Что такое светелка в избе. Русская изба. Декор русской избы

  • СВЕТЁЛКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (устар.). Небольшая комната, обычно в верхней части …
  • СВЕТЁЛКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    светёлка, светёлки, светёлки, светёлок, светёлке, светёлкам, светёлку, светёлки, светёлкой, светёлкою, светёлками, светёлке, …
  • СВЕТЕЛКА
    см. …
  • СВЕТЕЛКА
  • СВЕТЁЛКА
  • СВЕТЁЛКА в Словаре русского языка Лопатина:
    светёлка, -и, р. мн. …
  • СВЕТЁЛКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    светёлка, -и, р. мн. …
  • СВЕТЕЛКА в Словаре русского языка Ожегова:
    небольшая комната, обычно в верхней части …
  • СВЕТЁЛКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    светёлки, ж. (устар.). Светлая небольшая комната, обычно в верхней части …
  • СВЕТЁЛКА в Толковом словаре Ефремовой:
    ж. разг. 1) Светлая жилая комната. 2) То же, что: …
  • СВЕТЕЛКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • СВЕТЕЛКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. разг. 1. Светлая жилая комната. 2. то же, что …
  • СВИРЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (малоросс. сопилка) — делается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается раскаленной …
  • СВИРЕЛЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (малоросс. сопилка) ? делается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи. Сердцевина эта вывертывается тоненькой палочкой или выжигается …
  • КОМНАТА в Словаре синонимов Абрамова:
    горница, камера, каморка, покой, клеть, каюта, келья, апартамент; аудитория, библиотека, будуар, гостиная, дежурная, зала (зал, зало), кабинет, классная (класс), кухня, …
  • СВЕТЛИЦА в словаре Синонимов русского языка:
    горница, комната, палата, покой, …
  • ПОКОЙ в словаре Синонимов русского языка:
    бездействие, безмолвие, безмятежность, горница, инерция, комната, мир, недвижимость, недвижность, неподвижность, отдых, палата, покойчик, роздых, светелка, светлица, спокой, спокойствие, суббота, тишина, …
  • КОМНАТА в словаре Синонимов русского языка:
    аванзал, апартамент, аудитория, блок-комната, боковушка, бронекомната, будуар, ванная, горенка, горница, гостиная, гостинная, девичья, детская, кабинет, камора, каморка, келья, клетушка, комнатенка, …
  • ГОРНИЦА в словаре Синонимов русского языка:
    горенка, комната, палата, покой, светелка, …
  • СВЕТЁЛОЧКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. разг. 1) Уменьш. к сущ.: светёлка. 2) Ласк. к сущ.: …
  • ЭТАЖ в Словаре Даля:
    муж. , франц. ряд, по уровню, один над другим; прясло (в моск. гостинном дворе), ярус, связь. Дом в два этажа, …
  • ЧЕРДАК в Словаре Даля:
    муж. простор, от потолка или наката, до кровли; подволока, верёх, подкровелье. Чердак на сарае, конюшне, сеновал. С чердака белье украли. …
  • СВЕТОЧ в Словаре Даля:
    муж. большая свеча или факел, смолевая горелка. Похороны со светочами. Светочный, к сему относящ. Светочник, факелоносец или факельщик. Светцовый, к …
  • НАРУБАТЬ в Словаре Даля:
    нарубить что, рубить в известном количестве; срубать или перерубать; крошить, мельчить; заготовлять рубкою; | насекать, делать зарубки, помечать топором, затесывать; …
  • НАДЫЗБНЫЙ в Словаре Даля:
    надызбный, над избою находящийся. Надызбица жен. вышка, светелка, горенка, теремок, …

Дом крестьянина -втор пол 17 в — Вологодская обл

Планировка избы
Планировка избы очень традиционна (известна по раскопкам с 11-12 веков): собственно изба (в узком смысле, т. е. отапливаемое помещение), клеть и сени, их соединяющие.

С 16-го века и до начала 20-го века план избы оставался неизменным: печь помещалась у задней стены, в правом или левом углу, челом повернутая к окнам.
На печи спало все семейство, а от печи под потолком устраивались полати (нары для спанья, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы или настил для хранения вещей, устроенный под потолком).

Другой задний угол назывался куть (или кут) и служил местом для сна, здесь стояла лавка — коник (короткая широкая скамья в виде длинного ящика с крышкой, иногда украшенная резным изображением конской головы) или оконник.

Передний или «красный» угол, где стоял стол, находился по диагонали от печи.

В южных областях печь помещали у стены, чело печи было повернуто к входу или к окнам. Передний угол нередко помещался у двери.
Место против печи — упечь, предназначалось для стряпни и часто отделялось занавеской или дощатой перегородкой.

Вдоль стены стоял длинный залавник. Полавочник означал полку над лавками, непрерывно огибающую стены в избе.

В избе мог находиться и залавок:
1 — рундук, глухая лавка: с подъемной крышкой, в крестьянской избе или в прихожей;
2 — заложенное глухой доской или решеткой пространство под лавкой, в котором куры несут и высиживают яйца;
3 — длинный и низкий шкаф в крестьянской избе, примыкающий к стене или к перегородке у печи;
4 — лавка, вытянутая вдоль стены от печи и заменяющая стол для стряпни;
5 — прилавок, длинный глухой стол со шкафчиками).

Лаз в подпол закрывался западней. Спуск в подполье из-под гольца назывался лазня.

Потолки, полы, стены, окна, двери, печи

Потолки в каменных домах были сводчатыми, а в деревянных были плоскими и назывались подволоками, их часто подшивали крашеным тесом.

Полы делались из так называемого дубового кирпича.

Стены и в деревянных, и в каменных домах обивались красным тесом, в богатых домах могли поверх теса обить стены еще и красной кожей, а менее зажиточные — рогожей. В 17-м веке стали расписывать потолки и своды, а иногда и стены. Кругом стен под окнами делались лавки, они составляли часть здания и прикреплялись к стенам неподвижно. Вдоль стен над лавками на уровне человеческого роста или через избу шли длинные деревянные полки — воронцы. На полке, которая шла вдоль помещения, помещались кухонные принадлежности, на другой — утварь для мужской работы.

Окна в избе первоначально были волоковыми. Волоковое окно — это смотровое окно в деревянном доме, вырубленное в смежных бревнах на полбревна вверх и вниз. Окно имело вид небольшой горизонтальной щели, иногда украшалось резьбой. Проем закрывался («заволакивался» — отсюда название) доской, иногда рыбьим пузырем. В центре задвижки оставалось небольшое отверстие — «гляделка».

Позднее появились красные или косящатыe окна (ударение на «я»), т. е. окна с рамой, обрамленной косяками (стойками по бокам оконного или дверного проема). Они более сложные и украшенные, чем волоковые окна. Косящатое окно имело высоту не менее трех диаметров бревна в срубе.

Окна могли затягиваться и кожей. В бедных избах отверстия были малы — для сохранения тепла, и когда их закрывали среди дня, в избе было темно. В зажиточных домах снаружи окна закрывали железными ставнями, а в окна вместо стекла вставляли куски слюды с помощью шнурков. Куски слюды могли образовывать различные орнаменты. Так, окна были образчатыми, если вставляли четырехугольные кусочки, и репьястые, если вставляли репейки (металлические розетки с округлыми лепестками или звездчатым краем, закрепленные на пересечении полос решетки). Слюду расписывали красками, изображая птиц, зверей, травы, листья и т.п.

Крестовая (моленная) — комната в богатом доме, использовалась как домашняя церковь Крестовая комната во дворцах русских царей и знати служила для совершения утренних и вечерних молитв, иногда церковных служб. Одна из стен представляла собой иконостас в несколько ярусов. На других стенах над окнами и дверями ставились иконы в малых иконостасах или киотах. Сцены расписывались на библейские сюжеты. Кроме того, там хранились священные предметы. Комната царицы обычно служила местом, где она рожала, убранство отличалось большим великолепием. Крестовые комнаты в домах светской и духовной знати использовалась и для торжественных приемов и праздничных трапез. Прируб — небольшая деревянная пристройка, конструктивно связанная с более крупной частью здания.
Горница могла быть не отдельным строением, а парадной комнатой в доме, стоящей на подклете. Она служила для приема гостей, освещалась красными окнами и отапливалась изразцовой печью.
Горище — верхняя часть хором или крестьянского дома.
Верхница — надстроенные над основным объемом деревянного дома теремок, горница или чердачок.
Взрубок — надстройка над избой или хоромами: вышка, светелка, горенка.
Светлица, светёлка — светлое просторное помещение хором, предназначенное для рукоделия и других чистых домашних занятий. Устраивалась в женской половине, преимущественно в верхней части.
Голубица — подполье крестьянской избы, ход в него.
Горенка — помещение чердака или светелки, возвышающейся над хоромами или богатым крестьянским домом или отдельный сруб с окном над воротами в нижний ярус крестьянского двора.
Гульбица — подклет, подызбица.
Чертог — в древнерусском языке — палата, большое, богатое помещение, брачная комната, спальня.
Гридница, гриня, грыдня — обширный зал в княжеских хоромах, служивший помещением для гридей (княжеской дружины) и пиров с дружиной. Потолок поддерживался столбами или колоннами. Иногда в ней помещался и княжеский трон.
Вышка — летнее жилое помещение на чердаке.
Одрина — спальня в древнерусском доме.
Выход: 1. сухой погреб перед домом — небольшой сруб, на треть или половину углубленный в грунт, покрытый на два ската и утепленный снаружи землей; 2. балкон или галерея, связанные с чердачным помещением избы или хором.
Глухой подклет — полуподвал под клетью (летним неотапливаемым помещением крестьянской избы), в котором содержался скот и размещалась кладовая.
Белая казна — хранилище белья в богатом древнерусском доме.
Закут — чулан, отгороженная кладовая.
Чулан — небольшое подсобное помещение, обычно хозяйственного назначения, отгороженное от сеней или комнаты перегородкой.
Задняя изба — задние помещения в крестьянской избе, предназначенные под жилье батраков и хранилище домашней утвари.
Задец — небольшой прируб к сеням, имеющий подсобно-хозяйственное значение.
Заклеть — задний отсек разделенной надвое клети, либо вторая клеть позади первой.
Зазадорога (ударение на втором «а») — узкое пространство между печью и стеной.
Изобка: 1. небольшая изба; 2. светёлка, горенка над основным объемом деревянного дома.
Исподние сени (подсение) — ярус в основании деревянных сеней.
Исподница — подызбица, нижний ярус клети.
Истебка — подклет, подызбица.
Истобка — изба (помещение в доме).
Истопка: 1. истобка; 2. чердак; З. постройка для мытья, баня, лазня.
Голбец (ударение на «о»): 1. в деревянных избах деревянная пристройка к печи с дверкой над лестницей — спуском в подвал или в подклет. Представлял собой нечто вроде шкафа с дверью, ведущей на лестницу вниз, или длинный ящик вдоль боковой стенки печи, покрытый съемной крышкой, под которой находилась лестница; 2. загородка или чулан между печью и полатями; 3. припечье со ступеньками для всхода на печь и на полати. В избе отделялся стенкой, не доходящей до потолка и укрепленной на брусе, идущем от печи до стены. Если он был расположен перед печью, то использовался как кухня, а если позади — для спанья.
Подвал — помещение под летней избой, имел обычно вход через голбец, использовался как хозяйственная кладовая.
Подполье — подсобное помещение под зимней избой с входом только через голбец, использовался для хранения продуктов.
Людская — помещение для прислуги в помещичьем доме.
Лазня: 1. постройка для мытья; 2. спуск в подполье из-под голбца.
Бабий кут — угол, где хозяйка дома занимается своими делами, находится у печи.
Красный кут (красный угол, большой угол, верхний угол) — парадная часть со столом, иконами и лампадой над встроенными лавками, находится по диагонали от печи.
Стряпной кут (бабий кут, заполье) — отгороженная занавеской часть избы, предназначенная для готовки пищи.
Стряпущая изба — поварня, кухня в крестьянской усадьбе.
Белая половина — чистая половина избы, горница.
Приспешня — перегородка в избе, примыкающая к печи и отделяющая пространство для стряпни.
Подбор — стенка из вертикальных обрубков бревен, ограждающая подполье под срубом.
Погребица — надстройка над погребом.
Напогребница — хозяйственное помещение над погребом, ледником.
Полица — широкая полка для вещей, примыкающая ребром к стене.
Полати: 1. нары для спанья, устроенные под потолком, между русской печью и стеной избы; 2. настил для хранения вещей, устроенный под потолком.
Западня — подъемная крышка над лазом в подпол.
Гульбище — открытая узкая галерея с перилами, опоясывающая всю жилую часть дома, на уровне перекрытий подклета. Гульбище — типичная особенность северных домов. Когда-то их устраивали для того, чтобы по ним можно было пройти и закрыть наружные оконные ставни на ночь (зимой — чтобы защитить избу от холодного ветра, а летом — от света белых ночей).
Рундук — ларь с подъемной крышкой, используемый как скамья.
Наряд — матерчатые элементы для праздничного убранства древнерусского интерьера: занавеси, полавочники, наокошечники, ковры, покровы, наволоки, одеяла, пологи, скатерти.

http://uploads.ru/i/T/2/M/T2Mlv.gif


Вот описание интерьера избы уральского крестьянина середины 18-го века:
В избе пространство от порога почти до самой середины занимает русская печь; над дверями, около печи, находятся полати, под печью голбец, а подле печи шкафчик для посуды. От него до окошек делается длинная полка, на которую ставят посуду и другие вещи, а кругом избы, около стен, устраивают лавки. Печи в избах делаются из глины, к ним прилаживают чугунный шесток (площадка перед устьем печи) и железный дымоволок (труба), а с потолка на крышу выводят кирпичную трубу; в некоторых местах на крыше ставят железную трубу, покрывая ее большим горшком без дна.

Окна, как в избах, так и в горницах, делаются стеклянные, створчатые и обычно с форточками. Но зимой во избежание сырости стеклянные рамы вынимали и заменяли высушенной брюшиной; т.к она не прозрачна, в ней делали дырочки, через которые смотрели на улицу. Над устьем черной печи находился напыльник — брус, на который клались дрова для сушки. К черной печи пристраивали голбец из досок, немного ниже печи, чтобы на крышке можно было сидеть детям и старикам во время топки печи. На полатях женщины зимой, когда на полу было холодно, занимались домашней работой, пряли, шили. Залавок (полка) на стене с печью используется для хранения мелкой деревянной посуды, а у кого есть, то и медной. Часто бревна были стесаны только до уровня полок А выше оставались круглыми. Вдоль стены шла черная полица — доска для сушки горшков, перекинутая с полатей на русскую печь. На столе стояли светец (железный прут с зажимом, в который вставлялась горящая лучина) и светильня (деревянное корыто рядом со светцом, в которое падал нагар с лучины).

Огромная печь, расположенная в задней половине избы, делит помещение на жилые зоны направо и налево от входа, образуя «углы»: «подпорожье» — место у дверей под полатями, расположенными между печью и продольной стеной избы; «кутный угол» или «середа» для стряпни, куда выходит устье печи, обращенное к одному переднему углу; возле печи — «залавок» — шкафчик для посуды; «красный угол», в котором стоит стол и висит божница. Красный угол отделяется от середы занавеской или дощатой «заборкой». Вдоль стен врублены сплошные лавки — «мужская», «бабья», «красная» — с полками над ними.

Другие постройки
Существуют и другие виды построек:

Двоенка — два сруба, соединенные сенями.
Зимница — изба без трубы и сеней, построенная за хозяйственным двором крестьянской усадьбы или сбоку от него, обычно углублялась в землю на 0,7 — 1,25 м.
Зимовка — изба в задней части крестьянской усадьбы, предназначенная для содержания скота, а иногда и для жилья.
Зимовник (зимовье) — кухня или людская, возведенные в стороне от других построек.
Хоротинка — небольшая изба с единственным помещением.
Непряха — русская изба, в которой расположение печи слева от входа определяет планировку, мешающую прясть у окна.
Одноколок — простейшая русская изба в четыре стены.
Озадок — зимняя изба с сенями, примыкающая к двухъярусному двору в составе дома-двора или дома брусом.
Ординарка — четырехстенная изба с сенями, перекрытая на два ската.
Перед — летняя изба на высоком подклете, входящая в состав дома-двора или дома брусом.
Полудомок (ударение на второе «о»): 1.небольшой дом, у которого нижний этаж — каменный либо кирпичный, а верхний — деревянный; 2. дом, занимающий половину участка, отведенного под его строительство.
Поземная постройка — изба или иная постройка, возведенная без подклета; обычно — с земляным полом.
3амшенник (замшенка) — строение с бревенчатыми стенами, проконопаченными мхом.
Круглый дом — рубленый из бревен квадратный крестьянский двор без перерубов под четырехскатной крышей.
Однорядная связь — дом брусом.
Связь — тип русской избы, при котором два жилых помещения объединяются через сени в прямоугольный объем.
Двухрядная связь — русское крестьянское жилище, которое состоит из двух примыкающих друг к другу построек (изба и хозяйственный двор) под параллельными двускатными кровлями.
Клеть на стае — в деревянном зодчестве Севера простая клеть для жилья с хлевом под ней.

По материалам:
http://druspace.com/
skyscrapercity.com

Хозяева часто задумываются, какую именно комнату выделить для гостей. И они правы. Уже в новоселье намечается планировка парадных, спален и залов. И каждый по-своему подходит к такому вопросу, как выбор главного помещения для встреч и чаепитий, а также к обустройству благовидных комнаток поменьше - для отдыха. Но не каждый понимает значения слов "светлица" (светелка) и "горница". А это очень важно, так как исстари сложилась особая традиция убранства и декора в доме, где продумано всё до мелочей. Углубимся в историю и разузнаем, что же это за такие дивно звучащие слова - "светелка" и "горница". Как трактуют эти слова толковые словари?

Что такое светелка

Ох уж эта светелка, и прилепа, и шикарна… На самом деле это не что иное, как самая обыкновенная комнатушка, но выполненная со вкусом и удобством. Такое помещение предназначалось, да и до сих пор оборудуется, для женской половины дома. В ней хозяюшки - барышни и девицы - проводили большую часть времени за творчеством. Обычно в светлицах совершались следующие виды чистых занятий и услуг:

  1. Вышивание и кройка.
  2. Придумывание нарядов и украшение платьев.
  3. Прядение и вязание.
  4. плетение и рукоделие;
  5. Письменность и рисование.
  6. Чтение, музыка и песнопение.
  7. Гадания, обряды и ворожба.

Такие комнаты обустраиваются исключительно на верхних этажах изб и частных коттеджей, где полноправными царицами этих владений становятся предпочтительно молодые девушки. И теперь становится ясно, что такое светелка. Это самая настоящая святая святых, куда вход разрешён только избранным с позволения властвующей там нимфы.

Чем отличается горница от светелки

В отличие от светелок, горницы родились намного раньше, уже в начале 12 века, и по своему складу также относятся к разряду жилых комнат. Это самые предпочтительные и нарядные апартаменты, где принимают и угощают близких гостей, пьют чай, ведут беседы. Если присмотреться, что такое горница и светелка, то внешних различий между этими двумя определениями практически не заметно. Но всё же горницы имеют характерные признаки по планировке и предназначению. Перечислим основные:

  • Существуют для приёма гостей и проведения мероприятий.
  • Являются главными комнатами для матерей и детей.
  • Обычно расположены на верхних этажах дома.
  • Имеют большую площадь.
  • Оборудованы печью или камином.
  • Имеют много резных окон в одной или двух стенах, два из которых - большие красные.

Светлицы, в свою очередь:

  • Существуют не для приёма гостей, а для личного времяпрепровождения девушек.
  • Располагаются чаще на верхних ярусах дома.
  • Не имеют печей и каминов.
  • Могут быть как большой, так и меньшей площади.
  • Окна во всех 4-х стенах почти на всю высоту, преимущественно красного цвета.

Горницы также в большинстве случаев проектировали на втором или третьем этажах теремов и вилл. Отсюда они и переняли своё название из древнего толкования - горынь (гора).

Где можно услышать про светелку?

Кстати, что такое светелка, можно услышать везде. В настоящее время этим лёгким словом называют не только комнаты, но и красивые природные места, организации и общины и даже дают названия сайтам. Имена светелки носят:

  1. Свадебные и ритуальные комплексы.
  2. Благотворительные фонды.
  3. Горы, долины и угодия.
  4. Приусадебные хозяйства.
  5. Гостиницы и отели.
  6. Студии и клубы.
  7. Молодёжные порталы и сайты знакомств.
  8. И даже редкие избранницы женского пола.

Иногда, поймав такой лёгкий отзвук, хочется понаблюдать, что за живописное место или какая героиня кроются за ним. Слово, рождённое с лёгкой руки наших предков, продолжает нести в мир чистую и светлую энергию.

Сайт «Светелка»

На просторах интернета «Светелка» уже дарит радость людям, призывая их объединяться в пары и семьи. Для таких целей создан сайт. Он так и называется - клуб знакомств для православных «Светелка». Хотя аналогичных ресурсов в России более десяти, но этому нужно уделить особенное внимание. Организован портал для верующих качественно и без лишних премудростей. Здесь одинокие постояльцы ищут вторую половинку, объединяясь по вероисповеданию и месту обитания. На «Светелке» всё устроено таким образом, что подать объявление не составит никакого труда. Все афиши клиентов попадают на общую доску, откуда и начинается знакомство. В личном аккаунте можно расписать свои преимущества и недостатки, включая главные параметры: имя и почту, возраст и место проживания, цель и стиль жизни. Это хороший вариант для православных из России и стран СНГ.

Светелка в нашей жизни

Вообще всё, что относится к данному понятию, должно источать наслаждение и удобство. Это слово пришло в нашу жизнь и принесло не просто олицетворение домашнего убранства, но и более глубокие предначертания. Значение слова "светелка" расширилось далекоза пределы понимания и символизирует:

  • гармонию и успех;
  • здоровье и благополучие;
  • радость и счастье;
  • уют и покой.

В прежние столетия в светелках жили купчихи и барыни, гувернантки и крестьянки, и все они вдыхали вольность великолепных и чистых палат. Именно такие картины рисует воображение, когда читаешь сказки и поэмы А.С. Пушкина, героини которого большую часть жизни проводили в своих милых и уютных комнатках. Сегодня светелки представляют собой шикарные студии новостроек и частных теремов с обширными окнами и просторными периметрами.

Давайте жить по-светлому

И наконец, определив, что такое светелка,можно подвести итог. Всё, что употребляется или принадлежит к этому лучистому слову, говорит само за себя. В такой форме можно обрисовать только нежное, прекрасное и большое уютное чувство, будь то комната, пейзаж или стиль жизни. И так же, как обустраиваются светелки, должны быть просторны и светлы, легки и лучезарны судьба и счастье человека.

Николай Клюев называл себя "певцом олонецкой избы".

В поэтической парадигме слова изба выразилась суть мировоззрения писателя. "Русь избяная", по его мнению, - "несметный обоз! Вспарит на распутье взывающих гроз..."1, а крестьянская изба у него, по словам А. И. Михайлова, - "некий замкнутый мир космической гармонии", где "опоэтизировано абсолютно все - от "дедовского" ставня, что "провидяще грустит", до печной трубы"2.

В образной семантике поэтической парадигмы слова изба отразились и реалии сурового северного края, и культурно-исторические, и этнокультурные, и фольклорные традиции. Здесь использован и символический язык культуры, о котором писал Н. И. Толстой: "Язык культуры (как и язык науки) пользуется естественным языком, поэтому слова и другие единицы естественного языка приобретают в нем дополнительную, культурную семантику..."3.

По нашим подсчетам, сделанным на основе данных словоуказателя поэтического словаря Н. Клюева4, тематическая группа "изба" включает более 200 слов, количество употреблений лексем в ней - около двух тысяч. Само слово изба и производные от него: избенка, избушка, избяной - употреблены 183 раза. Высоко частотны и такие лексемы тематической группы, как печь (76 употреблений) и производные: печка, запечный, позапечный, печной, надпечный, хлебопечный (всего 131 употребление); окно и производные от него: оконце, окошечко, окошко (ИЗ); дом, домик (61); икона (49); зыбка (35); кот (32); терем (32); лежанка (31); прялка (26); горенка (25) и др.

В центре лексико-семантического поля описываемой парадигмы находятся оппозиции:

1) изба - жилище - терем - сруб - хата - чум.

В эту оппозицию входят названия типов славянских жилищ, которые распределяются в зависимости от географической среды, имеющегося строительного материала и культурной традиции той или иной зоны. Ср.: юж.-рус. - хата, на крайнем севере - чум.

Николай Клюев - певец северного русского жилища, где преобладают деревянные, рубленные "в лапу" строения, поэтому в тематический ряд "типы строений" у него попадают как наиболее частотные слова сруб, терем. Срубы строили в вологодских лесах староверы и отшельники, гонимые люди: "В дедовском кондовом срубе беда покумилась с котом"5; "Сосновый длинный сруб, занесенный метелью, / Для нас стал алтарем таинственно-святым"6; "Вот огонек, там в срубце малом / Живет беглец из Соловков"7. Терем в старой Руси был богатым высоким домом с покатой крышей, иногда в виде башни, с надворными постройками, так же называли и жилое помещение в верхней части такого дома, чаще всего для девушек и женщин. Это слово употребляется в стихах Н. Клюева, отражающих архитектурные традиции древней Руси, воспетые в фольклоре, особенно в свадебной лирике, где это слово сочеталось с постоянными эпитетами: высокий терем, девичий теремок и др.8. У Н. Клюева семантика этого слова тоже проявлена в сочетаемости: "Ах, не в руку сон! Седовласый бор / Чуда-терема сторожит затвор"9; "Предо мной узорный терем, / Нет дозора у ворот"10; "Терем красок невидимых, рубленый, клёцкий, / С ароматом столетий в дремучих углах"11.

2) изба - "ее внутренние помещения": горенка, горница, све-телка, светлица.

В постройке крестьянской избы и в названиях ее помещений отразились русские культурные традиции. В. И. Даль писал, что старинная русская изба делилась на три части: на шолнуш, или кухню и спальню, на избу, столовую и жилую, и горенку, чистую, без печи или с голландкою12. Слова горенка, горница, светлица, светелка - устаревшие и областные слова-синонимы - так называлась "чистая" половина избы. Для Н. Клюева эти слова всегда опоэтизированы, часто связаны с народными обычаями и обрядами: "По брусяной новой горнице, / По накатной половичине / Разудалый ходит походом, / Голосит слова ретивые"13; "Наезжали ко светлице соколья - / Все гостиные, купецки сыновья"14.

3) изба - печь.

Слово печь - самое частотное после слова изба в описываемой парадигме: вместе с производными от него печка, запечный, позапечный, печной, надпечный, хлебопечный, запечье, а так-же словами, называющими составные части печи, оно составляет парадигму с 250 употреблениями.

В настоящее время наш коллектив работает над словарем поэтической фразеологии наиболее частотных слов в творчестве Н. Клюева: выясняются грамматические, семантико-синтаксические и ассоциативно-смысловые модели, по которым эти слова сочетаются с другими.

В качестве примера рассмотрим словарные статьи слов изба, терем, светелка, светлица, горенка, горница. Образная семантика указанных слов очень ярко выявляется при анализе семантико-синтаксических моделей. Оценим, например, виды атрибутивных отношений, выраженных данными сочетаниями.

1) беседная, земская, катовальная, мирская, скрытная, черносошная - словосочетания носят терминологический характер;

2) Мариина, дедовская, олонецкая - характеризуют по принадлежности;

3) бедная, ветхая, глухая, древняя, опустелая, прижухлая, серая, темная, хмарая, темна, зимняя, ночная, свечеревшая - в основном с отрицательной эмоционально-оценочной коннотацией;

4) белая, кондовая, невечерняя, новая, праздничная, резная, родная - с положительной эмоционально-оценочной коннотацией;

5) моя, твоя - по отношению к поэту и его читателю или собеседнику;

6) с матицей пузатой, с лежанкой-единорогом, с урожайным Богом, с духом семги и меда, с балагуром-котом на лежанке, с парчовою сказкой за пряжей, с запечною тайною и раем, с часовней убогой - внутренний мир избы и ее обитателей.

1) дубовый, клёцкий, рубленый, слюдяной - по материалу и способу постройки;

2) Кащеев, меевский, патриарший, мой, сестрин, скомороший, боярыни Морозовой, похитчика Змея - по принадлежности;

3) заветный, заповедный, пречудный, чудный, с ароматом столетий, чудо-терем - с возвышенно-положительной коннотацией;

4) терем красок, терем слова, терема облаков - более широкие и отвлеченные переносные значения.

Горница:

1) боярская, России, брусяная, с полкой божничной;

2) все краше, благоуханней, ландышевая, новая;

3) подземная, пустынная.

Горенка:

1) белая, девичья, новая, клетка;

2) где шелки... - характеристика горенки по роду занятий в ней и по психологическому состоянию ее обитателей.

Светелка:

1) белоструганая, Настьина, низенькая, русская, хрустальная, горняя;

2) где все разноверья и толки.

У всех анализируемых слов разный объем сочетаемости (самый широкий и разносторонний у слова изба, у других - меньше), у всех слов есть положительная коннотативная сема, сема принадлежности, у слова изба довольно велика сочетаемость с эмоционально-оценочными словами с отрицательной коннотативной семой. Только со словом изба создаются терминологические устойчивые сочетания.

Не менее выразительна семантико-синтаксическая модель, выражающая отношения субъект - предикат, см.:

Изба (избы):

1) дремлива, полны, рудо-желта, смольностенна, будет стократы, талы, теплы, черны, срублена, уготованы - дается предикативная качественная характеристика избы;

2) вздохнула, взрастила, возглашала бы, восплясала, глядит, грезит, глядится, греет, дремлет, дымится, ждет, завывают, загорится, засыпает, множит отзвуки, насупилась, питает, приютит, прояснились, осиротела, скрипит зари изба, слушают, стоит - в этих предикативных сочетаниях происходит олицетворение избы - она представлена как хозяйка, как живое существо, близкое и дорогое поэту;

3) богатырица, как верша, -гнездо, -городьба, -горы, -Карфаген, -колесница, подобие вселенной, святилище земли, -шелом, -яхонты - более широкое и отвлеченное оценочное, философское определение этого явления в жизни.

У слова терем эта сочетаемость беднее, но в основном ее характер такой же, что и у слова изба:

1) тих и мирен, убог и скуден, ненавистен - прямая оценочная характеристика;

2) греет, терема облаков плывут, таят, утонули - олицетворение.

Горница: ангелов пир, горница сердца - не чета - отвлеченные философские понятия.

Горенка: мала, была светла, у горенки есть много тайн.

Светелка: чиста, стоит.

Наиболее богата семантическая синтагматика, выражающая пространственные отношения, особенно у слова изба, употребленного в разных падежных формах:

1) в избе дремотно, дымно, любо, станет просторней, тесно;

2) по избам нет девушек-улыб, в избах нет огня;

3) из избы - вышел, вытекают, повыйди;

4) к избе прибредет лосиха, приведет тропка,

По избам мерещатся медвежьи сны, нет девушек Светлан; по избе бродит темень;

5) в избу ангел влетел, я принес (зазимки), прискакал Бледный конь, шасть незваный;

6) над избой:

Взлохматился дымок

Взошло страдание

Взрастут баобабы

Виляет дымок

Водят хороводы тучи

Небо затеплит свечки

Кружит врачеватель

Сосны молятся;

7) под избами - находят распятье, алтын и иглу - Мужицкие веды;

8) в избе:

Не восхотел баюкать солнце

Делал колдун

Есть Стены Плача, Жертвенник Обиды

Рассвет-кудрявич жует калач

Заслюдела стена

Поет сверчок

Поселиться

Предвечность сидела за прялкой

Я ткал золотую молву

Устинья Прокопьевна рада усадить сказки, заклятья и клады

Гармоника

Пляска ковров

Рудо-пегая темь

Только холод да труд, русские реки слезами текут.

Таким образом, поэтическая сочетаемость анализируемых слов позволяет Н. Клюеву "воссоздать" реальную картину окружающего его мира и отношений в нем и свое, поэтическое восприятие и оценку всего, что он видит и описывает.

Еще белее широкие выводы можно сделать, наблюдая над ассоциативно-смысловыми моделями поэтической фразеологии. Указанные слова вызывают во многом общие ассоциации, с которыми связаны представления поэта об окружающем мире. Например, светелка:

1) девичий мир, родной дом и край, реальный крестьянский мир и тайная, сокровенная духовная жизнь, нравственные ценности, святость крестьянского мира (свое сакральное пространство), святая Русь, древнерусская культура, народные промыслы и занятия, рукоделие, любовь, благая весть, сон, история и современность, крестьянские праздники;

2) противоположные ассоциации: родному дому противопоставлена суровая природа севера - "внешний мир" за окнами светелки, предвестье беды, мужской мир, чужой.

Слово горенка:

1) непорочный мир детства, девичества, родной дом, "мужицкий рай", семья, святость крестьянского дома, освященная красота, святой дух, христово рождество, Богородица, сокровенный, тайный старообрядческий мир, старая крестьянская культура и творчество, рукоделие, девичьи наряды, сказка, тайна, любовь и духовное родство, очарование, чистота, красота, цветение.

2) им противопоставлены: порочный внешний мир, чуждая агрессивная техническая цивилизация, шаманство, сиротство, утраты, гибель, беда, неволя.

Слово горница:

1) родной крестьянский мир, его быт, благополучие, его святость (свое сакральное пространство), временное и земное пространство России, народные обычаи и творчество, познание окружающего мира и духовный мир поэта;

2) противоположные ассоциации: угроза беды из чужого мира, горе, несчастье, тюрьма, тревога, мольба о помощи, подземный мир, потусторонний мир.

Слово терем:

1) родной крестьянский мир, древняя культура и быт Русского Севера, былинная суровость родного края, народное творчество, защита святых сил природы, духовный мир и творчество поэта, молодость, девичья красота и чистота, русский народ, Родина, Русь, Россия и любовь к ней;

2) антонимичные ассоциации: технический и научный прогресс, угроза беды и войны, тревога за родной край, революция, смерть, горе, беда.

Таким образом, анализ поэтической фразеологии слов, входящих в образную парадигму слова изба, дает возможность воспринять этот образ как жизненный и духовный центр существования русской северной деревни и оценить творческий мир поэта, воспевающего родной северный край.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1977. - С. 297

2 Михайлов А. И. Поэтический космос Н. Клюева. //Вытегорский вестник. - № 1. - Вытегра, 1994. - С. 87.

3 Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по старославянской филологии и этнолингвистике. - М., 1995. - С. 291.

4 Поэтический словарь Н. Клюева: Словоуказатель. - Вып. I. - Вологда, 1998.

5 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1977. - С. 441.

7 Клюев Н. Песнь о Великой Матери. //Знамя. - 1991. - № 11. - С. 14.

8 О них подробнее говорится в книге: Смолицкий В. Г. Русь избяная. - М., 1993.

9 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1977. - С. 160.

10 Там же. - С. 161.

11 Клюев Н. Песнослов. Стихотворения и поэмы, - Петрозаводск: Карелия, 1990. - С. 133.

12 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Т. II. - М.: Русский язык, 1978. - С. 10.

13 Клюев Н. Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1977. - С. 187.