Морская практика для новичков. Яхтенные термины. Дельные вещи – что это? Чаще всего троса, которые нужны для управления парусами

Как правило, при постройке яхты или швертбота особое внимание новички в яхтинге уделяют корпусу, мачте, а также прочим архиважным по их мнению деталям. А вот о незаметных с первого взгляда и небольших элементах судна задумываются чаще всего тогда, когда строительство закончено. Или вообще после того, как яхта была спущена на воду и произошёл тестовый заплыв.

Где используются

Однако эти скромные детали, невзирая на их размер, составляют существенную часть яхты. Их называют словосочетанием «дельные вещи». Название берет свое начало в жаргоне нидерландских моряков. Следует заметить, что ни одно морское судно без дельных вещей не обходится. В основном, зависимо от того, за какие задачи они отвечают, эти детали стоит делить на предназначенные для закрепления, а также настраивания такелажа стоячего и применяемых в целях крепежа элементов бегучего. Помимо того они нужны для буксировки и швартовки.

Чтобы закрепить снастевые элементы в бегучем такелаже, необходимы:

Утка. Она имеет вид стойки о двух рогах (она может быть как деревянной, так и металлической). За неё закладывается снасть для паруса . Она делается с роульсом, если есть необходимость перетягивания снасти паруса непосредственно через неё.

Кофель-нагель. Может быть сделана из тех же материалов. Представляет собой стержень, который вставляется в соответствующую планку, либо кольцо, которое расположено вокруг мачты и называется кофель-бугелем. Используется как замена утки, если приходится закреплять несколько концов снасть для подъема и спуска парусов.

Кнехт. Эта деталь необходима, чтобы закладывать швартовые концы.

Битенг. Основательная стойка, что идёт по палубе и закрепляется у киля. Нужна, чтобы закреплять швартовые и концы буксира.

Стопор, разнообразные зажимы.

Обух. Это болт, имеющий головку в виде кольца, проводится он сквозь палубу в целях закрепления коренных концов или блоков.

Для проведения бегучего такелажа нужны:

Разнообразные блоки.

Кипы-оковки. Они имеют отверстия с окантовкой, в которые пропускают шкоты. Как правило, они передвигаются при помощи рельс, а ещё порой кипу заменяет блок.

Роульс. Это шкив небольшого размера. Он задаёт направление движения тяги шкотов, либо иных снастей. Как правило, их устанавливают на полуклюзах. Также возможна установка на утке.

Погон. Это рельс, а также гнутые определённым образом прутки, на коих, посредством ползунков, двигаются блоки шкотов.

Элементы, которые соединяют детали такелажа друг с другом и присоединяют его к парусам:

Мочки, которые также именуют скобами.

Крюки, другое название - гаки. Если за счёт своего крепления гак можно вращать вокруг оси, то он носит название вертлюжного.

Храпцы. Это приспособление с захватом, что крепко держит, испытывает влияние тяги и может легко раздаться, если к нему не прикладывают усилий.

Выбирание обоих видов такелажа:

Тут потребуется шкотовая и фаловая лебёдка, талрепы, а также натяжки бакштагов.

Детали из металла, которые нужны, дабы осуществлять прикрепление в области корпуса или рангоута, а также краспиц - оковки.

Якорное устройство
К этой области, помимо самого якоря и прикреплённого к нему каната либо цепи, относятся также клюзы. Этим словом обозначаются отверстия, которые могут быть как в борту, так и непосредственно на палубе.

Также есть полуклюзы. Это планки из металла, сверху открытые, сквозь них идёт канат, который нужен для якоря или швартов. Они позволяют уберечь борт от возможных повреждений тросом или цепью. Кроме того, должно быть устройство, которое поднимает якорь и стопорить якорные канат или цепь. Дабы облегчить выбирание последнего, нужны вороты - шпили. У ручного типа есть барабан, ось в котором вертикальная. Привести его в движение можно рычагом, что находится вверху шпиля, а также при помощи вымбовок, либо прибегая к шестерёнчатой передаче. Конструкция барабана - храповая, отменяющая вращение барабана в сторону, которая обратна выбиранию. В случае барабана с осью, расположенной горизонтально, ворот именуют брашпилем. У него либо заменяющего его шпиля есть стопор, который удерживает цепь якоря, если с ней ведётся работа, в момент отдачи якоря. Такие элементы используются на яхтах, где вес якоря не позволяет управлять им вручную.

Чтобы мачта не упала

Юферс - особенный тип блоков, отсутствуют шкивы, есть три отверстия, а также кип по окружности. Используют в талях, чтобы обтянуть фордуны и ванты.

Штаг-юферс, либо штаг-блок - шайба, имеющая одно отверстие размером побольше посередине и три кипа с небольшой глубиной для проведения троса. Нужна для того чтобы обеспечить тягу ватер-штага и штага.

Вант-клотнями называют деревянные кружки, имеющие от одного до трёх отверстий, а по окружности находится кип. Крепится на ванте внизу, чтобы проводить бегучий такелаж.

Коуши - кольца из металла, кип по окружности. В форме круга используются с тросами из растительных материалов, продолговатого вида, либо в виде копий - с тросами из металла. Их фиксируют в блочных стропах, а также в кренгельсы, дабы уменьшить трение, получающееся, когда трос проходит через скобу.

Конечно же, перечисленные детали — не все дельные вещи, которые используются на судах в наше время. Выше приведён базовый список элементов, которые будут интересны и полезны новичкам в яхтинге.

1.7. Парусное вооружение шестивесельного яла

Шестивесельный ял имеет одномачтовое рейковое разрезное парусное вооружение, основными частями которого являются рангоут - мачта и реек, паруса - фок и кливер, стоячий такелаж - снасти для поддержания рангоута, бегучий такелаж - снасти для подъема и управления парусами (рис. 19).

Фок-мачта , клеенная из сосны или ели, длиной 5,5 м служит опорой для парусов (рис. 20). Нижний четырехгранный конец мачты - шпор для прочности обшит металлической оковкой . Мачта шпором ставится в степс и крепится наметкой к банке. Для лучшего соединения со степсом шпор имеет желоб, в который входит штырь степса. Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты (100 мм)-в районе наметки. В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса. На верхний конец мачты - топ в уровень с ее срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фока-фала.

Ванты (пеньковый трос окружностью 50 мм или стальной трос 0 4-6 мм) крепят мачту. В оба конца вант вплеснены коуш и - металлические кольца с желобками.

Рис. 19. Парусное вооружение шестивесельного яла:
1 - слаблинь; 2 - третная стропка; 3 - ракс-бугель; 4 - бугель; 5 - топ; 6 - фал; 7 - шкала; 8 - полубензель; 9 - реек; 10 - Военно-морской флаг; 11 - флюгарка; 12 - ван- тина; 13 - фок (парус); 14 - боуты; 15 - кренгельсы; 16 - фока-шкот; 17 - риф-банты; 18 - коуш; 19 - тросовый талреп; 20 - кливер-шкот; 21 - степс; 22 - оковка; 23 - бугель с галсовым гаком; 24 - фока-галс; 25 - кливер-галс; 26 - банты; 27 - риф-штерты; 28 - коуш; 29 - кливер; 30 - ликтрос; 31 мачта; 32 - люверс


Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты - концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.


Рис. 20. Мачта:
1 - гоп мачты; 2 - бугель с обухами для крепления верхних концов вант; 3 - вантйна; 4 - шкив для фала; 5 - ракс-бугель; 6 - бугель с гаком для крепления фока-галса; 7 - шпор мачты в оковке; 8- коуш; 9 - крепление штерта к вант-путенсу (талрепный узел); 10 - вант-путенс


Фока - фал (растительный трос окружностью 40 мм) служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.

Ракс-бугель (рис. 19 и 22) - металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей. Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.

Рис. 21. Реек:
1 - реек; 2 - шкала; 3 - третная стропка; 4 - полубензели; 5 - зарубка на ноке рейка


Реек (рис. 21) изготовляется из сосны или ели длиной 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками . Ноки имеют зарубки, с помощью которых полубензелями растягивается верхняя шкаторина. паруса. Для прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой . Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка для соединения рейка с ракс-бугелем. Она изготовляется из стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.

Парус изготовляют из лучших сортов парусины, имеющей водоупорную пропитку. Разрезной парус состоит из двух парусов - фока и кливера площадью 14,6 и 5,8 м 2 (рис. 19). Паруса сшиты из отдельных полотнищ двойным швом. Передняя, задняя, верхняя и нижняя кромки парусов, называемые шкаторинами , окантованы тросом пологого спуска - ликтросом . Ликтрос пришивается к лицевой стороне паруса целым концом и имеет один сплесень, располагаемый в месте, где парус испытывает наименьшее напряжение - вверху. Углы парусов испытывают наибольшее натяжение, поэтому дополнительно укреплены кусками парусины - бантами и полосами из парусины - боутами , нашитыми с двух сторон паруса.

Верхние передний угол фока и задний угол кливера называются бензельными . Верхний передний угол кливера называется передним нок-бензельным углом, задний угол фока - задним нок-бензельным углом . Передние нижние углы фока и кливера называются галсовыми , задние - шкотовыми .


Рис. 22. Устройство для подъема разрезного фока: 1- ликтрос; 2 - слаблинь; 3 - третная стропка; 4 - ракс-бугель; 5 - фал; 6 - полубензель


По всей длине верхней шкаторины фока и кливера пробиты отверстия - люверсы, по краям обметанные ниткой или окованные латунью. Через люверсы верхних углов паруса вяжутся полубензели, которыми парус растягивается по рейку; через остальные люверсы продет слаблинь, прихватывающий парус к рейку по всей длине верхней шкаторины (рис. 22).

В нижней части паруса параллельно нижней шкаторине пробиты у фока два ряда, а у кливера один ряд люверсов, через которые пропущены короткие (до 60 см) отрезки линя - риф-штерты для уменьшения площади парусов в свежую погоду. Риф-штерты крепятся к парусу с помощью узлов, завязанных на риф-штертах с обеих сторон паруса вплотную к нему (рис. 23). В районе люверсов с обеих сторон паруса нашиты риф - банты.

К шкаторине заднего нок-бензельного угла фока пришит Военно-морской флаг, а ниже - флюгарка размером 30 X Х50 См. Поверх бантов к заднему нок-бензельному углу с обеих сторон цришиты четырехугольники парусины размером 30x30 см с цифровым позывным (номером) шлюпки черного цвета.

Все нижние углы паруса для крепления галсов и шкотов имеют кренгельсы - петли из троса, в которые введены металлические оцинкованные круглые коуши, предохраняющие кренгельсы от перетирания (рис. 24).


Рис. 23. Закрепление
риф-штертов: 1 - парус; 2 - риф-бант; 3 - узел; 4 - риф-штерт


Кренгельсы на уровне риф-штертов служат для переноса галсов и шкотов при взятии рифов.


Рис. 24. Крепление кренгельса к парусу:
1 - ликтрос; 2 - бант; 3 - полотнище; 4 - люверс; 5 - кренгельс; 6 - коуш; 7 - обшивка ликтроса (хлопчатобумажные нитки)


Галсы (растительные тросы окружностью 25 мм и длиной 125 см) обтягивают и крепят галсовые углы паруса. Галс фока называется фока-галсом , галс кливера - кливер-галсом .

Шкоты (тросы окружностью 30 мм) служат для управления парусами. Они крепятся серединой к кренгельсам шкотовых углов и в зависимости от паруса называются фока-шкотами или кливер-шкотами . Фока-шкоты имеют длину 15 м, кливер-шкоты - 9 м.


Рис. 25. Рангоутный чехол: 1 - люверсы; 2 - сшитая часть чехла; 3 - петли (стропки)


Рангоутный чехол (рис. 25) выкраивается из парусины в виде прямоугольника, большая сторона которого на 25 см длиннее рейка. Со стороны, обращенной к корме шлюпки, чехол на 7з длины сшит. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.

Для быстрой расшнуровки удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Чехол шнуруется одновременно с обоих концов.

В рангоутном чехле хранится парус с рейком, галсами и шкотами.

Чтобы не пачкать парусину, все снасти шлюпочного такелажа делают из бельного пенькового или сизальского троса. На концы снастей накладывают марки. Для уменьшения растягивания снастей трос, из которого выделываются снасти, предварительно вытягивают.

Концы снастей, которые вплесниваются в коуши или пропускаются через блоки, делают тоньше (с них удаляют часть каболок в каждой пряди). Все стальные стропки и части снастей, в которые введены коуши и блоки, обшивают юфтовой кожей.

Вперед
Оглавление
Назад

снасть удерживающая парус

Альтернативные описания

Положение судна, идущего под парусом, относительно ветра

Курс, положение судна относительно ветра

Линия пути корабля от поворота до поворота

Положение парусного судна относительно ветра

Путь от поворота до поворота

Отрезок пути корабля (судна) от поворота до поворота при плавании переменными курсами

Снасть бегучего такелажа парусного корабля (судна)

Российский искусственный спутник

Курс судна относительно ветра

Курс против ветра

Бортом к ветру

Курс корабля бортом к ветру

Курс судна по ветру

Курс судна бортом к ветру

Курс относительно ветра

Линия пути корабля

Лавировка

Курс судна согласно ветру

Курс судна

Курс по ветру

Ветренное изменение курса

Отрезок пути при лавировке

Курс судна относит. ветра

Курс согласно ветру

Бортом к верху

Курс с учетом ветра

. «ветреный» курс судна

Курс корабля

Курс судна относительно ветра

Положение судна относительно ветра

Отрезок пути корабля от поворота до поворота

. "ветреный" курс судна

Курс парусника

Курс поперек ветра

М. морск. веревка, снасть, натягивающая нижний наветренный угол нижних и косых парусов: подветренная называется шкот. На Волге, галс наз. становая, шкот отпускная. Так как галс натягивается (садится) снаветра, то слово это, с прибавкой: правый, левый, обозначает также с которой стороны ветер, при крутом ходе (см. беть, бейдевинд); идти правым галсом, по левую сторону от (против) ветра, который и будет дуть справа. Название снасти галсу дается по парусу: грота-галс, фока-галс и пр. Шкот тянут, а галс садят. Галсовый, до галса относящийся. Галс-клямпа ж. морск. скважина в борте, где проходить галс. Галс-тали ж. мн. тали, блоки с основой, для садки галса при свежем ветре

Трос нижнего паруса

Ветреное изменение курса