Как воля Божья может проявляться в нашей жизни? О воле божией. как ее распознать

Мы живем в мире, где каждый надеется только на себя, более того, мы живем в мире, где существует и навязывается культ сильных людей, которые все сокрушают, все побеждают, всегда успешны. Но если вглядеться в этот пропагандируемый образ удачливого, сильного, соответствующего всем стандартам времени человека, то мы увидим, что за всем этим – пустота, ведь каким бы сильным, могущественным и успешным ни был человек, он может все это в один момент потерять, все рассыплется, если за этим нет Бога. Таких людей Иисус сравнивал с человеком, построившим свой дом на песке: «…всякий, кто слушает… слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». И наоборот, тот, кто слушает слова Его и исполняет их, уподобится «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7. 24–27).

Воля Божья о человеке заключается в том, что Бог хочет, чтобы никто не погиб, но все имели жизнь вечную; воля Божья о человеке – в спасении человека. И одновременно она – это любовь по отношению к нему, хотя часто эта любовь человеку даже и непонятна, потому что у него свои представления о том, какой эта любовь должна быть. Воля Божья к человеку – это и благоволение Божье, и благодатная милость к нему. Раньше на Руси употребляли такую фразу: «Бог жалеет его», – и это значило одновременно и то, что Бог жалеет человека, и то, что Он жалует человека своим участием в его судьбе, Своим посещением его.

Воля Божья всегда благая, и вот это мы часто забываем, когда ропщем на то, что нам посылается.

– Трудно бывает не роптать, когда это болезни или скорбь. Хотя тут можно вспомнить ответ старушки, плачущей у храма. Когда священник ее спросил: «О чем она плачет?» – она сказала: «Бог, наверное, совсем забыл меня: в этом году я не болела, и никакие скорби не случались со мной».

– Скорбь и страдания человека очищают. Скорбями человек становится сильнее, он начинает по-другому воспринимать окружающий мир и себя в нем. Это тоже проявление воли Божьей, когда Господь жалует что-то человеку. И пусть сначала это может быть человеком не понято, но, пройдя через такие испытания, очистившись, человек может по-другому воспринимать окружающих, стать другим.

У нас всегда проблема – согласование своей воли с волей Господа. Бог проявляет Свою волю независимо от нашей, никто не может помешать ее свершению. Я скажу жестче: человек, как творение, даже не может в эту сферу войти, он не может туда вторгаться. А с другой стороны, человек – это творение Бога, и, естественно, он зависит от своего Творца, и определенным образом участвует в Его замысле, осуществляет его. Причем как любимое творение Господа, он обладает таким Божьим даром, как свободная воля. И очень часто в человеке возникает столкновение между волей Господа и его собственной волей, при этом даже данную ему Богом свободу выбора человек понимает по-своему. Свободная воля – это прежде всего воля, свободная от груза греха. А человек воспринимает этот дар чаще всего в смысле: что хочу, то и творю.

– То есть получается, что свободная воля – это дар Бога, и мы его неправильно используем?

– Конечно, ведь он дан человеку для познания истины. Наша свобода, свободная воля – это всегда выбор. Для святых людей – это выбор между меньшим и большим добром, для обычного человека – это выбор между грехом и добродетелью. Но ведь даже люди, пребывающие в грехе, тоже не лишены этого дара – свободной воли, у них тоже есть выбор – это выбор между большим грехом и меньшим.

– Мне хотелось бы, чтобы вы остановились на том, что человек не может помешать свершению воли Божьей. Мне кажется, что непонимание этого часто приводит к тому, что мы противимся неизбежному только потому, что оно нам неудобно, неприятно и т. д.

– В Библии есть Книга Пророка Ионы, она занимает чуть больше страницы – прочитайте ее. В ней рассказывается о том, как к Ионе «было слово Господне» встать и идти в Ниневию, город великий, и проповедовать в нем, потому что злодеяния его дошли до Бога (Ион. 1. 1). Господь в силу Своей милости желал спасения этим людям, «более ста двадцати тысячам человек, не умеющим отличить правой руки от левой» (Ион. 4. 11). Но Иона пытается избежать выполнения воли Божьей, ему не хочется идти и проповедовать, он не готов быть пророком. Кстати, многие ошибочно считают, что пророки – это предсказатели будущего, на самом деле пророки – это те, кто возвещает волю Божью. Так вот, Иона, несмотря на то что был призван Богом исполнить Его волю, пытается всячески этого избежать – он даже садится на корабль, который направлялся в другую сторону, как сказано, чтобы «бежать… от лица Господня» (Ион. 1. 3). Когда мы читаем книгу, нам понятен характер Ионы, это все похоже на нас, на наши поступки, хотя дело происходило в 700-е годы до нашей эры. Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, он пришел-таки в Ниневию, проповедовал там, и ниневитяне поверили в Бога и покаялись. Воля Божья о спасении Ниневии была исполнена.

– То есть уклониться от исполнения воли Божьей нельзя, иначе Господь накажет?

– Ну это не наказание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15. 16), – говорит Иисус. Просто человек, который идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается и вне благодати Божьей, он начинает жить вне ее. Мне бы хотелось привести пример из жизни святителя Иннокентия – первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. В 1823 г. иркутский епископ Михаил получил указ Священного Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам. Жребий пал на одного священника, который, сославшись на болезнь своей жены, отказался. А вот двадцатишестилетний отец Иоанн – будущий святитель (в миру он был Иван Попов), вдруг, почувствовав в себе призванность, сам попросил поехать в этот отдаленный угол Российской империи. И вместе с женой и годовалым ребенком на корабле «Константин», миновав массу невзгод и опасностей, он добрался до Алеутской гряды. Впоследствии он переведет для алеутов Катехизис, молитвы, Евангелие, Деяния святых апостолов и напишет на алеутско-лисьевском языке знаменитую книгу: «Указание пути в Царствие Небесное». Книга эта выдержит десятки изданий и будет переведена на многие языки. Дети святителя Иннокентия окончат Санкт-Петербургскую академию, а его самого еще при жизни назовут апостолом Америки и Сибири. А вот судьба священника, который уклонился от выпавшего ему жребия, сложилась иначе: он развелся со своей матушкой, причем там были канонические нарушения, и закончил свою жизнь в солдатах.

– Значит, человек, выполняющий волю Бога, получает и облегчение?

– Я бы не ставил вопрос в такой плоскости, потому что в этом случае присутствует момент: «Ты – мне, я – тебе». Тут дело в призванности: если человек почувствовал в себе призванность, он пойдет до конца, он начнет осуществлять эту призванность, каким бы он ни был. Потому что это внутренние побудительные отношения между творением и Его Творцом. Как это объяснить, когда человек чувствует призванность? Бог позвал, и человек не может не идти. Хотя это требует от него сил. Ведь каждый раз, когда человек начинает исполнять волю Божью, он вступает в невидимую брань.

– объясните, что это – «невидимая брань»?

– Для того чтобы даже невоцерковленным людям стало понятно, что это такое, давайте вспомним, как трудно иногда бывает встать с утра и пойти в храм на службу, если ты с вечера твердо решил это сделать. Возникает масса препятствий самого разного рода, которые – и верующий человек это сразу поймет – несут не просто бытовой характер. Это то, что имеет отношение к духовному миру – ведь вы собираетесь идти к Богу, а не в театр, например. Все это препятствия, в какой бы форме они ни проявлялись, против нашего благого желания стать к Богу ближе. На этом примере становится понятно, что такое «духовная брань». И надо понимать, что всякий исполняющий волю Божью обрекает себя на некий духовный подвиг. Но ведь человек и должен его совершать, посмотрите, слово «подвиг» однокоренное к слову «движение», а человек должен духовно двигаться.

– Но как распознать волю Божью? Что является знаками, которые можно толковать как проявление воли Господа о тебе?

– Это случается по-разному: иногда это обстоятельства жизни, иногда что-то приходит к нам во время молитвы, бывает, что во сне или даже через друзей. Но всегда это будет через слово. Все идет через слово: человек может услышать одну фразу, и она перевернет всю его жизнь, как это было с не очень воцерковленным человеком, о котором рассказывается в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Он, войдя в храм, услышал слова читаемые из апостольского послания: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5. 17), – и вдруг эта фраза стала для него определяющей – она определила всю его дальнейшую жизнь. Он захотел узнать: что это значит – молиться непрестанно. Бывает, человек даже не понимает, что с ним происходит, но он просто находится в готовности услышать волю Божью и исполнить ее.

владыка Иоанн Белгородский

«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои»
(Прит. 3:5-6)

Верующие люди хорошо понимают, что у Бога есть воля для них, но обычно они опасаются не заметить, пропустить ее. Я вспоминаю, какое огромное количество забавных историй мне пришлось услышать в подростковом возрасте о том, как надо познавать волю Бога. Как же сильно заблуждались люди, полагая, что методы Гедеона, жребия или спокойного сердца — самые выверенные.

Вот один из таких ярких примеров. На общении один проповедник рассказал, как он нашел жену. Он попросил Бога сделать так, что когда он придет в церковь и предложит спеть дуэтом определенную песню, то та сестра, которая согласится, и есть его суженная. Так у него и получилось. А той сестре даже был сон, что ее жених — тот, кто предложит ей спеть как раз ту песню. Вот такая яркая история. Мы были в восторге — для нас это был верх духовности. Нам было невдомек, что это верх человеческой субъективности, слабой духовности, открытости для самообмана и даже сатанинской лжи, что Бог нисходит (да, Бог так может сделать) до такого уровня ради своих детей. Тогда мы были юными и многое не понимали. Сейчас смотрю назад и вижу, как много ошибок было сделано многими товарищами через такой «кустарный» способ познания воли Божьей.

1. Господь имеет Свою волю для нас

Сам Бог заинтересован в том, чтобы выполняли Его волю. Давайте вспомним хотя бы известную молитву «Отче наш»: «…да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Он дал Свою волю не для того, чтобы она не исполнялась. Бог владыка всего мира и желает, чтобы мир следовал Его желаниям. Надо подчеркнуть тот факт, что у Бога есть воля лично для тебя. Но без личного познания Бога, без мира с Ним, без реальных отношений с Ним - невозможно понять Его волю.

2. Источник воли Божьей

Воля Божия доступна всем людям. Не только какой-то горстке особо духовных и посвященных мужей Божьих. Она открыта в Божьей Книге - Библии.

Во-первых, воля Божия касательно нравственного характера решена четко и ясно. Например, десять заповедей, отношения мужа и жены и т. д.

Во-вторых, из Писания мы извлекаем принципы для различных жизненных ситуаций. На основании этих принципов надо принимать жизненные решения.

3. Познание воли Божией

Во-первых, надо иметь желание исполнить волю Божию. Например, история с израильским народом и пророком Иеремией: нужно ли им было идти в Египет или нет? Хотя люди и говорили, что исполнят волю Божию, но они желали, чтобы она была такая же, как у них, поэтому и не покорились (Иер. 42-43 гл.).

Еще, надо понимать, что воля Божия всегда носит конкретный характер, однако, Бог воспитывает нашу веру и приоткрывает нам все понемногу. Это также означает, что нам нужно двигаться вперед в познании Бога. Именно поэтому стоит собирать информацию и задавать вопросы, изучая Библию, прислушиваясь к зрелым людям, замечая обстоятельства…

Бог всегда дает необходимый объем информации для принятия правильных решений. Поэтому, размышляя над альтернативными вариантами, не стоит все доводить до абсурда и заниматься математическим вычислением. Но важно наполнять разум Божьим Словом и хранить чистым сердце. Нельзя полагаться на чувства.

4. Божье водительство

Мы нередко задаем неправильные вопросы Богу, стремясь познать Его волю. Например: с кем мне создать семью, где работать или где жить. Да, эти вопросы вполне справедливы, но они не являются основными, они второстепенные. Именно потому, что мы упускаем из вида главные вопросы и направляем свой разум на второстепенные, мы не получаем ответы ни на те, ни на другие.

У Бога уже открыта Его воля, просто мы хотим услышать другое. Ведь, когда Господь нас принял в Свою семью, у Него была определенная миссия и цель для нас.

Познание воли Божьей осуществляется индуктивным методом, т. е. от общего к частному — мы исполняем то, что открыто в Писании, а Бог направляет нас в нужное русло, решая такие вопросы как: где работать, с кем создать семью, где жить и т. п. Если я не исполняю уже открытую волю Божию, то мне не стоит надеяться решить остальные вопросы своей жизни.

Есть множество вещей, которые не требует поиска воли Божьей, но подразумевают, что мы будем использовать уже данные способности нашим Создателем. Например, здоровая логика. Или просто — что нам больше нравится. Например, какую машину купить — белую или красную, Ладу или БМВ.

«Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).

Необходимо подчинить все сферы своей жизни Богу, и начинать учиться применять и познавать волю Божию.

В добрый путь друг! Бог тебя уже ждет в твоем будущем. У Него есть Его воля для тебя. Тебя лично!

Автор статьи, протоиерей Михаил Шполянский, 25 апреля сего года отошел ко Господу…
… Воля Божия- это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Конечно же, познание воли Божией - это вопрос всей жизни и никакими краткими правилами его не исчерпать. Пожалуй, наиболее полно из святых отцов эту тему осветил митрополит Тобольский Иоанн (Максимович) в книге «Илиотропион, или о сообразовании человеческой воли с Божественною волею». «Илиотропион» означает - подсолнечник. Мы же попытаемся предложить лишь самую общую схему решения этого важнейшего для спасения души вопроса.

Итак, первый критерий - это Священное Писание, непосредственно Слово Божие. Опираясь на Священное Писание, мы достаточно четко можем представлять себе границы воли Божией, то есть: что допустимо для нас, а что является совершенно неприемлемым. В чем трудности на этом пути? Парадокс, но в его универсальности, ибо невозможно однозначно интерпретировать Писание в каждом конкретном житейском случае вне колоссального духовного опыта жизни во Христе.

Следующий критерий - Священное Предание. Это опыт реализации Священного Писания во времени. Это опыт святых отцов, это опыт Церкви, которая 2000 лет искала ответ на вопрос, что значит жить, исполняя волю Божию. С книжными поучениями святых отцов и старцев связаны и некоторые специфические искушения. Дело в том, что в большинстве случаев советы старцев относятся к конкретному человеку в конкретных обстоятельствах его жизни и могут меняться по мере изменения этих обстоятельств.

Третий критерий - голос Божий в сердце человека. Что это? Совесть. В каком-то смысле можно сказать, что совесть - это тоже образ Божий в человеке. Итак, очень важно желающему жить по воле Божией быть честным и трезвенным в слышании голоса своей совести (вопрос в том, насколько мы к этому способны).

Еще один критерий, четвертый (конечно, не умаленный по значимости, ибо в круге все точки равноценны) - молитва. Совершенно естественный и очевидный для верующего человека способ познания воли Божией. Расскажу пример из моей жизни. Был трудный ее период: столько сконцентрировалось проблем, столько мудрований - казалось, жизнь зашла в тупик. Впереди какой-то бесконечный лабиринт дорог, куда ступить, в какую сторону идти - совершенно непонятно. И тогда мой духовник сказал мне: «Что ты мудруешь? Молись каждый вечер. Не надо никаких сверхусилий - каждый вечер говори молитву: «Господи, укажи мне путь, в онь же пойду». Каждый раз перед сном говори это с земным поклоном - Господь обязательно ответит». Так молился я две недели, и вот произошло событие в смысле житейском крайне маловероятное, разрешившее все мои проблемы и определившее дальнейшую жизнь. Господь ответил…

Пятый критерий - благословение духовника. Счастлив тот, кого Господь допускает получить благословение старца. К сожалению, в наше время - «старцы отняты от мира» - это исключительная редкость. Хорошо, если есть возможность получить благословение своего духовника, но и это тоже не так просто, не у каждого сейчас есть духовник. Если нет ни старца, ни духовника, тогда можно получить благословение у священника. Но в наше время, время духовного оскудения, нужно быть при этом достаточно трезвенным.

Следующий критерий - советы духовно опытных людей. Это опыт жизни благочестивого человека и это наше умение учиться на добром (а может быть, и негативном - тоже опыт) примере.

Есть и еще очень важный критерий определения воли Божией. Критерий, о котором говорят святые отцы. Так, об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице»: то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние.

Восьмой критерий - умение чувствовать обстоятельства жизни; воспринимать и трезво оценивать то, что вокруг нас происходит. Ведь ничто не происходит просто так.

И еще важнейший критерий, без которого не может быть ничего остального - терпение: «…терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Все получает тот, кто умеет ждать, кто умеет вручить Богу решение своей проблемы, кто умеет дать Господу возможность Самому сотворить то, что Он о нас предусмотрел.

В заключение я хотел бы привести слова опытного священника, братского духовника одного из старейших монастырей Руси: «Волю Божию знать страшно». И в этом есть глубокий смысл, который в разговорах о познании воли Божией как-то легкомысленно упускается. Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание - колоссальная ответственность.
Вспомните слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48).
По материалам Православие и мир

Ника Кравчук

Как узнать волю Божию?

В молитве «Отче наш» есть слова «да будет воля Твоя» . Мы обращаемся ко Господу направлять нас так, чтобы это совпадало с желанием Бога. Но как узнать волю Божию ? Ведь мы не можем непосредственно Его увидеть и спросить лично, как человека.

Почему Божья воля — это всегда во благо?

Православная Церковь учит, что человек во всем должен искать воли Божьей. Вот при этом человек может прийти в недоумение. Как так получается: Бог дал человеку право выбора, а сам хочет, чтобы тот все исполнял?

Попробуем все разложить по полочкам.

Да, Бог наградил человека правом выбора. Это значит, что мы не похожи на роботов. Каждый вправе поступать так, как хочет. Вот только надо помнить, что отвечать за каждую мысль, слово или поступок тоже должны мы, а не какой-то Толя из соседнего подъезда.

Адам и Ева тоже были свободными. Бог проявил высшую степень любви и милосердия к ним. Создал, поселил в раю, они должны были обожиться. Им не надо было думать о том, как узнать волю Божью. Они непосредственно слышали голос Творца. И даже после всего этого дерзнули ослушаться. О грустных последствиях этого события написано много.

Получается, что воля Божья для каждого человека — это всегда правильный выбор и выход из ситуации. Даже если в конкретный момент кажется, что другой вариант выглядит намного солиднее.

Человеку тяжело понять, что такое хорошо и что такое плохо, потому что он смотрит на мир с уже помутненным сознанием. Он априори не знает, что лучше.

С Господом же все иначе. Он настолько благ и милостив, он так любит каждого отдельного человека, что желает ему только хорошего. В конечном счете — спасения.

С чем это можно сравнить? Родители очень любят своего ребенка, желают, чтобы все в его жизни было хорошо. Они ставят его на ноги, помогают в сложных обстоятельствах, делают все без какой-либо выгоды для себя. По своей неопытности ребенок может попадать в разные неприятности, но как сильно родители ждут его возвращения!

А Господь любит каждого человека намного сильнее. И если он и допускает какие-то неприятности, скорби, то только для того, чтобы человек вынес урок, очистился, встал, отряхнул пыль и пошел дальше. Но как узнать волю Божью?

Кто спрашивает с верой, тому отвечают

Как вы действуете, если чего-то не знаете — по учебе или на работе? Наверняка спрашиваете у преподавателя или начальника. Так и здесь: надо спросить у Бога.

Как лучше всего спрашивать? Конечно, в молитве. Можно почитать молитвы, акафисты, каноны, своими словами попросить. Если есть время, сходить в церковь и также искренне обратиться к Богу.

Но бывает так, что действовать или отвечать надо быстро. Тогда хотя бы трижды прочитайте Иисусову молитву и обратитесь к Богу настолько сильно и пламенно, словно от Его ответа зависит вся ваша дальнейшая жизнь. В самом деле так и есть.

Можно задавать вопросы духовнику, если это человек, который вас хорошо знает, дает советы на исповеди и активно участвует в вашей духовной жизни.

Но бывает и так: люди ищут не Божьей воли, а своей. Они спрашивают что-то у священника, а сами хотят получить подтверждение своим мыслям. Если один батюшка не «угодил» с ответом, обращаются ко второму, третьему и так по накатанной. Но зачем тогда и спрашивать? За все эти действия и колебания придется отвечать.

Поэтому надо либо спрашивать у духовника и его слушать, либо брать всю ответственность за выбор только на себя.

Существует и другая крайность. Обычные люди начинают искать «старцев», которые бы им рассказали, как жить дальше. Надо помнить, что православная вера — это отнюдь не какая-то мистика, человеку открывается только маленькая часть жизни. Все остальное знает только Бог. И Его воля может меняться в зависимости от наших поступков.

Есть еще один вариант того, как узнать волю Божью. Его обычно используют тогда, когда перед человеком предстоит очень серьезный выбор. Есть только два условия: твердая уверенность и беспрекословное исполнение.

Человек молится. Так сильно и чистосердечно, как он только способен. Обычно это включает и чтение канонов, акафистов, и молитву своими словами.

Надо взять две записки с вариантами «да» и «нет», и веря в то, что Бог действительно указывает вам правильный выбор, сделать так, как указано на вытянутом листе.

Это вам не какие-нибудь считалки, обрывание лепестков на ромашке. С Богом не шутят. Кто спрашивал: «Как узнать волю Божию?». Ты? Тогда будь добр, исполни то, что получил в ответ.

Своеволие как последствие греха

А у нас как часто получается: «Отче наш» читаем, о воле Божьей и благости Господа знаем, а когда доходит до дела: «Господи, я знаю, что Ты всегда желаешь мне только лучшего, но я так хочу сделать по-своему».

А потом недоумеваем: почему Бог меня так наказал? Да не Господь это делал, а наши поступки. Поэтому надо быть очень осторожными с таким сложным инструментом как свободная воля.

С одной стороны, она нас облаготворяет, а с другой, в случае нерационального использования, делает рабом некоторых ситуаций и событий.

Если же наша свободная воля совпадает с божественной, значит, мы двигаемся в нужном направлении, конечная цель которого — спасение.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Пути Господни неисповедимы – героиня рассказа Надя на практике узнала это тогда, когда столкнулась с новым уроком жизни. Тема его – «Промысл Божий». Тогда рушились все законы женской логики, чтобы через много лет показать: случайностей не бывает.

Что значит быть умным? На этот вопрос разные люди ответят по-разному. Одни, например, назовут умными тех, кто знает, как заработать деньги и стать богатым, или тех, кто сумел получить власть, или кто приобрел известность и славу, или кто умеет красиво и в свое удовольствие жить. Одним словом, быть умным для этих людей означает просто добиться успеха в земной жизни. «Мы живем на земле только один раз, — скажут они, — второго раза не будет, следовательно, нужно всеми силами добиваться успеха, приобретать богатство, власть и наслаждаться жизнью, пока есть время». Логика здесь простая: будем есть, пить, веселиться и брать от жизни все, потому что завтра умрем.Конечно, многих людей такое откровенно низкое понятие о человеческом уме не удовлетворит, и они на вопрос, кого можно назвать умным, скажут, что умный — это тот, кто получил хорошее образование, приобрел широкую эрудицию, владеет несколькими языками, много путешествовал, много знает и тому подобное. «Вот с таким человеком бывает интересно и полезно общение, — скажут они, — вот такие люди действительно являются умными». Еще некоторые скажут, что умный — это человек опытный, проницательный, знающий жизнь и людей и умеющий применять эти знания в своей жизни. Такие или подобные ответы дают обычно мирские люди на вопрос о том, кого можно считать умным.

Христианство, однако, отвечает на этот вопрос совсем по-другому. Вот что говорит преподобный Антоний Великий: «Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа — умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми. Истинно умный человек одну имеет заботу — вседушно повиноваться и угождать Богу всяческих». Из приведенных слов святого Антония прежде всего видно, что человеку невозможно быть умным без Бога. Только тот, кто угождает Богу, кто исполняет Его волю, может быть назван умным. Точно так же говорит об этом предмете и преподобный Иоанн Лествичник, для которого быть умным означает исполнять волю Божию на всякое время, на всяком месте и во всяком деле. То есть умен и мудр по-настоящему лишь тот, кто в любой ситуации знает волю Божию и старается ее исполнить. Именно такой мудрости учит нас и Священное Писание, когда говорит устами апостола Павла: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». Тому же самому учит и главная христианская молитва, слова которой «да будет воля Твоя» мы произносим каждый день.

Собственно, чью еще волю, кроме воли Божией, может исполнять человек? По словам преподобного Серафима Саровского, человек может исполнять три воли: первая — это воля Божия, вполне совершенная и спасительная; вторая — это воля самого человека, которая даже когда она не гибельна, то все равно не является спасительной, и, наконец, третья воля — демоническая, вполне и всегда гибельная. Отсюда видно, что спасительная воля только одна — это воля Божия, а две другие воли нас не спасают, но ведут к гибели.Итак, тот, кто хочет спастись, непременно должен исполнить в своей жизни волю Божию. Однако, чтобы ее исполнить, нужно сначала ее узнать. Возможно ли человеку узнать волю Божию, и если возможно, то как это сделать?Святые знали волю Божию непосредственно от Бога, это понятно. Ну а нам-то, которым еще далеко до совершенства святых, — как нам узнавать ее? Дело это не простое и не легкое, это есть такая наука, которую сразу не одолеешь. Ее нельзя изучить чисто теоретически, как, например, изучают законы физики или правила дорожного движения. Изучается она только многими трудами, многими борениями и испытаниями, многим опытом христианской жизни. По мере того как человек приближается к Богу, он приемлет от Него дар духовного рассуждения и становится способным безошибочно узнавать Его волю.

Что такое дар духовного рассуждения? По словам старца Паисия Святогорца, духовное рассуждение — это очищенность, Божественное просвещение, духовная ясность. К стяжанию этого дара и должны всячески стремиться христиане. Для тех же, кто пока не достиг этой высокой меры, существуют некоторые способы, которые могут помочь на пути изучения этой науки. Итак, во-первых, тот, кто хочет исполнить в своей жизни волю Бога, непременно должен читать и внимательно изучать Его Слово — Священное Писание, в котором Сам Господь открывает Свою волю человеку. И не просто надо читать Писание, но нужно исполнять в жизни то, что там написано. То есть нужно стараться применить слова Писания к каждой жизненной ситуации. При любом нашем выборе нужно вспомнить, что вот Господь сейчас смотрит на нас, и подумать, чего Он ждет от нас и как бы Он хотел, чтобы мы поступили. Нужно вспомнить, какие слова, какие заповеди Писания могут быть применимы к данной ситуации и, исходя из этого, попытаться сделать верный, то есть угодный Богу выбор. Человек, сообразующий свои действия со Словом Божиим, будет постепенно возрастать в познании воли Божией.Во-вторых, тот, кто хочет исполнять волю Божию, должен читать жития и творения святых отцов. Святые — это люди, которые свою жизнь положили за то, чтобы исполнить волю Бога, а потому и нас они могут научить тому же. Читая жития святых, мы должны им подражать, стараться жить так, как они жили. То есть, когда мы не знаем, как поступить, нужно вспомнить, как поступали святые в такой или похожей ситуации, и постараться, насколько для нас возможно, поступить подобным образом. Если будем по мере сил это исполнять, то явимся подражателями святых в исполнении воли Божией и мало-помалу будем научаться эту волю узнавать.В-третьих, есть еще один способ, как узнать волю Божию: спросить у своего духовника или у духоносного старца. Однако к духовнику и старцу нужно обязательно приходить с верой, а свой вопрос предварить молитвой к Богу, чтобы Он открыл Свою волю через Своего служителя. Когда нет возможности спросить у духовников или у святых, существует еще один способ, как узнать волю Божию: молитва к Богу о вразумлении. Святые отцы учат, что хорошо три раза молиться перед тем, как принять какое-либо решение. Преподобный Иоанн Пророк говорит, что когда ты не можешь спросить своего старца, то надо трижды помолиться о всяком деле и после этого смотреть, куда преклоняется сердце, хотя на волос, — и так и поступать; ибо извещение бывает заметно и всячески понятно сердцу.

Итак, братия и сестры, мы должны, используя все перечисленные средства, учиться великой науке — знать и исполнять волю Божию во всякое время, на всяком месте и во всяком деле. Потому что если мы не творим волю Божию, то творим или свою собственную волю, или волю бесов, — и обе они не приводят нас ко спасению, но, напротив, ведут к гибели. Единственная благая, спасительная и совершенная воля — это воля Господа Бога, нашего Создателя. Только Он один знает, каким путем спасти каждого из нас. Только Его воля есть наше освящение и спасение. Его совершенную волю и должны мы всячески искать, узнавать и исполнять во все дни жизни, по слову главной нашей молитвы: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Аминь.

Настоятель храма Михаило-Архангела прот.Роман Уточкин