Краткое содержание комедии островского лес. Сочинение по комедии А. Н. Островского «Лес

В пьесе «Лес» Островский обращается к проблематике, поднявшейся на пик актуальности в 1860 - 1880е гг. Вопрос семьи и её ценностей, влияния общественных отношений на семью обсуждались в это время в романах Толстого («Анна Каренина»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»), Достоевского («Братья Карамазовы»). Данная тематика всегда была в центре внимания драматурга. Достаточно вспомнить пьесы «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди – сочтёмся» и многие другие. Но сейчас мы обратимся к анализу пьесы "Лес" Островского.

Смысл названия пьесы «Лес» Островского

Название символично. Оно связано как с сюжетом произведения, так и с идейным звучанием. Лес продаёт помещица Гурмыжская и покупает купец Восмибратов. Интересно, что продажа леса воспринимается как знак упадка дворянской жизни, о чём упоминает, например, Бодаев. Два провинциальных актёра Счастливцев и Несчастливцев встречаются на перекрёстке двух лесных дорог.

Лес – это и символ сумрачной, тёмной жизни, без просвета и надежды на изменения. Если вы проводите анализ пьесы "Лес", не упустите эту деталь. Люди жестоки друг к другу, например богатая помещица Гурмыжская жалеет тысячу рублей, чтобы устроить жизнь воспитанницы. Лес – символ взаимоотношений людей, а также темноты и дремучести провинциальной жизни. Актёр Несчастливцев в финале характеризует её словами героя драмы Шиллера «Разбойники»: «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы - вода! Ваши сердца - твердый булат! Поцелуи - кинжалы в грудь! ... О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!»

«Театр в театре» в пьесе

Продолжим анализ пьесы "Лес" Островского и учтем, что в произведении отмечают три сюжетных линии. Любовь Петра и Аксюша, превратности их судьбы. Перипетии жизни Счастливцева и Несчастливцева. Любовная линия Гурмыжской и Буланова. Персонажи связаны между собой родством, денежными либо деловыми отношениями. Но всё-таки на первый план выходят мотивы маски и обмана.

Островский изображает театр в театре. Дело не только в том, что немалую роль играют два бродячих актёра. Комик и трагик оказываются искреннее, порядочнее, выше тех, кто считает себя образованными людьми и свысока смотрит на актёров. Именно Несчастливцев сочувствует влюблённым и отдаёт свои последние деньги, чтобы Аксюша смогла выйти замуж за Петра, отец которого ни за что не соглашался взять девушку без приданого.

Не только актёр притворяется, выдавая себя за отставного офицера. Другие персонажи тоже носят маску, что анализ пьесы "Лес" подтверждает. Так, Гурмыжская хочет казаться благодетельницей Аксюши, но заставляет её против воли «играть комедию», чтобы все думали, что Буланов сватается к девушке. Сама Раиса Павловна пытается произвести впечатление добродетельной вдовы. В действительности оказывается эгоистичной и своенравной барыней. Неслучайно в речи помещицы так часто встречаются слова «играть», «роль», «комедия», «заиграться». Притворяется, просчитывает свои реплики, носит маску Буланов. Он готов выдавать себя то за жениха Аксюши, то за друга племянника. В итоге оказывается вознаграждённым вниманием богатой, но уже немолодой помещицы. Их отношения напоминают фарс: любовь старухи и юноши, внезапная смена ролей, брачный контракт как знак «любви».

Роль зрителей выполняют соседи Гурмыжской. Они комментируют происходящее, предсказывая развитие событий, давая им оценку.

Что еще становится понятно, когда мы тщательно проводим анализ пьесы "Лес"? Многомерность произведению придаёт использование литературных ассоциаций. Несчастливцев цитирует Шиллера, Шекспира, Мольера. Гурмыжскую критики называли «тартюфом в юбке» по имени персонажа комедии Мольера, чьё имя стало нарицательным и обозначает притворщика, лицемера и обманщика. Пара Несчастливцев – Счастливцев сравнивалась со знаменитыми героями Сервантеса Дон Кихотом и Санчо Пансой.

Действие завершается торжеством справедливости: Аксюша и Пётр могут пожениться, Несчастливцев обличает нравы персонажей. Но в широком смысле драматург показывает уходящее в прошлое дворянство, идущее ему на смену не менее хищное купечество.

Выше был представлен анализ пьесы «Лес» Островского, и эта статья, наверняка, побудила вас если не в первый раз, то вторично более внимательно перечитать данное произведение. В нашем литературном блоге вы найдете множество подобных статей. Также вас может заинтересовать

Далеко не все мы тут переглядели. И – всё крепчает талант, всё уверенней лепка. Вот опять – дворяне, ещё по-новому. Изысканец в розовом галстуке, мягкоречивый, готовно льстивый; и старый отставной кавалерист, грубо брызжущий трезвыми насмешками. (О земстве : «Никакой пользы, один грабёж», «не заплачу ни копейки, пока жив».) И оба рядом представлены они в гостиной у пятидесятилетней помещицы Гурмыжской, вдовы, с первых реплик ханжи, куда потоньше Кабанихи : «Разве я для себя живу? все мои деньги принадлежат бедным». (Правда, после смерти мужа остался 15-летний племянник, его покинула без помощи бродить по России, и тоже уже 15 лет.) Наготове хоть и о крестьянской реформе : «Как жаль, что наши отеческие меры к нашим меньшим братьям прекратились!» – «Понимает меня только наш губернатор да отец Григорий…» (Льстивый гость: «Строгостью своей жизни украшаете нашу губернию».) – «Испытавши, я получила отвращение к замужеству». (Кавалерист: «Но не к мужчинам?») – И в первом же действии, сперва сдержанными полунамёками, открывается нам, что содержит барыня бездельного молодого недоученного дворянчика, по тайному плану своей похоти, а для прикрытия – нищую родственницу Аксюшу якобы готовит ему в невесты, да только не выдаст никогда – и за любимого тоже не отпускает её, за каждым шагом Аксюши следит шпионка-ключница. (Увы, автор недостаточно доверился догадке зрителя, дальше всё разъясняется нам слишком напрямую.) – И в ярком же контрасте с этим дворянским домом – вот и прижимистый купец из сметливых мужиков, приехал леса подкупить у помещицы, заодно и посватать Аксюшу (если с приданым) за сына, ему-то здешнее плетение хитростей невдогляд: «Нам ежели Бога забыть, Творца нашего милосердного, нам в те поры, сударыня, податься некуда». – И во всю эту сцену умело вплетено чтение давнего письма к Гурмыжской – в возвышенно драматических фразах, от того мужнина племянника, который иногда присылает тётке диковинные подарки из разных уголков России, а своего адреса не даёт никогда.

Лес. Фильм В. Мотыля по пьесе А. Островского, 1980

И второй акт, сценою в лесу, на развилке дорог, за безутешной, скрытной встречей Аксюши с её возлюбленным, являет нам встречу двух актёров, пеше бредущих, один из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду (это врезалось в нашу классику афоризмом) в поисках актёрской работы и средств для жизни – трагика Геннадия Несчастливцева (тут мы понимаем и стиль слышанного нами письма) и комика Аркадия Счастливцева. И вся их встреча дальше – блистательно остроумный, искристый диалог о бродячей актёрской жизни – неожиданный подарок от драматурга не только зрителям, но самой театральной братии, пьеса в пьесе. (Уж за двадцать лет попризадумался Островский об актёрской судьбе.)

В имение к тётушке трагик надевает из дорожного ранца более сходный костюм с бутафорскими орденами, выдаёт себя полковником в отставке, а комика изображает своим лакеем. Тётка сперва сильно озабочена приездом нежданного племянника. Но тут же случается ему удачно вмешаться в спор Гурмыжской с купцом. Столкновение психологий. У дворянки: «Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий; а то и без ума можно прожить» – и купеческий расчёт не переплатить за лесной участок лишку. Трагик возвышенно-гневно вмешивается в конфликт, цветисто использует цитаты из разных своих ролей и вынуждает ошеломлённого купца уступить тысячу. (Ситуация очень новая в театре, и передана в потешном диалоге.) Сам же трагик, к радости добродетельной помещицы, великодушно отказывается взять отспоренную тысячу себе в подарок.

Впрочем – сразу вослед подкапливаются и разоблачения: комик открывает трагику разнюханную от ключницы правду о благочестивой тётушке, а ключнице в обмен – об актёрском обмане «полковника». (Все они, и благоразумный, рассудительный лакей хозяйки – очень верные характеры.) А у Аксюши подступило горе: или две тысячи на приданое, или купец не примет её в невестки. Мысль Аксюши: попросить у братца-полковника. Вот и он, лунной ночью в саду. Открывает Аксюше, что беден, это «ты мне не откажи в пятачке медном, когда я постучусь под твоим окном и попрошу опохмелиться». Но потрясён страстностью её горя и с большим вдохновением уговаривает её высшими благородными словами, и из «Гамлета », успевает помешать ей кинуться тут же в озеро, и – идея! – «Зачем же даром изнашивать свою душу!», своё такое яркое страдание! – «Если половину этих сокровищ ты бросишь публике, театр развалится от рукоплесканий, тебя засыплют цветами, подарками… Ты будешь моей гордостью, моей славой. А я буду тебе отцом. Я посвящаю тебя в актрисы!» (Богатейшая роль!) И призывает комика: теперь у них есть труппа! они объедут все театры России. – Очень разнообразная пьеса: театральная тема врывается почти как главная.

А Гурмыжская, узнав всё от ключницы, только радуется актёрскому саморазоблачению: теперь – всех прочь из имения! Распоряжаться за неё взялся юный её фаворит, но трагик размашисто обрывает его: «Да ты что такое? оруженосец, паж? менестрель?.. Нельзя равнодушно разговаривать с котёнком». (Сам трагик минувшую ночь утешал Аксюшу вдохновительными монологами, наизусть.) А Гурмыжская объявляет Аксюше, что менестрель больше не намечается ей в женихи, и надо ей дом покидать. Трагик же наталкивается на ту сбережённую им тысячу и с бутафорским пистолетом убеждает помещицу подарить её ему на дорогу. Теперь – на тройке до пристани, и дальше беззаботные актёры поедут первым классом парохода. «Покутим, братец!» – Но тут узнаётся, что купец раздобрился: готов на приданое всего одну тысячу. Гурмыжская отказывает (её паж тоже велит ей деньги беречь), Несчастливцев: «Тётушка, я краснею за вас… Да если б у меня были…» А что такое? Вспомнил: тысяча у него и есть в кармане на груди. «Не мешало бы старому псу и поберечь их на чёрный день…» И – дарит Аксюше. – Между тем пожаловали уже знакомые нам гости – тот льстец, и тот кавалерист. Нарядно переодетая, хозяйка объявляет им: «Я выхожу замуж… При всём моём желании остаться навсегда вдовой». А жених гостям: «Вы найдёте во мне самого горячего защитника наших интересов и привилегий». И барыня-невеста: «Он рождён повелевать, а его заставляли чему-то учиться в гимназии». А лакей уже подаёт, разливает шампанское. Пьют на прощание и бродячие актёры.

Эта комедия – из лучших у Островского, и сюжетом весьма отметна от других. Но – не удерживается автор: надо же послужить и общественному мнению, разъяснить. И Несчастливцев произносит прощальный разоблачительный монолог: «Брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор?.. Нет, мы благородные артисты, а комедианты – вы. Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили?» – И ещё новым голосом, самым возвышенным: «Люди, люди! Порождение крокодилов… О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!» – Юный жених: «Но позвольте, за эти слова можно вас и к ответу!» Кавалерист: «Да просто к становому. Мы все свидетели!» – Несчастливцев вынимает из-за пазухи «Разбойников» Шиллера : «Цензуровано. Смотри! Одобряется к представлению».

Примечание. Первые постановки комедии «Лес» – 1 ноября 1871 года в Александринском театре, 26 ноября – в Малом. «Лес» широко ставился на провинциальной и частной сцене. В советское время пьеса была чрезвычайно популярна, помимо множества постановок в крупных городах и республиканских столицах СССР ставилась в Праге, Берлине, Дрездене, Хельсинки, Осло, Милане, Стратфорде (Королевская шекспировская компания) и др. Много постановок осуществлено и в постсоветское время. Существует полнометражный фильм (1980, Ленфильм) и несколько фильмов-спектаклей: Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина (1953), Малый театр (1975, 2002), МХАТ им. А.П. Чехова (2004).

Александр Николаевич Островский

«Лес»

В усадьбе Раисы Павловны Гурмыжской, «очень богатой помещицы», к воспитаннице Аксюше пристаёт Буланов, «молодой человек, не доучившийся в гимназии». Аксюша уходит, и лакей Карп намекает Буланову: не обратить ли ему внимание на саму барыню.

В это время появляются сама Гурмыжская и вместе с ней «богатые соседи-помещики»: отставной кавалерист Бодаев и Милонов. Хозяйка рассказывает, что хочет сделать «три добрых дела разом» — выдать Аксюшу за Буланова и позаботиться о племяннике покойного мужа; его она не видела пятнадцать лет, и он её единственный родственник и законный наследник. Он шлёт ей небольшие подарки со всей России, но где он, что с ним — неизвестно.

Купец Восмибратов пришёл купить лес и сватать сына Петра за Аксюшу. Денег за уже купленный лес он, однако, «не захватил». Гурмыжская отказывает: «Уже есть жених, в доме живёт. Может быть, в городе говорят вздор какой-нибудь, так вы знайте: это жених». «Только отца в дураки ставишь. Погоди ж ты у меня!» — грозит сыну купец. Зато лес куплен с выгодой. На этот раз как бы случайно купец не оставляет и расписки. Отец с сыном уходят. Карп приводит Аксюшу и Улиту. Стараясь унизить Аксюшу, Раиса Павловна велит ей играть роль невесты Буланова: «мне так нужно». Но презрение, выказываемое Аксюшей Буланову, её бесит. Она выспрашивает про них Улиту, та ей угождает: «Она-то к нему очень ласкова, а он как будто так… …не желаю».

В лесу встречаются Петр и Аксюша. Они любят друг друга, но отец Петра не хочет и слышать о снохе без приданого. Они уходят. Появляются с разных сторон Счастливцев и Несчастливцев, два знакомых актёра: комик и трагик. Они встречаются случайно на пути один из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду. И теперь сообщают друг другу, что ни в Керчи, ни в Вологде труппы нет, играть негде. Оба идут пешком, без денег. В ранце Геннадия Демьяновича Несчастливцева «пара платья хорошего», «шляпа складная», ещё что-то и сломанный пистолет. У Аркадия Счастливцева все имущество — узелок на палке и «самое лёгкое» пальто, а в узелке «библиотека», «пьес тридцать», да бутафорские ордена. «И все ты это стяжал?» (в значении стащил, стянул). «И за грех не считаю: жалованье задерживают». Они мечтают о собственной труппе: «Вот если бы нам найти актрису драматическую, молодую, хорошую <…> Бросится женщина в омут головой от любви — вот актриса. Да чтоб я сам видел, а то не поверю. Вытащу из омута, тогда поверю. Ну, видно, идти». «Куда?» — спрашивает Аркадий. И читает надпись: «В усадьбу „Пеньки“ г-жи Гурмыжской». Они «медленно уходят».

Утром в саду имения Гурмыжская, кокетничая с Булановым, рассказывает ему сон, будто её племянник «приехал и убил тебя из пистолета при моих глазах». Она озабочена: «…И вдруг он явится! <…> Надо будет и ему дать какую-нибудь часть! И я должна буду отнять у того, кого люблю». Они решают лучше и не говорить о племяннике. Входит Карп и докладывает: самовар готов, а ночью «барин приехали». И со словами «Вот и не верь снам» Гурмыжская с Булановым уходят пить чай.

Входят актёры. Несчастливцев, «одетый очень прилично», решает Аркадия, который в «прежнем костюме», объявить здесь своим лакеем, а самого себя — офицером в отставке.

Приходят Восмибратов и Петр. Карп не желает докладывать о них барыне: «…Заняты с полковником. Племянник ихний приехал». «Полковник?» «Разумеется, полковник». Купцы уходят.

Буланов откровенничает с Несчастливцевым: «Маменька говорит, у меня ум не такой, не для ученья-с». «Какой же?» «Практический-с». «Ну, благодари творца, что хоть „какой-нибудь“ есть. А то часто бывает, что и никакого нет». «Да и это ничего-с. Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий; а то и без ума Можно прожить-с!» «Да ты, брат, молодец совсем!», — восклицает актёр, когда Буланов просит научить его карточным «вольтам», чтобы шулерствовать.

Поселили гостей в беседке. И когда Несчастливцев уходит туда с Булановым, Восмибратов тут же является к Гурмыжской и простейшим образом обманывает её, забрав расписку, недодав тысячу рублей и намекнув на неудачное сватовство. «Денной грабёж», — говорит Раиса Павловна и делится неприятностью с вошедшим Булановым. С ним Несчастливцев. Он на слова Гурмыжской: «Уж теперь нечего делать» по ремарке «с жаром» восклицает: «Как нечего? Воротить его! (Поднимая глаза к небу.) Что я с ним сделаю! Боже, что я с ним сделаю! <…> Аркашка, подай мои ордена!»

Приводят Восмибратова с сыном, и трагик пускает в ход самые громкие слова, чтоб изобразить грозного барина. Хозяйка пугается, купцы — не очень. Но в конце концов актёру удаётся задеть «честь» купца, и тот отдаёт деньги.

«Вот ваши деньги, получите», — говорит Несчастливцев Гурмыжской. («Отходит к стороне и стоит, скрести руки и спустя голову».) Гурмыжская благодарит и говорит, что должна ему «ровно такую сумму» (о чем речь шла ещё и до его прихода в усадьбу). Актёр отвечает: «Не верю», говорит цветистые фразы о деликатности, благородстве Гурмыжской и со слезами и словами: «Довольно милостей! Довольно ласк! Я сделаюсь идолопоклонником, я буду молиться на тебя!», — закрывает лицо руками и уходит. Возмущённый Аркадий прячется в кустах и наблюдает, как Гурмыжская, посмеиваясь над Несчастливцевым, отдаёт деньги Буланову.

И ночью в другой части сада хвалится Несчастливцеву: «Умный человек нигде не пропадёт». «Умный? Это ты про кого же?» «Про себя-с». «Ну, кто ж это тебе сказал, что ты умный? Ты, братец, не верь, тебя обманули». Но Аркадий собой вполне доволен: поужинал с барского стола, «сказал, что так приучен у вас», «сошёлся с ключницей и по такому случаю <…> занял у неё денег, да ещё у меня бутылка наливки в уголку подле кровати, будто вакса». А товарища порицает: «Вот вы говорите, что умны, а гимназист-то, видно, умнее: он здесь получше вашего роль-то играет». «Какая роль, братец? Ну, что он такое? Мальчишка, больше ничего». «Какая роль? Первый любовник-с». «Любовник? Чей?» «Тётеньки вашей! <…> Он-то любовника играет, а вы-то… простака!» Последние слова Аркадий говорит «из-за куста», спасаясь от всерьёз уже разъярённого трагика. Аркадий убегает, но дело сделано. «Он солгал, бесстыдно солгал», — начинает монолог трагик. И продолжает: «Но если моя благочестивая тётушка…», кончая так: «Посмеяться над чувством, над тёплыми слезами артиста! Нет, такой обиды не прощает Несчастливцев!»

Появляются Карп, Улита, затем Аркадий. Карп подтрунивает над УЛИТОЙ, явившейся, видимо, на свидание; сплетничает про разорительные романы барыни: он сам возил на почту деньги доктору-французу, топографу, какому-то итальянцу. Улита ахает, а оставшись с Аркадием, начинает изливать ему душу, жалуясь на зависимое положение. Аркадий боится Несчастливцева, который бродит по саду, и пробалтывается с досады Улите, что тот не офицер, сам он не слуга ему, оба — актёры «и оба пьяницы».

В сад приходят Петр и Аксинья. Восмибратов-отец опять час ругал сына, зато теперь согласен приданого взять две тысячи — но уж не меньше. Пара приходит к мысли просить денег «у братца, у Геннадия Демьяновича» — больше не у кого. Аксинья между тем начинает отчаиваться: «Все в воду тянет, <…> все на озеро поглядываю». Петр испуган, она его успокаивает, он уходит, и Аксинья внезапно встречается с Несчастливцевым. Он в некотором экстазе и актёрствует сам перед собой и Аксиньей: «Женщина, прекрасная женщина… Ты женщина или тень?.. А! я вижу, что ты женщина. А я желал бы в эту прекрасную ночь побеседовать с загробными жителями… Много тайн, много страданий унесли они с собой в могилу. Душа моя мрачна, мне живых не надо… Прочь!» «Братец, и я много страдала и страдаю». Живая, до конца открытая речь Аксюши вдруг попадает в тон аффектации Несчастливцева — он у Аксюши, видимо, вызывает полное доверие — а главное, у обоих свои несчастья. Они тут же и выясняются: на отчаянную просьбу о двух тысячах актёр может только ответить: «Прости меня, прости! Я бедней тебя <…> не тебе у меня денег просить, а ты мне не откажи в пятачке медном, когда я постучусь под твоим окном и попрошу похмелиться. Мне пятачок, пятачок! Вот кто я». Тут пафос трагика вполне отвечает реальности: Аксинья бежит к озеру. За ней Несчастливцев с криком: «Нет, нет, сестра! Тебе рано умирать!» Со словами: «Ну, убежал куда-то. УЖ не топиться ли? Вот бы хорошо-то. Туда ему и дорога…» — идёт в беседку Аркадий.

Собираясь, уходить, он сталкивается с товарищем и спасённой им девушкой. Трагик на пике душевного подъёма: все словно бы следует его тону, словам, декламациям: женщина от любви бросилась на его глазах в воду. И он убеждает Аксюшу идти в актрисы: буквально, вот сейчас в его труппу. Отчаявшаяся, полузавороженная, Аксюша как будто соглашается: «Хуже не будет. <…> Как вам угодно. Я готова на все». «У меня есть несколько ролей, я тебе почитаю. <…> В эту ночь я посвящаю тебя в актрисы. <…> Стой, беглец! Я великодушен, я тебя прощаю. Торжествуй, Аркашка! У нас есть актриса; мы с тобой объедем все театры и удивим всю Россию».

Они втроём уходят в беседку, их сменяют Раиса Павловна с УЛИТОЙ, та передаёт новости барыне; оборот событий её устраивает.

Улита приглашает Буланова и исчезает. Раиса Павловна напропалую кокетничает с Булановым, требуя, чтоб он угадал, что же она любит. А когда, услышав: «Тебя, дурак! тебя!», тот, бормоча: «Да-с <…> Давно бы вы-с… Вот так-то лучше, Раисынька! Давно бы ты…» лезет целоваться, отталкивает его: «Что ты, с ума сошёл? Пошёл прочь! Ты, неуч, негодяй, мальчишка!» и уходит. Буланов в ужасе. «Что я сдуру-то наделал! Завтра же меня… Отсюда <…> В три шеи! Виноват-с! <…> Пропал, пропал, пропал!»

Но Буланов не пропал. Наутро в зале он куражится над Карпом: «Я беспорядков в доме не потерплю! Я вам не Раиса Павловна…» Карп уходит с ехидно подчёркнутой покорностью. «Здравствуйте, господин Несчастливцев!» — приветствует актёра Буланов. «Ты знаешь, что я Несчастливцев?» «Знаю». «Я очень рад, братец. Значит, ты знаешь, с кем имеешь дело, и будешь вести себя осторожно и почтительно». Буланов явно побаивается актёра, а тот метко над ним издевается; но все-таки сейчас ему приходится уйти, раз такова воля хозяйки. УХОДЯ, он замечает случайно оставленную на столе денежную шкатулку.

Входит Гурмыжская. Буланов с ней на ты, он строит планы. На приданое Аксюше денег жаль. Раиса Павловна с Булановым в затруднении, и тут входит сама Аксюша. Буланова отсылают, и Гурмыжская затевает с Аксюшей о нем разговоры. Они приводят только к обмену колкостями не в пользу хозяйки, и в конце концов она признает, что ревнует Буланова к Аксюше. Когда Аксюша говорит, что сама решила уйти из Пеньков, Раиса Павловна почти умиляется. Аксюшу сменяет Несчастливцев, и очень решительно. «Они никаких резонов не слушают», — говорит Карп. Актёр его высылает: «Не пускай никого». Он в своём дорожном костюме. Отбирает колокольчик у барыни и кладёт пистолет возле шкатулки. «Не бойтесь, мы будем разговаривать очень мирно, даже любезно. Знаете что? Подарите мне её на память (шкатулку)». «Ах, нельзя, мой друг, тут важные бумаги, документы по имению». «Вы ошиблись, тут деньги». Так, попугивая, актёру удаётся уговорить Раису Павловну уделить ему деньги из шкатулки. В итоге Гурмыжская отдаёт тысячу, которую должна (в чем признается), и говорит, что «не сердится» — не то трагик грозит тут же застрелиться. Актёр заказывает тройку, предвкушает выгодные контракты, бенефисы. Аркадий в восторге. В доме собираются гости. Аксюша ищет Петра: попрощаться. Оказывается, последнее условие отца: «Хоть бы тысячу за тебя, дурака, дали». Аксюша бросается к трагику: «Попросите тётушку, <…> теперь только тысячу рублей нужно, только тысячу». «А что ж в актрисы-то, дитя моё? С твоим-то чувством…» «Братец… чувство… оно мне дома нужно». И актёр со словами «Дай мне хорошенько вдохновить себя…» идёт в столовую.

Входят Милонов, Бодаев, хозяйка с Булановым, и выясняется причина торжества: Гурмыжская выходит за Буланова замуж. Появляется Несчастливцев. В дверях Восмибратовы, Аксюша, Аркадий. «Тётушка, вы счастливы?» — спрашивает Несчастливцев и убеждает её сделать доброе дело — небольшой для себя суммой устроить и счастье племянницы: Гурмыжская отказывает. Буланов ей поддакивает. И актёр, к ужасу Аркадия, отдаёт деньги Аксюше. Их берет Восмибратов и пересчитывает. Аксюша горячо благодарит Несчастливцева. Милонов желает «поступок напечатать в газетах», а Бодаев приглашает к нему заходить, но на брудершафт с актёром выпить отказываются. «Вы, кажется, ехать собираетесь» — напоминает Буланов. «И в самом деле, брат Аркадий, <…> как мы попали в этот сыр-дремучий бор? Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец», — говорит трагик. «Комедианты», — пожимает плечами Раиса Павловна. «Комедианты? Нет, мы артисты, а комедианты — вы. <…> Что вы сделали? кого накормили? кого утешили? <…> Девушка бежит топиться, кто её толкает в воду? Тётка. Кто спасает? Актёр Несчастливцев. „Люди, люди! Порождение крокодилов!“» И актёр читает монолог Карла Моора из «Разбойников», заканчивая словами: «О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!» «Но позвольте, за эти слова можно вас и к ответу!» «Да просто к становому. Мы все свидетели!» — откликаются Милонов и Буланов.

«Меня? Ошибаешься. Цензуровано. Смотри: одобряется к представлению. Ах ты, злокачественный мужчина! Где же тебе со мной разговаривать! Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты — как подьячий. Ну, довольно. В дорогу, Аркашка. <…> Послушай, Карп! Если приедет тройка, ты вороти её, братец, в город, и скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ! (Подаёт руку Счастливцеву и медленно удаляется.)»

У богатой помещицы Раисы Павловны Гурмыжской есть воспитанница Аксюша, к которой неравнодушен Буланов. Это молодой человек, не доучившийся в гимназии, но лакей Карп намёками предлагает ему обратить внимание на богатую барыню. На её усадьбе появляются богатые помещики: отставной кавалерист Бодаев и Милонов, с которыми она делится своим секретом. Есть у неё единственный племянник, которого она не видела пятнадцать лет и он наследник, а ещё надо выдать Аксюшу за Буланова.

Подходит купец Восмибратов, желающий купить лес, а также сосватать сына Петра за Аксюшу, но подзабыл захватить денег, за купленный им лес. Помещица ему отказывает и говорит, что жених уже есть. Подходят Улита с Аксюшей. Гурмыжская, унижая, заставляет воспитанницу притвориться невестой Буланова. Девушка с презрением отзывается о Буланове, а это злит барыню.

Аксюша и Пётр любят друг друга, однако отец Петра не хочет сноху без приданого.

Возле усадьбы неожиданно появляются два знакомых актёра: Геннадий Демьянович Несчастливцев и Аркадий Счастливцев, которые случайно встречаются на пути друг с другом, и которые мечтают о собственной труппе, хотя играть негде, да и денег тоже нет. Они думают, куда им идти, а Аркадий заметил надпись» усадьба Пеньки» помещицы Гурмыжской и направились туда.

Наступило утро. В саду своего имения Гурмыжская, кокетничая с Булановым, пьёт чай. Вдруг входит Карп и говорит, что приехал барин ночью. Входят актёры, заранее решив Аркадия представить как лакея, а Геннадия Демьяновича - офицера в отставке. Подходят Восмибратов с Петром, но Карп говорит, что приехал племянник и они заняты. Купец уходит.

Гостей селят в беседке. Аркадий доволен собой, так как ужинал с барского стола и занял у ключницы денег. Появляются Карп, Улита и Аркадий. Карп делится, изливая свою душу Аркадию, жалуясь на зависимое положение. Аркадий признаётся Улите, что они простые актёры и оба пьяницы. В сад приходят Пётр с Аксиньей. Они думают о том, чтобы занять денег у Геннадия Демьяновича. На отчаянную просьбу о двух тысячах, актёр отказывает. Аксинья бежит к озеру, а он за ней. Аркадий заходит в беседку, сталкиваясь со своим товарищем и спасённой девушкой. Несчастливцев рассказывает, как девушка чуть не утонула от любви, предлагает ей идти в актрисы в его труппу. Уже втроём они уходят в беседку.

Раиса Павловна кокетничает с Булановым, а он думает, что она влюблена в него и признаётся в любви. Аксюша решает уйти из Пеньков, сообщив об этом Гурмыжской.

Входит Несчастливцев в своём дорожном костюме. Любезно, успокаивая барыню, просит шкатулку на память, в противном случае, он застрелится. Обманом, ему удаётся получить тысячу рублей. В доме собираются гости. Входит Миланов, Бодаев и Гурмыжская с Булановым. Хозяйка выходит замуж за Буланова. Несчастливцев заметил, что обстоятельства поменялись, и отдаёт деньги Аксюше, а она передаёт их Восмибратову, который тщательно пересчитывает сумму. Милонов желает запечатлеть в газете о добром поступке. Несчастливцев упрекает барыню в злодействе и жадности, потому как молодая девушка решила утопиться от горького житья у своих родных.

Сочинения

\"Театр в театре" в комедии А. Н. Островского "Лес" ЗНАЧЕНИЕ РЕМАРКИ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ЛЕС" РОЛЬ РЕМАРОК В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО "ЛЕС" Роль ремарок в одном из произведений русской драматургии XIX века ("Лес")

Действие начинается в усадьбе богатой помещицы Раисы Павловны Гурмыжской. Молодой человек по фамилии Буланов, который никак не может доучиться в гимназии, пристает к воспитаннице помещицы Аксюше. После ухода Аксюши, лакей Карп рекомендует Буланову обратить внимание на саму хозяйку усадьбы. В это время домой возвращается сама Гурмыжская. Ее сопровождают два богатых соседи - отставные кавалеристы Милонов и Бодаев. Раиса Павловна сообщает им, что хочет в ближайшее время совершить несколько благородных дел одновременно - выдать свою воспитанницу за Буланова, а также позаботиться о своем исчезнувшем племяннике, который шлет ей подарки со всей Росси. Его она не видела уже 15 лет.
К ним присоединяется купец Восмибратов. Он хочет купить у Гурмыжской лес и женить своего сына Петра на Аксюше. Как обычно, денег за лес с собой он не взял. Гурмыжская отказывает ему в выдаче воспитанницы замуж за Петра, так как у нее уже есть жених. Несмотря на насмешки в городе, она намерена их поженить. Купец бранит своего сына, которого приволок с собой, однако уходит, так как лес куплен с выгодой - Гурмыжская даже не потребовала с него расписки. После ухода купца со своим сыном, Карп приводит в комнату Аксюшу и Улиту. Раиса Павловна пытается всячески унизить свою воспитанницу, требуя от нее сыграть роль невесты Буланова. Однако та с презрением отказывается. Это очень злит Гурмыжскую, она расспрашивает об их отношениях у Улиты, и та врет, говоря, что они достаточно близки друг к другу.
В лесу тайно встречаются Аксюша и Петр. Оказывается, что они очень любят друг друга, но отец Петра против этой свадьбы. А после покупки им леса об их отношениях он и слышать не хочет. Внезапно с двух сторон появляются два актера - Счастливцев и Несчастливцев. Оба являются безработными, поэтому не имеют при себе никаких денег. Они мечтают о собственной труппе, но не знают, как ее организовать. Видя табличку, которая указывает путь к усадьбе Гурмыжской, они решают идти туда.
Утро в саду Гурмыжской. Хозяйка пытается кокетничать с Булановым, рассказывая ему о своем сне, в котором приехал ее племянник и застрелил Буланову со своего пистолета. Оба решают, что о племяннике лучше не говорить, так как он может внезапно объявиться. В этот момент заходит Карп, который сообщает, что чай готов, а также то, что ночью приехал барин. Гурмыжская решает, что приехал ее племянник. Она с Булановым уходит пить чай. Появляются актеры, Аркадий Несчастливцев решает выдать себя за племянника хозяйки - полковника в отставке, а Счастливцева - своим лакеем. Прибывшим Восмибратову со своим сыном Карп сообщает, что не будет докладывать о них, так как хозяйка целиком занята своим племянником-полковником. Буланов жалуется, что Гурмыжская его не любит и просит Несчастливцева научить его карточным играм.
Буланов уходит с Несчастливцевым в беседку, куда поселили гостей. В этот момент Восмибратов бесцеремонно заваливается в комнату к Раисе Павловне, отбирает у нее расписку, да еще и в придачу обманывает на тысячу рублей. Гурмыжская начинает кричать и возмущаться. На шум прибегают Буланов и Несчастливцев. «Полковник» угрожает купцу физической расправой, требуя своего лакея подать ему ордена. Артист начинает пускать в ход самые грозные слова, чем очень пугает хозяйку. Однако купец с Петром не слишком напуганы. Тем не менее, Несчастливцеву, в конце концов, удалось задеть честь Восмибратова, и тот возвращает украденную тысячу Гурмыжской.
Раиса Павловна говорит, что отдаст эти деньги Несчастливцеву, однако тот категорически отказывается, при этом выдавая несколько дежурных высокопарных фраз о деликатности и чести и уходит. Позже Аркадий с возмущением наблюдает из-за кустов, как Гурмыжская отдает эти деньги Буланову, при этом еще и посмеиваясь над полковником. Вечером два артиста ссорятся между собой, так как считают, что их обманули. Ссора заканчивается мирно, и Несчастливцев обещает отомстить своей «тетушке».
На сцене появляются лакей Карп в сопровождении Улиты. Он смеется над ней, так как она пришла на свидание. Также он рассказывает ей, что Гурмыжская любит многочисленные романы, вот только почти все любовники хотят от нее только денег. По его словам, он не раз возил на почту деньги для каких-то итальянцев и французов. Во время диалога к ним присоединяется Аркадий. Он начал страшно бояться Несчастливцева, а потому признается Улите, что они вовсе не полковник и лакей, а два безработных артиста, к тому же пьяницы.
В сад приходят влюбленные - Петр и Аксюша. После нескольких часов беспрерывного крика, Восмибратов все-таки согласился, чтобы его сын женился на ней, однако потребовал приданное в размере двух тысяч. Так как таких денег у Аксюши нет, они решили попросить их взаймы у благородного полковника. Аксюша также сообщает Петру, что ее настойчиво тянет к озеру. Боясь, что она может с собой что-то сделать, Петр обещает ей, что все наладится и уходит. Появляется Несчастливцев и ведет себя довольно странно. Однако Аксюша понимает его, так как у них есть нечто общее - например несчастье. Она начинает жалостливо просит его одолжить две тысячи рублей, однако Несчастливцев говорит, что он беднее даже ее. В качестве доказательств он приводит пример, как иногда просит милостыню, чтобы похмелиться. Пораженная Аксюша, понимая всю безысходность ситуации, решает утопиться в озере. За стремительно сорвавшейся с места Аксюшей спешит Несчастливцев, уговаривая ее остановиться. Шум на берегу озера слышит Аркадий и мечтает, чтобы это Несчастливцев решил утопиться.
Однако в этот момент он сталкивается со своим товарищем, который держит на руках спасенную им Аксюшу. Он уверен, что она играла роль, когда бросилась в воду, а потому ту же предлагает ей вступить в его труппу. Аксюша согласна на все, лишь бы выбраться из этой пучины несчастий. После этого они уходят в беседку.
Появляются Гурмыжская с Улитой, которая сообщает ей все последние новости. Та довольна и велит позвать Буланова. После выполнения поручения Улита уходит, оставляя хозяйку наедине с Булановым. Раиса Павловна снова начинает бесцеремонно кокетничать с молодым человеком. Она просит его угадать, что же она любит, но Буланов никак не может догадаться. Наконец она говорит, что его, и в этот момент Буланов зачем то лезет к ней целоваться. Шокированная бестактностью Буланова, Гурмыжская его отвергает. Буланов, понимая, что это ему не простят, корит себя за несдержанность.
Однако на утро ничего с ним не случилось. Понимая это как молчаливое согласие хозяйки, Буланов начинает вести себя развязно и ко всем приставать. Он куражится над Карпом, который ехидно изображает покорность. Приходит Несчастливцев, и Буланов называет его по фамилии. Понимая, что он раскрыт, Несчастливцев в шутливой форме, но все же серьезно предупреждает Буланова, чтобы он молчал. Тот откровенно боится актера, а потому соглашается. Артист уходит и перед уходом видит на столе шкатулку для денег.
Выходит Гурмыжская. Она пока не решила, как себя вести с Булановым, однако тот уже с ней на ты, и строит далеко идущие планы. Гурмыжская зовет к себе Аксюшу и в ходе разговора выясняется, что она ревнует Буланова к Аксюше, хотя та уверяет, что любит Петра. Раиса Павловна очень довольна, что Аксюша решила уехать вместе с актерами. Она отпускает Аксюшу и в этот момент к ней заходит Несчастливцев, которого никак не мог задержать Карп. Несчастливцев бесцеремонно проходит по кабинету к хозяйке и кладет на стол пистолет и шкатулку. После сообщает Раисе Павловне, что покидает ее дом, однако хочет напоследок получить от нее подарок в виде этой шкатулки. Гурмыжская сначала отказывается, так как в шкатулке находятся, по ее словам, драгоценные бумаги. Однако артист говорит, что там деньги и угрожает ей, что тут же застрелится, если не получит эту шкатулку. Гурмыжской ничего не остается, как согласиться, и она отдает тысячу, которая была в шкатулке.
Несчастливцев заказывает тройку и вместе с Аркадием предвкушают успех. В это время Аксюша ищет Петра, чтобы попрощаться. Петр говорит ей, что отец согласился на их свадьбу, если у нее будет тысяча. Аксюша бросается к актерам и умоляет их отдать ей эти деньги. Несчастливцев, расстроенный тем, что Аксюша передумала становиться актрисой, обещает подумать, но сначала ему нужно вдохновиться в столовой.
В доме собираются все действующие лица. Гурмыжская объявляет им, что она выходит замуж за Буланова. Несчастливцев пытается убедить ее устроить праздник и своей воспитаннице, дав ей тысячу рублей. Однако Раиса Павловна отказывается, в чем ее горячо поддерживает Буланов. Тогда на глазах у изумленного Аркадия, Несчастливцев отдает свои деньги Аксюше, а та, в свою очередь - Восмибратову. Тот пересчитывает и остается довольным.
Аксюша не знает, как отблагодарить Несчастливцева, а Милонов желает напечатать об этом случае в газете. Напоследок Несчастливцев упрекает всех собравшихся в доме в бесчеловечности, читая длинный монолог, после чего они с Аркадием с достоинством удаляются.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Лес». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.