Типы и формы огранки цветных ювелирных камней. Огранка драгоценных камней: виды и названия. Гладкая круглая огранка «Кабошон»

Фасетная огранка роза характерна отсутствием площадки в верхней части камня и плоской нижней частью. Различают семь ее вариантов, в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полу-голландская, крестовая, антверпенская и др.). Из-за плохой игры света она мало используется.

Простой вид фасеточной огранки - ступенчатая , или лесенкой,- используется главным образом для прозрачных цветных камней. Большинство (фасет имеет параллельные ребра, их крутизна возрастает в направлении рундиста - ободка, разделяющего верхнюю и нижнюю части камня). Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. Этот вид огранки позволяет подчеркнуть внутреннюю окраску камня.

Огранка клиньями (клиньевая) - это разновидность ступенчатой огранки, при которой каждая фасета разделена на четыре клина.

Цейлонская огранка дает возможность сохранить массу камня, для этого на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка всегда симметрична.

Изумрудная огранка - ступенчатая огранка камней восьмиугольной формы. Используется для обработки изумруда.

Таблитчатая огранка - простой вид ступенчатой. Для увеличения площадки (таблички) верхняя часть камня делается плоской. В основном применяется для мужских перстней, особенно перстней-печаток.

Кабошон - основной вид гладкой шлифовки. Верхней части камня придается выпуклая форма, нижняя часть остается плоской или слабовыпуклой. У темных камней, чтобы их высветлить, в нижней части иногда высверливают полость. Этим способом полируют все звездчатые кам1ш, опалы, камни с переливчатостью (эффектом кошачьего глаза), адуляр, бирюзу и большинство вставок из нефрита, жадеита, хризопраза.

На Востоке используется огранка монгольского типа . При ней камень имеет две параллельные плоскости (обычно по спайности кристалла), а между ними один или два ряда фасет.

При одном и том же типе шлифовки камням могут быть приданы весьма разнообразные формы: шар, овал, конус, антик (квадрат или прямоугольник с закругленными углами и пологовыпуклыми сторонами), треугольник, каре (квадрат), шестиугольник, багет (вытянутый прямоугольник), трапеция, французская огранка (общий контур и площадка квадратные, фасеты треугольные), груша, или грушевидная капля, челночок, или маркиза (заостренный эллипс), подвесок (удлиненно-каплевидная), бриолет (фушевидная с перекрещивающимися лентами фасет), маслина (узкая, бочковидная). Также известно много фантазийных форм: сердце, герб и т. д.


Заметим, что какую бы правильную, симметричную форму ни имел искусственно ограненный драгоценный камень, как бы ни блестели и ни сверкали его тщательно отполированные грани (фасеты),- но кристаллом такой камень все-таки называть нельзя, а если и можно, то с обязательным добавлением: «искусственно ограненный».

Искусство огранки не стоит на месте, ювелиры постоянно экспериментируют с новыми видами и формами. Недавно российские мастера разработали новые виды огранки для кварца и топаза: «снежинка», «рассвет», «яркая звезда». Контрастное соседство полированных и отшлифованных граней в огранке «вечерняя звезда» дает тонкое бархатистое мерцание.

Видоизменение классической ступенчатой огранки заставило камень излучать загадочное пульсирующее сияние (этот вид огранки называется «пульсар »).

Драгоценные камни и изделия с ними – любовь, мечта и предмет восхищения не только девушек и женщин, но и мужчин. Они сияют и сверкают, переливаясь всеми цветами радуги, завораживают взгляд несчётными бликами и гранями, дарят владельцу неповторимое очарование и подчеркивают статус. Бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, а также огромное множество полудрагоценных минералов всех возможных цветов, узоров и текстур – в таком разнообразии каждый сможет подобрать себе самоцвет по вкусу, по душе и по карману.

Однако, в естественном, необработанном виде эти минералы едва ли смогут вызвать все описанные чувства, ведь огромную роль в их красоте играет огранка. В зависимости от опыта и мастерства ювелира, огранкой можно не только подчеркнуть чистоту, прозрачность, цвет и размер минерала, его способность преломлять солнечный свет, добиться потрясающих эффектов кошачьего глаза и астеризма, но и замаскировать возможные дефекты – мелкие вкрапления, внутреннюю трещинку или мутность. Без огранки, полировки и шлифовки даже алмаз – будущий бриллиант – похож на кусок пластика: совсем не блестит, кажется мутным и уж точно не создаёт игры света и сотен бликов.

В зависимости от вида, формы и размера минерала, моды, стиля ювелирного украшения и пожеланий заказчика, выбирают один из сотен видов огранки драгоценных камней – официально их 250, но каждый мастер создаёт новые вариации, а также зачастую придумывают абсолютно новый тип огранки, кардинально отличающийся от любого другого.

Виды и формы огранки

Существует 2 основных способа огранки – кабошон и фацетная, при чем последняя может быть ступенчатой или клиньевой, а также возможно сочетание разных способов огранки на одном минерале. Рассмотрим подробнее эти варианты, их описание, отличия, применение и разновидности.

Кабошон – огранка, при которой камню придаётся округлая гладкая выпуклая форма, идеально отполированная. Тыльная сторона кабошона обычно плоская, но может быть и вогнутая. Если камень с обеих сторон выпуклый, то это – двойной кабошон. Основание или сечение камня обычно имеет форму круга или овала, однако встречаются даже прямоугольные вариации со слегка закруглёнными углами. На некоторых минералах (чаще всего это разновидности хризоберилла), огранённых таким образом, проявляются красивейшие световые блики: эффект кошачьего глаза – одна светлая прямая полоса, пересекающая весь камень, или астеризм – 3 таких полосы, пересекающихся по центру и образующие 6-конечную звезду.

Применяется огранка кабошоном преимущественно для полудрагоценных непрозрачных и полупрозрачных минералов, но иногда так обрабатывают и сапфиры или рубины, которые способны проявлять эффект кошачьего глаза и астеризма. Такая обработка подчеркивает цвет минерала, максимально усиливает блеск его поверхности.

Иногда кабошон покрывают квадратными, реже — треугольными гранями одинаковых размеров. Если при этом основание камня плоское, то такая огранка называется шахматной, а если общая форма – шар, то это – бусина. Однако, строго говоря, эти виды обработки уже ближе к фацетной огранке, ведь они предполагают наличие плоских граней, пусть и не для достижения преломления света в минерале и бликов.

Фацетная огранка (от слова facet – грань) – придание минералу большого количества граней определённой формы, расположенных под такими углами, чтобы свет в камне максимально отражался и расщеплялся на все цвета спектра, создавая разноцветные блики. Именно эта огранка применяется для большинства драгоценных камней, а также для многих прозрачных полудрагоценных минералов. На фото – различные виды огранки бриллиантов.

В зависимости от формы граней, фацетная огранка бывает 3 типов, включающих все разновидности:

  1. Клиньевая огранка – имеет грани в форме треугольников или ромбов, включает самые популярные виды огранки прозрачных минералов:
    • Бриллиантовая огранка – наиболее выгодно создаёт игру света в прозрачном камне, именно так чаще всего гранят алмазы. Классическая форма контура минерала – круг, все остальные формы огранки бриллианта считаются фантазийными. Эффектнее всего камень с 57 гранями, но для мелких бриллиантов (до 1 карата) их число сокращается до 33 или 17. На самых крупных экземплярах число граней может достигать более 200.

При огранке алмаза сначала формируют плоскую 8-угольную площадку сверху, шириной с половину минерала, затем 8 основных и 16 клиновидных граней павильона – нижней части камня, которые сходятся в шип. После формируется корона вокруг площадки из 8 основных и 24 небольших треугольных граней, а в последнюю очередь выравнивается «ободок» между верхней третью и нижней частью бриллианта – рундист.

Камни, огранённые таким образом, эффектно смотрятся абсолютно в любом изделии. Эта огранка заставит засверкать и цветные минералы, и даже недорогие прозрачные самоцветы.

Главный недостаток такого вида обработки – большая потеря изначального веса самородка – до 50% превращается в пыль и крошку. Это одна из главных причин, почему всё большей популярности набирают фантазийные огранки разных форм:

  • Бриолетт (или капля) – одинаковый с любого бока, такой камень эффектно смотрится в серьгах или подвесках, закреплённый лишь за острую верхушку. Граней обычно 84, они однотипные – либо все треугольные, либо все ромбовидные. Такая огранка не сильно преломляет свет и создаёт немного бликов внутри камня, зато подчеркивает его чистоту и цвет. Обычно применяется для цветных прозрачных минералов.
  • Принцесса – очень оригинальный способ огранки бриллиантов (и не только) квадратной формы. Количество граней колеблется от 49 до 76, а нестандартное сочетание клиновидных, треугольных и трапециевидных граней в этой форме создают несчётное количество бликов, концентрирующихся в крест от угла до угла квадрата. Как и классическая бриллиантовая, эта огранка отлично подчеркивает способность камня преломлять свет и его прозрачность. Также пожжет скрыть за обилием бликов мелкие дефекты от неопытного глаза. Ещё одно преимущество – значительно меньшая потеря массы, чем при бриллиантовой огранке.
  • Античная огранка имеет абсолютно аналогичное бриллиантовой огранке количество и расположение граней, но в пределах квадрата или прямоугольника с закруглёнными краями. Выглядит очень нестандартно и ярко, создаёт огромное количество цветных бликов.
  • Триллиант – целая группа огранок, характеризующихся треугольной формой и самым неожиданным сочетанием и расположением граней. Открывает ювелиру широкий простор для творчества. Количество граней – от 19 до 71 и более, бликов всегда очень много, и они мелкие и острых форм – как и в классической бриллиантовой огранке.
  • Октаэдр – самая примитивная огранка, применяется в основном для недорогих прозрачных минералов, а также как стартовая форма алмаза перед огранкой в бриллиант. Имеет 8 одинаковых граней – равносторонних треугольников и 6 вершин. Можно описать как 2 четырёхгранные пирамиды с общим основанием.
  • Роза – один из первых видов огранки, сейчас утратил былую популярность. У такого камня плоское основание, над которым возведён «купол» из 12 или 24 треугольных граней.
  1. Ступенчатая огранка – имеет грани в виде трапеций, расположенные строго параллельно рундисту – «ободку» камня. Создаёт значительно меньше световых бликов, но они намного ярче и сильнее; подчеркивает идеальную чистоту камня и его цвет. Применяется только для прозрачных минералов, чаще – для цветных. Бриллианты так гранят весьма редко, ведь для такой обработки необходимо наивысшее качество камня, а результат блестит не так завораживающе, как клиньевая огранка.
  • Таблица – простейшая ступенчатая огранка, всего по 1 ступени вверх и вниз от рундиста, 10 граней. Один из первых видов огранки.
  • Багет – прямоугольник с большим количеством ярусов-ступеней.
  • Изумрудная огранка – отличается 8-угольной формой камня: прямоугольник со «срезанными» углами. Была придумана специально для изумрудов и защиты их ценных хрупких углов, но успешно применяется и для других камней. Граней обычно 49 – 2 яруса короны и 3 – павильона.
  • Ашер – вариация изумрудной огранки с большим количеством ступеней. Больше граней – больше бликов, поэтому эффектно смотрится в том числе и на бриллиантах. Может включать 57, 65 и более граней.
  1. Смешанный тип огранки сочетает в себе признаки клиньевой и ступенчатой огранок.
    • Радиант – самый популярный пример. Это своеобразный гибрид огранок принцесса и изумруд, с преобладанием первой. Корона начинается со ступеньки, а продолжается так же, как в принцессе; обратная сторона камня (павильон) огранена клиньями; от изумруда также досталась восьмиугольная форма – квадрат со срезанными углами, вместо обычного квадрата у принцессы. Блики смотрятся более упорядочено, как будто весь хаос мельчайших треугольников разбит и разграничен несколькими рамками. Чаще применяют такую огранку для бесцветных прозрачных камней.
    • Цейлонская – сочетает многоярусный ступенчатый павильон с короной из клиновидных граней. Форма камня и рисунок короны напоминает античную огранку.

Для того чтобы придать камню огранку, первым делом ювелир его внимательно осматривает и планирует сколько камней и какой огранки будет целесообразно изготовить из этого минерала. Затем его распиливают на части тончайшим лезвием с алмазным напылением, причём распил одного небольшого алмаза может занять до 4 часов. Непосредственно огранка производится при помощи специальных ограночных инструментов, позволяющих надёжно закрепить камень, а затем поворачивать его под нужным углом для формирования граней. Этот процесс занимает ещё 3 – 4 часа на камень весом 1 карат. Далее, при необходимости, производится резьба по поверхности – как правило, по полудрагоценным непрозрачным или полупрозрачным самоцветам. Последние этапы – шлифовка и полировка – делают поверхность камня идеально гладкой и максимально прозрачной. Для этого на керамическую основу наносится алмазная пыль с оливковым маслом.

Любое неаккуратное движение или неправильное решение во время всего этого процесса может привести к тому, что камень будет не концентрировать свет, многократно отражая его бликами и раскладывая спектр, а свободно пропускать, как стекло.

Для того, чтобы так точно выполнить работу, которая видна за частую лишь под лупой с 10-кратным увеличением, требуются годы и десятки лет опыта, а каждая ошибка приводит к отбраковке ценнейшего материала. Всё это вполне оправдывает высокую стоимость работы ювелиров – огранщиков, ведь именно они превращают неприметные природные самоцветы в яркие, сверкающие великолепием камни.

Красота драгоценного камня, блистающего на бархатной подушечке в ювелирном магазине, кажется нам чем-то незыблемым: неуловимо мерцая в своей золотой или серебряной оправе, играя всеми красками радуги под солнечными лучами или светом электрической лампы, он представляется нам чудесным гостем, почтившим своим парадным сиянием наш серый и бренный мир. Однако настоящая история любого самоцвета похожа на историю Золушки: частенько ни за что не признать этот шикарный, сияющий кристалл в невзрачной неопределенного цвета глыбе, извлеченной из земных недр горняком. Путь, который придется пройти минеральной руде до того, как она станет украшением для очередной прелестницы, длинен и тяжел - ведь естественные грани драгоценных камней редко бывают совершенными, и лишь кропотливая работа ювелира-гранильщика способна полностью раскрыть их очарование.

Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Прозрачные самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.


Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Строение бриллианта. Верхняя часть круглого бриллианта — корона.

Строение бриллианта. Нижняя часть круглого бриллианта — павильон.

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка , которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.

Ступенчатая бриллиантовая огранка встречается на бриллиантах квадратной, прямоугольной или трапециоидной форм. Грани бриллианта ступенчатой огранки могут быть в виде прямоугольника или трапеции, и всегда расположены параллельно рундисту — так называется грань, разделяющая бриллиант на верхнюю и нижнюю части. Ступенчатая огранка не так ярко демонстрирует «игру», «огонь» и вспышки света по сравнению с бриллиантовой огранкой, зато подчеркивает прозрачность и чистоту бриллианта.

Бриллианты ступенчатой огранки: Ашер , Изумруд .

Видоизмененная бриллиантовая огранка относится к наиболее распространенному виду огранки бриллиантов, потому что стандартную бриллиантовую огранку можно эффективно модифицировать в множество различных форм, сохраняя при этом количество граней и принципы расположения относительно друг друга. Алмазы, ограненные видоизменной бриллиантовой огранкой, «играют» и очаровывают своими вспышками практически так же, как и круглые бриллианты.

Фантазийные бриллианты с измененной бриллиантовой огранкой: Овал , Маркиз , Груша , Сердце , Кушон .

Смешанная огранка бриллианта объединяет свойство ступенчатой огранки сохранять исходный вес алмаза и преимущества бриллиантовой огранки в демонстрации «игры» и оптических свойств бриллианта. Впервые смешанная огранка появилась в 60-ых годах прошлого века — публике был продемонстрирован камень с короной бриллиантовой огранки и павильоном ступенчатой огранки, тогда же миру была представлена огранка бриллианта Принцесса , ставшая в наше время настолько популярной, что уступает только классической круглой бриллиантовой огранке.

Бриллианты смешанной огранки Принцесса , Радиант .

Тип огранки Разновидность Описание
Кабошон (Имеет правильную геометрическую форму, обычно овал или круг, напоминает «застывшую каплю») Простой Плоское основание, выпуклая верхняя грань
Двойной выпуклый Верхняя и нижняя поверхности изогнуты в противоположные стороны
Выпукло-вогнутый Обе поверхности изогнуты в одну сторону, образуя «линзу»
Роза (Наклонные грани сверху и плоское основание, более не применяется) Голландская Выпуклость в форме летящей капли на плоском основании, 24 треугольных и ромбических грани
Полуголландская Аналогично, 12 граней
Бриллиантовая (Округлая форма, состоит из двух противопоставленных пирамид, верхняя усеченная) Полубриллиантовая Содержит 17 граней
Полная бриллиантовая Содержит от 57 до 240 граней
Ступенчатая (широкая верхняя площадка и различное число «ступеней»-пологих фасок) Изумрудная ступенчатая Восьмиугольная форма, используется в основном для изумрудов
Лестничная Все грани параллельны друг другу, в верхней части граней меньше, чем в нижней
Багет Квадратная или трапециевидная форма, большая площадка сверху, мало боковых граней
Клиньевая (каждая фасета разбита на несколько клиньев) Радиант Восьмиугольная огранка квадратной или прямоугольной формы
Триллион Треугольная форма
Смешанная (сочетает в себе элементы бриллиантовой и ступенчатой огранок в различных комбинациях) Бриолет Полукабошон Грушевидная форма с перекрещивающимися вытянутыми фасетами
Принцесса Пластинка с глубокими врезами-насечками
Полукабошон Верхняя часть - округлая (кабошон), нижняя - фасетная в форме усеченного конуса
Фантазийная (содержит все формы граней, включая несимметричные и искаженные, применяется для получения нестандартных форм вставок) Сердце Сердцевидная форма, образованная множеством мелких клиновидных граней
Маркиза (челнок) Заостренный с обеих сторон эллипс
Подвесок Удлиненно-каплевидная форма
Груша Яйцевидная форма

На самом деле, количество видов огранки огромно - ведь сочетаний треугольных, прямоугольных и ромбовидных фасет можно придумать великое множество, а если прибавить к этому еще и фантазийные огранки, то становится ясно - здесь потребуется не статья, а целая энциклопедия. Ювелиры не останавливаются на достигнутом - они постоянно совершенствуются, придумывают все новые и новые комбинации, которые еще лучше отражают игру света на гранях очередного бриллианта или топаза. А нам, пожалуй, не стоит учить наизусть сложносочиненные термины и знать разницу между челноком и бриолетом - не нужно быть экспертом, чтоб увидеть, как солнце отражается в самоцветных гранях и вновь восхититься тому, как симбиоз Природы и человека оказался чрезвычайно удачным и вылился в такое великолепное произведение искусства. Ведь драгоценное украшение в первую очередь - собственный кусочек счастья, журавль в руке, который приоткрывает нам еще одну удивительную грань бытия.

Павильон . Павильоном называется нижняя часть камня, от рундиста до самой нижней точки основания.

Калетта . Самая нижняя часть или точка камня. В некоторых случаях может полностью отсутствовать, что может являться свидетельством повреждений, или, особенно это касается цветных камней, вообще не являться элементом огранки.

Площадка . Плоское верхнее основание камня и его самая большая грань, часто называемая лицевым фацетом. Термином «размер площадки» описывается ширина грани площадки, часто выражаемая в процентном отношении к суммарной ширине камня.

Как оценить качество огранки

Какой бы стиль огранки ни применялся, следуя известным общим принципам оценки граненых драгоценных камней, вы сможете тоже определить как качество камня, так и качество огранки.

Для начала нужно запомнить, что если исходный материал хорошего качества, то именно от формы и качества огранки будет зависеть, станет ли грубый безжизненный камень красивым и ярким.

В случае с бриллиантами огранка и расчет пропорций самым непосредственным образом влияют на блеск и игру света.

В случае с цветными камнями совершенство огранки не играет такую же решающую роль, как у бриллиантов, но значение расчета пропорции никак не уменьшается, так как эти пропорции существенно влияют на глубину цвета, а также на сверкание и живость камня.

Посмотрите на камень с лицевой стороны через его верхнюю часть (площадку). Именно эта область является критически важной, так как именно она наиболее заметна. Если перед вами бриллиант, присмотритесь, распространяются ли блеск и игра света по всему камню или на его поверхности есть темные пятна.
Достаточно ли насыщен цветом под таким углом зрения цветной камень?
Расположена ли площадка симметрично и по центру?
Чтобы быстро проверить симметричность круглого бриллианта, посмотрите на края площадки. Линии должны быть прямыми, ровными и параллельными. Края площадки должны образовывать правильный восьмиугольник, края которого сходятся в четких точках. Если границы площадки являются волнистыми линиями, общее впечатление от симметрии смазывается, что скажется и на симметричности соседних граней.
Площадка в центре, но не симметричная.
Площадка смещена по центру и асимметрична.
Площадка в центре и симметрична - идеальное сочетание.

Теперь посмотрите на камень сбоку. Обратите внимание на про-порции камня сверху и снизу относительно рундиста.
1. Слишком мелкая (тонкая) корона
2. Слишком массивные (толстые) корона и павильон
3. Слишком мелкий павильон
4. Слишком глубокий (массивный) павильон
5. Идеальные пропорции
Пропорции камня (чрезмерно плоского или чрезмерно массивного) заметным образом отразятся на его красоте. Для цветных камней относительные показатели толщины могут существенно колебаться, что объясняется различием заложенных в те или иные камни оптических свойств.


В целом, можно сформулировать три правила , которые следует держать в уме при покупке цветных камней:
1. Если камень характеризуется живостью и обладает привлекательным цветом при осмотре площадки, какой бы вид ни имели пропорции (сжатые или массивные), именно они, как правило, и будут правильными и приемлемыми для данного конкретного камня.

2. Глубина цвета (тона) будет темнее, если у камня более массивная огранка, особенно если нижняя часть (павильон) расположена глубоко и обладает широкими размерами.

3. Глубина цвета камня будет светлее, если у камня более плоская огранка. Это особенно важно учитывать при покупке камня пастельных тонов. Пропорции такого камня всегда должны быть относительно глубокими.

Для прозрачных, полупрозрачных драгоценных и полудрагоценных камней используется фацетный вид огранки. Его отличительной чертой является нанесение плоских граней геометрической формы на поверхность обрабатываемого камня.

В современном ювелирном искусстве различают множество видов фацетной (или фасетной) огранки. Среди них: клиньевая. Для данного вида огранки характерно максимальное отражение света с поверхности обрабатываемого камня. Примером служат такие формы огранки, как «круглая бриллиантовая», «Овал» и «Маркиз». Данный вид огранки применяют для обработки алмазов, циркона, горного хрусталя, турмалина, изумруда, топаза и рубина.

ступенчатая. С помощью данного вида фацетной огранки мастер добивается подчеркивания внутренней красоты камня. Примером служат огранки формы «Багет», «Изумруд», «Ашерон». При выборе высоты огранки камня учитывается его цвет. Светлые камни делают выше, а темные – меньше. С помощью такой формы огранки обрабатывают изумруд, берилл, гиацинт, гранта, сапфир и рубин.

смешанная - она включает в себя элементы двух указанных выше. Данный вид огранки еще называется фантазийным. Обработанные камни смотрятся очень эффектно, но стоимость и сложность огранки соответственно – очень высоки.

Огранка клиньями

Одна из разновидностей ступенчатой огранки камней – клиньевая в свою очередь также разделяется на несколько видов. Существуют формы огранки, при которых нижняя площадка оформляется в форме четырехугольника, а бывает и в форме вытянутого восьмиугольника. В первом случае грань камня разделяется на 4 клина, а во втором – на 3. При этом все угловые и боковые грани имеют форму треугольника.

При форме огранки, когда площадка четырехугольная, боковые грани образуют 4 четырехгранные пирамиды с трапециевидным основанием. А низ камня получается при таком же наборе комбинаций имеет 3-х угольные грани. Рундист отделяет верх камня от низа в соотношении 1 к 2.

Чаще всего клиньями обрабатываются лишь лицевые грани камня, но есть и такие разновидности, когда клиньями ограняются и нижние грани.

Огранка клиньями используется при обработке больших алмазов, рубинов, изумрудов, аквамаринов, сапфиров, родолитов, аметистов, демонтоидов и прочих прозрачных камней.

Идеальная огранка

Идеальная огранка алмаза по технике Толковского очень часто используется в США.

Ее характерной особенностью является то, что при диаметре рундиста 100 % ширина таблицы – центральной грани – 53 %, высота короны 16,2 %, при этом глубина павильона – 43,1 %.

Огранка КР-57

Круглая огранка драгоценных камней с 57 гранями получила название КР-57.

Особенностью данного вида огранки является то, что от площадки отходят 8 клиньев верха (одинарных), которые соприкасаются с таким же количеством основных граней короны, и завершают верх кристалла 16 парных клиньев у рундиста.

Вытянутый книзу павильон имеет 24 грани и 16 клиньев, а 8 основных фацет павильона соединяются в калетте.

Огранка Овал

Огранка Овал – это разновидность клиньевого типа огранки, который имеет форму овала. Этот тип огранки используется для крупных кристаллов, предназначенных для установки в кольца, подвески или серьги. Идеальным для вставки является именно кольцо, поскольку овальной формы камень визуально удлиняет пальцы.


Эта удлиненная разновидность круглой огранки в последнее время получила большую популярность при обработке центральных камней в помолвочных кольцах.

Овальный тип огранки появился сравнительно недавно - в 60-х годах прошлого столетия, в отличие от круглой, о которой известно уже более трех сотен лет.

Огранка Грушей

Огранка «Грушей» относится к клиновидным формам огранки. Пропорции алмаза с такой огранкой равны пропорциям камня с круглой огранкой. С одной стороны, кристалл имеет закругленный конец, с другой – зауженный. Чаше всего таким способом гранят камни для украшений в виде сережек, подвесок, реже грушевидной огранкой гранят основной камень в кольце.

По сути, в верхней части камня создается 32 фасета, а в нижней – 23. Однако соотношения между сторонами может меняться от 1.5 до 2. Получается, прямая пропорция: чем выше соотношение, тем более вытянутым становится камень. Главной задачей ювелира, гранящего камень данным видом огранки – правильно соблюсти все пропорции, чтобы свет отражался равномерно от всех граней.

Толщина рундиста при грушевидной огранке не должна быть выше 2%, но и не быть меньше, чем 0.7%. Получается, что существует одна площадка, ее размеры начинаются от 55% до 62%. Угол низа обычно составляет 40.5 до 41.5%, а угол верха равен от 33 до 35 градусов.

При покупке украшений с огранкой камней в виде груши, стоит помнить, что может возникнуть эффект галстука-бабочки, где на главной поверхности камня появятся затемнения. Однако стоит помнить, что это только видимый эффект, на самом деле камень является чистым.

Огранка "Маркиз"

Огранка «Маркиз» является разновидностью круглой бриллиантовой огранки, есть и еще одно название данной техники – «Челночок». Огранка «Маркиз» является наиболее распространенным видом фантазийной огранки драгоценных камнуй. Главное преимущество техники – наличие эффекта «игры», который создается из-за большого количества граней кристалла и определенного расположения их относительно друг друга.

Если оценивать внешний вид кристалла с огранкой «Маркиз», то более всего он напоминает лодочку, кстати, при этом виде огранке драгоценный камень теряет минимальное количество веса. Ювелирные украшения с таким камнем выглядят очень изящно и утонченно, однако, не смотря на видимую хрупкость изделия, на самом деле «Маркиз» наоборот визуально увеличивает кристалл. Кстати, на заметку женщинам, кольцо с драгоценным камнем, обработанным огранкой «Челночок» будет зрительно делать палец длиннее и тоньше, а кисть изящнее.

При огранке «Маркиз» в кристалле создается 32 фацета в его верхней части и 22 в нижней. Площадка будет единой, а вот толщина рундиста колеблется в довольно обширных границах: от 0.7 до 2.5%. Очень важно обратить внимание на размер самой площадки, он должен составляет не менее 55%, но и не более 62%, иначе пропорции не будут соблюдены. Угол низа может варьировать от 40.5 до 42.5 градусов, а верхний угол соответственно равняется от 33 до 35 градусов. Однако самой важной величиной в этом виде огранки является удлинение, которое должно быть не менее 1.65.

О названии техники до сих пор спорят, некоторые склоняются, что имя «маркиз» дали в честь Людовика XV, короля – солнце. Этот монарх имел любовницу маркизу де Помпадур, которая очень ценила роскошь, в том числе и в ювелирных изделиях. Король, который обожал свою фаворитку, распорядился изготовить алмаз, который был бы похож на улыбку возлюбленной. Вскоре впервые появился бриллиант, ограненный в технике «Маркиз».

Огранка бриллиантов «Сердце»

Суть огранки «Сердце» напоминает грушевидную (форма капли) клиньевую отделку, но камень как бы расщепляется с боку головки. Бриллиант-Сердце обладает равносторонними шириной и длиной и имеет 57 граней.

Именно при огранке камня в форме «Сердца» мастерство огранщика будет видно, как на ладони. Очерчивающая линия должна быть предельно ровной, а грани симметричными. Для такой формы огранки не стоит использовать алмазы с цветом ниже J, иначе желтизна сконцентрируется в углах бриллианта. Форма огранки удачно скрывает огрехи, присутствующие в камне, преподнося его в наиболее выгодном свете.

Благодаря особой форме, которую приобретает бриллиант после огранки, украшения с такими камнями в основном преподносятся в качестве романтического подарка. Чаще всего бриллианты, ограненные в форме «Сердца», вставляется в кулоны, кольца и серьги.

Огранка Триллион

Огранка Триллион (Триллиант, Треугольник) является клиньевой разновидностью огранки треугольной формы с практически похожими значениями ширины и длины. Форма и количество граней могут быть изменены в зависимости от характеристик камня и навыков огранщика.

Этот вид огранки впервые был использован в Амстердаме в 1970 году. Обычно используются две разновидности огранки «Триллион» - традиционный (Straight) треугольник или же с закругленными краями (Curved).

Обычно такая форма огранки используется для обработки кристаллов, которые будут задействованы на боковых вставках для дополнения центрального крупного солитера.

Огранка «Триллиант»

Драгоценные камни (бриллианты, сапфиры, аметисты, топазы и другие) после огранки «Триллиант» (триллион) приобретают особую треугольную форму. Предпочтительно, чтобы значения длины и ширины были равны, но допускаются отклонения в пределах 1,1.

При огранке камней в форме «Триллиант» получается 3 рундиста, толщина который от 1 до 5 %. При этом размер площадке должен находиться в пределах от 60 до 70 %, нижний угол – в границах от 30 до 48 градусов, а верхний – 35-50 град. Число фацетов и их форма могут быть различными, но обычно 24 - сверху и 241 - снизу.


Техника огранки треугольников была изобретена в Амстердаме более 30-ти лет назад. Вариации «Триллаинта» очень широки. Камни могут иметь заостренные или закругленные углы. Эта клиньевая огранка камней не имеет жестких критериев по количеству граней и их форме – все зависит от характеристик камня. Важно, чтобы драгоценный камень приобрел форму треугольника.

Камни-триллианты обычно используют в качестве боковых вставок в кольцах с уже имеющимся большим драгоценным камнем. Центральные камни в таком случае – это «принцессы», «изумруды» или «радианты», но бывают украшения и с центровым «триллиантом».

Огранка Щит

этим типом огранки – это алмаз Moussaieff Red (Муссаефф Красный, Муссаефф Ред, Красный Щит или Red Shield).

Этот кристалл красного цвета весом 13,9 карат был найден в Бразилии в 90-х годах фермером. Это самый большой алмаз такого цвета. В конце концов, алмаз оказался в собственности «William Goldberg Diamond Corporation».

Позже алмаз был огранен новым собственником. Для того чтобы избежать больших потерь кристалл был огранен в треугольной, слегка закругленной форме. После огранки (в начале 2000-х годов) бриллиант весом 5,11 карат стали называть Moussaieff Red (в честь учредителей ювелирной компании - Алисы и Сэма Муссаефф).

А форма, в которой был огранен бриллиант, имеет название Shield cut за то, что она напоминает выпуклый щит. Эта редкая форма огранки появилась во второй половине прошлого века.

Огранка бриллианта "Принцесса"

Самая модная и одна из популярнейших типов огранки бриллиантов – это, конечно же, «Принцесса». Это квадратный (либо прямоугольный) тип огранки алмаза, имеющий острые углы. Данная форма огранки позволяет свету хорошо играть, а все благодаря возврату белого света при взгляде на камень.

Обработанные огранкой «Принцесса» бриллианты чаще всего можно увидеть в качестве солитера – единственного украшения на кольце, в серьге или на подвеске. Оправа должна сберечь острые грани драгоценного камня от повреждений – ведь это самые хрупкие места. Все 4 угла бриллианта должны быть надежно защищены от сколов. При выборе украшения следует обратить внимание на цвет алмаза, камни из цветовой группы ниже седьмой (J) продемонстрируют концентрацию желтизны в углах.

Данная огранка была разработана для того, чтобы разнообразить самую популярную – круглую форму. Как и круглые формы огранки, «Принцесса» позволяет имеющим прямоугольную форму драгоценным камням сверкать также ярко.