Проект наше путешествие в мир растений. Путешествие в мир растений - презентация. Змея лежит колючая




















1 из 19

Презентация на тему: Путешествие в мир растений

№ слайда 1

Описание слайда:

Путешествие в мир растенийНас окружает зеленый мир растений. Без них мы не могли бы существовать. Еще первобытный человек интересовался растительным миром. Познавая окружающий мир, он извлекал из него большую пользу для себя. Одни растения люди использовали для приготовления пищи, другие – для постройки жилья, третьи – для изготовления орудий труда, четвертые – для украшения помещений или для лечения различных болезней.Хлеб, фрукты, овощи и многое другое, без чего человек не может обойтись, получают из растений.Постепенно человечество накапливало знания о жизни растений, которые послужили основой создания науки о жизни растений – ботаники.Основоположником ботанической науки считают древнегреческого ученого натуралиста Теофраста, живущего в 370-286 годах до н.э. Он был учеником и последователем знаменитого мыслителя Аристотеля. Теофраст впервые выделил ботанику в самостоятельную науку, отделив ее от зоологии. Он первым систематизировал и объединил разрозненные наблюдения о жизни растений и результаты практики в единую систему ботанических знаний.

№ слайда 2

Описание слайда:

Ученых интересовали не только общие вопросы ботаники, а и отдельные стороны жизни растений. Поэтому общую ботанику стали делить на частные науки.Общая ботаникаВ настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Ученые-ботаники заняты решением многих проблем изучения растительного покрова планеты. Каждый день они приоткрывают дверь в таинственный и увлекательный мир растений, узнают много интересного.Многие из нас и не догадывались, насколько разнообразны бывают растения. Давайте совершим небольшую экскурсию в этот интересный и загадочный мир.

№ слайда 3

Описание слайда:

Рекорды растительного мира.Странное деревоОдним из самых «толстых» деревьев в мире считается африканский баобаб (Adansonia digitata, из семейства бомбаксовых). Диаметр ствола самого крупного из описанных баобабов составлял около 9 м. Однако диаметр у обычного съедобного европейского каштана (Castanea sativa, семейство каштановых), растущего на горе Этна в Сицилии, в 1845 г. имел ствол в 64 м в обхвате, что составляло около 20,4 м в диаметре. Возраст этого великана оценивался в 3600–4000 лет. В Мексике растут гигантские водные кипарисы (Taxodium mucronatum) – голосеменные растения из порядка кипарисовых, с диаметром ствола от 10,9 до 16,5 м.Одна африканская легенда гласит: “Когда Бог сотворил баобаб, то посадил его во влажную почву вблизи от реки. Однако дерево стало жаловаться на сырость, и Бог пересадил его на вершину горы. К несчастью, и там ему не понравилось. Тогда Господь разгневался, вырвал баобаб из земли и выбросил. Дерево упало на сухую почву саванны и с тех пор растет там корнями вверх”.В каждой сказке есть доля правды. Действительно, в саваннах Африки растет необычное дерево - баобаб. Когда в сухой сезон с него опадает листва, вид у баобаба становиться совершенно фантастический, на первый взгляд создается впечатление, что он растет вверх корнями.Баобаб

№ слайда 4

Описание слайда:

В баобабе странно все: цветы на нем появляются тогда, когда нет листьев. На длинных цветоножках с голых ветвей свисают шарики - почки, которые раскрываются вечером или ночью. Появляются большие белые цветки с сильным ароматом. Крупные, будто восковые цветки источают странный аромат, немного напоминающий запах мускуса. Впервые баобаб зацветает на восьмом – десятом году жизни. На старом баобабе за ночь распускается больше ста цветков.Их сладкий нектар привлекает лемуров галаго и летучих собак-крыланов. На запас в предвкушение пиршества слетаются летучие мыши, они и опыляют цветы, вылизывая нектар, переносят пыльцу. Утром цветки увядают. Скоро пожелтеют и опадут листья, а плоды созреют только к разгару засушливого сезона.Овальные черные плоды баобаба длиной 50 см и шириной до 30 см висят на длинных плодоножках. Они покрыты толстой мохнатой кожурой, а изнутри заполнены мякотью с множеством мелких зернышек. Мякоть имеет приятный сладковатый вкус, и из нее туземцы делают напиток, похожий на лимонад. Из серых листьев баобаба готовят салаты, а сушеные используют на приправу.БАОБАБ - дерево семейства бомбаксовых, характерное для саванн Африки. Ствол в окружности до 25 м (иногда до 40 м). Живет до 5 тыс. лет. Плоды съедобны. Из волокон коры изготовляют веревки и грубые ткани. Разводят в тропиках. Баобаб

№ слайда 5

Описание слайда:

Тайна амазонской ночиСамые большие листья с цельной пластинкой имеет амазонская кувшинка – виктория амазонская (Victoria amazonica, синоним – Victoria regia, из семейства кувшинковых). Их диаметр достигает 2 м, а максимальная «грузоподъемность» при равномерной нагрузке – 80 кг. Они, как громадные сковороды, загнуты по краям, имеют толстые жилки, в углублениях между которыми задерживаются пузырьки воздуха. Огромных размеров лист достигает не за счет увеличения числа клеток, а за счет роста каждой клетки. В цветках многих тропических растений во время цветения возникает высокая температура. Например, в середине цветка травянистого растения арума температура достигает 40-440С. Такое явление наблюдается и у цветков известного тропического растения виктории регии. При дыхании в цветках этих растений выделяется много тепла. В сердце цветка очень тепло

№ слайда 6

Описание слайда:

В семействе Нимфейные (Nymphaeaceae), роде Виктория (Victoria) всего два вида: Виктория амазонская (Victoria amazonica, синоним Виктория регия) и Виктория Круца (Victoria cruziana). Оба эти вида распространены в тропической Южной Америке. Виктория амазонская встречается по реке Амазонке и её притокам от 3 до 15 градусов южной широты, в Суринаме, Бразилии, Боливии. А Виктория Круца распространена в бассейне реки Парана в Парагвае, Аргентине, Уругвае.В коллекции Санкт-Петербургского ботанического сада виктория выращивается с 1864 года. Причём самое интересное, что ежегодно в бассейн специально построенной для этого оранжереи высаживаются новые растения, выращенные из семян. Посевная начинается в конце января. Так что растениям, которые вы видите на снимках, примерно пять месяцев "от роду". В разгар цветения садоводы проведут искусственное опыление цветков и к осени созреют новые семена.

№ слайда 7

Описание слайда:

Бразильская сказка поможет по-другому взглянуть на эти фотографии.Случилось это, как сказывают старые ведуны, на заре мира в одном первобытном племени, в середине года, когда двуполое божество Луны было в мужском облике. Дивные грезы о божественном супруге околдовали светлокожую, золотоволосую красавицу Найу, дочь почтенного вождя племени.Мудрецы сказывали, что поцелуи двуполого божества претворяли в свет тела избранных девственниц, бледнел от его прикосновений алый цвет девичьей крови. А божество скрывалось, унося счастливых возлюбленных в сладострастных объятьях, а потом покидало своих невест, уже лишенных смертной оболочки, на брачном ложе высоких облаков. Так рождались звезды.Страстно мечтала Найа избавиться от грубой земной плоти ради вечного божественногобытия на небе. Ночами бежала она за лунным лучом, но все время обманывалась: стоило ей подняться на одну вершину, а ее легконогий возлюбленный уже склонялся над соседней, и с каждым разом он казался ей пленительнее прежнего.В тоске и мучениях увядала Найа. Ведуны даже пробовали излечить девушку, искусно готовили для нее неведомые любовные напитки, заговаривали хворь. Но ничто не помогало. Ничто не могло излечить от любовного недуга. Найа жила одной лишь надеждой на то, что Луна откликнется на ее мольбы, на ее страсть. Все ночи напролет проводила безумная девушка среди холмов, то распростершись на залитых лунным светом склонах, то карабкаясь вверх, то срываясь порой с откоса, и смеясь, и рыдая, а иногда напевая что-то в бреду.Это ещё не распустившийся бутон

№ слайда 8

Описание слайда:

Однажды, когда безумие совсем затуманило ее рассудок, увидала Найа в безмятежно спокойном зеркале горного озера искрящийся образ своего возлюбленного. Влекомая любовью и безумием, обманутая отражением вечно ускользающего возлюбленного, кинулась она в озеро, простирая в тоске руки, чтобы обнять наконец своего желанного.Много дней потом в сумрачных лесах бесплодно искали пропавшую Найу люди ее племени.Но в те времена боги были добры и милостивы. И потому породившая реки, рыб и водные растения Луна пожелала вознаградить девушку за страшную жертву. Нет, двуполое божество не вознесло ее на небо, а превратило в "звезду вод", претворив лилию ее души в царственный цветок, дивную торжественную песнь красоты и аромата.Тот же бутон, ещё поднимающиеся к поверхности бутоны, молодой лист и уже отцветший, уходящий под воду и закрывшийся навсегда цветок....Из белоснежного, измученного тела несчастной индианки возникло таинственное растение; безграничная чистота любящей души распустилась огромным благоухающим цветком, а боль, терзавшая бедную девушку, стала шипами, охраняющими его. Щедрый творец увеличил, как только возможно, листья гигантской водяной лилии, чтобы она могла полнее чувствовать ласки лунного света, нежные прикосновения своего возлюбленного.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Экзотическая красавица завоевывает ЕвропуСреди цветковых растений самое продолжительное цветение наблюдается у тропических орхидей. Так, у некоторых из них красивые цветки радуют глаз на протяжении 40-50 и даже 90 дней.Нет более удивительных и таинственных растений на земле, чем орхидеи. Орхидеи ведут самый странный образ жизни. Большинство тропических видов растут на деревьях, используя их в качестве опоры и поднимаясь по их стволам над землей в борьбе за свет. Другие поселяются на отвесных скалах, проникая корнями втрещины между камнями, где скапливаются влага и гниющие растительные остатки. Некоторые австралийские орхидеи вообще ведут подземный образ жизни, они никогда не прорастают над поверхностью земли, даже их цветки опыляются подземными насекомыми. Среди всех цветковых растений орхидеи имеют самые мелкие и многочисленные семена, которые в природных условиях прорастают только при помощи микоризных грибов, проникающих в семя в момент прорастания.

№ слайда 11

Описание слайда:

«Божественно прекрасные» – примерно так можно перевести на русский язык слово «орхидеи». Пусть этот перевод не точен с точки зрения лингвистики, но он как нельзя лучше подходит этим необычайно красивым цветам. Даже среди яркой растительности тропических лесов они выделяются своей оригинальной формой, экзотическими оттенками, своеобразным ароматом. За все это еще в древние времена аборигены обожествляли орхидеи, поклонялись им, использовали в ритуалах, считая их загадочными и магическими растениями.

№ слайда 12

Описание слайда:

Семейство орхидей насчитывает 35 тысяч видов, так что на их долю приходится почти седьмая часть всех цветов на земле. Растут они почти везде - в джунглях и в горах, на ветвях деревьев и на голых скалах, на земле и в воде. Есть даже два вида орхидей, которые всю свою жизнь проводят во тьме - они растут и цветут под слоем земли.Самая замечательная часть этих растений – это, бесспорно, их прекрасные цветки. Если нецветущие орхидеи еще можно принять за ирисы или лилии, то, как только появляются цветки, их уже не спутаешь ни с какими другими растениями.Поразительно разнообразны орхидеи по форме и окраске. Среди красных, оранжевых, желтых, зеленых, лиловых, коричневых, белых и синих соцветий можно найти похожие на пчел и ос, бабочек и мотыльков, лебедей и голубей, лягушек и ящериц. Самое маленькое растение уместится в наперстке, а самое большое, вьющееся, достигает 30 метров.Широкий диапазон окраски цветков – от ослепительно-белого и нежнейшего розового до ярко-зеленого, темно-багрового и почти черного – обогащается еще и различными сочетаниями цветов. Встречаются пятнистые, полосатые и замысловато раскрашенные цветки. В Мексике, например, растет орхидея бычья голова, напоминающая голову животного с темными завитыми рогами. У другой орхидеи – серапиаса язычкового – из цветка наружу высовывается длинный ярко-алый язык. Цветок офриса пауконосного похож на большого темного паука; качающийся в ветвях, он способен испугать и человека. Орхидеи рода офрис вообще большие «затейницы»: они научились ловко имитировать бабочек, Широкий диапазон окраски цветков – от ослепительно-белого и нежнейшего розового до ярко-зеленого, темно-багрового и почти черного – обогащается еще и различными сочетаниями цветов. Встречаются пятнистые, полосатые и замысловато раскрашенные цветки. В Мексике, например, растет орхидея бычья голова, напоминающая голову животного с темными завитыми рогами. У другой орхидеи – серапиаса язычкового – из цветка наружу высовывается длинный ярко-алый язык. Цветок офриса пауконосного похож на большого темного паука; качающийся в ветвях, он способен испугать и человека. Орхидеи рода офрис вообще большие «затейницы»: они научились ловко имитировать бабочек, шмелей и даже комаров. Есть и такиевиды, цветки которых можно спутать с белоснежными голубями или сверкающими колибри.

№ слайда 13

Описание слайда:

Цветки орхидей удивляют нас не только своими красками, но и формой. Они состоят из шести лепестков, расположенных в два круга. Три лепесточка наружного круга почти одинаковы, а у трех внутренних средний очень сильно отличается от других. За такую неправильную форму Гете назвал орхидеи уродливыми лилиями. Конечно, можно не согласиться со столь нелестным эпитетом, но с тем, что лилии – ближайшие родственницы орхидей, не поспоришь. Лилии – строгие красавицы, их шестилепестковый цветок считают образцом гармонии и математической правильности. Он имеет много осей симметрии, тогда как цветки их экстравагантных родственниц имеют всего одну.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Вот это травинка!Самое маленькое дерево - арктическая ива - в высоту не более нескольких сантиметров, а самая высокая трава в мире - бамбук, который достигает в высоту до нескольких десятков метров.Различают около шестисот видов бамбука. Это уникальное растение за сутки вырастает на 70 см, а иногда и больше. Так, например, вьетнамский бамбук вырастает за 24 часа на 2 метра. Бамбуки растут так быстро, что это можно услышать: рост бамбука сопровождается приглушенным шелестом и потрескиванием. Стебли некоторых видов бамбука вырастают до 46 метров при толщине 25-30 см, а яванский бамбук достигает высоты до 51 метра.Сотни миллионов людей на побережье Тихого океана не представляют себе жизнь без этого растения, которое служит им пищей, дает одежду и обувь, строительный материал и лекарство, лакомство и пиво.Первые два-три года древесина бамбукового стебля достаточно мягкая, лишь потом она желтеет и становится настолько твердой, что из нее изготовляют мечи, не уступающие по прочности стальным. Когда рубят такой бамбук, из-под топора летят искры.Растения цветут нерегулярно, раз в 7, 14, 20, 30 и 39 лет. Все особи одного вида зацветают в одном и том же году, даже если они растут в разных концах света. Вот такое это необычное растение.Самой большой скоростью роста обладает один из родственников бамбука – злак листоколосник съедобный (Phyllostachys edulis), в диком виде встречающийся на юге Китая. Ежесуточный прирост побегов этого растения достигает 40 см, т.е. 1,7 см в час. Всего за несколько месяцев листоколосник вырастает на 30-метровую высоту, достигая 50 см в диаметре.Бамбук

№ слайда 16

Описание слайда:

А знаете ли Вы, что…Самые крупные в мире плоды растут на травянистом растении обыкновенной тыквы (Cucurbita pepo) – они могут иметь вес более 92 кг.Кроме сахарной свеклы, много сахара получают из сахарного тростника, в мякоти стеблей которого содержится 18% и больше сахара.Есть еще и сахарный клен, произрастающий в Северной Америке, сахарное сорго, выращиваемое в Китае, сахарная пальма, которая растет в Индокитае и на островах Малайского архипелага.К сахароносным растениям можно отнести арбуз и дыню.Существует «конфетное дерево», или «сладкоежка». Плоды этого дерева сидят на мясистых, утолщенных плодоножках, которые содержат в себе много сахара. Употребляют плоды сырыми после их созревания.В листьях стевии Ребо (Stevia rebaudiana) – растения из семейства сложноцветных, родом из Южной Америки, – содержатся гликозиды стевин и ребодин, которые в 300 раз слаще сахара.Больше всего белка в семенах – 61% – содержит бобовое растение люпин (род Lupinus). Однако наряду с белком семена люпина содержат ядовитые алкалоиды, что не позволяет использовать их в питании.Есть древесные помидоры (тамарилло - tamarillo) происхождением из Бразилии. Но ни на родине, ни в какой другой стране кроме Новой Зеландии, в культуре это растение не встречается. Это небольшое, высотой 2-3 м, вечнозеленое дерево с плоской зонтичной кроной, живущее 8-10 лет. Оно относится к семейству пасленовых, как наши обычные картофель и помидоры. Его цветки и плоды внешне тоже очень напоминают наши помидоры. Но красные (как помидоры) или фиолетовые (как баклажаны) плоды этого растения сладки на вкус. Так как плоды древесного помидора очень нестойки при хранении и не выдерживают длительных перевозок, то вся продукция употребляется на месте, без экспорта.ЛюпинПлоды древесного помидора

№ слайда 17

Описание слайда:

Самым высоким деревом на Земле в настоящее время считается секвойя вечнозеленая (Sequoia sempervirens). Самое крупное из достоверно измеренных в прошлом веке деревьев росло в Национальном парке секвой США, имело высоту 120 м и называлось «Отец лесов». Самая высокая из живущих ныне секвой растет в штате Калифорния. Ее высота в 1964 г. составляла 110 м 33 см. Дерево имеет собственное имя «Говард Либби». Близок по размерам к секвойе вечнозеленой и секвойя дендрон, или мамонтовое дерево (Sequoiadendron giganteum).Самыми высокими цветковыми растениями на Земле являются австралийские эвкалипты (Eucalyptus, семейство миртовых). Самыми высокими эвкалиптами, существующими сейчас, считаются два дерева, относящиеся к виду эвкалипт царственный (Eucalyptus regnans). Один из них имеет высоту 99,4 м, а другой – 98,1 м.Самым «жароустойчивым» сухопутным растением является верблюжья колючка (Alhagi camelorum, из семейства бобовых). Она выносит температуру до +70 оС.Черная смородинаПобеги деревьев родов береза (Betula, семейство березовых), тополь (Populus, семейство ивовых) и – из голосеменных – лиственницы (Larix) отличаются большой холодостойкостью. Они способны выдерживать охлаждение до –196 оС. Черенки черной смородины (Ribes nigrum, из семейства крыжовниковых) способны выносить охлаждение до –253 оС, не теряя после оттаивания способности к укоренению. Однако, это потенциальная холодостойкость растений, установленная в условиях лаборатории. На полюсе же холода в северном полушарии березы и лиственницы переносят понижение температуры до –71 оС.

№ слайда 18

Описание слайда:

Одна из самых крупных листовых почек (укороченных будущих побегов) – кочан капусты. Вес кочана капусты может достигать более 43 кг.Рекордсменом по площади, занимаемой кроной, считается индийский баньян, или фикус бенгальский (Ficus bengalensis, из семейства тутовых). Этот фикус образует на боковых ветвях большое количество воздушных корней, которые, достигая земли, укореняются и превращаются в ложные стволы. В результате огромная крона дерева держится на корневых подпорках. Самый известный из баньянов растет в ботаническом саду города Калькутты. В 1929 г., когда производились измерения, окружность его кроны превышала 300 м (чуть менее 100 м в поперечнике), а число «стволов» – воздушных корней – достигало 600.Самую плотную древесину, которая в 1,5 раза тяжелее воды, имеет пиратинера (род Piratinera, из семейства тутовых), растущая в Гайяне. Почти такой же плотной древесиной обладает гуайяковое, или бакаутовое, дерево (Guajacium officinale, из семейства парнолистниковых). Плотность ее составляет 1,42 г/см3. По прочности древесина бакаутового дерева почти не уступает железу.Самым «длинным» деревом на Земле является лиановидная пальма ротанг (род Calamus, семейство пальмовых). Ее общая длина, по разным данным, достигает от 150 до 300 м. Интересно, что диаметр ствола в основании при этом не превышает у ротанга нескольких сантиметров. Стебли ротангов тянутся с дерева на дерево, удерживаясь на растениях-подпорках с помощью крепких шипов, расположенных на средних жилках крупных перистых листьев.Самым старым деревом на Земле считается тоже голосеменное растение – сосна остистая (Pinus longaeva или P.aristata), растущая в горах Восточной Невады. Радиоуглеродный метод анализа показал, что возраст этого дерева составляет около 4900 лет.Одним из самых солеустойчивых наземных растений является солерос (Salicornia europea, из семейства маревых). Он растет на морских побережьях и солончаках при концентрации солей в грунтовых водах до 6%. А его семена всходят даже в 10%-ном соляном растворе.

№ слайда 19

Описание слайда:

Зоя Разумная
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений»

Занятие: «Путешествие в мир растений»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области.

Образовательные задачи: дать понятие о взаимосвязи живой и неживой природы, уточнить и расширить представления детей о растениях, закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.

Развивающие задачи : развивать диалоговую речь детей, развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать чувства гордости, ответственности за родную природу, любовь и бережное отношение к ней.

Оборудование:

Карта «Живая природа; предметные картинки с изображением деревьев, кустарников, цветов; плакат «Части растения».

Воспитатель : Дети, сегодня мы пойдем в гости к богине Флоре. Эта богиня является покровительницей всех растений на земле.

Дети, скажите, растения – это живая или неживая природа?

Дети : Растения – это живая природа.

Воспитатель: Почему вы считаете, что растения – это живая природа?

Дети: Растения рождаются, растут, размножаются и умирают.

Воспитатель: Ребята, отправляемся в путь. Находим начало пути, идем по дороге, которая обозначена значком «Флора».

Остановка первая - ДЕРЕВЬЯ

Вопросы детям:

1. Какие деревья вы знаете?

2. Почему деревья называются лиственными? Назовите лиственные деревья, которые растут на территории нашей области.

3. Почему деревья называются хвойными? Какие хвойные деревья нашей области вы знаете?

4. Что общего у всех деревьев? Назовите части растений.

5. Расскажите о пользе деревьев?

Остановка вторая - КУСТАРНИКИ

Вопросы детям:

1. Какие кустарники вы знаете? Назовите их.

2. Чем отличается кустарник от дерева?

3. Знаете ли вы хвойные кустарники? Назовите их.

4. Какие кустарники произрастают на территории района, в котором мы живем?

4. Расскажите о пользе кустарников?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Остановка третья – ЦВЕТОЧНЫЕ РАСТЕНИЯ

Вопросы детям:

1. Какие цветы растут в поле?

2. Какие цветы растут на лугу?

3. Какие цветы растут в воде?

4. Какие цветы растут на клумбе?

5. Какой мир образуют деревья, кустарники и цветы?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Ребята, и деревья, и кусты, и цветы можно назвать одним словом – растения.

Воспитатель: Какие части имеют все растения?

Дети: Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

(Дети под руководством воспитателя рассматривают иллюстрации)

Воспитатель: Дети, какие части растения расположены под землей?

Дети: Под землей у растений корень

Воспитатель: Какие части растения находятся над землей?

Дети: Над землей у растений стебель (ствол, листья, цветок, плоды.

Воспитатель: Как вы думаете, а солнце и дождь – это живая или неживая природа?

Дети: Это неживая природа.

Воспитатель: Угадайте, о каком растении идет речь?

У него есть листья? Что это может быть?

(ответы детей)

У него есть листья и корень. О чем идет речь?

(ответы детей)

У него есть листья, корень, большой ствол, покрытый корой.

Что это же это такое? (ответы детей)

Воспитатель: Какой из этих трех признаков характеризует именно деревья?

(ответы детей)

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо. (наклоны корпуса в стороны)

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше. (встать на носки, руки поднять вверх и потянуться)

Воспитатель: Назовите существенные признаки, которые характеризуют кустарники, травянистые растения.

(ответы детей)

Что вы можете сказать о цветах? (ответы детей)

Воспитатель: Человек, наблюдая за природой, заметил зависимость между живой и неживой природой и отразил это в приметах:

1. Даст небо дождь, а земля - рожь.

2. Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

4. Коли в мае дождь, то будет и рожь

5. Будет дождичек - будут и грибки.

Воспитатель: ребята, скажите, что такое флора? Что такое Фауна? Связаны ли Фауна и Флора между собой?

(ответы детей)

Воспитатель: Птицы, звери, рыбы, и насекомые не могут жить без растений. А растения не могут жить без насекомых, птиц и зверей. Насекомые необходимы для опыления растений, птицы и животные помогают разносить семена растений по всему земному шару. Растительный и животный мир необходим человеку. Растения и животные -это наша природа. Польза и красота, которую дарит природа, -бесценна.

Воспитатель: какую пользу приносят растения для человека?

(ответы детей)

Воспитатель: Дети, а можно ли ломать ветки деревьев. Рвать цветы в лесу?

(ответы детей)

Воспитатель: Дети, что будет, если каждый из нас сорвет всего по одному цветку на лугу? А землю населяет огромное количество людей.

(ответы детей)

Воспитатель: Если мы все-таки сорвали цветок, то, что мы должны сделать? (мы должны посадить не один цветок, а гораздо больше)

Воспитатель обобщает ответы детей.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

(Т. Собакин)

Воспитатель: Путешествие наше закончилось. Но мы с вами каждый день совершаем настоящее путешествие по природе. Природа дарит нам свои плоды.

Нам с вами нужно не только самому пользоваться богатством природы, но охранять, защищать их и оставлять эти богатства для других.

Дерево, трава и птица

Не всегда сумеют сами защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. В. Берестов

Человек должен бережно и разумно относиться к растительному и животному миру. Проявляя милосердие и заботу о братьях наших меньших, мы сами становимся лучше.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в весенний лес» Цели и задачи: -закрепить у детей представления о лесе, об обитателях леса, учить различать животных по внешним признакам. - развивать умение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с «Путешествие в Пуговичную страну» Конспект занятия с «Путешествие в Пуговичную страну» Цель: Обобщить знания детей о пуговицах; развивать речь детей Задачи: 1. Расширять.

Цель: развитие познавательной активности старших дошкольников в различных видах деятельности в соответствии с региональным компонентом.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на мебельную фабрику» Познавательная игра- путешествие на мебельную фабрику: «Второе рождение стульчика в д/с».Цель: *развитие познавательных способностей детей.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Зелёное царство» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в зимний лес» Тема занятия: «Прогулка в зимний лес» Дидактическая цель: обогащать представления детей о зимней природе средствами интеграции познавательной,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Подкормка растений» Подкормка растений. Цель: Уточнить знания о приёмах ухода за растениями (мытьё листьев, рыхление почвы) и их последовательности, закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в лес» Цель: закрепление и углубление знаний детей деревьев наших лесов. Задачи: учить детей различать и узнавать деревья по внешним признакам,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Размножение растений» Размножение растений Цель: Уточнить знания о том, из чего можно вырастить растение; Формировать представление о новом способе выращивания.

Библиотека изображений:


Муниципальное бюджетное
государственное образовательное дошкольное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 48 «Сказка»
Конспект занятия
«Путешествие в царство растений»
Старший возраст
Воспитатель первой квалификационной
категории по познавательному развитию
детского сада № 48 «Сказка»
г. Нарьян-Мар
2013г.
Тема. Путешествие в мир растений.
Цели. Ввести и обосновать классификацию растений. Подвести к выводу, что растения– это живая природа. Закрепить знания о разнообразии растений по их среде обитания. Учить различать дикие и культурные растения. Вспомнить, почему цветы красивы и душисты.
Оборудование: серия иллюстраций с разными видами растений, фильм о растениях, муляжи фруктов и овощей, колоски ржи и пшеницы, дидактическая игра «Живая и неживая природа», цветик-семицветик, увлажнитель воздуха с запахами ромашки, костюм Василисы Премудрой, модель бабочки и птицы, грамзапись «Вальс Чайковского», голоса птиц.
Конспект.
Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Входит Василиса Премудрая.
- Здравствуйте дети! Вы меня не ждали и, наверное, не узнали. Я – Василиса Премудрая в вашу «Сказку» пришла и загадки принесла. Люблю я загадки загадывать. А, знаете почему меня зовут Премудрой? Правильно, я много знаю и людям мир познать помогаю. Слушайте, детишки!
-Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички (ромашка - цветок)
- Столбы белы, на них шапки зелены (березы- дерево лиственное)
- Не огонь, а жжется (крапива - трава)
- Осенью не увядает, зимой не умирает, в стужу птиц укрывает,
Новый год без нее не бывает (ель - дерево хвойное)
О чем мы загадки отгадали?
Как назвать это одним словом?
На какие виды делятся все растения (травы, деревья, цветы, кусты)
Какая это природа?
Что мы еще называем живой природой?
А почему растения это живая природа?
Покажем, что растение - живая природа. (дети моделируют рост растения движениями)
Вырастает стебелек, появляется листок.
Солнышко сияет, стебелек подрастает.
Вот подрос стебелек, распустился там цветок.
Ночь – цветок закрылся, день – цветок раскрылся.
Вот подул ветерок, закачался стебелек.
Ветер все сильнее, стебелек все слабее.
Ветер тише, стебелек все выше, выше!
Показ фрагмента фильма о прорастании семени клевера.
Познавательная задача «Что здесь лишнее?» (дикие растения и одно культурное)
Почему «кукуруза» - культурное растение?
Какие растения называем дикими?
Дидактическая игра « Найди дикие и культурные растения»
Путешествие в среду обитания растений.
А, где же растут растения? (в лесу, на лугу, дома, в воде, в поле, на огороде, в саду)

Сейчас мы совершим путешествие к разным растениям, в их среду обитания, а поможет нам цветик-семицветик.

Какой лепесток оторвем? Закройте глаза и дружно говорим слова (волшебные)
- Ты лети,лепесток, через запад на восток, через север, через юг,
возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь, по-моему, вели
отнести нас в царство растений!
Лепесток попадает на луг с цветами, включается увлажнитель и чувствуется запах ромашки и других цветов, звучит музыка Чайковского «Вальс цветов».
Куда же мы попали?
Какие цветы вы узнали?
Назовите цветок, на который сядет бабочка.
Как вы думаете, эти цветы сами по себе выросли или их кто-то посадил? Какие это цветы?
Чем они вам нравятся?
А, зачем цветам быть такими красивыми и душистыми?
Рассказ воспитателя, почему цветам надо быть красивыми и душистыми с наводящими вопросами:
- кто прилетают к цветам?
-что они там делают? (насекомые)
Незаметно к лапкам насекомых прилипает пыльца, и насекомые разносят ее на другие цветы. А, когда пыльца одного цветочка соединится с пыльцой другого цветочка, образуются семена. Ветер, животные, люди помогают семенам попасть снова на землю и прорасти.
- Так зачем же цветы так красивы? (они хотят, чтобы у них появились детки –семена)
- А, кто помогает появиться семенам?
Цветы заманивают своим запахом и яркостью красок насекомых для образования семян.
Физминутка. Звучит «Вальс цветов». Дети изображают бабочек, летающих у цветов, садятся, пьют нектар и перелетают на другие цветы.

10. Путешествие в лесную зону при помощи цветика-семицветика. Звучат голоса птиц.
Куда мы попали?
Какие здесь растут растения?
Назовите деревья, кусты, ягоды (используется модель птички).
Что еще растет в лесу? (грибы). Назовите их.
Грибы хотя и растут, но это не растения, а живые организмы, он помогают старые растения превращать в почву.
А, кому еще нужны грибы? (животным, деревьям и людям)
У каких растений мы побывали в гостях? Это культурные или дикие растения?
- А, сейчас мы снова возвращаемся в детский сад и поможет нам опять лепесток. (дети отрывают лепесток, говорят волшебные слова и попадают в детский сад).
- Я прощаюсь с вами и на следующем занятии встретимся в царстве культурных растений.

Конспект занятия "Путешествие в мир растений" для детей среднего дошкольного возраста по формированию у детей целостной картины мира и расширению кругозора. Данный материал могут использовать в своей работе педагоги дошкольных учреждений и экологи детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

государственное образовательное дошкольное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 48 «Сказка»

Конспект занятия

«Путешествие в царство растений»

Старший возраст

Воспитатель первой квалификационной

детского сада № 48 «Сказка»

г. Нарьян-Мар

2013г.

Тема . Путешествие в мир растений.

Цели . Ввести и обосновать классификацию растений. Подвести к выводу, что растения– это живая природа. Закрепить знания о разнообразии растений по их среде обитания. Учить различать дикие и культурные растения. Вспомнить, почему цветы красивы и душисты.

Оборудование: серия иллюстраций с разными видами растений, фильм о растениях, муляжи фруктов и овощей, колоски ржи и пшеницы, дидактическая игра «Живая и неживая природа», цветик-семицветик, увлажнитель воздуха с запахами ромашки, костюм Василисы Премудрой, модель бабочки и птицы, грамзапись «Вальс Чайковского», голоса птиц.

Конспект.

  1. Звучит музыка Чайковского «Вальс цветов». Входит Василиса Премудрая.

Здравствуйте дети! Вы меня не ждали и, наверное, не узнали. Я – Василиса Премудрая в вашу «Сказку» пришла и загадки принесла. Люблю я загадки загадывать. А, знаете почему меня зовут Премудрой? Правильно, я много знаю и людям мир познать помогаю. Слушайте, детишки!

Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички (ромашка - цветок)

Столбы белы, на них шапки зелены (березы- дерево лиственное)

Не огонь, а жжется (крапива - трава)

Осенью не увядает, зимой не умирает, в стужу птиц укрывает,

Новый год без нее не бывает (ель - дерево хвойное)

  1. О чем мы загадки отгадали?
  2. Как назвать это одним словом?
  3. На какие виды делятся все растения (травы, деревья, цветы, кусты)
  4. Какая это природа?
  5. Что мы еще называем живой природой?
  6. А почему растения это живая природа?
  1. Покажем, что растение - живая природа. (дети моделируют рост растения движениями)

Вырастает стебелек, появляется листок.

Солнышко сияет, стебелек подрастает.

Вот подрос стебелек, распустился там цветок.

Ночь – цветок закрылся, день – цветок раскрылся.

Вот подул ветерок, закачался стебелек.

Ветер все сильнее, стебелек все слабее.

Ветер тише, стебелек все выше, выше!

  1. Показ фрагмента фильма о прорастании семени клевера.
  2. Познавательная задача «Что здесь лишнее?» (дикие растения и одно культурное)
  1. Почему «кукуруза» - культурное растение?
  2. Какие растения называем дикими?
  1. Дидактическая игра « Найди дикие и культурные растения»
  1. Путешествие в среду обитания растений.
  1. А, где же растут растения? (в лесу, на лугу, дома, в воде, в поле, на огороде, в саду)

- Сейчас мы совершим путешествие к разным растениям, в их среду обитания, а поможет нам цветик-семицветик.

  1. Какой лепесток оторвем? Закройте глаза и дружно говорим слова (волшебные)

Ты лети,лепесток, через запад на восток, через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, будь, по-моему, вели

Отнести нас в царство растений!

  1. Лепесток попадает на луг с цветами, включается увлажнитель и чувствуется запах ромашки и других цветов, звучит музыка Чайковского «Вальс цветов».
  1. Куда же мы попали?
  2. Какие цветы вы узнали?
  3. Назовите цветок, на который сядет бабочка.
  4. Как вы думаете, эти цветы сами по себе выросли или их кто-то посадил? Какие это цветы?
  5. Чем они вам нравятся?
  6. А, зачем цветам быть такими красивыми и душистыми?
  1. Рассказ воспитателя, почему цветам надо быть красивыми и душистыми с наводящими вопросами:

Кто прилетают к цветам?

Что они там делают? (насекомые)

Незаметно к лапкам насекомых прилипает пыльца, и насекомые разносят ее на другие цветы. А, когда пыльца одного цветочка соединится с пыльцой другого цветочка, образуются семена. Ветер, животные, люди помогают семенам попасть снова на землю и прорасти.

Так зачем же цветы так красивы? (они хотят, чтобы у них появились детки –семена)

А, кто помогает появиться семенам?

Цветы заманивают своим запахом и яркостью красок насекомых для образования семян.

  1. Физминутка. Звучит «Вальс цветов». Дети изображают бабочек, летающих у цветов, садятся, пьют нектар и перелетают на другие цветы.

10. Путешествие в лесную зону при помощи цветика-семицветика. Звучат голоса птиц.

  1. Куда мы попали?
  2. Какие здесь растут растения?
  3. Назовите деревья, кусты, ягоды (используется модель птички).
  4. Что еще растет в лесу? (грибы). Назовите их.

Грибы хотя и растут, но это не растения, а живые организмы, он помогают старые растения превращать в почву.

  1. А, кому еще нужны грибы? (животным, деревьям и людям)
  2. У каких растений мы побывали в гостях? Это культурные или дикие растения?

А, сейчас мы снова возвращаемся в детский сад и поможет нам опять лепесток. (дети отрывают лепесток, говорят волшебные слова и попадают в детский сад).

Я прощаюсь с вами и на следующем занятии встретимся в царстве культурных растений.