Русская изба. Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен(33) Светелка в русской избе ярославской губернии

В традиционном русском доме все целесообразно и рационально. Ничего лишнего, веками выверено и отобрано только то, что необходимо.
Северный русский дом представляет в плане прямоугольник и состоит из избы, сеней и двора и все это под общей крышей. Центром избы являлась русская печь. Ее делали или из кирпича, или глинобитную, но делали всегда. Печь ставили на столбы или клеть.
Избу и сени клали на мох, а двор - насухо. Крыши крыли дранкой или гонтом, но не соломой. Пол и потолок в избе делали из плах (бревно пополам). Глину брали в качестве пароизоляции, засыпка - из листьев и сухой земли.
В основном состав и наименования помещений не менялся с 11 - 12 веков: изба, клеть, сени, горница, подклет, чулан, чердак (редко в крестьянских избах).
Главным помещением была изба с русской печью (изба может означать и весь дом). Часто бывали две избы: летняя и зимняя.
Горница могла быть не отдельным строением, а парадной комнатой в доме, служила для приема гостей, освещалась красными окнами и отапливалась изразцовой печью.
Светлица, светёлка - светлое просторное помещение для рукоделия и других чистых домашних занятий. Устраивалась в женской половине, преимущественно в верхней части.
Голубица - подполье крестьянской избы, ход в него.
Чертог - в древнерусском языке - палата, большое, богатое помещение, брачная комната, спальня.
Глухой подклет - полуподвал под клетью (летним неотапливаемым помещением крестьянской избы), в котором содержался скот и размещалась кладовая.
Закут - чулан, отгороженная кладовая. (Закуток - узнаете? :)))
Чулан - небольшое подсобное помещение, обычно хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Подвал - помещение под летней избой, использовался как хозяйственная кладовая.
Подполье - подсобное помещение под зимней избой, использовался для хранения продуктов.
Лазня: 1. постройка для мытья; 2. спуск в подполье.
Красный кут (красный угол, большой угол, верхний угол) - парадная часть со столом, иконами и лампадой над встроенными лавками, находится по диагонали от печи.
Стряпной кут (бабий кут, заполье) - отгороженная занавеской часть избы, предназначенная для готовки пищи.
Полати: 1. нары для сна, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы; 2. настил для хранения вещей, устроенный под потолком.
Западня - подъемная крышка над лазом в подпол.
Гульбище - открытая узкая галерея с перилами, опоясывающая всю жилую часть дома - типичная особенность северных домов. Когда-то их устраивали для того, чтобы по ним можно было пройти и закрыть наружные оконные ставни на ночь (зимой - чтобы защитить избу от холодного ветра, а летом - от света белых ночей).
Рундук - ларь с подъемной крышкой, используемый как скамья.

На Русском Севере в ряде мест до наших дней сохранились памятники народной архитектуры — крестьянские постройки, дворянские усадьбы, церкви и часовни. В сегодняшнем посте речь пойдёт об архитектурных особенностях севернорусского жилища — крестьянской усадьбе, представляющей из себя деревянный дом-двор, где жилая часть объединялась под одной крышей с хозяйственным двором. В своих отчётах я уже нередко освещал подобные жилища с описанием их архитектурных и бытовых особенностей. Данный отчёт будет посвящён внешнему и внутреннему обзору в большей степени жилой части крестьянских изб Вологодского края.


Где-то в 700 км от центра Московии, между рек и речушек Малой Турицы, Талицы, Нутренкой и Дресвянкой, среди дремучих лесов затерялась большая деревня с большими домами. И большие — это не оборот речи — поселение с пятьюдесятью домами, домами огромными, под сать настоящим хоромам. Но до них мы дойдём позже, а пока начнём осмотр с околицы деревни, где на небольшой возвышенности нас встречает первый из многих заброшенных сельских домов.

Взобравшись на пригорок, улочка делает ответвление в сторону ещё одной, в отличие от этой полностью вымершей, деревни. Мы же поворачиваем в противоположную сторону, уходящую в конце-концов в глубь леса. По некогда оживлённой улице расположены десятки старинных и не очень крестьянских изб, в прошлом, определённо, зажиточного поселения.

Основой северной крестьянской усадьбы являлась изба. К XVI веку это уже была постройка классического севернорусского варианта — «изба да клеть, а промеж ними сени». Клетью именовали простую деревянную конструкцию, образованную положенными друг на друга венцами из брёвен (клетские церкви, подклет). Само слово изба происходит от древнеславянского — истьба, истопка, что означало очаг. Неотапливаемая клеть использовалась для хранения зерна, скарба, а в летнее время как спальня; позже, в XVII веке, она превращалась в горницу — чистую комнату.

В документах XVII века можно найти свыше 40 названий отдельных помещений крестьянской усадьбы: изба, горница, клеть, сени, подсенье, предизбье, мост, подклет, чулан, рундук, хлев, поветь, сенник, погреб, амбар, житница, гумно, овин, мякинница, мельница, кузница и т.д. Со временем изначальное назначение многочисленных помещений менялось и трансформировалось во всем привычные и известные.

Перед нами — пример постройки советского периода, выдеражанного в традициях местного зодчества. Когда-то здесь заседало правление исчезнувшего колхоза.

А вот и настоящий представитель крестьянского жилища Русского Севера. По сей день сельские жители часто называют свои избы хоромами. Двор-хоромина в данном случае это двухэтажная изба-двойня, шестистенок (основу постройки составляет связь шести капитальных стен), со светёлкой-мезонином. Изба-двойня представляет собой два самостоятельных сруба, плотно прижатых друг к другу и имеющих общие сени и крышу. Сени размещались сзади изб, а за сенями — хоздвор. Сени по-местному назывались либо коридор, либо мост.

Перебравшись через изгородь и продравшись сквозь двухметровые заросли травы, через боковое крыльцо заходим в гости.

В умирающем доме полы прогнили и местами провалились. Жить ему осталось недолго. А ведь ещё недавно здесь была жизнь. Судьбы не одного поколения вологодских сельчан связывала эта деревянная громадина.

Отклеившиеся обои, свисающие пластами с потолка, словно полотно накрывают покосившуюся печь.

Ещё крепки несущие стены, но пустота внутри и снаружи навевают ощущения ушедшей жизни и тот факт, что сюда она не вернётся никогда.

Советский телевизор, того же времени газеты и голые стены — всё, что осталось от былой жизни.

На второй этаж, через сени, ведёт лестница с резными балясинами.

Бывший чулан, трансформировавшийся в боковую комнатку.

Правда вид у неё, словно кадр из фильма ужасов.

Впрочем и в горнице такой же страшный, пугающий вид. Интерьер для постапокалиптического кино.

За перегородкой ещё одна комнатушка, служившая спальней.

Прежде чем спуститься вниз, через образовавшуюся дыру выглянем из сеней наружу.

Панорама на жилую часть деревни. Отсюда видно, что позади домов расположены ещё постройки. Ныне они современные, а раньше вне дома находились такие хозяйственные постройки, как мельницы, мякинницы (молотильный сарай), амбары (житницы), бани и проч. Овины (для сушки снопов) и гумна (для молотьбы) находились вблизи полей.

На первом этаже доморощенные деревенские буфеты, с ненужной дешёвой утварью.

За очередной перегородкой расположилась кухонька с русской печью. Кутий «бабий» угол — угол в избе против устья печки.

Из известных типов внутренней планировки дома, характерных для жилищ на Русском Севере, сложился так называемый севернорусский план, при котором справа или слева от входной двери избы ставилась русская печь, обращенная своим устьем (челом) к противоположной от входа стене. Угол избы по диагонали от печи считался передним (красным), в нём находилась божница с иконами. Здесь же в переднем углу стоял стол. Вдоль стен размещались лавки (тут они как раз сохранились). От печи над входом к боковой стене настилали полати, на которых спали. Вдоль той боковой стены, у которой стояла печь, находилась кухня (кутъ, закуток, заборка).

Кроме жилой части в северных хоромах имелся хозяйственный двор, а в нём хлевы для скота, конюшня, сенник для сена, помещение для хозяйственного инвентаря. Из интересного на хоздворе мы обнаружили лишь то, что последний хозяин разводил крольчатину.

В этой деревне большинство домов утратили свои хозяйственные дворы (превратились в руины). Для наглядности приведу пример из других деревень. Второй этаж современного хоздвора в одной связи с жилой частью.

Выбравшись наружу, обращаем внимание на окна, заключённые в рамочные наличники простейшей формы (и так по всей деревне). Из декора выделяются лишь филенчатые лопатки (пилястры) с накладной резьбой, прикрывающие выступающие остатки венцов сруба.

Далее по главной улице расположены одноэтажные на высоком подклете изба-двойня и дом-пятистенок. При строительстве северных изб полы приподнимались над землёй на 1,5-2 м и нижнее помещение — подклет, подъизбица — обустраивалось для содержания скота, хранения продуктов и утвари, а иногда подклет делали жилым.

А этот дом-пятистенок покинут настолько давно, что со временем скложился внутрь себя.

Чуть далее встречаем ещё одни хоромы, предположительно, советского периода постройки.

Двухэтажный сруб-пятистенок, полностью обшит тёсом, выступы остатков венцов сруба (все дома здесь рублены «в обло») оформлены филенчатыми пилястрами (угловыми лопатками). Для северных изб не характерен развитый резной декор, столь часто встречаемый в центральных губерниях.

Чем ближе к концу деревни, тем больше заброшенных и разрушенных старинных домов.

Приземистый, на подклете сруб обшит тёсом. Имеет вальмовую кровлю (вид крыши с четырьмя скатами различной формы).

По сути, здешние дома — это наше архитектурное наследие, ибо в подобных памятниках воплощаются все стороны жизни и деятельности, весь многовековой трудовой опыт, знания и даже мировоззрение народа.

У этой избы сруб обшит тёсом. Кровля трёхскатная тёсовая с вальмой и светёлкой. Украшением почти всех светёлок в этой деревне служит навес-фронтон с глубокой полукруглой нишей в тимпане.

Объединение всех строений двора началось в XVII веке, к концу которого окончательно сложилась севернорусская крестьянская усадьба — комплекс избы с двухэтажным двором под единой крышей — так называемая однорядная связь двора с домом (изба-сени-клеть-двор, стоящие в один ряд): «хоромное строение изба с сенями и с клетью, а возле них позади вплотную двор», «дом деревянный в одной связи изба, сени, напротив оного клеть, а вдоль них позади двор». Хоромы могли достигать 14-20 м в длину, 6-7 м в ширину.

Сохранившийся красный угол (на фото ). Входящие в избу, прежде всего, обращались к красному углу и осеняли себя крёстным знаменем. Русская пословица гласит: «Первый поклон - Богу, второй - хозяину с хозяйкой, третий - всем добрым людям».

В этом доме находится было особенно опасно. Стены повело, что видно невооружённым глазом.

Здесь не было шансов найти даже семейных фотографий, которые так часто попадались нам в других деревнях.

Такая же разруха, как и в других.

Перед нами — двухэтажный двор под двускатной крышей, примыкающий к передней жилой части. В нижнем этаже двора устраивали тёплые хлевы для скота. Во двор вели двое ворот — со стороны улицы и огорода. На верхнем этаже-повети держали корм, хозяйственный инвентарь, средства передвижения, там же для хранения домашнего имущества строили клети и горенки, в которых летом спали (в XIX веке). С улицы на второй этаж двора поднимались либо по лестнице из сеней, либо по помосту (взвозу, взъезду), по которому могла пройти и лошадь с телегой. Взъезд-помост не сохранился.

Выглядываем из-за угла. И идём к очередному представителю северного крестьянского жилища.

Одноэтажный дом-пятистенок типа «брус», рублен с остатком и обшит тёсом. Парадный фасад завершён вальмовой кровлей со светёлкой.

Среди деревьев на добрый метр ушедший в землю запрятался дом — представитель более простого жилища. Тоже пятистенок, но сруб открыт, кровля тёсовая вальмовая, но без светёлки. Окна заключены в простые рамные наличники.

А это представитель уже другой эпохи и назначения. Тоже канул в лету, как и эпоха, создавшая его.

Находившись по деревне свыше часа и порядком подустав, возвращаемся к её "истоку". Обойти всё поселение не хватило сил и времени, ряд домов уходил в лес и был полностью поглощён зарослями деревьев. Но увиденного хватило на добрую порцию впечатлений и размышлений. Отмечу, что в крупных вологодских сёлах у зажиточных крестьян тип дома, состоящего из двух изб, сеней и двора на подклете, получил широкое распространение в сер. XIX века. К тому времени начался процесс замены одного из помещений - клети - на второе жилое помещение - вторую избу, имевшую, как и первая, печь и такой же интерьер. К 1880-м подобная замена в крестьянском доме стала повсеместной. У двухэтажных изб нижнее помещение служило зимовкой. Интерьер таких изб был одинаков — с печью в углу у входа, с полатями, с божницей в переднем углу. В советский период, с возрастанием семей, печи стали ставить на каждом этаже.

И пока мы досматриваем северные домины, немного раскрою тему бани. Интересно, что бани, как отдельное строение для помывочных целей, вошли в обиход намного позже, чем принято считать. До середины XX века обычай париться в печи вообще мало освещался в научной литературе. В современном сознании он воспринимался как чуждое, не имеющее ничего общего с древнерусской культурой. Известно, что далеко не повсеместно банная традиция была распространена в областях восточнее Смоленской и Тверской земель; в Ярославской губ. бани строились только в селениях вдоль Волги; во Владимирской и Московской губ. они также встречались лишь кое-где. Даже в большинстве уездов Тверской губ. ими не пользовались (бани имелись в основном в деревнях вблизи Волги). А вот в западных районах (области древнего обитания кривичей в Смоленской и Псковской землях) они известны издавна. Иначе обстояло дело и в Новгородской земле. Почти во всех областях, колонизованных новгородцами, бани известны с давних пор.

В тех районах, где бани у русского населения не зафиксированы, бытовала другая традиция — мытьё (парение) в печи. Мытьё в печи было характерно для областей, находящихся в основном в пределах старых Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств. Описания его даются в сообщениях, присланных в Этнографическое бюро князя В.Н. Тенишева (1899 г.): «Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень просторны и мыться можно одному свободно сидя. Причём подстилают под себя солому; свободно раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печку с чугуном тёплой воды. Ему подают веник и заслонку закрывают. Несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «ломоты костей» и хорошо промывши голову «щелоком», потом окатывается водой на сарае...» — сообщалось из Мольского прихода Тотемского уезда Вологодской губ. На удивление, мы были в деревне как раз этого Мольского прихода, где в одном из домов видели подобную русскую печь (на фото ), в жерло которой поместился бы даже я, не говоря о щуплых, низкорослых крестьянах.

Во врачебно-санитарном обзоре Вологодской губ. (1907 г.) фельдшер Лукачёв из Тотемского уезда, отстаивая преимущество мытья в печах, писал: «Баня есть почти у каждого домохозяина. Но что это за бани? Из тонких брёвнышек выстроена хибарка, покрыта жердями и соломой. Внутри сделан очаг из глины. На железных прутьях над очагом наложены камни. Они накаляются и дают тепло для моющихся. Не знаю, чем такая баня лучше большой печи!». Впрочем, мытьё в печи подвергалось критике со стороны представителей «противоположного лагеря», напоминавших о смертельных исходах подобного мытья: порой из-за малого объёма воздуха в печи люди задыхались. Другим существенным аргументом в пользу мытья в бане было соображение о том, что «избы, в которых парятся, сгнивают быстрее». Сельские бани на протяжении последних веков сильно видоизменились. Чёрные бани, в прошлом повсеместно господствовавшие, были вытеснены белыми. Появились вмазанные в печи котлы или другие приспособления для нагрева воды. Поэтому современная картина распространения бань и их особенностей уже мало соотносится с историческим прошлым. Но главное, конечно, пусть и в печи, но всё-таки мылись.

На этом, пожалуй, тему народного зодчества в лице деревянных хором заброшенного вологодского села можно закрывать.

Пора ехать искать новые исчезающие интересности.

При создании поста использованы следующие источники.

Николай Клюев называл себя "певцом олонецкой избы".

В поэтической парадигме слова изба выразилась суть мировоззрения писателя. "Русь избяная", по его мнению, - "несметный обоз! Вспарит на распутье взывающих гроз..."1, а крестьянская изба у него, по словам А. И. Михайлова, - "некий замкнутый мир космической гармонии", где "опоэтизировано абсолютно все - от "дедовского" ставня, что "провидяще грустит", до печной трубы"2.

В образной семантике поэтической парадигмы слова изба отразились и реалии сурового северного края, и культурно-исторические, и этнокультурные, и фольклорные традиции. Здесь использован и символический язык культуры, о котором писал Н. И. Толстой: "Язык культуры (как и язык науки) пользуется естественным языком, поэтому слова и другие единицы естественного языка приобретают в нем дополнительную, культурную семантику..."3.

По нашим подсчетам, сделанным на основе данных словоуказателя поэтического словаря Н. Клюева4, тематическая группа "изба" включает более 200 слов, количество употреблений лексем в ней - около двух тысяч. Само слово изба и производные от него: избенка, избушка, избяной - употреблены 183 раза. Высоко частотны и такие лексемы тематической группы, как печь (76 употреблений) и производные: печка, запечный, позапечный, печной, надпечный, хлебопечный (всего 131 употребление); окно и производные от него: оконце, окошечко, окошко (ИЗ); дом, домик (61); икона (49); зыбка (35); кот (32); терем (32); лежанка (31); прялка (26); горенка (25) и др.

В центре лексико-семантического поля описываемой парадигмы находятся оппозиции:

1) изба - жилище - терем - сруб - хата - чум.

В эту оппозицию входят названия типов славянских жилищ, которые распределяются в зависимости от географической среды, имеющегося строительного материала и культурной традиции той или иной зоны. Ср.: юж.-рус. - хата, на крайнем севере - чум.

Николай Клюев - певец северного русского жилища, где преобладают деревянные, рубленные "в лапу" строения, поэтому в тематический ряд "типы строений" у него попадают как наиболее частотные слова сруб, терем. Срубы строили в вологодских лесах староверы и отшельники, гонимые люди: "В дедовском кондовом срубе беда покумилась с котом"5; "Сосновый длинный сруб, занесенный метелью, / Для нас стал алтарем таинственно-святым"6; "Вот огонек, там в срубце малом / Живет беглец из Соловков"7. Терем в старой Руси был богатым высоким домом с покатой крышей, иногда в виде башни, с надворными постройками, так же называли и жилое помещение в верхней части такого дома, чаще всего для девушек и женщин. Это слово употребляется в стихах Н. Клюева, отражающих архитектурные традиции древней Руси, воспетые в фольклоре, особенно в свадебной лирике, где это слово сочеталось с постоянными эпитетами: высокий терем, девичий теремок и др.8. У Н. Клюева семантика этого слова тоже проявлена в сочетаемости: "Ах, не в руку сон! Седовласый бор / Чуда-терема сторожит затвор"9; "Предо мной узорный терем, / Нет дозора у ворот"10; "Терем красок невидимых, рубленый, клёцкий, / С ароматом столетий в дремучих углах"11.

2) изба - "ее внутренние помещения": горенка, горница, све-телка, светлица.

В постройке крестьянской избы и в названиях ее помещений отразились русские культурные традиции. В. И. Даль писал, что старинная русская изба делилась на три части: на шолнуш, или кухню и спальню, на избу, столовую и жилую, и горенку, чистую, без печи или с голландкою12. Слова горенка, горница, светлица, светелка - устаревшие и областные слова-синонимы - так называлась "чистая" половина избы. Для Н. Клюева эти слова всегда опоэтизированы, часто связаны с народными обычаями и обрядами: "По брусяной новой горнице, / По накатной половичине / Разудалый ходит походом, / Голосит слова ретивые"13; "Наезжали ко светлице соколья - / Все гостиные, купецки сыновья"14.

3) изба - печь.

Слово печь - самое частотное после слова изба в описываемой парадигме: вместе с производными от него печка, запечный, позапечный, печной, надпечный, хлебопечный, запечье, а так-же словами, называющими составные части печи, оно составляет парадигму с 250 употреблениями.

В настоящее время наш коллектив работает над словарем поэтической фразеологии наиболее частотных слов в творчестве Н. Клюева: выясняются грамматические, семантико-синтаксические и ассоциативно-смысловые модели, по которым эти слова сочетаются с другими.

В качестве примера рассмотрим словарные статьи слов изба, терем, светелка, светлица, горенка, горница. Образная семантика указанных слов очень ярко выявляется при анализе семантико-синтаксических моделей. Оценим, например, виды атрибутивных отношений, выраженных данными сочетаниями.

1) беседная, земская, катовальная, мирская, скрытная, черносошная - словосочетания носят терминологический характер;

2) Мариина, дедовская, олонецкая - характеризуют по принадлежности;

3) бедная, ветхая, глухая, древняя, опустелая, прижухлая, серая, темная, хмарая, темна, зимняя, ночная, свечеревшая - в основном с отрицательной эмоционально-оценочной коннотацией;

4) белая, кондовая, невечерняя, новая, праздничная, резная, родная - с положительной эмоционально-оценочной коннотацией;

5) моя, твоя - по отношению к поэту и его читателю или собеседнику;

6) с матицей пузатой, с лежанкой-единорогом, с урожайным Богом, с духом семги и меда, с балагуром-котом на лежанке, с парчовою сказкой за пряжей, с запечною тайною и раем, с часовней убогой - внутренний мир избы и ее обитателей.

1) дубовый, клёцкий, рубленый, слюдяной - по материалу и способу постройки;

2) Кащеев, меевский, патриарший, мой, сестрин, скомороший, боярыни Морозовой, похитчика Змея - по принадлежности;

3) заветный, заповедный, пречудный, чудный, с ароматом столетий, чудо-терем - с возвышенно-положительной коннотацией;

4) терем красок, терем слова, терема облаков - более широкие и отвлеченные переносные значения.

Горница:

1) боярская, России, брусяная, с полкой божничной;

2) все краше, благоуханней, ландышевая, новая;

3) подземная, пустынная.

Горенка:

1) белая, девичья, новая, клетка;

2) где шелки... - характеристика горенки по роду занятий в ней и по психологическому состоянию ее обитателей.

Светелка:

1) белоструганая, Настьина, низенькая, русская, хрустальная, горняя;

2) где все разноверья и толки.

У всех анализируемых слов разный объем сочетаемости (самый широкий и разносторонний у слова изба, у других - меньше), у всех слов есть положительная коннотативная сема, сема принадлежности, у слова изба довольно велика сочетаемость с эмоционально-оценочными словами с отрицательной коннотативной семой. Только со словом изба создаются терминологические устойчивые сочетания.

Не менее выразительна семантико-синтаксическая модель, выражающая отношения субъект - предикат, см.:

Изба (избы):

1) дремлива, полны, рудо-желта, смольностенна, будет стократы, талы, теплы, черны, срублена, уготованы - дается предикативная качественная характеристика избы;

2) вздохнула, взрастила, возглашала бы, восплясала, глядит, грезит, глядится, греет, дремлет, дымится, ждет, завывают, загорится, засыпает, множит отзвуки, насупилась, питает, приютит, прояснились, осиротела, скрипит зари изба, слушают, стоит - в этих предикативных сочетаниях происходит олицетворение избы - она представлена как хозяйка, как живое существо, близкое и дорогое поэту;

3) богатырица, как верша, -гнездо, -городьба, -горы, -Карфаген, -колесница, подобие вселенной, святилище земли, -шелом, -яхонты - более широкое и отвлеченное оценочное, философское определение этого явления в жизни.

У слова терем эта сочетаемость беднее, но в основном ее характер такой же, что и у слова изба:

1) тих и мирен, убог и скуден, ненавистен - прямая оценочная характеристика;

2) греет, терема облаков плывут, таят, утонули - олицетворение.

Горница: ангелов пир, горница сердца - не чета - отвлеченные философские понятия.

Горенка: мала, была светла, у горенки есть много тайн.

Светелка: чиста, стоит.

Наиболее богата семантическая синтагматика, выражающая пространственные отношения, особенно у слова изба, употребленного в разных падежных формах:

1) в избе дремотно, дымно, любо, станет просторней, тесно;

2) по избам нет девушек-улыб, в избах нет огня;

3) из избы - вышел, вытекают, повыйди;

4) к избе прибредет лосиха, приведет тропка,

По избам мерещатся медвежьи сны, нет девушек Светлан; по избе бродит темень;

5) в избу ангел влетел, я принес (зазимки), прискакал Бледный конь, шасть незваный;

6) над избой:

Взлохматился дымок

Взошло страдание

Взрастут баобабы

Виляет дымок

Водят хороводы тучи

Небо затеплит свечки

Кружит врачеватель

Сосны молятся;

7) под избами - находят распятье, алтын и иглу - Мужицкие веды;

8) в избе:

Не восхотел баюкать солнце

Делал колдун

Есть Стены Плача, Жертвенник Обиды

Рассвет-кудрявич жует калач

Заслюдела стена

Поет сверчок

Поселиться

Предвечность сидела за прялкой

Я ткал золотую молву

Устинья Прокопьевна рада усадить сказки, заклятья и клады

Гармоника

Пляска ковров

Рудо-пегая темь

Только холод да труд, русские реки слезами текут.

Таким образом, поэтическая сочетаемость анализируемых слов позволяет Н. Клюеву "воссоздать" реальную картину окружающего его мира и отношений в нем и свое, поэтическое восприятие и оценку всего, что он видит и описывает.

Еще белее широкие выводы можно сделать, наблюдая над ассоциативно-смысловыми моделями поэтической фразеологии. Указанные слова вызывают во многом общие ассоциации, с которыми связаны представления поэта об окружающем мире. Например, светелка:

1) девичий мир, родной дом и край, реальный крестьянский мир и тайная, сокровенная духовная жизнь, нравственные ценности, святость крестьянского мира (свое сакральное пространство), святая Русь, древнерусская культура, народные промыслы и занятия, рукоделие, любовь, благая весть, сон, история и современность, крестьянские праздники;

2) противоположные ассоциации: родному дому противопоставлена суровая природа севера - "внешний мир" за окнами светелки, предвестье беды, мужской мир, чужой.

Слово горенка:

1) непорочный мир детства, девичества, родной дом, "мужицкий рай", семья, святость крестьянского дома, освященная красота, святой дух, христово рождество, Богородица, сокровенный, тайный старообрядческий мир, старая крестьянская культура и творчество, рукоделие, девичьи наряды, сказка, тайна, любовь и духовное родство, очарование, чистота, красота, цветение.

2) им противопоставлены: порочный внешний мир, чуждая агрессивная техническая цивилизация, шаманство, сиротство, утраты, гибель, беда, неволя.

Слово горница:

1) родной крестьянский мир, его быт, благополучие, его святость (свое сакральное пространство), временное и земное пространство России, народные обычаи и творчество, познание окружающего мира и духовный мир поэта;

2) противоположные ассоциации: угроза беды из чужого мира, горе, несчастье, тюрьма, тревога, мольба о помощи, подземный мир, потусторонний мир.

Слово терем:

1) родной крестьянский мир, древняя культура и быт Русского Севера, былинная суровость родного края, народное творчество, защита святых сил природы, духовный мир и творчество поэта, молодость, девичья красота и чистота, русский народ, Родина, Русь, Россия и любовь к ней;

2) антонимичные ассоциации: технический и научный прогресс, угроза беды и войны, тревога за родной край, революция, смерть, горе, беда.

Таким образом, анализ поэтической фразеологии слов, входящих в образную парадигму слова изба, дает возможность воспринять этот образ как жизненный и духовный центр существования русской северной деревни и оценить творческий мир поэта, воспевающего родной северный край.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1977. - С. 297

2 Михайлов А. И. Поэтический космос Н. Клюева. //Вытегорский вестник. - № 1. - Вытегра, 1994. - С. 87.

3 Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по старославянской филологии и этнолингвистике. - М., 1995. - С. 291.

4 Поэтический словарь Н. Клюева: Словоуказатель. - Вып. I. - Вологда, 1998.

5 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1977. - С. 441.

7 Клюев Н. Песнь о Великой Матери. //Знамя. - 1991. - № 11. - С. 14.

8 О них подробнее говорится в книге: Смолицкий В. Г. Русь избяная. - М., 1993.

9 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1977. - С. 160.

10 Там же. - С. 161.

11 Клюев Н. Песнослов. Стихотворения и поэмы, - Петрозаводск: Карелия, 1990. - С. 133.

12 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. II. - М.: Русский язык, 1978. - С. 10.

13 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1977. - С. 187.

Хозяева часто задумываются, какую именно комнату выделить для гостей. И они правы. Уже в новоселье намечается планировка парадных, спален и залов. И каждый по-своему подходит к такому вопросу, как выбор главного помещения для встреч и чаепитий, а также к обустройству благовидных комнаток поменьше - для отдыха. Но не каждый понимает значения слов "светлица" (светелка) и "горница". А это очень важно, так как исстари сложилась особая традиция убранства и декора в доме, где продумано всё до мелочей. Углубимся в историю и разузнаем, что же это за такие дивно звучащие слова - "светелка" и "горница". Как трактуют эти слова толковые словари?

Что такое светелка

Ох уж эта светелка, и прилепа, и шикарна… На самом деле это не что иное, как самая обыкновенная комнатушка, но выполненная со вкусом и удобством. Такое помещение предназначалось, да и до сих пор оборудуется, для женской половины дома. В ней хозяюшки - барышни и девицы - проводили большую часть времени за творчеством. Обычно в светлицах совершались следующие виды чистых занятий и услуг:

  1. Вышивание и кройка.
  2. Придумывание нарядов и украшение платьев.
  3. Прядение и вязание.
  4. плетение и рукоделие;
  5. Письменность и рисование.
  6. Чтение, музыка и песнопение.
  7. Гадания, обряды и ворожба.

Такие комнаты обустраиваются исключительно на верхних этажах изб и частных коттеджей, где полноправными царицами этих владений становятся предпочтительно молодые девушки. И теперь становится ясно, что такое светелка. Это самая настоящая святая святых, куда вход разрешён только избранным с позволения властвующей там нимфы.

Чем отличается горница от светелки

В отличие от светелок, горницы родились намного раньше, уже в начале 12 века, и по своему складу также относятся к разряду жилых комнат. Это самые предпочтительные и нарядные апартаменты, где принимают и угощают близких гостей, пьют чай, ведут беседы. Если присмотреться, что такое горница и светелка, то внешних различий между этими двумя определениями практически не заметно. Но всё же горницы имеют характерные признаки по планировке и предназначению. Перечислим основные:

  • Существуют для приёма гостей и проведения мероприятий.
  • Являются главными комнатами для матерей и детей.
  • Обычно расположены на верхних этажах дома.
  • Имеют большую площадь.
  • Оборудованы печью или камином.
  • Имеют много резных окон в одной или двух стенах, два из которых - большие красные.

Светлицы, в свою очередь:

  • Существуют не для приёма гостей, а для личного времяпрепровождения девушек.
  • Располагаются чаще на верхних ярусах дома.
  • Не имеют печей и каминов.
  • Могут быть как большой, так и меньшей площади.
  • Окна во всех 4-х стенах почти на всю высоту, преимущественно красного цвета.

Горницы также в большинстве случаев проектировали на втором или третьем этажах теремов и вилл. Отсюда они и переняли своё название из древнего толкования - горынь (гора).

Где можно услышать про светелку?

Кстати, что такое светелка, можно услышать везде. В настоящее время этим лёгким словом называют не только комнаты, но и красивые природные места, организации и общины и даже дают названия сайтам. Имена светелки носят:

  1. Свадебные и ритуальные комплексы.
  2. Благотворительные фонды.
  3. Горы, долины и угодия.
  4. Приусадебные хозяйства.
  5. Гостиницы и отели.
  6. Студии и клубы.
  7. Молодёжные порталы и сайты знакомств.
  8. И даже редкие избранницы женского пола.

Иногда, поймав такой лёгкий отзвук, хочется понаблюдать, что за живописное место или какая героиня кроются за ним. Слово, рождённое с лёгкой руки наших предков, продолжает нести в мир чистую и светлую энергию.

Сайт «Светелка»

На просторах интернета «Светелка» уже дарит радость людям, призывая их объединяться в пары и семьи. Для таких целей создан сайт. Он так и называется - клуб знакомств для православных «Светелка». Хотя аналогичных ресурсов в России более десяти, но этому нужно уделить особенное внимание. Организован портал для верующих качественно и без лишних премудростей. Здесь одинокие постояльцы ищут вторую половинку, объединяясь по вероисповеданию и месту обитания. На «Светелке» всё устроено таким образом, что подать объявление не составит никакого труда. Все афиши клиентов попадают на общую доску, откуда и начинается знакомство. В личном аккаунте можно расписать свои преимущества и недостатки, включая главные параметры: имя и почту, возраст и место проживания, цель и стиль жизни. Это хороший вариант для православных из России и стран СНГ.

Светелка в нашей жизни

Вообще всё, что относится к данному понятию, должно источать наслаждение и удобство. Это слово пришло в нашу жизнь и принесло не просто олицетворение домашнего убранства, но и более глубокие предначертания. Значение слова "светелка" расширилось далекоза пределы понимания и символизирует:

  • гармонию и успех;
  • здоровье и благополучие;
  • радость и счастье;
  • уют и покой.

В прежние столетия в светелках жили купчихи и барыни, гувернантки и крестьянки, и все они вдыхали вольность великолепных и чистых палат. Именно такие картины рисует воображение, когда читаешь сказки и поэмы А.С. Пушкина, героини которого большую часть жизни проводили в своих милых и уютных комнатках. Сегодня светелки представляют собой шикарные студии новостроек и частных теремов с обширными окнами и просторными периметрами.

Давайте жить по-светлому

И наконец, определив, что такое светелка,можно подвести итог. Всё, что употребляется или принадлежит к этому лучистому слову, говорит само за себя. В такой форме можно обрисовать только нежное, прекрасное и большое уютное чувство, будь то комната, пейзаж или стиль жизни. И так же, как обустраиваются светелки, должны быть просторны и светлы, легки и лучезарны судьба и счастье человека.

Дом крестьянина -втор пол 17 в — Вологодская обл

Планировка избы
Планировка избы очень традиционна (известна по раскопкам с 11-12 веков): собственно изба (в узком смысле, т. е. отапливаемое помещение), клеть и сени, их соединяющие.

С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам.
На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати (нары для спанья, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы или настил для хранения вещей, устроенный под потолком).

Другой задний угол назывался куть (или кут) и служил местом для сна, здесь стояла лавка — коник (короткая широкая скамья в виде длинного ящика с крышкой, иногда украшенная резным изображением конской головы) или оконник.

Передний или «красный» угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи.

В южных областях печь помещали у стены, чело печи было повернуто к входу или к окнам. Передний угол нередко помещался у двери.
Место против печи — упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой.

Вдоль стены стоял длинный залавник. Полавочник означал полку над лавками, непрерывно огибающую стены в избе.

В избе мог находиться и залавок:
1 — рундук, глухая лавка: с подъемной крышкой, в крестьянской избе или в прихожей;
2 — заложенное глухой доской или решеткой пространство под лавкой, в котором куры несут и высиживают яйца;
3 — длинный и низкий шкаф в крестьянской избе, примыкающий к стене или к перегородке у печи;
4 — лавка, вытянутая вдоль стены от печи и заменяющая стол для стряпни;
5 — прилавок, длинный глухой стол со шкафчиками).

Лаз в подпол закрывался западней. Спуск в подполье из-под гольца назывался лазня.

Потолки, полы, стены, окна, двери, печи

Потолки в каменных домах были сводчатыми, а в деревянных были плоскими и назывались подволоками, их часто подшивали крашеным тесом.

Полы делались из так называемого дубового кирпича.

Стены и в деревянных, и в каменных домах обивались красным тесом, в богатых домах могли поверх теса обить стены еще и красной кожей, а менее зажиточные — рогожей. В 17-м веке стали расписывать потолки и своды, а иногда и стены. Кругом стен под окнами делались лавки, они составляли часть здания и прикреплялись к стенам неподвижно. Вдоль стен над лавками на уровне человеческого роста или через избу шли длинные деревянные полки — воронцы. На полке, которая шла вдоль помещения, помещались кухонные принадлежности, на другой — утварь для мужской работы.

Окна в избе первоначально были волоковыми. Волоковое окно — это смотровое окно в деревянном доме, вырубленное в смежных бревнах на полбревна вверх и вниз. Окно имело вид небольшой горизонтальной щели, иногда украшалось резьбой. Проем закрывался («заволакивался» — отсюда название) доской, иногда рыбьим пузырем. В центре задвижки оставалось небольшое отверстие — «гляделка».

Позднее появились красные или косящатыe окна (ударение на «я»), т. е. окна с рамой, обрамленной косяками (стойками по бокам оконного или дверного проема). Они более сложные и украшенные, чем волоковые окна. Косящатое окно имело высоту не менее трех диаметров бревна в срубе.

Окна могли затягиваться и кожей. В бедных избах отверстия были малы — для сохранения тепла, и когда их закрывали среди дня, в избе было темно. В зажиточных домах снаружи окна закрывали железными ставнями, а в окна вместо стекла вставляли куски слюды с помощью шнурков. Куски слюды могли образовывать различные орнаменты. Так, окна были образчатыми, если вставляли четырехугольные кусочки, и репьястые, если вставляли репейки (металлические розетки с округлыми лепестками или звездчатым краем, закрепленные на пересечении полос решетки). Слюду расписывали красками, изображая птиц, зверей, травы, листья и т.п.

Крестовая (моленная) — комната в богатом доме, использовалась как домашняя церковь Крестовая комната во дворцах русских царей и знати служила для совершения утренних и вечерних молитв, иногда церковных служб. Одна из стен представляла собой иконостас в несколько ярусов. На других стенах над окнами и дверями ставились иконы в малых иконостасах или киотах. Сцены расписывались на библейские сюжеты. Кроме того, там хранились священные предметы. Комната царицы обычно служила местом, где она рожала, убранство отличалось большим великолепием. Крестовые комнаты в домах светской и духовной знати использовалась и для торжественных приемов и праздничных трапез. Прируб — небольшая деревянная пристройка, конструктивно связанная с более крупной частью здания.
Горница могла быть не отдельным строением, а парадной комнатой в доме, стоящей на подклете. Она служила для приема гостей, освещалась красными окнами и отапливалась изразцовой печью.
Горище — верхняя часть хором или крестьянского дома.
Верхница — надстроенные над основным объемом деревянного дома теремок, горница или чердачок.
Взрубок — надстройка над избой или хоромами: вышка, светелка, горенка.
Светлица, светёлка — светлое просторное помещение хором, предназначенное для рукоделия и других чистых домашних занятий. Устраивалась в женской половине, преимущественно в верхней части.
Голубица — подполье крестьянской избы, ход в него.
Горенка — помещение чердака или светелки, возвышающейся над хоромами или богатым крестьянским домом или отдельный сруб с окном над воротами в нижний ярус крестьянского двора.
Гульбица — подклет, подызбица.
Чертог — в древнерусском языке — палата, большое, богатое помещение, брачная комната, спальня.
Гридница, гриня, грыдня — обширный зал в княжеских хоромах, служивший помещением для гридей (княжеской дружины) и пиров с дружиной. Потолок поддерживался столбами или колоннами. Иногда в ней помещался и княжеский трон.
Вышка — летнее жилое помещение на чердаке.
Одрина — спальня в древнерусском доме.
Выход: 1. сухой погреб перед домом — небольшой сруб, на треть или половину углубленный в грунт, покрытый на два ската и утепленный снаружи землей; 2. балкон или галерея, связанные с чердачным помещением избы или хором.
Глухой подклет — полуподвал под клетью (летним неотапливаемым помещением крестьянской избы), в котором содержался скот и размещалась кладовая.
Белая казна — хранилище белья в богатом древнерусском доме.
Закут — чулан, отгороженная кладовая.
Чулан — небольшое подсобное помещение, обычно хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Задняя изба — задние помещения в крестьянской избе, предназначенные под жилье батраков и хранилище домашней утвари.
Задец — небольшой прируб к сеням, имеющий подсобно-хозяйственное значение.
Заклеть — задний отсек разделенной надвое клети, либо вторая клеть позади первой.
Зазадорога (ударение на втором «а») — узкое пространство между печью и стеной.
Изобка: 1. небольшая изба; 2. светёлка, горенка над основным объемом деревянного дома.
Исподние сени (подсение) — ярус в основании деревянных сеней.
Исподница — подызбица, нижний ярус клети.
Истебка — подклет, подызбица.
Истобка — изба (помещение в доме).
Истопка: 1. истобка; 2. чердак; З. постройка для мытья, баня, лазня.
Голбец (ударение на «о»): 1. в деревянных избах деревянная пристройка к печи с дверкой над лестницей — спуском в подвал или в подклет. Представлял собой нечто вроде шкафа с дверью, ведущей на лестницу вниз, или длинный ящик вдоль боковой стенки печи, покрытый съемной крышкой, под которой находилась лестница; 2. загородка или чулан между печью и полатями; 3. припечье со ступеньками для всхода на печь и на полати. В избе отделялся стенкой, не доходящей до потолка и укрепленной на брусе, идущем от печи до стены. Если он был расположен перед печью, то использовался как кухня, а если позади — для спанья.
Подвал — помещение под летней избой, имел обычно вход через голбец, использовался как хозяйственная кладовая.
Подполье — подсобное помещение под зимней избой с входом только через голбец, использовался для хранения продуктов.
Людская — помещение для прислуги в помещичьем доме.
Лазня: 1. постройка для мытья; 2. спуск в подполье из-под голбца.
Бабий кут — угол, где хозяйка дома занимается своими делами, находится у печи.
Красный кут (красный угол, большой угол, верхний угол) — парадная часть со столом, иконами и лампадой над встроенными лавками, находится по диагонали от печи.
Стряпной кут (бабий кут, заполье) — отгороженная занавеской часть избы, предназначенная для готовки пищи.
Стряпущая изба — поварня, кухня в крестьянской усадьбе.
Белая половина — чистая половина избы, горница.
Приспешня — перегородка в избе, примыкающая к печи и отделяющая пространство для стряпни.
Подбор — стенка из вертикальных обрубков бревен, ограждающая подполье под срубом.
Погребица — надстройка над погребом.
Напогребница — хозяйственное помещение над погребом, ледником.
Полица — широкая полка для вещей, примыкающая ребром к стене.
Полати: 1. нары для спанья, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы; 2. настил для хранения вещей, устроенный под потолком.
Западня — подъемная крышка над лазом в подпол.
Гульбище — открытая узкая галерея с перилами, опоясывающая всю жилую часть дома, на уровне перекрытий подклета. Гульбище — типичная особенность северных домов. Когда-то их устраивали для того, чтобы по ним можно было пройти и закрыть наружные оконные ставни на ночь (зимой — чтобы защитить избу от холодного ветра, а летом — от света белых ночей).
Рундук — ларь с подъемной крышкой, используемый как скамья.
Наряд — матерчатые элементы для праздничного убранства древнерусского интерьера: занавеси, полавочники, наокошечники, ковры, покровы, наволоки, одеяла, пологи, скатерти.

http://uploads.ru/i/T/2/M/T2Mlv.gif


Вот описание интерьера избы уральского крестьянина середины 18-го века:
В избе пространство от порога почти до самой середины занимает русская печь; над дверями, около печи, находятся полати, под печью голбец, а подле печи шкафчик для посуды. От него до окошек делается длинная полка, на которую ставят посуду и другие вещи, а кругом избы, около стен, устраивают лавки. Печи в избах делаются из глины, к ним прилаживают чугунный шесток (площадка перед устьем печи) и железный дымоволок (труба), а с потолка на крышу выводят кирпичную трубу; в некоторых местах на крыше ставят железную трубу, покрывая ее большим горшком без дна.

Окна, как в избах, так и в горницах, делаются стеклянные, створчатые и обычно с форточками. Но зимой во избежание сырости стеклянные рамы вынимали и заменяли высушенной брюшиной; т.к она не прозрачна, в ней делали дырочки, через которые смотрели на улицу. Над устьем черной печи находился напыльник — брус, на который клались дрова для сушки. К черной печи пристраивали голбец из досок, немного ниже печи, чтобы на крышке можно было сидеть детям и старикам во время топки печи. На полатях женщины зимой, когда на полу было холодно, занимались домашней работой, пряли, шили. Залавок (полка) на стене с печью используется для хранения мелкой деревянной посуды, а у кого есть, то и медной. Часто бревна были стесаны только до уровня полок А выше оставались круглыми. Вдоль стены шла черная полица — доска для сушки горшков, перекинутая с полатей на русскую печь. На столе стояли светец (железный прут с зажимом, в который вставлялась горящая лучина) и светильня (деревянное корыто рядом со светцом, в которое падал нагар с лучины).

Огромная печь, расположенная в задней половине избы, делит помещение на жилые зоны направо и налево от входа, образуя «углы»: «подпорожье» — место у дверей под полатями, расположенными между печью и продольной стеной избы; «кутный угол» или «середа» для стряпни, куда выходит устье печи, обращенное к одному переднему углу; возле печи — «залавок» — шкафчик для посуды; «красный угол», в котором стоит стол и висит божница. Красный угол отделяется от середы занавеской или дощатой «заборкой». Вдоль стен врублены сплошные лавки — «мужская», «бабья», «красная» — с полками над ними.

Другие постройки
Существуют и другие виды построек:

Двоенка — два сруба, соединенные сенями.
Зимница — изба без трубы и сеней, построенная за хозяйственным двором крестьянской усадьбы или сбоку от него, обычно углублялась в землю на 0,7 — 1,25 м.
Зимовка — изба в задней части крестьянской усадьбы, предназначенная для содержания скота, а иногда и для жилья.
Зимовник (зимовье) — кухня или людская, возведенные в стороне от других построек.
Хоротинка — небольшая изба с единственным помещением.
Непряха — русская изба, в которой расположение печи слева от входа определяет планировку, мешающую прясть у окна.
Одноколок — простейшая русская изба в четыре стены.
Озадок — зимняя изба с сенями, примыкающая к двухъярусному двору в составе дома-двора или дома брусом.
Ординарка — четырехстенная изба с сенями, перекрытая на два ската.
Перед — летняя изба на высоком подклете, входящая в состав дома-двора или дома брусом.
Полудомок (ударение на второе «о»): 1.небольшой дом, у которого нижний этаж — каменный либо кирпичный, а верхний — деревянный; 2. дом, занимающий половину участка, отведенного под его строительство.
Поземная постройка — изба или иная постройка, возведенная без подклета; обычно — с земляным полом.
3амшенник (замшенка) — строение с бревенчатыми стенами, проконопаченными мхом.
Круглый дом — рубленый из бревен квадратный крестьянский двор без перерубов под четырехскатной крышей.
Однорядная связь — дом брусом.
Связь — тип русской избы, при котором два жилых помещения объединяются через сени в прямоугольный объем.
Двухрядная связь — русское крестьянское жилище, которое состоит из двух примыкающих друг к другу построек (изба и хозяйственный двор) под параллельными двускатными кровлями.
Клеть на стае — в деревянном зодчестве Севера простая клеть для жилья с хлевом под ней.

По материалам:
http://druspace.com/
skyscrapercity.com