План синтаксического разбора предложения с прямой речью. Синтаксический разбор предложения с прямой речью
Знаки препинания при прямой речи
1. Прямая речь берется с обеих сторон в кавычки. Причем в кавычки берутся также знак, восклицательный знак и многоточие. Точка и запятая выносятся за скобки. Однако, если есть уже знак, восклицательный знак или многоточие, то ни точка, ни запятая после них не ставятся. Например: Вышел он от нее, моргнул нас и говорит: "За мной идите!" И дама с дверей говорит: "Идите за ним!» (П. Кулиш).
2. Если слова автора разрывают прямую речь на границе двух предложений, то после слов автора вместо запятой ставится точка. Сравните: "Помилуйте, - ему Ягненок говорит. - На свете я еще и году не прожил" (Л. Глебов).
3. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а если внутри или после нее, то выделяется запятой и тире и пишутся со строчной буквы. Например: Глаза Мальвы будто слились с материнскими..., она развела руками и заговорила, прислушиваясь к собственным словам: "Судьба моя, мама... Это судьба моя..." (Р. Иваничук) "Где и цветок взялась на долине, и еще такая здоровая? " - Подумал Лаврентий (И. Нечуй-Левицкий) "Видимо, причудилось", - подумал юноша, но уже не трогал ромашки (В. Гжицкий).
4. Когда прямую речь передают в форме диалога, тогда каждую реплику начинают с новой строки, перед ней ставят тире и не употребляют лапки. Другие знаки препинания ставят, как обычно при прямой речи. К примеру:
А что, детки, - спрашивает бабушка. - Чего пришли, мои соколы? Малые молчат и только глазом обвиняют в корзине с яблоками.
- Идите только ближе, мальчишки: я по яблочку вам дам, - говорит на их бабушка (Марко Вовчок).
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
Образец разбора предложения с прямой речью
"Импрессионизм и экспрессионизм - это два художественные направления, зудорилися своими противоположными мировоззренческими установками на рубеже 19-го и 20-го столетий", -видповича Александра Черненко, когда ее спросили (М. Хорал).
Слова автора ответила Александра Черненко, когда ее спросили является предложением сложным, союзных, сложноподчиненных с обстоятельством времени. Главное предложение ответила Александра Черненко с двумя главными членами, полное, не получил распространения. Придаточное предложение когда ее спросили отвечает на вопрос когда?, указывает на время действия в главном предложении, следовательно, оно является подрядным времени; присоединяется связующим словом время. Придаточное предложение с главным членом, выраженным глаголом прошедшего времени, односоставное, неопределенно-личное, полное, распространенное прямым дополнением ее, и обстоятельством времени когда, неускладнене.-
Прямая речь Импрессионизм и экспрессионизм - это два художественные направления, зуда-рылись своими противоположными мировоззренческими установками на рубеже 19-го и 20-го столетий. " Это предложение сложное, союзных, сложноподчиненное с подрядным приимен-ников-означал ьним.
Схемы предложения с прямой речью:
1. "Основой нового философского мировосприятия был идеализм, волюнтаризм, а прежде всего иррационализм, отрицавшего возможность познания с помощью исключительно с помощью интеллекта и научных методов", - сказала Александра Черненко. 2. "Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее и находят в ней утешение и опору", - сказал П. Чайковский, когда все расселись (/. Черныш). 3. "Какая ты роскошная, земля, - думала Маланка. - Все село засевать тебя хлебом, украшать тебя зеленью, украсить цветами цветами" (М Коцюбинский). 4. Для этого времени года было золотое правило, что опредметить-нилось в народной пословице: "У хлеба короткие ноги - как убежит, то и длинными не догонишь!" (В. Скуратовский). 5. Полюбите трудности и скажите: "Благословен препятствия, ибо ими растем", - мужественно, окрыленные духом устремления, в сознании величия бесконечного совершенствования творчества жизни (Е. Рерих). 6. "Слово - первое зеркало духа, - говорил Петрарка, - а дух не последний водитель слова". 7. "Людям на добро, а мне на помощь, - сказал как-то Терешко (Г. Тютюнник).
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое
: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное
: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
![](https://i1.wp.com/uchim.org/img/shema.gif)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего оно состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.
Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor
Синтаксический разбор предложения с чужой речью
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/12/s_591571ce41dbb/img1.jpg)
Вспомним!
- Назовите порядок синтаксического разбора предложения?
- Как вы думаете, что изменится при разборе предложения с чужой речью и почему?
- Какие пункт прибавятся к синтаксическому разбору?
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/12/s_591571ce41dbb/img2.jpg)
Порядок разбора предложения с чужой речью.
1. Предложение с чужой речью, форма её передачи – … (прямая речь / косвенная речь / цитата / с помощью вводного слова )
2. Комментирующая часть стоит … (перед чужой речью / после чужой речи )
3. Чужая речь стоит… (перед комментирующей частью / после комментирующей части)
ЦИОВ чужой речи!
4. СХЕМА!
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/12/s_591571ce41dbb/img3.jpg)
Пример разбора предложения с чужой речью
Капитан задумался и потом произнес : « Как говорится , утро вечера мудренее ».
( - предложение с чужой речью,
она предана в форме прямой речи ;
- комментирующая часть стоит до чужой речи,
повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми;
- Чужая речь стоит после комментирующей части,
повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено вводным словом. )
Ввод.сл.
А: «П».
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/12/s_591571ce41dbb/img4.jpg)
Запишите предложения, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений.
- Зам..лчи строго сказал Красильщиков
- Она (н..)сколько (н..)смутившись попросила чтобы я завтр.. по..бедал с ней в «Праге»
- По словам медик..в б..лезнь эта была (не)излечима
- Чехов отм..чал что кратк..сть сестра т..ланта
- Соня позвал я няню снов.. поднявшись с подушкиз ра(с,сс)кажи еще сказку
- Почему вы с ним разг..вариваете на «ты» задыхаясь заметил юноша.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/12/s_591571ce41dbb/img5.jpg)
Домашнее задание
- Подготовится к диктанту по теме «Предложение с чужой речью»
- Упр. 431 (выполнить морфологический разбор 2х предложений)
- 1 вариант: 1 и 3
- 2 вариант: 2 и 4
Конспект
Урок 50. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Изложение.
В каких ситуациях нужны знания по оформлению предложений с чужой речью?
Оформляя цитаты в сочинениях и изложениях, мы сталкиваемся с пунктуационными затруднениями. Мы часто задаёмся вопросами: как цитата оформляется? Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью? В какой речи – научной или художественной – чаще употребляются цитаты, а в какой – диалог?
Цитата – точная выдержка из высказываний или сочинений кого-либо, приводимая для подкрепления и пояснения речи.
Цитаты выделяются кавычками. Но из этого правила существует исключение – при цитировании стихов с соблюдением стихотворной строки кавычки не ставятся.
Первый способ цитирования – предложение с прямой речью, которое оформляется по пунктуационным правилам прямой речи:
«Горек чужой хлеб», - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца» (А. Пушкин).
Второй способ цитирования – предложение с вводным словом или вводным предложением. Цитатой является предложение без вводного слова:
Как пишет биограф поэта, это была женщина «умная и тактичная, полная душевной мягкости и доброты» (В. Афанасьев).
Цитата может быть оформлена в форме сложноподчинённого предложения (цитата входит в состав придаточной части):
В одном месте у А. И. Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза» .
На этом уроке:
установим порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью;
научимся проводить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью;
сможем использовать умения при построении текста.
Основное содержание урока
Предложения с прямой речью включают в себя и прямую речь, которая является самостоятельным предложением, и слова автора. Слова автора могут стоять и перед, и после прямой речи или разрывать её.
Прямую речь всегда можно заменить косвенной.
Косвенной речью называется чужая речь, предаваемая с сохранением её содержания, но с изменением формы.
По форме предложение с косвенной речью является сложноподчинённым, в котором слова автора представлены в главной части, а придаточное изъяснительное – это чужая речь:
Лесков говорил, что любую вещь надо писать вдоль, а потом поперёк (Ю. Нагибин)
Потренируемся в грамматическом разборе предложения с чужой речью:
«Язык, - писал лингвист Т. П. Ломтев, - представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь» .
Проведём устный синтаксический разбор. Это предложение повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей: язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь и писал лингвист Т. П. Ломтев. Часть писал лингвист Т. П. Ломтев комментирующая. Произносится с убедительной, утверждающей интонацией. В части Язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь буквально, точно воспроизводится чужая речь. Произносится спокойно. Комментирующая часть разрывает чужую речь, что позволяет с особым интонационным выделением произнести первое слово в предложении, сделать паузу – язык .
Потренируемся в грамматическом разборе предложения с чужой речью. Рассуждаем так: в конце предложения стоит знак завершения – точка. Чужая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. Комментирующая часть стоит в середине чужой речи. Поэтому ставятся сочетающиеся знаки – запятая и тире.
Грамотное оформление цитат – свидетельство высокой культуры письменной речи.
Проанализируем текст.
Подготовимся к выполнению последующих заданий и написанию изложения.
Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Установите цитаты. С какой целью они введены в текст? На основе этого текста выполните задания из тренировочного модуля.
(1) Жизнь – движение. (2) Именно этот образ прежде всего и отразился во фразеологии: пройти жизнь с кем-то, чей-то век прошёл, идти по дороге жизни, выйти на широкую дорогу
… (3) Фразеологизмы показывают, что жизнь представляется в русской фразеологии в образе дороги, пути, колеи – выйти из колеи, вернуть в свою колею
и т.п. (4) Как свидетельствуют устойчивые выражения, для каждого в жизни определяется своя дорога: идти своей дорогой, своим путём, сбиться с пути
. (5) Переходить дорогу человеку нельзя, это нехорошо. (6) Отсюда и суеверный запрет: нельзя переходить идущему дорогу, иначе ему не будет пути:
«Николай Матвеевич отличался суеверием. На охоту или рыбную ловлю он обыкновенно выходил ранним утром. Делалось это с целью, чтобы – боже сохрани – какая-нибудь баба не перешла дороги»
(Д. Мамин-Сибиряк).
(7) С таким запретом соотносятся различные фразеологизмы, которые объединяется общее значение – «создавать кому-то препятствие в жизни», «становится на жизненном пути кого-то, мешать в достижении цели»:
- Я не обвиняю вас, а только прошу не становиться мне беспрестанно поперёк дороги
(А. Писемский. Тысяча душ).
- Знаю, Кутов чем-то на вашей дороге стал»
(К. Тренёв. Любовь Яровая).
(8) И ещё один образ человеческой жизни, тоже представленный в русской фразеологии. (9) Его нетрудно усмотреть в выражениях «жизнь оборвалась», «жизнь тянется», «время тянется», «нить жизни»
. (10) Образ нити использован и в ряде фразеологизмов:
«Лопнула, порвалась нить дружбы, связывавшая их с детских лет»
(В. Липатов. Стрежень).
(11) Здесь он имеет значение связующего между людьми. (12) В качестве основы жизни образ нити не раз обыгрывался и в художественных текстах писателей. (По Ю. Гвоздарёву)
Ключевые слова:
прямая речь, косвенная речь, слова автора, цитата.
Основное понятие:
Чужая речь
– высказывания других лиц – на письме может быть выражена четырьмя способами:
– предложениями с прямой речью, которые передают чужую речь, сохраняя её содержание и форму;
– предложениями с косвенной речью, которые передают чужую без сохранения особенностей речи говорящего;
– предложениями с вводными словами или предложениями, указывающими, что содержание предложения – чужая речь;
– предложениями с дополнениями, называющими тему чужой речи.
Разбор типового тренировочного задания
В каких предложениях использовано цитирование?
Алгоритм выполнения задания:
1) вернитесь к содержанию анализируемого текста;
2) установите, в каких элементах текста содержится точная выдержка из художественных произведений, приводимые для подкрепления и пояснения языкового факта;
3) установите способ цитирования;
4) запишите номера предложений из текста с цитатами.
Ответ: 6, 7, 10.
Разбор типового контрольного задания
Найдите предложение пунктуационной ошибкой:
1) Э. Хемингуэй в одной из своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».
2) По словам Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».
3) У интеллигента не биография, а список прочитанных книг» – считал О. Э. Мандельштам.
4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) определить грамматические основы;
3) установить наличие цитаты;
4) определить правильность расстановки знаков препинания;
5) указать номер предложения с неверно расставленными знаками препинания при цитировании.
Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.
Чем отличается прямая речь от косвенной?
При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.
Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.
Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:
- Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
- «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
- «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.
Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:
- Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
- Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
- Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.
Основы правописания предложений с прямой речью
Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.
Прямая речь в начале предложения
Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:
- для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
- для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
- для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.
Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.
Приведём примеры:
- «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
- «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
- «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.
Прямая речь в конце предложения
В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.
Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:
- Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
- Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
- Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»
Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.
Прямая речь между слов автора
Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.
Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:
- Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
- Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
- Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.
Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!
Прямая речь, которая прерывается авторским текстом
А вот это довольно-таки интересный тип предложений.
Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.
Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:
- «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
- «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».
Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .
- «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
- «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».
Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.
Синтаксический разбор предложений с прямой речью
С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.
Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.