Разъяснения и рекомендации в связи с принятием закона о «миссионерской деятельности. О миссионерской деятельности

Введение

Вопросы, связанные с деятельностью Церкви, всегда волновали государство и общество, в особенности те, что касаются социальной сферы. Церковь, несомненно, обладала и обладает особыми способами воздействия на социум, которые позволяют ей влиять на общественные процессы и мнение, как отдельных людей, так и общества в целом. Именно поэтому изучение этой деятельности, названной миссионерством, было, есть и, вероятнее всего, будет актуальным направлением в социологии и других науках.

Таким образом мы определяем следующую цель нашей работы: провести социально-правовой анализ миссионерства. В соответствие цели работы ставим следующие задачи:

Дать определение термину "миссионерство" и сделать краткий экскурс в его историю.

Рассмотреть особенности взаимного влияния миссионерской деятельности, государства и общества.

Рассмотреть перспективы миссионерской деятельности в XXI в.

Для полного понимания данной проблемы была изучена и приведена ниже информация из учебников, справочников, научных статей и Интернет-источников, связанная с проблемами пониманием сути миссионерства и его истории и отношения церкви (в её социальной деятельности) с государством и обществом.

миссионерство правовой социальный россия

Определение понятия "миссионерство" и его история

Миссионерство (от лат. missio - посылка, поручение), одна из форм деятельности религиозных организаций и церквей, имеющая целью обращение инаковерующих и возвращение в лоно церкви отпавших от неё. Фактически миссионерство ставит более широкие задачи, содействуя осуществлению политических целей социальных групп и правительств, на службе у которых миссионеры находятся. В буддизме осуществлялось нередко странствующими монахами и получило распространение с III в. до н.э. Христианское Миссионерство возникло в IV в. н.э. К XIII-XVI вв. относится проникновение христианского миссионерства в Индию, Китай, Японию. Насаждение христианства в католической форме в Восточной Европе было идеологическим прикрытием германской феодальной колониальной экспансии ("Дранг нах Остен").

Миссионерство католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй (XV-XVI вв.) Лаврецкий, И.Р. Тень Ватикана над Латинской Америкой. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. . Миссионерство помогало колонизаторам захватывать и "осваивать" новые земли. Для руководства католического миссионерства папа Григорий XV в 1622 г. учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 г. - Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества. В XVII-XVIII вв., в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании, миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви. В начале XIX в. возникли миссионерские организации в США. Миссионерство активизировалось в последней трети XIX в. - период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.

Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. - М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1981.

Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма - странствующие монахи - суфии Берзин Э.О. Католическая церковь в Юго-Восточной Азии. АН СССР, - М.: Наука, 1966. .

Миссионерство в России было тесно связано с насильственной христианизацией нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом, сектантством. В XIV в. Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). В XVI в. усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья, в XVIII - 1-й половине XIX вв. среди народов Сибири и Кавказа. В 1870 г. в Москве было основано Православное миссионерское общество, объединившее различные сибирские миссии. С 1867 г. насаждением христианства среди татарского населения занималось братство святого Гурия в Казани. Ряд русских православных миссий были создан вне России. Общее руководство миссионерства в Российской империи осуществлял Синод, который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всероссийские и местные съезды миссионеров.

После Второй Мировой войны 1939-45 гг., в связи с крахом колониальной системы, подъёмом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений, антикоммунистическая пропаганда. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма. К 1969 в африканских миссиях насчитывалось около 16 тыс. членов мужских и 30 тыс. членов женских христианских орденов (большинство - не африканцы). В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства : создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма. В 1971 г. католический орден "белых отцов" отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение http: //bse. sci-lib.com/article076971.html

В июле 2016 года Президент РФ подписал пакет изменений к законам, усиливающий ответственность за ряд преступлений террористической и экстремисткой направленности, наряду с которыми было введено и понятие «Миссионерской деятельности», данные изменения СМИ назвали «пакетом Яровой».

Федеральный закон № 125 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» был дополнен новой Главой III. 1 «Миссионерская деятельность», состоящей из двух статей 24.1. – «Содержание миссионерской деятельности», которая закрепила определение термина «миссионерская деятельность» и статья 24.2. – «Порядок ее осуществления».

Для нас важно понять и определить: что является миссионерской деятельностью, а что нет. Необходимо провести юридическое разграничение между миссионерской деятельностью и распространением своих убеждений. В самом определении миссионерской деятельности содержится ряд критериев, по которым её можно отделить.

Для законодательного признания деятельности миссионерской требуется совокупность нескольких признаков, указанных в законе.

  1. 1. Миссионерская деятельность – это деятельность непосредственно религиозного объединения и уполномоченных им лиц и организаций.
  2. 2. Миссионерская деятельность направлена на тех, кто еще не является последователем религиозного объединения.
  3. 3. Цель миссионерской деятельности – вовлечение людей в круг участников и последователей религиозного объединения.
  4. 4. Если вы просто говорите о своей вере без привязки к конкретному религиозному объединению – это не миссионерская деятельность.

Для признания деятельности миссионерской характерна совокупность указанных признаков. Личное свидетельство о своей вере либо учении не попадает под указанные признаки и не может быть признано миссионерской деятельностью.

Миссионерская деятельность в жилых помещениях запрещена, но не запрещены молитвы, богослужения, обряды и церемонии.

Деятельность миссионера не создает автоматически религиозную группу.

Распространение своей личной веры нельзя автоматически отнести к миссионерской деятельности!

Важно знать свои права и иметь смелость их отстаивать!

Кто может заниматься миссионерской деятельностью?

Миссионерской деятельностью могут заниматься только представители зарегистрированных религиозных организаций и групп или люди, с которыми они заключили официальный договор.

Каждый миссионер должен иметь при себе документы с определенной информацией, подтверждающие его принадлежность к той или иной организации. (Доверенность от лица правления или руководителя).

Не допускается миссионерская деятельность от имени религиозного объединения, цели которого противоречат закону, и деятельность которого приостановлена или прекращена по решению суда.

Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:

– нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

– осуществление экстремистской деятельности;

– принуждение к разрушению семьи;

– посягательство на личность, права и свободы граждан;

– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе с использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

– воспрепятствование получению обязательного образования;

– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

Важно запомнить, что современная редакция закона не рассматривает деятельность физических (частных лиц, граждан России) как миссионерскую, на такие случаи распространяется действие статьи 28 Конституции РФ:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

ЧТО ЕСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА?

Религиозной можно считать любую церковную (богослужебную) литературу мировых религий, содержащую молитвы (молитвословы, описания, жития святых), канонические тексты, соответствующие философии и нравственным доктринам данной религии (Библия, Коран, ТОРА и др.). Это также литература, которая черпает сюжеты и персонажей своих сочинений из канонических текстов. Это есть иллюстрация религиозно-канонических формул, которые содержатся в церковной литературе. Религиозная литература создает иллюзию полного правдоподобия воссоздаваемых событий.

Религиозная литература есть продукт творения религиозного объединения.

Статья 17 Конституции РФ: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Статья 18 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Статья 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести1, свобода вероисповедания2, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.

Статья 29 Конституции РФ: «

  1. 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

О СЕКТЕ

Се́кта (лат. secta – школа, учение) – понятие , которое используется для обозначения религиозной группы , отделившейся от основного религиозного направления и противостоящей ему, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.

Примеры сект: Баптисты, Свидетели Иеговы.

Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является их молодой возраст. Как правило, со временем секты или исчезают, или превращаются в полноценные деноминации или отдельные религии. Понятие «секта» редко приложимо к религиозным организациям, существующим более 100–200 лет.

В то же время надо помнить, что такое разделение характерно, прежде всего, для христианства, за пределами которого понятие церковь, как правило, не используется.

Слово «секта», как понятие, общеизвестно и употребляется в отношении религиозных организаций, которые исповедуют взгляды довольно узкой группы людей по сравнению с подавляющим большинством.

Для сект характерен более или менее выраженный доктринальный конфликт с исходной конфессией, себя они рассматривают как единственно верный способ ко спасению. Также для сект (особенно возникших в рамках христианства) характерны обвинения исходной конфессии в искажении вероучения и призывы к возврату к первоначальным истокам.

Можно выделить несколько вариантов развития взаимоотношений секты с исходной религией:

  1. 1. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) – например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями.
  2. 2. Секта лишь по происхождению связана с исходной религией, но считает(ся) отдельной религией – например, бахаисты.
  3. 3. Секта изначально возникла независимо от других религий или на основе сочетания элементов разных религий и, как правило, несет в себе противопоставление по отношению к материнской религии.

Доклад Председателя Миссионерского отдела Московской епархии протоиерея Михаила Егорова на научно-практической конференции, посвященной 1025-летию Крещения Руси.

В этом сравнительно кратком докладе я попытаюсь дать поверхностный обзор истории и современного положения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. При этом в нем будут отсутствовать многие достойные имена, но не из-за забвения их трудов, сколько вследствие краткости повествования.

Под словом «миссия» мы понимаем просветительское служение Церкви. Живое слово о Живом Боге, направленное к тем, кто его не слышал, либо имеет неполное или искаженное понятие о Нём.

Миссионерское служение Русской Православной Церкви невозможно рассматривать вне изучения миссии знаменитых просветителей славян — святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Она имеет значение для нас в двойном аспекте: с одной стороны — непосредственное влияние на христианизацию Руси, с другой — сам уникальный опыт организации первой славянской Церкви, показанный святыми братьями.

Основными принципами миссии были: перевод Священного Писания и богослужения на местный язык, отсутствие насилия, личный пример миссионеров, основание местной Церкви с местным духовенством.

Плоды миссии равноапостольных братьев для Руси дали свои всходы сначала в лице Великой княгини Ольги, а затем в лице ее внука равноапостольного Великого князя Владимира. Просветительское служение Церкви сразу после Крещения Руси быстро охватило центральные районы, неся с собою свет Христовой веры, приобщение русского народа к мировой христианской культуре.

Значительная активизация проповеди Святого Евангелия произошла благодаря распространению монастырей, основанных преподобным Сергием Радонежским и его учениками в отдаленных землях.

Активное освоение юго-восточных земель в XVI-XVIII веках дало основание для просвещения татар, башкир и других народов Поволжья. Первыми провозвестниками христианства среди инородцев Поволжья были святые Казанские Первосвятители — архиепископ Гурий и его соработники — святые Герман и Варсонофий.

Освоение Сибири, вплоть до берегов Америки, сопровождалось появлением в тех краях церквей и духовенства. Христово Евангелие народам Сибири проповедовали великие миссионеры - святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский (1797-1879), архимандрит Макарий Глухарев (1792-1847), митрополит Алтайский Макарий (Невский) (1835-1926), а также десятки приснопамятных их сподвижников и преемников. Благовестнические труды и подвиги выдающихся сибирских миссионеров, просветительная деятельность их и основанных ими миссионерских училищ и школ, книгопечатание на языках коренных народов Сибири, прежде не имевших письменности, обширнейшая благотворительная деятельность сибирских миссий, - всё это является точными и верными характеристиками миссионерского служения Церкви. Особую роль в этих процессах играла личность митрополита Московского и Коломенского Филарета, который не только словом и личным примером, но и материально поддерживал миссионерские труды многих подвижников. Особое развитие получили зарубежные миссии: Урмийская (Иран и Турция), Пекинская, Японская.

Предреволюционные годы сопровождались всплеском научной и просветительской деятельности Церкви – развивалось Миссионерское общество, созданное свт. Иннокентием Московским, издавалось большое количество просветительской литературы. Миссионерство обретало все более системный характер – во многих епархиях проводились миссионерские съезды, открывались миссионерские курсы, появлялись штатные миссионеры.

После революции началась активная борьба с Церковью: закрывались и разрушались храмы, было запрещено религиозное образование, запрещен предмет «Закон Божий». Однако если вначале еще существовали открытые диспуты, то вскоре и они были прекращены. Церковная проповедь стала возможной только внутри храма, доступ в который серьезно ограничивался. Но личный подвиг исповедничества и мученичества никто запретить не мог, поэтому они стали основной формой миссии: святители Тихон Московский, Петр (Полянский), Серафим (Чичагов), Лука (Войно-Ясенецкий) и многие другие из числа духовенства и мирян примером своей жизни и смерти проповедовали Христа.

Официально Церковь смогла вести какую-то деятельность только после 1943 года, но и эта деятельность жестко контролировалась и ограничивалась территорией храма или заграницей. Именно заграничные контакты и деятельность Церкви стали в этот период некоторым гарантом защиты и дали возможность внутреннего развития. Например, с 1946 года возобновила свою деятельность Московская духовная академия, в 1956 году впервые после восстановления патриаршества была издана Библия на русском языке. Церковь, стесненная в своих возможностях, всеми доступными ей средствами стремилась нести Слово Божие человеку. Даже в условиях атеистического государства на этом поприще появлялись и подвизались такие пастыри, как Иоанн (Крестьянкин), Александр Мень, Димитрий Дудко, и многие другие.

Помимо внутреннего, зачастую невидимого со стороны служения, необходимо упомянуть о внешней миссии Русской Церкви, которую она совершала за пределами нашей Родины, свидетельствуя о Православии перед западным миром. Это свидетельство было востребованным, через него многие люди могли узнавать учение Православной Церкви о Христе, о верности Его традиции. Говоря об этом свидетельстве, невозможно не помянуть наставников наших, говоря словами апостола, особо потрудившихся в этом служении. Это и приснопамятные митрополиты Никодим (Ротов) и Антоний (Блюм), протопресвитер Виталий Боровой, и ныне здравствующие Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Ювеналий.

Новой страницей жизни Церкви стало празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. Многотысячные крестные ходы, официальные визиты делегаций Поместных Церквей, всеобщий духовный подъем, показали, что государственная политика не смогла за десятилетия гонений убить веру в русском народе. Помимо этого, празднование послужило импульсом для возникновения среди людей интереса к православной вере.

Первичными задачами Церкви в этот период стали врачевание церковных расколов, возникавших в связи с распадом СССР, организация приходской жизни, восстановление храмов, воспитание и образование духовенства. Многие люди пришли в Церковь, но не все остались.

В связи с этим хотелось бы привести слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им более десяти лет назад: «Второе Крещение Руси не было результатом миссионерской работы Церкви. Это, конечно, действие благодати Божией. Это действительно, трагический, исторический опыт, опыт нашего народа. Вот хотим мы этого или не хотим, дорогие братья, но мы должны сами себе сознаться в том, что вот этот исторический образ в нас сформировал некий стереотип. Мы себя комфортно чувствуем в храме, мы выходим к верующему нашему народу, говорим: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», начинаем проповедь, чувствуем себя в своей стихии. Как бы мы проповедь не сказали, хорошо или плохо, нам благочестивый народ всегда грянет: «Спаси Господи» и как всегда греет душу такое умиротворение… Но движения здесь нет. Эти люди к нам пришли, потому, что родители их были научены в вере. Они уже были обращены либо в силу традиций, воспитания, либо каких-то собственных поисков. И давайте прямо скажем, что весь феномен второго Крещения Руси не был результатом миссии Церкви. Это был результат самостоятельных поисков людей, которые разочаровались в доминирующей идеологии, в ценности жизни, которые на своем опыте поняли, что без Бога невозможно построить полноту жизни. Это результат их внутреннего поиска, их внутренней борьбы, их исканий. Они к нам пришли, а мы их встретили; кто хорошо, кто плохо; кто с любовью, а кто с прохладцей; кто с ревностью, а кто и с раздражением. И ревность прямо зависела от величины прихода, доходов священника, его занятости и т.д. И мы не можем сказать, что мы все хорошо их встретили, потому, что его первая волна, рожденная 1988-м годом, уже спала, и многие, кто на этой волне пришел в Церковь, в Церкви не остались…»

В настоящее время миссионерская деятельность Русской Православной Церкви ведется в двух направлениях:

  • Внешняя (среди некрещеных и нехристианских народов):
  • Внутренняя (среди крещеных, но недостаточно просвещенных):

Внешняя миссионерская деятельность:

  • Апологетическая миссия (диалог с неверующими, представителями других религий и представителями раскольнических организаций),

Так, например, в Московской епархиив сентябре 2013 года в городе Подольске состоялся Межрегиональный молодежный правозащитный форум по проблемам деструктивных культов. Участниками форума стали 200 студентов и заинтересованных молодых людей из Москвы, Подмосковья и более 15 других регионов России и ближнего зарубежья. Также в течение года в разных благочиниях проводились встречи с проф. А. Л. Дворкиным.

  • Организация миссионерских поездок в труднодоступные регионы России,
  • Организация миссионерских поездок и строительство храмов в странах, традиционно не исповедующих христианство.

Внутриприходская миссионерская деятельность ориентирована на людей, достаточно регулярно участвующих в богослужебной и таинственной жизни Церкви, либо с некоторой периодичностью посещающих храм.

Можно выделить следующие ее формы:

  • Огласительные беседы перед таинствами Крещения и Брака. В храмах Московской епархии стало традиционным проведение огласительных бесед перед Таинствами Крещения и Брака, за 2013 год были проведены беседы с примерно 8000 взрослыми, готовящимися к крещению, 140000 родителями и восприемниками, и около 9000 желающими венчаться.
  • Воскресные школы (церковно-приходские школы),
  • Православные гимназии и школы,
  • Просветительская работа с семьей,
  • Просветительские беседы или лекции различной тематики,
  • Приходские библиотеки. При храмах епархии действуют 900 православные библиотек.
  • Паломничества,
  • Православный семейный отдых. Православный отдых – это воспитательная форма миссионерской деятельности, охватывающая как духовную, так и материальную сферы человеческого бытия, и направленная на распространение Православной веры, воцерковление людей и передачу опыта богообщения посредством личного участия семьи и каждого ее члена в отдельности в таинственной жизни Церкви. На сегодняшний день в Московской епархии активно практикуется несколько видов православного отдыха: стационарные и нестационарные православные семейные и детские лагеря, группы дневного пребывания, слеты православных семей; паломнические поездки, путешествия, зарубежные поездки, однодневные поездки и экскурсии. В 2013 году было организовано 530 объектов православного отдыха, в том числе 69 детских, 8 моложёных, 76 семейных лагерей, 61 экскурсия, 204 паломничества, 74 похода, 38 иные мероприятия в области православного отдыха. Всего в текущем году в организованном православном отдыхе от приходов и монастырей Московской епархии приняло участие более 20000 человек.
  • Внутриприходская информационная деятельность,
    • Приходские листки,
    • Приходской сайт. В целях осуществления миссионерской деятельности и расширения представительства Церкви в сети интернет за 2013 год были созданы интернет-сайты для всех храмов епархии (было создано около 1500 сайтов), на всех сайтах помимо информации о храме содержится миссионерский раздел.
    • Информационные стенды. Приблизительно при 900 храмах установлены информационные стенды с просветительской информацией.
    • Доступность Церкви и приходское консультирование,
    • Миссионерские богослужения,

Внеприходская миссионерская деятельность

Ориентирована, в первую очередь, на людей, считающих себя православными, крещеных, но практически не участвующих в богослужебной и таинственной жизни Церкви. Просветительское приходское служения может реализовываться через все возможные виды вне богослужебного служения Церкви: социальное служение, в молодежной среде, в больничных учреждениях, в вооруженных силах, через взаимодействие со средствами массовой информации, в сети интернет и многих других

В Московской епархии, помимо реализации приходской миссионерской деятельности, ведется работа на епархиальном уровне:

  • Для повышения уровня образования приходских катехизаторов-миссионеров при Коломенской Православной Духовной семинарии организованы Миссионерско-катехизаторские курсы, а для прихожан, желающих повысить уровень своих богословских знаний, действуют Библейско-богословские курсы им. преподобного Сергия Радонежского. Миссионерский отдел подготовил учебное пособие для слушателей курсов «Организация и ведение миссионерской деятельности». В 2013 году более 300 человек закончили обучение на миссионерско-катехизаторских курсах Московской епархии по направлению «катехизатор-миссионер», около 200 человек закончили первый год обучения. На приходах епархии трудится около 400 штатных миссионеров-катехизаторов из числа мирян.
  • В целях обмена опытом и накопления методических материалов действует официальный сайт Миссионерского отдела (

МИССИОНЕРСТВО - рас-про-стра-не-ние ре-лигиозного ве-ро-уче-ния сре-ди лю-дей, его не ис-по-ве-дую-щих; в современной мис-сио-ло-гии (бо-го-сло-вии мис-сии) - осо-з-на-ние и реа-ли-за-ция ро-ли и за-дач ре-лигигиозных об-щин в жиз-ни го-су-дар-ст-ва и об-ще-ст-ва.

Тер-мин «миссионерство» (латинское vo-tum missio-nis) в зна-че-нии рас-про-стра-не-ния хри-сти-ан-ст-ва впер-вые вве-дён в XVI веке И. Лой-о-лой. Миссионерство при-су-ще в основном ми-ро-вым ре-ли-ги-ям (хри-сти-ан-ст-во, буд-дизм, ис-лам). Ор-га-ни-за-ция, стра-те-гия и бо-го-сло-вие миссионерства наи-бо-лее раз-ви-ты в хри-сти-ан-ст-ве.

Мис-сио-нер-ст-во в хри-сти-ан-ст-ве. Хри-сти-ан-ское по-ни-ма-ние мис-сии ос-но-ва-но на при-зы-ве Ии-су-са Хри-ста , об-ра-щён-ном к Его не-по-сред-ст-вен-ным уче-ни-кам - апо-сто-лам, а вслед за ни-ми и ко всем хри-стиа-нам: «Иди-те, нау-чи-те все на-ро-ды, кре-стя их во имя От-ца и Сы-на и Свя-то-го Ду-ха…» (Мф. 28:19; ср.: Мк. 16:15).

Миссионерство в не-раз-де-лён-ной Церк-ви. Ран-няя Цер-ковь не име-ла оформ-лен-но-го ин-сти-ту-та миссионерства, од-на-ко уже в Но-вом За-ве-те опи-са-ны пер-вые мис-сио-нер-ские слу-же-ния - апо-сто-лов и «бла-го-ве-ст-ни-ков». Осо-бое зна-че-ние име-ла про-по-ведь апостола Пав-ла, бо-лее все-го спо-соб-ст-во-вав-шая ста-нов-ле-нию хри-сти-ан-ст-ва как ре-ли-гии, об-ра-щён-ной ко всем на-ро-дам. Сим-во-лом уни-вер-саль-но-сти Церк-ви яви-лось со-бы-тие Пя-ти-де-сят-ни-цы, ко-гда Дух Свя-той, со-шед-ший на апо-сто-лов, да-ро-вал им спо-соб-ность го-во-рить «о ве-ли-ких де-лах Бо-жи-их» на язы-ках раз-ных на-ро-дов (Де-яние 2:1-11). Тру-да-ми апо-сто-лов и по-сле-дую-щих мис-сио-не-ров хри-сти-ан-ст-во уже в I веке рас-про-стра-ни-лось по все-му Сре-ди-зем-но-мо-рью, а к IV веку - на всей тер-ри-то-рии Римской им-пе-рии и в не-ко-то-рых стра-нах за её пре-де-ла-ми: в За-кав-ка-зье, северо-восточной Аф-ри-ке; круп-ные хри-сти-ан-ские об-щи-ны су-ще-ст-во-ва-ли в Ме-со-по-та-мии, Пер-сии, воз-мож-но, в Ин-дии. Важ-ную роль в про-по-ве-ди Еван-ге-лия иг-ра-ли куп-цы, а так-же хри-стиа-не, ока-зав-шие-ся на чу-жих тер-ри-то-ри-ях в ка-че-ст-ве плен-ных или из-гнан-ни-ков. Позд-нее, в пе-ри-од су-ще-ст-во-ва-ния хри-сти-ан-ст-ва как официальной ре-ли-гии Римской им-пе-рии, ви-зантийские им-пе-ра-то-ры ор-га-ни-зо-вы-ва-ли по-соль-ст-ва к аб-ха-зам, го-там, ну-бий-цам и другим на-ро-дам, имев-шие це-лью, по-ми-мо про-че-го, про-по-ведь хри-сти-ан-ст-ва. Ус-пех миссионерства был обу-слов-лен ав-то-ри-тетом и мо-гу-ще-ст-вом им-пе-рии. Рас-про-стра-не-ние хри-сти-ан-ст-ва при под-держ-ке го-су-дар-ст-ва про-дол-жа-лось до середины VII века, по-ка мощь Ви-зан-тии не бы-ла по-дор-ва-на во-енными по-ра-же-ния-ми от ара-бов и бул-гар, а так-же глу-бо-ким эко-но-мическим кри-зи-сом.

В Западной Ев-ро-пе в V веке святой Пат-рик и его пре-ем-ни-ки рас-про-стра-ни-ли хри-сти-ан-ст-во в Ир-лан-дии, за-тем на-стоя-щий про-рыв в де-ле об-ра-ще-ния вар-вар-ских на-ро-дов со-вер-ши-ли ирландские мис-сио-не-ры свя-тые Ко-лум-ба, Ай-дан, Ко-лум-бан и другие, по-ло-жив на-ча-ло тра-ди-ции ин-ди-ви-ду-аль-но-го миссионерства. В VI-VII веках уси-лия-ми ирландских и итальянских мис-сио-не-ров бы-ли об-ра-ще-ны в хри-сти-ан-ст-во анг-ло-сак-сон-ские пле-ме-на Бри-та-нии. С VIII века ирландские, анг-ло-сак-сон-ские и франк-ские про-по-вед-ни-ки (Вил-либ-рорд, Бо-ни-фа-ций, Анс-га-рий и др.) на-ча-ли рас-про-стра-не-ние Еван-ге-лия сре-ди сак-сов и других пле-мён Северной и Центральной Гер-ма-нии, а так-же Скан-ди-на-вии. За-вое-ва-тель-ная по-ли-ти-ка императора Кар-ла I Ве-ли-ко-го и его пре-ем-ников пре-ду-смат-ри-ва-ла жё-ст-кие ме-то-ды хри-стиа-ни-за-ции вар-ва-ров: ак-тив-ная про-по-ведь со-про-во-ж-да-лась во-енными ак-ция-ми. В X-XI веках хри-сти-ан-ст-во ут-вер-ди-лось сре-ди венг-ров и час-ти западно-славянских пле-мён.

В VIII веке в Ви-зан-тии поя-вил-ся тип мис-сио-не-ра-оди-ноч-ки, ка-ко-вым был святой Сте-фан Су-рож-ский, про-по-ве-до-вав-ший сре-ди за-вое-вав-ших Крым ха-зар, и др. То-гда же на-ча-лась хри-стиа-ни-за-ция сла-вян, рас-се-лив-ших-ся на Бал-ка-нах. Как и на За-па-де, дея-тель-ность отдельных ви-зантийских мис-сио-не-ров по-рой до-пол-ня-лась при-ну-ди-тель-ной хри-стиа-ни-за-ци-ей, например при об-ра-ще-нии Бол-га-рии. К чис-лу круп-ней-ших дос-ти-же-ний ви-зантийского миссионерства от-но-сит-ся дея-тель-ность в IX веке свя-тых Ки-рил-ла и Ме-фо-дия (ре-зуль-та-том ко-то-рой ста-ло по-яв-ле-ние славянской пись-мен-но-сти), а так-же Кре-ще-ние Ру-си в X веке.

Миссионерство в ка-то-ли-циз-ме. На За-па-де после за-вер-ше-ния хри-стиа-ни-за-ции Западной и Центральной Ев-ро-пы (об-ра-ще-ние в XII-XIV веках балт-ских пле-мён) прак-ти-ка «внеш-не-го» миссионерства на несколько сто-ле-тий поч-ти пре-кра-ти-лась. Отдельные по-пыт-ки рас-про-стра-не-ния хри-сти-ан-ст-ва сре-ди му-суль-ман (Фран-циск Ас-сиз-ский, Р. Лул-лий), на-ро-дов Центральной Азии (мис-сии И. де Пла-но Кар-пи-ни и В. Руб-рука), Ки-тая (Дж. Мон-те-кор-ви-но) не при-нес-ли боль-ших ре-зуль-та-тов. Но-вый подъ-ём миссионерства при-шёл-ся на эпо-ху Ве-ли-ких гео-гра-фических от-кры-тий. Ве-ду-щую роль в ка-то-лическом миссионерстве иг-ра-ли мо-на-хи - пред-ста-ви-те-ли ни-щен-ст-вую-щих ор-де-нов (фран-ци-скан-цы, до-ми-ни-кан-цы, ка-пу-ци-ны, кар-ме-ли-ты и др.) и ие-зуи-ты. Так, в Ин-до-ста-не поя-ви-лись мис-сии пор-тугальских фран-ци-скан-цев (1498 год), ие-зуи-тов (1542 год), кар-ме-ли-тов, итальянских ка-пу-ци-нов (1773 год). В Ки-тае в начале 1580-х годов бы-ла ор-га-ни-зо-ва-на по-сто-ян-ная мис-сия ие-зуи-тов под руководством М. Рич-чи. Мис-сия ие-зуи-тов (Ф. Кса-вье и его по-сле-до-ва-те-ли) дос-тиг-ла оп-ре-де-лён-ных ус-пе-хов в Япо-нии. Ка-то-лические мис-сио-не-ры энер-гич-но дей-ст-во-ва-ли на Ближ-нем Вос-то-ке, в Аф-ри-ке. В Аме-ри-ке пер-вая мис-сия бы-ла уч-ре-ж-де-на на Ан-тиль-ских островах во вре-мя вто-ро-го пу-те-ше-ст-вия Х. Ко-лум-ба (1493-1496 годы). В Мек-си-ке в 1529 году фран-ци-скан-цы за-яв-ля-ли, что ими об-ра-ще-но ко Хри-сту 200 тысяч ин-дей-цев. В Ка-на-де с середине XVII века ак-тив-но дей-ст-во-ва-ли ие-зуи-ты. В Па-ра-гвае в ре-зуль-та-те мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти воз-ник-ло го-су-дар-ст-во Ие-зуи-тов1610-1767 годов. Ко-ор-ди-ни-ро-вать уси-лия по рас-про-стра-не-нию ка-то-ли-циз-ма бы-ла при-зва-на римская Кон-гре-га-ция про-па-ган-ды ве-ры, уч-ре-ж-дён-ная в 1622 году па-пой Рим-ским Гри-го-ри-ем XV (с 1988 года Кон-гре-га-ция еван-ге-ли-за-ции на-ро-дов). В XVIII веке в свя-зи с ан-ти-кле-ри-каль-ной по-ли-ти-кой многих ев-ропейских го-су-дарств ка-то-лическая мис-сио-нер-ская ак-тив-ность сни-зи-лась. Её но-вый подъ-ём на-чал-ся в XIX веке с про-по-ве-ди ка-то-ли-циз-ма в Аф-ри-ке. Воз-ник ряд но-вых мис-сио-нер-ских об-ществ и мо-на-ше-ских ор-де-нов (Кон-гре-га-ция Святого Ду-ха, «Бе-лые от-цы» и др.). На-ря-ду с еван-ге-ли-за-ци-ей ка-то-лические мис-сио-не-ры боль-шое вни-ма-ние уде-ля-ли бла-го-тво-ри-тель-ной и об-ра-зо-ва-тель-ной дея-тель-но-сти. Прин-ци-пы современного ка-то-лического миссионерства сфор-му-ли-ро-ва-ны в дек-ре-те II Ва-ти-кан-ско-го со-бо-ра «Ad Gentes divi-ni-tus» (07.12.1965 года), под-черк-нув-шем не-об-хо-ди-мость по-ни-ма-ния свое-об-ра-зия различных на-ро-дов и куль-тур для ус-пе-ха мис-сио-нер-ст-ва.

Миссионерство в про-те-стан-тиз-ме. В различных про-тес-тант-ских церк-вах ор-га-ни-зо-ван-ное миссионерство по-лу-чи-ло ши-ро-кое раз-ви-тие с XVIII века, ко-гда бы-ли ос-но-ва-ны анг-ли-кан-ское Общество про-па-ган-ды Еван-ге-лия (1701 год), Мис-сия общества брать-ев об-щин-ной жиз-ни (Мо-рав-ских брать-ев) (1732 год), ме-то-ди-ст-ское (1786 год) и бап-ти-ст-ское (1792 год) мис-сио-нер-ские об-ще-ст-ва. В XIX веке ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние по-лу-чи-ли вне-де-но-ми-на-ци-он-ные мис-сио-нер-ские ор-га-ни-за-ции: Лон-дон-ское мис-сио-нер-ское об-во (1795 год), Ме-ла-не-зий-ская мис-сия (1846 год), Уни-вер-си-тет-ская мис-сия в Центральную Аф-ри-ку (1859 год) и др. Ак-тив-ное уча-стие в миссионерстве при-ни-ма-ли мно-го-численные биб-лей-ские об-ще-ст-ва. Про-тес-тант-ские мис-сио-не-ры до-би-лись зна-чительных ус-пе-хов в Аф-ри-ке, Северной Аме-ри-ке, Ав-ст-ра-лии и Океа-нии, в XX веке - в ря-де стран Латинской Аме-ри-ки и Азии.

Миссионерство в Рус-ской церк-ви. В X-XV веках бы-ло пред-став-ле-но отдельными под-виж-ни-ка-ми, по-сте-пен-но рас-про-стра-няв-ши-ми еван-гель-ское бла-го-вес-тие из центральных рай-онов Ру-си в За-вол-жье, на Русский Се-вер и в Пре-ду-ра-лье (преподобный Ав-ра-а-мий Рос-тов-ский, преподобномученик Кук-ша Пе-чер-ский, про-све-ти-тель вя-ти-чей, святитель Сте-фан Перм-ский, про-све-ти-тель зы-рян, и др.). Ус-пе-ху мис-сии слу-жи-ли ос-но-ван-ные ими мо-на-сты-ри. По-сле при-сое-ди-не-ния в XVI веке к Русскому государству Ка-занско-го, Ас-т-ра-хан-ско-го и Си-бир-ско-го ханств, Но-гай-ской ор-ды в его со-став ока-за-лись вклю-че-ны многие му-сульманские и языческие на-ро-ды. В свя-зи с этим воз-ник-ла не-об-хо-ди-мость ор-га-ни-за-ции мис-сио-нер-ских экс-пе-ди-ций и специальных струк-тур с про-све-ти-тель-ски-ми и об-ра-зо-ва-тель-ны-ми за-да-ча-ми. Боль-шое зна-че-ние для рас-про-стра-не-ния пра-во-сла-вия в По-вол-жье име-ла в середине XVI века дея-тель-ность епископа Ка-зан-ско-го святителя Гу-рия (Ру-го-ти-на); в 1731-1764 годах мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью сре-ди языческих и му-сульманских на-ро-дов Российской им-пе-рии цен-тра-ли-зо-ван-но за-ни-ма-лась Ко-мис-сия (с 1740 года Кон-то-ра) но-во-кре-щен-ских дел. Осо-бые ус-пе-хи бы-ли дос-тиг-ну-ты в де-ле об-ра-ще-ния в пра-во-сла-вие си-бир-ских на-ро-дов. Зна-чим опыт Аля-скин-ской (Кадь-як-ской) мис-сии (1794-1837 годы) в Рус-ской Аме-ри-ке, ко-то-рую осу-ще-ст-в-ля-ли ино-ки Ва-ла-ам-ско-го монастыря. Их мис-сио-нер-ский труд про-дол-жил, поч-ти еди-но-лич-но, «апо-стол русской Аме-ри-ки» ар-хи-еп. Ин-но-кен-тий (По-пов-Ве-ниа-ми-нов), впо-след-ст-вии митрополит Мо-с-ков-ский. Бы-ли от-кры-ты пра-во-слав-ные ду-хов-ные мис-сии для многих языческих на-ро-дов: Ал-тай-ская, Кир-гиз-ская, Ир-кут-ская, За-бай-каль-ская, Кам-чат-ская, Об-дор-ская, Сур-гут-ская, Ени-сей-ская, Якут-ская. Русские мис-сио-не-ры про-по-ве-до-ва-ли и вне Рос-сии. В 1713 году соз-да-на Российская ду-хов-ная мис-сия в Ки-тае, ко-то-рая пер-во-на-чаль-но име-ла так-же функ-ции ди-пло-ма-тического пред-ста-ви-тель-ст-ва Рос-сии в Ки-тае, а с 1863 года за-ни-ма-лась ис-клю-чи-тель-но мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью. В 1870 году бы-ла об-ра-зо-ва-на пра-во-слав-ная мис-сия в Япо-нии, ос-но-ва-те-лем ко-то-рой стал ие-ро-мо-нах (с 1880 года епи-скоп) Ни-ко-лай (Ка-сат-кин), и в 1895 году - Аме-ри-кан-ская мис-сия под управлением Ни-ко-лая (Зио-ро-ва), епископа Але-ут-ско-го и Аля-скин-ско-го. В свя-зи с при-сое-ди-не-ни-ем к пра-во-сла-вию час-ти ас-си-рий-цев-не-сто-ри-ан в 1898 году бы-ла соз-да-на Ур-мий-ская мис-сия (пре-кра-ти-ла су-ще-ст-во-ва-ние в 1946 году). В XIX - начале XX веков де-сят-ки на-ро-дов Российской им-пе-рии по-лу-чи-ли от мис-сио-не-ров пись-мен-ность, шко-лы, хра-мы, книж-ную куль-ту-ру на род-ном язы-ке. В этот же пе-ри-од раз-ви-ва-лось «внут-рен-нее» про-ти-во-сек-тант-ское миссионерство. Для ру-ко-во-дства мис-сио-нер-ской дея-тель-но-стью бы-ло соз-да-но Мис-сио-нер-ское общество для со-дей-ст-вия рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ст-ва ме-ж-ду языч-ни-ка-ми (1865 год, в 1870 году пе-ре-име-но-ва-но в Пра-во-слав-ное мис-сио-нер-ское общество). В 1897-1917 годах про-шло 5 об-ще-рос-сий-ских и зна-чительное чис-ло епар-хи-аль-ных мис-сио-нер-ских съез-дов. В начале XX века из-да-ва-лось бо-лее 30 мис-сио-нер-ских пе-рио-дических из-да-ний. В 1913 году при Си-но-де был соз-дан Мис-сио-нер-ский со-вет (дей-ст-во-вал до 1918 года и в 1945-1949 годах). По-сле 1917 года от-кры-тая мис-сио-нер-ская дея-тель-ность РПЦ бы-ла пре-се-че-на, ны-не её воз-ро-ж-де-ние про-хо-дит в ко-ор-ди-на-ции с Си-но-даль-ным мис-сио-нер-ским от-де-лом, соз-дан-ным в 1995 году.

Мис-сио-ло-гия. Хо-тя мис-сио-нер-ское рас-про-стра-не-ние хри-сти-ан-ст-ва при-об-ре-ло ор-га-ни-зо-ван-ные фор-мы уже в ран-нее Но-вое вре-мя, бо-го-сло-вие мис-сии сфор-ми-ро-ва-лось толь-ко в XX веке. Миссионерство ис-поль-зу-ет раз-ные фор-мы сви-де-тель-ст-ва о Хри-сте: ке-риг-му (про-по-ведь), ки-но-нию (об-ще-ние), мар-ти-рию (му-че-ни-че-ст-во как сви-де-тель-ст-во), диа-ко-нию (со-ци-аль-ное слу-же-ние) и ли-тур-гию . В современном миссионерстве ши-ро-ко ис-поль-зу-ет-ся тер-мин «ин-куль-ту-ра-ция», поя-вив-ший-ся в 1960-1970-е годы у ие-зуи-тов, а позд-нее при-ня-тый и в про-тес-тант-ской сре-де, обо-зна-чаю-щий диа-лог ме-ж-ду ве-рой и куль-ту-рой, творческое и ди-на-мическое взаи-мо-от-но-ше-ния ме-ж-ду хри-сти-ан-ским бла-го-вес-ти-ем и куль-ту-ра-ми на-ро-дов, в ко-то-рых оно про-воз-гла-ша-ет-ся.

В XIX веке поя-ви-лось по-ни-ма-ние не-об-хо-ди-мо-сти со-труд-ни-че-ст-ва в миссионерстве различных хри-сти-ан-ских кон-фес-сий, ко-то-рое ста-ло реа-ли-зо-вы-вать-ся в дея-тель-но-сти биб-лей-ских об-ществ, в мо-ло-дёж-ных дви-же-ни-ях и др. Воз-ник-шее в начале XX века по-ня-тие эку-ме-низм трак-то-ва-лось как со-труд-ни-че-ст-во в де-ле все-мир-ной хри-сти-ан-ской мис-сии и во-шло в ши-ро-кое упот-реб-ле-ние по-сле Все-мир-ной мис-сио-нер-ской кон-фе-рен-ции в Эдин-бур-ге (1910 год). В 1921 году соз-дан Ме-ж-ду-народный мис-сио-нер-ский со-вет, ко-то-рый в 1961 году во-шёл в со-став Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей. Современная стра-те-гия мис-сии пред-по-ла-га-ет от-каз от про-зе-ли-тиз-ма.

Мис-сио-нер-ст-во в дру-гих ре-ли-ги-ях. В буд-диз-ме с III века до н. э. про-по-ведь уче-ния не-ред-ко осу-щест-вля-лась стран-ст-вую-щи-ми мо-на-ха-ми. Раз-ви-тым миссионерством ха-рак-те-ри-зу-ет-ся ис-лам, в ко-то-ром миссионерство по-ни-ма-ет-ся как ис-лам-ский при-зыв (да-ва), на-ча-тый про-ро-ком Му-хам-ме-дом и имею-щий це-лью рас-про-стра-не-ние ис-ла-ма и зна-ний о нём сре-ди ино-вер-цев и му-суль-ман. Му-сульманское миссионерство ве-дёт-ся в ме-че-тях, мед-ре-се, в Но-вей-шее вре-мя - так-же че-рез прес-су, Ин-тер-нет и ме-ж-ду-народные ор-га-ни-за-ции (Организация ис-лам-ско-го со-труд-ни-че-ст-ва, Ли-га ис-лам-ско-го ми-ра, Ис-лам-ский со-вет Ев-ро-пы) при под-держ-ке му-сульманских фон-дов. На-ря-ду с ре-гио-на-ми тра-диционного рас-про-стра-не-ния ис-ла-ма му-сульманское миссионерство при-сут-ст-ву-ет в США и Западной Ев-ро-пе. Миссионерство свой-ст-вен-но и ря-ду от-ко-лов-ших-ся от ис-ла-ма дви-же-ний, пре-ж-де все-го ис-маи-ли-там, соз-дав-шим для про-па-ган-ды сво-его ве-ро-уче-ния цен-тра-ли-зованную сеть про-по-вед-ни-ков (даи). Ак-тив-ной про-по-ве-дью сво-их уче-ний за-ни-ма-ют-ся пред-ста-ви-те-ли но-вых ре-ли-ги-оз-ных дви-же-ний.

Миссионерство в средневековье

Миссионерство католической церкви активизировалось после образования испанских и португальских колониальных империй ( -XVI вв.). Миссионерство помогало колонизаторам захватывать и «осваивать» новые земли. Для руководства католического миссионерства папа Григорий XV в 1622 году учредил Конгрегацию пропаганды веры (с 1967 года - Конгрегация евангелизации народов). Позже в ряде стран были созданы католические миссионерские общества.

В XVII -XVIII вв . в связи с вступлением на путь колониальной политики Нидерландов и Великобритании миссионерскую деятельность стали развивать господствовавшие в этих государствах протестантские церкви.

В начале XIX в. возникли миссионерские организации в США . Миссионерство активизировалось в последней трети XIX века в период борьбы империалистических держав за раздел мира. Развернулась деятельность христианских миссионеров в Африке. Поддерживаемые колониальной администрацией, субсидируемые правительственными органами и монополиями, миссионерские учреждения становились владельцами крупных капиталов и земель и были проводниками колониальной политики правительств своих стран. Подавляющее большинство учебных заведений в странах Африки находилось (а в некоторых и находится) в руках религиозных миссий. Они распространяли свой контроль и на медицинские учреждения, культурные, спортивные и другие общественные организации.

Миссии в Африке (в меньшей степени в Европе в период раннего Средневековья) известное место отводили школьному делу. Однако эта их деятельность распространялась на небольшой процент детей местного населения и обычно имела конечной целью подготовку людей для службы в колониальной администрации.

Функции мусульманских миссионеров нередко выполняли купцы-мусульмане, а с развитием суфизма - странствующие монахи - суфии.

Миссионерство на современном этапе

После 2-й мировой войны 1939-45 годов, в связи с крахом колониальной системы, подъёмом национально-освободительного движения, завоеванием независимости многими бывшими колониями, большое место в деятельности миссионеров заняла борьба против национально-освободительных движений. Миссионерство превратилось в проводника политики неоколониализма . К 1969 году в африканских миссиях насчитывалось около 16 тысяч членов мужских и 30 тысяч членов женских христианских орденов (большинство - не африканцы).

В целях приспособления к новым условиям церковь начала менять методы миссионерства: создавать церковную иерархию из местных жителей, в христианский культ включать религиозные обряды местных культов, проводить богослужение на местных языках, вводить в богослужение культовые танцы, музыку; в миссионерской пропаганде используются радио и телевидение. Учитывая силу национально-освободительного движения, миссионеры ради сохранения своих позиций, особенно в странах Африки, стали выступать против расизма . В 1971 году католический орден «белых отцов» отозвал из Мозамбика всех своих членов в знак протеста против преступлений португальских колониальных властей и сотрудничества церковной иерархии с колонизаторами. Вместе с ростом национально-освободительного движения усилилось антимиссионерское движение.

Миссионерство в России

Миссионерство в России было тесно связано с христианизацией славянских , а затем нерусских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с расколом , атеизмом , развратом , революционной деятельностью и укрепляло российскую государственность. В XIV веке Стефан Пермский распространял христианство среди зырян (коми). В XVI веке усилилась миссионерская деятельность христианских монастырей среди местного населения Поволжья , в XVIII - 1-й половине XIX века среди народов Сибири и Кавказа. С 1867 года распространением христианства среди татарского населения занималось братство святителя Гурия в Казани. В 1870 году в Москве было основано Православное миссионерское общество , объединившее различные сибирские миссии. Ряд русских православных миссий был создан вне России. Общее руководство миссионерством в Российской империи осуществлял Синод , который разрабатывал уставы миссионерских организации, проводил всероссийские и местные съезды миссионеров.

После революции 1917 года и установлением советской власти в России было прекращено государственное финансирование религиозных объединений, и миссионерство постепенно сошло на нет.

С 1988 года Русская православная церковь получила возможность распространять своё учение. Открылось множество храмов, епархий, монастырей, духовных школ, где ведётся миссионерская и социальная деятельность. Издаются православные книги, газеты, журналы, фильмы и записи музыки, функционируют церковные радиостанции, телеканалы, интернет-сайты, организуются музеи, выставки, конференции, паломничества, крестные ходы, официальное участие в различных государственных и частных мероприятиях.