Календарь сербских святых. Симеон мироточивый Святой симеон мироточивый в чем помогает

Симеон Мироточивый - значительная фигура в православном мире. Его образ увековечен на иконе, оберегающей и спасающей от самого ужасного несчастья.

Икона Симеона Мироточивого известна своей чудодейственной силой. Ни для кого не секрет, что намоленные образы — незаменимые помощники в тяжелых жизненных ситуациях. А ведь к образу святого ежедневно обращаются многие люди, чья жизнь ознаменована непосильным горем. К данной святыне стремятся верующие христиане с каждого уголка нашей страны. Эта уникальная икона помогает людям нуждающимся в помощи, в особенности семейным парам, которые не могут завести детей.

История иконы

Икона была написана в честь царя Сербии — Симеона Мироточивого. Это был великий князь, верующий в Господа и проповедующий православную веру народу. Он много сделал для своего государства, трудился над объединением земель. В истории имя его занимает не последнее место, именно Симеон был защитником своего народа от нападок врагов.

В возрасте 82 лет он и его старший сын отправились на гору Афон. Там они вели праведную жизнь, соблюдая посты во всей их строгости, молились во всей искренности и помогали бедным и неимущим со всем бескорыстием. Симеон и сын его Савва, позднее святитель и покровитель сербских земель, основали монастырь Хилендарь, куда потом стали прибывать люди со всего света.

Где находится образ

Святыню можно найти в Московском храме апостолов Петра и Павла .
Первая икона, которая считается подлинником иконы Симеона Мироточивого, находится в монастыре Хилендарь на Афоне.

Описание иконы

На иконе изображен преподобный Симеон в одеянии священника. В левой руке у него — раскрытый сверток. Часто святой изображается в виде мудрого и робкого старца. Икона буквально пропитана святостью и праведностью и отражает черты воинственного, но миролюбивого и смиренного правителя.

Существуют списки, где Симеон изображен вместе со своим сыном Саввой. Отец и сын величаво и в полный рост предстают перед верующими людьми.

В чем помогает образ Симеона Мироточивого

Икона обладает властью и силой передать все ваши мольбы о детях и скором зачатии святому Симеону. Преподобный внемлет каждой просьбе, покровительствуя семейный парам , счастливой жизни и благополучию детей . В его власти отразить удары судьбы, в особенности от тех, чья жизнь является испытанием.

Боголюбивый правитель с заботой и нежностью отвечает на каждую молитву. Главное — не переставать верить и искренне просить святого озарить вашу жизнь.

Дни празднования

Молитва перед иконой

«О, святейший Симеон! Пред тобой я в молитвах на коленях стою! Помолись за меня пред Господом и очисти душу мою от грехов земных! Даруй мне исцеление и крепкое здоровое дитя! Прости меня, грешного, и не дай силам покинуть меня! Исцели меня от болезней всех и придай воли мне. Избавь меня от печали, злобы и обид. Да восславлю я имя твое. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Образ преподобного Симеона помогает тогда, когда мирские возможности уже бессильны. Издавна за его ходатайством перед Господом в святые места съезжались паломники со всего мира. Уезжая с горы Афон, на которую можно попасть исключительно мужчинам, верующих ждало приятное известие: каждый, кто молился пред святым ликом , получал то, зачем ехал. Мы желаем вам счастья и успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.09.2017 05:38

Чудотворные молитвы часто помогают в жизни. Малоизвестная, но крайне действенная молитва святой Марте поможет вам...

От редакции . В продолжение материала о святынях Афона по многочисленным просьбам друзей нашего музейного сайта, особенно читательниц, публикуется небольшая заметка о чудотворной лозе св. Симеона Мироточивого в сербском монастыре Хиландар (см. фото ). Она прославилась целебной силой разрешать бесплодие супругов, ставшее массовым явлением в наши дни, о чем свидетельствуют толпы страждущих женщин у пояса Пресвятой Богородицы, принесенного в Россию со Святой горы Афон: http://expertmus.livejournal.com/84029.html

Нельзя не отметить, что как «пояски» Богородицы из Ватопеда, так и косточки лозы св. Симеона Мироточивого из Хиландара можно совершенно беспрепятственно получить как афонское благословение всем чающим избавления от недуга, если направить почтой свое прошение на адрес этих обителей (см. ниже ).

Благословение Сербской Царской Лавры, монастыря ХИЛЕНДАРА. Святая Гора Афонская

На южной стороне соборной хилендарской церкви Введения Пресвятой Богородицы каждому паломнику бросается в глаза высоко разросшаяся и сильно разветвившаяся виноградная лоза, склонившаяся и образовавшая как бы беседку из своих ветвей (см. фото ). Ее стебель выходит из стены на высоте полутора метров от земли, из гробницы святого Симеона (Стефана Немани), которая находится рядом с той же стеной, с внутренней стороны храма (см. фото ).

Хилендарское предание об этой 800-летней лозе гласит: «Когда со времени смерти святого Симеона (13 Февраля 1200 г.) прошло семь лет и когда святой Савва пришел из Карейской келлии в монастырь, для того чтобы подготовить перенесение мощей святого Симеона в Сербию, чтобы содействовать примирению своих враждующих братьев, монахи Хилендара безутешно плакали. Тогда святой Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что нужно его мощам быть перенесенным на родину, но в утешение хилендарским братьям из его пустой гробницы произрастет лоза; и до тех пор, пока она будет приносить плод, его благословение будет почивать на Хилендаре».

То, что эта лоза продержалась и до наших дней и что она каждый год, без исключений, богато плодоносит, хотя ей, кроме обрезки, не оказывается никакой другой уход, и никакие меры не предпринимаются против Филлоксеры или других болезней и вредителей, представляет собой великое чудо Божие и является тем самым большим моральным утешением и духовным ободрением для нашего Хилендарского братства и для всех вообще верующих сербов.

Но лоза эта не только поэтому исключительна. Она имеет и другое свойство. От ее плодов разрешается бесплодие супругов, верою и молитвою принимающих это чудотворное средство .

Самое древнее сохранившееся предание об этом датируется 1585 г., когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хилендаре на служение Богу, ибо получил он его, как и других своих детей, после вкушения винограда святого Симеона.

С тех пор и поныне наш святой монастырь непрестанно раздает паломникам или доставляет по почте тем, которые к нему обратятся с письмом, этот чудотворный виноград. Некогда из России массами приходили паломники на Святую Гору и во множестве просили этот виноград. Сейчас просят его со всех концов Греции, потому что, особенно в последнее время, результаты от его употребления — поразительные.

Здесь будет полезным привести один случай, поучительный для тех, которые захотят когда-либо вкусить от винограда святого Симеона. Речь пойдет о госпоже Екатерине Р. из Салоник, которая предложила было своему мужу попросить из Хилендара виноград святого Симеона. Но тот на это не согласился, ибо ему недоставало веры . Однако его супруга потрудилась сама иными путями получить этот виноград и начала поступать по руководству о его употреблении, исполняя и ту часть обязанностей, которые согласно руководству, должен был исполнять и ее супруг. Когда их Господь благословил первым зачатием, эта женщина рассказала своему мужу о своем поступке; и с тех пор эта семья, движимая чувством благодарности, поддерживает постоянную связь с нашим монастырем.

И сербы с древних времен, когда хнлендарские монахи ходили по своему народу, знали об этом чудотворном винограде. В нашем Хилендаре и поныне сохранились напечатанные в старые времена руководства к его употреблению. Но в последние десятилетия сербы не просят его, а молодые поколения о нем уже и не знают.

После показа «Фильма о Хилендаре» наши соотечественники и на Родине, и в заграничном рассеянии в последнее время вновь узнали все необходимое и о лозе святого Симеона. Первым, кто после просмотра этого фильма попросил виноград с этой лозы, а потом получил детей, был брат Никола Дж. из Вустера (Англия).

Так как сейчас возрос спрос на виноград святого Симеона и с сербской стороны, управление нашего монастыря решило в новой форме издать то старое руководство об употреблении этого чудотворного винограда

Поскольку люди нашего времени ослабли верою, а каждое чудо, не исключая и этого, проявляющегося через виноград святого Симеона требует крепкой веры , то перед употреблением этого чудотворного винограда необходимо себя к этому приготовить соответствующим образом.

Вот лишь один пример тому. Недавно, опять в Салониках, произошел такой случай. Один священник, не имевший детей, взял, проезжая через наш Хилендар, от винограда святого Симеона, но медлил с его употреблением. Однажды попросила его некая прихожанка достать и ей этого винограда и он ей охотно уступил свой. Спустя некоторое время, в один из воскресных дней, после святой Литургии, эта женщина вся озаренная радостью вновь поблагодарила этого священника за тот дар. «… Если бы я имел веру, и у меня бы сегодня были дети », — сказал нам совсем недавно этот священник, когда вновь проезжал через наш монастырь.

НАСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛОДНЫМ СУПРУГАМ, ИЗБРАННЫЕ ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Нет лучшего учебника для научения вере, чем Священное Писание, и нет лучшего места и времени для жизни по вере, чем наша каждодневная жизнь. Господь наш Иисус Христос всегда спрашивал того, над кем совершал чудо исцеления: «Веруешь ли?». Или же после исцеления Он говорил исцеленному: «Вера твоя спасла тебя!». Итак, наша вера всегда является предварительны условием того, чтобы Господь явил над нами Свою силу.

Мы рекомендуем, поэтому, для научения вере чтение 11 главы Послания святого Апостола Павла к евреям, где особенно говорится о вере, ее силе и ее значении в нашей жизни. Нужно также читать и параллельные места приведенные на полях этой главы.

Но так как нашу веру поддерживает и умножает усердная молитва, то и ей нужно уделять особое внимание. Живущие в молитвенном общении с Господом берут Его обетования из Священного Писания, как, например, «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7,7) или «Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам» (Мк. 11,24), и просят у Господа — но просят упорно! — чтобы Он исполнил на них эти обетования. И Он, будучи Отцом нашим Небесным, всегда охотно нам это делает, ибо Господь Иисус Христос нам в Святом Евангелии говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7,11).

И наши святые отцы Симеон и Савва были крепкой верой подвигнуты на то, чтобы оставить мирскую славу и прийти на Святую Гору и чтобы из своего Хилендара, опять-таки с верою, возродить весь свой сербский народ, служа ему и поныне пред Господом. Пусть они и вам, бесплодным родителям, будут примером и побуждением к вере в осуществление вашего родительского желания иметь детей. Молитесь им, чтобы они поддержали вашу веру и дополнили вашу молитву своим заступничеством перед престолом Всевышнего Жизнодавца.

Мы умоляем супругов, которых Господь, после вкушения ими винограда святого Симеона, благословил детьми, сообщить об этом нашему Управлению, чтобы время от времени появляющиеся печатные сообщения об этом укрепляли веру и других бездетных супругов.

Желающие, по Божиему благословению, иметь плод чрева своего должны обратиться с молитвами ко святому Симеону Мироточивому, который, после того как оставил свое сербское царство, был подвижником на Святой Горе Афонской. Он созидал монастырь Хилендар, в котором после многих и великих трудов во время своей богоугодной жизни и умер; и за это получил от Бога дар творить чудеса: разрешать бесплодие тех супругов, которые прибегают к нему с верою.

Для этого берется виноград и веточки с той виноградной лозы, которая чудесным образом выросла из самой гробницы святого Симеона. Нужно взять три виноградины и один кусочек отрезанной лозы. Этот кусочек опускается в половину оки (650 гр.) освященной воды, и эту воду оба супруга пьют натощак в течение 40 дней. Затем супруг съедает одну виноградину, а супруга оставшиеся две. В течение этих 40 дней супруги должны придерживаться следующего правила: вкушать только постную пищу и творить ежедневно по пятьдесят поклонов: 25 утром с молитвой «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» и 25 вечером с молитвой «Преподобие отче Симеоне, моли Бога о нас». Кто желает, может и удвоить поклоны, т.е. прибавить еще пятьдесят поклонов в день с молитвой «Пресвятая Богородице, спаси нас». В течение всего этого времени супруги должны иметь раздельное ложе. По истечении этих 40 дней супруги должны исповедаться и причаститься Святым Христовым Тайнам, и тогда им Господь по вере их с благословением Своим дарует плод их чрева.

После зачатия, во все время беременности и кормления ребенка, супруги должны полностью прекратить супружеские связи и жить в чистоте. Из жизни пророка Самуила мы видим, что его мать Анна три года вскармливала своего сына Самуила, живя во все это время отдельно от своего супружеского ложа в чистоте, а после этого у нее были еще дети, хотя все считали ее бесплодной, ибо «идеже хощет Бог, побеждается естества чин», а рождение детей — это дар Божий, а не человеческое изобретение, ибо Господь говорит: «Азъ еемь творяй человека и созидаяй дух в человеке». Апостол заповедует родителям пребывать в посте и молитве и супружеские удовольствия подчинять высшим целям, чтобы «имеющие жен были, как не имеющие» (1 Кор.7, 29). После этого он убеждает супругов не быть рабами плоти, но жить духом, ибо все христиане призваны Богом не к нечистоте, а к святости.

Посмотрим на животных, которые по закону природы, данному им от Бога еще при сотворении всего мира, и поныне строго соблюдают этот закон в абсолютной точности, ибо после зачатия плода не допускают совокупления не только после разрешения от бремени, но и во все время вскармливания детеныша. А человек, как вы и сами видите, становится в какой-то степени горшим скотом и, предаваясь страстным вожделениям, забывает о своем достоинстве, данном ему от Бога, Который его сотворил по своему образу и по своему подобию, — и тем самым нарушает закон Божий повреждением естества и вызывает этим на свое потомство праведный гнев Божий. Последствиями праведного гнева Божия являются еще и следующие: неверность супругов, расстройство и всякая скорбь, неизлечимые болезни, от которых страдают дети, ранняя и преждевременная смерть мужа или жены, а также дорогих для них детей. И кто бы мог перечислить ужасные проявления гнева Божия над супругами, потерявшими страх Божий и двинувшимися по пути плотского мудрования, которое — враг Богу, и над не покоряющимися Богу и Его закону. Такие убивают своих детей и свое потомство до третьего и четвертого колена и лишают себя навсегда Царствия Небесного.

Супруги должны и до разрешения их бесплодия строго следить за правилами церковными и исполнять церковные правила, установленные для супругов, а именно: супружеские постели должны быть отделены одна от другой в ночь накануне праздничных и воскресных дней, накануне среды и пятницы, во время всех четырех установленных Церковью постов, особенно во время Великой Четыредесятницы, т.е. Великого Поста. Остальное же время они могут в целомудрии и страхе Божием употребить для супружеской жизни. Ибо Господь дал человеку жену как помощь для совместной жизни, и благословил их, и сказал: «Растите и множитесь»; но не ради похотного сладострастия, которое не знает ни времени, ни меры в своем невоздержании.

Поэтому просим вас, благословенные христиане, духовные наши чада во Христе Иисусе и любезные братья по крещению: храните свое святое супружество во всякой чистоте и правде Божией, последуя всем заповедям Божиим, и тогда Небесный Bpач души и тела разрешит ваше неплодство, и вы увидите на своей семье благословение Всевышнего. А за творение дел вашего милосердия нуждающимся братьям во Христе вы не только получите дар рождения детей, но и наследуете Царство Небесное, обетованное любящим Бога, и будете в общении со всеми угодившими Богу делами милосердия, в чем да поможет нам Истинный Господь наш Ии сус Христос, заступничеством Пречистой и Преблагословенной Своей Матери, Девы Марии, молитвами Святого Симеона Мироточивого, чудотворца, и всех святых Афонских: да вси наследуем блаженный конец жизни и перейдем из сей временной жизни в вечную, где будем до века прославлять Всесвятое Имя Пресвятой, Живоначальной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, Которой да будет слава во веки веков. Аминь.

(Издание монастыря Хилендар. Святая Гора Афон. 1966 г.)

Адрес монастыря Хиландар : MONASTERE HILANDAR 63086, KARYES, MOUNT ATHOS, GREECE Телефон: 8-10-30-23770-23797

Для того чтобы получить ягоды винограда целебной лозы нужно всего лишь написать на Афон письмо и сообщить в нём имена супругов в Святом крещении. Никаких денег монахам не требуется — это совершенно бесплатно. Примерно через месяц-полтора придёт с Афона конверт с 3 ягодами, с подробной инструкцией на русском языке как их вкушать и с сообщением о том, что братия монастыря Хиландар начала 40 дней усиленно молиться Богу за страждущих, с тем, чтобы Господь разрешил их от бремени сего недуга. Единственное, что потребуется, оплатить почтовую бандероль (в пределах доллара) при получении на почте. И еще братия Хиландара просит, когда у вас родится вымоленный у Бога младенец, сообщить им об этом и, по возможности, прислать фотографию (см. видео:

Житие преподобного Симеона Мироточивого (в миру Стефана)

Ро-див-шись в 1114 го-ду от жу-па-на Да-ви-да, Сте-фан (Си-ме-он в мо-на-ше-стве) был млад-шим из че-ты-рех сы-но-вей. Да-же в ран-нем воз-расте он пра-вил столь муд-ро и бла-го-че-сти-во, что по-сле смер-ти от-ца ему бы-ла от-да-на в управ-ле-ние боль-шая часть стра-ны; и по-том он всю жизнь стра-дал от гне-ва сво-их бра-тьев. Бог уте-шил его, да-ро-вав в же-ны княж-ну Ан-ну, дочь ви-зан-тий-ско-го им-пе-ра-то-ра. И они, са-ми стя-жав свя-тость, про-из-ве-ли на свет дво-их сы-но-вей, так-же став-ших свя-ты-ми. Ста-ра-ясь пре-вра-тить Сер-бию в пра-во-слав-ное цар-ство, пре-по-доб-ный Си-ме-он воз-двиг и со-дер-жал мно-же-ство хра-мов в са-мой Сер-бии и во всем хри-сти-ан-ском ми-ре. Вен-цом его жиз-ни ста-ло от-ре-че-ние от пре-сто-ла, ко-гда он по-сле-до-вал сво-е-му сы-ну, свя-ти-те-лю Сав-ве, в воз-расте 82 лет. Вме-сте они под-ви-за-лись на Свя-той Го-ре, ос-но-вав здесь Серб-ский Хи-лан-дар-ский мо-на-стырь. С ли-цом, оси-ян-ным небес-ным све-том, пре-по-доб-ный Си-ме-он по-чил о Бо-зе в воз-расте 86 лет. Его мо-щи оста-ва-лись мяг-ки-ми и теп-лы-ми и ис-то-ча-ли неж-ное ми-ро. Ко-гда свя-ти-тель Сав-ва вер-нул-ся в Сер-бию, он при-нес с со-бою мо-щи сво-е-го от-ца, и весь на-род был сви-де-те-лем то-го, что те-ло Си-мео-на все еще бы-ло теп-лым и вы-гля-де-ло жи-вым, он как бы спал. В на-сто-я-щее вре-мя его мо-щи пре-бы-ва-ют в Сту-де-ниц-ком мо-на-сты-ре, ко-то-рый он воз-двиг и в ко-то-ром на-чал свою мо-на-ше-скую жизнь. И до-ныне они Бо-жи-ей бла-го-да-тью при-но-сят всем при-хо-дя-щим ис-це-ле-ния и уте-ше-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Симеону Мироточивому

Боже́ственною благода́тию просвети́вся,/ и по сме́рти показу́еши све́тлость жития́ твоего́,/ источа́еши бо ми́ро благоуха́ния/ притека́ющим к ра́це моще́й твои́х,/ и лю́ди твоя́ наста́вил еси́ к све́ту Богоразу́мия,/ Симео́не о́тче наш,/ Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Перевод: Божественной благодатью просветившись, и после смерти ты являешь светлость жизни твоей, ибо источаешь благоухающее приходящим к раке с твоими, и людей направляешь ты к свету Богоразумия, Симеон отче наш, Христа Бога моли даровать нам великую милость.

Тропарь преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому

Оби́тели Хиланда́рския свяще́нных строи́телей/ и Афо́на свети́льники, Се́рбии похвалу́,/ Симео́на велича́йшаго, преподо́бных ле́поту,/ и род его́ чу́дный, святи́теля,- глаго́лю,- Са́вву,/ прииди́те согла́сно почти́м, глаго́ля:/ моли́те Христа́ Бо́га/ о па́стве ва́шей, блаже́ннии,// и о е́же Це́ркви свобо́дней бы́ти от обстоя́ний.

Перевод: Обители Хиландарской священных строителей и Афона светильников, Сербии похвалу, Симеона величайшего, преподобных украшение, и родственника его удивительного, святителя Савву, придите единогласно почтим, взывая: «Молите Христа Бога о вашей, блаженные, и о том, чтобы Церкви быть свободной от бедствий».

Ин тропарь преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому

И́же те́плыя засту́пники в ско́рбех и напа́стех иму́ще,/ Симео́на Богоно́снаго и Са́вву первосвяти́теля,/ припаде́м к ни́ма с ве́рою,/ я́ко да моли́твами их от напа́стей избавля́еми,/ по до́лгу благове́рно Спа́са и Бо́га просла́вим, глаго́люще:/ сла́ва Да́вшему вам кре́пость,/ сла́ва Просла́вльшему вы чудесы́,// сла́ва Изба́вльшему нас от скорбе́й моли́твами ва́шими.

Перевод: Усердных защитников в и имея, Симеона и Савву первосвятителя, обратимся к ним с верой, чтобы по молитвам их избавиться от искушений, как должно православно Спасителя и Бога прославим, взывая: «Слава Давшему вам силу, слава Прославившему вас чудесами, слава Избавившему нас от скорбей по молитвам вашим».

Кондак преподобному Симеону Мироточивому

А́нгельское возлюби́в на земли́ житие́,/ миродержа́ние и мир оста́вив,/ поще́нием Христу́, Симео́не, после́довал еси́,/ к Нему́же лю́бящих тя апо́стольски наста́вил еси́, вопия́:// возлюби́те Бо́га, я́коже Он возлюби́ нас.

Перевод: Ангельскую полюбив на земле жизнь, пристрастие к мирскому и сам мир оставив, пощением Христу, Симеон, последовал ты, к Нему же любящих тебя апостольски направлял ты, взывая: «Полюбите Бога, так же как Он полюбил нас».

Ин кондак преподобному Симеону Мироточивому

И́го Христо́во прие́м, Симео́не,/ и, Того́ Крест взем, после́довал Ему́,/ насажде́н в дому́ Госпо́днем, процвете́, я́ко фи́никс,/ я́коже кедр, и́же в Лива́не, умно́жил еси́ ча́да твоя́,/ муж жела́ний духо́вных, чудотво́рец бо яви́ся,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Иго Христово подняв, Симеон, и Его Крест взяв (), последовал Ему, насажденный в доме Господнем, процвел, как пальма и как кедр Ливанский (), увеличил ты чад твоих, муж стремлений духовных, ибо явился чудотворцем. Христа Бога моли непрестанно обо всех нас.

Кондак преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому

Го́рнюю жизнь возлюби́вше, сла́внии,/ жизнь су́щую на земли́ презре́сте./ Сего́ ра́ди в вы́шних со А́нгелы всегда́ лику́юще,// моли́те о всех нас.

Перевод: Небесную жизнь возлюбив, прославляемые, земную жизнь вы презрели. Потому в Небесах с ангелами всегда радуясь, молите обо всех нас.

Ин кондак преподобным Симеону Мироточивому и сыну его, святителю Савве I, архиепископу Сербскому

Днесь Симео́н с Са́ввою, блаже́ннии, в ду́се прише́дше,/ спаса́ют от обстоя́ний па́ству их:/ сии́ бо Тро́ицу пропове́даша Еди́наго Бо́га,/ Це́ркве яви́шася утвержде́ние,/ в преподо́бных Мироточи́вый и во святы́х чудотво́рец:/ сии́ бо и во бра́нех необори́мии защи́тницы показа́шася,// Афо́на похвала́ и наро́да Се́рбскаго кре́пость.

Перевод: Сегодня Симеон с Саввой, блаженные, пришедшие духовно, спасают от бедствий паству свою, ибо они проповедали Единого Бога Троицу, став силой Церкви, мироточивый преподобный и чудотворец святой, ибо они и в битвах стали непобедимыми защитниками, Афона честь и народа Сербского сила.

Это один из самых удивительных святых. Во многом ему нет равных и никогда не будет, ибо слишком многое в его житии, в его судьбе, в его душе, в его святом наследии совершенно исключительно и не имеет подобия в церковной истории. В то же время этот святой в России практически неизвестен: гораздо лучше знают его сына - святого Савву Сербского. В нашем сборнике впервые публикуется развернутое житие преподобного Симеона в переводе на русский язык, взятое из сербского месяцеслова вместе с похвальным словом святому. И все же перед самим житием следует дать уточнения, потому что в сербском житии многое само собой подразумевается.

Прежде всего нужно понять, почему преподобный Симеон прославлен с почетным именованием Мироточивого. Если нетление мощей в Церкви достаточно распространено, то миро-точение от мощей - явление гораздо более редкое и часто проявляется единовременно или периодически, а не постоянно. Преподобный Симеон именуется Мироточивым, потому что его мощи еще издревле были прославлены мироточением. Это свидетельствует о том, что этот царственный праведник особо угодил Богу.

Его особая святость подтверждается также и тем, что он стал единственным в мире основателем династии, которая дала множество святых и называется в сербской истории «Светород-ной лозой Неманьиной» по мирскому имени святого - Неманя.

Сыновьями преподобного Симеона Мироточивого были святой Савва Сербский (1169-1237) - основатель Сербской Церкви и святой Стефан Первовенчанный (1196-1228) - первый общесербский король, венчанный на царство по православной традиции, в 1221 году в монастыре Жича. Наследниками его стали святой Стефан Радослав (1228-1234) и святой Владислав (1234-1243). Затем королем стал святой Урош Великий (1243-1276). Ему наследовали сыновья: Драгутин (1276-1282), добровольно оставивший престол и принявший монашество с именем Феоктист, и святой Милутин (1282-1321). Оба брата прославились как великие защитники Православия. Сыном святого Милутина был святой мученик царь Стефан Дечанский (1321-1331), а внуком короля-мученика Стефана Дечанского был святой царь Урош Несильний (1355-1371), при котором царство Сербское начало дробиться. В дальнейшем идут уже менее известные святые и более дальние потомки святого Симеона по прямой и по женским линиям родства.

Светородная лоза Неманичей - это не только красивый поэтический эпитет династии, но и вполне конкретное чудо. На Святой Горе Афон благодатную виноградную лозу насадил сам святой Симеон, и уже много веков люди, вкушающие ее плоды, получают исцеление от безплодия. Как только что говорилось, святой Симеон получил столь великую благодать у Бога, что стал прародителем многих святых, которые стали защитниками Православия. Такой великой награды никто, кроме него, в Новозаветной Церкви Христовой не удостоился. Насколько же велика была сила святости в этом необычайном человеке, что ее хватило и на много царствований святых царей - его прямых потомков, и на целый народ сербский, которому именно он придал великое движение к святости по священному пути православной веры!

Преподобный Симеон дал немеркнущий пример святого управления страной и народом. Великомученик Христов Георгий скакал перед его войском на белом коне, побеждая врагов святого. Старцы Афонские перед ним благоговели, когда он на склоне лет оставил престол и последние годы жизни провел в великих монашеских подвигах. Его безсмертная душа принадлежит всей Церкви - всем нам, по великой благодати, данной ему Богом, но особенно он близок Черногории.

В Подгорице он родился, когда его отец много лет скрывался здесь во время смуты, и здесь он провел свое детство. Позднее, объединив все сербские земли, он утвердил здесь свой второй королевский двор - в Черногорском Приморье, в городе Которе, давшем имя Бухте Которской. Этот город он укрепил и отстроил. Он также укрепил и отстроил и самый южный город современной Черногории - Ульцинь, и самый главный порт современной Черногории - город Бар. И знаменитый город Скадар, давший имя прекраснейшему Скадарскому озеру, он так отстроил (возобновил), что может по праву считаться его вторым основателем. И это - не считая других, менее значительных городов, заново отстроенных им на земле современной Черногории после отвоевания у Византии в 1186 году.

В его житии хочется отметить важный поступок. Будучи в юных годах крещен в латинство, он потом счел это крещение совершенно недействительным и покрестился уже по-настоящему - по-православному, никогда не допуская никаких компромиссов между истинным Христианством и ересью, пусть и очень распространенной и влиятельной. Именно поэтому он так резко и безповоротно искоренил в своей стране богомильство. Это его святое правдолюбие навсегда сформировало сербскую народную душу, придав ей ту особую прямоту и силу, что до сих пор чувствуется в сербском Православии. Эта особенно яркая черта его характера, вне всякого сомнения, сформировалась в нем именно в юные годы, проведенные в Черногории, где люди издавна отличались характером прямым, резким, бескомпромиссным и воинственным, что только и сделало возможным позднейшее возникновение здесь необычайного теократического государства.

Именно здесь, в краю родном, святой и получил ту жертвенную, самоотверженную, геройскую святость своего характера, что повела впоследствии всю Сербию по ее особенному пути в мировой истории - такому же героическому и жертвенному. Позднее он стал князем Рашки, небольшая часть которой теперь принадлежит Черногории (крайний север и северо-восток), в то время как большая часть исторической Рашки принадлежит Сербии. Рашка при святом Симеоне стала ядром объединения сербских земель и до сих пор у сербского народа имеет почетное название «Старой Сербии». В черногорской части Рашки до сих пор сохранился основанный в 1113 году родным племянником преподобного Симеона Мироточивого Первославом Неманичем монастырь Дюрдьеви Ступови, то есть «Георгиевы Столпы» - святого Георгия Победоносца, который помогал святому Симеону.

Как уже говорилось, на месте современной Подгорицы, столицы Черногории, святой Симеон появился на свет (город тогда назывался Рыбница) и вырос. Любовь к родному краю он пронес через всю последующую жизнь. Сербские земли Приморья, которые были захвачены Византией после святого Иоанна-Владимира, он отвоевал обратно. То же касается и Скендерии - ближайших окрестностей Скадарского озера. Кроме того, святой властитель Сербии перенес на земли современной Черногории - в город Котор, на Приморье - свой двор, при котором росли его будущие наследники. Это доказывает его особую любовь к родному краю.

Практически все земли современной Черногории были еще в XII веке духовно и политически объединены именно им - святым Симеоном Мироточивым. Так что можно считать, он не просто был Черногорским святым, но и заложил грядущее величие Черногории, став духовным объединителем этих коренных земель героического сербского народа, оставив здесь навсегда самую лучшую, самую яркую часть своей великой святой души.

Стефан Неманя сначала был жупаном, т. е. владетельным князем небольшого княжества, затем сделался великим жупаном Сербии, и наконец соединил под своей властью все земли, где жили сербы.

Как и его отец, он находился в некоторой зависимости от византийского императора, но потом стал вполне самостоятельным властителем Сербии. Все это происходило в XII веке.

Что касается религиозной зависимости Сербии, то необходимо заметить, что Сербия сперва зависела в церковном отношении от Рима.

Но потом Стефан Неманя увидел, что католичество, чем дальше идет время, тем больше и больше становится препятствием и Православию, и свободному развитию его народа. Признав это, он решился порвать всякие связи с папизмом и свое намерение привел в исполнение.

Прежде всего он торжественно принял вторичное крещение по Православному обряду. В дальнейшее время он твердо держался Православия, благодаря чему приобрел всеобщую любовь сербов, державшихся православной веры. Поэтому, когда на него нападали враждебные ему жупаны, а также его собственные братья, то народ принимал его сторону.

В этой борьбе и Бог не оставлял Стефана без Своей небесной помощи. Так, когда однажды братья привели против него венгров, немцев и греков, то одному священнику было видение, утешившее Стефана Неманю. Этому священнику ночью явился некий воин и на вопрос священника, кто он, ответил: «Я раб Христов Георгий, послан я на помощь вашему государю Стефану». И действительно, Стефан одержал над своими врагами блестящую победу. Благодаря этой победе, братья его должны были смириться и отказаться от всяких сношений с папой Римским.

Не меньше настойчивости проявлял благочестивый Стефан и в борьбе с арианством, которое пустило свои корни в Сербии. Он собрал собор, на котором арианство было осуждено. Также Стефан Неманя боролся с ересью богомилов и остатками язычества, сохранявшимися ещё в глухих местах Сербии.

Благодаря стараниям благочестивого князя, в Сербии установилось единство святой веры. Чистое Христианство вливало жизнь, порядок и крепость и в политическое тело Сербии. Стефан возвратил Сербии коренные славянские поселения, занятые греками, и возвысил народность сербскую, хотя это и стоило ему долгой борьбы.

Любя святую веру православную, Стефан Неманя с усердием строил очаги и оплоты христианской веры - монастыри. Свои заботы св. Стефан простирал и на приходское духовенство.

Сущность деятельности этого благочестивого князя особенно хорошо представил его сын св. Савва. Последний писал Стефану, своему отцу: «Движимый Апостольским духом, ты просветил людей своих Православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе исполнить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т. е. не думай о своих выгодах), возьми крест свой и следуй за Мною».

Стефан принял эти слова к сердцу и решил привести этот совет в исполнение. Он собрал вельмож и выбранных из народа людей и объявил им о своем желании оставить мир и постричься в иноки; престол он передавал своему старшему сыну Стефану, впоследствии ставшему Первовенчанным королём Сербии. Напрасно Стефана Неманю уговаривали отменить свое решение, он был непреклонен. Вскоре Стефан был, к своей радости, пострижен в иноки с именем Симеона; его примеру последовала и его жена.

Св. Симеон сначала подвизался в монастыре Студеница, затем перешел на Афон к своему сыну. Здесь он поселился в Ватопедском монастыре. Вместе с сыном он проходил разные аскетические подвиги, постился и часто молился Богу. Вскоре ему на ум пришла счастливая мысль - устроить на Афоне такой монастырь, куда могли бы поступать иноками только сербы. Выбирая место для такого монастыря, св. Симеон и св. Савва натолкнулись на опустевший Хиландарский монастырь. Греки, однако, не хотели отдавать им его. Тогда Савва обратился к настоятелю всей Святой Горы Афонской, и тот предоставил им Хиландар. Хиландарский монастырь был быстро отстроен и получил вскоре права самостоятельной обители. Недостатка в иноках-сербах не было.

Но недолго пришлось жить св. Симеону в Хиландаре: всего только 8 месяцев. Чувствуя приближение смерти, он просил братию монастыря молиться за него, перенести тело его в Сербию и не забывать Сербской земли и Церкви. В полночь, несмотря на свою слабость, он был причащен Святых Таин и облачен во все иноческое одеяние. Наступила великая минута. Сказав: «Слава Богу за все», - он впал в забытье. Утром к больному пришли братия, чтобы проведать его. Окружив его, они рыдали, но преподобный с радостным лицом взирал на образ Спасителя и шептал: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Мирно скончался преподобный Симеон 13 (26) февраля 1200 года, 86-ти лет от роду.

Мощи его были открыты через год после смерти. Мраморный гроб его наполнился благоуханным миром. Все видящие это изумлялись и восклицали: «Господи, помилуй!» Болящие, одержимые злыми духами, будучи помазаны миром, получали исцеление. Поэтому св. Симеон не иначе называется в памятниках древности, как «мироточцем».

В 1202 году, когда междоусобная брань опустошала Сербию, венгерский король Эмерих вторгся в страну со своим войском. Он предоставил Вукану (одному из сыновей Стефана Немани, восставшему против своего старшего брата Стефана) великокняжеский престол и дал свое согласие на коронование и возведение его в королевское достоинство, но под условием признания верховной власти венгерского короля над Сербией; вместе с тем Эмерих присоединил к своему титулу титул короля Сербского.

Кровопролитная война опустошала Сербию, Стефан с трудом отбивался, и в эту пору обращался и к своему брату, Святителю Савве. Стефан просил Савву для спасения страны принести в Сербию мощи их отца, Преподобного Стефана Немани. Стефан писал:
«Брат мой пренебрег завещанием отца и господина своего — привел иноплеменников на отечество свое, забрал и опустошил его, не послушав заповеди Божией: чти отца твоего и матерь. Но — мы надеялись не на оружие наше, а на силу Господа, Спасителя Иисуса Христа. И не обманулись в своей надежде. Низложив их силою Своею, Господь возвратил в свое отечество. Прошу тебя, преподобный отец Савва, принеси благоуханные мощи святого. По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными, враги одолели нас и по взаимной ненависти мы стали смехом для соседей наших. Может быть, вашими святыми молитвами, вашим пришествием к нам, всемилостивый Бог умилосердится над нами и соберёт воедино рассеянных и посрамит противников».

Святой Савва внял Стефанову прошению и прибыл в Сербию с мощами отца. Вукан, по почтительности к отцу, явился на встречу мощей, а будучи свидетелем чудес от них, по убеждению Саввы, дал клятву не тревожить более брата в законных правах его.

Так перенесение мощей Преподобного Симеона послужило установлению мира на Сербской земле. Святые мощи Преподобного Симеона были положены в монастыре Студеница, где почивают и ныне.

Тропарь преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого, глас 3

Божественною благодатию просветився,/ и по смерти показуеши светлость жития твоего,/ источаеши бо миро благоухания/ притекающим к раце мощей твоих,/ и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия,/ Симеоне отче наш,/ Христа Бога моли/ даровати нам велию милость.

Обители Хиландарския священных строителей / и Афона светильники, Сербии похвалу, / Симеона величайшаго, преподобных лепоту, / и род его чудный, святителя, — глаголю,- Савву,/ приидите согласно почтим, глаголя: / молите Христа Бога / о пастве вашей, блаженнии,/ и о еже Церкви свободней быти от обстояний.

Тропарь общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго, глас 1

Иже теплыя заступники в скорбех и напастех имуще, / Симеона Богоноснаго и Савву первосвятителя,/ припадем к нима с верою,/ яко да молитвами их от напастей избавляеми,/ по долгу благове

рно Спаса и Бога прославим, глаголюще: / слава Давшему вам крепость,/ слава Прославльшему вы чудесы,/ слава Избавльшему нас от скорбей молитвами вашими.

Кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого, глас 6

Ангельское возлюбив на земли житие,/ миродержание и мир оставив,/ пощением Христу, Симеоне, последовал еси,/ к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия:/ возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас.

Кондак общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

Горнюю жизнь возлюбивше, славнии,/ жизнь сущую на земли презресте./ Сего ради в вышних со Ангелы всегда ликующе,/ молите о всех нас.

Ин кондак преподобного Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, мироточивого, глас 2

Иго Христово прием, Симеоне,/ и, Того Крест взем, последовал Ему, / насажден в дому Господнем, процвете, яко финике, / якоже кедр, иже в Ливане, умножил еси чада твоя,/ муж желаний духовных, чудотворец бо явися,/ Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Ин кондак общий преподобных Симеона Мироточиваго и сына его, святителя Саввы Перваго, архиепископа Сербскаго

Днесь Симеон с Саввою, блаженнии, в дусе пришедше,/ спасают от обстояний паству их:/ сии бо Троицу проповедаша Единаго Бога,/ Церкве явишася утверждение,/ в преподобных Мироточивый и во святых чудотворец:/ сии бо и во бранех необоримии защитницы показашася,/ Афона похвала и народа Сербскаго крепость.

Вконтакте