Как называется парламент в разных странах. Сторонники независимости получают большинство в парламенте каталонии Что это такое

Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры формы правления вы найдете ниже) - это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу - парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг - в Германии, Ландтаг - в Австрии, Сейм - в Польше и т. д.

Форма правления "парламентская республика" отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество "портфелей" в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран - "чистых" парламентских республик - можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года - африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

парламентская, смешанная

На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий - президента - выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики - Германия, Италия, Чехия и другие.

Также выделяется и третий тип республики - так называемый смешанный. В таких государствах обе наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран - Франция, Румыния.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентские республики: список стран

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе - Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии - Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке - Эфиопия;
  • в Америке - Доминика;
  • в Океании - Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, - большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус "полноценная демократия", 21 страна - это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

"Плюсы" и "минусы" этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры - Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик - это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную "штамповочную машинку" для законов.

Федеративная республика Австрия

Австрийский парламент носит название "ландтаг", а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны - Федеральные Сборы Австрии - состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Федеративная Республика Германия

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата - это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года в Германии занимает Ангела Меркель - первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Республика Польша

Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов. Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д"Ондта. При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% голосов в общенациональном голосовании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. включает в себя Народную Палату и Совет Штатов - орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты - 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

В заключение...

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего - около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика - это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

Инструкция

Страны, где парламент имеет одноименное название, Молдавия, Италия, Греция, Канада, Армения, Новая Зеландия, Великобритания и другие. В соответствии с конституцией, в некоторых государствах установлено собственное название парламента.

Риксдаг – парламент в Швеции. Избирается раз в четыре года и состоит из одной палаты. Важнейшая задача Риксдага – тщательное наблюдение за работой правительства и исполнение законов. Тальман – это председатель Риксдага. Он ведет заседания и обязан занимать нейтральную позицию по отношению к различным политическим .

В Финляндии парламент называется Эдускунта. На его могут присутствовать все желающие. Финский парламент состоит из одной палаты и избирается раз в четыре года. Любой гражданин Финляндии, которому уже исполнилось 18 лет, может быть избран в парламент и иметь право голоса.

Российский парламент состоит из двух палат и называется Федеральное собрание. Совет Федераций – высшая палата, а Государственная Дума – нижняя палата. Выборы в Государственную Думу проходят раз в пять лет. Обе палаты заседают отдельно друг от друга. В США Конгресс состоит из Сената и Палаты представителей. Каждый штат имеет в Сенате двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года примерно одна треть Сената . Выборы в Палату представителей также происходят раз в два года.

В Германии парламент называется Бундестаг и состоит из одной палаты. Депутаты Бундестага избираются сроком на четыре года. Распустить Бундестаг может только в экстренных случаях президент ФРГ. В Туркмении парламент - Меджлис, состоит из 125 депутатов, которых избирают на пятилетний срок по одномандатным .

В Израиле парламент называется Кнессет и является органом власти. Число депутатов – 120. Они избираются по партийным спискам. В Израиле очень низкий процентный барьер – всего 2%, поэтому в Кнессете практически всегда представлено не менее 10 партий. В Монголии Великий Народный Хурал состоит из 76 депутатов, которых избирают сроком на четыре года. Баллотироваться в Хурал могут только граждане, старше 25 лет.

На Украине парламент – Верховная Рада, состоит из 450 депутатов. Это единственный государственный орган в этой стране, который наделен законодательной властью. В Верховной Раде происходит формирование и контроль над Кабинетом министров страны.

Народное собрание – так называется парламент в Болгарии. Состоит он из 240 депутатов, которых избирают на всеобщем голосовании сроком на четыре года. В случае войны или другого чрезвычайного положения, полномочия депутатов продлеваются до окончания этих непредвиденных обстоятельств.

В Польше, Литве и Латвии парламент страны называется Сейм. В Швейцарии Объединенное Федеральное собрание состоит из двух палат. Парламент этой страны устроен таким образом, что обе палаты уравновешивают друг друга и являются равноправными. Они проводят заседания отдельно друг от друга и обе контролируют работу правительства.

Парламент Сербии – Скупщина, состоит из 250 депутатов и является однопалатным. Депутаты избираются путем народного голосования сроком на четыре года. В Эстонии парламент называется Рийгикогу. В нем депутаты избирают главу государства и осуществляют контроль над деятельностью правительства.

По обществознанию отводится 2,5 часа. Работа состоит из двух частей.

Часть I состоит из 10 комплексных заданий.

На выполнение заданий первой части отводится 1,5 часа.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно вернуться, если у вас останется время.
Часть II состоит из творческого задания, на выполнение которого отводится 1 час. По одной из представленных тем (на выбор учащегося) написать по обществознанию эссе.
Алгоритм работы над сочинением-эссе:

Ознакомление с предложенными темами; определение смысла предложенных высказываний; осмысление проблемы в контексте исторической науки; формулирование своего отношения к высказыванию; определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне; отбор фактов, примеров из обществознания, которые убедительно обосновывают собственную позицию вывод

ЧАСТЬ 1.

Задание 1.

Задания на ряды

1. Назовите общее понятие для приведенных ниже:

1.1. Отказ от дара, завещание, соглашение о детях, договор мены , выдача доверенности____________________________________________________

1.2. Реализм, неореализм, либерализм, неолиберализм, неомарксизм_____________________________________________________

2. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

2.1. Закон, постановление правительства, конституция, устав организации, приговор, указ президента

__________________________________________________________________

2.2. Малая группа, первичная группа, семья, формальная группа, вторичная группа, неформальная группа

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2.3. Томас Гоббс, Никколо Макиавелли, Джон Локк, Жан-Жак Руссо

__________________________________________________________________

Задание 2.

1. Задания для выбора ответа («да» - если высказывание верно, «нет» - если высказывание неверно)

1.1. Приток мигрантов из стран Ближнего зарубежья вызовет снижение ставки заработной платы на рынке труда в Москве.

1.2. Переход из одной субкультурной группы в другую может быть примером социальной мобильности.

1.3. Изменения валютного курса оказывают влияние на общий уровень цен в стране.

1.4. Действия людей, основанные на следовании какой-либо значимой для них ценности, могут рассматриваться как рациональные.

1.5. Фирма, обладающая властью над рынком, может продать продукцию, по той цене, которую она назначит.

1.6 . Никколо Макиавелли был убежденным противником демократии и в своей книге «Государь» дал развернутую критику этой формы правления.

Задание 3. Вставьте понятие

4.1. _____________ налоги - налоги, бремя уплаты которых может быть перенесено на конечного потребителя.

4.2. ___________________ - во многом лишенная структуры большая группа людей, объединенных между собой эмоциональным настроем или предметом внимания.

4.3. ___________________ - любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы, выражающая оценку поведения в соответствии с нормами.

4.4. ___________________ - совокупность путей и методов, которыми нормативные установления политической системы реализуются в практике политических институтов.

Задание 4. Установите соответствие между философскими учениями и их

основными идеями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

Социальные статусы личности Виды статуса

1) маргинал А) приобретенный

2) украинец Б) предписанный

3) председатель профсоюза

4) женщина

5) 30-летний человек

Задание 5. Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия

(в тексте оно обозначено как […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова).

«Наилучшая […] есть та, которая делает себя излишней» (Вильгельм фон Гумбольдт).

«Наибольшей […] -ю обладает тот, кто имеет […] над собой» (Сенека).

«[…] может быть определена как реализация намеченных целей» (Бертран Рассел).

«[…] теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять» (Поль Валери).

«Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена […] » (Плутарх).

Ответ_____________________________________________________________________

Задание 6. Проанализируйте с точки зрения права .

1. Иван решил приобрести квартиру для своего годовалого сына Александра, указав его в качестве покупателя в договоре купли-продажи квартиры . Риэлтор заявил Ивану, что Александр не может быть указан в качестве покупателя, так как в силу малолетства он не имеет права приобретать имущество, и поэтому в государственной регистрации перехода права собственности будет отказано. Риэлтор полагал, что Иван должен приобрести квартиру в свою собственность, а затем подарить сыну.

Укажите, кто и какие ошибки допустил. Ответ обоснуйте.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Сотрудники Следственного комитета при расследовании убийства получили оперативную информацию, согласно которой одним из подозреваемых является гражданин М., и что указанный гражданин на следующий день после убийства был на исповеди у священника К. Для проверки версии о причастности гражданина М. к убийству К. был вызван на допрос в качестве свидетеля.

Обязан ли К. давать показания? Ответ обоснуйте.

Ответ: _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Задание 7. Какое современное понятие объединяет приведенные ниже взгляды известных мыслителей?

Аристотель:

Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица - будь это одно или несколько - должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ.

Ш. Л. Монтескьё:

Если не ограждена невиновность граждан, то не ограждена и свобода. Сведения о наилучших правилах, которыми следует руководствоваться при судопроизводстве, нужнее для человечества всего прочего в мире... Эти сведения уже приобретены в некоторых странах и должны быть усвоены прочими.

И. Кант:

В самом деле, так как всякое право заключается только в ограничении свободы всякого другого тем условием, что она совместима по некоторому общему закону с моей свободой, а публичное право (в рамках общности) есть не что иное, как действительное, сообразное с этим принципом и соединенное с властью законодательство, в силу которого все принадлежащие к одному народу как подданные находятся в определенном правовом состоянии (status iuridicus) вообще, а именно в состоянии равенства действия и противодействия взаимно ограничиваемого произвола людей сообразно всеобщим законом свободы (каковое состояние и называется гражданским) - то все в этом состоянии совершенно одинаково имеют прирожденное право (т. е. принадлежащее им до совершения какого бы то ни было правового действия) принуждать каждого, чтобы применение его свободы постоянно оставалось в границах согласия с моей свободой.

Н. М. Коркунов:

Каждый отдельный орган государственной власти, - подчеркивал он, - имеет власть лишь в пределах закона.

Ответ:_______________________________________________________________________

Задание 8. Спрос и предложение труда заданы уравнениями LD=1000–W ,
LS=(–100)+W , где LD и LS - величины спроса и предложения труда, W - ставка заработной платы. Как изменится количество занятых, если государство установит минимальный уровень заработной платы на уровне 500?

Решение:________________________________________________________

_____________________ _____________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 9. Существует несколько теорий разделения властей. В одной из теорий выделяется три вида власти: законодательная, исполнительная и федеративная.

В. Укажите, какие виды власти не следует разделять и почему.

Г. В каком случае, согласно этой теории, народу предоставляется право на применение силы по отношению к органам власти?

Д. Автор теории признает право высшего органа исполнительной власти по созыву и роспуску органа законодательной власти . Каким образом он объясняет, почему такое полномочие не нарушает принципа разделения властей?

Задание 10. «Парламент» (логическое задание)

В парламенте тридесятого государства, состоящем из 100 депутатов, есть только три фракции: правдорубы, правдофобы и деньгофилы. Правдорубы всегда говорят правду, правдофобы всегда лгут, а деньгофилы иногда говорят правду, иногда лгут. На вопрос «Какая фракция является самой многочисленной?» 70 депутатов ответили, что большинство составляют правдофобы, 29 сказали, что преобладают правдорубы, а один заявил, что правдорубов и правдофобов поровну. Определите, сколько на самом деле в этом парламенте правдорубов, правдофобов и деньгофилов?

Обоснуйте свой ответ:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 2. Эссе

1. «Представительное правление – инструмент, на котором могут играть лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (К. Меттерних)

2. «Человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить. Если он в этом преуспел, то жизнь его имеет смысл, а если нет - он неудачник» (Э. Фромм)

3. «Патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение же - учение глупое, так как ясно, что если каждый народ и государство будут счи тать себя наилучшими из народов и государств, то все они будут находиться в грубом и вредном заблуждении» ()

4. «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» (А. Моруа)

5. «Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов . И то и другое - толпа» (Г. Лебон)

6. «Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе» (Ж.–Ж. Руссо)

7. «Прекрасная вещь - любовь к отечеству, но есть еще более прекрасное - это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов» ()

8. «Нельзя добиться экономического процветания налетами на государственную казну » (Г. Гувер)

9. «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять» (Г. Форд)

10. «Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных: первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше» (Демокрит)

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны — «нет». Внесите свои ответы в таблицу (максимально - 10 баллов).

1.1. Монархия и демократический режим несовместимы.

1.2. Нормы права существуют только в письменной форме.

1.3. Экстенсивный путь развития хозяйства основан на ресурсосберегающих технологиях и повышении производительности труда.

1.4. Понятие политической власти тождественно понятию государственной власти по содержанию и властным полномочиям.

1.5. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации содержатся в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина».

1.6. В соответствии с определением, люди считаются безработными, если они не имеют места работы и не ищут работу.

1.7. Дефицит бюджета может наблюдаться при росте валового национального продукта (ВНП) .

1.8. Принцип разделения властей в демократическом правовом государстве подразумевает деление власти на три независимые друг от друга ветви.

1.9. Все личностные качества человека определены его генетическим кодом.

1.10. Католики и протестанты - христиане.

Ответы:

2. Бюджет является самым эффективным способом государственного регулирования экономики. Заполните таблицу, выбрав из перечня номера положений, соответствующих её столбцам (максимально - 10 баллов)

  1. Содержание государственного аппарата
  2. Займы у населения и в банках
  3. Обслуживание государственного долга
  4. Налоги
  5. Охрана природы (экология)
  6. Поддержание обороноспособности
  7. Торговля природными ресурсами
  8. Внешние займы
  9. Приватизация
  10. Сбережение культурно-исторического наследия

Государственный бюджет

Доходы

Расходы

3.1. Дополнительный вопрос к кроссворду. Приведите примеры перемен в жизни общества (или природы), связанные с определениями, предложенными в заданиях №№ 6, 12, 19. В чем Вы видите главный критерий, который различает эти определения? (5 баллов = по 1 баллу за правильный пример + 2 балла за определение критерия)

По горизонтали

1. Устойчивые, закономерные связи предметов и явлений, то есть то, что обязательно должно произойти в данных условиях

5. Особый вид человеческой активности, направленный на совершенствование мира и себя самого.

9. Процесс вхождения человека в социальную среду, в которой происходит его жизнедеятельность; другими словами - приобщение к принятой в обществе системе норм и ценностей

11. Развитие, характеризующееся движением от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным

12. Коренной, качественный переворот в общественном устройстве.

13. Процесс, противоположный тому, который охарактеризован под №11 в кроссворде

15. Теория, отдающая приоритет разуму как основе познания и поведения людей, в противоположность сенсуализму.

16. Человек со своими социально обусловленными качествами. Ею человек становится, индивидом - рождается.

19. Постепенные изменения (с лат. - «развертывание»). Употребляется как синоним развития (в широком смысле). Противоположность тому, что Вы определили под №12

По вертикали

2. Единство элементов, взаимодействующих на основе взаимосвязи

3. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединений

4. Переживаемая и осознаваемая нужда в чем-либо, является мотивом деятельности

6. Преобразование какой-либо стороны жизни общества, не затрагивающее его основ

7. Теория познания (по-гречески)

8. Один из главных видов деятельности, обеспечивающий существование людей

10. Возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими потребностями, целями и желаниями

14. Первичный этап чувственного познания. Отражение отдельных свойств и признаков объекта в сознании человека.

17. Биосоциальное существо, обладающее даром мышления и способностью создавать орудия труда.

18. Соответствие полученного знания реальной действительности

20. Наиболее сложный этап рационального (логического) мышления. Рассуждения, в ходе которых выводится новое суждение (заключение, вывод).

Ответ (на дополнительный вопрос) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. «Исключи лишнее». В каждом из пяти нижеприведенных заданий по темам «Человек» и «Общество» ДВА из ряда приведенных терминов, выпадают из общего ряда. Определите их и запишите в таблицу буквы, под которыми они указаны (до 10 баллов)

4.1. Природные потребности человека:

а) биологические

б) физиологические

в) социальные

г) органические

д) идеальные

е) естественные

4.2. Межличностные отношения:

а) деловые

б) личные

в) политические

г) формальные

д) неформальные

е) устойчивые

ё) ситуативные

ж) экономические

4.3. Понятия, характеризующие социальную динамику:

а) прогресс

б) структура

в) эволюция

г) революция

д) стратификация

4.4. Определения личности:

а) субъект отношений и сознательной деятельности

б) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида

в) субъект познания и изменения мира

г) человек как часть живой природы

д) человек как отдельный представитель человеческого рода

е) человек со своими социально обусловленными и индивидуальными качествами

4.5. Черты постиндустриального общества:

а) основывается на машинном производстве

б) определяющую роль играет информация

в) производство ориентировано на запросы потребителя

г) преобладает экстенсивный путь развития экономики

д) сфера услуг преобладает над сферой производства товаров

Ответы:

5. Ниже приведены высказывания известных писателей и мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте обозначено […]; возможны вариации изменяемых частей данного слова) (до 5 баллов).

  • ««Наилучшая […] есть та, которая делает себя излишней» (Вильгельм фон Гумбольдт)
  • «Наибольшей […] -ю обладает тот, кто имеет […] над собой» (Сенека)
  • «[…] может быть определена как реализация намеченных целей» (Бертран Рассел)
  • «[…] теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять» (Поль Валери)
  • «Малые погрешности кажутся большими, если обнаруживаются в поведении тех, кому доверена […]» (Плутарх).

5.1. Что это за понятие?

Ответ ________________________________________________

5.2. Высказывание кого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов и сочетаний слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова и сочетания слов могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны (10 баллов)

«Ролью называется ожидаемое _____, ассоциируемое с определенным _____. Совокупность ролей, соответствующих данному _____, называется _____. Наши роли определяются ожиданиями других _____. Некоторые из этих ожиданий, например законы, являются _____, а другие, вроде умения вести себя за столом, - _____. Когда _____ человека соответствует ролевым ожиданиям, он получает социальные _____ (такие как деньги или _____)».

7. Ниже изображены известные образы-знаки. Укажите, что именно обозначают эти знаки (до 7 баллов = 5 - за определение знака + 2 за верное основание деления).

4.

5.

7.1. Разделите знаки на две группы, так чтобы в одной группе было три знака, а в другой два, укажите основание для подобного деления. В строке группы, укажите соответствующие цифры.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Группа 2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания 2 тура.

8. Прочтите текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. Автор не смог разграничить признаки двух разных экономических систем. Выполните это самостоятельно (до 10 баллов). Для этого

1) в таблице озаглавьте колонки, определив типы экономических систем, о которых идет речь;

2) впишите в них порядковые номера предложений, отражающих признаки каждого из выделенных вами типов экономических систем.

1. Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений. 2. Для нее характерно централизованное директивное планирование. 3. Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. 4. Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов. 5. Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. 6. Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления. 7. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил. 8. Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам. 9. Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. 10. Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальных иерархических связей между людьми.

Ответ:

9. Решите логическую задачу (8 баллов = 4 за правильный ответ + 4 за раскрытие логики рассуждений).

В парламенте Тридесятого Государства есть три одинаковых по численности фракции — Желтые (которые всегда лгут), Синие (которые всегда говорят правду) и Фиолетовые (которые иногда говорят правду, иногда лгут). На прошлой неделе парламент простым большинством голосов одобрил законопроект о запрете ношения желтых ботинок по выходным дням. Однако президент очень любит желтые ботинки и поэтому наложил на данный законопроект вето. Согласно конституции Тридесятого Государства, парламент может преодолеть вето, но для этого при повторном голосовании законопроект должны поддержать уже не менее чем 2/3 депутатов. На предварительном обсуждении все фиолетовые сказали, что они поддержат законопроект. Все желтые сказали, что они будут голосовать против. А синие заявили, что среди них законопроект поддержат столько же человек, сколько фиолетовых на самом деле проголосуют против него.

9.1. Сможет ли при таких условиях законопроект преодолеть вето президента? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2.Если бы желтые сказали, что среди них законопроект поддержат столько же человек, сколько среди фиолетовых, обязательно ли это увеличило бы общий процент депутатов, поддержавших его? Обоснуйте свои ответы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Уважаемые участники! Перед вами высказывания известных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными (до 15 баллов).

  1. Общество притеснительнее правительства. (Т. Грановский)
  2. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)
  3. Я не интересуюсь политикой, и это отнимает у меня много времени. (Е. Лец)
  4. Бедность порождает бунт и преступления. (Аристотель)
  5. В стране, в которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, в которой правят плохо, стыдятся богатства. (Конфуций)
  6. Конкуренция - жизнь торговли и смерть торговцев. (Э. Хаббард)
  7. Здоровая нация также не замечает своей национальности, как здоровый человек своего позвоночника. (Б. Шоу)