Щукинское театральное училище что нужно для поступления. Формирование окончательного решения. Что нужно взять на заметку прежде всего

Училище Щукинское - высшее театральное учебное заведение, в которое поступает лишь каждый сотый абитуриент. Для тех же, кто победил в этой колоссальной конкуренции, испытания только начинаются. Каждый год здесь проводится День первокурсника, на котором студенты старших курсов показывают наглядно новичкам, что им предстоит пережить на протяжении следующих четырех лет. Кто управлял Щукинским училищем сто лет назад? Почему в этом заведении разрешается преподавать только его выпускникам? Как поступить в один из самых престижных России?

Давайте учиться!

23 октября 2014 года училище Щукинское отметило столетний юбилей. Первые годы существования этого учебного заведения пришлись на непростое для России время. Оно было создано в 1914 году. Основатель - Евгений Вахтангов - ученик Станиславского, того самого, который хронически не верил актерской игре. Согласно легенде, бывший подопечный знаменитого театрального реформатора произнес знаменательную фразу: «Давайте учиться!» Именно с нее и начало Щукинское театральное училище свое существование.

Захава

Тогда учебное заведение было всего лишь небольшой театральной студией. Но не зря великий Станиславский уверял, что преподавать по его системе никто не может лучше Евгения Вахтангова. Первые постановки принесли огромную известность среди московских театралов. В 1922 году зрители увидели знаменитую постановку «Принцессы Турандот». Но основатель студии не дожил до премьеры. И следующим руководителем стал Борис Захава. Талантливый актер и режиссер возглавлял Щукинское театральное училище, хотя и с перерывами, но на протяжении почти полувека. Именно он заложил основные принципы преподавания, которыми педагоги руководствуются в стенах легендарного вуза и сегодня.

Борис Щукин и особенности преподавания

Преподавать в этом вузе может лишь тот, кто когда-то был его студентом и успешно окончил обучение. Руководители уверены, что это единственный и основной способ сохранить театральную школу, которой славится училище Щукинское, в каноническом виде. К слову сказать, известное название было дано этому заведению лишь в 1939 году. Борис Щукин - один из любимых учеников основателя студии. Этот человек является одним из ярчайших представителей советской реалистической школы. Он более двадцати лет проработал в театре. Щукин также известен тем, что стал одним из первых актеров, которые смогли воплотить на сцене образ Ленина. Существует мнение, что именно благодаря этим заслугам училище и назвали в честь него.

Достижения

В институт преобразовали училище Щукинское в 2002 году. За сто лет существования учебное заведение выпустило столь внушительную плеяду талантливых актеров, что по праву считается рекордсменом среди прочих российских театральных вузов. В народе его называют «Щукой». Большой конкурс на ежегодно стабилен.

Знаменитые выпускники

Из стен этого института вышли такие знаменитости, как Юрий Любимов, Андрей Миронов, Владимир Этуш, Никита Михалков. Среди более молодого поколения следует отметить Сергея Маковецкого, Максима Аверина. Безусловно, это далеко не полный список.

Обязанности художественного руководителя, как известно, исполняет Владимир Этуш. Ректор Института - Евгений Князев.

Режиссерский факультет

До конца пятидесятых годов поступить в Щукинское училище стремились только те, кто мечтал об актерской славе. Других специалистов этот вуз не выпускал. В 1959 году здесь стали готовить также и будущих режиссеров. Однако форма обучения на режиссерском факультете - только заочная. Конкурс на него не столь суров - всего три человека на место. Правила, по которым работает приемная комиссия, таковы, что поступить на режиссерский факультет в училище Щукинское не может вчерашний школьник, мечтающий о лаврах Захарова и Мейерхольда. Сюда принимают тех, кто имеет за своей спиной профессиональную практику театрального постановщика.

На режиссерский факультет едут учиться со всей страны, и отнюдь не для того, чтобы завоевать столицу. Ведь абитуриентов ждут в родных театрах. И именно на своей родине студентам предстоит впоследствии поставить свои дипломные работы.

Актерский факультет

Будущие режиссеры пребывают в стенах института не более двух месяцев в году, чего нельзя сказать о тех, кто учится здесь актерскому ремеслу. Для будущих артистов, помимо профильной дисциплины, предусмотрено изучение следующих предметов:

  • пластическая выразительность;
  • музыкальная выразительность;
  • сценическая речь.

На актерском факультете есть также кафедра истории и философии.

Правила приема

Экзамен по специальности проводится в три этапа:

  1. Чтение басен Крылова, двух-трех стихотворений и отрывка из прозы.
  2. Проверка музыкальных, ритмических и голосовых данных.
  3. Исполнение небольшого сценического этюда.

Если абитуриент выдержал экзамен по специальности, он допускается к сдаче русского языка и литературы (письменно), а также коллоквиума, который имеет целью выявить уровень знаний в области культуры, искусства, литературы и отечественной истории.

В институте действуют подготовительные курсы. Зачисление на них осуществляется после прослушивания, на котором необходимо зачитать отрывок из прозаического произведения, стихотворение или басню. Обучение на подготовительных курсах проводится по выходным дням и состоит из семидесяти двух

Учебный театр

На протяжении обучения студенты представляют на суд зрителей свои первые работы. Учебный театр Щукинского училища - это полноценное подразделение, в котором трудится целая команда профессионалов. Свои дипломные работы студенты выпускают вместе с режиссерами-педагогами. Учебный театр Щукинского училища в течение семидесяти лет хранит традиции, которые были заложены еще учениками основателя этого легендарного вуза. Дипломная работа выявляет творческую индивидуальность каждого студента. Завзятые театралы Москвы имеют возможность увидеть спектакли талантливых и молодых актеров. Такова традиция, которой не изменяет на протяжении почти всего своего существования Щукинское училище.

Спектакли с участием студентов имели не раз ошеломительный успех. Истории института известны случаи, когда, дабы попасть на просмотр одной из дипломных работ, москвичи простаивали в длинных очередях к театральной кассе часами.

Ежегодно обновляется репертуар учебного театра. На учебной сцене ставятся пьесы по произведениям как русских, так и зарубежных авторов. Среди них - «Господин де Мольер» (по роману Михаила Булгакова), «Бедность не порок» (А.Н. Островский), «Прощание с Матерой» (по повести Валентина Распутина).

Как добраться?

В самом сердце столицы находится Щукинское училище. Адрес этого учебного заведения - Большой Николопесковский переулок, д. 15, стр. 1. Пешком от станции метро «Арбатская» можно дойти в течение десяти-пятнадцати минут.

Поступление - мать учения! Каждый человек после окончания школы, как правило, осознанно делает первые шаги на пути к будущей карьере. Есть и такие выпускники, которые еще не определились, кем хотят стать в дальнейшем, но, вследствие возвышения определенных жизненных установок и с оглядкой на собственную интуицию, считают приоритетной для себя ту или иную специальность.

Результат логических взвешиваний или крик души?

Важно отметить, что существует две категории профессиональных направлений, между которыми проходит едва заметная грань. К первой относятся распространенные профессии общего характера: экономисты, юристы, педагоги, инженеры и т. п. Во вторую же группу входят более узкие специализации, отличительными особенностями каковых являются определенные рамки в карьере и всех её аспектах, а также индивидуальная предрасположенность сотрудника той или иной сферы к своей деятельности. Другими словами, человек, который не имеет ни малейшего представления о своей роли в определенном деле, не говоря уже о хотя бы толике любви к нему, едва ли сможет добиться значимых высот в своей работе. Данное утверждение справедливо по отношению к медицинским работникам, ветеринарам, журналистам, сотрудникам МЧС, программистам, палеонтологам и, конечно же, творческим лицам - актерам, режиссерам, художникам и так далее.

Формирование окончательного решения

Таким образом, каждый выпускник при наступлении того самого момента должен определиться хотя бы с категорией его будущей деятельности. Очень здорово, если он четко будет понимать, с какой профессией желает связать свою жизнь.

Как правило, твердое и неоспоримое решение принимают выпускники, чья будущая деятельность относится ко второй категории специальностей (см. выше), среди которых и присутствуют и творческие профессии. В данном случае человек отчетливо понимает, куда ему нужно поступить. Театральный вуз - единственное решение для него, принятое не без влияния генетической предрасположенности и с учетом доверия собственной интуиции или же после прочтения или выслушивания великолепных отзывов обучающихся в заведениях творческого характера.

Естественно, что после принятия следует незамедлительно действовать. Ведь впереди выпускников ожидает нелегкий путь, в конце которого лишь уверенные в себе и действительно одаренные творческие личности достигнут невероятных высот.

Разнообразие театральных вузов в Москве и основные нюансы процесса обучения

Следствием вышесказанного является умозаключение о том, что поступить в театральный вуз в Москве - задача не из легких, именно поэтому после принятия итогового решения творческой личности необходимо взять себя в руки и уверенно идти к цели. Столица России насчитывает немалое количество вузов с театральным уклоном, кроме того, и некоторые другие университеты могут похвастаться наличием в своей структуре актёрских или режиссёрских факультетов.

В какой театральный вуз лучше поступать? Следует отметить, что относительно огромного множества творческих заведений России наиболее яркие таланты обучаются в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург. Там ведется профессиональное преподавание сценического искусства, возможна организация мероприятий при самых масштабных театрах, а также донесение до студентов тонкостей актёрского мастерства посредством работы с известными личностями.

Если выпускник поставил перед собой четкую цель поступить в театральный вуз в Москве, то в первую очередь целесообразным для него будет рассмотрение передовых учебных заведений. Среди них первое место занимает ГИТИС (РАТИ). Данный вуз поистине является мечтой начинающих звезд. Не меньшей популярностью в обществе пользуются такие заведения, как при Малом театре России, Столичный институт имени Бориса Щукина при театре им. Вахтангова, ВГИК имени С. Герасимова, Школа-студия имени Немировича-Данченко МХАТ и другие.

Критерии отбора

При рассмотрении вопроса о том, как поступить в театральный вуз, определенно, следует учитывать ряд качеств, которыми обязан обладать выпускник. Таким образом, в ходе проведения отбора настоящие профессионалы своего дела, педагоги и известные личности строго оценивают поступающих по ряду критериев:

  • В плане возраста предпочтение отдается, как правило, более молодым кандидатам.
  • Лишь выпускники средней школы, а также колледжей с творческим уклоном имеют право на практике рассматривать вопрос о том, как поступить в театральный вуз.
  • Предпочтение отдается человеку с яркой внешностью, который сможет растопить сердца строгих членов комиссии.
  • Такое врожденное качество личности, как харизма, по праву вознаграждается высокой оценкой, ибо только при данном условии зрителям будет интересно следить за деятельностью артиста на сцене. Рассматриваемое качество может проявляться в оригинальном выражении лица, необычной мимике или же нестандартном голосе.
  • Поскольку при участии в творческих номерах выпускникам зачастую необходимо исполнять различные композиции, члены комиссии отдают предпочтение тем, у кого в большей мере развито
  • И наконец, как поступить в театральный без внутреннего обаяния? Наверное, никак. Согласитесь, настоящий артист должен уметь покорить зрителей эмоциональной игрой, ибо только так люди поверят в искренность истории, разыгрывающейся на сцене.

Путь к успешной карьере: пошаговый план действий

Как поступить в театральный вуз при наличии вышеприведенных качеств? Очень просто, если ответственно подойти к делу и выполнить все требования предстоящих этапов, которых насчитывается, как правило, три:

  1. Для начала следует хорошо сдать ЕГЭ (русский язык и литературу), а затем предоставить результаты его в приемную комиссию того или иного вуза.
  2. Второй этап заключается в выявлении талантов выпускника посредством коллоквиума. Поступить на бюджет в театральный вуз не составит труда, если будущий артист сумеет грамотно и харизматично ответить на поставленные членами комиссии вопросы, а они могут быть самыми неожиданными. Как правило, их список начинается стандартно: почему поступающий выбрал творческое учебное заведение и кем он видит себя в дальнейшем?
  3. Третий этап является самым содержательным, ибо включает в себя три составляющие. Сначала приемная комиссия оценивает речь выпускника, поэтому ему просто необходимо заранее выучить несколько отрывков из художественных произведений. Таким образом члены жюри смогут убедиться в правильной постановке голоса и дикции человека, а также оценить способ подачи информации зрителю, характерные для поступающего. Затем происходит рассмотрение творческого мастерства артиста, а также его вокальных и хореографических данных, что позволяет здраво оценить и спрогнозировать возможности и перспективы человека, которому предстоит нелегкая, но такая интересная карьера.

Вспомогательные инструменты для успешного поступления

Как же выпускнику осуществить грамотную подготовку, чтобы успешно пройти все этапы, рассмотренные выше? Каждый сам выбирает для себя тот или иной путь постижения нового. Кто-то упорно развивает в себе талан, тренируясь перед зеркалом, кто-то читает басни в кругу друзей, другие же осваивают курсы для поступающих в театральные вузы.

Важно отметить, что многие учебные заведения, а также творческие центры Москвы успешно продвигают практику обучения абитуриентов актерскому или режиссерскому мастерству. Кроме того, анализ процентного соотношения поступивших за многие годы показал, что для абитуриента более целесообразной является творческая подготовка именно в том вузе, куда планируется дальнейшее поступление. Таким образом, в Москве имеются подобные курсы практически во всех театральных учебных заведениях. Это является оптимальным вариантом как для выпускников школ, так и для вузов, которые могут получить неплохой доход от реализации рассматриваемой услуги.

Актёр - это состояние души

В мире существует немало нестандартных личностей, которые, благодаря своему непревзойденному таланту, способны внести огромный вклад в развитие творческого потенциала родной страны. К таковым относятся и профессионалы актерского мастерства. Огромным преимуществом представленной деятельности являются многочисленные гастроли, благодаря которым у артиста появляется уникальная возможность посетить различные страны мира. Как правило, данная профессия предполагает немыслимые временные затраты, поэтому у настоящих мастеров искусства редко появляется возможность повидаться с семьей. Не зря в обществе говорят, что актер - это стиль жизни.

Если же человек совершенно уверен в своей готовности принять все условия новой жизни, то остается лишь собраться с силами и сделать первый шаг, который предполагает поступление в соответствующий вуз. Например, в высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина, Российский университет театрального искусства — ГИТИС, Школу-студию МХАТ или же Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова.

Режиссер как одна из самых творческих профессий на рынке труда

Для тех, кто видит себя в будущем абсолютным лидером в сфере кинематографа или театрального искусства, есть такая профессия, как режиссер-постановщик. Важно отметить, что такие люди должны обладать отменным творческим мышлением и бескрайней фантазией, ведь написание художественных сценариев - задача не из легких. Более того, деятельность мастера представленного дела весьма разнообразна: постановка фильмов различных жанров (от документальных до комедийных картин), театральных спектаклей, музыкальных мероприятий, цирковых программ и так далее.

Только при условии абсолютной предрасположенности к данной профессии абитуриенту можно попытаться сделать первый шаг в красивое будущее. А помогут ему в этом вопросе такие учебные заведения, как Российский университет театрального искусства - ГИТИС, Театральный институт им. Б. Щукина, и искусств (МГУКИ), Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. и другие.

Профессионализм педагогов - важнейший фактор красивого будущего страны в творческой сфере

Несомненно, каждая известная личность нынешнего времени не смогла бы самостоятельно пройти этот нелегкий путь и все-таки добраться до самой вершины своей карьеры. Соответственно, особую роль в процессе обучения каждого творческого человека играют наставники. Более того, чем выше их профессионализм, тем качественнее будет осуществляться работа со студентами вузов с театральным уклоном.

Большинство творческих учебных заведений Москвы может похвастаться высочайшим уровнем донесения знаний, и это, бесспорно, радует. Доказать данное суждение можно на примере одного из наиболее известных вузов Москвы. Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина (институт) при Государственном академическом малом театре России славится непревзойденным уровнем преподавания, ибо там имеет место применение инновационных инструментов. Наставники данного вуза создают индивидуальные мастерские по различным направлениям. Это обеспечивает невероятно комфортную атмосферу в процессе приобретения новых знаний студентами учебного заведения.

Насколько возможно получить образование на бесплатной основе?

После получения подробной информации о конкурсах на определенные специальности творческих учебных заведений многие выпускники серьезно задумываются о том, стоит ли поступать в театральный вуз, поскольку операция в действительности невероятно сложная, особенно если речь идет об образовании за государственный счет. Соответственно, только при условии невероятной заинтересованности и полной предрасположенности к будущей профессии можно пытаться добиться осуществления своей мечты.

Вполне естественно, что абитуриенты первоначально стараются поступить на бюджет, а получение платного образования рассматривают как второстепенный вариант. Следует отметить, что практически все театральные вузы Москвы распределяют процентное соотношение студентов, обучающихся на бесплатной и платной основе, в соответствии с правилом пропорциональной зависимости количества бюджетных мест от общего показателя. При этом каждое учебное заведение формирует данную зависимость индивидуально.

В какой театральный вуз легче поступить?

Как выяснилось, с творческим уклоном необходимо иметь талант и основательную целенаправленность. Зачастую будущие студенты планируют хотя бы часть трудностей, организованных вступительной кампанией, обойти стороной. Именно поэтому они пытаются найти легкие пути решения вопроса.

Но в какой театральный вуз поступать, если хочется обеспечить абсолютную минимизацию усилий? Дело в том, что будущие профессии с творческим уклоном выбирают лишь немногие абитуриенты, так как на планете относительно немного поистине талантливых в плане искусства людей. А если одна их таких специальностей четко определена в подсознании будущей звезды, то любой вуз примет выпускника с распростертыми объятиями. Несомненно, те, у кого есть талант, обязательно поступят без особых сложностей, ведь они будут гореть желанием получать знания в определенном вузе. Нужно учитывать лишь то, что в лучших учебных заведениях каждый год наблюдается огромный наплыв абитуриентов, и, в соответствии с этим, здраво оценивать свои возможности, ведь только сам человек располагает таким количеством информации о себе, как никто другой.

Востребованы ли выпускники творческих вузов на рынке труда?

Следует учесть, что в Москве занимается активной деятельностью немалое количество театральных вузов, поэтому ежегодно выпускается много артистов, режиссеров и продюсеров. Но проблема в том, что не все они продвигают себя в области искусства. Почему так случается?

Дело в том, что некоторые выпускники, отчаявшись в поисках работы по специальности, выбирают принципиально другое направление. Они идут работать экономистами, юристами, менеджерами по продажам или даже в сферу обслуживания. В общем, в те места, где гарантированно обеспечивается стабильная заработная плата и функциональная система работников. Лишь самые «пробивные» студенты театральных вузов Москвы находят свое место на вершине той самой башни под названием искусство. Среди выпускников отмечается немалый процент работающих по специальности, но при этом не добившихся особых успехов. Они наслаждаются собственной деятельностью, и этого вполне хватает для простого человеческого счастья.

Нынешние звезды как гордость ведущих вузов страны

«Как поступить в театральный вуз?» - таким вопросом в свое время задавались когда-то нынешние актёры, художники, режиссеры и музыканты. Они еще не знали, что спустя немалое количество лет станут известны не только в своем учебном заведении, но и во всем мире. Ярким примером тому является знаменитая певица Катя Лель, которая обучалась в Российской академии музыки (РАМ) имени Гнесиных. Сегодня она своим волшебным голосом покоряет многочисленным зрительные залы, наверное, только потому, что с детства была уверена в том, что посвятит свою жизнь музыке. Профессиональное образование имеет и Лолита, получавшая знания в Московском институте культуры. Важно отметить, что у нее в свое время сформировался весьма серьезный подход к будущей деятельности, но тогда она вряд ли знала, каких высот сможет достигнуть.

В общем, перечисление звезд мирового масштаба можно продолжать бесконечно, ведь с каждым годом их становится все больше и больше. Но не это главное, ведь талант всей страны в совокупности гораздо важнее. Именно поэтому каждый абитуриент, планирующий осваивать творческую деятельность, должен ответственно подойти к данному вопросу и подробно рассмотреть все аспекты получения образования на выбранном факультете. После этого остается лишь верить в свои силы и уверенно шагать в красивое будущее!

Вопрос о том, как поступить в театральный ВУЗ, чаще волнует девушек, поэтому во время вступительных прослушиваний и обнаруживается, что на одно место претендует до 200 человек. Желающих стать актерами юношей намного меньше, скорее всего, по причине меньшей эмоциональности и склонности к лицедейству. Ведущий педагог будущего курса почти всегда набирает девушек и юношей поровну, поэтому молодым людям поступить легче.

Для начала поясним, чем слово "училище" по отношению к театральному заведению не всегда говорит о среднем специальном образовании. Намного чаще училищем в этой среде называют институт, поэтому, поступая, всегда обращайте внимание на полное название заведения. Если вы решили посвятить себя актерской профессии после 9-го класса, то ищите заведение, которое действительно является училищем. А знаменитые "Щукинское" или "Щепкинское" - это институты.

Как готовиться к поступлению

Как готовиться к сдаче общеобразовательных предметов, вам расскажут учителя в школе. Ваша личная задача - подготовиться и успешно пройти творческий конкурс. Он включает в себя чтение басни, стихотворения, прозаического отрывка, исполнение песни, танца. В некоторых театральных ВУЗах просят показать пластические композиции, элементы акробатики. Необходимо быть готовым к любому заданию.

Начинайте с выбора произведений для чтения. Все литературные отрывки подбираются не с точки зрения яркости и популярности, нужно выбрать то, что подходят именно вам. Если вы яркий и импульсивный человек, то лучше прочитать отрывок из «Пеппи Длинныйчулок», и не изображать из себя Катерину из «Грозы». И лучше всего приготовить несколько басен, стихов и отрывков из прозы, так как что-то конкретное может комиссии не понравится, и вас попросят прочитать другое произведение, что бывает очень часто. Танцев и песен также подготовьте несколько.

Чтобы поступить в театральное училище, важно также научиться показывать этюды. Этюд - это небольшая сценка на заданную тему, которую, как правило, определяют экзаменаторы. К примеру, вас попросят показать, как вы опоздали на поезд, как вы получили письмо с известием о поступлении в театральный институт, как вы порвали любимое платье. Попробуйте дома обозначить несколько таких тем для себя и порепетируйте этюды. Главное - развить умение быстро и точно реагировать на предлагаемые обстоятельства, включать искренние эмоции, не наигрывать.

  • Начинайте готовиться не за месяц до экзаменов, даже не за полгода. Год - самый оптимальный срок для поиска, разборки материала, для репетиций.
  • Найдите человека, который является профессионалом и помог уже не одному новичку поступить в театральный ВУЗ. Опытный актер или режиссер возьмет с вас некоторую сумму за свои уроки, но они вам необходимы, чтобы во много раз повысить шансы успешного прохождения творческих испытаний.
  • Если в вашем городе есть театральный ВУЗ, то при нем будут работать подготовительные курсы. Обязательно запишитесь на них и зарекомендуйте себя на занятиях как яркого и энергичного претендента.
  • Чтобы поступить в театральный институт, надо читать много литературы по истории театра - эти знания пригодятся вам на коллоквиуме, который устраивается перед творческими турами во многих ВУЗах. Кроме того, вам необходимо будет предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Щукинское: правила приема, требования к поступающим, необходимые документы, программа, список обязательной литературы, стоимость обучения, контакты

О Театральном институте им. Б.Щукина. Театральный институт им. Б.Щукина – представитель вахтанговской школы мастерства актера, которая была основан в ноябре 1913 года группой студентов как любительская театральная студия. В качестве руководителя был приглашен молодой актер МХТ, ученик Станиславского, Евгений Багратионович Вахтангов. Весной 1914 года прошла премьера спектакля студийцов «Усадьба Ланиных», которая закончилась провалом, в ответ на который Е.Б. Вахтангов сказал «Давайте учиться!». 23 октября 1914 он преподал студийцам первый урок по системе Станиславского. Этот день считается днем основания Института им. Б.Щукина. Студия Вахтангова совмещала в себе школу и экспериментальную лабораторию и носила название одного из арбатских переулков, в котором тогда располагалась, — «мансуровская». В 1926 году студия получила название Театра им. Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нем театральной школой, которая в 1932 стала средним специальным театральным заведением. В 1939 году ей присвоено имя актера, любимого ученика Е.Вахтангова, Бориса Щукина. В 1945 году школа получила статус Высшего учебного заведения и с этого момента известна как Высшее театральное училище им. Б.Щукина при Государственном академическом Театре им. Евгения Вахтангова.

Факультеты Театрального института им. Б.Щукина: актерский, режиссерский

Актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина. Актерский факультет Театрального института им. Б. Щукина готовит студентов по специальности «актерское искусство» и специализации «Артист драматического театра и кино». Срок обучения на актерском факультете составляет 4 года с очной формой обучения.
Обучение на актерском факультете Щукинского может проходить на бюджетной и на коммерческой основе, в зависимости от результатов вступительных испытаний.
Особенность Театрального института им. Б.Щукина заключается в том, что здесь нет системы мастерских. На каждом курсе работают не «мастер» и его помощники, а вся кафедра мастерства актера. Художественный руководитель курса организует всю учебно-творческую работу на своём курсе и несёт за неё ответственность.

Международные связи ТИ им Б.Щукина: поддерживается международный обмен, в институте обучаются студенты из Южной Кореи, США, Франции, Израиля, Эстонии, Латвии и стран СНГ

Известные актеры, окончившие ТИ им. Б.Щукина: Андрей Миронов, Георгий Вицин, Сергей Маковецкий, Константин Райкин, Максим Суханов, Светлана Ходченкова, Владимир Симонов, Юлия Рутберг, Юрий Чурсин, Кирилл Пирогов, Евгений Цыганов, Никита Михалков (отчислен с 4 курса за съемки кино, перевелся на режиссерский во )

Правила приема на актерский факультет Театрального института им. Б.Щукина:

Требования Театрального института им. Б.Щукина к поступающим: законченное среднее образование, возраст до 20-22 лет.
Прием в Театрального института им. Б.Щукина проходит в 4 этапа: отборочный тур, практический экзамен по мастерству артиста, устный коллоквиум и предоставление результатов ЕГЭ по русскому и литературе

1.Отборочные консультации (туры). Начинаются с апреля. Чтение наизусть программы из ряда литературных произведений различных жанров: рассказ, повесть, роман, пьеса. Также проводится проверка музыкальных и пластических способностей.

Прошедшие отборочный тур абитуриенты допускаются к этапу вступительных экзаменов:

2. I тур. Мастерство (практический экзамен). Оценивается по 100-балльной шкале.. Предполагает чтение наизусть стихотворения, басни (обязательно И.А.Крылова), прозаического отрывка, желательно подготовить несколько произведений каждого жанра). Исполнение несложных сценических этюдов на темы, предложенные комиссией по ходу экзамена. Проверку музыкальности, ритмических и речеголосовых данных — нужно быть готовым исполнить песню и танец, участвовать в выполнении специальных упражнений по проверке пластичности; иметь спортивный костюм и обувь
На практическом экзамене по мастерству артиста Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: творческие, вокальные способности поступающего, их соответствие выбранной специальности и квалификации, наработанная техника абитуриента.

3. Устный коллоквиум. Билеты по предложенному списку литературы. Оценивается по 100-балльной шкале. Собеседование по профессиональной ориентации. Выявляет: общий культурный уровень поступающего, знания в области драматургии, театра. Проводится индивидуально с каждым студентом.
На устном коллоквиуме Театрального института им. Б.Щукина оцениваются: культурный уровень, знания, эстетические взгляды абитуриента.

4.Результаты ЕГЭ по русскому и литературе студентов выпуска 2017-2018 гг.
Порог положительной отметки 41 балл. В случае наличия высшего образования, окончания среднего учебного заведения (школы) до 2009 года, наличия среднего профессионального образования по специальности поступления или гражданства стран Ближнего Зарубежья абитуриенту не требуются результаты ЕГЭ. В этом случае он дополнительно к п. 2 и п.3 сдает общеобразовательные экзамены в Театральный институт им. Б.Щукина: русский язык (сочинение) и литература (устно).

Список документов в Приемную комиссию Театрального института им. Б.Щукина для абитуриентов очного отделения актерского факультета Щукинского:
Прием заявлений от поступающих, допущенных к конкурсу — с 15 июня по 5 июля.
Вступительные экзамены проводятся с 1 по 15 июля.
1. Заявление на имя ректора (по единой форме);
2. Свидетельства о результатах ЕГЭ по русскому языку и литературе или их копии, заверенные в установленном порядке (до зачисления они должны быть заменены на оригиналы). Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, но не имевшие по объективным причинам возможности участвовать в ЕГЭ в период проведения итоговой аттестации, могут сдать ЕГЭ после окончания вступительных экзаменов по направлению Университета, в июле текущего года. Они будут зачислены после предоставления свидетельства;
3. Аттестат или диплом (подлинник);
4. 6 фотографий 3х4 см. (снимки без головного убора);
5. Медицинскую справку (форма 086/у), датированную текущим годом;
6. Паспорт и его ксерокопия (предъявляются лично);
7. Юноши предъявляют военный билет или приписное свидетельство и сдают копии этих документов.

Кроме того, поступающие на заочное отделение представляют в Приемную комиссию:
1. Справку с места работы;
2. Заверенную копию с трудовой книжки или, при ее отсутствии, копию трудового договора.

Абитуриентам, не прошедшим по конкурсу, по решению Экзаменационной комиссии может быть предложено платное обучение. В случае наличия у абитуриента диплома о высшем образовании, согласно Закону РФ «Об образовании» возможно обучение лишь на коммерческой основе.
Театральый институт им. Б.Щукина стоимость коммерческого обучения на актерском факультете: 210 000 рублей в год

Темы и список литературы Театральый институт им. Б.Щукина:
Темы к экзамену по литературе.
1.Человек и история в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
2.Романтический герой в поэмах А.Пушкина и М.Лермонтова
3.Смысл названия романа М.Лермонтова «Герой нашего времени»
4. Какие исторические события отражены в романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир»
5. Обломов — «самый обобщенный русский национальный тип» (В.Соловьев)
6.Можно ли назвать Базарова героем своего времени?
7.Образ «маленького человека» в русской литературе Х1Х века
8.»Вечные вопросы» в романах Ф.Достоевского
9. Что вы знаете о Серебряном веке?
10. Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
11. Проза писателей военного поколения (одно из произведений Б.Васильева, В.Быкова, Ю.Бондарева, Г.Бакланова по собственному выбору)
12. Каких современных писателей вы знаете?

Вопросы к экзамену «Мастерство актёра» Собеседование.
1.Прочитайте следующие пьесы, в каждой пьесе выберите роль, которую хотели бы сыграть.
Объясните свой выбор.
1. Н.Фонвизин «Недоросль»
2. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
3. А.С.Пушкин «Скупой рыцарь», «Каменный гость»
4. А.С.Пушкин «Борис Годунов»
5. Н.В.Гоголь «Ревизор», «Женитьба»
6. И.С.Тургенев «Месяц в деревне»
7. А.Н..Островский «Гроза», « Лес»
8. А.П. Чехов «Чайка», « Дядя Ваня»
9. А.П. Чехов «Три сестры», «Вишневый сад»
10. М.Горький «На дне»
11. М.Горький «Варвары», « Егор Булычев»
12. В. Шекспир «Ромео и Джульетта», « Гамлет»
13. В. Шекспир «Король Лир», « 12 ночь»
14. Ж.-Б. Мольер «Тартюф», « Дон Жуан»
15. Ж.-Б. Мольер «Проделки Скапена»
16. Ф.Шиллер «Коварство и Любовь»
17. Г.Ибсен «Кукольный дом («Нора»)»
18. Б.Шоу «Пигмалион»
19. А.Н. Островский «Бесприданница»
20. Что Вы знаете о Малом театре 19 века?
21. Что Вы знаете о М.С. Щепкине?
22. Что Вы знаете об Александринском театре 19 века? Каких актеров знаете?
23. Что Вы знаете о К.С.Станиславском?
24. Что Вы знаете о Московском Художественном театре? Каких актеров-мхатовцев Вы знаете?
25. Что Вы знаете о Вс.Э.Мейерхольде?
26. Что Вы знаете о М.А.Чехове?
27. Что Вы знаете о Е.Б.Вахтангове?
28. Что Вы знаете о Театре имени Вахтангова? Каких актеров-вахтанговцев Вы знаете?
29. Современные театральные режиссеры. Назовите кого-нибудь из них.
30. Расскажите о понравившемся Вам спектакле.
31. Ваш любимый актер-актриса.
32. Что Вы знаете о Г.Товстоногове, А.Эфросе, О.Ефремове, Ю.Любимове?
33. Современные актеры театра и кино. Расскажите об одном из них.
34. Как возникло у Вас желание поступить в театральный ВУЗ?
35. Расскажите о театре Вашего города (об одном из театров).
36. Как вы думаете, что важнее всего для актера, или какими качествами должен обладать актер?
37. Оперный театр. Назовите известные Вам оперы.
38. Балетный театр. Назовите известные Вам балеты.

Основные критерии отбора при поступлении в театральный ВУЗ.

«Существуют только два критерия при поступлении в театральное училище: это у будущего студента можно исправить, это исправить не удастся никогда… Из этого и надо исходить!» Леонид Волков, великий театральный педагог.

При поступлении в театральный ВУЗ , училище или во ВГИК существуют критерии отбора абитуриентов. Еще недавно перед педагогами по актерскому мастерству, которые слушали абитуриентов на заключительном творческом конкурсе, перед каждым педагогом по мастерству актера , лежал разлинованный лист бумаги, в который педагог ставил свою оценку напротив того или иного творческого критерия абитуриента. Примитивно, по пунктам.

Сейчас таких «листочков» нет, но для каждого педагога по актерскому мастерству, профессионала своего дела, такие «пунктики» существуют в их головах. Эти пункты – параметры, творческие критерии, критерии отбора напротив которых педагог умозрительно проставляет абитуриенту баллы. Попробуем разобраться. Что же это за пункты?

Первым пунктом стоят: «Внешние данные абитуриента театрального ВУЗа».

Для актера – его внешние данные – его визитная карточка. Это то, что он не может развивать, это – от Бога и родителей. Глаза, лицо, улыбка, рост, фигура, белизна зубов, форма губ, цвет и натуральность волос, отсутствие явных физических недостатков, – это реальность и на это, естественно, педагоги по мастерству актера (актерскому мастерству) обращают первостепенное внимание.

Но не надо путать «внешние данные» абитуриента театрального ВУЗа с его/ее «сценическим обаянием» . Пока, в первом пункте, оно не рассматривается. Как и сексуальность. Как и красота.

Понятие красоты, кстати, условно и субъективно. Понятие красоты, особенно женской, меняется у человечества, как и мода. Для эпохи Возрождения - Джоконда Леонардо да Винчи - была эталоном красоты.

Но…если мы сегодня поставим рядом фотографию какой-нибудь Мисс Вселенной и репродукцию Джоконды – уверяю Вас – выбор современного среднестатистического мужчины падет не на «эталон да Винчи».

Выставляя мысленно оценку в строке «внешние данные» - педагог по мастерству актера (актерскому мастерству) смотрит не на Вашу красоту, а на степень выразительности ваших внешних данных.

Можно быть далеко не красавицей, но иметь такие выразительные и проникновенные глаза, которые, кажется, отражают малейший «шорох Вашей души», как говорил великий К.С.Станиславский.

Или, опять же, не быть красавцем, но иметь такую живую мимику («живое лицо»), - которая «зеркалит» любой нюанс Ваших переживаний. Можно иметь редкие «внешние данные» . Например, очень смешные, внешние данные комика . Вам встречались на жизненном пути люди, первый взгляд на которых вызывает улыбку? Не часто, но, наверняка, встречались.

Или – наоборот, - посмотришь на человека – и оторопь берет!

Настолько он кажется каким-то необычным, ярким, его лицо, глаза, движения – будоражат, вызывают эмоциональный отклик . Еще реже такое случается – но случается.

Вот такую природную редкость мы, педагоги по мастерству актера , называем уникальными внешними данными. Но это редкость! Наличие этих выразительных средств зависит не от нас с Вами. Повторюсь, это объективная реальность – именно на нее и обращают в первую очередь педагоги. Потому что знают, большинство из нижних строк «оценочной ведомости» (голос, дикция, пластика, даже, музыкальный слух), можно будет развить у студента в процессе обучения, а вот внешние данные и их природная выразительность развитию не подлежат.

Они или есть, или их нет…

(Из статьи Эльдара Тагиева «Кого принимают в театральные училища?» - газета «Культура» сентябрь 1993 год.)

Да, существует понятие «сценическое обаяние» - тоже очень важный критерий при отборе при поступлении в театральные ВУЗы. Но что такое «сценическое обаяние»? Это – «подпункт» того о чем я говорил выше. Сценическое обаяние – опять же не путайте с красотой – вытекает из «внешних данных».

«Сценическое обаяние» - это то, попросту говоря, что объясняет почему нам - интересно, приятно, увлекательно наблюдать за человеком, находящимся на сценическом пространстве. Это, опять же, объективный фактор: или он есть, или его нет.

«Сценическое обаяние» может быть как положительное, так и отрицательное.

Например, возьмем всем известный пример – фильм «Брат»: Данила Багров (актер Сергей Бодров – младший) - положительное обаяние, его брат (актер Виктор Сухоруков) – отрицательное обаяние.

Но нам зрителю увлекательно, интересно, приятно наблюдать за существованием в кадре этих разнополюсных актеров. Наш глаз не устает ни от того, ни от другого.

У обоих присутствует магия «сценического (в данном случае - кинематографического) обаяния».



Сцена и экран обладают поистине магическим действием.

Порой красавцев в жизни – они превращают в серую посредственность, и – наоборот! Не спорю, существуют всемирно признанные эталоны мужской и женской красоты на сцене и экране. Например, Мерилин Монро – эталон женской красоты и сексуальности для многих американцев. Она была очаровательна и в жизни, и на сцене. Но, согласитесь, Мерилин Монро – никогда не была признана Великой Актрисой.

Мир «молился» на нее, как на икону очарования. К объективным факторам (критериям, которым невозможно исправить) я отношу, как кому бы ни показалось странным, чувство ритма.

Его спросили: - "Юрий Андреевич, можно ли без музыкального слуха стать актером?

Юрий Андреевич ответил:

«Слух нужен, хотя порой мы принимаем в театральный ВУЗ абитуриентов с приторможенным музыкальным слухом. Но если возникает проблема ритма, то тогда – все. И хочется взять человека, и даже иной раз берешь, но к третьему курсу понимаешь: это непреодолимо. Ребята без слуха начинают петь через ритмы, и слух налаживается. Но если ритм хромает, человек даже слышать и воспринимать не сможет, куда там воспроизводить. Педагоги выпускают его из вуза, понимая, что выпускают на гибель. Бог дал ему многое другое: обаяние, подвижность, хорошую восприимчивость – все в нем есть, а элементарное действие он выполнить не способен. Он может случайно проткнуть кого-то шпагой, нанести кому-то случайный удар, он выпадает из танцевальных номеров, а главное, он неподвижен в речи, а речь вся – на ритмах. Он не воспринимает особую стилистику автора, он везде одинаков: бубухает, бубухает, бубухает….»

И третьим «китом» из тех критериев, что даны абитуриенту Богом (после внешних данных и чувства ритма ), я считаю, это - внутренняя эмоциональность и заразительность.

Думаю, не стоит объяснять детально, что под этим подразумевается.

Для меня «заразительность» - это когда у меня от эмоционального переживания актера начинают по спине « бегать мурашки». Но в отличие от первых двух критериев, Вашу эмоциональность, к счастью, развить можно и ее в хорошем театральном ВУЗ е развивают.

И по окончании театрального ВУЗа хороший актер этим всю жизнь и занимается – он с каждой ролью «растит» свою эмоциональность , повышает градус воздействия на зрителя.