как вариант силовой установки могут ставить двигатели Perkins, а на бетононасосах марки БН-25Д и БН-40 – моторы Deutz или Hatz. Марка применяемого насоса – PSM-Hydraulics, поршень – Putzmeister или Schwing. Электронный программируемый блок управления компании Siemens контролирует процесс работы бетононасоса. Объем загрузочной воронки – от 0,4 до 0,6 м 3 , внутренний диаметр бетоновода составляет 125 мм. Строителям придется по душе возможность комплектации бетононасоса бетонораздаточными стрелами, а автономная система промывки бетононасоса и бетонопровода позволит легко поддерживать его в рабочем состоянии на строительной площадке. Небольшие габариты, не превышающие 5800х1800х2500 у самой большой модели, делают оборудование удобным при перемещении с объекта на объект.

Российский завод ООО «Колуман Рус» , основанный в Набережных Челнах в 2013 г. турецким холдингом Koluman Holding A.S., предлагает пять моделей автобетононасосов с высотой подачи бетонной смеси от 24,5 и до 56,2 м, причем дальность подачи составляет от 20,5 до 51,2 м. Автобетононасосы Koluman по производительности могут работать в диапазоне от 16 до 177 м 3 /ч. Надстройка JUNJIN корейского производства устанавливается на супернадежное шасси Mercedes-Benz. Распределительная стрела на всех моделях с Z-образным складыванием, передние опоры с Х-образным выдвижением и вертикальным у задних опор или поворотным у многоосных моделей. Шиберы автобетононасосов S-образные, предназначены для прокачки стандартных марок бетона, отличаются высокой надежностью в работе. Главный гидравлический насос Rexrothhydromatik, в наличии автоматическая система смазки, центробежный водяной насос выполнен из нержавеющей стали. Беспроводной пропорциональный пульт управления уже в базовой комплектации, вибратор поставляется опционально. Решение компании использовать дорогое, но проверенное шасси Mercedes в сочетании с невысокой по цене надстройкой из Кореи себя оправдало: получилась достойная, и что немаловажно, отечественная техника для подачи бетона с отличными техническими характеристиками и средней ценой, удачно вписываясь в соотношение цена-качество.

Простота в эксплуатации надстройки от JUNJIN обусловлена применением минимального количества электронных компонентов, да и сам производитель запускает в серию только детали, проверенные многочисленными испытаниями и их реальной эксплуатацией. Кроме этого надежности добавляет тот факт, что большинство компонентов надстройки Koluman изготавливает на собственном производстве в Турции с использованием стандартных компонентов от ведущих мировых поставщиков. Вся продукция, произведенная заводом «Колуман Рус» в Набережных Челнах, отличается высоким качеством и занимает свою нишу, предлагая технику на рубеже среднего и премиум-класса.

Предлагает бетононасосы на автомобильном шасси и «Туймазинский завод автобетоновозов». Модельный ряд включает в себя автобетононасосы двух основных серий: TZA с высотой подачи бетонной смеси с распределительными стрелами малой длины в 21 и 32 м и TZA-LIEBHERR с распределительными стрелами большой длины 37, 43 и 47 м. Автобетононасос АБН 21 (58152А) на шасси КАМАЗ-65115 (6х4, Еuro 4) имеет компактные размеры, обладает высокой маневренностью, прост в эксплуатации и обслуживании. К тому же автобетононасос при своей небольшой массе полностью соответствует Техническому регламенту Таможенного cоюза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и проходит посты весового контроля без нарушения выше указанного регламента, так как имеет нагрузку менее 8 т на ось. Аналогичным составом может похвастаться и автобетононасос мод. АБН-37 (58153С) на шасси КАМАЗ-6540 с технологическим оборудованием Liebherr – его передвижение по дорогам будет беспроблемным. В мод. АБН-32 (58153А) также применяются комплектующие Liebherr. Одним из главных достоинств этих моделей, несмотря на комплектующие из Германии, является низкая цена. Автобетононасосы серии TZA- Liebherr мод. АБН-43 (58154А) и АБН-47 (58154В) на шасси КАМАЗ оснащаются технологическим оборудованием Liebherr с распределительными стрелами от 37 до 47 м.

Кроме привычных автобетононасосов TZА завод предлагает линейный бетононасос мод. CityPump с гидравлической системой разгрузки и погрузки кассет с бетоноводами, смонтированный на шасси КАМАЗ-43253. Этот бетононасос в стандартной комплектации рассчитан на подачу бетона на расстояние до 120 м и обладает производительностью около 80 м 3 /ч. Основное предназначение обновленной модели – укладка бетона в труднодоступных местах в условиях плотной городской застройки, при проведении работ в подземных паркингах или туннелях.

Как видим, отечественным производителям есть что предложить российским строителям. Бетононасосные установки, сделанные в России, найдут применение при строительстве дорог, мостов, тоннелей, при возведении зданий и сооружений из монолитного бетона и железобетона. Без оглядки на импортные машины можно выбрать отечественный стационарный бетононасос или бетононасос на автомобильном шасси, причем шасси может быть как отечественный КАМАЗ, так и импортный Mercedes. Отрадно, что в современном строительстве есть оборудование для подачи бетона нашего российского производства, значительно облегчающее и ускоряющее строительство.

Чтобы обеспечить перемещение приготовленного раствора бетона к месту его использования, применяется бетононасос. Его основная функция, таким образом, заключается в простом перекачивании или, другими словами, в транспортировании бетона при строительстве объектов как жилых, так и промышленного назначения. С помощью бетононасосов облегчаются и ускоряются работы, связанные с заливкой бетонной смеси при сооружении крупных бетонных, а также железобетонных сооружений современной инфраструктуры.

Бетононасосы, как правило, имеют в своем составе:

А) выходную часть;

Б) загрузочный бункер;

В) главный двигатель;

Г) электрощит;

Д) мешалку;

Е) бак для масла;

Ж) охладительную систему;

З) водяной насос;

И) гидравлическую систему;

К) качающий клапан;

Л) азотный баллон;

М) ящик для хранения инструментов;

Н) манометр;

О) масляный фильтр;

П) систему смазки;

Т) колеса;

Ф) электрощит;

Х) шильдик;

Ц) прицепное устройство.

Двигатель бетононасоса может быть как электрическим, так и дизельным. Так как схема перекачивания бетонной смеси представляет собой открытый контур, то ее легко регулировать. А наличие бесступенчатой гидравлической системы настройки и возможности изменять количество подаваемого топлива обеспечивает более качественную работу агрегата.

Основные составные части бетононасоса - это водяной насос, а также два гидроцилиндра, с которыми соединены поршни, движущиеся возвратно-поступательно в противоположных направлениях.

Выходные отверстия соединены с загрузочным сектором, предназначенным для приема бетонной смеси. Так как транспортные цилиндры связаны с цилиндрами гидравлическими, то происходит быстрое всасывание бетонной смеси и ее нагнетание.

Бетонная смесь, с которой работает бетононасос, должна проходить стадию предварительного лабораторного исследования для того, чтобы можно было определить состав бетона, обеспечивающий его легкую и быструю перекачку.

Сферы применения бетононасосов

  1. При строительстве железнодорожных объектов и водных сооружений применение бетононасосов значительно ускоряет работы.
  2. Во время возведения эстакад и мостов с помощью этого устройства, благодаря быстрой доставке бетонного раствора до места укладки, не происходит его преждевременное загустение.
  3. В процессе сооружения туннелей и портовых соединений использование бетононасосов является практически безальтернативным способом подачи бетонного раствора в нужном объеме на строящийся объект.
  4. Организация любого строительства, в котором используются большие объемы бетона, немыслима без применения бетононасоса, значительно сокращающего время на транспортировку бетонной смеси, а также физические и финансовые ресурсы, связанные с этой технологической операцией.

Преимущества применения бетононасосов

  1. Плавное и непрерывное поступление бетонной смеси без утечки в процессе транспортировки.
  2. Применение бетононасоса ускоряет возведение любых бетонных сооружений, обеспечивая одновременно экономию, как финансов, так и времени.
  3. Бетонная смесь может подаваться таким оборудованием не только в горизонтальном направлении, но и под углом к горизонту, и даже - вертикально.
  4. Бетононасосы являются достаточно износостойкими простыми в обслуживании устройствами.
  5. Наличие у этого оборудования колес позволяет его передвигать на небольшие расстояния без привлечения большого количества рабочих.
  6. Управления бетононасосом может осуществляться всего одним человеком, при этом некоторые модели этих устройств имеют дистанционное управление.
  7. Наибольшее расстояние, на которое может подаваться бетонная смесь - 300 м, а максимальная высота подачи - 80 м.
  8. Бетононасосы - это высокопроизводительные агрегаты, выполняющие работу по доставке бетонного раствора в десятки раз быстрее человека.

Классификация бетононасосов

Бетононасосы в зависимости от способа передвижения могут быть:

А) стационарными;

Б) автомобильными;

В) передвижными;

Г) мини бетононасосами.

Такое строительное оборудование представляет собой прицеп с установленной на нем насосной станцией, транспортировка которого осуществляется тягачом. Оставили свой выбор на данном виде бетононасоса? Рекомендуем брать в аренду! Подробнее про аренду стационарного бетононасоса на https://beton-monolit.ru/arenda-betononasosa/ . На любой срок и по все Московской области.

Преимущества:

Стационарный бетононасос может перекачивать очень большое количество раствора;

Имеется возможность подачи этого раствора и вертикально вверх, и по горизонтали;

Невысокая стоимость;

Наличие магистрали.

Область применения:

Постройка многоэтажных строений, зданий;

Возведение высотных сооружений.

Недостатки:

Отсутствует возможность быстрой транспортировки такого бетононасоса;

Обязательно необходим манипулятор;

Слабая маневренность.

Благодаря высокой мобильности такого оборудования, оно часто используется для транспортировки бетонного раствора на удаленные строительные участки. Представляет собой обычный автомобиль, имеющий на своей платформе надежно закрепленную насосную станцию, к которой подсоединены бетоноводы. Основные составляющие этого строительного оборудования - бункер для приема бетона, а также стрела.

Конструктивно стрела выполнена в виде стальной трубы, имеющей несколько подвижных элементов, называемых коленями. Длина, на которую может выдвигаться стрела такого бетононасоса, обычно находится в диапазоне 20…60 метров. Конечная часть стрела соединена с гибким рукавом, с помощью которого обеспечивается направление бетона в заданное место. Перед запуском любого автомобильного бетононасоса в него обязательно должно заливаться некоторое количество цементного молочка или специального химического раствора.

При работе такого устройства задействованы два человека: один управляет стрелой и агрегатом в целом, в то время как второй непосредственно выполняет строительные бетонные работы.

Преимущества:

Большая производительность (обычно превышающая 90 кубических метров в час);

Не требуется выделение отдельного транспортного средства для перемещения такого бетононасоса;

Высокая маневренность.

Недостатки:

Значительная стоимость;

Меньшая по сравнению с ранее описанным типом бетононасоса длина, а также высота подачи строительного раствора.

Передвижные бетононасосы

Для перемещения таких агрегатов требуется выделение дополнительного оборудования. Они представляют собой бетононасосы, закрепленные на шасси, которое облегчает транспортировку этих устройств.

Мини бетононасосы

Их используют в тех случаях, когда для выполнения каких-нибудь строительных работ требуется подача сравнительно небольшого количества бетонного раствора. Это устройство находит применение и в широкомасштабном строительстве, и при сооружении средних и небольших объектов.

Благодаря довольно малым размерам таких бетононасосов, их легко передвигать в пределах небольшого строительного участка, оперативно обеспечивая доставку бетонного раствора туда, где он срочно требуется.

Основные технические характеристики:

А) максимальная длина подачи - 150 метров;

Б) максимальная высота подъема раствора - 50 метров;

В) устройства могут снабжаться либо электродвигателями, либо дизельными двигателями;

Г) обеспечивается автономность перемещения.

Большинство крупных строительных предприятий используют бетононасосы. С их помощью производится транспортировка смеси для изготовления фундаментов, различных монолитных сооружений в кратчайшие сроки. В этой статье будут предоставлены и рассмотрены устройства, установленные на автошасси, например, б у автобетононасос.

На фото – подача раствора непосредственно на участок строительства

Как это работает

Главным назначением такого оборудования является подача для заливки готового бетонного раствора в горизонтальном или в вертикальном направлении с наклоном подающего конуса в пределах 60-120 мм. Устанавливают автобетононасос на автошасси, привод — гидравлический.

Размещенная здесь же стрела, состоит из нескольких шарнирно-соединенных секций и бетоновода, по которым проходит бетонный раствор, замешенный в определенных пропорциях. Обычно его не делают своими руками, а централизовано подвозят с завода в определенное планом строительства место или изготавливают на месте с помощью мини бетонного завода.

Обратите внимание! Вы не можете использовать оборудование для изготовления раствора, установка лишь перекачивает его с одной точки в другую, облегчая и ускоряя строительный процесс.

Автобетононасос с выдвинутой стрелой

Комплектующие

Конструкция бетононасоса имеет несколько элементов, при помощи которых он работает и производит транспортировку готовой смеси.

Главными комплектующими являются:

  • бетонотранспортные цилиндры;
  • гидроцилиндры;
  • поршневая группа;
  • приемная воронка;
  • бетоновод.

С помощью гидроцилиндров приводятся в движение с определенным интервалом поршни бетонотранспортных цилиндров. Инструкция проста, во время этого процесса происходит захват готового раствора, который в тот момент находится в приемной воронке, и осуществляется его транспортировка в бетоновод, в соответствии с рабочим тактом.

Автобетононасос со сложенной стрелой

Свойства

Ниже рассмотрим технические характеристики автобетононасоса:

  1. При помощи гидравлического привода раствор свободно перемещается по бетоноводу, кроме того, привод служит еще для нескольких задач — регулируется производительность и рабочее давление, благодаря чему работают все узлы и механизмы в довольно щадящем режиме.
  2. Бетононасосы, которые имеют гидропривод и двухпоршневой двигатель, обеспечивают скорость подачи раствора от 5 м3/ч до 65 м3/ч.
  3. Максимальное расстояние подачи различных марок бетона не более 400 м в горизонтальном направлении и не более 80 м в вертикальном .

Для расчета производительности используется следующая формула — П т =I A kH n 3600, где:

  • I – рабочий ход поршня (м);
  • А – сечение поршня (м);
  • кН – коэффициент наполняемости раствором бетонотранспортного цилиндра (0,8 – 0,9);
  • n – количество парного хода поршня.

Наглядное изображение процесса заливки фундамента с помощью мобильной установки

Одной из главных особенностей рассматриваемой модели, помимо мобильности, является его производительность, которая определяется по параметрам бетоновода и стрелы. Следует сказать, что цена строительства сильно увеличится, в данном случае она компенсируется скоростью и экономией трудовых ресурсов.

Распределительная стрела на стандартном оборудовании состоит из трех секций, которые соединяются шарнирными сочленениями. Размещается она на поворотном механизме, установленного на шасси и опирающегося на него при помощи рамы. Она поворачивается на 360,˚ и ее рабочая длина может быть не более 19 м.

Оборудование работает в температурном диапазоне от -5˚С до +40˚С, при напряжении питания 380 В. Есть модификации, позволяющие ему функционировать и в автономном режиме, тогда комплектация обеспечиваются двигателем, работающем на дизельном топливе. Его мощность измеряется в кВт и зависит от модели.

Виды

Автомобильным бетононасосом называют специальное оборудование, предназначенное для перекачки бетона. В отличие от стационарного бетононасоса, он устанавливается на передвижное шасси, поэтому существует возможность доставки готового раствора непосредственно на участок работ.

При такой транспортировке снижается мощность насоса, но дает возможность использовать его эффективнее. Любые виды автоматических насосов не имеют возможности транспортировать большие объемы раствора.

Совет: не стоит заострять себя такой проблемой, так как многие строительные проекты не нуждаются в высокой мощности оборудования.

Производственные работы при минусовой температуре

В текущее время разновидности бетононасосов делятся на группы по количеству перекачиваемого бетона за час:

до 60 м3/час Обычные установки при условии оптимального и правильного использования. до 200 м3/ч Некоторые виды бетононасосов имеют более высокие показатели. При этом следует сказать, что эти данные получены при работе с идеальным раствором и без вылета стрелы.

В строительной индустрии есть и другие классификации, по которым происходит распределение разновидностей автомобильных бетононасосов.

Например, по габаритам или по возможности выдвижения стрелы:

  1. Если провести анализ современных моделей установок, последний параметр колеблется в диапазоне 22-64 м.
  2. Для сложных объектов, к которым нет возможности подогнать автомобиль, используют агрегаты с более высокими показателями.

Также одним из важных факторов считается высота, на которую есть возможность выдвинуть стрелу.

Принцип работы поршневых цилиндров

Совет: при расчете следует иметь в виду, что чем больше высота, тем мощнее должен быть двигатель насоса.

Это зависит от того, что гравитация мешает правильной укладке на более высоком уровне сооружения, поэтому для качественного сооружения высоких построек необходимо использовать мощные двигатели оборудования.

Вывод

Из статьи стало понятным, что автобетононасос обладает большим плюсом — мобильностью. Хотя при этом и снижается его мощность, но данный недостаток не всегда востребован на строительной площадке. Существует несколько типов такого оборудования, которое отличается между собой габаритными размерами, количеством подачи раствора и вылетом стрелы (см.также статью «Контроль качества бетона – залог безопасного строительства»).

Видео в этой статье поможет найти вам дополнительную информацию по этой тематике.

Необходимость поддерживать высокие темпы строительства стала основным двигателем для активной механизации всех возможных технологических процессов. Использование строительной спецтехники, которая позволяет свести к минимуму потребность в участии рабочих, — основа успешного и эффективного современного строительства. Одним из эффективных инструментов для ускорения производственного процесса стал бетононасос.

В большинстве случаев используются стационарные агрегаты, которые зарекомендовали себя как высокоэффективная и надёжная спецтехника. Высотные дома, мосты, тоннели с его помощью могут быть сооружены в сравнительно короткие сроки: раствор может подаваться со скоростью в пределах 20-70 м 3 /ч.

Особенностью работы этого типа оборудования можно назвать то, что в процессе перекачивания смесь для бетононасоса практически не подвергается внешнему воздействию, что позволяет ему работать в том числе и с пенобетоном, для которого этот технический момент имеет принципиальное значение.

Особенности конструкции и виды бензонасосов

Стационарный бетононасос стандартно оснащается дизельным двигателем, в комплектацию которого входит автоматический регулятор оборотов и система предпускового подогрева, существенно облегчающая пуск мотора в холодное время года. Наиболее популярными являются на сегодня двухпоршневые модели, в процессе работы которых выполняется возвратно-поступательное движение поршневых систем для выполнения перекачивания раствора.

Также на площадке нередко можно встретить диафрагменный насос, работа которого основана на использовании резиновой диафрагмы. За счёт её движения происходит изменение внутреннего объёма рабочей камеры. Единственным проблемным моментом в использовании этой категории спецтехники может стать то, что эти автомобильные бетононасосы не должны работать со смесями, в которых имеются крупные включения из-за быстрой изнашиваемости мембраны. В связи с этим все рабочие растворы обязательно процеживаются через специальное сито.

Кроме того, могут быть использованы электрические бетононасосы, а также отдельные модели, разработанные специально для максимально интенсивных условий эксплуатации. При условии перекачки смесей на короткие расстояния используются в основном шланговые или перильстатические агрегаты, которые выгодно отличаются тем, что способны работать без перерывов.

Технические характеристики бетононасосов этого типа позволяют им поднимать раствор на высоту до 30 м . Они становятся оптимальным решением при работе с тощими растворами, а также смесями с гравийным наполнителем. Среди особых преимуществ такой конструкции стоит отметить достаточно простую конструкцию механизма и минимальный расход энергии в процессе работы.

Стандартное конструктивное исполнение бетононасоса

Основными конструктивными элементами автомобильного или стационарного бетононасоса являются

  • приёмный бункер,
  • бетоновод,
  • гидропривод двустороннего действия,
  • цилиндры.

Цилиндры агрегата приводятся в движение при помощи гидравлической системы цилиндров. Вся конструкция монтируется на надёжной и прочной корпусной раме, собранной на мобильном шасси.

Благодаря наличию мощного привода спецтехнике удаётся поддерживать достаточно высокие показатели давления внутри системы (70-240 бар). Этот параметр может быть оперативно откорректирован при помощи регулировки амплитуды перемещения поршней. При этом спецтехника высокого класса отличается достаточно плавным ходом и хорошей его регулировкой. В результате производителям удаётся существенно снизить интенсивность износа деталей стационарных или автомобильных бетоновозов.

Несмотря на то, что вне зависимости от мобильности оборудования у каждой из моделей имеются колёса для транспортировки с той разницей, что стационарные модели допускают лишь перемещение их по строительной площадке, на длинные расстояния они перевозятся грузовым транспортом. С целью обеспечения полной неподвижности агрегата при его работе используются специальные стопоры, фиксирующие оборудование. Для большинства марок спецтехники характерна ориентация на максимально возможные технические характеристики бетононасосов, что позволит оборудованию работать практически с любыми смесями.

Принцип работы поршневого и беспоршневого оборудования

Поршневой бетононасос

  • Пусковая смесь для бетононасоса прокачивается по системе (она представляет собой порошок, который в растворённом виде прокачивается по трубопроводу агрегата). Это необходимо для того чтобы предотвратить любые засоры и проблемы с прохождением в процессе подачи раствора.
  • Смесь для бетононасоса поступает в бункер. На поток раствора воздействует первый поршень, который позволяет вытолкнуть готовую массу ходом второго. Поршень имеет очень жёсткую связь со всеми движущимися органами привода.
  • Перемещение поршня из стороны в сторону выполняется за счёт переменной подачи масла в штоковую и поршневую полости. В прямой зависимости от этого меняется и направление потока раствора.
  • В процессе всасывания бетона разгрузочное отверстие закрывается при помощи одного из элементов шиберной заслонки, когда же происходит процесс нагнетания – выходное отверстие закупоривается вторым элементом системы.

Беспоршневой бетононасос

Стационарные и автобетононасосыэтого типа включают в себя корпус, с размещённым внутри ротором, на котором закреплены прижимные толкающие ролики, покрытые по всему периметру резиной. Бетонная смесь продвигается по системе за счёт воздействия на шланг обжимающих роликов в процессе вращения ротора. В результате обеспечивается равномерная и бесперебойная подача бетона к месту его заливки, но со сравнительно небольшой производительностью.

Оптимальной сферой использования для такого оборудования становится использование на объектах с небольшими объёмами работы (особенно в тех ситуациях, когда из-за частого армирования использование бетононасосов других типов существенно затруднено). Принципиальной особенностью, которую стоит учитывать при выборе спецтехники этого типа являетсядостаточно быстрый износ шланга под действием заполнителя

Главный принцип выбора: техника должна быть надёжной и простой

Практика показывает, что бетононасосы автомобильные выходят из строя существенно чаще в сравнении со стационарными моделями. Их основная проблема – резиновый рукав, который подвержен достаточно быстрому износу.

Ремонт такого агрегата придётся делать в среднем в 2-3 раза чаще, хотя и нельзя сказать, что у с тационарных бетононасосов нет проблемных узлов: они испытывают достаточно серьёзный износ поршней под действием цементного молока.

Что касается простоты использования, то достаточно часто основным критерием выбора становится производительность техники по принципу чем больше тем лучше. Но на самом деле важно соблюдать линию «золотой середины» по этому параметру. Особенностью работы с бетонными смесями как вручную, так и механизированно является то, что есть определённый объём раствора, который может быть принят рабочими в единицу времени. Поэтому не стоит переплачивать за суперпроизводительность техники, если она не будет востребована.

Что же касается особенностей использования бетононасосов на различных объектах можно отметить, что с точки зрения удобства в работе мобильность и высокие технические характеристики бетононасосов важны, к примеру, в случае если предстоит залить фундамент для 1-2-этажного дома, сделать монолитный потолок или колонны. Но строительство здание с большей этажностью возможно только с использованием стационарного бетононасоса (хотя по возможности в этом случае лучше всего использовать сразу оба варианта).

Предназначены для подачи свежеприготовленной бетонной смеси с осадкой конуса 6...12 см в горизонтальном и вертикальном направлениях к месту укладки при возведении сооружений из монолитного бетона и железобетона. Они представляют собой самоходные мобильные бетонотранспортные машины, состоящие из базового автошасси, бетононасоса с гидравлическим приводом и шарнирно сочлененной стрелы с бетоноводом для распределения бетонной смеси в зоне действия стрелы во всех ее пространственных положениях. Отечественные автобетононасосы конструктивно подобны и оборудуются двухцилиндровыми гидравлическими поршневыми бетононасосами.

Бетононасос (рис. 1) состоит из двух бетонотранспортных цилиндров 6, поршни которых получают синхронное движение во взаимно противоположных направлениях от индивидуальных рабочих гидроцилиндров 10, осуществляя попеременно такт всасывания смеси из приемной воронки 3 и такт нагнетания ее в бетоновод 1. Движение поршней согласовано с работой поворотного бетонораспределительного устройства 2, поворот которого на определенный угол осуществляется с помощью двух гидроцилиндров 12. Когда в одном из бетоно транспортных цилиндров бетонная смесь всасывается из воронки, во втором через поворотную трубу распределительного устройства смесь нагнетается в бетоновод.

Рис. 1. Бетононасос

В конце хода нагнетания распределительное устройство изменяет свое положение одновременно с переключением хода приводных гидроцилиндров с помощью следящей системы.

Приемная воронка оборудована в верхней части решеткой 4, в нижней - лопастным побудителем с приводом 11.

Бетонотранспортные цилиндры помещены в корпус 5, имеющий резервуар 8 иди промывочной воды и сообщающийся со штоковыми полостями бетонотранспортных цилиндров. При замене промывочную воду сливают через спускное отверстие, перекрываемое крышкой с рукояткой 7. Бетононасос снабжен электрогидравлическим блоком управления 9.

Гидравлический привод обеспечивает более равномерное движение смеси в бетоноводе, предохраняет узлы насоса от перегрузок и позволяет в широком диапазоне регулировать рабочее давление и производительность машины. Двухпоршневые бетононасосы с гидравлическим приводом обеспечивают диапазон регулирования объемной подачи 5...65 м 3 /ч при максимальной дальности подачи до 400 м по горизонтали и до 80 м по вертикали.

Техническая производительность, м 3 /ч, поршневых бетононасосов

П т = 3600AInk H

где А - площадь поперечного сечения поршня, м; l - длина хода поршня, м; n - число двойных ходов поршня, с -1 ; k н - коэффициент наполнения смесью бетонотранспортного цилиндра (0,8...0,9).

Главным параметром автобетононасосов является объемная подача (производительность) в м 3 /ч.

Автобетононасос (рис. 2) подает товарный бетон в горизонтальном и вертикальном направлениях к месту укладки с помощью распределительной стрелы 4 с бетоноводом 9 или инвентарного бетоновода. Распределительная стрела состоит из трех шарнирно сочлененных секций, движение которым в вертикальной плоскости сообщается гидроцилиндрами двустороннего действия 5, 7 и 11. Стрела монтируется на поворотной колонне 3, опирающейся на раму 15 шасси 1 через опорно-поворотное устройство 2, поворачивается в плане на 360° гидравлическим поворотным механизмом и имеет радиус действия до 19 м. На шасси также монтируются гидробак 6 и бак для воды 10. Прикрепленный к стреле шарнирно сочлененный секционный бетоновод 9 заканчивается гибким шлангом 3. Бетонная смесь подается в приемную воронку 14 бетононасоса 8 из автобетоносмесителя или автобетоновоза. При работе автобетононасос опирается на выносные гидравлические опоры 16. Автобетононасосы имеют переносной пульт дистанционного управления движениями стрелы, расходом бетонной меси и включением - выключением бетононасоса, что позволяет машинисту находиться вблизи места укладки смеси.

Рис. 2. Автобетононасос

ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» серийно выпускает следующие модели автобетононасосов :

автобетононасос АБН 65/21 (58150В) на шасси КамАЗ 53215 (6 х 4) с максимальной производительностью (подачей) 65 м 3 /ч и высотой подачи бетонной смеси бетонораспределительной стрелой до 21 м;

автобетононасос АБН65/21 (581510) на шасси повышенной проходимости Урал 4320 (6 х 6) для эксплуатации в условиях бездорожья. Имеет сходные технические характеристики с моделью АБН 65/21 (58150В);

автобетононасос АБН 75/21 на шасси КамАЗ-53215;

автобетононасос АБН 75/32 (581532) на шасси КамАЗ-53229 (6 х 6) с максимальной производительностью 75 м 3 /ч и высотой подачи бетонной смеси до 32 м. В этой модели по сравнению с предыдущими разработками использован реечный механизм поворота бетонораспределительной стрелы в горизонтальной плоскости, для промывки автобетононасоса с увеличенным напором воды установлен центробежный насос, применена воздушная очистка бетоноводов пыжом после окончания работы, установлен гидропривод с замкнутой циркуляцией рабочей жидкости, что позволило значительно уменьшить ее объем;

автобетононасосы АБН 75/33 и АБН 75/37 , которые выпускаются совместно с итальянской фирмой «Антонелли», специализирующейся на производстве бетонораспределительных стрел.

Автобетононасосы эксплуатируются при температуре - 5...+ 40 °С. Техническая характеристика автобетононасосов ОАО «ТЗА» приведена в табл. 1.

Таблица 1. Техническая характеристика автобетононасосов ОАО «ТЗА»
Параметры
Модель
АБН 65/21 (58150В)
АБН 75/32 (581532)
АБН 75/33

Максимальная высота подачи бетонной смеси бетонораспределительной стрелой от уровня земли, м

Тип привода

Гидравлический

Высота загрузки, мм

Угол поворота бетонораспределительной стрелы, град:

в вертикальной плоскости

в горизонтальной плоскости

Вместимость загрузочной воронки, m 3

Тип шасси

КамАЗ-53215

КамАЗ-53229

КамАЗ-53229

Габаритные размеры, м

Полная масса автобетононасоса, кг, не более

в том числе распределяемая на переднюю ось

на оси задней тележки

ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» производит две модели стационарных бетононасосов :

бетононасос СБ-207 с электрогидравлическим приводом и питанием от сети 380 В;

бетононасос СБ-207А с гидромеханическим приводом от автономного дизеля Д-144 мощностью 36 кВт, что исключает необходимость в электропитании.

Бетононасосы предназначены для приема свежеприготовленной бетонной смеси с осадкой стандартного конуса 6...12 см из автобетоносмесителей или специальных загрузочных устройств и подачи ее по бетоноводу к месту укладки. Они применяются при возведении зданий и сооружений из монолитного бетона или железобетона, при выполнении отделочных работ.

Насосные узлы бетононасосов СБ-207 и СБ-207А аналогичны. Бетононасосы монтируются на одноосных шасси и перевозятся с объекта на объект в прицепе к грузовому автомобилю. Шасси оборудованы четырьмя опорными стойками, на которые бетононасосы опираются при работе, и прицепным устройством. Высокая мобильность и сравнительно небольшие габариты позволяют эффективно использовать бетононасосы в стесненных условиях. Управление работой бетононасосов ведется со стационарного пульта управления.

Бетононасосы эксплуатируются при температуре - 5...+ 40°С.

Техническая характеристика стационарных бетононасосов представлена в табл. 2.

Таблица 2. Техническая характеристика стационарных бетононасосов
Параметры
Модель
СБ-207
СБ-207А

Максимальная техническая производительность на выходе из бетонораспределителя, м 3 /ч

Тип привода

ЭлектрогидравлическийОт сети 380 В, 30 Вт

Гидромеханическая передача от автономного двигателя Д-144

Установленная мощность, кВт, не более

Внутренний диаметр бетоновода, мм

Высота загрузки, мм

Объем загрузочной воронки, м 3

Максимальное давление на бетонную смесь поршнем на выходе из распределительного устройства, МПа

Максимальная крупность заполнителя, мм

Габаритные размеры, м

3,575х1,86х2,05

3,575х1,86х2,05

Масса технологического оборудования, кг

Распределение полной массы, кг:

На переднюю ось

На оси задней тележки

Для увеличения функциональных возможностей и эффективности работы стационарных бетононасосов применяется бетонораздатчик круговой БРК-10, который предназначен для приема свежеприготовленной бетонной смеси от бетононасосов и укладки ее в сооружения из монолитного бетона и железобетона. Наиболее эффективно бетонораздатчик применяется при бетонировании больших открытых площадей: оснований сооружений (нулевой цикл), дорожных покрытий, аэродромов, гидротехнических сооружений, перекрытий, полов и крыш зданий и т. п.

Применение бетонораздатчика БКР-10 позволяет реализовать максимальную дальность бетононасоса по горизонтали и повысить производительность труда за счет уменьшения числа перестановок.

Ниже представлена техническая характеристика кругового бетонораздатчика БКР-10:

Максимальный вылет стрелы, м

Угол поворота стрелы в горизонтальной плоскости, град

Площадь перекрытия (обслуживания) рабочей площадки бетонораздатчиком, м 2

Внутренний диаметр бетоновода, мм

Максимальная крупность заполнителя, мм

Габаритные размеры, м:

в рабочем положении

12,37 x 2,32 х 1,97

в транспортном положении

7,2 х 1,685 х 1,61

Масса, кг:

конструктивная без балласта

балласта