План синтаксического разбора предложения с прямой речью. Синтаксический разбор предложения с прямой речью

Знаки препинания при прямой речи

1. Прямая речь берется с обеих сторон в кавычки. Причем в кавычки берутся также знак, восклицательный знак и многоточие. Точка и запятая выносятся за скобки. Однако, если есть уже знак, восклицательный знак или многоточие, то ни точка, ни запятая после них не ставятся. Например: Вышел он от нее, моргнул нас и говорит: "За мной идите!" И дама с дверей говорит: "Идите за ним!» (П. Кулиш).

2. Если слова автора разрывают прямую речь на границе двух предложений, то после слов автора вместо запятой ставится точка. Сравните: "Помилуйте, - ему Ягненок говорит. - На свете я еще и году не прожил" (Л. Глебов).

3. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а если внутри или после нее, то выделяется запятой и тире и пишутся со строчной буквы. Например: Глаза Мальвы будто слились с материнскими..., она развела руками и заговорила, прислушиваясь к собственным словам: "Судьба моя, мама... Это судьба моя..." (Р. Иваничук) "Где и цветок взялась на долине, и еще такая здоровая? " - Подумал Лаврентий (И. Нечуй-Левицкий) "Видимо, причудилось", - подумал юноша, но уже не трогал ромашки (В. Гжицкий).

4. Когда прямую речь передают в форме диалога, тогда каждую реплику начинают с новой строки, перед ней ставят тире и не употребляют лапки. Другие знаки препинания ставят, как обычно при прямой речи. К примеру:

А что, детки, - спрашивает бабушка. - Чего пришли, мои соколы? Малые молчат и только глазом обвиняют в корзине с яблоками.

- Идите только ближе, мальчишки: я по яблочку вам дам, - говорит на их бабушка (Марко Вовчок).

Синтаксический разбор предложения с прямой речью

Образец разбора предложения с прямой речью

"Импрессионизм и экспрессионизм - это два художественные направления, зудорилися своими противоположными мировоззренческими установками на рубеже 19-го и 20-го столетий", -видповича Александра Черненко, когда ее спросили (М. Хорал).

Слова автора ответила Александра Черненко, когда ее спросили является предложением сложным, союзных, сложноподчиненных с обстоятельством времени. Главное предложение ответила Александра Черненко с двумя главными членами, полное, не получил распространения. Придаточное предложение когда ее спросили отвечает на вопрос когда?, указывает на время действия в главном предложении, следовательно, оно является подрядным времени; присоединяется связующим словом время. Придаточное предложение с главным членом, выраженным глаголом прошедшего времени, односоставное, неопределенно-личное, полное, распространенное прямым дополнением ее, и обстоятельством времени когда, неускладнене.-

Прямая речь Импрессионизм и экспрессионизм - это два художественные направления, зуда-рылись своими противоположными мировоззренческими установками на рубеже 19-го и 20-го столетий. " Это предложение сложное, союзных, сложноподчиненное с подрядным приимен-ников-означал ьним.

Схемы предложения с прямой речью:

1. "Основой нового философского мировосприятия был идеализм, волюнтаризм, а прежде всего иррационализм, отрицавшего возможность познания с помощью исключительно с помощью интеллекта и научных методов", - сказала Александра Черненко. 2. "Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее и находят в ней утешение и опору", - сказал П. Чайковский, когда все расселись (/. Черныш). 3. "Какая ты роскошная, земля, - думала Маланка. - Все село засевать тебя хлебом, украшать тебя зеленью, украсить цветами цветами" (М Коцюбинский). 4. Для этого времени года было золотое правило, что опредметить-нилось в народной пословице: "У хлеба короткие ноги - как убежит, то и длинными не догонишь!" (В. Скуратовский). 5. Полюбите трудности и скажите: "Благословен препятствия, ибо ими растем", - мужественно, окрыленные духом устремления, в сознании величия бесконечного совершенствования творчества жизни (Е. Рерих). 6. "Слово - первое зеркало духа, - говорил Петрарка, - а дух не последний водитель слова". 7. "Людям на добро, а мне на помощь, - сказал как-то Терешко (Г. Тютюнник).

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Синтаксический разбор предложения с чужой речью


Вспомним!

  • Назовите порядок синтаксического разбора предложения?
  • Как вы думаете, что изменится при разборе предложения с чужой речью и почему?
  • Какие пункт прибавятся к синтаксическому разбору?

Порядок разбора предложения с чужой речью.

1. Предложение с чужой речью, форма её передачи – (прямая речь / косвенная речь / цитата / с помощью вводного слова )

2. Комментирующая часть стоит … (перед чужой речью / после чужой речи )

3. Чужая речь стоит… (перед комментирующей частью / после комментирующей части)

ЦИОВ чужой речи!

4. СХЕМА!


Пример разбора предложения с чужой речью

Капитан задумался и потом произнес : « Как говорится , утро вечера мудренее ».

( - предложение с чужой речью,

она предана в форме прямой речи ;

- комментирующая часть стоит до чужой речи,

повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми;

- Чужая речь стоит после комментирующей части,

повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено вводным словом. )

Ввод.сл.

А: «П».


Запишите предложения, расставив знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений.

  • Зам..лчи строго сказал Красильщиков
  • Она (н..)сколько (н..)смутившись попросила чтобы я завтр.. по..бедал с ней в «Праге»
  • По словам медик..в б..лезнь эта была (не)излечима
  • Чехов отм..чал что кратк..сть сестра т..ланта
  • Соня позвал я няню снов.. поднявшись с подушкиз ра(с,сс)кажи еще сказку
  • Почему вы с ним разг..вариваете на «ты» задыхаясь заметил юноша.

Домашнее задание

  • Подготовится к диктанту по теме «Предложение с чужой речью»
  • Упр. 431 (выполнить морфологический разбор 2х предложений)
  • 1 вариант: 1 и 3
  • 2 вариант: 2 и 4

Конспект
Урок 50. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Изложение.

В каких ситуациях нужны знания по оформлению предложений с чужой речью?

Оформляя цитаты в сочинениях и изложениях, мы сталкиваемся с пунктуационными затруднениями. Мы часто задаёмся вопросами: как цитата оформляется? Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью? В какой речи – научной или художественной – чаще употребляются цитаты, а в какой – диалог?

Цитата – точная выдержка из высказываний или сочинений кого-либо, приводимая для подкрепления и пояснения речи.

Цитаты выделяются кавычками. Но из этого правила существует исключение – при цитировании стихов с соблюдением стихотворной строки кавычки не ставятся.

Первый способ цитирования – предложение с прямой речью, которое оформляется по пунктуационным правилам прямой речи:

«Горек чужой хлеб», - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца» (А. Пушкин).

Второй способ цитирования – предложение с вводным словом или вводным предложением. Цитатой является предложение без вводного слова:

Как пишет биограф поэта, это была женщина «умная и тактичная, полная душевной мягкости и доброты» (В. Афанасьев).

Цитата может быть оформлена в форме сложноподчинённого предложения (цитата входит в состав придаточной части):

В одном месте у А. И. Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза» .

На этом уроке:
установим порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью;
научимся проводить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения с чужой речью;
сможем использовать умения при построении текста.

Основное содержание урока
Предложения с прямой речью включают в себя и прямую речь, которая является самостоятельным предложением, и слова автора. Слова автора могут стоять и перед, и после прямой речи или разрывать её.
Прямую речь всегда можно заменить косвенной.

Косвенной речью называется чужая речь, предаваемая с сохранением её содержания, но с изменением формы.

По форме предложение с косвенной речью является сложноподчинённым, в котором слова автора представлены в главной части, а придаточное изъяснительное – это чужая речь:

Лесков говорил, что любую вещь надо писать вдоль, а потом поперёк (Ю. Нагибин)

Потренируемся в грамматическом разборе предложения с чужой речью:

«Язык, - писал лингвист Т. П. Ломтев, - представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь» .

Проведём устный синтаксический разбор. Это предложение повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей: язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь и писал лингвист Т. П. Ломтев. Часть писал лингвист Т. П. Ломтев комментирующая. Произносится с убедительной, утверждающей интонацией. В части Язык представляет собой такую сущность, способом существования и проявления которой является речь буквально, точно воспроизводится чужая речь. Произносится спокойно. Комментирующая часть разрывает чужую речь, что позволяет с особым интонационным выделением произнести первое слово в предложении, сделать паузу – язык .

Потренируемся в грамматическом разборе предложения с чужой речью. Рассуждаем так: в конце предложения стоит знак завершения – точка. Чужая речь выделяется кавычками и пишется с большой буквы. Комментирующая часть стоит в середине чужой речи. Поэтому ставятся сочетающиеся знаки – запятая и тире.

Грамотное оформление цитат – свидетельство высокой культуры письменной речи.

Проанализируем текст.
Подготовимся к выполнению последующих заданий и написанию изложения.

Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Установите цитаты. С какой целью они введены в текст? На основе этого текста выполните задания из тренировочного модуля.

(1) Жизнь – движение. (2) Именно этот образ прежде всего и отразился во фразеологии: пройти жизнь с кем-то, чей-то век прошёл, идти по дороге жизни, выйти на широкую дорогу … (3) Фразеологизмы показывают, что жизнь представляется в русской фразеологии в образе дороги, пути, колеи – выйти из колеи, вернуть в свою колею и т.п. (4) Как свидетельствуют устойчивые выражения, для каждого в жизни определяется своя дорога: идти своей дорогой, своим путём, сбиться с пути . (5) Переходить дорогу человеку нельзя, это нехорошо. (6) Отсюда и суеверный запрет: нельзя переходить идущему дорогу, иначе ему не будет пути:
«Николай Матвеевич отличался суеверием. На охоту или рыбную ловлю он обыкновенно выходил ранним утром. Делалось это с целью, чтобы – боже сохрани – какая-нибудь баба не перешла дороги» (Д. Мамин-Сибиряк).
(7) С таким запретом соотносятся различные фразеологизмы, которые объединяется общее значение – «создавать кому-то препятствие в жизни», «становится на жизненном пути кого-то, мешать в достижении цели»:
- Я не обвиняю вас, а только прошу не становиться мне беспрестанно поперёк дороги (А. Писемский. Тысяча душ).
- Знаю, Кутов чем-то на вашей дороге стал» (К. Тренёв. Любовь Яровая).
(8) И ещё один образ человеческой жизни, тоже представленный в русской фразеологии. (9) Его нетрудно усмотреть в выражениях «жизнь оборвалась», «жизнь тянется», «время тянется», «нить жизни» . (10) Образ нити использован и в ряде фразеологизмов:
«Лопнула, порвалась нить дружбы, связывавшая их с детских лет» (В. Липатов. Стрежень).
(11) Здесь он имеет значение связующего между людьми. (12) В качестве основы жизни образ нити не раз обыгрывался и в художественных текстах писателей. (По Ю. Гвоздарёву)

Ключевые слова:
прямая речь, косвенная речь, слова автора, цитата.

Основное понятие:

Чужая речь – высказывания других лиц – на письме может быть выражена четырьмя способами:
– предложениями с прямой речью, которые передают чужую речь, сохраняя её содержание и форму;
– предложениями с косвенной речью, которые передают чужую без сохранения особенностей речи говорящего;
– предложениями с вводными словами или предложениями, указывающими, что содержание предложения – чужая речь;
– предложениями с дополнениями, называющими тему чужой речи.

Разбор типового тренировочного задания

В каких предложениях использовано цитирование?

Алгоритм выполнения задания:
1) вернитесь к содержанию анализируемого текста;
2) установите, в каких элементах текста содержится точная выдержка из художественных произведений, приводимые для подкрепления и пояснения языкового факта;
3) установите способ цитирования;
4) запишите номера предложений из текста с цитатами.

Ответ: 6, 7, 10.

Разбор типового контрольного задания
Найдите предложение пунктуационной ошибкой:
1) Э. Хемингуэй в одной из своих статей писал: «Книги обладают бессмертием. Это самый прочный продукт человеческого труда».
2) По словам Аристотеля, «почтеннее всего – самое старое».
3) У интеллигента не биография, а список прочитанных книг» – считал О. Э. Мандельштам.
4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для культуры фотография явилась самым значительным изображением 19 века».

Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) определить грамматические основы;
3) установить наличие цитаты;
4) определить правильность расстановки знаков препинания;
5) указать номер предложения с неверно расставленными знаками препинания при цитировании.

Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.

Приведём примеры:

  • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .

  • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.