Эмоции. Ощущения в жизни человека

Страх неизбежной смерти - для многих людей это одно из самых неприятных ощущений, особенно это касается тех, кто боится умиреть в одиночестве. И как выяснили ученые, для таких страхов у людей есть все основания.

Согласно исследованию ученых из Медицинского центра Лангоне при Нью-Йоркском университете (NYU Langone School of Medicine), момент умирания - если это можно теперь так назвать – нечто совершенно иное, чем люди считали прежде.

Оказывается, умершие некоторое время даже после официальной констатации смерти все еще находятся в сознании. И более того – они понимают, что они умерли и полностью чувствуют окружающий мир.

Это выяснила группа исследователей под руководством профессора Сэма Парниа. На протяжении многих лет его команда наблюдает за состоянием умирающих, а также собирает показания тех, кто пережил клиническую смерть. После долгих лет работы авторы собрали воедино данные, обобщили их и опубликовали первые итоги.

Главный вывод исследования: после официальной констатации смерти - то есть, после остановки сердца - человеческий мозг все еще функционирует и остается активным. Ум живет. А значит, в большинстве таких случаев люди могут понимать, что они скончались.

При этом умерший чувствует, что его тело больше не реагирует на внешние раздражители. Даже если он захочет пошевелить рукой, его собственное тело не послушается. Человек как бы чувствует себя заключенным в собственном теле. Слышит слова, видит окружающих, но уже не может подать им знак.

Некоторые из пациентов после клинической смерти смогли рассказать ученым, что во время «отключки» слышали врачей и могли отрывочно пересказать переговоры персонала.

Как оказалось, смерть - нечто совершенно иное, чем мы считали прежде.

Ученые объясняют свои выводы тем, что мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому человек, его разум, живет некоторое время даже после констатации смерти.

По данным Американской ассоциации сердца (AHA), термины «остановка сердца» и «сердечный приступ» часто используются взаимозаменяемо, но они не являются идентичными. Во время сердечного приступа блокированная артерия нередко предотвращает попадание крови только в одну часть сердца, что может привести к смерти именно этого участка - хотя в целом сердце продолжает биться. Во время остановки сердца электрические сигналы, приводящие к его работе, нарушаются, сердце перестает биться, наступает смерть.

В подавляющем большинстве случаев врачи определяют смерть, основываясь на том, что сердце больше не бьется, поясняет профессор Сэм Парния, руководитель отделения критической медицины и реанимации в NYU Langone School of Medicine: «Именно так в большинстве случаев устанавливается время смерти человека».

И именно с момента остановки сердца кровь перестает поступать в мозг - его работа замедляются.

Замедляется - но не останавливается!

Такое замедление цепной реакции клеточных процессов, которые в конечном итоге приводят к гибели клеток всего мозга, может занять несколько часов после смерти сердца.

И работа коры головного мозга - так называемая «мыслящая часть» - все это время будет хоть и замедленно, но продолжаться. А человек жить и чувствовать.

И значит то, что обычно называется смертью (остановка сердца), по словам врачей, является всего лишь первой ее фазой.

Мозг умирает медленнее, чем сердце, поэтому некоторое время человек живет даже после констатации смерти.

В России могут запретить вещание телеканала CNN
Исследование ученых из Нью-Йорка подтверждает итоги более раннего открытия, которое сделали канадские специалисты из Университета Западного Онтарио. Тогда также заявлялось, что жизнь после смерти далека от завершения: после прекращения работы многих органов мозг все еще продолжает работать, и довольно долго.

КСТАТИ

Современной медицине, впрочем, и ранее было известно, что мозг умирает позднее сердца (благодаря чему стала возможна, например, трансплантация сердца, сегодня эта операция проводится успешно во многих странах). Однако считалось, что если жизнедеятельность мозга не поддерживать специальными медицинскими препаратами, то мозг скоро умрет вслед за сердцем. И вот теперь исследование ученых из Нью-Йорка показало, что это время значительно больше.

А вот команда врачей из больницы в Иерусалиме Haddassah проанализировала истории людей, которые оказались близки к смерти, и обнаружила, что возвращение к воспоминаниям о жизни может быть связанно с той частью мозга, которая хранит воспоминания. Врачи полагают, что эта часть мозга - последняя часть, затронутая дефицитом кислорода и потерей крови. А потому способна работать, даже когда человек теряет сознание и медленно умирает.

Медики отмечают, что часто воспоминания умирающих людей особенно эмоциональны. При этом между воспоминаниями не существуют линейной прогрессии, человек не может ответить, почему к нему пришли именно эти воспоминания, а не другие.

Ощущением человека называют форму непосредственного отражения в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности. Ощущения человека делятся следующим образом:

Каковы виды ощущений человека

1)механические (осязание, кинестезия, слух);

2)температурные, вызванные тепловыми изменениями;

3)химические (вкус, обоняние);

4)фотохимические (зрение, поскольку химическая реакция представляет один из обязательных этапов зрительного акта на участке между действием света и возбуждением зрительных рецепторов);

5)болезнь.

Кроме того, с физиологической и анатомической точки зрения выделяют:

1)экстерорецепторы, которые получают информацию извне.

2)интерорецепторы (рецепторы внутренних органов и систем). Поэтому мы ощущаем как отдельные свойства признаки окружающих объектов, так и изменения, происходящие внутри нашего организма. Необычные внутренние ощущения человека часто оказываются первыми сигналами о болезненных изменениях в организме, а описание их составляет большую часть жалоб больного. Яркость ощущений обусловлена для человека не только новизной и неожиданностью действия раздражителя. Большое значение имеет опыт предварительных встреч с раздражителем и чувствительность того органа чувств, на который данный раздражитель действует. В связи с этим важным параметром чувствительности является ее порог.

Порог ощущения человека

Порогом ощущения человека называют минимальную интенсивность раздражителя, которая вызывает ощущение соответствующего свойства. Величина чувствительности всегда обратно пропорциональна порогу ощущения. Чувствительность ряда анализаторных систем настолько высока, что превосходит самые современные технические устройства. Световая чувствительность человеческого глаза, например, является почти абсолютный, глаз улавливает световой поток интенсивностью в два кванта, иными словами, две мельчайшие световые частицы. Ощущения представляют собой не только одну из наиболее простых категорий познания, они стимулируют развитие центральной нервной системы и поддерживают ее деятельность. Состояния, формирующиеся в результате лишения ощущений (слепота, глухота, длительная вынужденная неподвижность и т.д.), отличаются в первую очередь психическим инфантилизмом, а полная социальная изоляция может привести к психозу. Известно, что у лиц, лишенных с рождения одних органов чувств, компенсаторно усиливается чувствительность других. Дени Дидро описал слепого, который имел столь тонкую тактильную чувствительность, что раньше, чем специалисты с их сложными приборами, отмечал начало солнечного затмения.

Адаптация человека

Адаптация – одно из типичных свойств ощущения. Этим термином обозначают постепенное снижение чувствительности на повторяющиеся сильные раздражители или, наоборот, повышение чувствительности под действием повторных слабых раздражителей. Адаптация свойственна любому виду ощущений. Если иметь в виду вкусовые ощущения человека (вкус сладкого, горького, кислого, соленого), то наиболее яркой иллюстрацией может служить сладковатый вкус обычной питьевой воды, который она приобретает у тех, кто перед тем съел лимон. Очень типична так называемая темновая адаптация: по мере пребывания обследуемого в темноте чувствительность глаза увеличивается и достигает максимума через 30–40мин. В механизме адаптации существенную роль играет сенсибилизация органов чувств, происходящая в результате действия пороговых раздражений. Наличие адаптации к болевым ощущениям подтверждено многими клиническими наблюдениями. Болевые ощущения довольно часто являются первым сигналом заболевания, поэтому психотерапевтические воздействия, направленные на повышение адаптации больного к боли, могут быть оправданы лишь в двух случаях:

1)при функциональном или физиологическом происхождении болей (например, роды, истерический невроз);

2)при болях органического происхождения (например, за счет отека тканей) для уменьшения их интенсивности и облегчения страданий больного.

Изменения и расстройства ощущений многообразны и их очень важно учитывать во взаимоотношениях больного и врача.

Все ощущения в зависимости от темперамента, характера и особенностей личностных качеств подразделяют на:

1)гипостезию (низкая чувствительность);

2)гиперестезию (обостренная чувствительность);

3)анестезию (отсутствие чувствительности);

4)парестезию (извращение чувствительности);

Такие изменения или нарушения чувствительности изменяют поведение больного, несут видоизменения в его представление о болезни и могут служить основанием для недооценки или переоценки состояния больного врачом. В связи с этим простейшая проверка состояния чувствительности анализаторов входит в обязательный минимум осмотра больного врачом любой специальности, в том числе и психотерапевтом. Например, больной с выраженной близорукостью не проявляет бестактность или неуважение, если пристально и подчеркнуто рассматривает лицо врача, (он плохо видит его), но если врач не знает о близорукости пациента, контакт между ними может никогда не состояться, аналогичным является пример с тугоухостью (снижением слуха).

Ощущение человека представляют простейший сознательный акт, не только биологический, но и контролируемый корой головного мозга и подвластный направленный коррекции. Диапазоны чувствительности анализаторных систем отличаются дополнительным параметром – резервом возможностей возбудимости. Одни люди обычно работают почти на весь запас возможностей, и предел последних очень близок. Другие, наоборот, располагают значительным запасом обычно не используемых мозговых систем и поэтому гораздо более широкой способностью реагировать на новые запросы жизни, большими возможностями приспособления к новым условиям жизни. Поэтому такие люди легче переносят напряженную психическую деятельность и проще адаптируются к конфликтным ситуациям. Таким образом, воспитание как у больного, так и у врача спокойного отношения к внутренним и внешним обстоятельствам, упорядочных уравновешенных реакций на них равноценно образованию широкого диапазона (запаса) возможностей всех функциональных систем.

Восприятие человека

Восприятие – это форма отражения целостных объектов действительности в единстве присущих им свойств и качеств. Если ощущения мы получаем через отдельные рецепторы и органы чувств, то в акте восприятия участвуют многие анализаторы с пре-и-муществом одного из них. В связи с этим говорят, например, о зрительных или слуховых восприятиях. Акт восприятия можно разделить на два этапа.

1.Перцепция – это процесс непосредственного отражения объекта: при возникновении ощущений возникает определенный образ, осознаваемый человеком. Механизм такого осознания состоит в сопоставлении данного образа с иными, ранее сформировавшимися, сличении его с образами, накопленными в результате опыта.

2.Апперцепция – это процесс сопоставления образа впечатления с индивидуальными особенностями собственного опыта. Очень важен тот факт, что между отраженным объектом и образом впечатления не бывает абсолютного тождества. Хотя акт восприятия связан с непосредственным действием объекта на органы чувств, степень абстрагирования от реального объекта в нем более значительна, чем в акте ощущения. Несоответствие между объектом и образом впечатления не является недостатком или несовершенством восприятия. Наоборот, такое несоответствие оказывается движущей силой развития психики и механизмом проникновения в природу вещей (познания).

Еще Аристотель в свое время выделил пять основных чувств , с помощью которых человек существует, это: слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. С помощью этих психологических инструментов человек получает первичные образы об окружающем мире, которые затем анализируются головным мозгом и дают представление о месте нахождения, а также о дальнейших действиях организма .

Органы чувств можно условно разделить на две группы: дистанционные и тактильные . К дистанционным относятся:

  • зрение ;
  • слух ;
  • обоняние .

Все образы, получаемые этими чувствами, воспринимаются человеческим организмом на расстоянии и за восприятие, а также за создание образов отвечают определенные участи мозга, таким образом, создавая сложные аналитические цепочки.

Тактильные чувства можно назвать более простыми по своему механизму действия, ведь осязание и вкус на первичной стадии анализа информации мозгом, происходят только при непосредственном контакте.

Основные характеристики слуха

Слух можно назвать одним из самых первых сенсорных чувств, которое развивается, а также начинает функционировать еще до рождения человека . В утробе матери малыш уже ощущает вибрации голосов близких людей, воспринимает музыку, шум, а также ласковые тональности в голосе мамы. Рождаясь, маленький человечек уже имеет в памяти определенную систему звуков, на которые реагирует.

Орган слуха, очень сложный механизм, который подразумевает цепочку из определенных действий. Во-первых, человеческий организм способен услышать звук мощностью до 20 кГц . Во-вторых, звук попадает в организм в виде колебаний, которые воспринимаются барабанной перепонкой, которая в свою очередь начинает вибрировать, тем самым активизируя маленькие косточки. Система молоточков – косточек уже в свою очередь передает в определенном темпе колебания барабанной перепонки, во внутреннее ухо, сообщая информацию уже слуховому нерву и затем непосредственно в мозг, который воспроизводит в памяти ассоциацию соответствующую полученной информации.

К примеру, в мобильном телефоне множество мелодий, которые соответствуют определенному оппоненту, при каждом звонке человеку не обязательно смотреть на экран телефона, он и так знает имя звонившего, потому что в памяти имеется ассоциация мелодии с определенным лицом. Или человек слышит хлопок, он инстинктивно поворачивается либо пригибается, потому что резкий звук ассоциируется с опасностью. Таких примеров можно привести множество, но результат будет один, орган слуха дает человеку возможность воспроизвести ассоциируемый образ , который предоставит информацию о происходящем вокруг.

Основные характеристики зрения

Как и другие органы чувств, зрение начинает развиваться еще в утробе матери, но из-за отсутствия информации, а именно зрительных ассоциаций, орган зрения считается недоразвитым . Конечно, малыш после рождения видит, он способен реагировать на свет, на движение объектов, но нет информации, которая бы соотносила увиденные образы.

Зрение считается одним из основных чувств, которое дает человеку 90% информации об окружающем мире и конечно зрительная система в сравнении с другими чувствами считается самой сложной. Во-первых, зрительный орган не только воспроизводит объект, он попутно сообщает еще множество сопутствующих данных, к примеру, размер, цвет, место расположения, расстояние, это действие самого процесса. Затем все данные передаются в головной мозг с искажениями и ошибками, которые мозг исправляет или дополняет с помощью уже имеющейся информации.

К примеру, увидев мяч, человек скажет, что это игрушка, мозг же выдаст информацию о круглом предмете, допустим красного цвета, которым можно играть. Неосознанно в доли мгновения человек получит переработанную информацию на основании ранее полученного опыта . Или допустим, на водной глади вдалеке человек увидит маленькую точку, которую, имея предыдущий зрительный опыт, преобразует в лодку или корабль.

Основные характеристики обоняния

Орган обоняния, так же как и другие органы чувств развивается еще в утробе матери, но естественно из-за околоплодных вод ощущать запахи ребенок не может, соответственно к моменту рождения не имеет ассоциационной информации. Но вот после рождения уже через 10 дней он может по запаху определить присутствие матери рядом.

Конечно, орган обоняния нельзя в полной мере назвать одним из важнейших чувств, так как информация, получаемая посредством обоняния, по сравнению с другими органами, представлена в небольшом объеме. Тем не менее, даже несколько молекул на слизистой оболочке носа способны возродить в памяти человека множество воспоминаний посредством ассоциации между запахом и определенным . Возможно именно потому, что обоняние тесно связано с психологическим восприятием окружающей среды оно и считается самым загадочным и непредсказуемым человека.

Британскими учеными был проведен интересный эксперимент. В незнакомой обстановке, которая у многих людей вызывает дискомфорт, человек ощутил незнакомый аромат, который не был неприятным и в тоже время не вызывал восторга. В результате при повторном обонянии предложенного ранее запаха у человека стало портиться настроение, и проявился упадок сил. Посредством этого эксперимента было доказано, что, несмотря на то, что в основе обоняния лежат организма, результатом служат все психологические ассоциации .

Основные характеристики вкуса

  • Чувство вкуса развивается, а также начинает функционировать уже в утробе матери, когда малыш пробует околоплодные воды и ощущает вкус той пищи, которую принимает мама. Ученые провели интересный эксперимент, будущим мамам за два месяца до родов было предложено каждый день кушать конфеты с определенным вкусом, к примеру, малиновым. После рождения дети в череде предложенных ягод первыми узнали именно вкус малины;
  • В основе восприятия вкуса, так же как и запаха лежат химические реакции организма. Как известно вкуса служит язык, который покрыт вкусовыми луковицами, также за определения вкуса отвечают: задняя стенка глотки, небо и надгортанник. Полученная посредством луковиц с помощью языкоглоточного и лицевого нерва в головной мозг, где уже происходит соотношение имеющего опыта и соответственно полученной информации;
  • К примеру, ранее считалось, что человек определенными участками языка может ощущать только четыре вкуса, а именно горький, соленый, кислый и сладкий, но современные люди способны идентифицировать уже и ряд других вкусов, таких как мятный, щелочной, терпкий и металлический. Это вызвано не прогрессивным развитием вкусовых качеств человека, а всего лишь наличием большей информации, механизм действия остался прежний. Вкусовые луковички раздражаются при воздействии разных вкусов, а мгновенно выдает соответствующую информацию.

Основные характеристики осязания

  • Конечно осязание, так же как и другие чувства развиваются еще до рождения. Малыш с большим удовольствием щупает самого себя, пуповину и животик мамы. Таким образом он получает информацию об окружающей обстановке ведь остальные органы чувств ему еще не помогают. После рождения возможности осязания значительно увеличиваются, ведь теперь окружающий мир можно не только ощутить, но и увидеть, услышать и попробовать, а значит, и присвоить определенные ассоциации;
  • В основе чувства осязания лежат тактильные ощущения, которые воспроизводят полученную информацию с помощью нервных окончаний расположенных под кожей и в мышцах. О качестве получает информацию несколькими способами, путем давления, вибрации или ощущения текстуры объекта. В свою очередь мозг воспроизводит ассоциацию согласно полученной информации;
  • К примеру, для того чтобы определить на ощупь клочок ваты, человек не обязательно должен его видеть. С помощью прикосновения он почувствует мягкость и пошлет соответствующий сигнал в мозг, который воспроизведет соответствующий образ;
  • Однако с помощью осязания или другого чувства весь окружающий мир оценить не возможно для этого нужны все пять чувств в комплексе, которые являются системой воспроизведения окружающей обстановки с помощью ассоциационных реакций помогающей человеку существовать.

У детей, из-за глухоты и слепоты с раннего детства ограниченных в получении информации, происходят задержки психического развития. Если с ними не заниматься в раннем возрасте и не обучать специальным приёмам, компенсирующим эти дефекты за счёт осязания, их психическое развитие станет невозможным.

Ощущения, возникающие как реакция нервной системы на раздражитель, обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов - анализаторов. Каждый состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; афферентных, или чувствительных, нервов, проводящих возбуждение в нервные центры; и собственно нервных центров - отделов мозга, в которых и происходит переработка нервных импульсов.

Однако не всегда ощущения человека дают ему верное представление об окружающей его действительности, существуют, так сказать, «ложные» сенсорные феномены, искажающие исходные раздражения или возникающие при отсутствии какого бы то ни было раздражения вообще. Практикующие врачи на них часто не обращают внимание, квалифицируют как странность или аномалию. А исследователи, интересующиеся высшей нервной деятельностью, напротив, недавно стали проявлять к ним повышенное внимание: тщательное их изучение позволяет получить новые представления о функционировании мозга человека.

Профессор Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego), директор Исследовательского центра высшей нервной деятельности (Center for Brain and Cognition) Вилейанур Рамачандран (Vilayanur S. Ramachandran) занимается исследованием неврологических нарушений, вызванных изменением в небольших отделах мозга пациентов. Он уделил особое внимание «ложным» сенсорным феноменам в своих Рейтовских лекциях (Reith Lectures) 2003 года, которые были собраны в книгу «Рождение разума» (The Emerging mind).

«Всё богатство нашей психической жизни - наши настроения, эмоции, мысли, драгоценные жизни, религиозные чувства и даже то, что каждый из нас считает своим собственным „я“ - всё это просто активность маленьких желеобразных крупинок в наших головах, в нашем мозгу», - пишет профессор.Память о том, чего уже нет

Одно из таких «ложных» ощущений - это фантомные конечности (phantom limb). Фантомом называют внутренний образ или устойчивое воспоминание о части тела, обычно конечности, сохраняющееся у человека месяцами или даже годами после её потери. Фантомы были известны ещё в древности. Во время гражданской войны в США это явление подробно описал американский невролог Сайлас Митчелл (Silas Weir Mitchell, 1829–1914), именно он в 1871 году впервые и назвал ихтакие ощущения фантомными конечностями.

Любопытную историю о фантомах приводит известный невролог и психолог Оливер Сакс (Oliver Sacks) в книге «Человек, который принял жену за шляпу»:

Одному моряку в результате несчастного случая отрезало указательный палец на правой руке. Все последующие сорок лет его мучил назойливый фантом этого пальца, так же вытянутого и напряженного, как во время самого происшествия. Всякий раз, поднося руку к лицу во время еды или чтобы почесать нос, моряк боялся выколоть себе глаз. Он отлично знал, что это физически невозможно, но ощущение было непреодолимо.

Моторный и сенсорный Гомункулус Пенфилда. На определённых участках мозга расположены «представительства» мышц гортани, рта, лица, руки, туловища, ноги. Что интересно, площадь участков коры вовсе не пропорциональна размеру частей тела.

Доктор Рамачандран работал с пациентом, которому ампутировали руку выше локтя. Когда учёный касался его левой щеки, пациент уверял его, что чувствует прикосновения к своей ампутированной руке - то к большому пальцу, то к мизинцу. Чтобы понять, почему же так происходило, следует вспомнить некоторые особенности нашего мозга.Гомункулус Пенфилда

Кора головного мозга - это высокодифференцированный аппарат, строение различных её областей отличается. И нейроны, входящие в состав определённого отдела, часто оказываются настолько специфичными, что реагируют только на определённые раздражители.

Ещё в конце XIX века физиологи нашли в коре мозга собак и кошек зону, при электрической стимуляции которой наблюдалось непроизвольное сокращение мышц противоположной стороны тела. Удалось даже точно определить, какие именно участки мозга связаны с той или иной группой мышц. Позднее эту моторную зону мозга описали и у человека. Она находится спереди от центральной (роландовой) борозды.

Канадский невролог Уайлдер Грейвс Пенфилд (Wilder Graves Penfield, 1891–1976) нарисовал на этом месте забавного человечка - гомункулуса с огромным языком и губами, большими пальцами и маленькими руками, ногами и туловищем. Гомункулус есть и позади центральной борозды, только он не моторный, а сенсорный. Участки этой зоны коры мозга связаны с кожной чувствительностью различных частей тела. Позднее было найдено ещё одно полное двигательное «представительство» тела меньшего размера, отвечающее за поддержание позы и некоторые другие сложные медленные движения.

Тактильные сигналы от поверхности кожи левой стороны туловища человека проецируются в правом полушарии мозга, на вертикальном участке корковой ткани, которая называется постцентральной извилиной (gyrus postcentralis). А проекция лица на карте поверхности мозга находится сразу вслед за проекцией руки. По всей видимости, после операции, перенесённой пациентом Рамачандрана, та часть коры головного мозга, которая относится к ампутированной руке, перестав получать сигналы, стала испытывать голод по сенсорной информации. И сенсорные данные, идущие от кожи лица, стали заполнять примыкающую вакантную территорию. И теперь прикосновения к лицу ощущалось пациентом как прикосновение к утраченной руке. Магнитоэнцефалография подтвердила эту гипотезу учёного о преобразовании карты мозга - действительно, прикосновения к лицу пациента активировали не только область лица в мозгу, но и область руки в соответствии с картой Пенфилда. В обычной ситуации прикосновения к лицу активируют только лицевую область коры.

Позднее Рамачандран и его коллеги, изучая проблему фантомных конечностей, столкнулись с двумя пациентами, перенёсшими ампутацию ног. Оба получали ощущения фантомных конечностей от гениталий. Учёные предполагают, что некоторые незначительные «перекрёстные» соединения существуют даже в норме. Возможно, именно этим можно объяснить, почему ноги часто считают эрогенной зоной и воспринимаются некоторыми как фетиш.

Эти исследования позволили сделать очень важное предположение, что мозг взрослого человека обладает колоссальной податливостью и «пластичностью». Вероятно, утверждения, что связи в мозгу закладываются на эмбриональной стадии или в младенчестве и их невозможно изменить в зрелом возрасте, не соответствуют действительности. У учёных пока нет чёткого понимания, как именно использовать удивительную «пластичность» взрослого мозга, но некоторые попытки предпринимаются.

Так, некоторые пациенты доктора Рамачандрана жаловались, что их фантомные руки чувствовали «онемение», «парализованность». Об этом же писал в своей книге и Оливер Сакс. Часто у таких пациентов и до ампутации рука находилась в гипсе или была парализована, то есть пациент после ампутации оказался с парализованной фантомной рукой, его мозг «запомнил» это состояние. Тогда учёные попытались перехитрить мозг, пациент должен был получить зрительную обратную связь о том, что фантом подчиняется командам мозга. Сбоку от пациента было установлено зеркало, так что когда он смотрел на него, то видел отражение своей здоровой конечности, то есть он видел две работающие руки. Каково же было изумление участников и организаторов эксперимента, когда пациент не только увидел фантомную руку, но и почувствовал её движения. Этот опыт был повторён неоднократно, визуальная обратная связь действительно «оживляла» фантомы и избавляла от неприятных ощущений парализованности, мозг человека получал новую информацию - всё, мол, в порядке, рука двигается - и ощущение скованности исчезало.Смешанные чувства, или Лурия и его Ш.

В романе Альфреда Бестера (Alfred Bester, 1913–1987) «Тигр! Тигр!» описано необычное состояние героя:

Цвет был болью, жаром, стужей, давлением, ощущением непереносимых высот и захватывающих дух глубин, колоссальных ускорений и убийственных сжатий… Запах был прикосновением. Раскалённый камень пах как ласкающий щёку бархат. Дым и пепел терпким шероховатым вельветом тёрли его кожу… Фойл не был слеп, не был глух, не лишился чувств.

Он ощущал мир. Но ощущения проступали профильтрованные чрез нервную систему исковерканную, перепутанную и короткозамнутую. Фойл находился во власти синестезии, того редкого состояния, когда органы чувств воспринимают информацию от объективного мира и передают её в мозг, но там все ощущения путаются и перемешиваются друг с другом.

Синестезия - вовсе не выдумка Бестера, как можно было бы предположить. Это сенсорный феномен, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для других анализаторов, другими словами, это смешение чувств.

Известный нейрофизиолог Александр Романович Лурия (1902–1977) в течение нескольких лет работал с неким Ш., который обладал феноменальной памятью. В своей работе «Маленькая книжка о большой памяти» он подробно описал этот уникальный случай. В ходе бесед с ним Лурия установил, что Ш. обладал исключительной выраженностью синестезии. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными, звуки вызывали у Ш. зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового), цвета же, наоборот, ощущались им как «звонкие» или «глухие».

«Какой у вас жёлтый и рассыпчатый голос», - сказал он как-то раз беседовавшему с ним Л.С. Выготскому. «А вот есть люди, которые разговаривают как-то многоголосо, которые отдают целой композицией, букетом, - говорил он позднее, - такой голос был у покойного С.М. Эйзенштейна, как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня». «Для меня 2, 4, 6, 5 - не просто цифры. Они имеют форму. 1 - это острое число, независимо от его графического изображения, это что-то законченное, твердое… 5 - полная законченность в виде конуса, башни, фундаментальное, 6 - это первая за „5“, беловатая. 8 - невинное, голубовато-молочное, похожее на известь».

Лурия изучал этот уникальный случай годами и пришёл к выводу, что значение этих синестезий для процесса запоминания состояло в том, что синестезические компоненты создавали как бы фон каждого запоминания, неся дополнительно «избыточную» информацию и обеспечивая точность запоминания.

С любопытным видом синестезии столкнулись совсем недавно нейрофизиологи из Калифорнийского технологического института (California Institute of Technology). Они обнаружили новую подобную связь: люди слышат звук, похожий на жужжание, при просмотре короткой заставки. Нейрофизиолог Мелисса Саенз (Melissa Saenz) проводила в своей лаборатории экскурсию для группы студентов старших курсов. Перед монитором, который был разработан специально для «включения» определённого центра зрительной коры головного мозга, один из студентов вдруг спросил: «Кто-нибудь слышит странный звук?». Молодой человек слышал нечто похожее на свист, хотя картинка не сопровождалась никакими звуковыми эффектами. Саенз не нашла ни одного описания подобного вида синестезии в литературе, но ещё больше удивилась, когда, опросив студентов института по электронной почте, обнаружила ещё троих таких же студентов.

Своими уникальными способностями заинтриговал нейропсихологов университета Цюриха (Universitat Zurich) швейцарский музыкант: когда она слышит музыку, то ощущает разные вкусы. И что интересно, она ощущает различные вкусы в зависимости от интервалов между нотами. Созвучие может быть для неё сладковато-горьким, солёным, кислым или сливочным. «Она не воображает эти вкусы, а действительно испытывает их», - утверждает один из авторов исследования Микаэла Эсслен (Michaela Esslen). У девушки наблюдается и более распространённая форма синестезии - она видит цвета, когда слышит ноты. Например, нота «фа» заставляет её видеть фиолетовый, а «до» - красный. Учёные полагают, что экстраординарная синестезия, вероятно, способствовала музыкальной карьере девушки. Короткое мозговое замыкание

Синестезия была впервые описана Фрэнсисом Гальтоном (Francis Galton, 1822–1911) ещё в XIX веке, однако в неврологии и психологии ей не уделяли особого внимания, и долгое время она оставалась просто курьёзом. С целью доказать, что это действительно сенсорный феномен, а вовсе не плод воображения человека, желающего привлечь к себе внимание, Рамачандран и его коллеги разработали тест. На экране компьютера появлялись чёрные двойки и расположенные в случайном порядке пятёрки. Не синестетику очень трудно вычленить очертания, которые образуют двойки. Синестетик же легко увидит, что цифры образуют треугольник, ведь он видит эти цифры цветными. Используя подобные тесты , Рамачандран и его коллеги обнаружили, что синестезия распространена намного больше, чем считалось раньше - этот феномен наблюдается примерно у одного из двухсот человек.

Рамачандран и его ученик Эдвард Хаббард (Edward Hubbard) изучали структуру в височной доле, которая называется веретенообразной извилиной (g. fusiformis, BNA). Эта извилина содержит область цвета V4 (Visual area V4), обрабатывающую цветовую информацию. Энцефалографические исследования показали, что область цифр в мозгу, представляющая зримые числа, располагается непосредственно за ней, практически касаясь области цвета. Напомним, что самым распространённым видом синестезии являются именно «цветные цифры». Области цифр и цвета находятся в непосредственной близости друг от друга, в одной и той же структуре мозга. Учёные предположили, что у синестетиков существуют пересечения областей, «перекрёстная активация», связанная с какими-то генетическими изменениями в мозгу. О том, что здесь задействованы гены, свидетельствует тот факт, что синестезия передаётся по наследству.

Самый распространённый вид синестезии - «цветные цифры». Одну и ту же картинку синестетик и не-синестетик видят по-разному. Иллюстрация: Edward Hubbard et al.

Дальнейшие изыскания доказали, что есть и такие синестетики, которые видят в цвете дни недели или месяцы. Понедельник может казаться им красным, декабрь - жёлтым. По всей видимости, у таких людей также происходит пересечение областей мозга, но только других его участков.

Что интересно, синестезия гораздо чаще встречается у творческих людей - художников, писателей, поэтов. Всех их объединяет способность к метафорическому мышлению, умение видеть связи между несхожими вещами. Рамачандран выдвигает предположение, что у людей, склонных к метафорическому мышлению, ген, вызывающий «перекрёстную активацию», имеет большую распространённость, не локализуется лишь в двух участках мозга, а создаёт «гиперсвязанность».

Фантомные конечности и синестезия - лишь два примера сенсорных феноменов, изучение которых позволило учёным продвинуться в понимании того, как устроен и как функционирует мозг человека. Но подобных неврологических синдромов очень много - это и «слепозрение», когда человек, ослепший в результате повреждения мозга, различает объекты, которые он не видит, и синдром Котара, при котором некоторые пациенты чувствуют себя мёртвым из-за того, что эмоциональные центры оказываются разъединёнными от всех ощущений, и синдром «игнорирования», и различные виды дизестезии, и многие другие. Изучение подобных отклонений помогает проникнуть в тайны работы человеческого мозга и разобраться с загадками нашего сознания.

Чувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями.

Пообщавшись с людьми, побывав на множестве тренингов и проведя не одну консультацию, мы убедились, что люди совсем не осознают своих эмоций. О нет, они не бесчувственные болваны, они продолжают испытывать весь спектр эмоций, совершенно не понимая, какую именно эмоцию они испытывают в данный момент. Самый простой и распространенный вопрос на всех тренингах и психологических консультациях: «Что ты сейчас чувствуешь?» - ставит людей в тупик.

Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события.

Что вызывает чувства и эмоции

Не только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой.

Эмоций и чувств огромное количество и окончательного их перечня нет ни в психологии, ни в физиологии. Причина этого в том, что многие эмоции и чувства - это явления исключительно социальные. Появление новых эмоций или приобретение ими иного значения обусловлено развитием общества. Многие эмоции и чувства мы не ощущаем при рождении, а научаемся им у наших родителей, родственников, друзей, знакомых и даже у TV и киноиндустрии. Все они вместе взятые с самого раннего детства показывают и рассказывают нам, что мы должны чувствовать, как и в каких ситуациях. Если ты не испытываешь определенную гамму чувств и ощущений по какому-то конкретному поводу, тебя считают странным, не от мира сего или и того лучше – бесчувственным и эгоистичным.

Врожденные эмоции человека

Помимо социально обусловленных эмоций, есть еще и врожденные. Это эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Мы думаем, что пора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе.

Читайте и удивляйтесь:-)

А

Азарт - эмоциональное состояние, которое отличает очень сильный интерес к происходящему и упорное желание продолжать.

Виды азарта:

  • Ресурсный азарт - в этом состоянии эффективность действий очень высокая.

Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний.

  • Азарт разрушительный - в нём самоконтроль, как правило, утрачивается.

Азарт игрока в казино.

Апатия - состояние полного равнодушия, незаинтересованности, отсутствие эмоций и чувств. Личность с апатическими проявлениями не испытывает ни удовольствия, ни неудовольствия. Часто апатия рассматривается как результат выраженного и длительного тяжелого стресса. Она представляет собой продукт защитной борьбы против невыносимых чувств отчаяния и одиночества либо угрозы смерти. Внешне проявления апатии носят характер отчужденности – «отказа» от объективного мира, но анализ нередко выявляет сохранившиеся бессознательные привязанности, отрицаемые либо дезавуированные защитой.

Б

Безмятежность - невозмутимо спокойное состояние.

Безнадежность - полное отчаяние, отсутствие всяких надежд.

Безопасность - это спокойное и уверенное состояние духа у человека, который считает себя защищенным от угрозы или опасности.

Безразличие - состояние полного равнодушия, незаинтересованности.

Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека.

Беспомощность - негативное состояние, вызванное неблагоприятными ситуациями, которые нельзя ни предупредить, ни преодолеть.

Бессилие - растерянность и сильная досада при сознании невозможности поправить тяжелое положение дел, выйти из опасного или трудного положения.

Бешенство - состояние крайней степени раздражения.

Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

Блаженство - состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.

Бодрость - состояние высокой энергетики, избытка сил и желания что-либо делать.

Боль - тягостное ощущение, отражающее психофизиологическое состояние человека, которое возникает под влиянием сверхсильных или разрушительных раздражителей. Душевная боль - это специфическое психическое переживание, не связанное с органическими или функциональными расстройствами. Зачастую сопутствует депрессии, душевному расстройству. Чаще продолжительна и связана с потерей близкого человека.

Брезгливость - взыскательность, привередливость в отношении чистоты, соблюдения правил гигиены (относительно еды, одежды и др.).

В

Вдохновение - состояние легкости, возможности творить, ощущение "все по силам, все получается!", делание с энтузиазмом и удовольствием.Состояние духовного обновления, нового рождения, воли к творчеству, душевного подъема, внутреннего озарения и страсти.

Веселье - беззаботно-радостное настроение, характеризующееся желанием смеяться, забавляться.

Вина - аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

Влюбленность - сильное положительно окрашенное чувство (либо комплекс чувств), объектом которого является другой человек, сопровождающаяся сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости.Острое эмоциональное переживание, влечение к объекту сексуального выбора. В. может быстро угаснуть или же перейти в устойчивое чувство любви.

Вожделение - страстное желание, сильное чувственное влечение, сексуальное влечение .

Возмущение - крайнее недовольство, негодование, гнев.

Волнение душевное - то же, что и физиологический аффект, состояние, снижающее способность лица понимать значение своих действий или руководить ими.

Воодушевление - повышенное желание что-то делать. Воодушевление - это предступень вдохновения, чуть менее эмоционально яркое состояние. Вдохновение возникает и развивается из воодушевления.

Восторг - переполняющая радость. Во что выльется это переполнение энергией - вопрос следующий…

Восхищение - радостное состояние любования, сияние от красоты и благодарность за красоту.

Враждебность - сильная неприязненность к кому-либо, в том числе ненависть, зложелательность.

Высокомерие - мерить взглядом кого-либо, с высоты своего величия – презрительная надменность. Отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств я себялюбием.

Г

Гнев - адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.

Гордость - ощущение силы, свободы и высоты положения. Уважение человека, себя за свои или чьи-либо достижения, кажущиеся значимыми.

Гордыня - это кривая гордость. Уверенность человека, что он сам является единственной причиной его успехов. «Я знаю за всех как лучше для всех».

Грусть - эмоциональное состояние, когда окружающий мир кажется серым, чужим, жестким и неудобным, окрашенным в красивые прозрачно-серые и минорные тона. Часто, когда грустно хочется плакать, хочется одиночества. В грусти мир еще не враждебен, но уже не дружелюбен: он только обычен, неудобен и чужой, колкий. Обычно причина грусти - трудное событие в жизни: расставание с близким человеком, потеря близкого человека. Грусть не врожденная, а приобретенная эмоция.

Д

Двойственность - чувство раздвоенности, в результате противоположных внутренних побуждений что-то делать.

У

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание достоинств личности. Позиция, предписывающая не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением.

Уверенность - психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе.

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие; психическое состояние, когда что-то кажется странным, необычным, неожиданным. Удивление возникает, когда есть диссонанс между воображаемой картиной мира человека и тем, что происходит на самом деле. Чем сильнее диссонанс, тем сильнее удивление.

Удовлетворение - чувство довольства и радости по поводу исполнения своих желаний и потребностей, по поводу удачно сложившихся условий, своими действиями и т.д. Удовлетворение, как правило, приходит по достижению цели. Маленьким детям удовлетворение еще может принести сама работа, процесс, а не результаты ее выполнения. Взрослым в связи с социализацией все тяжелее получать удовлетворение от процесса.

Удовольствие - чувство, переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса (то же, что наслаждение). Удовольствие сопровождает уменьшение внутреннего напряжения (физического и психического), способствует восстановлению жизненных функций организма. За удовольствием всегда стоит желание, которое, в конечном счёте, как индивидуальное желание, общество стремится взять под контроль. Однако в процессе социализации происходит ограничение естественной установки на удовольствие. Расширяющиеся функциональные контакты с окружающими требуют от человека контролировать своё стремление к удовольствию, откладывать получение удовольствия, терпеть неудовольствие и т.п. Принцип удовольствия проявляется в противостоянии общественным требованиям и правилам и выступает в качестве основы личной независимости: в удовольствии человек принадлежит самому себе, освобождён от обязательств и в этом плане - суверенен.

Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач).

Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне - и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении.

Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности.

Умиротворение - состояние полного покоя, удовлетворения.

Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией.

Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного.

Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье».

Усталость - физическое и психическое состояние утомления, характеризующееся ослаблением реакции, вялостью поведения, сонливостью, невнимательностью. Усталость возникает от перегрузки, от сильного напряжения, от переживаний трудностей, горя, конфликтов, от долгого занятия нудной, рутинной работой. Такое состояние – результат либо плохой организации труда, либо слабого здоровья, но причина усталости в большом количестве нерешенных межличностных и внутренних конфликтов, которые, как правило, не осознаются.

Ф

Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд.

Ш

Шок (эмоциональный) - сильная эмоция, сопровождающаяся физиологическими потрясениями. Шок возникает в результате появления в жизни нового элемента, к которому субъект не способен немедленно приспособиться.

Психологи, различают:

  • слабый и мимолетный шок, на уровне приятного и неприятного;
  • шок, вызывающий более или менее долгую неприспособленность (сильная эмоция, потеря дорогого существа);
  • шок, вызывающий долгую неприспособленность и тем самым даже приводящий к безумию.

Э

Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием.

Экзальтация - эмоциональное состояние приподнятой оживленности с оттенком неестественной восторженности, у которой вроде бы нет повода. Проявляется то в виде мечтательного настроения, то необъяснимого воодушевления.

Сегодня говорим об эмоциях и удовольствии: от еды,...