На сретенке открывается новый храм. Освящение нового храма в сретенском монастыре

На территории Сретинского монастыря возведён «храм на крови» в честь новомучеников и исповедников российских. Храм просто грандиозен.

Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Среди требований к проектам значилось «отображение традиционной для русской церковной архитектуры идеи Дома Божия, а также подвига и торжества духовной победы новомучеников».

Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня патриарх Кирилл совершил великое освящение храма. На торжественной церемонии освящения присутствовал президент России Владимир Путин.

Высота храма - 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования.

В то же время храм очень традиционен. В его внешнем архитектурном убранстве присутствует русский стиль, во внутреннем убранстве - элементы византийского искусства. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения такой резьбы потребовалось изготовить 29 000 деталей общим объемом 910 м3. Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней отделки использовано 4500 деталей камня объемом 230 м3.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм - в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Роспись необычайной красоты завораживает взгляд входящего. В центральном куполе - Господь Вседержитель, вокруг - сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые.

Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий - купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Здесь, вокруг купели, будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся ко крещению. Лекции о христианской жизни в Сретенском монастыре уже давно пользуются популярностью среди студентов светских вузов и столичной молодежи. В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается до 350 слушателей. Каждую лекцию просматривает через интернет около 35 тысяч человек.

На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

25 мая 2017 года, во время великого освящения, святые мощи священномученика Илариона - духовного покровителя Сретенского монастыря и его настоятеля в двадцатые, послереволюционные годы - будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм - в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где с 1924 по 1929 год провел в заключении священномученик Иларион.

Особо интересна громадная фреска апсиды над алтарем верхнего храма. Изображение Тайной Вечери не совсем традиционно: помимо двенадцати апостолов здесь присутствуют образы святых новомучеников ХХ века. Это словно Тайная Вечеря, совершаемая в Царствии Небесном. Возвышающийся всего на четыре метра резной каменный иконостас не загораживает апсиду и дает возможность рассмотреть в деталях эту великолепную алтарную роспись.

Общая площадь фресок собора составляет 6530 м2. Специально для нового храма написано 47 икон, большая часть из которых - в русско-византийских традициях. Мозаичные иконы и мозаичный баптистерий выполнены в редкой стилистике ломоносовской мозаики из тянутой смальты.

Площадь перед собором устроена как храм под открытым небом. Патриаршее крыльцо может служить алтарем. Предусмотрены все возможности для проведения богослужений в теплое время года так, чтобы в нем могли участвовать и отчетливо слышать пение знаменитого Сретенского хора до 5000 человек.

Семь золотых куполов нового храма, украшенных аркатурным поясом, хорошо видны с разных точек Москвы. Новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, по мнению известных художников и архитекторов Москвы, стал одной из доминант старой части столицы, продолжающих древние традиции и соединяющих прошлое и настоящее нашего Отечества.

(Материал взят с сайта «Православие.Ру»)

Дорогие прихожане Сретенского монастыря!

3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке.

Необходимость нового, вместительного храма в нашем монастыре назрела давно: кому, как не вам, известно , что нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице.

Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года.

В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту.

«Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских». Это стало важнейшей задачей для проектантов.

Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников - .

В задании конкурса были и непременные технические моменты.

Храм должен быть вместительным: в идеале - на две тысячи человек.

Еще одно требование - предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа.

Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.

Также по причине крайне малой территории Сретенского монастыря (а он действительно самый маленький и при этом самый населенный мужской монастырь в Москве - здесь живут 42 монаха и послушника и 200 учащихся Сретенской духовной семинарии), мы попросили проектантов предусмотреть максимальное количество дополнительных помещений: для ризниц, мастерских, иных технических служб, а также для Сретенской воскресной школы, образовательного и катехизического центра для взрослых и монастырского издательства, здание которого будет снесено.

Наконец, необходимы подземные помещения для автомобилей монастырских служб.

Все эти хозяйственные задачи следовало решить без ущерба для образа храма.

В конкурсном задании также говорилось, что архитектура храма должна быть выполнена в русских традициях (московской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской, нео-византийской), но может содержать и элементы современных форм и конструкций.

На конкурс были представлено 48 проектов. Многие из них заслуживают самого серьезного внимания со стороны всех, кто интересуется церковной архитектурой. Часть работ по-настоящему талантливы, в лучшем смысле слова традиционны. От лица Святейшего Патриарха мною, как наместником монастыря, были разосланы благодарственные письма всем, кто принимал участие в этом творческом состязании. А три победителя награждены в соответствии с условиями конкурса.

В жюри конкурса, кроме двух представителей Сретенского монастыря, входили известные московские архитекторы и искусствоведы.

Ниже мы публикуем все представленные проекты: читатели смогут сами соотнести творческие и технические задачи, сформулированные условиями конкурса, с предложенными нам творческими решениями.

После просмотра и обсуждений жюри отобрало три проекта, и среди них, - проект-победитель, представленный мастерской Д. Смирнова. Решение жюри вскоре было утверждено Настоятелем нашего монастыря, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Что же выделило эту работу на фоне всех остальных?

Основной задачей конкурса было создание образа Храма-памятника, Храма-торжества победы Христа и Его учеников-Новомучеников, и вот с ней-то, по мнению жюри, авторы проекта-победителя справились лучше других.

Представленный образ храма - необычайно светлый и величественный. То, что авторы поставили храм на постаменте-стилобате, зрительно подчеркивает идею памятника.

Нас по-настоящему порадовало то, как авторы проекта смогли найти эсхатологический образ победы Церкви, образ Града Небесного, Нового Иерусалима, в центре которого Агнец - Господь наш Иисус Христос в торжестве Своей победы.

И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места (Откр.20:11). Художники воплотили этот замысел вынесением на внешнюю стену храма иконописных изображений Спасителя на престоле в окружении Новомучеников. Почему-то, кстати говоря, именно это вызвало самую жесткую критику, вплоть до упреков в модернизме, хотя именно такое решение мы можем видеть на фасаде главного собора Псково-Печерского монастыря, и в данном случае эта художественная параллель представляется для нас значимой, поскольку у московской Сретенской обители с Псково-Печерским монастырем особые духовные взаимоотношения.


Светлый, эсхатологический образ храма, говорящий о торжестве и победе Христа и Его Церкви в Царствии Небесном - вот та наша мысль и ожидание, которые уловили и воплотили авторы проекта.

Вместе с внутренними балконами храм будет вмещать две тысячи молящихся, что соответствует техническому заданию. И вместе с тем собор спроектирован так, что, становясь в один ряд с уличными домами, он не выходит на линию Рождественского бульвара (в отличие от большинства представленных проектов), - что, при высокой плотности застройки, все же дает возможность смотреть на него со значительного расстояния.

К сожалению, не во всех проектах предусматривалась возможность совершения богослужений под открытым небом. Давая это задание, мы ожидали, что для такого служения будет предназначен некий балкон или небольшая площадка, но авторы проекта-победителя предложили намного лучший вариант.

На время особо многолюдного богослужения галерея на стилобате становится алтарем, - здесь устанавливается переносной Престол, - а прихожане располагаются в монастырском дворе.

Решение, по-моему, очень простое, изящное, удачное и при этом практичное. А иконы Спасителя и Новомучеников по внутреннему фасаду храма будут напоминать об иконостасе, создавая правильный образ богослужения.

По галерее стилобата удобно проводить крестные ходы, не выходя на Рождественский бульвар и не препятствуя городскому движению (что было бы неизбежно, если принять проект непосредственного примыкания стен храма к городской улице).

Наконец, в просторном стилобате, который служит художественно-архитектурном постаментом Храма-Памятника, мы сможем несравненно лучше, чем в предлагаемых другими проектами трехэтажных пристройках, разместить и просветительский центр с залом для лекций, и воскресную школу с классами, и многочисленные технические службы, издательство и даже несколько лекционных аудиторий для нашей семинарии.

Каков будет материал внешней и внутренней отделки храма, какова техника изображений, какие конкретно будут на фасадах лестниц сюжеты барельефов, посвященных Новомученикам, мы пока не знаем. Все это - в процессе самой серьезной работы и обсуждений.

Что касается еще одной важнейшей составляющей проекта - необходимости создания архитектурной концепции нового храма в увязке с существующими в монастыре строениями, - то здесь я предоставляю слово профессионалам, высказавшимся на эту тему.

Академик В.Д. Шмыков , архитектор-реставратор, начальник архитектурной проектной мастерской ФГУП «Институт «Спецпроектреставрация», действительный член Академии архитектурного наследия: «Созданный авторами архитектурно-художественный образ содержит идею духовного торжества Новомучеников во имя Христа и Православной Церкви, отвечает высокой духовности русского православного народа и поддерживает высокий статус монастыря. При этом хорошо вписывается в существующую градостроительную ситуацию и сложившуюся окружающую историческую застройку».

Профессор МАРХИ Тимур Башкаев : «В целом это впечатляющая работа, точно отражающая запросы и самоощущение современной Церкви, но требующая внимательной проверки градостроительных и объемно-планировочных решений комплекса при сохранении яркого авторского стиля фасадных решений».

Обращаюсь к нашим прихожанам с просьбой о молитвах, чтобы Господь благословил это начинание и позволил завершить строительство и благоустройство храма в срок, - к февралю 2017 года.

Ниже мы представляем фотографии всех проектов, участвовавших в конкурсе.


Студенты Сретенской семинарии несколько лет наблюдали из окон своих келий и аудиторий за строительством храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке, и с волнением ожидали его окончания. Ведь этот храм, как и собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, должен был стать местом, где семинаристы станут петь на клиросе, прислуживать в алтаре и обучаться на практике всему тому, что должен знать будущий священник.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Фото: А. Горяинов / Православие.Ru И вот сегодня состоялось долгожданное событие - великое освящение нового храма (). Как говорил в одном из интервью наместник монастыря и ректор семинарии епископ Тихон (Шевкунов), «это Храм победы Господа Иисуса Христа над всеми силами зла: победы, которая произошла в Воскресение, и будущей победы - победы человечества во Христе; конечно же, и победы Новомучеников…»

Этой идее небесного торжества новомучеников отвечает и архитектура, и внутреннее убранство храма. Место его возведения 28 декабря 2013 года освятил настоятель монастыря Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Ранее он же утвердил решение жюри, которое в декабре 2012 года выбрало проект-победитель конкурса, представленный мастерской Д. М. Смирнова . При этом строительные работы начались в январе 2014 года , а главные купол и крест освятили и подняли уже через два с половиной года , что студенты могли наблюдать прямо из окон семинарии.

© РИА Новости / Алексей Дружинин

В семинарии. Аудитория "Литература". © РИА Новости / Алексей Дружинин

© РИА Новости / Алексей Дружинин

И вот, спустя от начала строительства чуть более трех лет, в день Вознесения Господня при огромном стечении народа храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Кроме того, в этот день сюда перенесли мощи покровителя обители и семинарии - священномученика Илариона Троицкого, настоятеля Сретенского монастыря в 1920-е годы, которые ранее покоились в древнем соборе.

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к трудам по строительству храма Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон удостоен ордена Русской Православной Церкви святого праведного князя Даниила Московского I степени.

В честь этого радостного и долгожданного события - освящения нового храма - сайт Сретенской семинарии предлагает вниманию читателей подборку статей о новомучениках, исповедниках, о судьбах и трудах пострадавших в годину гонений христианах, которые публиковались на сайте семинарии. .

Святые новомученики и исповедники Церкви Русской, молите Бога о нас!


Священномученик Иларион (Троицкий)

Небесным покровителем Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии является священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. 28 декабря - день его памяти. Мы публикуем жизнеописание священномученика, написанное митрополитом Иоанном (Снычевым).

Редакция сайта Сретенской духовной семинарии публикует список ссылок на библиографические описания статей, а также на речи, слова, рецензии и другие труды священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского.

Период, когда священномученик Иларион (Троицкий) преподавал в Московской духовной академии, не так хорошо нам известен, как, может быть, иные этапы его жизни. <...> Каким именно был его курс, что слышали присутствующие на его лекциях студенты? Заинтересовавшись этими вопросами, Владимир Хажомия выбрал для своей кандидатской диссертации в МДА тему: «Научно-педагогическое наследие священномученика Илариона (Троицкого) в период его пребывания на первой кафедре Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии». Научные изыскания привели его в архив, где им были обнаружены интереснейшие документы.
О том, что это за документы и что нового они рассказывают нам о священномученике Иларионе (Троицком), каким преподавателем он был, о духовной связи владыки Илариона со Сретенской семинарией, мы и беседуем с кандидатом богословия, сотрудником Сретенской семинарии Владимиром Александровичем Хажомия.

Свщмч. Иларион (Троицкий) в ссылке

Игумен Дамаскин (Орловский)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Из этой статьи вы узнаете об учебе и преподавании в МДА будущего священномученика митрополита Илариона.

Иеромонах Силуан (Никитин)

Во второй части статьи вы узнаете о начале монашеского пути будущего священномученика.


Схиигумен Амфилохий (Головатюк)

Андрей Головач

В XX веке в Почаевской Лавре жил человек, творивший чудеса, подобные новозаветным: он воскрешал мертвых, на глазах у людей исцелял травмы, которые требовали долгих месяцев лечения, изгонял бесов. Его имя – схиигумен Амфилохий (Головатюк) (1894–1971). Юношей преподобный увидел войну, попал в плен, был угнан в Германию, бежал, а, вернувшись на родину, стал иноком столь ревностным, что со временем к его келье потянулись тысячи верующих…

Иерей Давид Шуплецов

В заточении духовная жизнь приобретала гораздо большее значение, чем можно себе представить: условия, в которых она проистекала, можно сравнить с временами первых мучеников, когда люди в невероятных условиях, не страшась страданий, исповедовали своего Спасителя.
СЛОН, Соловецкий лагерь особого назначения

Иерей Давид Шуплецов

Культурная жизнь в Соловецком лагере была представлена довольно ярко, как бы странно это не звучало. В лагере строгого режима люди увлеченно и активно создавали и возделывали «культурное поле».

Священномученик Александр (Трапицын)

Илья Косых

В истории Симбирской (Ульяновской) епархии в годы гонений были как предатели Церкви, так и мученики за веру, один из которых - епископ Александр (Трапицын) (1862-1938), несший здесь архипастырское служение с сентября 1920 по 1928 год.

Митрополит Борис (Разумов)

Митрополит Борис - <...> преподаватель болгарских духовных школ, а затем и ректор Софийской духовной семинарии, начальник культурно-просветительского отделения при Священном Синоде Болгарской Православной Церкви, поэт и проповедник, радетель за родную Церковь в непростые годы советской власти. Его при жизни называли «совесть Болгарской Православной Церкви», принял мученическую кончину в 1948 году... <...> В марте 2016 года Священным Синодом Болгарской Православной Церкви было принято решение о начале исследования жизни и деятельности митрополита Бориса для подготовки его канонизации.

Одну из проповедей владыки, посвященную размышлению о Кресте Господнем, предлагаем вниманию наших читателей.

Митрополит Борис (Разумов)

Митрополит Борис (Разумов)

Сайт Сретенской духовной семинарии продолжает цикл статей, связанных с жизнью и творениями одного из новейших святых Болгарской Церкви, священномученика митрополита Бориса (Разумова). В этот раз мы решили познакомить Вас с его первым окружным посланием, которое он написал после вступления на неврокопскую кафедру, и которое было адресовано к священникам, служащим в епархии, чьей главой, владыка Борис едва успел стать.

Архимандрит Пантелеимон (Старицкий)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. В статье приводится речь в годовщину смерти святителя Серафима (Соболева) (1881-1950), архиепископа Богучарского, включающая его жизнеописание и годы, проведенные в семинарии.

Священномученик Никодим (Кротков)

Иерей Петр Михалев

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. В статье повествуется о годах учебы будущего священномученика Никодима (Кроткова) (1868-1938), архиепископа Костромского и Галичского, в Костромском духовном училище и затем в Костромской духовной семинарии.

Святитель Иоанн (Максимович)

Протоиерей Петр Перекрестов

<...>

Протоиерей Павел Чехранов

Священник Павел Чехранов

Тяжёлая была эта Пасха из всех четырёх, какие пришлось мне пережить в неволе с 23-го по 26-й годы, июнь-месяц, за Великую Церковь Российскую. Первая Пасха в Бутырской тюрьме, две на Соловецких островах, и одна на Поповом острове в каторжном, сказал бы я, пересыльном пункте.

Архиепископ Феодор (Поздеевский)

Татьяна Петрова

В альманахе «Даниловский благовестник» неоднократно публиковались материалы по истории Данилова монастыря времен гонений на Церковь ХХ века. В №№ 17 и 18 за 2009 год было опубликовано исследование о мученической кончине последнего перед закрытием настоятеля Данилова монастыря владыки Феодора – «Последнее следственное дело архиепископа Феодора (Поздеевского)». В 2010 г. оно вышло в свет отдельным изданием. Книга вызвала живой интерес читателя и в то же время ожесточенные споры вокруг темы, можно ли судить о поведении православного человека на следствии 1930-х годов, основываясь исключительно на материалах следственных дел ГПУ. Как бы там ни было, но ясно одно – изучать следственные дела необходимо, ведь зачастую только из них мы можем узнать о том, насколько тяжел был исповеднический подвиг Новомучеников ХХ века.

В этой статье расскажем о восьми арестах владыки Феодора (Поздеевского), то есть о том, каким был его путь на Голгофу 1937 года.


Суд над священниками в Петрограде 1922

Иногда Господь попускает разделения, чтобы части единого целого посмотрели друг в друга, как в зеркало. Архиепископ Берлинский и Германский Марк размышляет об истории Русской Православной Церкви Заграницей, о подвиге новомучеников и исповедников.

Лидия Головкова

"Начиная с середины 1990-х годов, в государственных и ведомственных архивах Москвы и других городов проводилась большая работа по изучению следственных дел, заведенных на наших соотечественников за весь послереволюционный период. В числе сотен тысяч, вернее, миллионов дел оказалась значительная часть дел, касающихся священно- и церковнослужителей, также и мирян, пострадавших за веру. Появилась уникальная возможность на примерах многих и многих подвижников проследить мученический путь Русской Православной Церкви в XX веке. Начался также сбор материалов для канонизации и прославления новомучеников и исповедников Российских..."

18 февраля 2017 года по завершении научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917» в Храме Христа Спасителя в Москве была открыта организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выставка «Памяти погибших за веру Христову».

Выступая на церемонии открытия экспозиции, рассказывающей о жизни Церкви в годы атеистических гонений и судьбах пострадавших за исповедание веры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион приветствовал собравшихся от имени Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Преосвященный Феофан (Быстров)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. Здесь вы узнаете о семинарской жизни будущего архиепископа Феофана (Быстрова) (1875-1940), канонизированного Российской Зарубежной Церковью.

Епископ Вениамин Милов

Епископ Вениамин (Милов)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. О годах учебы епископа Вениамина (Милова) вы узнаете из его воспоминаний, приведенных в этой статье. В настоящее время в Саратовской епархии осуществляется подготовка материалов к прославлению епископа Вениамина в лике святых.

Митрополит Евлогий (Георгиевский)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. О своей учебе в духовном училище, семинарии и преподавательской деятельности вспоминает и митрополит Евлогий (Георгиевский) (1868-1946).

Протоиерей Владимир Страхов. 1931 г.

Павел Патокин

Нам, наследникам подвига наших святых соотечественников, новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви, непозволительно забывать и других светильников веры. Один из таких подвижников – протоиерей Владимир Николаевич Страхов, профессор богословия, ректор Московской Духовной Академии и близкий друг священномученика Илариона (Троицкого).

Протоиерей Всеволод Шпиллер

Константин Цырельчук

Священникам Русской Православной Церкви, служившим на ниве Христовой в нелегкие годы XX-го века, приходилось сталкиваться со многими скорбями, каждый день отстаивать звание священнослужителя и защищать Церковь от притеснений атеистической властью. Особенно тяжело было столичным священникам. Одним из таких представителей духовенства был настоятель храма свт. Николая в Кузнецкой слободе - протоиерей Всеволод Шпиллер. О его жизни и служении и пойдет речь в этой статье.

Протоиерей Понтий Рупышев

Константин Ефимович Скурат

Христианин призван… вдохнуть в окружающий мир дыхание Святого Духа. Это и видим в исполнении на преп. Сергии Радонежском, Серафиме Саровском, Павле Обнорском, Герасиме Иорданском и др., кормивших из своих рук хищных зверей, им повиновавшихся. Будь же царем мира, а не тираном его… Забуду ли я Тебя, Господи, в Своей мудрости, величии, святости, неприступности, слушающего меня, ничтожного?.. Ты наша милость и крайнее снисхождение… Живи просто…

Митрополит Вениамин (Федченков)

С середины 90-х годов ХХ века началось издание трудов, а также изучение жизни, богословского и литературного наследия выдающегося иерарха Русской православной церкви, духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова) (1880–1961). Владыка, нес свое служение на разных кафедрах, 25 лет его жизни прошли в служении Русской Православной Церкви за рубежом, последние годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.В настоящее время весьма актуальным является введение в сферу широкого исследовательского внимания текстов, отражающих служение митрополита Вениамина (Федченкова) в разные периоды его жизни. Сегодня это является необходимым этапом регионального изучения жизни и творческого наследия владыки.Цель данной статьи – на основе анализа церковной региональной периодики, «Таврических епархиальных ведомостей» и «Таврического Церковно-общественного вестника», а также материалов государственного архива Крыма, систематизировать материалы, отражающие церковно-общественную деятельность митрополита Вениамина (Федченкова).В работе дан обзор гомилетического наследия митрополита Вениамина, включающий его слова, проповеди, речи, статьи, которые не переиздавались с первого крымского периода пребывания владыки в Крыму (1911 – 1913 гг.). Круг этих актуальных и сегодня вопросов необычайно широк: духовное образование (жизнь Таврической духовной семинарии); вовлеченность церкви в научную и культурную жизнь (работа Церковного историко-археологического общества); живое проповедческое слово (организация рубрики «Запросы жизни» на страницах периодической епархиальной печати) и др. Помимо богословской проблематики они также посвящены историко-социальным и морально-этическим вопросам жизни российского общества накануне первой мировой войны.

Алексей Светозарский

В своем интервью Алексей Константинович Светозарский рассказал редакции сайта Сретенской семинарии о жизни митрополита Вениамина и о своей работе над его биографией и изучением трудов.

Митрополит Вениамин (Федченков)

<...> ...Вниманию читателей нашего сайта, впервые предлагается «Антология семинарской жизни», в которой будет представлена – в намерено мозаичном порядке – широкая панорама семинаристского житья-бытья XVIII – начала XXI вв. О своем студенчестве рассказывает сам митрополит Вениамин.

См. фоторепортаж: Престольный праздник в Сретенском монастыре / URL: http://www.pravoslavie.ru/96885.html (дата обращения: 25.05.2017 года).

МОСКВА, 25 мая — РИА Новости. Десятилетие восстановления единства Русской православной церкви было отмечено 25 мая великим освящением в самом центре Москвы на Лубянке 60-метрового белокаменного собора в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской.

Русская зарубежная церковь возникла в 1920-х годах и объединила эмигрировавшую или оказавшуюся в изгнании после революции 1917 года и гражданской войны в России часть духовенства. 17 мая 2007 года патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали в Москве Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ, сделавший РПЦЗ самоуправляемой частью Русской церкви.

Освящение собора

Специально на торжества в российскую столицу приехала делегация Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. Посетил их и президент России Владимир Путин.

Величественный собор на территории Сретенского монастыря был построен на пожертвования за три с небольшим года, к 100-летней годовщине трагических событий 1917 года. Великое освящение собора и первую в нем Божественную литургию совершил в четверг, в праздник Вознесения Господня, патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм, рассчитанный на 2 тысячи человек, не смог вместить всех молящихся — сотни человек следили за трансляцией богослужения на большом экране на монастырской площади. В руках люди держали фотографии и портреты священнослужителей и мирян, погибших в результате гонений на Церковь в XX веке. Всего на данный момент в Собор новомучеников и исповедников церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за веру.

После освящения храма патриарх с духовенством — все в белом, праздничном облачении — прошли крестным ходом в древний собор обители в честь Владимирской иконы Божией Матери, откуда перенесли в новый храм мощи небесного покровителя обители и его настоятеля в 1920-е годы, священномученика Илариона (Троицкого). Под звон колоколов ковчег с мощами установили на камнях, привезенных с Соловков, где настоятель Сретенского монастыря с 1924 по 1929 год провел в заключении.

Сама обитель была основана в конце XIV века на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. В советское время Сретенский монастырь сильно пострадал, а после 1925 года был закрыт и разорен, в сохранившихся зданиях находилась тюрьма для священников и тех, кто не отрекся от веры.

Примирение нации

Тема примирения и сохранения единства российской нации на торжествах была главной — говорилось ли о воссоединении двух частей Русской церкви, или же о новомучениках и исповедниках XX века, в память о которых был выстроен храм. Этот собор, посвященный одновременно и Воскресению Христову, и новомученикам, и олицетворяет собой примирение.

"Мы знаем, как хрупок гражданский мир, мы никогда не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов, и поэтому наша общая обязанность делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации", — сказал глава государства по завершении богослужения в Сретенском монастыре.

Ключ, который помогает преодолевать разногласия, — это сознание общности целей, сказал президент. По его словам, главная из которых есть "благополучие каждого нашего человека и нашей Родины в целом". Восстановление единства Русской церкви, десятилетие которого отмечается в эти дни, — яркое подтверждение этого, продолжил Путин. Путь к возрождению церковной целостности был непростым, за долгие годы разобщенности накопилось слишком много противоречий, однако обе церкви сумели пройти этот путь. отметил глава государства.

"Восстановление единства… стало и остается событием огромного нравственного звучания, символом примирения, символом и примером того, что история нашей страны, ее прошлое могут и должны не разъединять, а объединять всех нас", — отметил президент России.

С 10-летней годовщиной воссоединения РПЦ и РПЦЗ поздравил паству и патриарх, выразивший надежду, что результаты этого события станут со временем "еще более явственными и значительными для всей Церкви". Предстоятель призвал углублять единство и делать его еще более прочным, тем самым служа "восстановлению благочестия и веры в народе".

Новомученики и РПЦЗ

Многие считают символичным тот факт, что празднование десятилетия воссоединения Русской церкви и освящение Собора новомучеников и исповедников Российских совпали в один день. Такое мнение высказал РИА Новости и управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ, настоятель храма Серафима Саровского в Си-Клифе (Нью-Йорк) протоиерей Серафим Ган.

"Как мне кажется, никто не подгонял под эти торжества празднование этой знаменательной даты, но вижу в этом промысел Божий. Потому что действительно: когда шел переговорный процесс между Русской зарубежной церковью и Московским патриархатом, то мы обращались к трудам, сочинениям или высказываниям новомучеников и исповедников Российских. И я лично считаю, что именно их труды, их страдания, их жизнь помогли нам найти правильные церковные пути к решению всех вопросов, которые ранее препятствовали восстановлению единства между обеими частями Русской церкви", — сказал священник.

То, что произошло в 2007 году, протоиерей Серафим Ган называет не иначе как чудом — чудом восстановления единства: "ведь куда легче разделяться, а здесь люди решили объединиться, люди пришли к единству".

Чтобы сохранить и упрочить это единство внутри Русской церкви, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион 26 мая направится в Киев. Предстоятель РПЦЗ совершит паломничество по святыням и поздравит всех верующих Украинской православной церкви Московского патриархата с 25-летием исторического Харьковского собора — собора "мужественного стояния за святое православие и единство Церкви", как охарактеризовал его нынешний глава УПЦ митрополит Киевский Онуфрий.

"Торжествующий собор"

Решение о строительстве собора было принято в марте 2011 года на заседании Попечительского совета. Высота храма Воскресения Христова — 61 метр, в его строительстве применены самые современные технологии. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников церкви Русской. Нижний храм нового собора, в центре которого находится большой баптистерий — купель для крещения, посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. Именно икону Иоанна Крестителя XIX века передал в дар храму Владимир Путин, подробно ознакомившийся со всеми достопримечательностями обители.

Как сообщили в патриархии, на двух этажах в нижней части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. Здесь также будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Советник мэра Москвы и патриарха по вопросам строительства храмов, депутат Госдумы РФ Владимир Ресин назвал "настоящим подвижничеством" тот факт, что подобное храмовое сооружение в небольшом по площади месте и в уже сложившейся застройке возвели за столь короткие сроки. Сам наместник Сретенского монастыря, епископ Тихон (Шевкунов) назвал новоосвященный собор "очень светлым, радостным, торжествующим".

"Храм назван в честь всепобеждающего Воскресения Христова и в честь верных учеников Господа Иисуса Христа, его святых новомучеников и исповедников, — говорит епископ Тихон. — Господь исполнил желание нашего сердца… Мы осмысливаем путь, пройденный нашей страной, народом, мы прислушиваемся к урокам, которые должны извлечь, и понимаем главное: все — только в руках Божиих. Господь низводит во ад и возводит. Это и случилось с нашим Отечеством, низведенным во ад и возведенным вновь к Воскресению Христову, к воскресению жизни о Боге для многих миллионов наших соотечественников".

25 мая 2017 года Святейший Патриарх Кирилл освятит великим чином новый храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре Москвы.

Во время освящения мощи духовного покровителя монастыря и его настоятеля в двадцатые годы священномученика Илариона (Троицкого) будут перенесены из древнего собора, в котором они находятся с 1999 года, в новый храм, сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Мощи будут помещены в ковчег, установленный на камнях, привезенных с Соловецких островов, где священномученик Иларион с 1924 по 1929 год провел в заключении.

Освящение храма начнется 25 мая 2017 года в 9.00, Литургия – в 10.00 . Накануне, 24 мая, в новом храме состоится Всенощное бдение (начало в 17.00).

25 мая вход в храм будет организован по пригласительным билетам. По традиции, это будут те, кто принимал участие в его создании: строители, архитекторы, инженеры, иконописцы, мастера по камню и металлу, а также другие труженики, более трех лет возводившие храм.

На монастырской площади будет организована трансляция богослужения и исповедь для готовящихся к причащению. По окончании богослужения осмотреть новый храм смогут всем желающие.

Справка

Храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре освящается на 100-летие революции в России. Собор призван прославить память православных христиан – мучеников и исповедников ХХ века.

Решение о строительстве собора было принято на заседании Попечительского совета 3 марта 2011 года. В декабре 2012 года был проведен открытый конкурс на проект нового храма. Перед началом строительства храма были произведены тщательные археологические раскопки. Строительство собора и реконструкция территории монастыря начались в начале 2014 году и заняли 866 рабочих дней.

Высота храма – 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии.

Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы.

Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Нижний храм нового собора посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий – купель для крещения, украшенная мозаиками по образцу древних византийских храмов.

На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

Общая площадь фресок собора составляет 6530 кв. м. Специально для нового храма написано 47 икон, большая часть из которых – в русско-византийских традициях.