Написать эссе по литературе цветы как люди. Сочинение-рассуждение на тему: "Цветы". Прекрасный язык цветов

ЕГЭ по литературе, как правило, выбирают будущие филологи, лингвисты, учителя русского языка и литературы. Получить за него высокий балл довольно сложно. Основная трудность связана с подготовкой к экзамену. Нужно знать, как писать эссе, требования к его структуре и оформлению, а также критерии оценки текста.

Как писать эссе по литературе - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

Экзамен по литературе состоит из двух частей. Первая часть содержит вопросы, на которые нужно дать краткий или развёрнутый ответ. Вторая часть содержит 4 задания. Нужно выбрать одно из них и написать на эту тему сочинение-эссе. Важно дать понятный и обоснованный ответ на вопрос. При этом не нужно пересказывать всё произведение или отвлекаться на посторонние вопросы.

Темы заранее не известны. Но они относятся к трём блокам:

  1. Древнерусская литература и литература XVIII - первой половины XIX веков.
  2. Литература второй половины XIX века.
  3. Литературные произведения конца XIX - начала XXI века.

Чтобы развёрнуто и уверенно ответить на все вопросы и написать эссе, нужно обладать хорошими знаниями

Желательный объём - от 200 слов (включая служебные). Если слов менее 150, сочинение не принимается (за него ставится 0 баллов). Но важен не только объём, но и содержание, а также структура эссе. Они оцениваются по определённым критериям, от которых зависит итоговая оценка.

Структура и содержание

Структура должна быть понятной и простой. Эссе для ЕГЭ, как и другие виды сочинений, состоит из трёх частей:

  • введение;
  • основная часть;
  • заключение.

Во введении обозначается основная проблема или вопрос сочинения. Желательно написать об авторе или истории создания произведения, чтобы был более понятен контекст.

Можно привести цитату литературного критика, касающуюся произведения или темы эссе. Но делать это нужно только в том случае, если помните цитату дословно и не сделаете ошибок в фамилии, имени и отчестве критика. Если есть какие-то сомнения, от цитирования лучше отказаться. Важно и правильно оформить цитату.

Начинать мини-сочинение можно, например, такими словами:

  • «Полагаю, многих интересует эта тема…»;
  • «С… (проблемой) сталкивался, пожалуй, любой человек. Но… (основной вопрос сочинения)? Именно этот вопрос раскрывается в произведении…»;
  • «Проблема… волнует многих. И… (ФИО автора) не обошёл её своим».

Сочинение сначала лучше написать на черновике, внимательно проверить и перенести в чистовик

Вторая часть, как правило, самая объёмная. Её также необходимо строить по определённому плану. Сначала пишется тезис - это ответ на выбранный вопрос. Он может быть связан с проблемой поиска жизненной цели, важного выбора, проблему предательства или трусости и т. п. После него следует комментарий, из которого должно быть понятно, почему автор затрагивает данную тему. Ему не нужно уделять особого внимания, достаточно двух предложений.

Затем излагается позиция автора по этому вопросу. Её можно подкрепить цитатой из произведения. После этого выскажите собственное мнение. Оно должно быть выражено не расплывчато, а точно и конкретно. Свою позицию нужно аргументировать. Для этого подойдут:

  • анализ основной проблемы произведения;
  • цитаты с комментариями;
  • интерпретация содержания и т. п.

Необходимо привести два аргумента. Первый из них обязательно должен быть связан с примером из русской литературы. Во втором может затрагиваться жизненный опыт, зарубежная литература, художественный фильм, примеры из истории и т. п.

При описании и анализе необходимо использовать литературные и исторические термины. К литературной терминологии относятся такие слова как «сюжет», «конфликт», «развязка» и другие.

Здесь пригодятся такие шаблоны:

  • «Проблема, поднятая автором в этом произведении, очень важна (актуальна) … Точка зрения автора состоит в том, что… Эта позиция подтверждается такими словами: … (цитата из произведения)»;
  • «Не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, …».
  • «В произведении показана мысль … Это подтверждается такими эпизодами … Герой сталкивается с …»;
  • «Мне близка позиция автора … Эта тема находит отражение и в других произведениях искусства. Например, …».

В последней части подводится общий итог, снова высказывается основная мысль эссе. В сочинении она высказывается трижды: во введении, основной части и заключении. Но их необходимо сформулировать разными словами. Кроме того, различается и характер формулировок. Первый раз проблема обозначается в вопросительном ключе, второй раз - подробно и утвердительно. А в завершение - тоже утвердительно, но более сжато.

Пригодятся, например, подобные формулировки:

  • «В заключение хотелось бы сказать …»;
  • «Таким образом, из этого можно сделать вывод …»;
  • «После знакомства с произведением понимаешь …».

Как оформить

Лучше сначала записать эссе на черновике, проверить и при необходимости исправить или дополнить. И только после этого переписать на чистовик, соблюдая требования по оформлению.

План сочинения в этом случае не пишется, начинать писать нужно сразу с введения. Если у мини-сочинения есть эпиграф, он пишется в правой части листа и без кавычек. Ниже подписывается фамилия и инициалы автора высказывания.

Текст должен быть разбит на абзацы, каждый из которых выражает отдельную мысль. Сплошной текст читается и воспринимается хуже, поэтому не получит высокую оценку. Естественно, каждая часть эссе также начинается с красной строки.

Одно из требований к работе - правильное оформление

Поскольку для аргументации приводятся цитаты, напомним основные правила их оформления.

Они такие же, как и у предложений с прямой речью. В зависимости от взаимного расположения самой цитаты и указания авторства, выделяется несколько вариантов.

В первом из них сначала указывается, кем сказаны эти слова. Затем ставятся двоеточие и кавычки. С большой буквы пишется высказывание. После этого закрываются кавычки, и только после них ставится точка. Если авторский текст завершается вопросительным или восклицательным знаком, они ставятся внутри кавычек.

Иногда указание на авторство размещается после или в середине цитаты. Тогда она пишется в кавычках и с большой буквы. После кавычек ставится запятая и тире. Затем с маленькой буквы пишутся слова о том, кому принадлежит высказывание. Если оно продолжается, ставится запятая и цитата дописывается, а кавычки ставятся после всего текста.

Если цитата большая, её можно сократить. Тогда вместо пропущенных слов ставится многоточие. Если с него начинается предложение, первое слово пишется с маленькой буквы.

Эти правила относятся к прозе, а стихотворный текст цитируется иначе. Каждая строка, включая первую, пишется с нового абзаца. Старайтесь размещать стихотворение в центральной части страницы. Кавычки в этом случае не нужны.

Фразы-клише

Стандартные формулировки довольно полезны при работе над сочинением. Они остаются в памяти даже при волнении на экзамене. Фразы-клише помогают правильно структурировать текст, задают тон общему стилю повествования. Кроме того, они хорошо воспринимаются проверяющими.

Также подойдут афоризмы, известные пословицы и небольшие по объёму цитаты. Но их нужно использовать умеренно и гармонично вписывать в текст эссе.

Некоторые из клише приведены в качестве примеров при описании структуры эссе. Рассмотрим и другие, для удобства они разбиты на группы.

Формулировка проблемы

  • Что такое … ? В чём заключается … ? Эти вопросы рассматривает в … (произведении) автор;
  • Автора глубоко волнует тема (вопрос) …;
  • Автор затрагивает важную тему: …;
  • Произведение посвящено одной из важнейших проблем: …;
  • Что значит … ? Как поступить, если … ? Зачем … ? Подобными вопросами хотя бы раз в жизни задаётся любой человек. Автор рассмотрел этот вопрос в произведении …;
  • Эта тема волнует многих …;
  • Для большинства актуален вопрос …;
  • Во все времена актуальна проблема …

Выражение позиции автора

  • Авторская позиция по данному вопросу такова: …;
  • Позиция автора выражена им довольно ясно. Основная идея заключается в том, что …;
  • Автор полагает (считает), что …;
  • Суть позиции автора заключается в следующем: …;
  • Автор обращает наше внимание на то, что …;
  • Автор выражает мысль, что …;
  • Автор раскрывает проблему, связанную с …

Выражение собственной позиции

  • Трудно не согласиться с автором...;
  • Моя точка зрения по этом вопросу сходна с авторской...;
  • Не могу полностью согласиться с автором...;
  • Придерживаюсь того же мнения, что и автор...;
  • Я (не) согласен с автором в том, что …;
  • Невозможно не согласиться с доводами автора о том, что …;
  • Мне близка позиция …;
  • Бесспорно, автор прав в том, что …

Аргументация

  • Обратимся к произведению …;
  • Именно об этом идёт речь в произведении …;
  • В произведении рассматривается вопрос …;
  • Это подтверждается таким эпизодом …;
  • В жизни приходится сталкиваться с …;
  • Данная проблема рассматривается и в других произведениях, например, …;
  • Например, в произведении … герой … (произносит слова, совершает поступок);
  • На примере жизни героя можно увидеть, что …

Выводы

  • После прочтения становится понятно, что …;
  • Автор стремился показать, что …;
  • После знакомства с героями понимаешь, что …;
  • Автор считает важной проблему …;
  • После прочтения этого произведения становится понятно …;
  • Автор подводит читателей к мысли о том, что …;
  • Таким образом, приходим к выводу, что …;
  • Полагаю, мне удалось доказать, что …

В качестве клише можно использовать цитаты из книг

Критерии оценки эссе по литературе

Для того чтобы сочинение оценивалось более объективно, разработаны определённые критерии. В 2018 году они несколько изменились и сейчас они таковы:

  • соответствие теме;
  • использование текста для аргументации точки зрения;
  • присутствие теоретико-литературных понятий;
  • композиционная цельность и логичность;
  • соответствие речевым нормам.

По каждому из критериев (кроме второго) начисляется от 0 до 3 баллов. По второму параметру наибольший возможный балл - 2.

Первый критерий показывает, содержится ли в эссе ответ на заданный вопрос или мнение по теме. Должен быть назван автор и произведение. Авторскую позицию необходимо передать правильно.

Баллы не начисляются, если тема не раскрыта или сочинение написано о другом (содержание не соответствует названию). Этот пункт - самый важный. Если тема не раскрыта, на соответствие другим параметрам эссе не проверяется. По всем остальным пунктам тоже проставляется 0 баллов.

По второму критерию оценивается аргументированность сочинения. Имеет значение, как именно обосновывается мысль. Желательно, чтобы были отсылки к конкретным эпизодам, анализ элементов текста и т. п. Если в эссе присутствуют фактологические ошибки, оценка снижается. К ним относятся, например, ошибка в имени персонажа или сюжете. 0 баллов ставится, если рассуждения не подтверждаются обращением к тексту. Ещё один возможный вариант - три и больше фактических ошибок.

Следующий критерий показывает, включены ли в текст эссе описания художественных приёмов или средств. Желательно использовать их при анализе текста произведения и ответа на общий вопрос.

Композиционная целостность оценивается по таким параметрам:

  • есть ли общий композиционный замысел;
  • соблюдены ли пропорции между частями;
  • соблюдается ли последовательность изложения.

Последний критерий - соблюдение речевых норм. Эссе должно быть написано литературным русским языком, без жаргонизмов и речевых ошибок. За одну ошибку или их отсутствие ставится 3 балла. Две-три ошибки дадут 2 балла, четыре - только 1. А если речевых ошибок пять и более, баллы не начислят.

Максимальное количество баллов за эссе - 14, минимальное - 0. Они суммируются с полученными за первую часть (ответы на вопросы). Баллы затем переводятся в оценку за эссе.

Готовитесь к ЕГЭ по истории? Тогда вам будет полезен материал о том, как написать эссе по этому предмету: .

Видео: задание №17 ЕГЭ по литературе - как правильно написать сочинение по литературе

Чтобы сдать экзамен по литературе, недостаточно только читать произведения из школьной программы. Нужно и тренироваться писать сочинение. В хорошем эссе для ЕГЭ важно и содержание, и оформление. Но если знать критерии, по которым оценивается текст, то подготовиться будет значительно проще.

Для того чтобы люди радовались жизни, научились видеть красоту и ценили каждое мгновение природа подарила нам цветы. Нежные, ароматные, беззащитные и наполненные легкостью тонких лепестков, цветущие растения смотрят на нас с клумб и оранжерей, дарят положительные эмоции в любую погоду и время года.

Цветы - это глаза природы - фиолетовые бархатные фиалки, синие колокольчики, голубые незабудки и маленькие звездочки-ромашки с белыми ресничками поднимают свои головки к солнцу, радуясь теплу и свету. Каждый раз, когда видишь гордые лилии или царственные розы, не можешь не удивляться, насколько совершенными могут быть растения, какие они разные и по-своему прекрасны: яркостью цвета, элегантностью бутонов и чудом распускающихся лепестков.

Первые цветы всегда приносят с собой весточку о приближающейся весне. Хрупкие и полупрозрачные подснежники пробиваются из-под снега и наступает оттепель, лес оживает от солнечных лучей, играющих на полянах, в садах и огородах. Затем появляются желтые и голубые крокусы, напоминающие своей формой миниатюрные тюльпаны. Они похожи на самоцветы, рассыпанные по чернеющей земле, между камнями и около старых пней, где, возможно, пережидают зиму ворчливые гномы.

Цветы - лучший подарок и изысканный комплимент. Даже один цветок - это знак внимания, симпатии или любви, а целый букет - выражение дружеского участия, уважения и заботы. Много веков назад существовал цветочный язык, в котором каждый цветок имел свое значение. Красивым женщинам дарили розы и лилии, молодым девушкам - колокольчики и ромашки, пожилым дамам предназначались букеты из гвоздик, пионов или хризантем.

Современные флористы умеют собирать из разных цветов потрясающие композиции, которые мы преподносим в самые торжественные и праздничные моменты близким людям и друзьям. С помощью красивого букета мы выражаем свое хорошее отношение, дарим радость и когда не получается найти подходящие слова, чтобы рассказать о своих чувствах и эмоциях, на помощь всегда приходят нежные и благоухающие цветы.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • Обучать написанию сочинения-описания;
  • обогащать словарь учащихся лексикой определенных тематических групп;
  • способствовать овладению синонимичными средствами языка;
  • обучать умению анализировать мини-тексты с целью определения связи между содержанием и отбором языковых средств;
  • Систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, развитию самостоятельности, умению отбирать материал для раскрытия темы сочинения.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе: воспитывать внимательное отношение к людям; умение восхищаться красотой.
  • Способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, умения планировать свою деятельность, воспитанию коммуникабельности.

Вид урока: урок развития речи.

Технология: на традиционной основе, с элементами инновационных технологии

Оборудование: Мультимедейный проектор; компьютер; выставка фотографии «Цветы – что дети: уход любят»; выставка книг «Все о цветах»; выставка рукоделии «Смотреть на цветы легко, вышивать их трудно»; выставка открыток; на цветных листочках пословицы, афоризмы о цветах; справочник «Цветы говорят», «Русская речь» – учебное пособие для 5 класса татарской школы Шакировой Л. З. Габдулхакова В. Ф. Казань 1997.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

Цветы, цветы! Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старо­сти, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчают душу и раскрывают лучшие грани человеческого характера.

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», – говорил великий сказочник Ханс Христиан Андерсен. Мир цветов таинствен и чудесен. Тысячи видов их еще украшают нашу планету, и ярчайшим проявлением любви разных народов к ним являлись праздники цветов. С недавнего времени мно­гие цветы наших лугов и лесов занесены в Красную книгу, в тревожный список охраняемых рас­тений. Но запрет сам по себе ничего не дает, если люди не осознают, что без цветов, лесов и зелени они и сами будут обречены на вымирание. Охраняя природу, мы охраняем здоровье и благополучие тех, кто придет за нами. Сохранив растения, мы сохранимся и сами, ибо только в согласии с природой возможно наше существование.

Сегодня мы готовимся писать сочинение на тему: «Цветы – это красота, цветы – это жизнь». Давайте, окунемся в мир прекрасного. И следует согласится словами Сервантеса. «Красота обладает силой и даром вносить мир в сердце».

Открываем первую страничку «Первые цветы – вестники весны»

Весна красна цветами,
а осень снопами.

Самый первый цветок – вестник весны. Как же называется этот цветок?

Ученик. В народе такие цветы называют подснежниками. Это гусиный лук, медуница, хохлатка, ветреницадубравная. Но самый красивый весенний цветок - голубая пролеска.

Идёт показ слайдов первой странички.

Особенно много голубых пролесок в дубравах. Будто голубые лужицы, а то и озерца разлива Кто-то сказал, что в дубовом лесу весной два неба - одно над головой, другое под ногами. Пролеске не страшны весенние заморозки, потому что в клетках этого растения содержится повышенная концентрация сахара.

Учитель. Ребята, знаете ли вы стихотворения о первых вестниках весны?

    Еще лежит в канаве снег, а я уже синею,
    Растаял снег, весна идет, и я являюсь с нею.
    Зеленый лист еще в лесу берез не оживляет,
    И всю цветочную красу весна во мне являет.
    Мне дни недолгие даны, но счастье пью я жадно.
    И быть избранником весны мне любо и отрадно.
    Н. Холодковский

    Я беленький подснежник
    Для мамы принесу,
    Он пахнет нежно-нежно,
    Как теплый снег в лесу.
    С. Вигдорова

– Спасибо. А теперь открываем 17 страницу «Русской речи», находим 41 упражнение.

41. Прочитайте тексты. Определите их темы. Как бы вы их озаглавили? Выпишите слова-определения, характеризующие предмет описания.

  1. Ещё лежат снежные сугробы, а на проталинах уже увидишь голубые, как небо, цветочки – маленькие, тихие, нежно пахнущие. И начинает казаться, что именно их, крохотных, но смелых, испугалась зима и сдалась. (В. Моложавенко.)
  2. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, про­стой и откровенный первовестник радости и счастья. (Г, Троепольский.)
  3. Белые подснежники чуть-чуть качались, кивали заре, и каж­дый цветок позванивал, будто в нём сидел маленький жук кузька-звонарь и бил лапкой по серебряной паутине.

(К. Паустовский)

По каким признакам сходства подснежники воспринимаются как "крохотная капля голубого неба"?

Почему подснежники называют "первовестниками радости и счастья"?

Ответы учащихся.

Слово учителя. Представьте себе, что вы встретили во время прогулки подснежники". Опишите их устно, используя прочитанные тексты, стихотворения и свои наблюдения. Вам могут помочь вопросы: Каков цвет лепестков, стебелька, сердцевинки? С чем можно сравнить лепестки и сердцевинку? Чем пахнут подснежники? Где они растут? Что они "видят"? Что "слышат"? Какие чувст­ва вызывают у вас эти предвестники весны?

Учитель. Хорошо. Молодцы. Аеще каких цветов, вестников весны вы знаете?

Показ слайдов. (Верба, ландыши, яблоня,черемуха).

Ребята, сейчас послушаем стихотворение, которую выучила наизусть и расскажет нам выразительно ваша одноклассница – Ландыш. Будьте очень внимательны. О каком цветке идет речь?

Читает наизусть стихотворение Маршака «Ландыши» (См. Приложение)

– Итак, что за цветок?

– Ландыши.

– Совершено верно. Дайте описание данному цветку.

(Открывается слайд – ландыши).

(Чудесный цветок; цветочки-жемчужины; колокольчики весны; листья крупные; хрупкие нежные цветочки; бутоны, как бубенчики; цветочки, словно бусы; заячьи ушки)

– Следующая наша гостья – черемуха, которая цветет в разгар весны.

(Открывается слайд – черёмуха)

Ученик . Она зацветет в разгар весны- оживает природа, нежной молодой зеленью покрываются деревья и кустарники.. Белопенная черёмуха словно возвращает лес к поре снегопада. Только снег этот теплый живой, душистый...

А черёмуха, наряженная с головы до ног в белые кружева, стоит будто невеста – стар и млад её красотой восхищаются. Не в синем, не в красном или голубом наряде, а в белом. Может, это оттого, что спешила раньше всех расцвести и не успела приглядеться, какие другие на Земле есть краски? Любоваться бы людям на неё да радоваться, а они – ломают её, ветки гнут... Недолго в комнатной вазе белые цветы простоят – гляди, уже осыпались (По кн. "Тайна красоты".)

– Подберите синонимы к словам зацветает, оживает, восхищаться, глядеть,

– Выберите из текста ключевые слова, которые помогут вам составить описание черёмухи.

Ученик читает стихотворение С. Есенина «Черёмуха» с чувством восхищения сказочным пейзажем. (См. Приложение)

– Закройте глазки. Представьте себе, что перед вами стоит черёмуха. Составьте её описание, выразив своё отношение к ней. Используйте в своём описании слова из стихотворения Сергея Есенина.

(Сказочная, душистая, ароматная, в белых кружевах, восхитительная, кудрявая , будто невеста, нарядная, медвяная, зелень золотиста, сияет в серебре.)

Ребята, знаете ли вы о народных поверьях, связанных с черемухой?

  1. Когда черёмуха цветёт, всегда холод живёт.
  2. Черёмуха и цвет – тут и соловей тебе в голос.
  3. Цветёт черёмуха – добрый улов на лещей.
  4. Если у черёмухи много цвета – лето будет мокрое.
  5. А урожай на черёмуху – так урожай на лето.

Открываем вторую страничку «Роза – царица цветов».

Розы прививают любовь к природе, а шипы – уважение. /Антон Лигов/

Идет показ слайдов.

Выполнение упражнения 55 страница 23.

55. Прочитайте текст про себя, обратив внимание на подбор слов, помогающих словесно изобразить (воспеть) "розу – царицу цветов". Прочитайте выразительно текст, соблюдая правильную интонацию и логическое ударение на словах.

"Благоухая, розы рассказывают сказки", – писал немецкий поэт Генрих Гейне. "Живая молния!" – воскликнул Александр Блок, когда увидел среди кустов пунцовую розу. "Как луч зари", – назвал Лермонтов раскрывшийся на рассвете алый бутон. "Расцвела роза в роще, и с её появлением все цветы получили новую жизнь..." – замечал писатель Александр Грибоедов. "Ярко-радостными" показались молодому поэту Валерию Брюсову цветы после майской грозы... "Нет в мире ничего нежней и краше, чем этот свёрток алых лепестков, раскрывшийся благоуханной чашей..." – пишет Самуил Маршак. (По кн. "Тайна красоты".)

Выпишите ключевые слова, характеризующие восхищение писателей розой.

Постарайтесь с помощью выписанных ключевых слов и собственных наблюдений описать её, выразив своё отношение к этому цветку.

(Благоухают; сказочной красоты; "Живая молния!" "Как луч зари"; "Ярко-радостными"; "Новая жизнь"; благоухающая чаша; нежные лепестнки; свежая в росинках; прелестная; обворожительная; и т.д.)

1) Шиповник – "родственник" (какого цветка?). Плоды шиповника богаты (чем?). Это растение называют шиповником, потому что оно покрыто (чем?).

Розы прививают любовь к природе, а шипы – уважение.

Открываем третью страничку «Полевые цветы – добрые цветы»

Оставь полевые цветы в полях.

Давайте пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Учитель. В конце весны – в начале лета цветов в лесу, на лугу, в поле уже много. Мы расскажем о самых любимых и добрых.

Показ слайдов.

Ученик. Мой любимый цветок – анютины глазки. Это, если можно так сказать, символические цветы. Во Франции анютины глазки – символ верности. В Польше их ласково называют "братки" и девушки дарят эти цветы женихам. А в Англии цветок еще до недавнего времени служил для объяснения в любви: достаточно было послать его и написать свое имя, и не требовалось больше никаких слов.

В некоторых странах анютины глазки – символ мудрости. А немцы называют эти цветы мачехой (не путайте с мать-и-мачехой). У цветка пять лепестков. Самый крупный, нижний – мачеха, два боковых – поменьше, они тоже красивы, ее родные дочери, а два верхних, самые маленькие, почти не раскрашенные, – бедно одетые падчерицы. Научное название растения – фиалка трехцветная. 350-400 лет назад человек начал выводить садовые анютины глазки, которые ярче и крупнее лесных. Но мне милее лесные цветы.

Ученик. Колокольчики вроде бы обычные цветы. А сколько песен и стихов про них сложено! И наверное, не зря: цветы не просто красивы, они необыкновенно нежны и трогательны. (В руках держит вышитое полотенце и рассказывает стихи А.Толстого «Колокольчики» (см. Приложение 2 ))

Смотреть на цветы легко, вышивать их трудно.

Ученик. Колокольчики тоже добрые цветы. Ночью холодно, выпадает роса. Цветы наклоняются и чуть прикрываются. Это чтобы капли дождя или ночная роса не намочили нежную пыльцу. В цветок, спасаясь от ночного холода и непогоды, забираются мелкие насекомые. Здесь им тепло, сухо и уютно. Выйдет солнышко, поднимет головку колокольчик, и вылетят из него насекомые.

Учитель. Отгадайте загадку .

Во лугах сестрички –
золотой глазок, белые реснички. (Ромашка.)

Ученик.

Вся в белое наша поляна одета,
Качает цветки ветерок на лету.
Ромашки... Ромашки... Я знойного лета
Без вас и представить себе не могу.
(Вс. Рождественский
)

Ученик. Ромашки бывают разные. Когда их собирают на лугу, всегда стараются сорвать цветы покрупнее. На мелкие и внимания не обращают. А между тем как раз они и есть настоящие ромашки, а крупные – это поповник, или нивяник обыкновенный.

Ромашки по форме схожи с зонтиками. По легенде они в давние времена были зонтиками у маленьких гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется ромашкой либо сорвет ее и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. А еще ромашки похожи на удивительные глаза. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох. Это шорох белых ромашковых ресниц. Удивленные глаза ромашки несколько месяцев смотрят на небо, стараясь понять движение облаков, звезд и планет. Смотрят – смотрят, утомятся – и начинают моргать своими белыми ресницами. Кажется, наклонись к цветку – и он поведает тебе самые сокровенные тайны.. Ромашка вместе с березой символизирует неповторимый русский пейзаж.

– Ребята, к нам пришло в гости «луговое солнышко». Скажите что за цветок?

Ученик.

Одуванчик, одуванчик,
Ты горюешь над овражком:
Кто понежит, кто понянчит,
Где уснуть цветам-бедняжкам?
Ветер дует, рвёт былинки,
Пух с головушки срывает,
Серебристые пушинки
В чёрном поле развевает...
(С. Нерис.)

Дайте описание "Луговой солнышке".

Учитель. А как часто приходится, видеть: несут люди из леса букеты - кто маленькие, хорошо

подобранные букетики, кто большие охапки. Цветы быстро ВЯНУТ, их выбрасывают. Иногда считают, что сбор цветов безобидное занятие. А между тем растений становится все меньше и меньше и по видовому составу, и по количеству. Сорванные растения не смогут дать семян - ведь они еще только цветут, а значит, не успеют дать продолжение роду.

Ученик. Каждый человек сам должен твердо следовать правилу - возвращаться домой без

сорванных цветов. Пусть они растут на лесной поляне или опушке. Может быть, вместо букета ты

привезешь домой фотопленку, сделаешь фотографии, которые всегда будут напоминать тебе о встрече с прекрасным.

Открываем четвертую страничку «Садовые цветы»

Идет показ слайдов.

Цветы – что дети: уход любят.

Учитель. Кто ухаживает за цветами?

(Садовод, цветовод, садовник.)

Учитель. Анютины глазки, жасмин, хризантема и даже роза никогда бы не появились на нашей клумбе если бы не труд садовода.

Посмотрите на фотографии, здесь вы, ваши родные, близкие среди цветов – в мире прекрасного, который сотворили сами. Пожалуйста, расскажите о своем любимом цветке. Расскажите, что нужно делать, чтобы получились вот такие красивые цветочки.

Ученики выходят к выставке фотографии «Цветы – что дети: уход любят» и рассказывают как надо ухаживать за любимыми цветками.

А что делать, ребята, если человек живет в условиях, где невозможно вырастить цветы?

– Как поздравить родственника, друга, родителей, любимую и подарить им чудесные цветы, тому, кто, может быть, живет от него за сотни километров.

– Правильно. Можно послать художественную телеграмму или открытку с изображением цветов.

Узелок на память. Словарная работа

Открытка –

  1. почтовая карточка для открытого (без конверта) письма;
  2. карточка такою же форма; с художественными изображениями.

А всегда ли это было возможно? Знаете ли вы, когда появились открытки?

Историческая справка. Поздравительные открытки (см. Приложение 2)

Учащиеся защищают подготовленные своими руками открытки.

Следующая страница «Цветок жизни»

Слайд – Цветок жизни.

Учитель Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы – символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный Цветком жизни, установлен под Ленинградом (сейчас это Санкт-Петербург) – в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на пятнадцатиметровом стебле, большими буквами написано: "Пусть всегда будет солнце!"

Нет на земле языка более всего понятного сердцу, чем язык цветов. Как часто один-единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание!

Расскажите, что вам известно о блокаде Ленинграда и о монументе названном "Цветок жизни"? Почему он так назван?

Как вы понимаете слова "язык цветов"? Пользуетесь ли вы "языком» цветов"? Приведите примеры.

Учитель. Ребята, я вам сейчас раздам справочный материал «Цветы говорят» (Приложение 2 ), дома вы познакомитесь с ним и найдете для себя много нового и интересного.

А в завершении нашего урока споем вместе с вами песню «Пусть всегда будет солнце!»

Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа –
Желанье красоты?..
(Константин Бальмонт)

Выставление и комментарий оценок за устную работу.

Домашнее задание.

  1. Повторить теоретический материал по теме «Прилагательное».
  2. Написать сочинение-описание.
16

Цитаты и Афоризмы 13.06.2018

Дорогие читатели, сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о том, что, безусловно, способно сделать нашу жизнь ярче и красочнее. Конечно же, это цветы. Они присутствовали в жизни человека с незапамятных времен. Вначале люди только любовались дикими цветами, иногда использовали их в пищу, нередко поклонялись им, отождествляя их с богами.

Затем наступило время, когда люди по достоинству оценили их красоту, стали выращивать их самостоятельно, без цветов не мог обойтись ни один праздник, они стали самым популярным подарком и способом выразить свои чувства. Обо всей многогранной их роли и говорится в нашей подборке цитат и афоризмов про цветы.

Цветы – символ самой жизни. Они, как и люди, рождаются, живут и умирают. Но за свою короткую жизнь они успевают принести нам так много радости просто от созерцания их красоты, хрупкости и совершенства. Как же красиво говорится об этом в афоризмах и цитатах о цветах!

Цветы – символ жизни

«В быстро вянущих лепестках цветка больше жизни, чем в грузных тысячелетних глыбах гранита».

Людвиг Андреас фон Файербах

«Цветы, как люди, на добро щедры и, людям нежность отдавая, они цветут, сердца обогревая, как маленькие, тёплые костры».

Жане Киримизе

«Люди дарят цветы, потому что в цветах заложен настоящий смысл Любви. Тот, кто попытается овладеть цветком, увидит, как увядает его красота. Но тот, кто будет просто смотреть на цветок в своем поле, всегда будет с ним. Потому что он сольется с вечером, с заходом солнца, с запахом влажной земли и облаками на горизонте».

Пауло Коэльо

«Цветы - самое лучшее из всего, что Господь создал, но забыл наделить душой».

Генри Уорд Бичер

«Лишь цветы живут по-настоящему. Живут отсчитанные им дни так отчаянно цветя, будто понимают лучше людей быстротечность жизни».

«О, сколько их на полях! Но каждый цветёт по-своему –
вот высший подвиг цветка!»

Мацуо Басё

«Там, где вырождаются цветы, не может жить человек».

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«У цветов не бывает будней, они всегда одеты празднично».

Малкольм де Шазаль

«Сколько бы мы ни говорили о пустоте жизни, иногда достаточно лишь одного цветка, чтобы нас разубедить».

Анатоль Франс

«Я бы предпочла быть цветком, который может цвести лишь однажды и умирает, чем быть деревом, которое никогда не зацветет. Я бы предпочла быть искрой, которая горит как бриллиант только одно мгновение и исчезает, нежели быть светом, который никому не освещает путь…»

Диана Дель Белфлор

«Жители планеты, где нет цветов, решили бы, что на Земле, где цветы на каждом шагу, мы, наверное, с ума сходим от радости».

Айрис Мердок

О цветах со смыслом

Цветы всегда вдохновляли людей искусства и творчества. Они встречают нас на полотнах знаменитых художников, живут в вечной музыке великих музыкантов, ждут нас на страницах самых лучших книг. И часто они призваны не просто быть украшением произведению, с их помощью авторы хотят донести до нас свои мысли и чувства. Из легендарной детской книги Сент-Экзюпери «Маленький принц» можно почерпнуть великое множество цитат про цветы со смыслом, которые заставят нас взрослых крепко задуматься над их мудростью.

«Если любишь цветок — единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: «Где-то там живет мой цветок…»

«Растение, а боится сквозняков… очень странно, — подумал Маленький принц о розе. Какой трудный характер у этого цветка».

«- На твоей планете, — казал маленький Принц, — люди выращивают в одном саду пять тысяч роз…и не находят того, что ищут…
— Не находят, — согласился я.
— А ведь то, что они ищут, можно найти в одной единственной розе…»

«Любимый цветок – это, прежде всего, отказ от всех остальных цветов. Иначе он не покажется самым прекрасным».

«Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни».

«- Зачем нужны шипы?
- Шипы ни зачем не нужны, цветы выпускают их просто от злости.
- Не верю я тебе! Цветы слабые. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают: если у них шипы, их все боятся…»

«Есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь».

«- Напрасно я ее слушал, — доверчиво сказал он мне однажды. — Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться».

«Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить».

Прекрасный язык цветов

Цветы – самая подходящая метафора к описанию любого события, чувства, характера человека. И у каждого цветка в этом своя роль. Полевые цветы с их естественной природной красотой часто ассоциируются с нежностью, невинностью, бесхитростностью, гармонией. Роскошные экзотические цветы – символ утонченности и изысканности. Недаром ведь даже существует язык цветов, где каждому цветку отведено свое место, а с помощью букета можно написать целое послание. В афоризмах и цитатах про цветы так глубоко и точно сказано об их волшебной красоте.

«Орхидея, прекрасная, как семь смертных грехов».

Оскар Уайльд

«Как рассказать, что за цветы Эдельвейсы? В общем, они похожи на маленькие звезды, закутанные по горло в белый мех, чтобы не замерзнуть от прикосновения льдов».

Константин Паустовский

«Маргаритки могут сказать ей, что вы ее любите, но чтобы доказать это, нужны орхидеи».

«Лилию всемогущий Господь сотворил в третий день, рано поутру, когда Его переполняли самые прекрасные замыслы».

Майкл Джефферсон-Браун

«Розы прививают любовь к природе, а шипы - уважение».

Антон Лигов

«Пригорок у самой дороги. На смену погасшей радуге — Азалии в свете заката»

поэт Японии Басе

«Вьюнок за моим окном больше радует меня, чем метафизика книг».

Уолт Уитмен

«Сорняк — это цветок, который никто не любит».

Элла Уилер Уилкокс

«Разве я не понимаю незабудку: ведь я и весь мир чувствую иногда при встрече с незабудкой, а скажи — сколько в ней лепестков, не скажу».

Михаил Пришвин

«Очень люблю розы, считаю даже, что они живые. Я разговариваю с ними. Когда уезжаю, они начинают скучать. Приезжаю - полью, прополю, а они улыбаются мне».

Владимир Толоконников

«Хризантема – последний аккорд в осенней симфонии красок — своей красотой давно покорила весь мир…»

«Приросли герани к подоконникам, будто к русским душам приросли.»

Сергей Красиков

«Фиалки в горах проросли сквозь камень».

Теннесси Уильямс

«Розы пахнут профессионально»

Станислав Ежи-Лец

«Ещё в долине росли светлые колокольчики: кремовые, похожие на крохотные фонарики, хрупкие и стыдливые, они встречались очень редко, и в них было столько волшебства, что, найдя такое чудо, ребёнок радовался и гордился целый день».

Джон Стейнбек

Дарите девушкам цветы

Существует высказывание, что все женщины похожи на цветы. Все мы такие разные, но каждая по-своему прекрасна. Может быть, именно этим и объясняется женская любовь к цветам? Некоторые из представительниц прекрасного пола не любят срезанные готовые букеты, они предпочитают любоваться растущими цветами, но в любом случае, мне не приходилось встречать ни одной женщины, абсолютно равнодушной к этому чуду природы. Поэтому, дорогие мужчины, как бы ни был непонятен вам смысл столь непрактичного подарка, просто смиритесь с фактом, что женщины любят… цветами. Это точно и метко нашло свое отражение в цитатах и афоризмах про цветы и девушек.

«Цветы не решают всех проблем. Но они – хорошее начало».

«Девушки долго помнят не подаренные розы».

«Вы замечали, как прекрасна с букетом женщина в руках?»

Владимир Холод

«Женщины как цветы… Кому-то цвести отпущено короткое время, а кто-то переходит из возраста в возраст, сохраняя красоту и аромат на долгие годы с момента распускания и цветения до самого печального часа опадания лепестков».

«Никогда не бывает много игрушек для детей и цветов для женщин»

«Иным женщинам мало букета роз: они еще требуют, чтобы мужчина менял воду в вазе».

Януш Гаудын

«Дарите девушкам цветы! Чтобы, глядя на совершенство и счастья испытав блаженство, над красотой склонился ты…»

«Про цветы и женщин можно сказать одно – внеземная красота».

«Не верю девушкам, которые говорят, что равнодушны к цветам. Просто они не получали их от любимых мужчин».

«Цветы в городе – как помада у девушки: с капелькой цвета выглядишь интереснее».

леди Берд Джонсон

«Она проходила сквозь жизнь с огромным букетом цветов, небрежно разбрасывая их направо и налево. Каждый получивший такой цветок, считал себя будущим хозяином всего букета, и на этом основании возникало множество недоразумений».

Фазиль Искандер

«Ты хочешь знать, как быть, если ты сделал что-то не так? Отвечаю, детка: никогда не проси прощения. Ничего не говори. Посылай цветы. Без писем. Только цветы. Они покрывают все. Даже могилы».

Эрих Мария Ремарк

«Каждая женщина – это цветок. Как за ней ухаживаешь, так она и цветет».

Красиво о прекрасном

О цветах можно говорить бесконечно. Только представьте, какой скучной и серой была бы наша жизнь, если бы не было в ней этого удивительного чуда природы. Их красота и аромат способны поднять настроение, подарить радость и украсить нашу жизнь одним своим существованием. Для меня лучшим украшением спальни всегда будет букет цветов, который я увижу, едва открыв утром глаза. Предлагаю вашему вниманию подборку красивых цитат и афоризмов про цветы.

«Цветы – некие материальные флюиды, которыми люди могут обмениваться между собой».

Ольга Шелест

«Земля смеется цветами».

Ральф Уолдо Эмерсон

«Красота цветка – в одном цветке».

Японская народная мудрость

«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Ганс Христиан Андерсен

«Искусство есть непрестанная попытка соперничать с красотой цветов – и всегда безуспешно».

Марк Шагал

«Цветы – это свободная красота в природе».

Иммануил Кант

«Цветы могут склониться в нашу сторону, но говорят они с небом и Богом».

Генри Уорд Бичер

«Все цветы – кокетки, особенно те, у которых имена пишутся через черточку… Чем больше черточек в названии, тем кокетливее цветок. Цветы с одной черточкой - черноглазка-Сьюзен; надень-халатик; просвирник-мускусный - бросят на вас один быстрый взгляд и потупят глаза; с двумя дефисами - век-не-забудь, флер-де-лис - будут поглядывать еще и еще. Цветы с тремя и более дефисами флиртуют с вами по всему саду и даже после того, как их срежут и расставят в вазы. Пора-в-постель-уж-полдень ложится туда явно не для сна».

Уиллард Эспи

«Ароматы – это чувства цветов».

Генрих Гейне

«О цветах можно сказать, что это краски мира…»

«Обрывая лепестки цветка, ты не приобретаешь его красоты».

«Темные тучи превращаются в небесные цветы, когда их поцелует свет».

«Конечно, я мог бы обойтись и без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы».

Рабиндранат Тагор

«На зелёных коврах хорасанских полей вырастают тюльпаны из крови царей, вырастают фиалки из праха красавиц, из пленительных родинок между бровей».

Омар Хайям

«Протягивая руки к звездам, люди часто забывают о цветах под ногами».

Джереми Бентем

«Сердца – как цветы, — их нельзя открыть силой, они должны раскрыться сами».

Луиза Мэй Олкотт

О цветах просто так…

Помните прекрасный и добрый советский мультфильм, где букет цветов зверушки дарили друг другу просто так? И он моментально улучшал настроение тому, кто его получил настолько, что они начинали напевать. Когда я его смотрю, то ловлю себя на мысли, что и сама вспоминаю то неожиданное ощущение радости от спонтанного знака внимания. Вот, вроде бы, и вовсе не редко получаю цветы в подарок, но как же это всегда приятно! В цитатах о цветах без повода так ярко и точно описаны все мои мысли.

«Обожаю неожиданные букеты! Когда он приходит с букетом «просто так» и говорит: «Такие красивые! Я их в витрине увидел и сразу о тебе подумал». Это и есть оно… Женское счастье на двоих».

Венедикт Немов

«Дорогие, любимые наши мужчины, спешите дарить нам цветы без причины! Вернее, причину всегда вы найдёте, если с букетиком к милой придёте…»

Наталья Розбицкая

«Прежде ей никогда не дарили цветы без повода. Она чувствовала себя в ту минуту так, словно ей подарили весь мир».

«Все-таки приятно получать цветы так просто, неожиданно, когда думаешь, что это простой день, и не праздник вовсе, а тут на утро, получив букет цветов, сразу так настроение поднимается, весь день так и сияешь».

Вариант 1

Мне кажется, что цветы - это самое удивительное творение на Земле. Благодаря их чудесным свойствам, они способны очищать воздух в помещении, быть лекарствами. Но самое, пожалуй, главное, они являются украшением и радуют глаз каждого, кто их любит. В нашей семье цветы есть всегда, они у нас повсюду: и на подоконниках, и на балконе, и в саду, и на столе в хрустальной вазе.

От мамы я узнала, что самый маленький цветок - это «ряска плавучая», он достигает 1 мм, а самый большой, около девяноста сантиметров у Раффлезиия Арнольди. Еще я узнала, что некоторые цветы по своей природе произрастают в местах, где есть некоторые виды полезных ископаемых, геологоразведчики пользуются этой особенностью, а цветы, как указатели, помогают им в их поисках. Некоторые цветы, например розы, обладают богатой символикой, которая напрямую связана со взаимоотношениями среди людей. Значения языка цветов сложно и очень многообразно. Так, например красные розы, как знак уважения, любви, дарят на серьезные торжества и мамам и бабушкам. Белый цвет роз означает чистоту и невинность, поэтому их часто дарят молодым особам влюбленные юноши. Розовый цвет цветка означает симпатию, вот их то и получают на первом свидании. О кремово-белых розах у мамы есть очень интересный рассказ, она их теперь получает каждый год от папы в день их свадьбы, это стало традицией в нашей семье с самого первого дня совместной жизни моих родителей.

Зная о любви мамы к цветам, папа старается часто ее баловать, принося в дом не только букеты роз, но и охапку полевых ромашек, или маленький, но так здорово пахнущий букетик ландышей. Получать цветы всегда приятно!

Вариант 2

Яркие, красивые, свежие и ароматные цветы. Они прекрасны на лугу и великолепны в вазе. Люди дарят их друг другу на праздники и используют для декорирования интерьера. Пышный букет - это лучший способ выразить благодарность человеку или признаться ему в своих чувствах.

Почему люди так любят пышные бутоны роз, нежные лилии, васильки и ромашки? Наверно, потому, что жизнь цветов так коротка, а их красота не может радовать вечно. Поэтому нужно ловить момент и наслаждаться этой красотой.

Наслаждаться так же, как и упиваться любовью. Недаром цветы стали символом этого романтического чувства. Его зарождение похоже на раскрытие молодого бутона, а сердца влюбленных так же нежны и уязвимы, как тонкие яркие лепестки.

В древности цветам даже приписывались магические свойства. Роза, герань и ромашка использовались во многих старинных славянских обрядах. Так, в день Ивана Купала русские девушки обязательно собирали эти цветы для плетения венков. Затем, надев венки на голову, они водили хороводы и участвовали в молодежных играх.

Чаще всего такие украшения были необходимы, чтобы привлечь в свою жизнь жениха, но иногда они служили оберегами людям. По цветам наши предки гадали на судьбу и лечили с их помощью многие болезни.

Даже сейчас девочки часто гадают на лепестках ромашки и верят в силу этих предсказаний. Каждый бутон по-прежнему имеет свое символическое значение. И есть в цветах какая-то особая магия, которая усиливает наши чувства, поднимает настроение и дает возможность заметить красоту вокруг нас и открыть свое сердце любви.