Как евреи молятся богу. Как молятся евреи. Современный перевод Сидура на русском языке

Чистота тела и места молитвы

1. Мы молимся Всевышнему, Царю всех царей, и поэтому надо подготовиться должным образом к молитве. Сказано у пророка Амоса (ר,י״ב): «Приготовься к встрече с твоим Б-гом, Израиль». Приступая к молитве, надо чувствовать себя как бы стоящим перед великим властителем.

2. Для молитвы надо достойно, соответствующим образом, одеться, подобно тому, как принято одеваться при встрече с важным человеком. Носящий шляпу и молиться должен в шляпе. Молясь у себя дома, тоже надо быть одетым подобающим образом.

3. Перед молитвой хорошо давать милостыню — «цдаку», как сказано в «Псалмах» — «Теилим» (י״ז,י): «С милостью (цедек) я предстану перед Твоим лицом». АРИ — האר״י ז״ל — имел обычай давать цдаку, дойдя до слов «ואתה מושל בכל» — «и Ты правишь всем» (в «псукей дезимра»— после «ויברך דויד» — «И благословил Давид»).

Запрещение заниматься посторонними делами до молитвы

4. С того момента, как наступило время утренней молитвы, нельзя заходить к знакомому, чтобы приветствовать его, пока не помолишься. Если же встречаешь знакомого на улице, то можно его приветствовать, но при этом сказать «доброе утро» и т.п., а не «шалом», чтобы изменением в приветствии подчеркнуть, что нельзя задерживаться перед молитвой и заниматься посторонними делами. До молитвы нельзя начать работать или отправиться в путь. Однако при необходимости, например, когда спутники не будут ждать и т.п.. допустимо выйти в путь и помолиться потом.

Нельзя начать изучать Тору, когда наступило время молитвы. Однако тому, кто молится в постоянном миньяне в синагоге, XA3AЛ (мудрецы) разрешили заниматься Торой до молитвы, не опасаясь, что он может забыть и пропустить ее время. Человек также имеет возможность заниматься до молитвы, попросив того, кто не занят изучением Торы в этот момент, напомнить ему о молитве. Утром, перед изучением Торы, надо прочесть бирхот атора (см.выше глава 3-я, закон 7).

5. До молитвы нельзя ничего есть и пить. Однако, с целью лучшего сосредоточения на молитве, можно пить воду, чай или кофе — без сахара и молока. Разрешено есть и пить до молитвы в лечебных целях, а также если человек настолько голоден или жаждет, что не в состоянии сосредоточиться на молитве.

Чистота тела и места молитвы

6. Сказано в «Теилим»:(ק״ג, א) «Благослови Всевышнего, моя душа, и все мое тело — Его святое Имя». Поэтому перед молитвой человеку следует очистить себя и проверить, не должен ли он оправиться, подготовляя тело подобающим образом.

Когда произносят благословения или слова Торы, необходимо, чтобы верхняя часть тела была отделена от нижней поясом или облегающей тело одеждой.

7. Сказано в Торе,(דברים כ״ג, ט״ו): «Ведь Б-г проходит по месту, где ты расположился, — и оно должно быть свято». Отсюда заключили XA3AЛ в Гемаре «Брахот», что место, в котором мы молимся или занимаемся Торой, должно быть очищено соответствующим образом, чтобы в нем не было дурных запахов, грязных пеленок и т.п.

Нельзя произносить в уме слова Торы или молитвы, или думать о них, находясь в туалете или в ванной и даже перед открытым входом в эти места. Нельзя молиться в помещении, чистота которого сомнительна, не проверив его заранее.

Когда человек находится в больнице, и в других случаях, когда нет возможности добиться чистоты тела и места для молитвы — спрашивают раввина, как поступить.

8. Нельзя молиться, стоя напротив женщины, не одетой по законам скромности, или замужней, волосы которой непокрыты (в дальнейшем, в главе 38-й закон 8, будет разъяснено, какая одежда для женщины считается скромной).

9. Следует избегать звука женского пения во время молитвы и изучения Торы. Также и в любое другое время не следует вслушиваться в женское пение. Если нет возможности прекратить его или покинуть это место, то можно продолжить изучение Торы и молитву, но при этом постараться предельно сосредоточиться, чтобы не обращать внимание на пение.

Омовение рук перед молитвой

10. Перед каждой молитвой: утренней, дневной и вечерней омывают руки. Благословение при этом не произносят (за исключением омовения перед бирхот ашахар, как рассказано выше).

11,12. Нельзя молиться, произносить благословение и изучать Тору, если руки не чисты, т.е. дотронулись до покрытых частей тела, обуви или корней волос. Покрытыми называются части тела, которые, как правило, и в соответствии с законами скромности облачены в одежды: все тело, ноги и плечи до локтей.

13. Если человек дотронулся до покрытых мест тела, он должен омыть руки водой. Если же он стоит во время молитвы шмоне эсре и ему нельзя сдвинуться с места, то он может отереть руки одеждой или потереть ими о стену и т.п. Надо вытереть всю ладонь и тыльную ее часть до запястья и пальцы со всех сторон.

Молитва с миньяном

14. Надо стараться произносить все молитвы в синагоге вместе с другими евреями.

Молитва принимается Б-гом и тогда, когда человек произносит ее один, но в соединении с другими, она становится сильнее и ценность ее выше. В Гемаре «Брахот» XA3AЛ объясняют слова из сказанного в «Теилим»(ס״ט, י״ד):
«Я обращаю свою молитву к Тебе, Всевышний, в желанное время»: какое же время желанно? — час, когда молятся все евреи.

15. Еще одно достоинство совместной молитвы: только при наличии миньяна можно произносить «кадиш»— קריש, «кдуша» — קדושה, «барху»— ברכו, биркат коаним и читать Тору с благословениями. В одиночку все это невозможно.

Миньян

16. Когда десять или более взрослых евреев (старше возраста «бар мицва» — 13 лет) собираются для молитвы вместе, это называется «миньян». Все они должны быть в одном месте, включая и «шлиах цибур» (שליח ציבור) — того, кто ведет молитву. Если часть людей находится в одной комнате, а часть — в другой, миньян не образуется, даже если между комнатами открыта дверь. Есть мнение, что если молящиеся в разных комнатах видят друг друга, то они образуют миньян.

17. Когда десять человек молятся и читают «кадиш», «кдуша» и т.д. — то всякий слышащий может отвечать «амен», «амен е"эй шмей раба»— אמן יהא שמיה רבא״\", «кдуша» и т.д., даже если он находится в отдалении, потому что когда десять евреев молятся совместно, то с ними пребывает «Шхина» — שכינה — они приближены к Б-жественному присутствию, и тогда «даже железной стене не отгородить евреев от их Отца».

18. Надо стараться прийти в синагогу вовремя и прочесть всю молитву с миньяном; особенно важно произнести шмоне эсре вместе со всеми. Поэтому, опоздав на миньян, следует поторопиться, чтобы успеть хотя бы к шмоне эсре.

Тот кто не в состоянии прийти в синагогу, и не имеет возможности пригласить к себе домой девять человек — должен молиться именно в то же время, когда собирается большинство миньянов — так как это время угодно для молитвы.

Возраст «бар мицва»

19. Еврей обязывается выполнять все мицвот и может быть присоединенным к миньяну после того, как прошло 13 лет со дня его рождения. Например: если кто-то родился 1-го числа месяца нисан (пусть даже к концу дня — но до захода солнца), становится бар мицва в ночь на 1-е нисана.

20. Родившийся в месяце адар —אדר обычного года (в котором один месяц адар) — например, 20-го числа его, и достигший тринадцатилетия в високосный год (в котором два адара), становится бар мицва только 20-го числа адар бет (אדר ב) — второго месяца адар.

Родившийся в високосном году в адар алеф (אדר א) — первый месяц адар и достигший тринадцатилетия тоже в високосный год, становится «бар мицва» в первом месяце адар. Родившийся в адар високосного года, и достигший тринадцатилетия в обычном году, становится бар мицва соответствующего числа месяца адар, независимо от того, в первом или втором месяце адар он родился.

Подобным же образом определяется возраст 12 лет, с которого девушка обязана выполнять мицвот.

Само собой разумеется, что расчет ведется по еврейской дате рождения, и ее необходимо выяснить точно, чтобы знать, с какого дня юноша или девушка должны начать выполнять мицвот, как взрослые.

Синагога

21. Велико значение молитвы, произносимой в синагоге (בית כנסת — «бет кнесет»). Молитва будет лучше принята в этом святом, специально для нее предназначенном месте. Даже если миньяна нет и предстоит молиться в одиночку, лучше для этого пойти в синагогу.

22. В самой синагоге надо выбрать себе постоянное место для молитвы и не менять его без надобности. Авраам — אברהם אבינו ע״ה —
молился на постоянном месте, как сказано в Торе (בראשית י״ט, כ״ז): «Авраам поспешил рано утром к тому месту, где он стоял перед Б-гом».

Дома надо выбрать для молитвы такое место, где никто не помешает.

23. Спешить в синагогу является особой мицвой, также как и торопиться исполнить любое другое повеление Б-га, как сказано у пророка Ошеа (ו,ג): «Мы поспешим постичь Б-га», и в Теилим (קי״ט ,ל״ב): «Я буду бежать дорогой Твоих заповедей».

Выйдя же из синагоги, торопиться не следует, за исключением тех случаев, когда отправляются исполнять какую-либо мицву или изучать Тору.

В самой синагоге следует ходить с благоговением.

24. Велика святость синагоги. Сказанное у пророка Ехезкел (י״א,ט״ז) «Я дам им небольшие храмы» XA3AЛ объясняют: имеются в виду синагоги и места изучения Торы («бет мидраш» — בית מדרש). Святость синагоги подобна святости Храма, и мы должны трепетать перед Б-гом, присутствующим в этих местах, как сказано: «Благоговейте перед Моим святилищем».

25. В святом месте ведут себя соответственно. Не ведут пустые разговоры и тем более избегают того, что запрещено в любом другом месте: сплетен, ссор, наговоров. В синагоге греховность таких деяний еще больше, так как, совершая их, словно пренебрегают присутствием здесь Б-га.

26. Родители должны следить за детьми, чтобы они не шумели и не мешали молиться. Надо сажать детей рядом с собой и приучать их вести себя соответственно святости места, а также отвечать «амен», «барху» и т.д. Совсем маленьких детей, которые еще не воспринимают указаний родителей, не следует брать в синагогу.

Нельзя заходить в синагогу лишь для того, чтобы укрыться от холода, солнца или дождя. Если надо позвать кого-то. находящегося в синагоге, то, зайдя, надо сначала произнести какие-либо слова из Торы. Тот, кто не умеет это сделать, должен немного посидеть внутри, т.к. сидеть в синагоге — тоже мицва.

Нельзя пользоваться синагогой, чтобы сократить дорогу: если у нее есть два входа, то в целях сокращения пути человеку нельзя войти в один вход и выйти в другой. Однако, если он пришел молиться или учиться, то, закончив, лучше выйти не в те двери, в которые вошел, подчеркивая тем самым, что любое место в синагоге — дорого и любимо.

В синагоге нельзя есть, пить и спать. Однако те, кто постоянно изучают там Тору, могут есть или спать в ней, чтобы им не пришлось идти в другое место и тратить зря время, предназначенное для занятий.

Святые книги («сифрёй кодеш» — ספרי קודש) и предметы священного назначения («ташмишёй кдуша» — תשמישי קדושה )

Надо должным образом обращаться со святыми книгами и предметами. Приведем некоторые правила:

Нельзя садиться на скамью или стул, на котором лежат «сифрей кодеш».

Святые книги не уничтожают и не выбрасывают. Истрепавшиеся книги или отдельные листы должны быть сохранены в специальном помещении — «гниза». В синагогах обычно имеется место, где собирают предназначенное для переправки в гнизу.

Нельзя класть «сифрей кодеш» в перевернутом виде, а если кто-то положил их так, надо их перевернуть. «Хумаш» (Тора, «Пятикнижие» — חומש) можно класть на книги «Пророков» («Невиим» — נביאים) и «Писания» («Ктувим» — כתובים), а книги «Пророков» и «Писания» — друг на друга, но не на «Хумаш». Все другие книги нельзя класть на «Хумаш», книги «Пророков» и «Писания».

Между страницами «сифрей кодеш» нельзя оставлять какие-либо бумаги и другие предметы, не связанные с Торой.

При перерыве в занятиях книгу нельзя оставлять раскрытой.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

В «Мишне Брура» упоминается мнение Хатам Софера, который доказывает, что разрешение молиться не на святом языке дано только при условии, что еврей прибегает к такой молитве только в исключительных случаях

Нужны ли еврею посредники во время молитвы? На первый взгляд, очевиден отрицательный ответ, так как молитва является непосредственным разговором еврея со Всевышним, в котором связь осуществляется напрямую. Об этом свидетельствует сам текст канонической молитвы «Шмона Эсре», то есть «Восемнадцать благословений», где сказано: «Благословен Ты, Ты Свят…» и тому подобное. Следовательно, посредников не нужно. Но не все так просто.

Откроем Вавилонский Талмуд, трактат «Сота». В нем, кроме всего прочего, мудрецы разбирают закон из Мишны, говорящий, что молитва может произноситься евреем не только на святом языке (иврите), но также на любом другом языке, понятном молящемуся.

В Талмуде объясняется:

— Молитва — это просьба о милости Всевышнего, и еврей может произнести ее на любом языке.

Раши комментирует это место так:

— Здесь имеется в виду язык, на котором еврею легче сосредоточиться и настроиться на молитву.

Этот комментарий Раши вызывает вопрос мудрецов Талмуда:

— Разве можно молиться на любом языке? Ведь рав Иеуда сказал: Никогда не следует просить о личных нуждах на арамейском языке, так как учил раби Йоханан: «Молящийся на арамейском языке не получит помощи от небесных ангелов, так как ангелы не понимают арамейского языка».

Поясним: арамейский язык, родственный ивриту и имеющий с ним много общего, был разговорным языком евреев Средиземноморья и Вавилонии со времен Первого Храма и всю эпоху Мишны, Талмуда и Вавилонских гаонов. Впоследствии он сохранился в качестве разговорного языка наряду с арабским лишь у ервеев Курдистана.

В Талмуде есть ответ на заданный выше вопрос. Там сказано:

— Нет противоречия между Мишной, разрешающей молиться на любом языке, и утверждением раби Йоханана. Мишна ведет речь о молитве в миньяне, когда вместе молятся, как минимум, десять взрослых мужчин-евреев, а раби Йоханан говорит о личной молитве, произносимой в одиночестве.

Раши объясняет:

— Тому, кто молится в одиночестве, необходима помощь ангелов, в то время как молящийся в миньяне не нуждается в ней. В книге «Иов» сказано: «Б-г могучий не презрит…», что означает, в соответствии с объяснением мудрецов Талмуда: Всевышний не оттолкнет молитву миньяна.

Мы видим, что, по мнению Талмуда, еврею, если он молится один, не обойтись без помощи ангелов. В чем их функция? Это мы увидим из комментария Раши на другое место в Талмуде.

В трактате «Шабат» говорится, что раби Элазар, когда исполнял заповедь навещать больных, иногда молился за них в их присутствии на иврите, а иногда на арамейском языке. Мудрецы так объясняют этот известный факт. По их мнению, в присутствии больного можно молиться о его выздоровлении и на армейском языке, так как сама Шхина (Б-жественное присутствие) находится у изголовья заболевшего. Как объяснял рав Ана от имени Рава: «Откуда нам известно, что Шхина поддерживает больного»? Из сказанного в «Теилим» (псалмах царя Давида): «Б-г поддержит меня на одре болезни».

Раши объясняет:

— Шхина находится возле больного, и тому, кто молится за него в его присутствии, не нужна помощь ангелов в поднятии молитвы к престолу Славы Всевышнего.

Отсюда следует, что задача ангелов заключается в «транспортировке» молитвы, произнесенной без миньяна, непосредственно к Всевышнему. И хотя, конечно же, Всевышний видит и знает все, и ни одна молитва не «ускользает» от его внимания, все же так Он устроил мир, что существует установленный порядок обращения к Нему с просьбами и молитвами. Отражения этого порядка мы находим в проявлениях земной власти — каждый понимает, что нельзя пробиться просто так на личный прием к царю. Следует подать просьбу на рассмотрение, которая, пройдя все предварительные инстанции, попадет к властителю для вынесения решения. В Талмуде сказано: «Власть земная подобна в своих проявлениях власти Небес».

Итак, ангелы нужны еврею для молитвы, это факт. Вопрос в том, на каком языке надо молиться, чтобы твои просьбы были «подхвачены» ими, а не восприняты, как некое невразумительное бормотание.

В этом важном пункте мнения мудрецов — комментаторов Талмуда — разделились. Рамбам (XII век, Испания, Египет) в комментарии на мишну пишет, что нужно молиться только на святом языке (иврите). Арамейский, по его мнению, является в Талмуде лишь примером из общего множества языков народов мира. Следовательно, ангелы понимают только иврит, а еврей, который хочет молиться, но не имеет возможности делать это в миньяне, должен срочно овладеть святым языком, иначе его молитвы не поднимутся в духовные мира за отсутствием «транспорта». Мнение Рамбама совпадает с мнением Рифа (рабейну Ицхак Альфаси, XI век, Тунис), установившего закон, в соответствии с которым разрешение молиться на любом языке относится лишь к молитве в миньяне.

По этому мнению, русскоязычный еврей, не знающий иврит, будет резко «ограничен в правах» на молитву. Но это лишь одна точка зрения на вопрос. Есть и другие мнения.

Рабейну Йона (XII век, Испания) спрашивает:

— Если еврей может молиться в одиночку только на святом языке, почему в соответствии с очень распространенным обычаем еврейские женщины молятся в одиночку на других языках. (Ивритом в те времена владели только мужчины, изучающие Тору, а женщины знали лишь язык страны проживания. — Прим. автора.) В мишне из трактата Талмуда «Брахот» сказано, что женщины обязаны молиться. Но если они молятся не на святом языке, то в соответствии с мнениями Рамбама и Рифа, их молитвы ничего не стоят. Разве это возможно?

На вопрос рабейну Йоны еврейские мудрецы Франции ответили так:

— Если еврей читает установленный канонический текст общественной молитвы «Шмона Эсре», то его молитва даже при произнесении в одиночку будет иметь эффект произнесения молитвы в миньяне. А сказанное в Талмуде по поводу молитвы в одиночку на армейском языке относится лишь к личным просьбам об избавлении от болезней и других бед, произносимых в дополнение к основному тексту молитвы. Их следует произносить на святом языке, так как для их вознесения нужна помощь ангелов.

Особенность текста общественной молитвы «Шмона Эсрэ» состоит в том, что, произнося его (даже в одиночку и не на иврите), еврей сливается с общиной и просит о ее нуждах, и такая молитва не нуждается в дополнительных заступниках и помощниках, а принимается непосредственно Всевышним. В то же время для поднятия к Небесам личной просьбы еврея требуется посредник.

Мы видим, что мнение мудрецов Франции совпадает с пониманием Рамбама, который утверждает, что ангелы не понимают других языков, кроме иврита. Но, вместе с тем, они считают, что молитва «Шмонэ Эсрэ», прочитанная на любом языке, будет принята Всевышним. Произносящий ее канонический текст не нуждается в помощи ангелов. Но, если он захочет обратиться к Творцу с какими-то дополнительными личными просьбами, то ему все равно придется перейти на святой язык или найти миньян.

И, наконец, существует третье мнение. Это спасение для не желающих учить иврит и предпочитающих молиться дома. Рабейну Ашер (XIII век, Германия) объясняет, что ангелы отказываются возносить молитву одиночки, произнесенную на арамейском языке, потому что этот язык неугоден и неприятен им. То есть, в смысле владения языками, они — абсолютные полиглоты и способны возносить личные просьбы и молитвы на любом языке, но в отношении арамейского языка — непримиримы и «бастуют».

Причина такого поведения ангелов совершенно непонятна, ведь арамейский очень похож на иврит и имеет высокий уровень святости. На нем написаны Вавилонский и Иерусалимский Талмуд, книга «Зоар» и другие святые тексты. Кроме того, в Талмуде сказано, что Тора была дана евреям на горе Синай на святом языке и в переводе на арамейский, но арамейский текст пребывал в забвении до тех пор, пока не появился Онкелос — гер из римлян, ставший великим мудрецом Торы в поколении раби Акивы, и не возродил его.

Автор комментария Мааданей Йом Тов (XVI век, Германия) объясняет, что именно в похожести арамейского на иврит причина нежелания ангелов иметь с ним дело. В их глазах он является искаженной версией святого языка. Однако в связи с этим комментатор задает вопрос:

— Если так, то и арабский язык не подходит для молитвы — ведь Рамбам определил арабский как искаженный иврит.

Как бы то ни было, по мнению рабейну Ашера, еврей может молиться и в одиночку, при чем будут приняты любые его молитвы, в том числе и личные просьбы, на любом языке за исключением арамейского.

В «Шульхан Арухе» приведены все три вышеперечисленных мнения, соответственно, еврейский закон разрешает опереться на мнение рабейну Ашера. Это значит, что русскоязычный еврей имеет полное право молиться в одиночку по-русски. Если так, то, возможно, лучше всего организовать миньяны, где все молитвы велись бы на русском языке. Специально для евреев, не владеющих ивритом. Как уже говорилось выше, в Талмуде допускается подобное даже в отношении арамейского языка. И Рамбам, и Риф разрешают это. И действительно, мы находим в молитвеннике некоторые отдельные молитвы для общины, произносимые на арамейском языке. Например, молитва «Якум Пуркан», произносимая в субботу после завершения чтения недельной главы Торы, молитва «Брих Шмей» из книги «Зоар», которую читают при извлечении свитка Торы. Кроме того, в качестве аргумента в защиту данной идеи можно привести мнение автора комментария «Маген Авраам» на «Шульхан Арух», который постановил в качестве закона, что еврею лучше молиться на языке, который он понимает, нежели на святом языке, если он не доступен. Причина понятна: молитва должна быть служением сердца, а не механическим прочтением непонятного текста.

Однако тут есть небольшая проблема. Во-первых, в «Мишна Брура», комментарии на «Шульхан Арух», говорится, что разрешение молиться на любом языке, кроме арамейского, относится лишь к очень богобоязненным людям, которые служат Всевышнему всем сердцем, так как им необходима особая сосредоточенность во время молитвы. Что же касается «рядовых» евреев, то для них, по мнению авторов «Мишна Брура», лучше молиться именно на святом языке, даже если они не понимают смысла прочитанного, потому что святой язык несравненно выше других языков, ведь Всевышний сотворил мир с помощью этого языка и говорит на нем с пророками. А сам текст молитвы был создан величайшими мудрецами еврейского народа — мужами Великого Собрания — в период построения Второго Храма, среди которых были пророки. Они внесли в текст молитвы глубочайший смысл и скрытые тайны; и поэтому сами слова несут святость этой молитвы в духовные миры, даже если молящийся не понимает их.

Кроме того, у желающего молиться на другом языке должен быть адекватный перевод, а для этого нужно знать точное значение слов. В наше время сделать подобный перевод невозможно, так как очень многие слова имеют несколько равноправных объяснений значения, и выбрать одно из них в качестве единственно правильного невозможно.

В дополнение к вышесказанному в «Мишне Брура» упоминается мнение Хатам Софера, который доказывает, что разрешение молиться не на святом языке дано только при условии, что еврей прибегает к такой молитве только в исключительных случаях. Организовывать постоянный миньян, молящийся на другом языке, последствием чего может быть полное вытеснение святого языка из жизни евреев, запрещено.

Существует еще много причин не разрешать подобное. Главная из них состоит в том, что именно с этого шага началась реформа иудаизма в Германии в конце XVIII века, приведшая через несколько поколений к почти полному отрыву евреев Германии и других стран Европы от соблюдения заповедей Торы. Из прошлого следует извлекать уроки и понимать, что любое отклонение от традиции несет в себе опасность полного отхода от нее. Следовательно, все молитвы в синагоге должны вестись на святом языке. Хотя российский еврей и имеет право молиться по-русски и произносить на русском языке личные просьбы, вести на этом языке общественную молитву запрещено.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

СИНАГОГА

В синагоге молятся, занимаются, синагога служит местом сбора общины, в синагоге учатся. Синагога является и домом молитвы, хотя для общей молитвы синагога не нужна.

На иврите синагога – “Бет Кнессет” (Дом собраний).

И до введения в жизнь иудеев синагоги, они собирались, руководствуясь вполне понятным чувством общности. Уже в те времена (I век до н. э.) сложилась традиция, согласно которой они занимались не только религиозными делами, но и другой самой разнообразной деятельностью, в которой всегда просматривались все-таки еврейские обычаи. Можно предположить, что для встреч использовались какие-то помещения, в них не было той священности, которая характеризует синагогу. Иудеи молились, читали Тору, обсуждали социальные проблемы.

В начале первого тысячелетия историки упоминают систематические чтения по субботам как традицию. Синагога как место чтения Священного Писания упоминается также в Новом Завете, там же синагога определяется как место для молитв. После разрушения Второго Храма необходимость где-то собираться стала настолько актуальной, что пришлось подумать о специальном для этого здании. Естественно, что значение и роль синагоги с этого момента возрастает.

В синагоге должны быть две обязательных принадлежности: ков-

чег для свитков Торы и стол, за котором Тору читают. Выше, при знакомстве с Пятикнижием рассказывалось о том, как устроена скиния и что находилось в ковчеге. Это две каменные доски, скрижали, они хранились в ящике (ковчеге), покрытом золотом. После разрушения Первого Храма ковчег исчез. Позже ковчег представлял собой обычный сундук, а в средние века это уже был шкаф, закрепленный на восточной стене синагоги. В шкафу хранятся свитки Торы, являющиеся в синагоге центром внимания. Напротив ковчега висит занавес.

В некоторых синагогах над ковчегом располагают две дощечки, на которых двумя первыми словами обозначены Десять Заповедей. Дощечки могут содержать и другие тексты.

Сегодня в некоторых синагогах горит электрический свет, в других используются традиционные масляные светильники. В синагогах менора (семисвечник или девятисвечник) стоит справа от ковчега.

Обязательным местом синагоги является «бима» (площадка). На ней читают Тору. Эта площадка обычно находится в центре, но ее можно ставить с любой стороны.

В ортодоксальных синагогах женщины и мужчины сидят отдельно, что соответствует требованию Талмуда о том, что мужчины не должны отвлекаться от молитвы.

Службы в синагоге проводят ежедневно вечером, утром и днем. Ортодоксы и некоторые другие иудеи предпочитают произносить индивидуальные молитвы, когда в синагоге нет достаточного количества людей для проведения общей службы.

По праздникам чтение является главным делом, оно сопровождается церемонией шествия вокруг синагоги.

По субботам на утренней службе читается какой-нибудь отрывок из Торы. Продолжительность чтения в разных синагогах разная. Ортодоксальные общины каждую неделю прочитывают несколько глав, а за год – всю Тору. Другие растягивают чтение Торы на три года. У тех и других есть свои доводы и аргументы поступать так, а не иначе.

Реформисты считают некоторые тексты ненужными для общественных чтений и не читают. Тем не менее, во всех конгрега-циях богослужебный цикл заканчивается на праздник Закона, именно в этот день читают последнюю часть Второзакония и первую книги Бытие.

По субботам и праздникам, а также в посты и на дневной службе в День Искупления чтение Торы дополняется чтением книг Пророков.

Во время службы в синагоге, когда дверцы ковчега открываются и оттуда торжественно вынимают свиток Торы, процессия несет свиток к площадке.

Надо заметить, что делается это с благоговением. Все, что связано со свитком Торы, воспринимается торжественно и с глубоким чувством любви.

Свиток Торы представляет собой пергаментный свиток с текстом Пятикнижия. На пергамент текст копируют от руки, особыми чернилами. Как и в древности, выполняют эту работу профессиональные писцы.

Свитки Торы сворачивают в рулон, ролики (два) соединяют вместе. Свитки заворачивают в бархатную мантию.

Свитки не только тщательно берегут, но и украшают. К серебряным украшениям крепятся колокольчики, которые звенят, когда свиток несут на площадку и обратно. После чтения процессия направляется вокруг верующих. На самой площадке свиток устанавливают так, чтобы все могли его видеть. Свиток располагают горизонтально, читающий не касается текста Торы рукой, помогает себе серебряной или медной указкой.

Тора (и Пророки) в синагоге читается речитативом на иврите. Читает специально обученный человек, по особому случаю (суббота перед свадьбой или завершение оплакивания близкого родственника) читать может кто-то из верующих.

В ортодоксальной синагоге служба длится долго, на площадку по очереди выходят верующие, чтобы читать, возносить молитву, свидетельствовать. В реформистской синагоге свиток читает один человек, причем не речитативом, а просто читает. После текста на иврите следует перевод на родной язык. В реформистских синагогах читают на родном языке, и только одно благословение произносится на иврите.

Как сказано в Библии (Паралипоменон, 25), в Храме Соломона были певцы, музыканты и музыкальные инструменты. После разрушения Храма ситуация изменилась, пришлось вводить ограничения.

Работу в синагоге ведет хазан – платный наемный работник. Он проходит курс обучения, изучает Библию, Талмуд и молитвенник. Хазан участвует в пасторской работе и осуществляет религиозное руководство в синагоге. Именно на него чаще всего возлагается обязанность руководить общиной.

А главным религиозным руководителем в иудаизме и вторым платным работником синагоги является раввин. Различие между тем и другим следующее: если хазан должен быть экспертом во всем, что

касается Торы, то раввин должен быть экспертом во всех вопросах, с ней связанных. Так что центральное место Торы делает центральной фигуру раввина. Титул «рабби» (учитель) принадлежал учителям Мишны.

Уважение и власть, которой традиционно облечен раввин, проистекали из его знания Торы и умения принимать практические решения. В иудаизме духовное лидерство основывается на глубоком знании Торы, ибо без Торы иудаизм не существует.

Раввин – не толкователь Библии, он подготовлен, чтобы руководить общиной, в которой Тору читают и изучают, он помогает иудеям жить по ней.

В иудаизме есть разные взгляды на проповедь. Применительно к раввину можно сказать, что если кто и способен вести откровенные беседы с верующими, так это он.

Многие реформистские раввины проходят курсы психотерапии и других наук, способствующих установлению контакта с человеком и оказания ему помощи. В решении этических и ритуальных задач раввин считается тонким специалистом.

Работа в совете синагоги также входит в обязанности раввина, правда, это практикуется в реформистской синагоге. Ортодоксальный раввин от выполнения этих обязанностей, как правило, освобождается.

Рукоположение раввина, благодаря чему он обретает власть и авторитет, происходит в колледже после окончания учебы.

Над раввином нет централизованного контроля, он сам решает, какая часть службы должна исполняться на иврите, он же принимает решения по вопросам применения тех или иных обычаев.

Часть 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

6. Синагога и молитва

Молитва и благословение

Тора – это послание Всевышнего человеку и народу. Молитва же (на иврите тфила –) – это обращение человека к Всевышнему. Традиция уточняет: настоящая молитва – это разговор человека с Б-гом. Каждый знает: что в разговоре с человеком значение имеют как произносимые слова, так и выражение лица, мимика, жесты и т. д., потому что без них остается мало доверия к словам – даже самым красивым и убедительным. Также и в молитве важны как слова, так и сопровождающие их чувства и мысли.

Еврейская традиция установила порядок молитв. Он один и тот же для каждого еврея: от знаменитого раввина до мальчика, которому исполнилось 13 лет (молятся и маленькие дети, но 13 лет – возраст совершеннолетия, о чем мы будем говорить в разделе “Бар-мицва ” третьей части учебника; это, впрочем, не означает, что молиться надо только с этого возраста). Каждый говорит свою молитву сам, оставляя на ней “отпечаток души”, но единство молитвы объединяет в ней весь народ Израиля.

Многие считают, что молитва – это, прежде всего, просьба к Б-гу: “дай то, дай это” (возможно, потому, что по-русски слово “молитва” происходит от слова “молить”, т. е. “просить”). На самом же деле просьбы – лишь часть молитв, при этом почти все они – просьбы за весь еврейский народ, а не только за самого себя. Большинство молитв – это размышления о сущности мира и месте человека в нем, о связи между еврейским народом и Торой , а также выражение благодарности Всевышнему.

В связи с этим почти во всех молитвах есть две главные части: Шма и Амида – обе короткие, но исключительно важные: первая концентрирует философскую сущность еврейства и идею преемственности, вторая выражает чувство благодарности еврея к Творцу и пожелания о благословении для еврейского народа.

Шма (– “Слушай!” ) – начинается словами “ Слушай, Израиль: Б-г Всесильный наш - один “. Мидраш рассказывает: когда уходил из этого мира наш праотец Яаков, он хотел убедиться, что дети его, оставшись в Египте, не забудут, чему он учил их, не станут идолопоклонниками, как другие народы, и передадут эту эстафету своим детям, чтобы они затем передали своим. И сказали его дети: “ Слушай, Израиль (то есть Яаков). “. И до сегодняшнего дня традиция говорит: еврей должен дважды в день произнести: “ Слушай, Израиль (и праотец Яаков, и весь народ), я знаю. “. Эту молитву должен читать еврей, как только он научится говорить и когда приходит его последний час. С этих слов начинали еврейские дети учиться; с этими словами евреи готовы были погибнуть во все века – на кострах инквизиции и от римских пыток.

Амида (– “Стояние”, так как она читается обязательно стоя) состоит из 19-ти коротких стихов-благословений, каждый из которых выражает благодарность Всевышнему за все, что составляет предмет еврейской веры: за то, что Он защищает праотца Авраhама и обещает оживить умерших, за святость Его и за то, что дал человеку разум, за то, что вернет еврейских изгнанников в Землю Израиля и отстроен будет Иерусалим – и т. д. Всего, как уже было сказано, – 19 таких благодарностей; при этом 13 из них – одновременно и просьбы о благополучии (всего народа). Каждая из них заканчивается словами ” ” – “Барух ата. ” (“Благословен Ты. “) с конкретным добавлением. Поэтому эти благодарности называются “благословения” (на иврите брахот , в единственном числе – браха ). Изначально в Амиде было 18 благословений, и поэтому у этой молитвы есть также другое историческое название – Шмоне-Эсре (– “Восемнадцать” на иврите). Еще одно благословение добавили позже, во времена Талмуда . Но название Шмоне-Эсре сохранилось.

Кроме этих 19-ти, существуют еще много других брахот , которые в молитву Амида не входят. Как и брахот из Амиды , они начинаются словами “Барух ата. “. Это – короткие фразы, которые произносятся в разных ситуациях: до еды и после; при зажигании субботних и праздничных свечей; при изучении Торы ; при встрече с мудрым человеком; в момент, когда наблюдают какое-либо удивительное явление природы; при избавлении от опасности или достижении важной цели; просыпаясь утром и перед сном. Когда кто-то говорит благословение, окружающие отвечают “амен ” (в приблизительном переводе с иврита – “верно “).

Практически все молитвы – на иврите (есть несколько очень коротких молитв на арамейском языке): ведь если Всевышний избрал этот язык для того, чтобы на нем дать евреям Тору , было бы странно, если бы евреи благодарили Его за это на другом языке. Однако незнание иврита не считается препятствием для молитвы: традиция разрешает молиться на том языке, который человек понимает – разумеется, если это не мешает коллективной молитве. Исключение составляет биркат коhаним . Об этой молитве мы будем говорить в параграфе “Особенности общественной молитвы”.

Молятся евреи с покрытой головой. Очень часто для этого используют специальный головной убор – кипа . Придерживающиеся традиции евреи покрывают голову постоянно (не только во время молитвы). Постоянно покрывать голову – не заповедь, но – обычай. Столь древний, что на сегодняшний день он принят всеми общинами.

Вопросы для повторения

Что такое молитва в еврейской традиции?

Что такое благословение? С каких слов оно начинается?

Какие две части присутствуют почти во всех молитвах?

Что такое молитва “Шма”? Когда ее произносят?

Что вы знаете из традиции о словах этой молитвы”?

Сколько благословений в молитве “Шмонэ-Эсре”? Почему она так называется?

Какие другие благословения вы знаете?

Когда говорят “амен”?

На каком языке нужно молиться?

Что такое кипа? Ее ношение – заповедь или обычай?

Общественная и личная молитва

В принципе почти все молитвы человек может читать сам. Однако еврейская традиция рекомендует всегда, когда это возможно, молиться вместе. Для этого необходимо 10 молящихся (на иврите миньян –) – взрослых (не моложе 13 лет) мужчин-евреев.

Наиболее удобно молиться в синагоге, где есть расписание постоянных миньянов на каждую молитву. Кстати говоря, синагога – слово греческое, на иврите она называется бейт-кнессет (), что означает “дом собрания”. Человек, который молится регулярно, обычно имеет постоянное место в синагоге и молится в привычном ему миньяне .

Миньян можно собрать и в любом другом подходящем для этого месте. В некоторых случаях это надо делать именно дома: например, во время соблюдения траура по умершему молятся в доме его родственников.

Есть три главные ежедневные общественные молитвы: шахарит () – утренняя, минха () – послеполуденная и маарив () – вечерняя. В субботу и праздники после шахарит есть дополнительная молитва – мусаф . Все эти молитвы рекомендуется читать в миньяне – особенно в праздники.

Шма читается в шахарит и в маарив . Амида читается во время каждой из названных главных общественных молитв, причем во время шахарит и минхи молящиеся сначала читают ее – каждый про себя, а затем Амиду повторяет ведущий молитву шлиах-цибур (см. следующий раздел).

Вопросы для повторения

Что такое общественная молитва?

Что для нее необходимо?

Какие ежедневные общественные молитвы вы знаете?

Особые функции в общественной молитве

У общественной молитвы есть свои особенности. При ее чтении необходимо некоторое количество людей, выполняющих определенные функции:

Шац () – сокращение от слов шлиах-цибур (– “посланник общины”) ведет молитву; остальные повторяют за ним.

В праздничные дни значительные части молитвы принято петь, поэтому шац должен петь молитву, используя общепринятую мелодию – тогда его называют хазан – (на идише – кантор).

Бааль-криа (, буквально “чтец”) – для чтения свитка Торы нужен человек, умеющий читать Тору по свитку “правильно” (то есть с огласовками и таамим , не указанными в свитке – см. параграф “Дарование Торы”); о чтении свитка мы еще будем говорить отдельно.

Любой молящийся может быть шац или бааль-криа . Обычно в общине либо есть постоянные люди, выполняющие эти обязанности, либо их по очереди выполняют уважаемые люди, а иногда уважение оказывают гостю общины.

В Эрец-Исраэль в определенный момент молитв шахарит и мусаф (в остальном мире – только в праздники) принято произносить специальное благословение коhенов (– биркат коhаним ). Коhен () – это потомок Аhарона , брата Моше , первого еврейского первосвященника. Во времена Храма коhены несли храмовую службу. Это звание передается от отца к сыну: коhеном нельзя стать, можно только родиться. Биркат коhаним – единственная молитва, которую не произносят на других языках, только на иврите.

Вопросы для повторения

Какие особенности общественной молитвы вы знаете?

Любой ли человек может выполнять особые функции?

Как устроена синагога

В любой синагоге (или в зале, используемом для молитв) есть арон hа-кодеш – шкаф, в котором хранятся свитки Торы . Обычно он закрыт и занавешен специальным покрывалом – парохет . Арон hа-кодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или вернуть его обратно; его также держат открытым во время определенных молитв. Впереди арон hа-кодеш (и несколько выше него) постоянно горит источник света – нер-тамид , символически напоминая светильник в Храме.

Обычно синагоги во всем мире строились так, чтобы арон hа-кодеш был обращен в сторону Иерусалима (чтобы человек, стоящий перед арон hа-кодеш , молился в сторону Иерусалима). Если же синагога (или просто молящийся) находятся в Иерусалиме – арон hа-кодеш направлен в сторону hар hа-Байит – Храмовой горы.

Посреди синагоги находится бима – возвышение, а на нем – стол, на который кладут свиток Торы для чтения.

Традиционное убранство синагоги

Цифрами обозначены: 1 – бима, 2 – нер-тамид,

3 – арон hа-кодеш, 4 – парохет

По еврейским законам мужчины и женщины не молятся вместе, поэтому часть синагоги специально отделена для женщин (чаще всего – второй этаж) – эзрат нашим .

Обычно в любой синагоге проводятся также уроки Торы , поэтому по стенам синагоги, как правило, расставлены книжные полки с молитвенниками и книгами для занятий.

Синагога – место, где молятся, а не музей и не клуб. Поэтому желательно, чтобы ничто не отвлекало человека от молитвы: в частности, на стенах зала синагоги не вешают ни портретов знаменитых людей, ни картин великих художников (даже если на них нарисованы сцены из еврейской истории). Синагога должна быть чистой, аккуратной и, если возможно, – красивой, но главное – она должна отвечать своему предназначению.

В синагогу всегда надо входить с покрытой головой.

Вопросы для повторения

Какие предметы есть в любой синагоге?

Какие требования предъявляются к внутреннему убранству синагоги?

Чтение Торы

Свитки Торы , находящиеся в арон hа-кодеш , вынимаются из него для чтения во время коллективной молитвы в некоторых особых случаях: по субботам и праздникам, а также для короткого чтения – утром в понедельник и четверг. Читают отрывок из недельной главы или всю ее целиком, а в праздники – фрагмент, имеющий отношение к этому дню.

Когда свитки Торы из арон hа-кодеш выносят или возвращают на место, присутствующие в синагоге встают. Принято вставать в тот момент, когда раскрывают парохет , и садиться, когда его закрывают.

Свиток кладут на биму и раскрывают в нужном месте. Читает свиток бааль-криа – человек, который умеет читать его правильно, помнит наизусть то, чего не видно в свитке: огласовки, таамим , знает, как текст разбивается на отрывки для чтения.

Текст, предназначенный для чтения, разбит на внутренние отрывки (например, недельная глава – на дни), число которых может быть от трех до семи. Для чтения каждого из отрывков вызывается кто-то из молящихся – сначала коhен , затем левит, затем остальные. Вызванный не читает свиток сам (это делает бааль-криа ), а следит за чтением по свитку; перед и после чтения он говорит специальные благословения. Принято вызывать к Торе людей накануне их свадьбы или бар-мицвы , к Торе вызывают мужчину, у которого родился ребенок, или того, кто счастливо избежал опасности (в этом случае после чтения отрывка вызванный говорит специальное благословение – биркат hа-гомель ). Принято вызывать также гостей – особенно почетных, новых членов общины и т. д. Если по каким-либо причинам хотят вызвать более семи человек, то иногда разбивают (по определенным правилам) отрывок на два или читают отрывок дважды.

Между чтениями отрывков из Торы и после них читаются некоторые специальные молитвы: за здоровье больных людей и новорожденных, за погибших, за правительство страны (если оно позволяет евреям жить еврейской жизнью) и др. В особых случаях читают два разных фрагмента из Торы – по двум свиткам (а в некоторых, редких случаях – по трем свиткам). На праздник Симхат-Тора (см. вторую часть пособия) из арон hа-кодеш вынимают все свитки, которые есть в синагоге.

Отметим еще раз, что чтение Торы – это чтение вслух по свитку. Остальные молящиеся следят за текстом – обычно по книге.

Когда свиток прочитан, вызывают еще двух молящихся. Это – магбиаh (– “поднимающий”) и голель (– “сворачивающий”). Первый поднимает Свиток Торы , чтобы его увидели все и сказали: “ Это - та самая Тора , что передал нам Всевышний из уст Своих руками Моше-рабейну . “, а затем второй сворачивает свиток Торы и накрывает его специальным образом.

После чтения свитка Торы в субботу и праздники читают соответствующий отрывок из ТаНаХа – по книге. Этот отрывок называется hафтара (). Подробнее об этом мы будем говорить во второй части поосбия, в главе “Суббота”.

Вопросы для повторения

Когда читают Тору в синагоге?

Читают ли ее по печатному тексту?

Как происходит чтение?

В каком порядке вызывают молящихся к чтению Торы?

Кто такие магбиаh и голел?

Что такое hафтара?

Личные молитвы

Ряд молитв человек читает сам или в кругу семьи. Например:

Биркат hа-мазон () – молитва после еды;

Кидуш () – специальное благословение в субботу и праздники (читается перед праздничной трапезой вечером и утром);

Тфилат hа-дерех () – “Дорожная молитва” (ее читают, отправляясь в дорогу, когда покидают свой город.

Чтение Шма ночью () – молитва перед сном.

Большинство благословений относятся к личным молитвам.

Вопросы для повторения

Какие личные молитвы вы знаете?

Молитвенник

Ясно, что число молитв велико, запомнить их все – трудно. Поэтому существуют специальные сборники – молитвенники (на иврите – сидур ), содержащие молитвы и благословения в удобном для использования порядке. Молитвенник, содержащий молитвы какого-то праздника, называется махзор ().

Текст сидуров разных общин совпадает примерно на 80-90%, однако между ними имеются и некоторые различия. Поэтому на молитвеннике обозначен нусах (зсер ) – “стиль “, “вариант ” текста молитв Самые распространенные варианты (нусахим ): ашкеназ, сфарад, эдот hа-мизрах (восточных общин), Ари-заль (по имени его составителя, великого каббалиста из Цфата рабби Ицхака Лурье ). Традиция рекомендует каждому человеку молиться так, как это было принято у него в семье или (если в семье традиции не соблюдали) – как принято у того человека, который научил молитвам. Внутри синагоги молятся по нусаху, принятому в данной общине.

При этом надо помнить, что по своей структуре еврейская молитва практически не отличается не только географически (то есть у разных общин), но и по времени: на протяжении, по крайней мере, последних двух тысяч лет общая структура молитвы почти не изменилась. Это происходило на фоне подъема и распада культур, на всех континентах Земли. Если вы раскроете сидур и прочитаете в нем Шма , подумайте о том, что от Китая до Аргентины, от Йемена до Аляски, от Австралии до Голландии и от Йоханнесбурга до Москвы – вот уже сотни поколений евреев примерно в одно и то же время читают те же слова. Представьте себе, сколько людей сейчас одновременно с вами (возможно, с поправкой на часовые пояса) говорят их, какой мощный “Слушай, Израиль!” звучит с вами в унисон. И тогда, наверное, вы почувствуете себя по-другому.

Народ Израиля всегда вызывал зависть, ненависть и восхищение у европейцев. Даже утратившие свое государство и вынужденные скитаться без малого две тысячи лет, его представители не ассимилировались среди других этносов, а сохранили как свою национальную идентичность, так и культуру, основанную на глубокой религиозной традиции. Какая вера у евреев? Ведь благодаря ей они пережили множество держав, империй и целых народов. Они прошли все – власть и рабство, периоды мира и раздора, социальное благополучие и геноцид. Религия евреев – иудаизм, и именно благодаря ему они все еще играют важную роль на исторической сцене.

Первое откровение Яхве

Религиозная традиция евреев является монотеистической, то есть признает только одного бога. Имя его – Яхве, что буквально означает «тот, кто был, есть и будет».

Сегодня иудеи верят, что Яхве — творец и создатель мира, а всех прочих богов они считают ложными.

Иудаизм — вера евреев
Марк Раик

Сейчас принято различать понятия «иудей» и «еврей», но раньше эти понятия были тождественны: все евреи были иудеями (хотя не все иудеи были из евреев), и в Священном Писании они, эти понятия, не разделяются. Кроме того, в библейские времена, практически до прихода Мессии, едины были или во всяком случае очень тесно переплетались и понятия «вера» и «религия». После прихода Спасителя и отвержения Его теми, к кому Он пришел прежде всего, и разрушения храма эти понятия стали различаться уже в достаточной мере наглядно. После этих событий вера иудеев переродилась в религию, ставшею окаменевшим, сухим руслом прежде живой веры в живого Бога. От веры остались лишь мертвые догмы.

Религия евреев, как и их история, — одна из древнейших в мире и восходит к праотцам Израиля Аврааму, Исааку и Иакову. Авраам, первый еврей, с которым Творец заключил завет, жил более 2000 лет до Р. Х.

Иудаизм предъявляет четкие требования к кандидату в мессии. Иисус таким требованиям не соответствовал. Попытки христианских богословов трактовать ТАНАХ, выискивая там пророчества об основателе их религии являются крайне тенденциозными.

С точки зрения еврейской традиции, Мессии предстоит выполнить очень важную задачу: привести мир к пониманию Б-га, установить на земле мир, справедливость и всеобщую гармонию. Поскольку исторический персонаж по имени Иисус с этой миссией не справился, ранние христиане кардинально изменили саму концепцию религиозного спасения. В результате, христианство трансформировалось из еврейской мессианской секты, одной из многих на пестрой теологической палитре Ближнего Востока, в отдельную религию, совершенно чуждую фундаментальным концепциям иудаизма.

Вера в приход Мессии всегда была важной составной частью иудейской доктрины. Еврейский законоучитель Маймонид (Рамбам) включил эту веру в число тринадцати основных принципов.

Иудаизм - национальная религия евреев

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм - это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.

Боги в иудаизме

История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части — Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов.

В Библии. Представление о Боге как о творце и властелине Вселенной с достаточной четкостью выкристаллизовывается в Библии, но следует обратить внимание на факторы, свидетельствующие о разных стадиях развития этого представления. На определенном этапе ярко выступает понятие Бога семьи, родового Бога, который именуется «Бог отцов». Это - аутентичное понятие, не реконструированное на основании верований предыдущих поколений.

Оно относится к эпохе, описанной в цикле повествований о патриархах в книге Бытие, то есть к первой половине 2-го тысячелетия до н. э., и играет весьма существенную роль на дальнейших этапах развития представления о Творце. Бог отцов находится в постоянной связи с главой рода. Имя такого главы становится эпитетом имени самого Бога: «Бог Авраама», «Бог Исаака» и «Бог Иакова». Бог заключает брит (союз, Завет, договор) с главой рода и выделяет этот род из среды всех других родов.

Иудаизм – одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу – монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам.

Город, в который нельзя не вернуться.

Теперь мы поняли, мимо чего мы не могли пройти просто так, куда захотелось опять всем вернуться. ЕГО ПРИСУТСТВИЕ!!! Рассказывать об этом невозможно, это надо чувствовать кожей. Там надо БЫТЬ!

«Я снова увижусь с вами…»

Иззи Эзагуи – единственный сын семьи хабадников-репатриантов из США. Сразу был мобилизован в ЦАХАЛ. В операции «Литой свинец» командовал подразделением спецназа. Потеряв руку, несколько месяцев провел в госпитале, выписавшись, тренировался, чтобы вернуться в армию. 06.12.2012

Религия евреев (Иудаизм)

Религия евреев — иудаизм — одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама — двух крупнейших современных мировых религий.

Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже «мозаизм») — по имени легендарного законодателя евреев.

Естествен большой интерес к этой религии. Огромно количество посвященных ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана и большая трудность в изучении его истории.

ИУДАИЗМ - религия, исповедуемая евреями (и прозелитами из других народов). Термин образован от этнонима “иудеи” (ср. альтернативное обозначение “израильское вероисповедание”, принятое в 19-1-й пол. 20 в. в странах Европы). Известны (сравнительно немногочисленные) случаи, когда другие народы принимали иудаизм: в 8 в. это сделала правящая элита хазаров, после падения своего государства растворившаяся в крымско-украикском еврействе; абиссинское племя фаллаша существует до сих пор (массовое переселение в Израиль). Однако в целом религиозное самосознание в пределах иудаизма неотличимо от этнического самосознания. Это дает ему особое место в феноменологии религий между этническими религиями типа индуизма и универсалистскими религиями-учениями (буддизм, христианство, ислам)’, в отличие от индуистских каст иудаизм оставляет некоторые возможности войти в него извне через принятие учения и инициационный обряд (обрезание).

Правда ли, что иудеи и христиане поклоняются одному и тому же Богу?

Здравствуйте о. Олег!
С возвращением Вас! Снова пишу, так как сама не знаю ответа.
Нынешние иудеи верят в своего Бога Яхве (Иегову), при этом православием и другими христианскими конфессиями не опровергается, что Иисуса Христа послал вовсе не Яхве-Иегова, так как считается, что нынешние иудеи Моисеева Закона продолжают традицию ветхозаветных пророков. Т.е. прямо не говорится богословами, что Тот в Кого верят иудеи СЕГОДНЯ, а именно Иегова, не является Отцом Небесным Иисуса Христа. Поэтому многие христиане думают, что сегодняшние иудеи, поклоняющиеся Яхве, верят в того же самого Бога-Отца, Который послал Христа на землю, поэтому люди так легко идут в секту Иеговистов. Мне кажется что нет четкой позиции по этому вопросу.

В. Шапиро: Итак, тему первой лекции мы обозначили «Во что верят и как молятся евреи». Поскольку здесь аудитория, интересующаяся разными проявлениями духовной жизни, всякими трансцендентными сущностями, то надо говорить о том запредельном, что существует в иудаизме, и о том, что отличает духовную, религиозную жизнь от обыденной. С другой стороны, для иудаизма характерна очень высокая степень обыденности всех духовных проявлений. Многие вещи, к которым люди стремятся, достигают их путём обременительной духовной практики - для еврея они часто существуют сами собой, как что-то такое естественное, то, что существует от рождения, как некое наследство. Вот бывает, что человек что-то с большим трудом зарабатывает, а бывает, что человек рождается, а у него всё есть, досталось ему по наследству. Другой вопрос, насколько разумно человек впоследствии распоряжается этим наследством и к чему потом приходит.

Постигая Божество, человек вначале включает в свое представление о нем всех богов, затем подчиняет всех чуждых богов племенному божеству и, наконец, исключает всех, кроме одного Бога, обладающего конечной и высшей ценностью. Евреи соединили всех богов в своей более возвышенной концепции Господа Бога Израиля. Индусы также объединили своих разнообразных божеств в «единую духовность богов», представленную в Ригведе, в то время как месопотамцы свели своих богов к более централизованному представлению о Бел-Мардуке. Эти монотеистические идеи созрели во всём мире вскоре после того как Макивента Мелхиседек появился в палестинском Салиме. Однако концепция Мелхиседека отличалась от эволюционной философии включения, подчинения и исключения: она основывалась только на созидательной силе и сразу же оказала воздействие на высшие представления о божестве в Месопотамии.

ИУДАИЗМ, иудейская религия, иудейство, еврейство (др.-греч. - «еврейская религия», от названия Иудейского царства), -

религия еврейского народа, возникшая в I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке и тесно связанная с национальным менталитетом и этико-правовыми обычаями иудеев; одна из древнейших монотеистических религий человечества.

Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним словом и строго не разграничиваются, что соответствует пониманию еврейства в самом иудаизме.

В религиоведении принято различать три исторических периода в развитии ИУДАИЗМА:

1) храмовый (в период существования Иерусалимского храма);
2) талмудический (конец I-VI вв.);
3) раввинистический (с VI в. по настоящее время).

Современный ИУДАИЗМ сложился на основе движения фарисеев (перушим), возникшего в Палестине в эпоху династии Маккавеев (II в. до н. э.).

Основой иудаизма служит учение аккумулированное в Ветхом завете. Ортодоксальная еврейская религия не признает священность Нового завета, в котором собрано учение Иисуса Христа. Религия же христиан, как католиков так и православных, основывается на всей Библии в целом, содержащей и Ветхий и Новый заветы. Только протестантизм (одна из ветвей христианства) не признает Ветхий завет.

Доводы иудаизма против Христа

Еврейская религиозная литература приводит некоторые доводы, якобы свидетельствующие, что Христос не являлся Мессией (пророком, посланником Бога) и не мог быть богочеловеком, а его учение, следовательно, не может быть истинным.

Согласно предсказаниям древних еврейских пророков, таких как Исайя и Осия, истинный Мессия, появления которого ждут евреи, должен сотворить много знаменательных событий. Вернуть миру божественную гармонию, воскресить мертвых, собрать всех рассеянных по миру евреев в небесный Иерусалим, прекратить все войны и даже животных заставить жить.

Некоторые особенности молитвы в синагоге

Мне показалось это очень интересным! В статье также говорится об молитве о которой говорил Иисус ученикам - "Отче наш", а так же о значении слова "Аминь(Амен)".

Еврейская молитва

Есть некоторые особенности молитвы в синагоге, которые могут показаться христианам примечательными. Одно из первых впечатлений постороннего посетителя может оказаться таким, что служба и особенно литургия в синагоге менее организованы, чем в церкви. Ему может показаться, что молящиеся не так внимательны к ведущему службу, как это принято у христиан. Иногда кто-то из молящихся молится вслух как бы сам по себе. Затем, как будто внезапно, все присутствующие объединяются в общей молитве или в общих песнопениях, затем опять каждый молится отдельно. После этого может наступить тишина, прерываемая лишь отдельными людьми, громко произносящими слова молитвы, а затем все начинают вновь молиться и петь вместе, причем всегда знают, когда это надо делать. Посетителю трудно это понять и трудно следить за ходом молитвы. Даже у тех, кто изучал иврит и еврейский молитвенник, возможно, займет немало времени, пока они смогут следить за ходом молитвы к синагоге. Поэ тому мы попытаемся обьяснить некоторые особенности еврейской молитвы, которые в какой-то мере прольют свет на службу в синагоге.

Сидур

Порядок службы в синагоге определяется молитвенником (на иврите сидур, что значит «упорядочение»). Молитвенник содержит общие молитвы и молитвы для одного человека, порядок службы, многочисленные от рывки из Танаха, а также отрывки из Талмуда. Не которые более расширенные молитвенники содержат даже весь Псалтирь, а также песнопения для субботы и праздников. Хотя сидур не существовал в письменной форме до IX века и не был доступен для каждого молящегося в си нагоге до изобретения книгопечатания в XV веке, большая часть составляющих его текстов относится к значительно более раннему времени, вплоть до периода Нового Завета и даже до него. Молитвы и их порядок в основ ных чертах были установлены до рассеяния евреев в 70 г. н.э., когда был разрушен Иерусалим. Это рассеяние еще увеличилось после подавления восстания Бар-Кохбы римлянами в 135 г. н.э. Вследствие своей давности, сидур и служба в синагоге открывают окно в мир еврей ской веры и молитвы, в тот мир, в котором возникло христианство. Между ашкеназским и сефардским молитвенниками имеются некоторые различия. Однако они незначительны, и евреи могут без каких-либо трудностей принимать участие в службе в любой синагоге в любом месте в мире. По сравнению с различиями в христианском мире это всемирное единство поразительно.

Кавана

Многие христиане не очень одобрительно относятся к записанным молитвам. Они предпочитают свободные молитвы, «льющиеся из сердца». В иудаизме принцип свободной молитвы также считается очень важным, о чем можно прочесть и трактате Мишны «Наставления отцов» (Пирке Авот) 2:13: «Рабби Шим"он говорил: Будь внимателен при чтении Шма и в молитве; когда молишься, не считай молитву повинностью, а просьбой о милости и милосердии пред Богом Благословенным, как сказано [Иоиль 2:13|: Ибо Он благ и милосерд, долго терпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии». Еврейская традиция относится к свободной молитве как к «помышлению сердца» и считает ее желательной в лю бое время, днем и ночью.

«Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, Твердыня моя и Избавитель мой» (Псалм 19:15).

При этом не следует забывать, что Иисус сам учил своих учеников установленной молитве, до сего дня хри стиане молятся этими словами. Молитва Господа, в сущ ности, - типичная еврейская молитва. По всей вероят ности, Иисус в синагоге читал многие из тех молитв, которые можно увидеть в сидуре сегодня. Один еврейский ученый нашел, что молитву Господа можно соста вить из еврейских молитв; таким образом, он показал, что Иисус молился так же, как молились в синагоге в его время. Каждое слово в приведенной ниже молитве взято из традиционных еврейских молитв:

Отец наш, который на небесах,

Да святится великое Имя Твое

В мире, который Ты сотворил по воле Твоей.

Да придет царство Твое и царская власть Твоя вскоре,

И да признают Тебя все народы земли.

Да будет превознесено Имя Твое во веки веков,

Да исполнится воля Твоя на небе и на земле.

Пошли мир и успокоение всем боящимся Тебя.

И делай с нами все, что Ты полагаешь благом для нас.

И дай нам насытиться хлебом,

Что Ты посылаешь нам каждый день.

Прости нас, Отец наш, ибо мы грешили.

Прости и тех, кто причинил нам зло,

Как и мы прощаем их. И не введи нас в соблазн,

Но сохрани нас от всякого зла.

Ибо Твое величие, и власть, и слава,

И победа, и великолепие,

И все на небе и на земле,

Вся земля Твоя,

И Ты Господь всего сущего вовеки!

Аминь.

Еще одна особенность еврейской молитвы, которая может составить проблему для христиан - это частое по вторение одних и тех же молитв. Но следует помнить, что Матфей 6:7 предостерегает не против повторения молитв как таковых, но против суетного многословия, подобно тому как в Первом послании к Тимофею 6:10 Павел называет «корнем всех зол» не деньги, а сребро любие. Так же и в отношении цицит и тефиллин в Евангелии от Матфея 23:5 осуждается не ношение этих предметов, но злоупотребление ими. Таким же злоупо треблением было бы повторение молитв всуе. Пустое повторение молитв не может считаться исполнением заповедей. Во многих синагогах можно увидеть на стене надпись: «Помни, перед Кем ты стоишь» (Талмуд, Берахот 28-6). Есть в иврите понятие, подчеркивающее важнейшее свойство молитвы: кавана. Слово это означает «намерение», в данном случае имеется в виду намерение, вкладываемое в молитву и в другие религиозные обряды. Не обходимо направить душу к Богу, подобно тому, как на страивают радио на определенную волну. Когда человек произносит молитву, он не должен читать ее как обыч ный текст, он должен чувствовать, что стоит перед Богом. Молящийся должен настроить свое сердце так, чтобы оно было обращено к Богу.

Чтобы это сделать, следует заранее подготовиться к молитве. Необходимо также во время молитвы держаться уважительно. Нельзя сидеть или стоять в развязной ма нере перед царем или высоко почитаемым человеком. Поэтому евреи часто встают во время молитвы.

Еще один способ достичь нужного настроя - это со вершать определенные телодвижения, используемые исключительно во время молитвы. Часто можно видеть, как мужчины во время молитвы или учебы раскачиваются взад и вперед. Эта традиционная практика помогает сосредоточиться на молитве и расширить ее за пределы слов посредством участия в ней тела, как сказано в Псал ме 34:10: «Все кости мои скажут: Господи! кто подо бен Тебе...». Это раскачивание во время молитвы имеет такую давнюю традицию, что для многих евреев оно стало почти автоматическим.

молитва Иудея

Смиренная молитва

Молитва - это большая привилегия. Ведь мы при ближаемся к Господу Пресвятому, к Царю царей, к все могущему Богу. Часть ежедневной утренней молитвы очень четко выражает эту мысль. Евреи начинают свой день с подобной молитвы:

Властелин всех миров и Владыка владык! Не на праведность свою полагаемся мы, обращая к Тебе наши мольбы, а на милосердие великое Твое. Что есть мы, что наша жизнь, что на ши добрые дела, что наша праведность, что наше спасение, что наша сила, что наша сме лость; что мы можем сказать Тебе, Господь, Бог наш и Бог отцов наших! Ведь всякий сильный - ничто пред Тобою; и прославленные мужи словно и не существовали никогда, и мудрецы подобны лишенным знания, и ра зумные подобны /лишенным разума; все мно жество дел их кажется несущественным, и дни их жизни ничтожны, и нет преимущества у человека перед животным, ибо все суета...

Однако мы народ Твой, сыновья Завета Твоего, потомки любимого Тобой Аврагама, ко торому дал Ты Свою клятву на горе Мориа; потомство Исаака, единственного его сына, который был связан и возложен на жерт венник; мы община Иакова, которого по любви Своей к нему назвал Ты Израилем. Поэтому мы обязаны благодарить, и восхвалять, и славить Тебя, и освящать Имя Твое, и возносить хвалу и благодарение. Счастливы мы! Как хороша наша доля, как отрадна судь ба наша и как прекрасно наше наследие! Сча стливы мы, ибо с утра и до вечера в синагогах и домах учения провозглашаем единство Име ни Твоего, и каждый день дважды произносим с любовью: Шма - «Слушай, Израиль, Господь — Бог наш, Господь един!»

Бог Сам говорил с нами и явил Себя в откровении нам. Он желает общаться с нами. Так что когда мы молимся, мы, в сущности, отвечаем на Его призыв. Молиться зна чит, прежде всего отвечать! Из этой молитвы видно, насколько евреи считают себя незначительными и какой ничтожной свою праведность перед Богом. Здесь поднимается проблема, общая для всех молитв: как мы, сознавая свою незначительность, можем обращаться к Богу и ожидать, что Он услышит нас? Ведь мы лишь прах. Мы грешны. И все же мы стоим перед лицом Бога, обращаемся к Нему и надеемся, что Он услышит нас. Как же мы осмеливаемся обращаться к Ца рю вселенной?! Ответ заключается в том, что мы можем приблизиться к Нему, только через Кровь Христа, т.к. только Кровь Иешуа га Машиаха омывает наши души, уничтожая грехи, и мы очищенные и омытые имеем право придти к престолу благодати.

«Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоанн 3:35,36).

Индивидуальная и общая молитва

Характерная особенность еврейской молитвы в том, что это прежде всего общая молитва, то есть молитва от имени всего народа Израиля. Поэтому она почти всегда во множественном числе («мы», «нас» и т.д.), как и в молитве «Отче наш». Так избранный народ Бога обра щается к Богу завета. Основная молитва в синагоге - молитва от имени всего народа Израиля.

При этом служба в синагоге включает и индиви дуальную молитву. Отдельный человек считает себя частью народа Израиля, и так он и молится. Поэтому общая молитва занимает большую часть службы. Народ Израиля, который был избран Богом быть «цар ством священников и народом святым», стоит перед своим Господом.

Еврейская коллективная молитва, содержащая благо словения, восхваления и личные просьбы, очень важна для укрепления веры и для поддержания общности евреев. Молитва общины считается особенно важной и действенной в свете таких стихов, как «Во множестве народа - величие царя» (Притчи 14:28). Одна нить веревки может быть прочной, но ее прочность возрастает многократно, когда она сплетается с другими нитями и обра зует веревку, как сказано в Экклесиасте 4:12: «...нитка, втрое скрученная, не скоро порвется».

Три ежедневные молитвы

Соблюдающий заповеди еврей молится три раза в день, как делал пророк Даниил: «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Даниил 6:10).

Две из трех ежедневных молитв соответствуют еже дневным жертвоприношениям, происходившим в Храме. Это утренняя (шахарит) и послеполуденная (минха) молитвы. Таким образом, после разрушения 2 Храма (70г.) иудаизм стал религией без жертвоприношений и без искупления кровью. Раввины не захотели принять и понять значение жертвы Иешуа га Машиаха (Иисуса Христа) на Голгофе. Иудаизм Священных Писаний был заменен талмудическим иудаизмом, уходящим корнями в религию фарисеев, небольшой группы евреев, строго соблюдающих ритуалы и отвергающих Иешуа из Назарета, отрицающих Его воскресение.

Вечерняя молитва (аравит или маарив) не имеет прямого соответствия в храмовой службе. Некоторые считают, что она связана с сожжением остатков ежедне вных жертв, не сгоревших на алтаре. Есть предание, что три ежедневные молитвы были установлены тремя пат риархами: Аврагамом, Исааком и Иаковом.

На протяжении многих столетий синагога была духовным, культурным и общественным центром для евреев. Трудно представить, как евреи смогли бы пережить выпавшие на их долю страшные катастрофы без такой духовной крепости, как синагога. Когда Иерусалим пере стал быть физическим центром еврейскою народа, сина гога как бы перенесла Иерусалим в страны рассеяния и сохранила живую память о Иерусалимском Храме.

Синагога не только стала духовным центром еврей ского народа, но явилась и исходным образцом, как для церкви, так и для мечети. Поэтому можно сказать, что ни один другой институт человеческого общества не имеет такой долгой непрерывной истории. Синагога сыграла большую роль в сохранении еврейского народа, его культуры, традиции.

Хотя первые христиане - евреи, принявшие Иешуа из Назарета Своим Мессией, были изгнаны из синагог после разрушения Храма и по сегодняшний день. В Явне (70г. н.э.) приняты первые постановления против евреев верующих в Иешуа из Назарета. Был издан «такканот» (официальный указ раввината), где были сформулированы постановления против христиан и других еретиков. Это означало, что когда иудеи собирались вместе для ежедневных молитв, которые отныне заменяли ежедневные жертвоприношения, проклятие против еврейских верующих в Иешуа добавлялось к особой молитве «Шмона Эсрей» («Восемнадцать благословений»). Оно гласило:

«Да не будет надежды у отступников, покуда не вернутся они к Твоей Торе, и да исчезнут в миг назареи и миним. Да сотрутся они из книги жизни и не будут записаны вместе с праведниками.» (фрагмент из Генизы-1925).

Аминь

Еврейское слово аминь (на иврите амен), которое часто можно услышать при службе в синагоге как ответ молящихся на произносимую ведущим молитву благословения Господа, выражает одобрение только что услышанных слов. В книге Второзаконие 27:15-16 читаем: «И весь народ скажет: амэн» - как ответ на произносимые священником проклятия, нарушающим Божественные заповеди.

Слово это означает «истина». Его также можно истолковать как акроним, составленный из начальных букв трех слов: алеф - первая буква слова Эль (Бог), мем -первая буква слова мелех (царь) и нун - первая буква слова неэман (верный, истинный, надежный). Таким образом, получается фраза: Бог - истинный царь. Так что амен - это признание вечного истинного Царя, Которого мы должны почитать и к Которому направлены наши молитвы.