Общество как динамическая система признаки. Общество как динамичная система

ОБЩЕСТВО

Общество и природа

Культура и цивилизация

Важнейшие институты общества

общество – это определённая группа людей

Можно определить общество и как большую,



общества и природы.

Общество и природа

культуру

1. “Именно

встал вопрос о правовой защите природы .

Правовая защита природы

.

.

Общественные отношения

Важную роль в функционировании общества играют общественные отношения . Этим понятием обозначаются многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Материальные общественные отношения складываются в сфере производства, в ходе практической деятельности. Материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.

Духовные отношения складываются в результате взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Их подразделяют на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные (т.е. отношения между отдельными индивидами).

Эволюция и революция

Существует два основных пути изменений – эволюция и революция. Эволюция происходит от латинского слова “развёртывание” -

это медленные, постоянные изменения предшествовавшего состояния. Революция (от латинского поворот, изменение) – это изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

На первый взгляд революция отличается от эволюции только темпом изменений. Однако в философии существует точка зрения о взаимосвязи этих двух явлений: нарастание количественных изменений в развитии (эволюция) в конце концов приводит к качественному изменению (революция).

В этом отношении к эволюционному пути в общественном развитии близко понятие реформа . Реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Реформы в марксизме противопоставлялись политической революции, как активному политическому действию народных масс, ведущему к переходу руководства обществом в руки нового класса. При этом более радикальным и прогрессивным путём преобразования в марксизме всегда признавались революции, а реформы рассматривались как половинчатые, мучительные для народных масс, преобразования, которые в большинстве были якобы обусловлены потенциальной угрозой революции. Революции неизбежны и закономерны в обществе, где не проводятся своевременные реформы.

Однако политические революции как правило ведут к большим социальным потрясениям и жертвам. Часть учёных вообще отказывали революциям в возможности созидательной деятельности. Так, один из историков XIX века сравнивал Великую французскую революцию с молотом, который лишь разбил старые глиняные формы, открыв миру уже отлитый колокол нового общественного строя. Т.е., по его мнению, новый общественный строй родился в ходе эволюционных преобразований, а революция лишь смела преграды для него,

С другой стороны, история знает реформы, которые приводили к коренным преобразованиям в обществе. Ф. Энгельс, например, называл “революцией сверху” реформы Бисмарка в Германии. “Революцией сверху” можно считать и реформы конца 80 - начала 90-х г.г. XX века, приведшие к изменению существующего строя в нашей стране.

Современные российские учёные признали равнозначность реформ и революций. При этом появилась критика революций, как крайне неэффективного, кровавого, изобилующего многочисленными издержками и приводящего к диктатуре пути. Более того, великие реформы (т.е. революции сверху) признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике “перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе”.

И реформы и революции лечат уже запущенную болезнь (первые – терапевтическими методами, вторые – хирургическим вмешательством. Поэтому необходимы постоянные инновации – как разовое однократное улучшение, связанное с повышением приспособляемости общества к меняющимся условиям. В этом смысле инновация похожа на профилактику возникновения болезни (т. е. социального противоречия). Инновации в этом отношении относятся к эволюционному пути развития.

Данная точка зрения исходит из возможностей альтернативности общественного развития . Ни революционный, ни эволюционный путь развития не может быть принят как единственно закономерный.

Культура и цивилизация долгое время отождествлялись. Однако Культура и цивилизация

уже в XIX веке научный смысл этих понятий различался. А в начале XX

столетия немецкий философ О. Шпенглер в своём труде “Закат Европы”

и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит её окончательный упадок. Культура – это цивилизация, не достигшая своей зрелости и не обеспечившая своего роста.

Различия между понятиями “культура” и “цивилизация” подчёркивали и другие мыслители. Так, Н. К. Рерих сводил различие культуры и цивилизации к противопоставлению сердца разуму. Культуру он связывал с самоорганизацией духа, миром духовности, а цивилизацию - с гражданским, общественным устроением нашей жизни. Действительно, слово “культура” восходит к латинскому слову, означающему культивирование, возделывание, обработку. Однако к этому же корню (cult-) восходит и слово воспитание, почитание, а также культ (как поклонение и почитание чего-то). Слово “цивилизация” происходит от латинского civilis – гражданский, государственный, однако к этому же корню восходит и слово “горожанин, житель города”.

Культура – это ядро, душа, а цивилизация – оболочка, тело. П. К. Гречко считает, что цивилизация фиксирует уровень и результат прогрессивного развития общества, а культура выражает механизм и процесс освоения этого уровня – результата. Цивилизация обустраивает землю, нашу жизнь, делает её удобной, комфортной, приятной. Культура “ответственна” за постоянную неудовлетворённость достигнутым, поиск чего-то недостижимого, достойного прежде всего души, а не тела. Культура – это процесс гуманизации общественных отношений, человеческой жизнедеятельности, в то время как цивилизация – их постепенная, но неуклонная технологизация.

Без культуры цивилизация существовать не может, ибо система культурных ценностей есть тот признак, который отличает одну цивилизацию от другой. Однако культура – понятие многосложное, в него входит и культура производства, материальных отношений и политическая культура и духовные ценности. В зависимости от того, какой признак мы выделяем в качестве основного критерия, изменяется и деление цивилизаций на отдельные типы.

Типы цивилизации

В зависимости от своей концепции и выдвинутых критериев различные исследователи предлагают свои варианты типологии цивилизации.

Типы цивилизаций

Однако в публицистической литературе широко утвердилось деление на цивилизации западного (инновационного, рационалистического) и восточного (традиционного) типа . Иногда к ним добавляются ещё так называемые промежуточные цивилизации. Какие же черты их характеризуют? Рассмотрим это на примере следующей таблицы.

Основные черты традиционного общества и западного общества

Традиционное общество Западное общество
“Непрерывность” исторического процесса, отсутствие явных границ между отдельными эпохами, резких сдвигов и толчков История движется неравномерно, “скачками”, разрывы между эпохами очевидны, переходы от одной к другой часто принимают форму революций
Неприменимость концепции линейного прогресса Общественный прогресс достаточно очевиден, особенно в сфере материального производства
Отношения общества к природе строятся на принципе слияния с ней, а не господства над нею Общество стремится максимально использовать природные богатства для своих нужд
Основа экономической системы – общин- но-государственные формы собственности при слабом развитии института частной собственности Основа экономики- частная собственность. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое
Уровень социальной мобильности невысок, перегородки между кастами, сословиями мало проницаемы Социальная мобильность населения высока, социальный статус человека может существенно меняться на протяжении жизни
Государство подчиняет себе общество, контролирует многие стороны жизни людей. Общность (государство, этнос, социальная группа) обладают приоритетом перед отдельным человеком Сложилось гражданское общество, во многом автономное от государства. Права личности приоритетны и закреплены конституционно. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.
Главный регулятор общественной жизни – традиция, обычай Особенной ценностью обладает готовность к изменениям, новациям

Современные цивилизации

В настоящее время на Земле существуют цивилизации разного типа. В отдалённых уголках планеты развитие ряда народов ещё сохранило в себе черты первобытного общества, где жизнь целиком подчинена природному циклу (Центральная Африка, Амазония, Океания и т.д.). Часть народов в своём образе жизни сохранили черты восточных (традиционных) цивилизаций. Влияние постиндустриального общества на эти страны отражается в нарастании кризисных явлений, нестабильности жизни.

Активная пропаганда средствами массовой информации ценностей постиндустриального общества, возведение их в ранг общечеловеческих ценностей вызывает определённую негативную реакцию со стороны традиционных цивилизаций, стремящихся не только сохранить свои ценности, но и возродить ценности ушедшего прошлого.

Так, к арабо-исламской цивилизации относят Иран, Афганистан, Пакистан, ОАЭ, Саудовскую Аравию и др. Между отдельными исламскими странами и даже внутри этих стран обостряется борьба между сторонниками сближения с западной цивилизацией и исламскими фундаменталистами. Если первые допускают расширение светского образования, рационализацию жизни, широкое внедрение современных достижений науки и техники, то вторые считают, что основой (фундаментом) всех сфер жизни являются религиозные ценности ислама и занимают агрессивную позицию по отношению к любым новшествам и заимствованиям от западной цивилизации.

К индо-буддийской цивилизации можно отнести Индию, Монголию, Непал, Тайланд и др. Здесь преобладают традиции индуизма, буддизма, характерна религиозная терпимость. В этих странах с одной стороны сложились свойственные индустриальному обществу экономические и политические структуры, с другой – значительная часть населения живёт ценностями традиционного общества.

К дальневосточно-конфуцианской цивилизации относят Китай, Корею, Японию и др. Здесь преобладают культурные традиции даосизма, конфуцианства и синтоизма. Несмотря на сохранившиеся традиции, эти страны в последние годы сближаются и развитыми западными странами (особенно в экономической сфере).

К какому же типу цивилизационного развития можно отнести Россию? В науке существует несколько точек зрения по этому поводу:

Россия – европейская страна и российская цивилизация близка к западному типу, хотя и имеет свои особенности;

Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая своё особое место в мире. Это не восточная и не западная, а евразийская цивилизация, для которой характерны суперэтничность, межкультурный обмен, наднациональный характер духовных ценностей;

Россия – внутренне расколотая, “маятниковая” цивилизация, для которой характерно постоянное противоборство западных и восточных черт. В её истории чётко отмечаются циклы сближения то с западной, то с восточной цивилизациями;

Чтобы определить какая точка зрения более объективна, обратимся к характеристике западной цивилизации. Исследователи считают, что внутри неё существуют несколько локальных цивилизаций (западноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и т. д.). Современная западная цивилизация – это постиндустриальная цивилизация. Её особенности определяются последствиями научно-технической революции (НТР), происшедшей в 60-70-х г.г. XX века.

Глобальные проблемы

Глобальными проблемами человечества называются проблемы, касающиеся всех живущих на Земле людей, от решения которых зависит не только дальнейший социальный прогресс, но и судьба всего человечества.

Глобальные проблемы появились в условиях научно-технической революции во второй половине ХХ века, они взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех без исключения стран мира.

Перечислим основные проблемы и покажем их взаимосвязь друг с другом.

Угроза термоядерной катастрофы тесно взаимосвязана с угрозой ядерной войны, а также техногенными катастрофами. В свою очередь эти проблемы взаимосвязаны с угрозой третьей мировой войны. Всё это связано с истощением традиционных источников сырья и поиском альтернативных видов энергии. Нерешённость этой проблемы ведёт к экологической катастрофе (истощению природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, продовольственной проблеме, нехватке питьевой воды и т.д.). Остро стоит проблема изменения климата на планете, которая может привести к катастрофическим последствиям. Экологический кризис в свою очередь связан с демографической проблемой. Демографическая проблема характеризуется глубоким противоречием: в развивающихся странах идёт интенсивный рост населения, а в развитых странах происходит демографический спад, что порождает огромные трудности для экономического и социального развития.

Одновременно обостряется проблема “Север-Юг”, т.е. растут противоречия между развитыми странами и развивающимися странами “третьего мира”. Всё большее значение приобретают также проблемы охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании. Важное значение имеет проблема возрождения культурных и нравственных ценностей.

После событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года резко обострилась проблема борьбы с международным терроризмом. Следующими невинными жертвами террористов могут стать жители любой страны мира.

В целом глобальные проблемы человечества можно схематически представить в виде клубка противоречий, где от каждой проблемы тянутся многообразные нити ко всем остальным проблемам. Какова же стратегия выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем? Решение глобальных проблем возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

При подготовке данной главы были использованы материалы из следующих учебных пособий:

  1. Гречко П.К. Введение в обществознание. – М.: Поматур, 2000.
  2. Кравченко А. И. Обществознание. – М.: “Русское слово – РС” - 2001.
  3. Курбатов В.И. Обществознание. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.
  4. Человек и общество: Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 кл./Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.,2001г.
  5. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. – М.: Школа – Пресс, 2000.
  6. Клименко А.В., Румынина В.В. Экзамен по обществознанию: Конспекты ответов. – М.: 2000.
  7. Обществознание. 100 экзаменационных ответов./Под ред. Б.Ю. Сербиновского. Ростов-на-Дону.: “Мар.Т”, 2000.

ОБЩЕСТВО

Общество как динамичная система

Общество и природа

Культура и цивилизация

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества

Важнейшие институты общества

Многообразие путей и форм общественного развития

Проблема общественного прогресса

Целостность современного мира, его противоречия

Глобальные проблемы человечества

Понятие “общество” многозначно. В своём первоначальном значении это некая общность, союз, сотрудничество, объединение отдельных людей.

С социологической точки зрения общество – это определённая группа людей , объединённая общими интересами (целью) для совместной деятельности (например, общество защиты животных или, наоборот, общество охотников и рыболовов).

Исторический подход к пониманию общества связан с выделением конкретного этапа в историческом развитии какого-либо народа или всего человечества (например: первобытное общество, средневековое общество и т.д.).

Этнографический смысл понятия “общество” акцентирует внимание на этнических особенностях и культурных традициях определённой совокупности людей (например: общество бушменов, общество американских индейцев и т.д.).

Можно определить общество и как большую, устойчивую группу людей, занимающих определённую территорию, имеющую общую культуру, испытывающую чувство единства и рассматривающую себя как вполне самостоятельное образование (например, российское общество, европейское общество и т.д.).

Что же объединяет вышеприведённые трактовки общества?

  • общество состоит из отдельных людей, обладающих волей и сознанием;
  • нельзя назвать обществом просто определённое количество людей. Людей объединяет в общество совместная деятельность, общие интересы и цели;
  • любое общество есть способ организации человеческой жизнедеятельности;
  • связующим звеном общества, его каркасом, являются связи, устанавливающиеся между людьми в процессе их взаимодействия (общественные отношения).

Общество как сложная динамическая система

Вообще системой называется совокупность взаимосвязанных элементов. Например, груду кирпичей нельзя назвать системой, а вот построенный из них дом – это система, где каждый кирпич занимает своё место, взаимосвязан с другими элементами, имеет своё функциональное значение и служит общей цели – существованию прочного, тёплого, красивого здания. Но здание – это пример статичной системы. Ведь дом не может сам по себе совершенствоваться, развиваться (он может лишь обрушиться, если нарушатся функциональные связи между элементами – кирпичами).

Примером динамической саморазвивающейся системы можно назвать живой организм. Уже в зародыше любого живого организма заложены основные признаки, которые под влиянием окружающей среды определяют существенные стороны изменения организма на протяжении всей жизни.

Так и общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, только постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и качественную определённость.

Существует и широкая, философская точка зрения на общество.

Общество – это форма организации индивидуумов, которая возникла в противовес окружающей среде (природе), живёт и развивается по своим собственным объективным законам. В этом смысле общество – это совокупность форм объединения людей, “коллектив коллективов”, всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем.

Исходя именно из этой широкой трактовки рассмотрим взаимосвязь общества и природы.

Общество и природа

И общество и природа – это часть реального мира. Природа – это основа, на которой возникло и развивается общество. Если под природой понимать всю действительность, мир в целом, то общество выступает её частью. Но нередко словом “природа” обозначают естественную среду обитания людей. При таком понимании природы общество можно рассматривать как обособившуюся от неё часть реального мира, Но общество и природа не потеряли своей взаимосвязи. Эта взаимосвязь существовала всегда, но изменялась на протяжении веков.

Когда-то в первобытные времена небольшие общества охотников и собирателей полностью зависели от катаклизмов природы. Пытаясь защититься от этих катаклизмов люди создали культуру , как совокупность всех материальных и духовных ценностей общества, имеющих искусственное (т.е. не природное) происхождение. Ниже мы ещё не раз будем говорить о многообразии понятия “культура”. Сейчас подчеркнём, что культура- это то, что создано обществом, но противоположно естественной среде, природе. Так, изготовление первых орудий труда, навыки добычи огня – это первые культурные достижения человечества. Появление земледелия и скотоводства – это тоже плоды культуры (само слово культура происходит от лат. “обработка почвы”, “возделывание”).

1. “Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы ведь и объединились и создали культуру , призванную между прочим сделать возможной нашу общественную жизнь. – писал З. Фрейд. – В конце концов, главная задача культуры, подлинное обоснование – защита нас от природы”.

2. По мере развития культурных достижений общество уже не настолько зависело от природы. При этом общество не приспосабливалось к природе, а активно изменяло окружающую среду, преобразуя её в своих интересах . Это изменение природы привело к впечатляющим результатам. Вспомним тысячи видов окультуренных растений, новые виды животных, осушенные болота и цветущие пустыни. Однако общество, преобразуя природу, подвергая её культурному воздействию, часто руководствовалось сиюминутными выгодами . Так, первые экологические проблемы стали возникать ещё в древности: полностью исчезли многие виды растений и животных, большая часть лесов в Западной Европе была вырублена ещё в средневековье. В ХХ веке негативное воздействие общества на природу стало особо ощутимым. Сейчас речь идёт об экологической катастрофе, которая может привести к уничтожению и природы и общества. Поэтому встал вопрос о правовой защите природы .

Под охраной окружающей природной среды понимается сохранение такого её качества, при котором возможны, во-первых, сохранение, защита и восстановление здорового состояния и целостности экосистемы Земли, во-вторых – сохранение биологического разнообразия планеты.

Правовой защитой природы занимается экологическое право. Экология (от сло “экос” - дом, местопребывание; и “логос” знание) – это наука о взаимодействии человека и общества с природной средой обитания.

Экологическое законодательство Российской Федерации включает в себя ряд положений Конституции, 5 федеральных законов об охране окружающей природной среды, 11 природоресурсных законодательных актов, а также указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.

Правовая защита природы

Так в Конституции Российской Федерации в ст. 42 говорится о праве каждого человека на благоприятнуюокружающую среду, на достоверную информацию о её состоянии. Статья 58 говорит об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам России.

Правовой защите природы посвящены федеральные законы “Об охране окружающей природной среды” (1991г.), “Об экологической экспертизе” (1995г.), “Об охране атмосферного воздуха” (1999 г.) и т.д. Предпринимаются попытки заключения международного договора о защите природы. 12 декабря 1997 года был подписан в городе Киото Международный протокол о регулировании выбросов промышленных отходов в атмосферу (Киотский протокол).

Таким образом, отношения природы, общества и культуры можно обозначить так:

общество и природа во взаимосвязи образуют материальный мир. Однако общество обособилось от природы, создав культуру, как вторую искусственную природу, новую среду обитания. Однако, даже оградив себя от природы своеобразной границей культурных традиций, общество не в состоянии разорвать связи с природой.

В. И. Вернадский писал о том, что с появлением и развитием общества биосфера (земная оболочка, охваченная жизнью) переходит в ноосферу (область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью) .

Природа и сейчас оказывает активное воздействие на общество. Так, А. Л. Чижевский установил зависимость между циклами активности Солнца и социальными потрясениями в обществе (войны, восстания, революции, социальные преобразования и т.д.). О воздействии природы на общество писал Л. Н. Гумилёв в своей работе “Этногенез и биосфера Земли”.

Взаимосвязь общества и природы мы видим в разнообразных проявлениях. Так, улучшение агротехнических приёмов возделывания почвы приводит к повышению урожайности, но увеличение загрязнения воздуха промышленными отходами может привести к гибели растений .

Общество является сложной динамической системой.

Понятие общества охватывает все сферы человеческой жизни, отношения и взаимосвязи. При этом общество не стоит на месте, оно подвержено постоянным изменениям, развитию. Узнаем кратко об обществе – сложной, динамично развивающейся системе.

Черты общества

Общество как сложная система имеет свои особенности, отличающие его от других систем. Рассмотрим выявленные разными науками черты :

  • сложный, многоуровневый характер

В общество входят разные подсистемы, элементы. Оно может включать в себя различные общественные группы, причем как малые - семья, так и большие - класс, нация.

Общественные подсистемы - это основные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них также является своеобразной системой, имеющей множество элементов. Так, можно сказать, что существует иерархия систем, то есть общество делится на элементы, которые, в свою очередь, также включают в себя несколько компонентов.

  • наличие разнокачественных элементов: материальных (техника, сооружения) и духовных, идеальных (идеи, ценности)

Например, экономическая сфера - это и транспорт, сооружения, материалы для изготовления товаров, и знания, нормы, правила, действующие в сфере производства.

  • основной элемент - человек

Человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них, и без него их существование невозможно.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • постоянные изменения, преобразования

Конечно, в разное время скорость изменений менялась: сложившийся порядок мог сохраняться долгое время, но были и периоды, когда случались быстрые качественные перемены общественной жизни, например, во время революций. В этом состоит главное отличие общества от природы.

  • порядок

Все компоненты общества занимают свое положение и определенные связи с другими элементами. То есть, общество - это упорядоченная система, в которой существует множество взаимосвязанных частей. Элементы могут исчезать, вместо них появляются новые, но в целом система продолжает функционировать в определенном порядке.

  • самодостаточность

Общество в целом способно производить все необходимое для своего существования, поэтому каждый элемент играет свою роль и не может существовать без других.

  • самоуправляемость

Общество организует управление, создает институты для согласования действий разных элементов общества, то есть создает такую систему, в которой все части могут взаимодействовать. Организация деятельности каждого отдельного человека и групп людей, а также осуществление контроля - особенность общества.

Социальные институты

Представление об обществе не может быть полным без знания основных его институтов.

Под социальными институтами понимают такие формы организации совместной деятельности людей, которые сложились в результате исторического развития и регулируются установленными в обществе нормами. Они объединяют большие группы людей, занятых каким-либо видом деятельности.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение потребностей. Например, потребность людей в продолжении рода вызвала к жизни институт семьи и брака, потребность в получении знаний - институт образования и науки.Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 204.

Обществознание выделяет ряд отличий системы общества от природных систем. Благодаря этому можно понять, как действует многоуровневая система современного общества и взаимосвязаны все сферы жизни общества.

Общество как сложная динамическая система: структура общества

Общество характеризуют как сложную систему, так как оно включает в себя множество элементов, отдельных подсистем и уровней. Ведь мы не можем говорить лишь об одном обществе, это может быть и общественная группа в виде социального класса, общество в пределах одной страны, человеческое общество в глобальном масштабе.

Основными элементами общества является четыре его сферы: социальная, духовная, политическая и экономическая (материально-производственная). И по отдельности каждая из этих сфер имеет свое строение, свои элементы и выступает в роли отдельной системы.

Например, политическая сфера общества включается в себя партии и государство. А государство само по себе тоже является сложной и многоуровневой системой. Поэтому общество и принято идентифицировать, как сложную динамическую систему.

Еще одной характеристикой общества, как сложной систем, можно назвать разнокачественность ее элементов. Система общества в виде четырех главных подсистем включается в себя идеальные и материальные элементы. В роли первых выступают традиции, ценности и идеи, в роли материальных - учреждения, технические устройства, оборудование.

Например, сфера экономики - это одновременно и сырье, и транспортные средства, и экономические знания и правила. Еще один важный элемент системы общества - это сам человек.

Именно его способности, цели и пути развития, которые могут меняться, делают общество подвижной и динамичной системой. По этой причине общество обладает такими свойствами, как прогресс, изменения, эволюция и революция, прогресс и регресс.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер

Общество - это система упорядоченной целостности. Это является залогом ее постоянной функциональности, все компоненты системы занимают внутри нее определенное место и связаны с другими компонентами общества.

И важно отметить, что по отдельности ни один элемент таким качеством целостности не обладает. Общество - это своеобразный результат взаимодействия и интеграции абсолютно всех компонентов этой сложной системы.

Государство, экономика страны, социальные слои общества не могут обладать таким качеством, как общество само по себе. А многоуровневые связи между экономической, политической, духовной и социальной сфер жизни образуют такое сложное и динамичное явление, как общество.

Легко отследить взаимосвязь, например, социально-экономических отношений и правовых норм на примере законов Киевской Руси. В своде законов были указаны меры наказания за убийство, и каждая мера определялась местмо человека, которое он занимает в обществе - по принадлежности к той или иной социальной группе.

Социальные институты

Социальные институты считаются одними из самых важных компонентов общества, как системы.

Социальным институтом называют совокупность лиц, которые заняты конкретным видом деятельности, в процессе этой деятельности они удовлетворяют определенную потребность общества. Выделяют такие виды социальных институтов.

В помощь выпускнику: «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».

Обществознание - один из самых выбираемых предметов выпускниками школ, т.к. он является профилирующим во многих ВУЗах России. Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимы не только знания, но еще и умения их применять на практике (решение тестовых заданий).

Без выполненной части С не может быть высокого балла. Полное правильное выполнение заданий части 3 (С) оценивается от 2 до 5 баллов, С1,С2,С5 - по 2 балла, задания С3, С4,С6,С7, С8- по 3 балла, задания С9- 5 баллов, всего за часть С – 26 баллов.

В помощь тем ребятам, которые решили в этом году сдавать обществознание, подобраны однотипные задания части С.

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте. Встречаются две модели этого задания:

Первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.);

Вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Задания части С5

С5. 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

С5.2.Перечислите любые три черты, характеризующие общество как открытую динамическую систему.

С5.3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «школьное образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о школьном образовании.

С5.4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.

С5.5. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

С5.6. Назовите любые три функции политики в государстве.

С5.7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое поведение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом поведении.

С5.8. Приведите три причины объединения людей в группы.

С5.9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социализации личности.

С5.10. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском браке.



С5.11. Ученые определили, что выбор избирателя во время голосования определяется значительным числом факторов. Укажите три любые фактора, влияющие на решение избирателя.

С5.12. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рынке труда.

С5.13. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах общества.

С5.14. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «политическая элита»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической элите.

С5.16. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданстве.

С5. 17. Известно, что многие демократические страны столкнулись с проблемой низкой явки избирателей на выборы. Некоторые страны вводят специальные санкции (например, штрафы) в отношении таких избирателей, другие считают явку на выборы правом избирателя, которым он может и не пользоваться. Предложите, какими могут быть причины низкой явки избирателей на выборы? Назовите три причины.

С5.18. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном контроле.

С5.19. Сформируйте четыре суждения, раскрывающие различные функции политических партий в современном обществе.

С5.20. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «образование»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об образовании.

С5.21. Назовите три функции современной науки.

С5.22. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех предложений.

С5. 23. Назовите три исторических типа общества.

С5. 24. Назовите любые три группы потребностей человека.

С5. 25. Назовите любые три глобальные проблемы современности.

С5.26. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

С5. 27. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур

С5. 28. Назовите любые три причины объединения людей в группы.

С5 . 29 . Назовите три имущественных права супругов.

С5. 30. Перечислите любые три условия, способствующие утверждению экономической свободы в рыночной экономике.

С5. 31. Назовите любые три фактора социализации личности.

С5 . 32 . Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт

С5 .33. Перечислите любые три функции государственной власти, характерные для демократического государства.

С5.34. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической партии.

С5.35. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных группах в обществе.

С5.36. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о мировых религиях.

С5.37. Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

С5.38. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о цивилизации.

С5.39. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «международное разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о международном разделении труда.

С5.40. Назовите любые три типа мировоззрения.

С5.41 .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности человека.

С5.42 . Назовите три субъекта экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции.

С5.43. Назовите любые три фактора, которые влияют на увеличение предложения товаров.

С5.44. .Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «контркультура»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о контркультуре.

С5.45. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественных отношениях.

С5.46. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познания». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о познании.

С5.47. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производителе.

С5.48. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «революция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о революции.

С5.49. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о безработице.

С5.50. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая идеология»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политической идеологии.

ОТВЕТЫ к заданиям С5.

1). «Научные знания – это знания, приобретенные с помощью специальных методов в науке».

Предложения:

Научные знания включают гипотезу.

Один из методов выявления научных знаний является эксперимент.

Связь общества с природой;

Наличие подсистем;

Взаимосвязь частей и элементов общественной структуры;

Постоянные изменения в жизни общества.

С5.3. «Школьное образование- это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, в возрасте 7-17 лет»

Предложения:

Школьное образование - важнейший этап социализации личности.

Одна из задач школьного образования - подготовка молодого поколения к трудовой деятельности (поступление в высшие учебные заведения).

С5.4. «Экономические ресурсы - это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются услуги и товары».

Предложения:

Большинство экономических ресурсов ограничено.

Одним из важнейших экономических ресурсов является труд.

С5.5. – строгое отделение законодательной власти от исполнительной;

Исключение совмещений правительственных должностей и мест депутатов в парламенте;

Президент избирается на выборах, отдельно от парламентских;

Исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

С5.6. – обеспечение стабильности государства;

Мобилизационная;

Управленческая;

Гуманитарная.

С5.7. «Политическое поведение- это поступки человека, характеризующие его взаимодействие с политическими институтами».

Предложения:

Политическое поведение личности объясняется его ценностными установками.

Одной из форм политического поведения является участие в демонстрациях и митингах.

С5.8. – группы удовлетворяют потребности человека в социальной принадлежности;

В группе человек удовлетворяет тот или иной интерес;

В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку;

Человек принадлежит к той или иной группе по интересам;

Человек принадлежит к определенной группе по возрасту, полу, социальному положению.

С5.9. «Социализация личности - это усвоение ею основных накопленных обществом знаний и норм общественной жизни».

Предложения:

Институтом первичной социализации выступает семья.

Социализация личности помогает ей адаптироваться к условиям общественной жизни.

С5.10 .« Гражданский брак- это брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах ЗАГС».

Предложения:

Только гражданский брак порождает правовые отношения между супругами.

Наряду с гражданским браком различаются браки фиктивные, церковные.

С5.11. - уровень дохода и образования избирателя;

Влияние социальной сферы;

Позиция СМИ;

Национальные, религиозные факторы.

С5.12. «Рынок труда- совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обмениваться своими трудовые услуги на деньги и иные материальные блага.

Предложения:

- Рынок труда характеризуется мобильностью.

Рынок труда отражает структуру и общее состояние экономики региона и страны в целом.

С5.13. «Социальная группа- это совокупность людей, имеющих какой- либо общий значимый социальный признак» или «Социальная группа- любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям».

Предложения:

Социальные группы подразделяются по численности, характеру, возрасту, полу.

В социальных группах человек может себя реализовать как личность.

В социальных группах человек реализует свои интересы.

С5.14. понятие: «Мировые религии - это группа религий, отличающаяся распространенностью по всем регионам Земли, обращенная ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих».

Два предложения:

Самой молодой из мировых религий является ислам.

-«К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам».

- «Одной из самых первых мировых религий был буддизм, возникший в Древней Индии».

С5.15. «Политическая элита- это группа людей, занимающих высшие позиции в политической иерархии» или «Политическая элита - относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти».

Предложения:

Политическая элита составляет меньшинство общества, обладающая качествами лидерства.

Политическая элита обновляется в процессе избирательной компании.

С5. 16. «Гражданство- это устойчивая правовая связь человека с государством» или «Гражданство- это принадлежность человека к какому- либо государству».

Предложения:

Гражданство может быть получено человеком от рождения.

Гражданство – это не только принадлежность к государству, но и взаимные обязанности человека и государства, к которому он принадлежит.

Низкая активность может быть связана с политической стабильностью в обществе;

Избиратели не доверяют властям;

Люди заняты своей жизнью, нет интереса к политике;

Кризисные явления в обществе, не способность властей найти выход.

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

II. Общество в широком смысле этого слова:

1. Любая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

2. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Сфера общества – это определённая область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей.

4 сферы (подсистемы) общества:

1.Экономическая – включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.

2.Социальная сфера – включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества, а также деятельность по обеспечению социальных гарантий.

Элементы социальной сферы: конкретные люди, занимающие то или иное положение в обществе; общности людей, классы, сословия, нации.

3.Политическая сфера связана с понятием власти.

4.Духовная сфера – включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. (Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, философия)

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Система – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих определённую целостность.

Общество как система:

1. наличие сфер и социальных институтов, различных способов взаимодействия людей;

2. взаимодействие элементов, связь всех сфер жизни общества;

3. меняет свои формы, развивается, сохраняя при этом свою сущность;

4. самодостаточность(способность общества создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования);

5. самоуправляемость (общество изменяется и развивается в результате внутренних причин и механизмов)

Черты общества как динамичной системы:

1. способность к саморазвитию,

2. постоянные изменения,

3. возможность деградации отдельных элементов

ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА.

Что общего у общества и природы?

1. Изменяются во времени.

2. Имеют признаки системности.

3. Подчиняются объективным законам развития.

3. Имеют сложное строение.

Чем общество отличается от природы?

1. Является творцом культуры

2. Является частью материального мира

3.Является этапом исторического развития человечества.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Общественные науки Объект науки
Политология Политическая система
Социология Общество как система
Этика Нормы морали
Эстетика Законы искусства
История Прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества
Экономика Экономическая сфера
Антропология Происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас
Демография Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция
Психология Поведение человека, процессы восприятия, мышления, сознания
Культурология Культура как целостность
Правоведение Государственно-правовая действительность
Философия Отношение человека к миру
Этнография Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание №1

Согласны ли Вы с высказыванием философа Сенеки? Аргументируйте свою точку зрения, используя термины и понятия из курса обществознания.

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

Задание №2

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков

«Характеристика общества как _______________ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _________________ (3) общества. __________________ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов _________________ (5), а также управление совместной _______________ (6) людей».

А)целостность

Б)система

В)общество

Г)социальные блага

Е)производство

Ж)культура

З)социальные институты

И)деятельность

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в тетрадь по обществознанию.

номер вопроса 1 2 3 4 5 6
вариант ответа