Крестный ход на пасху перов описание. Перов. "Сельский крестный ход на Пасху"

Василия Перова всегда волновали русские типажи. Он даже из поездки в Италию, куда его за заслуги отправила Академия художеств, вернулся раньше срока, т. к. посчитал, что та жизнь ему непонятна, и создать там что-то свое он не сможет. Пожалуй, самым резонансным его полотном стало «Сельский крестный ход на Пасхе». Одни хвалили картину за правдивость, а другие возмущались: как бы не попасть художнику в ссылку на Соловки за свою дерзость.



На первый взгляд, картина Василия Перова, написанная в 1861 году, изображает форменное безобразие. В стельку пьяный священник еле стоит на ногах, рядом с ним еще в худшем состоянии валяются мужики. Да и процессия не в лучшем виде. Икона в руках женщины поцарапанная, а рядом идущий старичок и вовсе держит образ перевернутым.


Действие происходит на светлую седьмицу (неделю после Пасхи), поэтому на картине изображен вовсе не крестный ход вокруг храма в Пасхальную ночь, как может показаться. Так что же тогда происходит на полотне Перова?

Дело в том, что в Российской империи зарплату священникам не платили. Как правило, приходы имели земельные наделы и крохотную дотацию от государства. Поэтому в стремлении увеличить свои доходы священники придумали обычай славления на Пасху. В неделю после Светлого праздника священники отправлялись по крестьянским подворьям. Они заходили в каждую избу и исполняли церковные песнопения. Крестьяне, в свою очередь, должны были отблагодарить попов за пожелание процветания подарком или деньгами.


На деле же все выглядело не так хорошо. Священники, пытаясь обойти как можно больше домов, исполняли песнопения очень быстро. Крестьяне же считали, что их просто обирают. Ведь время на Пасху было самым экономически тяжелым, когда после зимы денег уже не оставалось, да и продовольственные запасы подходили к концу. Чтобы отделаться от попов, им чаще всего наливали спиртное и выпроваживали из избы.


Именно эту сторону взаимоотношений церкви и крестьян изобразил Василий Перов на своей картине. Стоит отметить, что его полотно вызвало бурю негодования как в церковных кругах, так и среди художников. Живописец Василий Худяков написал эмоциональное обращение к Третьякову, который приобрел картину «Сельский крестный ход на Пасхе» для своей коллекции:

«А другие слухи носятся, что будто бы Вам от Св. Синода скоро сделают запрос; на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя её и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки» .
Третьякову пришлось снять картину с экспозиции.

Но были и такие, кто рассмотрел в картине прадоруба Перова истинное положение крестьян. Критик Владимир Стасов отзывался о полотне, как о правдивом и искреннем, передавшим реальные типы людей.

Еще одно невероятно эмоциональное полотно Василия Перова не может никого оставить равнодушным.

Всегда в ночь с субботы на воскресенье. Обычно это действие происходит ближе к полуночи. Потому что, именно после Крестного хода наступает Пасха. Но с окончанием Крестного хода служба не заканчиваются. Начинаются праздничные богослужения, которые продлятся еще несколько часов.

Почему такое название

В православии крестные ходы могут быть продолжительными или короткими. На Пасху, в частности, происходит именно короткий крестный ход. Но бывают случаи, когда он идет из одного города в другой или даже плывет (в истории зафиксированы даже морские крестные ходы).

Такое название это действо получило из-за того, что в самом начале шествия священник несет большой крест. Далее служители храма несут самые главные иконы и хоругви. Когда происходит Крестный ход на Пасху 2015 – всегда ближе к полуночи. Священнослужители и паства три раза обходят храм. А какие будете готовить вы?



Смысл и значение пасхального Крестного хода

Несмотря на то, что пасхальный Крестный ход проходит около полуночи, служба в Великую субботу начинается в 20.00. Лучше всего прийти на службу пораньше и послушать хотя бы часть богослужения. Это предпраздничное богослужение является очень красивым и имеет для каждого верующего важный религиозный смысл.

Крестный ход начинается после того, как раздастся звон колоколов. Трижды священники и верующие обходят вокруг храма, и каждый раз останавливаются у дверей храма. Первые два раза двери закрыты, а в третий раз они открываются, что означает Христос Воскрес и Пасха наступила. Двери храма в данном случае является символом камня, который закрывал вход в пещеру, где был погребен Иисус Христос. Как известно, утром в воскресенье этот неподъемный камень был открыт.

Уже после полуночи и совершения крестного хода, с наступлением Пасхи, священники переодеваются в белую праздничную одежду и служба продолжается.




Когда нужно разговляться

Что значит разговляться? Это кушать пищу, которую мы освятили в в течение дня Великой субботы. Это еды не должно быть много, обязательно в наборе должен быть кулич и соль, яйца, кусочек мяса. Пасхальным утром нужно будет прочитать молитву и скушать по кусочку от каждого освященного продукта. Рекомендуется именно таким образом начинать свою трапезу в течение всей Цветочной недели.

Многие верующие хотят узнать, во сколь Крестный ход на Пасху 2015, чтобы спланировать праздничную трапезу. Но, согласно церковному уставу, трапезу нужно проводить именно пасхальным утром, а не сразу после богослужения.

Обычно Крестный ход накануне Пасхи проходит в каждой церкви вне зависимости от того, большой это город или маленькая деревня. Узнать точное время начала богослужения можно днем в Великую субботу, когда все верующие идут в храм, чтобы освятить свои пасхальные корзинки. Конечно, каждый человек может сам выбирать, что именно из всего богослужения в Великую субботу является для него главным. Но лучше, конечно, прийти к началу богослужения, затем присоединиться к крестному ходу и, уже по возможности, отстоять следующие несколько часов пасхальной службы.




В Пасху, как и в период Великого поста, крайне важно ходить в церковь. Для этого есть особенно подходящие дни, хотя, службы проводятся, чуть ли не каждый день. Конечно, Пасха для современного человека – это ярких праздник весны, сладких куличей и крашеных яиц. Но, куда более важно обращать внимание на духовную составляющую этого события. Когда-то, много лет назад, Иисус Христос принял мученическую смерть за каждый грех человека. Сегодня в наших силах не допускать греха, уважая жертву Сына Божьего.

Пасхальная служба – одно из самых важных событий для православных. В храмах проходят важное для верующих служение. Великий пост заканчивается сразу после того как завершится Божественная Литургия и причащение. Начинается главное событие года для православных за несколько часов до полуночи, а завершается служба в 4 утра.

Богослужение в Воскресенье Христово начинается с Крестного хода в полночь. В это время в храм могут прийти все желающие. Те, кто хочет попасть внутрь и пробыть в церкви всю службу, приходят заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы или посмотреть прямую трансляцию по телевизору.

Как совершается Пасхальный Крестный ход

В 2018 году 8 апреля все православные отмечают Пасху. В храмах служба начнется 7 апреля, в Страстную Субботу за некоторое время до полуночи. Начинается торжественное богослужение с зажжение священнослужителями свечей. То же самое делают люди, пришедшие в это время в храм. В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон.

После этого начинается долгожданный Пасхальный Крестны ход, который проходит по следующим правилам:

  1. Шествие возглавляет человек, несущий фонарь. После него идет священнослужитель с крестом, далее – образ Девы Марии. Завершает Крестный ход хор и верующие, которые пожелают присоединиться к процессу. Все шествующие идут в два ряда. Когда все выходят из храма, его двери закрываются.
  2. Обойти храм необходимо трижды, при этом каждый раз необходимо остановиться около закрытых дверей. Такая традиция символизирует вход в пещеру с Гробом Христа.
  3. Храм открывается после того, как шествующие завершают третий круг и произносится «Христос Воскрес».
  4. Все возвращаются внутрь и служба продолжается.

Это шествие обязательно проходит в каждом православном храме. Крестный ход позволяет прочувствовать дух праздника. Это важное событие для верующих всегда очень зрелищное.


Как вести себя в храме на Пасху

Принять участие в Пасхальной службе может каждый желающий.

Важно! Причащаться могут лишь крещеные люди.

В знак уважения к празднику верующих следует соблюдать ряд простых правил.

В православных храмах всегда проходит крестный ход на Пасху. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа. Оно ежегодно проводится в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Священнослужители и верующие трижды проходят вокруг храма, а затем, стоя у его крыльца и услышав благую весть о Воскрешении Спасителя, входят в отрытые двери церкви, где с этой минуты и начинается пасхальная служба.

Торжественное церковное шествие стали называть «крестным ходом» благодаря тому, что в начале процессии всегда идет священнослужитель, который несет большой крест. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой во время крестных шествий. Такие процессии выглядят очень торжественно. Их возглавляют священнослужители, читающие молитвы и несущие религиозные реликвии: крест, иконы и церковные знамена с изображением библейских сцен (хоругви). А следом за святыми отцами идут верующие.

История крестных ходов берет свое начало с момента зарождения христианства. И если изначально совершался только крестный ход на Пасху, то со временем, после прекращения гонений христиан, данный обычай стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Сейчас торжественным православным шествием сопровождаются практически все значимые события церковной жизни.

Крестные ходы издревле проводились:

  • в честь церковных празднеств;
  • при перенесении мощей святых, а также других религиозных святынь;
  • во время различных природных бедствий, эпидемий и войн, когда люди просили у Бога защиты и спасения от постигших их бед.

Известно, что сама церковная история Руси началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне. Православные на Руси часто совершали шествия не только в честь церковных праздников, но и в случае различных бедствий, в том числе и природных катаклизмов. Например, обходили с иконами поля в периоды засухи, а также села и города во время страшных эпидемий.

В летописях встречается упоминание об одном из первых массовых крестных ходов, произошедшем в середине 14 века, когда на Русь напала моровая язва, от которой больше всего пострадали жители Пскова. Тогда архиепископ Новгородский Василий, неся крест и святые мощи, в сопровождении духовенства и горожан совершил шествие вокруг города. Вместе со священнослужителями в крестном ходе приняли участие практически все местные жители, кто ещё держался на ногах, начиная со стариков и заканчивая младенцами, которых родители несли на руках. Все время пока шел крестный ход, священники и верующие молились, громогласно взывая сотнями голосов: «Господи помилуй!».

Долгое время крестным ходом признавалось только пешее шествие с участием священнослужителей и верующих. Однако со временем благодаря техническому прогрессу по благословению духовенства стали совершаться и неканонические лётные, или воздушные крестные ходы.

Во время Великой Отечественной войны, 2 декабря 1941 года, вокруг Москвы облетел самолет с чудотворным списком Тихвинской иконы Божией Матери на борту (по другим данным, это была икона Казанской Божией матери). После этого столица была спасена от вражеского наступления.

Пасхальное шествие: правила и символическое значение

Изначально крестный ход совершался только в день Светлого Христова Воскресения. Это шествие испокон веков символизировало собой не только церковь, идущую навстречу Спасителю, но и то, что до появления вести о воскрешении Христа все были вынуждены блуждать в потемках, пока Он не указал всем дорогу к Свету. Поэтому пасхальный крестный ход, хоть и является достаточно кратким, обставляется очень торжественно, а участие в нём очень важно для любого христианина.

Церковное богослужение в честь Воскрешения Христова начинается ровно в 00.00 часов в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Незадолго до полуночи во всех церквях совершается торжественное пасхальное шествие.

Несмотря на позднее время, шествие проходит под несмолкаемый колокольный трезвон. Священнослужители и молящиеся трижды проходят вокруг храма, каждый раз останавливаясь перед его главным входом. Первые два раза двери церкви закрыты перед прихожанами. Момент, когда люди стоят в ночной темноте перед запертыми храмовыми дверями имеет большое символическое значение. Церковь напоминает о том, как современники Христа до его воскрешения так же стояли во тьме перед закрытым входом в пещеру, где покоился Спаситель, словно перед закрытыми райскими вратами.

Около полуночи, когда крестный ход вновь, уже в третий раз, прославляя Святую Троицу и воскресшего сына Божия, подходит к дверям церкви, они торжественно распахиваются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Тем самым церковь словно открывает для людей небесные врата рая и указывает путь к ним. После чего вся процессия входит в храм, что символизирует собой путь жён-мироносиц вошедших в Иерусалим, для того чтобы сообщить апостолам благую весть о Воскрешении Христа. Жёны-мироносицы, не знающие о Воскрешении Христа, именно на третий день пришли к его гробу, дабы натереть тело Спасителя драгоценными маслами. И только придя ко входу в пещеру, где, как они думали, покоился Иисус Христос, женщины узнали о свершившемся чуде, после чего они направились в Иерусалим, дабы рассказать всем о воскрешении Сына Божьего.

То, что двери храма раскрываются перед верующими только на третий раз, имеет глубокий богословский смысл. Иисус Христос воскрес на третий день, поэтому пасхальное шествие и должно обойти храм трижды.

В далеком 1966 году, еще никакой не нобелевский лауреат и не общественный деятель, а просто писатель и бывший учитель физики и астрономии средней школы - Александр Солженицын написал удивительный очерк «Крестный ход на Пасху» -честный и проникновенный. Прочитаем его и сравним с нашими, с сегодняшними пасхальными крестными ходами по всей России. Как многое изменилось и, слава Богу, в лучшую сторону! Но забывать от том, что было и может быть иначе - мы не должны.

Александр Солженицын

Учат нас теперь знатоки, что маслом не надо писать все, как оно точно есть. Что на то цветная фотография. Что надо линиями искривленными и сочетаниями треугольников и квадратов передавать мысль вещи вместо самой вещи. А я недоразумеваю, какая цветная фотография отберет нам со смыслом нужные лица и вместит в один кадр пасхальный крестный ход патриаршей переделкинской церкви через полвека после революции. Один только этот пасхальный сегодняшний ход разъяснил бы многое нам, изобрази его самыми старыми ухватками, даже без треугольников.

За полчаса до благовеста выглядит приоградье патриаршей церкви Преображения Господня как топталовка при танцплощадке далекого лихого рабочего поселка. Девки в цветных платочках и спортивных брюках (ну, и в юбках есть) голосистые, ходят по трое, по пятеро, то толкнутся в церковь, но густо там в притворе, с вечера раннего старухи места занимали, девчонки с ними перетявкнутся и наружу; то кружат по церковному двору, выкрикивают развязно, кличутся издали и разглядывают зеленые, розовые и белые огоньки, зажженные у внешних настенных икон и у могил архиереев и протопресвитеров.

А парни — и здоровые, и плюгавые все с победным выражением (кого они победили за свои пятнадцать-двадцать лет? — разве что шайбами в ворота…), все почти в кепках, шапках, кто с головой непокрытой, так не тут снял, а так ходит, каждый четвертый выпимши, каждый десятый пьян, каждый второй курит, да противно как курит, прислюнивши папиросу к нижней губе. И еще до ладана, вместо ладана, сизые клубы табачного дыма возносятся в электрическом свете от церковного двора к пасхальному небу в бурых неподвижных тучах. Плюют на асфальт, в забаву толкают друг друга, громко свистят, есть и матюгаются, несколько с транзисторными приемниками наяривают танцевалку, кто своих марух обнимает на самом проходе, и друг от друга этих девок тянут, и петушисто посматривают, и жди как бы не выхватили ножи: сперва друг на друга ножи, а там и на православных. Потому что на православных смотрит вся эта молодость не как младшие на старших, не как гости на хозяев, а как хозяева на мух.

Все же до ножей не доходит — три-четыре милиционера для прилики прохаживаются там и здесь. И мат — не воплями через весь двор, а просто в голос, в сердечном русском разговоре. Потому и милиция нарушений не видит, дружелюбно улыбается подрастающей смене. Не будет же милиция папиросы вырывать из зубов, не будет же она шапки с голов схлобучивать: ведь это на улице, и право не верить в Бога ограждено конституцией. Милиция честно видит, что вмешиваться ей не во что, уголовного дела нет.

Растесненные к ограде кладбища и к церковным стенам, верующие не то чтоб там возражать, а озираются, как бы их еще не пырнули, как бы с рук не потребовали часы, по которым сверяются последние минуты до Воскресения Христа. Здесь, вне храма, их, православных, и меньше гораздо, чем зубоскалящей, ворошащейся вольницы. Они напуганы и утеснены хуже, чем при татарах.

Татары наверное не наседали так на Светлую Заутреню.Уголовный рубеж не перейден, а разбой бескровный, а обида душевная — в этих губах, изогнутых по-блатному, в разговорах наглых, в хохоте, ухаживаниях, выщупываниях, курении, плевоте в двух шагах от страстей Христовых. В этом победительно-презрительном виде, с которым сопляки пришли смотреть, как их деды повторяют обряды пращуров.

Между верующими мелькают одно-два мягких еврейских лица. Может крещеные, может сторонние. Осторожно посматривая, ждут крестного хода тоже.

Евреев мы все ругаем, евреи нам бесперечь мешают, а оглянуться б добро: каких мы русских тем временем вырастили? Оглянешься — остолбенеешь.

И ведь кажется не штурмовики 30-х годов, не те, что пасхи освященные вырывали из рук и улюлюкали под чертей — нет! Это как бы любознательные: хоккейный сезон по телевидению кончился, футбольный не начинался, тоска, — вот и лезут к свечному окошечку, растолкав христиан как мешки с отрубями, и, ругая «церковный бизнес», покупают зачем-то свечки.

Одно только странно: все приезжие, а все друг друга знают, и по именам. Как это у них так дружно получилось? Да не с одного ль они завода? Да не комсорг ли их тут ходит тоже? Да может эти часы им как за дружину записываются? Ударяет колокол над головой крупными ударами — но подменный: жестяные какие-то удары вместо полнозвучных глубоких. Колокол звонит, объявляя крестный ход.

И тут-то повалили! — не верующие, нет, опять эта ревущая молодость. Теперь их вдвое и втрое навалило во двор, они спешат, сами не зная, чего ищут, какую сторону захватывать, откуда будет Ход. Зажигают красные пасхальные свечечки, а от свечек — они прикуривают, вот что! Толпятся, как бы ожидая начать фокстрот. Еще не хватает здесь пивного ларька, чтоб эти чубатые вытянувшиеся ребята — порода наша не мельчает! — сдували бы белую пену на могилы.

А с паперти уже сошла голова Хода и вот заворачивает сюда под мелкий благовест. Впереди идут два деловых человека и просят товарищей молодых сколько-нибудь расступиться. Через три шага идет лысенький пожилой мужичок вроде церковного ктитора и несет на шесте тяжеловатый граненый остекленный фонарь со свечой. Он опасливо смотрит вверх на фонарь, чтоб нести его ровно, и в стороны так же опасливо. И вот отсюда начинается картина, которую так хотелось бы написать, если б я мог: ктитор не того ли боится, что строители нового общества сейчас сомнут их, бросятся бить?..

Жуть передается и зрителю.

Девки в брюках со свечками и парни с папиросами в зубах, в кепках и в расстегнутых плащах (лица неразвитые, вздорные, самоуверенные на рубль, когда не понимают на пятак; и простогубые есть, доверчивые; много этих лиц должно быть на картине) плотно обстали и смотрят зрелище, какого за деньги нигде не увидишь.

За фонарем движутся двое хоругвей, но не раздельно, а тоже как от испуга стеснясь.

А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров. А две из десяти — девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки — но как очищены их лица, сколько светлости в них. Десять женщин поют и идут сплоченным строем. Они так торжественны, будто вокруг крестятся, молятся, каются, падают в поклоны. Эти женщины не дышат папиросным дымом, их уши завешаны от ругательств, их подошвы не чувствуют, что церковный двор обратился в танцплощадку.

Так начинается подлинный крестный ход! Что-то пробрало и зверят по обе стороны, притихли немного.

За женщинами следуют в светлых ризах священники и дьяконы, их человек семь. Но как непросторно они идут, как сбились, мешая друг другу, почти кадилом не размахнуться, орарий не поднять. А ведь здесь, не отговорили б его, мог бы идти и служить Патриарх всея Руси!..

Сжато и поспешно они проходят, а дальше — а дальше Хода нет. Никого больше нет! Никаких богомольцев в крестном ходе нет, потому что назад в храм им бы уже не забиться. Молящихся нет, но тут-то и поперла, тут-то и поперла наша бражка! Как в проломленные ворота склада, спеша захватить добычу, спеша разворовать пайки, обтираясь о каменные вереи, закруживаясь в вихрях потока — теснятся, толкаются, пробиваются парни и девки — а зачем? Сами не знают. Поглядеть, как будут попы чудаковать? Или просто толкаться — это и есть их задание?

Крестный ход без молящихся! Крестный ход без крестящихся! Крестный ход в шапках, с папиросами, с транзисторами на груди — первые ряды этой публики, как они втискиваются в ограду, должны еще обязательно попасть на картину!

И тогда она будет завершена!

Старуха крестится в стороне и говорит другой:

— В этом году хорошо, никакого фулиганства. Милиции сколько.

Ах, вот оно! Так это еще — лучший год?..

Что ж будет из этих роженых и выращенных главных наших миллионов? К чему просвещенные усилия и обнадежные предвидения раздумчивых голов? Чего доброго ждем мы от нашего будущего?

Воистину: обернутся когда-нибудь и растопчут нас всех!

И тех, кто натравил их сюда — тоже растопчут.

Несколько слов в заключение

Сорок девять лет назад в старинном церковном притворе патриаршего Подворья, разворачивалась брань духовная: добро и зло вновь боролись за обладание душой человеческой. И весьма значительно, что среди всей этой толпы воинствующих безбожников совершался крестный ход. Он шел «с твердыми отрешенными лицами, готовый на смерть, даже если на них спустят тигров. А две из них - девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки, но как очищены их лица, сколь светлости в них».

Один православный паломник несколько лет назад, уже в нашем 21 -ом веке, тоже принял участие в переделкинском крестном ходе. Он делится своими воспоминаниями:

«Я посетил переделкинский храм и, к счастью, не нашел там "топталовки при танцплощадке", не нашел того духовного разорения, описанного Солженицыным, а узнал Россию, возрождающуюся по молитвам тех великих людей, защитивших веру своей душой. В храме было множество народу, была и молодежь, без сигарет, без разврата, с чистым сердцем - дети тех, кто, быть может, смело и храбро шел сквозь строй безбожников в ту далекую теперь пасхальную ночь шестьдесят шестого года. Так, через поколение, пришло примирение в народе с Богом, с Церковью и с самими собой. В числе молящихся был и я, счастливый тем, что Христос победил зло атеизма своей Пасхой».