Изменение в егэ по русскому

Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.


Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не . Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:



  • русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);


  • математика – базовый или профильный уровень на выбор.

Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».

ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях

Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в классах.


В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:



  • в задании № 17 ( в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;


  • в задании № 22 (лексический в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания.


  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.

ЕГЭ по математике -2017: профильный и базовый экзамен без изменений

В ЕГЭ по математике сохраняется разделение на два уровня:


  • относительно простой базовый экзамен с оценкой по пятибалльной шкале, проверяющий в основном знания в области так называемой « » и результаты которого не принимаются при поступлении в вуз и нужны только для получения аттестата;


  • профильный – гораздо более сложный, на тех выпускников, которые планируют поступать в технические вузы, где математика является обязательным предметом для поступления.

По официальным данным, опубликованным на сайте ФИПИ, ни в одном из экзаменов изменений по сравнению с 2016 годом не планируется. Однако учащимся, выбравшим профильный уровень, при подготовке к ЕГЭ по математике надо иметь в виду, что составители экзамена взяли курс на противодействие «натаскиванию» на решение задач определенного типа. И задачи повышенной сложности могут оказаться нестандартными: не выходящими за рамки школьного курса, но требующими «математической смекалки».


В 2016 году наличие в вариантах задач, отличавшихся по алгоритму решения от вариантов, представленных в демо-версиях, стало для многих неожиданностью и вызвало протесты и требования пересмотреть результаты. Однако разработчики экзамена достаточно ясно озвучили свою позицию: одной из главных функций ЕГЭ является дифференциация учащихся по уровню знаний, и школьники, отлично освоившие полный школьный курс математики являются более подготовленными к изучению предмета на вузовском уровне и должны иметь преимущества перед теми, кто просто натренировался решать задачи заданного типа. Так что, вероятнее всего, «нестандартные» задания по математике в 2017 году также будут включены в КИМы.

ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре

Изучите структуру экзамена. ЕГЭ по большинству предметов состоит из трех частей. Часть А представляет собой тестовые задания, в которых дается четыре варианта ответа на выбор. Часть В уже сложнее: она также подразумевает короткие вопросы, но ответ на них нужно дать самостоятельно, без подсказки в виде вариантов. Последняя часть С предусматривает написание эссе или решение задач с демонстрацией хода вычисления. Эта часть наиболее сложна и рассчитана на учеников, стремящихся получить наиболее высокий балл. Учтите, что в новом варианте ЕГЭ по была убрана часть А, что еще больше осложнило задачу ученикам.

При подготовке к сдаче части А решайте как можно больше типовых заданий этой категории. Вы должны научиться отвечать на эти вопросы максимально быстро. Пользуйтесь тем, что вам даны варианты ответа. Если вы не знаете верный, действуйте от противного - отсеивайте те варианты, которые точно не подойдут к .

Изучите алгоритм выполнения задания С. Для экзаменов по , литературе и истории вам нужно будет написать эссе на заданную тему или же проанализировать текст, данный вам авторами экзамена. Учтите, что эссе должно четко соответствовать по объему требованиям экзаменаторов. Оно должно получиться короче классического школьного сочинения. При выполнении задания старайтесь не только выражать свои мысли, но и демонстрировать знания. В эссе вы можете вставить дополнительную поэтическую , в текст - ссылки на научные исследования и концепции, на дополнительные источники.

Для подготовки к заданиям С для сдачи ЕГЭ по точным будьте готовы решать нестандартные задачи. Для этого используйте их варианты, данные в сборниках для подготовки к ЕГЭ. Также вам могут помочь изданные ранее пособия для абитуриентов различных вузов с творческими задачами, а также материалы олимпиад.

Связанная статья

ЕГЭ по обществознанию: знакомство с КИМом

Совет 3: Как в ЕГЭ по русскому языку написать сочинение в 2017 году

Часть С ЕГЭ по русскому языку состоит из одного задания – написать сочинение по предложенному тексту, близкое по жанру к эссе или рецензии. Это задание проверяет умения выпускника анализировать прочитанный фрагмент и создавать на его основе творческую работу, соблюдая нормы литературного языка.

Инструкция

Внимательно прочитайте задание части С, в котором излагаются требования к сочинению на ЕГЭ по русскому . От вас потребуется правильная интерпретация и комментирование содержания исходного текста, его главной проблемы, выявление позиции автора. Также вы должны выразить собственную позицию, совпадающую или не совпадающую с точкой зрения автора, обосновать ее и привести два аргумента, которые подтверждают ваши суждения.

Начинайте с вступления, состоящего из нескольких фраз, касающихся темы текста и его проблематики, т.е. совокупности проблем. Особое внимание уделите формулированию общих и частных проблем, поднятых автором в тексте.

Выделите одну наиболее значимую, на ваш взгляд, проблему, продумайте ее формулировку, чтобы на следующих этапах работы над сочинением «не отходить» от нее. Для определения актуальности проблемы задумайтесь над тем, как содержание текста касается вас лично и всего общества в целом.

Прокомментируйте сформулированную проблему, т.е. изложите разъяснительные замечания, показывающие, между какими явлениями наблюдается конфликт, в чем он заключается и как с помощью текста он выражен. Обратите внимание, что комментарий не должен представлять простой пересказ текста или его отрывка, а также содержать большое количество цитируемого материала. Важно определить отношение автора к поднятой проблеме.

Выявите авторскую позицию по анализируемой проблеме и запишите ее соответствующие положения. Помните, что она выражается в публицистических и художественных текстах по-разному. Если текст наполнен размышлениями автора, то его позиция обычно заявлена четко и ясно, в из художественного произведения чаще всего она скрыта в подтексте. В последнем случае ее следует определять через логику повествования, речевые и портретные характеристики героев, наличие в тексте выразительных средств.

Следующим этапом работы над сочинением является выражение собственной позиции по прокомментированной проблеме. Вы можете согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае должны аргументировать свою точку зрения, приводя в объяснения, основанные на жизненном и читательском опыте. Важно помнить основное правило аргументации: приводите доказательства в системе, т.е. расположите их так, чтобы конечный аргумент был убедительнее предыдущего.

Заключительную часть сочинения оформите как вывод, подводящий итог всему сказанному, либо как ответ на поставленный в начале работы проблемный вопрос. Также возможен вариант «украшения» концовки афоризмом или яркой цитатой выдающегося человека, соответствующей основной идее созданного текста.

Последний этап работы над сочинением – корректорская правка. Внимательно перечитайте написанное и в случае необходимости внесите исправления. Сочинение переписывайте на бланк ответов №2 четким, разборчивым , стараясь не допускать зачеркиваний.

Полезный совет

Если вы используете цитаты известных людей, излагайте их в форме косвенной речи, позволяющей передать общий смысл высказывания. Таким образом можно избежать обвинений в искажении фактического материала.

Источники:

  • написать егэ по русскому языку

Сдача выпускных экзаменов в форме ЕГЭ уже стала для российских школьников привычной. Но в 2015 году схема сдачи единых государственных экзаменов сильно модифицировалась. Какие изменения в ЕГЭ ждут школьников в ближайшее время?

Процедурные изменения

Вместо привычных трех волн ЕГЭ (досрочной, основной и дополнительной), экзамены будут проводиться в апреле и мае-июне. Сдавать экзамены в этот период смогут выпускники как этого года, так и прошлых лет. При этом русский язык и математика являются обязательными предметами, а определиться с экзаменами по остальным предметам надо уже до 1 марта.

Также школьники теперь могут сдавать экзамены по отдельным предметам, не дожидаясь окончания 11 класса, а сразу после того, как курс завершен (например, географию, которая преподается только до 10 класса, можно будет сдавать за год до выпуска из школы).

Возвращение сочинения

В 2014/2015 году в школы после долгого перерыва вернулось сочинение, которое для детей с ограниченными возможностями может быть заменено изложением.

Сочинение служит своего рода преамбулой к выпускным экзаменам: школьники пишут его в декабре, результат оценки работы – «зачет» (он же – допуск к сдаче ЕГЭ) или «незачет».

Те, кто не написал сочинение с первого раза, будут пересдавать его в феврале или конце апреля – начале мая.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Несмотря на «зачетное» предварительное сочинение, выпускникам при сдаче ЕГЭ по русскому языку вновь придется продемонстрировать умение писать связные тексты: краткое сочинение-эссе в программе экзамена сохраняется.

А вот тестовых заданий с выбором варианта ответа из нескольких предложенных в ЕГЭ по русскому больше не будет: они исключены из программы экзамена. Общее количество заданий при этом снизилось с 39 до 25. При этом, как утверждают специалисты Рособрнадзора, уровень сложности экзамена не снизился.

Изменения в ЕГЭ по математике

Единый государственный экзамен по математике в 2015 году становится «многоуровневым»: его можно сдавать на профильном («продвинутом») или базовом уровне.

Успешная сдача экзамена на базовом, облегченном уровне позволяет получить аттестат об окончании школы. Считается, что этого вполне достаточно «для жизни» и получения образования, не связанного с точными науками.

Однако абитуриентам вузов, где математика включена в перечень вступительных экзаменов, придется сдавать профильный ЕГЭ. Его уровень сложности такой же, у экзамена, сдававшегося выпускниками прошлого года.

Решение о введении экзамена базового уровня было оставлено «на откуп» российским регионам. По результатам предварительных опросов, число школьников, выбравших базовый и профильный уровень, примерно одинаково, а многие ученики решили сдавать оба экзамена сразу.

Изменения в ЕГЭ по иностранным языкам

Экзамены по иностранным языкам теперь включают не только письменную, но и устную часть: раздел «говорение».

Пока это необязательная часть: выпускник вправе сам решать, будет он отвечать устно или нет. Но это придется делать всем тем, кто претендует на высокие баллы: максимум, который можно получить, идеально выполнив письменные задания, составляет 80 баллов. На «говорении» можно заработать еще 20. Устные ответы будут записываться на аудионосители.

Как изменится ЕГЭ в 2016 году

По словам министра образования и науки Дмитрия Ливанова, в 2016 году в процедуре сдачи экзамена сильных изменений не произойдет, однако ЕГЭ ждет дальнейшая «модернизация» в уже заданных направлениях.

Выбор ответа из предложенных вариантов (который можно просто угадать) должен исчезнуть из программ по всем предметам, это изменение в ЕГЭ считается принципиальным.

А вот устный компонент планируется «развивать» – и это будет иметь отношение не только к иностранным языкам. Обсуждается введение устной части на экзаменах по предметам гуманитарного цикла – литературе, истории и так далее.

Совет 5: Каким будет расписание ЕГЭ в 2017 году: досрочный и основной периоды

Единые государственные экзамены одновременно проходят по всей стране, и единое расписание ЕГЭ ежегодно утверждается на общероссийском уровне. На сайте Роспотребнадзора и официальном сайте ФИПИ представлен проект расписания, по которому будут проходить ЕГЭ в 2017 году.

Как и в прошлом году, в 2017 предусмотрено два «потока» проведения единого госэкзамена – досрочный период (он проходит в середине весны) и основной, традиционно стартующий в конце учебного года, последних числах мая. В официальном проекте расписания ЕГЭ «прописаны» все даты для сдачи экзаменов по всем предметам в оба этих периода – включая дополнительные резервные дни, предусмотренные для тех, кто по уважительной причине (болезнь, совпадение дат экзаменов и т.д.) не смог сдать ЕГЭ в обозначенные сроки.

Расписание досрочного периода сдачи ЕГЭ – 2017

В 2017 году досрочная «волна» единого госэкзамена стартует раньше обычного. Если в прошлом году пик весеннего экзаменационного периода приходился на последнюю неделю марта, то в этом сезоне период весенних каникул будет свободен от ЕГЭ.


Основные сроки досрочного периода – с 14 до 24 марта . Таким образом, к началу весенних школьных каникул многие «досрочники» уже успеют пройти испытания. И это может оказаться удобным: среди выпускников, имеющих право сдавать ЕГЭ в досрочную волну – ребята, которым в мае предстоит участвовать в российских или международных соревнованиях и конкурсах, и в весенние каникулы они часто уезжают на спортивные сборы, профильные смены в лагеря и т.д. Сдвиг экзаменов на более ранние сроки позволит им использовать последние «на полную катушку».


Дополнительные (резервные) дни досрочного периода ЕГЭ-2017 будут проходить с 3 по 7 апреля . При этом писать экзамены в резервные сроки, вероятно, придется многим: если в расписании прошлого года в один и тот же день сдавалось не более двух предметов, то в 2017 году большинство экзаменов по выбору сгруппированы «по тройкам».


Отдельные дни выделены только для трех предметов: обязательного для выпускников и всех будущих абитуриентов экзамена по русскому языку, а также математики и устной части экзамена по иностранным языкам. При этом «говорение» в этом году «досрочники» будут сдавать раньше письменной части.


Распределить мартовские экзамены по датам планируется следующим образом:



  • 14 марта (вторник) – экзамен по математике (как базовый, так и профильный уровень);


  • 16 марта (четверг) – химия, история, информатика;


  • 18 марта (суббота) – ЕГЭ по иностранным языкам (устная часть экзамена);


  • 20 марта (понедельник) – экзамен по русскому языку;


  • 22 марта (среда) – биология, физика, иностранные языки (письменный экзамен);


  • 24 марта (пятница) – ЕГЭ , литературе и обществознанию.

Между основными и резервными днями досрочного периода предусмотрена девятидневная пауза. Все дополнительные испытания для «резервистов» будут проходить в три дня:



  • 3 апреля (понедельник) – химия, литература, информатика, иностранный (говорение);


  • 5 апреля (среда) – иностранный (письменно), география, физика, биология, обществознание;


  • 7 апреля (пятница) – русский язык, базовая и .


Как правило, основная масса сдающих ЕГЭ досрочно – это выпускники прошлых лет, а также выпускники средних специальных учебных заведений (в колледжах и профессиональных лицеях программу средней школы обычно «проходят» в первый же год обучения). Кроме того, «отстреляться» с экзаменами пораньше могут выпускники школ, которые во время основного периода сдачи ЕГЭ будут отсутствовать по уважительным причинам (например, участвовать в российских или международных соревнованиях или лечиться в санатории) или намерены продолжать образование за границами России.


Выпускники 2017 года также могут по собственному желанию выбрать срок сдачи экзаменов по тем предметам, программа по которым пройдена полностью. Это актуально в первую очередь для тех, кто планирует – школьный курс по этому предмету читается до 10 класса, а досрочная сдача одного из экзаменов может снизить напряженность во время основного периода ЕГЭ.

Расписание основного периода сдачи ЕГЭ – 2017

Основной период сдачи ЕГЭ в 2017 году стартует 26 мая , и к 16 июня большинство выпускников уже завершат экзаменационную эпопею. Для тех, кто не смог сдать ЕГЭ вовремя по уважительной причине или же выбрал совпадающие по срокам сдачи предметы, предусмотрены резервные экзаменационные дни с 19 июня . Как и в прошлом году, последний день периода сдачи ЕГЭ станет «единым резервным» – 30 июня можно будет сдать экзамен по любому предмету.


При этом расписание экзаменов основного периода ЕГЭ-2017 в сравнении с досрочниками гораздо менее плотное, и, вероятно, большинство выпускников смогут избежать «наложения» дат сдачи экзаменов.


Отдельные экзаменационные дни выделены для сдачи обязательных предметов: русского языка, математики базового и профильного уровня (школьники имеют право сдавать как один из этих экзаменов, так и оба сразу, поэтому в расписании основного периода их традиционно разносят на несколько дней).


Как и в прошлом году, отдельный день выделен для самого востребованного экзамена по выбору – обществознания. А для сдачи устной части экзамена по иностранным языкам выделено сразу два отдельных дня. Кроме того, отдельный день выделен для не самого востребованного на ЕГЭ предмета – географии. Возможно, это сделано для того, чтобы разнести в расписании все предметы естественнонаучного профиля, уменьшив число совпадений.


Таким образом, в расписании ЕГЭ остаются две пары и одна «тройка» предметов, экзамены по которым будут сдаваться одновременно:


  • химия, история и информатика;

  • иностранные языки и биология,

  • литература и физика.

Сдача экзаменов должна состояться в следующие даты:



  • 26 мая (пятница) – география,


  • 29 мая (понедельник) – русский язык,


  • 31 мая (среда) – история, химия, информатика и ИКТ,


  • 2 июня (пятница) – профильная математика,


  • 5 июня (понедельник) – обществознание;


  • 7 июня (среда) – ,


  • 9 июня (пятница) – письменный иностранный, биология,


  • 13 июня (вторник) – литература, физика,


  • 15 июня (четверг) и 16 июня (пятница) – иностранный устный.

Таким образом, к выпускным вечерам большинство школьников будет готовиться «с чистой совестью», уже сдав все запланированные экзамены и получив результаты по большинству предметов. Те же, кто проболел основной экзаменационный период, выбрал совпадающие по срокам предметы, получил «неуд» по русскому или математике, был удален с экзамена или во время сдачи ЕГЭ столкнулся с техническими или организационными сложностями (например, нехватка дополнительных бланков или отключение электроэнергии), будут сдавать экзамены в резервные сроки.


Резервные дни распределятся следующим образом:



  • 19 июня (понедельник) – информатика, история, химия и география,


  • 20 июня (вторник) – физика, литература, биология, обществознание, письменный иностранный,


  • 21 июня (среда) – русский язык,


  • 22 июня (четверг) – математика на базовом уровне,


  • 28 июня (среда) – математика на профильном уровне,


  • 29 июня (четверг) – устный иностранный,


  • 30 июня (пятница) – все предметы.

Могут ли быть изменения в графике сдачи ЕГЭ

Проект официального расписания ЕГЭ обычно публикуется в начале учебного года, проходит обсуждение, а окончательное утверждение графика сдачи экзамена происходит весной. Поэтому в расписании ЕГЭ на 2017 год возможны изменения.


Однако, к примеру, в 2016 году проект был утвержден без каких-либо изменений и фактические даты экзаменов полностью совпали с заранее озвученными – и в досрочной, и в основной волне. Так что шансы на то, что расписание 2017 года также будет принято без изменений, достаточно высоки.


Изменения в ЕГЭ происходят каждый год, однако большая их часть не имеет принципиального значения. Меняется порядок заданий, какие-то из них усложняются, какие-то упрощаются… Но вот новые критерии оценки задания №27 по русскому языку (сочинение по тексту) выдвигают и принципиально новые требования к подготовке выпускников. А сочинение - это, между прочим, 24 из 58 первичных баллов, или 41 из 100 тестовых!

Как изменились требования к сочинению? Сможете ли вы сами написать его с учетом новых критериев? Разбираемся!

Аргументы теперь не обязательны

Любая мама, чей ребенок окончил школу в последние несколько лет, знает, что как важен в сочинении «литературный аргумент». Если вы до сих пор не интересовались этой темой, перескажем суть проблемы вкратце: сочинение - самое сложное и «дорогое» задание ЕГЭ для 11-классников по русскому языку. Его пишут по небольшому отрывку текста, который приведен тут же, в тексте задания.

Оценивалось сочинение по ряду критериев, среди которых одним из основных было умение подтвердить или опровергнуть точку зрения автора на проблему, используя так называемый «литературный аргумент» - пример из художественной, публицистической или даже научно-популярной литературы.

Хотя тексты, которые будут использованы в ЕГЭ, оставались секретом до самого последнего момента, основные темы известны заранее и не меняются уже несколько лет. Поэтому репетиторы и курсы подготовки к ЕГЭ (да и школы, чего уж там) предлагали школьникам зазубрить примеры из «банка аргументов»: любовь - «Евгений Онегин», человек и природа - «Прощание с Матёрой», роль искусства в жизни - «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева… В результате сочинения выпускников, написанные самым честным образом, порой походили друг на друга, как две капли воды. Не вникая в тонкости проблематики обсуждаемого текста, они натягивали на него заученные «аргументы из банка», как сову на глобус. Получалось, мягко говоря, не очень.

Мы решили познакомиться с популярными в интернете «банками аргументов» и, честно говоря, ужаснулись их прямолинейной примитивности.

Проблема: поиск смысла жизни в современном мире. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

Проблема: внутренняя красота человека. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

Проблема: бережное отношение к природе. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирает их в лодку, двух заболевших вылечивает. Лес для него - дом, и о тех, кто живет в нем, дед Мазай заботится, оберегает. Такое отношение - урок любви к природе, любви бережной и разумной.

В 2019 году принципиально меняется позиция в отношении сочинения. Акцент смещается на понимание обсуждаемого текста. В 2018 году нужно было в представленном тексте найти проблему; прокомментировать ее, приведя, как минимум, два примера из текста. Теперь же нужно пояснить, почему выбраны именно эти фрагменты, и показать взаимосвязь между ними.

Если раньше за это действие полагалось три первичных балла, то теперь - целых пять.

В 2018 году свое отношение к проблеме нужно было подкрепить хотя бы двумя аргументами, причем один из них должен был взят из художественной, публицистической или научной литературы. Теперь неважно, как именно выпускник будет подтверждать свою точку зрения, главное - убедительность.

Раньше за аргументацию своего мнения можно было получить три балла, теперь же - только 1.

Это не значит, что выпускник не может апеллировать к авторитету литературных классиков, просто теперь это не обязательно.

Без аргументов - хорошо или плохо?

Строго говоря, русский язык и литература - это разные предметы. Литературная аргументация, конечно, демонстрировала такое важное достоинство ученика, как начитанность. Но экзамен по русскому должен выявлять совсем другие качества: способность понять текст, вычленить его суть, сформулировать проблему и поддержать диалог.

Если рассуждать здраво - именно эти навыки обязательны для любого гражданина, какую бы профессиональную стезю он не выбрал (ведь результаты экзамена по русскому, в отличие от математики, учитываются при поступлении в любой вуз, на любую специальность). А уж читал будущий стоматолог или теплотехник Лихачева, или не читал, это, по большому счету, вопрос не принципиальный.

Если бы экзамен по русскому имел, как экзамен по математике, два уровня - базовый и профильный, многие «технари» наверняка предпочли бы сдавать базу. Но, поскольку такого варианта предложено не было, а каждый балл за русский при поступлении на счету, появились на свет «банки аргументов» и каталоги сочинений.

И вот теперь ситуация развернулась не на 180 градусов, но, скажем так, на 90. В основе сочинения - не эрудиция, а точность понимания текста и убедительность рассуждений. Будет ли экзамен от этого проще? Отнюдь! Достаточно изучить методические рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года, чтобы понять: именно комментарий к основной проблеме текста стал камнем преткновения для многих выпускников:

Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий позволяет выявить основные проблемы в подготовке экзаменуемых по русскому языку. Как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие необходимой практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве написания сочинения-рассуждения. Выполнение задания с развернутым ответом (26) продемонстрировало наиболее распространенные ошибки, связанные с информационной обработкой текста и изложением собственных мыслей по поводу прочитанного.

По критерию К2 (комментирование обозначенной проблемы исходного текста) получили 3 балла только 47,5% выпускников; 2 балла 32%; 1 балл 13,8%. Уровень сформированности у выпускников умения проводить текстовый анализ по-прежнему недостаточно высокий.

С одной стороны, в сочинениях выпускники обосновывают актуальность проблемы, раскрывают ее значимость для автора текста, заостряют внимание на текстовых деталях, иллюстрирующих проблему. С другой стороны, экзаменуемые часто углубляются в собственные размышления без опоры на исходный текст или используют просто его пересказ. Многие выпускники не считают необходимым включать в сочинения два обязательных примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы исходного текста.

Что нам стоит… написать сочинение!

Наверное, многие из наших читателей сейчас несколько сбиты с толку. А трудно ли увидеть проблему в тексте? Вроде, это совсем несложно, правда? А найти два подтверждающих примера? А взаимосвязь между ними? Что ж, попробуйте свои силы на демоверсии ЕГЭ по русскому языку - 2019. В качестве текста для обсуждения там приведет отрывок рассказа «Пугало» писателя Николая Лескова. Текст мы помещаем под спойлер.

Текст из демонстрационного варианта ЕГЭ-2019

Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...

Кстати, о деньгах. При упоминании о них тетушка сейчас же воскликнула:

Ах, боже мой! Да где же моя шкатулка?

В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? Ее, представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке - словом, нигде... Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь - в руках Селивана...

Я сейчас скачу, скачу туда... Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! - говорил исправник. - Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...

Но только исправник опоясался своею саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.

Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

Забыли, возьмите, - глухо произнес Селиван.

Более он ничего сказать не мог, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

Шкатулка была в полной целости. Тетушка сняла с шеи ключик, отперла ее и воскликнула:

Все, все как было!

Сохранно... - тихо молвил Селиван. - Я все бёг за вами... хотел догнать... Простите, что сижу перед вами... задохнулся.

Отец первый подошел к нему, обнял его и поцеловал в голову.

Селиван не трогался.

Тетушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

Возьми то, что тебе дают, - сказал исправник.

За что? Не надо!

За то, что ты честно сберег и принес забытые у тебя деньги.

А то как же? Разве надо нечестно?

Ну, ты... хороший человек... ты не подумал утаить чужое.

И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил: он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тетушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене теплую шубу. На обратном пути они опять заехали к нему и еще привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

Он брал все вежливо, но неохотно и говорил:

На что? Ко мне теперь, вот уже три дня, все стали люди заезжать... Пошел доход... Щи варили... Нас не боятся, как прежде боялись.

Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка, и я пил у него чай и все смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он у всех сделался человеком любимым и почитаемым.

Если вы не смогли сформулировать проблему, вот вам подсказки, а вернее, правильные ответы от ФИПИ. Итак, в тексте ставятся следующие проблемы (под спойлером).

Проблемы текста из демонстрационного ЕГЭ-2019

  1. Проблема неприятия человека обществом.
  2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке.
  3. Проблема проявления внутренней красоты человека.
  4. Проблема доверительного отношения к человеку.
  5. Проблема проявления честности.
  6. Проблема благодарности.

Ну как, определили проблему? Теперь нужно найти к ней два примера-иллюстрации из текста, пояснить важность каждого примера и указать на взаимосвязь между ними. Теперь, когда вы продемонстрировали понимание проблемы, нужно сформулировать позицию автора (рассказчика) по отношению к ней. И теперь можно выразить свою позицию по отношению к позиции автора (вот так замысловато). Итак, вы все это сделали. Сколько первичных баллов вы получите?

  • Определение и формулировка проблемы (одной из тех, что увидели в тексте специалисты ФИПИ) - 1 балл .

Немного, но без этого никуда. Если ошибетесь здесь, то и все последующее тоже будет неверно.

    Привели два примера из текста, иллюстрирующие проблему, и показали взаимосвязь между ними - самая дорогая часть ответа, 5 баллов .

Вот и все, еще 16 баллов за сочинение можете получить за стилистику, пунктуацию и орфографию.

Удачной сдачи ЕГЭ всем выпускникам и… их мамам!

Подготовила Ирина Ильина

Рассказывает об изменениях в ЕГЭ 2019!

На сайте ФИПИ появились демоверсии, спецификаторы и кодификаторы 2019 года. Много нового. Те, кто уже настроился на сдачу ОГЭ и ЕГЭ в старом формате, будут неприятно удивлены очередной сменой правил во время игры. Что это значит для всех? Главное, "перестать беспокоиться и начать жить", как говорил Д. Карнеги. За новыми пособиями бежать в магазин сломя голову не стоит, но стратегию и тактику подготовки к экзаменам по многим предметам придется пересмотреть.

Главное изменение касается ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Добавили еще одно задание - теперь их будет 27.

Принципиально новое задание №21 : найти предложения, в которых знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. К примеру, в демоверсии-2019 такой знак препинания тире. Дан текст, где тире встречается четырежды: между подлежащим и сказуемым, перед приложением в конце предложения и в бессоюзном предложении. Ответ не на поверхности, но цена его – 1 балл.

Прочие изменения малозначительны, но вот сочинение! Процитирую СПЕЦИФИКАТОР-2019: "Уточнена формулировка задания 27 с развернутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27 ". На самом деле в корне поменяны принципы выполнения этого задания. СПИСАТЬ с сочинений предыдущих лет на 24 балла ТЕПЕРЬ НЕВОЗМОЖНО!

Наибольшее внимание в сочинении должно быть уделено комментированию проблемы в тексте . 5 баллов на кону (в 2018 – 3). Причем нужно не просто показать, что и где прокомментировано, но и дать пояснения.

А вот пресловутая аргументация, по поводу которой было сломано немало копий, убрана из критериев оценки. То есть примеры из литературы, жизненного опыта и кино теперь совсем не обязательны. Однако для обоснования своей позиции (чтобы получить 1 балл) могут пригодиться.

Основной упор – на грамотность : знание орфографии и пунктуации, соблюдение языковых и речевых норм. Этические и фактические ошибки по-прежнему не в почете.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за задание №27 – 24. За всю экзаменационную работу – 58 первичных баллов. Цена балла не так высока, как по многим другим предметам, но высокий итоговый балл по русскому языку по-прежнему желанен.

Не паникуйте! Ничего страшного не случилось. Ваше знание языка от изменений в критериях их проверки не зависит. Старайтесь с пользой потратить оставшееся до экзаменов время, не надейтесь на удачу и возможность списать. Удача – дама непостоянная, а со списыванием ведется нешуточная борьба.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Еще несколько лет назад многих родителей, учителей и детей возмущал сам факт внедрения в образовательную систему сдачи экзамена в формате ЕГЭ. Сейчас же к нему уже все привыкли, но чиновники из Министерства образования регулярно что-то изменяют, то добавляя задания, то убирая какие-либо блоки. Это делается для того, чтобы итоговый экзамен стал реально информативным для Вузов и самих школ, причем вне зависимости от дисциплины. Хотя все же основным предметам уделяется больше внимания, поэтому ЕГЭ по русскому языку в 2019 году в очередной раз будет проходить с изменениями, причем некоторые новшества сильно отличаются от изначальных постулатов единого государственного экзамена. Хотя это коснется не только русского языка.

Ожидаемые нововведения в формате проведения ЕГЭ

Основной сложностью честного проведения ЕГЭ по любому предмету с самого первого экзамена такого формата является сохранение содержания материалов теста в тайне. Для этого использовалась пересылка пакетов с экзаменационными материалами для каждой группы учащихся. Этот пакет вскрывался непосредственно перед экзаменом в присутствии свидетелей и с обязательной записью на видео.

Такие предосторожности позволяли значительно снизить вероятность фальсификации результатов экзамена как в конкретной школе, так и у отдельно взятого ученика. Однако вместе с этим возрастала и финансовая сторона экзамена — для его проведения нужно было не только напечатать бланки, но и прислать их в школу. Причем это нужно было делать не только ежегодно, но и непосредственно для каждого экзамена.

Сейчас хотят внедрить самостоятельную распечатку экзаменационных материалов непосредственно в аудитории с учениками в каждой конкретной школе. Т. е. принцип сохранности содержания тестов в тайне будет соблюден, ведь бланки распечатают для конкретной группы школьников в их присутствии.

Внимание! Пока нет данных о том, будет ли это касаться всех предметов или только обязательных дисциплин, а также когда точно внедрят такой подход. Поэтому неясно каким образом будет проходить ЕГЭ по русскому языку в 2019 году.

Также не стоит забывать, что обычно нововведения разного рода за 1-2 учебных года до массового внедрения тестируют на малой группе образовательных учреждений. По этой причине часть школ может получить документы на экзамены в уже привычных опечатанных пакетах, а другие образовательные учреждения обретут специальный принтер, предназначенный для их быстрой распечатки.

Новшество ЕГЭ по русскому языку

Только ленивый в прошлом году не высказался относительно официального устного нововведения в экзаменацию по русскому языку. Речь идет о внедрении в ЕГЭ предварительной устной части по этому предмету. По факту на практике это выглядит просто — ребенок проходит устное собеседование, являющееся допуском к самой сдаче ЕГЭ.

Это кажется простым только на первый взгляд — устные ответы тоже оцениваются в баллах. Причем никто не говорит о простой беседе, при речевом тестировании учащиеся будут выполнять конкретные задания с четкими условиями. Поэтому уже в самом начале года стоит озаботится тренировкой устных навыков ответа. Даже в советские годы среди учащихся были «молчуны», способные отлично написать сочинение или мастерски пройти тест, но абсолютно беспомощные при устных ответах. Для таких учащихся педагоги делали исключения, предлагая им в большей мере письменные ответы или беседуя с ними лично во время перерыва без свидетелей. Сейчас таким школьникам придется взять себя в руки, чтобы хотя бы получить допуск до «главного экзамена».

Если в прошлом году такое новшество можно было считать тренировочным, то в формате ЕГЭ по русскому языку 2018-2019 устный допуск стал обязательным. По факту ученик, не получивший зачет при сдаче устного русского, не допускается до ЕГЭ. При этом наличие баллов в предварительном экзамене лишь условно — их не будут засчитывать в общем итоге экзамена. Они нужны лишь для определения общего владения родной речью. Само же прохождение устного экзамена будет оценено по принципу зачет-незачет, исходя из числа набранных при ответе баллов.

Причины внедрения устного экзамена

Необходимость изменений в формате сдачи русского языка была очевидна с самого начала. Различные модификации ЕГЭ по этому предмету появляются довольно часто по причине неубедительной достоверности результатов экзаменации. Первичное тестирование устного собеседования по русскому языку уже прошло. Т. е. эта форма экзамена апробирована и признана результативной, поэтому с высокой долей вероятности будет внедрена уже на обязательных условиях для всех российских школ. Причин этому несколько:

  1. Почти полная утрата к чтению художественной литературы.
  2. Отсутствие интереса у учеников к получению знаний вне школы.
  3. Появление большого количества сленга разнообразной тематики.
  4. Резкое увеличение числа выпускников с неграмотной устной речью.
  5. Общее снижение качества устных ответов в масштабах любой дисциплины.

Интернет-словечки, технический жаргон и просто молодежный сленг серьезно «испортили» речь современных школьников. Простые, но красивые предложения и слова заменяются сленгом. Те же слова «потрясающе» и «восхитительно» сейчас заменяют вариантами «клево», «ништяк», «очуменно» и другими более грубыми версиями. Одновременно с этим у детей сильно изменена форма построения предложений, причем при письме они могут заметить нелогичность, но устно уже успевают сказать неудачно выстроенный набор слов. Если раньше правильному монологу или диалогу дети могли учиться при чтении художественной литературы, то сейчас за книгой реально застать лишь единицы школьников. Причем часть из них читает по строгому наказу родителей, а не по личному желанию.

Чтобы пройти достойно устный экзамен по русскому языку детям придется научиться правильно говорить, используя всю широту родной речи. Для этого будет недостаточно досконально знать правила — они не всегда способны помочь в устной речи. Особенно если в разговор включаются устойчивые словосочетания, не подчиняющиеся правилам. Тоже можно сказать и про слова со сложным ударением, в письменной речи такие нюансы будут незаметны, а при разговоре станут очевидны.

Внимание! Не стоит забывать и про ставшее обязательным сочинение, проводимое зимой. Оно хоть и проходит в рамках межпредметного тестирования, но все равно прямо относится и к русскому языку, т. к. совместно со знаниями литературы происходит и оценка знания родной речи.

Причем стоит понимать, что формирование грамотной и разнообразной устной речи невольно окажет положительное воздействие на письменные навыки построения предложений. Все это выльется в более устойчивое знание особенностей родной речи, что позволит получить на ЕГЭ по русскому языку в 2019 году высокий балл. По сути устный экзамен станет наиболее заметным изменением в аттестации старшеклассников. Он не будет проходить в день письменной работы, а заранее определить тех, кто окажется допущенным до теста. Поэтому уже с начала года нужно не только учить правила письменной русской речи, но и овладевать ораторским искусством для способности полноценного устного ответа.

Госэкзамен по русскому языку входит в перечень обязательных испытаний, через которые придется пройти любому российскому школьнику, получающему аттестат в 2019 году.

Разумеется, он принадлежит и списку экзаменов, общих для абсолютно всех отечественных вузов, следовательно, котируется и в плане получения высшего образования, как такового. Именно поэтому, не говоря о том, что государственный язык на должном уровне обязан знать любой гражданин страны, к подготовке к нему надо подойти крайне ответственно, и, бесспорно, не лишним будет хорошо ориентироваться во всех связанных с ним нюансах.

Общая канва проведения этого экзамена остается неизменной уже несколько лет, но, похоже, ЕГЭ 2019 по русскому языку готово принести потенциальным выпускникам массу сюрпризов. Приятных или не очень – читайте дальше в нашем материале!

Все новое – хорошо забытое старое

Итак, во-первых, сегодняшние школьники могут не обольщаться – итоговое сочинение или изложение по литературе как считалось допуском к ЕГЭ по русскому языку ранее, так и продолжит оставаться в том же статусе и в 2019 году. Следовательно, в декабре 2018 выпускников 2019 года и в декабре 2019-го тех, кто покинет школьную скамью в 2020-м, ждет написание этой работы.

С одной стороны, конечно, вещь полезная – даже в Минобрнауки после сбора многолетней статистики подсчитали, что результаты по языковому экзамену после возвращения сочинения стали гораздо лучше.

С другой же, ученики, ожидаемо, ропщут, что и так приходится сдавать в конце года совершенно невозможный по своему количеству список предметов, к которым, напомним, с недавних пор добавилась еще и обязательная история, а вскоре ожидается его пополнение еще и иностранным языком. Но, так как позиция ведомств остается по этому вопросу твердой и неизменной, лучше просто смириться и рассматривать сочинение/изложение просто как еще один этап подготовки к полноценному ЕГЭ. Тем более что в этом действительно есть зерно правды.

А вот обещания «порадовать» детей добавочкой в виде дополнительного устного испытания – это совершеннейшая новость. И, как ни печально, по всей вероятности, в 2019-м нас это уже определенно ждет.

Вначале данный формат должны были обкатать на ОГЭ для девятых классов, а при его успешности внедрить и для одиннадцатиклассников. И хоть пока данные по этому году еще только собираются, мы же все понимаем, что если у нас что-то обкатывают, то в 99 случаев из 100 все это грядет, и очень скоро – если не в 2019-м, то в 2020-м уж точно. Тем более что соответствующие ответственные лица уже отрапортовали, что технически вся подготовка для этого завершена, осталось только проработать организационные решения, на что времени, конечно же, еще хватает с головой.

Устные ГИА у девятиклассников в качестве пробы проводились в школах Чечни, Татарстана и МО, причем сдача этой части становилась «пропуском» к прохождению письменного испытания.

Бывший министр образования, как мы знаем, ратовала за то, чтобы тестовые блоки исключить в принципе, какова же будет политика нового главы ведомства на этот счет, пока не ясно, но, скорее всего, тон будет взят менее радикальный – сочтут оба варианта, не исключено, что так, как это сейчас происходит с иностранным языком, разве что, поменяют местами части (вначале дадут устную – затем письменную) и акцент сделают именно на первой.

Что подразумевается? Пока рассматривают две технические модели: преподавателю и компьютеру. Какая из них найдет свое практическое применение, пока, к сожалению, не ясно.

Вообще же возврат к устным экзаменам претит изначальной сути новых ГИА, как таковых. Ведь первым стремлением было, наоборот, максимально удалить учителей от процесса сдачи, препятствуя кумовству, коррупции и прочим личностным факторам, ставя всех учеников в одинаковые условия. Казалось бы, хорошим выходом может стать сдача компьютеру, но, и здесь не все так гладко, учитывая уровень технологий и прочую специфику.

Как мы знаем, пока в отечественном поле далеко не всегда работающие программы способны распознавать со стопроцентной точностью голос человека во всех его нюансах, и тем более непонятно, что делать детям с логопедическими изъянами, а также детям-инвалидам с нарушениями речевого аппарата и т.п.

Словом, к сожалению, пока с устной частью русского языка больше вопросов, чем толковых и однозначных на них ответов. И нам остается только верить, что на них успеет поступить адекватная реакция еще до того, как выпускники 2019 года приступят к сдаче госэкзаменов.

Структура экзамена, регламент и порядок сдачи

Итак, пока нет официального подтверждения, что устная часть окончательно одобрена, следовательно, непонятно, и сколько времени на нее будет отводиться. Не исключено, что по аналогии с иностранным языком предусмотрят всего минут пятнадцать времени и максимум 4 задания для дачи ответов. Что, разумеется, соответствует сложности массового вовлечения преподавателей или компьютерной техники для обслуживания столь гигантского количества всех желающих.

Письменная же часть, а ее, скорее всего, все-таки оставят, как и ранее будет занимать 210 минут для написания, ибо в Минобрнауки не видят аргументов для того, чтобы урезать экзамен, даже с учетом введения устной части – там считают, что языка много не бывает. Причем, не факт, что все это будет сдаваться в один день – возможно, как и с математикой, испытания разнесут на разные даты.

По письменной тестовой части проходной минимум по русскому языку для поступления в вузы будет находиться на уровне 36 баллов, а максимум набрать их можно 58. Плюс второй блок – эссе – по нему доступны всего 42 балла. Аттестат же дают за 24+.

Вопросы со второго по шестой, с восьмого по четырнадцатый и с шестнадцатого по двадцать четвертый оцениваются в 1 балл, за 1 и 15 вопрос можно получить максимум 2 балла, а за седьмой – до 5-ти. Чтобы научиться грамотно строить ответы, следует внимательно изучить критерии оценивания на сайте ФИПИ.

Сажают, как всегда, по одному за парту, с собой – только документы и ручка, и, если надо – лекарства и еда. Печатать же бланки будут сразу на месте – это, кстати, новенькое. В 2018 году датой для русского языка стало 9 июня, что будет в 2019-м пока, естественно, неизвестно, но, скорее всего, выберут что-то в пределах 26 мая – 19 июня.

Какие будут задания?

До 2018 года было 25 заданий, теперь же их станет 26. Бонусом стало №20 на проверку знаний лексических норм, но, о нем – позже. И нет никаких оснований полагать, что и в 2019 году не будут действовать те же правила.

Кроме того во многих вопросах стали несколько другими формулировки: кое-где появились новые термины, упомянуты новые правила согласно последним веяниям образовательной программы. Следовательно, как ни крути, учить придется больше, однако, ненамного. Главное, в подготовке опираться на методические материалы именно 2018 года, а не прошлых лет, чтобы быть в курсе актуальных изменений.

В письменной части всего два блока. В первом содержатся тестовые вопросы, ответом на который может служить цифра (когда необходим выбор из предложенных вариантов), либо надо в соответствующие поля бланка вписать слово/словосочетание. И он, в свою очередь, поделен на две части: А и В — базовую и чуть более сложную, соответственно.

Что же касается эссе, оно должно быть размером в 200 слов (это теперь 26 задание), тема для него и конкретные требования прописываются в самом вопросе, к нему прилагающемся.

По тематике вопросов, точно известно, что 20-й будет посвящен лексическим нормам – там дается одно предложение, которое надо откорректировать согласно этому критерию (удалить лишнее слово и записать именно его в бланк ответов). 7-й вопрос отводится на проверку знания частей речи, их падежей и склонений, в восьмом, как правило, содержится что-то по синтаксическим нормам, а в заданиях с 9 по 14 – вопросы на орфографию. Следующие пять заданий посвящены пунктуационным правилам. Следовательно, чтобы не тратить время зря, вначале приступайте к тем группам, к которым лучше всего подготовлены.

В идеале на подготовку к ЕГЭ по русскому языку стоит отвести минимум полгода, но тут все зависит, конечно, от уровня подготовки и прочих моментов. Правда, тут надо понимать, что этого времени, учитывая необходимость подготовки и к другим экзаменам, на полное изучение всех тем не хватит.

Однако за эти несколько месяцев можно хотя бы отработать несколько вариантов и тогда станет ясно, какие темы нуждаются в максимальном внимании. Последовательно советуют изучать:

  • «Фонетику»,
  • «Лексику и фразеологию»,
  • «Морфемику и словообразование»,
  • «Морфологию»,
  • «Синтаксис»,
  • «Орфографию»,
  • «Пунктуацию»,
  • «Речь»,
  • «Языковые нормы».

Хорошо еще, хотя бы ознакомительно, проработать выразительность и стилевую обработку.

Что же касается тестов – пишем конспекты, зубрим правила, делаем с ними бесчисленное множество упражнений и тренируемся на время отвечать по готовым вариантам ЕГЭ за прошлые годы. Тут все относительно просто. Но, важно обратить особое внимание на «ловушки» заданий, которыми они, поверьте, изобилуют в достатке. Есть, кстати, ряд учебников (например «ЕГЭ без ошибок» Алексеевой и Волковой), в которых все это подробно изложено.

Самым тяжелым, как показала практика 2018 года, оказалось именно то новенькое 20-е задание – сплошная каверза в чистом ее виде. Чтобы правильно на него ответить, надо обладать либо глубочайшими познаниями в лексике (там, поверьте, и преподаватели частенько сыплются), либо сверхинтуицией.

Однако если перестать ерничать, на самом деле, подготовиться и к этому заданию возможно, но, здесь понадобится, либо консультация опытного преподавателя, либо же какая-то хорошая методичка с распространенными речевыми ошибками, откуда, как правило, составители и берут задания для этого типа вопросов (что-то вроде «Речевых ошибок и их предупреждения» С.Н.Цейтлина или труда И.А. Турсуновой с аналогичным названием).

Еще имейте в виду, что порядок записи цифр в ответе имеет значение – за перестановку могут ответ не засчитать вовсе.

Далее самое важное: научитесь быстро и эффективно работать над сочинениями – это довольно легко получаемые баллы, которыми грех не воспользоваться. Помимо банального соответствия размеру, следует четко придерживаться композиционных правил, то есть структура «вступление-основная часть-заключение и выводы» является законом непреложным.

При этом любители лить воду и «умничать» обширными введениями и выводами должны отучиться от этой привычки: если вы в дальнейшем выберете карьеру соответствующей профессии, такие навыки для вас, бесспорно, будут плюсом, но в случае с ЕГЭ-эссе по русскому преподаватели полагают, что вводные и заключительные части должны составлять суммарно не более четверти всего текста, а основной упор делаться на анализ предложенного текста.

На самом деле, это не так сложно, как кажется на первый взгляд, в чем легко убедиться, почитав соответствующие учебники по ЕГЭ и размещенные в сети удачные примеры выполненных заданий. Во вступлении, по сути, нужно сформулировать основные постулаты базового текста (внимание: не краткий его пересказ, а именно трансляция фабулы) и изложить в двух словах свое отношение к этому мнению.

В основной части начинать лучше с аргументации, почему данная проблема является актуальной, с вашей точки зрения. Тут можно на основании текста пояснить, почему именно эта мысль автора показалась вам здесь ключевой, привести на основании цитат его позицию. Затем в основной части надо плавно перейти к собственным мыслям на этот счет – можно как соглашаться, так и оспаривать, дело ваше.

Свои высказывания приводить следует тоже аргументировано – опираясь на научные факты, жизненный опыт (как свой, так и сторонний), приводить статистику или литературный материал. Таких пояснений должно быть два и более, но, одно из них непременно должно быть литературным (обращайте внимание в процессе изучения курса литературы на параллели всех разновидностей между произведениями).

С заключением же и вовсе все просто – по сути это ваше веское «таки да!» или, наоборот, «таки нет!» по теме (хитрые люди просто повторяют тезисы вступления, просеяв их сквозь сито аргументов основной части, просто другими словами).

Чтобы успешно написать сочинение, надо, во-первых, хорошенько начитаться в процессе подготовки готовых аргументов и постараться их запомнить (подобные методические материалы найти не составит труда), зазубрить распространенные речевые клише и универсальные цитаты на разные темы.

Средний балл по русскому языку, по сравнению с другими предметами, гораздо выше – в последние годы по стране он стабильно плавал в районе 68-69. Очевидно, что сдать этот экзамен достойно при должном усердии в подготовке вполне реально, главное, держать руку на пульсе всех изменений и не переоценить свои силы. Что ж, нашим читателям остается только пожелать удачи в сдаче этого важнейшего экзамена, как говорится, ни пуха ни пера!

Видео

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/