Мохенджо-Даро — древний город уничтоженный ядерным взрывом. Мохенджо-Даро и его тайны (5 фото)

Очень люблю исторические драмы особенно с замахом на более древние периоды человеческого существования.

Фильм «Махенджо-Даро» снять по всем каноном такого жанра, весь историзм и событийность замыкается на одном историческом персонаже, который наделен ну просто всеми положительными качествами. Он и красив, и силен, и храбр, и умен, и хитер в меру, и добр, и отважен, в общем не наделен никакими человеческими качествами, кроме желания любить и получить объект своего вожделения.

Сюжет не содержит ничего сверх кардинального, как это всегда бывает, несправедливо лишенный своего трона и отрешенный от него герой, в полном неведении, что было с его родителями, приезжает торговать в величественный город Махенджо-даро. И… и находит в нем все что искал. И прекрасную девушку Чаани, и историю своего происхождения, и свое предназначение, и конечно же становится спасителем всего городского населения, попутно приложив руку к созданию великой реки Ганг. Все это на фоне древнего города, с песнями, танцами, причудливыми (скорее фантазийными, чем реальными) обрядами, драками, пучеглазыми злодеями и пр.

Фильм скорее не понравился, чем понравился.

Сценарий будто писан на коленке, не знаю на счет исторической точности, но на счет проработки героев, очень плохо. Создается впечатление, что над внешним видом каждого персонажа работали больше, чем над внутренним, что не свойственно для индийского кино. Все герои лишены человечности и оттого кажутся пустыми.

Возможно из-за недоработки сценария все актеры кажутся слабоватыми и натуженными.

Ритик Рошан (главный герой Сарман) старался изо всех сил вытянуть хоть что-то из этого образа, старательно сверкал глазами и пафосно закидывал подбородок, гневно дергал ноздрями. Но создать полноценный образ не получилось. Он в отличной физической форме, как всегда потрясающая работа в сценах с драками, как всегда отлично чувство ритма и танца, но на этом все, нет внутреннего переживания, нет того эмоционального толчка от экрана, который заставит зрителя немного встрепенуться.

Пуджа Хегде (Чаани) ну тут совсем без стараний. Очень плохо, одной внешней красоты недостаточно, недостаточно пристального взгляда на камеру, пусто. Особенно когда происходили рыдания или патетические речи, ужас. Роль не такая большая как кажется и не такая сложная, да Чаани возлюбленная главного героя, да именно ее замужество подтолкнуло на большие поступки Сармана, но где эмоция? Где??? У меня в голове возникала ассоциация белого шума, когда я видела ее. Нет эмоции, нет посыла, нет ни страсти, ни всеобъемлющей любви, нет вдохновения. Единственно, что отлично удалось, уж не знаю как этого добились, эта сцена удушения Чаани, очень реалистично. Может ее и взправду немного придушили, дабы вытянуть хоть что-то (сарказм, злой).

Кабир Беди (Махам) злой злодей, очень злой и очень индийский. Чем то напомнил мне главного индийского злодея Амриша Пури, когда пучил глаза. Кабир поработал на столько, на сколько позволяет это режиссер, опять же недостатки не актера, а скорее сценариста и режиссера, нет внятного мотива и развития его злобы. Почему в нем оказалось столько алчности, где развитие злобы на весь мир, нет генеральной идеи.

Арунодай Синкх (Мунджа) один из немногих, у кого более-менее внятные эмоции и переживания. Симпатичный бородатый наследник лже-властителя, с замашками нисколько на власть, сколько на единоличную любовь. В нем есть и хорошее и плохое, показано немного нравственные колебания героя, что дает образу Мунджи более реалистичные черты. Чего нет у главного героя, вопрос почему? Ведь Ритик куда опытнее.

Мэниш Чаудхари (священник) обратил на себя внимание в «Клянусь тобой любимая», но здесь опять же не дали раскрыться, создалось впечатление, что актеру немного тесновато в этом образе. Из всех доступных выражений лица, актеру скорее всего предоставили маску «удивление», «крайнее удивление», «обескураженность», «стыдливое удивление».

Уж не помню как звали жену злодея и тем более актрису, которая ее играла, но вот единственная кому можно выставить 6,0 за технику и актерское мастерство. Живой и полный образ, видимо из-за незначительности персонажа, нашли время на внутреннюю наполненность.

Некоторые сцены и вовсе вызвали недоумение:

1. Сцена с прогулкой Чаани в простом одеянии. Почему она громит все вокруг? С чего она обливает прохожих, бьет горшки у мастеров, портит имущество чужих людей? К чему??? Она вышла первый раз в простой одежде, никто ее не узнает, и вместо любопытства, беспечности, радости, откровенное хулиганство. Непонятно! Никак не характеризует героиню, никак не выражает чувство свободы, да и еще в разрез идет с ее благопристойным образом.

2. Сцена с разрезанием веревки Махамом перед потопом. Ну уж начал резать, так чего не дорезал, понимаю, хотели показать его борьбу до конца, слабый лучик надежды на спасение, но почему он остался на столбе? Куда сильнее было бы если бы он разрезал вервку и бросился бежать, а поток воды настиг его где-то в городе или на выходе из города. Осталось чувство, что пытались изобразить, ничего не пришло другого на ум, начали делать и в итоге не доделали и забыли.

3. Скорее не сцена, а то что меня покоробило, наряд главного героя на время пребывания его в Махенджо-Даро меняется раз пять! Как?! он простой крестьянин, одежда тогда была дорога, вернее откуда столько? А головной убор Чаани меняется всего три раза! и то один из них свадебный. По-моему, на лицо недоработка или перереработка.

4. Все сцены с единорогом! Ну почему компьютерная графика? Зачем? Рог в чалме Сармана смотрелся куда реалистичнее этого существа. Не то что реалистичности не хватило, не хватило красоты и эстетики в этом животном, ведь единорог символ сакральный, вдохновляющий.

Что точно понравилось: музыка и танцы!

Фильм скорее похож на чью-то дипломную работу с большим бюджетом. Могу его сравнить с незрелой грушей, которую купил достаточно дорого. С одной стороны есть и замах и именитые актеры и только из-за этого пытаешься найти хоть что-то достойное, но увы. Даже большая цена не сделает зеленую грушу спелой.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо–Даро


Область протоиндийской цивилизации была более обширной, чем районы цивилизаций Месопотамии и Египта вместе взятых. Она простиралась на 1600 километров с юга на север и на 800 километров с востока на запад. С начала 20-х годов XX века и до сегодняшнего дня было открыто около 2500 памятников этой древней культуры, в том числе ее столичные города, морские порты, пограничные крепости и т.д. Мы не можем сказать, была ли это единая цивилизация, или несколько городов-государств.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Города долины Инда были построены из кирпича - но не сырца, которым пользовались шумеры, а из кирпича обожженного. Этот факт, а также остатки огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густая сеть сточных канав ясно свидетельствовали о том, что пять тысяч лет назад проливные дожди в долине Инда были весьма частыми, причем настолько, что обилие воды создавало угрозу городским постройкам. Шумеры могли строить свои города из кирпича-сырца, поскольку дожди в Южной Месопотамии были явлением редким. Жители долины Инда, наоборот, явно имели избыток воды - и это тем более удивительно, что сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее построил. Забыты названия ее таинственных городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными …

На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины «крушения» столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Цивилизация пришла в упадок довольно быстро. А катастрофа в Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

Причины гибели Мохенджо-Даро


Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы , она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

По некоторым сообщениям, на холме, где располагался город, произошел мощный взрыв, руины зданий были оплавлены, а скелеты в районе взрыва - радиоактивными. Якобы еще в 1927 году археологи нашли 27 или 44 полностью сохранившихся человеческих скелетов с повышенным уровнем радиации. Власти забеспокоились. Нельзя же давать людям доказательства того, что в середине второго тысячелетия кто-то применял мощные ядерные бомбы . Нужна была какая-нибудь версия. Для начала запустили в средства массовой дезинформации сообщение о том, что в ста сорока километрах от Мохенджо-Даро якобы найден эпицентр древнего землетрясения, которое и послужило причиной трагедии. Однако никто не поверил в то, что землетрясение было способно оплавить камни. Тогда выступил некто А. П. Невский, заявивший, что это была комета. Мол, при входе в атмосферу возник разряд статического электричества силой в миллионы ампер, он-то и разрушил город. Однако, в Мохенджо-Даро не было найдено признаков наводнения, извержения вулканов или падения крупных метеоритов.

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии


В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний) , которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро...
Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет , привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями. Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой.

Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже хвалился, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.
Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.
Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.
В связи с этим можно вспомнить городок Сасово в Рязанской области. Благодаря расследованию геолога В.Ларина была найдена причина странного взрыва в том месте (сопровождавшегося также пьезоэлектрическими явлениями). Из глубин поднялся водород, образовавший гремучую смесь, вспыхнувшую с эффектом, подобным срабатыванию вакуумной бомбы. К счастью, это случилось не в самом городе, а немного подальше. Правда, в отличие от Мохенджо-Даро, здесь не наблюдалось оплавления и вспышка была слишком кратковременной. Были и такие случаи, когда в одной из аномальных скважин в Якутии горел глубинный водород и вокруг горящей скважины от жара песок просто спекался в стекло.
Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба.Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

Две версии названия города: общепринятое и подлинное

В современной науке название «Мохенджо-Даро» давно стало привычным и неоспоримым, однако не приходится говорить о его подлинности. Именование, взятое из языка синдхи, буквально означает «холм мертвецов» и получило распространение лишь в середине ХХ века. Истинное же название города остаётся загадкой, но анализ письменных источников, обнаруженных в комплексе, даёт все основания полагать, что в период расцвета это поселение называлось «Куккутарма», что в переводе с местного диалекта означало «город петуха». Дело в том, что в Мохенджо-Даро был развит культ этой птицы, которая скорее служила ритуальным элементом, нежели пищей. Кроме того, вполне вероятно, что именно этот город был родиной разведения домашних кур.

История обнаружения древнего города у реки Инд

Почти 4 тысячи лет Мохенджо-Даро оставался неизвестным науке и мог совсем не оставить следа в истории, если бы не 37-летний индийский археолог Ракхал Дас Банерджи. Молодой учёный работал в Археологическом управлении Индии и занимался исследованиями в области древних культур Востока. В 1922 году он отправился к берегам Инда, так как узнал о расположенном там древнем буддистском строении. Прибыв со своей командой на место, он был поражён, обнаружив огромный комплекс, относящийся к более раннему периоду истории, чем предполагалось. В этом же году Банерджи привлёк к своему проекту Джона Маршалла, с которым они провели первые раскопки Мохенджо-Даро.


Уже на начальных этапах стала очевидной культурная связь поселения с другими городами-государствами этого периода. Планировка улиц, расположение культовых зданий и найденные артефакты подтверждали возраст Холма Мертвецов. Первые экспедиции и археологические раскопки были весьма интенсивными. На протяжении 40 лет группы учёных со всего мира приезжали к берегам Инда, чтобы найти как можно больше информации об уникальном поселении. К сожалению, лишь в 1960 годах стало известно, что существующие техники раскопок весьма грубы и повреждают хрупкий материал. Это обнаружение привело к ограничению работ на этой территории, кроме тех, что направлены на консервацию и сохранение уже открытых участков.

Таинственное разрушение


Как и любой древний город, Мохенджо-Даро привлекает внимание своими постройками, которые помогают лучше понять быт и мышление наших предков. Но один фактор делает это поселение куда более загадочным и интересным, нежели его соседи. Всё дело в том, что с первых дней раскопок учёными были обнаружены находки, которые в своей совокупности свидетельствовали о весьма странном событии, однажды произошедшем в селении. Примерно в XV веке до нашей эры на город обрушился катаклизм, вмиг уничтоживший всех его жителей. В пользу этой теории выступают сразу несколько факторов:

  • во-первых, все постройки поселения полностью или частично разрушены, но с одним любопытным нюансом: в центре города наблюдается наибольшая деформация, в то время как самые крайние дома имеют незначительные дефекты. Иными словами, город выглядит так, будто в его центр скинули какую-то бомбу, волны которой прокатились от центра к периферии Мохенджо-Даро;
  • во-вторых, все кирпичи, из которых возведены дома, выглядят так, будто их запекали при температуре в несколько тысяч градусов, но учёным не удалось обнаружить никаких приспособлений, которые могли бы так обрабатывать строительный материал. Кроме того, были обнаружены пласты стекла, плавка которого также требует недостижимых для человека того времени температур;
  • в-третьих, подобно Помпеям, на улицах Мохенджо-Даро были обнаружены останки людей, чьи позы скорее свидетельствуют о беззаботных прогулках, нежели о попытках побега от опасности.

Все вместе эти находки на протяжении десятилетий будоражат сознание как учёных, так и обычных туристов. Действительно, какая катастрофа могла привести к подобному уничтожению целого поселения? Все описания повреждений невероятно похожи на то, что было обнаружено в печально известных Хиросиме и Нагасаки, после того, как на них были сброшены атомные бомбы. Некоторые исследователи даже выдвигают гипотезы о существовании продвинутой индской цивилизации, которая могла использовать взрывчатые вещества и схожие технологии.

Кроме того, учёные приходят к выводу о том, что этот катаклизм был замечен жителями того времени и даже получил своё отображение в письменных источниках. Священные тексты индуизма содержат записи о «божественном огне», который обрушился на большой город, полностью истребив его население. Люди того времени усматривали в этом событии возмездие прогневавшихся богов, которое должно было служить предупреждением для соседних поселений.

Лестница на вершину

Культурные памятники и археологические находки

Но не только таинственное исчезновение города привлекает тысячи туристов в эти места. Уникальная планировка пространства даёт возможность ознакомиться с особенностями древнего градостроения, которое было чрезвычайно логичным и практичным. Вдоль идеально ровных улиц шириной в 10 метров расположены идентичные дома с плоскими крышами, которые одновременно выполняли функцию террас. Такому схематизму и идеальной стилистической целостности могли бы поучиться современные застройщики.

Кроме того, в центре города расположена огромная цитадель, которая, вероятнее всего, укрывала жителей во время возможных затоплений водами реки. Но наличие Инда приносило жителям больше пользы, чем неудобств. Так, Мохенджо-Даро – один из первых городов с невероятно развитой системой ирригации и водоснабжения. Учёными были обнаружены следы общественных туалетов и даже бань. Также на территории города расположен бассейн площадью в 83 кв. м., который использовался во время ритуальных действий и празднеств.

Может показаться, что добраться до такого города как Мохенджо-Даро непросто, но, к счастью, это не так. Всего лишь в одном километре от поселения расположен аэропорт, принимающий регулярные рейсы из других городов Пакистана. В зависимости от предпочтений, из терминала в комплекс можно добраться двумя способами:

Для тех же, кто хочет сэкономить средства или просто не любит лишний раз летать на самолёте, по региону курсирует поезд «Карачи-Кветта». Добравшись на нем до станции «Ларкана», остается лишь пересесть в автобус, который за 40 минут довозит пассажиров к стенам Мохенджо-Даро.

Ранее туристическая инфраструктура в этой местности была развита слабо. Обычно туристы выезжали к Мохенджо-Даро рано утром и, проведя в комплексе весь день, возвращались в Карачи - большой город с множеством отелей, пляжей и интересных культурных памятников. В последнее время ситуация стала меняться, правительство Пакистана начало проект по обустройству окрестностей древнего города-государства, и в ближайшее время туристы смогут ночевать в непосредственной близости к Мохенджо-Даро.

Индская цивилизация (Хараппа и Мохенджо-Даро)

Современная археология позволяет предполагать, что заселение Индии неолитическими земледельцами в основном шло с севера, через Иран и Афганистан. VI–IV тысячелетиями до н.э. датируются первые неолитические поселения в предгорьях долины Инда, а примерно XXIV в. до н.э. – величественные памятники развитой городской культуры, известные по раскопкам в Хараппе и Мохенджо-Даро.

Выстроенные из кирпича городские строения (дома, дворцы, цитадели, зернохранилища), бассейны с хорошо налаженной системой канализации и даже соединенное каналом с рекой сооружение типа верфи – все это не только свидетельствует о высоком уровне градостроительства и, следовательно, всей урбанистической цивилизации, но позволяет предполагать существование развитого ремесла, включая бронзолитейное дело, а также, что важно подчеркнуть особо, торговых связей с соседями, прежде всего с шумерским Двуречьем. Трудно сказать, насколько культура шумеров повлияла на возникновение центров индской цивилизации и следует ли эти центры считать чем-то вроде очагов, возникших при содействии шумерской колонизации (на этот счет существуют различные мнения), но сам факт влияния со стороны более развитого Двуречья несомненен. К этому надлежит добавить, что и населяли индские центры европеоиды, антропологически близкие к населению ближневосточного региона. Речь, конечно, не о том, чтобы видеть в индских городах просто шумерскую колонию, – здесь иная культура, своя письменность (хотя и близкая к шумерской), иной тип строений. И все-таки связи несомненны, причем не только внешнеторговые, фиксируемые, в частности, обнаружением индских печатей при раскопках в Двуречье, но и структурные, сущностные: схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша с зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (прежде всего бронза и письменность).

Города долины Инда были, в отличие от месопотамских, очень недолговечны. Они быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной до сих пор причине пришли в упадок и исчезли с лица земли. Ориентировочно период их жизни ограничивается пятью-шестью веками, с конца XXIV до XVIII в. до н.э. Некоторые данные говорят о том, что упадок очагов индской городской культуры начался задолго до их исчезновения и что он был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации (строились и селились где попало, даже на прежних центральных улицах-площадях) и, возможно, с изменением русла Инда и затоплением городов.

Что касается внутренней структуры индского городского общества, то данные на этот счет необычайно скудны. Судя по существованию предприятий вроде верфи, крупных строений типа дворца, огромных зернохранилищ, здесь должна была существовать примерно та же, что и в ранних обществах Двуречья, протогосударственная структура с властью-собственностью правящих верхов и важной ролью централизованной редистрибуции. Более того, сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к городам примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения, включая администраторов, воинов, жрецов, ремесленников. Однако ничего более точного и определенного сказать нельзя: сам факт социальных и экономических различий при полном молчании нерасшифрованной письменности (а это в основном небольшие, в 6–8 знаков, тексты на печатях из иероглифов и пиктографов, количество которых, по ориентировочным подсчетам, достигает 400) не дает оснований говорить ни о рабах, ни о кастах, ни о частных собственниках, хотя кое-кто из специалистов подчас пытается делать это.

Но, как бы то ни было, одно на сегодняшний день установлено достаточно твердо и определенно: хараппская культура долины Инда исчезла, почти не оказав существенного воздействия на пришедшую ей на смену с разрывом в несколько веков культуру индоариев, положивших практически заново начало древнеиндийскому очагу цивилизации. Пожалуй, здесь нужна одна существенная оговорка: новый очаг складывался в основном в долине Ганга, в районах, отстоящих от центров хараппской культуры на многие сотни, если даже не тысячи километров. Только историческое единство Индии в ее привычных недавних границах, объединяющих обе великие речные долины (да и то не учитывая современность, когда долина Инда в основном вошла в состав Пакистана), побуждает специалистов столь тесно связывать между собой Хараппу и ариев и, более того, искать преемственность между ними.

Из книги 100 великих загадок истории автора

Из книги Лекции по истории Древнего Востока автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 2. Индская (Хараппская цивилизация) К настоящему времени памятники Индской цивилизации найдены более чем в 200 пунктах Западной и Северной Индии, в Синде, Белуджистане и на побережье Аравийского моря – на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с

автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Мохенджо-Даро Среди экспонатов одного из музеев города Дели есть небольшая статуэтка из темного металла. Только что закончив танец, застыла, гордо подбоченясь, нагая девушка. Уверенная в успехе, она словно ждет восхищенных аплодисментов от зрителей. Левой рукой, от

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Русы Индостана в IV–III тыс. до н. э. Хараппа. Мохенджо-Даро Русы-скифы и Скифия вообще тесно связаны с индоарийской проблемой и с Индией. Но изыскания надо начинать с ранних эпох.Цивилизация русов Хараппы, которая занимала огромную территорию (пять Шумеров) в долинах Инда,

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Глава 22 Индская цивилизация Открытие и датировка индской цивилизации Индскую цивилизацию принято называть Хараппской по названию первого города, в котором были начаты систематические раскопки, – Хараппы. Однако территория, занимаемая этой цивилизацией, оказалась

Из книги Величайшие загадки истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ГИБЕЛЬ МОХЕНДЖО–ДАРО Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо–Даро в Индии. В 1922 г. индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Иид древние руины. Их назвали Мохенджо–Даро, что в переводе означает

Из книги Индоевропейцы Евразии и славяне автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Середина III тыс. до н. э. Влияние геоксюра в Белуджистане (Кветта) и Афганистане (Мундигак). Цивилизации городов Хараппа и Мохенджо-Даро Начало заселения Кветты (Белуджистан), как мы помним, было положено во второй половине IV тыс. до н. э. Причем мотивы орнаментов керамики

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Маршрут Хараппа – Полинезия? В 1820 г. в долине реки Инд в основании огромного холма, на котором расположился небольшой индийский городок Хараппа, были найдены остатки какого-то древнейшего селения. В 1853 г. здесь начались археологические раскопки, результатом которых

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

Черные молнии над Мохенджо-Даро Следы исчезнувшей цивилизацииЕще в двадцатые годы прошлого века археологи вскрыли в этом районе Пакистана древнейшие курганы с останками крупнейших городов бронзового века Хараппы и Мохенджо-Даро. Кстати, согласно некоторым

Из книги Древний Восток автора

Мохенджо-Даро - крупнейший город протоиндийской цивилизации Древний город на холме Мохенджо-Даро был обнаружен в 1921 г. при обследовании буддийской ступы, возвышающейся на его вершине. В 1924–1927 гг. Дж. Маршалл проводил здесь первые систематические археологические

Из книги Тайны трёх океанов автора Кондратов Александр Михайлович

Гибель Мохенджо-Даро Все эти вопросы лишь поставлены - отвечать на них будут исследования археологов-подводников, исследования, которые уже начинаются. В теплых водах, омывающих Цейлон, возле города Тринкомали аквалангисты обнаружили затонувшие памятники «разных

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Индская цивилизация Культуры Инда или Хараппы. Первые города были основаны около 5 тысяч лет назад в Шумере. Через 500 лет они возникли по берегам рек Нил и Инд.В долине Инда в эпоху мезолита появились общины, которые пользовались геометрическими микролитами и владели

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Индская цивилизация Еще с VII тыс. до н. э. в долине великих рек Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство, а в III тыс. до н. э. местные дравиды создают здесь первую индийскую цивилизацию, получившую в науке название Индской или Хараппской (вторая четв. III тыс. –

Ядерная война в древности?

Есть свидетельство, что империя Рама (теперь Индия) была опустошена ядерной войно й .
В долине Инда - теперь Пустыня Тар , к западу от Джодхпура обнаружено множество участков со следами радиоактивного пепла .

Почитайте эти стихи от древнего (6500 до н.э. самое позднее) Махабхарата :

"…единственный снаряд, обвиненный во всей власти Вселенной. Сверкающий столб дыма и пламя, столь же яркое как тысяча солнц, повысились во всем ее блеске…перпендикулярный взрыв со своими вздымающимися облаками дыма… облако дыма, повышающегося после того, как его первый взрыв сформировался в расширение круглых кругов как открытие гигантских пляжных зонтиков…"

Это было неизвестное оружие, железный удар молнии , гигантский посыльный смерти, который сжег всю долину дотла Vrishnis и Andhakas.
Трупы были столь сожжены , что их невозможно было опознать .
Волосы и ногти выпали , глиняная посуда сломалась без очевидной причины, и птицы побледнели.
После нескольких часов, вся пища была заражена …, чтобы смыть с себя пепел , который осел на солдатах и их оборудовании , они бросились в бурлящий поток , но и он был заражен .

До бомбежки Хиросимы и Нагасаки, современное человечество не могло вообразить оружие, столь же ужасное и разрушительное, как описанное в древних индийских текстах.
Все же они очень точно описали последствия атомного взрыва .
В результате радиоактивного заражения выпадают волосы и ногти, пища становиться непригодной.
Омовение в реке дает некоторую отсрочку, хотя это не лечение.

Когда раскопки Хараппа и Мохенджо-Даро достигли уличного уровня , они обнаружили скелеты , рассеянные на улицах древнего города и в городах , многие держали в руках различные предметы и орудия труда , как будто имела место мгновенная , ужасная гибель .
Люди лежали, не погребенные, на улицах города.
И этим скелетам тысячи лет, даже по традиционным археологическим стандартам.
Картина, открывшаяся археологам, поразительно напоминала картину после бомбежки Хиросимы и Нагасаки .
На одном участке советские ученые нашли скелет , у которого радиационный фон был в 50 раз больше чем нормальный .

Другие города , найденные в северной Индии , имеют признаки взрывов большой мощности.
Один такой город, найденный между Гангом и горами Раджмахал , кажется, был подвергнут сильной жаре .
Огромные массы стен древнего города сплавлены вместе , буквально превращены в стекло !
И нет никакого признака вулканического извержения в Мохенджо-Даро или в других городах.
Сильная жара, способная расплавить камень , может быть объяснена только ядерным взрывом или некоторым другим неизвестным оружием .
Города были стерты с лица Земли полностью.

Человеческие скелеты датировались по радиоуглеродному анализу к 2500 до нашей эры , но мы должны иметь в виду, что датирование по радиоуглеродному анализу заключается в измерение количества остаточной радиации .
Но в результате воздействия радиации , во время ядерного взрыва, останки кажутся намного моложе .

Руководитель исследовательских работ манхеттенского проекта доктор Роберт Оппенгеймер, как известно, был знаком с древней Санскритской литературой.
На интервью, проводимом после того, как он наблюдал первый атомный взрыв, он процитировал Бхагават-Гита :
"Теперь я стал Смертью, Разрушителем Миров ".
Когда его спросили во время интервью в Рочестерском университете, спустя семь лет после ядерного испытания в Аламогордо, было ли это первой атомной бомбой, взорванной на Земле, он ответил: "Хорошо, в современной истории да".

Древние города , каменные стены которых, были сплавлены вместе и буквально превращены в стекло , находят не только в Индии , так же в Ирландии , Шотландии , Франции , Турции и других местах.
Нет никакого логического объяснения витрификации (переход в стеклообразное состояние) каменных фортов и городов, кроме как от атомного взрыва.
Другой любопытный признак древней ядерной войны в Индии - гигантский кратер , расположенный в 400 километрах к северо-востоку от Бомбея и возрастом не менее 50 000 лет , мог быть связан с ядерной войной древности.
Никакой след любого метеорического материала, и т.д., не был найден на участке или по близости, и это - единственный в мире известный кратер "воздействия" в базальте.

Признаки большого разрушения (от давления, превышающего 600 000 атмосфер ) и интенсивной, резкой высокой температуры (обозначенной стекловидными шариками базальта - тектиты ), так же обнаружены в другом известном месте.
Разрушение библейских городов Содом и Гоморра (плотный столб дыма быстро повысился, облако лилось горящей серой, окружающая почва была превращена в серу и соль так, что даже травинка не могла расти там, и любой по близости, превращался в столб соли), походит на ядерный взрыв.
Если бы столбы соли в конце Мертвого моря (которые сегодня все еще там) были бы обычной солью , они бы исчезли с периодическими дождями .
Вместо этого эти столбы состоят из соли , которая тяжелее обычной , и может быть создана только в ядерной реакции , такой как атомный взрыв.

В каждом древнем тексте есть ссылки на Содом и Гоморру.
Так же из этих источников известно, что случилось с Вавилоном :
"Вавилон, самое великолепное из королевств, цветок халдейской культуры, будет опустошен как Содом и Гоморра, когда Бог разрушил их.
Вавилон больше никогда не будет возвышаться снова.
Поколение за поколением приедет, но на этой земле больше никто никогда не будет снова жить.
Кочевники откажутся расположиться лагерем там, и пастухи не будут позволять их овцам ночевать на той земле". - Isaiah, 13:19-20.

Стекловидные образования - тектиты.

Тайна Мохенджо -Даро.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо Даро в Индии.
В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины.
Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает "Холм мертвых ".
Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели?
Ни на один из них раскопки ответа не дали...

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения.
Очевидным был лишь единственный факт - катастрофа произошла внезапно и длилась недолго .

Упадок культуры - процесс медленный , следов наводнения не найдено.
Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах .
Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно.
А именно так было - это подтверждается расположением скелетов.
Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии.
С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов , оставленных холодным оружием .

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти.
Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы .
В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы.
Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).
По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели.
Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва .
Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400-1500 градусов .
Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории.

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область - эпицентр , в котором все строения сметены каким-то шквалом .
От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются .
Наиболее сохранились окраинные строения Словом , картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки .

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией.
Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки.
Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились".
Что это - просто метафора.
Девенпорт считает, что в ее основе есть какие-то реальные события.

Но вернёмся к самому городу...

Мохенджо-Даро занимал площадь около 259 га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича.
Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии.
Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750 гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки - 4,5 тысячи лет тому назад.
Он был спланирован с величайшей педантичностью : улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов .
Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).
Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома.
Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные - с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства .
По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода.
Но что еще важнее - каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.
Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек.
Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен!
Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.