Экстремальный эксперимент: пересечение Атлантического океана без еды и воды (4 фото)


Путешественника, отважившегося преодолеть океан под парусом или на веслах, ждет много опасностей. Хищные акулы и огромные волны, способные захлестнуть суденышко в один миг; палящее солнце и соленая вода, разъедающая кожу, - все это делает океан местом, непригодным для безмятежного отдыха. Так что же понуждает людей вновь и вновь покорять эту стихию?

На плоту по следам бледнокожих индейцев

Молодой норвежский ученый Тур Хейердал, отчаявшись доказывать научному сообществу свою теорию происхождения народов Полинезии, повторил путь переселенцев из Южной Америки до Таити на аутентичном судне – плоту из бальсового дерева. Плот был назван в честь вождя переселенцев, «Кон-тики», и управлялся с помощью паруса и кормового весла. Экипаж Хейердал набрал из своих армейских друзей и их знакомых, причем ни один из них не был профессиональным моряком. Снабжение удалось получить из лаборатории Пентагона.


Плот, свободно влекомый течением и ветром, слился с природой, оброс водорослями и обзавелся «группой сопровождения» - рыбками-лоцманами и мелкими крабами. Летучие рыбки запрыгивали на палубу, золотистая макрель стаями ходила вокруг необычного судна. Обитатели Тихого океана – акулы, киты и дельфины частенько приплывали к «Кон-Тики». Однажды огромная 15-метровая китовая акула ходила вокруг, сужая круги, пока ее не спугнули гарпуном.


На 97-й день плавания, не встретив по пути ни одного судна, «Кон-Тики» пересек Тихий океан и прибыл в Полинезию. Плот налетел на риф, но экипаж успешно высадился на необитаемый остров. Вождь с соседнего острова, увидев отблески костра, вначале решил, что там пируют духи – тем более что к берегу прибило ящик с надписью «Тики», именем божественного предка. Убедившись, что Тур Хейердал и его товарищи - живые люди, в их честь был устроен грандиозный праздник, продолжавшийся несколько недель, пока с Таити за экипажем не пришел пароход.

Доктор Алан Бомбар: когда отчаянье убивает

Анализируя историю кораблекрушений, французский врач Алан Бомбар пришел к выводу, что, оказавшись на спасательных шлюпках, пассажиры гибнут от страха гораздо раньше, чем кончается еда и питье. Ему была невыносима мысль, что моряки с грузовых судов, потерпевших катастрофу, заранее считаются погибшими и на поиски отводится всего 10 дней. Доктор Бомбар вознамерился доказать, что в океане можно выжить, если не поддаваться панике.

Заручившись финансовой поддержкой, он полгода изучал флору и фауну океана и пришел к выводу, что практически все питательные вещества, кроме сахара, можно добыть из рыбы, а витамин С из планктона. Планировалось, что пойдет группа из 3-х человек, однако после предварительных испытаний его товарищи струсили, и через Атлантический океан Ален отправился один.


В отличие от экипажа «Кон-тики» Бомбар принципиально взял только те вещи, которые доступны жертвам катастроф: нож, компас, карту и запечатанный пакет с неприкосновенным запасом еды. Резиновая надувная лодка «Еретик» длиной 4,5 метра была сделана по специальному заказу, но мало чем отличалась от аналогичных спасательных средств.

В первые же дни буря разорвала пополам основной парус, а запасной унесло ветром. «Еретика» трижды затапливало водой по самые борта. Алан научился отгонять акул ударом весла по носу. Его верные дорады приманивали к лодке вкусную рыбу, которую доктор поедал сырой.

Дважды на пути Бомбара встречались корабли, но он не стал прерывать экспедицию, хотя сильно мучился от истощения и болезней, вызванных малопригодной пищей и неподвижностью.


Только на 65-й день, пережив шторма и штиль, Ален Бомбар приплыл на Барбадос. Он был истощен, покрыт прыщами, от соленой воды отслоились и слезли ногти, но его сил хватило на то, чтобы отогнать нахальных туземцев от запечатанного пакета с НЗ и дойти до полицейского участка.

Подвиг доктора Бомбара, будущего члена Европарламента, позволил пересмотреть нормативы спасения на водах.

На веслах через два океана

Из путешественников, замахнувшись на океан на гребной лодке, первым «одиночкой» считается Джон Фэйрфакс, осуществившим детскую мечту в 1969 году; последним – Федор Конюхов, в 2016 году.

Джон Фэфаркс, сын англичанина и болгарки, был настоящим авантюристом из приключенческого романа. В 9 лет он устроил стрельбу в бойскаутском лагере, украв пистолет вожатого. В 13 сбежал в джунгли из Буэнос-Айреса и жил подобно Тарзану, торгуя шкурами диких оцелотов. Закончив университет, Джон устроился помощником пирата и три года занимался контрабандой спиртного, оружия и табака в качестве капитана одного из кораблей своего босса.


Только в возрасте 32-х лет Фэйрфакс смог заняться подготовкой к плаванию через океан, о котором мечтал в детстве. Переехав в Лондон, он каждый день тренировался в гребле на озере в Гайд-парке. 20 января 1969 года на 6-метровой роскошной лодке «Британия» из красного дерева Джон отплыл с Канарских островов. На борт он взял радиоприемник, овсянку, бренди и чистую воду, запасы которых он пополнял на встречных кораблях. 180 суток провел Фэйрфакс в океане, чуть не сойдя с ума от одиночества. Особенно ему не хватало женщин, в отсутствие которых он разговаривал с Венерой. «Это было чертовски глупо» - заявил Джон, причалив в Голливуде, но спустя два года он уже плыл через Тихий океан со спутницей – Сильвией Кук.

Федор Конюхов, переплывая через океан в одиночку, не отрывался от близких. Если позволяла погода, он беседовал с женой по спутниковому телефону, наставлял младшего сына и получал сведения о погоде и ситуации от группы поддержки. Его 9-метровая лодка «Тургояк», построенная по спецзаказу на верфях г. Ипсвич (Англия), оснащена бортовым компьютером на солнечных батареях, а местоположение отслеживалось командой поддержки через спутниковый буй Yellow Brick. В поход Конюхов брал два опреснителя воды – электрический и механический и три набора весел «Xcell» из углеволокна с ясеневыми рукоятками. Питался он сублимированными продуктами из расчета 6000 килокалорий в день.


Старт экспедиции был намечен на 12 декабря 2013, в день 62-летия знаменитого путешественника из чилийского порта Вальпараисо, однако через 4 дня ему пришлось вернуться и заменить негодный генератор. Стартовав с задержкой и гребя по 16-18 часов в день, Конюхов преодолел расстояние в 8000 морских миль за 160 дней «без помощи людей, но с помощью Бога и тех святых, которым молился».

Через Атлантический океан кролем или брасом

Совершенно невероятными кажутся истории о преодолении океана вплавь. Первым на это решился Бенуа Лекомт, француз, выросший в Америке. Свой заплыв через Атлантику он посвятил отцу, умершему от рака. Профессиональный пловец на дальние дистанции, он преодолел расстояние от Массачусетса до французской бухты Киберон за 73 дня, плывя по 8 часов в день вслед за яхтой, на которой была установлена аппаратура для отпугивания акул. Пловцу пришлось преодолевать волны размером с 3-х этажный дом, стоически относиться к любопытным акулам, дельфинам и черепахам. На Азорских островах пришлось сделать остановку для ремонта аппаратуры, и 28 сентября Лекомт добрался до французской Бретани. Все собранные средства пошли на исследования в области онкологии.


Спустя 10 лет на заплыв через Атлантику осмелилась женщина. Дженифер Фигге отправилась в путь от островов Золотого мыса в возрасте 56 лет. Как ее предшественник, она плыла по 8 часов в день за яхтой в садке, который спасал ее от акул. Пловчихе не удалось доплыть до Багамских островов. Ветер и девятиметровые волны сбили ее с курса, поэтому пришлось финишировать на Тринидаде.


МУЛУЛАБА /Австралия/, 31 мая. /Спец.корр. ИТАР-ТАСС Павел Ваничкин/. Российский путешественник Федор Конюхов достиг побережья . Таким образом, он сумел пересечь в одиночку на весельной лодке Тихий океан без заходов в порты и посторонней помощи. Следующим проектом российского путешественника станет перелет на воздушном шаре вокруг Земли...

От берегов Чили до Австралии

Конюхов стартовал 22 декабря 2013 года из порта Конкон (Чили) в 09:15 утра по чилийскому времени, преодолел на лодке под названием "Тургояк" свыше 17 тыс. км и финишировал в городке Мулулаба (штат Квинсленд) в 13:13 по времени восточного побережья Австралии. "Тургояк" имеет длину 9 метров, ширину 1,8 метра, вес ее сделанного из углепластика корпуса составляет 250 кг, вес с полной загрузкой - 850 кг.

Как сообщило из Лондона Международное общество океанских гребцов, Конюхов осуществил путешествие за 160 дней. По данным общества, прежнее лучшее достижение пересечения Тихого океана на весельной лодке-одиночке в южной его половине составляла 273 дня.

Такой результат показал английский 52-летний гребец Джим Шекдар, стартовавший 29 июня 2000 года из перуанского порта Ило. Джим также шел на Австралию и финишировал 30 марта 2001 года на острове Норд Страдброук (North Stradbroke).

Изначально Конюхов планировал пересечь Тихий океан за 200 дней и ночей. Как сообщалось, чтобы пересечь океан, путешественник должен был сделать 4 млн гребков.

Перелет вокруг Земли

"Земля пока еще не очень твердая", - сказал ступивший на берег Конюхов корр. ИТАР-ТАСС. Его самые первые шаги действительно были слегка неуверенными, однако буквально через несколько мгновений он уже смог идти без посторонней помощи.

После триумфального финиша, отвечая на вопрос о планах на будущее, Конюхов сообщил, что задумал совершить беспосадочный перелет вокруг Земли на воздушном шаре. Стартовать он намерен в Австралии, лететь с запада на восток примерно вдоль 40-й широты и финишировать опять-таки в Австралии. Вместе с тем путешественник категорически отказался говорить, когда это может произойти. "Я уже более 40 лет путешествую, - напомнил Конюхов. - Раньше я делал это в основном ради научных целей и из спортивных интересов, но сейчас я думаю о молодом поколении, которому хочу привить дух романтики. Я хочу, чтобы люди больше мечтали".

Отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС, о трудностях во время пути, Конюхов сказал: "Сначала было трудно, а потом еще труднее". "Главная трудность именно такого рода испытания состоит в его монотонности, - продолжил рассказ путешественник. - Каждый день я старался грести по 18 часов, спал по 20-25 минут, но не более двух с половиной часов в сутки. - С другой стороны, я шел с божьей помощью - все самые большие ураганы проходили мимо меня, лодка ни разу не перевернулась, мне помогали попутные течения.

С благополучным завершением

Направил Конюхову приветствие, которое зачитал посол РФ в Австралии Владимир Морозов, принимавший участие во встрече российского путешественника в городе Мулулаба. Встречать знаменитого российского путешественника на пляже города собрались около пятисот человек - его друзья, местные жители, приехавшие туристы, журналисты.

"Рад поздравить вас с благополучным завершением экспедиции "На весельной лодке через Тихий океан", - говорится в приветствии президента. - За этим уникальным походом внимательно следили ваши коллеги, ученые и эксперты, члены Русского географического общества, любители морского дела из многих стран. Благодаря мужеству и стойкости, неординарным человеческим и профессиональным качествам вы выдержали непростые испытания, покорили водную стихию".

"Сегодня можно с уверенностью сказать - первое в истории одиночное путешествие на весельной лодке от берегов Чили к Австралии прошло успешно. А вы продолжили замечательные традиции великих русских исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Мирового океана. Желаю вам всего наилучшего и исполнения новых планов", - сообщается в приветствии президента.

63-летний священник Русской Православной Церкви Федор Конюхов является первым в мире человеком, которому удалось достигнуть пяти полюсов нашей планеты: Северного (трижды), Южного, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, (полюса высоты) и Мыса Горн (полюса яхтсменов). Конюхов стал первым россиянином, сумевшим выполнить программу "Семь вершин мира" - подняться на высочайшую вершину каждого континента. Ему удалось пересечь теперь уже два океана на весельной лодке. В 2002 году он в одиночку пересек Атлантический океан на гребной лодке "УРАЛАЗ", установив мировой рекорд - 3 тыс. морских миль за 46 суток.

Путешествия всегда манили людей, но прежде они были не только интересными, но и крайне сложными. Территории были не изучены, и, отправляясь в путь, каждый становился исследователем. Какие путешественники являются самыми известными и что конкретно открыл каждый из них?

Джеймс Кук

Известный англичанин был одним из самых лучших картографов восемнадцатого века. Он родился на севере Англии и уже к тринадцати годам принялся трудиться вместе с отцом. Но к торговле мальчик оказался неспособен, поэтому решил заняться мореплаванием. В те времена все известные путешественники мира отправлялись в дальние страны на кораблях. Джеймс увлекся морским делом и так быстро продвинулся по карьерной лестнице, что ему предложили стать капитаном. Он отказался и отправился в Королевский флот. Уже в 1757-м талантливый Кук стал сам управлять кораблем. Его первым достижением стало составление фарватера реки Святого Лаврентия. Он открыл в себе талант навигатора и картографа. В 1760-х он изучил Ньюфаундленд, чем привлек внимание Королевского общества и Адмиралтейства. Ему поручили путешествие по Тихому океану, где он добрался до берегов Новой Зеландии. В 1770 году он совершил то, чего прежде не добивались другие известные путешественники, - открыл новый материк. В Англию в 1771-м Кук вернулся знаменитым первопроходцем Австралии. Последним его путешествием стала экспедиция в поисках прохода, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Сегодня даже школьникам известна печальная участь Кука, которого убили туземцы-каннибалы.

Христофор Колумб

Известные путешественники и их открытия всегда оказывали немалое влияние на ход истории, но мало кто оказался настолько знаменитым, как этот человек. Колумб стал национальным героем Испании, решительно расширив карту страну. Христофор появился на свет в 1451 году. Паренек быстро добился успеха, поскольку был прилежным и хорошо учился. Уже в 14 лет он отправился в море. В 1479-м он повстречал свою любовь и начал жизнь в Португалии, но после трагичной смерти супруги отправился с сыном в Испанию. Получив поддержку испанского короля, он отправился в экспедицию, цель которой заключалась в поиске пути в Азию. Три корабля отплыли от берегов Испании на запад. В октябре 1492-го они добрались до Багамских островов. Так была открыта Америка. Местных жителей Христофор по ошибке решил называть индейцами, полагая, что добрался до Индии. Его отчет изменил историю: два новых континента и множество островов, открытые Колумбом, стали главным направлением путешествий колонизаторов в последующие несколько веков.

Васко да Гама

Самый известный путешественник Португалии родился в городе Синеш 29 сентября 1460 года. С юных лет он работал на флоте и прославился как уверенный в себе и бесстрашный капитан. В 1495 в Португалии пришел к власти король Мануэль, который мечтал развивать торговлю с Индией. Для этого необходим был морской путь, на поиски которого и предстояло отправиться Васко да Гама. В стране были и более известные мореплаватели и путешественники, но король почему-то выбрал именно его. В 1497 году четыре корабля отправились на юг, обогнули и доплыли до Мозамбика. Там пришлось на месяц остановиться - половина команды к тому моменту болела цингой. После перерыва Васко да Гама добрался до Калькутты. В Индии он три месяца налаживал торговые связи, а через год вернулся в Португалию, где стал национальным героем. Открытие морского пути, позволявшего добираться в Калькутту мимо восточного побережья Африки, стало его главным достижением.

Николай Миклухо-Маклай

Известные русские путешественники тоже совершили немало важных открытий. Например, тот же Николай Михлухо-Маклай, родившийся в 1864 году в Новгородской губернии. Он не смог окончить Петербургский университет, так как за участие в студенческих демонстрациях его отчислили. За продолжением образования Николай отправился в Германию, где встретил Геккеля - естествоиспытателя, пригласившего Миклухо-Маклая в свою научную экспедицию. Так для него открылся мир странствий. Вся его жизнь была посвящена путешествиям и научной работе. Николай жил на Сицилии, в Австралии, изучал Новую Гвинею, воплощая проект Русского Географического Общества, бывал в Индонезии, на Филиппинах, на полуострове Малакка и в Океании. В 1886 году естествоиспытатель вернулся в Россию и предложил императору основать русскую колонию за океаном. Но проект с Новой Гвинеей не получил царской поддержки, а Миклухо-Маклай серьезно заболел и вскоре умер, так не завершив свою работу над книгой о путешествиях.

Фернан Магеллан

Многие известные мореплаватели и путешественники жили в эпоху Великих Магеллан не является исключением. В 1480 году он родился в Португалии, в городе Саброза. Отправившись служить при дворе (на тот момент ему было всего 12 лет), он узнал о противостоянии между родной страной и Испанией, о путешествиях в Ост-Индию и торговых путях. Так он впервые заинтересовался морем. В 1505-м Фернан попал на корабль. Семь лет после этого он бороздил морские просторы, участвовал в экспедициях в Индию и Африку. В 1513 году Магеллан отправился в Марокко, где был ранен в бою. Но это не умерило тяги к путешествиям - он запланировал экспедицию за специями. Король отверг его прошение, и Магеллан отправился в Испанию, где получил всю необходимую поддержку. Так началось его кругосветное путешествие. Фернан думал, что с запада путь в Индию может оказаться короче. Он пересек Атлантический океан, добрался до Южной Америки и открыл пролив, который позднее назовут его именем. стал первым европейцем, увидевшим Тихий океан. По нему он добрался до Филиппин и почти достиг цели - Молуккских островов, однако погиб в сражение с местными племенами, раненый ядовитой стрелой. Тем не менее, его путешествие открыло Европе новый океан и понимание того, что планета куда больше, чем думали ученые прежде.

Руаль Амундсен

Норвежец родился в самом конце эпохи, в которую прославились многие известные путешественники. Амундсен стал последним из мореплавателей, пытавшихся найти неоткрытые земли. С детства от отличался упорством и верой в свои силы, что позволило ему покорить Южный географический полюс. Начало пути связано с 1893 годом, когда паренек бросил университет и устроился матросом. В 1896-м он стал штурманом, а в следующем году отправился в свою первую экспедицию в Антарктику. Судно затерялось во льдах, команда болела цингой, но Амундсен не сдавался. Он взял командование на себя, вылечил людей, вспомнив свое медицинское образование, и привел корабль обратно в Европу. Став капитаном, в 1903 году он направился на поиски Северо-Западного прохода у Канады. Известные путешественники до него никогда не совершали ничего подобного - за два года команда преодолела путь от востока американского материка к его западу. Амундсен стал известен на весь мир. Следующей экспедицией стал двухмесячный поход к Южному плюсу, а последним предприятием - поиск Нобиле, в процессе которого он пропал без вести.

Давид Ливингстон

Многие известные путешественники связаны с мореплаванием. же стал исследователем суши, а именно африканского континента. Знаменитый шотландец родился в марте 1813 года. В 20 лет он решил стать миссионером, познакомился с Робертом Моффетом и пожелал отправиться в африканские деревни. В 1841-м он приехал в Куруман, где обучал местных жителей ведению сельского хозяйства, служил врачом и обучал грамоте. Там же он выучил язык бечуанов, что помогло ему в путешествиях по Африке. Ливингстон детально изучил быт и нравы местных жителей, написал о них несколько книг и отправился в экспедицию на поиски истоков Нила, в которой заболел и умер от лихорадки.

Америго Веспуччи

Самые известные путешественники мира чаще всего были родом из Испании или Португалии. Америго Веспуччи родился в Италии и стал одним из знаменитых флорентийцев. Он получил хорошее образование и выучился на финансиста. С 1490 г. он работал в Севилье, в торговом представительстве Медичи. Его жизнь была связана с морскими путешествиями, например, он спонсировал вторую экспедицию Колумба. Христофор внушил ему идею о том, чтобы попробовать себя в качестве путешественника, и уже в 1499-м Веспуччи отправился в Суринам. Целью плаванья стало изучение береговой линии. Там он открыл поселение, названное Венесуэлой - маленькой Венецией. В 1500 году он вернулся домой, привезя 200 рабов. В 1501 и 1503 гг. Америго повторил свои путешествия, выступая не только навигатором, но и картографом. Он обнаружил бухту Рио-де-Жанейро, название которой дал сам. С 1505 года служил королю Кастилии и не участвовал в походах, лишь снаряжал чужие экспедиции.

Фрэнсис Дрейк

Многие известные путешественники и их открытия несли пользу человечеству. Но есть среди них и такие, которые оставили по себе и недобрую память, поскольку их имена были связаны с достаточно жестокими событиями. Не исключением стал и английский протестант, с двенадцати лет плававший на корабле. Он захватывал местных жителей на Карибах, продавая их в рабство испанцам, нападал на суда и воевал с католиками. Пожалуй, никто не смог бы сравняться с Дрейком по количеству захваченных иностранных кораблей. Его походы спонсировала королева Англии. В 1577 году он отправился в Южную Америку, чтобы разгромить поселения испанцев. В ходе путешествия он нашел Огненную землю и пролив, который впоследствии был назван в его честь. Обогнув Аргентину, Дрейк разграбил порт Вальпараисо и два испанских судна. Добравшись до Калифорнии, он повстречал аборигенов, которые преподнесли англичанам дары из табака и птичьих перьев. Дрейк пересек Индийский океан и вернулся в Плимут, став первым выходцем из Великобритании, побывавшим в кругосветном путешествии. Его приняли в палату общин и наградили званием сэра. В 1595 он погиб в последнем походе на Карибы.

Афанасий Никитин

Немногие известные путешественники России добились тех же высот, что и этот выходец из тверских земель. Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии. Он совершил путешествие к португальским колонизаторам и написал «Хождение за три моря» - ценнейший литературно-исторический памятник. Успех экспедиции обеспечила карьера купца: Афанасий знал несколько языков и умел договариваться с людьми. В своем путешествии он побывал в Баку, пожил в Персии около двух лет и добрался до Индии на корабле. Посетив несколько городов экзотической страны, он отправился в Парват, где остановился на полтора года. После провинции Райчур он направился в Россию, проложив маршрут через Аравийский и Сомалийский полуострова. Однако Афанасий Никитин так и не добрался домой, поскольку заболел и умер под Смоленском, но его записки сохранились и обеспечили купцу мировую известность.




Загадки Атлантического Океана

Атлантический океан таит в себе множество тайн. Мореплаватели и ученые исследуют его уже несколько столетий, но так и не нашли ответы на многие вопросы.

Существовала ли Атлантида? Почему в районе Бермудских островов пропадают суда и самолеты? Эти вопросы волнуют нас и по сей день.

Здесь мы собрали все самое интересное об особенностях Атлантического океана.

Атлантический океан – самый соленый, среднегодовая соленость его вод составляет 35‰. Занимает второе место по величине после Тихого океана и проходит через все климатические пояса.

История

Откуда произошло современное название?

Ранее Атлантический океан не имел постоянного названия, его именовали и Западным океаном, и Морем Мрака, и морем за Геракловыми столбами. А современное название океану дал картограф Вальдземюллер в честь героя греческой мифологии Атланта, который держал на своих плечах небосвод.

Как всем известно, первым мореплавателем, пересекшим Атлантический океан, был Христофор Колумб. С той поры Атлантика является границей, разделяющей Старый и Новый свет.

Многие мореплаватели в след за Колумбом отправились в Новый Свет на открытие и освоение новых земель, и сообщение между континентами быстро наладилось.

Сейчас самолеты запросто пересекают Атлантический океан, а представьте себе насколько отважными были первые летчики, решившиеся на беспосадочный перелет через Атлантику. Героями этого события были Джон Олкок и Артур Браун. В 1919 году они совершили перелет длиной 3168 метров по маршруту Ньюфаундленд-Клифден, за что были посвящены в рыцари и награждены орденом Британской империи.

Атлантида – выдумка или реальность?

Много теорий сложено о древней цивилизации, существовавшей по легенде на территории Атлантического океана. Согласно преданию, Атлантида ушла под воду, и вот уже много столетий путешественники отправляются на поиски этого затерянного государства.

Бермуды

Одна из загадок Атлантического океана порождена Бермудским треугольником, "морем дьявола", где исчезают по неизвестным причинам мосркие и воздушные суда. Есть много версий, объясняющих это. Одни верят в иноплянетян, крадущих здесь суда, другие объясняют это необычными погодными условиями. И на самом деле, этот район является очень сложным для навигации, здесь часто зарождаются штормы и циклоны.

На севере Атлантического океана находится гигантский остров – Гренландия, самый большой на планете. И самый далекий остров тоже находится в Атлантике - остров Буве, располагающийся в 1600 км от мыса Доброй Надежды.

Море без границ

В Атлантическом океане есть необычное море - Саргассово. Это море не имеет береговых границ, его ограничивают только океанские течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Канарск ое и Северное Пассатное течения.

В этой относительно неподвижной воде создались отличные условия для роста водорослей, в итоге почти все море покрыто водорослями саргассум.

Большай голубая дыра

Еще одна особенность Атлантического океана - Большая голубая дыра в Белизе, которая представляет собой круглую расщелину, уходящую вниз на 120 метров. Назвали это место Голубой дырой из-за резкой границы светлой и темной воды. Образовалась предположительно во время ледникового периода, когда уровень воды был на 100-120 метров ниже.

Знаменитый французский дайвер Жак-Ив Кусто включил Голубую дыру в список 10 лучших мест для погружения в мире. Однако посещение этого места опасно. Во время приливов здесь иногда образуются круговороты воды, которые засасывают в себя все, что плавает на поверхности. А во время отливов извергаются мощные фонтаны воды. Но несмотря на опасность и удаленность от берега (96 км от города Белиз), дайверы освоили это погружение и Большая Голубая дыра стала популярным местом дайвинга.

Гольфстрим

Наверное, самым известным течением в Европе является Гольфстрим, поскольку это течение определяет климат всех европейских стран, имеющих выход к океану. Им Гольфстрим дарит тепло и мягкий климат. Его даже называют самой большой "отопительной системой" в мире.

Кто открыл Атлантический океан, Вы узнаете из этой статьи.

Кто открыл Атлантический океан?

Атлантический океан является вторым океаном на планете по величине. Площадь Атлантического океана составляет 91,6 млн. км². Около ¼ части припадает на внутриконтинентальные моря. Средняя соленость воды 35 ‰. Береговая линия сильно изрезанная на региональные акватории.

Отметим, что Атлантический океан на планете появился не сразу. Много миллион лет назад обе Америки, Европа, Африка и Антарктида представляли единый массив суши. На Земле последние 40 млн. лет происходил очень важный процесс — раскрытие океанского бассейна. Около 200 млн. лет назад образовалась Южная Атлантика. В меловом периоде произошло движение тектонических плит и расширение Атлантического океана, продолжающеесегодня со скоростью 2-3 см в год.

Побережье океана было заселено еще с древнейших времен. Историки считают, что финикийцы еще 4 000 лет до н.э. вели здесь торговлю с древними греками. Они (греки) в VI веке до н.э. на своих кораблях по океану достигали берегов Британии, Балтийского моря, Скандинавии. Однакоэти письменные источники не считаются достоверными.

Известными исследователями и первооткрывателями акватории Атлантического океана являются . В X-XI веках они переплыли Атлантику, достигли побережья Северной Америки (полуостров Лабрадор), открыли Гренландию.

Более интенсивное освоение Атлантики началось в XV веке. Так, португальцы изучили африканское западное побережье. В 1488 году португалец возглавил экспедицию, которая обошла материк с юга по водам Атлантики. В 1492 году , пытаясь найти короткий путь в Индию, пересек Атлантический океан с востока на запад.

Мореходство в акватории океана сильно возросла. За два месяца в 1519 году его пересекли кораблями в первой кругосветной экспедиции. В XVI-XVII веках измерили расстояние между западным и восточным побережьями Атлантического океана, открыты и описаны течения, определены глубины. В 1529 году в Испании издали первую батиметрическую карту океана.

С XIX века в Атлантическом океане работают специальные экспедиции для океанографических исследований американскими, британскими и немецкими учеными.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, кто открыл Атлантический океан.