Темы проектов по химии для общеобразовательных школ. Темы исследовательских работ для учащихся по химии. Актуальность педагогических взглядов Д.И. Менделеева в свете модернизации современного российского образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

III районная научно-практическая конференция «Юность и наука»

Номинация «Химия»

Изучение пищевых продуктов

Выполнила:

обучающаяся 8 класса

Крамаренко Злата

Руководитель:

учитель химии

Романькова Анна

Алексеевна

с.Бутово-2014

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………4

1.1.Качественный состав чипсов…………………….…………………………………4

1.2. Состав чая и его полезные свойства …………. ………………………………......4

1.3.Органолептические и химические показатели воды ……………………………..6

1.4. Полезные качества фруктовых соков……………..……………………………….8

1.5. Полезные свойства меда……………………………………………………………9

ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ………………………………………………..10

2.1. Материалы исследования………………………………………………….............10

2.2. Методы исследования……………………………………………………………...10

ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……………………………………15

3.1. Результаты химического анализа чипсов.………………………………………..15

3.2. Результаты анализа состава чая.…………………………………………………..17

3.3. Результаты определения рН, органолептических и химических показателей природных вод села Бутово……………………………………………………………18

3.4. Результаты определения рН, содержания витаминов А и С в фруктовых соках.………………………….........................................................................................21

3.5. Результаты определения содержания глюкозы в меде…………………………..22

ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………25

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопросы, касающиеся изучения качества пищевых продуктов, становятся наиболее актуальными. Ежедневно, употребляя пищу, мы не задумываемся о том, что ее качество – это наше здоровье, самочувствие, радость жизни или безразличие к ней.

В продуктах питания содержатся важные для роста и развития организма вещества такие как: витамины, микроэлементы, белки, углеводы, жиры и др. Помимо полезных компонентов в пище могут присутствовать вещества чужеродные, иногда даже в высоких концентрациях. Они добавляются в пищу с целью совершенствования технологии ее изготовления, сохранения или улучшения продукта, или же образуются в результате технологической обработки.

Современные потребители, особенно жители мегаполисов, привыкли к тому, что продукты питания попадают на стол из супермаркетов и магазинов. Очень редко можно встретить покупателя, который тщательно изучает состав продукта, стараясь выбрать более полезный или хотя бы безопасный для организма. Исследовав состав некоторых пищевых продуктов, и выявив в них содержание полезных или вредных веществ, мы сможем дать практические рекомендации по употреблению тех или иных продуктов в пищу. Именно в этом и заключается новизна данной исследовательской работы.

Впервые в нашей школьной лаборатории проводятся исследования по данной теме. И мне кажется, что школьникам, которые часто посещают магазины и покупают продукты, бросаясь на яркую и красивую упаковку, не читая состава, будет очень интересно и полезно услышать о качестве пищи, употребляемой ими в повседневной жизни.

Целью исследования является изучение пищевых продуктов.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи :

    Провести химический анализ чипсов различных марок.

    Проанализировать состав чая различных марок.

    Изучить качество природных вод села Бутово по величине рН, органолептическим и химическим показателям.

    Определить рН и содержание витаминов А и С в фруктовых соках различных марок.

    Выявить наличие глюкозы в цветочном меде.

Данное исследование проводилось в марте 2014 года в МБОУ «Бутовская СОШ».

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Качественный состав чипсов.

В состав всех чипсов входят: картофель, чаще всего генномодифицированный, потому что его клубни большие, ровные и неповреждённые; растительное масло, соль; глутамат натрия (Е621), который может вызвать аллергию, астму, нарушение сердечной деятельности, головную боль; лимонная кислота (Е330) – может вызвать злокачественную опухоль; лактоза (добавляется во все чипсы и сухарики и иногда после употребления чипсов бывает тошнота, спазмы – причиной тому может быть непереносимость лактозы); натуральные и идентичные натуральным ароматические вещества; добавка, препятствующая комкованию и слеживанию (Е 551); краситель натуральный папричный жирорастворимый (Е 160С) (1).

Жир, накапливающийся в чипсах, приводит к образованию «плохого» холестерина – а это атеросклероз, тромбофлебиты и другие опасные заболевания. Чипсы в процессе готовки так пропитываются жиром, что, съев маленький пакетик, мы получаем этого жира целых 30 г (2).

Также необходимо помнить, что жареный картофель и чипсы содержат акриламид – вещество, которое может привести к развитию раковых заболеваний, поражению нервной системы и бесплодию. Акриламид – это органическое соединение, которое обладает канцерогенным действием. Несколько лет назад в чипсах был найден глицидамид, «брат» акриламида, способный не только вызывать возникновение раковых опухолей, но и разрушать ДНК. Кроме этих, уже найденных веществ, ещё существуют токсины, образующихся при приготовлении чипсов, которые просто не изучались (3) .

1.2. Состав чая и его полезные свойства.

Чай состоит на 30-50% из экстрактивных, т.е. растворимых в воде частей. Зеленые чаи содержат больше растворимых веществ (40-50%), а черные – меньше (30-45%). Из растворимых веществ прежде всего следует обратить внимание на шесть самых важных групп или составных частей чая: это дубильные вещества, эфирные масла, алкалоиды, аминокислоты, пигменты и витамины и их производных. Танины оказывают успокаивающее действие на желудок и кишечник (4).

Дубильные вещества – один из существенных компонентов чая и чайного настоя. Они составляют 15-30% чая и представляют собой сложную смесь более трех десятков полифенольных соединений, состоящую из танина и различных (по крайней мере, семи) катехинов, полифенолов и их производных. Танины оказывают успокаивающее действие на желудок и кишечник (4).

Эфирные масла имеются как в зеленом листе, так и в готовом чае. Установлено, что эфирных масел в зеленом листе чая содержится всего лишь около 0,02%. Это значит, что для получения 100 г этих масел в чистом виде надо переработать свыше полутоны чайного листа. Хотя при переработке чайного листа потеря эфирных масел достигает 70-80%, при этом происходит и другой процесс – возникновение новых эфирных масел и их производных. Танины оказывают успокаивающее действие на желудок и кишечник (5).

Белковые вещества вместе со свободными аминокислотами составляют от 16 до 25% чая. Белки – важнейшая составная часть чайного листа. Белками являются все ферменты. По содержанию белков и их качеству, а следовательно, по питательности чайный лист не уступает бобовым культурам. Особенно богаты белками зеленые чаи (среди них более всего японские) (5).

Пигменты , входящие в состав чая, играют также немаловажную роль. Исследования последних лет показали, что цветность настоя связана главным образом с двумя группами красящих веществ – теарубигинами и теафлавинами. Первые, дающие красновато-коричневые тона, составляют 10% сухого чая; вторые, золотисто-желтую гамму, - лишь 2% (5).

Другую группу растворимых органических соединений в чае образуют органические кислоты (около 1%), в состав которых входят щавелевая, лимонная, яблочная, янтарная, пировиноградная, фумаровая и еще две-три кислоты. В составе чая они еще слабо исследованы, но ясно, что в целом они повышают пищевую и диетическую ценность чая (5).

Ферменты, или энзимы , содержатся в чае в основном в нерастворимом, связанном состоянии. Это биологические катализаторы. С их помощью происходят все химические превращения как в живом чайном растении, при его росте, так и в процессе фабричного приготовления чая. Основных ферментов чая три, а всего свыше десяти. Главные из них – полифенолоксидаза, пероксидаза и каталаза (5).

П ектиновые вещества – это коллоидные вещества со сложным составом. Содержание их в чае колеблется от 2 до 3%. В присутствии сахаров и кислот они могут образовывать студенистые массы – желе. Пектины имеют немаловажное значение для сохранения качества чая: с ними связано такое физическое свойство чая, как его гигроскопичность. При недостатке в чае пектиновой кислоты его гигроскопичность резко повышается, а следовательно, чай портится быстрее. Дело в том, что пектиновая кислота покрывает каждую чаинку тонкой, слабопроницаемой для влаги желатиновой пленкой и таким образом играет для чая роль «дождевого плаща» (5).

Углеводы в чае содержаться разнообразные – от простых сахаров до сложных полисахаридов. Чем выше в сахаре процент содержания углеводов, тем ниже его сорт. Поэтому углеводы являются своего рода балластом для чая, большинство их нерастворимы. Причем нерастворимы как раз ненужные человеку полисахариды – крахмал, целлюлоза, гемицеллюлоза, составляющие от 10 до 12% чая. Зато полезные углеводы – сахароза, глюкоза, фруктоза, мальтоза (их в чае от 1 до 4%) – растворимы.

В чае присутствуют почти все витамины. В нем имеется провитамин витамина А – каротин, важный для зрения, а также обширная группа витамина В. Имеется в нем витамин С. В свежесорванном чайном листе его в 4 раза больше, чем в соке лимона и апельсина. Но основной витамин чая – это витамин Р. Витамин Р (или С 2) в комплексе с витамином С резко усиливает эффективность аскорбиновой кислоты, способствует ее накоплению и задержанию в организме (5).

1.3. Органолептические и химические показатели воды.

Любую природную воду можно охарактеризовать по органолептическим и химическим показателям. К первым относят совокупность свойств воды, которые непосредственно фиксируются различными органами чувств: прозрачность, запах, вкус, цветность, мутность. П розрачность – это важный показатель чистоты воды. Это способность пропускать свет и делать видимыми предметы, находящиеся на определенной глубине. Прозрачность определяется количеством содержащихся в ней механических и химических примесей. Питьевая вода должна быть бесцветной. Мутность, делает воду неприятной для питья. Совершенно прозрачная вода встречается редко, например, в подземных водоносных слоях. В открытых водоемах вода обычно имеет тот или иной оттенок. Желтоватый оттенок чаще всего свидетельствует о наличии в воде солей железа или гуминовых веществ, образующихся при гниении или разложении растительных остатков. Прозрачность должна быть не менее 30см (6).

Наличие в питьевой воде летучих и пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем или со сточными водами, обуславливают неприятные запахи. В зависимости от происхождения запахи делятся на естественные (ароматический, болотный, древесный, рыбный, травянистый и др.) и искусственные (хлорфенольный, камфорный, бензиновый, хлорный и др.) (6). Чистая питьевая вода не должна иметь никакого запаха . Любой запах указывает на присутствие в воде либо продуктов биологического распада растений или животных, либо каких-либо химических соединений, посторонних для питьевой воды. Запах сероводорода указывает на возможное наличие в воде патогенных микроорганизмов. Хотя иногда это лишь следствие избыточного количества в воде солей серной кислоты, например сернистого железа (минеральные воды Нижнесергинские). Фенольный, смоляной и другие запахи свидетельствуют о возможном загрязнении воды промышленными сточными водами, запах хлора – об избыточных концентрациях остаточного хлора, используемого для обеззараживания питьевой воды и воды плавательных бассейнов (выше 0,5 – 0,6 мг в 1 л воды) (7).

Питьевая воды не должна иметь посторонних привкусов . Вкус воды зависит от ее минерального состава, температуры, концентрации растворенных в ней газов (кислорода и углекислого газа). Кипяченая вода менее вкусна вследствие потери газов и двууглекислых солей кальция и магния.

Для характеристики химических показателей воды используют водородный показатель, содержание хлоридов, сульфатов, фенола, железа и др.

Водородный показатель рН - показатель концентрации в воде водородных ионов. Его величина характеризует фон водной среды: от кислого до щелочного. Для питьевой воды величина рН должна составлять от 6 до 9. Изменение значения рН должно быть сигналом о нарушении технологического режима водоподготовки.

Вода, когда ее перекачивают насосом прозрачна и бесцветна. Но по мере того, как отдельные молекулы этого соединения собираются вместе, появляется характерный ржавый цвет (такую воду часто называют «красной водой» или «ржавой водой»). В воде, содержащей железо, неизбежно образовываются железобактерии - рассадник бактерий самого различного класса и уровня опасности для организма человека. По мере нарастания, эти бактерии образуют красно-коричневые наросты, которые забивают трубы и снижают напор воды. Разлагающаяся масса этих бактерий является причиной неприятного запаха и вкуса воды. Вода с повышенным содержанием железа имеет металлический привкус. Такая вода оставляет следы буквально на всем. Даже при самом малом содержании железа в воде (0,3 мг/л) она оставляет ржавые пятна на любой поверхности. Нерастворимые соединения железа могут образовывать илистые отложения в водонапорных резервуарах, водонагревателях и других водопроводных установках. Повышенное содержание железа в воде (а следовательно в организме человека) является причиной серьезных аллергенных заболеваний (8).

Хлориды присутствуют практически во всех водах. В основном их присутствие в воде связано с вымыванием из горных пород наиболее распространённой на Земле соли - хлорида натрия (поваренной соли). Повышенное содержание хлоридов в совокупности с присутствием в воде аммиака, нитритов и нитратов может свидетельствовать о загрязнённости бытовыми сточными водами. ПДК хлоридов в воде питьевого качества – 300-350 мг/л (в зависимости от стандарта).

Сульфаты попадают в подземные воды в основном при растворении гипса, находящегося в пластах. Повышенное содержание сульфатов в воде приводит к расстройству желудка. ПДК сульфатов в воде питьевого качества - 500 мг/л (6).

ПДК фенола варьирует от 0,1 мг/л в не хлорированной воде до 0,001 мг/л в хлорированной. Такая разница – не случайна. Основной метод обеззараживания в нашей стране – хлорирование. При этом фенол, если он присутствует в воде, превращается в пентахлорфенол (в 250 раз более токсичный, чем фенол) и 2,4,6 хлорфенол (канцероген). Дальнейшее превращение этих веществ ведет к диоксинам (9).

1.4. Полезные качества фруктовых соков.

О пользе соков людям было известно еще в глубокой древности. Употребление свежевыжатых фруктовых и овощных соков поможет сохранить здоровье и красоту, повысить уровень энергетики организма, приобрести гибкость суставов. Регулярное употребление соков благоприятно действует на активизацию обмена веществ; в организм поступают полезные витамины и минералы в натуральном виде; улучшается работа ЖКТ благодаря содержанию клетчатки в мякоти соков; повышается иммунитет и даже снижается холестерин крови; происходит выведение лишней жидкости из организма.

Витамины и микроэлементы , содержащиеся в соках – необходимая часть рациона любого человека. Состояние нашей кожи, волос и ногтей, тонус и хорошее настроение напрямую зависят от них. Жизненно важные витамины – это в первую очередь А (ретинол, каротин), С и Е, являющиеся антиоксидантами, а также витамины группы В. Основных минеральных веществ, необходимых для здорового организма, шесть: это кальций, йод, железо, магний, фосфор и цинк (10).

Фруктовые соки – прекрасное очищающее организм человека средство. Соки овощей являются строителями и восстановителями организма. Они содержат все жизненно необходимые аминокислоты, минеральные соли, витамины, необходимые человеческому организму. Полезно медленно пить сок, смешивая его во рту со слюной, при этом происходит оздоровление носоглотки, улучшается кровоснабжение мозга, защищается эмаль зубов (слюна нейтрализует сахар и кислоту). Не следует смешивать соки с другой пищей, чтобы не вызвать процессы брожения в кишечнике, нельзя сочетать соки с крахмалистой и сладкой пищей. Полезными свойствами обладает любой сок, но есть индивидуальные противопоказания. Например, диабетикам нельзя пить соки из сладких фруктов. Больным язвой желудка и двенадцатиперстной кишки противопоказаны слишком кислые соки (11).

1.5. Полезные свойства меда.

Мёд - продукт, представляющий собой частично переваренный в зобе медоносной пчелы (Apis mellifera ) нектар (12). Мёд содержит 13-22 % воды, 75-80% углеводов (глюкоза , фруктоза , сахароза , мальтоза и др.), витамины В 1 , В 2 , В 6 , Е , К , С , провитамин А-каротин , фолиевую кислоту (13).

Определение качества мёда проводят комплексно, путем химического анализа, с помощью физико-химических методов, при помощи микроскопии, органолептически . Чаще всего определяют следующие показатели: наличие нерастворимых веществ; количество пыльцевых зёрен , реже определяют виды пыльцы растений (пыльцевой анализ); содержание воды; содержание минеральных веществ; содержание сахаров ; активность диастазы ; кислотность ; концентрации опасных и токсических веществ (антибиотики , пестициды , радионуклиды ); концентрация оксиметилфурфурола ; электропроводность (14).

Натуральный пчелиный мед обладает следующими свойствами: термолабильность - мед нельзя разогревать, так как уже при температуре 40°С начинается разрушение ферментов и, соответственно, качество меда ухудшается; антибактериальность - в процессе изготовления меда пчелы добавляют особый фермент ингибин, который превращает глюкозу в глюкуроновую кислоту. Одновременно с этим выделяется перекись водорода. Этим, а также наличием органических кислот и высокой концентрацией сахара объясняется антибактериальное действие меда. Фунгицидность: при правильном хранении мед никогда не покрывается плесенью, в сотах может порой храниться столетиями, то есть в меде не растут грибы и споры. Гигроскопичность: при хранении не допускается высокая влажность окружающей среды. Мед впитывает в себя до 30% влаги и при высокой влажности и температуре воздуха 11-19° С может закиснуть. Кроме того, мед легко впитывает посторонние запахи, поэтому его не стоит хранить рядом с сильно пахнущими продуктами и веществами. Высокая энергетическая ценность : мед - высококалорийный продукт, в 100 г меда содержится 335 ккал. Хорошая усвояемость : благодаря преобладанию в меде глюкозы и фруктозы, он легко усваивается организмом человека (14).

Благодаря насыщенности меда микроэлементами, витаминами и минеральными веществами он повышает сопротивляемость организма инфекциям (14).

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

2.1. Материалы исследования.

Изучение пищевых продуктов проводилось в марте 2014 года в МБОУ «Бутовская СОШ».

Для достижения первой задачи исследования были взяты образцы чипсов разных марок: 1 образец – «Lays », 2 образец – «Русская картошка», 3 образец – «Estrella », 4 образец – «Kracks », 5 образец – «Mega Line Chips ».

Химический анализ чая проведен на образцах таких марок, как: «Bernley » листовой черный – образец №1, «Bernley » пакетированный черный – образец №2, «Беседа» пакетированный черный – образец №3, «Майский» пакетированный черный – образец №4, «Майский» листовой черный – образец №5, «Ahmad Tea » пакетированный зеленый – образец №6, «Ahmad Tea » листовой зеленый – образец №7, «Беседа» листовой черный – образец №8.

Для определения рН, органолептических и химических показателей природных вод села Бутово были отобраны пробы из пяти источников: 1 – колодец на ул. Орловка, 2 – колодец на ул. Речная, 3 – колодец на ул. Лощина, 4 – колодец на ул. Малиновка, 5 – водопроводная вода.

Определение рН и содержание витаминов А и С в фруктовых соках проводилось на образцах соков пяти марок: образец 1 – «Малышам», 2 – «Фруктовый сад», 3 – «Ладушки», 4 – «Сады Придонья», 5 – «Тонус».

Для выявления наличия глюкозы в цветочном меде были взяты следующие образцы: 1 – мед школьный светлый, 2 – мед школьный темный, 3 – мед домашний.

2.2. Методы исследования.

2.2.1. Методы химического анализа чипсов.

Химический анализ чипсов различных марок заключается в изучении содержания масла, крахмала и поваренной соли в пяти образцах чипсов. Для определения масла необходимо положить чипс на фильтровальную бумагу, согнуть бумагу и раздавить чипс. Удалив кусочки чипса с фильтровальной бумаги, посмотреть бумагу на свет. Количество масла определяется по размеру пятна, пропускающего свет.

Наличие крахмала в чипсах различных марок определяется качественной реакцией на крахмал (образование сине-фиолетового пятна при нанесении капли спиртового раствора йода на чипс).

Содержание поваренной соли NaCl в фильтрате чипсов изучается двумя способами: первый – по цвету пламени медной проволоки, опущенной в фильтрат (окрашивается в зеленый цвет), второй – взаимодействием с качественным реактивом на хлорид-ион – нитратом серебра AgNO 3 (выпадение белых хлопьев хлорида серебра (AgCl  ) (2).

2.2.2. Методы изучения состава чая.

Изучение состава чая различных марок проводится по показателям величины рН, содержания витамина С и танинов в водной вытяжке чая. Характер среды (кислотный, нейтральный или щелочной) определяется по изменению окраски универсальной индикаторной бумаги.

Содержание витамина С в чае различных марок определяется с помощью йодометрического метода. В колбу помещается 2 мл чая и добавляется вода до объема 10 мл, а затем немного раствора крахмала. Далее добавляется по каплям спиртовой раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15 с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с йодом, окрасит йод в синий цвет.

Для определения наличия танинов в чае в к 1 мл раствора чая добавляется 1-2 капли хлорида железа (III ) (FeCl 3). При наличии танина в чае наблюдается появление темно-фиолетового окрашивания. Содержание танина в чае определяется визуально-колориметрическим методом (5).

2.2.3. Методы изучения природных вод.

Определение рН, органолептических показателей (характер и интенсивность запаха, прозрачность), химических показателей (наличие хлоридов, сульфатов, фенолов и железа) природных вод села проводили по апробированной ранее методике (6).

Характер среды (кислотный, нейтральный или щелочной) определяется по изменению окраски универсальной индикаторной бумаги.

Характер и интенсивность запаха воды определяется органолептическим методом. Для определения запаха воды 100 мл исследуемой воды при 20 0 С наливают в колбу вместимостью 150-200 мл с широким горлом, накрывают стеклом и встряхивают вращательным движением, сдвигают стекло и быстро определяют характер и интенсивность запаха полагаясь на следующие таблицы. Затем колбу нагревают до 60 0 С и также оценивают запах.

Таблица 1.

Определение характера запаха воды

Характер запаха

Примерный род запаха

Ароматический

Огуречный, цветочный

Болотный

Илистый, тинистый

Древесный

Запах мокрой щепы, древесный

Землистый

Прелый, свежевспаханной земли

Рыбы, рыбьего жира

Сероводородный

Тухлых яиц

Травянистый

Сена, скошенной травы

Неопределенный

Не подходящий под предыдущие определения

Таблица 2.

Определение интенсивности запаха воды

Интенсивность запаха

Описание определения

Никакого

Отсутствие ощутимого запаха

Очень слабый

Запах, обнаруживаемый опытным исследователем

Запах, не привлекающий внимания, но такой, который можно заметить, если указать на него

Отчетливый

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья

Заметный

Запах, легко обнаруживаемый и могущий дать повод относиться к воде с неодобрением.

Очень сильный

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

Для определения прозрачности воды в цилиндр с внутренним диаметром 2,5 см и высотой 30 см наливают исследуемую воду и помещают его неподвижно над шрифтом на высоте 4 см. Сливая и доливая исследуемую воду, находят высоту столба, еще позволяющую читать шрифт. Исследование проводят в хорошо освещенном помещении, но не на прямом свету, на расстоянии 1 м от окна. Измерение повторяют 2-3 раза.

Таблица 3.

Определение содержания хлоридов

Таблица 4.

Определение содержания сульфатов

Для определения наличия фенолов в воде в коническую колбу ёмкостью 200 мл вносят 100 мл исследуемой воды и осторожно добавляют раствор хлорной извести или хлорную воду. При наличии фенолов через 10 минут появится характерный для хлорфенолов «аптечный запах».

Для определения общего содержания железа в пробирку наливают 10 мл исследуемой воды, добавляют 1 каплю концентрированной азотной кислоты (HNO 3), несколько капель раствора пероксида водорода (H 2 O 2) и 0,5 мл 1%-ного раствора роданида калия (KSCN ). При содержании железа – 0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, при более высоких содержаниях – красное.

2.2.4. Методы изучения фруктовых соков.

Изучение состава фруктовых соков различных марок проводили по показателям величины рН, содержания витамина А и С. Характер среды (кислотный, нейтральный или щелочной) определяется по изменению окраски универсальной индикаторной бумаги.

Для обнаружения витамин А в пробирку с соком добавляют 2-3 капли 1% раствора хлорида железа (III ) FeCl 3 . При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание (16).

2.2.5. Методы изучения меда.

Исследование меда заключалось в определении наличия глюкозы в образцах. Глюкоза является альдегидом и многоатомным спиртом одновременно. Поэтому при добавлении к раствору меда, нагретому на пламени горелки, свежеприготовленного гидроксида меди (II ) (Cu (OH ) 2 ) при нагревании отмечается изменение окраски содержимого пробирки с ярко-синего до краснокирпичного в связи с образованием оксида меди (I ) (Cu 2 O  ) (16).

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Результаты химического анализа чипсов.

Распределение образцов чипсов по содержанию масла можно наблюдать на рисунке 3.1.1. Больше всего масла содержит образец марки «Lays », меньше всего – чипсы марки «Kracks ». Остальные марки расположены в ряду по убывающему количеству масла: «Estrella » - «Русская картошка» - «Mega Line Chips ».

Рис.3.1.1. Содержание масла в чипсах.

Рис.3.1.2. Содержание поваренной соли в чипсах по качественной реакции на нитрат серебра.

Результаты содержания поваренной соли в пяти марках чипсов представлены на рисунке 3.1.2. и в таблице 5. Максимальное количество NaCl содержит образец марки «Mega Line Chips », меньше всего соли содержит образец марки «Kracks ». Остальные образцы чипсов марок «Русская картошка», «Estrella » и «Lays » содержат поваренную соль в пределах 10-50, 50-100 мг/л.

Таблица 5.

№ образца

Марка чипсов

Наличие поваренной соли (NaCl)

Lays

Зеленая окраска долгое время

Русская картошка

Зеленая вспышка

Estrella

Зеленая вспышка

Kracks

Отсутствует

Mega Line Chips

Зеленая окраска долгое время

В ходе проведения качественной реакции, выяснилось, что в каждом из образцов чипсов содержится крахмал (рис.3.1.3.).

Рис.3.1.3. Наличие крахмала в чипсах пяти марок (1 – «Lays », 2 – «Русская картошка», 3 – «Estrella », 4 – «Kracks », 5 – «Mega Line Chips »).

3.2. Результаты анализа состава чая.

Рис.3.2.1. Содержание витамина С, танинов и значение рН в чае различных марок.

Проведенный химический анализ чая различных марок показал, что во всех образцах пакетированного и листового чая присутствует витамин С. В образце №2 - «Bernley » пакетированный черный содержится максимальное количество аскорбиновой кислоты, т.к. для образования устойчивого темно-синего окрашивания потребовалось больше капель спиртового раствора йода. В остальных образцах чая содержание витамина С находится примерно на одном уровне, что не позволяет сделать вывод о зависимости между типом чая (листовой или пакетированный) и содержанием исследуемого витамина в нем (рис.3.2.1.).

Измерение величины рН позволило сделать вывод о том, что среда исследуемых водных растворов чая имеет слабовыраженную кислую среду с рН=5,0-6,0 или нейтральную среду рН=7,0. («Bernley » листовой черный, «Беседа» пакетированный черный, «Майский» пакетированный черный, «Майский» листовой черный, «Ahmad Tea » пакетированный зеленый, «Беседа» листовой черный). Два образца чая марок «Bernley » пакетированный черный и «Ahmad Tea » листовой зеленый обладают нейтральной реакцией среды

Анализ наличия танинов позволил выделить два образца чая: «Bernley » пакетированный черный и «Ahmad Tea » пакетированный зеленый, содержащих большее количество исследуемого вещества. В остальных образцах количество танинов находится примерно на одном уровне, т.к. для появления темно-фиолетового окрашивания при взаимодействии с раствором (FeCl 3) потребовалось примерно одинаковое количество хлорида железа (III ) (рис.3.2.1.).

3.3. Результаты определения рН, органолептических и химических показателей природных вод села Бутово.

Результаты определения рН и органолептических показателей природных вод, отобранных из пяти источников, представлены на диаграмме рис.3.3.1. и в таблице 6.

Как видно из диаграммы рисунка 3.3.1., вода из колодца ул.Речной имеет нейтральную реакцию среды, кислыми являются остальные образцы под номерами 1, 3-5 (рН=5,0 – 6,0).

По интенсивности запаха данные пробы при 20 С° распределены в порядке возрастания следующим образом: воды колодца ул.Орловка (никакого), ул.Лощина (никакого), ул.Малиновка (никакого), ул.Речная (очень слабый), водопроводная (очень слабый); при 60 С° - таким образом: воды колодца ул.Орловка (очень слабый), ул.Малиновка (слабый), водопроводная (слабый), ул.Лощина (слабый), ул.Речная (отчетливый).

Рис. 3.3.1. Результаты определения рН, интенсивности запаха и прозрачности природных вод села Бутово (1 – колодец на ул. Орловка, 2 – колодец на ул. Речная, 3 – колодец на ул. Лощина, 4 – колодец на ул. Малиновка, 5 – водопроводная вода).

Самой прозрачной является вода образца №1 (ул.Орловка). Воды из колодцев на ул.Лощина, Речной, Малиновка и водопроводная имеют меньшие показатели прозрачности: 22, 15, 9 см соответственно (рис.3.3.1.).

Таблица 6.

Характер запаха анализируемых образов воды

№ образца

Наименование образца

Ул.Орловка

Неопределенный

Землистый (прелый)

Ул.Речная

Древесный (запах мокрой щепы)

Болотный (илистый)

Ул.Лощина

Неопределенный

Ароматический (цветочный)

Ул.Малиновка

Неопределенный

Травянистый (сено)

Водопроводная

Землистый (прелый)

Древесный (запах мокрой щепы)

При 20°С имеют неопределенный запах воды колодцев на ул.Орловка, Лощина, Малиновка, остальные образцы имеют характерные запахи, представленные в таблице 6. При 60°С все водные образцы имеют запахи, отличные друг от друга (таблица 6).

Учитывая, что чистые природные воды запаха не имеют (6), можно предположить, что ни одна из указанных проб не является пригодной для питья.

Рис.3.3.2. Содержание железа в образцах воды.

Рис.3.3.3. Содержание хлоридов в образцах воды.

По наличию хлоридов анализируемые пробы воды распределены следующим образом: 0-10 мг/л – образцы вод ул.Орловка, Речная, водопроводная, 10-50 мг/л – образец ул.Лощина, 50-100 мг/л – ул.Малиновка (рис.3.3.3.).

Рис.3.3.4. Содержание сульфатов в образцах воды.

Наличие фенолов в образцах под номерами 2 (ул.Речная) и 5 (водопроводная) были обнаружены по ярко выраженному «аптечному» запаху хлорфенолов, в остальных образцах подобного запаха обнаружено не было (таблица 7).

Таблица 7.

№ образца

Наименование образца

Наличие фенолов

0 отсутствует

1 слабо выражено

0 отсутствует

Малиновка

0 отсутствует

Водопроводная

2 сильно выражено

3
.4. Результаты определения рН, содержания витаминов А и С в фруктовых соках.

Рис. 3.4.1. Содержание витаминов А и С, значение величины рН в образцах фруктовых соков.

В ходе анализа было обнаружено, что только три образца фруктового сока содержат витамин А, а именно: «Фруктовый сад», «Тонус» и «Сады Придонья» причем, в последнем – его содержится больше (рис.3.4.1.).

Максимальное количество витамина С содержит также образец под № 4 – «Сады Придонья». Остальные образцы соков распределены в порядке убывания по количеству витамина С следующим образом: «Фруктовый сад» - «Тонус» - «Малышам» = «Ладушки» (рис.3.4.1.).

Характер среды всех исследуемых растворов соков является слабовыраженным кислым, имея значение рН=5,0.

3.5. Результаты определения содержания глюкозы в меде.

Проведение качественной реакции на глюкозу во всех трех образцах меда показал, что в каждом из них содержится исследуемый углевод С 6 Н 12 О 6 (рис.3.5.1.- 3.5.2.).


3.5.1.1. 3.5.1.2.

Рис.3.5.1. Качественная реакция на глюкозу в образцах мёда: 3.5.1.1. – образование свежеприготовленного гидроксида меди (II ); 3.5.1.2. – образцы после размешивания.


3.5.2.1. 3.5.2.2.

Рис.3.5.2. Образование краснокирпичного осадка оксида меди (I ):

3.5.2.1. – переход от светло-голубого окрашивания до коричного при нагревании; 3.5.2.2. – выпадение в осадок краснокирпичного оксида меди (I ).

Таким образом, проводя химический анализ продуктов питания, мы выявили, что больше всего масла содержат чипсы марки «Lays », меньше всего – марки «Kracks ». Максимальное количество поваренной соли содержится в чипсах марки «Mega Line Chips », меньше всего - «Kracks ». В ходе проведения исследования выяснилось, что в каждом из образцов пяти марок чипсов содержится крахмал.

Проведенный химический анализ чая различных марок показал, что во всех образцах пакетированного и листового чая присутствует витамин С. В чае марке «Bernley » пакетированный черный содержится максимальное количество аскорбиновой кислоты. Измерение величины рН позволило сделать вывод о том, что среда исследуемых водных растворов чая имеет слабовыраженную кислую с рН=5,0-6,0 или нейтральную среду рН=7,0. Анализ наличия танинов позволил выделить два образца чая: «Bernley » пакетированный черный и «Ahmad Tea » пакетированный зеленый, содержащих большее количество дубильного вещества.

Проводя химический анализ мы выявили, что вода из колодца ул.Речной имеет нейтральную реакцию среды, кислыми являются остальные воды (рН=5,0 – 6,0). При 20С° интенсивность запаха была обнаружена у воды на ул.Речная и водопроводной. При 60С° воды колодца на ул.Орловка, ул.Малиновка, ул.Лощина, водопроводная имеют слабый запах, на ул.Речная - отчетливый. Самой прозрачной является вода из колодца на ул.Орловка. Анализ содержания железа показал, что все пробы исследуемых природных вод содержат железо на уровне, безопасном для здоровья человека (до ПДК 0,3 мг/л), больше всего элемента обнаружено в водопроводной воде (выше 0,1 мг/л). Изучение содержания хлоридов показал, что во всех пробах солей содержится на безопасном уровне. Анализ содержания сульфатов показал, что все пробы воды находятся на одном уровне по содержанию названных солей (от 0 до 0,1 мг/л), безвредном для здоровья. Наличие фенолов было обнаружено в воде колодца на ул.Речная и в водопроводной.

В ходе анализа было выявлено, что только три марки фруктового сока содержат витамин А, а именно: «Фруктовый сад», «Тонус» и «Сады Придонья» причем, в последнем – его содержится больше. Максимальное количество витамина С содержит также фруктовый сок марки «Сады Придонья». Характер среды всех исследуемых растворов соков является слабовыраженным кислым, имея значение рН=5,0.

Проведение качественной реакции на глюкозу во всех трех образцах меда показал, что в каждом из них содержится исследуемый углевод С 6 Н 12 О 6 .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи реализованы. Полученные результаты позволяют разработать следующие практические рекомендации:

1. Прежде чем купить товар, необходимо внимательно изучить этикетку по показателям жира, крахмала и калорийности. Каждый человек должен понимать, что съедая пачку чипсов, мы получаем: 0 граммов витаминов, минералов; половину дневной нормы соли, красители и ароматизаторы. Чтобы избежать ожирения, заболевания печени, почек, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, гипертонии, лучше исключить этот продукт из своего рациона или хотя бы уменьшить его употребление.

2. Чай препятствует развитию сердечнососудистых заболеваний , снижает вероятность развития онкологических заболеваний , усиливает активность пищеварительного тракта и нормализует микрофлору кишечника, замедляет старение организма и оказывает на организм тонизирующее воздействие. Так как в чае содержится большое количество витаминов, танинов, эфирных масел, белков, углеводов, пектинов и др., он является очень полезным, но еще и очень вкусным напитком. Советую, чаще пить чай, особенно марок « Bernley ” и “ Ahmad Tea ”.

3. В том случае, когда природные воды становятся источниками питьевой воды, желательно подвергать их кипячению, отстаиванию, использовать фильтры в связи с тем, что они могут иметь неприятные запахи различной интенсивности и содержать различные химические вещества (железо, сульфаты, хлориды, фенолы и др.), в количествах, небезопасные для здоровья человека.

4. Соки – верное средство от авитаминоза и недостатка минеральных веществ в организме. Нужно читать состав и отдавать предпочтение наиболее полезному. Советую пить сок марки «Сады Придонья», т.к. в нем содержится самое большое количество витаминов А и С.

5. Мёд - натуральный продукт с богатым содержанием витаминов, сахаров ферментов, микроэлементов и других, полезных для человека веществ. Мед и его целебные свойства известны людям с древних времен. Поэтому рекомендую включить его в свой рацион.

В заключении хочется отметить, что проведенное исследование, позволяет лишь сказать о качестве и безопасности продукта и наличии в нем полезных или вредных веществ, а не о их количестве, т.к. возможности нашей школьной лаборатории ограничены. В будущем мы хотели бы расширять спектр объектов исследования и постараться более детально изучить состав и качество продуктов питания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Разговор о правильном питании / Методическое пособие. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2001. – 211 с.

    Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. - М.: Химия, 1995. – 78 с.

    Исследовательская деятельность учащихся по химии: метод. Пособие / Е.В. Тяглова. – 2-е изд. – М: Глобус, 2007. – 224 с. – (Уроки мастерства).

    Научно – методический журнал «Химия в школе» / Л.С. Левина, – М: «Центрхимпресс», «Химия в школе», 2010, №1. – 80 с.

    Научно – методический журнал «Химия в школе» / Л.С. Левина, – М: «Центрхимпресс», «Химия в школе», 2009, №10. – 80 с.

    Методическое руководство по выполнению школьных исследовательских работ по экологии: в 5 ч. / сост. Л.А. Дейнека. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. – Ч. 5. – 32 с.

    Экология Белгородской области: Учеб. Пособие для учащихся 8 – 11- классов / А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Е.Г. Глазунов. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 288 с.

    Эйхлер В. Яды в нашей пище: Пер. с нем. – М: Мир, 1993. – 217 с.

    Юфит С.С. Яды вокруг нас. Вызов человечеству. – М.: Классикс Стиль, 2002. – 368с.

    http://www.vitagid

    Энциклопедия для детей. Биология. Том 2. «Аванта+», М., 1996. – 256 с.

    Химия: проектная деятельность учащихся / авт. – сост. Н.В. Ширшина. – 2-е. изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 184 с.

    Кривцов Н.И., Лебедев В.И. Получение и использование продуктов пчеловодства. – М.: Нива России, 1993. – 285 с.

    Шеметков М.Ф., Шапиро Д.К, Данусевич И.К. Продукты пчеловодства и здоровье. – Минск: Ураджай, 1987. – 101 с.

    Экология 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся / сост. И.П. Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2009. – 134 с.

    Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; Под ред. В.И. Теренина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 304 с.: ил.

Исследовательская работа учащихся по химии

из опыта работы учителя химии Габдрахмановой Т.В.

«МБОУ СОШ №5» г.Усинск Республика Коми

Сомневаясь, мы начинаем исследовать,

а исследуя, находим истину.
Пьер Абеляр

Введение

Одной из основных функций учителя является обучения и развитие личности ученика. Особую значимость приобретает организация исследовательской деятельности, которая оказывает существенное влияние на личностное и профессиональное развитие учащихся.

На протяжении многих лет я занимаюсь организацией исследовательской работы среди учащихся 8-11 классов по химии в нашей школе.

Целью исследовательской работы является воспитание любознательного, активно познающего мир, владеющего основами умения учиться ученика, умеющего слушать и слышать других .

Задачи :

развивать умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

развивать коммуникативные и творческие способности учащихся;

совершенствовать навыки работы с методами, необходимыми для проведения исследований − наблюдением, измерением, экспериментом;

оформлять результаты работы, представлять свою работу на различных конкурсах;

использовать опыт учащихся для получения новых знаний;

развитие способности к самостоятельной работе с различной информацией.

Актуальность исследовательской работы:

поиск наибольшей эффективности между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения учащихся;

потребность формирования уникальной творческой личности, способной нестандартно мыслить.

обучение учащихся способам поиска, систематизации и обработки полученной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности.

Организация исследовательской работы на уроках химии

При организации исследовательской работы необходима теоретическая подготовка, которую учащиеся получают на традиционных занятиях по первичному закреплению знаний.

Элементы исследовательской работы учащиеся получают на уроках химии, но при этом возникают различные проблемы, так как школьники очень расплывчато представляют методы исследования, этапы работы, оформление результатов своей исследовательской работы. Им трудно подобрать источники информации для темы, генерировать идеи, найти пути решения проблем, анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы, соотнести достигнутое с ранее поставленными целями и задачами. Когда учащиеся подготовлены теоретически, следует применять у роки с элементами исследования и уроки-исследования. Для стимулирования интереса к исследовательской деятельности на уроках химии необходимо создать ситуацию успеха.

Уроки с элементами исследования .

Учащиеся отрабатывают на уроке отдельные учебные приемы, которые составляют исследовательскую деятельность . Что бы учащимся предлагать провести исследование требуется сформировать у них понятие о предмете и объекте исследования, гипотезе, показать способы проверки гипотез. Алгоритм исследования учащимся можно предложить на примере простой проблемной задачи с химическим содержанием. Например «Какими свойствами должен обладать оксид и гидроксид элемента с порядковым номером 13?» (Приложение 1). После выполнения работы учащимся можно предложить самостоятельные исследования по проблеме: «Какими свойствами обладает гидроксид химического элемента, если электронное строение атома выражается схемой: 2е; 8е; 5е?». По содержанию элементов исследовательской деятельности выделяют разнообразные типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, работа с источниками информации, уроки с проведением эксперимента, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

В развитии исследовательских умений учащихся очень важна роль проблемного обучения. Проблемная ситуация побуждает учеников к мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация и т.д.) При рассмотрении темы «Коррозия металлов» можно создать проблемную ситуацию. Ребенок выступает с сообщением, в котором рассказывает о вреде коррозии. Докладчик преследует цель дать общее представление о коррозии и о вреде, наносимом этим явлением. Строки из доклада: «Коррозия наносит не только прямой ущерб (ежегодно от нее теряется около одной трети произведенного за год во всем мире металла), но и косвенный: ведь разрушаются металлические конструкции (машины, крыши, памятники, мосты)». Определяем проблему, которую следует разрешить на уроке: как защитить металлы от коррозии? Учащиеся предлагают и обосновывают методы защиты металлов от коррозии.

Химический эксперимент является одним из способов формирования и развития исследовательских умений учащихся. Эксперимент на уроке используют для создания проблемной ситуации, а так же как средство подтверждения или опровержения выдвинутых учащимися гипотез. При изучении темы «Гидролиз солей» в начале урока можно провести лабораторный опыт и с помощью универсальной индикаторной бумаги определить среду растворов солей. Наблюдения можно записать в таблицу.

После проведения опыта совместно с учащимися выдвигаем проблему. Соли рассматриваем как результат реакции нейтрализации. Почему растворы солей имеют разную среду? Опираясь на известные знания о диссоциации, учащиеся выдвигают различные гипотезы. Учащиеся вспоминают различные признаки классификации кислот и оснований, анализируют формулы предложенных солей. В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что происходит гидролиз, который является одним из химических свойств солей.

Урок-исследование

На уроке-исследовании учащиеся осваивают методику научного исследования, устанавливают этапы научного познания. Исследовательские знания и умения учащиеся осваивают поэтапно, постепенно увеличивая степень самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности .

На уроках-исследованиях используются разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Предпочтение отдается работе в группах по 2-4 человека, так как работа в группе способствуют формированию коммуникативных ОУУН. Чтобы избежать недостатков групповой работы (конфликты, «спрятаться за чужими спинами» и т.д.) разрабатываются и используются правила групповой работы .

Урок-практикум

На уроках-практикумах учащиеся также работают в группах. Каждая группа, состоящая из 2-3 человек получает экспериментальное задание, которое в течении урока необходимо выполнить. При проведении практикума для учащихся создается инструкция, которая по определенным правилам последовательно устанавливает действия ученика.

Исходя из имеющегося опыта можно предложить следующую структуру уроков-практикумов:

Сообщение темы, цели и задач практикума;

Актуализация опорных знаний и умений учащихся;

Мотивация учебной деятельности учащихся;

Ознакомление учащихся с инструкцией;

Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования;

Выполнение работы учащихся под руководством учителя;

Составление отчета;

Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы.

Эту структуру можно изменять в зависимости от содержания работы, подготовки учащихся и наличия оборудования. Уроки-практикумы проводятся в 11 классе, например по теме «Получение, собирание и изучение свойств газов», «Решение экспериментальных задач по неорганической и органической химии».

В преподавании учебных предметов основная задача заключается в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их задавать вопросы и пытаться найти на них ответы, уметь объяснять результаты, делать обоснованные выводы. Внедрение исследовательского подхода способствует усилению мотивации учебной деятельности в обучении химии.

Исследовательская работа в школе может быть разнообразной. Навыки исследовательской работы на уроках химии учащиеся получают на практических работах, в которых сочетаются разнообразные задания: экспериментальные задачи, расчетные задачи, которые требуют теоретической подготовки к работе, и отражают основные этапы исследовательской деятельности.

При решении экспериментальных задач учащиеся видят связь химии с жизнью, что способствует развитию интереса к изучению предмета, а также подготовить их к осознанному выполнению практических работ (Приложение 2). Исследовательская деятельность учащихся осуществляется как на уроках химии, так и во внеурочное время.

Исследовательская работа во внеурочное время+

- выявление талантливых и одарѐнных учащихся

Многие учащиеся способны заниматься исследовательской, а тем более научно-исследовательской деятельностью. Важно уметь определять талантливых и способных учеников. Необходимо учитывать, что общая успеваемость учащегося не является главным показателем его реальных способностей. Сложнее выявить у учащихся готовность к данному виду деятельности. Необходимо найти такого ученика, которому это интересно, и который доведет работу до конца.

На уроке такие дети заметны при выполнении практических и лабораторных работ, составлении проектов, выступлении с презентациями. При проверке таких заданий необходимо обращать внимание на творческий подход к выполнению заданий, на использование дополнительной литературы. Во время представления такой работы учащимся предлагается подискутировать на тему, что понравилось в данной работе и что можно еще порекомендовать. После выступления, предлагается ответить на несколько вопросов, направленных на выявление отношения к данному виду деятельности.

При анализе таких выступлений нужно обратить внимание на тех учащихся, у которых к данному виду работы проявляется стабильный интерес. В дальнейшем этим детям можно предложить поучаствовать в исследовательской работе.

- формирование интереса к научному творчеству

Не всегда учащиеся проявляют интерес к научно-исследовательской работе, поэтому необходимо сделать упор на исполнительность и ответственность школьника. Как заинтересовать ученика? Для этого можно использовать несколько приемов. Во-первых, убедить, что участие в научно-исследовательской работе пригодится в дальнейшей жизни, за пределами школы. Во-вторых, зная, что подростки стремятся, как-то выделиться, быть не похожими на большинство, то участие в научно-исследовательской работе позволит ощутить свое особенное положение среди одноклассников. В-третьих, создать атмосферу соревнования.

- работа с литературой

Любая деятельность, и школьный реферат и докторская диссертация, невозможны без работы с источниками литературы. Необходимо объяснить и показать ученику, что литературный источник − основа его работы. В ходе исследовательской работы учащимся приходится работать с различными источниками информации. Задача ученика − научиться работать с источником, приобрести навык самостоятельной работы, правильного оформления. Необходимо дать некоторые рекомендации при работе с литературными источниками. Объяснить учащимся, что не вся собранная информация может оказаться необходимой, не пытаться включить в работу весь собранный материал.

- практическая часть работы

При проведении практической части учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования, обрабатывают полученные результаты. Роль учителя на данном этапе организации исследовательской деятельности не является доминирующей. Учитель сотрудничает с учащимся, консультирует, подсказывает, как правильно работать с оборудованием, поставить эксперимент .

Выполняя научное исследование, учащиеся приобретают навыки самостоятельного творчества, самостоятельного получения новых знаний, информации и их практического применения, которые будут полезны в любой области деятельности.

- выступление на научных конференциях

Научно-практические конференции учащихся ежегодно проходят в школе. Успех выступления на научно-практической конференции зависит от того, насколько учащиеся смогут хорошо и уверенно представить свою работу в секции, подготовить компьютерную презентацию, текст выступления. Необходимо четко изучить критерии оценивания работы. Защита работы будет результативной, когда ученик свободно владеет информацией, ориентируются во всех частях выполненной работы, знает термины, обладает навыками ораторского искусства, хорошо подготовлен к выступлению на конференции. Ученик, занимающийся исследованием, проявляет значительную самостоятельность на всех этапах работы. У таких детей растѐт их познавательная активность и как правило, повышается качество знаний по предмету. Приобретенный опыт и исследовательские навыки учащихся влияют на качество выполнения опытов на практических работах: они быстрее подбирают реактивы для проведения реакций, делают правильные наблюдения и выводы. Исследовательская работа может помочь учащимся, определиться с выбором профессии, где основным направлением является работа с химическими веществами.

Исследовательская работа требует много времени, и в основном происходит во внеурочное время. Учащиеся 9-10 -ых классов ежегодно участвуют в школьной научно-практической конференции, с некоторыми работами выступают на муниципальной научно-практической конференции. В 2016 г ученица 9б класса Берестецкая Екатерина выступила на городской конференции с темой «Пищевые добавки и влияние их на организм человека», презентация размещена на сайте https://sites.google.com/site/gabdrakhmanova5/home/vneklassnaa-rabota/gorodskaa-konferencia

В 2017 г учащиеся 9г класса Щеглов Артем с темой «Адсорбционные свойства угля» и Скворцов Денис с темой «Железо - элемент цивилизации и жизни» выступили на муниципальной научно-практической конференции и заняли третье место. В приложении 3 представлены фрагменты работы Щеглова Артема. Ссылка на презентации к работам https://sites.google.com/site/gabdrakhmanova5/home/issledovatelskaa-rabota/zelezo

реактив

пробирки

лакмус

NaOH

синий

NaCl

фиолетовый

HCl

красный

Задача 2

В трех пронумерованных пробирках под №1, №2, №3 находятся растворы хлорида бария, сульфата натрия и карбоната калия. Распознать вещества, составить уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Работа в парах (заполнение таблицы, составление уравнений реакций)

реактивы

Формулы веществ

HCl

BaCl 2

H 2 SO 4

пробирки

BaCl 2

Белый осадок

Na 2 SO 4

Белый осадок

K 2 CO 3

Газ без цвета и запаха

Одно из веществ реагирует с добавленным реактивом, а два других нет. При этом мы наблюдаем, что в одной из пробирок реакция действительно прошла, то есть должен наблюдаться какой-либо ее внешний признак - выделение газа, изменение цвета, выпадение осадка и т.п.

Уравнения реакций

K 2 CO 3 +2 HCl → 2 KCl +H 2 O + CO 2

2 K + +CO 3 2- + 2 H + + 2 Cl - → 2 K + + 2 Cl - + H 2 O + CO 2

2 H + + CO 3 2- → H 2 O + CO 2

Na 2 SO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + 2 NaCl

2 Na + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2 Cl - → BaSO 4 ↓ + 2 Na + + 2 Cl -

Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4

H 2 SO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + 2 HCl

2 H + + SO 4 2- + Ba 2+ + 2 Cl - → BaSO 4 ↓ + 2 H + + 2 Cl -

Ba 2+ + SO 4 2- BaSO 4

Задача 3

В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлоридов натрия, магния, алюминия. Распознать вещества, составить уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном виде.

Работа в парах (заполнение таблицы, составление уравнений реакций).

Формулы веществ

Реактивы

пробирки

NaOH

Уравнения реакций

MgCl 2 + 2 NaOH Mg ( OH ) 2 ↓+ 2 NaCl

Mg 2+ + 2 Cl - + 2 Na + + 2 OH - Mg ( OH ) 2 ↓ + 2 Na + + 2 Cl -

Mg 2+ + 2 OH - Mg ( OH ) 2

AlCl 3 + 3 NaOH Al ( OH ) 3 ↓ + 3 NaCl

Al 3+ +3 Cl - + 3 Na + + 3 OH - → Al(OH) 3 ↓ + 3 Na + +3 Cl -

Al 3+ +3 OH - → Al(OH) 3

Al(OH) 3 + NaOH → Na

Al(OH) 3 + Na + + OH - → Na + + -

Приложение 3

(Фрагменты работы)

Исследовательская работа по химии

«Адсорбционные свойства угля»

Выполнил ученик 9г класса Щеглов Артем

Введение

В природе широко распространено явление поглощения одним веществом других веществ, называемое сорбцией. Тела с развитой поверхностью способны поглощать, т. е. адсорбировать, из окружающего объема молекулы газа, жидкости. Практическое значение явления адсорбции в жизни человека весьма велико. Вспомним хотя бы противогаз или бытовые фильтры для очистки воды. В жизни чаще применяют активированный уголь и в медицине в качестве адсорбента.

Актуальность работы :

привлечение внимания к изучению химии с практической стороны и применения полученных знаний в быту, развитие интереса к получению теоретических и практических навыков по химии: работа в лаборатории, работа с Интернетом для поиска и передачи информации.

Целью данной работы является изучение и сравнение адсорбционной способности белого и черного активированного угля.

Задачи, поставленные для достижения цели :

найти примеры практического применения адсорбционной способности активированного угля в деятельности и в жизни человека.

изучить адсорбционную способность черного и белого активированного угля;

понаблюдать и проанализировать явление адсорбции, на примере активированного угля.

Изучить, как использовать разнообразные углеродосодержащие средства без вреда для здоровья и каковы возможности активированного угля.

Для исследования я ознакомился с различными источниками, технической литературой, интернет ресурсами, и выяснил, что явление адсорбции широко представлено и хорошо изученное явление. Адсорбция лежит в основе очистки, осушки, разделения газов и других процессов. На основе адсорбции производят очистку и осветление воды, которую в дальнейшем используют для питья и технических нужд. В теоретической части я использовал материалы технической и исторической литературы, а для эксперимента я воспользовался учебником для студентов Аналитическая химия, Лабораторный практикум.

Методы исследования, которые использовались в работе :

Изучение и подбор материала;

Наблюдение и анализ явлений адсорбции;

Эксперимент.

Гипотеза

Не смотря на высокую эффективность белого угля, большинство людей отдает свое предпочтение проверенному натуральному препарату - черному активированному углю. Черный активированный уголь проявляет лучшие адсорбирующие свойства по сравнению с белым активированным углем.

Заключение

Активированный уголь продемонстрировал нам свои адсорбционные способности, т.е. поглощающие свойства.

Почему же, маленькая черная таблетка способна так эффективно поглощать различные вещества?

Как я выяснил, изучая литературные источники, дело в особом строении углерода, которое представляет собой слои атомов углерода, расположенных хаотично относительно друг друга, из-за чего между слоями образуется пространство - поры. Эти поры и придают активированному углю его свойства - поры способны поглощать и удерживать в себе другие вещества. Таких пор невероятное количество. Так, площадь пор всего 1 грамма активированного угля может доходить до 2000м 2 ! Белый и черный активированный уголь находит широкое применение на основе своих свойств.

Вывод ы

Уголь - лекарственное средство, принимать нужно следуя инструкции.

Черный активированный уголь более известен и более привычен учащимся, чем белый.

Белый уголь, не смотря на своё синтетическое происхождение, является более качественным адсорбентом.

При изучении литературы углубил свои знания о применении адсорбционной способности активированного угля в жизни человека. При сравнении адсорбционной способности белого и черного угля выяснил, что черный уголь лучше поглощает запахи; обесцвечивает натуральный брусничный сироп. Белый уголь лучше обесцветил лакмус.

Не все вещества полностью адсорбируются активированным углем.

Одной из причин того, что эти вещества остались в растворе, и окраска не изменилась, может быть то, что размеры молекул этих веществ больше чем размеры пор адсорбента.

Выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение частично.

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • How did Nobel Prize Winners from Great Britain and Russia contribute to the progress of Humanity

    История создания Нобелевской премии и ее создатель. Британские Нобелевские лауреаты. Русские Нобелевские лауреаты. Влияние Нобелевской премии на прогресс человечества.

  • "Quindecim miracula" Амурской области

    Цель проекта: раскрыть понятие «quindecim miracula» Амурской области; охарактеризовать имеющиеся минеральные источники Приамурья, изучить их химический состав и влияние на организм человека.

  • А наша водица - здоровья частица, или…

    Описано исследование по комплексной гигиенической оценке качества питьевой воды из различных источников на территории МО Рождественское сельское поселение. Исследовались 12 проб колодезной и водопроводной воды визуально-колориметрическим, органолептическим методами (методика А.Г. Муравьёва), методом титрования. Предложены рекомендации по улучшению качества воды.

  • Автомагистраль, снег, почва, растения

    В работе выясняется влияние автомагистрали на содержание ионов свинца и хлора в снеге, почве и растениях. Доказывается отрицательное воздействие высоких концентраций этих ионов на живые организмы.

  • В последнее время автомобиль становится конкурентом человека в борьбе за жизненное пространство. Объект исследования: проблема загрязнения окружающей среды автотранспортом и ее профилактика в условиях современного общества. В ходе проведения работы исследовался уровень загрязнения атмосферы Кузнецкого района г. Новокузнецка выбросами выхлопных газов автомобилей. Также были разработаны мероприятия по защите окружающей среды от влияния автотранспортных средств.

  • Автомобильное топливо и его применение

    Данная работа показывает межпредметную связь химии с профессиональным циклом предметов по профессии "Автомеханик". В работе описаны основные виды автомобильного топлива, области его применения, процессы, происходящие при сгорании топлива.

  • Агент 000, или Щит и меч

    Всем известна роль озона для планеты Земля: озоновый щит защищает все живое от агрессивного ультрафиолетового излучения. Но озон одновременно является и мечом. Знаменитый Джеймс Бонд был агентом 007, нули перед семёркой означали, что агент имел право на убийство. Кодовое обозначение озона еще грознее – три нуля, 000. Озон – агент с правом на массовое убийство бактерий и всевозможных вредных примесей. Цель работы – изучение свойств озона и поиск реактивов для его обнаружения. Описано открытие озона; роль озонового слоя Земли; рабочие профессии озона. В экспериментальной части работы озон получали физическим способом – с помощью непрерывного искрового разряда; химическим методом – действуя концентрированной серной кислотой на пероксосульфат калия. Изучали отбеливающие действия озона на красители. Подобрали более чувствительный реактив для обнаружения озона – смесь растворов сульфата двухвалентного железа и роданида калия.

  • Агрономия. Эффект минеральных удобрений

    В работе приведена информация по истории агрономии. Дана характеристика макро- и микроудобрений, их биологическая роль для роста и развития растений. Особое внимание уделено нитратам в части последствий их использования человеком.

  • Агрохимическое исследование почвы пришкольного участка школы "Жасыл Алан"

    В работе рассмотрены вопросы плодородия почвы, проведен количественный анализ на содержание ионов сульфата, карбоната и хлорида с пробы пришкольного участка земли. Также сделан бактериологический анализ совместно с районной ветеринарной лабораторией и определено количество нитратов и рН почвы вместе с районной санэпидемстанцией.

  • Агрохимия для восьмиклассников

    Мною были поставлены задачи: определить физическое и химическое состояние почвы с дачного участка, провести сравнительный анализ произрастания комнатных растений и овощных культур на исследуемой почве с минеральными удобрениями и без них, в качестве минерального удобрения использовать промышленные азотсодержащие сточные воды от производства NPK (г. Россошь). Опираясь на результаты моего исследования, можно утверждать, что удобрения являются стимулятором роста растений, но только в дозах, ему необходимых.

  • Адсорбция уксусной кислоты активированным углем

    Целью нашей работы было изучить адсорбцию уксусной кислоты и выбрать модель процесса (модели адсорбции Ленгмюра и Фрейндлиха). Определяя экспериментальным путем разность между концентрацией раствора до и после адсорбции для растворов различной концентрации и зная массу адсорбента, мы получили данные об удельной адсорбции в зависимости от равновесной концентрации раствора.

  • Азот в пище, воде и организме человека

    В работе дана информация о роли азота для организма человека, воды, воздуха. Описаны методы определения (обнаружения) связанного азота в различных веществах: пище, воде, воздухе. Проведен анализ пищевых продуктов (мука, крахмал, сыр, хлеб, вода и др.) и воздуха на присутствие в них азота. Показано значение белковой пищи для человека. Оценивается опасность модных белковых диет.

  • Азот и его соединения

    В работе рассмотрены строение, свойства и применение азота и его соединений; показано значение азота, его влияние на живые организмы; круговорот азота в природе; приведены диаграммы получения азотных удобрений и их использование в севообороте.

  • Азот как биогенный элемент

    Работа посвящена изучению биологической роли азота. В ней рассматривается значение важнейших соединений этого элемента, а также его взаимосвязь с бобовыми растениями. Материал содержит интересные сведения о замораживании живых структур в жидком азоте.

  • Оглянемся вокруг. Природа рядом с нами наполнена множеством прекрасных сочных красок. Вот я и решила позаимствовать у нее частичку этого разноцветья. В работе описаны виды красок и история их изобретения; способ изготовления акварельных красок. Описан способ извлечения красящих веществ из различных растений, приготовление из них красок, пригодных для рисования.

  • Акварельные краски. Их состав и изготовление

    Работа посвящена исследованиям физико-химических свойств акварельных красок. Рассмотрены свойства и особенности красок. Дана характеристика основным составным частям акварели. Затронут вопрос промышленного производства акварельных красок. Дано описание способа извлечения красителей из растений. Приведена методика получения основы для акварельных красок на основе доступного сырья.

  • Аквариум как химико-биологический объект исследования

    Многие начинающие аквариумисты мечтают завести в своих аквариумах таких рыб, как, например, лабео, не зная, что не всегда вода в них соответствует естественным условиям обитания этих рыб. В данном проекте излагаются простые и доступные методы исследования физических и химических параметров аквариумной воды.

  • Активированный угль. Явление адсорбции

    «Адсорбция» (от латинского «ad» – на, при, и «sorbeo» – поглощаю) – поглощение какого либо вещества (адсорбата) из газообразной среды или раствора поверхностным слоем жидкости или твердого тела (адсорбентом). Адсорбция играет важную роль во многих природных процессах. Именно благодаря адсорбции осуществляется первая стадия поглощения различных веществ из окружающей среды клетками и тканями биологических систем. В работе исследована адсорбционная способность активированного угля. Показано применение этого свойства на практике.

  • Актиноиды: взгляд из прошлого в будущее

    В работе представлены данные о семействе элементов-актиноидов (№ 89-103 ПСХЭ): общая характеристика элемента, история открытия, получение. В отдельной главе приводятся сведения о ядерном топливе, его классификации, устройстве ядерных реакторов.

  • Актуальность педагогических взглядов Д.И. Менделеева в свете модернизации современного российского образования

    В работе проанализированы работы Д.И. Менделеева по проблемам образования. Цель работы – сравнение задач модернизации российского образования, требований Федерального компонента Государственного стандарта общего образования и взглядов Д.И. Менделеева на развитие образования в России и обоснование актуальности этих взглядов на сегодняшний день.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Химический анализ состава шоколада и его влияния на здоровье человека Проект выполнили учащиеся 10 класса: ХХХХХ Руководитель учитель химии: ХХХХХ Муниципальное общеобразовательное учреждение ХХХХХХ

Цель проекта: Исследовать химический состав и свойства шоколада разных сортов и изучить его влияние на здоровье человека.

Задачи исследования: Найти и изучить теоретический материал по данной теме. Познакомиться с разными сортами шоколада. Выявить наиболее популярные сорта шоколада. Определить качество шоколада согласно ГОСТу. Изучить химический состав шоколада разных сортов. Провести качественный анализ исследуемых образцов шоколадкой продукции и сравнить их химический состав. Изучить влияние шоколада на здоровье человека. Провести опрос среди учащихся о вреде и пользе шоколада. Выяснить, как в настоящее время используется шоколад в медицине и косметологии. Выработать рекомендации по оценке качеств шоколада (по внешним признакам) и его использовании для рядового покупателя.

Предмет исследования- шоколад. Объект исследования- химический состав шоколада, выяснение его качества согласно ГОСТу.

Странное иноземное слово «Шоколад». Шоколад он везде – шоколад, равно как и в Европе, Азии, Австралии, Америке и Антарктиде и Африке.

Современный период в истории шоколада открыл голландец Конрад ван Гутен, запатентовавший в 1828 году недорогой способ выжимки масла какао из какао тёртого. Это открытие позволило создавать твёрдый шоколад, который постепенно вытеснил из рациона европейцев шоколад жидкий. Принято считать, что первый плиточный шоколад был произведён в 1847 году в Лондоне, однако годом ранее французский кондитер Жан Пьетре уже получил твёрдый шоколад.

Классификация видов шоколада По содержанию какао горький десертный молочный По способу обработки обыкновенный пористый десертный

Правильное хранение шоколада Шоколад – это очень капризный продукт. Он боится всего: воздуха, влаги, солнечного света, перепада температуры. Чтобы шоколад не испортился и не принес больше вреда, чем пользы, его нужно хранить правильно.

1. Боится тепла солнечных лучей. 2. Температура хранения шоколада от +16 до +20 градусов. 3. Влажность хранения шоколада не более 75% . 4. Шоколад боится запахов. 5. Соблюдать срок годности и срок хранения. Правильное хранение шоколада

Самый продолжительный срок хранения у плиточного шоколада – это 12 месяцев. Десертный шоколад без добавок хранится не больше 6-10 месяцев. Десертный шоколад с добавками и начинками – 3 месяца. Белый шоколад, как говорилось выше, хранится не более 1 месяца. Весовой шоколад без упаковки должен храниться не более 2 месяцев. Сроки хранения:

Химический состав шоколада 5-8% белка, 35-40% жира, 50-60% углеводов, алкалоиды – теобромин и кофеин по 0,5% каждого, 1% дубильных веществ и солей калия, фосфора, магния, железа.

В ходе исследований мы предложили ответить нашим школьникам на следующие вопросы… ФОТО

В ходе исследований мы сделали вывод, что большинство любителей шоколада употребляют его один раз в неделю, меньше всего употребляют шоколад каждый день.

Опрос показал, что у большинства опрашиваемых настроение улучшается от кусочка шоколада.

В ходе опроса мы пришли к выводу, что большинство уверены в пользе шоколада, а меньшинство не задумывается о пользе и вреде шоколада.

На основе исследований мы сделали вывод, что большинство предпочитает молочный шоколад, чуть реже люди употребляют белый шоколад, и лишь небольшая часть предпочитает горький и темный шоколад.

Объекты исследования: Молочный шоколад «Аленка» Белый шоколад «Воздушный» Темный шоколад «Бабаевский»

Эксперименты: Изучить химический состав шоколада. Чтобы наглядно изучить состав шоколада разного вида, мы проделали ряд качественных реакций: Обнаружение углеводов; Ксантопротеиновая реакция; Определение качества «шоколадной плитки».

Опыт №1 . Как проверить шоколад "на полезность"? 25-30% содержания в плитке какао-бобов свидетельствует о достаточно низком качестве данного шоколада, 35-40% характеризует шоколад среднего качества, 40-45% - вполне хороший шоколад, 45- 60% - перед вами отличная шоколадка, которая пойдет вам на пользу

Опыт № 2. Определение качества «шоколадной плитки». Для проведения эксперимента берем образцы шоколадных плиток разных марок массой 5 г, помещаем их в разные пробирки и нагреваем на водяной бане до окончания плавления. Термометром определяем температуру плавления образца. Результаты измерений заносим в таблицу (табл. №2). С увеличением в составе шоколада доли жиров растительного происхождения, следовательно, и химического состава шоколада, уменьшается температура плавления шоколада.

Вывод: Чем меньше температура плавления, тем больше растительных жиров и меньше масла какао бобов. Лучший состав у шоколада темного «Бабаевского». Образец Температура плавления, 0 С Темный «Бабаевский» 67 0 С Молочный «Аленка» 62 0 С Белый «Воздушный» 64 0 С Таблица 2.

Опыт № 3. Обнаружение в шоколаде углеводов. В пробирку насыпаем шоколад и приливаем 2мл дистиллированной воды. Содержимое пробирки несколько раз встряхиваем и фильтруем. К фильтрату добавляем 1мл раствора гидроксида натрия NaOH и 2-3 капли 10% раствора CuSO 4 , пробирку интенсивно встряхиваем. Появляется ярко-синее окрашивание. Такую реакцию даёт сахароза, представляющая собой многоатомный спирт.

Вывод: Самое яркое окрашивание дал белый шоколад, в связи с пониженным содержанием какао-бобов и большим количеством сахаров. Таким образом, больше всего сахарозы в белом «Воздушном», а меньше всего в темном «Бабаевском». ФОТО

Опыт № 4. Обнаружение в шоколаде белков (ксантопротеиновая реакция). Насыпаем в пробирку тёртый шоколад (примерно 1 см по высоте) и приливаем 2 мл дистиллированной воды. Хорошо встряхиваем содержимое пробирки несколько раз и фильтруют. К 1 мл полученного фильтрата приливаем 0,5 мл концентрированной азотной кислоты HNO 3 и нагреваем полученную смесь. Наблюдаем жёлтое окрашивание, переходящее в оранжево-жёлтое при добавлении 25% водного раствора аммиака. Такую реакцию дают остатки ароматических аминокислот, входящих в состав белков шоколада.

Вывод: Во всех образцах присутствуют белки. Больше всего в темном шоколаде «Бабаевский», а меньше – в белом «Воздушном». ФОТО

Выводы о проделанной работе: В начале нашей работы были поставлены задачи изучить информацию о шоколаде, провести исследования и сравнить результаты экспериментов и полученной информации. В качестве объектов исследования мы использовали три вида шоколада: молочный шоколад «Аленка», белый шоколад «Воздушный», темный шоколад «Бабаевский».

Выводы о проделанной работе: Было обнаружено повышенное содержание сахарозы в белом «Воздушном» шоколаде. Таким образом, можно убедиться на опытах, что компоненты, входящие в состав данного шоколада, резко повышают уровень глюкозы в крови, что в свою очередь усложняет работу щитовидной железы и влияет на появление лишнего веса.

Теперь можно с уверенностью сказать, что наиболее полезным видом шоколада для человеческого здоровья и фигуры является горький шоколад, содержание какао-бобов в котором наибольшее. По медицинским показателям, идеальное количество этого лакомства – 20 г в сутки, с содержанием какао не менее 70%. Поэтому мы рекомендуем придерживаться этого количества продукта для сохранения своего здоровья и поддержания хорошего настроения! Выводы о проделанной работе:

Как выбрать качественный шоколад? Чем длиннее список ингредиентов. Тем менее полезно лакомство. Е476 (яичный лецитин), Е322 (соевый лецитин), ароматизатор идентичный натуральному (чаще всего ванилин) – в хорошем шоколаде их быть не должно! Качественный шоколад изготавливается по ГОСТ 6534 с весьма жесткими требованиями к составу продукта. Если вы видите, что ваше любимое лакомство произведено по ТУ, то это говорит о том, что производитель соблюдал не все стандарты настоящего качества.

Источники информации: 1. http://abrikosov-sons.ru/istoriya_shokolada 2. http://f-journal.ru/istoriya-shokolada/ 3. http://chocolatery.net/choco_sorting/ 4. http://chocolatery.net/keep_choco/ 5. http://allchoco.com/interesnoe-o-shokolade/gost-shokolad.html 6 . http://zdorovoe-pitanie.by/chto-my-edim/produkty/sladosti/sostav-shokolada.html 7. http://www.sevchem.narod.ru/opyt.files/pischa.htm ?

Спасибо за внимание! Наслаждайтесь шоколадом. Заряжайтесь позитивом и … Будьте счастливы!