Коляда и его дары

Бог, который имеет множество имен: сербские имена Каледа и Колодий , латинское имя Calenda, персидские имена Кадм и Калёнда. Коляда – это богжество, которое подарило своим Родам Календарь (в переводе означает «Коляды Дар»), а также передал свои Мудрые Веды. Языческий бог Коляда является покровителем всех земледельцев. «Коло» - это древнейшее название солнца, поэтому слово «Коляда» в переводе означает «Круглый».

Почитали славянского бога за его щедрый подарок людям – Календарь. До этого славяне использовали круголет Числобога. Славянское Лето разделялось на три периода: Весна, Зима и Оусень. В каждом времени года имелось по три месяца, поэтому в году было всего 9 месяцев. После ввода григорианского календаря, в году появилось ещё одно время года, и месяцев стало 12. Тем не менее большой разницы между старым и новым календарем не было. Каждый месяц по старому календарю насчитывал 40 дней, поэтому год состоял из 360 дней.

Коляда бог славян, который подарил им не только эффективную систему вычисления времен года, но и считался великим богом, который сеял мир между народами, дабы те жили в полном согласии. Именно поэтому почитали славяне бога Коляду не только в установленные для этого дни (с 21 по 25 декабря), но и после битвы между враждующими племенами.

Славянский бог Коляда относили к солнечным божествам. Считалось, что он является сыном бога Даждыбога – главного бога солнца. Коляда же – это самое малое олицетворение Даждыбога, Солнце-Младенец. Поэтому его праздник выпадает на день, когда солнце почти не видно и тепла от него исходит очень мало – время зимнего солнцестояния. После зимнего солнцестояния солнце поворачивает в направлении лета, и с этого момента оно прибавляет свою силу.

Коляда – это молодое божество, молодое солнце, которое сменяет в праздник старое солнце. Он сильный и ретивый, всегда готов противостоять зиме. В летописях Коляду изображают в виде младенца, фактически новорожденного. Поэтому его рождение и отмечают большим праздником, который в народе так и прозвали – «Праздник Коляды».

Стихотворения, которые принято считать колядками – это некие древние заклинания, которые приносят людям, услышавшим их счастье и уют в дом, мир в семье и окончание вражды между близкими людьми. Обязательно за колядку нужно вручить подарок, так как скупым людям предрекалось в будущем разорение. Читали колядки в разных нарядах: в костюме козы, медведя, оленя, зайца, коровы и т.д. Все эти перевоплощения были символом плодородия.

Бог Коляда и древний Славяно-Арийский Праздник в Его честь.


Информация из Википедии

Коляда - дохристианский славянский праздник 21 декабря, связанный с зимним солнцестоянием и новым годом, позднее вытесненный или слившийся с Рождеством и Святками (Ср. лит. Kaledos - Рождество). Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки, переодевания (ряжение с использованием шкур, масок и рогов).

1. Этимология
Слово Коляда представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами (лат. calendae) (от calo "взывать") именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство. Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских.
2. Коляда на Украине
В украинских колядках языческий элемент проявляется в обрядах, в запевах с Авсеня, с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь несомненно разумеется какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самых песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств - черта, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды). К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых - Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедро(и)вками [(щедрівками)] и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о "щедром", богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины нет и термина щедривка или ему соответствующего. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику. Начинает Колядки Оусень(Овсень) то есть Осень(совр.) который уступает место Зиме. Кроме Оусеня, выступают ряженые-коза со свитой из зверей, кот. подпевают. Животные представляют собой родовых тотемных животных. Также в свиту могут входить духи. Ряженых всегда встречают приветливо, ибо в них являются Духи Предков, которые пришли пожелать добра.
Коляда - бог торжеств и мира, которого древние славяне чествовали в день зимнего солнцестояния (22 декабря). Накануне дети собирались колядовать под окнами богатых крестьян, величали хозяина в песнях, твердили имя Коляды и просили денег, сладостей и т. д. Обряды проводились в виде гаданий, переодеваний в зверей, чертей и прочей нечистой, розыгрышей, сопровождались песнями и музыкой. Коляда - божество веселья, поэтому его зазывали, кликали в новогодние праздники толпы молодежи.
Неотъемлемым атрибутом празднования является звезда на шесте. Но эта звезда, возможно, появилась позже - после того как вместо чествования Коляды было введено празднование Рождества Христова как символ Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Иисуса Христа.
3. Коляда в других странах
Так, в Болгарии ходят под Рождество, славя Христа - кольедари, под Новый год - васильичари; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год - другой (дети и юноши от 7 до 8 лет).

Книга Велеса тоже не сможет нам помочь в отыскании смысла Бога Коляды. Вот отрывок из моей книги «Тайны астрофизики и древняя мифология» посвящённой описанию Триглавов.
В главе «Прославление Триглава» книги «Свято-Русские Веды. Книга Велеса.» , изданной Асовым, приведен список общих Триглавов, число которых составляет 72. Это число, умноженное на 360, дает период прецессии земной оси. Двенадцать богов, использованных Асовым, входят в первую треть общих Триглавов, общим числом 24, составляющих наиболее известных богов славянского пантеона. Вторую половину из этих 24 богов составляют 12 славянских месяцев. Перечесление Триглавов начинается с прославления главного Триглава (Сварога–Перуна–Святовита):

«И вот начните
во-первых, – главу пред
Триглавом склоните!
…Сварог – старший Бог Рода Божьего
И Роду всему – вечно бьющий родник…

И Громовержцу – Богу Перуну,
Богу битв и борьбы говорили:
“Ты, оживляющий явленное,
Не прекращай Колёса вращать!”

И Святовиту мы славу рекли,
…Ведь Святовит – это Свет.
Видели мы через Него Белый Свет.
…Ибо тот Бог – Землю с Солнцем носил,
И звёзды держал,
И Свет крепил.
…Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
Ибо тайна великая есть:
Как Сварог, Перун –
Есть в то же время и Святовит».

«…Хорс и Велес, Стрибог,
Затем – Вышень, Леля, Летеница,
Затем Радогощь, Коляда и Крышень,
Каждый – едва ли не Вседержитель

Следом идут Сива, Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, а также Купала,
И Сенич, и Живич, и Венич,
И Зетрич, Овсенич, и Просич,
И Студич, и Ледич, и Лютич».

Коляда здесь идёт в ряду второстепенных Триглавов. В 2003 г. вышла книга «Славянские Веды», изданная А. Асовым. В предисловии С.И. Верковича к книге, вышедшей в 1874 г. сказано:

Это чудесный и преважный памятник, в котором сохранились воспоминания о начальной цивилизации рода людского и который по важности своей превосходит все известные древние памятники, не исключая саму Санскритскую Веду.

Центральную роль в легендах «Славянских Ведах» играет Коляда. Почти треть книги посвящена Коляде, являющимся одним из богов главного Триглава юго-западных славян.
Вот отрывок из легенды «Таинства Колядова дня»:

Там же царь дары давал
Богу требы воздавал
Богу подносил монеты,
Три дуката дал заветных.

Первым Вышню жертвовал,
Коляде второй подал,
Третий Богу Белому воздавал.

«Славянские Веды», содержат устные предания македонских и фракийских болгар-помаков, записанные Верковичем. В легенде «Рождение Коляды» так говорится о Злате Майе и о рождении Коляды:

…Злата Майюшка застонала,
затужилась, заметалась,
а после рассмеялась,
и так она породила
малое дитя, млада Бога,
Бога Коляду пресвятого.

Явилось дитя с чудесными
Знамениями и предвестиями;
И лик Его – Солнце Красное,
И в руках его Книга Ясная.
Златая Книга, прекрасная,
И на Книге той звёзды частые!
И чудо тогда совершилося,
На небе диво явилося.
И зрели люди по всей земле:
В заоблачной звездной мгле
Звезда горит и ярится –
Ясная звезда Зорница.

Запомним, прежде всего, Коляда – это звезда Зарница. В этой Златой книге провозглашались славы Богу:

Мы приносим, взывая к небу,
Три златых алтына, как требу.
Первый золотой – Вышню Богу,
А второй Коляде,
Третий золотой – Белбогу!

Кроме того, в этой книге так описывается появление Божьего Вестника, извлекшего из камня родник:

И тогда садились перед ней,
тридцать царей,
тридцать королей.
И в пещере они сидели,
Ничего еще не узрели,
И не видали, не слыхали,
Чудо-чудное ожидали.
Вдруг перед ними диво явилось,
Будто солнце с неба скатилось,
И пещера вся озарилась.
То пришел и. рассеяв мрак,
Божий Вестник явил свой знак,
Бил златым жезлом по скале,
Молнией сияя во мгле.
Бил по камню он что есть сил,
И тот камень озолотил.
И тотчас в том камне возник
Со водой студеной родник.

Интересно описание некоторых проявлений этой звезды, лик которой блистает и согревает:

Рождается Бог Коляда на земле!
Малое дитя, младой Бог!
И будет расти не по дням –
Он будет расти по часам!
Затем пойдут по земле,
Придут к тебе – млада Дева,
С ней явятся девять вил –
Все девять Юд-Самовил!

Узнают, что лик твой блистает!
Он солнцем ясным сияет –
Блистает и согревает!
Коса Твоя озлатилась,
Брада посеребрилась!

Вышний бог осерчал, что Дивский царь, Черный король решил убить молодого Бога Коляду и Богу Сиве сказал:

О Сива! Мой Сива!
Злат Камень держу я!
И в Камешке том, Святом-Золотом,
Сокрыт свят гром,
Злат гром!
Сей камень я дам,
Тебе подам,
Его Ты метай,
К горам у Дуная…
И пусть также Сурова Ламия
На поле сойдет
Его сотрясёт…
Но Вышний тот камень не передал,
Ещё его не бросал,
Как Бог Коляда над той горой,
Повесил Златую Цепь
От гор Святых к небесам…

Эти отрывки из «Веды славян» вызывают ассоциации со сказками Пушкина, не исключено, что именно аналогичными сказаниями он пользовался при сочинении своих произведений. «Золотою цепью» именовали славяне свои своды сказаний, у Пушкина кот учёный ходил по золотой цепи, рассказывая сказки, есть золотая зепь и в сказаниях о Зевсе. Но данный фрагмент показывает, что золотая цепь имела, возможно, и вполне материальный прообраз, связанный с явлением звезды Зорницы.
Здесь уместно вспомнить о других необычных проявлениях этого небесного явления отражённых, в других мифах. Младая Дева с крылатыми Вилами снова возвращают нас к «Книге Велеса» с птицей Матерь Сва.
«Книга Велеса» древних славян начинается такими словами: «Вот прилетела к нам Птица, и села на древо, и стала петь, и всякое перо Ее – иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи как днём, и поёт Она песни о битвах и междоусобицах». В Прославлении то же описано более подробно:

«И вот Матерь Сва бьет крылами
По бокам Своим с двух сторон,
Как в огне, вся сияя светом.
И все перья Её – прекрасны:
Черемные, синие, рыже-бурые,
Желтые и серебряные,
Золотые и белые.
И так же сияет, как Солнце-царь,
Летает по солнопутью,
И так же сияет седьмой красотой,
Завещанной от Богов.

И Перун, увидев Её, возгремит
Громами в том небе ясном.
И вот это – наше счастье.
И мы должны приложить все силы,
Чтобы видеть,
Как отсекают
Жизнь старую нашу от новой,
Так точно, как рассекают
Дрова в домах наших огнищанских».

Это явление, – с нашей точки зрения, есть необычайно яркая вспышка Сириуса, которая аналогична легенде об Исиде, богине звезды Сириус Древнего Египта и легенде о Сириусе-Тиштрии Авесты, получило разное название у разных народов, населяющих Восточноевропейскую равнину. Разные боги носили имя этого явления, но наиболее почитаемым у западных славян был бог Световид (Священный свет). Для него строились особые храмы, состоящие из двух помещений. Одно было окружено пурпурною стеною, в другом находился деревянный идол Святовида, с четырьмя ликами, смотревшими на четыре стороны света.
На каменном идоле, найденном на русско-австрийской границе на реке Збруч, рог в руке Световида с вином означал изобилие, по сохранности вина в роге гадали о том, насколько изобильным будет год. Меч в руках Световида обозначал его как бога защитника и покровителя славян. Световиду посвящали белого коня, на котором он побеждал неприятеля. Он также был изображен на идоле. Сам конь являлся объектом гаданий об исходе войны. Один из ликов идола держал в руке «солярный» знак, представлявший из себя шестилучевую звезду в окружности.
Прекрасное перо бросает огненная птица Гаруда (аналог птицы Матерь Сва – Матаришван и Гарутман в Ригведе, об этом далее) в ответ на громовую стрелу Индры, аналоге Сириуса-Тиштрии в Ригведе, утверждая, что этим пером может поднять поднять Землю, Океан и самого Индру.
В древнеегипетской легенде о Горе Бендехском именно Гор, сын Исиды, в образе Крылатого Солнца участвует в битве с Сетом в образе змея, издающего громовой звук. Возможно, все эти описания являются отражением в мифах видимого с Земли сброса оболочки красного гиганта Сириуса В в виде планетарной туманности, которая впоследствии перетекла на Сириус А.
Явление Коляды в «Веде славян» противоречиво. С одной стороны,

И три года Коляда по земле ходил,
Тех юнаков и юниц вере Он учил…

Три года также шли тридцать царей к Чёрному царю, чтобы сказать

Мы пришли от края земли,
И от края земли, от моря,
Где нет ныне скорби и горя,
Где звезда три года сияла,
Что нам путь в ночи указала.

С другой стороны, Коляда после трёх лет проповедей среди юнаков и ариев-париев, которые, судя по всему, не очень к нему прислушивались:

И чтобы учил он париев,
Всех тех отверженных ариев,
Чтобы в грех они не вводили
И Вышнего не гневили…

А затем к горам летел,
У святых даров сидел…
Он три дня там жил,
Набирался сил,
И тут Вышний Бог цепь к дарам спустил.
Коляда пошёл к дарам,
И поднялся Сам
В горницу небесную,
Чтобы сесть одесную,
Рядом с Матерью Златой,
Божьей и святой.

Упоминание в «Веде славян» ариев и париев (парсов) указывает на то, что источником этих сказаний были предания не позднее середины II тыс. до н. э., когда предки арийцев двинулись из причерноморских степей сначала в Персию, а затем и в Индию. Возможно противоречия «Веды славян» происходят из борьбы различных сказаний как македонских, фракийских и болгарских славян, так и ариев, париев и тех племён, которые были под властью чёрного Дивского короля (Чернобога). Возможно также, что эти сказания оказали прямое влияние и на составителей «Нового Завета», во всяком случае, между Колядой и Златой Майей, с одной стороны, есть много параллелей с Христом и Богоматерью, с другой стороны.

КОЛЯДА (КАЛЕДА) – вышний славянский Бог, он управлял великими изменениями в жизни всех Родов Расы Великой.

РОДОСЛОВНАЯ: Коляда — сын бога света — и . У Коляды есть брат-близнец — .

Говорят, что у Коляды была жена- и родился у них сын — .

В МАГИИ: В традициях Коляды — помогать людям в планировании. Этому и посвящен .

Коляда является священным Богом-Покровителем для людей служивых и ратных, для землепашцев и Жрецов. Он — Бог-Покровитель и Чертога Ворона во Сварожьем Круге.

Часто Коляду упоминали рядом с звали их, в знак отличия от творцов великих - да малыми творцами,.

Мы знаем, что Крышень принес людям пламя огня, научил их варить священный напиток богов — сурью да еще и спас от вымирания. А что, как творец, сделал Коляда?

Оказывается, он появился на свет 8500 лет назад с великой миссией — спасти все человечество от неминуемого духовного вырождения. Коляда начал учить людей. Это было уже третье по счету божественное откровение.
Первый закон жизни о том, что жизнь бесконечна и вездесуща, дал Род. Второй закон жизни принес Велес — люди движутся от Тьмы к Свету, вслед за Солнцем. Коляда поведал людям третий закон.

ОСНОВНОЙ ДАР КОЛЯДЫ ЛЮДЯМ. Говорят, что в давние времена бог славян Коляда подарил людям календарь, чтобы им было удобнее планировать свои сезонные работы. И числится с тех пор славянский бог Коляда покровителем планов и планирования. В традициях Каляды — помогать с планированием: получения ли богатства и прибыли, с получением ли урожая… Существует даже специальный , что Богу Коляде посвящен и на читается.

Коляда прямо таки диаметрально противоположен богу .

Символизирует он умирание старого и зарождение сильного да молодого. Знаменует собой сезонный поворот и прибытие света.

Коляда считался Богом, который несет человечеству мир, он содействует пониманию между народами и полного согласия. Потому чествовали Коляду не только в привычные ему сроки — 21-25 декабря, но и каждый раз, когда устанавливался на земле мир после войн с враждебно настроенными племенами.

КОЛЯДА — ПОКРОВИТЕЛЬ КАЗАКОВ. Бог Коляда – сильный бог, он является родоначальником многих родов славянских. Казаки его своим батькой считают. В сказе, опубликованном Ю.Миролюбовым прямо так и указывается на явную божественную родословную казаков:«Когда то, в седую старину породил небесный батька Коляда (сын Тарха-Даждьбога и Златогорки, внук бога Перуна) с матерью Даж-землёю в час ночной грозы люд казачий, та и дал им землю от севера до юга, от моря до моря, от восхода до захода от Дуная до Дона. Та и заповедал не ходить с той земли никуда и ни кому её не отдавать и дал брата своего Хорса на сторожу казачеству тому характерному, чтоб берегли землю ту денно и нощно. А чтобы справны были да сгуртованы, то докинув всем умений и мастерства своих казацких с неба, чтоб через казачий круг благословение его получали и знали бы, в чем сила их казацкая. И были бы от Батьки своего сторожами света, а увидев черную ненависть безграничную и неправду, то не допускали бы её разумом меж товарищей своих, да до ворога лютые были бы. А от матери земли грозовой любовь безудержную к людям земли своей имели бы, - такую червонную, аж багряную, як сполох небесный».

(10)Подборка выполнена специально для сайта

И Златогорки. В русской мифологии, являющийся богом празднеств и мира. На свет появился в глубокой пищере Сарачинской горы. Его появления ждали и люди и боги. Предсказано было, что Коляда принесет с собой ведические знания, чтобы покарать демонов. Сварог послал на поклон к нему своего сына Симаргла . Когда тот увидел Златогорку с Колядой их мучила жажда, Симаргл ударил своей золотой секирой по Сарачинской горе. Гора стала золотой, и в ней забил источник с живой водой - Сурьей.

На поклон к Коляде съехались волхвы-колежане от сорока народов: подносили дары, злато, серебро, пили мед в его честь. Чернобогу было предсказано, что его подчинит своей воле Коляда и он двинулся со своими полками к Сорочинской горе. Из-за его чар Дажьбог потерял магическое кольцо, которое ему подарил Вий для оживления Златогорки и лишился силы. Чернобогу пришлось остудить сердце Дажьбога, заточив его во льдах.

Златогорка, перед тем как отправиться в царство Нави , пустила сыновей своих Коляду и Овсеня по реке Смородине в Ирийский сад к богам Хорсту и Заре-Зарнице. Хорст поутру пошел к реке помыться и нашел там корзину с детьми на берегу. В Ирийском саду к Коляде вновь пришли волхвы-колежане, которых вела путеводная звезда. В терем к Хорсту подоспели Солнце, Месяц, и Дождь и заспорили меж собой кто важнее. Тогда волхвы-колежане разрешили их спор, сказав, что важнее всех - Коляда, который может повелевать и Солнцем и Месяцем, и Дождем. Чернобог же отправил в Ирийский сад ведьму Путану, которая принесла чашу с травленым вином и хотела ею угостить Коляду. Но Волхвы не допустили этого, сказав, что ему еще рано пить вино из чаши и потребовали, чтобы та обмакнула грудь и дала малышу. Она так и сделала, но Коляда высосал все молоко вместе с ядом и жизнь Путаны. Она превратилась в безобразную старуху, и Хорст выгнал ее из Ирийского сада на землю. Вновь Чернобог послал огромного черного Аиста, чтобы тот заклевал Коляду, но Коляда, схватив Аиста, разорвал его на части. Тогда он послал Алу , который проглотил всех. Как только Коляда оказался в пасти дракона, он начал внезапно расти и поднялся выше облаков и задушил Алу.

Увидев дочь Хорста Коляда посватался к ней, но вместе с ним посватался сын Вия , Кащей. Решением за кого отдать дочь было - кто первый обскачет вокруг моря. Коляда победил Кощея опередив на своем коне. Кащей предложил биться на мечах, и они бились, пока обломались мечи. Тогда Кащей предложил Радунице дать обломок клинка тому, кто ей люб и она дала его Коляде.

Вскоре была сыграна свадьба, а молодые отправились в Ирийский сад, через высокие горы Коляду и Радуницу перенесла птица Гамаюн. Здесь у них родился сын Радогост . Когда Чернобог попытался захватить Ирийский сад, то Коляда разгромил его и тот бежал за Хвангурские горы.

Как то гулял Коляда по берегу и встретил лебедя, который донес до него, что его отец закован в кандалы и спит беспробудным сном уже триста лет. Коляда построил корабль, на котором было три храма: Перуна , Симаргла и свой. Прилетев на Белое море, он подул на льды и растопил их. Когда они возвращались назад, то на них пытались напасть слуги Чернобога. Коляда натянул лук и пустил стрелу в Хвангурскую гору, где прятался Чернобог. Тот, превратившись в пятиглавого дракона, примчался к кораблю, где его и победил Коляда. Он посадил его на цепь, а потом, оседлав, прилетел в Ирийский сад.

Для сохранения равновесия в мире Чернобог был отпущен в Царство Нави , где и поселился в горах. Описание этого сюжета можно встретить в древнеиндийских ведических преданиях о Кришне. Мотив поклонения Коляде колежанами сходен с библийским поклонением волхов младенцу Иисусу. Образ Коляды возник из представления о рождении молодого солнца в день зимнего солнцеворота. Образ Коляды у многих народов изображается в виде прекрасного младенца, захваченного в плен злою ведьмой Зимой, которая превращает его в волчонка. Но, когда с него снимали шкуру, и сжигали ее на костре, то Коляда являлся во всем своем блеске.

Празднование Коляды отмечалось в зимние святки с 25 декабря по 6 января. В это время принято было «колядовать» - ходить ряжеными и петь колядные песни (колядки). Колядующих одаривали специальным «колядным» печеньем, а так же баранками, пирогами, козульками и караваями.

Бог Коляда известен многим людям по названию одноимённого праздника. О празднике мы уже писали в статье « » и вы можете прочесть её сейчас, либо позже. Здесь же мы обратимся непосредственно к самому богу древних славян.

Коляда — бог древних славян , которого относят к одному из солнечных божеств. Коляда — это сильный и ретивый бог, который начинает «противостояние» зиме. Иногда Коляду представляют не просто юным молодцом, но даже новорождённым, младенцем. Он может являться образом нарождающегося Солнца. За этим его и прославляют, отмечают всеобщими гуляниями в его День Рождения, который так и именуется «Праздник Коляда».

Этимология слова-имени «Коляда» до конца не ясна. Многие историки и лингвисты пытались расшифровать его как можно более точно, но сейчас существует несколько версий, ни одна из которых, увы, так и не подтверждена с точностью на 100%. Так имя языческого бога и название древнеславянского праздника относят к произошедшему от слова «коло», то есть «колесо» или «колесо солнца «. Так как Коляда является богом Солнечным, то можно предположить, что это одна из самых достоверных версий.

Филолог-славист Пётр Алексеевич Бессонов предположил, что Коляда относится не к солнечному «колесу», а «колоде» или зажженному пню. Филолог Дмитрий Михайлович Щепкин предположил, что Коляда происходит от слова «колед», то есть вокруг идущий или «коледа», то есть круговые яства.