Где находится храм артемиды. Храм артемиды

Храм Артемиды в Эфесе был известен далеко за пределами города по всей территории древней Греции. Он был зачислен в число «Семи чудес света» — список самых прославленных достопримечательностей Древнего Мира. Сегодня остатки знаменитого храма Артемиды находятся в современном городе Турции Сельчуке , недалеко от античного Эфеса (), и посетить его можно, отправившись на .

Артемида почиталась как богиня плодородия, покровительница луны, животных и охоты, позже как покровительница целомудрия и хранительница рожениц. Культ богини Артемиды был очень значим в .

Храм в честь Артемиды строился и перестраивался много раз. Место для храма было выбрано не случайно – в древности на этом месте располагалось святилище карийский богини плодородия. Первоначальные деревянные постройки разрушались от землетрясений, сгорали в пожарах и приходили в ветхость со временем. В середине VI века до н.э. эфесцы решили построить самый большой и самый красивый храм для покровительницы города. Царь Лидии Крез, славившийся своим богатством, сделал крупное пожертвования на строительство храма.

Для того, чтобы храм не был разрушен землетрясениями, архитектор Херсифрон из Кносса решил строить новый храм на болотистом участке рядом с Эфесом. Мягкая почва должна была самортизировать колебания грунта при землетрясениях.

Чтобы защитить храм от проседания в болотистую почву, был вырыт огромный котлован и заполнен многометровой смесью угля и шерсти. Решение было нестандартным, но горожане одобрили проект.

Началось строительство храма. Чтобы доставить колонны к храму, приняли необычное решение: колонны перевозились не на повозках, которые вязли в мягком грунте, а были сами превращены в своеобразные колеса. К стержню в верхней и нижней части колонны пристегивалась упряжка волов, это позволило колоннам послушно катиться на предназначенное им место.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Известна легенда, по которой каменная балка порога никак не хотела занимать свое место. Архитектор Херсифрон был в отчаянии и готов был покончить с жизнью, но богиня Артемида сама вмешалась в строительство храма и помогла упрямой балке лечь на отведенное ей место.

Однако Херсифрон не успел закончить свое великое творение. При нем было сведено здание храма и установлена колоннада. Строительство храма затянулось на 120 лет. Храм достраивали сперва его сын Метаген, а позже — Пеонит и Деметрий.

При архитекторе Метагене была закончена верхняя часть храма. Но возникла новая трудность – архитрав нужно было положить на верх колонны осторожно, чтобы не повредилась капитель колонны. Проблема была решена опять нестандартным образом – на вершину колонны были положены мешки с песком. На мешки аккуратно укладывали балки, под их тяжестью песок высыпался, и балка постепенно занимала нужное место.

Архитекторы Пеонит и Деметрий закончили строительство храма к 550 году до н.э. Огромный храм Артемиды был длиной 110 метров шириной 55 метров. Два ряда 18-метровых колонн окружали храм. По легенде «127 царей подарили по колонне» прекрасному храму. Крыша была покрыта не черепицей, как это делалось обычно, а мраморными плитами.

Но храм простоял менее 200 лет.

По легенде, в ночь, когда в столице Македонии родился будущий Александр Великий, некий Герострат, желая прославиться в веках, сжег храм Артемиды, в 356 году до н.э. Легенда гласит, что богиня Артемида помогала рождению Александра и не могла защитить храм.

По решению городского совета наказанием для преступника должно было стать его полное забвение, но не смотря на это имя дошло до наших дней, став нарицательным.

Храм сильно пострадал при пожаре, и на его восстановление эфесцы не жалели своих сбережений и украшений. При содействии Александра Македонского началось восстановление храма в еще больших масштабах, и к III веку до н.э. строительство было закончено. Руководил работами архитектор Александр Дейнократ (или Хейрократ, согласно Страбону), который сохранил прежний план храма, возведя его на более высоком основании.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

Пораженный масштабами нового творения, Александр Македонский предложил эфесцам покрыть все текущие и будущие расходы на создание храма с условием, чтобы в посвятительной надписи стояло его имя. Эфесцы отказались, дипломатично ответив: «Негоже богу воздвигать храмы другим богам». Храм в Эфесе так и остался храмом Артемиде.

До нашего времени дошла еще одна легенда. В знак благодарности Александру Македонскому за участие в восстановлении храма после пожара, жители города Эфес заказали художнику Апеллесу портрет полководца. На портрете он был подобно Зевсу изображен с молнией в руке. Картина оказалась настолько совершенной, а оптический эффект, который убеждал смотрящего на картину, что рука с молнией выступает за пределы полотна, настолько впечатлял, что заказчики заплатили художнику целых двадцать пять золотых талантов. Сумма вошла в историю, так как за последующие три столетия такую сумму за одно полотно не удалось получить ни одному художнику.

Храм Артемиды в Эфесе фото. Реконструкция

В украшении храма принимали участие лучшие скульпторы и художники. Храм Артемиды в Эфесе был выполнен из мрамора и известняка. 120 колонн высотой 20 метров обрамляли его. Колонны были сделаны из огромных блоков, скрепленных между собой. Внутри храм Афродиты был украшен скульптурами Праксителя и рельефами Скопаса. Храм был крупнейшим храмом древнего мира. Даже Парфенон в Афинах был намного меньше эфесского чуда света.

Храм Артемиды в Эфесе. Реконструкция

В храме была установлена статуя богини Артемиды. При раскопках храма была обнаружена мраморная многогрудая богиня Артемида, которую можно увидеть в музее Эфеса. Артемида «Полимастос» с тремя рядами грудей (по другой версии – бычьих яичек) являлась символом изобилия.

Артемида Эфесская

До сих пор точно не известно о происхождении этих образований на богине. Наиболее аргументированной представляется гипотеза о том, что «эти образования» — бусы, которые вешались на статую в ритуальных целях. Данная гипотеза подтверждается большим количеством бусинок в форме сосудов, которые были обнаружены при раскопках в Артемисионе Эфеса. При всей загадочности происхождения облика Артемиды ясно только одно, культ богини Артемиды в Эфесе в своей основе восходит к культу восточной Великой матери, существовавшему на этих территориях в древности. Это подтверждает и тот факт, что несмотря на трудности с построением храма именно на болотистой территории, храм не был перенесен на другое более подходящее место. Версия о «многогрудости» Артемиды была описана в основном только христианскими авторами, по одной из версий в целях дискредитации богини, как пережитка язычества, и которая не вписывалась в новую концепцию.

Храм Артемиды в Эфесе был не только местом культа богини плодородия Артемиды, но и деловым и финансовым центром древнего Эфеса. Он был полностью независим от властей Эфеса и управлялся жрецами.

Как и рассчитывал Архитектор Херсифрон, храм Артемиды на болоте простоял еще почти пятьсот лет. В эпоху римлян он стал называться храмом Дианы, императоры дарили ему золотые и серебряные статуи. Богатство и красота храма принесли ему большую славу и поставили в число семи чудес света.

Согласно легендам богиня Артемида не желала расставаться со своим местом обитания. Эфесцы изгнали апостола Павла и тех, кто решил следовать за ним. За это и получили наказание.

В 263 году храм Артемиды был разграблен племенами готов, однако окончательное разрушение храма Артемиды произошло в 400-х годах, когда культ богини Артемиды потерял свое значение. На месте храма была построена церковь, которая также со временем разрушилась.

В Византийский период облицовку из мрамора стали растаскивать для нужд строительства других зданий. После того, как разобрали крышу, единство общей конструкции было нарушено, колонны стали падать и тонуть в болоте. За несколько десятков лет последние следы самого прекрасного и большого храма Ионии потерялись, даже место храма было забыто.

Английский археолог Вуд долгое время искал руины храма и в 1869 году, наконец, нашел. Фундамент святилища Артемиды был открыт только в ХХ веке. Под фундаментом более позднего храма был обнаружены остатки храма, сожженного Геростратом. И имя, которое эфесцы решили забыть, опять вспомнили.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

От одного из чудес света – храма Артемиды – в наше время осталась одна колонна. Высота колонны составляет 14 метров и это ниже оригинальной колонны на 4 метра.

Храм Артемиды в Эфесе. Современное состояние

В 1870 году экспедиция Британского музея производила раскопки в Эфесе, в ходе которых были обнаружены лишь часть фрагментов фриза и более мелкие детали. Сейчас эти экспонаты находятся в археологическом музее Стамбула и Британском музее Лондона.

Храм Артемиды в Эфесе находится в так называемом Артемисионе. Найти его можно, если свернуть на первом повороте из Сельчука на дорогу, ведущую в Кушадасы и к нижнему входу в Эфес.

На осмотр руин храма Артемиды будет достаточно 15 минут, поэтому посетить его можно не торопясь после посещения Эфеса.

Вход на территорию Артемисиона в Сельчуке бесплатный.

Храм Артемиды в Эфесе

Храм Артемиды в Эфесе


Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

Фото которого сегодня изображают всего несколько колонн, по праву считается одним из чудес античного мира.


По легенде, Артемида - сестра-близнец Аполлона - заботилась о животных и растениях, опекала домашний скот и диких зверей, могла вызвать рост деревьев, цветов и кустарников. Не обделяла она своим вниманием и людей, давая им счастье в семье и благословение на рождение детей. Женщины часто приносили ей жертвы как покровительнице продолжения рода.

Первый храм Артемиды был построен в шестом столетии до нашей эры в греческом городке Эфес, который в настоящее время является турецкой провинцией Измир. В середине четвертого века до н.э. он был сожжен Геростратом, затем восстановлен и снова разрушен готскими варварами.

Храм Артемиды стоял на месте находившегося в этой области святилища карийской богини, покровительницы плодородия. Средства на его строительство были пожертвованы знаменитым лидийским богачом царем Крезом, надписи которого до сих пор сохранились на базах колонн, а проект, как пишет Страбон, был разработан архитектором Херсифроном из Кносса. При нем была установлена коллонада и возведены стены, а когда он скончался, строительство продолжил его сын, а после - зодчие Деметрей и Пеоний.

Огромный белокаменный храм Артемиды вызывал восхищение и удивление. Точных сведений о том, каким именно образом он был украшен внутри, до нас не дошло. Известно лишь, что скульптурным убранством одного из чудес Древнего мира занимались лучшие мастера, а сама статуя богини была создана из слоновой кости и золота.

Это священное место использовалось не только для проведения религиозных служб и церемоний, оно почти сразу же стало деловым и финансовым центром Поскольку им управляла коллегия только из жрецов, он был практически независимым от городской власти.

В 356 году до н.э., в ночь, когда родился Александр Македонский, тщеславный Герострат, желая прославиться, поджег этот великолепный храм. Однако к началу третьего до нашей эры века храм Артемиды был полностью восстановлен и получил прежний вид. Деньги на реконструкцию были выделены Александром Македонским, а проводил работы архитектор Хейнократ, который на этот раз поднял здание на еще более высокое основание. Размеры храма были внушительными: 51 метр в ширину и 105 - в длину. Крышу поддерживало 127 колонн в восемь рядов.

Храм фото которого, к сожалению, сегодня изображают только одну восстановленную колонну, внутри украшали статуи и рельефы Скопаса и Праксителя. Эфесцы, в благодарность заказали его портрет, который изображал великого полководца подобно Зевсу - с молнией в руке.

А в середине третьего столетия святилище Артемиды разрушили готы. Позже на его месте была построена небольшая церквушка, которая тоже была снесена.

Облицовочные были разграблены, крышу разобрали, вскоре колонны начали падать из-за нарушения единства конструкции. Падающие каменные блоки со временем засосало болото, на котором был построен храм Артемиды. А несколько десятков лет спустя то место, на котором стояло одно из лучших архитектурных произведений Ионии, было даже забыто.

Долгие годы понадобились английскому исследователю Вуду для того, чтобы найти хоть какие-то следы храма, и в 1869-м ему, наконец, повезло. Работы по вскрытию фундамента храма были закончены только в прошлом веке, и в это же время были найдены и следы колонн самого первого варианта, сожженного Геростратом.

Храм Артемиды Эфесской входил в число семи чудес света, но до наших дней в своем первозданном виде не сохранился. Более того, осталась лишь малая часть этого шедевра архитектуры, которая напоминает, что некогда древний город Эфес славился своими красотами и чтил богиню плодородия.

Немного о деталях, связанных с храмом Артемиды Эфесской

Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы. В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении. Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.

В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей. Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.

Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.

История создания и воссоздания

Храм Артемиды Эфесской возводили дважды, и каждый раз его ждала печальная судьба. Масштабный проект был разработан Херсифроном в начале VI в. до н. э. Именно он выбрал необычное место для возведения будущего чуда света. В этой области часто были землетрясения, поэтому для основания будущего строения избрали болотистую местность, которая уменьшала толчки и предотвращала разрушения от природного катаклизма.

Средства на строительство были выделены царем Крезом, но ему так и не удалось увидеть этот шедевр в законченном виде. Дело Херсифрона продолжил его сын Метаген, а закончили Деметрий и Пеоний в начале V в. до н. э. Храм был построен из белого мрамора. Скульптуру Артемиды сделали из слоновой кости, украсили драгоценными камнями и золотом. Внутренняя отделка настолько впечатляла, что строение по праву считалось одним из красивейших в мире. В 356 году до н. э. великое творение окутали языки пламени, отчего он потерял свое былое очарование. Многие детали конструкции были деревянными, поэтому они сгорели дотла, а мрамор стал черного цвета от копоти, ведь потушить огонь в таком массивном строении в те времена было невозможно.

Все хотели знать, кто сжег главное здание в городе, но долго искать виновника не пришлось. Грек, сжегший храм Артемиды, сам назвал свое имя и гордился содеянным. Герострат хотел, чтобы его имя навечно сохранилось в истории, поэтому решился на такой шаг. За это советом было поджигателю назначено наказание: стереть его имя со всех источников, чтобы он не получил желаемого. С того момента его прозвали «одним безумцем», но и до наших времен дошло, кто спалил первоначальное здание храма.

К III в. до н. э. за счет средств Александра Македонского храм Артемиды восстановили. Его разобрали, укрепили основание и вновь воспроизвели в первозданном виде. В 263 году святое место разграбили готы в ходе нашествия. С принятием христианства язычество было под запретом, поэтому храм постепенно разбирали по частям. Позднее здесь была построена церковь, но и ее разрушили.

За долгие годы, пока Эфес был заброшенным, святилище разрушалось все сильнее, а его руины тонули в болоте. Многие годы ни одному человеку не удавалось найти место, где находилось святилище. В 1869 году Джон Вуд обнаружил части потерянного достояния, но добраться до фундамента удалось лишь в XX веке.

Из вытащенных из болота глыб по описанию попытались восстановить одну колонну, которая получилась чуть меньше, чем была прежде. Ежедневно у нее делают сотни фото приезжающие туристы, мечтающие хотя бы отчасти прикоснуться к одному из чудес света.

В ходе экскурсии рассказывается множество интересных фактов, связанных с храмом Артемиды Эфесской, а всему миру теперь известно, в каком городе находился красивейший храм античного периода.

Среди греческих городов Малой Азии самым крупным и известным был город Эфес. Его могущество обеспечивали крупный порт и торговля. Здесь процветали ремёсла, культура и искусство. Именно в Эфесе было сооружено одно из семи чудес Древнего мира – храм Артемиды.

Мы строили, строили…

По представлениям греков, богиня Артемида покровительствовала всему живому в лесах и полях. Она могла дать счастье в браке, помочь в рождении детей. Эфессцы решили воздвигнуть в честь влиятельной богини храм, достойный их славного города (см. фото).

Перед приглашённым греческим архитектором Херсифроном стояла непростая задача. Заказчики ожидали здания невиданных размеров и красоты, которое простоит века. При том, что землетрясения в этих местах — дело обычное. Архитектор нашёл неожиданное решение – строить… на болоте, в топкой речной долине.

Рыхлая почва должна была стать амортизатором при землетрясениях. Но ведь храм может погрузиться в такую почву просто под своим весом! Поэтому, вырыв котлован, в него насыпали подушку из мягких и не гниющих шерсти и древесного угля.

Проект выглядел прекрасно – храм окружали два ряда мраморных колонн. Но доставка многотонных колонн оказалась крайне тяжела. Колёса повозок увязали в топкой почве. Херсифрон нашёл выход и здесь. В торцах колонн высверлили отверстия, забили бронзовые пруты. На их концы надели деревянные втулки и длинными жердями соединили с упряжкой. Запряжённые десятки быков (!) с трудом, но катили круглую колонну на стройплощадку.

Сложнейшие расчёты, масса практических сложностей – всё это замедляло работу. Неудивительно, что храм строили 120 лет. Новое жилище Артемиды было готово примерно в 450 году до н. э.

Семь чудес света — Храм артемиды в Турции

Как забыть Герострата?

Храм не продержался и столетия. В храме устроил пожар мало кому известный горожанин Герострат. Психически нездоровый, он задумал стать греком, обессмертившим свое имя тем, что сжёг храм Артемиды Эфесской. То, что возводилось 120 лет, исчезло за одну ночь.

Почему на помощь храму не пришла сама Артемида? Легенда легко объясняет это. Оказывается, богиня была занята: как раз в ту ночь в далёкой Македонии супруга царя рожала сына — будущего великого полководца Александра Македонского.

Эфессцы приговорили безумца к казни и решили никогда и нигде не называть его имени. Но то, что стараешься забыть, как раз и вспоминается. Так оно и вышло. Даже в этой статье мы не обошлись без упоминания грека, сжегшего храм артемиды эфесской.

Возрождение храма

Годы спустя стали собирать деньги на восстановление святилища. Основные средства на него выделил тот самый Александр Македонский. К тому времени, он завоевал всю Малую Азию и громил Персию.

Слава о восстановленном храме облетела Средиземноморье. Он был отнесён к одному из семи чудес античности. Туристы древности приезжали сюда специально, чтобы посмотреть его.

Снаружи и внутри здание поражало красотой. Рельефные украшения и статуи из золота и серебра. В главном зале стояла статуя Артемиды, высотой с пятиэтажный дом, вся золоте и драгоценных камнях.

Приведём интересные факты о храме Артемиды в Эфесе:

храм имел размеры 105 х 52 м, его окружали 127 колонн, каждая высотой в 18 м. Кровлю держали мощные балки из ливанского кедра (см. фото).

При восстановлении на кровлю вместо глиняной черепицы, уложили черепицу из мрамора;

В храме был огромный портрет Александра, где царь, подобно Зевсу, изображён с молнией в руке. Автору удалось создать «3D-эффект» — рука словно выступала из плоскости полотна.

Ничто не вечно под луной

Храм Артемиды простоял примерно столетие. Им восхищались римляне. Однако воевавшие с Римом племена гòтов разграбили храм.

Морская бухта, у которой стоял Эфес, заиливалась, море отступало. Город приходил в упадок, его жители переселялись на ближние холмы.

Времена уже были другими, христианскими. Языческие храмы не вызывали почтения, и практичные эфессцы растаскивали мраморную обшивку храма и вообще всё, что можно было увезти. Часть колонн вывезли в Константинополь и использовали при возведении знаменитого собора Св. Софии. Землетрясения валило колонны, их заносило землёй. Болотистая почва затягивала руины. Территория стала принадлежать Турции. Храм Артемиды был забыт.

В 19-м веке археологи установили его место. Ныне это окраина города Сельчук, в двух-трёх часах езды от Измира. На месте храма – пустырь (см. фото). Здесь среди густой травы валяются античные камни и высятся колонны, собранные из фрагментов. На фото вы видите всё, что осталось от храма Артемиды в Эфесе.

Эфес и храм Артемиды, фото слайд-шоу

Храм Артемиды Эфесской — одно из древних чудес света, располагавшееся в Малой Азии. Судьба сооружения печальна — его сжег Герострат, чтобы вписать свое имя в историю. Это ему удалось и теперь в ходу фраза «слава Герострата».

Храм Артемиды Эфесской: интересные факты

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды в ночь, когда родился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды в Эфесе находится в Турции, недалеко от города Сельчук на юге провинции Измир. Города Эфес, в котором он был построен сейчас не существует. Но несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек. Эфес тогда считался самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1500 лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.


Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Храм Артемиды Эфесской: кто архитектор, история строительства

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.

Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал архитектор Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.

Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. Чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства. Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, архитектору не удалось увидеть целиком — он умер задолго до окончания строительных работ Всего на сооружение грандиозной постройки было потрачено более 120 лет. Достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.


Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Как выглядел храм богини Артемиды

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Храм богини Артемиды в Эфесе считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.

В середине храма находилась пятнадцати метровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов. Поэтому археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Храм, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром. Здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Храм Артемиды в Эфесе: поджог Герострата

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.


Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.