Где находится мужская половина в русской избе. Убранство русской избы. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружево

2. Великороссы. Сельское население: жилище.

В рассказывалось о типах крестьянского населения, семейном устройстве, труде и отдыхе великороссийского крестьянства. Теперь попробуем разобраться в устройстве жилищ сельского населения России второй половины XIX века.

В обзоре использованы текстовые источники:
- "Народы России" (1877);
- "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ." (П.С.Ефименко, 1877);
- "Живописная Россия" под ред. П.П.Семенова-Тян-Шанского (1898-1899);
- "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под ред. В.П.Семенова (1899-1902).

В качестве источников иллюстраций, помимо названных изданий, использовались периодические издания того времени, а также фотографии В.Каррика, К.Байера, Е.Вишнякова, М.Дмитриева и неустановленных авторов.


Нельзя сказать, чтобы русская деревня имела привлекательный вид. Если, подъезжая к ней, издали она кажется живописною, то при ближайшем осмотре она тотчас же теряет всю свою прелесть. Разумеется, мы говорим не о тех немногих деревнях, где бывают двухэтажные деревянные, а иногда и каменные дома, а о большинстве, которое встречается на каждом шагу. Чаще всего русская деревня представляет множество всякого рода деревянных построек, расположенных в безобразной куче, с разными закоулками. Избы нередко бывают крыты соломою, покривившиеся на бок, а улицы полны непроходимой грязи.
Народы России

"Живописное обозрение" №47, 1886.

"Живописное обозрение", 1890, прил.1

"Живописная Россия", т.6, ч.2, 1899.

Занесенное снежком село. "Живописное обозрение", №1, 1887.

Жилые строения состоят обыкновенно из двух изб или срубов, стоящих большею частью без фундамента и соединенных между собою холодными сенями. Одна изба обыкновенно теплая, назначается для жилья, а другая есть клеть, в которой хранится посуда и прочее имущество, а летом в ней живут. Но чаще встречаются дома, состоящие из одной лишь избы и холодных сеней, где устроен небольшой чулан вместо клети. Главная принадлежность избы - русская печь; однако есть немало местностей, где доныне еще сохранились курные избы, в которых, за неимением трубы дым идет по избе и выходит через дверь. Нередко в одной избе с крестьянскою семьею живет и крестьянская скотина. Описывать внутренность избы мы считаем совершенно излишним, ибо это бесполезно для тех, кто видел н недостаточно для не видевших избы.

В особенности дурны бывают крестьянские помещения для скота: конюшни и сараи для лошадей, хлева для коров, овец и свиней часто бывают открытые, с дырявыми стенами в виде навесов, забранных с одной только стороны плетнем. Зимою подобный хлев не защищает скотину от холода, весною же в нем вечно стоят лужи навозной жидкости и дождевой воды.

Несмотря на то, что русский крестьянин очень любит баню, тем не менее она однако в русских деревнях представляет большое безобразие; чаше всего она представляет какое-то закоптелое логовище и скорее пачкает, нежели моет тело. Крестьяне, у которых нет бани, парятся в печах, и случается иногда, что в такой бане человек задыхается до смерти.

Причина, почему крестьянские постройки представляют такой безобразный вид, заключается отчасти в бедности, а отчасти также и в том, что крестьяне не чувствуют потребности улучшить свое жилье и пользоваться всякого рода удобствами. В местностях бойких и у крестьян зажиточных деревень встречаются и двухэтажные дома.

Народы России

"Иллюстрированная Россия", 1898.

Наружный вид деревень и сел без всяких объяснений, а также внешность изб в каждом населенном пункте служит уже указанием на довольство или на бедность обитателей этих жилых помещений. Труд и трезвость создают в крестьянском быту зажиточных хозяев, у которых и лошади есть, и коровы с овцами и свиньями водятся, и хлеба хватает своего от одного урожая до другого.

Раздел семьи, неурожаи, а чаще всего пьянство ведут за собою обеднение, разорение и нищету. Покривившаяся изба, развалившийся забор или плетень, окна, забитые тряпьем вместо разбитых стекол, пустой скотныіі двор, кляча в хлеву, если только хозяин такой избы не сделался уже вовсе без лошадушек, пустые закромы, пьяный отец на лавке, успевший разбить и без того ничтожную домашнюю утварь, жена с грудным ребенком в лохмотьях и сын, выглядывающий со смехом из-за печки на проделки отца - вот картина из крестьянского быта, противоположная предыдущей.

Общий вид крестьянских великорусских построек удерживается всюду. Только в больших, богатых селах они получают большие размеры и более разукрашены по лицевому фасаду.

Живописная Россия

Вот в этих избах, по всей видимости, хозяева зажиточные.
"Живописное обозрение", №2, 1898.

"Всемирная иллюстрация", №4, 1890.

А эти избы - совсем бедные.
Крестьянская изба в Симбирской губернии, фото В.Каррика 1860.

В ТВЕРСКОЙ губернии. "Живописная Россия", т.6, 1898.
Жилища крестьян на всем пространстве обширной Великороссии отличаются одним и тем же характером. Большая часть селений представляют довольно правильный четырехугольник. В небольших деревнях только одна улица. На нее выходят лицевые стороны изб. Улицы довольно широки и прямы. В многолюдных селениях, кроме главной улицы, есть несколько поперечных, пересекающих большую под прямым углом. Усадьба крестьянина занимает четырехугольную площадь, продолговатую, выходящую узкой стороной на улицу.

Главное строение - изба. В одну линию с нею идут ворота. Изба состоит у крестьян, сколько-нибудь зажиточных, и особенно в северных великороссийских губерниях, изобилующих лесом, из двух построек, соединенных холодными сенями. В одной избе, выходящей на улицу, живет крестьянин со своей семьей. В другой - он иногда живет летом; зимой же она служит клетью, чуланом, в котором хранится имущество. Часто в ней нет печки. Величина избы соразмеряется и с имуществом крестьянина, и с дешевизной строевого материала; отсюда,- в лесных местностях более обширные избы, квадратные, в 12 и 14 аршин. В губерниях безлесных они обыкновенно 8-аршинные, редко 10, иногда же не превышают 6-ти аршин.

В местностях, как Московская губ., где строевой материал дорог, для изб идет мелкий лес, не более 4 и 5 вершков в поперечнике. Избы не высоки; обыкновенно внутренняя вышина их не превосходит 4 арш., часто даже З 1/4. Крыши на всех постройках крестьян делаются в южной полосе Великороссии из соломы, а в северной - из теса.

Живописная Россия
Аршин - это примерно 71 см. То есть, размеры изб варьировали от 4 с небольшим до 10 метров в длину и ширину. Соответственно, высота избы не превышала 2 м 80 см.

"Живописная Россия" Т.6, ч.2, 1899.

ТАМБОВСКАЯ губ. Крестьянская изба. "Живописная Россия" Т.7, 1899.

В губерниях Черноземья жилище крестьянина-великорусса состоит обыкновенно из трех главных частей, двух неодинакового размера изб, соединенных между собою сенями, причем в каждой избе имеется дверь в сени. Большая изба, расположенная главным фасадом почти всегда на улицу, предназначается собственно для жилья. Меньшая изба называется „обедником" или „светелкою". В светелке хранится все лучшее достояние дома; в теплое время года в ней спят, а также принимают и угощают гостей. Обе избы соединяются между собою сенями, которые бывают из рубленого леса или плетеные.

Двор крестьянский со всех сторон обносится плетневыми сараями и навесами под одною общею соломенною крышею; на дворе устраивается амбар, а у некоторых крестьян и ледник. Дворы в селениях Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской губерний расположены по большей части на обе стороны улицы; главный фасад изб обращен обыкновенно на улицу, но в некоторых селениях избы расположены внутри дворов, и тогда улица с обеих сторон бывает ограничена сплошными заборами, что придает селению мрачный и унылый вид.

Живописная Россия



"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

Деревня ТАМБОВСКОЙ губернии. "Живописная Россия" Т.7, 1899.

Деревня Волговерховье ТВЕРСКОЙ губернии. Фото Евг.Вишнякова, 1892.

Общий вид села Решма НИЖЕГОРОДСКОЙ губернии. Фото М.Дмитриева, 1894.
Надворное строение крестьянского двора занимает в длину от 15 до 20 саженей. Это пространство разделяется на две половины, и в ближайшей к домовому строению одна сторона застраивается деревянными клетьми, которых бывает столько, сколько в семье женатых лиц. Другая половина разделяется на несколько хлевов, в которые загоняют рогатый скот, овец, свиней; устраивается также конюшня для лошадей. Остальное покрытое пространство служит местом для сбережения телег, саней, сох, борон, кадок и другой домашней утвари.

За надвориым строением, в двадцати саженях от него, вдоль по усадьбе, ставится так называемый задворок из плетня для сена и мелкого корма, с бревенчатым амбаром для хранения и ссыпки зернового хлеба и муки. Затем, в отдалении пятнадцати или двадцати сажен, овин или рига (последняя реже) для молотьбы хлеба, который складывается в снопах при конце усадьбы и обгораживается плетнем или соломенным валом. Нередко в риге только печь-овин помещается в деревянном строении; тот же глиняный пол, на котором молотится зерно, прикрывается одним навесом. За двором могут быть расположены сад, огород, коноплянник и пасека; в этом же пространстве иногда устраивается сарай для складки сена и соломы.

Качество и удобство надворных построек соответствуют невеселому виду избы. Сельские общества дорожат каждым клочком земли, и потому крестьянские дворы очень тесны. Они редко превышают 100 - 150 квад. саж. Хлев устраивается вдоль забора параллельно с избой. Одной стеной ему служит забор; другая же делается из досок, теса, а иногда и плетня. Здесь помещается весь скот крестьянина: лошади, коровы и овцы. К хлеву пристраивается небольшое отделение для кур; свиньи также помещаются отдельно. Крыша хлева выходит за его стены и образует навес, под которым ставятся телеги, сани и земледельческие орудия.

На окраине двора у многих крестьян строится баня. Баня - низенькое 4-аршинное строение из легкого леса - может исполнять свое назначение только в быту невзыскательного крестьянина. Она не имеет трубы, и дым делает ее стены черными, способными скорее пачкать тело, нежели содействовать его очищению.

Живописная Россия

Смотрим надворные постройки в разных видах и ракурсах.
Крестьянка с ребенком у сарая. Фото Кароля Байера, 1860-е.

"Всемирная иллюстрация", №10, 1885.

Крестьяне Санкт-Петербургской губернии. Фото Вильяма Каррика, 1860-е.

"Живописное обозрение", 1890, приложение.

"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.
Еще до сих пор некоторые крестьяне считают курные „черные" избы теплее „белых"", но „черная топка"" очень вредно отзывается на глазах крестьян, особенно на стариках, которые, будучи иногда не в состоянии слезть с печи во время топки избы, лежат в самом густом пологе дыма (во время топки дверь избы открыта, вследствие чего самый густой дым пологом стелется над дверью, под потолком). Благодаря этому они нередко преждевременно слепнут.

В настоящее время тип избы несколько изменился, благодаря замене во многих местностях деревянных построек кирпичными. За отсутствием лесного материала, крестьяне различных деревень и сел стали добывать глину и обжигать кирпичи, что обратилось для сельского люда, имеющего хорошую глину в своем общественном наделе в кустарный промысел. Таким образом стал распространяться тип избы «каменной».

Первоначально эти избы не пользовались любовью крестьян, жаловавшихся на сырость таких жилищ. Происходило это оттого, что не умели строить стен с засыпью, а делали их из сплошного кирпича. Теперь все избы строятся с засыпью, вследствие чего они сухи, и если прибавить к этому, что каменные стены реже дают трещины, не требуют конопатки, то станет понятно, почему местами почти целые села сплошь из деревянных превратились в каменные. Хорошая засыпь потолка совершенно предохраняет каменную избу от выгорания внутри: Во время пожара сгорает, конечно, вся легкая соломенная крыша, а внутренность избы остается совершенно целой. Крестьяне говорят, что прежде они во время пожаров тащили все из избы, а теперь тащат все в избу. Пожар может проникнуть в избу только через окна и двери, но окна так малы и глубоки, что огонь через них, при их поливке водой, проникнуть в избу не может, а двери весьма часто обиваются железом и не загораются.

Размером кирпичная изба не превосходит прежнюю деревянную, зато наружный вид ее, если не живописнее, то во всяком случае опрятнее деревянной. Крестьяне белят отдельные кирпичи на фасаде избы и, таким образом, получается иногда довольно своеобразный белый на красном орнамент. Теперь быстро исчезают и курные избы.

Россия. Полное географическое описание

"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

Каменная изба с клетью. Село Новоживотинное Воронежской губ. Фото неизв. автора, 1890-е.
Людям, незнакомым с сельским бытом, бросается в глаза быстрота, с какою строится крестьянин. Всякий крестьянин-земледелец владеет топором. Только в пригородных селениях, да в деревнях с развитой обрабатывающей промышленностью плотничья работа специализировалась в особое ремесло. В селениях же отдаленных от городов и чисто земледельческих крестьянин сам строит избу, как пашет или косит. Если в семье есть трое взрослых мужчин, то изба может быть выстроена и покрыта в течение 2 недель. Надворные строения воздвигаются еще быстрее. Конечно, от такой плотничьей работы нельзя ждать доброкачественности, Из-под полов дует, крыши часто дают течь.
Живописная Россия

Еще несколько крестьянских изб из разных губерний России.
"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

"Россия. Полное географическое описание." Т.2, 1898.

"Живописное обозрение", №5, 1885.

Изба с красным и волоковыми окнами. Деревня Петухово Нижегородской губ. Фото неизв. автора, 1860-е.

На типах окон остановимся подробнее.
Волоковое окно - это простейший вид окна в виде прямоугольного отверстия. С внутренней стороны волоковые окна закрывались доской, ходившей по специальным пазам. Доской окно задвигалось (заволакивалось - отсюда и название) на ночь, а днем доску отодвигали и вставляли раму, затянутую прозрачным материалом: бычьим пузырем, пропитанным маслом холстом, слюдой, даже куском льда. В середине XIX века стало применяться и стекло.
Красные окна делались большего размера, имели косяки - колоды из четырех толстых брусьев, в них использовались слюда или стекло. У красных окон были отодвижные или подъемные оконницы - звенья рамы, которые двигались по пазам в стороны или вверх.

Изба; на переднем плане - мельница на роднике. Тверская губ. Фото Е.Вишнякова, 1892.

А это - 100-летний мельник, который на этой мельнице живет. Фото Е.Вишнякова, 1892.

Двухэтажный пятистенок. Деревня Березницкая, Вельский уезд Вологодской губ. Фото неизв. автора, 1868.

Перемещаемся постепенно на север Европейской России. В этих краях крестьянские избы и крестьянский быт имели свои особенности, связанные с суровостью климата. "Живописная Россия" подробно "живописует" устройство изб в северных губерниях. Обратите внимание: высота от пола до потолка в северных избах доходила до двух сажен - это же больше 4-х метров!

На севере дробление семей и дележки просто немыслимы, так как только большими семьями здесь и жить-то можно; природа сама здесь старается, чтобы не допускать дробления дворов и хозяйств. Под жилым домом понимает здесь русский человек избу, одно- или двухэтажную, сенную связь и сарай с двором и хлевами. Изба всегда строится квадратная, а стены ее проведет хозяин в длину сажени на три. на четыре. Пол тоже зря настилать не станет, а поднимет его сажени на полторы от земли и займет все подполье либо летниками или летними горницами, либо скарбовым кутом.

В самом жилье, в горнице вышина от пола до потолка доходит до двух сажен, так что дышать всей семье есть чем. Окон в избе много. Во всякой горнице, как исстари повелось чуть ли не по всей земле русской, есть «большой угол» - место почетное, так как здесь образа помещаются, да и свету больше. В заднем углу помещается громадная печь. Лавки по всем четырем стенам приспособлены для сиденья, и под ними зачастую найдутся и краморы. Устье печи всегда обращено к заднему углу; к другой стороне печи, которая обращена к двери, приделывается лавка в аршин шириною, называемая «прилавком». В полу, под прилавком делается проруб такой же величины, как и прилавок; над прорубом устраивается рундук в поларшина вышиною от полу; затворяется он ставнем, который известен под названием «подпольницы»; вниз же под пол прилаживаются ступени, ведущие в нижние краморы. Если мужик живет победнее, то и уголков и краморов ему столько не нужно, и потому нижней краморы у него не имеется, хотя пол и поднимает он высоко над землею.

Сенная связь пристраивается к той стене избы, в которой вырублена дверь; она состоит собственно из сеней и двух кладовых, обращаемых летом в летние горницы, а зимою в краморы. Если хозяин человек запасливый, то он в одной из кладовых прорубит окна и устроит в ней жилую чистую горенку или боковушу, без которой ни один сколько-нибудь состоятельный крестьянин здесь не обойдется: в боковуше он спит после обеда, боковуша в жары - укромное местечко, где ни комар, ни муха не жалит и где прохладка даст сон тихий и спокойный; покройся потеплее, так пожалуй и зимою боковуша свою службу сослужит. Если из светлого чулана задумают сделать боковушу, то прежде всего сложат в нем кирпичную печку с выводом, а стены при самой рубке замшат, чтобы не сквозило; здесь уже нет ни полок, ни воронцев, и лавки нередко заменяются самодельными стульями. Главную принадлежность этой горницы составляют самовар и небольшой шкафик с чайными чашками: это вообще столовая, гостиная и приёмная комната.

Везде и повсюду в Озерной области в сенях на поларшина от самой избы прорубается дверь для выхода на улицу, где вдоль стены примощается крытое крылечко с лестницею, а в северных местностях той же области на противоположной стене тоже прорубается дверь в сарай и во двор; для спуска в последний устраивается особая лестница. Под тою половиною сарая, которая ближе к избе, находится двор, а под дальнею ставятся хлевы, вход в которые устраивается со двора; тут скотине и привольно, и чисто. Для въезда с улицы в сарай делается бревенчатая кладка или взъезд. В сарае держат солому и сено, убирают туда же сани, дровни, сохи и всякую хозяйственную утварь. В Олонецкой и отчасти в восточных уездах Новгородской губернии (Тихвинском и Белозерском) иной крестьянин побогаче не удовольствуется и двумя этажами и делает еще один надстрой; тут уже непременно, кроме сенец, есть одна или две боковушки, а в иных раскольных местах и кельи, где либо от комаров и мух, либо, в последнем случае, от грехов сего мира спасается хозяин. Баня состоит обыкновенно из двух отделений - сначала сени, которые предназначаются для раздеванья, и затем уже сама баня.

Живописная Россия

Крестьянская изба Олонецкой губернии, "Иллюстрированная Россия", 1898.

Поморская деревня, "Иллюстрированная Россия", 1898.

Двужирная изба,

Двужирной, или двужильной называлась изба с двумя жилыми этажами.

Поморская деревня Юрома Архангельской губ., фото неизв. автора, 1890-е.

"Русские народы" (под ред. проф. Зографа), 1891.

План усадебной земли, на которой стоят жилые и нежилые строения, принадлежащие крестьянину деревни Верхолецкой Шенкурского уезда Архангельской губернии.
(1 сажень = 2,13 м)

По плану усадьбы.
Дом построен в середине деревни на проселочной дороге, лежащей в Тарасовскую волость, Церковнического прихода, при реке Леди, в расстоянии от оной в 20 саженях. Внутренние и наружные принадлежности дома плотничной работы, а рамы или оконные переплеты постройки столярной работы.
№ 1 дом, № 2 погреб или ледник, № 3 гумно, № 4 овин, № 5 огород и № 6 двор. Баня построена на берегу реки Леди против дома.

По плану дома.
№ 1 изба с русскою печкою, кругом избы обыкновенные крестьянские лавки; в большом углу "а" - простой стол. По всем стенам над окнами полки, служащие для поклажи разных предметов. При входе в избу над дверьми до воронца полати. У стены, отделяющей вторую избу, пред окном, ближе к углу, тоже поставлен стол, и возле него простой шкаф, в котором хранится разная глиняная посуда, как-то: тарелки, блюда, кринки и т. п. Изба № 2, она совершенно того же вида и убранства, как и первая, имеет тоже русскую печку, лавки, полки и полати, простой стол, который поставлен в большой угол "а", перед ним скамья, а у стены в недальнем расстоянии от печки сделан прилавок в виде шкафа - довольно широкий. № 3 сени, № 4 ретирада, № 5 поветь, № 6 клеть и № 7 холодная изба без печки. Три последние помещения построены выше трех первых на три четверти аршина. Повет служит, как для свалки сена, так и для хранения приготовленных под налив смолы бочек. № 8 ворота со въездом на повет и № 9 крыльцо с помостом на столбах с наружной стороны дома.

По фасаду с боковой стороны дома.
Под лит. «а» - крыльцо с улицы, «б» - дверь во внутренность дома, «в» - дверь в подызбицу или кладовые, «г» - ворота в скотный двор, где помещаются: хлев, телятник, овчарня и конюшня.

По фасаду с лицевой стороны дома.
Лицевая сторона дома заключает пять красных окон с летними переплетами; они с наружной стороны затворяются одностворчатыми ставнями. В подызбице имеется тоже пять малых окон в виде слуховых, которые в зимнее время заделываются деревянными плашками с войлоком. Особенной отделки или украшений, как внутри, так и снаружи дома нет.

"Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ.", П.С.Ефименко, 1877.

Раз уж речь зашла о внутреннем устройстве крестьянской избы, самое время познакомиться с ним поближе, хотя бы в общих чертах.
Главная принадлежность избы - большая русская печь, занимающая от 1/6 до 1/4 всего помещения. В последние 2 десятилетия устраиваются преимущественно печи с трубами. Но, при недостаточно хорошем устройстве, они плохо греют и не защищают стен от сырости. Этим соображением руководятся многие крестьяне при удержании курных изб: наши печи не имеют труб. Не привыкшему вдыхать дым атмосфера курной избы невыносима. Но легкие крестьян приспособились к ней. Выходя из печи, дым наполняет избу. Будучи противогнилостным средством, дым уничтожает в избе вредные испарения, сушит стены и очищает воздух. Угар умеряется током воздуха, проникающим через отворенную дверь.

В избе прорезываются три окна на улицу и часто одно на двор. Вышина окна редко превосходит 12 вершков, ширина - 8. Это делается с тою целью, чтобы уменьшить расход на стекло. Рамы состоят из 4 клеток; стекло, вставляемое в них, похоже на слюду. Замечание, что в крестьянских избах нет цельных стекол, а склеенные осколки, стало почти стереотипным. В переднем углу избы помещается образница из досок, окрашенных в темно-красный или коричневый цвет. На стене небольшой шкап с незатейливой посудой, полудюжиной тарелок, чашек, парой ножей и вилок. Стены в избах поселян более зажиточных, знакомых с городским житьем-бытьем, увешиваются или оклеиваются картинами. Чего только не найдешь среди зтих картин: и лубочные Бовы Королевичи, и поражения Георгием Победоносцем змия, и Куликовские битвы, и сражения под Альмой и Инкерманом, и главнейшие эпизоды из священной истории, и портреты знатных и высокопоставленных лиц. В избах деревенских богачей встречаются даже литографированные виды русских и иностранных городов. По стенам тянутся лавки; ложем же для хозяев и их детей служат полати - деревянный помост на 4-х брусках, устраиваемый обыкновенно довольно высоко от пола. В углу под образами стоит тяжелый некрашеный стол. Кровати и стулья встречаются у крестьян только как исключение. У двери стоит лохань и над ней глиняный рукомойник. Изба служит столовой, гостиной, спальней и рабочим помещением.

Утварь у крестьян в их избах бывает преимущественно глиняная или деревянная; железной менее, а стеклянная встречается очень редко. Для молока, кваса, для собирания ягод употребляется разнообразная посуда, глиняные крынки, деревянные жбаны, берестяные бураки; у калужских крестьян вся эта посуда заменяется кувшином. Дойники и рукомойники у них также глиняные, правильные же чашки и ложки привозятся с Нижегородской ярмарки. Чугунные ступы, железные ковши и уполовники, железные дверные скобы у большинства крестьян еще не сделались непременною принадлежностью их хозяйства. Все эти вещи, равно как и столовые чашки, по большей части выдолблены из дерева.

Изба освещается зимою ночником, иногда древесною лучиною или вымоченным чернобыльником и толстою коноплею. В последнее время крестьяне во многих местах России стали употреблять для освещения своих жилищ керосин. Около печи обыкновенно стоит „дежа" для печения хлебов, а под лавками кадочка с квасом и плетушки для сажания птиц на яйца.

Живописная Россия

Фотодокументов, способных подробно и точно рассказать нам, как выглядела крестьянская изба внутри, сохранилось совсем немного. Поэтому знакомиться с интерьерами деревенских изб будем, в основном, по рисункам того времени, надеясь на точность авторов этих рисунков в изображении деталей.

Вот, одна сдвоенная фотография всё же есть:
Внутри крестьянской избы, фото неизв. автора, 1890-е.

Возвращение отца из города, "Всемирная иллюстрация", №45, 1870.

Русские святки, гадание. "Всемирная иллюстрация", №27, 1886.

Только по-моему это, судя по лицам, не девушки, а скорее уж бабушки...
Деревенский диакон, приготовляющийся к заутрене. "Всемирная иллюстрация", №15, 1876.

У дьякона в избе видок, конечно, поприличнее.
В русской крестьянской избе. "Всемирная иллюстрация", №48, 1876.

Мытье в печи. "Всемирная иллюстрация", №32, 1887.

Старый да малый. "Нива", №6, 1891.

И, в завершение обзора приведу еще несколько интересных фактов об устройстве крестьянского жилья из "Материалов по этнографии русского населения Архангельской губ." П.С.Ефименко (1877).

- В каждом крестьянском доме бывает только по одному столу, Исключения, очень редкие, встречаются лишь в домах, устроенных и убираемых на городской манер.
- Полы в избах мостят пластинами - досками, которых из одного дерева выходит только две.
- Избы в зимнее время так сильно натапливают, что для непривычного к тому невозможно быть в них.
- Для освещения лучина употребляется березовая и сосновая, последняя по преимуществу. От нее распространяется сильный дым, заедающий глаза.
- Постели и подушки в деревнях чаще всего набиты шерстью. Здесь, где так значителен птичий промысел, надо было бы полагать больше этих вещей из пера и полупушья, но оказывается напротив, потому что дичь жители употребляют в пищу себе редко, а почти всю продают.
- Постели для очистки от таких насекомых, как вши, выносят зимою на сени, где они и уничтожаются силою мороза.
- Станок, на котором ткут холст или сукно, занимает чуть не полжилища.
- Иконы в жилищах размещаются по красоте: в киотах и в окладах образа ставятся в горницы, а досчаные образа - в жилых избах.
- Посуда хорошая бывает разукрашена цветами, отводками, краями, каемками, узорами.
- Ножи употребляются вообще простые; но оправы из каких-либо металлических композиций, кроме разве свинцовой наливки иа концах у лезвия и закрепы, да железа или меди для укрепления, не бывает.
- Ставни бывают больше одиночные и редко створчатые.
- Как ни хороши в губернии жилищные постройки вообще, но среди них встречаются хижины, точно шалаши, настолько бедные, что удивляешься, как человек может в них жить.
- Стекол в окнах больше изломанных, чем цельных от того, что, как известно, стекло легко лопается во время сильных зимних морозов.
- В деревнях редко найдете оштукатуренные внутри дома, но все же есть и такие.
- Во многих крестьянских домах, проконопачиваемых дурно, несет из стен, из подоконников и косяков, с пола и из входных дверей.
- Глыбы льда для погребов называются кабаны.
- В деревнях встречаются дома без крыш, квадратные, в одно бревно длиною, с одним или двумя окнами посредине, а кругом ни кола, ни двора.
- Наверху крыш ставятся деревянные коньки, изображающие голову лошади или телку,- одну ее голову; но коньки служат также украшением и внутри изб, около печи и у божницы.
- Белила для печей делают иногда с водою, с примесью молока.
- К праздникам мало того, что очищают грязь дресвой и песком,- столы, стулья, скамейки, стены и проч. оскабливают ножами.
- Сени, сенник и все прочее, соединяющееся под одними хоромами, называется подворьем.
- Есть в избах окна, вделанные в пазы и по пазам задвигаемые и отворяемые.
- Скамьи в крестьянских избах одними концами сходятся в углах их, а другими расходится врозь вдоль стен.
- В зимнее время при крыльце или у ворот всегда лежат два-три веника или метлы, которыми опахивают снег с сапогов или катанок.
- Очень нередко связанные пучки соломы приколачиваются у входных дверей с внутренней стороны, т. е. со стороны, ведущей из избы. для того, чтобы тепло не могло скважинами в затворе выходить из избы в сени.
- В недавнее время вошли в употребление дешевенькие стенные часы (1 р.- 1 р. 20 к.) мастерских Гаврилова и Главинского.
- Входы в домах делаются наиболее с правого боку. Так, если дом стоит глазами к востоку, то ворота ищите на юге.
- Употребительные стулья делаются несколько в виде стоящей лошади: спинка с длинными ножками так и кажется передом лошади, а закорточки от ножек на верху - ее уши, спинка - шея, сиденье - спина и задница, несколько расширяющаяся.
- Бани сооружаются более из старья, т.е. из леса, бывшего в постройке, потом разрушенной.

Свящ. Андрей Костылев в „Губ. Вед." пишет: „годов десятка полтора назад, почти по всему Пинежскому уезду, молодой скот держали в тех же избах, в которых и сами жили. Теперь этот обычай по Пинеге вывелся уже. Для скота там настроили особенные избы, которые называются скотными. Но что касается до отдаленной Тимешинской волости, лежащей в самом углу уезда и в захолустье, обычай жить со скотом вместе вполне сохранился. Внешним видом здешние дома не отличаются от крестьянских домов всего уезда. Дом по большей части состоит из двух изб, под одною кровлею. Прямо против дома - колодезь с трубой (желобом), притянутой в избу. Внутренность дома представляет для невидавшего удивительную картину. Близ входа в избу стоит большой чан с соломой, залитой горячею водой, а кругом его - скот. Коров загоняют в избу только на день, на ночь же выгоняют их во двор. Что же касается до молодого рогатого скота, то этот живет постоянно в избе. От житья скота грязь в избах ужасная, а от грязи одежда крестьян и сами они очень-очень грязны. Если бы так жили бедные,- им бы еще, так и сяк, простительно; но так живут и зажиточные, богатые крестьяне" (Губ. Вед. 1870 г, № 36).
Наше слово: О. Андрей сказал верно!....

"Материалы по этнографии русского населения Архангельской губ.", П.С.Ефименко, 1877.

"Всемирная иллюстрация", №28, 1886.

Жилья с локоток, а житья с ноготок

Интерьер крестьянского жилища, который можно встретить и в наше время, складывался на протяжении столетий. Ввиду ограниченности пространства планировка дома была очень рациональной. Итак, открываем дверь, пригибаясь, входим…

Дверь, ведущая в избу, делалась невысокой с приподнятым порогом, что способствовало большему сохранению тепла в доме. Кроме того, гость, входя в избу, волей-неволей должен был поклониться хозяевам и иконам в красном углу – обязательному атрибуту крестьянской избы.

Основополагающим при планировании избы было расположение печи. Печь играла в доме самую главную роль, да и само название «изба» происходит от древнерусского «истьба, истобка», то есть топить, истопить.

Русская печь кормила, обогревала, лечила, на ней спали, а в некоторых даже мылись. Уважительное отношение к печи выразилось в пословицах и поговорках: «Печь нам мать родная», «На печи все красное лето», «Словно на печи погрелся», «И по летам, и по годам – одно место – печь». В русских загадках спрашивается: «Что из избы не вытащишь?», «Чего в избе не видно?» — тепла.

В центральных районах России печь стояла обычно в правом углу от входа. Такую избу называли «пряхой». Если печь располагалась слева от входа, то изба называлась «непряхой». Дело в том, что напротив печи у длинной стороны дома всегда находилась так называемая «долгая» лавка, на которой женщины пряли. И в зависимости от расположения этой лавки по отношению к окном и ее освещенности, удобству для прядения, избы и нарекались «пряхами» и «непряхами»: «Не с руки прясть: правая рука к стене и не по свету».

Часто для сохранения формы глинобитной избы в ее углы помещали вертикальные «печные столбы». Один из них, который выходил к центру избы, ставили всегда. От него к боковой передней стене перекидывали широкие брусы, вытесанные из дуба или сосны. За постоянно черный от сажи цвет их называли воронцами. Располагались они на высоте человеческого роста. «Стоит Яга, во лбу рога» — загадывали загадку про воронцы. Тот из воронцов, который шелк длинной боковой стене, назывался «палатным брусом». Второй воронец, шедший от печного столба к передней фасадной стене, называли «чуланным, пирожным брусом». Он использовался хозяйкой в качестве полки для посуды. Таким образом, оба воронца обозначали границы функциональных зон избы, или углов: по одну сторону от входа печной и стряпной (бабий) куты (углы), по другую – хозяйский (палатный) кут, и красный, или большой, верхний угол с иконами и столом. Старинная поговорка, «Не красна изба углами, красна пирогами» подтверждает деление избы на разные по своему значению «углы».

Задний угол (у входной двери) исстари был мужским. Здесь находился коник - короткая широкая лавка, врубленная вдоль задней стены избы. Коник имел форму ящика с откидной плоской крышкой. От двери (чтобы не дуло ночью) коник отделялся вертикальной доской-спинкой, которой часто придавали форму конской головы. Это было рабочее место мужчины. Здесь плели лапти, корзины, ремонтировали конскую упряжь, занимались резьбой и т.д. Под коником в ящике хранили инструменты. Женщине на коник садиться было неприлично.

Этот угол называли еще полатным кутом, т.к. здесь, прямо над дверью, под потолком, возле печи устраивались специальные настилы – полати. Одним краем полати врублены в стену, а другим опираются на полатный брус. На полатях спали, залезая туда с печи. Здесь сушили лен, пеньку, лучину, на день убирали туда постельные принадлежности. Полати были самым любимым местом детворы, т.к. с их высоты можно было наблюдать за всем, что происходит в избе, особенно во время праздников: свадеб, посиделок, гуляний.

В подпорожье мог войти любой добрый человек без спроса. Без стука в дверь, но за полатный брус гостю по его воле ходу нет. Ожидание приглашения хозяев войти в следующий кут – красный при низких полатях было крайне неудобным.

Бабий или печной угол - царство женщины-хозяйки «большухи». Здесь у самого окна (у света) против устья печи всегда ставили ручные жернова (два больших плоских камня), поэтому угол называли еще “жерновым”. Вдоль стены от печи к передним окнам шла широкая судная лавка, иногда ставился небольшой стол, на который выкладывался горячий хлеб. На стене висели наблюдники - полки для посуды. На полках стояла разнообразная утварь: деревянные блюда, чашки и ложки, глиняные плошки и горшки, железные сковороды. На лавках и полу – молочная посуда (крынки, кувшины), чугуны, ведра, кадки. Иногда бывала медная и оловянная посуда.

В печном (кутном) углу женщины готовили пищу, отдыхали. Здесь во время больших праздников, когда собиралось много гостей, накрывался отдельный стол для женщин. Мужчины даже своей семьи зайти в печной угол без особой надобности не могли. Появление же там постороннего мужчины расценивалось как грубое нарушение заведенных правил (традиций).

Жерновой угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканой или деревянной переборкой.

Будущая невеста во время всего сватовства должна была слушать разговор из бабьего угла. Оттуда она выходила и во время смотрин. Там ожидала приезда жениха в день свадьбы. И выход оттуда в красный угол воспринимался как уход из дома, прощание с ним.

Дочку в колыбельку — приданое в коробейку.

В бабьем углу висит на длинном шесте (очепе) и колыбель. Шест, в свою очередь, продевается в кольцо, вделанное в потолочную матицу. В разных областях колыбель изготавливают по-разному. Она бывает целиком плетенной из прутьев, бывает с боковиной из луба, с дном матерчатым или плетеным. И называют ее тоже по-разному: люлька, зыбка, колыска, колубалка. К колыбели привязывалась веревочная петля или деревянная педаль, которая позволяла матери качать ребенка, не отрываясь от работы. Висячее положение колыбели характерно именно для восточных славян – русских, украинцев, белорусов. И это связано не только с удобством, но прежде всего с народными поверьями (стоящая на полу люлька появляется много позже). По представлениям крестьян отрыв ребенка от пола, «низа», способствовал сохранению в нем жизненной силы, потому что пол воспринимался как граница между миром людей и подпольем, где обитает «нечистая сила» – домовой, умершие родственники, привидения. С целью защиты ребенка от нечисти под колыбель клали колющие предметы: нож, ножницы, веник и др.

Парадной, центральной частью избы был красный угол. Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы.
Как бы ни располагалась в избе печь, красный угол всегда находился по диагонали от нее. Красный угол всегда хорошо освещался, так как окна прорубались в обеих стенах, составляющих этот угол. Обращен он был всегда «на солнце», т.е. на юг или восток. В самом углу, сразу под полавочником помещали божницу с иконами и лампадкой, отчего угол еще назывался “святым”. На божнице хранилась святая вода, освященные верба и пасхальное яйцо. Непременно лежало перышко для обметания икон. Считалось, что икона должна обязательно стоять, а не висеть. Сюда же, за иконы, складывали счета, долговые расписки, платежные тетради и т.д.

Сверху на божницу вешалась занавеска или “божник”. Так называли специально вытканное и вышитое узкое, длинной полотенце (20-25 см * 3-4м). Его украшали вдоль одной стороны и на концах вышивкой, тканым орнаментом, лентами, кружевами. Вешали божник так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, оставив открытыми лики.

Трапезная, освященная святынями – вот что такое красный угол. Как жилое помещение православного христианина считается символом православного храма, так и Красный угол рассматривается как аналог алтаря, самое важное и почетное место в доме.

Вдоль стен (передней и боковой) красного угла шли лавки. Вообще лавки устраивали вдоль всех стен избы. Они не принадлежали к мебели, но являлись неотъемлемой частью сруба и были прикреплены к стенам неподвижно. Одной стороной они врубались в стену, а с другой поддерживались подлавниками, выпиленными из досок. К краю лавки пришивали тесину, украшенную резьбой. Такая лавка называлась опушенной, или «с навесом», «с подзором». На них сидели, спали, хранили вещи. Каждая лавка имела свое назначение и название. Слева от двери находилась лавка задняя, или пороговая. Ее-то и называли коником. За ней, вдоль левой длинной стороны избы, от коника к красному углу шла лавка долгая, отличавшаяся от других своей длиной. Подобно печному куту, эта лавка традиционно считалась женским местом. Здесь шили, вязали, пряли, вышивали, занимались рукоделием. Поэтому эту лавку называли еще бабьей.
Вдоль передней (фасадной) стены, от красного угла к печному, была лавка короткая (она же красная, передняя). На ней во время семейной трапезы сидели мужчины. От передней стены к печи шла лавка судная. Зимой под этой лавкой, забранной решетками, держали кур. И, наконец, за печью, до двери, шла лавка кутная. На нее ставили ведра с водой.

В красном углу у сходящихся лавок (долгой и короткой) всегда ставили стол. Стол всегда был прямоугольным по форме с мощным подстольем. Столешницу почитали «божьей ладонью», дающей хлеб. Поэтому стучать по столу считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так стол – престол, а хлеба ни куска – так и стол – доска».

Покрывался стол скатертью. В крестьянской избе скатерти изготавливали из домотканины как простого полотняного переплетения, так и выполненной в технике бранного и многоремизного ткачества. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клетчатым узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставленный на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

В красном углу происходили все значимые семейные события. Здесь выкупали невесту, отсюда ее увозили на венчание в церковь, в доме жениха ее сразу вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний сноп торжественно устанавливали в красном углу. Во время строительства избы, если под углы первого венца клали монеты на счастье, то под красный угол клали самую крупную. Этот угол избы всегда старались особо украсит и держать в чистоте. Само название «красный» означает «красивый», «светлый». Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Входящие в избу, прежде всего, обращались к красному углу и осеняли себя крестным знамением. Русская пословица гласит: «Первый поклон – Богу, второй – хозяину с хозяйкой, третий – всем добрым людям».

Место за столом в красном углу под образами было самое почетное: здесь сидел хозяин, или почетный гость. «Красному гостю – красное место». Каждый член семьи знал свое место за столом. Старший сын хозяина сидел по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий – рядом со старшим братом и т.д. «Каждый сверчок знай свой шесток». Место хозяйки за столом в торце стола со стороны бабьего кута и печи – именно она жрица домашнего храма. Она общается с печью и огнем печи, она заводит квашню, сажает в печь тесто, вынимает его претворенным в хлеб.

Кроме лавок в избе были передвижные приставные скамьи. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев смотря по тому. Куда его усаживали – на лавку или на скамью.
Лавки обычно покрывали специальной тканью – полавочником. И вообще, вся изба убрана предметами домашнего ткачества: полати и лежанку на печи закрывают цветные занавеси, на окнах – занавески из домотканой кисеи, на полу – разноцветные половики. Подоконники же украшает милая крестьянскому сердцу герань.

Между стеной и тыльной или боковой стороной печи находилось запечье. При расположении за печью там хранили конскую упряжь, если сбоку, то обычно кухонную утварь.

С другого боку печи, рядом с входной дверью, пристраивался голбец, — особая деревянная пристройка к печи, по лестнице которой спускались в подклеть (подпол), где хранились припасы. Голбец служил также местом отдыха, особенно старых и малых. Кое-где высокий голбец был заменен коробом – «западней», высотой 30 сантиметров от пола, с задвижной крышкой, на которой также можно было спать. Со временем спуск в подклет переместился перед устьем печи, и попасть в него можно было через дыру в полу. Печной угол считался местом обитания домового – хранителя домашнего очага.

С середины XIX в. В крестьянском жилище, особенно у зажиточных крестьян, появляется парадное жилое помещение – горница. Горница могла быть летним помещением, в случае всесезонного использования она отапливалась печью голландкой. Горницы, как правило, имели более красочный интерьер, чем изба. В интерьере горниц использовались стулья, кровати, горки сундуков.

Интерьер крестьянского дома, складывающийся веками, представляет наилучший образец сочетания удобства и красоты. Здесь нет ничего лишнего и всякая вещь на своем месте, все под рукой. Главным критерием крестьянского дома было удобство, чтобы человек мог в нем жить, работать и отдыхать. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть и свойственную русскому народу потребность в красоте.
В интерьере русской избы главенствует горизонтальный ритм мебели (лавки, полати, полки) Объединяет интерьере единый материал, приемы столярной обработки. Сохранялся естественны цвет древесины. Ведущей цветовой гаммой была золотисто-охристая (стены избы, мебель, посуда, утварь) с введением белого и красного цветов (белыми были полотенца на иконах, красный цвет небольшими пятнами сверкал в одежде, полотенцах, в растениях на окнах, в росписи домашней утвари).

Интерьер русских изб в большинстве своем очень похож и включает в себя ряд элементов, которые можно встретить в любом доме. Если говорить об устройстве избы, то она состоит из:

  • 1-2 жилых помещений
  • горница
  • чулан
  • терраса

Первое с чем сталкивался гость, зайдя в дом - это сени. Это своего рода зона между отапливаемым помещением и улицей. Весь холод задерживался в сенях и не поступал в основное помещение . Сени использовались славянами в хозяйственных целях. В этом помещении держали коромысло и другие вещи. В сенях располагался чулан . Это помещение, которое отделялось от сеней перегородкой. В нем располагался ларь с мукой, яйца и другие продукты .

Отапливаемое помещение и сени отделяли дверь и высокий порог. Такой порог делался для того, чтобы холодному воздуху было сложнее проникать в теплое помещение. Кроме этого, существовала традиции, согласно которой гость, входя в помещение, должен был кланяться, приветствую хозяев и домового . Высокий порог как раз "принуждал" гостей преклоняться, входя в основную часть дома. Так как вход без преклонения обеспечивал удар головы об косяк. С приходом на Русь христианства поклон домовому и хозяевам дополнился осенением себя крестным знамением и поклоном иконам в красном углу .

Переступая через порог, гость попадал в основное помещение избы. Первое, что попадало на глаза - печь. Располагалась она сразу слева или справа от двери . Русская печь - основной элемент избы. Отсутствие печи говорит о том, что строение является нежилым. Да и свое название русская изба получила именно благодаря печи, которая позволяет топить помещение. Еще одна важная функция данного устройства - приготовление пищи . До сих пор нет более полезного способа приготовления еды, чем в печи. В настоящее время существуют различные пароварки, которые позволяет сохранить максимум полезных элементов в пище. Но все это не сравнимо с приготовленной едой из печки. С печью связано много поверий. Например, считали, что она являлась любимым местом отдыха для домового. Или, когда ребенок терял молочный зуб, его учили бросать зуб под печку и говорить:

"Мышка, мышка, на тебе репяной зуб, а ты дай мне костяной зуб"

Также считалось, что мусор из дому нужно сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась внутри помещения.

Красный угол в русской избе


Красный угол - неотъемлемая составляющая внутреннего убранства русской избы
. Он располагался по диагонали от печи (чаще всего это место выпадало на восточную часть дома - на заметку тем, кто не знает куда установить красный угол в современном жилище). Это было священное место, где находились рушники, иконы, лики предков и божественные книги. Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб:

"Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска – так и стол доска"

Поэтому даже сегодня традиция не позволяет сидеть на столе. А оставлять ножи и ложки считается дурной приметой. До сегодняшних дней сохранилось еще одно поверье связанное со столом: молодёжи запрещалось сидеть на углу стола, дабы избежать участи безбрачия.

Лавка с сундуком в избе

Предметы быта в русской избе играли каждая свою роль . Скрыня или сундук для одежды являлся важным элементов дома. Скрыня переходила по наследству от матери к дочери . В него складывалось приданное девушки, которое она получала после замужества. Располагался этот элемент интерьера русской избы чаще всего рядом с печкой.

Лавки также являлись важным элементов интерьера русской избы. Условно они делились на несколько видов:

  • долгая - отличается от остальных длиной. Считалась женским местом, где занимались вышиванием, вязанием и т. д.
  • короткая - во время трапезы на ней сидели мужчины.
  • кутная - устанавливалась около печи. На ней ставились вёдра с водой, полки для посуды, горшки.
  • пороговая - шла вдоль стены, где расположена дверь. Использовалась в качестве кухонного стола.
  • судная - лавка выше, чем другие. Предназначалась для хранения полок с посудой и горшков.
  • коник - мужская лавка квадратной формы с вырезанной конской головой сбоку. Располагалась около двери. На ней мужчины занимались мелким ремеслом, поэтому под лавкой хранились инструменты.
  • "нищая" также располагалась у двери. На нее мог садиться любой гость, вошедший в избу без разрешения хозяев. Связано это с тем, что гость не может пройти в избу далее матицы (бревно, служащее основанием для потолка). Визуально матица выглядит как выступающее бревно поперек основных уложенных досок на потолке.

Горница - это еще одно жилое помещение в избе. Имелось оно у зажиточных крестьян, ибо подобное помещение мог позволить себе не каждый. Горница чаще всего устраивалась на втором этаже . Отсюда её название горница - "гора" . В ней находилась другая печь, называемая голландкой . Это печь округлой формы. Во многих деревенских домах они стоят до сих пор, являясь украшением. Хотя даже сегодня можно встретить избы, которые отапливаются этими старинными приборами.

О печи уже сказано достаточно. Но нельзя не упомянуть и те инструменты, которые использовались в работе с русскими печами. Кочерга - самый известный предмет. Представляет собой железный прут с загнутым концом. Применялась кочерга для размешивания и сгребания углей . Помело же использовалось для очищения печи от углей .

С помощью ухвата можно было перетаскивать или передвигать горшки и чугунки. Он представлял собой металлическую дугу, которая позволяла захватывать горшок и переносить его с места на место. Ухват позволял ставить чугунок в печь без боязни обжечься .

Еще одним предметом, используемым в работе с печкой, является хлебная лопата . С помощью неё хлеб помещают в печь и вытаскивают после приготовления. А вот слово "чапля " знают не многие. Этот инструмент по другому называют сковородник. Использовался он для захвата сковороды .

Колыбель на Руси имели различные формы. Были и выдолбленные, и плетеные, и подвесные, и "ваньки-встаньки". Названия же их были на удивление разнообразны: люлька, зыбка, колиска, качалки, баюкалка. Но с колыбелью связан ряд традиций, который оставался неизменным. Так, например, считалось необходимым устанавливать колыбель в том месте, где младенец может наблюдать рассвет . Качать пустую колыбель считалось плохой приметой. В эти и многие другие поверья мы верим и по сегодняшний день. Ведь все традиции предков основывались на их личном опыте, который новое поколение приняло у своих пращуров.

Все фотографии защищены авторским правом. Любое воспроизведение фотографий без письменного разрешения автора запрещено. Приобрести лицензию на воспроизведение фото, заказать полноразмерное фото, фотографию в RAW формате можно у Андрея Дачника или приобрести на Shutterstock .
2014-2016 Андрей Дачник

Изба в виде клетского деревянного сруба различной конфигурации является традиционным русским жилищем для сельской местности. Традиции избы восходят к землянкам и домам с земляными стенами из которых постепенно стали подниматься чисто деревянные срубы без наружного утепления.

Русская деревенская изба обычно представляла собой не только дом для жилья людей, но целый комплекс построек, включавший в себя все необходимое для автономной жизни большой русской семьи: это и жилые помещения, и помещения для хранения, помещения для скота и птицы, помещения для запасов корма (сеновалы), помещения-мастерские, которые были интегрированы в один огороженный и хорошо защищенный от непогоды и чужаков крестьянский двор. Иногда часть помещений была интегрирована под единой кровлей с домом или входила в состав крытого двора. Только бани, почитавшиеся местом обитания нечистой силы (и источников пожаров) строили отдельно от крестьянской усадьбы.

Долгое время в России строили избы исключительно только при помощи топора. Такие приспособления как пилы и сверла появлялись только в XIX веке, что в некоторой степени снизило долговечность русских деревянных изб, так как пилы и сверла, во отличие от топора, оставляли "открытой" для проникновения влаги и микроорганизмов структуру дерева. Топор же "запечатывал" дерево, сминая его структуру. Металл практически не использовался при строительстве изб, так как был достаточно дорогим из-за его кустарной добычи (болотный металл) и производства.

С пятнадцатого века центральным элементом интерьера избы стала русская печь, которая могла занимать до одной четверти площади жилой части избы. Генетически русская печь восходит к византийской хлебной печи , которую заключили в короб и засыпали песком, чтобы дольше сохранять тепло.

Выверенная веками русской жизни конструкция избы не претерпевала сильных изменений со времен средневековья до XX века. И по сей день сохраняются деревянные постройки, которым насчитывается по 100-200-300 лет. Основной урон деревянному домостроению России нанесла не природа, а человеческий фактор: пожары, войны, революции, регулярные пределы собственности и "современная" реконструкция и ремонт русских изб . Поэтому с каждым днем все меньше и меньше становится вокруг уникальных деревянных построек, украшающих собой Русскую Землю, имеющих свою собственную душу и неповторимое своеобразие.

Давайте поговорим о старинной русской избе , или возьмем даже чуть шире – русском доме. Внешний его вид и внутреннее устройство – результат воздействия множества факторов, начиная с природных и заканчивая социальными и культурными. Крестьянское общество всегда было чрезвычайно устойчиво своей традиционностью быта и представлениями об устройстве мира. Даже находясь в зависимости от влияния властей (церковь, петровские реформы), русская народная культура продолжала свое развитие, венцом которого нужно признать формирование крестьянской усадьбы, в частности дома-двора с жилой старинной русской избой .

Русский дом остается для многих либо некоей аллегорией христианской Руси, либо избенкой в три окошка с резными наличниками. Экспонаты музеев деревянного зодчества почему-то не меняют этого устойчивого мнения. Может быть потому, что так никто внятно и не объяснил, — что же такое, собственно, старинная русская изба – в буквальном смысле?

Русская изба изнутри

Чужой человек осваивает жилище сначала снаружи, затем заходит внутрь. Свой – рождается внутри. Затем, постепенно расширяя свой мир, доводит его до размеров нашего. Внешность для него – потом, внутренность – сначала.

Мы с Вами, к сожалению, там чужаки.

Итак, снаружи, старинная русская изба высока, велика, окна её малы, а расположены высоко, стены представляют могучий бревенчатый массив, не расчлененный цоколем и карнизами по горизонтали, лопатками и колоннами – по вертикали. Крыша щипцом вырастает из стены, сразу видно, что за «фронтоном» нет никаких привычных стропил. Коньком служит мощное бревно-охлупень с характерным скульптурным выносом. Детали немногочисленны, крупны, отсутствует обшивка, накладки. Из стен кое-где могут выступать отдельные торцы брёвен не совсем ясного назначения. Приветливой старинную русскую избу не назовешь, скорее, молчаливой, скрытной.

Сбоку к избе приставлено крыльцо, иногда высокое, столбовое, иногда низкое, невнятное. Однако, именно оно – и есть первый Кров, под который входит пришедший. А раз это первый кров, то, значит, и второй кров (сени) и третий кров (собственно изба) – лишь развивают идею крыльца – покрытого замощенного возвышения, спроецировавшего на себя Землю и Небеса. Крыльцо избы берет начало в первом святилище – постаменте под кроной священного древа и эволюционирует вплоть до царских сеней в Успенском соборе. Крыльцо у дома – начало нового мира, ноль отсчета всех его путей.

С крыльца внутрь сеней ведет невысокая широкая дверь в мощном косящатом обрамлении. Внутренние контуры его слегка округлы, что служит главным препятствием для нежелательных духов и нечистых в помыслах людей. Округлость дверного проема сродни круглоте Солнца и Луны. Замка нет, защелка, открывающаяся как изнутри, так и снаружи, — от ветра и домашнего скота.

Сени, на Севере именуемые мостом, – развивают мысль крыльца. Часто в них нет потолка, как прежде не было и в избе, — только кровля отделяет их от неба, только она осеняет их.

Сень – небесного происхождения. Мост – земного. Снова, как и в крыльце, Небо встречается с Землёй, а связуют их те, кто срубил старинную русскую избу с сенями, и те, кто живёт в ней – большая семья, ныне представленное среди живущих звено рода.

Крыльцо открыто с трёх сторон, сени закрыты с четырёх, света в них немного от волоковых (заволакиваемых досками) окон.

Переход из сеней в избу не менее ответственен, чем из крыльца в сени. Чувствуется, как нагнетается атмосфера…

Внутренний мир русской избы

Открываем дверь, пригибаясь, входим. Над нами низкий потолок, хотя это не потолок, а полати, – настил на уровне лежанки печи – для спанья. Мы в полатном куте. И можем обратиться к хозяйке избы с добрым пожеланием.

Полатный кут – притвор внутри русской избы. Туда может войти любой добрый человек без спроса, без стука в дверь. Полати одним краем опираются на стену прямо над дверью, другим – на полатный брус. За этот полатный брус гостю по его воле ходу нет. Только хозяйка может пригласить его войти в следующий кут – красный угол, к семейным и родовым святыням, сесть за стол.

Трапезная, освящённая святынями, вот что такое красный угол.

Так гость осваивает целую половину избы; однако во вторую, дальнюю половину (за пирожный брус) ему уже не зайти никогда, туда его хозяйка не пригласит, потому что вторая половина – главная священная часть русской избы – бабий и печной куты. Эти два кута аналогичны алтарю храма, да собственно это и есть алтарь с печью-престолом и ритуальными предметами: хлебной лопатой, помелом, ухватами, квашнёй. Там претворяются плоды земли, неба и крестьянского труда в пищу духовно-материального свойства. Потому что никогда для человека Традиции пища не была количеством калорий и набором консистенций и вкусов.

Мужская часть семьи в бабий кут не допускается, здесь всем верховодит хозяйка, большуха, постепенно обучая будущих хозяек священнодействию…

Мужики большую часть времени трудятся в поле, на лугу, в лесу, на воде, на отхожих промыслах. В доме место хозяина сразу при входе на лавке-конике, в палатном куте, либо за дальним от бабьего кута торцом стола. Он ближе к малым святыням красного угла, дальше от центра русской избы.

Место хозяйки в красном углу – за торцом стола со стороны бабьего кута и печи, — именно она жрица домашнего храма, она общается с печью и огнём печи, она заводит квашню и сажает в печь тесто, она вынимает его претворённым в хлеб. Именно она по смысловой вертикали печного столба – спускается через голбец (особая деревянная пристройка к печи) в подпол, который тоже именуется голбцом. Там, в голбце, в подклетном родовом святилище, месте обитания духов-охранителей, держат припасы. Там не так жарко летом, не так холодно зимой. Голбец сродни пещере – чреву Земли-Матери, из которого выходят, и в которое возвращаются тленные останки.

Хозяйка заправляет, хороводит всем в доме, она в постоянном общении с внутренней (избяной) Землёй (пол-мост избы, подпол-голбец), с внутренним небом (балка-матица, потолок), с Мировым Древом (печной столб), связующим их, с духами умерших (тот же печной столб и голбец) и, конечно, с нынешними живыми представителями своего крестьянского родового древа. Именно её безусловное лидерство в доме (и духовное, и материальное) не оставляет пустопорожнего времени мужику в русской избе, отсылает его за пределы домашнего храма, на периферию освещённого храмом пространства, к мужским сферам и делам. Если умна и крепка хозяйка (ось семьи), родо-семейное колесо крутится с желанным постоянством.

Устройство русской избы

Обстановка старинной русской избы полна ясного, незамысловатого и строгого значения. По стенам широкие и невысокие лавки, пять-шесть окон невысоко расположены над полом и ритмично освещают, а не заливают светом. Прямо над окнами сплошная полка-воронец. Выше – пять-семь нетёсаных прокопчённых венцов сруба, — здесь ходит дым во время топки чёрной печи. Для его удаления над дверью находится дымоволок, ведущий в сени, а в сенях пристроена деревянная труба-вытяжка, выносящая уже охлаждённый дым за пределы дома. Горячий дым экономично прогревает и антисептирует жилое помещение. Благодаря ему на Руси не было таких жестоких пандемий, как в Западной Европе.

Потолок из толстых и широких плах (полубрёвен), таков же пол-мост. Под потолком могучая балка-матица (иногда две или три).

На куты русская изба разделяется двумя брусьями-воронцами (полатным и пирожным), уложенными перпендикулярно на верхний срез печного столба. Пирожный брус тянется к передней стене избы и отделяет женскую часть избы (около печи) от остального пространства. Часто его используют для хранения выпеченного хлеба.

Существует мнение, что печной столб не должен обрываться на уровне воронцов, ему следует подниматься выше, под самую матицу; в этом случае космогония избы была бы полной. В глубине северных земель обнаружилось нечто подобное, только, пожалуй, ещё более значительное, статистически надёжно продублированное не один раз.

В непосредственной близости от печного столба, между пирожным брусом и матицей, исследователям встретился (почему-то никому дотоле не встречался) резной элемент достаточно ясного, и даже символического смысла.

Трёхчастность подобных изображений трактуется одним из современных авторов так: верхняя полусфера – это высшее духовное пространство (чаша «небесных вод»), вместилище багодати; нижняя – небесный свод, покрывающий Землю – наш видимый мир; среднее звено – узел, вентель, место расположения богов, контролирующих поступление благодати в наш нижний мир.

Кроме того, легко представить его как верхнюю (перевёрнутую) и нижнюю Берегиню, Бабу, Богиню с поднятыми руками. В среднем звене прочитываются привычные конские головы – символ солнечного движения по кругу.

Резной элемент стоит на пирожном брусе и именно подпирает матицу.

Таким образом, в верхнем уровне избяного пространства, в центре старинной русской избы , в самом значимом, ударном месте, мимо которого не пройдёт ни один взгляд, воочию воплощено недостающее звено – связь Мирового Древа (печного столба) и небесной сферы (матицы), причём связь в виде сложного глубоко-символичного скульптурно-резного элемента. Надо отметить, что он располагается сразу на двух внутренних границах избы – между обжитым относительно светлым низом и чёрным «небесным» верхом, а также между общей семейной половиной избы и запретным для мужчин священным алтарем – бабьим и печным кутами.

Именно благодаря этому запрятанному и очень вовремя нашедшемуся элементу можно выстроить ряд взаимодополняющих архитектурно-символических образов традиционных крестьянских культурных объектов и сооружений.

По своей символической сути все эти объекты – одно и то же. Однако, именно старинная русская изба – самый полный, самый развитой, самый углублённый архитектурный феномен. И теперь, когда, кажется, она полностью забыта и надёжно похоронена, снова настаёт её время. Настаёт Время Русского Дома – в буквальном смысле.

Курная изба

Надо заметить, что высшим образцом материальной народной культуры исследователями признаётся именно курная (чёрная, рудная) русская изба, в которой дым при топке печи поступал непосредственно в верхнюю часть внутреннего объёма. Высокий потолок трапециевидной формы позволял находиться в избе во время топки. Дым выходил из устья печи прямо в комнату, стелился по потолку, а затем опускался до уровня полок-воронцов и вытягивался через волоковое окошко, прорубленное в стене, соединенное с деревянным дымником.

Причин долгого бытования рудных изб несколько, и прежде всего, климатические условия — большая влажность местности. Открытый огонь и дым из печи пропитывали и просушивали стены сруба, таким образом, происходила своеобразная консервация древесины, поэтому век черных изб более длительный. Курная печь хорошо обогревала помещение и не требовала много дров. Была она удобна и для ведения хозяйства. Дым просушивал одежду, обувь и рыболовные сети.

Переход на белые печи принёс вслед за собой невосполнимую утрату в устройстве всего комплекса значимых элементов русской избы: понизился потолок, повысились окна, стали пропадать воронцы, печной столб, голбец. Единый зонированный объём избы начал дробиться на функциональные объёмы-комнаты. Исказились до неузнаваемости все внутренние пропорции, внешний вид и постепенно старинная русская изба прекратила своё существование, превратившись в сельский дом с интерьером, приближенным к городской квартире. Вся «пертурбация», фактически – деградация, произошла лет за сто, начавшись в XIX веке и завершившись к середине XX века. Последние курные избы, по нашим сведениям, переделывались в белые после Великой Отечественной войны, в 1950-е годы.

А как же быть теперь? Возврат к действительно курным избам возможен лишь как результат всемирной или национальной катастрофы. Однако, вернуть всю образно-символическую структуру избы, насытить ею русский загородный дом – можно и в условиях технического прогресса и всё увеличивающегося благосостояния «россиян»…

Для этого, собственно, надо лишь начать просыпаться ото сна. Сна, навеянного на элиту нашего народа как раз тогда, когда сам народ творил шедевры своей культуры.

По материалам журнала «Родобожие №7