Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви - Десятина. Нужно ли Христианам платить десятину

Не секрет, что не все христиане понимают на самом деле, для чего и зачем они дают десятины. Многие просто делают это из-за послушания пастору, но не имеют личного откровения и познания в этом вопросе. Часть людей легко отделяет даже больше десятины, другие вообще не делают этого, третьи отделяют, но с глубоким вздохом «ах…ох… опять мой бюджет лишился 10 процентов… как я выживу?…»

Существует много толков и споров относительно десятин в Новом Завете. Одни отделяют ее, другие нет, одни настаивают на основании Малахии, другие на примере Авраама, третьи на основании обета, четвертые на другом основании. В этой брошюре мы постараемся разъяснить сложные моменты в понятии десятин.

Существуют здравые встречные вопросы касательно десятин, которые подталкивают нас основательно разобраться в этом вопросе. Например;

Где говорится Иисусом или Апостолами о даянии десятин в Новом завете?
- почему не написано в Новом Завете, что ученики или церковь делали это?
- если мы взяли одну заповедь из закона, не должны ли мы и другие исполнять?
- почему нет сведений в истории, что первая церковь основывалась на Малахии?
- десятины, это же приношения из произведений земли, деньги это уже другое.
- десятины приносили в храм, сейчас храм это мы, куда и зачем их нести?
- если Христос освободил меня от закона, зачем мне исполнять его опять?
- десятины предназначались для священников, но в Новом Завете мы все таковы.
- люди в миру не платят десятины, но им Бог не закрывает каналы благословения.
- дело же не в цифре 10, скажем, если я 9,9% буду отдавать, что это не пройдет?
- и так далее…

Это хорошие вопросы и нам нельзя их игнорировать. Мы постараемся ответить на многие вопросы в этой брошюре, но самое главное то, что мы не хотим вас переубедить в личном понимании в вопросах десятин. Если вы будете читать эту брошюру, как противник десятин - вы все равно останетесь против. Если вы будете читать, как защитник десятин, но у вас есть свои понимания - вы все равно останетесь в своем. Поэтому пусть эта брошюра станет для вас источником к дополнительным размышлениям и более глубоким исследованиям этих принципов.

Мы желаем, чтобы у народа Божьего было твердое основание, а не машинальное исполнение без веры - сказали давать, значит даем. Каждый из нас должен твердо знать, почему и зачем мы это делаем. Нам всем нужна вера в этом вопросе, если мы хотим, чтобы это приносило пользу. Без веры угодить Богу не возможно. Как ты угодишь Богу, если у тебя нет веры в это, и ты не понимаешь, что ты делаешь?

Ветхозаветная заповедь или принцип?

Сегодня мы не рассматриваем десятины, как одно из повелений закона Моисея, потому что мы живем уже не под законом, но под заветом Иисуса Христа. Через закон не возможно стать праведным, но через веру во Христа.

Рим.10:4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего.
Фил.3:7-9 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере.

Павел пишет, что теперь закон стал бесполезным, и он отказался от него, чтобы иметь Христа и быть теперь праведным, через веру в Него. В конце Павел написал, что праведность приходит от Бога по вере в Иисуса Христа. Христос, конец закона.

Следовательно, возникает вопрос, на каком основании мы должны отделять десятины и что входит тогда в понятия десятин?

Если мы оправдываемся через веру во Христа, зачем нам отделять десятины, это ведь не сделает нас более праведными? Что это нам даст?

Я верю в то, понятие десятина в Новом Завете - уже не есть заповедь, но принцип. То есть я отделяю десятины, руководствуясь не повелениями закона Моисея, но принципами, связанными с десятинами и Божьими благословениями через это. Павел пишет, что через Новый Завет, Святой Дух открывает истины, тайны и принципы Ветхого Завета. Через Христа мы начинаем понимать, почему Бог повелевал раньше что-то делать, и какую пользу это должно приносить нам.

2Кор.3:15-17 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Мы должны исследовать характер Бога и Его принципы, следовать тому, что приносит нам благословения и удаляться оттого, что принесет нам проблемы. Бог предлагает человеку выбрать то, что принесет ему благословение или проклятие.

Так вот, сегодня мы отделяем десятины на основании истин и принципов, заложенных еще до Нового Завета. Десятина для нас сегодня не ветхозаветная заповедь, а Божья истина - принцип, дающий нам жить в Его благословениях.

Принципы связанные с десятиной и благословениями

1. Благословение Мелхиседека

Быт.14:18-20 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

В то время еще не было закона Моисея, поэтому Авраам делал это не из-за того, что было такое повеление, но чтобы получить благословение. Авраам сделал это, и это было правильно, через это он получил большое благословение Мелхиседека.

Евр.7:6-7 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Благословение священника очень много значит для любого человека. Священник наделен властью от Бога, одаривать Божий народ благословениями. Писание дает служителям Божьим власть быть большими и через это передавать благословения.

Более того, даже наши потомки получают благословения от Бога, через священническое благословение и это распространяются на тысячи родов.

Евр.7:9-10 … сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

Бог принял десятину от потомков Авраама, когда те еще даже не родились. Авраам позаботился о дальнейшем благословении своих потомков.

Итак, на примере Авраама и Мелхиседека мы видим один из Божьих принципов для нашего благословения. Авраам дал десятину священнику и получил от него благословение для себя и для своих потомков. Дар Авраама говорил о почтении Мелхиседека. В древние времена почтение к высшему над тобой выражалось в приношении материального дара. И нам есть обещание: Евр.7:7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

Лично я хочу получать благословения от священников, от тех людей, кто ходит перед Богом, и служит ему. Они носители Божьих благословений для нас. Я знаю, что если я выражаю свое почтение им своими даяниями или десятинами, то я получаю благословения и для себя и семьи и потомков. Например, наша семья отделяет десятины нашему духовному отцу и наставнику. И мы благословенны им.

Через него, Бог говорит к нам и обильно благословляет нашу семью и служение.

2. Благословение Божьего Дома

Мал.3:8-11 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф.

Для ветхозаветных людей, это была заповедь. Для нас же это еще один принцип, открывающий характер Бога. Почему Бог требовал оделять десятины и приносить в храм? Чтобы в его доме была пища! Бог заботился о Его деле, о Его здании и Его служителях. Для служения народу (кстати, тем же людям, от кого Он требовал десятины) требовалось много затрат; материалы для одежд, ткани, камни, много трав, курений, елей, мука для хлебов, деньги на ремонт инвентаря и деталей самого храма. Подробно об этом можно прочитать в Пятикнижие Моисея.

Левиты и священники постоянно служили в храме, им нужно было что-то кушать, им некогда было заниматься бизнесом. Более того, Бог запретил им заниматься бизнесом, держать поля и живность, Он полностью отделил их на служение.

Чис.18:20-24 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания… Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела.

Таким образом, священники, левиты и их семьи имели обеспечение только от десятин и приношений людей. Вот поэтому Бог и сказал, через пророка Малахию; «вы обкрадываете Меня». Вы не заботитесь о Его деле, Его Храме, о Его служителях, которые не по своей воле не работают, но Бог отделил их для служения и пообещал им пропитание. Получается, народ имел пищу, а Божий дом и его служителя были в нужде. Бог же благословляет народ через священников и в сущности народ, удерживал десятины от тех, через кого Бог благословлял их.

Потому Бог и сказал, испытайте Меня, неужели Я не благословлю вас после этого. Как же Мои слуги благословят вас, если у них кушать нечего, и нет средств купить благовоний, курений, охранять храм и прочие вещи потребные для служения вам?

Итак, в пророчестве Малахии мы видим еще один из Божьих принципов для нашего благословения. Бог заботится о месте, где происходит служение, об инвентаре и инструментах для совершения служения и о людях, которые вовлечены в служение. Он ревнует, чтобы в этих сферах был достаток. Также видно, что эти сферы нуждались в большем обеспечении, потому что Бог повелел не только десятины приносить, но и другие приношения и даяния.

Таким образом, мы видим, как наши десятины и приношения важны для Божьего дела и если мы будем делать нашу часть, Он пообещал, что изольет на нас благословения до избытка и запретит пожирающим. То есть; «если вы согласитесь поддерживать Мое дело финансами, то Я буду еще открывать для вас источники благословений и защищу вас от тех ситуаций, в которых вы теряете финансы.

3. Обет Иакова

Быт.28:20-22 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

Это еще один из принципов, который предназначен для нашего благословения через даяние десятин. Иаков хотел получить благословения от Бога в 6 сферах;






За это он пообещал построить Богу дом и отдавать десятину от всего, что он получит от Него. Тогда еще не было храма, куда Иаков мог это принести, поэтому возможно он приносил эти десятины на жертвенник пред Богом. Почему он все это сжигал на жертвеннике? Он хотел получить благословения. Это был завет между ним и Богом. Еще до закона Моисея Иаков обещал отдавать Богу десятины за то, что Он его благословит.

Поэтому здесь открывается еще один принцип - это завет между человеком и Богом. «Господь я нуждаюсь в полном благословении, дай мне его и за это я обещаю Тебе отдавать десятую часть от всей моей прибыли». Бог не требовал десятину, как плату за Его благословения, но сам Иаков решил давать ее.

Почему именно десятая часть?

Число 10 выражает совершенство божественного порядка. Это третье число, выражающее совершенство 3, 7, 10. Оно подразумевает, что нет недостатка, что весь цикл завершен. Десятина - означает; ровно столько, сколько нужно.

1. Ной завершил эпоху древности в десятом веке, Быт.5.
2. Десять заповедей содержат все, что необходимо по своей завершенности.
3. Молитва Господа содержит 10 моментов:

Верховная власть Бога - "Отче наш, сущий на небесах!";
- Надлежащее почтение к Нему - "Да святится имя Твое";
- Явление Царства Божьего - "Да приидет Царствие Твое";
- Высвобождение Его воли - "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе";
- Решение наших нужд - "Хлеб ваш насущный дай нам на этот день";
- "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим";
- Мольба о духовном водительстве - "и не введи нас в искушение";
- Мольба об избавлении - "но избавь нас от лукавого";
- Все Его и у Него - "Ибо Твое есть Царство и сила, и слава";
- Завершение цикла вечности - "во веки. Аминь".

4. Десятина представляла то, что человек был должен Богу.

5. Искупление души стоило 10 гер. 10 гер = 0,5 сикля.

6. Десять язв представляли полный цикл суда Божьего над Египтом: "Я пошлю все язвы Мои" (Исх.9:14).

7. Мировая власть антихриста представлена 10 царствами в виде 10 пальцев ног истукана Навуходоносора и 10 рогами четвертого зверя. Десять народов подразумевают все народы, которыми будет обладать Авраам по обетованию.

8. 10 покрывал укрывали скинию (Исх.26:1).

9. Огонь с небес сходил 10 раз:

Быт.19:24 - на Содом
- Лев.9:24 - на первые жертвы
- Лев.10:2 - на Надава и Авиуда
- Числ.11:1 - на ропчущих в Тавере
- Числ.16:35 - на Корея и его друзей
- 3Цар.18:38 - на жертвоприношение Илии на Кармиле
- 4Цар.1:10 - на врагов Илии
- 4Цар.1:12 - на врагов Илии
- 1Пар.21:26 - на жертву Давида
- 2Пар.7:1 - на жертву Соломона

10. 10 дев представляют полноту призванных: верных и неверных.

Итак, число десять было выбрано Богом не случайно - это третье число означающее совершенство. Поэтому если это число означает правильность, законченность, совершенство и Бог предпочел его - то пусть будет «десятина».

Что же такое новозаветная десятина?

Еще в древние времена праведные мужи Божьи, как Авраам и Иаков пришли к выводу, что десятина связанна с нашими благословениями. Авраам и Иаков были отцами многих поколений праведников и конечно они научили их делать это. Было ли это правильное решение? Конечно! Мы видим, что они были благословенны, и Бог называл их по имени; «Я Бог Авраама Исаака и Иакова». Более того, Бог через Моисея подтверждает правильность их выбора, Он через время дает заповедь отделять десятины. Сам Бог дал удостоверение десятинам; «Это то, что Я хочу». в В Новом Завете Иисус обличая фарисеев и книжников сказал, - это правильно, что вы даете десятину, по плохо что вы другие и важные повеления игнорируете.

Матф.23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Сегодня нам уже не нужно ссылаться на закон Моисея, нам достаточно понять, как десятины важны для нас, наших семей и наших потомков. Благословение нужно МНЕ и меня не нужно убеждать в этом. Я хочу его получить. Что для этого делали праведные мужи, жившие до меня? Десятина? Хорошо, я хочу следовать их примеру, я вижу, что они были благословлены.

Если Авраам, ища благословение, отделил десятину Мелхиседеку, то я тем более отделю десятину Иисусу Христу, который больше Мелхиседека. Я хочу почитать большего надо мной, так как делал это в свое время Авраам и его потомки.

Евр.6:20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

Где Иисус сейчас? Он глава, а мы Его тело. Церковь - это Его тело на земле. Вот потому мы отделяем десятины и несем в церковь для восполнения нужд святых.

Иаков был очень мудр; за все благословения в его жизни решил отдавать Богу десятину. То есть он купил себе благословения только за 10% их стоимости.

«Господь, за то, что Твое присутствие будет со мной, за то, что Ты сохранишь меня на всех путях, за то, что Ты будешь давать мне пищу, за то, что Ты будешь давать мне одежду, за то, что Ты будешь хранить меня от войн и за то, что Ты лично будешь моим Богом и покровом - Я ДАМ ТЕБЕ ДЕСЯТИНУ ОТ ВСЕГО».

Вау! Уникальное решение! Это очень мудро. Благословения для всех сфер нашей жизни вообще-то стоят намного дороже. Но Бога устраивают такие заветы.

5. Выводы

Сегодня в теле Христа есть несколько направлений касательно даяния десятин;

  1. Одни отделяют десятины на основании примера Авраама
  2. Другие на основании обета Иакова
  3. Третьи на основании пророка Малахии
  4. Четвертые на основании того, что Иисус больше чем Мелхиседек и Он тем более заслуживает приношений десятин, если того заслуживал Мелхиседек.
  5. Пятые на основании личного откровения от Бога дают десятины

Разные течения и разные понятия и разные споры. Но зачем? Если внимательно посмотреть на принципы всех пяти направлений, то мы увидим ОДНО И ТОЖЕ.

Мы делаем это ради нашего благословения
- мы все отделяем именно десятую часть
- мы знаем, что это правильно и Богу это угодно то, что мы делаем

ВСЕ ЭТИ ПРИНЦИПЫ И ОТКРОВЕНИЯ ВЕРНЫ И ПРИЕМЛЕМЫ НАМ

Это правильно и преимущественно отделять десятую часть от всего, что мы приобретаем, руководствуясь всеми этими пятью принципами. Это и включает в себя понятие - Новозаветная десятина. То есть - пять а одном.

  • Хочу ли я благословить Божьих священников, чтобы получить от них благословения для себя и своих потомков? Да!
  • Хочу ли я дать Богу обет отдавать десятую часть, как благодарность за то, что Он меня во всем благословляет и благословит? Да!
  • Хочу ли я не чувствовать себя вором в Божьих глазах и поддерживать своими десятинами Его дело, Его церковь, Его священнослужителей? Да!
  • Считаю ли я Иисуса больше Мелхиседека и заслуживает ли Он моих приношений, Тот, кто заплатил за мою свободу и вечную жизнь, своею жизнью? Да!
  • Имею ли я личное откровение, что, отделяя десятины, я получаю благословения во все сферы моей жизни? Да! Я испытал это на практике, и я хочу делать это!

У нас никто не забирает десятины. Церковный ящичек не должен больше пугать нас. Опуская руку в него, мы не теряем деньги - мы вытаскиваем для себя благословения. У Бога есть деньги - у Него все деньги, но он смотрит на нас.

Один великий муж Божий сказал; «90% точно принесут нам благословения, если мы отдадим 10% Богу, нежели все 100% без Божьего благословения».

Другой Божий человек сказал; «Не важно, твое личное мнение о десятинах, работают Божьи законы сеяния и жатвы, и если ты не будешь из твоих урожаев, отделять на посев, хотя бы 10%, то ты не можешь рассчитывать на урожай в следующий сезон».

Десятина это;

  • истина, которой следовали мужи Божии
  • правильный и работающий принцип
  • наше решение и наш выбор
  • наш обет Богу ради нашего благословения
  • наша благодарность богу за то, что Он дает
  • пища и обеспечение для Его священников
  • материальное обеспечение Божьего служения

Но, мы не будем забывать, что мы праведны, через веру в Иисуса. Десятины не делают нас праведными - они держат каналы благословений открытыми. Мы не можем точно сказать, что Бог не благословит нас, если мы не будем отдавать десятины. Но мы можем точно сказать, что Бог благословит нас, если мы будем отделять Ему десятины.

Вот какие благословения обещаны дающим десятину

Если Бог будет со мною - присутствие и близость Бога в нашей жизни.
- сохранит меня в пути сем, в который я иду - поможет нам исполнить Его волю
- и даст мне хлеб есть - обеспечение нас пропитанием
- и одежду одеться - обеспечение одеждой
- и я в мире возвращусь в дом отца моего - защита от врагов и ограда жизни
- и будет Господь моим Богом - покровительство Божье
- не открою ли Я для вас отверстий небесных - открытые небеса
- и не изолью ли на вас благословения до избытка - благословения в избытке
- Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные - защита
- и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих - урожаи, жатва
- И блаженными называть будут вас все народы - признание
- потому что вы будете землею вожделенною - исцеление земли

Десятая часть - помогает мне благодарить Бога и иметь хорошие финансовые результаты в жизни. Есть тысячи историй доказывающих, что люди часто имеют проблемы от недостатка мудрости , а не от недостатка финансов. Свидетельства чудес появления денег на карточках, в кошельках, и просто в разных местах дома, умножение финансов, которые происходят в Духовном Центре Благословение Отца.

Здесь я хочу привести основные моменты, что говорит Библия о десятинах и пожертвованиях.

1. О необходимости отделять часть для Господа от всех доходов, как только мы получили их:

«Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.» (Прит. 3:9-10)

2. О необходимости десятин в Ветхом Завете:

(1) Человек, который не приносит десятины Господу, обкрадывает Бога и находится под проклятием.

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ - обкрадываете Меня.» (Мал. 3:8-9)

(2) Приносить все десятины – т.е. каждый раз с каждого дохода отделять для Господа одну десятую часть. И приносить в свою церковь, где мы получаем духовную пищу.

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища…» (Мал. 3:10)

(3) На основании последних двух отрывков можно сделать вывод, что десятины являются обязательными. Друзья, в настоящее время я не вхожу в штат служителей церкви, которые находятся на полном служении (т.е. занимаются служением в церкви вместо обычной работы). Мне совершенно невыгодно писать о необходимости десятин. Я не преследую никаких корыстных целей. Здесь я хочу подчеркнуть, что учение о необходимости десятин – это не прихоть служителей церкви, а повеление Господа, которое Он дал нам в Библии.

(4) Бог благословит нас, если мы будем приносить все десятины. Он закроет источники непредвиденных расходов – «запретит пожирающим». В следующем отрывке в квадратных скобках я написала мои разъяснения:

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными [т.е. счастливыми] называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною [т.е. желанною – будете иметь то, что стремятся хотеть иметь многие люди], говорит Господь Саваоф. (Мал. 3:10-12)

3. О необходимости десятин в Новом Завете Иисус сказал книжникам и фарисеям:

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.» (Матфея 23:23)

В этом отрывке говорится, что десятины нужно отдавать, но при этом не забывать о суде, милости и вере. Этот эпизод повторяется и в Евангелии от Луки 11:42.

4. О пожертвованиях в Новом Завете:

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.» (2Кор. 9:7)

Пожертвования мы даем по желанию – «по расположению сердца». Если мы не хотим, то мы можем не делать пожертвования.

5. О преимуществах даяния в Новом Завете:

«Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.» (Лук. 6:38)

Таким образом, в этой статье мы рассмотрели основные места, в которых Библия говорит о десятинах и пожертвованиях.



Среди многих, как верующих, так и неверующих, бытует следующее мнение о десятине: «Десятина это часть Ветхозаветного Закона. Его сегодня не нужно соблюдать, а стало быть, и десятину - тоже». Давайте выясним, насколько это мнение верно.

Учение о десятине подробно описано в Ветхозаветном Законе:

I. УЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ЗАКОНА О ДЕСЯТИНЕ:

1. Что считалось десятиной?
Левит 27:30-32 «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота , из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено ».
Данный отрывок свидетельствует о том, что десятина от земли включает в себя:
- десятую часть от плода земли,
- десятую часть от плода деревьев и
- десятую часть от плода скота.

2. Каково было предназначение десятины?
Числа 18:21-32 «…а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего , что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; так как десятину сынов Израилевых , которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел , потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела. И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, - и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого. И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания ; и не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего; и посвящаемого сынами Израилевыми не оскверните, и не умрете ».
Данный отрывок свидетельствует о предназначении десятины народа Израилева. Десятина должна была пойти на нужды Священников и Левитов - служителей в скинии собрания, а позже - Храма Божия. Об этом же свидетельствует Иезекииль 44:29-30 «Они [левиты] будут есть от хлебного приношения, от жертвы за грех и жертвы за преступление; и все заклятое у Израиля им же принадлежит. И начатки из всех плодов ваших и всякого рода приношения, из чего ни состояли бы приношения ваши, принадлежат священникам; и начатки молотого вами отдавайте священнику, чтобы над домом твоим почивало благословение ».
Итак, десятина израильтян шла на поддержания существования и служение левитов. Левиты же в свою очередь были призваны отдавать Богу десятину с полученной десятины. Десятина левитов шла на дотацию священников: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, - и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого » (Числа 18:25-29 ).

3. Почему с народа собиралась десятина для священников и левитов?
Когда израильский народ пришёл в землю обетованную, Господь разделил всю землю между коленами Израиля. Каждому колену Он дал свой удел. Но не все 12 колен получили землю, а только 11. Левиты - то есть потомки Левия - не получили земельного удела в земле обетованной, поскольку Господь избрал их и отделил на служение Богу: Числа 18:22-24 «…сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела ; так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела ». Иисус Навин 18:7 «…а левитам нет части между вами , ибо священство Господне есть удел их ».

4. Куда сдавались десятины?
Второзаконие 12:5-7,11-12,17-18 «… но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши , и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой. ...тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите всё, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. ... Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего , и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, - ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими ».
Данный отрывок свидетельствует о том, что Господь заповедал израильтянам приносить свои десятины в Иерусалимский храм - место обитания Господа Бога.
Пророк Малахия призывал неверных в десятине и приношении израильтян принести всё, что они задолжали Богу, в «дом хранилища» - в дом Божий: Малахия 3:8-12 «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища , чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф. И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, говорит Господь Саваоф ».

4. Год десятины
Второзаконие 26:12-15 «Когда ты отделишь все десятины произведений земли твоей в третий год , год десятин , и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове , чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома моего святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял её в нечистоте, и не давал из нее для мёртвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил всё, что Ты заповедал мне; призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам - так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в которой течет молоко и мёд ». Данный отрывок свидетельствует о том, что каждый третий год считался годом десятины. В этот год десятины собирались по месту жительства и складывались в поместный накопитель десятины для того, чтобы кормить местных левитов, пришельцев, сирот и вдов.

Дополнительные места Писания о десятине:
Неемия 10:32-39 «И поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего. И бросили мы жребии о доставке дров, священники, левиты и народ, когда которому поколению нашему в назначенные времена, из года в год, привозить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жертвеннике Господа Бога нашего, по написанному в законе. И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину , будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего ».
Неемия 12:44-45 «В тот же день приставлены были люди к кладовым комнатам для приношений начатков и десятин, чтобы собирать с полей при городах части, положенные законом для священников и левитов, потому что Иудеям радостно было смотреть на стоящих священников и левитов, которые совершали службу Богу своему и дела очищения и были певцами и привратниками по установлению Давида и сына его Соломона ».

Ветхозаветная десятина являлась способом выражения благодарности Богу за всё, что человек имел, а также признанием того, что Господь является владельцем всего.
Почитание Господа материальными благами в Ветхозаветные времена являлось неотъемлемой частью поклонения, которое не оставалось незамеченным и невознаграждённым Богом: Притчи 3:9-10 «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином ».

II. ДЕСЯТИНА И НОВЫЙ ЗАВЕТ

1. Новый Завет о ветхозаветной десятине
Матфей 23:23 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даёте десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять ». То же самое сказано в Луке 11:42 .
Лука 18:11-12 «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю ».
Евреям 7:5 «Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа , то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых ».
Эти три отрывка из Нового Завета относятся к еврейской практике давать десятину, которая предназначалась для левитов и священников - служителей Ветхого Завета.

2. Новый Завет о материальной поддержке служителей
В Новом Завете нет ни одного стиха, который бы заповедовал христианам отдавать десятину - 10% от своего дохода. Однако Новый Завет не отрицает ветхозаветный принцип «спонсирования» служителей. Как и в Ветхозаветные времена Божьи служители имели право существовать от десятины, так же и служители Нового Завета имеют право жить от благовествования: 1 Коринфянам 9:7-14 «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное ? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ».
Сам Господь Иисус, когда посылал Своих учеников проповедовать, заповедал им следующее: Матфея 10:9-10 «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания ».

Каким образом проповедующий Евангелие может жить от благовествования?

Это возможно только в том случае, если он будет жить от пожертвований. И Слово Божье призывает нас делиться: Галатам 6:6 «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим ». 1 Тимофею 5:17-18 «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: ; и: трудящийся достоин награды своей ».
Обратите внимание на то, что апостолы, будучи служителями Нового Завета, касаясь финансовых вопросов служения, ссылались на Ветхий Завет и цитировали Ветхозаветный принцип: «не заграждай рта у вола молотящего » (1 Тимофею 5:18 , 1 Коринфянам 9:9 ). Вы никогда не задумывались, почему апостолы в этом вопросе руководствовались ветхозаветным принципом? Ответ прост: Закон никто не отменял. Об этом же сказал сам Господь Иисус в Матфея 5:17 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ».

3. Новый Завет о пожертвованиях
Даяние в Новом Завете не ограничивается десятиной от доходов. Поскольку всё, что мы имеем, принадлежит Богу (а также и мы сами, согласно 1 Коринфянам 6:19 ), то мы должны быть верными и благоразумными управителями всего, что нам доверил Господь.
Новый Завет призывает христиан не только поддерживать служителей, но и быть щедрыми по отношению к нуждающимся, особенно к братьям и сестрам по вере. Согласно новозаветному учению, даяние должно быть добровольным и щедрым: 1 Коринфянам 16:1-3 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние , чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим ».
Подробно о пожертвованиях на нужды святых (то есть христиан и их церквей) говорится в 2 Коринфянам 8:1-9:15 . Советуем вам внимательно ознакомиться с этими двумя главами. Мы же хотим привлечь ваше внимание к следующим стихам из этих глав: 2 Коринфянам 8:12-15 «Ибо если есть усердие , то оно принимается смотря по тому, кто что имеет , а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка ; а после их избыток в восполнение вашего недостатка , чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка».
Пожертвования на нужды церквей, согласно Новозаветному учению, является доказательством христианской любви: 2 Коринфянам 8:24 «Итак перед лицом церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами».
Слово Божье призывает нас быть щедрыми и доброхотными в своих даяниях: 2 Коринфянам 9:6-11 «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет ; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет . Каждый уделяй по расположению сердца , не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог . Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело , как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу ».

Сегодня некоторые утверждают, что поскольку в Новом Завете нигде нет повеления о десятине, то он отменяет Ветхозаветную десятину. Но сам факт, что заповеди о десятине в Новом Завете нет, должно заставить нас задуматься, а случайно ли это? Нет, не случайно. Господь просто не хочет ограничивать нашу щедрость.
Один христианин сказал в связи с этим: «Для Бога важна не сумма, жертвуемая нами, а состояние сердца, с которым мы это делаем. Возьмем в пример раннюю церковь, когда люди с радостью продавали всё что имели! А знаете почему? Потому что у них было нечто большее. Им не было жалко расставаться со своим имуществом. Это делалось не под страхом наказания, а от исполнения Божьим Царствием внутри. Мы же, когда отсчитываем 10% дохода, чтобы случайно не отдать лишнего, оскорбляем Бога ».

Конечно, лично Богу десятины не нужны. Более того, Ему вообще ничего не нужно, ибо у Него все есть: Ему принадлежит вся вселенная. Десятины же, во-первых , нужны нам самим: для проверки и укрепления, для очистки наших сердец от сребролюбия и жадности («Ибо доброхотно дающего любит Бог » 2 Кор. 9:7 ).
Во-вторых , десятины нужны церкви для содержания служителей. Задумайтесь, разве во времена Ветхого Завета Бог не мог кормить левитов сверхъестественным образом, например, манной? Для Господа нет ничего невозможного. Однако Он сказал, что именно Израиль будет их уделом. Левиты жили на те десятины, которые приносили евреи в храм. Аналогичным образом от новозаветных десятин и пожертвований существуют сегодня служители и миссионеры.

III. ДЕСЯТИНА ВНЕ ВЕТХОГО И НОВОГО ЗАВЕТОВ

Десятина - не является нововведением Ветхозаветного Закона, как думают и утверждают многие. Практика даяния десятой части дохода Богу существовала у многих народов древнего мира. Об этом свидетельствует факт, что Авраам (по национальности халдей) отдал десятую часть добычи Мелхиседеку - «царю Салимскому» и «священнику Бога Всевышнего». Об этом сказано в Бытии 14:17-20 «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего ».
Позже Иаков поклялся отдать Богу десятину из всего, что у него есть, если Бог прибудет с ним во все дни, дарует ему пропитание и в мире вернёт его в дом отца: Бытие 28:20-22 «И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть ». Заметьте , это произошло задолго до Закона, который Бог дал народу Израилеву через Моисея. Таким образом, мы видим, что учение о десятине не ограничивается повелением Ветхозаветного Закона. А стало быть, учение о десятине не может быть отменено Новым Заветом.

Здравствуйте,

В связи с тем, что эта тема волнует не только вас, отвечу развернуто . Я хотел бы затронуть данную тему под призмой истории христианства.

Ну а непосредственно ответ на вопрос будет в конце текста, после предложения, выделенного жирным шрифтом.

Отношение к десятине в церквях - различное. На то есть свои причины. Одни видят в ней законничество, другие, считают что если в Ветхом Завете люди давали столько, то возрожденным свыше не должно давать меньше. Словом, причин для диспутов - множество.

Многие христиане признают десятину, как библейский путь проявления верности Богу и почтения к нему, обнаруживая, что упоминание о десятине встречается до Закона (Быт.14:20; 28:22), в законе Моисея (Лев.27:30,31 и др.); в пророках (Мал.3:10). О ней говорит Иисус (Мф.23:23), упоминает ап.Павел (Евр.7 гл). В Писании также можно немало прочесть о начатках земли, даваемых Богу.

На мой взгляд, десятина несет в себе признание, что мы не пользуемся для себя частью того, что дал нам Господь, и отдаем это в знак почтения и верности Ему. Аналоги подобного отношения можно найти и в постановлениях Ветхого Завета о седьмом дне, о годе юбилейном. Допускаю, что и дерево познания добра и зла несло в себе подобный смысл - не все, что доступно нам - наше. Хотя все и Божье, но есть то, что принадлежит Ему и только Ему.

Пока церковь состояла из иудеев, уверовавших во Христа, как Господа, вопрос десятины был для них бесспорным и решенным. Современные христиане порой спорят, а была ли десятина частью церковной жизни?

В истории церкви можно найти много свидетельств, что христиане не пренебрегали десятиной. Утверждение, что о десятине проповедуют только в ряде протестантских церквей, восстанавливая ветхозаветные установления, абсолютно неверно.

Так, в "Учении двенадцати апостолов", памятнике раннехристианской письменности рубежа 1-2 века, написано: "Поэтому всякий начаток - от произведений точила и гумна, а также волов и овец, взявши (его), ты должен отдать начаток этот пророкам, ибо они ваши архиреи. Если же вы не имеете пророка, то отдайте (начаток) бедным. Если ты приготовишь пищу, то, взявши начаток, отдай (его) по заповеди " (Дидахе 13 глава 3-5).

Ириней Лионский считал десятину минимальным даянием. Он полагал, что Христос не отменил заповеди, а расширил их, дав требования более высокого стандарта: "Поэтому-то Господь вместо: «не прелюбодействуй» заповедал не иметь даже вожделения, и вместо «не убивай» не гневаться, и вместо даяния десятины разделять все имение бедным " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 13-3) "Посему те (иудеи) посвящали Ему десятины своих (имений); а получившие свободу определяют все имущество свое для целей Господних, радостно и свободно давая не меньшее, в надежде получить большее; так бедная вдова все свое состояние отдала в сокровищницу Божию " (Ириней Лионский. Против ересей. Книга 4. 18-2)

В книге "Апостольские постановления", произведении традиционно приписываемом Клименту Римскому, но возможно написанному в 380 г. в Сирии, изложено требование к епископу: "Подаваемые, по заповеди Божией, десятины и начатки пусть расходует он, как человек Божий " (книга первая:25)

В своем толковании на Послание Ефесянам Иоанн Златоуст писал: "Если в ветхом завете так было, то тем более (так должно быть) в новом; если там, где позволено было приобретать, наслаждаться, заботиться (о земном), так много обращали внимания на помощь бедным, то не тем ли более (должно поступать так) здесь, где заповедуется оставлять все? В самом деле, чего не делали израильтяне? Отдавали десятины; потом предоставляли еще другие десятины на вспомоществование сиротам, вдовам и прозелитам. Мне некто с удивлением говорил: такой-то дает десятины. Как нам не стыдно! Мы – христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т. е. не гораздо ли опаснее) теперь! " (Творения Иоанна Златоуста, т.11 книга 1. Толкование на послание Ефесянам, Беседа 4:4)

История говорит, что десятину призывали давать Василий Кесарийский, Амвросий Медиоланский, Августин Аврелий.

Идея десятины в различной мере присуща всем христианским конфессиям. Так известно, что князь Владимир Святославович выделил десятую часть своих доходов на поддержании митрополии и строительство церкви, отчего и пошло ее название - Десятинная церковь. (Строительство было в 990/991 - 996 гг). Владимир повелел и другим приносить десятину. Во время татаро-монгольского ига на Руси десятину отменили, чтобы люди не давали дважды - на поддержку церкви и оброк татаро-монголам. Но обычай этот оставался. При епископских кафедрах возникли особые должностные лица - десятильники. Стоглавый собор в 16 веке определил служение десятских священников, они и исполняли служение десятильника, собирая десятину с прихожан. На эти средства содержались храмы, поддерживалось священство. Церковная десятина отделялась и от поступлений княжеского суда. Самое раннее упоминание о такой форме церковной десятины находится в Краткой Правде (XI в). В Новгородском уставе Святослава Ольговича (1137 г.) писалось, что епископы получали десятину не только от дани, но и от уголовных денежных взысканий (вир) и продаж. Документ XIII века "Правило о церковных людях и десятинах", который регулировал права церквей на принадлежащие ей большие материальные средства, увязывал десятину с правом соборных церквей.

Интересно отметить, что в свое время более 10% крепостных крестьян в России также принадлежали церкви, что была своего рода десятина, по словам святителя Филарета. Но время изменилось, и под влиянием различных факторов, государственная церковь утратила многие материально-хозяйственные преимущества и права.

Интересно отметить, что по словам питерского священника Константина Пархоменко, сегодня десятина, официально введена в двух православных соборах Санкт-Петербурга.

Присутствовала десятина и в католической церкви. Вначала в Западной церкви она являлась обычным добровольным приношением десятой части доходов. После Турский собор 567 года приглашал верных вносить десятину; Маконский собор 585 года уже предписал платить десятину под угрозой отлучения. Впоследствии Карл Великий в 770 году ввел ее в качестве повинности и неисполнение ее влекло за собой уголовное наказание. Впоследствии, начиная с Реформации, а потом и после Французской революции Католическая церковь теряла территории, где могла собирать десятины. На сегодняшний день в католической церкви - даяние десятины в свободной воле верующих.

Таким образом, если смотреть через призму Писания и христианской истории, то в церквях в разные времена устанавливались различные правила, касательно десятины. Это многообразие обусловлено отсутствием прямого запрета на десятину в Новом Завете, и в то же самое время спорностью в вопросах того, куда, кому давать десятину и на что тратить.

Во всяком случае, из Писания явно следует, что любое даяние не должно быть по принуждению, "ибо доброхотно дающего любит Бог " (2 Кор.9:7). Поэтому, даже давая десятину, важно делать это не по принуждению или из страха проклятия, а из-за любви к Богу и желания быть верным Ему.

Именно поэтому мой ответ на Ваш вопрос о вступлении в членство церкви, где прихожанин обязуется давать десятину, таков:

Следует понимать, что любое церковное объединение или поместная церковь в таких практических вопросах, как условия для членства церкви руководствуются не только Писанием, но и уставом церкви и внутренними решениями. И к этому надо относится с изрядной долей терпимости.

Можно, к примеру, не соглашаться с тем, какие песни поют в баптисткой или харизматической церквях, с говорением на языках в пятидесятнической, с платными ритуальными услугами в православной или учением о Марии в католической, НО тогда какой смысл быть там, где Вы не видите здравости? Вы все равно НЕ СМОЖЕТЕ изменить внутрецерковные правила. В сердце будет рождаться огорчения, а отношения с верующими или церковным руководством будет осложняться.

Для всех таких случаев, хорошо прислушаться к голосу народной мудрости: не стоит идти в чужой монастырь со своим уставом! Существуют церкви, где по внутренним установлениям, финансовая поддержка церкви является одним из условий, чтобы стать членом церкви, а существуют и церкви без такого требования. В обоих случаях посещать церковь не возбраняется.

Но, если в церкви Вам нравится, и Вы видите, что учение здравое, люди благочестивые и Господь там действует, то тогда почему бы не принять внутрецерковные установления и не стать членом такой церкви. Тем более, если Вы и так поддерживаете церковь десятой частью своих доходов.

Пусть Бог даст Вам мудрости!

С уважением,
Денис Подорожный

В Ветхом Завете о десятине впервые упоминается в истории о патриархе Аврааме, который передал десятую часть военной добычи Мелхиседеку, царю Салима и священнику Бога Всевышнего: «Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 20). Патриарх Иаков обещал отдать Богу десятину, если Он сохранит его в пути: «если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем… из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт. 28: 20-22). Однако нет прямого подтверждения, что десятина носила регулярный или общеобязательный характер. «Православная энциклопедия» отмечает, что «наиболее раннее свидетельство о регулярной десятине – слова из Книги пророка Амоса: «Приносите жертвы ваши каждое утро, десятины ваши хотя через каждые три дня» (Ам. 4: 4; VIII в. до Р. Х.)» .

Под десятиной понималась десятая часть из всего, что производит своим трудом человек: «И всякая десятина на земле из семян земли или плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня… И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу » (Лев. 27: 30-32). Архимандрит Никифор (Бажанов) в своей «Библейской энциклопедии» поясняет: «Скот приносили как десятину следующим образом: его выпускали из хлевов под жезлом, находящимся в чьих-либо руках, который касался каждого десятого по счету животного, после чего оно делалось собственностью левитов, несмотря на то, хорошо ли оно было или худо, и заменять его уже не позволялось».

Следует отметить, что десятина шла в пользу храмовых служителей – левитов, не имевших земельных наделов, которые были положены другим жителям Иудеи, и потому нуждавшихся в средствах существования. Десятина в данном случае составляла своеобразную компенсацию, выделяемую им взамен отсутствовавшего надела земли. Одну десятую часть от полученной десятины левиты вносили на содержание перво­священника (см.: Чис. 18: 21–32).

Но не только десятина была способом жертвы Богу – существовали и другого рода пожертвования. Так, в Исх. 22: 29–30 читаем: «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею и с ослом твоим: семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне ». Первенцы людей посвящались Богу, а первенцы от животных приносились на восьмой день в жертву Богу.

Главный смысл приношения десятины в Ветхом Завете – научиться бояться Господа: «Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно, … десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни» (Втор. 14: 22–23). Ветхозаветный человек был убежден, что земля и ее плоды принадлежат Богу, который дал ее Израилю во владение: «Господня — земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23: 1). Именно поэтому пророк Малахия называет неуплату десятины «обкрадыванием Бога»: «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: “чем обкрадываем мы Тебя?” Десятиною и приношениями» (Мал. 3: 8).

Десятина в Новом Завете

В Новом Завете заповедь о десятине прямо не отменяется, но и не предписывается. Христос обличает буквализм соотечественников: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23: 23). Интересно, что десятиной хвалится фарисей из евангельской притчи: «…даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18: 12).

В апостольских посланиях мы не находим требований или указаний для христиан следовать системе десятин. Однако апостол Павел неоднократно пишет о необходимости материальной поддержки Церкви, в частности ее служителей. Так, в Первом послании к Коринфянам он говорит: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9: 13-14). Следует отметить, что Апостол не определяет конкретную сумму или часть дохода, которую должны собирать христиане на нужды Церкви, но предлагает: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» (1 Кор. 16: 2). Такие пожертвования должны совершаться верующими добровольно: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 7).

Десятина в истории Церкви

По сообщению «Православной энциклопедии», до начала III в. регулярная десятина в Церкви не практиковалась. Однако уже тогда иерархи высказывали сожаление, что христиане не хотят даже десятую часть своего имущества передать Церкви для поддержки неимущих.

В качестве обязанности для каждого христианина десятина была установлена в Западной Церкви в V в. На Востоке такого распространения десятина не получила.

В Киевской Руси десятина регулярно не взималась. Первое упоминание о ней находится в древнейшем документе – Уставе князя Владимира. В нем имеется следующее указание: десятая часть княжеских доходов передается на содержание каменного собора (который в связи с этим получил название «Десятинной церкви») и всей митрополии. Доктор церковной истории прото­иерей Владислав Цыпин отмечает, что «принципиальное отличие десятины, существовавшей на Руси, от западной заключалось в том, что она взималась не со всего населения, а только с княжеских доходов на основании пожалования и поэтому была многократно меньше, чем на Западе».

Впоследствии на Руси была учреждена должность «десятильник», а позднее – «десятский священник», в ведении которого был сбор десятины. В XVIII в. эти должности были упразднены.

Следует ли вносить десятину
на храм?

На сегодняшний день в Православной Церкви нет обязательной для всех десятины, а только добровольные пожертвования, что практиковалось и во времена апостолов. Среди верующих можно встретить тех, кто, ссылаясь на библейское правило, старается жертвовать десятую часть своих доходов. Заметим, что это дело их личного благочестия.